Обоснование закупки программного обеспечения образец. Как образовательному учреждению обосновать закупку иностранного ПО? Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО

Который дает российским разработчикам преимущество перед иностранными при участии в госзакупках. Если у иностранного софта есть российский аналог, который занесен в специальный реестр, заказчик обязан купить именно его.

Закон определяет такие критерии для российского ПО:

  • исключительное право на него должно принадлежать РФ или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации, в которой больше 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам;
  • организацию-правообладателя не должно контролировать иностранное лицо;
  • выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО;
  • ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны быть гостайной.

Из ограничения можно делать исключения. Это значит, заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, если в нем нет нужных функций. Аргументы должны быть прописаны в закупочной документации.

Действует постановление № 1236 от 16.11.2015

Документ содержит:

  • правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
  • порядок обоснования того, что невозможно закупить продукт российского производства.

Заработал реестр отечественного ПО

До недавнего времени госзаказчики могли работать по принципу «нет реестра — нет ограничений», но с 20 февраля 2016 реестр начал наполняться. В него уже попали приложения ABBYY, «1С», Dr.Web, Касперский, «Барс», «Гарант» и другие. Всего в реестре 4784 продукта , в том числе аналог «Microsoft Office» — программа «Мой офис» от российского разработчика «Новые облачные технологии».

Как поступают заказчики?

  1. Пользуются правом закупать иностранные программные продукты для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». Вот, например, как в этой закупке .
  2. Объявляют тендер не на закупку ПО, а на закупку компьютеров с предустановленной программой, например, с тем же «запрещенным» Microsoft Office, дополняя закупку формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».
  3. Обосновывают невозможность закупки российского ПО. Например, как в этой закупке .

Как и в других закупках, у заказчиков нет права написать, что нужен какой-то конкретный производитель или программа — они описывают технические характеристики, которые их устраивают. Сейчас, если российская программа по своим функциональным, эксплутационным и техническим параметрам полностью соответствует иностранной, отклонить ее не смогут, даже если она теоретически ухудшит производительность компьютера или других программ, которые работают на основании этого ПО. Потребуется очень серьезное доказательство того, что в реестре нет аналога того же класса.

Нина Васильевна Шараева, начальник отдела закупок ИММ УРО РАН:

С реестром мы уже познакомились, но закупок ПО по новому закону пока не проводили. Конечно, переходить на отечественные аналоги будет тяжело. Например, из-за технических особенностей наших серверов трудно будет работать с антивирусным ПО российской разработки. Когда придет время продлевать лицензию, будем прописывать в закупке, для каких целей нам нужен именно действующий антивирус.

Соблюдать закон нужно, но участники рынка госзакупок соглашаются с тем, что на первом месте должны стоять интересы заказчика. Подходит ли ему программа и насколько эффективно она будет работать на имеющемся оборудовании, решать заказчику.

Ирина Яворская, руководитель компании GosTrader, занимающейся тендерным сопровождением заказчиков и поставщиков:

Если клиент обратится с просьбой подготовить техзадание на покупку ПО, мы сначала посмотрим, что есть в реестре. Затем сделаем сравнительный анализ иностранного и российского продукта: полностью ли российский соответствует требованиям заказчика. Если заменить можно, мы это сделаем. Если нет, будем искать объективные причины, чтобы обосновать закупку иностранного софта.

Что делать поставщикам?

Если вы продавец ПО

Заключайте лицензионные договоры с новыми дистрибьюторами и производителями. Наличие российского софта среди ваших торговых предложений станет преимуществом.

Будьте более грамотным, чем заказчик. Следите, что закупают ваши заказчики и напоминайте о правилах, если они их нарушают. Поставщик может подать три запроса на разъяснения, и если они не дали результата, обратиться в региональное отделение ФАС с жалобой.

Что может сделать заказчик в ответ на ваш запрос, почему он закупает иностранное ПО:

  • добавить обоснование закупки;
  • внести изменения в в техническое задание, учитывая запросы разъяснений участников. В этом случае обязательно будет продлен срок подачи заявок;
  • отменить закупку.

Ирина Яворская, GosTrader:

Выигрывает тот, кто умеет работать с информацией. У поставщика сегодня есть возможность узнать заранее план закупок заказчика и подготовиться к торгам по закупке ПО. Изучить преимущества российского аналога и работать на опережение, например, пройти обучение по нужному софту, получить партнерский статус и специальные условия от дистрибьютора или производителя напрямую.

Если вы производитель-правообладатель

Есть смысл попасть в реестр. Процедура довольно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, так что чем раньше вы подадите заявление на сайте оператора реестра , тем лучше.

Чего ждать еще?

Скорее всего подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, а они закупают ПО гораздо больше. Например, в 2015 году госкомпании закупили в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганы.

Обсуждается вопрос о том, что в российских госзакупках может участвовать программное обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).

