Обеспечению установленного порядка деятельности судов входит. Порядок осуществления принудительного привода граждан судебными приставами, законодательно урегулирован. I. Общие положения

Опыт не нужен

Судебный пристав по ОУПДС (сотрудник Органа принудительного исполнения)

Москва , Профсоюзная

опыт работы не требуется , среднее специальное образование , полная занятость

45 000 - 50 000 руб. Обязанности:

Несение службы в соответствии с Федеральным Законом 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации".

Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов прописаны в ФЗ 118 "О судебных приставах" (ст. 11, 15, 16, 17, 18): обеспечивать в суде безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; - обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания; - поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда; - выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда; - осуществлять охрану здания, помещений суда; - осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда или дознавателя службы судебных приставов; - осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя; - обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей при исполнении служебных обязанностей; - оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; и т. д.

Требования:

В отдел судебных приставов УФССП России по Москве В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ требуются кандидаты на вакантную должность "СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ (ОУПДС)". Мужчины, от 21 года до 40 лет, с хорошей физической подготовкой. Гражданство РФ. Образование средне-профессиональное, высшее. Коммуникабельность, стрессоустойчивость. Наличие военного билета, категория А. Предварительно проводится проверка на судимость, психологическое тестирование и проверка на пригодность к несению службы в условиях применения физической силы, спец. средств, огнестрельного оружия, военно-врачебная комиссия (ВВК). Без проблем с алкоголем и законом, без судимости, в том числе у близких родственников. Опыт работы не требуется. Желательно проживание ЮЗАО г. Москвы.

Условия:
Министерство Юстиции Российской Федерации. Госслужба. Ненормированный рабочий день. Стабильная зарплата, премии. Выслуга лет, спецзвания. Оплачиваемый проезд на общественном транспорте по Москве и Московской области. Ежегодный отпуск от 30 дней. Все соц. гарантии. Собеседование после предварительной договоренности по тел., с 10 до 15 часов в рабочие дни!

Советы юристов:

1. С 2012 работал в ФССП судебным приставам по ОУПДС, в 2018 пошел служить в Росгвардию, засчитать ли мне стаж в ФССП в связи с принятием нового закона.

1.1. Игорь! Ваш стаж в Отделе организации обеспечения установленного порядка деятельности судов ФССП будет засчитан.

Вам помог ответ? Да Нет

1.2. Увы, но не засчитают, так как в выслугу попадает только период после 1.01.2020, то есть с момента, когда начали функционировать органы принудительного исполнения. Служба в ФССП до 1.01.2020 является государственной гражданской службой и в выслугу не засчитывается.

Вам помог ответ? Да Нет

2. Я судебный пристав по оупдс. В какие страны мне запрещено отдыхать?

2.1. Для судебных приставов официально нет никаких запретов относительно выезда за рубеж, это касается как визовых, так и безвизовых стран.

Вам помог ответ? Да Нет

3. Возьмут с судебные пристава по оупдс, с 4 группой предназначения?

3.1. Главные требования при трудоустройстве в ФССП на должность пристава по ОУПДС - это наличие среднего образования и служба в ВС, годных по состоянию здоровья.

Вам помог ответ? Да Нет

4. У судебных приставах, чёрный берет носят СП по ОУПДС или только СП по ОУПДС ГБР?

4.1. Это внутренние решения организации. Не юридический вопрос. Обратитесь к руководству.

Вам помог ответ? Да Нет

5. Гбр фссп и сп по оупдс одно и тоже или нет?

5.1. ГБР - это группа быстрого реагирования. ОУПДСники стоят в судах, следят за порядком в зале судебного заседания.

Вам помог ответ? Да Нет

6. Я устраиваюсь ОУПДС в СПБ нужна ли временная регистрация сам из Оренбурга.

6.1. если будете находиться там более 90 дней - нужна

Вам помог ответ? Да Нет

7. Работаю судебным приставом по ОУПДС считается ли стаж работы как юридический?

7.1. Юридический стаж - эта работа на любой юридической должности имея высшее юридическое образование. В соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ", статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава
1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Таким образом, всё зависит от Вашей должности.. Если Вы не старший судебный пристав, то Ваш стаж, не может считаться юридическим..

Вам помог ответ? Да Нет

8. Идет ли юридический стаж судебному приставу по ОУПДС?

8.1. Да, в СПИ юр. стаж идет.

Вам помог ответ? Да Нет

9. Работаю судебным приставом по оупдс в фссп и попадаю под сокращение. Устроился в мае 2019 года, выслуги нет, отпуск за 2019 год отгулял. На какую сумму рассчитывать?

9.1. В последний рабочий день производится расчет, включающий в себя:
компенсацию занеиспользованный отпуск,
заработную плату за отработанный период,
единовременную компенсацию по сокращению в размере четырехмесячного средней заработной платы.

Вам помог ответ? Да Нет


10. Работаю судебным приставом по ОУПДС в Нижнем Новгороде, попадаю под сокращение. На какую сумму я могу рассчитывать при том, что отпуск я отгулял и выслуги не имею.

10.1. За три месяца вам положен оклад.

Вам помог ответ? Да Нет

11. Я суд. пристав по оупдс. Ввиду предстоящей реорганизации проходим ВК. У меня диагностировали методом ПЦР гепатит С. Соответственно по комиссии меня не пропустили. Насколько это законно и что можно сделать? Спасибо.

11.1. Гепатит С-это серьезное заболевание.
Есть расписание болезней. Комиссия не про пустила на основании этого законно. Нужно серьезно лечиться. Всего доброго!

Вам помог ответ? Да Нет

12. День добрый у Меня такой вопрос уважаемые Юристы я сейчас работаю на должности судебного пристава по ОУПДС это должность младшего состава то есть должность прапорщика у меня звание старший лейтенант офицер запаса могу ли я работать офицером на должности прапорщика?

12.1. Можете. А в чем проблема?

Вам помог ответ? Да Нет

12.2. Андрей! ДА, можете, это же Ваше воинское звание --- старший лейтенант офицер запаса, а должность судебного пристава по ОУПДС ---это специальная должность в структуре ФССП.

Вам помог ответ? Да Нет

13. Я работаю в ФССП СП по ОУПДС с 06.2014 г., имею выслугу 19 лет в МВД. Могу ли я рассчитывать на пенсию по выслуге в органах принудительного исполнения?

13.1. ДА, этот стаж засчитывается для получения льготной пенсии.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Являюсь действующим военнослужащим по контракту, до службы работал судебным приставом по оупдс перешёл на контракт без перерыва, вопрос в связи принятием 328 ФЗ зачтут мне выслугу при исчислении пенсии и надбавок за выслугу лет.

14.1. Служба в ФССП до 1.01.2020 относилась к гражданской службе, в выслугу она не будет засчитываться.

