Морская ледостойкая стационарная платформа приразломная. Платформа «Приразломная»: освоение Арктического шельфа России началось! «На твоем месте Миллер сидел»

Северный Ледовитый океан - крупнейшая нефтегазоносная провинция земли. Еще в 70-х годах прошлого века было установлено, что запасов углеводородного топлива только на шельфах Баренцева и Карского морей хватит на несколько столетий. Но добыча природного топлива началась только в 2013 году: с того момента, когда была введена в эксплуатацию станция «Приразломная» - нефтяная платформа и по совместительству крупнейший отечественный инновационный проект.

Цена безубыточности известных, но неразвитых нефтяных резервуаров. Они ждут пригородного поезда, который понесет их глубоко в Арктику. Чтобы получить рабочих в Бованенково, «Газпрому» пришлось построить собственную 355-мильную железную дорогу, в том числе двухмиловую эстакаду по реке Юрибей. Коммутатор занимает 24 часа, но некоторые из гонщиков путешествовали в течение трех дней, чтобы добраться до Салехарда. В них есть тренажерный зал, игровая комната и соляной курорт, который должен помочь им оправиться от сухого арктического воздуха.

Когда их смена закончилась, они направляются «обратно на Землю», как если бы они были космонавтами, добывающими луну. «Эта процедура не для всех», - говорит Павел Дмитриевич Бугаев, ветеран-пригородный автобус из Нижнего Новгорода, в тысячу миль на юго-запад. Работа трудна, но заработная плата хороша и имеет много социальных пособий.

Одна-единственная

«Приразломная» - единственная в нашей стране морская ледостойкая стационарная платформа, ведущая разработку полезных ископаемых на российском арктическом шельфе. Строительство МЛСП началось в 1995 году по проекту, разработанному российскими учеными совместно с зарубежными специалистами. В ходе проекта учитывался иностранный опыт строительства нефтяных платформ в Северном море.

Владимир Путин продолжает эту традицию явной судьбы, доходя до того, чтобы требовать почти полмиллиона квадратных миль от Северного Ледовитого океана. По словам российских экспертов по нефти и газу, у него мало выбора. Девяносто процентов оценочных запасов газа в стране и 60 процентов запасов нефти находятся в Арктике или в субарктике.

Теперь эти гиганты советской эпохи находятся в упадке. Дальнейший шаг к северу в Арктику - следующий логический шаг. Сейчас это не экономический шаг, так как цены на нефть и газ настолько низки. «Если бы вы только посмотрели на экономику некоторых из этих проектов, вы бы этого не сделали», - говорит Джеймс Хендерсон, российский ученый из Оксфордского института энергетических исследований в Англии. «Но Россия ориентирована на развитие Крайнего Севера, и лучший способ сделать это - стимулировать нефтяную и газовую промышленность».

Конструкция платформы практически не имеет аналогов в мире. Она была собрана из двух частей - подводного кессона и надводного комплекса, в состав которого вошли системы для бурения скважин, добычи, отгрузки и хранения нефти, выработки тепловой и электрической энергии, а также блоки для проживания персонала.

Уникальность проекта

Уникальность проекта в том, что первая в мире добыча нефти в арктическом поясе ведется со стационарного объекта. «Приразломная» платформа осуществляет разработку полезных ископаемых в условиях дрейфующих льдов и сложнейших климатических условиях.

Она отвечает жестким требованиям безопасности, современным техническим и экологическим требованиям:

Бованенково - первый крупный проект на полуострове Ямал. Самым амбициозным проектом является установка сжиженного природного газа в Сабетте, на Оби. Путин хочет, чтобы эти танкеры двигались как можно больше года. Россия еще больше сосредоточена на арктической нефти. Налоги на производство и экспортные пошлины на нефть обеспечивают 40 процентов государственных доходов, а его легендарные нефтяные месторождения в Западной Сибири снижаются. Однако до сих пор он нуждался в иностранных технологиях и капитале для бурения на шельфе в Арктике, а санкции, введенные после его вмешательства в Украину, временно отложили такие проекты.

  • высокотехнологичная система переработки стоков в условиях нулевого сброса обеспечивает высокую чистоту производства;
  • наличие струйных рыбозащитных фильтров на патрубках водозаборных устройств, что предотвращает гибель мальков и планктона;
  • возможность бурения скважин в вертикальном, наклонном и горизонтальном направлении длиной до 7 км;
  • способность хранить до 131 тыс. куб. м нефти, при ежегодной добыче свыше 6,5 млн. тонн.

