Постановление правительства источник гражданского права. Основные источники гражданского права: понятие и виды. Нормы международного права и международные договоры РФ

Понятие источника гражданского права

В российской правовой системе весьма велико значение судебной практики. Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действующего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил (modo legislatoris). Так, в соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по применению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательными, т.е. содержащими обязательное толкование действующих правовых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы , а тем самым и для сторон различных споров. Важное практическое значение имеют и публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты в собственном смысле слова), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций. Определенным образом ориентируя суды, а следовательно, и участников судебных споров, они таким образом в значительной мере предопределяют порядок, условия и последствия применения многих гражданско-правовых норм.

Сказанное вполне можно отнести и к актам Конституционного Суда РФ , который в соответствии со ст. 125 Конституции РФ проверяет конституционность законов и некоторых других нормативных актов, а также дает обязательное толкование Конституции РФ. Признанные им неконституционными законы или их отдельные положения утрачивают силу, однако в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит ни принятие новых правовых норм, ни обязательное толкование действующего законодательства (кроме Конституции РФ).

Можно лишь условно говорить о «негативном» характере его «правотворчества », ибо утрата силы нормами права в связи с признанием их неконституционными в ряде случаев фактически порождает новую редакцию таких норм.

Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы, изложенные в комментариях, монографиях и т.д., обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников права, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения. То же самое можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на национальном и международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных аналогичных документах.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы различных юридических лиц , их внутренние регламенты и другие «корпоративные» документы, примерные договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор - закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию.

Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состоит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства , наделенными компетенцией по изданию нормативных актов, а приняты самими участниками гражданских правоотношений . Такие акты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов , а не правовых норм: не будучи общеобязательными правилами поведения, они имеют значение для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений , в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии полного соответствия их содержания действующему законодательству). С их помощью участники гражданских правоотношений могут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкретные взаимосвязи.

Таким образом, к числу источников отечественного гражданского права следует относить:

  • международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, а также общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • законодательство (нормативные акты);
  • обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи.

Международные договоры

Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридической природе нормы и, являясь частью правовой системы Российской Федерации (п. 1 ст. 7 ГК), составляют особый, самостоятельный вид (группу) источников ее национального гражданского права .

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их применения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо предусмотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права (в тех случаях, когда к договорам международной купли-продажи подлежит применению российское право). Женевская вексельная конвенция от 7 июня 1930 г. № 358, в которой Российская Федерация участвует в качестве правопреемника Союза ССР, предусматривает принятие ее участниками национального законодательного акта, воспроизводящего текст утвержденного этой конвенцией Единообразного закона о переводном и простом векселях . Во исполнение этого правила Союз ССР в 1937 г. принял специальное Положение о переводном и простом векселе, имеющее силу закона и действующее в настоящее время на территории Российской Федерации. Названное положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосударственную природу, будучи актом национального гражданского законодательства, и потому лишается приоритета, свойственного международным договорам РФ.

Что касается общепризнанных принципов и норм международного права , то они, как и общие принципы гражданского права , определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права , а также принцип всеобщего соблюдения прав человека .

Обычаи имущественного оборота

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убытков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве.

В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые нормативные акты министерств и ведомств бывшего Союза ССР (в частности, Госбанка СССР, транспортных министерств и др.). Их действие ограничено теми же пределами и условиями, что и действие иных общесоюзных актов: отсутствие регламентации в российских нормативных актах и соответствие действующему законодательству и иным правовым актам (в том числе общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).

Действие гражданского законодательства

Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу

Толкование гражданско-правовых норм может быть обязательным в случаях, когда его дает государственный орган , который либо сам принял соответствующий акт, либо имеет компетенцию по разъяснению содержания такого акта или актов (легальное толкование).

Так, пленумы высших судебных органов вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, содержащие обязательное для судов толкование действующего законодательства. Поскольку легальное толкование обязательно, оно по сути создает новую норму права , причем действующую с обратной силой. Толкование закона , которое дает любой суд по конкретному делу, является обязательным лишь для данной ситуации и не имеет общеобязательного характера (ибо прецедент в отечественном правопорядке не является ).

