4 автономных округа на карте. Автономный округ. Еврейская автономная область: история появления

Изучаем автономные округа России и их столицы на карте (список 4) → входящие в состав Российской Федерации. АО округа РФ и их местоположения на карте +столица, список в алфавитном порядке, области и федеральные округа в России


Презентация на тему: автономные округи России и их центры - для детей и взрослых. Возможность сортировать таблицу и список по алфавиту, выбрать необходимый регион и его столицу, перейти на карту города, показать приграничные области на схеме со спутника, панорама и фото улиц

Список самостоятельных субъектов — 4 автономных округа России +столица:

  1. Ненецкий АО, Нарьян-Мар
  2. Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск
  3. Чукотский АО, Анадырь
  4. Ямало-Ненецкий АО, Салехард

Россия — автономные округи на карте и их столицы

Таблица по алфавиту, в ней собраны все АО округа РФ (Russia), которые объединены в единую форму государственного правления, у которых общие границы. Как сухопутные/по суше так и морские/по морю. Вышеперечисленные автономные образования присутствуют в трех федеральных округах Российской Федерации:

  1. Ханты-Мансийский АО, Уральский федеральный округ
  2. Ямало-Ненецкий АО, Уральский ФО
  3. Чукотский АО, Дальневосточный ФО
  4. Ненецкий АО, Северо-Западный ФО

Подробнее перечень остальных равноправных субъектов Федерации — . Сколько областей и их названия — смотрите в одноименной рубрике

Название столицы Российской Федерации - Москва (Moscow)

Все автономные области России

  1. Еврейская АО, Дальневосточный ФО

Автономная территория имеет самостоятельный статус в составе государства, и отличается национальными и культурными признаками

Изначально на территории России существовали три вида автономных образований: республики, области и округа. На данный момент в составе субъектов Российской федерации находится одна Еврейская автономная область, и четыре округа

Еврейская автономная область (центр региона - г. Биробиджан). Сейчас находится в составе Дальневосточного федерального округа. Образована в мае 1934 г. Ранее была в составе Хабаровского края, до 1990 года

Теперь вы знаете, сколько и какие автономные округа входят в состав РФ!

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находятся: Еврейская автономная область; Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов Российской Федерации - национально-государственным образованием. Прежде она входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" <*> она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно.

Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в состав Российской Федерации.

Однако действующая Конституция Российской Федерации такой возможности не предусматривает. В ней указывается (ч. 4 ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. Семь из 10 автономных округов имеют территорию от 181,5 тыс. кв. км (Ненецкий) до 860,2 тыс. кв. км (Таймырский), причем пять из них - более полумиллиона квадратных километров. В то же время только в одном из них, Ханты-Мансийском, население составляет более полумиллиона человек.

В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе проживают ханты, манси, коми и ненцы; в Корякском - коряки, чукчи, ительмены и ламуты; в Чукотском - чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры.

Статус автономной области и статус автономного округа определяются Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами.

Согласно Конституции РФ (ст. 66), по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия автономной области, автономного округа.

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.

Действующая Конституция Российской Федерации обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от автономий избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти автономной области и автономных округов пользуются правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов. Так, в Уставе Иркутской области (гл. 6) указывается, что Усть-Ордынский Бурятский автономный округ находится в составе Российской Федерации, является ее субъектом и входит в Иркутскую область. Область строит свои взаимоотношения с этим автономным округом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, своим уставом, а также принятыми договорными обязательствами с учетом взаимных интересов. Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу гарантируется представительство в Собрании области. Органы государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по соглашению с органами государственной власти области могут передавать последним осуществление части своих полномочий. Законы области в части полномочий, переданных автономным округам в соответствии с двусторонними соглашениями, обязательны для исполнения на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Конституция РФ и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации, решаются ими самими.

В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и автономий в ее составе находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов автономной области и автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе отнесен значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вопросами совместного ведения Российской Федерации и автономий в ее составе в этой сфере являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации системы органов власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются кодексами, законами Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов. Статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономий в составе Российской Федерации с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях.

Российская Федерация и автономии в ее составе совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Согласно Конституции РФ (ст. 76), по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Правда, согласно Федеративному договору, по вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти РФ издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти автономной области осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты, а органы государственной власти автономных округов осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции в соответствии с Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации, а также договорами с краями и областями, в состав которых входят автономные округа. Однако в этой части Федеративный договор не действует, поскольку в соответствии с п. 1 Раздела второго Конституции РФ в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - национально-территориальное образование, форма национально-политической автономии в СССР (до 1977 г. - национальный округ), а в настоящее время в Российской Федерации. Введен постановлением ВЦИКСССР от 19 декабря 1930 г.; до этого в качестве эксперимента были образованы Коми-Пермяцкий (25 февраля 1925) и Ненецкий (15 июля 1929) автономные округа.