Уникальной можно назвать и технологию строительства объекта. «Приразломная» платформа собиралась из двух частей - кессона и верхнего - непосредственно в море, а затем доставлялась к месту разработки углеводородного топлива.

Месторасположение платформы «Приразломная»

Платформа «Приразломная» Газпрома - единственная добывающая нефть. Они поразили нефть - около 700 миллионов баррелей, но пока что увенчались успехом. Между этими полями нет трубопроводов. Нефть из Приразломной - около пяти миллионов баррелей до сих пор - перекачивается челночными танкерами и иногда переносится на другие суда. Это значительно увеличивает риски разливов, и российский послужной список на суше не обнадеживает. По данным местных экологических групп, российские компании пролили более трех с половиной миллионов баррелей нефти в тундре.

Сборка кессона

Кессон - водонепроницаемая камера, сконструированная для подводных строительных и монтажных работ. Эту часть платформы также можно назвать уникальной, так как для ее создания был разработан специальный проект, предусматривающий ее сборку из четырех монолитных суперблоков.

Для создания блоков питерским ЦНИИ КМ «Прометей» была разработана специальная сталь, способная выдержать предельно низкие температуры (до -42 о С), и способная работать на растяжение и сжатие. Каждый суперблок имеет массу 20 000 тонн и длину 126 м.

Игорь Воронкин появляется после дня в Баренцбургском угольном разрезе, российском объекте советской эпохи на 78 градусах к северу от Шпицбергена, на норвежском архипелаге Шпицберген. Как и большинство из 400 других шахтеров здесь, он прибывает из Восточной Украины, где перспективы работы мрачны.

Первое нероссийское коммерческое судно, путешествующее по Северному морскому пути, сопровождается российским ледоколом, но оно мало льда, никогда не останавливалось и составляло в среднем более 12 узлов. Что еще более важно, он зарабатывал деньги. Некоторые утверждают, что долгожданный арктический морской путь, наконец, реальность.

«Приразломная» платформа оснащена специальным технологическим комплексом для сварки блоков между собой. После сборки кессон был отбуксирован в специальный углубленный котлован и посажен на щебеночную основу.

Верхнее строение платформы

При конструировании верхней части платформы параметры внешней среды проектировались с большим запасом. Цель - создание максимального уровня безопасности во время нефтедобычи. Для защиты от воздействия льда и высоких волн по периметру станции были установлены дефлекторы - стены высотой 164 м с наклоном в сторону океана для предотвращения атаки волн.

Буровая платформа «Приразломная» оснащена автоматизированной системой управления и безопасности. Система дистанционно и в автоматическом режиме руководит несколькими сотнями процессов - бурением, добычей, хранением нефти, выработкой тепло- и электроэнергии.

Русский захлопнул мясистый кулак на столе. Работники Арктического нефтяного промысла справляются с неумолимо жесткими условиями. Это желаемое за действительное, говорит Цуди. Даже когда арктический лед отступает, бодрые ветры по-прежнему взрывают льдины и «гроулеры» - маленькие айсберги - в морские полосы, что приводит к дорогостоящим задержкам. По крайней мере, российский маршрут свободен от пиратов. Но это все еще слишком сезонно и слишком далеко к северу для основной части мировой торговли.

Это прямой маршрут, однако, и из самой Сибири. Это модель для судоходства в Арктике, говорит Чуди: Принесите природные ресурсы из Сибири и отправляйте строительные материалы и потребительские товары вглубь региона через реки. Так уверен в том, что Цуди купил шахту Сидварангер в основном для своего порта. Он видит, что он становится Роттердамом на севере.

Особенности работы платформы

Кессон платформы одновременно является и ее опорой, и хранилищем для нефти. На объекте реализован «мокрый» способ размещения углеводородного топлива в емкостях. Поток сырья поступает в кессонное хранилище и вытесняет балластную воду. Во время отгрузки происходит обратный процесс - вода заполняет освободившиеся от отгруженной нефти пространство.

