Порядок предоставления персональных данных правоохранительными органами. Персональные данные детей: что к ним относится, как защищать. В письменной форме

Дело № 12-76/2012

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Миниханова Е.В., с участием представителя Белкина В.А. – Аистовой С.И., рассмотрев апелляционную жалобу Белкина В.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Надыма от 16 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Надыма от 16 февраля 2012 года Белкин В.А. привлечен к административной ответственности по ст. РФ за несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществление этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, к наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Не согласившись с постановлением, Белкин В.А. подал жалобу, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить. Считал постановление вынесено с существенным нарушением норм материального права, суд не применил закон, подлежащий применению, суд применил закон, не подлежащий применению, суд неправильно истолковал закон, а также суд не правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, недоказанностью судом первой инстанции обстоятельств имеющих значение для дела. В обоснование жалобы указал, что запрос сотрудника полиции не являлся мотивированным, так как запрос не содержал указаний на цель и основание затребованной информации, составляющей коммерческую тайну. Запрос сотрудника полиции был адресован генеральному директору ОАО «» "А" Протокол от 27.01.2012 года об административном правонарушении был составлен на него – первого заместителя генерального директора ОАО «», то есть на неуполномоченное лицо.

В судебном заседании представитель Белкина В.А. – Аистова С.И. доводы жалобы, поддержала, дополнила, что цель и основания должны быть указаны в запросе в соответствии с ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» и ФЗ «О коммерческой тайне». В предоставлении информации сотруднику полиции отказано не было. Направили ответ за подписью Белкина В.А. о направлении надлежаще оформленного запроса с указанием цели и основания затребованной информации.

Старший оперуполномоченный ОЭБ и ПК ОМВД России по Надымскому району. в судебном заседании пояснил, что ответ на его запрос В.А. Белкин предоставил с нарушением установленного срока, и в предоставлении информации Белкиным В.А. было отказано. Ему поступила оперативная информация, на основании которой он направил запрос генеральному директору ОАО «» "А" Как была оформлена оперативная информация, сказать не имел права, поскольку у судьи, рассматривающего дело, нет допуска к секретной информации.

Судья, исследовав материалы административного дела, выслушав представителя Аистову С.И., сотрудника полиции, приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. , Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях > Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении" target="_blank">30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу Белкина В.А. – удовлетворить.

Отменить постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Надыма по делу об административном правонарушении от 16 февраля 2012 года в отношении Белкина В.А., производство по делу прекратить.

Решение обжалованию не подлежит.

Копия вена: судья Е.В. Миниханова

Михаил Емельянников

В нескольких последних проектах, выполняемых нашим агентством, мы столкнулись с одной и той же проблемой – с какого возраста наступает дееспособность субъекта в отношении распоряжения своими персональными данными — передачи их третьим лицам, выражении согласия на обработку и т.д. Ответ оказался совсем непростым и неоднозначным.

В соответствии с частью 6 статьи 9 закона «О персональных данных», в случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных. Для операторов, имеющих дело с несовершеннолетними субъектами, это головная боль и постоянный риск нарушить закон, конституционные права несовершеннолетнего, оказаться ответчиком по иску родителей и т.д.

Возникают эти ситуации довольно часто. Самая распространенная – принятие пользовательского соглашения и получение доступа к контенту на сайте, к платным или бесплатным информационным услугам, к рассылкам и т.п. Усугубляется ситуация анонимностью Интернета, невозможностью в большинстве случаев идентифицировать пользователя и установить его возраст. Но здесь риски для оператора хоть и есть, но не очень большие. А есть ситуации с перспективой существенной материальной ответственности.

Надо ли брать согласие на обработку персональных данных в отношении учащихся учебных заведений, если обучение не предусматривает заключение договора? Если да, то у кого – у учащегося или его родителей? С какого возраста?

Кроме учащихся, есть многочисленные группы несовершеннолетних — участников творческих и спортивных соревнований, юные актеры и модели, имеющие вполне профессиональные контракты, и многие другие.

