Признаки коррупционной составляющей организации является. Понятие и определение коррупции. Формы коррупции в образовании

    Понятие коррупции, ее проявления и признаки.

    Формы и виды коррупции

    Криминологическая характеристика коррупционной преступности в Беларуси

    Понятие коррупции

Корру́пция (от лат. corrumpere - «растлевать») - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах. В античных обществах различные подношения и подати были нормой. Дорогой подарок всегда выделял человека среди других просителей и способствовал, чтобы его просьба была выполнена.

Коррупция стала масштабной проблемой современности. Ни одно государство, независимо от его социально-экономического и политического устройства, не имеет абсолютного иммунитета к коррупции. Криминологи подчеркивают, что сущностное проявление коррупции заключается в злоупотреблении публичными интересами власти на основе предоставленных публичных полномочий в угоду частным интересам.

Легальное определение коррупции закреплено в ст. 1 Закона Республики Беларусь 20 июля 2006 г. № 165-З «О борьбе с коррупцией», в соответствии с которой коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

В результате концептуальных дискуссий в политико-правовых науках оформились два равноценных подхода к пониманию феномена коррупции.

Первый из этих подходов может быть назван формально-юридическим, поскольку в его рамках делается акцент на включенности коррупционных деяний в перечень правонарушений, предусмотренных действующим законодательством.

Данная концепция базируется на признании того, что коррупция – это система противоправных действий властных субъектов, связанная с нарушением, прежде всего, специальных правовых норм, определяющих деятельность государственных органов и должностных лиц.

В рамках данной парадигмы коррупционным может быть признано только то деяние, которое находится в сфере правового регулирования и может быть квалифицировано в соответствии со статьями Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях как должностное преступление или правонарушение.

Обычно коррупционные преступления воспринимаются как наиболее опасные единичные проявления коррупции. В Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» нет прямого указания на то, какие преступления следует относить к коррупционным. Списки с их перечислением содержатся в подзаконных нормативных актах и неоднократно менялись.

    На сегодняшний день постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 11 января 2011 года № 5/8/1/34/6 утвержден Перечень коррупционных преступлений.

Уголовно-правовая оценка перечисленных составов будет дана при чтении заключительных лекций нашего спецкурса.

В статьях 20 и 21 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» приводится перечень коррупционных проявлений, которые криминологически классифицируются на: а) правонарушения, создающие условия для коррупции и б) собственно коррупционные правонарушения).

При этом в Законе «О борьбе с коррупцией» перечислены не статьи кодексов Республики Беларусь (Гражданского, Уголовного, об административных правонарушениях), иных законодательных актов, а общественно опасные деяния, которые относятся к коррупционным правонарушениям либо создающие условия для коррупции. Такой законодательный подход может вызвать определенные затруднения в правоприменительной практике.

По юридическим основаниям среди коррупционных правонарушений обычно выделяют четыре вида: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные проступки и преступления.

В нашей стране к гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных статьями главы 32 ГК, а также нарушения порядка возмездного оказания услуг, предусмотренного главой 39 ГК Республики Беларусь.

Дисциплинарные коррупционные проступки заключаются в таком использовании служащими своего статуса для получения благ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (например, осуществление сотрудником органа внутренних дел предпринимательской деятельности вопреки статье 32 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»).

К административным коррупционным правонарушениям могут быть отнесены обладающие признаками коррупции, но не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность. В частности, им является мелкое (т.е. на сумму не превышающую десятикратного размера базовой величины) хищение имущества юридического лица, совершенное путем присвоения или растраты государственным служащим (ст. 10.5 КоАП Республики Беларусь).

Рассматриваемый подход к определению коррупция обладает определёнными недостатками. Например. Недаром в последнее крминологами введено в оборот такое понятие, как «коррупциогенность» правовых норм. Речь здесь идет о фактической нормативной провокации поступков, которые могут быть квалифицированы как коррупционные. Причем причины коррупциогенного нормотворчества могут быть как объективно-беспристрастными (элементарные – непрофессионализм и недальновидность), так и субъективно-корыстными.

В конечном счете, следует помнить, что при всей многогранности проблемы «коррупция как правовое явление», она безоговорочно связывается с процессом правового регулирования общественных отношений и абстрагирования от социально-психологических оценок этого явления с точки зрения морально-этических норм.

