Для чего нужна учетно-регистрационная дисциплина в полиции? Надзор за учетно-регистрационной дисциплиной в правоохранительных органах Виды нарушений учетно регистрационной дисциплины
В настоящее время в системе органов внутренних дел Российской Федерации во главу угла определено такое направление деятельности, как учетно - регистрационная дисциплина. Одним из основных направлений оперативно-служебной деятельности Линейного отдела МВД России на станции Тула является укрепление учетно-регистрационной дисциплины в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими данное направление деятельности.
В соответствии с требованиям приказа от 29.08.2014 №736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - КУСП) круглосуточно в дежурной части органа внутренних дел вне зависимости от территории оперативного обслуживания. Сообщение о происшествии может поступить в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочно, по почте, телефону, телеграфу, или через Единый портал государственных услуг в электронном виде.
Граждане России и других государств имеют возможность заполнять и направлять в органы внутренних дел Российской Федерации заявления о преступлениях в электронном виде с единого портала государственных услуг: WWW. GOSUSLUGI. RU.
Граждане, обратившиеся через единый портал государственных услуг получают уведомление о регистрации их обращений в личном кабинете единого портала государственных услуг.
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: www.mvd.ru
Интернет-сайт УТ МВД России по Центральному федеральному округу: www. cfo.utmvd.ru.
Если сообщение поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в дежурной части органа внутренних дел оперативный дежурный оформляет «талон-уведомление» и выдает его заявителю. Заявитель расписывается за получение «талона-уведомления» на «талоне-корешке», проставляет дату и время получения «талона-уведомления».
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.
По заявлениям и сообщениям об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
- о возбуждении дела об административном правонарушении;
- об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
- о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.
- о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России принимается одно из следующих решений:
- о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;
- о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности;
- о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП;
- о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу;
- о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.
Положение о комиссии ОМВД России по Сакмарскому району
по учетно-регистрационной дисциплине.
I . Общие положения
- Комиссия ОМВД России по Сакмарскому району по учетно-регистрационной дисциплине (далее – Комиссия) является коллегиальным совещательным органом, созданным для разработки мероприятий по укреплению учетно-регистрационной дисциплины в деятельности органов внутренних дел, осуществления контроля за выполнением нормативно-правовых актов МВД России, Генеральной прокуратуры России, УМВД, координации действий служб, органов и подразделений внутренних дел области в данной сфере деятельности.
- В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, приказами, инструкциями и распоряжениями МВД России, Генеральной прокуратуры России, УМВД, а также настоящим Положением.
- В состав Комиссии включаются руководители подразделений ОМВД. Персональный состав Комиссии утверждается приказом начальника ОМВД.
- В состав Комиссии входят председатель, его заместитель, члены Комиссии и секретарь. Председателем Комиссии является заместитель начальника ОМВД - начальник полиции.
- Свою деятельность Комиссия строит на основе полугодовых планов работы.
- Эффективность работы Комиссии обеспечивается тщательным отбором вопросов, предлагаемых к рассмотрению на ее заседаниях, соответствующей их подготовкой и проработкой, всесторонним и глубоким рассмотрением, а также последующим контролем за исполнением принятых решений.
- Комиссия строит свою работу на основе открытости, гласности и коллегиальности, ее решения вступают в силу после утверждения их председателем Комиссии.
- Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех должностных лиц ОМВД.
II . Основные задачи Комиссии
- Анализ состояния учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях ОМВД, подчиненных территориальных органах, выработка и реализация организационно-практических мер по ее укреплению и искоренению нарушений законности.
- Осуществление полного и всестороннего контроля за:
2.1 Соблюдением законности сотрудниками подразделений
МВД при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях;
2.2 Эффективностью работы комиссий по проведению сверок полноты регистрации сообщений о происшествиях в территориальных органах;
2.3 Полнотой регистрации, своевременностью и объективностью разрешения заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в подразделениях ОМВД.
2.4. Координация деятельности подразделений ОМВД в сфере учетно-регистрационной работы.
