Женевская конвенция где подписана. Конвенция об обращении с военнопленными. Вопрос о влиянии отказа ссср присоединиться к конвенции на судьбу советских военнопленных в нацистском плену

Женевская конвенция представляет собой фундаментальные международно-правовые договоры, касающиеся гуманитарного права и определяющие нормы защиты людей во время вооруженных столкновений - солдат, военнопленных, раненых и гражданских лиц.

Первый договор

Постановления, касающиеся миролюбивого отношения к раненым солдатам, стали встречаться уже с XVI века. Правда, это были краткосрочные договоры, и заключались они между конкретными государствами.

Другие конвенции продолжались два раза в десять лет, но без установленного графика и не охватывали широкий круг международных проблем. Первая всеобъемлющая попытка кодификации международных правил войны вышла из Гаагской конвенции об этих правилах, которые были подтверждены и дополнены 13 соглашениями из Гаагской конвенции о том, что когда конвенция пересмотрела вопрос из предыдущего договора, более поздний договор подтвердит все положения, в которые не были внесены поправки, и создать новое и полное соглашение, которое заменило бы более раннее соглашение, даже если бы многие из этих положений были неизменными.

Первая Женевская конвенция касалась всех без исключения стран, которые были втянуты в военные конфликты. Этот документ приняли 22 августа 1864 года. Надо сказать, что важную роль в его подготовке сыграл Анри Дюнан, который стал свидетелем нечеловеческих страданий раненых и умирающих солдат австрийской и французской армий после сражения, состоявшегося в 1859 году при Сольферино (Италия). Именно он инициировал создание целого списка правил, касающихся отношения к больным и раненым, а также учреждение обществ, которые бы заботились об оказании медицинской поддержки во время военных действий.

Положения военного времени, наиболее связанные с «Женевской конвенцией», касались обращения с военнопленными и обращения с ранеными. На веб-сайте Международного комитета Красного Креста. Страны, перечисленные ниже, приняли участие в Конференции, для которой были назначены делегаты, названные ниже.

Государства-участники и государства, подписавшие её

Конференцию возглавлял Пол Данишер, полномочный министр, делегат Швейцарии. Конференция назначила две комиссии. Вторая комиссия была разделена на две подгруппы, Комиссии, один из которых возглавлял г-н Уилсон, делегат Соединенных Штатов Америки, другой - достопочтенный сэр Гораций Румболд, делегат Великобритании. Конференция подготовила для подписания Полномочными представителями две конвенции, имеющие дату этого дня.

В 1863 году при содействии все того же Анри Дюнана состоялась международная конференция, определившая основы деятельности новой организации под названием Красный крест. Через год по приглашению правительства Швейцарии в Женеве состоялась встреча представителей ведущих европейских стран, продолжавшаяся с 8 по 22 августа. На ней обсуждалась возможность принятия договора о военнослужащих, получивших ранения в ходе военных конфликтов. Итогом этой встречи и стала 1 Женевская конвенция.

Женевская конвенция об улучшении состояния раненых и больных в армии на местах; а также. Конвенция об обращении с военнопленными. Конференция далее сделала следующие рекомендации и высказала следующие мнения. Конференция рекомендует рассмотреть вопрос о том, не могут ли быть установлены новые гарантии, которые продолжаются до конца лечения в больнице, в интересах лиц, которые являются тяжело ранеными или серьезно боленными землями, попали в руки врага. Ввиду просьбы Суверенного и военного ордена госпитальеров Иоанна Иерусалимского, названного Мальтийским орденом, Конференция считает, что положения, изложенные в Женевской конвенции, регулирующие положение обществ помощи с армиями на местах применимы к национальным организациям настоящего Приказа.

В ее основу легла идея оказания покровительства и помощи всем раненым независимо от того, воюют они на стороне союзников или неприятелей. При этом все нуждающиеся в поддержке, а также медицинский персонал должны считаться нейтральными лицами, на чьей бы стороне они ни находились. Это значит, что этих людей нельзя брать в плен или считать таковыми. Кроме того, неприкосновенными должны стать госпитали и их материальная часть, а также лица из числа местных жителей, которые будут помогать раненым.

То же самое касается Великого Приора Святого Иоанна Иерусалима в Англии, орденов Святого Георгия в Германии и подобных орденов сестринского дела во всех странах. Конференция рекомендует, чтобы страны, участвующие в Женевских конвенциях, собирались на конференцию в ближайшем будущем с целью всестороннего регулирования, которое может потребоваться для использования медицинских самолетов во время войны. Конференция рекомендует, чтобы рассмотрение и установление единого образца удостоверения личности для всех сотрудников Красного Креста, не обеспеченного военной формой, следует направлять в Международную комиссию по стандартизации медицинского материала.


Первая конвенция к 1867 г. была ратифицирована в 12 странах. США сделали это только в 1882 г. Спустя некоторое время к ней стали присоединяться и другие государства, после чего она стала приобретать всеобщее признание.

Документы, подписанные в 1949 году

Необходимость принятия обновленных международно-правовых норм стала очевидной после Второй мировой войны, в ходе которой жертвами стало огромное количество гражданского населения. Именно по этому поводу Швейцарский Федеральный Совет в 1948 году принял решение пригласить представителей 70 стран на международную конференцию. Ее целью было изменение существовавших до этого правил, исходя из опыта прошедшей войны. Приглашение приняли 59 государств и целый ряд международных организаций, в числе которых была и ООН. В качестве наблюдателя здесь присутствовали представители Международного комитета Красного креста.

Конференция, признавая важность миссии, возложенной на национальные общества Красного Креста и добровольных благотворительных обществ в своей солидарности между странами, считает, что крайне желательно, чтобы все учреждения и иммунитеты для выполнения своих функций вовремя мира должны предоставляться в максимально широких пределах, допустимых в соответствии с национальным законодательством, особенно в отношении их создания, распространения их персонала и материалов и их сестринской деятельности. Конференция, приняв единогласные резолюции своих двух комиссий, рекомендует провести исчерпывающее исследование с целью заключения международной конвенции о состоянии и защите гражданских лиц граждан противника на территории воюющей стороны или на оккупированной территории воюющим.


Конференция состоялась на следующий год. Она началась 21 апреля и завершилась 12 августа. В результате заседаний были выработаны четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите людей, пострадавших в ходе войны:

  • о больных и раненых солдатах в сухопутных армиях;
  • о гуманном обращении с военнопленными;
  • о больных и раненых лицах, потерпевших кораблекрушение, входящих в состав морских вооруженных сил;
  • о защите мирного населения во время военных действий.

Основные принципы

Женевская конвенция 1949 года закрепила основные положения международного права, которые заключаются в том, что войны должны вестись только против армии врага. Насилие же в отношении мирного населения, военнопленных, раненых и больных категорически запрещается. Как видим, данные соглашения требуют от враждующих сторон проводить четкую грань между непосредственными вооруженными участниками и гражданскими лицами.

В удостоверение чего делегаты подписали настоящий Заключительный акт. Это было основано на опыте Первой мировой войны. Изменения, которые были приняты, имели меньшее значение, чем те, которые были разделены на главы и статьи, оставались практически неизменными. Были добавлены новые положения, касающиеся защиты медицинских самолетов и использования отличительной эмблемы в мирное время. Кроме того, эмблемы красного полумесяца, красного льва и солнца были признаны для стран, которые уже использовали эти знаки вместо красного креста.

Положения о репатриации тяжелораненых и серьезно больных заключенных были переданы в Конвенцию о военнопленных. Он больше не действует после всеобщего признания Женевских конвенций. Постановили заключить новую Конвенцию с этой целью и назначили ее полномочными представителями.


Также Женевская конвенция 1949 г. настаивает на том, что нападения во время вооруженных конфликтов могут направляться исключительно на объекты военного назначения. Кроме того, запрещено применять какое бы то ни было оружие, а также вести боевые действия, которые могут вызвать необоснованные потери и значительное разрушение имущества.

Кто, передав друг другу свои полные полномочия, найденные в хорошей и должной форме, согласились о нижеследующем. Должностные лица и солдаты и другие лица, официально причастные к вооруженным силам, которые ранены или больны, должны соблюдаться и защищаться при любых обстоятельствах; к ним обращаются с человечеством и заботятся о медицине, без различия национальности, воюющей силой, в чьей власти они могут быть. Тем не менее, воюющий, вынужденный отказаться от раненых или больных противнику, должен, насколько это разрешено военными действиями, предоставить им часть своего медицинского персонала и материалы, чтобы помочь в их лечении.

Права

Согласно принятым документам, интернированным и военнопленным гарантирована сохранность здоровья и жизни, а также защита от различных насильственных действий. При этом противоборствующая сторона должна уважать их достоинство, религиозные и политические убеждения, предоставлять основные судебные права, возможность переписываться с семьями и т.д. Запрещено принуждать пленных к службе в армии противника и брать заложников.

За исключением того, что лечение должно быть предоставлено им в силу предыдущей статьи, раненые и больные армией, которые попадают в руки врага, являются военнопленными, а общие положения международного права, касающиеся военнопленных, быть применимым к ним. Однако воюющие стороны могут свободно назначать в интересах раненых или больных заключенных такие меры, которые, по их мнению, могут выходить за рамки существующих обязательств.

После каждого сражения обитатель поля битвы должен принять меры для поиска раненых и мертвых и защитить их от грабежа и жестокого обращения. В тех случаях, когда это позволяют обстоятельства, должно быть организовано местное перемирие или приостановка огня, чтобы разрешить удаление раненых, оставшихся между линиями.

Женевская конвенция 1949 года закрепила право больных и раненых на медицинскую помощь независимо от того, на чьей стороне они воевали. Кроме того, должна быть гарантирована охрана как медицинского персонала, так и медучреждений, а также их оборудования и транспорта. Защитным знаком для них должна служить эмблема красного креста или полумесяца, изображенных на белом фоне. Объекты и люди, носящие такие знаки, не должны подвергаться нападениям.

Воюющие стороны должны сообщать друг другу в кратчайшие возможные сроки имена раненых, больных и погибших, собранных или обнаруженных вместе с любыми показаниями, которые могут помочь в их идентификации. Они устанавливают и передают друг другу свидетельства о смерти. Они также собирают и передают друг другу все предметы личного характера, найденные на поле битвы или на мертвых, особенно одну половину их идентификационных дисков, а другой зал остается прикрепленным к телу. Они должны обеспечить, чтобы захоронению или кремации мертвых предшествовало тщательное и, по возможности, медицинское обследование органов с целью подтверждения смерти, установления личности и обеспечения возможности составления отчета.


Применение

Данные международные соглашения должны действовать в случае возникновения любых вооруженных столкновений даже тогда, когда одна из противоборствующих сторон не признает своего участия в войне, а также оккупации территорий. Страны, где действует Женевская конвенция, обязаны выявлять и наказывать тех лиц, которые приказывали осуществлять или сами совершали действия, нарушающие пункты этих документов. Таких людей должны судить те государства, на территории которых были совершены преступления. Также трибунал может состояться и в любой другой стране-участнице, ратифицировавшей эти конвенции, если она располагает неопровержимыми доказательствами их вины.

Они также должны обеспечить, чтобы мертвые были почетно погребены, чтобы их могилы соблюдались и маркировались, чтобы их всегда можно было найти. С этой целью в начале боевых действий они официально организуют службу регистрации могил, чтобы сделать возможными эксгумации возможными, а также обеспечить идентификацию органов, какими бы они ни были последующим местом захоронения. После прекращения боевых действий они обменяются списком могил и мертвых, погребенных на своих кладбищах и в других местах.

Военные власти могут обратиться с призывом к благотворительному рвению жителей собирать и оказывать медицинскую помощь под их руководством раненым или больным армиям и могут предоставлять лицам, которые ответили на это обращение, специальную защиту и определенные средства.

Документы, подписанные в Женеве в 1949 году, вступили в силу через год, 21 октября. Швейцария была первой страной, которая ратифицировала данные соглашения. СССР подписал конвенции только через два года после их вступления в силу.


Документы, принятые в 1977 году

Вооруженные конфликты, которые стали возникать после Второй мировой войны, показали необходимость в некотором расширении принятых до этого правовых норм, относящихся к правилам ведения боевых действий. Женевская конвенция 1977 года вынуждена была принять два Дополнительных протокола. Они распространяли положения уже принятых документов и на лиц, участвующих во внутренних конфликтах.

Мобильные медицинские формирования, то есть те, которые предназначены для сопровождения армий на местах, и стационарные учреждения медицинской службы должны уважаться и защищаться воюющими сторонами. Защита, на которую наделены медицинские образования и учреждения, прекращается, если они используются для совершения действий, наносящих ущерб врагу.

Следующие условия не считаются такими, чтобы лишить медицинское образование или установить защиту, гарантированную статьей 6. Чтобы персонал организации был вооружен и что они используют оружие в свою защиту или в том, что касается больных и раненых; То, что в отсутствие вооруженных сановников образование защищено пикетом или часовыми; Это стрелковое оружие и боеприпасы, полученные от раненых и больных, которые еще не были переведены на надлежащую службу, находятся в образовании или учреждении; Этот персонал и материал ветеринарной службы находятся в образовании или учреждении, не образуя его неотъемлемой части.

В конце 2005 года приняли еще один Дополнительный протокол, который позволяет национальным обществам, занимающимся помощью раненым, вместо символа Красного креста или полумесяца, использовать иной знак - кристалл красного цвета, также изображенный на белом фоне.

Ратификация

Сегодня к конвенциям, принятым в Женеве в 1949 году, присоединились уже 194 страны. Первый Дополнительный протокол ратифицировали 170, второй - 165, а третий - 53 государства. Международный комитет Красного креста является контролирующим органом за соблюдением и исполнением данных соглашений.

Персонал, занимающийся исключительно сбором, перевозкой и лечением раненых и больных, а также в управлении медицинскими образованиями и учреждениями, а также капелланами, прикрепленными к армиям, должен соблюдаться и защищаться при любых обстоятельствах. Если они попадают в руки врага, они не будут рассматриваться как военнопленные. Солдаты, специально обученные для работы, в случае необходимости, в качестве вспомогательных медсестер или носилок для сбора, транспортировки и лечения раненых и больных и снабженные удостоверением личности, пользуются таким же обращением, что и постоянный медицинский персонал если они будут взяты в плен, выполняя эти функции.

Женевская конвенция об обращении с военнопленными , иначе называемая Женевская конвенция 1929 года была подписана в Женеве 27 июля 1929 года. Её официальное общепринятое название конвенция об обращении с военнопленными . Вступила в силу 19 июня 1931 года. Именно эта часть Женевских конвенций регулировала обращение с военнопленными во Второй мировой войне . Являлась предшественницей «Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными» или Третьей женевской конвенции 1949 года.

Персонал обществ добровольной помощи, должным образом признанный и уполномоченный их правительством, которые могут быть наняты по тем же обязанностям, что и персонал, упомянутый в пункте ржавчины статьи 9, размещены на том же основании, что и персонал, предусмотренный в этом пункте, при условии, что персонал таких обществ подчиняется военному законодательству и нормативным актам. Каждая Высокая Договаривающаяся Сторона уведомляет другую, либо в мирное время, либо в начале или во время военных действий, но в каждом случае до их фактического использования имена обществ, которые он санкционировал под свою ответственность, оказывать помощь регулярной медицинской службе своих вооруженных сил.

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним лежат в основе международного гуманитарного права, которое регламентирует ведение вооруженных конфликтов и пытается смягчить их последствия. Они защищают тех, кто не участвует или перестал участвовать в военных действиях.

История

Положения, касающиеся обращения с военнопленными содержатся в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов . В ходе Первой мировой войны эти правила обнаружили ряд недостатков и неточностей. Эти недостатки и неточности были частично преодолены путём специальных Соглашений, заключенных между воюющими сторонами в Берне в 1917 и 1918 году. В 1921 году на Женевской конференции Международного Красного Креста было выражено пожелание принять специальную конвенцию об обращении с военнопленными. Международный Красный Крест подготовил проект конвенции, который был представлен на Дипломатической конференции в Женеве в 1929 году. Конвенция не заменяла, но завершала и собирала воедино положения Гаагских правил. Наиболее важные нововведения состояли в запрещении репрессий и коллективных наказаний для военнопленных, правила организации работы военнопленных, назначение представителей и контроль со стороны держав-покровительниц.

Признанное общество нейтральной страны может позволить себе помощь своего медицинского персонала и формирований воюющей стороне с предварительного согласия своего правительства и разрешения заинтересованного воюющего. Воюющий, который принимает такую ​​помощь, обязан уведомить об этом врага, прежде чем использовать его.

Лица, указанные в статьях 9, 10 и 11, не могут быть сохранены после того, как они попали в руки противника. В случае отсутствия соглашения об обратном, они должны быть отправлены обратно воюющему лицу, к которому они принадлежат, как только маршрут для их возвращения должен быть открытым, а военные соображения разрешены. В ожидании их возвращения они будут продолжать выполнять свои обязанности под руководством противника; они будут предпочтительно заниматься заботой о раненых и больных воюющих, к которым они принадлежат.

Общие положения

Статья 1: Делает прямые ссылки на статьи 1, 2 и 3 Гаагской конвенции о законах и обычаях войны на суше от 18 октября 1907 года, чтобы определить, кто является законными комбатантами и так квалифицировать военнопленных. В дополнение к комбатантам, определенных Гаагскими конвенциями, некоторые гражданские лица также определяются в разделе Конвенции, названном «Применение Конвенции к некоторым классам гражданских лиц».

Статьи 2, 3 и 4: Определяют военнопленных как заключенных державы, которая удерживает их, а не как заключенных того воинского подразделения, которое захватило военнопленных, оговаривают право военнопленных на уважение их личности и чести, оговаривают право женщин на обхождение, соответствующее их полу и не допускают различий в содержании между военнопленными, за исключением содержания военнопленных разных званий в разных условиях. Статья 4 особо возлагает материальное обеспечение военнопленных на пленившую сторону: «держава, взявшая военнопленных, обязана заботиться об их содержании». Положения данной статьи часто замалчиваются в различных исследованиях [каких? ] , имеющих цель оправдать гибель пленных и их ненадлежащее обеспечение питанием, одеждой, жильем и лечением, тем, что эти затраты не обеспечивались взносами соответствующего государства, в вооруженных силах которого служили плененные в момент пленения.

О взятии в плен

Статьи 5 и 6 рассказывают о правах военнопленных при их захвате в плен, о личных вещах, обмундировании и денежных средствах.

В Конвенции 1949 года были дополнительно внесены изменения, чтобы определить права военнопленных в случае капитуляции, а не только во время боевых действий.

Эвакуация и уведомление

Статьи 7 и 8 регулируют эвакуацию военнопленных из зоны боевых действий, продолжительность дневного марша и уведомление противника через справочные бюро.

Лагеря военнопленных

Статьи 9 и 10 регулируют требования к помещениям, где содержатся военнопленные, запрещают содержание военнопленных вблизи зоны военных действий, в неблагоприятном климате, в антисанитарных или пожароопасных условиях.

Статьи 11, 12 и 13 устанавливают, что рацион питания военнопленных должен быть равен рациону питания военнослужащих на казарменном положении, разрешают готовить дополнительную пищу, если она доступна и запрещают наказания едой. Военнопленные могут привлекаться для работы на кухне. Должно быть налажено снабжение водой в достаточном количестве, разрешается курение табака. Снабжение одеждой лежит на стороне, которая держит военнопленных, должна быть обеспечена и её починка. Для работ должны быть предусмотрены спецкомбинезоны. В лагерях военнопленных должны быть лавки по торговле продуктами и предметами обихода.

Статьи 14 и 15 обязывают иметь лазареты в каждом лагере и предоставлять ежемесячный медосмотр и адекватное лечение, включая бесплатное протезирование.

Статьи 16 и 17 оговаривают свободу оправления религиозных обрядов, не нарушающих общественный порядок и поощрение спортивных и иных увлечений в лагере.

Статьи 18 и 19 определяют подчиненность ответственному офицеру, отдание чести и право на знаки различия.

Статьи 20-23 устанавливают денежное содержание, соответствующее званию, обслуживающий персонал из числа военнопленных, соответствующий званию, право на переводчиков или допросы на родном языке для военнопленного. Денежное содержание должно быть компенсировано после окончания военных действий содержащей военнопленного стороне той стороной, на службе которой находится военнопленный.

Статья 24 оговаривает право военнопленного пересылать оговоренную часть своих денежных средств родственникам.

Статьи 25 и 26 устанавливают ограничения на транспортировку раненных военнопленных, если это не требуется военной обстановкой. Военнопленные в случае перемещения в новый лагерь должны быть заранее уведомлены, имеют право взять с собой личные вещи и их новый почтовый адрес должен быть своевременно изменен.

Труд военнопленных

Статьями с 27-й по 34-ю устанавливается порядок труда военнопленных. Равный с местным населением трудовой день, один выходной в неделю, ответственность государства за работу у частных лиц, недопустимость тяжких для уровня развития военнопленного работ и использование военнопленных на опасных или угрожающих здоровью работах. Не допускается труд военнопленных на военных сооружениях или вообще имеющий отношение к военным действиям. Офицеры привлекаются к работам по их желанию. Труд военнопленного должен быть оплачен по тарифам и определена доля заработка, получаемого наличными.

Внешние связи

Статьями с 35-й по 41-ю оговаривается право военнопленных на получение и отправление писем, доверенностей, завещаний, телеграмм и посылок, порядок и нормы должны быть опубликованы при начале военных действий.

Отношения с властями

Статьи с 42-й по 67-ю описывают отношения военнопленных с органами власти, их право на жалобу на условия содержания, в том числе на незамедлительную жалобу представителям держав-покровительниц. При привлечении военнопленных к суду или ответственности их права и наказание должно определяться предусмотренной ответственностью для военнослужащих пленившей стороны, однако военнопленный не может быть лишен своего звания. Также репатриация военнопленного не может быть задержана в связи с наложенным на него дисциплинарным наказанием, это возможно только при судебном преследовании, о котором должна заблаговременно оповещаться сторона, которой служит военнопленный. Приговор немедленно сообщается державе-покровительнице, в случае смертного приговора он не приводится в действие как минимум 3 месяца после вынесения. Тридцатидневный арест - максимальное по сроку и санкциям дисциплинарное наказание, не может быть продлено и не может следовать одно за другим без минимального трехдневного перерыва.

Прекращение плена

Статьи с 68-й по 74-ю оговаривают, что тяжело раненные и тяжело больные обязаны быть отправлены в свою страну в тот момент, когда их положение будет допускать безопасную транспортировку. Оговаривают состав совместных медицинских комиссий, право на репатриацию пострадавших от несчастных случаев на работах, невозможность военной службы репатриированных и порядок оплаты транспортировки подлежащих репатриации или транспортировке в нейтральные страны.