Толкование законодательства, которое содержится в учебной и научной литературе, в том числе в специальных комментариях к законам, является научным (доктринальным) и не имеет обязательной силы. Однако его авторитетность, основанная на проведенном научном анализе и знаниях авторов , может оказывать известное влияние на правотворческую и правоприменительную практику.

Нередко различают также буквальное (называемое иногда аутентическим), ограничительное и расширительное толкование норм в зависимости от соотношения смысла и текста соответствующего правила. Подлинный смысл нормы в принципе должен совпадать с ее текстом, а при их расхождении предпочтение придется отдать тексту, а не намерениям законодателя. Уяснение смысла нормы путем «ограничительного» или «расширительного» толкования в действительности всегда сводится либо к логическому, либо к систематическому или иным известным способам толкования (или к их сочетанию). В связи с этим выделение названных выше способов толкования представляется не вполне обоснованным и даже опасным, ибо способно исказить прямую волю законодателя, выраженную в тексте закона. Поэтому «расширительное» толкование нормы закона во всяком случае не допускается, если она содержит либо исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых соответствующее правило получает применение, либо исключение из общего правила.

Источники гражданского права

§ 1. Понятие и виды источников гражданского права.
§ 2. Нормативные акты гражданского права.
§ 3. Действие гражданского законодательства.

§ 1. Понятие и виды источников гражданского права

1. Понятие источника гражданского права

Под источником права понимается форма выражения правовых норм, имеющая общеобязательный характер. Господствующей фор- мой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере последние охватываются по- нятием гражданского законодательства. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Феде- рации являются составной частью ее правовой системы и, следова- тельно, одним из источников ее права. В имущественном обороте известную роль также сохраняют обычаи.

В российской правовой системе весьма велико значение судеб- ной практики. Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источ- ником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действую- щего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил (modo legislatoris). Так, в соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по при- менению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательными, т.е. содержащими обязательное толкование действующих право вых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, одна- ко закрепленное ими толкование содержания правовых норм явля- ется обязательным для соответствующей судебной системы, а тем самым и для сторон различных споров. Важное практическое зна- чение имеют и публикуемые решения по конкретным делам (преце- денты в собственном смысле слова), а также обзоры практики рас- смотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций. Определенным образом ориентируя суды, а следовательно, и участников судебных споров, они таким образом в значительной мере предопределяют порядок, условия и последст- вия применения многих гражданско-правовых норм.

Сказанное вполне можно отнести и к актам Конституционного Суда РФ, который в соответствии со ст. 125 Конституции РФ проверяет конституционность законов и некоторых других нормативных актов, а также дает обязательное толкование Конституции РФ. Признанные им неконституционными законы или их отдельные положения утрачивают силу, однако в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит ни принятие новых правовых норм, ни обязательное тол- кование действующего законодательства (кроме Конституции РФ)3. Можно лишь условно говорить о «негативном» характере его «право творчества», ибо утрата силы нормами права в связи с признанием их неконституционными в ряде случаев фактически порождает новую редакцию таких норм.

Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы, изложенные в комментариях, монографиях и т.д., обычно представляют собой результат доктринального (научно- го) толкования закона и других источников права, но не имеют обяза- тельного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовер- шенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения. То же самое можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на националь- ном и международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных аналогичных документах.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто ис- пользуются конкретные уставы различных юридических лиц, их внут- ренние регламенты и другие «корпоративные» документы, примерные договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор - закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию.

Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состоит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства, наде- ленными компетенцией по изданию нормативных актов, а приняты самими участниками гражданских правоотношений. Такие ак- ты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов, а не правовых норм: не будучи общеобязательными правилами поведения, они имеют значение для возникнове- ния, изменения или прекращения конкретных правоотношений, в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии полного соответствия их содержания действующему законодательству). С их помощью участники гражданских правоотношений мо- гут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкретные взаимосвязи.

Таким образом, к числу источников отечественного гражданского права следует относить:

Международные договоры, в которых участвует Российская Феде- рация, а также общепризнанные принципы и нормы международ- ного права;

Законодательство (нормативные акты);

Обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи.

