Поднимут ли зарплату приставам в году. Какие льготы имеют судебные приставы исполнители? Аспекты предложенной реформы

Вопрос, будет ли повышена зарплата приставам в 2017 году? Ответ может быть только утвердительным. Ожидается значительное сокращение численности работников этой системы, значит, все обязанности сокращенных перейдут к оставшимся работникам, и какой – то процент повышения уровня зарплаты просто неизбежен.

В чем суть работы приставов? Исполнение решений судов, розыск недобросовестных граждан, уклоняющихся от уплаты налогов, алиментов, работа на предприятиях, имеющих привычку по-своему толковать некоторые законодательные акты, и многое другое,- все это и есть работа приставов. Они принимают участие в рассмотрении спорных вопросов, осуществляют розыск граждан, уклоняющихся от ответственности, решения по которым приняты судом.

Служба приставов – специализированное подразделение, работа в котором требует специальных навыков: владение оружием, навыками рукопашного боя и так далее.

Вознаграждение за труд и труд весьма специфический в размере от 20000 до 30000 рублей мало кого может обрадовать, никоим образом не возместит моральный и физический ущерб, получаемый ими ежедневно.Заработная плата для приставов должна быть повышена повсеместно по всем регионам России. Поговорить о повышении заработной платы, конечно, можно, но всё же необходимо изучить новый законодательный акт. Акт об изменениях в структуре судебных приставов был утвержден правительством России еще год назад.

Этой структуре был присвоен статус «особой категории». Все пристава поделены на группы, каждая из которых получила свои должностные обязанности. Повышены и квалификационные требования: все пристава должны иметь образование не ниже институтского.

Конечно, значительное число приставов будет уволено, другим предоставят работу помощников приставов с обязательным условием повышения своего уровня образования.

Изменения неизбежны

Все эти изменения приведут неизбежно к изменению оплаты труда приставов. Так повысят ли зарплату судебным приставам в 2017 году? Вопрос обязательно решится положительно. Помощникам приставов надеяться на большую зарплату, пожалуй, не стоит.

Особо положительным моментом можно считать то, что каждый работник этой нужной людям службы теперь имеет реальную возможность осуществить карьерный рост. Как бы грустно не было, но отметить нужно: более 30% работников службы приставов будет уволена.

Свежие новости о том, что произойдет увеличение заработной платы приставам. Предполагаются выплаты стимулирующего плана от 50% до 100% работникам, имеющим отличные показатели в работе.

Чтобы ориентироваться в своей зарплате, принципах ее начисления, работник должен хорошо знать критерии, из которых исходит начисление зарплаты каждому реальному работнику. Критерии должны быть едиными по всей системе и обязательными для всех, от кого зависит начисление зарплаты.

При начислении заработной платы приставам будет учитываться уровень знаний, и для того, чтобы определить этот уровень, будет работать специальная аттестационная комиссия. Проводимое регулярно тестирование будет способствовать качественному улучшению работы приставов. Конечно же, этот подход будет эффективным стимулятором к повышению образовательного уровня, качества работы. Повышение планируется.

Повышение зарплаты планируется

Однозначно: будет сокращение приставов в 2017 году, и довольно значительное. Сокращение произойдет по нескольким направлениям:

  • По образовательному уровню. Это, пожалуй, главный критерий;
  • По эффективности работы сотрудника;
  • По структурным перестройкам сокращения коснутся 30% работников.

Повышение зарплаты Министерством финансов планируется. Как было упомянуто выше, повышение зарплаты будет зависеть от нагрузки работника. Больше нагружают разными обязанностями – больше платят. Уменьшается его заработная плата или увеличивается только через это. Надбавки ожидаются приличные – от 50% до 100%. Повышение носит плановый характер и составит не менее 30%.

Мнение экспертов однозначно: повышение зарплаты обязательно состоится. Единственный недостаток их позиции в том, Что нет совпадения во мнении с Министерством финансов. У министерских работников намного больше оптимизма. Эксперты считают, что даже оптимизация не позволит наполнить бюджет необходимыми средствами.

В 2017 году должно произойти то, о чем мечтали давно: индексация окладов приставов на 2017 год.

В 2017 году может решиться положительно о начислениях процентов на суммы, которые, благодаря усилиям приставов, были взысканы с населения по исполнительным листам. Вопрос ожидает обсуждения в правительстве, и, может быть, обретет правовую окраску.

