Специальная операция органов внутренних дел. Основы специальной операции сущность и виды Понятие специальной операции в овд

В зависимости от решаемых задач специальные операции делятся по направлениям, видам и способам.

Направления определяются обстановкой. Специальные операции проводятся в чрезвычайной обстановке, при чрезвычайных происшествиях криминального характера, вызвавших большой общественный резонанс, чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях , катастрофах и пр.),
а также в обстановке, при которой может вводиться режим особого, чрезвычайного или военного положения).

По видам специальные операции разделяют на: операции по розыску и захвату вооруженных и других опасных преступников; ликвидации бандитских и террористических групп, незаконных вооруженных формирований; пресечению конфликтов на межнациональной основе; предотвращению и пресечению массовых беспорядков ; освобождению заложников ; пресечению захвата важных объектов, воздушных судов; ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др.

Кроме того, подразделения, группы, отряды специального назначения органов внутренних дел проводят специальные операции следующих видов.

Разведывательные специальные операции, преследующие цель получения информации. Сюда входит добывание разведывательных данных о бандитских и незаконных вооруженных формированиях, их обработка и использование. Информацию получают путем наблюдения , подслушивания , перехвата переговоров противника, ведущихся при помощи технических средств связи, поиска объектов в заданном районе, устройства засад и др.

Специальные операции по обеспечению общественной безопасности , основная цель которых заключается в захвате бандитов, боевиков, документов, вооружения, боевой и другой техники, оборудования, аппаратуры. Осуществляются они активными действиями путем устройства засад, проведения рейдов, других специальных мероприятий в местах расположения бандитских групп или на территории, контролируемой незаконными вооруженными формированиями.

Специальные операции по обеспечению общественной безопасности региона, целью которых является сохранение или восстановление на отдельных его территориях (в районах) конституционного строя. Суть операции заключается в пресечении антигосударственной, подрывной, террористической или иной деятельности повстанческих, мятежных или незаконных вооруженных формирований, направленной на изменение политического или государственного устройства страны насильственными методами. Операции осуществляются способом поиска, блокирования, захвата, разоружения или ликвидации (разгрома) указанных формирований, их баз, лагерей подготовки или путем непосредственного ведения боевых действий органами внутренних дел совместно с подразделениями внутренних войск.


Поисково-спасательные специальные операции проводятся для возвращения в расположение своих сил или в другое безопасное место военнослужащих, сотрудников ОВД , граждан России и иностранных граждан, попавших в плен, пропавших без вести или оказавшихся на территории, контролируемой бандитскими группами или незаконными вооруженными формированиями. Специальная операция проводится с целью обнаружения лагерей и других мест содержания пленных, их освобождения, поиска, укрытия и эвакуации летных экипажей, сбитых над территорией противника, а также поиска, во взаимодействии с другими государственными структурами, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и других граждан Российской Федерации, пропавших без вести на указанной территории. Подобные операции осуществляют путем поиска на местности, по объектам, в населенных пунктах, зачисток территорий, опроса местных жителей, а также с использованием других приемов, способствующих выполнению задачи.

Психологические специальные операции, ставящие целью изменение в необходимом направлении поведенческих и эмоциональных установок участников бандитских или незаконных вооруженных формирований и гражданского населения района по определенным политическим и другим вопросам, а также противодействие пропаганде противоборствующей стороны среди населения. Операции заключаются в деморализации и дезориентации участников бандитских групп или незаконных вооруженных формирований, в склонении их к прекращению сопротивления, дезертирству , сдаче органам власти, а также в формировании у местного населения благожелательного отношения к федеральным силам. В арсенале используемых для этого средств - распространение печатной, аудио и видеопродукции, радио и телеинформация, работа громкоговорящих звуковещательных станций, личное общение специалистов психологических операций с пленными и гражданским населением.

Специальные операции по формированию, поддержке и боевому применению нерегулярных сил , предусматривающие организацию вооруженной борьбы для решения задач в интересах Российской Федерации в целом, включают поиск групп и отрядов, других сил, ведущих или готовых вести вооруженную борьбу с бандитскими или незаконными вооруженными формированиями, оказание им помощи в комплектовании, обучении, оснащении вооружением и техникой, в боевой и специальной подготовке, а также проведение других действий для выполнения задач, возложенных на подразделения специального назначения выделяемых от органов внутренних дел. Для операций характерно более широкое применение агентурных методов работы, взаимодействие с создаваемыми органами власти и гражданской администрацией.

Вспомогательные специальные операции предназначены для обеспечения безопасности, миротворческих акций , оказания гуманитарной помощи, ликвидации стихийных бедствий, восстановления гражданской администрации, проведения карантинных мероприятий в зонах вооруженных конфликтов и в других опасных местах.

Специальные операции различают по способам их проведения : поиск в неблокированном районе (см. приложения 18, 19), поиск в блокированном районе (см. приложения 8, 9, 20), поиск по направлениям (см. приложение 19), поиск по объектам, окружение (см. приложения 11, 17), преследование (см. приложение 12), засада (см. приложение 16), захват или ликвидация, блокирование, преследование, наступление, активная оборона, выявление, обнаружение и изъятие оружия, орудий преступления, предметов, изъятых из оборота, вещественных доказательств, проверка, штурм, обеспечение общественной безопасности при проведении политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, недопущение проведения запрещенных общественно-политических мероприятий, ликвидация последствий (в зависимости от вида) чрезвычайной ситуации.

Специальные операции проводятся руководством сводных отрядов специального назначения по отдельному плану или являются составной частью операции объединения силовых структур.

Планирование специальной деятельности в чрезвычайной обстановке является неотъемлемым элементом управления для всех руководителей ОВД. Оно должно охватывать всю систему мер обеспечения общественной безопасности. Планированием специальных операций занимаются соответствующие руководители, включая старших оперативных начальников.

Эффективность деятельности ОВД зависит от многих факторов, в том числе от улучшения кадровой работы, информационного обеспечения, внедрения элементов научной организации труда, обеспечения специальными средствами и техникой.

Расчет сил и средств;

Планы (схемы) предполагаемых мест проведения специальных операций (объектов, участков дорог и т. п.);

План всестороннего обеспечения;

План боевой и психологической подготовки, функциональные обязанности должностных лиц.

Форма приказа - общепринятая. В водной части указывают, на каком основании и для чего составлен данный приказ. Далее излагают оперативную обстановку, ее анализ и возможные перспективы развития.

В содержательную часть приказа включают пункты, в которых перечисляют должностных лиц, осуществляющих организацию подготовки личного состава и контроль за ней. При создании оперативного штаба формируют группу анализа и подготовки предложений (для РОВД - группу управления). Далее определяют задачи личного состава, объем работы, который включает в себя разработку и уточнение плана; последовательность действий сил и средств; организацию нарядов, групп, подразделений, способы их подготовки и поддержания боевой готовности; организацию и проведение тактико-строевых занятий и учений с личным составом; организацию взаимодействия с другими силами и средствами; организацию оповещения, сбора личного состава и приведения в боевую готовность; разработку предварительных решений по возможным действиям сил; организацию всестороннего обеспечения специальной деятельности, организацию связи, порядок и последовательность управления. Затем указывают создаваемые подразделения, их руководящий состав, количество привлекаемых сотрудников.

При необходимости устанавливают конкретные организационные структуры, количество личного состава, экипировку , снаряжение , форму одежды и др. Эта часть приказа является основой расчета сил и средств с учетом всех возможных вариантов данного вида специальной деятельности (видов и способов проведения специальных операций). Особое внимание уделяют экипировке, снаряжению, вооружению, техническому обеспечению, а при необходимости указывают, где это все необходимо получить заранее либо вовремя восполнять при расходовании.

Далее указывают, какие мероприятия и войсковые (тактические) действия должны проводиться, их общую последовательность. По существу определяют общую и частные задачи. Затем задают направление деятельности личного состава, не привлекающегося к специальной операции. Обращают внимание на принятие мер в случае усложнения обстановки.

Для личного состава, привлекаемого к специальной деятельности, определяют место сбора (район сосредоточения) и порядок выдвижения в район действий (исходный район), а также систему связи, взаимодействия. Указывают на особенности возможной передислокации сил и средств (включая поддерживающие силы).

В приказе обращают внимание на роль сил и средств горрайоргана, на территории обслуживания которого возникла необходимость в специальной деятельности. Отдельно рассматривают задачи и последовательность действий резерва.

В приказе определяют порядок обучения рядового и начальствующего состава, а также порядок материально-технического и тылового обеспечения.

