Правила безопасности при работе с биологическим материалом Правильно организовать рабочее место для обеспечения максимальной безопасности при работе с использованными инструментами, пробами крови, отработанным мягким материалом. Правила работы с биологиче

В общем виде алгоритм забора, маркировки и транспортировки биологических материалов можно представить следующим образом:

1) вымыть руки;

2) асептически подготовить место работы;

3) взять пробу с соблюдением требований асептики, надеть перчатки, если это необходимо; не кашлять, не чихать, не разговаривать;

4) получить достаточное количество материала;

5) собрать и транспортировать материал в стерильном контейнере;

6) прикрепить этикетку с указанием ФИО пациента, диагноза, отделения, палаты, даты и времени получения материала, цели исследования;

7) правильно хранить и быстро доставлять материал в лабораторию.

Взятие отдельных видов биологического материала производится следующим образом:

I Сбор мочи

1. Объяснить пациенту цель обследования, получить его согласие;

2. Женщинам подмыться тщательно кипяченой водой с мылом, проводя рукой от лобка к крестцу;

3. Осушить правую и левую половые губы и наружное отверстие мочеиспускательного канала;

4. Мужчине взять половой член, отодвинуть крайнюю плоть и вымыть водой с мылом, осушить головку полового члена;

5. Взять емкость для сбора мочи;

6. Первая порция мочи выпускается в унитаз, на анализ берут вторую порцию;

7. Закрывают емкость с мочой и отправляют на анализ.

II.Сбор мокроты

1.Объяснить цель исследования;

2. Накануне вечером почистить зубы;

3. В стерильную посуду, после откашливания не касаясь краев банки сплюнуть мокроту, сразу же закрыть крышку;

4. Мокроту доставить на анализ не позднее двух часов после сбора.

III. Сбор кала

1. Объяснить цель исследования;

2. Вариант 1. Взятие кала из прямой кишки стеклянной палочкой: Надеть перчатки, левой рукой раздвинуть ягодицы, правой рукой взять из пробирки стеклянную палочку, ввести вращательными движениями в прямую кишку на глубину 6-8 см., извлечь палочку и поместить в пробирку с консервантом.

3. Вариант 2. Взятие кала после опорожнения кишечника. В сухое чистое судно опорожняется кишечник. Стерильным шпателем взять кал, слизь, гной в стерильную банку. Отправить в санбаклабораторию.

IV. Мазок из зева

2. Материал берется натощак или не ранее чем через 2 часа после еды, питья, полоскания горла;

3. Попросить пациента широко открыть рот;

4. Левой рукой придавить шпателем корень языка;

5. Правой рукой осторожно ввести стерильный тампон и снять налет на границе пораженного участка. Материал поместить в стерильную пробирку;

V. Мазок из носа

1. Объяснить цель обследования;

2. Левой рукой приподнять кончик носа;

3. Правой рукой взять стерильную палочку с ватным тампоном и вращательными движениями ввести в носовой ход на глубину 1-2см;

4. Полученный материал помещают в стерильную пробирку;

7. Литература

Основная

    Кузнецов Н.А., Бронтвейн А.Т. Уход за хирургическими больными: учебник. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. ––288 с.

    Евсеев М.А. Уход за больными в хирургической клинике: учебное пособие. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –192 с.

    Шевченко А.А. Клинический уход за хирургическими больными. «Уроки доброты»: учебное пособие для медицинских вузов. –М.: ГЭОТАР-Медиа. –2008. –416 с.

Дополнительная

    Вебер В.Р. Основы сестринского дела: учебное пособие для медучилищ. –М.: Медицина. –2001. –496 с.

    Венцел Р.П. Внутрибольничные инфекции (пер. с англ.) –М.: Медицина. –1990.

    Общий уход за больными: учебное пособие /Под ред. В.Н.Ослопова и О.В.Богоявленской. –М.: ГЭОТАР-Медиа. –2006. –400 с.

    Основы асептики и ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. В.И.Оскреткова. –Ростов-на-Дону: Феникс. –2007. –608 с.

    Основы ухода за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. А.А.Глухова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. –288 с.

    Садикова Н.Б. Тысяча советов медсестре по уходу за больными. –Минск: Современный литератор. –2002. –832 с.

    Уход за хирургическими больными: учебное пособие для медвузов /Под ред. Б.С.Суковатых. –М: МИА. –2007. –496 с.

    Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными (пер. с венгер.) –Будапешт. –Издательство Академии наук Венгрии. –1988.

3.1. Соблюдение ТБ в биологической лаборатории.

3.1.1. Инструкция по охране труда для учителя.

3.1.1.1. К работе допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие педагогическое образование, прошедшие медицинский осмотр.

3.1.1.2. Учитель должен:

Знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ;

Пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;

Руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка;

Режим его труда и отдыха определяется графиком работы.

3.1.1.3. Опасность возникновения травм:

При пользовании стеклянной лабораторной посудой;

При работе с колющими и режущими инструментами;

При работе с различными растворами;

При включении электроприборов, аппаратуры ТСО (технических средств обучения);

При работе с инсектицидами;

При наличии в кабинете ядовитых растений.

3.1.1.4. При санитарной обработке растений пользоваться только мыльным и табачным растворами.

3.1.1.5. О случаях травматизма сообщать администрации школы.

3.1.1.6. Соблюдать личную гигиену и технику безопасности.

3.1.1.7. При проведении лабораторно-практических занятий работать в спецодежде (халат, перчатки).

3.1.1.8. Не выращивать в кабинете ядовитые растения.

3.1.1.9. Нести ответственность (административную, материальную, уголовную) за нарушение требований инструкций по ОТ.

3.1.1.10. Не допускать проведения в кабинете занятий по другим предметам и различных внеурочных мероприятий.