Если бы случилось так, что решением Государственной Думы был бы изменен статус службы приставов, и они были бы приравнены к правоохранительным органам, картина стала бы совершенно иной.

Увеличение зарплаты троекратно устроило бы приставов: именно столько получает работник силового ведомства. Кроме этого, такой исход событий значительно повысил бы престижность этой новой для российской действительности профессии.

Благополучным положение с кадрами никак не назовешь. Профессия судебного пристава не привлекает молодежь, да и людей более солидного возраста тоже. Повышение зарплаты судебных приставов в 2017 году в России позволило бы окончательно и успешно закрыть тему не только заработной платы, но причиной кадровой текучки, причиной которой является низкая зарплата.

Положителен факт признания положения с заработной платой судебных приставов несправедливой, о чем напрямую говорят и в Министерстве финансов РФ. Именно положение с заработной платой не привлекает в систему талантливых высокообразованных людей.

Повышение зарплаты через перестройку структуры

В Государственной Думе находится проект, который будет являться знаковым и для 2017 года. Условие коренных перемен одно: этот судьбоносный проект должен обрести силу закона. Повышение зарплаты судебных приставов последние новости состоится, и должно оно быть обязательно.

Что же произойдет, если статус судебного пристава изменится:

  1. Пристава получат право применять оружие;
  2. Любые меры физического воздействия;
  3. Требования пристава обязательно для исполнения;
  4. Все решения буду применяться строго по закону;
  5. Предполагается присвоение званий офицера;
  6. Предусмотрена надбавка за выслугу лет;
  7. Дополнительный отпуск;
  8. Введение должности пристава – дознавателя.

Полномочия, как видно, ничем не отличаются от полномочий офицера полиции. К работникам службы судебных приставов будут предъявляться высокие требования:

  1. Ежегодная обязательная переаттестация;
  2. Пристава будут проверяться на полиграфе;
  3. Обязательная проверка крови на содержание алкоголя, наркотиков;
  4. Обязателен диплом юриста или экономиста.

Повышение зарплаты приставам в России – дело времени. Возможно, 2016 год станет переломным годом в жизни судебных приставов, да и судебной системы вообще. Мы являемся новой свидетелями создания новой структуры. В этой системе так много нового, что думать о том, что задача повышения заработной платы является первичной, было бы ошибочно. Создание новой структуры изменит неудовлетворительное материальное положение судебных приставов

Сложна и опасна работа судебного пристава. Ведь многие в наши дни не хотят платить по своим обязательствам, а также исполнять иные решения. Так что большей частью они делают это только при наличии судебного распоряжения, да и то, не особо охотно.

А вот нужда взимать должное по исполнительным листам как раз и является должностной обязанностью судебного пристава. Конечно же, за такую неблагодарную работу приставы должны получать хорошую зарплату. Только в реальности все не так. Так что давайте посмотрим новости, которые касаются повышения ЗП судебным приставам в 2017 году.

Что должны делать судебные приставы

Судебные приставы являются работниками сферы исполнительного судебного производства. Очень часто их еще называют исполнителем законов. К основным обязанностям данного сотрудника надо отнести контроль за соблюдением судебных решений. Это требование, как правило, вернуть долги разного рода: штрафы, алименты, налоговые просрочки и так далее.

Работа сотрудников может быть очень опасной, ведь среди неплательщиков большей частью люди маргинальные: употребляющие наркотики, алкоголь и так далее. Есть, конечно же, и нормальные граждане, которые отличаются агрессивным характером. Так что сталкиваться с такими – удовольствие не из приятных.

Что сегодня думают на счет работников

В наши дни в Государственной Думе рассматривают вопрос о приравнивании судебных приставов к правоохранительным органам. Такой статус даст сотрудникам исполнительной службы больший вес, а также позволит им претендовать на получение существенных льгот и надбавок к денежному довольствию. Например, зарплата сотрудника силового ведомства в три раза больше, чем у приставов.

Благодаря тому, что судебному приставу поднимут зарплату, сотрудники такой отрасли смогут чувствовать себя увереннее. В наши дни профессия судебного пристава не является довольно востребованной, да и в ведомстве можно увидеть сильную текучку. Все это связано с тем, что судебные приставы получают очень неприличный оклад.