Иностранные производители готовятся адаптировать свои продукты к новым правилам, например, создавать совместные разработки с российскими производителями, переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, которая начала совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят

1 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1236, которое устанавливает запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд.

Как поступить компаниям, которые уже используют иностранное ПО, если по статистике на 95% компьютеров в Российских учреждениях стоит Microsoft Windows, при этом 90% сотрудников используют MS Office?

Давайте разберемся, что же все-таки запрещает это постановление, и в каких случаях российским госучреждениям можно закупать программы иностранного происхождения.

Обратите внимание, что данное постановление запрещает необоснованную закупку иностранного программного обеспечения. Вместе с требованием закупать отечественные программы, была введена необходимость мотивированного обоснования закупок зарубежного, а не отечественного ПО. Ситуация осложняется только тем, что государственным учреждениям толком не объяснили, каким образом на законных основаниях провести закупки нужных программ.

В каких случаях можно закупать иностранное ПО?

Согласно тому же Постановлению, существует две возможности, которые можно использовать для обоснования закупки:

  • в реестре отечественного ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
  • программное обеспечение по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

То есть запрет не действует, если в реестре отечественного ПО нет аналогов нужного вам программного обеспечения или имеющиеся в реестре отечественные программы того же класса не соответствуют требованиям, предусмотренным в документации. Эти возможности нужно использовать в обосновании, главная задача - правильно его сформировать.

4 пункта, которые нужно обязательно включить в обоснование закупки:

1. описание одного из указанных выше обстоятельств;

2. указание класса программного обеспечения, которому соответствует ПО, являющееся объектом вашей закупки;

3. требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки;

Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения - это документ, который необходим для закупок софта, в случае, если российские компании его не выпускают. Из статьи вы узнаете как правильно обосновать приобретение иностранные программ.

Как действует запрет на допуск ПО

Прежде разобрать обоснование невозможности соблюдения , разберемся, что представляет собой сам механизм и об установлении запрета на приобретение иностранных товаров. Для иностранного такие правила распространяются на любые закупки, в результате которых заказчик получит программное обеспечение или право на него.

С 01.01.2018 запрет не распространяется на ПО из государств — членов ЕАЭС. При этом в дополнение к существующему специальному реестру Минсвязи появится дополнительный перечень с программами членов ЕАЭС. Как итог, для ведения реестров российского и евразийского ПО будет создана специальная федеральная государственная информационная система.

В реестр отечественных программ включается софт, правообладателями которого является РФ, субъект РФ, муниципальное образование, российские коммерческие и некоммерческие организации без преобладающего иностранного участия, а также граждане РФ. Среди требований к российскому ПО в п. 5 Правил формирования перечня установлены следующие:

  • легитимность ввода в гражданский оборот в РФ, свободная реализация и отсутствие ограничений (в т. ч. со стороны иностранных государств);
  • лимиты выплат по лицензионным и иным договорам в пользу иностранных компаний должны составлять менее 30 процентов выручки за истекший год;
  • сведения о ПО не составляют гостайну;
  • соответствие требованиям безопасности, которое подтверждено сертификатами (только для ПО, целью которого является защита конфиденциальной информации);
  • исключительное право на территории всего мира и на весь срок действия должно принадлежать вышеуказанным правообладателям;
  • программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа.

Аналогичные требования предусмотрены и для включения и в евразийский реестр. Однако, для евразийских программ установлена специальная норма об обновлении и управлении. Установлено, что такие обновления и управление не должно происходить из стран, которые не входят в ЕАЭС.

Напомним, в настоящее время в Союз входят 5 стран: Российская Федерация, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.

Поэтому стоит помнить, что при публикации извещения, документации на приобретение программных продуктов заказчик обязан установить положение о действии . Следовательно, если хотя бы в одном из реестров будет подходящая продукция, заказчику придется установить указанный запрет. В этом случае к закупке допустят только участников, которые предлагают товары из реестров.

Когда можно закупить иностранное ПО

В некоторых случаях заказчик имеет право закупать иностранные программы, однако ему необходимо составить документальный отчет, содержащий обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск. Исключения предусмотрены в Постановлении Правительства № 1236:

  1. В реестрах отсутствуют сведения о ПО, относящиеся к тому же классу, что закупает заказчик.
  2. Присутствующее в перечнях Минсвязи ПО не обладает необходимыми характеристиками.