Требования безопасности перед началом работы

3.1.1.11. Проверить готовность кабинета и безопасность рабочих мест к учебным занятиям.

3.1.1.12. Проверить наличие необходимого лабораторного оборудования и препаратов.

3.1.1.13. Проверить исправность электроосвещения.

3.1.1.14. Проветрить кабинет.

Требования безопасности во время работы

3.1.1.15. Соблюдать личную гигиену и безопасность.

3.1.1.16. Следить за дисциплиной и порядком в кабинете.

3.1.1.17. Не допускать учащихся к включению и переноске аппаратуры ТСО.

3.1.1.18. Не допускать учащихся к переноске лабораторного оборудования и препаратов.

3.1.1.19. Выдать учащимся рабочую одежду (халаты).

3.1.1.20. Не оставлять учащихся без присмотра во время практических занятий.

3.1.1.21. Осколки стеклянной, фаянсовой посуды убирать щёткой и совком.

3.1.1.22. Следить за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета и рабочих мест.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

3.1.1.23. В случае возникновения аварийных ситуаций принять меры к эвакуации учащихся.

3.1.1.24. Сообщить о происшедшем администрации школы, при пожаре известить службу 01.

3.1.1.25. При внезапном заболевании учащегося вызвать медработника, сообщить родителям.

Требования безопасности по окончании работы

3.1.1.26. Отключить от электросети аппаратуру ТСО.

3.1.1.27. Проверить уборку рабочих мест.

3.1.1.28. Принять от учащихся рабочую одежду.

3.1.1.29. Перенести в лаборантскую посуду, оборудование и препараты.

3.1.1.30. После экскурсии сверить численность присутствующих учащихся.

3.1.1.31. Проветрить кабинет.

3.1.1.32. Выключить электроосвещение, закрыть кабинет на ключ.

3.1.1.33. Обо всех недостатках, обнаруженных во время учебных занятий, сообщить администрации.

3.1.2. Инструкция по охране труда для учащихся.

Общие требования безопасности.

3.1.2.1. К практическим работам допускаются учащиеся, которые прошли медицинский осмотр, специальное обучение, инструктажи по охране труда, о безопасных методах работы. Эти знания периодически проверяют, закрепляют.

3.1.2.2. Проведение инструктажей и проверка знаний по вопросам техники безопасности (охраны труда) производится в пределах учебной программы и оформляется соответственно в журнале инструктажа.

3.1.2.3. Выполнение данной инструкции является обязательным для всех лиц, которые выполняют практические работы по биологии.

3.1.2.4. Тщательное соблюдение правил личной гигиены и санитарных норм на рабочем месте.

3.1.2.5. В кабинете разрешается проводить эксперименты, только предусмотренные учебными программами. Запрещается выполнять работы, не связанные с заданием или указанием учителя.

3.1.2.6. Надеть спецодежду, застегнуть её на все пуговицы, волосы спрятать под головной убор.

3.1.2.7. Освободить рабочее место от всех ненужных для проведения работы предметов и материалов.

3.1.2.8. Проверить наличие и надёжность посуды, приборов, инструментов, материалов, необходимых для выполнения задания.

3.1.2.9. Начинать выполнять задания только с разрешения учителя.

3.1.2.10. Выполняйте только ту работу, которую поручил учитель.

3.1.2.11. Пользуясь спиртовкой, не задувайте пламя, а гасите его, накрывая специальным колпачком; не вынимайте из спиртовки после её зажигания горелки с фитилём; не зажигайте одну спиртовку от другой - всё это угрожает пожаром.

3.1.2.12. При пользовании скальпелем, лезвием для безопасной бритвы, иглой, никогда не направляйте режущие или колющие части этих инструментов на себя, других людей, чтобы избежать ранений.

3.1.2.13. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйтесь только специальным держателем к ней, а не бумажной полоской. Чтобы избежать ожогов, не направляйте отверстие пробирки на себя или на других людей.

3.1.2.14. Пользуясь кислотами или щелочами, наливайте их только в стеклянную посуду. Кислоту вливайте в воду, а не наоборот.

3.1.2.15. При использовании порошкоподобных химических веществ, набирайте их только специальной ложечкой (не металлической), не дотрагиваясь до порошка руками. Помните, что многие из этих веществ ядовиты. То же самое касается удобрений, которые используются для подкормки растений.

3.1.2.16. Все жидкости, которые остаются после проведения лабораторных занятий с использованием химических веществ, сливайте в стеклянные чашки или стаканы, специально для этого предназначенные (не сливайте их в водопроводную раковину).

3.1.2.17. Аккуратно обращайтесь со стеклянной посудой. В случае если она разбивается, не собирайте осколки руками, а сметайте их щёточкой в предназначенный для этого совок.

3.1.2.18. При изготовлении препаратов для рассматривания их под микроскопом очень аккуратно берите стёклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположите его параллельно предметному стеклу, которое вы держите в левой руке, в непосредственной близости к нему, а потом выпустите стёклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.

3.1.2.19. Уберите рабочее место.

3.1.2.20. Не мойте стеклянную посуду мылом, она становится скользкой, и её легко упустить и разбить.

3.1.2.21. После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

3.1.2.22. Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

3.1.2.23. В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

3.1.2.24. В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.

3.1.3. Техника безопасности при проведении экскурсий и полевых работ.

3.1.3.1. На экскурсии допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

3.1.3.2. Опасность возникновения травм:

При переходе улиц и перекрёстков;

При сборе ядовитых растений;

При сборе ядовитых и опасных насекомых и животных;

При нарушении инструкции по ТБ.

3.1.3.3. У руководителя экскурсии должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

3.1.3.4. Учебная экскурсия не должна превышать заявленного в документах времени.