Вам помог ответ? Да Нет

14.2. Андрей, если бы Вы будучи судебным приставом аттестовались в новой Федеральной службе принуждения, а потом бы пошли на воинскую службу по контракту, время Вашей работы в ФССП до поступления на воинскую службу засчитали бы Вам в выслугу лет для назначения пенсии, по нормам ФЗ-328 и ППРФ-941.
Поскольку Вы пошли на воинскую службу до 1.01.2020 года, то это не Ваш случай, увы...

Вам помог ответ? Да Нет

15. С 2003 года по 2015 год служил судебным приставом по ОУПДС. В данный момент прохожу службу по контракту. После вступления нового закона О суд. приставах, может ли мой трудовой стаж входить в выслугу лет.

15.1. Алексей, здравствуйте.
Да. Это прямо указано в новой редакции Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1.

Вам помог ответ? Да Нет

16. Я с 2003 года по 2016 год работал судебным приставом по ОУПДС в ФССП, с 2016 года прохожу службу по контракту в МО, должны ли мне зачитать службу в ФССП к военной выслуге после вступления в силу нового закона о АПИ?

16.1. В выслугу будут засчитывать только период прохождения службы в органах принудительного исполнения после 1.01.2020.
Период до 1.01.2020 относится к государственной гражданской службе, и он в военную выслугу не засчитывается.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Я пенсионер МВД, работаю судебным приставом по ОУПДС. Имею специальное звание "подполковник милиции в отставке. Интересует вопрос: в связи с реорганизацией ФССП в орган принудительного исполнения и назначением на должность дежурного" (потолок - старший лейтенант внутренней службы). Могут ли мне отказать в присвоении специального звания. Заслуженного в системе МВД?

17.1. Сергей, пока практики применения закона нет. Однако, действовать должны ориентируясь на:
Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 44. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, гражданскую службу или муниципальную службу
1. Гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, гражданскую службу или муниципальную службу, при назначении на должности в органах принудительного исполнения первое специальное звание присваивается в соответствии со статьями 39 и 41 настоящего Федерального закона в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом присвоенного специального (воинского) звания, классного чина или дипломатического ранга и продолжительности пребывания в специальном (воинском) звании, классном чине или дипломатическом ранге.

По возможности оставьте отзыв.

Вам помог ответ? Да Нет

18. Проработал 2.8 лет судебным приставом по ОУПДС, сейчас работаю во ФСИН. Вопрос, пойдёт ли стаж работы судебным приставом в выслугу лет?

18.1. Нет не войдет, потому как это разные ведомства.

Вам помог ответ? Да Нет

19. 6 месяцев назад муж устроился на работу судебным приставом по ОУПДС, имея высшее образование. В теч. этих 6 месяцев он прошел обучение по программе профпереподготовки и получил юридическое образование, присвоена квалификация "Юрист". Для перерасчета оплаты труда только начальник службы имеет право предоставить документы о вновь полученном образовании и ряд других документов в кадровую службу? Он этого не делает. Имеет ли он на эти действия законное право?

19.1. Ни чего подобного в ФССП нет, оплата труда не зависит от того какое образование, юр или иное.

Вам помог ответ? Да Нет

20. Закончил пед. колледж музыкант учитель музыки могу ли работать судебным приставом по ОУПДС.

20.1. Судебным приставом можно стать только с 21 года, нужно иметь российское гражданство и законченное высшее юридическое или экономическое образование. У будущего пристава и его ближайших родственников не должно быть судимостей и долгов перед государством.

Вам помог ответ? Да Нет

21. Опоздал на 10-15 мин по вызову пристава (в объяснительной написал, были пробки на дороге).. Пристав по оупдс составил протокол об административном нарушение. Как защитится на суде.?

21.1. Не нужно Вам особо защищаться. Скажете опоздал на 10 минут, из-за того, что пробки на дороге. И добавите, что считаю, что в данном случае, можно было и не составлять протокол.
Опоздал по не зависящим от меня обстоятельствам.

Вам помог ответ? Да Нет

21.2. Поручите юристу подготовку письменного пояснения. Можно пробовать сослаться на малозначительность или использовать иную правовую позицию.

Вам помог ответ? Да Нет

22. Опоздал на 10-15 мин по вызову пристава (в объяснительной написал, были пробки на дороге).. Пристав по оупдс составил протокол об административном нарушение. Как защитится на суде.?

22.1. Володя.
Опоздание на прием к приставу какого бы то ни было подразделения не является административным правонарушением. Обжалуйте действия СП в суде, в порядке Глав 12, 22 Кодекса административного судопроизводства РФ в срок - 10 дней со дня получения Постановления.

Вам помог ответ? Да Нет

23. Заявка СПИ на участие СП по ОУПДС для каких действий целей мой пристав по взысканию долга подал эту заявку.

23.1. Это подано для принудительного привода. Видимо вы не являетесь по вызову пристава в ССП. И он решил вас доставить. Если не хотите этого, то явитесь к нему сами.

Вам помог ответ? Да Нет

24. Имеют ли право судебные приставы по ОУПДС составлять протокол по ст.17.3 КоАП РФ за курение возле здания суда.

24.1. Да, это их прямая обязанность, в том числе по составлению протоколов за такое административное правонарушение, как курение возле здания суда.

Вам помог ответ? Да Нет

25. Входит ли в обязанности пристава по ОУПДС проверять входящих в здание суда людей по программе "страж"? Спасибо.

25.1. Федеральное законодательство это не регулирует, Всё зависит от договора и внутренних документах этого учреждения, утвержденных руководителем.

Вам помог ответ? Да Нет

В судебной практике бывают случаи, когда одна из заинтересованных сторон (истец или ответчик) не приходит на судебные заседания. В таких ситуациях рассмотрение дела может быть отложено, либо суд выносит заочное решение.

Но при рассмотрении уголовных дел необходимо присутствие обвиняемого, либо важного свидетеля. В этих случаях судебными приставами по решению судьи или прокурора осуществляется принудительный привод гражданина в зал судебного заседания.

Процедура принудительного привода урегулирована Приказом Минюста России от 13.07.2016 N 164 «Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов».

