Принятие закона об индивидуальном предпринимательстве. Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях: необходимо знать

Многие начинающие предприниматели перед регистрацией собственного дела начинают изучение нормативно-правовой базы, которая регулирует предпринимательскую деятельность. В частности, их интересует закон об ИП. Безусловно, такое стремление весьма положительно характеризует будущего бизнесмена, проблема в другом – единого нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность , на сегодняшний момент не существует.

Законодательство в сфере предпринимательства

Несмотря на то, что частная предпринимательская деятельность в нашей стране фактически разрешена с 1986 года, когда еще был принят закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», современный федеральный закон об индивидуальных предпринимателях не принят. И если еще в конце 1990-ых годов парламентарии регулярно поднимали вопрос о необходимости такого нормативно-правового акта, то в последнее время такие инициативы законодатели не проявляют.

В результате этого нормативно-правовая база для ИП не имеет единого документа, а входит частями в различные законы и подзаконные акты. Так, определяет Гражданский кодекс РФ, – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и так далее.

Данная ситуация приводит к тому, что некоторые случаи трудноразрешимы в обычном порядке. Например, многие аналитики уверены, что значительное число предпринимателей, скрывающихся от налогов и фактически прекративших свою деятельность, вышли бы «из тени», если бы был закон о банкротстве ИП. Действующий же порядок признания индивидуального предпринимателя банкротом носит сложный характер и является чрезвычайно затратным.

И такие неурегулированные или недостаточно урегулированные вопросы в сфере осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности приводят к тому, что и сами предприниматели, и надзорные органы часто не знают, как поступить в той или иной ситуации. Особенно остро это чувствуют начинающие предприниматели, которые вынуждены выискивать нужную информацию в законодательстве об ИП. Во многих случаях такой поиск весьма проблематичен, так как далеко не во всех российских законах может разобраться человек, далекий от юриспруденции. Поэтому необходимость принятия ФЗ об индивидуальных предпринимателях очевидна.

Изменения в законодательстве

Отметим сразу, что новые законы для ИП не принимаются, точнее, именно для предпринимателей, а вот отдельные нормы в них, которые затрагивают деятельность ИП, возникают регулярно. Например, не так давно были внесены серьезные поправки для ИП в закон о . Эти изменения напрямую затрагивают предпринимателей, поскольку однозначно определяют освобождение ИП от , снимая все ранее противоречивые вопросы.

Подобные изменения происходят регулярно, и далеко не каждый предприниматель имеет возможность или желание их отслеживать, тем более что массив нормативно-правовых актов достаточно велик. Кстати, объем законодательства в сфере предпринимательской деятельности еще в значительной мере увеличивают законодательные акты органов региональной и местной власти, которые нередко противоречат даже друг другу.

Все это лишний раз подчеркивает необходимость принять новый закон для ИП, в котором будут четко прописаны все аспекты индивидуальной предпринимательской деятельности. Сделать это можно путем объединения отдельных норм из разных законов и подзаконных актов, так как большинство из этих положений весьма эффективны и грамотны с правовой точки зрения.

На сегодняшний день будущие предприниматели должны подготовиться к сложным поискам в системе российского законодательства, которые потребуют значительных усилий, а в некоторых ситуациях – помощи специалистов. Здесь стоит дать один совет, который пригодится на протяжении всего времени осуществления предпринимательской деятельности – не принимать решений без обращения к Гражданскому кодексу РФ. Именно этот документ содержит ответы на большинство вопросов, которые возникают при отношениях с партнерами, клиентами, поставщиками, госорганами.

А непосредственно перед подготовкой статуса предпринимателя стоит обратить внимание на закон о регистрации: начинающий ИП найдет здесь всю необходимую информацию о том, как проводится регистрация и что для этого нужно сделать. В дальнейшем стоит все же обращать внимание на изменения в законодательстве, по крайней мере, в Гражданском и Налоговом кодексах, а также в нормативно-правовых актах, регулирующих сферу деятельности предпринимателя.