3.1.3.5. Необходимо знать местные ядовитые растения и опасных ядовитых животных.

3.1.3.6. Иметь запас чистой питьевой воды.

3.1.3.7. Не пользоваться химическими растворами (серный эфир, хлороформ) для замаривания насекомых.

Требования безопасности перед началом занятий.

3.1.3.8. Приготовить необходимые учебные принадлежности (папки, лопатки, булавки, коробки).

3.1.3.9. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении экскурсии.

3.1.3.10. Получить учебное задание у руководителя.

3.1.3.11. Выходить из кабинета спокойно, не торопясь.

3.1.3.12. Одеться соответственно погоде.

3.1.3.13. При жаркой солнечной погоде надеть головной убор.

3.1.3.14. Не начинать движение без указания учителя-руководителя.

Требования безопасности во время занятий.

3.1.3.15. Выполнять все действия только по указанию учителя.

3.1.3.16. Идти только по маршруту, указанному учителем, не нарушая правил дорожного движения при переходе улиц, перекрёстков.

3.1.3.17. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.

3.1.3.18. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

3.1.3.19. Соблюдать порядок и дисциплину, провести повторную перекличку на месте.

3.1.3.20. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.

3.1.3.21. Двигаться компактной группой, не теряя никого из виду.

3.1.3.22. Не пить воду из открытых водоёмов.

3.1.3.23. Не пробовать на вкус собранные растения.

3.1.3.24. Не выкапывать растения незащищёнными руками, пользоваться лопатками.

3.1.3.25. Не ходить во время экскурсии босиком.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1.3.26. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.

3.1.3.27. При резком ухудшении погоды, по указанию учителя, немедленно пре­кратить занятия, группе вернуться в учебный кабинет.

3.1.3.28. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.

Требования безопасности по окончании занятий.

3.1.3.29. Проверить присутствие всех своих товарищей.

3.1.3.30. Просмотреть свои записи в черновиках по результатам экскурсии. Аккуратно сложить собранный материал в папки, гербарии и т.п. в указанное учителем место.

3.1.3.31. Проверить безопасность рабочего места.

3.1.3.32. Вымыть лицо и руки с мылом.

3.1.4. ТБ при работе с микроорганизмами.

3.1.4.1. Учащиеся должны четко выполнять инструкции учителя к лабораторным занятиям. Учащимся, склонным к аллергическим реакциям или имеющим медицинские противопоказания, запрещается работать с биообъектами без разрешения врача.

3.1.4.2. В лаборатории запрещается принимать пищу, пить напитки.

3.1.4.3. Приступать к занятиям обязательно в хлопчатобумажном халате и одноразовых перчатках.

3.1.4.4. Работу с микроорганизмами проводят только на лабораторных столах с кафельным покрытием.

3.1.4.5. Работу с биологическим материалом проводить специальными инструментами, используя лабораторную посуду. Запрещается трогать культуры руками!

3.1.4.6. При случайном попадании биологического материала (особенно микроорганизмов) на стол или руки, обработать дезинфекцирующим раствором (например, хлорамином).

3.1.4.7. Строго соблюдать правила обращения с химическими реактивами и красителями.

3.1.4.8. Поскольку некоторые микроорганизмы, особенно споры грибов, являются аллергенами, не допускать их распыления: не оставлять открытыми чашки Петри, пробирки, колбы с культурами микроорганизмов. При работе со спорулирующими грибами следует защитить органы дыхания одноразовой защитной маской.

3.1.4.9. Суспензии микроорганизмов или реактивы набирать только с помощью пипетки с насадкой, в наконечник которой вложен ватный шарик для предотвращения засасывания суспензии из наконечника внутрь пипетки.

3.1.4.10. Все предметы, использованные при работе с живыми культурами, должны быть обеззаражены либо обжиганием в пламени горелки (петли, иглы), либо погружением в дезинфицирующий раствор (предметные и покровные стекла, пипетки, шпатели).

3.1.4.11. Все засеянные пробирки, чашки Петри сдаются учителю для помещения в термостат. Отработанный материал (пробирки, чашки Петри) помещается в определенные емкости по указанию учителя для их дальнейшего обеззараживания.

3.1.4.12. В лаборатории необходимо поддерживать порядок и чистоту. По окончании занятий учащиеся обязаны снять защитную одежду, привести в порядок рабочее место и сдать лаборанту или учителю, вымыть руки с использованием дезинфицирующих средств.

3.1.4.13. После окончания работ необходимо проветрить помещение.

3.1.5. Техника безопасности при проведении демонстрационных опытов по биологии.

Общие требования безопасности .

3.1.5.1. К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по биологии не допускаются.

3.1.5.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

3.1.5.3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

Химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;

Термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;

Порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом.

3.1.5.4. Лаборатория биологии должна быть укомплектована медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

3.1.5.5. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Лаборатория биологии должна быть оснащена первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

3.1.5.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

3.1.5.7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

3.1.5.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования безопасности перед началом работы.

3.1.5.9. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.

3.1.5.10. Тщательно проветрить помещение лаборатории биологии.

Требования безопасности во время работы.

3.1.5.11. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, во избежание порезов и уколов брать инструмент только за ручки, не направлять их заостренные части на себя или на других учащихся.

3.1.5.12. Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во избежание пореза пальцев.

3.1.5.13. При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании не направлять на себя и на учащихся. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.1.5.14. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.

3.1.5.15. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне запрещается.

3.1.5.16. Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать руками и нюхать растения, грибы и колючие растения.

3.1.5.17. При работе с химреактивами не брать их руками, твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями.

3.1.5.18. Поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать стол посторонними предметами.

Требования безопасности по окончании работы.

3.1.5.19. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

3.1.5.20. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимость не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения.