Исходя из возможных преступных действий, планируют соответствующие виды и способы проведения специальных операций. В этой связи намечают предполагаемые районы и места проведения специальных операций.

Карта, план или схема местности проведения специальной операции оформляются графически. Таких планов должно быть по количеству планируемых операций. Практика показывает, что разработанные планы только в текстуальном виде, без использования схемы, плана или карты, неэффективны.

На карту или план наносят места постоянной дислокации сил и средств ОВД, обозначают маршруты выдвижения в районы сосредоточения, исходные районы и т. п. Если позволяет масштаб карты или плана, выделяют важные объекты, которые необходимо взять под охрану. На полях наносят расчет сил и средств, перечень подразделений и выделяемые силы от них, краткое предварительное решение по каждой операции, маршруты выдвижения региональных сил и средств в случае их привлечения. Для этого используют отдельные планы увеличенного масштаба, так как необходимы более точные данные о населенных пунктах, рельефе местности и местных условиях (например, специальные операции «Вулкан»).

В зависимости от принятого решения, обстановки и выполняемых задач на полях карты или плана наносят и другие обозначения. Все это производят в соответствии с принятыми правилами оформления боевых и графических документов в органах внутренних дел.

Следующим документом, входящим в план специальной деятельности, является пояснительная записка. Она представляет собой приложение и неотъемлемую часть карты, плана или схемы специальной деятельности ОВД. В ней указывают все то, что невозможно нанести на карту, план или схему условными знаками либо записать на полях.

Пояснительная записка - документ, в котором можно подробнее описать все вопросы организации и расчета сил и средств, проблемы общей подготовки, вопросы управления, а также планируемый порядок и последовательность специальных действий нарядов, групп и подразделений. Здесь же излагают особенности и последовательность подготовки сил и средств к конкретным действиям. Записка является основой для разработки учебного материала (программ, тематических планов, лекций, методических разработок, практических занятий) для подготовки личного состава.

Пояснительная записка имеет несколько разделов. В первом разделе дают перечень задач конкретным нарядам, группам, подразделениям. Здесь же приводят подробный расчет сил и средств с указанием численности и подразделения, куда выделятся личный состав от служб, отделов, отделений, от частей и подразделений внутренних войск и учебных заведений МВД Российской Федерации.

Во втором разделе представляют структуру сил и средств для данного уровня ОВД и вида специальной деятельности. В этой связи необходимо стремиться к единой организации сил и средств с тем, чтобы при подготовке личного состава сотрудники, входящие в данное подразделение, выполняли, как правило, одни и те же задачи при любом виде и способе проведения специальной операции. Например, сотрудники, входящие в группу оцепления, патрулирования, регулирования движения, выполняют эти задачи при проведении любого вида специальных операций.

В третьем разделе пояснительной записки рассматривают порядок сбора личного состава, организацию управления и связи.

Особое внимание уделяют деятельности сил и средств горрайоргана, на обслуживаемой территории которого возникает чрезвычайная обстановка. Отдельно рассматривают действия руководящего состава ОВД, а также организацию и порядок проведения документирования как преступных событий, так и действий нарядов, групп и подразделений ОВД.

В четвертом разделе пояснительной записки излагают принятое решение и последовательность предполагаемых вариантов действий ОВД. Предлагают порядок отработки ввода дополнительных или поддерживающих сил и средств, их перемещение и порядок вывода за пределы места активных действий.

В последнем, пятом разделе пояснительной записки раскрывают порядок завершения операции, критерии анализа и оценки специальной деятельности, а также выводы.

Следующими документами общего плана подготовки ОВД к специальной операции являются планы или схемы возможных мест действия или объектов , где будут проводиться специальные операции. Для этого необходимо иметь детальный план или схему обслуживаемого района. Например, при планировании специальной операции «Арсенал» на планах города следует выделить гостиницы, известные места сборов и постоянного нахождения членов преступных группировок, вплоть до мест их проживания. Все это требует детальной оценки местности и объектов.

На эти схемы наносят расположение боевых порядков сил, план возможных действий. После проведения операции разработанные документы уточняют и сохраняют для подготовки личного состава по аналогичным объектам либо для повторного проведения специальной операции на этих же объектах, если появятся сведения о нахождении там вооруженных преступных групп.

Следующий документ регламентирует проведение мероприятий по всестороннему обеспечению сил , привлеченных к специальной операции. Сюда входит боевое, техническое и тыловое обеспечение.

План боевой и психологической подготовки включает в себя программу, тематический план, учебно-методические работы, а также материальное обеспечение занятий (полигон, макеты зданий и сооружений, отдельные участки местности). По установленной программе проводятся занятия с рядовым и с командным составом ОВД.

Кроме общей подготовки в случае необходимости перед выполнением конкретной задачи с личным составом проводят тренировки, где отрабатывают предполагаемые приемы действий.

Боевая и психологическая подготовка личного состава имеет большое значение. На занятиях необходимо вырабатывать у сотрудников психологическую готовность к действиям в любых условиях обстановки.

Для подготовки и поддержания боевой готовности сил ОВД, особенно руководящего и командного состава, проводят командно-штабные учения (КШУ). На них отрабатывают вопросы организации и проведения специальной операции по обеспечению общественной безопасности. Для командно-штабного учения готовят: приказ старшего оперативного начальника; календарный план подготовки командно-штабного учения; план мероприятий для личного состава штаба или группы управления по организации и проведению командно-штабного учения; функциональные обязанности должностных лиц (исходя из замысла и оперативного задания командно-штабного учения); план проведения командно-штабного учения; график подачи вводных на командно-штабных учениях.

Цели командно-штабного учения определяют в зависимости от избранной темы: проверка готовности органа управления командного и начальствующего состава к осуществлению всего комплекса мероприятий специальных операций; совершенствование практических навыков руководящего (командного) состава по организации и осуществлению отдельных специальных операций; тренировка всех должностных лиц в выполнении ими своих функциональных обязанностей в условиях сложной оперативной обстановки.

В приказе оперативного начальника обязательно указывают привлекаемый для учений командный состав, а также командный состав приданных и поддерживающих сил, круг лиц, входящих в состав штаба или группы управления, привлекаемые посредники при подразделениях (если такие назначаются), ставят задачи начальнику группы анализа и подготовки данных на разработку соответствующих документов, руководителям - по подготовке необходимых документов для привлечения сил и средств, устанавливают порядок управления силами, определяют дату, к которой необходимо закончить подготовку к учению, а также ответственное лицо, контролирующее подготовку.

Приказ необходимо доводить до всего командного состава, привлекаемого на командно-штабные учения, и персонально до каждого сотрудника в части, его касающейся.

Календарный план подготовки командно-штабного учения предназначен для определения конкретных мероприятий и документов учения, сроков их проведения и исполнителей. Календарный план утверждает начальник УВД. Он имеет следующие разделы: порядок проведения организационных мероприятий (в том числе подготовка исходных данных для планирования учения, рекогносцировки на местности , использования сил и средств и др.); последовательность разработки необходимых документов учения (основного (оперативного) задания, плана (схемы) местности); проект приказа на проведение специальной операции; разработка плана мероприятий по организации и проведению командно-штабного учения; разработка организационно-методических указаний, плана проведения учения, плана специальных мероприятий и частных планов руководителей учения и др.; подготовка руководителей учения, которая включает проведение учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия), инструкторско-методических и др.; подготовка учебных мест и учебно-методической базы для проведения учения.

План мероприятий для личного состава оперативного штаба (или группы управления силами и средствами) по организации и проведению командно-штабного учения отличается от календарного плана тем, что предназначен только для руководящего состава оперативного штаба. В плане указывают мероприятия, которые проводит (или разрабатывает) начальник оперативного штаба (разработка приказа старшего оперативного начальника по подготовке и проведению командно-штабного учения, календарного плана, плана командно-штабного учения, оперативного задания, функциональных обязанностей должностных лиц и другие документы).

План мероприятий является частью календарного плана и оформляется отдельным разделом.

План проведения командно-штабного учения является основным документом. Он утверждается старшим оперативным начальником и состоит из двух разделов. В первом разделе излагается оперативное задание, во втором - порядок проведения учения. План проведения командно-штабного учения может быть дополнен графическим планом.