2. Международные договоры

В понятие международного договора включаются как межгосудар- ственные, так и межправительственные и межведомственные соглаше- ния РФ с иностранным государством либо с международной организацией. В сфере гражданского права речь идет прежде всего о различ- ных многосторонних международных (межгосударственных) договорах (конвенциях), участницей которых является Россия (как в собст- венном качестве, так и в роли правопреемника Союза ССР). Между- народные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. В случае, когда такой международ- ный договор предусматривает иные правила, чем национальное гра- жданское законодательство, применению подлежат правила этого договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК). Сказанное относится и к двусторонним международным договорам РФ, содер- жащим гражданско-правовые нормы (например, к договорам о взаимной защите иностранных инвестиций).

Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридиче- ской природе нормы и, являясь частью правовой системы Российской Федерации (п. 1 ст. 7 ГК), составляют особый, самостоятельный вид (группу) источников ее национального гражданского права.

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их при- менения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо преду- смотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права (в тех случаях, когда к договорам международной купли-про- дажи подлежит применению российское право). Женевская вексель- ная конвенция от 7 июня 1930 г. № 358, в которой Российская Феде- рация участвует в качестве правопреемника Союза ССР, предусматри- вает принятие ее участниками национального законодательного акта, воспроизводящего текст утвержденного этой Конвенцией Единооб- разного закона о переводном и простом векселях. Во исполнение это- го правила Союз ССР в 1937 г. принял специальное Положение о пе- реводном и простом векселе, имеющее силу закона и действующее в настоящее время на территории Российской Федерации1. Названное положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосудар- ственную природу, будучи актом национального гражданского зако- нодательства, и потому лишается приоритета, свойственного между- народным договорам РФ.

Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они, как и общие принципы гражданского права, определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм2. Примером может служить принцип запрета ухудшения право вого положения (дискриминации) иностранных граждан или юриди- ческих лиц по сравнению с национальными субъектами права, а так- же принцип всеобщего соблюдения прав человека.

3. Обычаи имущественного оборота

Российское гражданское право придает значение источника права обычаям делового (предпринимательского) оборота (ст. 5 ГК), главным образом сложившимся в сфере обязательственных отношений. Так, при исполнении договорных и иных обязательств их стороны при отсутствии специальных требований законодательства или условий обязательства должны руководствоваться обычаями делового оборо- та и иными «обычно предъявляемыми требованиями» (ст. 309 ГК), т.е. обычаями, сложившимися не только в предпринимательских взаимо- отношениях, но и в имущественном обороте в целом.

Обычаи имущественного оборота представляют собой сложившиеся в нем в силу неоднократного единообразного применения общепринятые правила поведения, не выраженные прямо ни в законе (нормативном ак- те), ни в договоре сторон, но не противоречащие им. Закон иногда придает юридическое значение и иным обычаям, сложившимся, например, в сфере вещных отношений (ст. 221 ГК).

Обычаи, таким образом, действуют в случаях отсутствия прямых предписаний в нормативном акте или в договоре, т.е. в субсидиар- ном (восполнительном) порядке. Если условие конкретного догово- ра непосредственно не определено сторонами либо диспозитивной нормой закона, оно определяется обычаями делового оборота (п. 5 ст. 421 ГК).

Обычай должен быть сложившимся, т.е. достаточно определенным в своем содержании и широко применяемым в имущественном, прежде всего в предпринимательском, обороте (например, традиции ис- полнения тех или иных договорных обязательств).

Следовательно, под правовым обычаем надо понимать фактиче- ски сложившееся и признаваемое законом общее правило, не выра- женное в нормативном акте или договоре, но подлежащее примене- нию, если иное прямо не установлено законом или соглашением сто- рон. По существу обычай рассматривается в качестве своеобразной диспозитивной (восполнительной) нормы права («обычное право»), применяемой в субсидиарном порядке.

Наличие и содержание торговых (предпринимательских) и портовых обычаев, принятых в Российской Федерации, свидетельствует Торгово-промышленная палата РФ1. Иногда обычаи систематизиру- ются и публикуются в форме примерных условий договоров, применяе- мых в качестве обычаев делового оборота (п. 2 ст. 427 ГК)2.