3.1.5.21. Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1.5.22. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении немедленно удалить учащихся из кабинета, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

3.1.5.23. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

3.1.5.24. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

3.1.6. Техника безопасности для учащихся при работе с микроскопом.

Общие требования.

3.1.6.1. Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в лаборатории биологии работ, связанных с использованием микроскопа.

3.1.6.2. При работе в лаборатории биологии возможно воздействие следующих опасных и вредных факторов:

Уколы частей тела при небрежном обращении с препаровальными иглами;

Порезы рук при небрежном обращении с предметными и покровными стёклами.

Требования безопасности перед началом работы.

3.1.6.3. Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, безопасные приёмы её выполнения.

3.1.6.4. Все работы выполняются только с разрешения и под контролем учителя.

3.1.6.5. Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

3.1.6.6. Ученик повторяет с правила работы с микроскопом.

Требования безопасности во время работы.

3.1.6.7. Ученик должен точно соблюдать порядок действий.

3.1.6.8. Ученик должен соблюдать осторожность при работе с препаровальными иглами, предметными и покровными стёклами.

3.1.6.9. Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.

3.1.6.10. Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест.

3.1.6.11. Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы и пинцеты.

Требования безопасности по окончании работ.

3.1.6.12. По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого емкости. Затем сдаёт всё учителю на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния.

3.1.6.13. По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок и сдает лаборанту или учителю.

3.1.6.14. После окончания работы обязательно тщательно вымыть руки с мылом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1.6.15. В случае выявления неисправностей в приборах и оборудовании следует немедленно остановить работу группы и при необходимости оповестить администрацию.

3.1.7. Памятка по работе с микроскопом с иммерсионным объективом.

Сухие и иммерсионные объективы.

3.1.7.1. Объективы малого увеличения (3 х, 5 х, 8 х, 9 х, 10 х) применяют главным образом для предварительного осмотра препарата. Объективы среднего увеличения (20 х, 40 х, 60 х) – для изучения крупных клеток микроорганизмов (например, грибов). Эти объективы называют сухими, поскольку при микроскопии между фронтальной линзой и препаратом находится воздух. Вследствие различия показателей преломления воздуха (n = 1) и стекла (n = 1,52) часть лучей, освещающих препарат, рассеивается и не попадает в объектив.

3.1.7.2. Объективы больших увеличений (85 х, 90 х) называются иммерсионными. Их применяют для изучения мелких форм микроорганизмов (например, бактерий). При работе с ними препарат должен быть максимально освещен. Светорассеивание, неизбежное при работе с объективами, в данном случае устраняется благодаря использованию иммерсионных жидкостей, показатель преломления которых близок к показателю преломления стекла. Чаще всего используют кедровое масло, у которого n=1,515. Каплю жидкости наносят на препарат и погружают в нее объектив. Короткое фокусное расстояние объективов большого увеличения ((1,9 - 2,1)мм) позволяет исследовать объект, не поднимая объектив из капли, вследствие чего создается однородная среда между линзой и препаратом.

Правила работы с иммерсионной системой микроскопа.

Начало работы.

3.1.7.3. Установить микроскоп на малое увеличение (х8).

3.1.7.4. Навести максимальную освещенность.

3.1.7.5. Установить исследуемый препарат на предметный столик и закрепить его зажимами.

3.1.7.6. Найти изображение предмета на малом увеличении (х8).

3.1.7.7. Нанести на препарат каплю иммерсионной жидкости.

3.1.7.8. Установить микроскоп на большое увеличение (х90) до щелчка.

3.1.7.9. Под контролем глаза микровинтом опустить объектив микроскопа максимально вниз, пока он не коснется иммерсионной жидкости.

3.1.7.10. Наблюдая в окуляр, поднимать макровинтом вверх тубус до тех пор, пока не появится изображение предмета.

3.1.7.11. Микровинтом установить более четкое изображение.

3.1.7.12. Провести микроскопию препарата-мазка.

    Рассматривать кровь и биологические жидкости пациента, все образцы лабораторных анализов, белье (загрязненное кровью и выделениями пациента) потенциально-инфицированными.

    Медработники при поступлении на работу проходят медицинский осмотр с обследованием на сифилис, вирусные гепатиты В, С и ВИЧ-инфекцию. Повторные медосмотр и обследование проводятся согласно нормативных документов.

    Медперсонал должен проходить инструктаж по технике безопасности.

    Медицинские работники, контактирующие с кровью и биологическими средами (жидкостями), должны быть привиты против вирусного гепатита В.

    Медицинские манипуляции, диагностические исследования следует проводить в отведенных для этих целей помещениях.

    В рабочих помещениях, где существует риск профессионального заражения, запрещается есть, пить, курить, пользоваться косметикой, брать в руки контактные линзы (в каждом лечебно-диагностическом отделении должны быть помещения для персонала).

    Необходимо правильно организовать рабочее место: безопасный, непрокалываемый контейнер необходимо установить на столе или другой поверхности на расстоянии вытянутой руки. Заполнять медицинскую документацию необходимо на чистом столе.

    В ходе проведения манипуляций пациенту, персонал не должен вести записи, прикасаться к телефонной трубке и т.п.

    В ходе выполнения манипуляции, не следует садиться на постель пациента.

    В кабинетах, где проводится инвазивные манипуляции необходимо иметь аварийную аптечку.

    При наличии на коже микротравм, экземы и дерматита перед началом рабочего дня необходимо закрывать поврежденные участки лейкопластырем, водонепроницаемыми повязками, напальчниками.