У низших чинов заплата фактически не превышает 10 тысяч рублей. Чины повыше тоже не обеспечены принципиально лучше – средний оклад в такой сфере колеблется где-то около 25-27 тысяч рублей. Конечно же, достойно жить на такую сумму нельзя. Молодые специалисты, в результате, особо не хотят задерживаться на такой службе.

Что будут планировать по поводу приставов и размеров их зарплат в 2017 году

Министерство финансов и представители ведомства продумывают, как в наши дни выровнять несправедливость, что появилась с заработными платами приставов. Так что и было запланировано повышение окладов. Причем размер надбавки планируется большой – от 50 до 100 процентов.

Только, стоит сказать, что размер надбавки будет напрямую зависеть от нагрузки специалиста: соответственно, чем она выше, тем больше зарплата. Повышение оклада судебному приставу в 2017 году в стране обязательно должно состояться и по плану должно быть равно 30 процентов.

Также имеется вариант, что повышение окладов частично будет проведено за счет сокращения сотрудников. Сегодня уже можно заметить тенденцию к сокращению штатов и оптимизации ведомств. Благодаря этому, можно высвободить свободные финансы на выполнение социальных обязательств перед работниками. Естественно, разговоров о массовых сокращениях не идет, но ряд работников все же будет без работы.

Мнение экспертов по данному вопросу

Эксперты почему-то уверены, что повышение окладов федеральным госслужащим в судебной системе 2017 года обязательно должны состояться. Только оно не будет настолько оптимистичным, как говорили в Минфине и руководстве ведомства. Даже при помощи оптимизации очень проблематично добиться достойного пополнения казны.

Ведь по зарплате судебные приставы – бюджетники. И, как правило, им зарплату индексируют по уровню инфляции. Сложность данных начислений в 2017 году связана с тем, что официальная инфляция, что была объявлена Центробанком, существенно ниже, чем реальная. В правительстве о ней отозвались в районе 6 процентов.

Правда, позже пошли разговоры о том, что уровень ее может повыситься до 12 процентов. А по факту она существенно выше. Да и убедиться в этом можно легко – достаточно прийти в любой магазин и посмотреть на цены товаров.

Похожие материалы


С октября 2019 года судебным приставам, как и всем федеральным служащим, повысят оклады на 4,3%. После индексации приставы-исполнители будут зарабатывать 16 000–21 000 руб. Это только первый этап программы по совершенствованию системы материального стимулирования, в результате которой должна вырасти не только гарантированная часть денежного содержания сотрудников ФССП, но и выплаты за эффективность работы.

Будет ли повышение зарплаты судебных приставов в 2019 году

Судебные приставы, как представители исполнительной власти, выполняют нужную, но психологически сложную деятельность. Работа по розыску злостных должников, удержанию долгов по просроченным кредитам, прочим материальным и финансовым обязательствам, надзор за исполнением судебных актов, решений уполномоченных должностных лиц и органов, обеспечение деятельности судов – это только часть обязанностей, которые выполняются сотрудниками ФССП.

Из-за специфики деятельности работникам этой сферы приходится сталкиваться не только с бюрократическими преградами, огромной загруженностью и переработками, но и негативным отношением должников и взыскателей. Но самая большая проблема структуры – это недофинансирование. Именно низкие зарплаты – основная причина текучки в ФССП.

О необходимости повышения престижа государственной гражданской службы президент говорил еще в 2016 г., когда был подписан указ об «Основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2016–2018 гг.». Но пожелания так и остались на бумаге. В процессе реформирования структуры ФССП проводилось сокращение штата, укрупнение отделов, вводились новые должности и обязанности, но заработки сотрудников так и остались на прежнем уровне.

После анонсирования в сентябре 2019 г. увеличения ассигнований на «материальную мотивацию» чиновников в 2019–2020 гг. появилась надежда на изменения и в области оплаты труда судебных приставов. Опасения, что новость – это вновь «пустые» обещания, напрасны. Соответствующие суммы уже заложены в проект федерального бюджета на 2019 г., согласно которому на стимулирование труда госслужащих будет выделено в плановом периоде 138,6 млрд руб. В дальнейшем размер ассигнований будет увеличен до 208,9 млрд руб. в 2020 г.