Текст приказа представлен ниже:

Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

В целях реализации положений статей 111, 113, 247 Уголовно¬-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52 (ч. 1), ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2706; 2006, № 31 (ч. 1), ст. 3452; 2007, № 24, ст. 2830), статей 27.1 и 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2005, № 19, ст. 1752; 2007, № 31, ст. 4007; 2011, № 29, ст. 4289, № 30 (ч. 1), ст. 4573; 2014, № 30 (ч. 1), ст. 4233, № 42, ст. 5615), статьи 168 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2008, № 24, ст. 2798), статей 116 и 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 10, ст. 1391), Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3590; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2007, № 10, ст. 1156; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3588, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3631, № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 29, ст. 4287, № 49 (ч. 5), ст. 7067, № 50, ст. 7352; 2013, № 14, ст. 1657, № 27, ст. 3477, № 52 (ч. 1), ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, № 11, ст. 1094, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 52 (ч. 1), ст. 7552; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 50, № 10, ст. 1427; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 45), Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2008, № 20, ст. 2251; 2009, № 1, ст. 14, № 23, ст. 2761, № 29, ст. 3642, № 39, ст. 4539, ст. 4540, № 51, ст. 6162; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 7, ст. 905, № 17, ст. 2312, № 27, ст. 3873, № 29, ст. 4287, № 30 (ч. 1), ст. 4573? ст. 4574, № 48, ст. 6728, № 49 (ч. 1), ст. 7014, ст. 7041, № 49 (ч. 5), ст. 7061, ст. 7067, № 50, ст. 7343, ст. 7347, ст. 7352, ст. 7357; 2012, № 31, ст. 4322, ст. 4333; 2013, № 14, ст. 1641, ст. 1657, № 30 (ч. 1), ст. 4039, № 51, ст. 6678, ст. 6699, № 52 (ч. 1), ст. 6948, ст. 7006; 2014, № 11, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 30 (ч. 1), ст. 4217, № 42, ст. 5615, № 43, ст. 5799, № 52 (ч. 1) ст. 7543; 2015, № Ю, ст. 1393, ст. 1410, ст. 1411, ст. 1427, № 14, ст. 2022, № 27, ст. 3945, ст. 3977, ст. 4001, № 48 (ч. 1), ст. 6706; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 11, ст. 13, ст. 45, ст. 64, № 11, ст. 1493, № 12, ст. 1707, № 14, ст. 1910, № 18, ст. 2511), Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4108; 2005, № 44, ст. 4535, № 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, № 12, ст. 1284, № 19, ст. 2070, № 23, ст. 2452, № 38, ст. 3975, № 39, ст. 4039; 2007, № 13, ст. 1530, № 20, ст. 2390; 2008, № 10 (ч. 2), ст. 909, № 29 (ч. 1), ст. 3473, № 43, ст. 4921; 2010, № 4, ст. 368, № 19, ст. 2300; 2011, № 21, ст. 2927, ст. 2930, № 29, ст. 4420; 2012, № 8, ст. 990, № 18, ст. 2166, № 22, ст. 2759, № 38, ст. 5070, № 47, ст. 6459, № 53 (ч. 2), ст. 7866; 2013, № 26, ст. 3314, № 49 (ч. 7), ст. 6396, № 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, № 26 (ч. 2), ст. 3515, № 50, ст. 7054; 2015, № 14, ст. 2108, № 19, ст. 2806, № 37, ст. 5130; 2016, № 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211, № 19, ст. 2672), а также повышения эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов приказываю:

Федеральной службы судебных приставов приказываю:

Утвердить Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

I. Общие положения

1. Привод лица в соответствии с положениями статьи 111, части 1 статьи 113, статьи 247 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статей 27.1 и 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 168 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 116 и части 1 статьи 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также части 5 статьи 24 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — лицо, подлежащее приводу) осуществляется судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебный пристав по ОУПДС) на оснований постановления (определения) суда (судьи), постановления судебного пристава- исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем, а также дознавателя Федеральной службы судебных приставов (далее — постановление (определение) о приводе и инициатор привода соответственно) путем принудительного доставления (сопровождения) лица, подлежащего приводу, к месту вызова инициатором привода.

2. Приводу в качестве меры процессуального принуждения не подлежат лица, перечисленные в части 6 статьи 113 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

II. Организация осуществления привода

3. Постановление (определение) о приводе не позднее дня, следующего за днем его поступления в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или ее территориального органа, регистрируется ответственным за делопроизводство в Журнале регистрации постановлений (определений) о приводе (приложение к настоящему Порядку) и передается для организации своевременного исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, отвечающему за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов (далее — заместитель старшего судебного пристава).

4. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава проверяет постановление (определение) о приводе на предмет указания в нем данных, позволяющих установить судебному приставу по ОУПДС личность лица, подлежащего приводу (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения), предполагаемое место нахождения, дату, время и место, куда должно быть доставлено лицо, подлежащее приводу. В случае отсутствия в постановлении (определении) о приводе необходимых данных старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава информирует об этом инициатора привода.

5. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава поручает исполнение постановления (определения) о приводе судебному приставу по ОУПДС либо в необходимых случаях группе судебных приставов по ОУПДС и назначает старшего группы судебных приставов по ОУПДС.

6. В день осуществления привода старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава определяет и проверяет снаряжение, оборудование, специальные средства, форменную одежду, наличие нагрудных знаков и служебных удостоверений судебных приставов по ОУПДС; решает вопрос об обеспечении судебных приставов по ОУПДС автотранспортом и, при необходимости, боевым ручным стрелковым оружием и патронами к нему; проводит инструктаж с учетом особенностей исполнения каждого привода.

III. Осуществление привода

7. Судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС после получения постановления (определения) о приводе, проведения старшим судебным приставом или заместителем старшего судебного пристава инструктажа приступает к его исполнению.

8. Судебный пристав по ОУПДС или группа судебных приставов по ОУПДС выезжают к месту, указанному в постановлении (определении) о приводе.

9. Судебный пристав по ОУПДС имеет право при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо; при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи)1.

10. По прибытии к указанному в постановлении (определении) о приводе месту нахождения лица, подлежащего приводу, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС:

представляется, называет свою должность и фамилию, предъявляет служебное удостоверение и сообщает цель своего прибытия;

проверяет документы, удостоверяющие личность лица, подлежащего приводу;

объявляет постановление (определение) о приводе лицу, подлежащему приводу, что удостоверяется его подписью в постановлении (определении) о приводе, в случае если лицо, подлежащее приводу, отказывается от подписи в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись;

устанавливает, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода.

11. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (статья 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2003, № 50, ст. 4847; 2008, № 49, ст. 5748; 2014, № 42, ст. 5615).

12. При осуществлении привода судебные приставы по ОУПДС имеют право в случаях и порядке, предусмотренных статьями 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

13. Лицо, подлежащее приводу, после доставления в место вызова инициатором привода по его поручению находится под контролем судебного пристава по ОУПДС или старшего группы судебных приставов по ОУПДС до окончания судебного заседания, совершения процессуальных или исполнительных действий.

14. Об осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС информирует старшего судебного пристава или заместителя старшего судебного пристава с одновременной передачей постановления (определения) о приводе с отметкой инициатора привода, а также письменно уведомляет обо всех случаях возникновения происшествий (при наличии) при доставлении лица, подлежащего приводу.

15. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению привода, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС сообщает инициатору привода, а также старшему судебному приставу или заместителю старшего судебного пристава в письменной форме с приложением копий документов, подтверждающих обстоятельства, препятствующие исполнению привода (при наличии).

Служебная роль судебных приставов обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, состоит в том, чтобы принимать меры, создающие необходимые процедурные и организационные условия для успешного отправления правосудия.

Установленный порядок деятельности, который должен обеспечивать судебный пристав, четко определен действующим законодательством, в частности федеральными законами "О Конституционном Суде РФ", "О Верховном Суде РФ", "О Высшем Арбитражном Суде РФ", "О военных судах", Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, рядом других законов и подзаконных актов. Установленный порядок включает в себя как урегулированные законом процедуры подготовки судебного процесса, ход слушания дела, так и организационные аспекты повседневной деятельности суда, всех его структурных подразделений.

Основные обязанности судебного пристава по ОУПДС:

  • 1. Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей.
  • 2. Выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде.
  • 3. Исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения.
  • 4. Обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время.
  • 5. Поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
  • 6. Взаимодействие с работниками уголовно-исполнительной системы и сотрудниками милиции по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц.
  • 7. Предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений .

Перечисленные меры являют собой сложные охранные мероприятия, состоящие из комплекса различных по характеру и содержанию конкретных действий. Часть из них осуществляется в процессе судебного разбирательства, часть - за его пределами. Некоторые действия судебного пристава могут совершаться на протяжении довольно длительного времени, вне зависимости от того, идет судебный процесс или нет, другие ограничены во времени и пространстве. Одни действия судебный пристав совершает, руководствуясь распоряжением председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании, другие - под руководством своего непосредственного начальника - старшего судебного пристава.

Вместе с тем, может случиться и так, что какие-то действия при одних обстоятельствах будут осуществляться в ходе судебного процесса, а при других - до его начала и после окончания.

Следует особо отметить, что характер и содержание конкретных действий по исполнению той или иной обязанности всегда определяется складывающейся ситуацией.

Так, например, обязанность обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса возлагается на судебных приставов, находящихся в зале судебного заседания. Характер их конкретных действий будет целиком зависеть от того, какое дело (уголовное, гражданское, административное) рассматривается судом, в открытом или закрытом судебном процессе. Обязательно учитываются психологические особенности истца и ответчика, степень общественной опасности совершенного преступления и т.д.

В большинстве случаев для обеспечения безопасности участвующих в деле лиц достаточно одного судебного пристава. Но в некоторых ситуациях необходимо привлекать дополнительные силы и средства.

Порядок принятия решения об установлении персональной охраны судей и других должностных лиц определяется инструктивными материалами МВД РФ, принятыми на основании Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 года.

В соответствии с действующим законодательством при наличии данных, указывающих на потенциальную или реальную угрозу жизни и здоровью, охране подлежат судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели, судебные приставы-исполнители. Механизм государственной защиты этих лиц включает личную охрану, охрану жилища и имущества, выдачу оружия, средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, временного помещения в безопасное место, перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы), переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности. Исполнение закона о государственной защите возлагается на службы и подразделения органов внутренних дел.

Для наделения судебных приставов по ОУПДС функцией по обеспечению личной охраны судей и других участников процесса имеются объективные предпосылки. Именно судебные приставы по ОУПДС, на наш взгляд, должны стать гарантией безопасности не только в здании суда, но и вне его, если имеются реальные угрозы жизни и здоровью лиц, выполняющих какие-либо функции по отправлению правосудия или участию в нем.

Закон возлагает на судебного пристава обязанность выполнения распоряжений председателя суда, а также судьи и председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде. При этом необходимо иметь в виду, что правовой статус перечисленных должностных лиц имеет определенные отличия, которые сказываются на компетенции каждого из них. Председатель суда, наряду с процессуальными, выполняет и организационные функции. Когда он рассматривает какое-то дело, то пользуется всеми полномочиями председательствующего в судебном заседании. В то же время председатель суда реализует широкий круг правомочий, которыми наделен как должностное лицо.

Таким образом, компетенция председателя суда и председательствующего в судебном заседании судьи может существенно отличаться. Это не может не сказаться на характере и объеме их распоряжений по обеспечению установленного порядка деятельности суда. Для председательствующего в первую очередь важно соблюдение порядка в зале судебного заседания в период рассмотрения дела и принятия по нему соответствующего решения. Председатель суда отвечает за порядок в здании суда в целом, а также и на территории, относящейся к зданию суда (хозблоки, гараж, иные помещения). Адресованные судебному приставу распоряжения председателя суда могут касаться соблюдения порядка посетителями суда, участвующими в процессе лицами, ожидающими вызова в судебное заседание, и любыми другими лицами, находящимися в здании суда.

Судья, если не выступает в качестве председательствующего, полномочен давать указания судебному приставу по наведению порядка во время приема граждан, при подготовке дела к слушанию, во всех других случаях, когда требуется соблюдение порядка для исполнения им своих функциональных обязанностей .

Распоряжение председателя суда, судьи и председательствующего в судебном заседании отдаются устно и носят для судебного пристава характер приказа. Они могут облекаться в форму инструктажа перед началом судебного разбирательства или какой-то его части, а также устного указания на устранение конкретного нарушения порядка.

Реализация судебным приставом охранительной функции находит свое выражение в исполнении решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам мер процессуального принуждения. В законе «О судебных приставах» эти меры, за исключением привода, не названы. Между тем, вопрос о том, какие именно меры принудительного характера должны быть исполнены судебным приставом, имеет важное практическое значение. Наряду с приводом, это может быть и исполнение решения суда об избрании или изменении меры пресечения, в частности, взятие под стражу подсудимого прямо в зале судебного заседания, а также исполнение решения об удалении из зала суда лиц, нарушающих порядок в ходе судебного разбирательства. В соответствии с УПК РФ, если подсудимый нарушает порядок во время судебного заседания или не подчиняется распоряжениям председательствующего, он предупреждается о недопустимости подобных действий впредь и о том, что при повторении таких действий он будет удален из зала судебного заседания. В случае попытки подсудимого нарушить порядок, суд выносит определение об удалении подсудимого из зала судебного заседания. Также по определению суда из зала суда могут быть удалены при нарушении порядка или неподчинении распоряжениям председательствующего гражданский истец, гражданский ответчик, потерпевший и их представители, эксперт, специалист и переводчик. Таким образом, чтобы судебный пристав приступил к исполнению решения суда или судьи об удалении кого-то из названных участников процесса, суд должен огласить соответствующее определение. Граждане, присутствующие в зале, в том числе и такие участники процесса, как свидетели, при нарушении порядка удаляются по устному распоряжению председательствующего без вынесения о том специального определения.

