Атмосферный воздух как юридическое понятие. Атмосферный воздух. Атмосферный воздух как объект правовой охраны


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАСНОЯРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы экологического права»

Студента-заочника I курса

Группы 17-З\ПСО 2013-2014 учебного года

Специализация «Право и организация социального обеспечения»

Меркушевой Натальи Александровны

План контрольной работы

2. Практическое задание

1. Атмосферный воздух как объект правовой охраны

1.1 Юридическое понятие атмосферного воздуха

Объектом регулирования в рамках права окружающей среды является не воздух вообще, а атмосферный воздух.

Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

К атмосферному воздуху не относится также воздух, находящийся в компрессорах, баллонах и т.п. Отношения по поводу воздуха помещений и находящегося в емкостях регулируются санитарным, в том числе гражданским, жилищным законодательством. Критерием разграничения атмосферного воздуха и иного воздуха служит естественная связь первого с природной средой.

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов природы. Прежде всего, он служит незаменимым источником кислорода, необходимого для существования всего живого на Земле. При характеристике особой важности воздуха в жизни человека подчеркивается, что человек может прожить без воздуха лишь несколько минут.

У атмосферного воздуха и атмосферы в целом множество других экологически и социально полезных свойств. Он является проводником энергии Солнца, служит защитой от губительных космических излучений, образует основу климатических и погодных условий на Земле. В экономической деятельности общества атмосфера интенсивно эксплуатируется как транспортная коммуникация. Наконец, атмосфера - это среда для удаления газообразных и пылевидных отходов человеческой деятельности.

Особенностью правового режима атмосферного воздуха является то, что в силу физических свойств он не может быть объектом права собственности, поскольку к нему не применимы традиционные полномочия собственника. Он не может быть индивидуализирован для того, чтобы стать объектом права собственности.

Не являясь собственником атмосферного воздуха, находящегося в конкретный момент над территорией государства, оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают из принадлежности государству его естественной природной среды. Любое государство в пределах своего воздушного пространства пользуется всеми правами территориального верховенства, государственного суверенитета, исключительным правом на использование атмосферы. В соответствии с Воздушным кодексом РФ, принятым 19 марта 1997 г., Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Какова пространственная сфера действия законодательства об охране атмосферного воздуха? Она определяется пределами государственного суверенитета России над своим воздушным пространством. Охрана атмосферного воздуха должна обеспечиваться в пределах практически возможного использования воздушного пространства или практического воздействия на состояние атмосферы. В определенной мере граница действия законодательства определяется возможным высотным пределом, который достигают самолеты или иные летающие устройства. Однако известно, что вредное воздействие на состояние озонового слоя Земли оказывается при эксплуатации озоноразрушающих веществ на объектах, расположенных на земле.

Как никакой другой природный ресурс, атмосферный воздух, "не признающий" никаких политических границ, образует единую в глобальном масштабе среду жизни.

1.2 Законодательные нормативные акты и основные правовые средства государственного контроля по охране атмосферного воздуха

атмосферный воздух правовая охрана

В настоящее время нормативная база в данной сфере весьма обширна. В нее входят многочисленные международно-правовые акты, например Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г, а также акты российского законодательства.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» заменил последний из действовавших актов экологического законодательства советского периода. Он является достаточно сложным как по структуре (состоит из девяти глав, 34 статей), так и по содержанию, регулируя охрану жизненно важного компонента окружающей среды, неотъемлемой части среды обитания человека, растений и животных -- атмосферного воздуха.

Глава I «Общие положения» состоит всего из двух статей, но содержит важные нормы - определения основных понятий: самого воздуха, вредного вещества, загрязнения и трансграничного загрязнения, предельно допустимых уровней вредных воздействий, нагрузок, выбросов, временно согласованных выбросов и др.

Глава II регулирует вопросы управления в этой сфере, устанавливая его принципы, в частности недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных веществ и оказания вредных физических воздействий; гласность, полноту и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и т. п., а также полномочия органов экологического управления.