Социально-политическая модель исследования коррупции

Второй подход к определению феномена коррупции может быть определен как социально-политический в силу того, что в его методологических рамках коррупция исследуется не столько как система должностных преступлений, сколько в качестве негативных девиации ролевых функций любых субъектов, наделенных властными полномочиями. При этом представляется недопустимо отождествление коррупции как криминального явления и составов коррупционных нарушений. Это проявления совершенно разных уровней. Данный подход стремится уйти от узко юридической трактовки коррупции, признавая ее явлением не столько уголовно или административно-правовым, сколько социально-политическим. Довольно подробно социально-политическая парадигма исследования коррупции рассмотрена в рамках Йельской правовой школы, яркой представительницей которой является Сьюзан Роуз-Аккерман.

Сторонники данного подхода исходят из того, что коррупция присутствует тогда, когда субъект, наделенный управленческими (властными) полномочиями, использует предоставленные ему полномочия для достижения целей, непредусмотренных этими полномочиями.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями управляющего субъекта и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Коррупции может быть подвержено любое лицо, обладающее дискреционной властью , т.е. властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.).

Необходимо отметить, сфера коррупции не ограничена государственным сектором. Коррупционные злоупотребления имеют место и в общественных организациях, профсоюзах, благотворительных организациях и др. В частных коммерческих организациях управляющие субъекты используют свою дискреционную власть при заключении контрактов, найме новых работников, надзоре над подчинёнными и т. д. Это открывает возможности для действий с целью получения личной выгоды, которые при этом могут наносить экономический ущерб владельцам или акционерам компании, интересам трудового коллектива, кредиторам, а также государственным и общественным интересам.

К юридическим признакам коррупции следует отнести:

    обязательный субъект коррупционных отношений – должностное лицо, уполномоченное на выполнение управленческих (властных) функций или юридически значимых действий;

    умышленная вина, корыстная или иная личная заинтересованность субъектов коррупционных отношений;

    действие или бездействие – использование лицом, уполномоченным на выполнение управленческих функций, вопреки интересам службы, своего служебного положения либо связанных с ним возможностей, либо авторитета организации, в котором оно служит;

    корыстная цель – противоправное получение для себя или третьих лиц имущественных или неимущественных благ, льгот и преимуществ в результате выполнения или невыполнения определенных действий по службе либо за обещание выполнить или не выполнить их в будущем.

Коррупция как социальное явление

В основе термина «коррупция» лежит латинский глагол «rumpere», означающий «нарушить что-либо». В целом этот перевод дает общее представление о сущности коррупции – порче власти путем ее подкупа. Латинско-русский словарь кроме вышеуказанных значений приводит и такие значения, как «совращение, упадок, извращение, плохое состояние, превратность (мнения или взглядов), а также расстраивать, повреждать, приводить в упадок, губить, разрушать, обольщать, соблазнять, развращать, искажать, фальсифицировать, позорить, бесчестить». В римском праве этим термином обозначалась деятельность нескольких лиц, направленная на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом, и к коррупционным относился целый ряд деяний связанных с фальсификацией и порчей государственных документов, с подкупом судей или с нравственным развращением чужого раба.Понятие коррупции относится к категории сложных, многоаспектных, к раскрытию сущностного содержания которого исследователи подходят с различных позиций.Мы можем говорить о коррупции как о преступном деянии и рассматривать данный феномен в правовом аспекте (то есть через понятия законности и противозаконности).В контексте социологического дискурса коррупция изучается как сложное, многомерное социальное явление , которое охватывает все сферы социальных взаимоотношений между гражданским обществом и государством и укореняется в обществе, становясь социальной нормой. В социологии коррупция трактуется как разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения, как нарушение ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов,как несовместимое со статусом государственного служащего корыстное деяние («отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды»). Вместе с тем, представляется, что коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Ее расценивают какболезнь развивающихся обществ, результат бедности. Также есть и бытовое понимание коррупции, которое фор­мируется на основе опыта населения. Феномен коррупции здесь часто сводится к взятке, кумовству, при этом он мифологизируется и подается как неизбежная, неотъемлемая часть культуры, опре­деленные правила игры, которые ими из-за отсутствия выбора должны всеми безоговорочно приниматься. Мздоимство, «административный восторг» (как это метко обозначил Ф. Достоевский), семейственность становятся социальной нормой, находя свое выражение во всем, даже в фольклоре («не подмажешь - не поедешь»). Россияне считают взятки скорее «хозяйственными издержками» и относятся к ним как «к норме».Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её как социального явления , социальной практи­ки, стереотипов сознания и эмоционального их восприятия. Корруп­ция в социальном плане - одно из проявлений продажности.Процесс социального конструирования коррупции включает:наличие множества фактов продажности (взяточничества) различных государственных служащих и должностных лиц;осознание этих фактов как социальной проблемы;криминализацию некоторых форм коррупционной деятель­ности;реакцию политиков, правоохранительных органов, юристов, средств массовой информации, населения на коррупцию и т.п.В современном обществе, включая российское, коррупция - социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами - по­литическими, экономическими, культурологическими.Об институционализации коррупции свидетельствуют: 1 выполнение ею ряда социальных функций - упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управ­ленческих решений, консолидация и реструктуризация отноше­ний между социальными классами и группами, содействие эконо­мическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, оптимизация экономики в условиях дефицита ресурсов и др.наличие вполне определенных субъектов коррупционных взаимоотношений (патрон - клиент), распределение социальных ролей (взяткодатель, взяткополучатель, посредник);наличие определенных правил игры, норм, известных субъектам коррупционной деятельности;сложившийся сленг и символика (например, хорошо извест­ный и всеми понимаемый жест потирания большим пальцем руки указательного и среднего пальцев) коррупционных действий;установившаяся и известная заинтересованным лицам так­са услуг. Например, такса поборов работниками ГАИ была опубли­кована еще в 1996 г. газетой «Стрела». Опубликованы существую­щие таксы в сфере «правоохранительной деятельности»: плата за невозбуждение уголовного дела ($1000 - 10000), за изменение меры пресечения с освобождением из-под стражи ($20000-25000), за смягчение наказания ($5000-15000), за игнорирование тамо­женных нарушений ($10000-20000 или 20-25% от таможенного сбора). А вот «расценка услуг» на высшем федеральном уровне: стоимость назначения депутата Государственной Думы на долж­ность председателя комитета - порядка $30000, стоимость вне­сения любого законопроекта на рассмотрение Государственной Думы - около $250000, статус помощника депутата оценивается в $4000-5000.Оказалось, что теневая реальность - это не только «вторая эко­номика» или коррупция, но охватывающая всё общество в целом, законченная институциональная система (экономика, право, адми­нистративные отношения и т.д.), - вся целиком вне сферы юриди­ческого закона». И коррупция - лишь элемент (пусть один из важ­нейших, быть может - самый главный) этой теневой реальности нашего бытия.



Понятие коррупции ее признаки и виды, формы проявления

В Основных положениях проекта Федерального закона «Основы антикоррупционной политики»: коррупция - подкуп (дача взятки или ее получение), а также любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот, в том числе, неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо предоставление такой выгоды указанному лицу. Вместе с тем, существуют и другие определения коррупции.Например, коррупция –это социальное явление, выражающееся в использовании лицом своих властных, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в целях получения материальных и иных благ; это злоупотребление властью лицами, выполняющими управленческие функции в государственных и не государственных организациях и учреждениях для получения выгод имущественного характера в интересах себя и своих близких, причинившее вред правам и законным интересам граждан и организаций, охраняемым законом интересам общества и государства; это злоупотребление (превышение) властных (служебных) полномочий в личных и корпоративных интересах; это состояние публичной власти, при котором осуществление ею своих функций становиться возможным только на возмездной основе, и др.Действительно, коррупция в узком смысле - это когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения.Наряду с коррупцией в узком смысле существуют взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения.Чиновничье предпринимательство отличается от коррупции отсутствием подкупающей стороны. Заказчик служебного нарушения здесь - сам исполнитель, извлекающий доход из монополии на принятие решения.Все перечисленные формы объединяет использование служебного положения в частных интересах - “приватизация государства”.

Виды коррупции . Как я уже упоминала выше, коррупция очень сложное, в силу своей неоднозначности, и слабоизученное явление. Обычно в литературе выделяют два вида коррупции, присущие абсолютно всем ее механизмам: - верхушечная -низовая. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену. Например, формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности на значительную часть принадлежащего государству имущества. Здесь коррупция начинается тогда, когда цели защиты интересов государства и общества подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Проблема очень простая, например госбюджет, он не прозрачен, и в зависимости от ситуации одни могут получить средства в начале года, а другие - через два года после принятия бюджета. Если кому-то полагается какая-то поддержка отрасли, то, конечно, любой сотрудник министерства финансов, распределяющий эти суммы, - есть фигура сверхважная. Это - одна сторона дела. Это три самые значимые услуги, которые можно получить от государственного чиновника. Такими условиями сопровождаются многие акты на выдачу госкредитов, бюджетных средств, а также при распределении госзаказов. Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило изменить формы получения взяток наличностью и перейти к льготным кредитам, завышенным процентам по вкладам и другим формам благодарности. При этом уход незаконных доходов за границу уменьшает риск коррупционных сделок и тем самым подстегивает коррупцию.

Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Положение, при котором нижестоящие чиновники брали взятки, и часть полученных денег передавали вышестоящим чиновникам существовало только в первые 2 – 4 года развития рыночной экономики в России. Тогда была привычной схема, при которой доступ к вышестоящему чиновнику осуществлялся через нижестоящего чиновника. Это ограничивало возможности доступа к чиновникам высокого уровня со стороны конкурентов. Затем финансовые возможности олигархических группировок настолько увеличились, что им уже стали не нужны посредники для доступа к высшим должностным лицам.

Выделяют следующие виды коррупции: Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.Официальное определение коррупции дано в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в следующем виде: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Законодательно понятие «коррупция» определяется в двух значениях (простом и сложном - если прибегнуть к языку уголовно-правовых норм): 1) как выявленный и доказанный факт злоупотребления лицом (чиновником или иным лицом) служебным положением. Далее уточняются формы такого злоупотребления: взятка (ее дача или получение), коммерческий подкуп либо иное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и (или) незаконно;
2) как выявленный и доказанный факт злоупотребления лицом служебным положением от имени или в интересах юридического лица.
Отмечается особый подход к определению рассматриваемого понятия, основанный на собирательном содержании.

Формы коррупции. На основе перечисленных выше типов коррупции выделяют следующие формы коррупции:взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и услуг;протекционизм, проявляющийся в должностных продвижениях лиц по признакам родства, приятельских отношений или личной преданности;сращивание работников органов управления с преступными элементами и сокрытие преступлений отдельных лиц и обеспечение их безнаказанности;поддержка и лоббирование интересов теневой экономики в ответ на политическую поддержку или выдвижение на должности во властных структурах;инвестирование частных предприятий и организаций за счет государственного или местного бюджета;приватизация с незаконной передачей государственной собственности в частные руки, метко названная в народе «прихватизацией»;предоставление льгот, секретной служебной информации заинтересованным лицам; предоставление права или возможностей заключать выгодные контракты;содействие в заключении невыгодных для государства контрактов с иностранными фирмами и другие. Существующие

формы проявления коррупции разнообразны: взяточничество – собирательный термин, охватывающий два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – получение и дачу взятки; превышение должностных полномочий и злоупотребление ими – преступление против интересов государственной (муниципальной) службы. Оно заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы либо явно выходящие за пределы должностных полномочий, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства; фаворитизм – исторически: социокультурное явление, имевшее целью возвысить конкретное лицо (или группу лиц) в связи с личной приязнью монарха к фавориту; непотизм (кумовство) – исторически: раздача папами римскими ради укрепления своей власти доходных должностей, высших церковных званий или земель близким родственникам.Высшие чиновники, как

правило, не имеют возможности передать свою власть детям напрямую, однако они используют свои возможности для предоставления своим близким родственникам. Вред от непотизма заключается в ограничении конкуренции и подавлении отбора лучших людей;протекционизм – незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по

службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, то есть стремления чиновника извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семействен-

ность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и скрыть свою некомпетентность;лоббизм– любая деятельность организаций или частных лиц, влияющая на органы государственной власти, оказывающая давление на парламентария путем личного или письменного обращения, либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций), цель которого – добиться принятия или отклонения законопроекта в целях содействия собственным интересам, а также интересам бизнеса и организованной преступности в целом;незаконное распределение и перераспределение общественных ресур сов и фондов,незаконная поддержка и финансирование

политических структур, пар тий, движений;блат (оказание услуг родственникам и знакомым) – знакомства или связи, используемые в личных целях и ущемляющие интересы третьих лиц.

?

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства. Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель - лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влияние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

1. Взятка

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

2. Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

3. Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

4. Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностное лицо, и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные выплаты, ссуды, любые услуги имущественного характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.

Ведущий специалист

специализированного межрайонного суда

по уголовным делам Актюбинской области Райхан Жакина

Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции

кафедра уголовного права Мороз Дмитрий Георгиевич

Закон «О борьбе с коррупцией»

Тема 1. Коррупция. Понятие и основные характеристики

Понятие коррупции и ее признаки

Существуют 2 подхода к определению «коррупции»:

Формально-юридический – круг противоправных деяний, которые относятся к коррупционным

Социально-политический – девиация (отклонение) субъектов

Признаки коррупции:

Может возникать в любой сфере управления

Особый круг субъектов (коррупционеров и корруптеров (те, кто подкупает))

Корыстная и личная направленность

Умышленный характер

Слово «коррупция» происходит от латинского слова «corrumpere» – растлевать, разлагать. Как правило, под коррупцией понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, входящее в противоречие законодательству и моральным установкам. Коррупция – это сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность, и который связан в первую очередь с обычаем преподносить подарки, пожертвования сильным мира сего. Богатый подарок и подношение всегда выделяло просящего среди других подданных, правда следует отметить, что в те времена такая практика считалась абсолютно нормальной.

В настоящее время ни одно государство мира не свободно от коррупционного давления. Именно поэтому коррупция в настоящий момент времени является одной из самых сложных и опасных проблем человечества. Но в одних государствах уровень коррупции имеет самый низкий уровень, и данное явление не оказывает какого-либо воздействие на политическое и социально-политическое развитие государств (Скандинавия, Сингапур), во второй группе государств коррупция представляет серьезную проблему, угрожает национальной безопасности, политическое и социально-политическое развитие государств, но эти государства предпринимают серьезные меры по противодействие коррупции (Беларусь, Китай), третья группа государств, где коррупция полностью подменила систему государственного управления, развитие государства тормозит (Африка, Азия).

В настоящее время криминологической и других видах гуманитарных наук сложились два подхода к пониманию феномена коррупции, которые можно обозначить как формально-юридический и второй – более широкий – социально политический. В рамках формально-юридического подхода коррупция определяется как система противоправных действий властных субъектов, которая связана с нарушением, прежде всего, специальных правовых предписаний, определяющих деятельность органов управления и должностных лиц, т.е. в рамках данного подхода коррупционным может быть признано только такое деяние, которое следует квалифицировать в рамках статей УК или КоАП. По юридическим основаниям коррупционные правонарушения можно разделить на 4 группы:

Коррупционные преступления

Коррупционные административные правонарушения

Коррупционные дисциплинарные проступки

Коррупционные гражданско-правовые деликты

Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь существует лишь перечень коррупционных преступлений, утвержденных совместным постановлением Генпрокуратуры РБ, Комитета гос. контроля РБ, Оперативно-аналитического центра при Президенте РБ, Министерства внутренних дел РБ, КГБ от 11.01.2011 г. Наряду с этим, в статьях 20, 21 Закона «О борьбе с коррупцией» содержится 2 перечня:

Перечень правонарушений, создающих условия для коррупции

Перечень собственно коррупционных правонарушений.

Таким образом, следует четко различать понятие «коррупция» и понятие «коррупционная преступность». Понятие «коррупционная преступность» охватывает лишь 10 преступлений, понятием «коррупция» охватываются все коррупционные проявления, как влекущие любую юридическую ответственность, и в некоторых случаях и не влекущую вообще. Частное ó Общее.

В ст. 1 Закона «О борьбе с коррупцией» закреплено легальное определение коррупции. Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц; а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

В соответствии со вторым – социально-политическим подходом – коррупция может быть определена не как система должностных правонарушений, влекущих ответственность в соответствии с действующим законодательством, а как негативная девиация (отклонение) ролевых функций любых субъектов, наделенных властными полномочиями. Таким образом, данный подход стремиться уйти от формально-юридической трактовки коррупции, признавая ее явлением не столько уголовным или административно-правовым, сколько социально-политическим.

К юридическим признакам коррупции относятся:

1) Обязательный объект коррупционного посягательства – интересы службы

2) Использование должностным лицом своего служебного положения (полномочий)

3) Только умышленная вина

4) Два специальных мотива – корыстный мотив или иная личная заинтересованность

Формы и виды коррупции

Для разработки наиболее эффективной системы противодействия коррупции большое значение имеет выявление форм и видов коррупции. В криминологии и других юридических и гуманитарных науках в зависимости от различных оснований выделяют несколько форм и видов коррупции.

В зависимости от характера коррупционных действий выделяют 2 формы коррупции:

1) Коррупция, сопряженная с подкупом должностного лица, т.е. с заключением коррупционной сделки.

2) Коррупция, не сопряженная с подкупом должностного лица, но выражающаяся в злоупотреблении должностным лицом своих служебных полномочий в личных интересах (ст. 424 УК).

В зависимости от сферы возникновения причин и условий, порождающих коррупцию , выделяется:

1) Экзогенная коррупция (коррупция, порожденная внешними факторами по отношению к управленческой бюрократической системе).

2) Эндогенная коррупция (намеренно создаваемая внутри управленческой бюрократической системы самими служащими (должностными лицами)).

Экзогенная коррупция подразделяется на 2 вида:

- Деловая экзогенная коррупция – возникает в сфере взаимодействия органов государственного управления с представителями коммерческих структур. При этом существуют 2 разновидности деловой коррупции, которые можно обозначить как «захват государства» и «захват бизнеса».

---- «Захват государства» может выражаться в покупке, приобретении в результате коррупционных сделок коммерческими структурами необходимых для них решений, принимаемых органами государственной власти и управления. Вариантами могут быть, например, лоббирование законопроектов; покупка решения государственного органа о предоставлении налоговых льгот, земельного участка; один из наиболее распространенных и опасных вариантов – заключение коррупционных сделок с целью выигрыша тендерных закупок и конкурсов.

---- «Захват бизнеса» выражается в ином характере коррупционных действий. В данном случае представители государственных структур стремятся приобрести контроль за деятельностью коммерческих предприятий в личных целях. Существует запрет госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью; запрет госслужащим переходить на работу в коммерческие организации, которые были ему подконтрольны во время госслужбы.

- Бытовая экзогенная коррупция возникает в сфере взаимодействия граждан с представителями органов государственной власти и управления. Например, в сфере здравоохранения, образования, взаимодействия с правоохранительными органами, военкоматами.

Эндогенная коррупция также имеет несколько разновидностей. Выделяются:

- Вертикальная эндогенная коррупция , которая существует в рамках одной управленческой иерархической системы между нижестоящими и вышестоящими должностными лицами, находящимися друг с другом в служебных отношениях.

В свою очередь, вертикальная эндогенная коррупция может подразделяться на:

---- восходящую коррупцию (возникает между нижестоящими должностными лицами и вышестоящими должностными лицами, когда нижестоящие должностные лица передают часть своего коррупционного дохода вышестоящим должностным лицам, тем самым приобретается защита от контроля вышестоящих должностных лиц и их лояльность по отношению к коррупционной активности подчиненных)

---- Нисходящую коррупцию (возникает между вышестоящим должностным лицом и вышестоящими должностными лицами, когда вышестоящее должностное лицо использует свое служебное положение не для решения тех задач, которые перед ним поставлены, а в личных или корыстных интересах, опираясь на поддержку своих подчиненных).

- Горизонтальная эндогенная коррупция , которая возникает между должностными лицами, непосредственно не находящимися друг с другом в служебных отношениях и принадлежащим к различным иерархическим управленческим структурам.

В зависимости от уровня принимаемых решений выделяют верховую (верхушечную) и низовую коррупцию . Различие в данном случае осуществляется на основании уровня дл, принимаем решений, и масштабов принимаемых решений, причем второй критерий наиболее важен.

Одним из наиболее опасных форм коррупции является так называемая криминальная коррупция, которая может возникать в процессе взаимодействия представителей преступных сообществ с представителями органов государственного управления, в первую очередь, правоохранительных органов. В подавляющем количестве случаев, существование, например, организованной преступности, а во многих случаях и экономической преступности, без коррупционного взаимодействия с отдельными коррумпированными представителями правоохранительных органов невозможно.


Похожая информация.