Аналогичная мера процессуального принуждения применяется и в гражданском процессе. Так, при повторном нарушении порядка суд может вынести определение и удалить из зала судебного заседания истца, ответчика, третьих лиц, их представителей, свидетелей, экспертов, переводчика. Присутствующие в зале заседания граждане при нарушении порядка удаляются по устному распоряжению председательствующего. В случае массового нарушения порядка гражданами, присутствующими при разбирательстве гражданского дела, суд вправе принять решение об удалении из зала суда всех граждан. Председательствующий дает об этом указание судебному приставу, который обязан его немедленно исполнить.

Последствия неявки в судебное заседание свидетеля или эксперта при разбирательстве гражданских дел регламентированы ГПК РФ. Если суд признает причины их неявки неуважительными, он вправе подвергнуть виновных штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. И только при неявке по второму вызову суд принимает решение о принудительном приводе.

Несколько иначе рассматривается институт привода в уголовном процессе. При неявке свидетеля или эксперта без уважительной причины суд вправе подвергнуть их приводу без предварительного наложения денежного взыскания. Однако штраф все-таки может быть наложен одновременно с принятием решения о приводе. Таким образом, решение о приводе того или иного участника судопроизводства в уголовном процессе может быть принято только после неявки без уважительных причин по первому вызову, тогда как в гражданском процессе решение о приводе принимается только после неявки по второму вызову.

Впервые в правоприменительной практике об исполнительном производстве предусматривается возможность применения привода в случае неявки без уважительных причин по вызову к судебному приставу-исполнителю или к месту совершения исполнительных действий граждан и должностных лиц. В соответствии со ст.87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель выносит постановление о приводе, которое утверждается старшим судебным приставом, после чего передается для исполнения судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Решение суда или судьи о приводе направляется для исполнения в районное или межрайонное подразделение судебных приставов, а в неотложных случаях вручается судебному приставу прямо в зале судебного заседания. Определение суда или постановление судьи о приводе участника процесса не нуждается в утверждении со стороны старшего судебного пристава .

Охрана зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений тесно связана с деятельностью судебного пристава по поддержанию общественного порядка в судебных помещениях, предупреждению и пресечению всевозможных правонарушений, задержанию правонарушителей. Все эти действия в конечном счете призваны обеспечить установленный порядок деятельности судов не только при рассмотрении и разрешении дел, но и в повседневной работе судей и аппарата суда по приему граждан, подготовке дел к слушанию и т.д. Эти вопросы будут раскрыты во второй главе данной выпускной работы.

Обязывая судебных приставов обеспечивать охрану судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, закон тем самым определил и пространственные рамки этого направления их деятельности.

Охране подлежит само здание суда, а при необходимости - подходы и подъезды к нему, хозяйственные блоки и помещения вспомогательного назначения. Отдельно охраняются совещательные комнаты и судебные помещения. К последним относятся прежде всего залы судебных заседаний, кабинеты судей, комнаты для свидетелей, камеры для содержания под стражей подсудимых, канцелярия, архив, другие помещения в здании суда. Порядок охраны, тактика действий судебных приставов в обычных и экстраординарных ситуациях регламентируются ведомственными нормативными актами и специально разработанными на этот счет рекомендациями.

Охрана зданий судов не преследует цели ограничить возможность обращения населения к правосудию. Любой гражданин вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в любой суд на территории Российской Федерации, и никто не может помешать ему воспользоваться своим конституционным правомочием. Охрана здания суда должна обеспечивать возможность нормального рассмотрения всех категорий судебных дел. Связанные с этим ограничения входа граждан в здание суда должны носить разумный характер и ни в коем случае не ущемлять их конституционных прав на доступ к правосудию.

Деятельность судебных приставов по охране суда, свидетельских комнат и судебных помещений неразрывно связана со временем работы суда. Об этом прямо сказано в ст.11 Закона «О судебных приставах». В ночное время здания судов должны охраняться силами специализированных охранных предприятий, в частности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, негосударственными охранными структурами и т.д. Только в исключительных случаях, когда имеется информация о возможном проникновении в здание суда в ночное время, в других нештатных ситуациях охрана службой судебных приставов может производиться в круглосуточном режиме работы.

В целях обеспечения безопасности судей, охраны зданий и помещений судов в течение всего судебного процесса, который может продолжаться и сверх рабочего времени, а также в выходные и праздничные дни предлагаем закрепить на законодательном уровне круглосуточный режим рабочего времени судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Охрана зданий и помещений суда является гарантом общественного порядка, который должен быть обеспечен судебным приставом. Ни одно правонарушение, совершенное в здании суда, не должно оставаться безнаказанным. Тем более такие правонарушения, которые вносят дезорганизацию в отправление правосудия, демонстрируют явное неуважение к суду, подрывают престиж судебной власти. К числу подобных правонарушений закон относит предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях проявление неуважения к суду. В первом случае речь идет об административном проступке, суть которого в судебном процессе может выражаться в таких действиях, как неподчинение распоряжениям председательствующего, нарушение порядка во время судебного заседания, а равно в совершении действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам. Во втором - о преступлении, объективная сторона которого выражается в оскорблении участников судебного разбирательства, т.е. действиях, умаляющих честь и достоинство лиц, участвующих в судебном процессе.

Закон требует от судебного пристава предупреждать такие действия, не допускать их как со стороны участников процесса, так и присутствующих в зале граждан. Только в том случае, когда судебный пристав действует четко и умело, немедленно реагирует на чей-то выкрик в адрес адвоката или прокурора, на громкий или чуть слышный комментарий к вопросу судьи и т.п., можно говорить о превентивном воздействии на потенциальных правонарушителей.

Может, однако, случиться и так, что судебному приставу придется пресекать совершенное преступление или правонарушение, выявлять и задерживать правонарушителей порядка. И здесь также необходимы грамотные и решительные действия, позволяющие в минимальные сроки восстановить нарушенный порядок и продолжить расследование дела.

Интересами участников судебного процесса и граждан обусловлены обязанности судебного пристава проверять подготовку судебных помещений к заседанию. Касается это не только судебных помещений в здании суда, но и тех аудиторий, которые используются при рассмотрении дел в выездных заседаниях. Судебный пристав в подобных случаях должен быть заранее извещен о том, где состоится выездное заседание суда, какое дело будет слушаться, в какое время, какая ориентировочно публика будет присутствовать на заседании, а также о наличии подсудимых и избранных им мерах пресечения, если это дело уголовное. С учетом полученной информации, он должен ознакомиться с помещениями, сделать вывод о возможности или невозможности обеспечить установленный порядок в деятельности суда и доложить об этом старшему судебному приставу и судье, в чьем производстве находится дело.