Глава III «Организация деятельности в области охраны атмосферного воздуха» регулирует в основном вопросы нормирования и применения таких правовых инструментов, как государственная регистрация и разрешительная система, а также устанавливает требования к хозяйственной и иной деятельности различных объектов и к разным этапам такой деятельности -- от проектирования предприятий до захоронения и уничтожения отходов. Статья 19 посвящена мероприятиям по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей, ст.20 -- трансграничным загрязнениям.

Глава IV состоит всего из двух статей -- о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, а также об инвентаризации выбросов вредных веществ, вредных физических воздействий и их источников.

Глава V содержатся нормы о мониторинге, различных видах контроля (государственном, производственном и общественном), правах и обязанностях государственных инспекторов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха. В гл. VI «Экономический механизм охраны атмосферного воздуха» всего одна небольшая статья о плате за загрязнение и иное вредное воздействие, а в гл. VII урегулированы права граждан, юридических лиц и общественных объединений. Глава VIII содержит отсылочные нормы об ответственности, гл. IX -- о международном сотрудничестве, гл. X -- заключительные положения.

Если в отношении таких природных объектов, как земля, недра, воды, животный мир, предмет правового регулирования включает и регулирование использования, и охраны, то регулирование использования атмосферного воздуха действующий Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" не предусматривает.

Хотя на практике не устанавливается особых ограничений на забор воздуха для технологических нужд, как природный ресурс атмосферный воздух эксплуатируется весьма интенсивно. Например, современный реактивный лайнер при перелете из Европы в Америку за 8 часов полета потребляет столько кислорода, сколько за это же время могут выделить 25 тыс. га леса. Воздух является необходимым элементом производственных процессов и иной хозяйственной деятельности человека.

Наряду с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", отношения по охране атмосферного воздуха регулируются Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "Об экологической экспертизе" и другими нормативными актами.

Поскольку в процессе антропогенной деятельности на состояние атмосферного воздуха оказываются химические, физические и биологические воздействия, законодательство регулирует соответствующие отношения по его охране. Причем такие воздействия на состояние окружающей среды, как физические (шум, электромагнитные), регулируются преимущественно именно в рамках воздухоохранительного права.

Основными правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются:

Программы по охране атмосферного воздуха;

Нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников;

Регулирование размещения источников вредных воздействий на атмосферу;

Экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы;

Разрешительный порядок вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха;

Государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ;

Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников;

Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников;

Мониторинг атмосферного воздуха;

Государственный, производственный и общественный контроль за охраной атмосферного воздуха;

Экономический механизм охраны атмосферного воздуха;

Ответственность за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

1.3 Нормирование как важнейший инструмент охраны атмосферного воздуха

Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" установил ряд специфических мер по охране этого природного ресурса. Специфически регулируется, в частности, нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух. В целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Под гигиеническим нормативом качества атмосферного воздуха понимается критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.

Экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду.

В контексте нормирования охраны атмосферного воздуха к специфическим относится требование об установлении технических нормативов выбросов загрязняющих веществ и нормативов предельно допустимых выбросов. Технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели. Технические нормативы выбросов устанавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха или другой специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отдельных видов, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Нормативы предельно допустимого выброса загрязняющих веществ в атмосферу устанавливаются для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Такие нормативы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

1.4 Другие меры государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха

Новой мерой по охране атмосферного воздуха является сертификация. Производство и использование топлива, а также производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха.

В законодательстве предусмотрены мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.

При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха. В частности, запрещается:

Выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

Внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;

Проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды;

Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

На практике такие запреты далеко не всегда соблюдаются. По имеющимся данным, даже вновь вводимые в эксплуатацию предприятия, как правило, не обеспечивают соблюдения установленных требований. Они функционируют на основе временно согласованных нормативов выбросов загрязняющих веществ, то есть допускается заведомое нарушение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере.