История с радиоактивностью

Между тем старый рыбацкий городок в 160 милях к западу от Киркенеса стал центром собственных арктических нефтегазовых предприятий Норвегии в Баренцевом море. Он получает газ из трех морских месторождений через подводный трубопровод длиной 89 миль. «Хаммерфест был на пути к тому, чтобы стать городом-призрак», - сказал таксист, который подобрал меня в аэропорту. Наша история теперь разделена на время перед газовой установкой и временем позже. В тот день, когда они начали строить его, на каждой лестнице в городе был человек на каждом шагу.

Благодаря современной технологии внутрь камеры хранения не попадает кислород и не образуются воздушные полости, в которых может накапливаться взрывоопасный газ.

«Приразломная» платформа оснащена комплексом устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Он работает на основе крановой системы и может загружать танкеры непосредственно из нефтехранилища. В зависимости от величины и направления внешних сил - ветра, ледовой нагрузки, волнения - отгрузка ведется через одно из приемных устройств в носовой части.

Предполагаемые сроки запуска

Но платформа все же должна выдерживать ветры ураганной силы и 50-футовые волны. Его новый круглый корпус похож на пробку. Хотя Арктика обладает огромными энергетическими и минеральными ресурсами, добыча их сложна. Десять лет назад, когда цены на морской лед и цены на сырьевые товары были высокими, произошел всплеск инвестиций. Лед все еще тает, но условия в Арктике остаются суровыми, а инфраструктуры нет.

Рост азиатских экономик привел к увеличению спроса на перевозки между Азией и Европой. Но Северный морской путь, управляемый Россией, может быть только сезонным дополнением к текущим судоходным путям, а не заменой. Исключительная граница экономической зоны 200 морских миль.

Для начала процесса необходимо выполнить 30 условий. Это снижает риск нарушения технологии отгрузки. Для предотвращения разлива нефти станция оборудована системой экстренной аварийной остановки отгрузки, которая срабатывает в течение 7 секунд.

Месторасположение платформы «Приразломная»

Нефтедобывающая платформа «Приразломная» располагается на севере России в Баренцевом море. Близлежащим к ней населенным пунктом является Нарьян-Мар, который расположен на материке на 320 км южнее нефтяного месторождения.

Недалеко от самой нефтяной платформы, всего в 55 км к югу, находится поселок для временного пребывания рабочих Варандей, который печально известен двумя авиакатастрофами - крушениями самолета Ан-2А и военного вертолета Ми-8. В общей сложности погибло 29 человек. Почти все из них - работники нефтепромысловой промышленности.

Особенности работы платформы

Международная морская граница. Координационный центр спасения Арктики. Площадь, по меньшей мере, 50-процентная вероятность получения извлекаемой нефти и газа. Вечная мерзлота сокращается; модели прогнозируют приближение к 50% на. В настоящее время Норвегия и Россия работают на морских платформах. Россия зависит от доходов и экспорта нефти и газа; он нуждается в арктических месторождениях для замены стареющих в Западной Сибири.

Арктический регион богат такими минералами. Как фосфат, боксит, алмазы, железная руда и золото. Доступ к некоторым становится все труднее, так как сезон ледовой дороги становится короче. По его словам, до сих пор нет хорошего способа очистить нефть, пролитую в арктических водах. Однако большинство жителей Хаммерфеста, похоже, были рады, что Голиат там был. Город процветал, с новыми, яркими жилыми домами, школами и культурным центром. Рыбаки больше беспокоятся о вторжении в рыбу-рыбу с тресками, чем о разливе нефти из Голиафа, - говорит лидер рыболовного союза Джейкоб Уэст.

Отыскать платформу на карте можно по координатам: 69.251709 северной широты и 57.342968 восточной долготы. Теперь вопрос о том, где находится «Приразломная» платформа, не поставит вас в неловкое положение.

Интересные факты о платформе «Приразломная»

Со строительством и эксплуатацией нефтедобывающей платформы связано немало интересных фактов. Большинство из них стали последствиями борьбы защитников природы и руководителей дочерней компании ООО «Газпром нефть шельф», которая владеет станцией. Все началось с заявлений Союза охраны птиц России, которые считали, что деятельность по добыче углеводородного топлива наносит непоправимый ущерб российской экологии.

Канада: Золотая шахта для Нунавута

Он был отменен из-за плохой погоды. В середине двух с половиной часов езды фургон остановился, чтобы позволить пассажирам перекусить в ванной и курить. Бескрайнее, покрытое валунами поле снега тянулось к горизонту. Легкий ветерок ужалил, как невидимый мокрый снег. Даже некурящий мог видеть привлекательность маленького огня перед лицом. Но глубокие вдохи любого вида или обнажение чувствительных фрагментов анатомии казались плохой идеей. За неделю до моего приезда метель в течение трех дней отрезала шахту.