До конца 2018 г. будут подготовлены мероприятия и изменения в законодательстве, согласно которым вырастет не только гарантированная часть денежного содержания служащих ФССП, но и стимулирующие выплаты. Конкретные меры по улучшению системы материального стимулирования будут озвучены Минтрудом после окончательной «проработки вопроса».

На сколько повысят зарплату

Судебных приставов младшего и среднего звена нельзя назвать высокооплачиваемыми работниками. Их заработки существенно отличаются от оплаты труда высшего руководства.

Поэтому цель реформы – не просто повышение зарплаты судебным приставам в 2019 г. по принципу общей индексации, а доведение доходов всех служащих до приемлемого уровня за счет введения новых или повышения стимулирующих выплат, начисляемых за эффективную работу.

Однако по состоянию на начало ноября 2018 г., схемы начисления новых доплат не известны. Доподлинно известно, что в бюджет следующего года заложен рост окладов всех госслужащих, в том числе и работников ФССП, независимо от ранга и занимаемой должности.

Законом предусмотрен рост обязательной части денежного содержания на 4,3%. Информация о прочих надбавках будет озвучена после утверждения новых законодательных актов, регулирующих правила выплаты заработной платы чиновникам.

В дальнейшем оклады будут также планомерно расти на 3,8% в 2020 г. и 4% в 2021 г.

Сроки повышения

На протяжении 4 лет с 2014 г. оклады судебных приставов не индексировались. Потому после январского повышения зарплат в 2018 г. начали распространяться новости о переносе сроков индексации на январь на постоянной основе.


Однако перерасчет окладов в январе 2018 г. – это была «разовая акция», инициированная президентом страны в преддверии выборов. В дальнейшем сроки повышения денежного содержания работников ФССП будут снова сдвинуты на октябрь, о чем сообщается в приложении к проекту федерального бюджета.

То есть, судебные приставы на протяжении первых 3 кварталов 2019 г. будут получать зарплату в прежнем размере. И только с октября оклады насчитают с учетом 4,3%-го роста. Такая схема индексации сохранится и в последующие 2 года.

Какая будет зарплата судебных приставов

Чтобы понять, как изменятся заработки в структуре ФССП, необходимо разобраться, на какую часть денежного содержания распространяется индексация.

Базой для расчета зарплат судебных приставов являются оклады:

  • за занимаемую должность;
  • за присвоенный классный чин.

Именно эти значения будут увеличены в 1,043 раза. Кроме этого, повысятся и выплаты, привязанные к окладам:

  • ежемесячное денежное поощрение, приравненное к 1 должностному окладу;
  • ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы, которая исчисляется в процентном выражении к окладу за должность и составляет 120–150% для первых руководителей в аппарате управления, 90–120% для руководящего состава, 60–90% для среднего звена и менее 60% для обеспечивающих специалистов младшего звена.

Что касается дополнительных выплат, премий по результатам работы, прочих стимулирующим платежей, повышение затронет только те прибавки, которые прямо или косвенно зависят от размера оклада.

Таблица 1. Рост окладов за занимаемую должность судебных приставов в 2019 г.

Должность Оклад
2018 г., руб. С октября 2019 г., руб.
Межрегионального уровня Местного уровня В городах федерального значения Межрегионального уровня Местного уровня
Аппарат управления
Руководитель территориального органа ФССП – главный судебный пристав субъекта 8 603 7 869 7 169 8 973 8 207 7 477
Заместитель руководителя территориального органа ФССП – заместитель главного судебного пристава субъекта 7 765 7 258 6 471 8 099 7 570 6 748
Помощник руководителя территориального органа 5 597 5 073 5 838 5 291
Начальник отдела 6 295 5 597 6 566 5 838
5 947 5 246 6 203 5 472
Главный специалист-эксперт 4 723 4 926
Консультант 5 421 5 654
Судебный пристав 4 723 4 926
Ведущий специалист-эксперт 4 374 4 562
Специалист-эксперт 4 023 4 196
Старший специалист 1 разряд 4 023 4 196
2 разряд 3 848 4 013
3 разряд 3 675 3 833
Специалист 1 разряд 3 324 3 467
2 разряд 2 976 3 104
3 разряд 2 625 2 738
Структурные подразделения
Начальник отдела –
старший судебный пристав
5 654
Начальник отдела
Старший судебный пристав 5 472
Заместитель старшего судебного пристава
Заместитель начальника отдела
Главный специалист-эксперт
Судебный пристав-исполнитель
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Ведущий специалист-эксперт 4 562
Специалист-эксперт 4 023 4 192
Старший специалист 2 разряд 3 848 4 013
3 разряд 3 833
Специалист 1 разряд 3 324 3 467
2 разряд 2 976 3 104
3 разряд 2 625 2 738

Второй оклад выплачивается за присвоенный классный чин юстиции или классный чин гражданской службы, который также подлежит перерасчету.