Обычаи традиционно отличаются от обыкновений. Обыкновение - такое сложившееся правило, которым согласились руководствоваться стороны конкретного договора и только потому оно приобрело для них юридическое значение. Обыкновение восполняет пробел в дого- воре, а обычай - пробел в законе. По сути обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора (соглашение партнеров). Ес- ли ссылки на такое условие в договоре нет или намерение сторон руководствоваться им не доказано, обыкновение не учитывается как обя- зательное правило и при отсутствии специальных указаний законода- тельства или договора3.

В основе согласованных сторонами договора обыкновений также мо- гут лежать общепризнанные обычаи. Так, в современной международ- ной торговле широко используются правила, содержащиеся в разрабо- танных парижской Международной торговой палатой (МТП) сборниках международных торговых обычаев («Правилах толкования междуна- родных торговых терминов Инкотермс», «Унифицированных прави- лах и обычаях для документарных аккредитивов», «Унифицированных правилах по инкассо» и др.)4. Все они представляют собой неофициаль- ную систематизацию обычаев, приобретающих юридическое значение лишь для конкретного договора в случае ссылки на них контрагентов, т.е. по сути имеющих значение не обычаев, а обыкновений. Лишь не- которые из них в силу большой распространенности по специальному решению могут приобрести качества торговых обычаев, обязательных для применения.

От обыкновений отличается «заведенный порядок». Он представляет собой практику взаимоотношений сторон конкретного договора, сло- жившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях и хотя прямо и не закрепленную где-либо, но подразумеваемую в силу отсутствия каких-либо возражений по этому поводу. Такой порядок (сложившаяся практика взаимоотношений) совсем не обязательно составляет какой- либо обычай или обыкновение имущественного оборота. По сути он также отражает подразумеваемые сторонами условия конкретного до- говора, а потому отменяет в соответствующей части действие как дис- позитивного правила закона, так и обычая. Российское гражданское право различает обычаи и «практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон» договора (т.е. заведенный порядок), в частности, отдавая последней предпочтение перед обычаем при толковании ус- ловий договора судом (ч. 2 ст. 431 ГК).

Следовательно, заведенный порядок и обыкновение имеют юри- дическую силу условий конкретного договора, выражающего волю его сторон, а потому получают безусловное преимущество в применении перед диспозитивными нормами закона (действующими лишь в слу- чаях отсутствия иных указаний в договоре) и перед обычаем. Однако ни обыкновения, ни заведенный порядок, будучи по сути условия- ми конкретных договоров, не являются источниками права, т.е. фор- мой выражения общеобязательных правовых норм. Этим они прин- ципиально отличаются от обычаев (хотя по своей юридической силе и превосходят их).

Обычаи делового оборота не применяются, если они противоре- чат обязательным (императивным) или восполнительным (диспозитивным) положениям законодательства либо условиям договора (п. 2 ст. 5, п. 5 ст. 421 ГК). В своей юридической силе они, таким образом, уступают как диспозитивной норме права, так и заведенному поряд- ку (практике взаимоотношений сторон)2.

§ 2. Нормативные акты гражданского права

1. Система нормативных актов гражданского права

Гражданско-правовые нормативные акты составляют определен- ную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу и возглавляет всю систему действую- щего законодательства.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления. Любые содержащиеся в нормах ГК отсылки к «закону» (или к «законодательст- ву») означают отсылки только к федеральному закону.

Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодатель- ства, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относит- ся, например, жилищное законодательство, которое состоит из ком- плексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный ко- декс Российской Федерации1; далее - ЖК). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Российской Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ). Например, в сфере жилищного права субъ- екты РФ могут принимать общеобязательные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ибо они относятся к сфере административного права), но не вправе принимать норма- тивные акты, определяющие (в том числе «конкретизирующие») условия договоров жилищного найма (ибо они относятся к сфере гра- жданского права).

По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы;

2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств Российской Федерации).

Составляющие первую группу актов законы возглавляются Граж- данским кодексом и охватываются понятием гражданское законода- тельство (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законода- тельства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодатель- ствовать). Президентские указы и постановления Правительства РФ охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конститу- ции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие «нормативные правовые акты феде- ральных органов исполнительной власти».