Ситуация обострилась, когда в 2012 году представители экологической организации «Гринпис», которые поддержали акцию протеста, решили устроить забастовку и вплотную приблизились к платформе. Более того, они сумели пришвартоваться к ней при помощи альпинистского снаряжения. Однако они встретили отчаянное сопротивление со стороны работников станции, которые поливали протестующих из пожарных брандспойтов.

Холод - не единственная проблема. Агнико Орла построить взлетно-посадочную полосу, способную высадить Боинг 737 в Медоубанке и 65-мильную всепогодную дорогу к руднику. «Мы недооценили работу и затраты на логистику, связанную с созданием чего-то в середине нигде», - говорит Бойд. В итоге мы вдвое увеличили нашу первоначальную оценку. Резервуары-цистерны ежедневно доставляют топливо из озера Бейкер, где каждое лето он прибывает на баржу через Гудзоновский залив.

Баренцбургский майнер плавает в пуле компании после дня тяжелой работы. С тех пор, как шахта открылась сто лет назад, погибли десятки шахтеров. Он теряет деньги, но остается стратегическим российским форпостом. Сама шахта занимает почти шесть квадратных миль. Во время короткого лета Нунавут его три открытых ямы превращаются в перевернутые острова, под глубокими озерами индиго, которые окружают их и охраняются земляной дамбой. Озера полны форели, арктического чар и хариуса. Добыча полезных ископаемых возрастает в меза 200 футов.

Морская платформа «Приразломная» была отвоевана, акция протеста потерпела крах. Активисты «Гринпис» были арестованы и задержаны на два месяца для выяснения обстоятельств. Чуть позже им было предъявлено обвинение в хулиганстве.

Этот край Земли точно не похож ни на один другой: низовье реки Печора, Заполярный Нарьян-Мар.

После того, как он покрыл 13 футов чистой почвы, инженеры шахты говорят, что сточная гора замерзнет навсегда, предотвращая выщелачивание кислот и тяжелых металлов в озерах во время редких летних дождей. Новая находка около 35 миль может продлить операцию еще на десять лет и позволить ей получить прибыль.

Переход был непростым. Многие инуиты живут на государственной службе, причем две или три семьи разделяют дом с двумя спальнями. Алкоголизм, злоупотребление наркотиками и сексуальное насилие являются общими. Уровень самоубийств среди молодых мужчин в 40 раз превышает среднеазиатский уровень.


Морская ледостойкая стационарная платформа Приразломная


Прибрежное Печорское море найти можно далеко не на всех картах. Привычный ориентир - юго-восточная часть Баренцева моря. Нефте и газоносное, к тому же самое изученное на российском арктическом шельфе. Здесь в 1989 г и открыли месторождение Приразломное. Спустя 22 года для его разработки была построена специальная морская ледостойкая нефтедобывающая платформа.

Низовье реки Печора, Заполярный Нарьян-Мар

Местные лидеры говорят, что поворот Нунавута в новый горный округ Канады может помочь. Мины предлагают много рабочих мест для неквалифицированных рабочих, от домовладельцев до поваров для водителей грузовиков. Сегодня почти любой, кто хочет работать, может найти его; на шахте задействовано около 300 инуитов. У наших людей не было будущего, кроме как выстраиваться в очередь, чтобы получить проверки на благосостояние.

Теперь каждый четверг они выстраиваются в очередь за зарплатой. Линда Аватитук, 39-летняя мать-одиночка и бабушка, три года назад поработала на шахте. Она привезла только снегоход, прежде чем она взяла на себя роль вождения огромного желтого грузовика, который вытаскивает золотосодержащую скалу из ямы. Он хочет быть пилотом. Слезы скользят по ее щекам.

Приразломная - первый важный опыт бурения на шельфе российской Арктики

Никто ранее не добывал углеводороды в столь сложных условиях дрейфующих льдов.



Важная веха в освоении Арктики


Она скучает по нему, когда она на шахте. У многих инуитов и их семей есть проблемы с настройкой графика работы - две недели, две недели. Шахта наняла консультантов, и она спонсирует квадратные танцы, турниры по бадминтону и шахтные туры для супругов. Некоторые рабочие, особенно молодые одинокие женщины, покинули Бейкер-Лейк для ярких огней Виннипега или Калгари. Они летают на их смену каждые две недели, как это делают их коллеги, не являющиеся инуитами.

