Как объяснить ребенку что нужно быть самостоятельным. Как научить ребенка быть самостоятельным? Приучаем к чашке

Есть, конечно и обратные ситуации, когда вы куда-то торопитесь и настойчиво говорите «одевайся сам!». В этот момент ребенок начинает капризничать и просит помощи, и ни о какой самостоятельности речи уже нет. В таких вопросах нужно придерживаться золотой середины и собственным примером, без давления, помочь ребенку стать самостоятельным.

Малышу 3 года

Важнейшим этапом в развитии ребенка считается возраст от года до трех лет. Специалисты называют этот период «психологическим ростом от момента рождения до зрелого возраста». Ведь всего лишь за какие-то пару лет ребенок уже умеет кушать, начинает ухаживать за собой, становится более аккуратным.


От полной беспомощности в младенчестве, за полтора года он проходит путь развития и вот уже уверенно ходит, старается самостоятельно есть, пить, обуваться и одеваться. В два года все это он делает уже более умело: сам расстегивает куртку, пользуется ложкой и чашкой, моет и вытирает руки. В три года малыш уже стремится помогать маме: выбрасывает мусор в контейнер, накрывает на стол, умеет застегивать пуговицы и молнию, чистит зубы и ходит на горшок под присмотром взрослых.

Постижение окружающего мира

Конечно, все эти умения не возникают сами по себе. Все, ребенок, он узнает от взрослых. И будет ошибкой думать, что малыш всему учится сам. Он просто внимательно наблюдает за взрослыми, и выясняет, для чего нужны те или иные предметы. Для ребенка взрослые – пример для подражания, ловко управляющийся с совершенно различными вещами.


Крохе важно, чтобы ему не только показывали, как и что нужно делать, но и помогали разобраться, подбадривая и хваля за успехи.


В этом возрасте у детей еще плохо развиты мелкая моторика и координация, поэтому он опрокидывает посуду, пачкается. И злиться на это не нужно. Лучше ласково подбодрить малыша, сказав, что в следующий раз все обязательно получится.


Бывают случаи, когда ребенок умеет многое делать сам, но не хочет этого. Для того, чтобы понять причину, нужно выяснить, что именно заставляет его вести себя таким образом. Может быть одежда, которую ему дали, не нравится, или он устал, а может он просто старается привлечь к себе внимание. Но насильно заставлять ребенка делать что-то нельзя. Так еще больше можно отбить охоту к самостоятельности.


Нужно постоянно разговаривать с малышом, показывать назначение различных предметов, объясняя свои действия. Например, желая научить ребенка чистить зубы, мама должна проговаривать каждое действие: «Мы берем щетку, выдавливаем на нее пасту, и аккуратно трем ею зубки. Правильно. Поласкаем ротик и щетку и вытираемся полотенцем. Умничка!» Таким же образом комментируются и другие действия, причем многократно, чтобы ребенок их запомнил.

Делаем уборку

Перед началом уборки, нужно определить территорию, на которой ребенок будет хозяином. Для этого подойдет отдельная комната. Нужно объяснить малышу, что игрушки должны быть в детской комнате, а не валяться по всей квартире. Но просить убрать игрушки нужно по-доброму, а лучше, в игровой форме. Родителям следует на первых порах делать уборку игрушек вместе с ребенком, при этом обязательно проговаривая, куда какую игрушку нужно положить. И обязательно хвалить за правильный повтор своих действий. Совсем скоро ребенок будет сам убирать и расставлять все свои игрушки по местам без лишних напоминаний. Можно превратить уборку в ритуал, перед сном загоняя все машинки в «гараж», и укладывая всех мишек спать. Важно обозначить необходимость уборки, чтобы ребенок знал, что в неубранной комнате родители не будут читать ему сказки или рисовать с ним. Опять же, в ультимативной форме требовать этого не стоит, иначе ребенок решит, что родительскую любовь нужно заработать.