    При работе использовать защитную спецодежду (халат, шапочка, сменная обувь) и средства индивидуальной защиты (перчатки, очки, щитки (экраны), маски (респираторы), фартуки). Халат, шапочка должны максимально защищать открытые участки кожи и волосистую часть головы. Сменная обувь, легко моющаяся из нетканых материалов. Перчатки при работе с кровью, биологическими средами, при возможном контакте со слизистыми и поврежденными участками кожи, а также при парентеральных манипуляциях - должны быть из латекса или синтетических материалов, приравненных к латексу. Если при выполнении манипуляций есть вероятность разбрызгивания биологических жидкостей необходимо использовать защитные очки, щитки (экраны), маски, респираторы и фартуки. Средствами индивидуальной защиты персонал должен обеспечиваться в необходимом количестве и соответствующего размера.

    Строго соблюдать правила мытья рук и снятия перчаток. Перчатки снятые в процессе проведения манипуляции не использовать повторно.

    При загрязнении перчаток кровью и выделениями пациента без их разрыва, во избежание загрязнения рук в процессе их снятия, следует тампоном (салфеткой), смоченным раствором дезинфицирующего средства (или антисептика), снять видимые загрязнения, затем снять перчатки в дезраствор. После снятия перчаток руки обработать антисептиком.

    По возможности не прикасаться к инфицированному материалу.

    Использовать безопасный, удобный медицинский инструментарий (атравматический) и устройства с защитными приспособлениями (самоблокирующиеся шприцы, вакуумные системы для бесконтактного забора крови и др.).

    Осторожно обращаться с острым инструментарием, избегая случайных повреждений:

Осторожно открывать флаконы и ампулы;

Не передавать острые предметы из рук в руки, а через нейтральную зону (лоток);

Не следует надевать колпачок на иглу после инъекции;

Не следует вручную отсоединять иглу, а пользоваться деструктором, иглоотсекателем (пинцетом);

Не следует сгибать или ломать использованную иглу;

Убирать использованный колющий и режущий инструментарий в непрокалываемые контейнеры;

Проводить выемку инструментов после дезинфекции с помощью пинцета, корнцанга;

Упавшие иглы поднимать пинцетом или магнитом.

    Забор крови осуществлять иглой со шприцем или вакуумными системами для взятия венозной крови. Пробирки с кровью должны быть закрыты пробками. Перемешивать кровь только в пробирках, закрытых пробкой. Бланк направления в лабораторию не помещать на пробирки с кровью. Пробирки маркировать, а номер ставить в направлении, которое помещается в специальный контейнер отдельно от штатива с пробирками.

    Забор анализов мочи, рвотных масс, кала и других биологических сред организма осуществлять в ёмкости с крышками, используя спецодежду, средства индивидуальной защиты и соблюдая технику безопасности. Бланк направления помещать отдельно от ёмкостей с анализами, доставку анализов в лабораторию производить в специальном контейнере.

    Предстерилизационную обработку использованного инструментария многократного применения проводить в плотных латексных перчатках или синтетических перчатках приравненных к латексу после предварительной дезинфекции. Работа с медицинскими отходами класса Б и В производится в таких же перчатках.

    Смену и сортировку загрязненного белья кровью и биологическими средами, следует проводить в перчатках, маске, халате и шапочке; при сортировке дополнительно использовать фартук. Загрязненное кровью и биологическими жидкостями бельё замачивают в дезрастворе.

    При попадании крови или биологических жидкостей на халат (одежду) необходимо снять его и погрузить в дезраствор (халат однократного применения можно продезинфицировать физическими методами, например: паровым) в концентрации соответствующей режиму дезинфекции при вирусных гепатитах.

    При попадании крови и биологических жидкостей на поверхность проводят дезинфекцию препаратами, имеющими режимы обеззараживания крови согласно методическим рекомендациям (например: Виркон, Дензибак супер, Хлормикс, Септусин М).

    При аварийной ситуации проводить постконтактную профилактику, в том числе экстренную вакцинацию против вирусного гепатита В.

Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией

медицинского персонала

В медицинской практике каждого врача и среднего медработника любого пациента и его биологические жидкости (кровь, лимфа, сперма, вагинальный секрет, экссудат) следует расценивать как потенциально инфицированные ВИЧ.

Наиболее подвержены профессиональному риску заражения процедурные и операционные медицинские сестры, оперирующие хирурги, акушеры-гинекологи, врачи скорой помощи, паталогоанатомы.

Не смотря на то, что риск заражения ВИЧ при проколе, порезах инструментами, загрязненными кровью ВИЧ-инфицированного пациента составляет не более 0,3%, всегда необходимо помнить

^ Правила безопасности при работе с биологическим материалом

1.Правильно организовать рабочее место для обеспечения максимальной безопасности при работе с использованными инструментами, пробами крови, отработанным мягким материалом.

2.Использовать безопасный, удобный медицинский инструментарий и устройства с защитными приспособлениями.

3.Работать в надежных резиновых перчатках без повреждений

4.При наличии на коже рук микротравм, проявлений экземы, атопического дерматита перед началом рабочего дня закрывать повреждения лейкопластырем, напальчниками.

5.Использовать средства индивидуальной защиты(спецодежду, маски, очки, защитные экраны).

6.Осторожно обращаться с острыми инструментами.

7.Сортировать загрязненное белье в перчатках, маске, халате в специально отведенной комнате.

Порядок действия в аварийной ситуации, опасной в отношении заражения


  • Инфицирующая жидкость попала в глаза. Сразу промыть глаза под проточной водой, закапать антисептик: 1% водный раствор борной кислоты по 10 мг промыть.

  • Инфицирующая жидкость попала в нос. Применить антисептик 1% раствор протаргола.

  • Инфицирующая жидкость попала в рот. Промыть рот проточной водой, прополоскать антисептиками: 70% этиловым спиртом.

  • ^ Инфицирующая жидкость попала на кожу, не имеющую ссадин, царапин. Немедленно, в течение 30 секунд обработать кожу тампоном с кожным антисептиком (хлоргексидин и др.) . вымыть их двукратно теплой проточной водой с мылом.