Исходя из приказа старшего оперативного начальника, в первом разделе плана проведения КШУ отражают тему учения и учебные цели: проверка готовности органов управления, совершенствование навыков руководящего состава, командиров подразделений и групп, тренировка должностных лиц в выполнении функциональных обязанностей в условиях сложной оперативной обстановки и др. Затем идет перечисление командного состава, привлекаемого к учению. Указывают время и место учения. Оно может проводиться как в помещении, так и на местности.

Основное (оперативное) задание командно-штабного учения содержит сведения об общей оперативной обстановке и задачу органов внутренних дел. Кроме того, в нем отражают частную обстановку, условия проведения учения, что нужно изучить обучаемому составу для участия в командно-штабном учении, а также что необходимо исполнить каждому руководителю по роду занимаемой должности (оценить обстановку, сделать выводы, определить задачи своих подразделений исходя из общей задачи, быть готовым к управлению подчиненным подразделением в сложной оперативной обстановке и др.).

Накануне учения руководитель определяет порядок получения участниками основного (оперативного) задания, по которому они самостоятельно анализируют обстановку, делают соответствующие выводы, принимают предварительные решения, готовят проекты приказов и рассматривают вопросы отдачи распоряжений в ходе отработки вводных (задач, поставленных руководителем в ходе учения).

В разделе «Порядок проведения учения» описывают его подготовительный этап, приказ на организацию и проведение действий, вводные для командно-штабного учения. Материал отрабатывают по следующей форме:

Сначала осуществляют описание всех действий руководителей и обучаемых по предложенной форме. Затем дают описание вводных для командно-штабного учения. Их может быть такое количество, чтобы каждому из обучаемых представилась возможность решить задачу для своего подразделения.

Затем составляют график подачи вводных на командно-штабном учении. Он может быть оформлен в следующем виде:

Номер вводной Время астрономич. Время оперативное Краткое содержание Кто подает Кому подается Способ подачи

Функциональные обязанности должностных лиц, исходя из замысла и оперативного задания командно-штабного учения, подготавливаются только в случае, если учение проводится на ином материале и обстановке, нежели подготовленные планируемые документы. Такие учения могут проводиться при хорошей общей подготовке командного состава и отработке вопросов общих первостепенных действий.

Для примера можно выделить шесть групп направлений специальной деятельности при введении правового режима военного положения .

К первой группе относят боевые действия с противником, ликвидацию диверсионно-разведывательных, десантных групп противника; борьбу с различными бандитскими группами.

Во вторую группу относят охрану и оборону важных объектов; выполнение отдельных заданий в условиях правового режима чрезвычайного положения на территории части региона или целого региона России.

К третьей группе относят проведение режимных мероприятий: ограничение перемещений граждан в местностях, объявленных на военном положении и в прифронтовой полосе; осуществление режима допуска в радиационные, химические и бактериальные очаги заражения; участие в регулировании миграции населения в стране; контроль за работой предприятий, организаций, учреждений и светомаскировкой; контроль за использованием должностными лицами предприятий, организаций, учреждений и населения правил карантина в очагах бактериального заражения.

Четвертая группа - выявление и захват боевиков, отдельных диверсантов, распространителей ложных и провокационных слухов, паникеров и дезертиров; ведение политической работы среди населения.

Пятая группа - все мероприятия мобилизационной деятельности: оказание содействия в проведении мобилизационных, эвакуационных мероприятий, выполнение заданий военного коменданта в местностях, объявленных на военном положении.

Шестая группа - все мероприятия, относящиеся к деятельности ОВД в системе гражданской обороны.

Предлагаемые направления максимально охватывают все возможные случаи специальной деятельности ОВД в военное время.

Эффективность подготовки повышается, если все занятия проходят на местности. Изучив в ходе лекционного курса и семинаров теоретические основы, сотрудники отрабатывают все элементы деятельности на классно-групповых и тактико-строевых занятиях (индивидуально и в составе подразделений, нарядов, групп).

В ходе командно-штабных учений закрепляют основы специальной подготовки, КШУ вырабатывают способность командного состава своевременно отслеживать и анализировать обстановку, адекватно реагировать на ее изменения, принимать целесообразные решения. КШУ формируют у руководителей умение управлять силами и средствами органов внутренних дел в сложной оперативной обстановке.

При проведении специальной операции внутренние войска применяют следующие способы войсковых действий: блокирование; поиск; преследование; окружение; оцепление.

Блокирование - действия подразделений (воинских частей) по изоляции участка местности (района, населенного пункта или их части) предполагаемого нахождения правонарушителей в целях воспрещения выхода из него, обеспечения их поиска и задержания.

Для этой цели из состава сил и средств назначается группа блокирования. Она состоит из нарядов, перекрывающих наиболее вероятные направления движения противника из района операции.

Рубеж блокирования должен отвечать следующим требованиям:

  • - проходить по тактически выгодной местности, иметь удобные подходы (подъезды) для быстрого занятия его подразделениями;
  • - обеспечивать хорошие обзор и обстрел перед фронтом и на флангах подразделений, скрытность расположения личного состава и огневых средств и их взаимодействие;
  • - позволять быстро маневрировать силами и средствами при изменении обстановки;
  • - благоприятствовать управлению и связи.

Боевой порядок группы блокирования состоит из боевых порядков подразделений, развернутых на рубеже блокирования, огневых средств и резерва.

Заслон - войсковой наряд численностью до взвода, предназначенный для прикрытия вероятных направлений движения разыскиваемых лиц, блокирования района проведения специальной операции. От заслона могут выделяться наблюдательные посты, секреты, дозоры.

Поиск -- действия воинских частей (подразделений), направленные на обнаружение и задержание преступников в местах их вероятного нахождения. Поиск в неблокированном районе проводится в тех случаях, когда район операции большой, а сил для его блокирования недостаточно; когда по периметру этого района имеются труднопроходимые участки местности, являющиеся естественными преградами для противника.

Направление поиска необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы подразделения, ведущие поиск, вынуждали противника отходить на открытые участки местности, на заслоны, а если операция проводится в неблокированном районе - ставили противника в невыгодное положение, облегчающее его обнаружение, преследование и ликвидацию.

Для подразделений, ведущих поиск, назначаются:

  • - исходный район;
  • - исходный рубеж для поиска;
  • - полоса (направление) поиска;
  • - уравнительные рубежи;
  • - рубеж встречи;
  • - конечный рубеж;
  • - участок поиска;
  • - район сбора.

Группа поиска выходит на исходный рубеж одновременно с занятием заслонами рубежа блокирования. Командир группы на местности уточняет каждой поисковой группе направление (полосу) ведения поиска и порядок взаимодействия соседями. Командиры поисковых групп ориентируют личный состав на местности, уточняют ему задачи.

Поисковые группы в зависимости от способа поиска принимают боевой порядок: при сплошном поиске - цепь с дозорами впереди и на флангах; при выборочном - колонна с дозорами впереди и на флангах или линия отделений.

Преследование - неотступное движение подразделений и войсковых нарядов по задержанию или ликвидации противника (нарушителя), пытающего скрыться. Оно ведется при обнаружении противника или его следов.

Преследование может возникнуть:

  • - при попытке противника скрыться после столкновения с войсковыми нарядами;
  • - при попытке противника прорваться через рубеж блокирования;
  • - при побеге задержанных из-под охраны или при конвоировании;
  • - при попытке противника скрыться от поисковой группы во время поиска
  • - после совершения противником диверсионного акта;
  • - при совершении противником рейдов. Успех преследования достигается:
  • - своевременным обнаружением нарушителей, их следов или других признаков нарушителей;
  • - своевременным принятием целесообразного решения;
  • - высоким уровнем подготовки личного состава и постоянной готовность резерва караула (подразделения) к действиям;
  • - своевременным перекрытием направлений вероятного движения нарушителей войсковыми нарядами;
  • - четко организованным взаимодействием войсковых нарядов (подразделений), участвующих в преследовании;
  • - хорошим знанием личным составом местности;
  • - четко организованной связью;
  • - правильным использованием технических средств и розыскных собак.

Преследование в зависимости от обстановки, в которой оно возникло, может быть непосредственным, по следам(направлению) и параллельным.

Оцепление - действия подразделений (воинских частей) по изоляции района (объекта) проведения массового мероприятия, специальной операции, зоны чрезвычайной ситуации в целях воспрещения несанкционированного входа (выхода) граждан в этот район (на объект).

Группа оцепления состоит из войсковых цепочек (ВЦ), нарядов на КПП.