2.5. Оказание организационно-методической и практической помощи подразделениям ОМВД по вопросам организации работы, направленной на укрепление учетно-регистрационной дисциплины.
2.6. Участие по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии, в подготовке и проведении совещаний ОМВД, других организационных мероприятий по проблемам укрепления учетно-регистрационной дисциплины в деятельности органов внутренних дел.
2.7. Осуществление сверок с источниками возможного поступления сообщений о происшествиях в подразделениях ОМВД.
III. Функции Комиссии
- Контролирует соблюдение сотрудниками подразделений УМВД, территориальных органов требований уголовно – процессуального законодательства, ведомственных нормативных актов при приеме, регистрации, учёте и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях.
- Анализирует информацию, характеризующую состояние учетно-регистрационной дисциплины, разрабатывает совместно со Штабом ОМВД и другими заинтересованными службами мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение нарушений законности, прав граждан в сфере регистрации и учета заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
- Осуществляет проверки организации выполнения нормативно-правовых актов и собственных решений в подразделениях ОМВД.
- Организует проведение проверок соблюдения требований по регистрации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, поступивших в подразделения ОМВД.
- Согласно представленным Штабом ОМВД и членами Комиссии материалам рассматривает на заседаниях Комиссии состояние учётно-регистрационной дисциплины в подразделениях ОМВД и территориальных органах.
- Рассматривает на своих заседаниях нарушения учётно-регистрационной дисциплины, допущенные сотрудниками подразделений ОМВД, территориальных органов, содержащиеся в представлениях прокуратуры, частных определениях судов и докладных записках членов Комиссии.
- Заслушивает на своих заседаниях отчеты руководителей подразделений ОМВД о состоянии и мерах по укреплению учетно-регистрационной дисциплины.
- Дает оценку эффективности работы руководителей подразделений ОМВД области по соблюдению учётно-регистрационной дисциплины, системы внутриведомственного контроля в этой сфере.
- Вырабатывает меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих возникновению нарушений учётно-регистрационной дисциплины.
- Вносит начальнику ОМВД предложения о привлечении к ответственности руководителей и сотрудников, не обеспечивших выполнение требований МВД России и УМВД, регламентирующих вопросы укрепления законности в сфере регистрации и учета заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
- Подготавливает информационно-аналитические материалы и методические рекомендации по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии.
- Организует проведение социологических и иных исследований по проблемам состояния учетно-регистрационной дисциплины.
- В реализации возложенных задач поддерживает взаимодействие с прокуратурой района, другими правоохранительными и судебными органами, осуществляющими деятельность на территории района, совместно с которыми вырабатывает меры по укреплению учетно-регистрационной дисциплины в деятельности ОМВД.
IV . Организация работы Комиссии
- Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в квартал.
- Комиссия правомочна рассматривать вопросы и принимать решения при наличии на ее заседаниях не менее 2/3 членов.
- В случае отсутствия члена Комиссии, по решению председателя Комиссии в ее работе может участвовать с правом голоса при принятии решений иное должностное лицо, представляющее подразделение ОМВД, в котором проходит службу отсутствующий член Комиссии.
- Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии.
- Решения Комиссии по рассматриваемым вопросам принимаются большинством голосов. При равенстве голосов, высказанных за противоположные решения, принимается решение, поддержанное председателем Комиссии. При этом особые мнения членов Комиссии отражаются в протоколе или прилагаются к нему отдельным рапортом.
- Протоколы заседаний Комиссии хранятся в деле Комиссии, которое ведет секретарь Комиссии.
V . Права и обязанности Комиссии
- Комиссия имеет право:
- Требовать от подразделений ОМВД необходимые информационно-аналитические и справочно-статистические материалы по вопросам состояния учётно-регистрационной дисциплины, а также отчёты о выполнении принятых на заседаниях Комиссии решений.
- Заслушивать руководителей подразделений ОМВД по вопросам состояния законности, служебной и учётно-регистрационной дисциплины.