Чаще всего, для спокойствия своей нервной системы, многие мамы и папы предпочитают убирать игрушки сами. Этого делать нельзя, потому что такое поведение дает ребенку повод упираться и противиться при очередной просьбе об уборке.

Кушаем сами

Если ребенок уже умеет держать ложку, пора приучать его пользоваться ей регулярно. Конечно, сразу аккуратно есть у него не получится. Он будет пачкаться, переворачивать ложку, не донеся до рта. Переживать и нервничать по этому поводу не стоит. Нужно набраться терпения, а малышу повязывать фартук или нагрудник.


Чтобы ребенок не остался голодным после такого кормления, мама должна помогать ему, но для этого использовать отдельную, вторую ложку. Причем малышу нужно говорить, какой он умница и как у него хорошо получается. Важно не ругать ребенка за промахи, и относиться серьезно к тому, как он ест и тогда он научится очень быстро.

На горшок

Для того, чтобы приучить ребенка ходить на горшок, нужно позаботиться сперва о самом горшке. Выбирать следует удобный горшок, который не будет похож на игрушку, иначе ребенок будет отвлекаться от основного дела и баловаться, сидя на нем.


Привыкание будет происходить постепенно, поэтому нужно стараться вовремя на горшок, как только это потребуется. Но насильно этого делать нельзя, иначе ребенок начнет ассоциировать горшок с чем-то плохим и приучить его будет очень сложно.


Некоторые детки сидят какое-то время на горшке, а потом встают и возле него. Не стоит злиться. Ребенок просто еще не понимает, что от него требуется.


Каждый раз, обнаружив мокрые штанишки, обязательно нужно объяснять малышу, что писать нужно в горшок. Показывая ребенку, как правильно пользоваться горшком, комментируйте: «Давай внимем штанишки, трусики. Садимся на горшочек и писаем. Встаем, одеваемся. Какой ты у меня молодец!». А когда он поймет, чего от него хотят, он сам будет при надобности садиться в горшок или говорить об этом маме. Уже в три года ребенка можно приучать к унитазу, используя специальное .

Одеваемся

Родители должны показать своему малышу, как вещи. При этом нужно проговаривать всю последовательность и обязательно хвалить за правильные действия.


Важно изначально уделять этому повышенное внимание, потому что переучивать будет намного сложнее.


Для начала обучения выбирайте вещи, которые малыш любит, так он будет получать удовольствие от процесса.


Нужно учитывать, что одевание будет занимать довольно много времени, поэтому если вы торопитесь, то лучше оденьте ваше чадо сами. Иначе, подгоняя и поторапливая, вы испортите ему и себе настроение. Учиться одеваться нужно не спеша, в спокойной обстановке, при этом помогая и направляя ребенка.


Самое главное, что нужно уяснить родителям – любое обучение нужно проводить последовательно, стараясь не перегибать палку и сдаваться. Тогда постепенно вы вместе достигнете хороших результатов.

Почему уже у полуторалетнего малыша надо поддерживать естественную мотивацию и стремление к самостоятельности, не ожидая, когда столкнетесь с трудностями в школе? Потому что самостоятельность в решении проблемы «как научить ребёнка учиться » – краеугольный камень. Полезно знать следующее.

1. В первые 3-4 года ребёнок закладывает представление о себе как о человеке, который многое может или не может.

Другими словами, уверенность в себе, о которой так много говорится. В это время эффективней всего влиять на процесс. У школьника – уже трудно, но до 10 лет реально. Помним, с каждым годом представление о себе закрепляется. Изменить его трудно.

2. Только через самостоятельное действие и опыт формируется мозг человека.

Это не просто какое-то абстрактное развитие, а созревание мозга – процесс биологический. Сравнимо с внутриутробным развитием. Мы знали, к примеру, сейчас формируется сердце. Надо сделать всё, чтобы оно было здоровым, потому что обратной дороги нет. С мозгом немного проще потому, что своим взаимодействием с малышом мы можем влиять на пластичность мозга. Но не безгранично.

