Для чего нужна учетно-регистрационная дисциплина в полиции? Надзор за учетно-регистрационной дисциплиной в правоохранительных органах Виды нарушений учетно регистрационной дисциплины

В настоящее время в системе органов внутренних дел Российской Федерации во главу угла определено такое направление деятельности, как учетно - регистрационная дисциплина. Одним из основных направлений оперативно-служебной деятельности Линейного отдела МВД России на станции Тула является укрепление учетно-регистрационной дисциплины в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими данное направление деятельности.

В соответствии с требованиям приказа от 29.08.2014 №736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - КУСП) круглосуточно в дежурной части органа внутренних дел вне зависимости от территории оперативного обслуживания. Сообщение о происшествии может поступить в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочно, по почте, телефону, телеграфу, или через Единый портал государственных услуг в электронном виде.

Граждане России и других государств имеют возможность заполнять и направлять в органы внутренних дел Российской Федерации заявления о преступлениях в электронном виде с единого портала государственных услуг: WWW. GOSUSLUGI. RU.

Граждане, обратившиеся через единый портал государственных услуг получают уведомление о регистрации их обращений в личном кабинете единого портала государственных услуг.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: www.mvd.ru

Интернет-сайт УТ МВД России по Центральному федеральному округу: www. cfo.utmvd.ru.

Если сообщение поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в дежурной части органа внутренних дел оперативный дежурный оформляет «талон-уведомление» и выдает его заявителю. Заявитель расписывается за получение «талона-уведомления» на «талоне-корешке», проставляет дату и время получения «талона-уведомления».

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

По заявлениям и сообщениям об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

  • о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.
  • о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России принимается одно из следующих решений:

  • о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;
  • о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности;
  • о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП;
  • о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу;
  • о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.

Положение о комиссии ОМВД России по Сакмарскому району

по учетно-регистрационной дисциплине.

I . Общие положения

  1. Комиссия ОМВД России по Сакмарскому району по учетно-регистрационной дисциплине (далее – Комиссия) является коллегиальным совещательным органом, созданным для разработки мероприятий по укреплению учетно-регистрационной дисциплины в деятельности органов внутренних дел, осуществления контроля за выполнением нормативно-правовых актов МВД России, Генеральной прокуратуры России, УМВД, координации действий служб, органов и подразделений внутренних дел области в данной сфере деятельности.
  2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, приказами, инструкциями и распоряжениями МВД России, Генеральной прокуратуры России, УМВД, а также настоящим Положением.
  3. В состав Комиссии включаются руководители подразделений ОМВД. Персональный состав Комиссии утверждается приказом начальника ОМВД.
  4. В состав Комиссии входят председатель, его заместитель, члены Комиссии и секретарь. Председателем Комиссии является заместитель начальника ОМВД - начальник полиции.
  5. Свою деятельность Комиссия строит на основе полугодовых планов работы.
  6. Эффективность работы Комиссии обеспечивается тщательным отбором вопросов, предлагаемых к рассмотрению на ее заседаниях, соответствующей их подготовкой и проработкой, всесторонним и глубоким рассмотрением, а также последующим контролем за исполнением принятых решений.
  7. Комиссия строит свою работу на основе открытости, гласности и коллегиальности, ее решения вступают в силу после утверждения их председателем Комиссии.
  8. Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех должностных лиц ОМВД.

II . Основные задачи Комиссии

  1. Анализ состояния учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях ОМВД, подчиненных территориальных органах, выработка и реализация организационно-практических мер по ее укреплению и искоренению нарушений законности.
  2. Осуществление полного и всестороннего контроля за:

2.1 Соблюдением законности сотрудниками подразделений

МВД при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях;

2.2 Эффективностью работы комиссий по проведению сверок полноты регистрации сообщений о происшествиях в территориальных органах;

2.3 Полнотой регистрации, своевременностью и объективностью разрешения заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в подразделениях ОМВД.

2.4. Координация деятельности подразделений ОМВД в сфере учетно-регистрационной работы.