Таблица 2. Рост окладов за классный чин приставов

Классный чин Размер оклада, руб.
2018 г. С октября 2019 г.
1 класс 2 класс 3 класс 1 класс 2 класс 3 класс
Присвоенные классные чины гражданской службы
Действительный государственный советник 3 237 3 062 2 886 3 376 3 194 3 010
Государственный советник 2 625 2 450 2 277 2 738 2 555 2 375
Советник государственной гражданской службы 2 012 1 839 1 663 2 099 1 918 1 735
Референт государственной гражданской службы 1 576 1 314 1 227 1 644 1 371 1 280
Секретарь государственной гражданской службы 1052 965 790 1 097 1 006 824
Присвоенные классные чины юстиции
Действительный государственный советник юстиции 3 237 3 062 2 886 3376 3 194 3 010
Государственный советник юстиции 2 625 2 450 2 277 2 738 2 555 2 375
Советник юстиции 2 012 1 839 1 663 2 099 1 918 1 735
Юрист 1 576 1 314 1 227 1 644 1 371 1 280

Деятельность приставов, требования к ним, а также другие детали их работы регламентируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ. Более подробно требования к специалистам такого рода содержатся в Приказе ФССП России от 07.03.2018 № 80.

Права и полномочия

Судебные приставы являются государственными служащими. Из этого следует, что на них распространяются нормы . Существуют два вида приставов:

  • исполнители — именно в их полномочиях обеспечение вступления в силу решений суда;
  • по обеспечению установленного порядка деятельности судов — следят за соблюдением порядка ведения заседаний суда.

Среди основных обязанностей этих служащих:

Служащие этого рода наделены весьма широкими правами в рамках достижения поставленной цели. В частности, они имеют право:

  • запрашивать у работодателя информацию о должнике;
  • проникать в помещение, занимаемое должником и арестовывать имущество;
  • арестовывать счета и ценности;
  • пользоваться помощью сотрудников органов внутренних дел, ФСБ, а также миграционной службы;
  • применять физическую силу и огнестрельное оружие, если иные методы воздействия не привели к положительному результату.

Судебный пристав: зарплата 2017-2018

Познакомившись с некоторыми нюансами деятельности этих служащих, можно сделать вывод, что их работа сопряжена с высокими рисками, а также психическим и физическим напряжением. В связи с этим можно сделать поспешный вывод, что их труд должен быть весьма достойно вознагражден.

Однако изучив вакансии на официальном сайте Роструда по трудоустройству, можно отметить, что зарплата судебных приставов в 2017 году, так же как и в нынешнем, не столь велика. Она варьируется в пределах от 15 000 до 70 000 рублей. При этом самые высокие зарплаты работодатели сулят специалистам, планирующим работать в Магаданской, Мурманской, Архангельской областях, а также в Красноярском, Хабаровском краях и других регионах севера и Дальнего Востока России.

Зарплата у судебных приставов в 2017 году в Москве и Санкт-Петербурге была на уровне от 16 000 рублей до 40 000 рублей. Такие же цифры сохранились и в этом году.

Несмотря на последнее повышение зарплаты судебным приставам в 2020 году, которое состоялось на основании Приказа от 27.02.2018 № 63, зарплата служащим была поднята на 4 %.

Судебные приставы - должностные лица, в ведении которых находятся принудительное исполнение постановлений и обеспечение установленного порядка проведения заседаний. Их деятельность регулируется федеральным законом № 118, который был принят еще в 1997 г. По мнению многих чиновников, в том числе руководства самого ФССП, он давно нуждается в изменении.