3. Есть отрезки времени, когда ребёнок легче всего учится какой-то деятельности, – сензитивные (особо чувствительные к обучению чему-либо) периоды.

Сензитивные периоды, в том числе и воспитания самостоятельности, проходят безвозвратно. Они определены природой, исправлять очень трудно.

4. Все фазы развития должны быть пройдены своевременно.

Потом любая коррекция происходит с гораздо большими усилиями, хотя до 10 лет процесс активен, открыт. Мы с высокой долей вероятности можем на него повлиять.

Проблемы мам несамостоятельных детей

Несамостоятельность – это не только проблема в жизни ребёнка, но и мамы. Основные проблемы мам несамостоятельных детей со сниженной мотивацией.

  1. много сил и времени уходит на поиск занятий ребенку и их организацию. Тратится огромное количество денег на покупку игрушек, которые вызывают лишь кратковременный интерес. Игрушка бросается, а вы идете покупать следующую. Процесс повторяется. Никакое занятие не занимает ребёнка надолго.
  2. ребёнок имеет очень слабый уровень внимания и большую интенсивность в поведении: раз, и ребёнок сорвался, куда-то побежал, что-то схватил, кого-то дёрнул. Пока вы с ним дома, пока он маленький – такое как-то «проходит». Конечно, маме тяжело, мама устает, но в семейной обстановке выходки как-то сглаживаются. Когда малыш попадает в группу, возникает больше вопросов, потому что еще не подумал, а уже что-то сделал. В школе импульсивность тоже будет влиять на успешность обучения.
  3. постоянное нытье очень раздражает и не оставляет маме ни времени, ни пространства для себя. Мама – «выжатый лимон».
  4. ребёнок с каждым годом кажется всё более зависимым от мамы. Трудно адаптируется в коллективе, с трудом осваивает новое, капризов становится всё больше. Растут проблемы с обучением – много сил прилагается, чтобы ребёнок учился.

Как научить ребёнка учиться: основные задачи по возрастам

Когда решается задача «как научить ребёнка учиться», надо учитывать, что в разном возрасте формируются свои базовые навыки для этого умения. Разный возраст – разные задачи обучения.

Управление своим телом – до 1,5 лет самая важная природная задача

Взрослым кажется, это так просто. Начал садиться, начал ползти – мама радуется.

Но ещё нам бы хотелось, чтобы он знал цвета, чтобы мы повесили ему буквы, чтобы мы ещё его чем-то важным, умным, интересным заняли. И родители начинают занимать именно в ущерб телесному развитию.

Возникают нарушения. Потому что всё, что природой было предусмотрено как определенные фазы, этапы и в освоении окружающего мира, и в освоении взаимодействия с мамой незаменимо и очень важно.

Родители порой не уделяют достаточного внимания телесному развитию: мало он там не ползает. Это же не какой-то навык важный для школы. И крупно ошибаются, потому что движение тела напрямую связано с созреванием базовых отделов головного мозга, запускающих потом все те прекрасные сложные функции, обеспечивающие возможность читать, писать, управлять, своими реакциями, поведением и всё прочее.

Освоение себя как отдельного от мамы – главная задача 1,5-3 лет

Смысл такой: у меня свои чувства и желания, у мамы свои; я хочу, я не хочу, я буду, я не буду… Это важнейший период, чтобы была собственная мотивация и формировалась самостоятельность. Это ключевой период выхода из симбиотического кризиса.

Освоение представлений об окружающем мире и его качествах через собственную деятельность – основная задача 3-6 лет

Ребёнок – деятель. Здесь не может быть: послушай, я расскажу тебе, почему птицы улетают на юг. Если ребёнок

  1. не махал тем птицам руками,
  2. не задался вопросом, а куда они там летят,
  3. не рисовал и не лепил их, то есть не был включен телом,
  4. то в голове все рассказы останутся ненадолго.

