О дальнейшем совершенствовании деятельности органов внутренних дел по удмуртской республике по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины. Учетно — регистрационная дисциплина — это важно! III. Функции Комиссии

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

правоохранительной деятельности

Ф.Ф. АНЮРОВ,

старший преподаватель кафедры управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

Роль ведомственного контроля в укреплении регистрационно-учетной дисциплины в органах внутренних дел

В статье исследованы вопросы ведомственного контроля регистрационно-учетной дисциплины в органах внутренних дел. Особое внимание уделено рассмотрению правовой природы и места ведомственного контроля руководителя органа внутренних дел, работе комиссии по проверке регистрационно-учетной дисциплины данного направления деятельности.

ведомственный контроль, начальник, комиссия, регистрационно-учетная дисциплина.

Укрепление регистрационно-учетной дисциплины как элемент обеспечения конституционных прав личности на государственную защиту является основой управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней.

Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с коллективным или индивидуальным заявлениями. Данному праву корреспондируется обязанность соответствующих органов принять, зарегистрировать, проверить, вынести законное и обоснованное решение по данному обращению и сообщить об этом заявителю.

Преступления являются наиболее тяжкими нарушениями закона, поэтому порядок разрешения сообщений о преступлениях особо регламентируется законодательством, ведомственными актами и обязателен для всех правоохранительных органов.

Своевременная и полная регистрация, оперативная проверка и реагирование на информацию о преступлениях, а также правильность ее разрешения во многом зависят от надлежащей

организации в органах внутренних дел контроля процесса доследственного производства.

Такой контроль основывается на положениях уголовно-процессуального закона, нормативно-правовых актов МВД России, Генеральной прокуратуры РФ. Осуществление ведомственного контроля возлагается на начальника органа внутренних дел, руководителей следственных органов, подразделений дознания, создаваемых в органах внутренних дел комиссий по проверке порядка регистрации и разрешения сообщений о происшествиях и иной информации .

1) принятие сообщений о преступлениях;

2) регистрация сообщений о преступлениях и их учет;

3) проверка сообщений о преступлениях;

4) принятие по сообщениям правового решения (о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о направлении сообщения по подследственности или подсудности);

5) контроль (ежесуточный, ежедекадный, ежемесячный) за рассмотрением сообщений и принятием по ним решений .

Исследуя этапы контроля за рассмотрением сообщений о преступлениях в органах внутренних дел, отметим, что руководитель органа внутренних дел обязан организовывать его на всех этапах доследственной проверки, не обособляя этот процесс.

УПК Российской Федерации в ч. 1 ст. 144 регламентирует обязанность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следствен-

ного органа принять и проверить сообщение о любом готовящемся или совершенном преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в указанный законом срок.

Порядок приема, регистрации заявлений и сообщений о преступлениях органами внутренних дел дополнительно и в полной мере определяется ведомственным нормативным актом - Приказом МВД России от 4 мая 2010 г. № 333, утвердившим Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (далее - Инструкция).

В этом же документе предусмотрены следующие функции для начальника органа внутренних дел:

Персональная ответственность за соблюдением законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях;

Ежедневный контроль за своевременностью, полнотой регистрации и соблюдением сроков разрешения сообщений о происшествиях, а также - правильностью ведения книги учета сообщений о преступлениях (далее КУСП), что подтверждается соответствующей записью в специальной книге рапортов о приеме и сдаче дежурства;

В случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о происшествиях - принятие безотлагательных мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

На первоначальном этапе приема сообщений о преступлении деятельность руководителя заключается в осуществлении контроля за обеспечением полноты регистрации как в дежурных частях органа внутренних дел, подразделениях делопроизводства и режима, территориальных пунктах милиции, так и на рабочих местах сотрудников органа внутренних дел.

Поступающие сообщения вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщение о происшествии может поступить в орган внутренних дел лично от заявителя, с нарочным, по почте, телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видам связи.

Вне органов внутренних дел сообщения о происшествиях обязаны принимать все сотрудники и предпринимать дальнейшие действия в соответствии с требованиями, установленными

Федеральным законом Российской Федерации «О милиции» и указанной Инструкцией. Полученное сотрудником сообщение о происшествии передается с нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии со ст. 141 УПК РФ.

Анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся признаки готовящегося или совершенного преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках готовящегося или совершенного террористического акта, согласно п. 13 Инструкции без регистрации в КУСП передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.

Поступившие по почте анонимные заявления о признаках готовящегося или совершенного террористического акта регистрируются в порядке, определенном разделом III указанной Инструкции.

При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия сотрудник, его принявший, фиксирует полученную информацию в журнале учета обращений по телефону доверия, излагает ее рапортом, передает в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП и докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем сообщении .

Для сверки полноты регистрации сообщений о происшествиях в органе внутренних дел создается комиссия, состав которой утверждается приказом начальника органа внутренних дел. Председателем комиссии, как правило, назначается начальник штаба.

Комиссия, в соответствии с установленной начальником органа внутренних дел периодичностью, но не реже одного раза в полугодие, проверяет полноту регистрации поступившей в орган внутренних дел информации о происшествиях в КУСП и результаты разрешения этих сообщений, а также сверяет сведения, содержащиеся в КУСП и полученные из других источников информации, проверяя, например, корешки талонов-уведомлений.

Члены комиссии сверяются с алфавитным журналом, журналами входящей корреспонденции органа внутренних дел, учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, учета административного производства, а также со специальным номенклатурным делом, с документацией подразделений вневедомственной охраны, ГИБДД, экспертно-криминалистических и кинологических подразделений.

Председатель комиссии в целях выявления незарегистрированных сообщений о происшествиях направляет запросы на предприятия, в организации, горрайвоенкомиссариаты, лечебно-профилактические, страховые и другие учреждения. Полученные ответы на запросы изучаются и подшиваются в дело комиссии. Если в ответах содержится информация о ранее направленных в орган внутренних дел сообщениях о происшествиях, то проводится их сверка с КУСП.

При выявлении членами комиссии материалов, по которым вынесены необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, составляется рапорт на имя начальника органа внутренних дел для решения вопроса о направлении их в прокуратуру с целью проверки обоснованности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с ч. 3 п. 43 Инструкции.

В случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о происшествиях начальник органа внутренних дел принимает безотлагательные меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Таким образом, контроль за осуществлением порядка приема заявлений о преступлениях и происшествиях со стороны руководителя органа внутренних дел заключается в создании условий, направленных на максимально полную регистрацию сообщений.

Немалую роль в реализации положений ведомственного контроля играет правильная оценка поступившей информации о преступлении, принятие обоснованного решения о необходимости производства предварительной проверки, а также - определение ее границ. Практика показывает, что от определения направления и объема проверочных действий во многом зависит обоснованность и законность возбуждения уголовного дела. Начальник органа внутренних дел или лицо, его замещающее, в зависимости от содержания поступившей информации о преступлении контролирует ее проверку.

Эта процедура заключается в определенном порядке действий.

В случаях, когда проведение предварительной проверки не требуется, вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен незамедлительно. Если же имеется необходимость в уточнении признаков преступления для возбуждения уголовного дела, начальник органа дознания, отдавая поручение о производстве предварительной проверки, должен определить ее границы, т.е. указать, какие обстоятельства необходимо уточнить либо какие действия следует выполнить. Это позволит избежать неоправданного расширения границ предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, необоснованного или несвоевременного вовлечения граждан в сферу уголовного судопроизводства и в какой-то мере повлияет на оперативность принятия решения в стадии возбуждения уголовного дела.

При ведомственном контроле проверки сообщений о преступлениях руководителю органа внутренних дел необходимо осуществить следующие мероприятия:

Определить исполнителя;

Изучить материалы проверки и дать по ним указания;

Проконтролировать сроки проведения проверки.

Определение исполнителя, изучение материалов проверки и дача по ним указаний являются элементами каждодневного контроля руководителя за состоянием регистрационно-учетной работы подчиненного органа внутренних дел, определяемыми ведомственными и межведомственными нормативно-правовыми актами.

Одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов личности на стадии возбуждения уголовного дела является соблюдение сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Законодатель отвел трехдневный срок для принятия решения, однако в определенных законом случаях возможно увеличить его до десяти суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий - до 30 суток.