- Привлекать для участия в работе Комиссии специалистов по отдельным направлениям деятельности органов внутренних дел для дачи заключений, а также подготовки иных материалов, необходимых для работы Комиссии.
- Обязанности председателя Комиссии:
- Организует заседания Комиссии и решает вопросы о приглашении на них должностных лиц.
- Утверждает планы работы Комиссии и определяет повестки ее заседаний.
- Председательствует на заседании Комиссии.
- Организует работу по выполнению решений Комиссии.
- Информирует начальника ОМВД о результатах и ходе работы Комиссии.
- Обязанности секретаря Комиссии:
- Организует сбор и анализ предложений для формирования плана работы Комиссии и повесток ее очередных заседаний.
- Осуществляет контроль за своевременным представлением материалов на Комиссию, организует их тиражирование и доведение до председателя и членов Комиссии.
- Информирует членов Комиссии о сроках и повестке заседаний.
- Доводит решения Комиссии до должностных лиц, контролирует выполнение ими решений Комиссии.
- Ведет делопроизводство Комиссии.
- Общие обязанности членов Комиссии:
- Готовят материалы к заседаниям Комиссии по своей линии работы.
- Присутствуют на заседаниях Комиссии и участвуют в обсуждении рассматриваемых вопросов.
- Обеспечивают выполнение плановых мероприятий, реализация которых на них возложена.
- Контролируют выполнение принимаемых Комиссией решений.
- Вносят предложения в план работы Комиссии, а также в повестку ее заседаний.
- Осуществляют проверки состояния учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях ОМВД.
- Осуществляют контроль за выполнением в подразделениях ОМВД требований нормативных актов, регламентирующих порядок приема, регистрации, учета и разрешения сообщений о происшествиях.
- Организуют контроль за соблюдением законности при рассмотрении заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в подразделениях ОМВД.
- Осуществляют рассмотрение представлений органов прокуратуры по фактам нарушений законности в сфере приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
- Проводят сверки полноты регистрации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, поступивших в подразделения ОМВД.
- Анализируют результаты сверок полноты регистрации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, докладывают о них на заседаниях Комиссии.
- При выявлении незарегистрированных в КУСП ОМВД сообщений о происшествиях, принимают незамедлительные меры к их регистрации.
- Ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчётным, рапортом, за своей подписью, докладывают председателю Комиссии о результатах сверок полноты регистрации сообщений о происшествиях по линии курируемой службы.
- Осуществляют анализ состояния учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях ОМВД. Предлагают меры по устранению имеющихся недостатков и профилактике нарушений.
- Выполняют поручения председателя Комиссии в рамках реализации поставленных перед Комиссией задач.
- По поручению председателя Комиссии, но не реже, чем раз в квартал, докладывают письменным рапортом о результатах проделанной работы.
- Персональные обязанности членов Комиссии утверждаются председателем Комиссии.
- Положение о Комиссии может изменяться и дополняться приказом начальника ОМВД.
Одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел является соблюдение учетно-регистрационной дисциплины. Этому направлению уделяется пристальное внимание на всех уровнях правоохранительной системы. Меры, направленные на активизацию работы в данном направлении, сохраняют свою актуальность и им оказывается повседневное внимание.
С 24 ноября т.г. введен в действие приказ МВД России от 29.08.2014 г. № 736, которым утверждена новая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
У гражданина, обратившегося в полицию, в любое время дня и ночи обязаны принять заявление. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, письменные заявления граждан должны быть подписаны ими, а устные - оформлены протоколом, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление. В свою очередь, сотрудники полиции не имеют права отказать в приеме заявлений не зависимо от полноты сообщаемых данных, места и времени совершения преступления.
Кроме того, законодательство обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать сообщения и заявления поступившие по различным видам связи (почта, телефон, факс, электронная почта). Исключение составляют только анонимные заявления и сообщения.