Наши «мониторные» дети часто пропускают огромную фазу – фазу формирования правильного представления об окружающем мире. Оно складывается неверно, если ребёнок всё видит с экрана телевизора или компьютера просто как обучающие программы.

Здесь важна именно своя деятельность. Ребёнок должен быть включен в своё исследование, свою активность (принцип: тело в дело). Он должен задавать вопросы и получать на них ответы. Подготовка к задаванию вопросов происходит на предыдущем этапе автономизации: я спрашиваю, мне интересно. А не маме интересно мне рассказывать, потому что она точно знает, как меня развивать. То есть кругом нужна самостоятельность.

Освоение произвольных целенаправленных действий для достижения результата – 6-10 лет

Если ребёнок 3-6 лет нечто делает, то для того, чтобы практиковаться в каком-то действии. у него не стоит задача достижения результата. Вы наверно замечали, что дети выполняют 157 раз одно и то же действие. Непонятно какой смысл, к примеру, закрывать и открывать дверь так много раз. Ну закрыл, успокойся уже, сядь, займись делом. Но для дошкольника важен процесс самого исследования действия.

В 6-10 лет всё меняется. У ребёнка появляется какая-то цель, и он хочет получить определённый результат.

Развитие самостоятельности и мотивации у дошкольника

Чтобы решалась проблема «как научить ребёнка учиться» в дошкольном возрасте, учтём следующее.

  1. В основе мотивации ребёнка раннего возраста лежит природная программа развития и созревания.

Это внутренняя программа. Она движется. Если мы ей не мешаем, если создаем для её реализации подходящие условия, то она успешно проистекает.

Повлиять на ребёнка, отрабатывающего природную программу, практически невозможно. Попробуйте малыша, обучающегося встать на ноги, уговорить лежать в кровати. Всё равно не удержите, если только привяжете.

Или ребёнку интересно, что там за красный мячик лежит на полочке, и он тащит стул в 2 раза больше себя. Вы запрещаете, оттаскиваете, а он всё равно туда лезет. Это действие его внутренней программы любопытства. Программа развития и созревания движет ребёнком очень активно.

И тут по большому счету то, что вы говорите не так важно. Важно, насколько малыш может программу реализовать, есть ли условия. Если мы посадим ребёнка в манеж, ходунки или другим образом ограничим его передвижение, то нарушим развитие этой природной программы, не создаём условий для созревания.

  1. Далее, после того как ребёнок осваивает первоначальное управление своим телом, к природной программе присоединяется социальный компонент – желание найти себя и свое место в системе отношений.

Ближе к двум годам это происходит, прежде всего, в отношениях с мамой. Начинается выход из симбиотической связи. Ребёнок приобретает некоторую автономию от мамы по двум позициям:

  • а) социальный компонент: кто такой я, я хочу, я могу, я не хочу, я буду, я не буду, нет, да;
  • б) место в системе отношений: я и ты, я и мы (семья), в детском коллективе в дошкольном учреждении, потом в школе.

Это становится ещё одним мотиватором. Не только природная программа (она продолжает свою работу), но и социальный компонент становится очень-очень значимым. Иногда он может значительно влиять и на природную динамику развития.

Свобода движений в теме «как научить ребёнка учиться»

Значение свободы движений в теме «как научить ребёнка учиться» невозможно переоценить, потому что управление своим телом – залог самостоятельности.

Когда ребёнок учится держать голову переворачиваться вставать, это запускает созревание его нервной системы, активизирует работу и центральной, и периферической нервной системы. Никак иначе.

Если малыш обездвижен или ограничен в свободе движений, то созревание нервной системы происходит неадекватно природной возможности ребёнка. Остаются минимальные (больше-меньше) слабости, несформированности.