1.5 Юридическая ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха

Административная ответственность установлена в КоАП РФ (ст. 8.21--8.23), уголовная - в УК РФ (ст. 251). Законодательством предусмотрены также меры дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности.

Нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха представляет собой виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), состоящее в невыполнении требований и правил, установленных в целях охраны атмосферного воздуха, предотвращения вреда здоровью людей и окружающей среде, защиты экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности населения и территорий.

Уголовная ответственность устанавливается за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха либо причинение по неосторожности вреда здоровью человека. Изменение качества атмосферного воздуха может быть результатом и иных преступных деяний, ответственность за которые предусмотрена ст. 247 УК РФ.

Административная ответственность устанавливается за различные по своему содержанию нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, в частности:

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или без разрешения и вредное физическое воздействие на него;

Нарушение правил эксплуатации, а также за неиспользование сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которое может привести к загрязнению, либо за использование неисправных сооружений, оборудования и аппаратуры;

За выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума, за эксплуатацию гражданами механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума, производимого ими при работе.

Объектами указанных правонарушений являются общественные отношения по охране атмосферного воздуха, а также порядок деятельности промышленных и других предприятий и организаций, в результате которой может быть оказано вредное воздействие на состояние атмосферного воздуха.

Объективная сторона состоит в деянии (действии, бездействии) виновных, условии осуществления какой-либо указанной в диспозиции нормы деятельности; в материальных составах она включает также последствия и причинную связь между деянием и последствиями.

Субъективная сторона - вина в форме умысла либо неосторожности.

Субъектами могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, в ряде составов административных проступков - должностные лица, а также юридические лица.

Рассмотрение дел о нарушениях законодательства в указанной области находится в компетенции органов внутренних дел (милиции); органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; органов российской транспортной инспекции; органов морского и внутреннего водного транспорта; органов государственной инспекции по маломерным судам; органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации.

2. Практическое задание

В результате испытаний химического оружия на полигоне, расположенном вблизи поселка Шиканы Саратовской области, уровень заболеваемости населения резко увеличился. Ввиду того, что местному населению не представлялась информация о последующих испытаниях были отмечены случаи возникновения характерных заболеваний у жителей ближайшего поселка непосредственно в день проведения их на полигоне.

Пострадавшие обратились в суд с иском о возмещении морального вреда, причиненного в результате испытаний.

Подлежит ли иск удовлетворению? Решите дело.

Конституция РФ в статье 42 закрепляет за каждым гражданином РФ право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой.

В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Субъектами права на благоприятную окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

Одним из средств, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, является право на информацию о факторах, влияющих на здоровье, установленное Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19).

В соответствии с Основами граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания (в том числе информацию о состоянии воздуха, воды и т.п.), рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.

Обязанность предоставления указанной информации возложена Основами на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Предоставляется она через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

Право граждан на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье, предусмотрено и в других законах. В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 8).

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.

Таким образом, российское законодательство предоставляет гражданам право требовать и получать экологически значимую информацию от основных субъектов - ее обладателей: уполномоченных государственных органов и предприятий (организаций) - природопользователей.

Обязательное информирование населения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды при подготовке экологически значимых решений предусмотрено процедурой оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду.

Предупреждая об ответственности за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, Конституция РФ (ст. 41) устанавливает тем самым гарантию информирования населения о соответствующих угрозах.

Что касается защиты права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, то она обеспечивается в порядке, определяемом Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Меры ответственности за нарушение прав граждан на экологически значимую информацию установлены законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

Законодательство устанавливает принцип полного объема возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды. Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

Если гражданин, пострадавший от неблагоприятного воздействия окружающей среды, претендует на полное возмещение вреда здоровью или имуществу, в установленном в законодательстве порядке он должен заявить свои претензии в суде. С иском в суд может обратиться сам потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то органом государственного управления, общественной организации (объединения), представляющий интересы потерпевшего. При этом потерпевший должен обосновывать свои требования и представить доказательства причинения вреда здоровью или имуществу, наличия причинной связи между причиненным вредом и загрязнением окружающей природной среды, а также причинной связи между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью загрязнителей - предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологически правонарушением, гражданин имеет право на возмещение потерь, связанных с моральными травмами, или морального вреда.