  • ^ Произошел прокол (разрез) через перчатки. Немедленно обработать перчатки дезинфицирующим раствором или кожным антисептиком, снять обе перчатки, обработать руки кожным антисептиком (хлоргексидин и др.), выдавить кровь из ранки или дать стечь каплям крови, тщательно вымыть руки водой с мылом. Обработать их кожным антисептиком, смазать рану 5% раствором йода.

  • Капли крови попали на халат, одежду, обувь. Халат замочить в дезинфицирующем растворе на 1 час, пятно крови с личной одежды, обуви снять тампоном, увлажненным дезинфицирующим раствором или 70% спиртом.

При наличии показаний начать прием антиретровирусных препаратов не позднее 72 часов с момента травмы (аварии)!

Береги свое здоровье!

Забор крови

Забор крови должен осуществляться для определения общего анализа крови, группы крови, проведения проб на совместимость перед переливанием крови, для определения биохимических показателей крови.

Забор крови у больного осуществляется с применением правил асептики и антисептики в процедурной комнате. При этом пациент должен находиться на кушетке в горизонтальном положении.

По своим требованиям процедурная комната отделения должна соответствовать требованиям, предъявляемым к операционной и перевязочной. Следовательно, медицинский персонал должен обязательно придерживаться этих требований и соблюдать правила техники безопасности (работать в перчатках, масках, при необходимости в защитных очках, избегать попадания крови на открытые участки тела, одежду и т.п.).

Профилактика профессиональных заражений медицинских работников проводится в соответствии с правилами, которые сводятся к максимальному предотвращению во время работы возможности аутоинокуляции кровью.

Все манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук кровью или сывороткой, следует проводить в резиновых перчатках. Во время работы все повреждения на руках должны быть закрыты напальчниками, лейкопластырем. При угрозе разбрызгивания крови или сыворотки следует работать в масках. Запрещается медицинскому персоналу проведение парентеральных процедур с использованием мед инструментария, предназначенного для больных, прием пищи и курение в лабораториях и помещениях, где проводятся процедуры больным.

При проектировании и строительстве новых ЛПУ необходимо предусмотреть наличие в процедурных кабинетах 2 раковин - для мытья рук и для мытья (обработки) медицинского инструментария.

Разборку, мойку и прополаскивание медицинского инструментария, использованных пипеток и лабораторной посуды, приборов и аппаратов, соприкасавшихся с кровью или сывороткой людей, проводить после предварительной дезинфекции в резиновых перчатках.

Следует строго соблюдать правила личной гигиены. После любой процедуры, в том числе и парентерального вмешательства (инъекций, забора крови и т.д.) подводится тщательное двукратное мытье рук в теплой проточной воде с мылом Руки необходимо протирать индивидуальным полотенцем, сменяемым ежедневно, или салфеткой одноразового пользования. При обработке рук следует избегать частого применения дезинфектантов, которые способны вызвать раздражение кожи и дерматиты, что облегчает проникновение возбудителя. Хирургам для мытья рук не следует пользоваться жесткими щетками.



Бланки направлений в лабораторию на исследование категорически запрещается помещать в пробирку с кровью.

В клинико-диагностических лабораториях, исследующих кровь или сыворотки людей, следует работать с соблюдением режима, предусмотренного для работы в микробиологических и вирусологических лабораториях. При работе с кровью, сыворотками или другими материалами нужно пользоваться резиновыми грушами или автоматическими пипетками с одноразовыми наконечниками. Насасывание сыворотки ртом не допускается.

В случае загрязнение рук кровью следует немедленно обработать их тампоном, смоченным дезинфицирующим раствором (1% раствором хлорамина) и вымыть их двукратно теплой проточной водой с мылом, насухо вытереть индивидуальным полотенцем или салфеткой одноразового пользования.

При попадании заразного материала на слизистые оболочки их немедленно обрабатывают 0,05% раствором марганцовокислого калия, рот и горло дополнительно прополаскивают 70 гр. этиловым спиртом или 0,05% раствором марганцовокислого калия.

При повреждении кожных покровов (проколы, ранения) необходимо выдавить кровь из ранки, предварительно сняв перчатки и поместив их в дезраствор, тщательно вымыть руки в проточной воде с мылом, обработать их 70 гр. этиловым спиртом и затем смазать рану 5% спиртовом раствором йода без применения дезсредств.



Поверхности рабочих столов в конце рабочего дня, а в случае загрязнения кровью немедленно следует обработать 3% раствором хлорамина.

При аварии на работе на центрифуге крышку необходимо открывать медленно и только спустя 40 минут после остановки. Все центрифужные стаканы и разбитое стекло помещают в дезраствор на 2 часа, внутреннюю поверхность дезинфицируют. Обработка центрифуги проводится при отключении прибора из сети.

Все виды использованных пипеток, пробирок, предметные стекла, резиновые груши должны быть обеззаражены погружением в сосуды с дезраствором, а затем подвергнуться предстерилизационной очистке и стерилизации согласно ОСТа 42-21-2-85.

Порядок взятия и транспортировки сывороток крови для исследования

Забор крови производится в количестве 3-5 мл из локтевой вены в стерильную пробирку. Пробирку герметизируют резиновыми пробками и доставляют в лабораторию в течение 3 часов.

При невозможности быстрой доставки крови, кровь центрифугируют при 2-х тыс. оборотов в минуту в течение 3-5 минут или отстаивают в холодильнике при +4 - +6 о С.

Гемолизированная, хилезная, проросшая сыворотка исследованию не подлежит.

Для транспортировки штативы с пробирками помещают в плотно закрывающуюся тару (бикс, банки из-под рентгеновской пленки, специально изготовленные металлические ящики и т.д.), легко подвергающиеся дезинфекции.