Не так, чтобы видно: невропатолог вряд ли вам скажет «о-ё-ёй» и напишет что-то в карточке. Там у ребёнка внимания не хватает, тут он не может проконтролировать себя, там у него зашкаливают эмоции… То есть такие минимальные звоночки. Они появляются, и их становится всё больше со временем.

Что делать? Учесть следующее.

Чем лучше ребёнок своим телом управляет, тем лучше он управляет своими эмоциями, поведением. Потому что

  1. всё то, чего мы от ребёнка как раз хотим: внимания, памяти, контроля, планирования своих дел;
  2. всё это становится возможным, когда он тренирует это, начиная со своего тела.

Вот давайте посмотрим такой пример. Многие родители за ручки водили малышей на этапе, когда они начинали ходить. У нас это считается правильным: ребёнку помогаем. Что в этот момент происходит?

Для понимания психолог Катерина Сорокина предлагает выполнить упражнение. Сядьте и поднимите руки вверх. Большой интересный вопрос: где у вас внимание сейчас? В руках или в стопах. Безусловно, в руках. Что вы лучше ощущаете в данный момент? А теперь ещё представьте, что вас за руку держат. Где внимание?

Взрослый начинает выполнять функции вестибулярного аппарата малыша, который тоже не дополучает информации и соответственно формируется менее активно. А он балансирует, интегрирует распределение всех импульсов, которые мы получаем от органов чувств.

Поэтому надо позволить детям вставать, держаться, падать, подниматься самостоятельно. Главное – расчистить пространство, где это можно делать безопасно, чтобы были опоры, за которые можно держаться, чтобы ребёнок не получил вреда от углов на мебели и прочее.

Следующий вопрос: зачем мама ребёнка водит? Она исходит из не пройденной фазы симбиоза: жалко, он же хочет, плачет, а я не могу выносить этот плач.

Такая позиция – признак очень сильной симбиотической связи, не вступившей в естественную фазу убывания. Малыш смеется, маме от этого хорошо. Она получает мощный заряд энергии, не беспокоится, что он упадет. Потом начинается перегрузка. Мама уже падает от усталости, а ребёнок не отпускает её от себя, требует, чтобы его водили.

Сейчас есть тенденция поскорее научить малыша ходить с теми же «заручками». Между тем гораздо полезнее для опорно-двигательной системы, когда он долго ползает, пока не созреет для ходьбы. Для каждого ребёнка своё время начала ходьбы. И только он сам знает, когда готов пойти.

Из-за родительского «поскорее» ребёнок пропускает важные фазы, которые связаны не столько с ходьбой. Они связаны с головой, с тем, как развивается мозг, как интегрируются связи между его разными отделами. Бывает, малыш долго плохо ходит именно потому, что не встал на ноги самостоятельно.

Ходьба – это природная программа. Когда начинаем малыша водить, мы её нарушаем. Если мама вовремя осознаёт ошибку и отпускает ребёнка, он быстро пропущенное набирает.

Последствия родительских ошибок при освоении ходьбы часто видны в более позднем возрасте. Недаром многие программы нейропсихологической коррекции начинают работу с восстановления пропущенных фаз на этом этапе. К примеру, в 10-12 лет подросток учится ползать, если не ползал в младенчестве.

Кстати, на этапе ходьбы выявляются скрытые дефекты в развитии костей. За этим надо следить, чтобы вовремя обратиться к остеопату.

Как научить ребёнка учиться в дошкольном возрасте?

Самостоятельность - важная черта любого человека и ее нужно развивать с самого детства. Не нужно ничего делать за детей. Нужно их приучать к тому, чтобы они могли сделать что-то сами. В дальнейшем, благодаря этой черте характера, ребенку проще будет самому решить все свои проблемы и преодолевать препятствия. Пока ребенок маленький, это сделать не так уж и трудно. Он сам стремиться все делать самостоятельно, без помощи родителей, подражая им. У него главное слово в этот период «не мешай, я сам». И горе, если вы помешаете в этот момент малышу. Это не значит, что нужно оставлять ребенка без присмотра. Вам нужно просто наблюдать, как он пытается что-то делать сам и где-то поправить, если видите, что ребенок не справляется.