Таким образом, в рассматриваемом нами случае - во время испытаний химического оружия вблизи поселка Шиканы Саратовской области были нарушены права граждан, проживающих в непосредственной близости от места проводимых испытаний. А именно - право на информацию о потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и факторах оказывающих вредное влияние на здоровье граждан. Также в данном случае можно усмотреть и нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

При условии обращения пострадавших в суд, где они обоснуют свои требования и представят доказательства причинения вреда здоровью, наличия причинной связи между причиненным вредом и загрязнением окружающей природной среды, а также причинной связи между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью загрязнителей, иск, в соответствии с законодательством РФ, должен подлежать удовлетворению.

Список используемой литературы

2) ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002. № 7-ФЗ.

3) ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999. № 96-ФЗ.

4) ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999. №52-ФЗ.

5) ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995. № 174-ФЗ.

6) ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994. N 68-ФЗ.

7) Федеральный закон от 21.11.2011. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

8) Уголовный кодекс РФ

9) Бринчук М.Н. Экологическое право / Учебник - М.: 2009г.

10) Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2002г.

Размещено на сайт


Подобные документы

    Особенности атмосферного воздуха. Пределы государственного суверенитета России над своим воздушным пространством. Атмосферный воздух как объект правового регулирования. Нормативно-правовые акты законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2013

    Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, юридическая ответственность за нарушения законодательства об его охране. Государственный учет вредных воздействий на атмосферу.

    реферат , добавлен 28.01.2016

    Система закрепленных законом мер, направленных на правовое регулирование отношений в сфере охраны атмосферного воздуха. Государственный учет видов и размеров вредного воздействия на атмосферу. Экологические требования при размещении и развитии городов.

    реферат , добавлен 31.01.2012

    Правовая охрана атмосферного воздуха, роль органов прокуратуры. Организация работы и полномочия прокуроров по надзору за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха. Основные направления повышения эффективности прокурорского надзора.

    магистерская работа , добавлен 10.08.2013

    Значение атмосферного воздуха как объекта охраны. Нормирование качества и защита атмосферного воздуха. Международно-правовые основы защиты атмосферы Земли, околоземного и космического пространства. Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2015

    Проблемы окружающей среды и правовые меры охраны атмосферного воздуха. Законодательство Республики Беларусь о растительном мире как объекте использования и охраны. Административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о недрах.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Правовые основы и контроль соблюдения водного, лесного законодательства. Виды водных ресурсов и границы водоохранных зон. Схема лесорастительного районирования. Права пользования животным миром. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Правовое регулирование вопросов природопользования и охраны природных ресурсов в XI-XIX вв. Активизация нормотворчества в экологической сфере в советский период. Развитие современного экологического законодательства. Правовая охрана атмосферного воздуха.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2013

    Государство и контроль за использованием и охраной окружающей природной среды. Функции экологического контроля: государственного, общего, специального. Материальная ответственность за экологические проступки. Правовая охрана атмосферного воздуха.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2007

    Источники экологического права и основания природоресурсного законодательства. Международные экологические договоры и Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Формы собственности на природные ресурсы, охраны атмосферного пространства.

атмосферный воздух

(от греч. atmos пар и spharia воздух) является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Жизненная важность а.в. состоит в том, что без него невозможно существование не только человека, но и других живых и растительных организмов. Ежедневно человек потребляет 15-16 кг воздуха, т.е. во много раз больше, чем воды и пищи. А.в. представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). "Основными газами а.в. являются: азот 78,09%, кислород 20,95%, аргон 0,93%, углекислый газ 0,3%. Содержание остальных газов неона, гелия, метана, ксеона, водорода, озона, йода незначительный процент. Нормальное соотношение этих газов в атмосфере является оптимальным для жизнедеятельности человека и животного мира. Уменьшение содержания какого-либо компонента воздуха, так же как и его увеличение, губительно сказывается на здоровье людей. Из тысячеметровой глубины атмосферы наиболее благоприятный для жизнедеятельности человека состав воздуха находится в слое до 18 км" (см.: Габитов Р.X. Правовая охрана атмосферы: учеб. пособие. Уфа, 1996. С. 10-11).

