Федеральный закон о профсоюзах с дополнениями. Законодательная база российской федерации Федеральный закон 10 о профсоюзах

Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде

1. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

2. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с иными федеральными органами исполнительной власти.

3. Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.


С целью защиты прав работников в 1996-ом году в России был принят федеральный закон, регулирующий функционирование профсоюзах. Его основные тезисы подразумевают возможность для всех граждан создавать определенные объединения. Прежде всего, речь идет о профсоюзах, которые защищают права и гарантии работников. Данный закон определяет место профсоюзов в трудовых взаимоотношениях работник-работодатель. Упоминание профессиональных союзов есть в налоговом (НК РФ), трудовом (ТК РФ) законодательствах, а также в сотнях других нормативных актов.

Федеральный закон о профсоюзах их правах и гарантиях их деятельности

Принят ФЗ под номером 10 был в январе 1996-ого года. Всего данный федеральный закон состоит из шести основных глав. Кроме основных и заключительных положений, это основные права, их гарантии, их защита и ответственность профсоюзов. Всего в настоящее время в состав последней редакции нормативно-правового акта входит 33 статьи.

Суть этого ФЗ РФ отражает статья о предмете регулирования. Таким предметом в этом ФЗ выбраны отношения, которые появляются в результате объединения профессиональных союзов.

Само понятие профсоюзов определяется как добровольное объединение лиц, которые связаны между собой профессиональной деятельностью. Всем без исключения таким организациям отведены абсолютно одинаковые права. Вступить в данное объединение может человек:

  • которые достиг 14-летнего возраста;
  • который ведет трудовую деятельность.

Состоять в профессиональных союзах могут даже те граждан России, которые выехали за пределы страны.

О чем гласит ФЗ о профсоюзах их правах и гарантиях деятельности?

Данный ФЗ определяется целый ряд понятий, связанных с профессиональными союзами. В нем можно найти определения таких понятия:

  • первичная организация;
  • общероссийский и межрегиональный профсоюз;
  • общероссийская ассоциация.

В статье 8-ой установлено, что правоспособной такую организацию могут признать лишь тогда, когда она будет внесена в ЕГРЮЛ. Чтобы зарегистрировать подобное объединение, необходимо обратиться в территориальный орган. Специалистам нужно представить копии устава, решения собраний о создании и перечень участников. На то, чтобы принести документы, у этих организаций есть ровно месяц после образования.

Когда был принят первый о профсоюзах федеральный закон?

История данного понятия и соответствующих ему нормативно-правовых актов начинается в Англии. Именно там рабочие в 18-19 веках начали большими силами бороться за права и гарантии при ведении своей деятельности. Там их объединения назывались трейд-юнионами. По примеру Англии объединяться начали рабочие США, Германии и Франции. Не стала исключением и Россия.

В России данная история началась с манифеста 1905-ого года, когда рабочим было разрешено объединяться. Принять такое решение правительству пришлось из-за того, что массово возрастало рабочее движение. Официально издан нормативный акт был уже в 1906-ом году. Его название — Временные правила о профобществах. Несмотря на различные мнения в общества по поводу содержания этого закона, он оставался единственным в своем роде до 1917 году.

В СССР же и вовсе был создан специальный совет профессиональных союзов, проводивший первый съезды уже в 1918-ом году. Сейчас в России членами этих организация являются десятки миллионов человек.

В ДНР и ЛНР также регулируется деятельность таких объединений. В этих непризнанных республиках даже созданы соответствующие федерации.

Закон о профсоюзах с дополнениями и изменениями на сегодня

В основную редакцию, принятую в январе 96-го, постоянно вносятся дополнения. Это делается посредством принятия других ФЗ, постановлений и определений Конституционного Суда страны. Например, одно из последних дополнений коснулось сферы действия федерального закона. В этом изменении было сказано, что особенности его применения определяются специальными ФЗ еще и для сотрудников войск нацгвардии России. А органы контроля за оборотом психотропных веществ наоборот исключили из данного списка. Также относительно недавно все слова «положение» в тексте федерального закона были заменены словами «устав».

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности *О )

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Российская газета, N 53, 26.03.2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года);

112-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002);

Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002);

86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ (Российская газета, N 252, 16.12.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);

Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ (Российская газета, N 138, 01.07.2004);

Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Российская газета, N 100, 13.05.2005);

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 267, 31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ );

Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 146-ФЗ (Российская газета, N 147, 07.07.2010);

404-ФЗ (Российская газета, N 296, 30.12.2010) (о порядке вступления в силу см. статью 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 404-ФЗ );

185-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 163 Федерального закона от 2 июля

2013 года N 185-ФЗ ).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе учтено:

постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2002 года N 3-П ;

определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2008 года N 1060-О-П ;

22-П .

____________________________________________________________________

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи с 8 по

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и(или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы).

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

1. Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.* 2.4 )

5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Статья 3. Основные термины

____________________________________________________________________

Положения абзацев первого - восьмого настоящей статьи признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации , ее статьям 15 (часть 4 ), 30 (часть 1 ) и 55 (часть 3 ), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - рассматриваются как устанавливающие закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющие профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать профсоюзные организации и структурные подразделения профсоюзных организаций, не упомянутые в данном Федеральном законе - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 22-П .

____________________________________________________________________

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и(или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;

профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации;

профсоюзный представитель (доверенное лицо) - профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;

организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;

работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

член профсоюза - лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные настоящим Федеральным законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.

Особенности применения настоящего Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Следственного комитета Российской Федерации, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами (абзац дополнен с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ ; дополнен с 15 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 404-ФЗ .

Статья 5. Независимость профсоюзов

1. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.*6.1 )

2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.* 6.2 )

3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

Статья 7. Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профсоюзных организациях

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

2. Устав профсоюза должен предусматривать:

наименование, цели и задачи профсоюза;

условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;

территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;

организационную структуру;

порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий;

порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;

порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях;

другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.

3. Устав объединения (ассоциации) профсоюзов должен предусматривать:

наименование, цели и задачи объединения (ассоциации) профсоюзов;

состав участников;

территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;

порядок образования профсоюзных органов и их компетенцию;

местонахождение профсоюзного органа;

сроки полномочий профсоюзного органа;

источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;

порядок внесения дополнений и изменений в устав;

порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации объединения (ассоциации) профсоюзов и использования его имущества в этих случаях;

другие вопросы, относящиеся к деятельности объединения (ассоциации) профсоюзов.

Статья 8. Государственная регистрация профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц

первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя - индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 444-ФЗ)
общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности. В структуре общероссийского профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 444-ФЗ)
общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;
межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. В структуре межрегионального профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 444-ФЗ)
межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 444-ФЗ)
территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 444-ФЗ)

РЕФЕРЕНТ: Положения абз. 1 - 8 ст. 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 15 (часть 4), 30 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - рассматриваются как устанавливающие закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющие профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать профсоюзные организации и структурные подразделения профсоюзных организаций, не упомянутые в данном Федеральном законе (Постановление Конституционного Суда РФ

Работники являются самой незащищенной категорией граждан в трудовых отношениях. Для защиты своих прав и интересов они объединяются в профсоюзы. Закон дает гарантию того, что работники будут защищены от неправомерных действий руководства.

21 год назад был принят главный действующий ФЗ о профсоюзах, описывающий права и круг обязанностей работников, которые входят в это объединение. Вместе с тем были приняты другие нормативные акты (законы), повлиявшие на правовой статус профессиональных объединений:

  • Трудовой Кодекс (ТК РФ), возникший в конце декабря 2001 г.;
  • КоАП РФ, появившийся в то же время, что и ТК;
  • НК, состоящий из 2-х частей (конец июля 1998 и начало августа 2000 г.);
  • АПК от 24 июля 2002;
  • ГПК от ноября того же года.

Также интересы и полномочия профсоюзов предусмотрены в следующих действующих до сих пор Федеральных законах:

  • от апреля 1991;
  • в Конституции РФ от апреля 1993 г., непосредственно в статье 30.

Законы о профсоюзах в России претерпевали множество изменений, некоторые даже были упразднены, как например ФЗ «Об основах охраны труда в РФ».

Описание ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

12 января 1996 года вступил в силу закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Данный закон регламентирует легитимность формирования подобных объединений, регулирует права и функции трудящихся и работодателей, осуществляет надзор за деятельностью профсоюзов и их участием в рабочем коллективе. Это может быть и разработка проекта рабочего соглашения и решение споров в рабочем коллективе.

Закон о профсоюзах состоит из 6 глав и 33 статей:

  • общие положения, рассказывающие о независимости, об уставах, о регистрации и ликвидации подобных профессиональных союзов (статьи 1-10);
  • ключевые права объединений сотрудников (ст. 11-23);
  • гарантии прав профессиональных объединений (ст. 24-28);
  • наказание за нарушение прав профессиональных союзов и их защита в суде (ст. 29-30);
  • за что несут ответственность профсоюзы (ст. 31);
  • заключительные положения закона (ст. 32-33).

Поправки в ФЗ о профкоме вносились в последней редакции от 3 июля 2016 года, чьи изменения и дополнения вступили в силу с наступлением 2017 г.

Скачать о профсоюзах 10-ФЗ

Основные положения ФЗ-10 дают понятие читателям о возможности для всех граждан создавать и вступать в профессиональные союзы. В данном законе о независимом профсоюзе речь идет об объединениях работников, сплотившихся для защиты своих прав. Также закон определяет отношения между работодателем и работником.

Скачать закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в последней действующей редакции можно по .

Последние изменения

Последняя редакция действующего закона о профсоюзах датируется 3 июлем 2016 . Но ее положения вступили в силу в январе наступившего 2017 года.

Статья 7

Статья 7 закона о профсоюзах претерпела небольшие изменения в редакции от 22 декабря 2014 года. Поправка коснулась лишь наименования самой статьи, которое в новой редакции сократилось до «Уставы профсоюзов». Здесь встречается описание правил составления свода правил профессиональных объединений.

Профсоюзы, являясь самостоятельной организационной единицей, сами занимаются разработкой и утверждением свода правил (уставов). Также занимаются созданием профсоюзных органов и определяют их полномочия, занимаются организацией деятельности, проводят собрания и организуют другие мероприятия.

Свод правил для профсоюзов должен содержать по закону:

  • название, задачи и цели профессионального союза;
  • категория людей, объединяемых в профессиональные группы;
  • условия и процедура формирования рабочих объединений, принятие и выход членов из союза работников, их права и круг обязанностей;
  • упоминание территории, где осуществляется деятельность профсоюзного объединения;
  • структура организации;
  • процедура создания и ответственность профсоюзных органов, период действия их полномочий;
  • процедура занесения в устав дополнений и изменений, уплата первоначальных и членских взносов;
  • источник дохода и управление имуществом профессионального союза;
  • физический адрес профсоюза;
  • процедура приостановки деятельности, реорганизации и ликвидации, распоряжение имуществом.

Для ассоциаций трудового объединения, свод правил (устав) должен содержать по закону следующую информацию:

  • название, задачи и цели профессиональных объединений;
  • количество участвующих;
  • пределы территории, где осуществляется деятельность профсоюз;
  • процедура создания и компетенция соответствующих органов;
  • адрес, период исполнения обязанностей профсоюзных органов;
  • источники доходов и их использование;
  • процедура изменения устава, внесение дополнительных пунктов;
  • процедура ликвидации.

Статья 19

В последней редакции закона непосредственно было произведено изменение статьи 19. Она говорит о правах объединений работников контролировать соблюдение положений ТК. Надзор ведется за соблюдением данного кодекса работодателем и решаются вопросы, связанные с нарушениями трудового договора, рабочего времени, отпуска и т. д. Члены профсоюзов, заметившие неправомерные нарушения, имеют право указать на них и потребовать устранения нарушений. Работодатель, получивший претензию от профессионального союза, обязан в недельный срок дать ответ о результатах рассмотрения заявления и принятых мерах.

По закону профсоюзы имеют право формировать собственные инспекции труда и наделять их функциями. Выполняя свои полномочия, происходит взаимодействие с федеральной службой исполнительной власти, которая ведет госконтроль за соблюдением ТК. Инспектор труда имеет возможность свободно посещать и проводить проверку организаций на наличие несоответствий с положениями законов.