Статья 75 устанавливает, что военнопленные должны быть репатриированы как можно скорее после заключения примирения между воюющими сторонами и если в соглашении о примирении судьба военнопленных не оговорена, стороны должны решить этот вопрос как можно скорее.

Статья 76 требует похорон с честью для умерших в плену, их могилы должны иметь все необходимые сведения и надлежаще содержаться.

О бюро помощи

В статьях с 77-й по 80-ю описывается порядок работы Бюро справок о военнопленных, порядок и частота обмена информацией воюющими сторонами, участие нейтральных стран и благотворительных организаций.

Отдельные категории гражданских лиц

Статья 81 оговаривает право отдельных категорий гражданских лиц, таких как корреспонденты , маркитанты , поставщики, пользоваться при захвате неприятелем правами военнопленного, если у них имеются удостоверения личности от тех же частей.

Исполнение Конвенции

Статьи с 82-й по 97-ю описывают порядок выполнения и действия конвенции, устанавливают обязательность её исполнения для всех стран, подписавших конвенцию. Устанавливают порядок ознакомления военнопленных с текстом конвенции, порядок обмена переводами текста, порядок контроля исполнения конвенции державами-покровительницами, порядок разрешения противоречий, порядок ввода в действие конвенции после ратификации и недопустимость отказа от соблюдения конвенции в случае войны.

Государства-участники и государства, подписавшие её

53 страны подписали и ратифицировали Конвенцию . Страны, подписавшие и ратифицировавшие конвенцию, именуются государствами-участниками Конвенции (англ. State Parties ). Не все страны, участвовавшие во Второй мировой войне, подписали Конвенцию; в том числе, конвенцию не подписал СССР. Япония подписала Конвенцию, но не ратифицировала, являясь, таким образом, «государством-подписантом». Насчитывается 9 таких государств-подписантов .

СССР

СССР не подписывал Женевскую конвенцию о военнопленных. Согласно документам, в 1929 году СССР подписал Конвенцию об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях - одну из двух Женевских конвенций 1929 года, но не стал подписывать Конвенцию о военнопленных:

27 июля 1929 г. Женевская конференция выработала конвенцию о содержании военнопленных. Правительство СССР ни в составлении этой конвенции, ни в её ратификации участия не приняло .

Вместо присоединения к Конвенции 19 марта 1931 г. ЦИК и СНК СССР приняли «Положение о военнопленных », в целом повторявшее Конвенцию, но обладающее и рядом различий. Советское правительство не считало нужным подписывать Конвенцию потому что присоединилось к Гаагской конференции, содержащей все важнейшие положения, что и Женевская.

Вопрос о влиянии отказа СССР присоединиться к конвенции на судьбу советских военнопленных в нацистском плену

В ходе Второй мировой войны и СССР, и Германия на Восточном фронте не придерживались требований Гаагской и Женевской конвенций в отношении пленённого противника. Идеологические установки и пропаганда обоих государств расчеловечивали образ врага, дополнительно эксплуатируя получаемые сведения об ужасных условиях пребывания во вражеском плену, в надежде что такая информация заставит солдат сражаться, не помышляя о возможности сдаться в плен :511, 519 . Только с 1943 года постепенно пошёл процесс обмена корреспонденцией и другие улучшения положения военнопленных обеих сторон. [ ]

Факт неподписания СССР Женевской конвенции о военнопленных получил широкую известность, так как его использовала для оправдания бесчеловечного обращения с советскими пленными нацистская Германия:

Советский Союз не присоединился к соглашению от 27.VII.1929 г. относительно обращения с военнопленными. Вследствие этого мы не обязаны предоставлять советским военнопленным снабжение, которое бы соответствовало этому соглашению как по количеству, так и по качеству

Материалы Нюрнбергского процесса, документ D-225