О новых разработанных законопроектах, призванных коренным образом поменять положение судебных приставов и сменить действующий ФЗ № 118, Минюст рапортует ежегодно, начиная с 2007 г. Текст документов, как и результат, не меняется. Так будет или нет проведена реформа ФССП в 2016–2019 гг.?

ФЗ № 118 о судебных приставах

Федеральный закон № 118 от 21.07.1997 содержит положения:

  • о территориальной и кадровой структуре ФССП;
  • о требованиях к кандидатам в приставы и процедуре занятия должности;
  • о полномочиях руководящих должностных лиц ФССП;
  • о правах, обязанностях, задачах приставов разных категорий;
  • о социальном, финансовом и материальном обеспечении работы ФССП.

Помимо закона, деятельность судебных приставов регулирует ФЗ № 229 от 02.10.2007. Он содержит процедуры исполнительского производства, сроки, порядок ареста и реализации имущества и т. д. Общие положения о Федеральной службе, ее задачах, территориальной и кадровой структуре описаны в Указе Президента № 1316 от 13.10.2004 г.

Основной ФЗ № 118 был принят еще в 1997 г. Последняя редакция относится к июню 2019 г. Все планы по поводу замены этого ФЗ более новым, который кардинальным образом изменит статус ведомства с гражданского на правоохранительный, а также введет новую систему мотивации, остались на уровне разговоров. В феврале 2019 г. была принята последняя на сегодняшний момент попытка внести на рассмотрение Госдумы, законопроект «О ФССП». Далее обсуждения на одном заседании Правительства он не прошел. Таким образом, в конце 2019 г. действующей остается редакция ФЗ № 118 от 03.07.2016 г.

Федеральный закон критикуется с 2007 г. Существующая система позволяет добиваться исполнения только 50 % постановлений о взыскании, из них половина - это внесудебные решения. Причина невыполнения планов - плохая мотивация приставов, большая текучка кадров на фоне постоянного увеличения нагрузки. Каким образом государство планирует исправить это положение?

ФССП сегодня

ФССП - подведомственная Минюсту РФ государственная гражданская структура. Возглавляется директором. В каждом субъекте РФ (Архангельская область и Ненецкий АО «объединены» в один) действует территориальный орган (аппарат управления), который контролирует работу подразделений на местах.

ФССП выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает деятельность судов (доставляет ответчиков, охраняет залы заседаний, арбитров, свидетелей и присяжных, помогает в розыске и дознании и т. д.);
  • принудительно приводит в исполнение судебные и иные акты (взыскивает долги по налогам, алиментам, штрафам, возмещениям);
  • исполняет в пределах своей компетенции решения судов по уголовным делам.

Сотрудники Федеральной службы имеют право входить в помещения, в том числе жилые (а при необходимости и вскрывать их), проверять документы у подозреваемых, проводить личный досмотр. Приставы-исполнители вправе также запрашивать и получать сведения о должнике от работодателя, задерживать и арестовывать имущество, оценивать, учитывать и реализовывать его. При розыске гражданина информация о нем ищется через другие госведомства (налоговую, миграционную службу) и по иным каналам, в том числе с помощью социальных сетей и родственников.

Все требования ФССП должны беспрекословно выполняться; в противном случае уклонистам грозит административная ответственность. Если действия приставов кажутся гражданину или организации незаконными, они вправе оспорить их у вышестоящих сотрудников службы или в суде.

В приставы берут граждан России от 21 года, обладающих достаточной квалификацией, личными и деловыми качествами, физическим и психологическим здоровьем. Перед приемом на работу кандидаты проходят тестирование на предмет алкогольной и наркотической зависимости. Каждый судебный пристав, вступивший в ряды ФССП, приносит присягу верности.

Сотрудники ФССП - должностные лица на гражданской службе. В соответствии с этим, они получают классные чины (юрист или советник юстиции, если требование к должности - высшее юридической образование, которое скоро станет обязательным для исполнителей).

Приставы, обеспечивающие функционирование судов, после прохождения специальной подготовки вправе носить оружие на службе. Исполнители, если необходима защита при изъятии вещей, привлекают к работе сотрудников МВД.

Необходимость перемен

Изменения, которые планирует провести Министерство юстиции, касаются разных сторон деятельности ФССП:

  • кадрового состава;
  • вознаграждения за работу;
  • расширения полномочий судебных приставов;
  • перевода ФССП с гражданской структуры в правоохранительную.