Транспортировку материала на большие расстояния осуществляют в условиях холода.

Сыворотку (кровь) в лабораторию доставляет персонал, прошедший специальный инструктаж по технике безопасности. Пробирки с сывороткой маркируют, делая надписи карандашом по стеклу. Не рекомендуется использовать для этой цели этикетки из бумаги и лейкопластыря.

Сопроводительное направление оформляется по форме, утвержденной МЗ, под копирку в двух экземплярах с четким заполнением всех граф. В случае повторного направления сыворотки на исследование на направлении дается четкая пометка «повторно».

Направления помещаются в полиэтиленовые пакеты и доставляются в лаборатории вместе с образцами сывороток.

Лаборатория в обмен выдает стерильные центрифужные пробирки, закрытые резиновыми пробками в штативах лаборатории. Штативы ЛПУ подвергаются в лаборатории дезинфекции и мойке.

Один экземпляр направлений остается в лаборатории, на другом ставится штамп о результате исследования, дате его проведения и подпись врача, проводившего исследования, и возвращается в ЛПУ.

Профилактика профессионального заболевания СПИДом в лечебных учреждениях

1. Лица, подлежащие обследованию на ВИЧ инфекцию: гомосексуалисты, проститутки, бомжи, лица, прибывающие из-за рубежа более чем на 3 месяца.

2. Больные лица, которые подлежат обследованию на ВИЧ инфекцию: длительно лихорадящие, лица с поносами 2-3 недели, резко похудевшие, с заболеваниями крови, с увеличенными лимфоузлами.

3. Правила работы в лаборатории с инфекционным материалом и транспортировкой крови:

3.1. Работать в лаборатории в сменной обуви, в перчатках, масках, очках, двойном халате.

3.2. На рабочем месте не пить, не курить, не есть.

3.3. Иметь аварийную противоспидовскую аптечку: 70% этиловый спирт-50 мл, 50 г марганцевой навески, одноразовые перчатки, одноразовый шприц, пипетки, альбуцид, стерильный материал, жгут, лейкопластырь, маску, йод, нашатырный спирт. Если произошел несчастный случай, следует приготовить 0,05% раствор перманганата калия, для чего взять 100 мл воды и смешать с 50 мг марганцовой навески. Обработать места попадания крови больного на теле медработника.

4. Если в хирургическом отделении медицинская сестра при выполнении инъекций проколола перчатку и уколола палец, то необходимо выполнить следующее: перчатку снять и опустить в 3% р-р хлорамина, руки вымыть 2 раза с мылом, обработать 70% спиртом, йодом, заклеить лейкопластырем, надеть новые перчатки и продолжить работу.

5. При попадании крови больного на белье и мебель в палате или процедурном кабинете последние подлежат обработке всё 3% р-ром хлорамина.

6. Забор крови больного осуществлять в специальную стерильную центрифужную пробирку с резиновой пробкой. Набирать 5 -20 мл крови и хранить в холодильнике не более 3-х суток при температуре 4 градуса. Пробирку поместить в штатив, а штатив в бикс и отправить в лабораторию.

Собирание и подготовка мокроты для исследования

Посуда, в которую собирают мочу для исследования, должна быть абсолютно чистая. Необходимо помнить, что мокрота почти всегда является заразным материалом и поэтому обращаться с ней нужно с осторожностью; не пачкать рук, лишней посуды, окружающих предметов и т.д.Работать необходимо в маске и медицинских перчатках. Особое значение имеет мытье посуды, бывшей в употреблении. Лучше пользоваться посудой, в которой раньше не было мокроты. Посуда, бывшая в употреблении раньше, должна быть простерилизована для того, чтобы убить возбудителя.

Мокроту обычно исследуют макроскопически, микроскопически, и бактериологически. Для исследования лучше всего брать первую утреннюю мокроту, собрав её в чистую баночку без примесей воды и консервирующих средств. Перед взятием мокроты ротовая полость должна быть обработана (чистка зубов, полоскание полости рта).

Собирание мочи

Для обычного анализа достаточно собрать первую утреннюю мочу в количестве 100-200 мл по возможности непосредственно в посуду, которая будет доставлена в лабораторию. В посуде, в которой обычно бывает моча (судна, утки, горшки и т.д), даже после прополаскивания её, образуется осадок их фосфатов, способствующий разложению свежей мочи. Если собрать мочу непосредственно в посуду, в которой она будет отправлена в лабораторию, не удается, желательно для исследования собрать мочу в посуду (банка и др.), где раньше не было мочи, а затем всю порцию в бутылочку. Собирать мочу в посуду, в которой раньше была моча, можно лишь после тщательной механической очистки её (без кислот и щелочей) и многократной промывки водой. Доставлять мочу в лабораторию следует в посуде из бесцветного стекла с плоским дном. Эта посуда должна быть тщательно вымыта. Если исследование не может почему-либо быть произведено вскоре после собирания мочи, то лучше всего сохранять её в холодном месте, но не доводить до замерзания.

Для микро-бактериоскопического исследования мочи на гонококки следует собрать лишь первую утреннюю порцию мочи в количестве 15-20мл. Иногда приходится исследовать утреннюю мочу, собранную в 2-3 порциях отдельно. При этом особенно важно выявление в каждой порции наличие нитей и тщательное микроскопическое, а иногда и бактериоскопическое исследование осадка.

Для бактериологического исследования мочу собирают в стерильную посуду, предварительно обмывают наружные половые органы больного. Для этой же цели, особенно у женщин, моча может быть взята стерильным катетером, не смазанным жиром.