Непосредственно перед началом судебного процесса он обязан проверить готовность судебного помещения к заседанию, убедиться в отсутствии в зале суда посторонних предметов, неисправной мебели, в наличии атрибутов судебной власти и т.д. .

Как правило, с выездными заседаниями суда связывается обязанность судебного пристава по поручению судьи доставить к месту проведения судебного процесса уголовное дело и вещественные доказательства, обеспечивая их сохранность. Такие поручения могут последовать и при рассмотрении дела в здании суда, когда, например, кабинет судьи не имеет прямого сообщения с залом заседаний, а вещественные доказательства хранятся в специально оборудованном для этой цели помещении. В каждом конкретном случае речь идет о принятии повышенных мер безопасности по охране самого уголовного дела. Связано это прежде всего с ростом организованной преступности, попытками заинтересованных лиц воспрепятствовать нормальному ходу процесса путем уничтожения уголовного дела или отдельных его томов и наиболее важных вещественных доказательств.

Одним из важнейших направлений деятельности судебного пристава является взаимодействие с сотрудниками подразделений уголовно-исполнительной системы Минюста России и милиции по конвоированию лиц, содержащихся под стражей. Целью такого взаимодействия является охрана подсудимых и обвиняемых, содержащихся под стражей, и обеспечение их безопасности.

В соответствии с УПК РФ обвиняемый (подозреваемый), его защитник или законный представитель вправе принести жалобу на применение органом дознания, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения. Кроме того, обвиняемый, находящийся под стражей, может принести такую же жалобу и на решение должностных лиц, ведущих процесс, о продлении срока содержания под стражей. Администрация следственного изолятора в течение 24 часов обязана направить эту жалобу в суд. В течение трех суток со дня получения материалов от органов дознания, следователя и прокурора, в которых обосновывается правомерность избранной меры пресечения, судья обязан вызвать в заседание лицо, содержащееся под стражей, и с участием прокурора, а также защитника и законного представителя, если они участвуют в деле, провести судебную проверку законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей. Участие в заседании лица, содержащегося под стражей, признано обязательным. Лишь в исключительных случаях, когда арестованный ходатайствует о рассмотрении жалобы в его отсутствие либо по собственной инициативе отказывается от участия в заседании, рассмотрение жалобы проводится без его участия.

Местом проведения такой проверки является районный суд, на территории которого находится следственный изолятор. Для рассмотрения жалоб на заключение под стражу, а также на продление срока содержания под стражей специально выделяются несколько судей. Судебная проверка законности и обоснованности факта проводится в закрытом судебном заседании, как правило, в одних и тех же залах. С учетом всех этих обстоятельств должен строиться механизм взаимодействия судебного пристава с конвоем.

Несмотря на то, что судебное заседание длится не более одного-двух часов, взаимодействие с конвоем не ограничивается только этим временем. В планах обязательных мероприятий, в инструктивных материалах предусмотрены действия каждой из сторон на этапе доставки в суд, в ходе самого судебного заседания, а также после оглашения судьей принятого решения.

При рассмотрении судом дела по первой инстанции взаимодействие судебного пристава с конвоем носит более долгосрочный характер. Отдельные дела могут быть предметом рассмотрения на протяжении недель и месяцев. Это, естественно, не может не учитываться при организации взаимодействия судебного пристава с конвоем. Дела об опасных преступлениях, совершенных организованными преступными группировками с большим количеством пострадавших и их законных представителей, должны обязательно сопровождаться планами совместных действий как по вопросам охраны подсудимых, так и их безопасности.

При этом запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

Во всех случаях возможного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав обязан:

  • 1. Предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным.
  • 2. Применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным.
  • 3. Обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.
  • 4. Устранить угрозы жизни и здоровью присутствующих в суде лиц.

О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

Как государственный служащий судебный пристав обязан:

  • 1. Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
  • 2. Добросовестно исполнять должностные обязанности.
  • 3. Обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан.
  • 4. Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей, отдаваемые в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных .

Следует иметь в виду, что исполнение незаконного приказа или распоряжения будет влечь для судебного пристава соответствующую ответственность. Малейшее сомнение в правомерности полученного приказа должно повлечь адекватную реакцию: судебный пристав обязан письменно проинформировать о возникших сомнениях своего непосредственного начальника и руководителя, отдавшего этот приказ. Только после письменного подтверждения приказа можно приступать к его исполнению. Однако ни при каких обстоятельствах не исполнять приказа, содержанием которого является уголовно наказуемое деяние.

К обязанностям судебного пристава относится соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, требований должностных инструкций, порядка работы со служебной документацией. Он обязан также хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. На протяжении всего периода службы судебный пристав обязан поддерживать такой уровень квалификации, который позволит ему на достаточном уровне исполнять свои обязанности.

На судебного пристава, как и на любого другого государственного служащего, распространен ряд ограничений. Ему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, если только это не педагогическая, научная или иная творческая работа, он не вправе быть депутатом законодательного органа власти или местного самоуправления; лично или через доверенных лиц заниматься предпринимательской деятельностью, лично или через доверенных лиц, получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) связанные с исполнением должностных обязанностей; принимать участие в забастовках .

Номинация «Организация обеспечения установленного порядка деятельности судов Федеральной службой судебных приставов» (1-е место) А.А. ПАВЛОВА, студентка 2-го курса Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации научный руководитель - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук Е.В. Лазарева

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


Номинация «Организация обеспечения установленного порядка деятельности судов Федеральной службой судебных приставов» (1-е место)

А.А. ПАВЛОВА,

студентка 2-го курса Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

научный руководитель - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук Е.В. Лазарева

Введение

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти. Основные задачи ФССП России - обеспечение установленного порядка деятельности судов и организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. В настоящее время при реализации своих функций ФССП России руководствуется нормами федеральных законов от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Закон о судебных приставах) и от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также другими нормативными правовыми актами.

В зависимости от выполняемых функций судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей. Отличие в характере и содержании их деятельности столь значительно, что уместно говорить о двух разных по своим функциям должностях в рамках одной Службы. И если институт судебных приставов-исполнителей был создан на основе действовавшей ранее системы судебных исполнителей, то формирование подразделений судебных приставов по ОУПДС пришлось начинать с нуля. В этой связи особую значимость приобретают проблемы профессиональной подготовки судебных приставов по ОУПДС, освоения ими знаний, навыков и умений.

Обеспечение установленного порядка деятельности судов - это не просто обеспечение порядка в здании суда и в процессе судебного заседания. Это понятие гораздо более широкое. Судебный пристав по ОУПДС обеспечивает законность и правопорядок в суде, предупреждая и пресекая правонарушения, применяя различные меры воздействия на правонарушителей.