На протяжении веков золотые рудники лишали людей аборигенов и разрушали экологические разрушения на всей планете. Эта современная промышленная шахта, попавшая в арктическую пустыню, может быть иной, но даже местные сторонники беспокоятся о том, станет ли она в конечном счете благом или бременем для народа Нунавута. «Я не могу себе представить, что будет делать мой собственный ребенок», - говорит Алексис Уатнак, преподаватель местного колледжа, который готовит студентов к работе на шахте. У нас будет больше учителей и врачей, или все мы будем шахтерами?



Все в высшей степени безопасно в первую очередь потому, что платформа стоит на дне как искусственный остров. Вот о каких масштабах идет речь: высота над уровнем моря до факельной вышки составляет 122 м, этот как 40-этажный небоскреб, общая масса вместе с балластом - 506 тыс т, площадь одного уровня - 2 футбольных поля.


Само сооружение состоит из 6 основных блоков: главная опорная часть кессон - эта стальная конструкция, внутри которой бетон, служит еще и нефтехранилищем. Так же есть верхнее строение, устройство отгрузки, вспомогательный модуль, промежуточная палуба и жилой модуль.



Глубина моря здесь порядка 20 м, запасы нефти составляют около 72 млн т. Планируется достичь объемов добычи в 5,5 млн т/год при сроке разработки в 25 лет. В 2014 г на Приразломной добыли миллионный баррель. Бурение скважины было начато в 2013 г. Первая отгрузка нефти состоялась в апреле 2014 г, тогда же на связь с Приразломной по телемосту вышел президент России .




К первой такой капле арктической нефти Россия шла долго, но целенаправленно. Именно наша страна первой начала исследование Арктики с помощью дрейфующих полярных станций. Дебютная экспедиция «Северный полюс 1» высадилась здесь еще в 1937 г. В 21 веке Россия приступила к промышленному освоению Арктики.


Строительство платформы Приразломная проходило в несколько этапов: изготовление на заводе в Северодвинске, достройка в Мурманске и, наконец, установка на месторождении, куда ее доставили буксировщики.


Технологии адаптировали под суровую природу Арктики

Стратегическая добыча ведется с помощью передовых технических решений. Центральный пульт управления - мозг всей платформы. Показатели контролирует инженер-технолог, и система автоматического отключения, которая вмешается сама, если возникнет необходимость.


На мониторе виден процесс подготовки нефти, здесь мы видим товарные танки, здесь можно увидеть технологическую цепочку подготовки нефти до товарной кондиции. Это роторная площадка и святая святых платформы - бурильная установка. На наших глазах происходит бурение поглощающей скважины.


Всего же Приразломная рассчитана на бурение 36 скважин: это 19 добывающих,16 нагнетательных и 1 поглощающая, для утилизации отходов бурения. Кроме того, забиты направления для 4 резервных скважин. К процессу бурения вообще особое внимание, ведь добыча нефти впервые ведется в таких климатических условиях.





Вот она - драгоценная арктическая нефть. Прямо на платформе специалисты проверяют состав нефти и изучают ее структуру в специальной мобильной лаборатории. Тяжелая, высокосернистая, плотность - порядка 906 кг/м3, то есть в отличие от той же urals, arco имеет низкое содержание парафина. Был даже поставлен своеобразный опыт: добытая нефть была вынесена на мороз -25 С.


Нефть постояла там несколько часов, но при этом не потеряла своей текучести. За счет парафина тяжелая арктическая нефть проста в транспортировке, и в ней много масляных фракций, что отлично подойдет, например, для производства масел. Кроме нефти в лаборатории изучают попутный нефтяной газ (ПНГ) и воду.





BSE . От медосмотра, оказания первой помощи до ликвидации пожара и правил выхода из вертолета под водой - все это сотрудники платформы должны знать. Что делать, если вертолет вдруг оказался в воде, как правильно себя вести, ровно дышать и не паниковать, всему этому специалистам платформы предстоит научиться.


Все это отрабатывается фактически. Сотрудники Приразломной работают по вахтовой схеме. Большинство - месяц-через месяц. Пересменка проходит оперативно и четко. На платформу прилетает ровно столько человек, сколько ее покидает.




