Система управления работой охраны окружающей среды. Дипломная работа: Управление охраной окружающей среды на муниципальном уровне. Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды

Исполнительной власти, местного самоуправления и специально уполномоченными органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ (МГТР России). На МПР возложены выработка и проведение природоохранной политики в стране, координация соответствующих работ в отраслях и ведомствах, проведение экологической экспертизы, проведение экологического контроля и некоторые другие обязанности. МПР также обеспечивает рациональное природопользование (добыча полезных ископаемых, использование вод), государственный экологический контроль за охраной и рациональным использованием поверхностных и подземных вод, а также воды в системе хозяйственного водопользования. Ведомство имеет территориальные органы.

Выбросы в атмосферу и гидросферу могут привести к экологическим катастрофам, поэтому большая роль в их предотвращении и ликвидации последствий принадлежит МЧС России. Таможенный комитет предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.

Управление охраной окружающей среды в субъектах федерации, в краях, областях и городах осуществляется органами представительной (законодательные собрания, городские думы и т. п.) и исполнительной (правительства, мэрии и т. п.) власти.

Органы государственного экологического контроля включают в себя органы исполнительной власти, службу контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России, а также Госатомнадзор России, Федеральную службу земельного кадастра России, Минздрав России(одна из функций которого - проведение санитарно-эпидемиологического надзора) и некоторые другие, осуществляющие государственный контроль в достаточно узком направлении (защита окружающей среды от воздействия объектов атомной энергетики, охрана и рациональное использование рыбных ресурсов и т. д.).

Представители этих органов имеют право давать обязательные для выполнения предписания, привлекать к административной ответственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба и многое другое.

Важнейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура. В ряде субъектов федерации имеется экологическая милиция. Важную роль в обеспечении требований природоохранного законодательства играют суды.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств (при их наличии), а на предприятиях - службы производственного контроля, которые следят за выполнением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических мероприятий .

Окружающая среда представляет собой совокупность элементов естественной природы, объектов ландшафта, не возобновляемых или частично возобновляемых природных ресурсов, создающих основу для жизнедеятельности человека. Технический прогресс и развитие средств и способов производства систематически увеличивают последствия деятельности человечества на окружающий мир. Охрана окружающей среды и ее экологического благополучия имеет ключевое значение не только для устранения негативных последствий техногенного мира, но и для самого существования человечества.

Государственное управление в области охраны окружающей среды

Государственное управление в области охраны окружающей среды реализуется в комплексе мероприятий, оказывающих прямое и косвенное влияние на регулируемый объект отношений. Исходя из характера полномочий государственных органов, можно выделить следующие ключевые моменты управления в этой сфере со стороны государства:

  • Комплекс мероприятий осуществляют органы, уполномоченные государством на совершение действий в области охраны окружающей среды. Если государство выступает только роли организатора конкретного мероприятия, то оно автоматически приобретает контрольные функции по отношению к субъектам, осуществляющим на практике функции охраны природного мира.
  • Юридические действия государственных органов носят властный характер и обеспечиваются средствами государственного принуждения в случае неисполнения императивных правил и предписаний.
  • В рамках государственного управления издаются нормативные акты обязательные для исполнения и обращенные к неограниченному кругу лиц.
  • За нарушение норм в сфере охраны окружающей среды в законодательстве предусмотрены санкции.

Основной задачей государственного управления является реализация функций исполнительной власти во взаимоотношениях со всеми институтами общества.

Система управления охраной окружающей среды

Система государственного управления включает в себя следующие элементы:

  • Наличие у государственных органов правомочий на решение вопросов в области охраны окружающей среды . Права и обязанности институтов государственной власти четко прописаны в нормативных актах и не подлежат расширительному толкованию. Государственные органы обязаны действовать точно в соответствии с нормами права, а реализация их полномочий осуществляется в пределах, ограниченных законодательством, устанавливающим их комптенцию. В некоторых случаях органы власти имеют возможность выступать в экологических правоотношениях как равноправный партнер (например, при реализации совместных проектов в области охраны природы).
  • Четкое разграничение полномочий между различными государственными органами . Государство наделяет каждый свой орган исключительной компетенцией, не допускающей дублирования функций различных институтов. Отраслевой и межотраслевой характер реализации государственных функций максимально точно определяет уровень полномочий конкретного органа.
  • Иерархия системы органов власти . Вся система государственного управления построена по принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. На практике такая иерархия позволяет не только координировать усилия по охране окружающей среды «сверху вниз», но и осуществлять постоянный контроль за деятельностью органов низших ступеней иерархии.