Например, в практике нередки случаи, когда по вине безответственных граждан, которые уклоняются от явки в судебное заседание, срывается судебный процесс. Судья выносит постановление о принудительном приводе уклоняющегося от явки в суд гражданина, а исполнение этого постановления является компетенцией судебного пристава по ОУПДС.

Цель данной работы - определение правового статуса судебного пристава по ОУПДС, исследование теоретических основ административно-правового регулирования деятельности судебных приставов по ОУПДС, а также выявление проблем в практике применения действующего законодательства, регламентирующего основные функции судебных приставов по ОУПДС.

При написании работы использовались исторический, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные специальные методы научного исследования.

Глава 1. Становление и развитие института судебных приставов в Российской Федерации

С появлением сначала княжеского, а затем централизованного государственного управления формы государственного регулирования общественных отношений, связанных с исполнением властных, а позднее судебных решений, приобрели правовой характер. Государство в силу своей природы и возможности применять механизм принуждения к исполнению судебных решений, учреждает специальную должность, которая со времени судебной реформы 1864 года и по сей день называется «судебный пристав». Государство определяет функции и полномочия лиц, занимающих данную должность, порядок организации и деятельности этих лиц, тем самым передавая им часть своих государственно-властных полномочий в сфере исполнения судебных и административных решений, обеспечения установленного порядка в судах и др.

История института судебных приставов насчитывает несколько столетий. Выделяют следующие этапы его становления и развития:

1) начальный этап. В XI-XV вв. исполнение властных решений осуществляли ябедники, мечники, метельники, детские, биричи, приставе, праведщики, сотские и иные предшественники судебных приставов, которые призывались к исполнению своих обязанностей князем и городским вече. Полномочия их были достаточно широки и включали элементы судебной и следственной деятельности;

2) допетровский период (конец XIV-XVII вв.). В это время появились позовники, подверники, недельщики Русского (Московского) государства - особые исполнители судебных решений;

3) петровское время и дореформенный период (XVIII - середина XIX вв.). В период абсолютизма монархии адъютанты Российской империи обеспечивали установленный порядок в судах; функции по исполнению судебных и административных решений были переданы органам полиции и военнослужащим; во время правления императрицы Екатерины II появились полицейские и становые приставы, которые исполняли решения судов и охраняли общественный порядок;

4) дореволюционный период (1864-1917 гг.) стал временем учреждения института судебных приставов и установления их правового статуса. Исполнение судебного решения уже рассматривалось как стадия судебного процесса, обеспечение установленного порядка судопроизводства;

5) в советский период (1917-1990-е гг.) судебные исполнители действовали при судах и имели двойное подчинение -судебному органу и органу юстиции;

6) в современный период (с 1990-х гг. по настоящее время) судебные приставы -государственные служащие органа исполнительной власти, осуществляющие принудительное исполнение судебных и иных решений, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

Каждый из названных периодов характеризуется определенными экономическими, политическими и социальными условиями, что находит свое отражение в содержании государственного регулирования деятельности судебных приставов, в их функциях и компетенции. В государственном регулировании деятельности судебных приставов постепенно закладываются основы административно-правового регулирования.

Как в дореволюционное время, так и в наши дни институт судебных приставов остается неотъемлемой частью правовой системы Российского государства, без которой невозможно представить успешную работу всей судебной системы.

Глава 2. Правоохранительная деятельность судебных приставов по ОУПДС

2.1. Правовой статус и полномочия судебного пристава по ОУПДС

Одной из первых в ряду организационных проблем деятельности ФССП стоит проблема административно-правового статуса судебного пристава, и суть ее не только в недостаточной численности кадров и уровне оплаты труда.

В соответствии с Законом о судебных приставах на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды).

Судебные приставы по ОУПДС осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральными законами от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», от 27.07.2004 № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе в Российской Федерации», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», уже упомянутым Законом о судебных приставах, Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (утв. приказом Минюста России от 03.08.1999 № 226), а также Административным регламентом исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов (утв. приказом Минюста России от 27.12.2006 № 384; далее - Административный регламент)).

Под обеспечением установленного порядка деятельности судов понимаются следующие основные меры:

Обеспечение в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

Обеспечение по поручению судьи безопасности доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

Поддержание общественного порядка в здании, помещениях суда;

Выполнение распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

Осуществление охраны здания, помещений суда;

В случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществление такой охраны;

На основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

На основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

По поручению старшего судебного пристава обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей.

Обязанности и права судебных приставов по ОУПДС регламентируются ст. 11 Закона о судебных приставах. Исходя из норм, содержащихся в этой статье, и в силу специфики функциональных обязанностей судебный пристав по ОУПДС должен обладать необходимыми знаниями и практическими навыками, а также соответствующей физической подготовкой. К лицу, назначаемому на должность судебного пристава, предъявляются следующие основные требования: он должен быть гражданином Российской Федерации в возрасте не моложе 21 года (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2009 № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах"», далее - Закон № 194-ФЗ), имеющим полное среднее или среднее профессиональное образование. Судебный пристав должен быть способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности, связанные с государственной службой.

На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

До недавнего времени при поступлении на государственную гражданскую службу кандидат на должность судебного пристава по ОУПДС не обязан был проходить специальную врачебную экспертизу. Законом № 194-ФЗ на судебного пристава по ОУПДС возложена обязанность проходить военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

На наш взгляд, несмотря на своевременность нововведений, требования, предъявляемые в настоящее время к судебным приставам по ОУПДС как к государственным гражданским служащим, должны быть значительно выше (в том числе в отношении состояния здоровья, образования, опыта работы и т. д.). В связи с чем считаем, что необходима модернизация статуса судебных приставов по ОУПДС и перевод их в категорию лиц, находящихся на правоохранительной службе. При этом в рамках правоохранительного статуса они должны получить дополнительные социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные гарантиям, предоставляемым сотрудникам органов внутренних дел, Федеральной службы исполнения наказаний и т. д.

2.2. Административный регламент деятельности судебного пристава по ОУПДС

Административно-правовое положение судебного пристава определяется его функциями, правовыми гарантиями, принципами его деятельности и т. п., поэтому характеризуется как сложное юридическое явление.

В целях повышения эффективности исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России был разработан и принят Административный регламент, определяющий сроки, порядок и последовательность действий (административных процедур) судебного пристава по ОУПДС. Помимо указанных выше, он предусматривает следующие административные процедуры:

Исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

Оказание содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от дознания, следствия или суда;

Взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

Предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости - задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;

Участие в совершении исполнительных действий.