Все эти реформы описаны в законопроекте, который Минюст уже несколько лет пытается провести через Госдуму. Так, сейчас зарплата и соцпакет рядовых работников Федеральной службы сравнимы с тем, что получает за свою работу охранник в супермаркете (15–20 тыс. руб. оклада в зависимости от региона), при этом нагрузка на приставов возрастает из-за текучки кадров и увеличения количества исполнительных дел. После изменений сотрудникам ведомства будут даны дополнительные отпуска и надбавки к зарплате за выслугу лет (от 10 % к окладу), за допуск к гостайне (до 65 %), за выполнение плана (до 100 %).

Процент от взысканного пойдет также на формирование Фонда развития ФССП. Средства из него будут идти на социальные льготы приставов: расширенную медстраховку, санаторно-курортное лечение, образование.

Законопроект предусматривает обязательное требование к кандидатам в ФССП - диплом юриста или экономиста. Сотрудники, которые не имеют высшего образования, будут уволены или переведены на низшие должности помощников (секретарей). Кроме того, всех соискателей планируют проверять на детекторе лжи. Уклонистам от армии по неуважительным причинам в приставы хода не будет.

Планируется также изменить статус службы с гражданской на правоохранительную с введением новых званий и разрешением использовать оружие и физическое давление гораздо чаще, чем сейчас. Прежде всего это касается приставов, которые обеспечивают функционирование судов.

Согласно законопроекту, планируется ввести новую должность - пристав-дознаватель. В его компетенции будет проведение досудебного расследования по делам, отнесенным УПК РФ к преступлениям малой или средней тяжести.

Законопроект предусматривает изменение механизма исполнения постановлений. Например, предлагается забирать имущество лиц, которые аффилированы с должником (то есть взаимосвязаны: супруг, дети, родители), понижать социальный статус уклониста и привлекать к поиску и взысканию негосударственные организации. Речь идет не о коллекторах, а о частных детективах и адвокатах (аналог «охотников за головами» в США).

Часть из этих планов была принята в 2019 г. (требование высшего образование для судебных приставов-исполнителей), часть - предположительно будет в 2019 и 2019 гг.

Реформирование ФССП: перспективы

О необходимости преобразования ФССП, как и других государственных гражданских служб, говорится и в Указе Президента РФ от 11.08.2016 г. № 403. В качестве основных направлений реформирования в документе установлены:

  • повышение зарплаты и престижа госслужбы;
  • упрощение исполнительской деятельности за счет введения электронного документооборота, что позволит приставам проделывать большую часть работы, не выходя из кабинета;
  • совершенствование процедур набора персонала, повышения его квалификации и профессионального роста.

На проведение мероприятий дается срок до 2019 г.

Крупномасштабные перемены, по самым скромным подсчетам, обойдутся государству в 9,5 млрд руб. Началу реформ мешает недостаточность бюджета. Минфин пока не готов платить за такие реорганизации, поэтому законопроект второй год не переходит из Правительства на обсуждение в Госдуму.

Перевод службы в разряд правоохранительных структур повлечет расширение ее полномочий на оперативно-розыскную деятельность, доставление подсудимых, применение физической силы и оружия (в настоящее время для осуществления таких методов воздействия судебные приставы-исполнители вызывают сотрудников полиции). У Министерства юстиции появится своя силовая структура.

Это неизбежно повлечет за собой необходимость расширения штата. Но в 2019 г., когда вступит в силу закон об обязательном образовании для приставов, каждый четвертый сотрудник ФССП покинет службу как несоответствующий требованиям. Таким образом, в ходе проведения реформ неизбежно случится кадровый кризис, выраженный в уменьшении количества специалистов при увеличении нагрузки на них.

Частично рост зарплаты предполагается обеспечивать процентами от исполнительского сбора. Половина этой суммы будет идти на премии особо отличившихся приставов. Это улучшит условия труда работников ФССП, замедлит текучку кадров. По оценкам, зарплата сотрудников вырастет в 2,6–3 раза. Законопроект, как и остальные, не прошел дальше обсуждения в Правительстве, и на рассмотрение в Госдуму даже не вносился. Некоторые боятся, что зависящая от размера взысканного система мотивации превратит судебных приставов в новых коллекторов, которые «выбивают» долги не всегда правовыми методами.