Так что делать?

Если кто не знает, Гражданский кодекс РФ вводит три возраста дееспособности.

Гражданская дееспособность, т.е. способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме, в соответствии с частью 1 статьи 21 ГК РФ, с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. Если законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Часть 1 статьи 26 ГК РФ предусматривает, что в возрасте от 14 до 18 лет юноши и девушки вправе совершать сделки, за исключением перечисленных в части 2 той же статьи, только с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

Без согласия законного представителя можно:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

3) вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные частью 2 статьи 28 ГК РФ – см. ниже.

При этом несовершеннолетние, совершая перечисленные действия, самостоятельно несут имущественную ответственность и за причиненный ими вред.

Ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами может только суд, при наличии достаточных оснований, и по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства, кроме случаев, когда несовершеннолетний успел вступить в брак.

Но и здесь есть нюансы. Статья 27 ГК РФ с красивым названием «Эмансипация» предусматривает, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, либо при отсутствии такого согласия, – по решению суда.

После такого важного события законные представители эмансипированного чада уже не несут ответственность по его обязательствам, в частности, по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Наверное, для многих будет неожиданностью узнать, что есть дееспособность и у детишек от 6 до 14 лет. Это указано как раз в упоминавшейся выше части 2 статьи 28. Они могут без участия родителей или иных представителей совершать (1) мелкие бытовые сделки (естественно, кодекс не определяет, что под них подпадает, мы включаем здравый смысл и полагаем, что это покупка мороженого или воздушного шарика, например), (2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, а также (3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Но имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица, в соответствии с законом, также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Самое интересное, с точки зрения рассматриваемого вопроса, – это сделки за номером (2), направленные на безвозмездное получение выгоды. Под эту категорию вполне подпадает принятие пользовательского соглашения на сайте сети Интернет, а оно часто требует в качестве акцепта представления своих персональных данных.

И что же, пусть неграмотный шестилетка занимается этим на законном основании?

Не думаю.

А думаю вот что. Дееспособность в отношении своих персональных данных у субъекта наступает в возрасте 14 лет, когда он лично, а не его представители, получает паспорт, который, в терминах Научно-практического комментария Роскомнадзора, имеет идентификаторы субъекта, присвоенные государством и которые сами по себе однозначно определяют физическое лицо (стр. 16 комментария).

Было бы странно выдавать такой документ и ограничивать его самостоятельное использование обладателем в случаях, когда законом такие ограничения прямо не предусмотрены.

С другой стороны, статья 61 Семейного кодекса РФ предусматривает, что родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. А статья 64 Семейного кодекса устанавливает, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Значит, действия, предусмотренные частью 6 статьи 9 закона «О персональных данных», в отношении 17-летнего абитуриента или бегуна-полумарафонца должны выполнить его родители?

Все не так просто.

Часть 2 статьи 54 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дает право несовершеннолетним в возрасте старше 15 лет, больным наркоманией несовершеннолетним в возрасте старше 16 лет на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. С согласием на трансплантацию в качестве реципиента еще хуже, но об этом писать не буду – страшно.

В соответствии со статьей 9 закона «О гражданстве Российской Федерации», для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие, что точно требует представления персональных данных. Про согласие родителей в законе нет ничего.

Статья 58 закона «Об актах гражданского состояния» дает право 14-летнему ребенку переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, т.е. по своему усмотрению, без родителей, распорядиться персональными данными.

Статья 20 Трудового кодекса РФ в общем случае устанавливает, что вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста 16 лет, а в случаях и в порядке, которые установлены Кодексом, также лица, не достигшие указанного возраста. С момента начала трудовых отношений такие лица приобретают все права, предусмотренные главой 14 ТК РФ как субъекты персональных данных.

Поэтому резюмирую. Дееспособность в отношении своих персональных данных, в том числе право выражать согласие на их обработку и предоставлять иным лицам по своему усмотрению, наступает в возрасте 14 лет.