При приеме заявления в дежурной части ОВД выдается талон - уведомление, на котором указаны номер и дата регистрации. Срок рассмотрения и принятия решения по заявлению, либо сообщению не должен превышать трех суток, в исключительных случаях - десяти суток, и только с разрешения прокурора, либо руководителя следственного подразделения, при наличии веских оснований, он может быть продлен до 30 суток.
Основными результатами разрешения заявлений являются:
Возбуждение уголовного дела;
Отказ в возбуждении уголовного дела (в данном случае заявителю направляется по почте уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела с копией постановления об отказе);
Передача материала по подследственности, либо подсудности;
Возбуждение административного производства, либо отказ в его возбуждении;
Приобщение материалов проверки в специальное номенклатурное дело.
Но хо-чет-ся на-пом-нить, что эф-фек-тив-ность ра-бо-ты со-труд-ни-ков по-ли-ции на-пря-мую за-ви-сит и от то-го, на-сколь-ко ак-тив-но граж-дане бу-дут со-об-щать об из-вест-ных им фак-тах пре-ступ-ной де-я-тель-но-сти. Лишь своевре-мен-ное со-об-ще-ние в по-ли-цию о со-вер-шен-ных про-ти-во-прав-ных де-я-ни-ях поз-во-ля-ют пра-во-охра-ни-те-лям дей-ство-вать быст-ро, эф-фек-тив-но, рас-кры-вать «по го-ря-чим» сле-дам пре-ступ-ле-ния и за-дер-жи-вать по-до-зре-ва-е-мых.
Зам. начальника Отдела МВД России по Чановскому району
п/п-к вн. службы Т.Ладья
Безусловным требованием Министерства внутренних дел РФ является неукоснительное соблюдение законности вообще и особенно при регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях.
Анализ ведомственной статистической отчетности показывает, что принимаемые меры по укреплению учетно-регистрационной дисциплины дают определенные позитивные результаты.
В 2004 году увеличилось число обращений граждан в дежурные части ОВД с заявлениями о совершенных в отношении них преступных посягательствах +8,2%, (15,9 млн.). Рост регистрируемых сообщений и заявлений о преступлениях зафиксирован во всех федеральных округах и 73 субъектах Российской Федерации Бочаров С.Н., Костеиников М.В., Куракин А.В. и др. Административная юрисдикция. Учебное пособие. -- М.: МосУ МВД России. Изд-во «Щит-М», 2005.с.25.
На 14% сократилось количество сообщений о преступлениях, рассмотренных в срок свыше 10 суток.
Возросла острота реагирования на нарушения учетно-регистрационной дисциплины. При общем снижении на 9,8% количества укрытых от регистрации и учета преступлений, число наказанных сотрудников увеличилось на 18,9%. B результате, почти в полтора раза с 19,5 до 13,6 тыс. уменьшилось число жалоб граждан, депутатских запросов и звонков по «телефонам доверия» о неправомерных действиях сотрудников органов внутренних дел. При этом количество подтвердившихся сообщений сократилось почти в два раза (с 4,5 до 2,4 тыс.). Для проверки полноты регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в органах внутренних дел, созданы специальные комиссии, в состав которых назначаются наиболее подготовленные сотрудники.
Вместе с тем ситуация в данной сфере деятельности далека от совершенства. В 2004 году выявлено около 3,9 тыс. преступлений, которые не были зарегистрированы в органах внутренних дел. Требует совершенствования системы приема, регистрации сообщений о правонарушениях и происшествиях, учета совершенных преступлений и контроля за состоянием этой работы.
В связи с этим Министерством внутренних дел разработана Программа по укреплению учетно-регистрационной дисциплины, предусматривающая комплекс мер по совершенствованию нормативно-правового регулирования, организационно-технических и практических мер, а также мероприятия по укреплению взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации
Одним из основных направлений совершенствования учетно-регистрационной дисциплины является развитие нормативной базы, как законодательной, так и ведомственной.
В этом году в рамках Межведомственной рабочей группы будет продолжена работа над пакетом документов по созданию единой государственной системы регистрации и учета преступлений.