Автономный округ отличаются особенностями быта и этнического состава населения и находятся в составе области и края. Эта форма автономии используется для создания благоприятных условий развития прежде всего малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В составе РФ находятся десять автономных округов - субъектов Российской Федерации. Это: Агинский Бурятский в составе Читинской области (образован 26 сентября 1937); Коми-Пермяцкий в составе Пермской области; Корякский в составе Камчатской области (образован 10 декабря 1930); Ненецкий в составе Архангельской области; Таймырский (Долгано-Ненецкий и Эвенкийский в составе Красноярского края (образованы 10 декабря 1930); Усть-Ордынский Бурятский в составе Иркутской области (образован 26 сентября 1937); Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий в составе Тюменской области (образованы 10 декабря 1930); Чукотский А. о., который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 входит непосредственно в состав РФ.

В действующей Конституции РФ указывается (ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономных округов и соответственно органами государственной власти края или области.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. В каждом А. о. проживает, как правило, несколько этносов. Например, в Ханты-Мансийском А. о. проживают ханты, манси, коми и ненцы, в Корякском - коряки, чукчи, ительмены и ламуты; в Чукотском - чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры. Автономные округа обладает элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Являясь субъектом РФ, автономный округ располагает своей территорией, которая не может быть изменена без его согласия. Статус автономного округа может быть изменен по взаимному согласию РФ и автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом. Автономный округ образует органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, устава автономного округа. Устав в соответствии с Конституцией РФ закрепляет за автономным округом право решать все вопросы их компетенции, издавать нормативные правовые акты, иметь символику.

Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе края или области, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов, являющихся самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе РФ, автономной областью. Автономный округ в соответствии с Конституцией и законами РФ имеет свой административный центр.

Автономные округа, хотя и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации, имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе.

См.: Автономия, Автономия национально-территориальная, Автономная область, Автономная республика.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 17-19.

национально-территориальное образование, одна из разновидностей субъектов РФ. Особенность А.o. как субъекта РФ заключается в том, что А.о. одновременно входят в состав др. субъектов РФ - краев или областей (например, Агинский Бурятский А.о. входит в состав Читинской области).

Отличное определение

Неполное определение ↓

АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

разновидность государственной (областной, административной, национально-территориальной) автономии.

Первоначально эти автономные единицы назывались национальными округами в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1930г. «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера». По конституции СССР 1977 г. национальные округа были переименованы в А.о.

По Конституции 1993 г. в РФ имеется 10 А.о. - субъектов РФ: Агинский Бурятский; Коми-Пермяцкий; Корякский; Ненецкий; Таймырский (Долгано-Ненецкий); Усть-Ордынский Бурятский; Ханты-Мансийский; Чукотский; Эвенкийский; Ямало-Ненецкий.

Один из них - Чукотский - входит непосредственно в РФ и не состоит в области (до этого он относился к Магаданской области). Остальные А.о. входят в состав краев и областей РФ.

Статус А.о. определяется Конституцией РФ и уставом округа, принимаемым законодательным (представительным) органом власти округа. По представлению законодательных и исполнительных органов А.о. может быть принят федеральный закон об А.о. Статус А.о., как и автономной области, изменяется только по взаимному согласию РФ и А.о. в соответствии с федеральным конституционным законом. Наименование А.о. может быть изменено по его решению, новое наименование вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ.

А.о. обладает правом принимать свои законы и другие нормативные правовые акты. Он самостоятельно образует свои органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяет систему местного самоуправления на собственной территории. Как и другие субъекты, А.о. располагает своей собственностью (это часть государственной собственности),самостоятельно принимает свой бюджет, может устанавливать определенные виды налогов и сборов в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 66 Конституции РФ отношения А.о., входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти А.о. и соответственно органами государственной власти края или области.

А.о. представлен в СФ главами законодательного и исполнительного органов власти округа. На территории 9 А.о. избрано по 1, а в Ханты-Мансийском - 2 депутата ГД. А.о. обладает правом законодательной инициативы в ГД. Орган законодательной власти А.о. может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ), одобряет поправки к гл. 3-8 Конституции (ст. 136 Конституции РФ). А.о. вправе вносить вопросы на рассмотрение Президента и Правительства РФ, обращаться с запросами в КС. Президент РФ назначает своего представителя в А.о. В А.о. федеральные органы государственной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. А.о. вправе иметь свое представительство при Правительстве РФ.