Войсковая цепочка - войсковой наряд, предназначенный для оцепления района (участка) местности с целью воспрещения неорганизованного прохода в него граждан, а также создания направляющих коридоров для движения граждан и разграничительных прямоугольников(квадратов) в местах размещения участков массовых мероприятий. Войсковые цепочки могут быть: усиленные - с интервалом более 2м; однорядные и многорядные. Численность ВЦ может быть от отделения до роты, в ее состав могут включаться сотрудники ОВД и других взаимодействующих органов.

Наряд на КПП - войсковой наряд, предназначенный для выполнения задач по оказанию помощи сотрудникам ОВД в обеспечении пропускного режима или ограничения движения транспортных средств и пешеходов. Он состоит из 2 и более военнослужащих и при необходимости усиливается авто бронетехникой.

Для проведения специальной операции решением руководителя операции может создаваться следующая группировка сил и средств:

  • - группа преследования;
  • - группа усиления охраны;
  • - группа поиска;
  • - группа блокирования;
  • - группа захвата;
  • - группа прикрытия;
  • - группа патрулирования;
  • - группа окружения;
  • - группа конвоирования группа связи;
  • - группа ведения переговоров;
  • - группа документирования противоправных действий;
  • - организационно-аналитическая группа;
  • - следственно-оперативная группа;
  • - группа взаимодействия со СМИ;
  • - группа тушения пожаров;
  • - группа тылового и технического обеспечения;
  • - группа медицинского обеспечения;
  • - резерв;

Подразделения ВВ МВД России, как правило, привлекаются для действий в следующих элементах:

  • - группа оцепления;
  • - группа эвакуации;
  • - группа обеспечения технологического процесса;
  • - группа преследования;
  • - группа усиления охраны;
  • - группа окружения;
  • - группа патрулирования;
  • - группа блокирования;
  • - группа поиска;
  • - группа применения специальных средств;
  • - организационно-аналитической группа.

Группа усиления - штатное подразделение, до взвода включительно, выполняющее задачу по усилению караула, на участке которого произошло проникновение нарушителя на охраняемый объект, путем выставления дополнительные постов согласно плану охраны и обороны объекта караулом.

Группа усиления на первом этапе пресечения попытки нарушителя проникнуть (прорваться) на охраняемый объект выделяется от караула согласно боевом расчету. С прибытием дежурного подразделения на объект, согласно плану применения полка (отдельно дислоцируемого подразделения) при чрезвычайных обстоятельствах, дежурное подразделение при необходимости выделяет из своего состава силы и средства для усиления караула.

Группа блокирования - штатное подразделение до батальона включительно, но выполняющее задачу по изоляции преступников, проникших на территорию объекта(отдельное здание), с целью недопущения их прорыва к жизненно важным центрам объекта, а также пресечения их попытки скрыться.

Боевой порядок группы блокирования - заслоны. В зависимости от объекта установки группа блокирования располагается в непосредственной близости от зданий и сооружений объекта вдоль дорог, перекрывая вероятные направления дальнейшего движения преступников к жизненно важным центрам (к аварийно-хозяйственны выходам цехов, режимных помещений) и к основным коммуникациям объекта Личный состав группы блокирования обеспечивается средствами индивидуально бронезащиты, табельным оружием и боеприпасами.

Группа поиска - штатное подразделение от отделения до взвода выполняющее задачу по обнаружению и задержанию нарушителей, проникших на охраняемый объект (с объекта). Особенностью поиска на охраняемом объекте является то, что он ведется непрерывно днем и ночью до полного задержания разыскиваемых лиц, как правило, выборочным способом по направлениям и объектам. К поиску нарушителей в зданиях объекта могут привлекаться сотрудники режимно-секретного органа охраняемого предприятия. Выход (вход) в здание (в цеха, отделы), переход сотрудников с этажа на этаж во время поиска запрещены.

Боевой порядок поисковых групп может быть в цепь или в линию отделения, с выделением головных и боковых дозоров в зависимости от особенностей охраняемого объекта и сложившейся обстановки.

Группа оцепления -- штатное подразделение до батальона включительно совместно с сотрудниками ОВД и ФСБ выполняющее задачу по периметру охраняемого объекта в непосредственной близости от предупредительного внешнего ограждения по изоляции района проведения операции с целью воспрещения проникновения в район (выхода из района) посторонних лиц, а также задержат (ликвидации)преступников при попытке их прорыва из блокированного район или в него для оказания вооруженной помощи лицам, проникшим на объект.

Боевой порядок группы оцепления - войсковые цепочки и наряды на КПП.

Группа захвата - штатное подразделение специального назначения до роты (группы), выполняющее задачу по задержанию (ликвидации) преступников в ходе проведения специальной операции (штурма). Исходя из особенностей охраняемого объекта, данное подразделение может формироваться из сотрудников ВВ МВД России. Группа захвата вооружается специальным вооружением, обеспечивается средствами индивидуальной бронезащиты, специальными переговорными устройствами, средствами наблюдения и проникновения в помещения и сооружения охраняемого объекта (лестницы, трапы, фалы, специальные взрывные устройства).

Количество групп захвата определяется сложившейся обстановкой. Расчет группы захвата осуществляется исходя из того, что на одного вооруженного преступника должно быть 2-3 вооруженных военнослужащих.

Группа прикрытия - штатное подразделение до взвода или часть его, выполняющее задачу по обеспечению активных действий группы захвата путем прикрытия огнем, создания в нужном направлении серий отвлекающих взрывов, при необходимости - ведения стрельбы холостыми патронами. Когда переговоры с преступниками не дают положительных результатов, и существует угроза совершения терактов и нанесения вреда здоровью заложников по решению руководителя операции уничтожение преступников осуществляется снайперами группы прикрытия. По окончании штурма, задержанию (уничтожению) преступников группа прикрытия берет под место задержания до прибытия оперативно-следственной группы.

Группа применения специальных средств - как правило, штатное подразделение РХБЗ до взвода или его часть, выполняющее задачу по обеспечению действий всех элементов группировки в ходе специальной операции путем подачи специальных сигналов, постановки дымов и использования специальных химических средств. Группа может действовать в полном составе или по расчетам.

Группы организационно-аналитическая, связи, тылового и технического обеспечения, медицинского обеспечения создаются для обеспечения условий нравственного выполнения задач в специальной операции.

Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач и оказания помощи любому элементу группировки сил и средств обеспечения, медицинского обеспечения создаются для обеспечения условий нравственного выполнения задач в специальной операции.

Органы внутренних дел и части (подразделения) внутренних войск МВД России, выполняя задачи в сфере правоохранительной деятельности, применяют различные, на основании законов и подзаконных актов, приемы и методы оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Наиболее сложные задачи выполняются путем проведения операций, в ходе проведения которых концентрируются достаточно большие силы и средства. По масштабам эти операции могут иметь довольно внушительные показатели. Одной из разновидностей операций вообще являются специальные операции, проведение которых связано с наиболее сложными событиями особых условий. К участию в них привлекаются не только силы и средства органов внутренних дел, но и внутренние войска МВД России. Как

правило, при этом используются все находящиеся на вооружении органов

внутренних дел и внутренних войск средства воздействий на преступников: оружие, боеприпасы, боевая и специальная техника, специальные средства и т.п. По количеству и качеству привлекаемых сил и средств, способам их применения специальные операции заслуживают отдельного исследования в теории и практике правоохранительной деятельности. Для решения задач, связанных с возникновением чрезвычайных обстоятельств, проводятся специальные операции, которые являются одним из организационно-тактических способов экстренного массированного реагирования органов внутренних дел, внутренних войск и сил других ведомств на указанные процессы и явления. Специальные операции осуществляются на основе законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск. Никто не вправе отдавать личному составу органов внутренних дел и

внутренних войск, участвующих в специальной операции, приказы, распоряжения и указания, противоречащие этим законам и правовым актам. Некоторой спецификой отличается и управленческая деятельность руководителей органов внутренних дел, выступающих в роли руководителей специальной операции, организация совместных действий сил органов внутренних дел и внутренних войск.



Понятие, виды специальных операций

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах инистерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Исходя из результатов анализа нормативных актов и литературных источников можно сделать вывод о том, что в теоретическом плане специальные операции могут характеризоваться определенными специфическими категориями (понятиями). При этом под категориями понимаются научно выраженные общие свойства и связи явлений действительности.

Специальные операции – это один из наиболее сложных видов деятельности органов и войск МВД. Характерным для них является привлечение сравнительно большого количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств ОВД, внутренних войск, федеральной службы безопасности (ФСБ) и др.; конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других, и различного рода боевых действий, отличающихся высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью. Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают быстро.

Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации террористического характера, а также иного криминального характера, не связанной с терроризмом. Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и действий.

Виды специальных операций:

По задержанию вооруженных преступников в различных условиях;

По задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;

По обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника;

По пресечению и ликвидации массовых беспорядков;

По ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого порядка, в организационной структуре группировки и т.д.

Важнейшее место в деятельности ОВД по восстановлению общественной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки занимают специальные операции.

Организация и ведение операции силами личного состава ОВД является наиболее сложной формой выполнения боевых задач. В операции всегда задействовано значительное количество сил и средств на различных направлениях. Они решают неравнозначные задачи, но с единой целью - восстановить общественную безопасность, поэтому каждая операция требует от руководителя и всего личного состава больших моральных и физических затрат, четкой организации, хорошо налаженной связи и взаимодействия.

ОВД проводят специальные операции самостоятельно или совместно с подразделениями внутренних войск МВД России.

Операции характеризуются определенными признаками, к которым относятся:

  • ? большой пространственный размах;
  • ? значительное количество используемых сил и средств, разнообразных по организации и направлениям деятельности;
  • ? единый замысел и многообразие мероприятий и способов войсковых (тактических) действий;
  • ? высокая динамичность, маневренность и оперативность, единое управление и т.д.

Специальная операция - совокупность согласованных по цели, месту и времени специальных мероприятий и войсковых (тактических) действий, проводимых ОВД в чрезвычайной обстановке в целях обеспечения (восстановления) общественной безопасности.

К специальным мероприятиям относят:

я организационные - изменение режима работы предприятий, учреждений, организаций и транспорта, направленное на обеспечение общественной безопасности;

  • ? режимные - заключаются в ограничении или воспрещении свободного въезда (входа) в район операции и выезда (выхода) из него, передвижений в зоне возможного поражения посторонних граждан, транспортных средств и др. Они проводятся в целях создания благоприятных условий для действия войсковых сил;
  • ? оперативные - мероприятия, не терпящие отлагательства действия ОВД, которые проводятся в целях определения количества преступников (группы), характера их действий, выявления намерений преступников, их вооружения, оснащения и тактики действий, связей, установления мест укрытия, выявления заложников (количество, место нахождения, охрана, обращение с ними и др.), склонения преступников к добровольной сдаче, введения в заблуждение преступников относительно намерений сотрудников ОВД и получения других данных, необходимых для оценки обстановки в ходе операции и принятия обоснованных решений на ее проведение;
  • ? следственные - комплекс действий, проводимых в целях выявления личности преступников, количества и качества имеющегося у них вооружения, их места нахождения, родственных и иных связей;
  • ? профилактические - деятельность, направленная на предотвращение возможных преступных действий, а также устранение причин и условий, приведших к преступлениям, вызвавшим широкий общественный резонанс;
  • ? разъяснительные - заключаются в разъяснении местным жителям сущности проводимых ОВД действий, общественной опасности вооруженных преступников, роли, которую граждане могут сыграть в данной операции. Для этого используют средства массовой информации и непосредственную работу в трудовых коллективах и по месту жительства граждан;
  • ? эвакуационные;
  • ? тушение пожаров и др.

Для каждого вида и способа специальной операции присуща своя комбинация специальных мероприятий и тактических действий, а также последовательность их проведения. Управление силами и средствами в специальных операциях осуществляет старший оперативный начальник, который единолично принимает решение по виду и способу проведения специальной операции и руководит ею.

В зависимости от решаемых задач специальные операции делятся по направлениям, видам и способам.

Направления определяются обстановкой. Специальные операции проводятся в чрезвычайной обстановке, при чрезвычайных происшествиях криминального характера, вызвавших большой общественный резонанс, чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, катастрофах и пр.), а также в обстановке, при которой может вводиться режим особого, чрезвычайного или военного положения.

По видам специальные операции разделяют на операции:

  • ? по розыску и захвату вооруженных и других опасных преступников;
  • ? ликвидации бандитских и террористических групп, незаконных вооруженных формирований;
  • ? пресечению конфликтов на межнациональной основе;
  • ? предотвращению и пресечению массовых беспорядков;
  • ? освобождению заложников;
  • ? пресечению захвата важных объектов, воздушных судов;
  • ? ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др.

Кроме того, подразделения, группы, отряды специального назначения ОВД проводят специальные операции следующих видов".

я разведывательные операции, преследующие цель получения информации (добывание данных о бандитских и незаконных вооруженных формированиях, их обработка и использование);

  • ? операции по обеспечению общественной безопасности, основная цель которых заключается в захвате бандитов, боевиков, документов, вооружения, боевой и другой техники, оборудования, аппаратуры. Осуществляются они активными действиями путем устройства засад, проведения рейдов, других специальных мероприятий в местах расположения бандитских групп или на территории, контролируемой незаконными вооруженными формированиями;
  • ? операции по обеспечению общественной безопасности региона, целью которых является сохранение или восстановление на отдельных его территориях (в районах) конституционного строя. Суть операции заключается в пресечении антигосударственной, подрывной, террористической или иной деятельности повстанческих, мятежных или незаконных вооруженных формирований, направленной на изменение политического или государственного устройства страны насильственными методами;
  • ? поисково-спасательные операции проводятся для возвращения в расположение своих сил или в другое безопасное место военнослужащих, сотрудников ОВД, граждан Российской Федерации и иностранных граждан, попавших в плен, пропавших без вести или оказавшихся на территории, контролируемой бандитскими группами или незаконными вооруженными формированиями, а также для поиска и эвакуации летных экипажей, сбитых над территорией противника;
  • ? психологические операции, ставящие целью изменение в необходимом направлении поведенческих и эмоциональных установок участников бандитских или незаконных вооруженных формирований и гражданского населения района по определенным политическим и другим вопросам, а также противодействие пропаганде противоборствующей стороны среди населения. Они заключаются в деморализации и дезориентации участников бандитских групп или незаконных вооруженных формирований, в склонении их к прекращению сопротивления, дезертирству, сдаче органам власти, а также в формировании у местного населения благожелательного отношения к федеральным силам. Это делается с помощью печатной, аудио- и видеопродукции, радио- и телеинформации, работы громкоговорящих звуковещательных станций, личного общение специалистов психологических операций с пленными и гражданским населением;
  • ? операции по формированию, поддержке и боевому применению нерегулярных сил, предусматривающие организацию вооруженной борьбы для решения задач в интересах Российской Федерации в целом, включают поиск групп и отрядов, других сил, ведущих или готовых вести вооруженную борьбу с бандитскими или незаконными вооруженными формированиями, оказание им помощи в комплектовании, обучении, оснащении вооружением и техникой, в боевой и специальной подготовке, а также проведение других действий для выполнения задач, возложенных на подразделения специального назначения выделяемых от ОВД. Для данных операций характерно широкое применение агентурных методов работы, взаимодействие с создаваемыми органами власти и гражданской администрацией;
  • ? вспомогательные операции, предназначенные для обеспечения безопасности, миротворческих акций, оказания гуманитарной помощи, ликвидации стихийных бедствий, восстановления гражданской администрации, проведения карантинных мероприятий в зонах вооруженных конфликтов и в других опасных местах.

Специальные операции различают по способам их проведения: поиск в неблокированном районе; поиск в блокированном районе; поиск по направлениям; поиск по объектам; окружение, преследование, засада, захват или ликвидация, блокирование; преследование, наступление, активная оборона; выявление, обнаружение и изъятие оружия, орудий преступления, предметов, изъятых из оборота, вещественных доказательств; проверка; штурм; обеспечение общественной безопасности при проведении политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий; недопущение проведения запрещенных общественно-политических мероприятий; ликвидация последствий (в зависимости от вида) чрезвычайной ситуации.

Планирование специальной деятельности в чрезвычайной обстановке является неотъемлемым элементом управления для всех руководителей ОВД. Оно должно охватывать всю систему мер обеспечения общественной безопасности. Планированием специальных операций занимаются соответствующие руководители, включая старших оперативных начальников.

Эффективность деятельности ОВД зависит от многих факторов, в том числе от улучшения кадровой работы, информационного обеспечения, внедрения элементов научной организации труда, обеспечения специальными средствами и техникой.

Деятельность ОВД является ответной реакцией на события криминального характера либо на возникновение последствий стихийного бедствия. Далеко не всегда удается планировать деятельность по предотвращению каких-либо криминальных событий. В большинстве случаев планирование направлено на недопущение ухудшения оперативной обстановки.

Прежде чем приступить к планированию любой специальной деятельности, разумно провести определенную работу самому оперативному начальнику (штабу). Последовательность этой работы, как правило, заключается в уяснении того, будет ли она проводиться самостоятельно или по указанию старшего оперативного начальника.

Целесообразно определить конечную цель специальной деятельности, ее замысел, который включает следующие моменты: необходимость проведения специальной операции (или достаточно отдельных действий), последовательность организации и проведения операции, возможные задачи для сил и средств и т.д.

Далее оперативный начальник всесторонне оценивает обстановку и просчитывает алгоритм возможных преступных действий на обслуживаемой территории. Рассматривается все, что касается социальных явлений, включая влияние преступности во всех ее формах и видах на состояние оперативной обстановки, социальный и этнический состав местного населения и т.п. Кроме того, оцениваются свои силы, рельеф местности в районе проведения операции, возможность действий с учетом времени года, суток, погодных условий и др. Основное при оценке обстановки - это выводы по каждому элементу, которые являются основополагающими для принятия решения по планированию специальной деятельности.

Важный этап работы любого оперативного начальника в планировании специальной деятельности - принятие решения. Если на этапе разработки операции можно привлекать любого сотрудника, то за принятое решение оперативный начальник несет персональную ответственность, поэтому необходимо учитывать все, даже незначительные детали. В результате планирования определяют следующие моменты: предполагаемые преступные действия (вид, способ, количество преступников, их вооружение, характер действий и т.п.); общую задачу для всех сил, привлекаемых к операции; последовательность предстоящих действий; задачи конкретных сотрудников, нарядов, групп; способы построения боевых порядков и тактику действий; вопросы взаимодействия, связи, управления.

Следует учитывать, что при планировании специальной операции невозможно предвидеть все, особенно это касается действий преступников, направления развития событий, поэтому необходимо создать алгоритм действий в той или иной ситуации. Только при этих условиях возможно принятие целесообразного решения.

На основании принятого решения подготавливают планы, по которым затем производят соответствующую подготовку личного состава, привлекаемого к специальной деятельности по обеспечению общественной безопасности.

Одним из важнейших элементов плана является приказ, устанавливающий конкретные организационные составляющие, такие как количество личного состава, экипировку, снаряжение, форму одежды и др. Эта часть приказа является основой расчета сил и средств с учетом всех возможных вариантов данного вида специальной деятельности (видов и способов проведения специальных операций). Особое внимание уделяют экипировке, снаряжению, вооружению, техническому обеспечению, а при необходимости указывают, где это все необходимо получить заранее либо вовремя восполнять при расходовании.

Для личного состава, привлекаемого к специальной деятельности, определяют место сбора (район сосредоточения) и порядок выдвижения в район действий (исходный район), а также систему связи, взаимодействия. Указывают на особенности возможной передислокации сил и средств (включая поддерживающие силы).

В приказе обращают внимание на роль сил и средств органа, на территории обслуживания которого возникла необходимость в специальной деятельности. Отдельно рассматривают действия руководящего состава ОВД, а также организацию и порядок проведения документирования как преступных событий, так и действий нарядов, групп и подразделений ОВД.

Исходя из возможных преступных действий, планируют соответствующие виды и способы проведения специальных операций и намечают предполагаемые районы и места их проведения.

Карта, план или схема местности проведения специальной операции оформляются графически. Таких планов должно быть по количеству планируемых операций. Практика показывает, что разработанные планы только в текстуальном виде, без использования схемы, плана или карты, неэффективны.

На карту или план наносят места постоянной дислокации сил и средств ОВД, обозначают маршруты выдвижения в районы сосредоточения, исходные районы и т.п. Если позволяет масштаб карты или плана, то выделяют важные объекты, которые необходимо взять под охрану. Все это производят в соответствии с принятыми правилами оформления боевых и графических документов в ОВД.

Руководитель операции является центральной фигурой в процессе ее организации и проведения, несет личную ответственность за успех операции, поэтому он чаще всего находится на наиболее ответственных направлениях. Ему принадлежит право принимать решения, ставить боевые задачи подчиненным и контролировать их выполнение.

При проведении крупных операций в помощь руководителю создается оперативный штаб, который занимается планированием, организацией сил и средств, взаимодействия, доводит до подразделений боевые задачи, распоряжения, указания, организует всестороннее обеспечение операции.

Большое значение при проведении операции имеет связь, которая создается в соответствии с решением руководителя операции и указаниями начальника штаба.

Ответственность за своевременную организацию связи несет начальник штаба, а в тех случаях, когда штаб не создается, - руководитель операции. Основным средством связи является радиосвязь, а в подразделениях, кроме того, - посыльные и установленные сигналы. Связь должна быть непрерывной в ходе всей операции.

Операцию организуют по общепринятой схеме. Уяснив полученную задачу, руководитель производит расчет времени, отдает предварительные распоряжения, оценивает обстановку, при наличии возможностей проводит рекогносцировку, принимает решение, ставит боевые задачи подчиненным, приданным и поддерживающим силам, организует взаимодействие, контролирует ход подготовки личного состава к операции, выводит силы и средства на исходные рубежи.

После этого в назначенное время или по сигналу руководителя начинается операция. Применяемые методы руководства подразделениями и нарядами в операции зависят от подготовленности и условий обстановки, а также от наличия времени, характера действий преступников (противника).

Важным элементом управления подразделениями и нарядами в ходе операции является контроль за точным и своевременным выполнением отдаваемых приказов и распоряжений. В первую очередь проверяют выполнение тех служебно-боевых задач, которые играют основную роль в достижении цели операции. Контроль осуществляется непрерывно с тем, чтобы предотвратить несвоевременное или неточное выполнение отданных распоряжений или команд.

Расчет сил для специальной операции производят исходя из количества вооруженных и других опасных преступников (бандитских групп, противника), их вооружения, намерений, психологического состояния и в целом их общественной опасности. Основа расчета определяется и зависит от возможного объема работы, которая должна привести к захвату или ликвидации преступников, выполнению задачи по охране или обороне объектов, обеспечению общественной безопасности, предотвращению или пресечению массовых беспорядков и др. Для объективного расчета сил необходимо точное знание места проведения операции, размера объекта и т.п. Таким образом, обоснованный расчет сил требует от руководителя тщательной оценки местных условий, для чего требуется иметь карту или план местности.

В ходе специальных операций часто возникает необходимость блокирования, окружения, поиска, прочесывания, преследования, а при пресечении массовых беспорядков требуется блокирование толпы, ее рассеивание, рассечение (рассредоточение) оцепление и т.д. Все эти действия невозможно произвести без тщательного расчета требуемого количества сил. Каждый вид и способ специальной деятельности требует своего подхода к расчету сил.

Для получения окончательной цифры необходимого количества сил для проведения операции нужно определить еще и состав резерва.

Правовой основой деятельности ОВД при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств (при проведении специальных операций) являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты.

Помимо повседневной деятельности по укреплению правопорядка и борьбы с преступностью на органы внутренних дел и внутренние войска возложены задачи по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств как мирного, так и военного времени.

Одним из основных видов деятельности органов внутренних дел в этих условиях будет являться проведение специальных операций.

Организация и проведение таких операций при чрезвычайных обстоятельствах требуют от сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск твердого знания основ специальной операции, тактических способов и приемов боевых действий, высокой боевой готовности, умения управлять подразделениями, нарядами и группами при их проведении.

Целью данной лекции является рассмотрение вопросов, раскрывающих общий первоначальный объем знаний проведения специальной операции в различных условиях, составляющих основу ее подготовки, организации управления и проведения.

1. Сущность специальной операции, ее виды и характерные черты

В своей практической деятельности органы внутренних дел и внутренние войска МВД России кроме решения повседневных задач призваны выполнять боевые задачи, возникающие при чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях. Такими задачами являются:

    отражение нападения на охраняемые объекты;

    розыск и задержание особо опасных государственных, вооруженных преступников, осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, при конвоировании, вооруженных дезертиров;

    пресечение и ликвидация групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в исправительных учреждениях и населенных пунктах;

    задержание (ликвидация) преступных групп, захвативших самолет и другие важные объекты;

    ликвидация незаконных вооруженных формирований (бандитских формирований), изъятие оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и других предметов военного имущества;

    обеспечение режимно-карантинных мероприятий в условиях эпидемий и эпизоотий;

    охрана общественного порядка при ликвидации стихийных бедствий и крупных производственных аварий;

    борьба с диверсионно-разведывательными формированиями противника.

Решение этих задач осуществляется, главным образом, проведением специальных операций.

Специальные операции это один из наиболее сложных видов деятельности органов и войск МВД России. Характерным для них является привлечение сравнительно большого количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств органов внутренних дел, внутренних войск а в некоторых случаях федеральной службы безопасности, армии, министерства по чрезвычайным ситуациям и других ведомств. Конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других мероприятий и различного рода боевых действий, отличающихся высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью. Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, на труднодоступной местности и продолжаться в течении нескольких суток, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают скоротечно.

Проведение специальных операций является одним из организационно-тактических способов экстренного массированного реагирования органов внутренних дел и внутренних войск на чрезвычайные обстоятельства и раскрытие наиболее тяжких преступлений по «горячим следам».

Специальные операции осуществляются на основе законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность ОВД, ВВ и УИС.

Никто не вправе отдавать личному составу участвующему в специальной операции, приказы, распоряжения и указания, противоречащие законам и иным нормативным правовым актам.российской Федерации.

Из вышесказанного можно сказать, что:

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ - это совокупность согласованных и взаимных по цели, времени и месту политических, оперативных, режимных, следственных мероприятий, боевых (войсковых) действий проводимых по единому замыслу с целью обнаружения, задержания или ликвидации диверсионно-разведывательных формирований, воздушного десанта, агентуры противника, вооруженных преступников, ликвидации групповых нарушений общественного порядка, снижение потерь, разрушений при стихийных бедствиях и т.д..

Основанием для проведения специальной операции (ввода в действие плана специальной операции) являются:

    получение приказа (указания, распоряжения) руководителя (дежурного) вышестоящего органа внутренних дел или учреждения УИС;

    получение достоверной информации о чрезвычайном происшествии криминального характера или возможном его продолжении (появлении преступников и т.п.) на обслуживаемой территории.

С учетом сложности действий в специальной операции и наличия условий для выработки и доведения решения до исполнителей (прежде всего полноты информации о ЧО и имеющихся в непосредственном распоряжении силах и средствах, а также времени), лицо, принимающее решение на проведение специальной операции, может формулировать его и проводить в жизнь частями (поэтапно). При этом необходимо следовать рекомендации, что тщательно выверенное, но запоздавшее решение, как правило, приводит к общему провалу специальной операции, а своевременное, но несколько неточное решение чаще можно исправить корректировкой последующих действий.

Специальная операция должна начинаться в точно установленное время «Ч +», в которое подвижные элементы группировки сил приступают к выполнению поставленных им задач.

Сущность и содержание мероприятий и боевых действий, проводимых в специальной операции, обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки.

Оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью своевременного обнаружения противника, раскрытия его замыслов, установления состава, вооружения, возможной тактики действий, выявления характера мест укрытия, проведения дезинформационных и других мероприятий. Осуществляются эти мероприятия путем проведения оперативных установок, наблюдения, использования спецаппарата, применения оперативно-технических средств и оперативных комбинаций.

К режимным мероприятиям относятся: изоляция района операции и эвакуация из него посторонних граждан, ограничение действий противника, воспрещение его доступа к особо важным объектам и районам, а также создание благоприятных условий для проведения операции.

Специальные мероприятия которые могут осуществляться в ходе проведения специальной операции, подразделяются на самостоятельные и вместе с тем тесно связанные друг с другом виды:

блокирование («Перехват»);

поисковые («Сирена»);

оцепление («Кольцо»);

эвакуация («Выход»);

психологическое воздействие («Пресс»);

боевые действия («Гром»);

конвоирование («Конвой»).

Разделение возможных и необходимых специальных мероприятий на указанные виды позволяет оперативно и эффективно реагировать на любое происшествие независимо от его характеристики.

Каждый вид специальных мероприятий включает в себя определенные действия.

Мероприятия по блокированию - действия, осуществляемые путем перекрытия нарядами по определенному рубежу всего района проведения специальной операции, либо выборочного перекрытия нарядами пути движения граждан и наиболее вероятных направлений отхода преступников из района специальной операции. Эти мероприятия осуществляются местными и привлеченными силами органов, учреждений МВД и УИС России.

Поисковые мероприятия - действия, направленные на установление, поиск и обнаружение преступников, проводимые силами криминальной милиции, милиции общественной безопасности и розыскными нарядами.

Оцепление отдельного участка местности или объекта - полная изоляция места обнаружения преступников путем его сплошного перекрытия по определенному рубежу, осуществляемая группой оцепления и ближайшими нарядами.

Эвакуационные мероприятия проводятся в целях вывода (вывоза) населения, ценного имущества из района проведения специальной операции когда имеется реальная угроза жизни и здоровью граждан (взрыв, пожар, затопление, химическое или радиационное заражение местности и т.д.), а также для максимального снижения потерь от преступных действий. Данные мероприятия могут дополнительно проводиться после завершения специальной операции, когда преступными действиями нанесен значительный ущерб строениям или не устранены иные негативные последствия указанных действий.

Психологическое воздействие на преступника начинается с момента оцепления места его обнаружения и может осуществляться путем демонстрации силы и ведения переговоров в целях склонения преступника к отказу от сопротивления и к добровольной сдаче.

Сопровождение (конвоирование) состоит в лишении задержанных преступников возможности оказывать какое-либо сопротивление, изъятии у них средств нападения, предотвращении попыток побега и их доставлении в ОВД или учреждение УИС. Здесь следует разделить понятия сопровождения и конвоирования, учитывая, что сопровождение - более широкое понятие, а указанное определение относится именно к конвоированию. Сопровождение проводится в целях обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей, сохранности вещественных доказательств, безопасности передвижения в районе проведения специальной операции представителей органов власти и управления, прессы, коммунальных служб, привлекаемых для выполнения конкретных задач (отключение газа, электроэнергии, водоснабжения и т.д.), своевременной доставки раненых в лечебные учреждения, а также тел погибших в места проведения судебно-медицинской экспертизы и т.д.

Главным и решающим в борьбе с противником являются боевые действия , посредством которых осуществляется подавление сопротивления, задержание или ликвидация противника силой оружия. Другими словами, боевые действия в зависимости от целей специальной операции направлены на недопущение или ограничение вредных последствий, или на их ликвидацию.

Специальные мероприятия могут проводиться:

одновременно («Пресс», «Перехват», «Выход»);

последовательно («Сирена», «Перехват», «Гром»);

параллельно («Перехват», «Пресс», «Кольцо», «Сирена»);

непрерывно;

поэтапно;

периодически.

В зависимости от обстановки, стоящих перед участниками специальной операции задач, реакции объекта воздействия на принимаемые меры, а также количества эпизодов преступных проявлений.

1.1. Виды специальных операций, проводимые ОВД

В зависимости от целей и задач, решаемых органами и войсками МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, специальные операции подразделяются на следующие виды:

    Ликвидация групповых нарушений общественного порядка;

    Задержание (ликвидация) вооруженных и особо опасных преступников;

    Освобождение сотрудников, членов их семей и иных граждан от насильственного удержания их правонарушителями;

    Охрана и оборона особо важных объектов;

    Пресечение захвата воздушных судов;

    Пресечение террористического акта;

    Пресечение деятельности (ликвидация) незаконных вооруженных формирований и бандформирований;

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и действий.

Операции могут быть краткосрочными и долгосрочными. Краткосрочные- те которые выполняются в течении одного полного дня или его части. Долгосрочные - более одного дня.

Различия между этими операциями в том, что во втором виде существенно изменяется вариантивность ситуаций и увеличивается число привлекаемых сил и средств.

Специальная операция по задержанию вооруженных преступников организуется и проводится по распоряжению и данным МВД России, а при ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника и преступников, захвативших воздушное судно, - по распоряжению и под руководством ФСБ.

Но могут возникнуть и непредвиденные обстоятельства, когда всю ответственность и полноту власти, в зависимости от сложившейся ситуации, должно будет взять на себя соответствующие начальники местных органов внутренних дел.

Всегда необходимо понимать, что в каждой конкретной ситуации надлежит действовать творчески, смело и решительно , сообразуясь с обстановкой. Ибо на все случаи служебной деятельности готового предусмотреть просто невозможно. А также необходимо помнить, что начальники всех степеней, должны поступать так, как велит им служебный, гражданский долг, в соответствии с требованиями законности.

1.2. Общими целями специальных операций являются:

Защита жизни и здоровья людей;

Предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу;

Обнаружение преступников и пресечение (нейтрализация) их преступных действий.