Как обосновать невозможность соблюдения запрета

Обоснование невозможности должно содержать следующие положения:

  1. Указание на обстоятельство, согласно которому невозможно закупить российское и евразийское ПО. Необходимо внимательно изучать реестры на наличие необходимых программ, так как в случае невнимательного рассмотрения закупка может быть признана проведенной с нарушением законодательства (Решение ФАС России от 04.10.2016 по делу № П-184/16 — заказчик указал, что сведения о необходимом ПО отсутствуют в базе данных, а именно программное обеспечение класса «офисные приложения». Однако в ней имеются сведения о 18 программных продуктах данного класса).
  2. Класс закупаемого ПО согласно классификатору. Классы ПО, их описание, кодовое обозначение утверждены Приказом Минкомсвязи России от 31.12.2015 № 621.
  3. Функциональные, технические и эксплуатационные характеристики закупаемого ПО. В случае если в реестре имеется ПО, соответствующее закупаемому классу, но не обладающее необходимыми характеристиками, то в обосновании необходимо указать параметры, по которым оно не соответствует требованиям. Отсутствие в обосновании конкретных характеристик, которые не удовлетворяют требованиям заказчика, является нарушением положений 44-ФЗ и Постановления № 1236 (Решение ФАС России от 05.10.2016 по делу № П-200/16).

Ввиду того, что данные подлежат изменению и дополнению новыми программами, подготовка и утверждение документа о невозможности соблюдать запрет должны осуществляться в день публикации извещения в ЕИС.

Обоснование невозможности соблюдения

запрета на допуск программного обеспечения, происходящего

из иностранных государств, для целей осуществления закупок

для обеспечения государственных и муниципальных нужд

(порядок подготовки обоснования утвержден

постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236)

Заказчиком Государственное областное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» при осуществлении закупки на оказание услуг по предоставлению неисключительных (пользовательских) прав (лицензий) на использование программного обеспечения для нужд ГОКУ «ЦСПН по Кольскому району» не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, установленный постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с тем, что программное обеспечение, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и которое соответствует классам программного обеспечения:

системное программное обеспечение и прикладное программное обеспечение,

что и программное обеспечение Microsoft Windows 8.1 Pro, являющееся объектом закупки, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению:

Microsoft Windows 8.1 Pro, являющихся объектом закупки.

Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком,

с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение

1. Программное обеспечение Microsoft Windows 8.1 Pro, относящееся к классу Системное программное обеспечение, должно:

1.1. Обеспечить взаимодействие с уже имеющимся у заказчика оборудованием и сетевыми ресурсами внутренней сети ГОКУ «ЦСПН по Кольскому району», защищенной (частной) виртуальной сети с Управлением Федерального казначейства по Мурманской области.

1.2. Обеспечить взаимодействие с уже имеющимся у заказчика программным обеспечением (ViPNet Client 3.x, Microsoft Office, Microsoft .Net Framework, СКЗИ Континент-АП, СКЗИ Крипто-Про версии 3.6 и выше, Java Development Kit (JDK) версий 7.02 и выше, КриптоПро Office Signature), SberSign.

1.3. Обеспечить взаимодействие с Официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ЕИС, zakupki.gov.ru), Официальным сайтом Единой информационной системы в сфере закупок (new.zakupki.gov.ru), Официальным сайтом для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru), Системой удаленного финансового документооборота-СУФД-online, Электронной площадкой РТС-тендер, Информационной системой Web-Торги-КС (http://gz-murman.ru/ ), Автоматизированной системой «Клиент-Сбербанк», Системой «Сбербанк Бизнес Онлайн», Программным комплексом «Хранилище-КС», Программным комплексом «Бюджет-WEB».

1.4. Обеспечить поддержку и выполнение Элементов управления ActiveX, Компонента формирования подписи sign.cab, XCrypt1х.cab.

Функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики

(в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки

1. Программное обеспечение Microsoft Windows 8.1 Pro, относящееся к классу Системное программное обеспечение, полностью удовлетворяет требованиям:

1.1. Программного обеспечения: ViPNet Client 3.x (ViPNet Client функционирует под управлением операционных систем MS Windows: Windows XP SP3 (32-разрядная) / Windows Server 2003 (32-разрядная) / Windows Vista SP2 (32/64-разрядная) / Windows Server 2008 (32/64-разрядная) / Windows 7 (32/64-разрядная)/Windows Server 2008 R2 (64-разрядная)), Microsoft .Net Framework (функционирует под управлением операционных систем MS Windows: Windows XP SP3 (32/64-разрядная) / Windows Vista SP2 (32/64-разрядная) / Windows 7 (32/64-разрядная) / Windows 8 (32/64-разрядная) / Windows 8.1 (32/64-разрядная) / Windows 10 (32/64-разрядная)), КриптоПро Office Signature (КриптоПро Office Signature реализован как надстройка для Microsoft Office и функционирует во всех операционных системах Microsoft Windows, поддерживаемых Microsoft Office 2007/2010/2013 (для процессоров x86/x64)), Internet Explorer 8.0 и выше (функционирует под управлением операционных систем MS Windows: Windows XP SP3 (32/64-разрядная) / Windows Vista SP2 (32/64-разрядная) / Windows 7 (32/64-разрядная) / Windows 8 (32/64-разрядная) / Windows 8.1 (32/64-разрядная));