Хорошо бы по этому поводу услышать мнения регулятора и надзорного органа, но, увы, они пока молчат.

Персональные данные детей – типичные проблемы

В мае 2014 года впервые специалисты Роскомнадзора попытались проанализировать попавшие в Интернет персональные данные российских детей.

В ходе проведения оперативно-следственных мероприятий правоохранительные органы вправе направлять организациям запросы «О предоставлении документации». Получение такого запроса само по себе еще не говорит о реальной угрозе, нависшей над бизнесом, однако может явиться ее первой весточкой.

Запрос от органов МВД РФ может быть связан с расследованием преступлений или находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также с проведением доследственной проверки заявления о совершении преступления, административного правонарушения, происшествия.

В рамках расследования дела или проведения доследственной проверки сотрудники полиции вправе получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации. Такое право установлено п.4 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

Запрос должен быть исполнен в обязательном порядке в срок, который указывается непосредственно в нем, а при отсутствии указания в срок, не превышающий один месяц. Ответственность за неисполнение запроса в срок установлена ст. 19.7 КОАП РФ и выражается в предупреждении или наложении административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Тем не менее, перед исполнением запроса следует внимательно его изучить.

Запрос полиции, как и любой правоприменительный акт, должен быть законным и обоснованным. Соответственно, в запросе должно быть указано в рамках какого дела или проверки он направляется, а также фактические обстоятельства, из которых следует, что запрашиваемая информация и документы действительно необходимы для следствия. Запрос может называться по-разному, в том числе "требование" или "предписание», он также может быть сформулирован в письме подразделения МВД. Наличие печати на запросе необязательно, поскольку это не предусмотрено Инструкцией по делопроизводству в ОВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 20.06.2012 N 615. Суды подтверждают такой вывод.

На практике запрос редко содержит в себе полное обоснование, как правило, мотивировочная часть ограничивается указанием номера принятого заявления по КУСП и указанием правого основания п.4 ч.1 ст. 13 ФЗ «О полиции» и ст. 6 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статьей 6 ФЗ «Об ОРД» предусмотрен такой вид оперативно-розыскной деятельности, как «наведение справок». Именно на него ссылаются сотрудники полиции при направлении запросов компаниям. Между тем, «наведение справок» не предусматривает получение копий документов, а кроме того ст. 7 ФЗ «Об ОРД» также предусматривает в качестве оснований для проведения ОРД наличие возбужденного уголовного дела или поступление сведений о готовящемся/совершаемом или совершенном преступлении.

Понятие «мотивированный запрос» не определяется законодательно , в связи с чем, зачастую суды признают законность направления запроса, основываясь на формальном подходе. Тем не менее, при отсутствии в запросе подробной мотивировки – в частности указания, в рамках какого мероприятия направляется запрос, а также как с этим мероприятия связана компания, в которую он направлен, все эти сведения можно и нужно уточнить в ответе на него. И только после уточнения предоставлять запрашиваемую информацию.

Если полиция откажется предоставить мотивировку запроса, его можно обжаловать в суд. Редко, но исключения в практике все же встречаются:

«Истребование письменным запросом руководителя оперативного подразделения системы МВД России, правомочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность, учредительных, бухгалтерских и финансовых документов организации не отнесено законодателем к оперативно-розыскным мероприятиям, исчерпывающий перечень которых предусмотрен указанной нормой Закона. (Определение Красноярского краевого суда от 21 августа 2014 г. по делу N 4г-1647/2014)
В указанном определении речь идет о направлении запроса на основании ст. 6 ФЗ «Об ОРД».

Истребование документов, содержащих коммерческую тайну

В отличие от ФЗ «О полиции» Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» раскрывает понятие «мотивированного требования», в частности оно должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать цель и правовое основание затребования информации (ч.1 ст.6).