Использование данной терминологии направлено на ограничение подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения «законодатель- ством» (либо «законом»), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполни- тельной власти. Если же ГК предусматривает возможность установ- ления отличных от его правил предписаний «иными правовыми акта- ми» (например, ст. 136 ГК), то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.

При отсутствии таких указаний нормы ГК или иного федераль- ного гражданско-правового закона вообще не подлежат конкрети- зации и тем более изменениям любыми подзаконными актами, ибо законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпываю- щей. Ведь согласно п. 4 ст. 3 ГК даже постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или пре- зидентских указов, т.е. основываться на актах более высокого уров- ня. Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специ- альных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК).

2. Гражданский кодекс

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержа- щие нормы гражданского права, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3 ГК). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами ГК.

Формально ГК является обычным федеральным законом. От других законов он отличается не своей юридической силой, а своим содержани- ем, которое придает ему системообразующее значение для гражданского законодательства. Оно заключается в том, что, во-первых, ГК в систе- матизированном виде содержит все основополагающие правила граж- данского права; во-вторых, именно в нем предусмотрено принятие ряда конкретизирующих его правила федеральных законов, т.е. система гра- жданского законодательства. «Поэтому ничем не ограниченное отсту- пление от правил ГК в новых законах приведет лишь к тому, что прин- ципиальные положения гражданского права перестанут влиять на со- держание текущего законодательства и гражданское право из системы согласованных норм быстро превратится в набор разрозненных правил, содержание которых определяется исключительно потребностями кон- кретной ситуации, а не проверенными многовековой практикой под- ходами. Принцип соответствия кодексу содержания других гражданс- ко-правовых законов составляет главное препятствие для создания та- кого положения»1.

Разумеется, правило п. 2 ст. 3 ГК не следует воспринимать как за- прет на внесение в Кодекс каких-либо изменений и тем самым как запрет на развитие гражданского законодательства. Речь в нем идет о необходимости согласования содержания законов, при котором принятие новых правил должно сопровождаться обязательным из- менением ранее действовавших предписаний (находящихся в ГК), а главное - об обоснованности этих изменений с учетом того, что они лишь развивают и детализируют принципиальные положения, закрепленные в Кодексе.

Новый Гражданский кодекс принимался частями. часть первая Ко- декса была принята Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл. 4 «Юридические лица», вступившей в силу со дня официального опубликования части первой ГК - 8 декабря 1994 г., а также гл. 17, посвященной вещ- ным правам на земельные участки, правила которой должны были всту- пить в силу одновременно с введением в действие нового ЗК)1. В своих трех разделах она охватывает Общие положения (Общую часть граж- данского права) (раздел I), Вещное право (раздел II) и Общую часть обязательственного права (раздел III).

часть вторая Кодекса принята Государственной Думой РФ 22 декаб- ря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г.2 Она включает один, но самый большой по объему раздел IV, посвященный отдельным видам обязательств (договорных и внедоговорных).

часть третья Кодекса принята Государственной Думой РФ 1 нояб- ря 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г.3 Она содержит два раз- дела, посвященных соответственно наследственному праву (раздел V) и международному частному праву (раздел VI).

часть четвертая Кодекса принята Государственной Думой РФ 24 но- ября 2006 г. и введена в действие с 1 января 2008 г.4 Она содержит един- ственный раздел VII, посвященный правам на результаты интеллекту- альной деятельности и средствам индивидуализации товаров и их про- изводителей. С момента введения в действие части четвертой ГК, т.е. с 1 января 2008 г., полностью утрачивают силу сохранявшие действие отдельные нормы Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и ГК РСФСР 1964 г.5, а кодификацию гражданско- го законодательства РФ можно считать в основном завершенной.

Гражданский кодекс РФ является третьим по счету в российской истории. Первый Гражданский кодекс был принят в 1922 г. в период нэпа и знаменовал собой признание новой властью имущественно- го (товарно-денежного) оборота. В 1961-1964 гг. была осуществлена вторая кодификация гражданского законодательства. Она вырази- лась в принятии общесоюзных Основ гражданского законодательст- ва 1961 г. и в разработанных на их базе (а потому в значительной мере дублировавших друг друга) республиканских гражданских кодексах (ГК РСФСР был принят одним из последних, в 1964 г.). Эта кодифи- кация в полной мере отражала характер огосударствленной, плановой экономики и другие особенности тогдашнего общественного строя.