А.в. является специфичным природным объектом прежде всего потому, что его нельзя индивидуализировать в силу его естественной подвижности, в связи с этим в теории экологического права проблема правового статуса атмосферного воздуха как объекта правовой охраны всегда являлась острой, и она до сих пор не решена. Кроме понятия "атмосферный воздух" встречаются такие понятия, как "атмосфера" и "воздушное пространство" . Различие в указанных понятиях заключается в следующем: а.в. в законодательстве рассматривается и охраняется как природный, материальный объект; а речь об атмосфере и воздушном пространстве идет как о пространственно-территориальном явлении пространстве, находящемся над конкретной территорией: Российской Федерации, субъекта РФ, отдельного предприятия и т.д.

А.в. подвергается наиболее интенсивному загрязнению в связи с тем, что он используется для удаления вредных веществ, образующихся в процессе хозяйственной деятельности. Загрязнение а.в. это поступление в а.в. или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества а.в. Ухудшение качества а.в. влечет рост заболеваемости и смертности населения. Из-за загрязнения а.в. в России погибает около 30 тыс. человек в год, Госкомстат России прогнозирует, что к 2016 г. численность населения страны уменьшиться на 11,5 млн человек. В целях улучшения качества а.в. и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду в Российской Федерации осуществляется охрана а.в., основными направлениями которой являются: нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ и т.д.

  • 5.Общая характеристика права собственности на природные объекты (ресурсы): понятие, формы, субъекты, объекты, содержание.
  • 6.Право общего природопользования.
  • 7. Право специального природопользования.
  • 8.Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды: понятие, функции, методы, формы.
  • 9.Система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 10.Экологическое нормирование (стандартизация). Виды экологических нормативов.
  • 11.Экологическая экспертиза: понятие, принципы, виды, объекты и порядок проведения.
  • 12.Экономический механизм охраны окружающей природной среды: понятие, структура и элементы.
  • 13.Юридическая ответственность за экологические правонарушения: понятие, функции и виды.
  • 14.Механизм возмещения вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями.
  • 15.Недра как объект использования и охраны. Право пользования недрами: понятие, виды и условия.
  • 16.Правовая охрана недр. Ответственность за нарушения законодательства о недрах.
  • 17.Воды как объект использования и охраны. Право собственности на водные объекты.
  • 18.Право водопользования: понятие, виды, условия.
  • 19.Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
  • 20.Правовая охрана вод. Ответственность за нарушение водного законодательства.
  • 21.Леса как объект использования и охраны. Право собственности на леса.
  • 22.Условия и порядок предоставления права лесопользования юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям).
  • 23. Условия и порядок предоставления права лесопользования физическим лицам.
  • 24.Правовая охрана и защита лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.
  • 25.Животный мир как объект использования и охраны. Право пользования животным миром: понятие, виды, условия.
  • 26.Понятие и правовые основы охоты. Виды охоты. Документы, удостоверяющие право граждан на охоту.
  • 27.Ответственность за нарушение правил охоты (незаконную охоту).
  • 28.Понятие и правовые основы рыболовства. Виды рыболовства. Ограничения рыболовства.
  • 29.Ответственность за нарушение правил рыболовства (незаконную добычу водных биологических ресурсов).
  • 30.Правовые меры охраны животного мира.
  • 31.Атмосферный воздух как объект охраны. Государственной управление охраной атмосферного воздуха.
  • 32.Нормирование качества атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.
  • 33.Понятие и особенности правовой охраны природно-заповедного фонда.
  • 34.Правовой режим государственных природных заповедников.
  • 35.Правовой режим национальных и природных парков.
  • 36.Правовой режим государственных природных заказников и памятников природы.
  • 37.Правовой режим природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
  • 38.Правовая охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
  • 40.Субъекты международного экологического права. Международная эколого-правовая ответственность.
  • 31.Атмосферный воздух как объект охраны. Государственной управление охраной атмосферного воздуха.

    Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

    Охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и климата – одно важнейших направлений природоохранительной деятельности, осуществляемое в глобальном, региональном и национальных масштабах.

    Законодательная база в данной области основывается на Конституции РФ, в нее входят многочисленные международно-правовые, региональные, национальные и локальные акты. Это Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», акты федерального уровня (о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах и т. п.), уровня субъектов РФ, подзаконные акты – постановления Правительства РФ, санитарно-гигиенические нормативы Минздравсоцразвития РФ. Российское законодательство об охране атмосферного воздуха базируется на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха, недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды, обязательности государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении и др.

    Правовыми инструментами для реализации указанных принципов являются:

    – установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий;

    – государственная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ;

    – получение разрешения на выброс и оказание вредного физического воздействия;

    – государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов вредных физических воздействий и их источников.

    Объекты правового регулирования Атмосферный воздух – естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами жилых производственных и иных помещений.

    Воздух в жилых, производственных, общественных помещениях, в установках, компрессорах, баллонах и др., т. е. изъятый из окружающей среды или отделенный от нее, является объектом гражданского, трудового и иного законодательства.

    Климат представляет собой многолетний режим погоды данной местности, определенный географической широтой, высотой над уровнем моря, удаленностью местности от океана, рельефом суши, антропогенным воздействием и иными факторами. Правовому регулированию подлежат система и средства наблюдения за состоянием и изменения климата, меры по стабилизации концентраций парниковых газов, воздействие на погоду и климат и иные вопросы.

    Озоновый слой является частью атмосферного воздуха, расположенной на высоте от 20 до 50 км, предохраняющей живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия. Производство и применение озоноразрушающих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т. п. также подлежат правовому регулированию и охране.

    Загрязнение атмосферного воздуха, происходящие и прогнозируемые изменения климата, трансграничные переносы вредных веществ, большие расстояния и иные негативные явления и процессы требуют принятия неотложных организационных и правовых мер.

    Согласно ст. 23 Закона об охране атмосферного воздуха в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, который является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды.

    Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей следующее:

    – обеспечить выполнение уполномоченными органами мероприятий по охране атмосферного воздуха;

    – соблюдение условий выбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на атмосферу;

    – соблюдение стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

    – соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

    – выполнение федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов РФ и выполнение мероприятий по его охране;

    – обеспечить выполнение иных правил, установленных законодательством РФ, ее субъектами в данной области.

    Выделяют три вида экологического контроля:

    – информационный – как правило, предшествует двум другим и сводится к сбору информации для принятия предупредительных и пресекательных действий;

    – предупредительный – проводится в целях предотвращения последствий нарушения требований экологического законодательства;

    – карательный – выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям.

    Государственный контроль осуществляется соответствующими органами исполнительной власти.

    Координация работ по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Наряду с государственным контролем за охраной атмосферного воздуха указанный Закон предусматривает производственный и общественный контроль за охраной окружающего воздуха.

    Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и назначающие лиц, ответственных за проведение производственного контроля, и (или) организуют экологические службы.

    Общественный контроль осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в области охраны окружающей среды, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ об общественных объединениях.

    Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.

    "

    В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, который представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.


    В целях его охраны государством проводятся следующие мероприятия:


    1) нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух – установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий на него;


    2) установление нормативов выбросов и воздействий – технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов;


    3) государственная регистрация вредных и потенциально опасных веществ;


    4) выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ и на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, устанавливающих предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. За выдачу разрешений взимаются сборы;


    5) установление требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.