Изучение статистических данных и практической деятельности показывает, что во многих органах внутренних дел начальник либо лицо, его заменяющее, следит лишь за тем, чтобы срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях не выходил за пределы десяти суток. Из всех рассмотренных органами внутренних дел в 2007 г. 11 158 047 сообщений о преступлениях до трех суток рассмотрено 6 055 921 сообщение, от трех до десяти суток - 4 730 309 сообщений. В

ММЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 1 (17)

2008 г. рассмотрено всего 11 199 289 (+ 0,4 %) сообщений о преступлениях, из них до трех суток рассмотрено 6 353 382 (+ 0,5 %) сообщения, от трех до десяти суток - 4 561 415 (- 3,7 %) сообщений. В 2009 г. рассмотрено 11 408 862 (+ 1,9 %) сообщения о преступлениях, из них до трех суток рассмотрено 6 717 712 (+ 5,8 %) сообщений, от трех до десяти суток - 4 443 019 (- 2,7 %) сообщений.

Аналогичным образом ориентированы и работники дежурных частей, осуществляющие контроль за своевременностью разрешения информации о преступлениях и представляющие начальнику органа внутренних дел сведения об этом. При таком подходе часто не выясняется, почему решение не принято в течение трех суток и какие обстоятельства повлекли увеличение срока производства предварительной проверки. Очевидно, что отсутствие соответствующего контроля является одним из условий ситуации, когда десятидневный срок разрешения заявления (сообщения) о преступлении из исключительного случая превратился в обычный, что отрицательно сказывается на обеспечении прав и законных интересов личности на стадии возбуждения уголовного дела.

В п. 33 Инструкции о порядке приема регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях сообщается, что по результатам рассмотрения сообщения о происшествии органом дознания, дознавателем, следователем в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

1) по сообщению о преступлении - о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности, в суд (по делам частного обвинения);

2) по иным сообщениям о происшествии - о возбуждении дела об административном правонарушении, о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии, о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, о передаче на рассмотрение по подведомственности, о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии.

Исследование статистических данных за 2007-2009 гг. показывает, что при увеличении общего количества обращений граждан в органы внутренних дел по сообщениям о происшествиях количество возбужденных уголовных дел неизменно уменьшается, а число отказов в возбуждении уголовных дел - увеличивается. Так, из

зарегистрированных в 2008 г. 21 499 523 (+ 4,7 %) сообщений о происшествиях было возбуждено 2 632 572 (- 12,0 %) уголовных дела, отказано в возбуждении - 5 317 087 (+ 6,2 %). В 2009 г. зарегистрировано 22 788 829 (6 %) сообщений о происшествиях, возбуждено 2 445 492 (- 7,1 %) уголовных дела, отказано в возбуждении - 5 640 693 (+ 6,1 %).

Отметим, что вынесение необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела является основным приемом сокрытия преступлений. Не случайно из анализа результатов оперативно-служебной деятельности за 20072009 гг. следует, что количество выявленных нарушений учетно-регистрационной дисциплины увеличивается, происходит рост числа сокрытых преступлений и необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел. Так, за 2008 г. выявлено 251 943 (+ 7,1 %) нарушения регистрационно-учетной дисциплины, сокрытых преступлений - 92 269 (+ 35,3 %), из них - 87 878 (+37,8 %) путем необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела, удельный вес которых составляет 95,2 % от всего количества укрытых преступлений. За 2009 г. выявлено 269 849 (+7,1 %) нарушений, сокрытых преступлений - 105 852 (+ 14,7 %), из них - 100 921 (+14,8 %) путем необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела, удельным весом 95,3 % .

К основным факторам, оказывающим влияние на нарушение законности и регистрационно-учетной дисциплины следует отнести несовершенство уголовно-процессуального законодательства, подробно исследованного в работах профессора Б.Я. Гаврилова и других авторов .

Также факторами, влияющими на динамику данного вида нарушений, являются низкое качество доследственных проверок, отсутствие контроля со стороны руководителей структурных подразделений за работой подчиненных в процессе разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, игнорирование начальниками органов внутренних дел требований совместных приказов, указаний, регламентирующих порядок вынесения и утверждения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ненадлежащее качество доследственных проверок по материалам приводит к тому, что постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в большинстве случаев надзирающими прокурорами признаются незаконными, необоснованными и возвращаются в органы внутренних дел для проведения дополнительной проверки.

Отметим, что в ведомственных нормативных актах МВД России, регламентирующих оценку

оперативно-служебной деятельности, в качестве одного из основных критериев в неочевидной форме остается пресловутый процент раскрываемости преступлений. Для создания благоприятной картины оперативной обстановки руководитель органа внутренних дел сознательно принимает решения, нарушающие законность и регистрационно-учетную дисциплину.

Сложившееся положение дел обусловлено неэффективным использованием внедряемых форм и методов контроля соблюдения законности и регистрационно-учетной дисциплины, включающих распределение обязанностей и контрольных функций между руководителями органов внутренних дел на всех стадиях прохождения и разрешения информации о противоправных деяниях. Кроме того, низкий образовательный и профессиональный уровень исполнителей, их незаинтересованность в полной регистрации сообщений о происшествиях приводит к нарушениям законности и регистрационно-учетной дисциплины.

Для решения данных проблем необходимо укреплять контролирующую функцию за состоянием закона при регистрации и разрешении сообщений о происшествиях со стороны руководителя, что является одним из компонентов

укрепления доверия населения к органам внутренних дел.

Список литературы

1. Об утверждении Инструкции о порядке приема,

регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: Приказ МВД России от 4 мая 2010 г. № 333.

2. О едином учете преступлений: Межведомствен-

ный приказ Генпрокуратуры РФ, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/ 780/353/399.

3. Быков В.М. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела // Журнал Российского права. 2006. № 7.

4. Гаврилов Б.Я. Современная уголовно-правовая политика России: цифры и факты: монография. - М., 2008.

5. Гаврилов Б.Я. О некоторых актуальных проблемах совершенствования предварительного следствия // Российский следователь. 2009. № 16.

6. Регистрационно-учетная дисциплина в органах внутренних дел и основные направления ее укрепления: учеб. пособие / под ред. проф. А.М. Кононова. - М., 2006.

E-mail: [email protected]

В.А. БЫКАДОРОВ, заместитель начальника Академии управления МВД России

Участие внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции

В статье рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования участия внутренних войск МВД России в обеспечении режима контртеррористической операции, определяются направления совершенствования служебно-боевой деятельности войск при выполнении задач правового режима контртеррористической операции.

контртеррористическая операция (КТО); участие внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции, правовое регулирование противодействия терроризму.

еррористический акт, случившийся в еррористический акт, случившийся в

I московском аэропорту «Домодедово» X 24 января 2011 г., еще раз заставил мировое сообщество обратить внимание на это уродливое явление. В средствах массовой информации постоянно звучит вопрос: сколькими человеческими жизнями нужно еще заплатить, чтобы систему антитеррористической защиты привести в соответствие с современными угрозами? Нами приведены только наиболее резонансные террористические акты (табл. 1), произошедшие на территории России в период 1995-2011 гг., и их перечисление дает основание для вывода: данный вид преступления стал одним из наиболее кровавых на территории России.

Положение о комиссии ОМВД России по Сакмарскому району

по учетно-регистрационной дисциплине.

I . Общие положения

  1. Комиссия ОМВД России по Сакмарскому району по учетно-регистрационной дисциплине (далее – Комиссия) является коллегиальным совещательным органом, созданным для разработки мероприятий по укреплению учетно-регистрационной дисциплины в деятельности органов внутренних дел, осуществления контроля за выполнением нормативно-правовых актов МВД России, Генеральной прокуратуры России, УМВД, координации действий служб, органов и подразделений внутренних дел области в данной сфере деятельности.
  2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, приказами, инструкциями и распоряжениями МВД России, Генеральной прокуратуры России, УМВД, а также настоящим Положением.
  3. В состав Комиссии включаются руководители подразделений ОМВД. Персональный состав Комиссии утверждается приказом начальника ОМВД.
  4. В состав Комиссии входят председатель, его заместитель, члены Комиссии и секретарь. Председателем Комиссии является заместитель начальника ОМВД - начальник полиции.
  5. Свою деятельность Комиссия строит на основе полугодовых планов работы.
  6. Эффективность работы Комиссии обеспечивается тщательным отбором вопросов, предлагаемых к рассмотрению на ее заседаниях, соответствующей их подготовкой и проработкой, всесторонним и глубоким рассмотрением, а также последующим контролем за исполнением принятых решений.
  7. Комиссия строит свою работу на основе открытости, гласности и коллегиальности, ее решения вступают в силу после утверждения их председателем Комиссии.
  8. Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех должностных лиц ОМВД.