Как открыть ИП: Видео

Подобно тому, как частная собственность явилась исторически исходным типом собственности, соответствующим рыночной экономике, частный предпринимательский бизнес стал исходным пунктом предпринимательского бизнеса вообще. Можно смело утверждать, что частный предприниматель – это самый первый пловец в океане бизнеса, самый древний персонаж систематической деловой деятельности и самый активный субъект деловых отношений.

Частный предприниматель является единоличным владельцем собственного бизнеса, единоличным пользователем и распорядителем имущества принадлежащего ему субъекта предпринимательского бизнеса. Неважно, каким путем досталось ему это имущество (как следствие непосильного труда, по наследству или в результате допустимых законом действий, направленных на ущемление интересов других субъектов бизнеса), важно, что оно в момент осуществления деловой деятельности принадлежит ему на законных основаниях. Владелец такой фирмы получает весь доход и несет весь риск от своего бизнеса. Как правило, собственники такой фирмы одновременно являются и ее активными менеджерами.

В странах с развитой рыночной экономикой наиболее характерной организационно-правовой формой частного предпринимательского бизнеса является частная фирма (частное предприятие), имеющая широчайшее распространение во всем мире, особенно в сфере мелкого предпринимательства. В России закон не предусматривает учреждение частных предпринимательских фирм. В действовавшем до 1 января 1995 года законе О предприятиях и предпринимательской деятельности такая форма была (она называлась индивидуальное частное предприятие), но в процессе разработки нового Гражданского кодекса России эта классическая для зарубежного бизнеса организационно-правовая форма предпринимательства оказалась потерянной. Тем самым, миллионы россиян лишились возможности гордо именовать себя частными предпринимателями, частными владельцами предпринимательских фирм и единоличными хозяевами бизнеса.

В прежней российской (советской) экономике действовал прямой запрет на занятие частным предпринимательством. Применявшийся до начала 90-х годов прошлого века Уголовный кодекс РСФСР содержал знаменитую 153 статью, направленную против частнопредпринимательской деятельности и коммерческого посредничества. Это означало, что такое историческое завоевание мировой цивилизации, как частная собственность не имела в России (СССР) должного воплощения.

На самом деле практическое применение данной статьи имело тяжелые последствия для лиц, признанных виновными в ее нарушении. Данные лица могли быть отправлены в тюрьму на срок до пяти лет с конфискацией имущества. Такой срок можно было получить, к примеру, за организацию несанкционированных эстрадных концертов, репетиторскую деятельность или прокат видеофильмов. По 153 статье УК РСФСР были осуждены, к примеру, такой знаменитый современный российский предприниматель, как Владимир Гусинский, или популярный киноактер Борис Сичкин, исполнитель роли Бубы Касторского в кинофильме Неуловимые мстители, впоследствии эмигрировавший из России в США.

Вместе с тем, надо понимать, что отсутствие упоминания о частном предпринимательстве в Гражданском кодексе России и других документах не следует рассматривать как продолжение действия запрета гражданам Российской Федерации на занятие частным предпринимательством вообще. Частным

предпринимательством в России можно заниматься вполне легально, только напрямую, официально определить данные занятия как частнопредпринимательскую деятельность окажется невозможным. Но мы уже знаем: то, что нельзя сделать в явном виде, вполне можно сделать в неявном виде. Фактически частным предпринимательством можно заниматься в двух формах – в качестве предпринимателя без образования юридического лица, и в качестве того или иного юридического лица, состав учредителей (участников) которого исчерпывается одним-единственным человеком.

Для государственной регистрации предпринимателя без образования юридического лица требуется предельно сокращенный комплект документов, которые можно в принципе даже не называть учредительными. Гражданин должен оплатить регистрационный сбор, предельный размер которого не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, и представить в органы государственной регистрации заявление, составленное по установленной форме.