Для количественного определения составных частей мочи необходимо собирать суточное количество её и оттуда брать порции для исследования. В этих случаях следует предотвратить разложение мочи, сохраняя её в холодном месте или добавляя к ней консервирующие химические вещества, не влияющие на результаты исследования (кристаллический тимол или толуол).

Все мероприятия, связанные со сбором мочи медицинский персонал проводит в перчатках, избегая разбрызгивания её и попадания на слизистые оболочки, кожные покровы, медицинскую одежду.

При попадании мочи на кожные покровы и слизистые оболочки последние необходимо промыть водой (с мылом – кожные покровы, ротовую полость –прополоскать с раствором марганцево-кислого калия, в глаза – альбуцид, одежду необходимо сменить.

Собирание кала

Кал для исследования должен быть собран в чистой, сухой и достаточно просторной, по возможности в стеклянной посуде, его не следует класть в баночки с узким горлом. Желательно, чтобы кал был доставлен таким, каким он выделялся. Не следует направлять в лабораторию кал в бумаге, картонных и спичечных коробках и т.п.

Исследование кала желательно производить не позже чем через 8-12 часов после его выделения, т.к. в нём могут произойти изменения под влиянием микробов и ферментов.

Для исследования лучше посылать кал после самостоятельной дефекации. Кал не должен содержать посторонних примесей; мочи, бария, жира, воды.

Посуду с доставленным калом, накрытую бумагой, чашкой Петри или др. после того как наклеен номер или надписана фамилия больного, помещают в вытяжной шкаф или в отдельную хорошо вентилируемую комнату, где производят его осмотр, химические реакции и готовят препараты для микроскопического исследования.

Медицинский персонал работает в медицинских перчатках, избегая попадания частиц кала на открытые участки тела.

Профилактика заражения педикулёзом и сыпным тифом

Действия медицинской сестры:

1 .Надеть дополнительный халат и косынку.

2. Усадить больного на кушетку.

3. Обработать волосы больного одним из растворов:

0,15% р-р карбофоса

0,5% метил ацетофос

р-р Нитефора

водно-мыльной керосиновой эмульсией

4. Накрыть волосы косынкой на 20минут, промыть волосы теплой водой.

5. Ополоснуть волосы 6% раствором столового уксуса.

6. Вычесать частым гребнем волосы в течение 15 минут.

7. Белье больного сложить в мешок и отправить в дезинфекционную камеру.

8. На титульном листе сделать отметку (Р) и сообщить в СЭС.

1. Усадить больного на кушетку, смочить волосы 30% раствором столового уксуса, подогретого до 27С°.

2. Накрыть волосы косынкой на 20минут.

3. Прочесать частым гребнем, промыть волосы и осмотреть.

Тестовые задачи

Назовите ошибку

При поступлении на работу в хирургический стационар обязательно прохождение:

а) вводного инструктажа по безопасным приемам работы

б) первичного инструктажа на рабочем месте

в) медицинского осмотра при поступлении на работу

г) медицинского осмотра не реже 4 раз в год

д) медицинского осмотра не реже 1 раза в год

Выберите правильный ответ

Медперсонал обеспечивается санитарно-гигиенической одеждой согласно:

а) приказа Минздрава РФ № 065 от 1989 г.

б) постановления правительства РФ № 64 от 1993 г.

в) приказа главного врача больницы

г) приказа Минздрава РФ № 130 от 1999 г.

д) все пункты

Выберете правильные ответы (3)

В соответствии с действующими нормами (приказ МЗ № 65) медперсонал обеспечивается:

а) халатами в количестве 4 штук на 24 месяца

б) халатами в количестве 6 штук на 24 месяца

в) шапками медицинскими в количестве 4 штук на 24 месяца

г) шапками медицинскими в количестве 6 штук на 24 месяца

д) обувью профилактической 1 пара на 12 месяцев

е) обувью профилактической 2 пары на 12 месяцев

Найдите ошибку

При работе с антибиотиками соблюдать следующие меры предосторожности:

а) тщательно защищать кожу от прямого контакта

б) мыть руки после каждой манипуляции

в) выпускать воздух из шприца, не вынимая иглы из флакона с антибиотиком

г) одевать 4-х слойную маску и защитные очки при работе с антибиотиками

Назовите правильный ответ

Медпрепараты, относящиеся к сильнодействующим лекарствам, необходимо хранить:

а) в специальном шкафу

б) в холодильнике

г) в сейфе под замком

д) в кабинете старшей медицинской сестры

е) в сейфе с сигнализацией под замком (на внутренней стороне дверцы надпись «А» и «В»)

Выберете правильный ответ

а) мытье рук двумя щетками с мылом в течение 10 минут

б) мытье рук одной щеткой с мылом в течение 5 минут

в) мытье рук одной щеткой с мылом в течение 5 минут + мытье рук в растворе С-4 5 минут

г) мытье рук двумя щетками с мылом в течение 5 минут + мытье рук в растворе С-4 2 минуты

д) мытье рук с мылом + мытье рук в растворе С-4 в течение 1 минуты

Выберете правильный ответ

Хирургическая обработка рук по ускоренному способу заключается:

а) мытье рук двумя щетками с мылом 5 минут

б) мытье рук одной щеткой с мылом 2 минуты

в) мытье рук двумя щетками с мылом 2 минуты + мытье рук хлоргексидином 2 минуты

г) мытье рук с мылом + мытье рук хлоргексидином 2-3 минуты

д) правильны все ответы

Найдите правильный ответ

Медработники обследуются на бактерионосительство:

а) 6 раз в год

б) 4 раз в год

в) 8 раз в год

г) 2 раз в год

д) 1 раз в год

Найдите правильный ответ

Медперсонал проходит медицинский осмотр всеми специалистами:

а) 4 раз в год

б) 6 раз в год

в) 2 раз в год

г) 1 раз в год