II . Основные задачи Комиссии

  1. Анализ состояния учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях ОМВД, подчиненных территориальных органах, выработка и реализация организационно-практических мер по ее укреплению и искоренению нарушений законности.
  2. Осуществление полного и всестороннего контроля за:

2.1 Соблюдением законности сотрудниками подразделений

МВД при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях;

2.2 Эффективностью работы комиссий по проведению сверок полноты регистрации сообщений о происшествиях в территориальных органах;

2.3 Полнотой регистрации, своевременностью и объективностью разрешения заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в подразделениях ОМВД.

2.4. Координация деятельности подразделений ОМВД в сфере учетно-регистрационной работы.

2.5. Оказание организационно-методической и практической помощи подразделениям ОМВД по вопросам организации работы, направленной на укрепление учетно-регистрационной дисциплины.

2.6. Участие по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии, в подготовке и проведении совещаний ОМВД, других организационных мероприятий по проблемам укрепления учетно-регистрационной дисциплины в деятельности органов внутренних дел.

2.7. Осуществление сверок с источниками возможного поступления сообщений о происшествиях в подразделениях ОМВД.

III. Функции Комиссии

  1. Контролирует соблюдение сотрудниками подразделений УМВД, территориальных органов требований уголовно – процессуального законодательства, ведомственных нормативных актов при приеме, регистрации, учёте и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях.
  2. Анализирует информацию, характеризующую состояние учетно-регистрационной дисциплины, разрабатывает совместно со Штабом ОМВД и другими заинтересованными службами мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение нарушений законности, прав граждан в сфере регистрации и учета заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
  3. Осуществляет проверки организации выполнения нормативно-правовых актов и собственных решений в подразделениях ОМВД.
  4. Организует проведение проверок соблюдения требований по регистрации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, поступивших в подразделения ОМВД.
  5. Согласно представленным Штабом ОМВД и членами Комиссии материалам рассматривает на заседаниях Комиссии состояние учётно-регистрационной дисциплины в подразделениях ОМВД и территориальных органах.
  6. Рассматривает на своих заседаниях нарушения учётно-регистрационной дисциплины, допущенные сотрудниками подразделений ОМВД, территориальных органов, содержащиеся в представлениях прокуратуры, частных определениях судов и докладных записках членов Комиссии.
  7. Заслушивает на своих заседаниях отчеты руководителей подразделений ОМВД о состоянии и мерах по укреплению учетно-регистрационной дисциплины.
  8. Дает оценку эффективности работы руководителей подразделений ОМВД области по соблюдению учётно-регистрационной дисциплины, системы внутриведомственного контроля в этой сфере.
  9. Вырабатывает меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих возникновению нарушений учётно-регистрационной дисциплины.
  10. Вносит начальнику ОМВД предложения о привлечении к ответственности руководителей и сотрудников, не обеспечивших выполнение требований МВД России и УМВД, регламентирующих вопросы укрепления законности в сфере регистрации и учета заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
  11. Подготавливает информационно-аналитические материалы и методические рекомендации по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии.
  12. Организует проведение социологических и иных исследований по проблемам состояния учетно-регистрационной дисциплины.
  13. В реализации возложенных задач поддерживает взаимодействие с прокуратурой района, другими правоохранительными и судебными органами, осуществляющими деятельность на территории района, совместно с которыми вырабатывает меры по укреплению учетно-регистрационной дисциплины в деятельности ОМВД.

IV . Организация работы Комиссии

  1. Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в квартал.
  2. Комиссия правомочна рассматривать вопросы и принимать решения при наличии на ее заседаниях не менее 2/3 членов.
  3. В случае отсутствия члена Комиссии, по решению председателя Комиссии в ее работе может участвовать с правом голоса при принятии решений иное должностное лицо, представляющее подразделение ОМВД, в котором проходит службу отсутствующий член Комиссии.
  4. Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии.
  5. Решения Комиссии по рассматриваемым вопросам принимаются большинством голосов. При равенстве голосов, высказанных за противоположные решения, принимается решение, поддержанное председателем Комиссии. При этом особые мнения членов Комиссии отражаются в протоколе или прилагаются к нему отдельным рапортом.
  6. Протоколы заседаний Комиссии хранятся в деле Комиссии, которое ведет секретарь Комиссии.

V . Права и обязанности Комиссии

  1. Комиссия имеет право:
  2. Требовать от подразделений ОМВД необходимые информационно-аналитические и справочно-статистические материалы по вопросам состояния учётно-регистрационной дисциплины, а также отчёты о выполнении принятых на заседаниях Комиссии решений.
  3. Заслушивать руководителей подразделений ОМВД по вопросам состояния законности, служебной и учётно-регистрационной дисциплины.
  4. Привлекать для участия в работе Комиссии специалистов по отдельным направлениям деятельности органов внутренних дел для дачи заключений, а также подготовки иных материалов, необходимых для работы Комиссии.
  5. Обязанности председателя Комиссии:
  6. Организует заседания Комиссии и решает вопросы о приглашении на них должностных лиц.
  7. Утверждает планы работы Комиссии и определяет повестки ее заседаний.
  8. Председательствует на заседании Комиссии.
  9. Организует работу по выполнению решений Комиссии.
  10. Информирует начальника ОМВД о результатах и ходе работы Комиссии.
  11. Обязанности секретаря Комиссии:
  12. Организует сбор и анализ предложений для формирования плана работы Комиссии и повесток ее очередных заседаний.
  13. Осуществляет контроль за своевременным представлением материалов на Комиссию, организует их тиражирование и доведение до председателя и членов Комиссии.
  14. Информирует членов Комиссии о сроках и повестке заседаний.
  15. Доводит решения Комиссии до должностных лиц, контролирует выполнение ими решений Комиссии.
  16. Ведет делопроизводство Комиссии.
  17. Общие обязанности членов Комиссии:
  18. Готовят материалы к заседаниям Комиссии по своей линии работы.
  19. Присутствуют на заседаниях Комиссии и участвуют в обсуждении рассматриваемых вопросов.
  20. Обеспечивают выполнение плановых мероприятий, реализация которых на них возложена.
  21. Контролируют выполнение принимаемых Комиссией решений.
  22. Вносят предложения в план работы Комиссии, а также в повестку ее заседаний.
  23. Осуществляют проверки состояния учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях ОМВД.
  24. Осуществляют контроль за выполнением в подразделениях ОМВД требований нормативных актов, регламентирующих порядок приема, регистрации, учета и разрешения сообщений о происшествиях.
  25. Организуют контроль за соблюдением законности при рассмотрении заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в подразделениях ОМВД.
  26. Осуществляют рассмотрение представлений органов прокуратуры по фактам нарушений законности в сфере приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
  27. Проводят сверки полноты регистрации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, поступивших в подразделения ОМВД.
  28. Анализируют результаты сверок полноты регистрации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, докладывают о них на заседаниях Комиссии.
  29. При выявлении незарегистрированных в КУСП ОМВД сообщений о происшествиях, принимают незамедлительные меры к их регистрации.
  30. Ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчётным, рапортом, за своей подписью, докладывают председателю Комиссии о результатах сверок полноты регистрации сообщений о происшествиях по линии курируемой службы.
  31. Осуществляют анализ состояния учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях ОМВД. Предлагают меры по устранению имеющихся недостатков и профилактике нарушений.
  32. Выполняют поручения председателя Комиссии в рамках реализации поставленных перед Комиссией задач.
  33. По поручению председателя Комиссии, но не реже, чем раз в квартал, докладывают письменным рапортом о результатах проделанной работы.
  34. Персональные обязанности членов Комиссии утверждаются председателем Комиссии.
  35. Положение о Комиссии может изменяться и дополняться приказом начальника ОМВД.

В настоящее время в системе органов внутренних дел Российской Федерации как приоритетное направление определено такое направление деятельности, как учетно- регистрационная дисциплина.

Этому направлению уделяется пристальное внимание на всех уровнях правоохранительной системы. Меры, направленные на активизацию работы в данном направлении, сохраняют свою актуальность и им оказывается повседневное внимание.

Приказом МВД России от 29.08.2014 г. №736, утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

У гражданина, обратившегося в полицию, в любое время дня и ночи обязаны принять заявление. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, письменные заявления граждан должны быть подписаны ими, а устные — оформлены протоколом, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление. В свою очередь, сотрудники полиции не имеют права отказать в приеме заявлений не зависимо от полноты сообщаемых данных, места и времени совершения преступления.

Кроме того, законодательство обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать сообщения и заявления, поступившие по различным видам связи (почта, телефон, факс, электронная почта). Исключение составляют только анонимные заявления и сообщения.

При приеме заявления в дежурной части ОВД выдается талон — уведомление, на котором указаны номер и дата регистрации. Срок рассмотрения и принятия решения по заявлению, либо сообщению не должен превышать трех суток, в исключительных случаях — десяти суток, и только с разрешения прокурора, либо руководителя следственного подразделения, при наличии веских оснований, он может быть продлен до 30 суток.

Основными результатами разрешения заявлений являются:

  • возбуждение уголовного дела;
  • отказ в возбуждении уголовного дела (в данном случае заявителю направляется по почте уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела с копией постановления об отказе);
  • передача материала по подследственности, либо подсудности;
  • возбуждение административного производства, либо отказ в его возбуждении;
  • приобщение материалов проверки в специальное номенклатурное дело.

В настоящее время в системе органов внутренних дел Российской Федерации во главу угла определено такое направление деятельности, как учетно - регистрационная дисциплина. Одним из основных направлений оперативно-служебной деятельности Линейного отдела МВД России на станции Тула является укрепление учетно-регистрационной дисциплины в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими данное направление деятельности.

В соответствии с требованиям приказа от 29.08.2014 №736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - КУСП) круглосуточно в дежурной части органа внутренних дел вне зависимости от территории оперативного обслуживания. Сообщение о происшествии может поступить в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочно, по почте, телефону, телеграфу, или через Единый портал государственных услуг в электронном виде.

Граждане России и других государств имеют возможность заполнять и направлять в органы внутренних дел Российской Федерации заявления о преступлениях в электронном виде с единого портала государственных услуг: WWW. GOSUSLUGI. RU.

Граждане, обратившиеся через единый портал государственных услуг получают уведомление о регистрации их обращений в личном кабинете единого портала государственных услуг.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: www.mvd.ru

Интернет-сайт УТ МВД России по Центральному федеральному округу: www. cfo.utmvd.ru.

Если сообщение поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в дежурной части органа внутренних дел оперативный дежурный оформляет «талон-уведомление» и выдает его заявителю. Заявитель расписывается за получение «талона-уведомления» на «талоне-корешке», проставляет дату и время получения «талона-уведомления».

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

По заявлениям и сообщениям об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

  • о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.
  • о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России принимается одно из следующих решений:

  • о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;
  • о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности;
  • о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП;
  • о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу;
  • о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.

Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736
"Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях"

С изменениями и дополнениями от:

В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях - приказываю:

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

______________________________

Регистрационный N 34570

Утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

К материалам о преступлениях относятся письменное заявление; протокол принятия устного заявления; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника ОВД об обнаружении признаков преступления; материалы, направленные налоговыми органами для возбуждения уголовного дела; постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для уголовного преследования; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проверке по сообщению СМИ; заявление потерпевшего по уголовному делу частного обвинения; анонимное заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося теракта.

К материалам об административных правонарушениях относятся письменное заявление, рапорт сотрудника ОВД, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события правонарушения.

К материалам о происшествиях относятся письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности (в т. ч. о несчастных случаях, ДТП, авариях, катастрофах, ЧП, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях), в отношении которых необходима проверка для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. Также это может быть сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом постом полиции подразделения вневедомственной охраны полиции объекте, подвижном объекте, оборудованном системой мониторинга, критически важном и потенциально опасном объекте, объекте, подлежащем обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

За прием отвечает сотрудник, определенный организационно-распорядительными документами руководителя (начальника) территориального органа Министерства либо лица, исполняющего его обязанности.

Регистрация осуществляется в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (кроме сообщений, заносимых в протокол принятия устного заявления о преступлении, протокол явки с повинной).