В сфере экологического права и охраны природной среды государство осуществляет управление по следующим конкретным видам деятельности:

  • Правотворческая деятельность. Государство разрабатывает и принимает нормы и правила, регулирующие любые правоотношения в сфере охраны природы.
  • Правоприменительная. Принятие нормы права подразумевает ее реализацию на практике, поэтому государственные и муниципальные органы являются одновременно и субъектами правоотношений в области экологического права, т.е. выступают в роли участника конкретного мероприятия по охране либо осуществляют контроль за их проведение.
  • Юрисдикционная. В пределах своей компетенции органы власти дают указания субъектам экологических правоотношений, могут влиять на возникновение или изменение таких правоотношений. Правомочия государства включают в себя возможность и обязанность осуществлять действия, направленные на охраны природной среды. Важным признаком государственного управления в этой деятельности является соблюдение экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
  • Иная властная деятельность.

Если рассмотреть конкретные проявления государственного управления, то в отношении ряда властных органов можно выделить следующие особенности:

  • Президент РФ. Издает указы и распоряжения в области охраны экологии в рамках федерального законодательства. Акты Президента носят конкретный характер и направлены на конкретные правоотношения в области экологического права (например, указы о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций)
  • Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Разрабатывают систему нормативных актов в области экологии, создают особые охранные зоны, осуществляют контроль за соблюдением охранных мероприятий
  • Муниципальные органы власти. Создают местные охранные зоны и зоны особой экономической деятельности на охраняемых территориях

Механизм охраны окружающей среды

Под механизмом государственного управления охраной окружающей среды понимается комплекс мер, направленных на охрану природной среды, а также на создание благоприятных условий жизни человека. В зависимости от области применения и способу регулирования эти меры подразделяются на:

  • Организационные меры . Уполномоченные государственные структуры организуют работу общественных институтов по охране природной среды, а также сами участвуют в конкретных природоохранных мероприятиях.
  • Правовые меры. Государственные органы создают правовую базу для деятельности по охране окружающей среды путем принятия систематизированного комплекса нормативно-правовых актов.
  • Экономические меры . Предусматривают как бюджетное финансирование мероприятий в сфере охраны, так и создание рычагов экономического стимулирования общества (юридических и физических лиц).

В общем механизме охраны окружающей среды можно выделить отдельные группы, которые на практике имеют самостоятельное значение:

  • Управленческий механизм . Характеризуется наличием системы органов власти и необходимых инструментов реализации властных полномочий. Государство не только предписывает правила поведения субъектов экологических правоотношений, оно одновременно участвует в конкретных охранных мероприятиях.
  • Экономико-юридический механизм . Включает комплекс мер экономического стимулирования охраны окружающей среды, базирующийся на законодательном регулировании. Государство может оказывать прямую и косвенную помощь субъектам, занимающимся охраной природной среды; осуществляет финансирование охранных мероприятий; вводит денежные санкции за вред, причиненный окружающей среде.
  • Правовой механизм . Предусматривает наличие норм и правил, обязательных к применению всеми субъектами, а также рычаги ответственности за их несоблюдение (штрафы, санкции, возмещение вреда и т.д.). Только государственные органы уполномочены на принятие общеобязательных норм права.
  • Механизм особой охраны . Для охраны природной среды разрабатывается комплекс конкретных мер по защите природы (создание зон с особыми условиями деятельности, определение неблагоприятных территорий и т.д.).
  • Идеологический механизм . Включает в себя мероприятия по воспитанию, просвещению, обучению и повышению уровня экологической культуры населения. В этом механизме государству принадлежит организационная роль, так как осуществлять идеологические мероприятия могут любые субъекты правоотношений.
  • Международно-правовой механизм . Национальные органы власти в сфере охраны окружающей среды действуют в тесной кооперации с международными институтами, подчиняются общим нормам международного права, участвуют в совместном решении проблем охраны природного мира.

экологический экспертиза мониторинг санитарный

На Федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным собранием, Президентом, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами, главным из которых являются Министерство природных ресурсов РФ.

На региональном уровне управления охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предписаний по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды (ООС) создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделение предприятия (например, отдел главного механика). Во всех случаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производственный контроль за состоянием этих сред.

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль за содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Экологический мониторинг - определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов - производится органами Росгидромета РФ и Минприродресурсов РФ.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ОСМОС) на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

В 2000 г. в РФ введен социально-гигиенический мониторинг, контролирующий, кроме среды обитания, состояние здоровья населения, а также социальные факторы: условия труда, быта, включая климатические условия, качество питания, водоснабжения и т. п. Его организация возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Его проведение - на Росгидромет РФ, Минздравсоцразвития РФ Федеральные органы исполнительной власти и ряд других ведомств.