Переход к рыночной организации отечественной экономики по- требовал и реформирования ее законодательного оформления. Пер- вым кодифицированным актом нового, «рыночного» законодательст- ва стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и респуб- лик 1991 г. В связи с распадом Союза ССР они формально не вступили в действие, но были специально ратифицированы Российской Фе- дерацией в 1992 г. и действовали в части, не противоречащей новым российским законам. Основную же роль в реформировании имуще- ственных отношений в России должны были сыграть ее собственные законы и президентские указы. К сожалению, они нередко содержа- ли взаимные (и даже внутренние) противоречия и, как правило, отли- чались весьма низким уровнем юридической проработки. Созданный ими беспорядок в организации имущественного оборота сделал осо- бенно насущной задачу новой гражданско-правовой кодификации, которая и была решена принятием Гражданского кодекса РФ.

В настоящее время идет работа по дальнейшему развитию и совер- шенствованию содержания Гражданского кодекса РФ1.

3. Иные федеральные законы (гражданское законодательство)

Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детали- зации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объем- ным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы мно гие другие законы, развивающие и конкретизирующие его прави- ла и институты.

Новый ГК прямо предусмотрел необходимость принятия несколь- ких десятков таких законодательных актов, закрепив тем самым ос- новную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Ос- новная часть из этих законов уже принята (федеральные законы о раз- личных видах юридических лиц и об их государственной регистрации, о банкротстве, о государственной регистрации прав на недвижимость, об ипотеке (залоге недвижимости), о поставках товаров для государ- ственных нужд, о различных видах транспортной деятельности). Сле- дует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной фе- деральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.

Следует также иметь в виду, что до принятия новых законов, пре- дусмотренных нормами ГК, продолжают действовать ранее приня- тые нормативные акты, имеющие силу законов в соответствии с дейст- вовавшим в момент их принятия законодательством. К ним, напри- мер, относятся соответствующие акты, принятые высшими органами государственной (законодательной) власти Российской Федерации в период с 12 июня 1990 г. (провозглашение суверенитета Российской Федерации) до 1 января 1995 г. (вступление в силу части первой ГК). Так, сохраняет силу Закон РФ от 29 мая 1992 г. № 2872 «О залоге»1 (далее - Закон о залоге), но лишь в части, не противоречащей нормам ГК о за- логе (в частности, действуют некоторые его положения о залоге прав). В основном же речь идет о нормативных актах (постановлениях) быв- шего Верховного Совета РСФСР, а затем - Верховного Совета Россий- ской Федерации, а также о нормативных указах Президента РФ и по- становлениях Правительства РФ, принятых в пределах полномочий, данных правительству в законе либо в президентском указе, тогда не- редко имевшем силу закона. Ряд таких актов, например, устанавливал возможность списания денежных средств с банковского счета контр- агента по договору без его согласия и пока сохраняет силу, будучи «за- конами» в смысле п. 2 ст. 854 ГК

До принятия новых российских законов сохраняют силу и некото- рые нормы законов бывших Союза ССР и РСФСР. Так, согласно ст. 12 Закона о введении в действие части четвертой ГК сохраняют силу от- дельные положения союзных законов об изобретениях и о промыш- ленных образцах, касающиеся стимулирования изобретательства и ху- дожественно-конструкторского творчества1.

4. Иные правовые акты

Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее при наличии прямого указания в ГК (или в ином федераль- ном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают указы Президента РФ. В сфере, прямо не урегулирован- ной нормами закона, правила указов по сути имеют такое же значение, что и закон, разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему (п. 3 и 5 ст. 3 ГК). Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, могут применяться лишь в части, соответствующей предпи- саниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, кото- рые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохра- няют действие до принятия соответствующих законов.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным за- конам и президентским указам, но и приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат примене- нию (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение. Ряд правительственных постановлений был принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответству- ющего закона и в части, не противоречащей Кодексу.