2.5. Оказание организационно-методической и практической помощи подразделениям ОМВД по вопросам организации работы, направленной на укрепление учетно-регистрационной дисциплины.

2.6. Участие по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии, в подготовке и проведении совещаний ОМВД, других организационных мероприятий по проблемам укрепления учетно-регистрационной дисциплины в деятельности органов внутренних дел.

2.7. Осуществление сверок с источниками возможного поступления сообщений о происшествиях в подразделениях ОМВД.

III. Функции Комиссии

  1. Контролирует соблюдение сотрудниками подразделений УМВД, территориальных органов требований уголовно – процессуального законодательства, ведомственных нормативных актов при приеме, регистрации, учёте и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях.
  2. Анализирует информацию, характеризующую состояние учетно-регистрационной дисциплины, разрабатывает совместно со Штабом ОМВД и другими заинтересованными службами мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение нарушений законности, прав граждан в сфере регистрации и учета заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
  3. Осуществляет проверки организации выполнения нормативно-правовых актов и собственных решений в подразделениях ОМВД.
  4. Организует проведение проверок соблюдения требований по регистрации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, поступивших в подразделения ОМВД.
  5. Согласно представленным Штабом ОМВД и членами Комиссии материалам рассматривает на заседаниях Комиссии состояние учётно-регистрационной дисциплины в подразделениях ОМВД и территориальных органах.
  6. Рассматривает на своих заседаниях нарушения учётно-регистрационной дисциплины, допущенные сотрудниками подразделений ОМВД, территориальных органов, содержащиеся в представлениях прокуратуры, частных определениях судов и докладных записках членов Комиссии.
  7. Заслушивает на своих заседаниях отчеты руководителей подразделений ОМВД о состоянии и мерах по укреплению учетно-регистрационной дисциплины.
  8. Дает оценку эффективности работы руководителей подразделений ОМВД области по соблюдению учётно-регистрационной дисциплины, системы внутриведомственного контроля в этой сфере.
  9. Вырабатывает меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих возникновению нарушений учётно-регистрационной дисциплины.
  10. Вносит начальнику ОМВД предложения о привлечении к ответственности руководителей и сотрудников, не обеспечивших выполнение требований МВД России и УМВД, регламентирующих вопросы укрепления законности в сфере регистрации и учета заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
  11. Подготавливает информационно-аналитические материалы и методические рекомендации по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии.
  12. Организует проведение социологических и иных исследований по проблемам состояния учетно-регистрационной дисциплины.
  13. В реализации возложенных задач поддерживает взаимодействие с прокуратурой района, другими правоохранительными и судебными органами, осуществляющими деятельность на территории района, совместно с которыми вырабатывает меры по укреплению учетно-регистрационной дисциплины в деятельности ОМВД.

IV . Организация работы Комиссии

  1. Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в квартал.
  2. Комиссия правомочна рассматривать вопросы и принимать решения при наличии на ее заседаниях не менее 2/3 членов.
  3. В случае отсутствия члена Комиссии, по решению председателя Комиссии в ее работе может участвовать с правом голоса при принятии решений иное должностное лицо, представляющее подразделение ОМВД, в котором проходит службу отсутствующий член Комиссии.
  4. Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии.
  5. Решения Комиссии по рассматриваемым вопросам принимаются большинством голосов. При равенстве голосов, высказанных за противоположные решения, принимается решение, поддержанное председателем Комиссии. При этом особые мнения членов Комиссии отражаются в протоколе или прилагаются к нему отдельным рапортом.
  6. Протоколы заседаний Комиссии хранятся в деле Комиссии, которое ведет секретарь Комиссии.