Фактически данное заявление заменяет предпринимателю устав его деловой деятельности. В этом заявлении должны быть указаны виды предпринимательского бизнеса, которыми намерен заниматься будущий предприниматель. Если все же предприниматель забудет указать в заявлении какие-либо виды деятельности, ему лучше, вспомнив, переписать заявление – дело в том, что граждане могут осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации, составляемой на основе личного заявления будущего ПБОЮЛ. Если же, в конце концов, будет выявлено, что предприниматель занимается чем-либо, что может быть определено как предпринимательство, без государственной регистрации данного вида деятельности, его ждет суровое наказание – все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим грамотно воспроизведенные могут сделать Тебя несказанно денежным.

Государственную регистрацию предпринимателей без образования юридического лица уполномоченные органы обязаны осуществлять в день представления указанного заявления и документа об оплате регистрационного сбора, либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю должно быть выдано (или выслано по почте) один из экземпляров бессрочного свидетельства о его регистрации в качестве ПБОЮЛ. Другой экземпляр отправляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя, а третий остается у регистрирующего органа.

Такая замечательная простота в регистрации предпринимателей без образования юридического лица сближает эту форму предпринимательства с классическим частным бизнесом в странах с рыночно ориентированной экономикой, в которых регистрация частных фирм продолжается, как правило, от одного часа (в некоторых штатах США) до трех дней (в Германии) и не сопровождается требованиями о предоставлении каких-либо иных документов, кроме личного заявления соискателя предпринимательского статуса. Смысл этой простоты состоит в юридическом закреплении принципа – если ты хочешь стать предпринимателем, будь им. Об этом надо только своевременно проинформировать соответствующие органы власти и управления.

Из-за необходимости обязательной государственной регистрации предпринимательская деятельность без образования юридического лица, действительно, мало, чем отличается от мелкого частного бизнеса, широко распространенного в странах с рыночно ориентированной экономикой. Разница же между ПБОЮЛ в России и частным бизнесом в упомянутых странах таится прежде всего в функциях этих самых органов. В государствах, именующих себя рыночно ориентированными, главная задача данных органов состоит в оказании всяческого законного содействия частным предпринимателям, которые чаще всего оказываются еще и субъектами мелкого бизнеса. В России в большей степени реализуется функция надзора за деятельностью ПБОЮЛ – присматривать за предпринимателями порой гораздо проще, чем им помогать.

Став предпринимателем без образования юридического лица, физическое лицо, как уже отмечалось, начинает отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и несет перед другими субъектами бизнеса полную ответственность за добросовестное исполнение обязанностей вплоть до объявления его банкротом. Предприниматели – физические лица вправе нанимать работников для выполнения разовых работ, заключать сделки, иметь собственный товарный знак и счет в коммерческом банке, выступать истцом или ответчиком в суде (см. рис. 5.3.).

Вместе с тем, предприниматели без образования юридического лица существенно отличаются от предпринимательских фирм и обладают спецификой и в качестве предпринимателей, и в качестве физических лиц (некоторые элементы данной специфики мы уже упоминали). Предпринимательская специфика ПБОЮЛ состоит в следующем:

в составе принадлежащего предпринимателям - физическим лицам имущества не выделяется доля, используемая непосредственно для ведения предпринимательской деятельности;

♦ предполагается, что ПБОЮЛ занимаются предпринимательской деятельности, как правило, на началах вторичной занятости, причем такая деятельность имеет эпизодический характер;

♦ предприниматели - физические лица, как правило, самостоятельно осуществляют всю совокупность действий, входящих в состав услуги, которую они реализуют в отношении своих клиентов; если, к примеру, ПБОЮЛ занимается ремонтом автомобилей, он лично выполняет все операции по рихтовке, покраске, регулировке приборов, замене масла и фильтров, починке двигателя, смене колес, замене тормозных колодок, отладке карбюратора и пр.;