Специальная операция может проводиться в самых разнообразных условиях, которые определяют её характер, организацию и ведение.

К таким условиям относятся:

Данные оперативной обстановки;

Условия местности;

Время года, суток, состояние погоды;

Наличие сил и средств для проведения операции.

Полнота данных оперативной обстановки может быть самой различной. В одном случае будут известны точные данные о месте укрытия преступников, их составе, вооружении и характере действий, в другом - только район (место), где укрываются преступники, и некоторые другие данные, иногда противоречивые. Состав преступников (диверсантов) существенно влияет на организацию и способ ведения боевых действий, продолжительность, количество привлекаемых сил и средств в операции.

1.3. Специальным операциям присущи следующие характерные черты, существенно отличающие ее от повседневной деятельности ОВД:

ПЕРВОЙ характерной чертой специальных операций является то, что все они будут проводится посредством целого ряда различных, но направленных на достижение единой цели мероприятий: политических, следственных, организационных, правовых, процессуальных, психологических, оперативных, режимных и боевых (войсковых) действий которые лишь в совокупности могут обеспечить выполнение задач в данных условиях;

ВТОРОЙ характерной чертой специальных операций является то, что боевые действия войсковых сил органов внутренних дел могут развёртываться на значительной территории, размер которой зависит от вида и масштаба ЧО, объема причиненного им отрицательного последствия и продолжаться длительное время, особенно при проведении операции по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями противника и ликвидации банд;

ТРЕТЬЕЙ характерной чертой специальных операций является их резко выраженный маневренный характер. Это объясняется тем, что противник будет действовать, как правило, мелкими группами. В ходе выполнения своих задач эти группы будут сочетать стремительные внезапные удары с последующим быстрым отходом. Открытых столкновений они будут избегать. Борьба с противником будет отличаться высокой динамичностью, в ней не будет четко выраженных зон (районов) и линий сопротивления. Специальные операции могут проводиться в разных местах одновременно или последовательно и, как правило, на значительном удалении друг от друга. Для успешного решения задач по ликвидации ДРФ противника, бандгрупп и особо опасных преступников необходимо постоянно быть готовым в ходе специальной операции к быстрой переброске сил и средств из одного района в другой, а так же желательно широко применять маневренные способы действий;

ЧЕТВЕРТОЙ характерной чертой специальных операций является применение войсковыми силами органов внутренних дел в операции различных способов ведения боевых действий (блокирование, окружение, перекрытие направлений движения, поиск, преследование). Выбор способа проведения специальной операции будет зависеть, главным образом, от полноты оперативных данных о противнике, наличия своих сил и средств, условий местности и других факторов. Как показывает практика, обычно применяются несколько способов действий сразу, а для наиболее надежной и быстрой ликвидации ДРГ и других правонарушителей, целесообразно, если позволяют условия и есть силы и средства, применять в операции все способы ведения боевых действий по ликвидации ДРГ, бандгрупп, особо опасных преступников и т.д.;

ПЯТОЙ характерной чертой специальной операции является участие в ней значительного количества разнородных войсковых сил и средств, подчиненных различным организациям, ведомствам и министерствам, а также учебных заведений МВД и УИС России, которые имеют различную организационную структуру и возможности, но выступают в качестве единого цельного комплекса и под единым руководством, в состоянии оказать действенное влияние на негативные тенденции развития оперативной обстановки и добиться намеченного конечного результата;

ШЕСТОЙ характерной чертой специальной операции является строго плановая основа и под руководством специально образованного органа оперативного управления (объединенного оперативного штаба, оперативного штаба или группы управления), так как ее целенаправленность, размах, интенсивность, разнообразие участвующих в ней сил и средств, реализуемых ими действий, настоятельно требуют выполнения большого объема работ по управлению (организации, регулированию, прогнозированию, планированию, контролю и т.п.).

Все это требует постоянной организации тесного взаимодействия (в мирное и тем более военное время) между государственными органами, между органами внутренних дел и внутренними войсками МВД, ФСБ, военного командования (частями Российской армии), прокуратуры, местных отрядов самообороны и т.д. по задачам, направлениям, видам мероприятий, месту и времени действий. Оно обеспечивается в течении всего периода выполнения задач между всеми подчиненными силами, принимающими участие в специальной операции.

Организация взаимодействия начинается на подготовительном этапе с определения и закрепления совместных нормативных и методических основ, формирования единого объединенного органа оперативного управления и разработки оперативного плана, подготовки и проведения совместных учений, тренировок и занятий, согласованных организационно-технических мероприятий, взаимного обмена необходимой информацией и корректировки действующих документов.

Взаимодействие организуется и осуществляется:

С местными органами государственной власти и управления;

Между подчиненными службами и соседними органами внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы;

С подразделениями внутренних войск, дислоцированными на обслуживаемой территории;

С местными органами Федеральной службы безопасности;

С подразделениями Вооруженных Сил России, дислоцированными на обслуживаемой территории;

С военизированными и сторожевыми подразделениями объектов;

С частными детективными и охранными агентствами;

С общественными формированиями по охране общественного порядка;

Со средствами массовой информации;

С заинтересованными органами, учреждениями, организациями, предприятиями и службами (в первую очередь аварийными, транспортными, медицинскими и связи).

Для ведения специальной операции, войсковые силы принимают боевой порядок. Построение его зависит от наличия данных о противнике, его состава и характера действий, условий местности, а также состава привлекающихся к проведению операции сил и средств.

Специальные операции необходимо организовывать и вести с учётом современных требований борьбы в каждой конкретной ситуации, подходя к этому творчески.

1.4. Факторы, определяющие успех при проведении специальной операции.

Для успешного применения и использования сил и средств при проведении мероприятий необходимо учитывать факторы влияющие на успех проводимого операции. Учитывая эти факторы руководитель может понять каков состав сил по уровню подготовки, комплектования и какие средства он должен иметь для успешного выполнения поставленной задачи.

Основными факторами являются:

Постоянная боевая готовность сил и средств подразделения.

Высокий уровень профессиональной подготовки командиров.

Высокое морально-психологическое состояние сотрудников подразделения

Уровень подготовки сотрудников подразделения.

Знание способов и методов совершения преступных действий противостоящей стороны.

Твердость и непрерывность управления и надежная связь.

Внезапность и соблюдение конспирации.

Решающий фактор это постоянная готовность сил и средств. Под ним понимают готовность приступить к выполнению задачи в любой момент и в любых условиях. Следовательно- готовность вооружения и спец. средств к применению, соответствие требованиям индивидуальной подготовки каждого сотрудника, слаженность групп, способность применять разнообразные способы и методы выполнения поставленной задачи. Возможно это если все члены группы всесторонне подготовлены.

Не менее важным фактором является готовность и способность руководителей совершать маневры силами и средствами в ходе операции, а также вести постоянную подготовку, обучение, воспитание подчиненных сотрудников и выполнять вместе с ними поставленную задачу.

Все эти качества достигаются упорным трудом, творческой активностью, настойчивой и целеустремленной тренировкой.

Фактор высокого морально-психологического состояния сотрудников определяется их готовностью бороться за экономическую безопасность страны не жалея сил и жизни, преданностью своему служебному долгу, любовью к Родине и народу. Вся воспитательная работа должна быть направлена на воспитание этих качеств потому, что выполнение мероприятий сопряжено как правило с высоким риском, преодолением больших трудностей и самопожертвованием.

Высокая профессиональная подготовка как фактор предполагает владение сотрудниками способами и методами проведения оперативных мероприятий.

Знание сотрудниками оперативной обстановки, сил, средств и способов действий преступников, а также постоянное изучение и накапливание сведений о противоборствующей стороне, используя различные источники - фактор влияющий на успех операции.

Твердое и непрерывное управление, надежная связь с элементами боевого порядка - фактор успешных действий, обеспечивающий своевременную передачу руководству сведений об обстановке, постановку новых задач или дополнительных задач в ходе операции.

Без наличия связи нет действий подразделения!

В связи с тем что группы при проведении операции малочисленны немаловажен фактор внезапности. Который в сочетании с находчивостью, дерзостью, разумным риском и взаимовыручкой позволяет выполнить поставленную задачу.

Особым фактором является бдительность и конспирация, направленных на обеспечение эффективности действий и безопасности сил, привлекаемых к мероприятию. Список факторов может быть расширен. А учет всех их при планировании способствует эффективному использованию сил и средств подразделений ОВД.