Самостоятельный ребенок - это хорошо и ребенку и его родителям. Родители могут спокойно ходить на работу, оставляя ребенка в саду и с бабушкой, зная, что у бабушки - помощник и что бабушка за помощником присмотрит.

Рассмотрим такую ситуацию. Мама моет пол. Ребенок тут же лезет помогать, неумело возя тряпкой по полу. Он хочет быть взрослым, быть как мама. И тут главное не совершить таких ошибок, как гиперопека, все делание за ребенка, оставление ребенка без присмотра.

Важно не устранять и не пресекать попытки малыша что-то сделать самому. Нужно всячески поддерживать эту инициативу и поощрять его. Чаще хвалить, если у него что-то получилось самостоятельно.

Если у ребенка что-то плохо получается, не нужно забирать у него дело и делать это дело за него. Дайте малышу возможность самому преодолеть трудное препятствие, где-то еще раз покажите, как нужно делать, не ругайте малыша, если у него не получится. Чаще хвалите его. Можно попробовать выполнять сложную задачу вместе, до тех пор, пока ребенок не начнет справляться сам.

Самый важный момент - это форма подачи новых знаний. Осваивайте их с ребенком в форме игры. Монотонное повторение одного и того-же быстро надоест ребенку.


У ребенка в семье должны быть обязанности. Объясните малышу, что они есть у каждого взрослого и уважающего себя члена семьи. В соответствии с увеличением возраста пополняйте обязанности вашего ребенка.

Самостоятельность - это еще и умение нести за что-то ответственность. Объясните малышу, что очень важно выполнять свои обязанности и их нужно делать хорошо. Чтобы не произошло несчастных случаев, обид и ссор. Объясните крохе, что если обещал, ту нужно сделать. И желательно показать это на собственном примере. Например, забыть купить куклу, которую дочка так ждала, а потом, когда ребенок расстроится, показать игрушку, которую купили и спросить, осознал ли ребенок важность подачи своих обещаний. И почему так важно выполнять обещанное.

Ребенку нужно дать возможность свободу выбора и самостоятельно принимать решения. Ребенок будет совершать ошибки. Но на них учатся, без этого никак. Вы должны понять и дать ему совершить эти ошибки.

Заведите режим дня, по которому будет жить малыш. Организованность действий придает самостоятельности ребенку.

Детская самостоятельность – качество, которое доставляет хлопоты родителям, независимо от ее количества. Многие проблемы возникают из-за того, что под самостоятельностью понимается такое поведение ребенка, когда он без подсказки делает то, что нужно родителям. Каковы критерии самостоятельности, и как она проявляется в раннем возрасте, рассказывает эксперт.

Что бы ни делал ребенок, ему важно одобрение родителей. Поэтому самое главное в воспитании самостоятельности – не столько развить ее, сколько не подавить. Часто родители, анализируя поведение ребенка, опираются на критерии зрелой самостоятельности, в то время как у детей она может маскироваться под другие свойства, например, негативизм или нетерпеливость. Пресекая подобное поведение, родитель оказывается в ситуации, когда, как говорится, с водой выплескивают ребенка. Выходом из нее может стать направление активности и инициативности детей в мирное русло.

Даем разумную свободу

Темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье существенно влияют на темп становления самостоятельности. В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

Так, от 1 года до 3 лет такой ведущей деятельностью являются действия с предметами, с 3 до 7 лет – игра, с 7 до 14 лет – учебная деятельность, а с 14 до 18 – общение со сверстниками.

Если ребенок свободно ориентируется, принимает решения и сам находит способы достижения своих целей в рамках ведущей деятельности, значит уровень его самостоятельности соответствует возрасту.

Как известно, абсолютная свобода – это вседозволенность. Поэтому проявления самостоятельности не должны выходить за рамки принятых норм. Однако чем младше ребенок, тем сложнее ему опираться на какие-либо правила. Например, сын видел, как папа подарил маме цветы, и решил поступить так же, но сорвал цветы с клумбы. Как одновременно похвалить за благие намерения и осудить подобный акт вандализма? Можно выразить свою признательность за щедрость, но проявить огорчение из-за выбранного способа достижения результата. А затем обсудить, какие варианты решений были бы более приемлемы: например, сделать цветы из цветной бумаги, нарисовать их, вырастить своими руками, помочь папе выбрать букет. Только так ребенок усвоит одно из главных правил самостоятельного поведения: его действия должны завершаться таким результатом, который не нарушит принятых правил.

Ставим цели и задачи

Взрослые обычно полагают, что ребенок должен выполнять то или иное действие самостоятельно. Именно эту мысль они пытаются донести до своего чада и, в результате, сталкиваются с непониманием.

Во-первых, ребенок не может действовать, как заводная игрушка, и механически выполнять указания родителей. Ему важно знать зачем, то есть с какой целью, он вы¬полняет ту или иную просьбу.

Во-вторых, малышу необходимо четко представлять себе алгоритм действий: как и что именно нужно делать.

В-третьих, ребенку следует объяснить, почему он должен отрываться от игры и переключаться на скучное занятие, предложенное взрослым. Допустим, утверждение бабушки, что у нее «сломается спина», если она станет застилать за внука кровать, выглядит неубедительным, поскольку каждый раз после препираний с ним она весьма резво разворачивает покрывало.

Некоторые дети применяют к словам родителей армейский принцип ПВО: «Подожди выполнять – отменят!». Эта привычка вырабатывается у них из-за отсутствия четких требований. Ребенок замечает, что взрослым гораздо важнее получить результат, чем добиться от него самостоятельности. Например, увидев, что он неторопливо возит губкой по луже разлитого молока, размазывая ее по всему столу, мама берет инициативу в свои руки и сама ликвидирует последствия аварии. У ребенка возникает законо¬мерный вопрос: «ЗАЧЕМ напрягаться и делать что-то самому, если взрослый все равно рано или поздно сделает это за него?». Куда проще подстегнуть активность родителя, начав ныть или прикидываясь немощным. Ребенок только тогда начнет проявлять самостоятельность, когда будет определен круг его обязанностей, от которых можно будет уклониться исключительно в случае форс-мажора.

Развиваем самостоятельность

1. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы пополнить запасы канцелярских товаров, так же вздыхайте в ответ и высказывайте сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей.

2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольник занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если он будет производить уборку после каждого такого промежутка, то станет похож на робота-уборщика Валли из одноименного мультфильма. Просьба разложить все по своим местам перед сном, чтобы не споткнуться об игрушки в темноте, будет более понятна ребенку.

3. Объем и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно. Например: «после обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «надо убирать за собой!».

4. Объясняйте малышу смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что мама тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и по¬терпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше расскажите о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поплескаться в ванной, наполненной пеной, и т.д.

5. Если ребенок ленится и катего¬рически отказывается покидать свое уютное местечко, попросите его рассказать о своих дальнейших планах . Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с дивана иногда помогает маленькая хитрость. Выразите радость по поводу того, что он лежит и никому не мешает. Затем попросите полежать там же еще часика два, чтобы вы могли заняться своими делами. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я слезу с дива-а-а-на?»

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагаю¬щие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, мамы и бабушки часто пресекают попытки девочки подмести пол, потому что знают, что вместо желанной чистоты в квартире будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих.