Ключевой момент работы платформы - отгрузка нефти на танкер - сложнейший процесс. Для начала важна погода. Если метеоусловия подходящие, один из двух специально построенных танкеров Михаил Ульянов и Кирилл Лавров подходит на безопасное расстояние. Танкеры швартуются около часа, причем швартовка эта бесконтактная. Только после этого начинается отгрузка с помощью комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Расстояние между танкером и платформой во время отгрузки минимум 80 м.


Удерживать судно на месте помогает система динамического позиционирования. КУПОН берется за дело, только если соблюдены аж 30 необходимых условий. Главный принцип отгрузки нефти - контроль на каждом уровне. Весь этот почти ювелирный процесс лежит на плечах капитана. Платформа хоть и не корабль, но за все морские операции отвечает именно капитан.





Низовье реки Печора, Заполярный Нарьян-Мар

Этот край Земли точно не похож ни на один другой.

Чтобы добраться до арктической морской ледостойкой стационарной буровой платформы (МЛСП) Приразломная нужен вертолет и не один, а целых два. Сначала - до крайней точки на суше поселка Варандей. Путь на первую в мире арктическую буровую платформу начинается здесь. Это небольшой вахтовый поселок Варандей на побережье Печорского моря. Отсюда до буровой летают вертолеты, а расстояние до платформы составляет примерно 60 км.

Варандей встречает дождем и ветром под 20 м/с. Погодные условия дальше становятся еще более суровыми. Второй полет над водой. Обязательное требование - герметичный авиационный костюм, яркий, со светоотражающими стикерами. Но главное, в случае чего он поможет удержаться на воде, и в то же время не замерзнуть. Время в пути - примерно 40 мин, но никакого расписания здесь нет. Все решения принимаются только по фактической погоде, так как она тут слишком переменчивая.

Прибрежное Печорское море найти можно далеко не на всех картах. Привычный ориентир - юго-восточная часть Баренцева моря. Нефте и газоносное, к тому же самое изученное на российском арктическом шельфе. Здесь в 1989 г и открыли месторождение Приразломное. Спустя 22 года для его разработки была построена специальная морская ледостойкая нефтедобывающая платформа. Приразломная - первый важный опыт бурения на шельфе российской Арктики. Никто ранее не добывал углеводороды в столь сложных условиях дрейфующих льдов.

Арктический шельф начал осваиваться практически российской компанией с максимально российским участием. Все самое современное применено в процессе строительства. Именно на Приразломной родился новый сорт нефти, который так и называется - arctic oil (arco). Первая нефть арктического шельфа России и первая нефть Приразломного месторождения фактически открыли новый этап развития отечественной нефтяной отрасли.

Россия - крупнейшая арктическая держава, и, безусловно, Приразломная - это важная веха в освоении Арктики. В результате реализации этого проекта была создана инфраструктура, получен опыт, знания, которые в перспективе будут использованы при реализации других новых проектов российской части Арктики.

Утро на платформе начинается рано. Руководители подразделения отчитываются о работе за сутки: были ли происшествия, сколько нефти добыто, все ли готово для начала отгрузки на танкер.

На платформе используется так называемый мокрый способ хранения нефти, где исключается попадание кислорода в танки-хранилища нефти, то есть там нефть и вода. Если мы добываем нефть, то откачиваем воду, если откачиваем нефть, то добавляем воду. Таким образом, отсутствует прослойка воздуха, в которой может образоваться газожидкостная взрывоопасная смесь. Получается, что возможность взрыва исключена.

Все в высшей степени безопасно в первую очередь потому, что платформа стоит на дне как искусственный остров. Вот о каких масштабах идет речь: высота над уровнем моря до факельной вышки составляет 122 м, этот как 40-этажный небоскреб, общая масса вместе с балластом - 506 тыс т, площадь одного уровня - 2 футбольных поля. Само сооружение состоит из 6 основных блоков: главная опорная часть кессон - эта стальная конструкция, внутри которой бетон, служит еще и нефтехранилищем. Так же есть верхнее строение, устройство отгрузки, вспомогательный модуль, промежуточная палуба и жилой модуль.

Платформа Приразломная стоит на дне и является единой монолитной конструкцией, скважина находится внутри самой платформы. Между скважиной и морем находятся стены кессона. Попадание нефти и нефтепродуктов из скважины в море исключено.