Планы, которые ранее рассчитывали привести в жизнь к началу 2019 г., продлены до 2020 г. Сейчас реформирование Федеральной службы входит в госпрограмму «Юстиция». Она предполагает, кроме прочего, улучшение социальных и материальных гарантий для приставов хотя бы до уровня МВД, ФСБ и других правоохранительных структур. Поэтапные финансирование и реализация имеют гораздо больший шанс на успех, чем резкое и кардинальное изменение существующего ФЗ № 118.

Нововведения 2019 г.

В 2019 г. была реорганизована территориальная структура ФССП. Так как в некоторых подразделениях службы осталось менее 300 человек, финансирование руководящих отделов в отдельных районах и городах признано нерациональным. Теперь местные отделения в субъекте РФ действуют под началом единого регионального аппарата управления, расположенного в административном центре. Соответственные изменения в ФЗ № 118 были приняты 30 декабря 2015 г.

В феврале 2019 г. начала действовать норма, по которой пристав может ограничить должника в специальном праве, в том числе в праве управлять машиной. Это не означает изъятие водительского удостоверения, лишь приостановление его действия. Такую меру не применяют к тем, для кого авто - единственный источник существования или обеспечения жизнедеятельности его и его семьи, инвалидам и гражданам, чей долг не превышает 10 тыс. руб. О возможном ограничении должник узнает из заказного письма-уведомления. Однако вручать копию постановления положено лично, под подпись или в присутствии двух понятых. Наказание за езду в этот временного отстранения - арест или реальное лишение прав на срок до года.

В работу приставов-исполнителей был внедрен электронный документооборот. Граждане, должники и взыскатели, смогут подавать заявления через личный кабинет, а также следить за исполнением постановлений. Онлайн-сервис на сайте ФССН интегрирован с порталом госуслуг.

Исполнительное производство по делам теперь требует гораздо меньше времени: раньше оно тратилось на коммуникации между ведомствами (пересылку писем) и заполнение бумаг (ходатайств, жалоб, отводов) вручную. Кроме того, уменьшились служебные расходы (в 2015 г. только на почтовые марки было потрачено 1,25 млн руб. В 2019 г. эта цифра, по подсчетам, сократится вдвое). Большую часть работы приставы-исполнители делают, не выходя из кабинета. Соответствующие поправки об электронном документообороте вносились в ФЗ № 118 с 2014 г., но только два года спустя работа над созданием единого информационного пространства между Федеральной службой и судами была завершена.

Планы на 2017–2019 гг.

В 2019 г. будут приняты поправки к ФЗ № 118 об обязанности судебных приставов вести реестр коллекторских агентств и о надзоре за их деятельностью. В ведомстве планируется создать новое структурное подразделение - управление по контролю. Из «выбивателей» долгов на законных основаниях продолжат работу лишь те, кто занимался этим раньше профессионально и «непринудительно». По оценкам, из более чем полумиллиона таких организаций останется лишь 10 тысяч. На практике это означает, что между выкупом долга у банков и МФО до суда над должником будет проходить гораздо меньше времени, чем сейчас, однако, действия коллекторов будут контролироваться и оставаться в рамках закона.

Реформы обойдутся ведомству в 1,6 млрд руб., в том числе на зарплаты новым работникам. Планируется увеличить штат Федеральной службы на 1 тыс. человек. Поправки в закон о судебных приставах, скорее всего, будут приняты в январе 2019 г.

Требование о высшем юридическом или экономическом образовании для кандидатов в приставы-исполнители, которое было введено в ст. 3 ФЗ № 118 еще в 2014 г., приостановлено до 2019 г. Связано это с тем, что такая перемена повлечет за собой кадровые перестановки и увольнения, чего в настоящее время ФССП себе позволить не может. На фоне ограничения бюджета и увеличения трат на надзор за коллекторами неизвестно, будет ли реформирована система вознаграждения сотрудников в ближайшие два года.

Необходимость перемен в Федеральной службе понимают его руководители и на себе ощущают рядовые приставы. Однако, из-за дефицита средств радикальных изменений ни в 2019 г., ни в следующем году не произойдет. По мнению экспертов, реальное улучшение может дать только реализация программы «Юстиция», которая предполагает плавные и поэтапные реформы вплоть до 2020 г.