Мария Баулина, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук, член экспертного совета JOHNSON’S® Baby
журнал для родителей «Растим Ребенка», октябрь-ноябрь 2013

Самостоятельность ребенка может порадовать родителей, но также может принести множество хлопот. Дело в том, что мы воспринимаем этот термин не совсем правильно. Развитие самостоятельности у детей не должно означать вседозволенность. Также важно понимать, что нельзя "переборщить" – разрешите слишком многое и ребенок станет капризным. «Затяните ремни» слишком туго, и он вырастет стеснительным и зажатым. Где же найти ту самую середину? О том, как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность, читайте в нашей статье.

Что нужно знать о самостоятельности ребенка?

Перед тем, как развить в ребенке самостоятельность, нужно понять, что в таком случае нужен индивидуальный подход. В первую очередь, детям важно одобрение родителей. Ответив слишком резко на самостоятельный поступок, вы можете сделать ребенка зажатым. Если кроха решил подарить маме цветы и сорвал их с клумбы, не стоит жестко критиковать. Похвалите за знак внимания и только после объясните, что именно он сделал не так.

Вы считаете, что ваш сын слишком замкнут, и думаете, как развить в ребенке самостоятельность? Не спешите, возможно, он весьма ответственный для своего возраста. Психологи утверждают, что у каждого периода в детстве есть своя «ведущая деятельность». В возрасте 1-3 года – это действия с предметами. От 3-х до 7 лет речь идет об игровом процессе, а уже с 7 до 14 лет можно говорить об учебе. Если ребенок выполняет самостоятельно действия по соответствующей возрасту сфере, его можно считать вполне ответственным.

Как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность?

Итак, переходим к действиям. Как научить ребенка самостоятельности?

  • Следите за тем, чтобы ваш ребенок видел возможные последствия невыполнения своих обещаний, а именно, привычной лени. Хорошим примером могут стать обычные незакрытые фломастеры. Не спешите делать это вместо малыша или покупать новую упаковку после того, как кроха обнаружит засохшие цвета. В первую очередь поспешите объяснить, что это результат его поведения.
  • Объясняйте разумно. Не нужно ворчать, поправляя малыша . Он не может воспринять всерьез просьбу о том, что игрушки надо собрать с пола, чтобы бабушка не надрывала спину. Слово «надорвать» непонятно малышу, тем более, что бабуля уже неделю резво помогает в этом деле крохе. Лучше расскажите, что если вы убираете за него, то завтра у вас не будет сил испечь на завтрак блинчики, и семейству придется согласиться на обычную кашу.
  • Не забывайте конкретизировать задачи . Убираться до обеда, съесть кашу до прихода бабушки из ванной и так далее.
  • Не делайте за ребенка то, что он уже научился делать сам . Например, обуваться, собирать игрушки, одеваться на улицу. Не нужно торопить его, просто дайте ему спокойно сделать то, что он стремиться сделать лично. Пусть и в своем ритме, но он осуществит дело самостоятельно - а это важно для его эмоционального настроя. В следующий раз малыш будет делать все быстрее - как говорится, опыт и сноровка.
  • Если у крохи не сразу все получается, не торопитесь помогать ему . Возможно, в чем кроется причина неудачи,он догадается уже через минуту, а может и через 10 минут. Но если ребенок не просит о помощи, значит, ему интересно самому найти решение - а это большой шаг к самостоятельности.
  • Если малыш проявляет инициативу сделать что-то новое, не отказывайтесь. Услышав фразу "мама, я сам" - радуйтесь. Хочет помыть посуду, поставьте стульчик и дайте ему яркую губку. Не переживайте за пролившуюся воду, вы вытрите ее за 5 минут, а малыш станет более уверенным в себе.

Дорогие родители, помните, что гиперопека - главный враг самостоятельности. Не спешите ограждать ребенка от мелких неудач, и тогда он будет лучше оценивать свои поступки со стороны, а значит, активнее стремиться к успеху в том или ином маленьком деле. Для детей равноценно важны в первый раз завязанные шнурки и первая пятерка в школе. Главное, не забывайте о поощрении - каждый ребенок в душе будет рад похвале от мамы и папы, каким бы он самостоятельным не был.