Соответственно, если цель затребования информации не указана в запросе, компания может не предоставлять сведения, составляющие коммерческую тайну. В этом случае такая информация может быть запрошена правоохранительным органом в судебном порядке.

Важно: сослаться на нормы ФЗ «О коммерческой тайне можно будет только в том случае, если компания предпринимает меры к охране такой информации и содержащей ее документов. Т.е. внутренними документами компании должны быть приняты следующие меры:

  • определен перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничен доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • произведен учет лиц, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • урегулированы отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • урегулирован порядок нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

При наличии указанных мер отказ от предоставления таких документов без судебного разрешения будет правомерным и не образует состав правонарушения ст. 19.7 КоАП РФ. Однако при их отсутствии отказ на основании охраны сведений, составляющих коммерческую тайну, будет признан несостоятельным, а компания - привлечена к ответственности за неисполнение запроса.

Подводя итог, можно отметить, что судебная практика в основном исходит из того, что запрос полиции о предоставлении информации и документов даже без надлежащей мотивировки должен исполняться в обязательном порядке. Тем не менее, закон не содержит запрет на уточнение мотивов запроса лицом, его получившим. При наличии сомнений в законности и обоснованности предъявленных требований запрос следует обжаловать в суд.

Хотим обратить внимание, что авторы статьи придерживаются исключительно законных методов решения проблем. Авторы не принимают сторону кого бы то ни было, не призывают к каким либо действиям и не дают политическую окраску материала статьи. Настоящая статья носит исключительно информационный характер и направлена на поддержку позиции, которую Вы вправе избрать по своему усмотрению, руководствуясь личными мотивами. И помните, выбор за Вами, но только в правовом поле!

Если вас заинтересовал материал статьи и Вы решили что Вам необходима квалифицированная юридическая помощь, Вы можете обратится в ООО "ЮСБ "СПЕКТО" на сайт или напрямую в ООО "ЮСБ" СПЕКТО" www.specto.ru

Статья подготовлена нашим Генеральным партнером ООО «ЮСБ «СПЕКТО», по заказу ООО «Экспрессюрист», оператора портала сайт
(Портал профессиональных юридических услуг)
Копирование статьи как целиком так и в части, возможно с разрешения правообладателя

КоАП РФ за неисполнение указанных требований установлен следующий размер штрафа: для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех до пяти тысяч рублей. Легальное подозрение Теперь рассмотрим Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В запросах о представлении информации также часто встречается ссылка на данный Закон как на основание запроса.Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию и документацию у граждан и организаций данный Закон не предоставляет. Равно не предусмотрена обязанность граждан и организаций представлять информацию и документацию сотрудникам полиции. Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают в качестве основания запроса не весь Закон, а ссылаются на ст.

Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

Практические рекомендации Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны представить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения.В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции на лицо может быть наложена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.

Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации и документов

Осуществление оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь в целях выполнения задач, предусмотренных статьей 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и при наличии оснований, указанных в его статье 7. Соответственно, данный Федеральный закон не допускает сбора, хранения, использования и распространения информации, в том числе, содержащей персональные данные, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и другими законными задачами и основаниями оперативно-розыскной деятельности.


Из этого следует, что задачи оперативно-розыскной деятельности, связанные с получением документов, при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий решаются с соблюдением специальной процедуры, установленной законом.

Предоставление персональных данных по запросу мвд рф

Невыполнение законных требований сотрудника полиции о предоставлении документов и информации влечет за собой ответственность по ст. 19.7КоАП РФ (непредставление сведений, информации), санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц — до пятисот рублей; на юридических лиц — до пяти тысяч рублей. Закон о полиции содержит нормы, в соответствии с которыми полиция обладает специальными полномочиями по получению необходимой информации.
Например, полиция обладает правами: — при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 4 ч. 1 ст.
Перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут выполняться при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, приведен в ст. 6 названного Закона. Данный список носит закрытый характер, согласно прямому указанию может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Направление запросов к числу оперативно-розыскных мероприятий не отнесено. Возможность получения интересующей информации подобным образом предусмотрена ч.
4 ст. 13 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ, но только в случаях, прямо определенных п. п. 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26 и 27 ч. 1 настоящей статьи.
А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий представлять документацию, связанную с деятельностью организации, и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ. В связи с этим ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.


Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п. п. 4 и 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», влечет за собой ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона «О полиции» «требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные п.


п. 4, 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения… организациями… и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения». Как уже говорилось, ст.

Обосованность запросов мвд по персональным данным

Внимание

Законодатель не раскрывает понятие «мотивированный запрос», но представляется целесообразным понимать под ним наличие в запросе информации о том, в рамках каких мероприятий проводится проверка: — по делам об административных правонарушениях либо в процессе проверки зарегистрированных сообщений и заявлений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; — в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. ст. 144-145 УПК РФ); — по расследуемым уголовным делам; — в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, в случае, если дело или материал заведены в связи с наличием признаков преступления либо иного правонарушения в действиях того лица (лиц), у которого запрашивается информация, то в запросе должны содержаться ссылки на них.

Закона «О полиции». Рассмотрим п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции». В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.
Это дает право работникам полиции истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект — это законность и обоснованность запроса.Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы), как истребуемые документы относятся к проводимой проверке или уголовному делу.
Порядок обработки персональных данных, в том числе их передачи, регламентирован Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (Далее — «Федеральный закон № 152-ФЗ»). В положениях статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ предусмотрено, что согласия субъекта персональных данных на передачу (распространение) этих данных не требуется в ряде случаев. Одним из них является обработка персональных данных на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора (пункт 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ). При предоставлении персональных данных по запросам органов внутренних дел следует руководствоваться Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон о полиции).

Инфо

Часто подобные запросы содержат в себе достаточно обобщенные и скупые преамбулы типа «На основании п.10 части 1 ст.13 Федерального Закона «О полиции» от 07.02.2011г. № 3-ФЗ, ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995г. № 144-ФЗ, просим Вас предоставить информацию..». В соответствии с требованиями Закона «О Полиции», критерием правомерности истребования информации является ее необходимость для решения возложенных на органы полиции задач.


Обязательным для исполнения являются законные требования сотрудников полиции. Исходя из перечня задач, возложенных на органы полиции в соответствии со ст.2 Федерального Закона «О Полиции», основанием для истребования информации может быть осуществлении органами полиции мероприятий (проверок), направленных на пресечение преступлений и административных правонарушений.

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является Роскомнадзор и его территориальные органы, которые:

1. Осуществляют контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

2. Ведут реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, а также осуществляют проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных;

3. Рассматривают обращения субъектов персональных данных, а также принимают в пределах своих полномочий решения по результатам их рассмотрения.

В условиях активного использования интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, предполагающих размещение в них определенного объема личной информации, особое значение приобретает защита прав субъектов персональных данных в Интернете. Особенно это касается детей и подростков.

Сегодня хотелось бы обратить Ваше внимание (внимание родителей) на необходимость защиты персональных данных детей.

Что такое персональные данные:

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" говорит о том, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Говоря простым языком, можно сказать, что персональные данные – это набор данных, их совокупность, которые необходимы и достаточны для идентификации какого-то человека.

18 ноября 2016 года состоялось очередное заседание Детского совета при уполномоченном при Губернаторе Вологодской области по правам ребенка на тему: «Интернет-безопасность несовершеннолетних». При подготовке к заседанию члены Совета провели анкетирование школьников по данному вопросу, результаты которого доказали актуальность проблемы и необходимость родительского контроля за нахождением детей в сети Интернет. По данным анкет большинство детей с 14 лет находятся в Сетях без родительского контроля, у малой доли старшеклассников установлена контентфильтрация, более 40% несовершеннолетних сталкивались в сети с угрозами и оскорблениями, 22% просматривали ролики со сценами насилия и жестокости, 11 % получали непристойные предложения.

Нам, как родителям прежде, чем позволить детям самостоятельно посещать различные сайты, необходимо обсудить с ними правила информационной безопасности и договориться об их выполнении.

Дети должны понимать, что «Интернет» это своего рода «общественное место». Опасности, которые возникают при общении с незнакомыми людьми, одни и те же. Если дети лично не знают человека, с которым общаются в сети, это равносильно общению с незнакомцем в реальной жизни.

Необходимо объяснить, что не следует размещать в Интернете личную информацию о себе и своей семье: полные анкетные данные (свои, своих несовершеннолетних друзей), номер мобильного телефона, домашний адрес, номер школы, место работы родителей, любую другую личную информацию, а также демонстрировать фотографии (свои и семьи). Это могут увидеть и использовать в своих противоправных целях злоумышленники.

Регистрационные данные лучше заполнять вместе, исключая всю информацию, которая в будущем может быть использована злоумышленниками.Кроме того, следует обращать внимание на настройки приватности аккаунта в соцсетях. Если личная страница доступна "всем" или "друзьям друзей", то доступ к персональным данным ребенка будут иметь посторонние лица.

Дети должны знать, что люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают, должны знать, почему не стоит добавлять «в друзья» незнакомых людей – они могут быть не теми, за кого себя выдают.

Кроме того, мы должны интересоваться, на какие сайты заходят дети. Установка пароля доступа к Интернету позволит контролировать их во время общения в сети. Периодически необходимо проверять историю браузера, чтобы видеть, какие ресурсы они посещают. Контролировать деятельность детей в Интернете можно и с помощью современных программ.

В рамках принятой Роскомнадзором Стратегии институционального развития и информационно-публичной деятельности в области защиты прав субъектов персональных данных на период до 2020 года с сентября этого года сотрудники Управления Роскомнадзора по Вологодской области ежемесячно проводят «Открытые уроки» в образовательных учреждениях.

Данные мероприятия направлены на восприятие детьми информации о необходимости защиты своих персональных данных в сети Интернет. Мы разъясняем детям, что такое персональные данные, как безопасно использовать личные данные в сети Интернет и как защитить свои персональные данные в социальных сетях. Мы показываем обучающие видеоролики, приводим примеры правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием личных данных.

Кроме того, Роскомнадзором открыт портал (сайт) для детей и подростков http://персональныеданные.дети, направленный на изучение вопросов, связанных с защитой прав субъектов персональных данных. На сайте размещены информационные материалы для детей, которые разрабатывались с учетом их ошибок в онлайн среде, размещены информационные тексты, презентации, тесты и интерактивные игры. Помогают детям разбираться с миром безопасного обращения со своими персональными данными, помогают красочные и интересные персонажи сайта Вася, Галя, а также Хакер и Агент. Портал насыщен полезной информацией, очень удобен и мы уверены, что он интересен как детям так и взрослым.

Существуют и простые правила для родителей:

1. Не ставить геолокации на снимках. Не указывать места частого времяпрепровождения ребенка (школа, спортивный зал, кружок).

2. Не выкладывать фотографии, раскрывающие увлечения ребенка. Узнав, что любит и чем увлекается ребенок, его легко обмануть и заманить совершенно в любом месте и ситуации.

3. Не загружать фотографии детей рядом с машиной. Эта информация более важна для безопасности самих родителей.

4. Не делиться фотографиями, которые в будущем заставят краснеть ваших детей. В эпоху Интернета любой снимок может стать общедоступным компроматом или припоминанием на всю жизнь.

5. Удалить все изображения, которые могут предоставить официальные данные ребенка. Имея в руках полное имя или важный номер документа, легко можно вычислить, где учится и живет ребенок.

6. Избегать публикаций фотографий вашего ребенка с другими детьми. Перед тем как выкладывать фото вашего ребенка с друзьями и одноклассниками, подумайте, не будут ли против их родители.

Давайте вместе приложим все усилия, чтобы персональные данные наших детей были под надежной защитой!