Министерство здравоохранения и социального развития изучает динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды, контроль которой осуществляют территориальные органы Росгидромета РФ, Федеральные службы по экологическому, техническому и атомному надзору и Федеральные службы по защите прав потребителей и благополучия человека (сан-эпидемнадзор).

Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населенных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях. Правила контроля состояния окружающей среды установлены стандартами системы стандартов «Охрана природы». ГОСТ 17.2.3.01-86 формулирует правила контроля качества воздуха населенных пунктов.

Они устанавливают три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (под-факельные). Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутные - для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся по графику последовательно во времени в нескольких точках. Передвижной (подфакельный) пост необходим для отбора проб дымовым (газовым) факелом.

Число стационарных (маршрутных) постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развитости промышленности и расположения ее объектов по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

В зависимости от численности населения устанавливают следующее минимальное число стационарных постов: до 50 тыс жителей Ї один пост, 50...100 тыс. Їдва поста; 100...200 тыс Ї два-три поста; 200...500 тыс. - три-пять постов; 0, 5... 1 млн - пять-десять; 1...2млн- 10...15; более 2 млн - 15...20 постов. В населенных пунктах со сложным рельефом (возвышенные места и впадины) и значительным числом источников загрязнения один стационарный постустанавливают на площади 5...10 км 2 , в равнинной местности - один стационарный пост на 10...20 км 2 .

Места отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения в зоне рассеяния последнего. Общее их число определяют с учетом высоты и мощности выброса, а также особенностей размещения селитебных территорий.

На стационарных постах устанавливают три программы наблюдений: полную, неполную, сокращенную. Наблюдения по полной программе выполняют для получения оперативной информации о среднесуточной концентрации ежедневно в часы 01, 07, 13, 19 по местному декретному времени. Допускается (при невозможности выполнения полной программы) проводить наблюдения по скользящему графику 06, 10, 13 ч во вторник, четверг, субботу и в 15, 16, 21ч в понедельник, среду, пятницу.

По полной программе устанавливают наблюдения за содержанием пыли, сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота (основные загрязняющие вещества) и за специфическими веществами, которые свойственны промышленным выбросам данного населенного пункта.

Перечень специфических веществ для контроля на каждом стационарном посту в городе устанавливается органами гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения РФ с учетом данных инвентаризации источников выброса в атмосферу.

Наблюдения по неполной программе разрешается проводить в целях получения оперативной информации ежедневно в 07, 13, 19 ч местного декретного времени. Наблюдения за основными и специфическими загрязняющими веществами проводят в этом случае по программе, согласованной с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

По сокращенной программе наблюдения за основными загрязняющими веществами и за одним-двумя наиболее распространенными специфическими загрязняющими веществами проводят ежедневно в 07 и 13 ч местного декретного времени. Эти наблюдения допускаются в районах с температурами воздуха ниже - 45°С и в местах, где систематически в течение месяца отмечаются концентрации загрязняющих веществ ниже порога чувствительности метода анализа данного вещества. Пробы воздуха отбирают на высоте 1, 5...2, 5 м от поверхности земли.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.5.980-00 устанавливают требования к организации надзора и контроля воды и водных объектов. Состав и свойства воды должны определяться на расстоянии не более 500 м по течению от места сброса сточных вод на водотоках и в радиусе 500 м от места сброса на акватории на непроточных водоемах.

При сбросе сточных вод в черте населенных мест указанный пункт контроля должен быть расположен непосредственно у места сброса.

ГОСТ 17.1.3.08-82 устанавливает правила контроля качества морских вод.

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.

В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с величиной ПДВ. Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТ 17.2.3.02-78. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами предприятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов; шихтовых дворов; участков очистки и обрубки отливок; участков приготовления формовочных и стержневых смесей; цехов механической обработки материалов, сварочных постов и оборудования для резки металлов и сплавов; отделений для нанесения химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий, от газоходов и воздуходов, отводящих загрязненный газ; от испытательных станций.

При контроле ПДВ основными должны быть прямые методы измерения концентраций вредных веществ и объемов газовоздушной смеси в местах их непосредственного выброса или после газоочистных установок. Выбросы веществ определяют в течение 20 мин, а также в среднем за сутки, месяц, год. Если продолжительность выброса вещества менее 20 мин, то контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.