1.2. По работе на Электронной площадке РТС-Тендер (Для работы электронной площадке РТС-тендер необходимо корректно установить и настроить программное обеспечение (ПО). Все нижеперечисленное ПО работает только с операционными системами Windows, начиная с XP SP3 и выше (серверные ОС не поддерживаются));

1.3. Информационных систем: Системой удаленного финансового документооборота-СУФД-online (одно из требований: Операционная система Microsoft Windows 2000/XP/7), Автоматизированной системой «Клиент-Сбербанк» (При коммутируемом доступе - MS Windows 2000, XP, Vista, 7 и выше; при доступе через Интернет - MS Windows 2000, XP, Vista, 7 и выше; также ОС должна поддерживать поддержку сетевых протоколов TCP/IP и FTP и русского языка; дополнительно на компьютере пользователя должен быть установлен пакет Microsoft Data Access Components (MDAC) версии 2.6 и выше), Системой «Сбербанк Бизнес Онлайн» (Рабочее место пользователя клиента банка, применяющего канал доступа Интернет-Клиент, должно отвечать следующим требованиям: ОС Windows XP SP2 и выше; Браузер Microsoft Internet Explorer версии 7.0 и выше);

1.4. По работе с Элементами управления ActiveX (управляющие элементы ActiveX официально обрабатываются только Microsoft Internet Explorer и операционной системой Microsoft Windows).

Разберём случай, при котором заказчику необходимо закупить программное обеспечение, не включенное в специальный перечень из постановления № 1236.

С начала 2016 года, в России введены ограничения на закупку программного обеспечения иностранного производства. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 16 ноября 2015 года, № 1236 о запрете иностранного программного обеспечения.

Государственные и муниципальные заказчики должны ограничить закупки софта для собственных нужд перечнем российским программным обеспечением, включенным в специальный реестр. За формирование и поддержание актуальности этого реестра отвечает экспертный совет.

Итак, указанное выше постановление Правительства допускает закупку иностранного софта в случае обоснования заказчиком необходимости его закупки. Обоснование закупки – это документ, размещаемый заказчиком в конкурсной документации на официальном сайте ЕИС (Единой информационной Системы).

Стоит важно понимать, что обоснование это не пустая формальность, а главный документ, разрешающий закупить товар, отсутствующий в реестре. Рассмотрим пошагово действия заказчика.

  1. Работа с реестром. Прежде чем принять решение о закупке программного обеспечения, заказчик должен будет провести работу с реестром российского софта. В том числе:
    • Внимательно изучить реестр, и определить, к какому классу относится необходимое программное обеспечение;
    • Найти на официальном сайте реестра сведения об имеющимся в нём программном обеспечении данного класса;
    • В случае, если программные продукты соответствующего класса находятся в реестре, заказчик должен определить соответствие продукта требуемым характеристикам (разумеется, для этого нужно предварительно определить эти характеристики: функциональные, технические и т.д.,)
      Однако, тут присутствуют свои подводные камни. Так, в реестре указано не сама информация о характеристиках программного обеспечения, а только веб-адрес страницы производителя. Встречаются случаи, когда по указанному адресу нет искомых характеристик.
      К сожалению, законодательство не регулирует другой способ получения информации в данном случае: единственным логичным выходом для заказчика является самостоятельное составление запроса производителю софта о получении информации о характеристиках.
  2. Составление обоснования:
    Итак, заказчик не смог найти сведения о необходимом программном обеспечении требуемого класса в реестре (или же характеристики программного обеспечения не соответствуют требуемым).
    В таком случае, заказчик должен подготовить, необходимости нарушения запрета на использование иностранного софта.

Обратите внимание

Обоснование должно быть утверждено в день размещения уведомления об осуществлении закупки. То есть будет недостаточно разместить обоснование в тот же момент, что и остальные документы закупки. Чтобы соблюсти данное положение, заказчик должен проверить не только сам реестр, но и заявки поданные на включение в него.

Удобнее всего будет подготовить обоснование одновременно с подготовкой остального пакета документации, а в момент публикации его в ЕИС окончательно утвердить.

Итак, в обоснование должно быть отмечено:

  1. Обстоятельство, в соответствии с которым невозможно соблюдение запрета ;
  2. Класс ПО, которому должно соответствовать требуемый софт;
  3. Требования к характеристикам закупаемого программного обеспечения, которым не соответствует софт, входящий в реестр российского программного обеспечения.

Важно

Третий пункт в указанном выше списке является наиболее важным для обоснования. Необходимые заказчику характеристики должны быть составлены максимально точно и корректно. В противном случае, разработчик программного обеспечения, включенного в реестр, может подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу, сославшись на некорректное обоснование нарушения запрета.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»