Федеральным законом от 03.12.2011 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 11 Закона о судебных приставах внесено следующее дополнение, расширяющее круг полномочий судебного пристава по ОУПДС:

По поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Как судебный пристав по ОУПДС может содействовать судебному приставу-исполнителю в осуществлении розыска должника или дознавателю в дознании (за исключением привода должника на основании постановления судебного пристава-исполнителя), законодатель не поясняет. В то же время известно много случаев, когда без участия судебных приставов по ОУПДС исполнительные действия были бы весьма опасны для судебных приставов-исполнителей и других участников исполнительных действий. Задача судебного пристава по ОУПДС - обеспечить беспрепятственный доступ судебного пристава-исполнителя к месту исполнительных действий и при этом гарантировать его безопасность.

Судебные приставы обязаны использовать предоставленные им права строго в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Они имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них задач. При этом условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия строго регламентированы (статьи 15-17 Закона о судебных приставах).

За неправомерное использование физической силы, специальных средств и оружия предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ).

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях судебный пристав вынужден решать поставленные перед ним задачи в условиях жесткого психологического конфликта, принимать ответственные решения и совершать действия в условиях психологического противоборства. Это требует от него знания основ психологии, владения специальными психологическими приемами по выходу из состояния конфликта. Сегодня, к сожалению, еще не накоплен достаточный опыт психологического воздействия судебных приставов на нарушителей порядка в судебном процессе, других лиц, с которыми им приходится общаться по долгу службы.

Многие из судебных приставов по ОУПДС имеют опыт службы в различных силовых структурах, немало тех, кто участвовал в локальных конфликтах. Профессиональная подготовка, в том числе медицинская, проводится постоянно. Ведь при возникновении чрезвычайных ситуаций в здании суда (пожар, теракт, землетрясение и др.) судебный пристав по ОУПДС должен первым оказать помощь гражданам.

Глава 3. Проблемы реализации функций судебных приставов по ОУПДС

Судебные приставы по ОУПДС реализуют охранительные и правоприменительные полномочия. Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 410-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказу ФССП России от 02.05.2012 № 232 «Об организации работы по исполнению постановлений судов о принудительном административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства» судебные приставы по ОУПДС наделены полномочиями по препровождению на основании решения суда иностранных граждан, лиц без гражданства в спецприемники. Однако механизм реализации перехода функций не доработан (прежде эти функции выполняли сотрудники МВД России по представлению ФМС России). Остались нерешенными и вопросы финансирования этой деятельности: так, в Саратовской области на реализацию функции выдворения расходуются средства из бюджета ФССП России, предназначенные для других нужд. Не предусмотрено и увеличение штатной численности Службы. Низкая заработная плата судебных приставов (в среднем 13-15 тыс. руб.) вызывает высокую текучесть кадров. Например, в Саратовской области в мае 2012 года до полной комплектации штата не хватало 55 человек.

Нельзя не сказать и о проблемах, возникающих в административной практике. Круг обязанностей судебных приставов по ОУПДС сейчас шире, чем регламентировано административным законодательством, поэтому возникает ряд ситуаций, когда судебный пристав по ОУПДС не может привлечь правонарушителя к административной ответственности (совместные исполнительные действия, привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю).

Ряд проблем возникает из-за поверхностного контроля деятельности судебных приставов по ОУПДС со стороны руководства Службы. Например, в Таганском и Тверском судах г. Москвы ненадлежащее исполнение обязанностей судебными приставами по ОУПДС повлекло противоправные действия посетителей судов. В этой связи считаем необходимым усилить контроль за деятельностью судебных приставов по ОУПДС. В частности, следует увеличить число внезапных проверок в судах на предмет подготовки судебного пристава к осуществлению пропускного режима. Нужно также ввести ежемесячные экзамены для контроля знаний нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность судебных приставов по ОУПДС, и продумать систему поощрения их работы. Например, в УФССП России по Саратовской области разработана специальная система поощрений приставов за выполнение основных показателей (приказ № 66 УФССП России по Саратовской области).

Кроме того в силу решаемых судебными приставами по ОУПДС задач, полагаем, следует расширить их полномочия в административном законодательстве.

Заключение

В современных условиях деятельность ФССП России, и в частности судебных приставов по ОУПДС, играет важную роль в укреплении законности, защите прав и законных интересов граждан.

Полагаем, что для повышения эффективности их работы необходимо:

Развивать более тесное взаимодействие со службами внутренней безопасности по вопросам антикоррупционной деятельности и борьбы со взяточничеством;

Усилить контроль за степенью физической, правовой и моральной подготовки судебных приставов по ОУПДС;

Повысить заинтересованность судебных приставов по ОУПДС в ответственном исполнении своих обязанностей путем поощрения их работы.

Представляется, что статус судебных приставов по ОУПДС в современных условиях должен быть пересмотрен: государственная служба судебных приставов должна относиться к правоохранительной службе.

Также целесообразно наделить ФССП России полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности. Это положительно скажется на эффективности деятельности самой службы и позволит избежать дублирования отчетности различных служб; ускорится процесс раскрываемости уголовных преступлений, подведомственных ФССП России.

При этом стоит отметить, что судебные приставы по ОУПДС, наделенные правом применения различных мер принуждения, в том числе с использованием оружия, не имеют надежных правовых и социальных гарантий, компенсационных выплат, которыми обладают сотрудники правоохранительных органов, хотя работа судебных приставов по ОУПДС в значительной степени сопряжена с угрозами жизни и здоровью.

В связи с этим видится, что в рамках правоохранительного статуса судебным приставам по ОУПДС необходимы дополнительные социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные гарантиям, предоставляемым в настоящее время сотрудникам органов МВД России, ФСИН России и т. д.

Претензий к судебным приставам, обеспечивающим установленный порядок деятельности судов, сегодня можно предъявить немало. И они в основном справедливы. К сожалению, существующие трудности в обеспечении установленного порядка деятельности судов носят объективный характер. Ведь служба судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов только недавно начала функционировать и постоянно наращивает свой потенциал. Однако уверенность всех участников судебного процесса в собственной безопасности, которая обеспечивается постоянной и качественной работой судебных приставов по ОУПДС, - это залог вынесения справедливого законного судебного решения.

В завершение хотелось бы отметить: авторитет ФССП России складывается на основе результатов ее деятельности, и практика показывает, что он растет. Чем скорее будут продолжены реформы в сфере, подведомственной Службе, тем успешнее будут исполняться поставленные перед ней задачи.

Библиография

1 Работа публикуется с сокращениями.

2 Павин Д.В. Административно-правовой статус судебного пристава // Исполнительное право. 2008. № 4. С. 51.

3 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. 3-е изд. - М.: Норма, 2008. С. 93.

4 См.: Белоусов Л.В., Мартынова В.В. Судебный пристав: статус и организация деятельности. - М., 2009. С. 43.

5 См.: Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. - М., 2010. С. 176.

Поделитесь статьей с коллегами: