Инструкция по соблюдению правил охраны труда и требований безопасности для водителя пожарной машины. Правила по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Требования на прием работы водителя пож

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ФГКУ «Специальное управление

ФПС № МЧС России»

Полковник внутренней службы

И.И. Иванов

«____» ______________ 2018 г.

_____________ № ______________

ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ

(ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ)

Старшего инструктора по вождению пожарной машины - водителя

(наименование должности)

Специальной пожарно – спасательной части №

ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России»

Общие положения

1.1. Старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель специальной пожарно-спасательной части № ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» (далее – СПСЧ № , часть) назначается и освобождается от должности приказом начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» (далее – Управление).

1.2. Руководство деятельностью старшего инструктора по вождению пожарной машины – водителя непосредственно осуществляет старший инженер – руководитель смены.

1.3. Прямыми начальниками старшего инструктора по вождению пожарной машины – водителя (водителя) являются: начальник специальной пожарно-спасательной части, его заместители, старший инженер – руководитель смены.

1.4. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 23.05.2016 N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации, распоряжениями и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», стандартами и инструкциями предприятий (организаций), охраняемых ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», инструкцией взаимодействия ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» с подразделениями ГУ МЧС России по Ростовской области, подразделениями, учреждениями, предприятиями (организациями) в районе выезда подразделения, а также настоящим Должностным регламентом (Должностной инструкцией).

1.6. Режим служебного времени старшего инструктора по вождению пожарной машины – водителя определяется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка сотрудников Специального управления ФПС № МЧС России, утвержденными приказом Специального управления ФПС № МЧС России.

Квалификационные требования

2.1. Старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель должен иметь:

2.1.1. среднее общее образование;

2.1.2. профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, законодательства о службе в федеральной противопожарной службе, о государственной гражданской службе Российской Федерации, о пожарной безопасности; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну; служебного распорядка; правил и норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности;

2.1.3. профессиональные навыки, позволяющие выполнять должностные обязанности;

2.1.4. наличие прав на управление автотранспортным средством соответствующей категории и стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее 5 лет;

2.2. Старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель должен соответствовать по уровню профессиональной и физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности.

Основные задачи

3.1. Основными задачами старшего инструктора по вождению пожарной машины – водителя являются:

3.1.1. осуществление действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МЧС России;

3.1.2. обеспечение в период дежурства постоянной готовности закрепленной пожарной и аварийно – спасательной техники, средств связи к ведению действий по тушению пожаров и проведению аварийно – спасательных работ;

3.1.3. знать назначение, устройство, технические характеристики и конструктивные особенности, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей пожарного автомобиля; правила и инструкции по охране туда при техническом осмотре пожарного автомобиля и обращении с эксплуатационными материалами; нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения; основы психологии и этики водителя; нормативные правовые акты по пользованию средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; теоретические основы безопасного управления транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в различных условиях; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно – транспортных происшествий; приемы оказания первой помощи при несчастных случаях; правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно – транспортных происшествиях;

Пользоваться средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; управлять транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в различных условиях;

3.1.4. знание оперативно-тактической характеристики района выезда подразделения, оперативной обстановки в районе выезда подразделения;

3.1.5. обладание достаточным уровнем профессиональной подготовки для эффективного ведения действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, совершенствование своего уровня подготовки;

3.1.6. соблюдение правил охраны труда, требований пожарной безопасности и санитарно – гигиенических норм;

3.1.7. выполнение мероприятий «Плана приведения специальной пожарно-спасательной части № ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» в готовность к применению по предназначению в мирное время»;

4.1. Старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель имеет право на:

4.1.1. надлежащие условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития;

4.1.2. ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и служебные обязанности, критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, а также с показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в федеральной противопожарной службе;

4.1.3. отдых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.1.4. денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей;

4.1.5. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности;

4.1.6. доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений;

4.1.7. ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности;

4.1.8. приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

4.1.9. защиту своих персональных данных;

4.1.10. продвижение по службе с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы в федеральной противопожарной службе, уровня образования;

4.1.11. прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования;

4.1.12. рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.1.13. проведение по его просьбе, выраженной в письменной форме, служебной проверки;

4.1.14. обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы и (или) в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в федеральной противопожарной службе;

4.1.15. обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.1.16. государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

4.1.17. государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.1.18. медицинское обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.1.19. обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации;

4.1.20. надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы с учетом особенностей службы в федеральной противопожарной службе;

4.1.21. создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов.

4.2. При осуществлении служебной деятельности старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель имеет право:

4.2.1. знакомиться с распорядительной документацией по организации караульной службы;

4.2.2. вносить предложения по улучшению содержания пожарных автомобилей и другой техники в смене;

4.2.3. использовать мобильные коммуникационные устройства их аналоги в период времени приёма пищи, времени психологической разгрузки, времени культурно - досуговой работы, прослушивания радио и просмотра телепрограмм, времени личных потребностей (в соответствии с распорядком дня дежурной смены, утверждённым начальником ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России»).

4.3. Иные права могут быть предоставлены сотруднику федеральной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности

5.1. Знать и соблюдать основные обязанности сотрудника, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель обязан:

Проходить медицинское освидетельствование (предрейсовый медицинский осмотр) перед заступлением на дежурство в установленном порядке, предъявлять старшему инженеру – руководителю смены, оформленные в соответствующие документы: водительское удостоверение, свидетельство на право управления пожарным автомобилем, медицинскую книжку с отметкой о прохождении медицинского освидетельствования, служебные документы;

Проводить проверку СИЗ (фильтрующий противогаз, костюм Л-1);

Принимать (передавать) закрепленный пожарный автомобиль, средства связи и сигнализации в присутствии водителя сменяющегося (заступающего) караула, в соответствии с табелем обязанностей пожарного расчёта отделения и описью;

Проверять работоспособность всех узлов и агрегатов закрепленных пожарных автомобилей;

Принимать сигнальные громкоговорящие установки и мобильные радиостанции закреплённых пожарных автомобилей (выполнять ТО-1 с отметкой в журнале ТО-1 средств связи на пункте связи части);

Принимать (передавать) помещения гаражей (где размещены закрепленные пожарные автомобили): наличие и состояние оборудования, технических средств и имущества (противооткатные упоры, зеркала заднего вида в гаражах, систему принудительного удаления выхлопных газов, валики для утепления ворот гаражей), чистоту и порядок;

Производить соответствующие записи в эксплуатационной документации закрепленных пожарных автомобилей;

Докладывать командиру отделения (командиру пожарного расчета), дежурному по смене о результатах приема (передачи) дежурства. При наличии недостатков принимать меры по их устранению. Старший инструктор по вождению пожарной машины – водитель (водитель), приняв закрепленные пожарные автомобили, несет ответственность в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в период его дежурства;

Знать оперативную обстановку в районе выезда подразделения (состояние источников противопожарного водоснабжения, о перекопках и перекрытии проездов);

Уметь пользоваться схемами маршрута на охраняемом объекте и ориентироваться на местности в любых условиях обстановки;

Знать устройство, материальную часть, технические возможности, тактико-технические характеристики, правила эксплуатации закрепленных за ним техники и имущества, порядок технического обслуживания пожарных автомобилей и другой техники, состоящей на вооружении подразделения, причины основных эксплуатационных неисправностей техники, (признаки, причины, опасные последствия, способы их определения и устранения, уметь их обнаруживать и оперативно устранять;

Знать сорта и нормы расхода горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов, применяемых к закрепленной за ним техникой, методику расчета расходования горюче-смазочных материалов. Не допускать их перерасход;

Обладать практическим навыками, позволяющими эффективно, безопасно и в сжатые сроки проводить действия по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ: уметь управлять (использовать) закрепленной за ним техникой и имуществом в различных условиях в любую погоду, обладать практическим навыками безопасного управления пожарным автомобилем и другой техникой, состоящей на вооружении подразделения, в различных дорожных и метеорологических условиях; уметь работать со специальными агрегатами и оборудованием пожарных автомобилей состоящих на вооружении подразделения; знать и соблюдать нормы загрузки техники, правила посадки и перевозки людей, размещения, укладки и крепления грузов; обладать практическими навыками работы со средствами индивидуальной защиты; обладать практическими навыками работы с приборами химического дозиметрического контроля, стационарно установленными на пожарном автомобиле;

Знать правила ведения радиообмена и позывные гарнизона. Обладать практическими навыками работы со средствами радиосвязи и сигнальными громкоговорящими установками пожарной и аварийно-спасательной техники. Осуществлять ведение радиообмена в установленном порядке;

Совершенствовать свои профессиональные знания и умения на занятиях по профессиональной подготовке личного состава дежурных караулов, специальной подготовке по должности и самостоятельно;

Конспектировать в специальную тетрадь темы, изучаемые в ходе занятий предусмотренных в системе профессиональной подготовки личного состава дежурных смен специальной подготовки по должности;

Своевременно и качественно изучать и осваивать новые виды пожарной и аварийно-спасательной техники, средств связи и сигнализации, средств радиационной и химической защиты, приборов химического и дозиметрического контроля, поступающих на вооружение подразделения;

Разрабатывать проект плана самостоятельной учебы на год (с предоставлением на согласование старшему инженеру – руководителю смены и на утверждение начальнику специальной пожарно-спасательной части);

Поддерживать хорошую физическую форму, выполнять нормативы по ПСП и физической подготовке;

Знать периодичность и объем работ по техническому обслуживанию, межремонтного ресурса (межремонтного пробега) и срока службы (срока работы) закрепленной за ним техники и имущества;

Проводить мероприятия по продлению срока службы техники и имущества;

Проводить проверку технического состояния техники перед выходом ее из пункта постоянной дислокации и вести наблюдение за ней во время движения (работы), обращая внимание на исправность основных элементов, обеспечивающих безопасность движения и выполняемых работ;

Выполнять требования нормативных правовых актов МЧС России по организации эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники и руководства по эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники;

Проводить мероприятия по продлению срока службы техники и имущества. Выполнять 10-ти дневный осмотр закрепленных пожарных автомобилей с отметкой в «Журнале учета проведенных испытаний»;

Осуществлять в установленном порядке техническое обслуживание закрепленных пожарных автомобилей и другой техники, обеспечивая при этом выполнение правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм;

Выполнять уход за закрепленными пожарными автомобилями и другой техникой;

Своевременно оформлять путевую документацию (путевые листы, рабочие листы агрегата), вносить все записи о работе пожарного автомобиля во время его дежурства в эксплуатационную карту и подготавливать автомобиль к передаче дежурства;

Выезжать в составе отделения на все вызова;

Выполнять действия по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МЧС России, табелем обязанностей расчёта на пожарном автомобиле и указаниями командира отделения;

Выбирать позицию для тактически грамотной установки пожарного автомобиля на месте пожара (аварии, ЧС), учитывает метеорологические условия, рельеф местности, расположение зданий и сооружений, обеспечивает возможность быстрого вывода пожарного автомобиля в безопасное место в случае осложнения обстановки на пожаре (аварии, ЧС);

В условиях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ безотлучно находиться при технике и не менять ее местонахождение без разрешения старшего руководителя (начальника);

Обеспечивать эффективную, бесперебойную работу пожарного автомобиля, его специальных агрегатов и специального оборудования, принимать меры по выявлению и устранению неисправностей. Использовать любую возможность для контрольного осмотра, технического обслуживания техники и постоянно вести наблюдение за обстановкой на пожаре (аварии, ЧС). Внимательно следить за командами и сигналами, быстро и четко их выполнять. Контролировать запасы горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов, огнетушащих веществ и своевременно докладывать о необходимости их пополнения непосредственному начальнику;

Осуществлять ведение радиообмена в установленном порядке;

Выполнять требования нормативных правовых актов Российской Федерации, МЧС России, стандартов и инструкций предприятий (организаций) охраняемых Управлением, регламентирующих охрану труда, пожарную безопасность и санитарно-гигиенические нормы;

Выполнять правила пользования гаражным оборудованием;

Соблюдать меры безопасности при эксплуатации, ремонте и эвакуации техники и имущества;

Выполнять требования «Правил дорожного движения в Российской Федерации»;

Не допускать к управлению пожарной, аварийно-спасательной и другой техникой, к работе со специальным агрегатами и специальным оборудованием лиц, не допущенных к такому роду деятельности;

Добросовестно выполнять обязанности лиц внутреннего наряда в соответствии с нарядом на службу и требованиями инструкций обязанностей лиц внутреннего наряда;

Соблюдать установленную форму одежды, содержать ее в чистоте. Иметь опрятный внешний вид: аккуратную короткую прическу, начисто выбритое лицо (усы, если он имеются, должны быть аккуратными отвечать требованиям гигиены и не мешать использованию средств индивидуальной защиты);

Подшивать подворотничок форменной куртки (сотрудники, имеющие специальные звания рядового и младшего начальствующего состава до «прапорщика внутренней службы»);

Комплектовать «тревожный чемодан» (минимальную комплектацию средств для автономного функционирования и жизнедеятельности) в соответствии с перечнем предметов экипировки и норм трехсуточного довольствия сухим пайком;

Контролировать срок годности продуктов питания и обеспечивать их своевременную замену;

Осуществлять хранение перечня предметов экипировки и трехсуточного сухого пайка в вещевых мешках, сумках, рюкзаках (хранение перечня экипировки и трехсуточного сухого пайка в полиэтиленовых пакетах запрещается);

Предлагать рационализаторские и организационно технические предложения по улучшению содержания пожарной, аварийно-спасательной и другой техники.

5.3. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время старший инструктор по вождению пожарной машины – водитель обязан:

Заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, а также государственной власти;

Проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах предоставленных должностных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод;

Соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам;

Не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;

Проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действия, нарушающие межнациональное и межконфессиональное согласие;

Выполнять служебные обязанности в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, установленной законодательством Российской Федерации;

Выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

Соблюдать установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами ограничения и запреты, связанные с прохождением федеральной государственной службы.

Ответственность

6.1. Старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а также превышение своих должностных полномочий, совершение проступков, порочащих честь сотрудника системы МЧС России, не соблюдение установленных ограничений и запретов, связанных со службой в ФПС ГПС МЧС России несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными правовыми актами МЧС России.

Разработал:

Начальник специальной пожарно-спасательной части №

Капитан внутренней службы П.П. Петров

Согласовано:

Заместитель начальника Специального

Управления ФПС № МЧС России

Полковник внутренней службы

С.С. Сидоров

2018

Инженер отделения профилактики пожаров

(Начальник нештатной юридической службы)

Специального управления ФПС № МЧС России

Капитан внутренней службы

Г.Г. Григорьев

Лист ознакомления с должностным регламентом (должностной инструкцией) сотрудника федеральной противопожарной службы

Государственной противопожарной службы

П/п Фамилия, имя, отчество лица, назначаемого на должность Дата и подпись лица после ознакомления с должностным регламентом (должностной инструкцией)

Создан: 2016-09-18 16:27:23

1.Введение.

Требования данной инструкции обязательны для исполнения сотрудниками, стоящие на должности водитель по вождению пожарной машины (далее водителя) независимо от образования и стажа службы. Она является обобщенной и регламентирует основные вопросы охраны труда при следовании на службу и обратно, требования безопасности перед началом и окончанием времени службы (дежурства), требования безопасности при участии в тушении и ликвидации пожаров (последствий аварий) на обслуживаемом объекте (районе выезда), требования безопасности при нахождении на службе (дежурстве).

2. Общие требования безопасности.

2.1. К самостоятельному выполнению обязанностей водителя допускаются лица мужского пола, прошедшие медицинское освидетельствование; годные по состоянию здоровья к выполнению функциональных обязанностей по должности и имеющие водительское удостоверение; прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие удостоверение на право работы на автолестнице, выданное квалификационной комиссией ГУ; прослушавшие вводный инструктаж по охране труда для сотрудников подразделений отряда Федеральной противопожарной службы и инструктаж по безопасности труда для всех работающих на комбинате, назначенные приказом по отряду на должность.

2.2. Соблюдение правил распорядка дня являются обязательными и регламентируют режим служебного времени, время приема пищи и отдыха. Водитель несет караульную службу в установленной по сезону форме одежды.

2.3. Водитель подчиняется командиру отделения, а в вопросах технического обслуживания автомобиля – старшему водителю подразделения и выполняет обязанности по табелю боевого расчета отделения с соблюдением требований охраны труда.

2.4. Иметь соответствующую квалификационную группу по мерам безопасности при эксплуатации электроустановок.

2.5. Своевременно проходить повторный инструктаж по охране труда и инструктаж по безопасности труда для всех работающих на комбинате.

2.6. Рабочий день (служба) начинается принятием боевого дежурства у водителя сменяющего караула и заканчивается сдачей боевого дежурства водителю заступающемего караула. При объявлении сигнала «ТРЕВОГА» во время смены караулов до подачи сигнала «ОТБОЙ» на место вызова выезжает водитель сменяющегося караула, а водитель заступающего – остается в пожарном депо до получения распоряжения начальника части (лица исполняющего его обязанности).

2.7. Внутренний наряд, назначенный из сотрудников стоящих на должности водителя – дневальный по гаражу (в дневное и вечернее время) - несут службу в чистой и выглаженной форме по сезону, опрятными.

2.8. Водителю выдается форменное обмундирование по сезонам, за которое он несет ответственность. Обмундирование своевременно стирается, гладится, ремонтируется, обновляется.

2.9. В случае травмирования (несчастного случая) при несении дежурства и выполнении хозяйственных работ поставить в известность командира отделения и обратиться за помощью в ближайшее лечебно-медицинское учреждение.

2.10. Знать и правильно применять правила доврачебной помощи, уметь проводить методы оживления организма (искусственное дыхание, наружный массаж сердца), освобождать человека от действий электрического тока.

2.11. Знать и соблюдать правила личной гигиены и санитарии, мыть руки перед приемом пищи и после посещения санузлов, приходить на службу отдохнувшим, иметь опрятный вид.

2.12. При выполнении специальных работ на пожаре (ликвидации последствий аварий) в условиях крайней необходимости, связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью, могут выполняться с отступлением от установленных требований охраны труда только в исключительных случаях, как правило, добровольцами.

2.13. Несет личную ответственность за обеспечение исправного состояния закрепленного пожарного автомобиля, проведении технических обслуживаний и ремонтов, поддержании в состоянии постоянной готовности к действию пожарного автомобиля.

2.14. Техническое состояние закрепленного пожарного автомобиля должно отвечать требованию инструкций заводов-изготовителей. Безаварийная и безопасная работа пожарного автомобиля обеспечивается своевременным и квалифицированным обслуживанием.

2.15. Ежегодно проходить плановое медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией больнично-поликлинического объединения УВД города для определения годности к выполнению служебных обязанностей.

2.16. За нарушение и не выполнение требований настоящей инструкции водитель несет дисциплинарную ответственность.

3. Требования безопасности перед началом службы (дежурства).

3.1. При следовании на службу (дежурство) на городском транспорте (личном автотранспорте) соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

3.2. Проверить наличие на пожарном автомобиле медицинской аптечкой с набором медикаментов, согласно перечня.

3.3. Прослушать инструктаж по охране труда, проводимый начальником караула (лицом, исполняющего его обязанности).

3.4. Иметь при себе водительское удостоверение и удостоверение на право управления пожарным автомобилем и работе с механической лестницей.

3.5. В установленное распорядком дня время по сигналу диспетчера (три коротких звонка) водитель в составе караула строится в установленном начальником части месте для смены караулов.

3.6. По команде начальника части (лица, исполняющего его обязанности): «Караулы, равняйсь, смирно. Для приема и сдачи боевого дежурства разойдись» водитель по табелю боевого расчета отделения и описям принимает от водителя сменяющегося караула пожарный автомобиль в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и делает соответствующую запись в эксплуатационной карте.
О результатах сдачи и приема докладывает командиру отделения.

3.7. При выявлении неисправностей автомобиля принимаются меры к их устранению. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей автолестница выводится из боевого расчета с уведомлением ПСЧ (решение о выводе из боевого расчета автолестниц принимает руководитель подразделения).

3.8. Водитель, не имеющий при себе водительских прав и удостоверение на право работы на автолестнице, к дежурству не допускается.

3.9. Запуск двигателя автомобиля может производиться только после осмотра и приема оборудования, а также после присоединения газоотвода к выхлопной трубе двигателя.

3.10. При проверке запуском и на холостом ходу работы двигателя автомобиля время работы не должно превышать 10 минут.

4. Требования безопасности во время службы (дежурства).

4.1. В помещениях пожарного депо поддерживать чистоту и порядок.

4.2. Поддерживать автомобиль в готовности к ведению боевых действий. При выявлении неисправностей (нарушений) принимать меры к их устранению.

4.3. Выполнять мероприятия, предусмотренные распорядком дня. При необхо-димости прослушать инструктаж по охране труда (внеплановый, целевой) с отметкой в «Журнале учета проведенных инструктажей по охране труда с личным составом».

4.4. При выявлении нарушений требований безопасности в помещениях пожарного депо незамедлительно докладывать начальнику отделения.

4.5. При выезде и следовании к месту вызова (пожара, ликвидации последствий аварий) на охраняемом объекте (в район), при спасании людей и имущества с высоты, при боевом развертывании, сборе и возвращении в подразделение соблюдать требова-ния, изложенные в «Правилах по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной служы» (приказ МЧС России от 31.12.02г. № 630), «Боевом уставе пожарной охраны» (приказ МВД РФ от 05.06.95 № 257) и в правилах дорожного движения.

4.6. При тушении пожаров (ликвидации последствий аварий) при неблагоприятных климатических условиях (низкая температура, сильный ветер и т.д.) и в условиях особой опасности для личного состава (СДЯВ, радиоактивные и взрывчатые вещества) соблюдать требования, изложенные в «Правилах по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТ РО-78-001-96)» (приказ ММЧСРоссии от 31.12.02 № 630) и «Боевом уставе пожарной охраны» (приказ МВД РФ от 05.06.95 № 257).

4.7. При тушении пожаров (ликвидации последствий аварий) во взрывопожаро-опасных цехах (производствах) объекта выполнять приказы и распоряжения непосред-ственных и прямых начальников.

4.8. При проведении технических обслуживаний пожарных автомобилей соблюдать и выполнять требования, изложенные в «Наставлении по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России» (приказ МВД РФ от 24.01.96 № 34), «Правилах по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТ РО-78-001-96)» (приказ МЧС России от 31.12.04 № 630).

4.9. При внезапном заболевании поставить в известность командира отделения и после положительного решения непосредственным (прямым) начальником обратиться в ближайшее лечебно-медицинское учреждение. При подтверждении диагноза болезни доложить об этом командиру отделения.

4.10. Соблюдать требования охраны труда при совершенствовании своей профессиональной подготовке и навыкам работы с механической лестницей.

4.11. При продолжительных боевых действиях обеспечиваются питанием и усло-виями для отдыха в установленном порядке.

4.12. Автомобиль проходит дегазацию после участия в боевых действиях по тушению пожаров (ликвидации последствий аварий) на предприятиях с наличием ядохимикатов, на предприятиях химической и нефтехимической промышленности, на предприятиях с наличием радиоактивных веществ.

4.13. Запрещается оставлять на месте пожара (ликвидации последствий аварий) автолестницу без надзора, перемещать пожарный автомобиль и проводить какие-либо перестановки без команды оперативных должностных лиц.

4.14. При нахождении на территории объекта выполнять меры безопасности, изложенные в правилах (инструкциях) для цехов (производств) комбината.

4.15. При наличие на объекте баллонов с газом создает опасность травмирования и гибели личного состава ГПС при ликвидации пожара и его последствий. Для обеспечения контроля за соблюдением личным составом ФПС и участниками тушения мер безопасности и правил охраны труда РТП назначает ответственного.
Ответственный за охрану труда своевременно информирует оперативный штаб на пожаре о возникновении опасности и принимаемых мерах.
При проведении разведки необходимо предусмотреть защиту личного состава от поражения взрывной волной, осколками и тепловым излучением с использованием бронежилетов, касок военного образца, защитных экранов.
Экипировка личного состава ФПС должно строго соответствовать требованиям Боевого устава пожарной охраны и Правилам по охране труда в подразделениях ГПС МВД России.
Для защиты личного состава применять индивидуальные средства защиты органов дыхания и зрения при работе в зоне пожара, а также местах возможного скопления газообразных веществ и продуктов их горения.
Организовать оцепление места пожара на расстоянии 300м с привлечением для этой цели состава охраны объекта и нарядов милиции.
Эвакуацию газовых баллонов проводить крайне осторожно без ударов и опрокидывания, не открывая и не закрывая запорную арматуру и т.д.
Вызвать на место пожара и организовать дежурство бригады скорой медицинской помощи до ликвидации пожара. Предусмотреть установление и объявление личному составу подразделений ГПС сигнала для отхода с позиций при возникновении опасности.

5. Требования безопасности по окончании службы (дежурства).

5.1. Подготовить автомобиль к сдаче согласно обязанностям номера боевого расчета, полностью заправленную эксплуатационными материалами, укомплектованную согласно табельной положенности.

5.2. В помещениях пожарного депо и на прилегающей территории навести порядок и чистоту.
В служебных помещениях проверить наличие и состояние имущества согласно описям.

5.3. В установленное распорядком дня время, по сигналу диспетчера (три коротких звонка) в составе караула строится в установленном начальником части месте для смены караулов.

5.3. По команде начальника части (лица, исполняющего его обязанности): «Караулы, равняйсь, смирно. Для приема и сдачи боевого дежурства разойдись» водитель по табелю основных обязанностей боевого расчета отделения и описям сдает водителю заступающего караула автолестницу. О результатах сдачи и приема докладывает командиру отделения.

5.4. При выявлении неисправностей автолестницы принимаются меры по их устранению. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожар-ный автомобиль выводится из боевого расчета с уведомлением ПСЧ (решение о выводе пожарного автомобиля из боевого расчета принимает руководитель подразделения).

5.5 По сигналу диспетчера «ОТБОЙ» (два коротких звонка) водитель сменяющегося караула считается свободным от несения службы.

5.7. При необходимости водитель принимает душ и убирает обмундирование в специально отведенное место.

5.8. При следовании домой соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Оперативный приезд к месту пожара и активация необходимого оборудования, такого как: пожарные насосы, специальные приборы основного и второстепенного назначения, а также готовые к активным действиям пожарные машины, будут зависеть от множества факторов.

Важность работы водителя

Быстрое прибытие пожарного расчета к месту вызова зависит от нескольких основных обстоятельств:

  • ситуация на дорогах (наличие/отсутствие «пробок»);
  • удобство подъезда к источникам воды;
  • четко-скоординированные действия выездной бригады;
  • опыт водителя пожарной машины.

Одним из наиболее важных аспектов, является должное реагирование и качественное выполнение поставленной задачи водителем служебного транспорта.

Поскольку, именно он должен быстро реагировать в критических ситуациях, правильно ориентироваться на дороге, знать о нахождение ближайших водоисточников, и наконец, полноценно применять навыки владения специальной техникой.

Для работы на пожарном автомобиле, допускаются водители 1-го и 2-го классов, которые в свою очередь, получили право вождения транспорта данного типа .

Чтобы заслужить право эксплуатации пожарной машиной, необходимо пройти обучение по специально составленной программе. Стоит учесть, что на водителей пожарных автомобилей, ложиться большая ответственность. Им надо регулярно следить за:

  1. технической исправностью всех механизмов машины;
  2. поддерживать в рабочем состоянии ходовую часть;
  3. обследовать и по необходимости ремонтировать основные и вспомогательные элементы.

При выявлении дефектов, ответственные за транспорт пожарные, незамедлительно, докладывают начальнику караула. Далее, проходит работа над устранением недостатков. В том случае, если обнаруживаются серьезные поломки, машина изымается со служебного пользования.

Основные обязанности

Регламентация фундаментальных обязанностей водителя пожарного автомобиля предусматривают следующие нормативно-правовые документы:

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 марта 2011 г. N 156 г. Москва «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» и Приказ МЧС РФ от 05.04.2011 N 167 (ред. от 14.12.2011) «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2011 N 20868).

По этим законодательным документам водитель пожарного автомобиля обязан:

  1. Водитель должен неуклонно соблюдать приказы командира отделения. Если он отсутствует, подчиняться необходимо начальнику караула.
  2. Для решения задач технического назначения следует обращаться к старшему водителю или к главному инструктору, который занимается непосредственным обучением вождения на соответствующем транспорте.
  3. Шофер пожарного специально-оборудованного автомобиля обязуется следовать инструкции:
    • незамедлительно приезжать на место где был замечен пожар, для его ликвидации;
    • четко иметь представление о районе выезда подразделения, основные пути и объезды, источники ближайшего водоснабжения;
    • применять в работе всю необходимую аппаратуру и аварийно-спасательную технику;
    • содержать служебный транспорт в постоянной боевой готовности;
    • совершать проверку закрепленной за ним техники;
    • следовать правилам эксплуатации гаражного оборудования;
    • в случае необходимости, составлять отчеты по закрепленному автотранспорту;
    • проводить техническое обслуживание штатных машин;
    • придерживаться правил техники безопасности и охраны труда.
  4. Водителю строго запрещается передавать автомобиль в управление посторонним лицам и административному составу пожарной части.
  5. Также шофер на пожаре должен выполнять следующие обязанности:
    • парковать машину на отведенную позицию, следуя установленному порядку;
    • позаботиться о безопасном выводе автомобиля из осложненной ситуации, которая сложилась на пожаре;
    • обеспечивать надежную работу установленного оборудования и вспомогательной аппаратуры автомобиля;
    • следить за расходом огнетушащих веществ и эксплуатационных материалов, а при необходимости их пополнения, оповещать старшего начальника.

Безопасность оборудования

Перед тем, как пускать в ход пожарную машину и оснащение, их необходимо несколько раз проверить. Такие мероприятия должны строго соответствовать «Правилам техники безопасности в пожарной охране МВД».

Для повторения знаний по работе водителя пожарной машины можно использовать следующую специальную рекомендованную литературу:

  1. Справочное пособие по работе на (ГДЗС, ПД, АСО, АСА).
  2. Степанов К.Н., Повзик Я.С., Рыбкин И.В. Справочник: Пожарная техника.
  3. АЛ-30(131)ПМ-506Д Техническое описание и инструкция по эксплуатации пм-506д.00.000 ТО.

Обязанности, и работа в целом, водителя пожарной машины чрезвычайна важна для всей бригады. Ведь при пожаре от него зависит многое: быстрый приезд к месту возгорания, активация оборудования: специальных приборов, насосов.

Быстрота прибытия пожарников зависит от множества факторов:

  • дорожной ситуации;
  • доступности источников воды;
  • координации сотрудничества внутри коллектива;
  • опытности шофера.

Именно шофер, зачастую, должен иметь хорошую реакцию в критических ситуациях, уметь принимать решения быстро, знать короткие пути проезда по населенному пункту, источники воды с бесперебойной подачей.

Кто может устроиться водителем?

Чтобы начать карьеру на этой должности, следует обладать такими качествами, как:

  • быть совершеннолетним и дееспособным гражданином;
  • пройти медицинскую комиссию;
  • иметь первый или второй класс вождения;
  • иметь право вождения авто данного типа;
  • пройти специальное обучение.

Чтобы работать, водитель обязан получить группу допуска, поэтому они должны ежегодно подтверждать свою квалификацию: проходить экзамены по пожаробезопасности и инструктаж по технике безопасности. Кроме того, водители могут подвергнуться проверке или обучению (например, при смене оборудования или авто) без предупреждения в любое время.

Деятельность водителя регулируется такими нормативно-правовыми актами, как:

  • приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №156 от 31.03.2011 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»;
  • приказом МЧС РФ от №167 от 05.04.2011 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».

Полные тексты законов можно скачать, и ознакомиться на любом юридическом портале.

Должностные обязанности водителя пожарного автомобиля

В соответствии с вышеперечисленным законодательством, можно назвать такие обязанности пожарного при заступлении на дежурство:

  • соблюдать приказы командира, начальника караула. Обращаться к вышестоящему начальству;
  • как можно быстрее приезжать на место тушения пожара;
  • хорошо ориентироваться в прикрепленном за участком районе поселения, обладать информацией о коротких дорожных путях, объездах, источниках бесперебойного водоснабжения;
  • уметь применять всю необходимую технику и аппаратуру;
  • исполнять обязанности дневального по гаражу по необходимости;
  • держать машину, во время смены, в состоянии готовности;
  • проверять техническую исправность автомобиля и остальной техники;
  • составлять необходимые отчеты, следить за охраной труда;
  • соблюдать правила пожарной безопасности и технику безопасности;
  • не забывать о высокой пожароопасности топлива;
  • следить за расходом огнетушащих средств;
  • соблюдать правила дорожного движения.

Обязанности водителя при пожаре:

  • правильно парковать автомобиль при пожаре в специально установленных местах;
  • безопасно выводить машину при сложной ситуации при тушении пожара, предусматривать такую возможность заранее;
  • следить за работой оборудования во время пожара;
  • следить за расходом веществ, необходимых для тушения. В случае их окончания, оповестить старшего начальника.

Должностная инструкция содержит не только ссылки на обязанности, но и на действия, которые запрещено производить пожарным:

  • передавать управление ТС посторонним, в том числе, и непосредственному начальству;
  • использовать устройства тушения огня, если не было произведено обучение по его использованию.

Работа водителем пожарного авто очень сложна, и подразумевает огромную ответственность. Она подходит только для физически сильных, быстро соображающих людей. Ведь от их действий зависит не только собственная жизнь и жизнь бригады, но и тех, кому в целом призвана помогать МЧС, то есть всех обычных граждан.

Настоящая инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства, разработанная на основании приказа Минтруда и соцзащиты РФ № 59н от 06.02.2018 , доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства разработана на основании приказа Минтруда и соцзащиты РФ № 59н от 6 февраля 2018 г.
1.2. Выполнение требований настоящей инструкции обязательно при организации и осуществлении работ, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств (далее – АТС).
1.3. Настоящая инструкция не распространяются на работников, занятых на работах, связанных с эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий.
1.4. К самостоятельной работе в качестве водителя АТС допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, а также прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, изучившие техническую документацию, инструкцию по эксплуатации применяемого АТС, прошедшие обучение безопасным методам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, имеющие соответствующую группу по электробезопасности. а также прошедшие обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей, обучение методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях.
1.5. Водитель АТС должен проходить:
— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца;
— внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 30 календарных дней);
— периодический медицинский осмотр в соответствии с действующим законодательством РФ;
— очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в год.
1.6. Водитель АТС обязан:
— соблюдать Правила трудового распорядка;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;
— соблюдать Правила дорожного движения;
— использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.7. Водитель АТС должен:
— уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае;
— иметь в машине медицинскую аптечку оказания первой помощи, первичные средства пожаротушения;
— выполнять только порученную работу и не передавать ее другим;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
— содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.8. Водитель АТС должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.9. При обнаружении неисправностей АТС, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на АТС.
1.10. При эксплуатации АТС на работников возможно воздействие следующих вредных и /или опасных производственных факторов:
— движущиеся машины и механизмы, подвижные части технологического оборудования, инструмента, перемещаемые изделия, заготовки, материалы;
— падающие предметы (элементы технологического оборудования, инструмента);
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности технологического оборудования, инструмента;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
— повышенная или пониженная температура поверхностей технологического оборудования, материалов;
— повышенная или пониженная температуры воздуха рабочей зоны;
— повышенный уровень шума на рабочем месте;
— повышенный уровень вибрации;
— повышенная или пониженная влажность воздуха;
— повышенная подвижность воздуха;
— отсутствие или недостаточное естественное освещение;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— физические перегрузки;
— нервно-психические перегрузки.
1.11. Водитель АТС должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), разработанными на основании Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.12. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия или декларацию.
1.13. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.14. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.15. Территория автотранспортной организации в ночное время должна освещаться. Наружное освещение должно иметь управление, независимое от управления освещением внутри производственных территорий.
1.16. Люки водостоков и других подземных сооружений на территории автотранспортной организации должны постоянно находиться в закрытом положении.
1.17. Для движения транспортных средств по территории автотранспортной организации и передвижения работников должен быть составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот автотранспортной организации вместе с надписью «Берегись автомобиля» и должен освещаться в темное время суток.
1.18. Для прохода работников на территорию автотранспортной организации в непосредственной близости от въездных ворот должна быть устроена проходная или калитка. Запрещается проходить на территорию автотранспортной организации через въездные ворота.
1.19. При эксплуатации транспортных средств работодатель обязан обеспечить оптимальный режим труда и отдыха водителей АТС в части продолжительности их работы и отдыха, в том числе на основе использования тахографов в установленном действующим законодательством РФ порядке.
1.20. Запрещается употребление спиртных напитков, появление на работе и управление АТС в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
1.21. Водитель АТС обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья, а также обо всех замеченных неисправностях.
1.22. При обнаружении возгорания или в случае пожара:
— остановить АТС, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;
— приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.
1.23. При несчастном случае оказать пострадавшему первую помощь, немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.24. Требования настоящей инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Проверить исправность спецодежды, спецобуви и других СИЗ на отсутствие внешних повреждений, надеть исправные СИЗ, соответствующие выполняемой работе, застегнуться, не допуская свободно свисающих концов, обувь застегнуть либо зашнуровать, надеть головной убор.
2.2. Не закалывать спецодежду булавками, иголками, не держать в карманах острые и бьющиеся предметы.
2.3. Перед выездом водитель АТС совместно с механиком гаража внешним осмотром обязан убедиться в полной исправности АТС и проверить:
— техническое состояние АТС и прицепа, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств автопоезда, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей;
— отсутствие протекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных АТС герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
— давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
— наличие исправного инструмента и приспособлений;
— заправку АТС топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее, после чего механик вносит запись в специальный журнал о техническом состоянии АТС;
— наличие тахографа, огнетушителя и аптечки для оказания первой помощи, а также жилета со светоотражающими полосами.
2.4. Водителю АТС запрещается отправляться в рейс, если техническое состояние АТС и дополнительное оборудование не соответствуют требованиям Правил дорожного движения.
2.5. Перед выездом получить инструктаж по охране труда об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направлении в длительный (продолжительностью более одних суток) рейс проверить укомплектованность АТС исправными металлическими козелками (подставками), лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, цепями противоскольжения (в зимнее время).
2.6. Перед пуском двигателя АТС необходимо убедиться, что АТС заторможено стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.
2.7. Перед пуском двигателя АТС, подключенного к системе подогрева, необходимо предварительно отключить и отсоединить элементы подогрева.
2.8. Пуск двигателя АТС должен производиться при помощи стартера.
2.9. В исключительных случаях (неисправность стартера, пуск «холодного двигателя») пуск двигателя АТС допускается производить с помощью пусковой рукоятки. При пуске двигателя АТС с помощью пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:
— пусковую рукоятку поворачивать снизу верх;
— не брать рукоятку в обхват большим пальцем (пальцы руки должны быть с одной стороны);
— при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание.
2.10. Запрещается применять рычаги либо иные приспособления для усиления воздействия на пусковую рукоятку.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Подчиняться Правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) непосредственного руководителя.
3.2. Применять безопасные методы и приемы работы, соблюдать требования по охране труда.
3.3. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.
3.4. Скорость движения АТС по территории организации не должна превышать 20 км/ч, в помещениях – 5 км/ч, на площадках для проверки тормозов – 40 км/ч.
3.5. При направлении в рейс водителей двух и более АТС для совместной работы на срок более двух суток должен быть назначен старший группы, ответственный за обеспечение соблюдения требований охраны труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей группы транспортных средств.
3.6. Лица, сопровождающие (получающие) грузы, должны размещаться только в кабине грузового АТС.
3.7. При остановке АТС должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения:
— выключено зажигание или прекращена подача топлива;
— рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;
— АТС заторможено стояночным тормозом.
3.8. При выходе из кабины АТС на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
3.9. При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить водитель, сцепщик и работник, координирующий их работу.
3.10. В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей) сцепку автомобиля и прицепа разрешается производить одному водителю. В этом случае необходимо:
— затормозить прицеп стояночным тормозом;
— проверить состояние буксирного устройства;
— положить под колеса прицепа специальные упоры (башмаки);
— произвести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепа.
3.11. Перед началом движения АТС задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.
3.12. В момент выполнения работы по сцепке автомобиля с прицепом рычаг переключения передач (контроллер) должен находиться в нейтральном положении.
3.13. Запрещается для отключения коробки передач использовать педаль сцепления.
3.14. Сцепка и расцепка АТС должны производится только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться на одной прямой.
3.15. Борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что:
— седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны;
— полуприцеп заторможен стояночным тормозом;
— передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло (при необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа).
3.16. При вывешивании АТС на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат.
3.17. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов и оврагов должны оборудоваться колесоотбойными брусами.
3.18. Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать к откосу автомобиль-самосвал для разгрузки, должно определяться исходя из конкретных условий и угла естественного откоса грунта.
3.19. Перед подъемом части АТС домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить АТС стояночным тормозом, удалить пассажиров из салона и кабины, закрыть двери и установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух упоров (башмаков).
3.20. При вывешивании АТС с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него козелок (подставку) и опустить на него кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.
3.21. Запрещается:
— подавать АТС на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждений и колесоотбойного бруса;
— движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом;
— привлекать к ремонту АТС на линии посторонних лиц (грузчиков, сопровождающих, пассажиров, прохожих);
— устанавливать домкрат на случайные предметы: камни, кирпичи. Под домкрат необходимо подкладывать деревянную выкладку (шпалу, брусок, доску толщиной 40-50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата;
— выполнять какие-либо работы, находясь под АТС, вывешенном только на домкрате, без установки козелка (подставки);
— выполнение работ по обслуживанию и ремонту АТС на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;
— при подаче АТС к прицепу находиться между автомобилем и прицепом;
— производить на линии водителям городских автобусов ремонтные работы под автобусом при наличии в организации службы технической помощи.
3.22. При накачивании или подкачивании в дорожных условиях снятого с АТС колеса необходимо в окно диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины или положить колесо замочным кольцом вниз.
3.23. Пробку радиатора на горячем двигателе АТС необходимо открывать с использованием средств индивидуальной защиты рук или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.24. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на АТС должны быть включены габаритные или стояночные огни.
3.25. Водителю АТС запрещается:
— управлять АТС в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— при стоянке АТС спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе или заводить двигатель для обогрева кабины;
— передавать управление АТС посторонним лицам;
— производить техническое обслуживание и ремонт АТС во время погрузки и разгрузки;
— перевозить пассажиров на АТС, не оборудованном для перевозки людей, а также проезд в кабине людей свыше установленной нормы для данного типа АТС;
— выполнять буксировку АТС с целью пуска двигателя;
— подогревать двигатель открытым пламенем, а также при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.26. Требования охраны труда при эксплуатации АТС, работающих на газовом топливе.
3.26.1. В процессе эксплуатации АТС, работающие на газовом топливе, должны ежедневно при выпуске на линию и возвращении подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой системы питания. Неисправности газовой системы питания (негерметичность) устраняются на постах по ремонту и регулировке газовой системы питания или в специализированной мастерской.
3.26.2. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона необходимо выпустить или слить газ из баллона. Выпуск компримированного природного газа (далее – КПГ) или слив газа сжиженного нефтяного (далее – ГСН) должен производиться на специально оборудованных постах.
3.26.3. При обнаружении утечки газа в пути необходимо немедленно остановить АТС, выключить двигатель, закрыть все вентили, принять меры к устранению неисправности или сообщить о неисправности руководству.
3.26.4. При остановке двигателя АТС, работающего на газовом топливе, на короткое (не более 10 минут) время магистральный вентиль может оставаться открытым.
3.26.5. Магистральный и расходный вентили следует открывать медленно во избежание гидравлического удара.
3.26.6. Запрещается:
— выпускать КПГ или сливать ГСН при работающем двигателе или включенном зажигании;
— ударять по газовой аппаратуре или арматуре, находящейся под давлением;
— останавливать АТС, работающее на газовом топливе, ближе 5 м от места работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от АТС;
— проверять герметичность соединений газопроводов, газовой системы питания и арматуры открытым огнем;
— эксплуатировать АТС со снятым воздушным фильтром;
— запускать двигатель при утечке газа из газовой системы питания, а также при давлении газа в баллонах менее 0,5 МПа (для КПГ);
— находиться на посту выпуска и слива газа посторонним лицам;
— курить и пользоваться открытым огнем на посту слива или выпуска газа, а также выполнять работы, не имеющие отношения к сливу или выпуску газа.
3.26.7. Перед заправкой АТС газовым топливом необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, установить переключатель массы в положение «отключено», закрыть механический магистральный вентиль (при его наличии); расходные вентили на баллонах при этом должны быть открыты.
3.26.8. При заправке газовым топливом запрещается:
— стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;
— подтягивать гайки соединений топливной системы и стучать металлическими предметами;
— работать без использования средств индивидуальной защиты рук;
— заправлять баллоны в случае обнаружения разгерметизации системы питания;
— заправлять баллоны, срок освидетельствования которых истек.
3.26.9. После наполнения баллонов газом необходимо сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затем наполнительный вентиль на АТС.
3.26.10. Отсоединять газонаполнительный шланг допускается только после закрытия вентилей.
3.26.11. При заправке транспортного средства КПГ отсоединять газонаполнительный шланг необходимо только после выпуска газа в атмосферу.
3.26.12. Если во время заправки газонаполнительный шланг разгерметизировался, необходимо немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем наполнительный вентиль на АТС.
3.27. Требования охраны труда при эксплуатации АТС в зимнее время года.
3.27.1. При проведении работ по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния АТС вне помещений (на открытом воздухе) работники должны быть обеспечены утепленными матами или наколенниками.
3.27.2. При заправке АТС топливом заправочные пистолеты следует брать с применением средств индивидуальной защиты рук, соблюдая осторожность и не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
3.27.3. Запрещается:
— выпускать в рейс АТС, имеющие неисправные устройства для обогрева салона и кабины;
— прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту без применения средств индивидуальной защиты рук;
— подогревать (разогревать) двигатель, другие агрегаты АТС, а также оборудование топливной системы открытым пламенем.
3.28. Требования охраны труда при движении АТС по ледовым дорогам и переправам через водоемы
3.28.1. Работодатель перед направлением АТС в рейс по зимним автодорогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местонахождении ближайших органов ГИБДД, медицинских и дорожно-эксплуатационных организаций, а также помещений для отдыха водителей по всему пути следования.
3.28.2. Движение АТС по трассе ледовой переправы должно быть организовано в один ряд. При этом дверцы АТС должны быть открыты, а ремни безопасности – отстегнуты.
3.28.3. Запрещается проезд по ледовой переправе АТС, перевозящих работников, а также рейсовых автобусов с пассажирами. Работники и пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.
3.28.4. Остановки АТС на ледовой переправе не допускаются.
3.28.5.Неисправные АТС должны быть немедленно отбуксированы на берег.
3.28.6. На ледовой переправе запрещается:
— заправлять АТС топливом и смазочными материалами;
— сливать горячую воду из системы охлаждения на лед (при необходимости горячую воду сливают в ведра, которые относят за пределы очищенной от снега полосы и выливают рассеивающей струей по снежному покрову);
— перемещение АТС в туман или пургу и самовольные изменения маршрута движения;
— остановки, рывки, развороты и обгоны других АТС.
3.28.7. Запрещается въезд АТС на паром, нахождение на нем и выезд АТС с людьми, кроме водителя, а также посадка людей на АТС, находящееся на пароме.
3.28.8. После въезда на паром двигатели АТС должны быть выключены. Включение двигателей разрешается только перед выездом АТС с парома.
3.28.9. АТС на пароме должны быть заторможены стояночными тормозами. Под колеса АТС, расположенных у въезда-выезда с парома, должны подкладываться деревянные или сварные металлические клинья либо должны быть предусмотрены конструкции подъемных ограждений, обеспечивающих удержание АТС от падения в воду при их случайной подвижке.
3.28.10. Запрещается оставлять на пароме АТС с дизельными двигателями с включенной передачей.
3.28.11. Переправа колонны АТС вброд должна осуществляться после проведения подготовки, организуемой работником, назначенным работодателем ответственным за соблюдение требований безопасности.
3.28.12. Все участники переправы должны быть ознакомлены с местом переправы и мерами безопасности при ее осуществлении.
3.28.13. Запрещается:
— встречное движение при переправе вброд;
— переправа через водные преграды любой ширины: в паводки, во время ливневого дождя, снегопада, тумана, ледохода, при скорости ветра более 12 м/с.
3.28.14. В условиях бездорожья одиночное АТС не должно направляться в рейс длительностью более одних суток.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Водитель АТС, причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшему несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим АТС), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, своему непосредственному руководителю или диспетчеру, оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.2. Неисправное АТС брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно только после разрешения инспектора ГИБДД.
4.3. В случае возгорания принять меры к тушению пожара, сообщить о случившемся руководству, при необходимости вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После возвращения из рейса совместно с механиком гаража проверить состояние АТС. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2. АТС и прицеп очистить от грязи и пыли, поставить в установленное место, убедиться что нет вероятности возникновения пожара, и затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
5.3. Сдать путевой лист диспетчеру или ответственному лицу.
5.4. Сообщить непосредственному руководителю обо всех имевших место неполадках и принятых мерах по их устранению.
5.5. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.