Экологическое право как правовое явление. Экологическое право рф. Что такое экологическое право

Прежде чем поговорить о предмете и методе экологического права давайте этимологически разберём термин экология. Термин "экология" возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово "экология " было введено немецким
ученым-биологом Эрнстом Геккелем и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово "экология" в переводе с греческого означает "наука о доме" (oikos - дом, жилище, logos - учение). Сначала экология развивалась как часть биологии. "В узком смысле экология (биоэкология) - одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового,

биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой.

В широком смысле экология (глобальная экология) -комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия. Но с введением в научный оборот понятие «экология» ещё рано говорить о формировании экологического права. Оно сформировалось значительно позже и является в сравнении с гражданским правом, уголовным правом более молодой отраслью.

В научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве его предмета традиционно выделяют две группы общественных отношений - по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды. М.М. Бринчук добавляет к этим двум группам ещё две группы общественных отношений: отношения по установлению права собственности на природные ресурсы и по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц .

Метод экологического права

Исключительным, присущим лишь экологическому праву является метод экологизации. Целью правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды является её сохранение как основы жизни и деятельности человека. На основе использования данного метода основаны предписания норм иных отраслей права, направленных на охрану окружающей среды (экологизированные нормы).

2. Система экологического права

Первичным звеном любо правовой системы является норма права. Нормы экологического права делятся на:

Комплексные, принятые с целью охраны и использования окружающей среды в целом;

Отраслевые, посредством которых осуществляется правовое регулирование охраны и использования отдельных природных объектов (земли, вод, недр, лесов);


Экологизированные - нормы других отраслей права, отражающие требования в области охраны окружающей среды.

Следующим звеном является институт права. В экологическом праве выделяют следующие институты:

Принципы экологического права;

Экологические права и обязанности физических и
юридических лиц;

Основы государственного управления окружающей средой;

Экологический контроль;

Экологический мониторинг;

Экологическое нормирование;

Оценка воздействия на окружающую среду и
экологическая экспертиза;

Экономический механизм охраны окружающей среды;

Охрана особо охраняемых природных территорий;

Зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций;

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Подотрасли экологического права: природоресурсное право и природоохранное право.

3. Принципы экологического права

Принципы экологического права закреплены в ст. 3 ФЗ «Об охране об охране окружающей среды»

1. Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду .

Указанный принцип также закреплён в ст. 42 Конституции РФ. Понятие «окружающая среда» раскрывается в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды». Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы и т.д.), природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект - естественная экологическая система сохранившая свои природные свойства

Природно-антропогенный объект - природный объект, изменённый в результате хозяйственной и иной деятельности и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Ст. 1 указанного ФЗ даёт определение благоприятной окружающей среде.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов

Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно -территориальные границы и в которой живые и неживые её элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией.

2. Научно обоснованное сочетание экологических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной
окружающей среды.

3. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

4. Ответственность органов государственной власти РФ, субъектов РФ за благоприятную экологическую среду и экологическую безопасность

5. Платность природопользования.

6. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

7. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное влияние на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

Остальные принципы закреплены в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» (всего 23 принципа).

4. Понятие экологического права

Экологическое право - это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических нор, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере использования и охраны окружающей среды.

Как отрасли права экологическому праву присущи следующие черты:

1) самостоятельность;

2) комплексность;

3) молодость (начало формирования вторая половина 20 века);

4) интенсивность развития;

5) универсальность (максимальная унификация различных правовых систем в области экологии (Романо-германская семья , англо-саксонская , мусульманское право);

6) глобальность и значимость экологического права.

5. Эколого-правовой статус человека

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36 Конституции РФ), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. В частности статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами следующие права:

Граждане имеют право :

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Граждане обязаны :

Сохранять природу и окружающую среду;

Бережно относиться к природе и природным богатствам;

Соблюдать иные требования законодательства.

Контрольные вопросы

1) Какие отношения регулируются экологическим правом?

2) Кто ввёл понятие «экология» в научный оборот?

3) Каковы основные принципы экологического права?

4) Что такое окружающая среда?

5) В чём отличие природного и природно-антропогенного объекта?

6) Назовите основные черты присущие экологическому праву?

7) В каких нормативных правовых актах закреплены экологические права и обязанности человека?

8) Что такое благоприятная окружающая среда?

9) В чьей собственности могут находится природные ресурсы в соответствии с Конституцией РФ?

10) Назовите основные источники экологического права?

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Экологическое право рассматривается как сложная комплексная отрасль права, складывающаяся из: природоохранного права, природоресурсного права, а также нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Предметом экологического права являются все те общественные отношения, которые складываются в связи с использованием и охраной окружающей среды.

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды: – земли, недра, почвы; – поверхностные и подземные воды; – леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд; – атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Другая составная часть окружающей среды – это природный объект (естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства) и природно-антропогенный объект (природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение».

Субъектами экологических правоотношений являются:

– государство – в лице компетентного органа;

– юридические лица;

– физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;

– хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Законодательство в области охраны окружающее среды основывается на Конституции РФ, состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативно-правовых актов РФ и ее субъектов.

Основным источником экологического права является вышеупомянутый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Данный закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д. Отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

Наука экологического права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологического права, и является составной частью системы юридических наук.

в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов науки экологического права выделяются:

1. окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);

2. природные комплексы;

3. отдельные природные объекты или ресурсы;

4. человек как органический элемент природы.

Предметом науки экологического права являются:

1. отрасль экологического права . Наукой изучаются нормы и институты экологического права, анализируется роль данных правовых норм и институтов в регулировании соответствующих общественных отношений. Наукой исследуются источники отрасли, ее система, особенности эколого-правовых отношений, виды норм и способы их реализации, специфический характер предмета отрасли, место отрасли экологического права в правовой системе РФ;

2. эколого-правовые отношения . Исследование права невозможно без изучения, обобщения практики его применения. Их изучение позволяет выявить проблемы реализации изучаемых правовых норм, выработать предложения по повышению эффективности их применения.

Экологическое право как учебная дисциплина

структура экологического права как учебной дисциплины может включать общую часть (куда входят в основном положения, обосновывающие наличие отрасли экологического права, и институты данной отрасли),особенную часть (содержащую специфические правовые меры по обеспечению рационального использования и по охране земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, правовой режим особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных территорий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами и отходами и др.) и специальную часть (право окружающей среды в зарубежных государствах и международное право окружающей среды).

В рамках общей части изучаются следующие темы:

  • предмет, методы, система экологического права, его принципы, место в системе права РФ;
  • источники экологического права, экологические права и обязанности граждан, основы государственного управления охраной окружающей среды;
  • плата за загрязнение окружающей среды и иные элементы экономического механизма ее охраны;
  • экологические бедствия и чрезвычайные ситуации;
  • ответственность за нарушение экологического законодательства.

Особенная часть экологического права включает в себя изучение:

  • правового регулирования использования и охраны отдельных видов природных объектов: лесного, водного фондов, животного мира, атмосферного воздуха, недр, земель;
  • правовое регулирование использования и охраны особо охраняемых природных территорий.

7 вопрос:

Предмет экологического права – совокупность общественных отношений, возникающих в области охраны и использования природных ресурсов в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, урегулированная эколого-правовыми нормами.

Общественные отношения по поводу охраны и рационального использования природных ресурсов называются экологи ческими отношениями. Их особенности: они порождены конкретной исторической обстановкой, сложившейся в настоящее время в мире, в связи с потребительским использованием природных ресурсов; они непосредственно связаны с производственной деятельностью общества, использованием природных ресурсов в процессе производства материальных благ; им присущ особый субъектный состав: в них всегда участвует государство, регулируя и контролируя использование природных ресурсов, выступая при этом от имени всех членов общества.

Метод экологического права – система приемов регулирования общественных отношений по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Метод эк. права имеет несколько элементов:

– метод экологизации (суть заключается во внедрении во все отношения человека и природы принципа рациональности использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды для будущих поколений). Данный метод реализуется путем закрепления в законодательстве наиболее значимых направлений охраны окружающей среды; ответственности за экологические правонарушения; правил природопользования; прав и обязанностей экологопользователей;

– административно-правовой метод (строится на отношениях власти-подчинения и заключается в предоставлении органам государства некоторых прав и преимуществ в регулировании экологических отношений). В настоящее время данный метод применяется с большими ограничениями, поскольку практика в предыдущие годы показала его нецелесообраз ность и неэффективность;

– гражданско-правовой метод (основывается на равенстве участников экологических правоотношений, неприкосновенности собственности, гарантированности защиты нарушенных прав). Данный метод находит все большее применение в настоящее время, в связи с переходом от административно-командной к рыночной экономике и экономическому регулированию экологических отношений.

8 вопрос:

Принципы экологического права – это основополагающие начала, отражающие закономерности развития экологического права как отрасли Российского права и составляющие его основу.

Основные принципы экологического права (ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

5) платность природопользования и возмещение вреда, причиненного окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды;

6) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

7) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

8) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

9) сохранение биологического разнообразия;

10) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

11) международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.

9 вопрос:

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д.

Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Одним из его элементов является применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Часть экологического права составляют нормы иных отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, эти нормы касаются экологии, объединены задачей защиты окружающей среды.

Различные авторы рассматривают регулирование экологических правоотношений нормами иных отраслей права либо в контексте системы самой отрасли экологического права, либо в контексте соотношения экологического права с иными отраслями.

Основу развития экологического права как отрасли права составляет Конституция.

Экологическое право тесно связано с административным правом . Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Так, например, заключение государственной экологической экспертизы утверждает уполномоченный орган государственной власти РФ либо субъекта РФ. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны и использования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавливает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право в отличие от административного определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, специфика экологических отношений определяет осуществление особых функций управления, например, таких как государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды.

КоАП установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды.

Составы же экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК.

Экологическое право имеет также некоторые смежные с гражданским правом предметы регулирования. Так, гражданское законодательство устанавливает основы права собственности и имущественного оборота земли и иных природных ресурсов. В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК и п. 3 ст. 3 ЗК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и о других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области отдается природоресурсному законодательству.
В ряде случаев природоресурсным законодательством предусмотрено заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и природопользователем. К данным правоотношениям применимы нормы подраздела 2 «Общие положения о договорах» разд. III части первой ГК. Также, например, в соответствии со ст. 751 ГК подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и несет ответственность за нарушение данных требований. При причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица применяются нормы гл. 59 ГК об обязательствах вследствие причинения вреда.

Под использованием природных ресурсов (природопользованием) понимается деятельность, связанная с извлечением полезных свойств компонентов природной среды и вовлечения их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Регулируя использование природных ресурсов, государство стремится придать ему рациональный характер, что означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Охрана окружающей природной среды (природоохранная деятельность) как самостоятельный элемент экологической функции предполагает деятельность государства, направленную на сохранение и восстановление природной среды, воспроизводство природных ресурсов.

Обеспечение экологической безопасности состоит в осуществлении комплекса мер правового, организационного, экологического, экономического, материально-технического, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам человека и природной среде от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Обеспечение экологического правопорядка является самостоятельным элементом экологической функции государства и обеспечения экологической безопасности. Обеспечение экологического правопорядка - это комплекс правовых, организационных, экономических, политических, социальных, культурно-воспитательных мер по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию экологических правонарушений , осуществляемых государственными органами и общественными организациями.

Экологический правопорядок - это состояние урегулированности как природоохранительных, так и природноресурсных общественных отношений правом . Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности , обеспечению и реализации субъективных прав , соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами , органами и организациями в области охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

О процессе появления указанных элементов экологической функции можно сказать следующее.

Первоначально понятие “охрана окружающей природной среды” означало консервативную охрану редких достопримечательных природных территорий и объектов: заповедников, национальных и природных парков, памятников природы, лечебно- оздоровительных местностей и курортов, естественных экологических систем.

По мере интенсивности эксплуатации природных богатств в процессе развития промышленности и сельского хозяйства пришли к необходимости создания нового вида природоохранной деятельности - рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны окружающей среды включаются в сам процесс хозяйственной деятельности.

Дальнейший рост масштабов производственной деятельности привел к усилению негативного антропогенного воздействия на естественную природу как среду обитания, а это в свою очередь поставило под угрозу жизнь и здоровье каждого человека. Следовательно, существует и действует не только зависимость человека от природы, но и человека от окружающей его естественной среды обитания. На рубеже 60-х гг. двадцатого столетия возникает и получает развитие еще одна форма охраны - защита окружающей природной среды, в центре внимания которой становится человек, его жизнь, здоровье, его право на здоровую и благоприятную для бытия окружающую среду, и, соответственно, обеспечение экологической безопасности человека, его существования.

Экологические отношения как предмет экологического права

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в п. «д» статьи 7 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственно правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и приняли свои законы, например, Республики : Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия, Тува, Хакасия, Чувашия, Саха (Якутия); области: Брянская, Омская, Орловская Оренбургская, Ростовская, Свердловская; Приморский край и др.

Таким образом, нормы Конституции устанавливают: экологические права и обязанности граждан РФ (ст. 42, 58); право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, 36); компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. 71, 72, 114). Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами.

Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы акты высшей юридической силы, действие которых распространяется на всю территорию РФ.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основополагающим в системе экологического законодательства. Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В нем систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма охраны окружающей среды; нормирования качества окружающей среды; государственной экологической экспертизы; экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий , сооружений и иных объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особо охраняемых природных территорий и объектов; экологического контроля ; экологического воспитания, образования, научных исследований и др. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным и иными отраслями законодательства.

Законодательные источники экологического права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные экологические законы. К. первым ныне относятся Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации. Эти кодексы являются актами отраслевой кодификации экологического права. Ко второй группе относятся упомянутый закон «Об охране окружающей среды», Федеральные законы «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», а также некоторые другие. Кроме того, к источникам экологического права относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие экологические отношения.

Правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства содержатся в Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об

Понятие, предмет и метод экологического права

Термин "экология" возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово "экология" было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово "экология" в переводе с греческого означает "наука о доме" (oikos - дом, жилище, logos - учение).

Так или иначе, любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона "Об охране окружающей среды", интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс "экологизации" отдельных отраслей права.

Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

  • 1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;
  • 2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;
  • 3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Принципы экологического права

Экологическое право при регулировании экологических отношений имеет свои нормативно-руководящие начала, то есть принципы. Эти принципы основываются на международно-правовых актах, положениях Конституции РФ и Закона РФ "Об охране окружающей природной среды".

К числу наиболее важных принципов относятся следующие:

  • - разнообразие форм собственности на природные ресурсы и равновеликая защита всех форм собственности
  • - программирование природоохранительной деятельности и природопользования
  • - приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни и отдыха населения
  • - научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни среду
  • - обеспечение рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностях окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов
  • - нормирование и управление качеством окружающей природной среды
  • - обеспечение населения полной, достоверной экологической информацией
  • - неукоснительное соблюдение требований экологического законодательства, неотвратимость ответственности за совершение экологические правонарушения
  • - международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Методы правового регулирования

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и методов (способов) воздействия на участников экологических отношений. Наибольшее применение в экологическом праве находит императивный метод. Это особенно характерно для управленческих отношений. Он проявляется в установлении строго обязательных предписаний, повелений, запретов, ограничений, а в случаях их невыполнения - применение мер юридической ответственности к правонарушителям.

Диспозитивный метод, напротив, позволяет использовать установленные нормами права дозволения, в том числе и сделки по поводу отдельных при родных ресурсов, участков природы. Более демократичным стал способ разрешения споров (судебно-арбитражных вместо административного). Широкое применение в регулировании отношений находит способ делегирования правомочий по распоряжению объектами права собственности, а так же способ рекомендаций. Договорные отношения создают основу фактического равенства участников экологических договорных отношений.

Система экологического права

Структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Система экологического права подразумевает и последовательность расположения правовых институтов.

Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов:

  • 1) общие положение экологического права (предмет, объект, принципы, источники)
  • 2) право собственности на природные ресурсы (форма, вид права собственности, субъекты, объекты)
  • 3) управление охраной окружающей природной среды природопользованием (система, вид органов, функции управления)
  • 4) право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду
  • 5) экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды
  • 6) нормирование качества окружающей природной среды
  • 7) правовые основы эколого-информационного обеспечения
  • 8) право природопользования
  • 9) юридическая ответственность за экологические правонарушения

Особенная часть экологического права объединяет следующие правовые институты:

  • 1) правовой режим использования и охраны земель
  • 2) правовой режим использования и охраны недр
  • 3) правовой режим использования и охраны вод
  • 4) правовой режим использования и охраны лесов и иной растительности
  • 5) правовой режим использования и охраны животного мира
  • 6) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя
  • 7) правовой режим особо охраняемых природных территорий
  • 8) правовой режим экологически неблагоприятных территорий
  • 9) правовое регулирование обращения с опасными, радиоактивными веществами и твердыми отходами.

Специальная часть экологического права включает в себя источники и принципы международно-правовой охраны окружающее среды, характеристику объектов международно-правовой охраны, систему международной организации в области охраны природы и международную ответственность за экологические правонарушения.

Источники экологического права

Источники как форма выражения общеобязательных правил поведения в экологическом праве имеют определенную особенность. Наряду с традиционным деление источников на законы и подзаконные акты, источники подразделяются на общие и специальные, в свою очередь, на: поресурсовые (Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс) и комплексные специальные источники (Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.)

Выделяют так же межотраслевые источники, включающие в себя законодательные акты иных отраслей права (Уголовный кодекс например).

По уровню принимаемых правовых актов особое место занимают указы Президента РФ, которые определяют основные направления экологической политики России. К таким актам можно отнести Указ Президента РФ "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" от 4 февраля 1994 г. Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.

Среди источника экологического права весьма значителен удельный вес нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Правительства РФ. Ими конкретизируются законы РФ, утверждаются положения о государственных специальных органах управления (Положение о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России). Кроме того, Правительство РФ принимает ряд актов, имеющих самостоятельное значение для регулирования экологических отношений (Положение о государственных природных заповедниках, Положение о национальных парках).

В связи с тем, что вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены, в соответствии с правилом "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов РФ, нельзя недооценивать значение актов, принимаемых субъектами РФ. Многими из них приняты законы по охране окружающей среды, законы об особо охраняемых территория. Ими принимаются территориальные программы по охране природы, утверждаются тексты для исчисления размера причиненного ущерба рыбному и охотничьему хозяйству республики, края, области.

Органами местного самоуправления принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, повышения плодородия земель, озеленения и благоустройства населенных пунктов.

Определенное значение для регулирования экологических отношений имеют ведомственные нормативные акты. Наиболее распространенными формами таких актов являются инструкции, положения, правила. К примеру, Федеральной службой лесного хозяйства России 12 января 1999 г. приняты "Санитарные правила в лесах Российской Федерации".