    Виды воздухопользования:


    1) пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов;


    2) пользование воздухом для производственных нужд в качестве сырья;


    3) пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;


    4) пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов.


    В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух:


    1) производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;


    2) территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования.


    Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.


    В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля производится государственный учет неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.



    • Атмосферный воздух как объект правового регулирования атмосферного воздуха » атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды...


    • Атмосферный воздух как объект правового регулирования . В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха » атмосфе. Правовые меры охраны вод.


    • Атмосферный воздух как объект правового регулирования .
      Объекты и субъекты права пользования недрами. Недра – это часть земной коры, которая расположена ниже почвенного слоя, а при его отсутствии.


    • Атмосферный воздух как объект правового регулирования .
      Основная задача государственного регулирования отношений недропользования выражается в обеспечении в... подробнее ».


    • Основываясь на критерии объекта правового регулирования , совокупность таких законодательных и иных н. Правовые основы рационального природопользования. В любом цивилизованном обществе природные ресурсы - вода, недра, земля, атмосфера воздух ...


    • 4) атмосферный воздух , озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
      Для обеспечения охраны указанных природных объектов вводится особый правовой режим и создаются особо охраняемые природные территории.


    • Размеры санитарно-защитных зон определяются в соответствии с санитарной классификацией различных видов производств и объектов , загрязняющих своими выбросами атмосферный воздух .


    • Основываясь на критерии объекта правового регулирования , совокупность таких законодательных и иных нормати.
      В любом цивилизованном обществе природные ресурсы - вода, недра, земля, атмосфера воздух , флора и фа.


    • Объекты регулирования корпоративными нормами – это правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных организаций, а также входящие в эти отношения составляющие.


    • Земля как объект правовой охраны. В соответствии с Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. № 136–ФЗ (ЗК РФ) объектами земельных отношений являются

    Найдено похожих страниц:10


    27. Атмосферный воздух как объект правового регулирования

    В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, который представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

    В целях его охраны государством проводятся следующие мероприятия:

    1) нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух – установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий на него;

    2) установление нормативов выбросов и воздействий – технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов;

    3) государственная регистрация вредных и потенциально опасных веществ;

    4) выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ и на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, устанавливающих предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. За выдачу разрешений взимаются сборы;

    5) установление требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

    Виды воздухопользования:

    1) пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов;

    2) пользование воздухом для производственных нужд в качестве сырья;

    3) пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;

    4) пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов.

    В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух:

    1) производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;

    2) территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования.

    Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.

    В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля производится государственный учет неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

    Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

    2. Методы правового регулирования Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.Каждая отрасль права

    Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

    Тема 17. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика) 1. Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления Экономическая деятельность - это любая

    Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

    2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

    Из книги Информация. Собственность. Интернет. Традиция и новеллы в современном праве автора Якушев Михаил Владимирович

    Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

    Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

    5. Предмет уголовно-правового регулирования Исходя из общетеоретического постулата, образование отдельных отраслей права можно обосновать, прежде всего, спецификой предмета регулирования. Предметом правового регулирования выступают социальные отношения.

    Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

    6. Задачи уголовно-правового регулирования Специфика и содержание уголовного права обусловливаются задачами, стоящими перед этой отраслью права.Социальная ценность уголовного права состоит, прежде всего, в охране общественных отношений, а именно: мира и безопасности

    Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

    8. Принципы уголовно-правового регулирования Принцип законности, который вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в

    Из книги автора

    24.1 Понимание механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для

    Из книги автора

    24.3 Эффективность механизма правового регулирования Обобщающей характеристикой механизма правового регулирования является его эффективность.Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей

    Из книги автора

    § 1. Понятие правового регулирования Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных

    Из книги автора

    § 2. Предмет правового регулирования Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера

    Из книги автора

    § 4. Стадии правового регулирования Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.Процесс воздействия права на поведение людей и

    Из книги автора

    § 5. Механизм правового регулирования После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.В теории права

    Из книги автора

    § 13.1. Понятие механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того,