Приразломная сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи. Платформа работает по принципу нулевого сброса, то есть использованный буровой раствор, шламы и другие технологические отходы вывозятся на берег, а впоследствии они будут закачиваться в специальную поглощающую скважину.

Глубина моря здесь порядка 20 м, запасы нефти составляют около 72 млн т. Планируется достичь объемов добычи в 5,5 млн т/год при сроке разработки в 25 лет. В 2014 г на Приразломной добыли миллионный баррель. Бурение скважины было начато в 2013 г. Первая отгрузка нефти состоялась в апреле 2014 г, тогда же на связь с Приразломной по телемосту вышел президент России В.Путин.

Первый танкер с арктической нефтью отправился в западную Европу, в мае нефть с платформы прибыла в Роттердам. Покупателем нового сорта стала одна из крупнейших энергетических компаний Европы, сырье было реализовано по прямому контракту.

Начало добычи нефти на арктическом шельфе - это очень важное и значимое событие для России с точки зрения экономики и с точки зрения дальнейшего развития. Приразломная - это все-таки некий элемент уверенности в дальнейшей реализации подобных проектов, то есть он уникален для России и для мира, в таких широтах проекты пока не реализовывались.

К первой такой капле арктической нефти Россия шла долго, но целенаправленно. Именно наша страна первой начала исследование Арктики с помощью дрейфующих полярных станций. Дебютная экспедиция «Северный полюс 1» высадилась здесь еще в 1937 г. В 21 веке Россия приступила к промышленному освоению Арктики. Строительство платформы Приразломная проходило в несколько этапов: изготовление на заводе Севмаш в Северодвинске, достройка в Мурманске и, наконец, установка на месторождении, куда ее доставили буксировщики.

Технологии адаптировали под суровую природу Арктики, стратегическая добыча ведется с помощью передовых технических решений. Центральный пульт управления - мозг всей платформы. Показатели контролирует инженер-технолог, и система автоматического отключения, которая вмешается сама, если возникнет необходимость.

На мониторе виден процесс подготовки нефти, здесь мы видим товарные танки, здесь можно увидеть технологическую цепочку подготовки нефти до товарной кондиции. Это роторная площадка и святая святых платформы - бурильная установка. На наших глазах происходит бурение поглощающей скважины. Всего же Приразломная рассчитана на бурение 36 скважин: это 19 добывающих,16 нагнетательных и 1 поглощающая, для утилизации отходов бурения. Кроме того, забиты направления для 4 резервных скважин. К процессу бурения вообще особое внимание, ведь добыча нефти впервые ведется в таких климатических условиях.

У нас для этих целей закрыта сама вышка, то есть она полностью обшита. Вышка рассчитана на скорость ветра до 50 м/с. В связи с температурными условиями, которые у нас в Арктике происходят, все трубопроводы и оборудование подогреваются. Так что все отапливаемо и процесс не влияет на окружающую среду.

На специальном датчике есть все необходимые показатели: уровень кислорода, сероводорода, метана и угарного газа. Рядом запрещено находиться с любыми включенными электронными приборами, со всем, что может дать искру.

В этот отсек доступ ограничен даже персоналу. Здесь находятся гигантские насосы, которые перекачивают забортную воду. Она, в свою очередь, используется для производства нефти и других технологических процессов. Производительность каждого - 3 тыс м3/час воды. Всего таких насосов 5, а вокруг находятся лабиринты труб - это нижние этажи платформы. Если на трубе коричневая стрелка, то по ней в данный момент как раз идет нефть.

Добыча нефти на месторождении Приразломное стартовала в декабре 2013 г, а в апреле 2014 г состоялась первая отгрузка. Сейчас же в танкер закачивается вторая партия такой важной арктической нефти.

Вот она - драгоценная арктическая нефть. Прямо на платформе специалисты проверяют состав нефти и изучают ее структуру в специальной мобильной лаборатории. Тяжелая, высокосернистая, плотность - порядка 906 кг/м3, то есть в отличие от той же urals, arco имеет низкое содержание парафина. Был даже поставлен своеобразный опыт: добытая нефть была вынесена на мороз -25 С. Нефть постояла там несколько часов, но при этом не потеряла своей текучести. За счет парафина тяжелая арктическая нефть проста в транспортировке, и в ней много масляных фракций, что отлично подойдет, например, для производства масел. Кроме нефти в лаборатории изучают попутный нефтяной газ (ПНГ) и воду.