♦ предприниматели без образования юридического лица имеют возможность привлекать к работе на себя (нанимать) других людей и выплачивать им заработную плату на законных условиях, однако эта возможность не может быть реализована в широких масштабах, поскольку ПБОЮЛ не является, как правило, привлекательной формой работы по найму;

♦ деятельность ПБОЮЛ по-особому облагается налогами; в отличие от предпринимательских фирм предприниматели -физические лица уплачивают единый налог, который по своему содержанию и порядку взимания близок к обычному подоходному налогу с граждан;

♦ предприниматели без образования юридического лица по-особому, с соблюдением минимальной регламентации, ведут управленческий и финансовый учет своей деятельности;

♦ предприниматели - физические лица не имеют возможности получать прибыль, все их доходы, по сути, приравниваются к доходам наемных работников, получаемых последними в виде заработной платы или гонораров;

♦ предприниматели без образования юридического лица не имеют возможности привлекать в свой бизнес внешние инвестиции;

♦ ПБОЮЛ способны осуществлять лишь текущую деятельность, но они не в состоянии стратегически планировать свои действия на перспективу, так как не имеют возможности, по сути, законным путем реинвестировать свои доходы в расширение бизнеса путем приобретения нового оборудования или производственных офисов; в этих случаях ПБОЮЛ рискуют натолкнуться на обвинения в незаконной деятельности в качестве юридического лица, не прошедшего регистрацию в установленном порядке.

Специфика предпринимателя как физического лица состоит в следующем:

♦ как и любое другое физическое лицо, предприниматель может быть ограничен в дееспособности, а то и вовсе лишен ее по решению суда;

♦ он не вправе занимать оплачиваемые должности в качестве наемного работника, если совмещение указанных должностей с предпринимательством запрещено законом;

♦ предприниматель вправе передать по наследству все принадлежавшее ему имуществу, в том числе и то, которое он использовал для занятия бизнесом, однако он не вправе передать по наследству свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя - для продолжения предпринимательского дела наследник обязан самостоятельно зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

Как показывает практика, вследствие относительной простоты в регистрации предпринимателей без образования юридического лица гражданам, пожелавшим стать частными предпринимателями, действительно, лучше обзавестись статусом ПБОЮЛ, чем создавать предпринимательскую фирму. Однако, есть немало возможности пойти и другим путем - сформировать все же собственное юридическое лицо. Такие возможности содержатся в следующих организационно-правовых формах предпринимательства:

> общество с ограниченной ответственностью;

> общество с дополнительной ответственностью;

> акционерное общество;

> учреждение, финансируемое собственником;

> фонд;

> автономная некоммерческая организация.

Указанные возможности становятся реальностью в том случае, когда учредителем названных организационно-правовых форм предпринимательства оказывается одно-единственное физическое лицо. Став единоличным учредителем предпринимательской фирмы, данное физическое лицо приобретает также и учредительские полномочия, которые оно вправе использовать в явном или неявном виде для вхождения в образ единоличного владельца бизнеса.

Вышеперечисленные организационно-правовые формы предпринимательства можно, сообразно определению возможности учреждения их лишь одним физическим лицом, разделить на три группы . Первая группа состоит из единственного типа предпринимательской фирмы - учреждения, финансируемого собственником. Предполагается, что обычно такое учреждение создается именно одним-единственным собственником для осуществления им избранного вида некоммерческой деятельности.

Во вторую группу входят акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью. В отношении данных организационно-правовых форм предпринимательства Гражданский кодекс России содержит прямые записи о возможности учреждения каждого из них одним физическим лицом.

Третью группу образуют автономные некоммерческие организации (АНО) и фонды. Обе названные организационно-правовые формы предпринимательства относятся к некоммерческим организациям, и по закону каждая из них может быть учреждена физическими и/или юридическими лицами. В законе, однако, прямо не говорится о возможности создания их единственным учредителем, вследствие чего регистрирующие органы нередко имеют привычку отказывать в регистрации создаваемых единственным учредителем фондов и АНО по причине того, что якобы закон исключает такую возможность.

На самом деле закон такой возможности не исключает, ибо ни в 118 статье Гражданского кодекса России, ни в 7 и 10 статьях Закона О некоммерческих организациях содержатся стандартные записи о том, что указанные юридические лица могут быть учреждены гражданами, но ни в одной из них не указано, что число этих граждан должно быть обязательно больше одного. Вместе с тем, в 15 статье Закона о некоммерческих организациях прямо записано, что некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом… Поэтому отказ в регистрации автономной некоммерческой организации или фонда по причине слишком малого числа учредителей названных юридических лиц нельзя признать в полной мере мотивированным.

Деятельность бизнесменов малого и среднего уровня невозможна без правовой поддержки. Государственные власти пытаются регулировать действия через законодательство, начиная еще со времен Советского Союза.

Самим предпринимателям обязательно нужно владеть информацией о законах в области малого и среднего бизнеса, чтобы избежать неприятных ситуаций и подводных камней при ведении своих дел.

Без правовой поддержки деятельность ИП невозможна

Одной из главных проблем индивидуального предпринимательства является отсутствие единого закона, регулирующего деятельность бизнесменов «от А до Я». Попытки объединить юридическую практику в единое целое были предприняты еще в СССР.

В то время господствовала плановая экономика, постулаты которой препятствовали предпринимательской активности. Но в последние годы перед развалом Союза возникла тенденция к изменению ситуации.

«Первыми ласточками» закона об индивидуальном предпринимательстве стали следующие документы:

  • Закон СССР 6050-XI, изданный в 1986 году 19 ноября и носивший название «Об индивидуальной трудовой деятельности. Его положениями разрешалось ведение бизнеса без найма рабочих.
  • Закон СССР 8998-XI, изданный в 1988 году 26 мая под названием «О кооперации в СССР». Акт был разработан для регулирования деятельности кооперативов.
  • Закон СССР 2079-1, вышедший в 1991 году 2 апреля под названием «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР».

Последний документ наиболее полно определял порядок взаимодействия индивидуальных предпринимателей со структурами государственной власти, между собой, с другими организациями. Но кроме достоинств он имел и некоторые недочеты.

В частности Закон СССР 2079-1 входил в противоречие с законом СССР 1529-1 «О предприятиях в СССР». В соответствии с первым документом руководитель предприятия рассматривался как самостоятельное структурное образование по отношению к самому предприятию.

Следуя логике закона, выходило, что в результате действий руководителя возникают обязанности и права именно у него и что он несет своим имуществом.

В соответствии с законом о предприятиях, директор рассматривался в качестве должностного лица, в результате деятельности которого возникали обязанности и права предприятия. Таким образом, возникали сложности в определении юридического статуса лиц, занимающих на предприятиях.

Следующей попыткой создать юридическую основу для деятельности бизнесменов стал закон РСФСР от 25 декабря 1990 года под названием «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Данный закон был более последовательным. В нем четко давались понятия предприятия и индивидуального предпринимателя, определялся порядок их отношений и взаимоотношений с государственными структурами, устанавливались гарантии для предпринимателей.

С введением в действие Гражданского Кодекса РФ Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года утратил силу, вследствие чего законодательство в области индивидуального предпринимательства снова приобрело расплывчатые очертания.

Сколько времени занимает процедура регистрации индивидуального предпринимателя, какие системы налогообложения для него существуют? На эти и не менее важные вопросы ответы вы найдете в видеосюжете:

Закон о государственной регистрации


ИП могут рассчитывать на государственную поддержку

В настоящее время правовые аспекты ведения предпринимательской деятельности регламентируются совокупностью нормативных актов, одним из которых является федеральный закон № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года.

Данный документ устанавливает порядок государственной регистрации предпринимателей, требования к органам, занимающимся регистрацией, принципы ведения и суть реестров, порядок обжалования решений уполномоченного органа.

Для того чтобы инициировать процедуру регистрации, будущий индивидуальный предприниматель подает в уполномоченный орган, к которому прилагает комплект документов, подтверждающих его личные данные, адрес проживания, факт оплаты и др. Копии документов, подаваемых для рассмотрения заявления, должны быть нотариально заверены.

В течение трех рабочих дней заявление физлица должно быть рассмотрено и по нему вынесено разрешение о регистрации либо решение об отказе. Сведения об ИП (виды деятельности, наличие лицензий, ФИО и адрес проживания предпринимателя, категория бизнеса, код по ОКВЭД) вносятся в Единый госреестр индивидуальных предпринимателей.

Туда же вносится информация о произошедших изменениях и о прекращении физлицом деятельности в качестве ИП.
Ответственность за неправомерные действия в отношении процедуры государственной регистрации несут как предприниматель, так и регистрирующий орган.

В отношении предпринимателя применяется наказание, установленное законами РФ в случае непредоставления им требуемых документов или фиксации грубых нарушений в ходе своей деятельности.

Орган, проводящий рассматриваемую процедуру, ответственен за неправомерный отказ в госрегистрации, непредоставлении сведений из своих реестров, а также другие нарушения порядка осуществления процедуры.

Закон о развитии малого и среднего бизнеса

Данные об ИП вносятся в единый реестр

Следующим документом, нормирующим понятия субъектов бизнеса, порядок их государственной поддержки, взаимодействия между собой и с государственными структурами является федеральный закон № 203-ФЗ от 24 июля 2007 года.

В соответствии со статьей 4.1 данные об индивидуальных предпринимателях должны вноситься в единый реестр, содержащий сведения о:

  • ФИО бизнесмена;
  • его ;
  • адресе проживания;
  • дате внесения информации в реестр;
  • категории;
  • указании на то, что ИП зарегистрирован вновь;
  • коде по ОКВЭД;
  • сведениях о лицензиях;
  • сведениях о производимой продукции и др.

Данная информация вносится в реестр на основании Единого государственного реестра ИП уполномоченным на это органом.

Участники малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на поддержку федеральных и местных властей, а также корпорации развития малого и среднего предпринимательства. Процедуры поддержки должны быть доступны и прозрачны.

Поддержка оказывается предпринимателям на основании их обращения и предоставления требуемых документов. Для того чтобы рассчитывать на помощь со стороны, индивидуальный предприниматель должен соответствовать ряду условий.

При обращении предприниматели могут получить консультационную, информационную, финансовую и имущественную поддержку. В число организаций, осуществляющих поддержку ИП, входят:

  • ремесленные палаты;
  • инвестиционные фонды;
  • микрофинансовые компании;
  • технологические парки;
  • лизинговые организации;
  • центры стандартизации и сертификации;
  • маркетинговые организации;
  • центры осуществления консультаций и многие другие.

В обязанности корпорации развития малого и среднего бизнеса входит составления плана оказания поддержки ИП на один год, три года и долгосрочный период. По итогам выполнения ежегодного плана представители корпорации отчитываются перед Президентом, Государственной Думой, Правительством и Советом Федерации.


Вид налогообложения зависит от вида деятельности ИП

Первоочередной задачей при планировании деятельности в качестве индивидуального предпринимателя необходимо выбрать вид налогообложения. Он будет зависеть от видов занятий ИП.

В случае, если не ожидается крупного оборота средств, подойдет упрощенная система налогообложения. Ее плюсами является:

  1. малая процентная ставка;
  2. освобождение от ;
  3. освобождение от .

Большинство индивидуальных предпринимателей выбирает именно эту систему налогообложения. Далее необходимо спланировать рост дохода прибыли, хотя бы на первое время. В этих целях нужно предусмотреть проведение аудитов, составление плана маркетинговых исследований и решений, оптимизацию бизнес-процессов.