V . Права и обязанности Комиссии

  1. Комиссия имеет право:
  2. Требовать от подразделений ОМВД необходимые информационно-аналитические и справочно-статистические материалы по вопросам состояния учётно-регистрационной дисциплины, а также отчёты о выполнении принятых на заседаниях Комиссии решений.
  3. Заслушивать руководителей подразделений ОМВД по вопросам состояния законности, служебной и учётно-регистрационной дисциплины.
  4. Привлекать для участия в работе Комиссии специалистов по отдельным направлениям деятельности органов внутренних дел для дачи заключений, а также подготовки иных материалов, необходимых для работы Комиссии.
  5. Обязанности председателя Комиссии:
  6. Организует заседания Комиссии и решает вопросы о приглашении на них должностных лиц.
  7. Утверждает планы работы Комиссии и определяет повестки ее заседаний.
  8. Председательствует на заседании Комиссии.
  9. Организует работу по выполнению решений Комиссии.
  10. Информирует начальника ОМВД о результатах и ходе работы Комиссии.
  11. Обязанности секретаря Комиссии:
  12. Организует сбор и анализ предложений для формирования плана работы Комиссии и повесток ее очередных заседаний.
  13. Осуществляет контроль за своевременным представлением материалов на Комиссию, организует их тиражирование и доведение до председателя и членов Комиссии.
  14. Информирует членов Комиссии о сроках и повестке заседаний.
  15. Доводит решения Комиссии до должностных лиц, контролирует выполнение ими решений Комиссии.
  16. Ведет делопроизводство Комиссии.
  17. Общие обязанности членов Комиссии:
  18. Готовят материалы к заседаниям Комиссии по своей линии работы.
  19. Присутствуют на заседаниях Комиссии и участвуют в обсуждении рассматриваемых вопросов.
  20. Обеспечивают выполнение плановых мероприятий, реализация которых на них возложена.
  21. Контролируют выполнение принимаемых Комиссией решений.
  22. Вносят предложения в план работы Комиссии, а также в повестку ее заседаний.
  23. Осуществляют проверки состояния учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях ОМВД.
  24. Осуществляют контроль за выполнением в подразделениях ОМВД требований нормативных актов, регламентирующих порядок приема, регистрации, учета и разрешения сообщений о происшествиях.
  25. Организуют контроль за соблюдением законности при рассмотрении заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в подразделениях ОМВД.
  26. Осуществляют рассмотрение представлений органов прокуратуры по фактам нарушений законности в сфере приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
  27. Проводят сверки полноты регистрации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, поступивших в подразделения ОМВД.
  28. Анализируют результаты сверок полноты регистрации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, докладывают о них на заседаниях Комиссии.
  29. При выявлении незарегистрированных в КУСП ОМВД сообщений о происшествиях, принимают незамедлительные меры к их регистрации.
  30. Ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчётным, рапортом, за своей подписью, докладывают председателю Комиссии о результатах сверок полноты регистрации сообщений о происшествиях по линии курируемой службы.
  31. Осуществляют анализ состояния учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях ОМВД. Предлагают меры по устранению имеющихся недостатков и профилактике нарушений.
  32. Выполняют поручения председателя Комиссии в рамках реализации поставленных перед Комиссией задач.
  33. По поручению председателя Комиссии, но не реже, чем раз в квартал, докладывают письменным рапортом о результатах проделанной работы.
  34. Персональные обязанности членов Комиссии утверждаются председателем Комиссии.
  35. Положение о Комиссии может изменяться и дополняться приказом начальника ОМВД.

Одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел является соблюдение учетно-регистрационной дисциплины. Этому направлению уделяется пристальное внимание на всех уровнях правоохранительной системы. Меры, направленные на активизацию работы в данном направлении, сохраняют свою актуальность и им оказывается повседневное внимание.

С 24 ноября т.г. введен в действие приказ МВД России от 29.08.2014 г. № 736, которым утверждена новая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

У гражданина, обратившегося в полицию, в любое время дня и ночи обязаны принять заявление. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, письменные заявления граждан должны быть подписаны ими, а устные - оформлены протоколом, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление. В свою очередь, сотрудники полиции не имеют права отказать в приеме заявлений не зависимо от полноты сообщаемых данных, места и времени совершения преступления.

Кроме того, законодательство обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать сообщения и заявления поступившие по различным видам связи (почта, телефон, факс, электронная почта). Исключение составляют только анонимные заявления и сообщения.

При приеме заявления в дежурной части ОВД выдается талон - уведомление, на котором указаны номер и дата регистрации. Срок рассмотрения и принятия решения по заявлению, либо сообщению не должен превышать трех суток, в исключительных случаях - десяти суток, и только с разрешения прокурора, либо руководителя следственного подразделения, при наличии веских оснований, он может быть продлен до 30 суток.

Основными результатами разрешения заявлений являются:

Возбуждение уголовного дела;

Отказ в возбуждении уголовного дела (в данном случае заявителю направляется по почте уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела с копией постановления об отказе);

Передача материала по подследственности, либо подсудности;

Возбуждение административного производства, либо отказ в его возбуждении;

Приобщение материалов проверки в специальное номенклатурное дело.

Но хо-чет-ся на-пом-нить, что эф-фек-тив-ность ра-бо-ты со-труд-ни-ков по-ли-ции на-пря-мую за-ви-сит и от то-го, на-сколь-ко ак-тив-но граж-дане бу-дут со-об-щать об из-вест-ных им фак-тах пре-ступ-ной де-я-тель-но-сти. Лишь своевре-мен-ное со-об-ще-ние в по-ли-цию о со-вер-шен-ных про-ти-во-прав-ных де-я-ни-ях поз-во-ля-ют пра-во-охра-ни-те-лям дей-ство-вать быст-ро, эф-фек-тив-но, рас-кры-вать «по го-ря-чим» сле-дам пре-ступ-ле-ния и за-дер-жи-вать по-до-зре-ва-е-мых.

Зам. начальника Отдела МВД России по Чановскому району

п/п-к вн. службы Т.Ладья

Безусловным требованием Министерства внутренних дел РФ является неукоснительное соблюдение законности вообще и особенно при регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях.

Анализ ведомственной статистической отчетности показывает, что принимаемые меры по укреплению учетно-регистрационной дисциплины дают определенные позитивные результаты.

В 2004 году увеличилось число обращений граждан в дежурные части ОВД с заявлениями о совершенных в отношении них преступных посягательствах +8,2%, (15,9 млн.). Рост регистрируемых сообщений и заявлений о преступлениях зафиксирован во всех федеральных округах и 73 субъектах Российской Федерации Бочаров С.Н., Костеиников М.В., Куракин А.В. и др. Административная юрисдикция. Учебное пособие. -- М.: МосУ МВД России. Изд-во «Щит-М», 2005.с.25.

На 14% сократилось количество сообщений о преступлениях, рассмотренных в срок свыше 10 суток.

Возросла острота реагирования на нарушения учетно-регистрационной дисциплины. При общем снижении на 9,8% количества укрытых от регистрации и учета преступлений, число наказанных сотрудников увеличилось на 18,9%. B результате, почти в полтора раза с 19,5 до 13,6 тыс. уменьшилось число жалоб граждан, депутатских запросов и звонков по «телефонам доверия» о неправомерных действиях сотрудников органов внутренних дел. При этом количество подтвердившихся сообщений сократилось почти в два раза (с 4,5 до 2,4 тыс.). Для проверки полноты регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в органах внутренних дел, созданы специальные комиссии, в состав которых назначаются наиболее подготовленные сотрудники.

Вместе с тем ситуация в данной сфере деятельности далека от совершенства. В 2004 году выявлено около 3,9 тыс. преступлений, которые не были зарегистрированы в органах внутренних дел. Требует совершенствования системы приема, регистрации сообщений о правонарушениях и происшествиях, учета совершенных преступлений и контроля за состоянием этой работы.

В связи с этим Министерством внутренних дел разработана Программа по укреплению учетно-регистрационной дисциплины, предусматривающая комплекс мер по совершенствованию нормативно-правового регулирования, организационно-технических и практических мер, а также мероприятия по укреплению взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации

Одним из основных направлений совершенствования учетно-регистрационной дисциплины является развитие нормативной базы, как законодательной, так и ведомственной.

В этом году в рамках Межведомственной рабочей группы будет продолжена работа над пакетом документов по созданию единой государственной системы регистрации и учета преступлений.