Обследование производят в период работы оборудования на рабочем (проектном) режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ. Методики определения в выбросах предприятий вредных веществ приведены в сборнике.

Применительно к транспортным средствам с бензиновыми двигателями нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов определены ГОСТ 17.2.2.03-87, нормы и методы измерения выбросов тракторных и комбайновых двигателей - ГОСТ 17.2.2.05-86. Методы измерения вредных веществ в отработавших газовых дизельных ДВС установлены ОСТ 37.001.234-81, а дымности отработанных газов - ГОСТ 21393-75*. Контроль выбросов транспортных средств производится их владельцами в соответствии с методикой ОНД -90.

В 1999 г. в стране введены в качестве стандартов РФ стандарты ИСО серии 14000 «Системы управления окружающей средой» (СУОС), которые применимы к общим принципам административного управления как и стандарты системы управления качеством 9000, т. е. могут быть реализованы в рамках любой существующей системы управления. Основными требованиями к СУОС предприятия являются:

1. Разработка руководством организации экологической политики, соответствующей характеру, масштабам и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, ее продукции, услуг.

2. Планирование работ по охране окружающей среды и рационального природопользования на основе постоянной идентификации экологических аспектов деятельности организации, продукции и услуг и влияния наиболее выраженных из них для установления плановых экологических показателей, сроков их достижения, ответственных лиц.

3. Обеспечение внедрения и функционирования СУОС путем создания ее структуры и распределения обязанностей по охране окружающей среды между всеми руководителями подразделений и должностными лицами, связанными с деятельностью СУОС, с возложением на них ответственности за эту работу.

4. Проведение проверок и корректирующих действий для обеспечения действенности СУОС, что, в частности, может быть достигнуто за счет проведения экологического аудита.

5. Анализ функционирования СУОС со стороны руководства и принятие мер по ее дальнейшему улучшению (коррекция экологической политики и (или) программ по охране окружающей среды, соответствующее изменение структуры СУОС и т. д.).

Разработка СУОС не является обязательной, но при их создании выполнение перечисленных требований необходимо.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ нормативно-правовой базы системы управления состоянием окружающей среды. Исследование методов оценки загрязнения атмосферы, водных ресурсов и почв. Экономическая эффективность внедрения информационных систем управления состоянием окружающей среды.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2010

    Управление природопользованием и охраной окружающей среды как соблюдение экологических прав граждан страны. Принципы, виды, методы и органы государственного управления. Спиециальные, функциональные органы рационального пользования окружающей средой.

    реферат , добавлен 02.06.2008

    Аспекты экологически ориентированного маркетинга в мировом сообществе. Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды. Разработка и внедрение безотходных и малоотходных процессов. Введение государственного экологического страхования.

    реферат , добавлен 23.05.2009

    Характеристика предприятия как источника загрязнения окружающей среды. Детальный анализ принципов формирования экологической системы управления. Сущность контроля за эффективностью работы газопылеулавливающих установок и содержанием вредных веществ.

    презентация , добавлен 24.03.2015

    Недостатки нормативно-правового обеспечения, комплексный подход к природопользованию и охране окружающей среды. Экологическая сертификация, страхование, аудирование и государственная экологическая экспертиза. Методы управления качеством окружающей среды.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Теоретические основы управления окружающей среды: география города, климат, демография, гидрография. Особенности экологической обстановки в городе Ярославль, состояние природных ресурсов. Организация государственного мониторинга окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2012

    Организация государственного управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды. Анализ состояния окружающей среды и природоохранной политики в Новгородской области. Направления решения проблем в сфере охраны окружающей среды.

    дипломная работа , добавлен 09.08.2012

    Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды как главный метод управления качеством окружающей среды. Основные функции и полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2015

На федеральном уровне данное управление осуществляется Федеральным собранием, Президентом, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ.

На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования. На промышленных объектах для управления охраной окружа ю щей среды (ООС) создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделение предприятия (например, отдел главного механика). Во всех случаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производственный контроль состояния этих сред. Основой управления ООС являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в данной области. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной природой. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом, за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влияние этого процесса на живые организмы, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль содержания в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, качества водных объектов.

Экологический мониторинг определяет изменения в экосистемах, их продуктивность, а также выявляет динамику запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды на базе международных био сферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

В 2000 г. в РФ введен социально-гигиенический мониторинг , контролирующий, кроме среды обитания, состояние здоровья населения, а также социальные факторы: условия труда, быта, климатические условия, качество питания, водоснабжения и т. п.