Чтобы уверенно чувствовать себя в роли индивидуального предпринимателя, необходимо четко знать правовые основы своей деятельности. Современное законодательство изобилует противоречиями в отношении регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей, но придется научиться разбираться в этих нюансах, чтобы успешно развивать свое дело.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Закон, регулирующий деятельность лиц, которые зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей, издан 8 августа 2001 года и носит номер 129-ФЗ. Название вышеуказанного закона - «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Как видно из названия, закон объединяет в себе предписания как для ИП, так и для предприятий и организаций.

Вышеуказанный закон рассматривает отношения, возникающие сразу после осуществления полной государственной регистрации лица как ИП в налоговой структуре. Такие отношения связаны непосредственно с получением особого статуса предпринимателем, а также его ликвидации, возникших изменений, вносимых в государственный реестр. Сам процесс создания или закрытия ИП согласно второй части ФЗ в редакции 23.06.2003 за номером 76-ФЗ проводится исключительно налоговой службой с последующим внесением наступивших изменений в статусе предпринимателя в ЕГРИП. Руководствуется ФНС при этом Гражданским кодексом, вышеназванным законом и его редакциями. По закону при регистрации подлежит уплате государственная пошлина.

Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях также рассматривает функционирование государственных реестров. Сведения об ИП содержит ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Полные сведения обо всех ИП на территории государства в обязательном порядке заносятся в реестр - регистрация, закрытие, изменение места жительства или паспортных данных. Данные из этих реестров предоставляются в виде выписки, копии или же справки, отражающей отсутствие необходимых заявителю требований.

Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях указывает также на сроки и место прохождения государственной регистрации в налоговом и пенсионном органе. Срок регистрации составляет не более пяти дней, проходит она по месту жительства ИП. Документы могут быть представлены как лично, так и с помощью почтового отделения либо представителем, обладающим подтверждёнными документально правами. Заявление подаётся по форме, утверждённой Правительством РФ. Сама регистрация осуществляется сотрудником ФСН, имеющим соответствующие полномочия, по месту жительства предпринимателя.

В главе 7 рассмотрен порядок собственно регистрации. Документами, необходимыми при регистрации, являются: заявление утверждённой формы, копия и оригинал документа, который является удостоверении личности, документ о временном проживании для иностранных граждан, заверенное согласие определённых законом представителей (для несовершеннолетних граждан, обладающих документально подтверждённой дееспособностью), квитанция оплаченной госпошлины, справка об отсутствующей (либо же о наличествующей) судимости. Для того чтобы были внесены изменения в ЕГРИП, также необходимо подать заявление и подтверждающие их документы. В случае закрытия ИП подаётся заявление в ФНС, оплачивается госпошлина. В данной главе также прописан порядок прекращения хозяйствования в силу различных причин: банкротства (установленного в ходе судебного рассмотрения дела), решения суда, аннулирования свидетельства, признания ИП недееспособным (в судебном порядке), смерти предпринимателя.

Отказ в регистрации может получить лицо, предоставляющее неполный перечень задокументированных данных, обратившееся с заявлением в ненадлежащую ФНС. Полную ответственность за пренебрежение нормами установленного порядка при регистрации ИП несёт непосредственно регистрирующий орган. ИП, в свою очередь, ответственен за достоверность и своевременность данных, которые он предоставляет в ФНС.

Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях служит основанием для принятия решений относительно ИП и юридических лиц различными государственными учреждениями - налоговыми органами, судами и прочими. Касаемо индивидуальных предпринимателей полностью освещает порядок и нормы регистрации, дальнейшей хозяйственной деятельности и взаимоотношения с налоговой службой. Помимо Федерального закона, важным инструментом регулирования коммерческой деятельности являются также законодательные акты местной власти, которые имеют зачастую существенные различия.