В состав Межведомственной группы вошли ответственные сотрудники МВД, Генпрокуратуры, ФСБ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Минюста, МЧС, Таможенной службы и других ведомств. В ходе ее работы удалось преодолеть большинство имеющихся в правоохранительных органах различий в подходе к статистическому учету преступлений.

Завершается работа над новой редакцией ведомственной Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о правонарушениях. Уже в этом году планируется перейти к единой книге учета сообщений и иной информации о правонарушениях, что позволит не только снизить вероятность укрытия преступлений от регистрации и учета, но и сократить трудозатраты сотрудников дежурных частей на документирование этих сведений.

Запланирована также переработка действующих форм статистической отчетности «О состоянии работы органов внутренних дел по обеспечению учетно-регистрационной дисциплины» и «О рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях», прорабатывается вопрос о ведении единой для всех правоохранительных органов формы отчетности по этому направлению деятельности.

Кроме того, МВД России планирует выйти с инициативой в Правительство о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части введения уголовной ответственности за систематическое умышленное укрытие сообщений о происшествиях от регистрации и преступлений от учета.

Вторым ключевым направлением совершенствования учетно-регистрационной дисциплины являются меры, направленные на техническое и кадровое перевооружение служб органов внутренних дел, непосредственно работающих с заявителями.

Речь идет, в первую очередь, об оснащении дежурных частей электронными устройствами - «регистраторами речи» и автоматическими определителями номера; установке видеоаппаратуры для контроля за работой дежурных частей. Необходимо также оснастить все «телефоны доверия» автоматической записью сообщений.

В настоящее время учет преступлений и обобщение сведений об их количестве производится с использованием современных информационных технологий. В то же время система автоматизированного учета заявлений о происшествиях ведется лишь в шести субъектах РФ. Программой предусматривается проработка вопросов создания такой типовой автоматизированной информационной системы во всех подразделениях органов внутренних дел.

Одним из важнейших вопросов является кадровая подготовка будущих сотрудников. В настоящее время специалистов по учетно-регистрационной и статистической работе не готовит ни одно учебное заведение системы МВД России. В связи с этим Программой предусмотрена разработка специальных учебно-тематических курсов, посвященных изучению системы учета и регистрации преступлений. Их планируется включить в учебные планы высших и средних учебных заведений системы МВД.

Крайне важным в решении проблемы законности является вопрос усиления общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов.

В целях поднятия авторитета милиции, восстановления к ней доверия со стороны населения поставлена задача работать в режиме максимальной прозрачности, в постоянном контакте со средствами массовой информации, представителями гражданских и общественных организаций. Во многих субъектах Российской Федерации эта работа уже активно ведется в виде совместных встреч, совещаний, «круглых столов».

Программа по совершенствованию учетно-регистрационной дисциплины предусматривает ряд мер по активизации взаимодействия со средствами массовой информации. Планируется проведение разъяснительной работы о порядке регистрации заявлений, обращений, жалоб граждан через СМИ, показ на федеральных и региональных телеканалах материалов из дежурных частей ОВД, регулярных отчетов руководителей.

На сайте МВД России запланировано организовать специальную рубрику «Учетно-регистрационная дисциплина: проблемы совершенствования» с открытым форумом мнений, где каждый гражданин сможет высказать свои предложения о работе милиции. Будет предусмотрена возможность приема сообщений о происшествиях и жалоб на неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел.

Программой предусматривается обязанность руководителей ОВД ежемесячно проводить встречи с населением. Это будет способствовать оперативному разрешению наиболее проблемных вопросов, возникающих у граждан, поможет начальнику установить прямой контакт с людьми, а иногда и посмотреть на действия своих подчиненных «чужими» глазами.

Реализация Программы рассчитана на два года. МВД России уверено, что выполнение разработанных мероприятий позволит усовершенствовать деятельность органов внутренних дел при рассмотрении заявлений и сообщений граждан о преступлениях, установить действенную связь «гражданин - милиция».