Все дело в том, что в районе Приразломной находятся особо охраняемые зоны, заказник и сразу несколько заповедников. На самой платформе работает особая система отпугивания птиц от факела - так называемая биоакустическая установка, это в воздухе. У воды - рыбозащитные устройства. Ежегодно проводится экомониторинг - экологичность и безопасность - вот два кита Приразломной.

Учебные тревоги на платформе происходят каждую неделю, сигнал означает, что все сотрудники должны собраться у шлюпок, и каждый переворачивает карточку со своим именем. Это значит, что его не надо искать. Всего на платформе есть 4 спасательных шлюпок 4, вместимость - 264 человека, это даже больше, чем нужно. Но система эвакуации многоуровневая, кроме шлюпок есть еще и спасательный рукав.

Специалисты также часто проводят различные учения по отработке действий, направленных на устранение возможных разливов нефти, что в условиях работы на такой платформе практически исключено. Только в 2014 г было более 100 занятий.

Что такое безопасность, сотрудники Приразломной узнают вовсе не на платформе, а задолго до полета туда. Все без исключения проходят курс спецподготовки по программе BSE . От медосмотра, оказания первой помощи до ликвидации пожара и правил выхода из вертолета под водой - все это сотрудники платформы должны знать. Что делать, если вертолет вдруг оказался в воде, как правильно себя вести, ровно дышать и не паниковать, всему этому специалистам платформы предстоит научиться. Все это отрабатывается фактически. Сотрудники Приразломной работают по вахтовой схеме. Большинство - месяц-через месяц. Пересменка проходит оперативно и четко. На платформу прилетает ровно столько человек, сколько ее покидает.

Проект Приразломная - это не только буровая платформа, это еще и специализированный флот, ведь только еды нужно 14 тонн в неделю. Грузы доставляют по морю и отгружают на платформу в контейнерах.

Круглосуточно в районе буровой платформы Приразломной дежурят 2 судна снабжения - это многофункциональные ледокольные судна, построенные специально для проекта добычи нефти в Арктике. Они доставляют грузы, пополняют запасы провизии и топлива, а также обеспечивают работу танкеров.

Работы этим судам хватает. Тот же лед в этих широтах держится 8 месяцев в году. Высота покрытия доходит до 1,5 м. Всего на платформе одновременно могут находиться до 250 человек - это и сотрудники, и гости.

Ключевой момент работы платформы - отгрузка нефти на танкер - сложнейший процесс. Для начала важна погода. Если метеоусловия подходящие, один из двух специально построенных танкеров Михаил Ульянов и Кирилл Лавров подходит на безопасное расстояние. Танкеры швартуются около часа, причем швартовка эта бесконтактная. Только после этого начинается отгрузка с помощью комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Расстояние между танкером и платформой во время отгрузки минимум 80 м. Удерживать судно на месте помогает система динамического позиционирования. КУПОН берется за дело, только если соблюдены аж 30 необходимых условий. Главный принцип отгрузки нефти - контроль на каждом уровне. Весь этот почти ювелирный процесс лежит на плечах капитана. Платформа хоть и не корабль, но за все морские операции отвечает именно капитан.

Система отгрузки была новая, пришлось долго изучать ее вместе с коллегами, все пришлось рассмотреть и пощупать своими руками, чтобы детально все изучить. Это система такая - специалисты должны сами пробурить скважину, должны добыть нефть. Это итог того, что сделал персонал платформы. Это итог всей работы - отгрузить нефть на танкер, чтобы он проследовал к заказчику.

Морская ледостойкая платформа Приразломная - это еще и слаженная команда, команда, на каждом сотруднике которой лежит огромная ответственность. Все эти люди уже вошли в историю как часть арктического проекта. Современные покорители Арктики продолжают славные традиции освоения Севера. В наши дни разработка шельфа это больше, чем просто добыча углеводородов. Это новые горизонты развития всей страны.

Этот проект важен имиджево, и реализация этого проекта еще раз подтвердила, что Россия занимает лидирующие позиции в освоении Арктики, и что в этом регионе можно успешно и безопасно работать. Старт добычи нефти в Арктике - только первый шаг на пути освоения богатейших запасов углеводородов на российском шельфе в акваториях Баренцева, Печорского и Карского морей.