К ведению А.о. относятся две группы вопросов. Первая - в сфере совместного ведения РФ и А.о. как субъекта РФ (определяется в ст. 72 Конституции РФ, может далее фиксироваться в уставе А.о.). Вторая - полномочия А.о., принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения (отражается в уставе А.о.). Возможно заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и А.о. и о взаимном делегировании полномочий (cт. 11 и 78 Конституции РФ).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Российская Федерация - большая страна, которая поделена на экономические районы. Их насчитывается всего 12, а те в свою очередь поделены на субъекты, количество которых варьируется в зависимости от географического положения.

Общая информация

Экономические поделены на следующие территории: Центральный, Центрально-Черноземный, Калининградский, Волго-Вятский, Северный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Северо-Кавказский, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Крым (не входит ни в один район).

Они в свою очередь поделены на субъекты, в состав которых входят области, республики, края, автономная область, автономные округа и города федерального значения.

Например, в состав Центрального района входит 13 субъектов, а в состав Северо-Западного - всего три.

Автономная область и автономный округ: различия

В настоящий момент в РФ насчитывается 85 субъектов, которые отличаются друг от друга особенностями конституционно-правового статуса. Преобладают области, которых насчитывает 46 субъектов, далее идут национальные республики со статусом, позволяющим создавать свою Конституцию. Их насчитывается 22 субъекта. Также есть 9 краев, 4 автономных округа и всего одна автономная область. Не стоит забывать также и о их всего три. Они также считаются отдельными субъектами.

Следует отметить одну особенность: все автономные субъекты сформировались под влиянием национального признака. Например, такие народы, как евреи, ненцы, ханты, чукчи и другие. Другим признаком является территория, на которой и проживают эти народы. Статус автономной или округа определяется Конституцией РФ и другими важными документами. Юридическая самостоятельность нужна для урегулирования вопросов которых существует великое множество в нашей многонациональной стране.

Еврейская автономная область: история появления

Если в Российской Федерации насчитывается 4 автономных округа, то область существует всего одна и расположена она в Дальневосточном федеральном округе.

Была образована в 1934 году, главным городом является Биробиджан. Интересно, что по подсчету численности населения на 2010 год, процент евреев составлял менее 1% от всех жителей. Всего население на тот момент составляло 164 тысячи человек.

В период революций евреи не имели статус почетного народа, их скорее недолюбливали, хотя после 1917 года все были уравнены в правах. В советский период с ними стала даже сотрудничать власть с целью привлечения евреев к труду.

В 1928 году было принято решение заселить трудящихся евреев на те земли, которые пустовали, но их необходимо было осваивать и развивать, как, например, приамурскую полосу. В 1934 году по постановлению ВЦИК район получил статус Автономной Еврейской национальной области.

До 1991 года существовало еще несколько подобных областей, но после преобразования СССР в РФ данные субъекты получили статус республик. Оставили только одну область автономной. Хотя в СССР их насчитывалось 19. Часть из них после распада отошла другим государствам, отделившимся от страны.

Общие сведения

Автономная область расположена на Дальнем Востоке в одном из благоприятных уголков. Здесь есть и горы, и равнины, крупная река Евразии - Амур, а также такие реки, как Биракан, Урми, Биджан, Бира и другие.

Благодаря умеренному климату, здесь можно выращивать различные сельскохозяйственные культуры, такие как зерновые, овощи, бахчевые и картофель. Важной отраслью является производство мяса и молочных продуктов. Зимы здесь не холодные, и даже на самых высоких точках температура не опускается ниже -30°C. А летом здесь тепло, выпадает достаточное количество осадков. Температура не поднимается выше +35°C.

На территории автономной области произрастают кедровые, еловые, дубовые леса, поэтому здесь очень много видов животных и растений. Были выявлены и разведаны месторождения полезных ископаемых, таких как олово, золото, марганец, железо, графит, брусит и другие.

По последним данным, на территории Еврейской автономной области проживает 164 тысячи человек, из них русские составляют 92%, украинцы - 2,8%, евреи - 1%. Все остальные национальности входят в 4,2%.

Самым крупным городом является Биробиджан, в нем проживает 74 тысячи человек. Остальные населенные пункты гораздо меньше, и проживает в них не более 10 тысяч человек.