В состав Межведомственной группы вошли ответственные сотрудники МВД, Генпрокуратуры, ФСБ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Минюста, МЧС, Таможенной службы и других ведомств. В ходе ее работы удалось преодолеть большинство имеющихся в правоохранительных органах различий в подходе к статистическому учету преступлений.
Завершается работа над новой редакцией ведомственной Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о правонарушениях. Уже в этом году планируется перейти к единой книге учета сообщений и иной информации о правонарушениях, что позволит не только снизить вероятность укрытия преступлений от регистрации и учета, но и сократить трудозатраты сотрудников дежурных частей на документирование этих сведений.
Запланирована также переработка действующих форм статистической отчетности «О состоянии работы органов внутренних дел по обеспечению учетно-регистрационной дисциплины» и «О рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях», прорабатывается вопрос о ведении единой для всех правоохранительных органов формы отчетности по этому направлению деятельности.
Кроме того, МВД России планирует выйти с инициативой в Правительство о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части введения уголовной ответственности за систематическое умышленное укрытие сообщений о происшествиях от регистрации и преступлений от учета.
Вторым ключевым направлением совершенствования учетно-регистрационной дисциплины являются меры, направленные на техническое и кадровое перевооружение служб органов внутренних дел, непосредственно работающих с заявителями.
Речь идет, в первую очередь, об оснащении дежурных частей электронными устройствами - «регистраторами речи» и автоматическими определителями номера; установке видеоаппаратуры для контроля за работой дежурных частей. Необходимо также оснастить все «телефоны доверия» автоматической записью сообщений.
В настоящее время учет преступлений и обобщение сведений об их количестве производится с использованием современных информационных технологий. В то же время система автоматизированного учета заявлений о происшествиях ведется лишь в шести субъектах РФ. Программой предусматривается проработка вопросов создания такой типовой автоматизированной информационной системы во всех подразделениях органов внутренних дел.
Одним из важнейших вопросов является кадровая подготовка будущих сотрудников. В настоящее время специалистов по учетно-регистрационной и статистической работе не готовит ни одно учебное заведение системы МВД России. В связи с этим Программой предусмотрена разработка специальных учебно-тематических курсов, посвященных изучению системы учета и регистрации преступлений. Их планируется включить в учебные планы высших и средних учебных заведений системы МВД.
Крайне важным в решении проблемы законности является вопрос усиления общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов.
В целях поднятия авторитета милиции, восстановления к ней доверия со стороны населения поставлена задача работать в режиме максимальной прозрачности, в постоянном контакте со средствами массовой информации, представителями гражданских и общественных организаций. Во многих субъектах Российской Федерации эта работа уже активно ведется в виде совместных встреч, совещаний, «круглых столов».
Программа по совершенствованию учетно-регистрационной дисциплины предусматривает ряд мер по активизации взаимодействия со средствами массовой информации. Планируется проведение разъяснительной работы о порядке регистрации заявлений, обращений, жалоб граждан через СМИ, показ на федеральных и региональных телеканалах материалов из дежурных частей ОВД, регулярных отчетов руководителей.
На сайте МВД России запланировано организовать специальную рубрику «Учетно-регистрационная дисциплина: проблемы совершенствования» с открытым форумом мнений, где каждый гражданин сможет высказать свои предложения о работе милиции. Будет предусмотрена возможность приема сообщений о происшествиях и жалоб на неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел.
Программой предусматривается обязанность руководителей ОВД ежемесячно проводить встречи с населением. Это будет способствовать оперативному разрешению наиболее проблемных вопросов, возникающих у граждан, поможет начальнику установить прямой контакт с людьми, а иногда и посмотреть на действия своих подчиненных «чужими» глазами.
Реализация Программы рассчитана на два года. МВД России уверено, что выполнение разработанных мероприятий позволит усовершенствовать деятельность органов внутренних дел при рассмотрении заявлений и сообщений граждан о преступлениях, установить действенную связь «гражданин - милиция».