Сохраняется действие некоторых постановлений правительств СССР и РСФСР, принятых по вопросам, пока прямо не yрегулированным российскими законами или иными правовыми актами. Названные постановления также действуют до принятия соответствующих рос- сийских актов и в части, не противоречащей российским законам и иным правовым актам.

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической си- лой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня - законе либо президентском указе или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нор- мотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися по- пытками отдельных министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.

Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающие правовой статус ор- ганизаций, а также акты межведомственного характера подлежат обя- зательной государственной регистрации в Федеральной регистрацион- ной службе Министерства юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания) и последующему официаль- ному опубликованию в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»1. Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не всту- пившие в силу и не могут регулировать соответствующие отношения; на них также нельзя ссылаться при разрешении споров.

Кроме того, ведомственные нормативные акты могут издаваться только в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, но не в виде писем и телеграмм2 (как это, напри- мер, до недавнего времени практиковал Центральный банк России).

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убыт- ков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содей- ствовать установлению должного порядка в ведомственном нор- мотворчестве.

В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые норматив- ные акты министерств и ведомств бывшего Союза ССР (в частности, Госбанка СССР, транспортных министерств и др.). Их действие ог- раничено теми же пределами и условиями, что и действие иных обще- союзных актов: отсутствие регламентации в российских нормативных актах и соответствие действующему законодательству и иным право- вым актам (в том числе общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).

§ 3. Действие гражданского законодательства

Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, под- лежат обязательному официальному опубликованию. Такое опублико- вание важно и для определения момента вступления соответствую- щего акта в силу, и для ознакомления с содержанием его правил всех участников правоотношений. Кроме того, официальное опубликование содержит и официальный (общеобязательный) текст такого акта, которым надлежит руководствоваться.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ федеральные за- коны принимаются Государственной Думой. Поэтому они счита- ются принятыми с момента их принятия Государственной Думой в окончательной редакции (а не с момента одобрения Советом Фе- дерации или подписания Президентом РФ). В течение семи дней по- сле подписания закона Президентом РФ он подлежит официально- му опубликованию в «Парламентской газете», «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». По ис- течении 10 дней после дня первой официальной публикации пол- ного текста закона он вступает в силу, если иной порядок не предусмотрен в самом законе. Официальной считается, таким образом, первая публикация полного текста закона в «Парламентской газе те», «Российской газете» или в «Собрании законодательства Рос- сийской Федерации».

В некоторых законах прямо устанавливается иной порядок вступле- ния их в силу. Он может быть связан с необходимостью немедленного введения в действие нового закона, но может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходи- мостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятии кодекса или иного крупного закона, вно- сящего значительные изменения в законодательство, иногда прини- мается специальный закон о порядке введения в действие основного закона («вводный закон»). Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, обычно вводятся в действие путем при- нятия законов об их ратификации (и официально публикуются вме- сте с этими законами).

Иные правовые акты (президентские указы и правительственные постановления) также подлежат обязательной официальной публикации (за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну или носят кон- фиденциальный характер) в «Российской газете» или в «Собрании за- конодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня подписания. Нормативные указы Президента РФ вступают в силу в те- чение семи дней после дня их первого официального опубликования. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, а также устанавливающие правовой статус ор- ганизаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их пер- вого официального опубликования. Однако как в указах, так и в пра- вительственных постановлениях может предусматриваться и иной по- рядок вступления их в силу (например, со дня их подписания).

Необходимо учитывать, что до 1994 г. Законы РСФСР, а затем Рос- сийской Федерации официально публиковались в «Ведомостях Вер- ховного Совета РСФСР» («Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР», «Ведомостях Съезда народ- ных депутатов РФ и Верховного Совета РФ»), а также в «Российской газете». Указы Президента РФ в данный период официально публико- вались сначала в названных «Ведомостях», а в 1992-1993 гг. - в «Соб- рании актов Президента и Правительства РФ» и также в «Российской газете». Правительственные постановления в это время официально публиковались в «Собрании постановлений Правительства РСФСР», затем - в указанном «Собрании актов».

В связи с сохранением действия на российской территории ряда ак- тов бывшего Союза ССР (или их отдельных разделов и норм), а также в связи с тем, что ими регулируются возникшие ранее отношения, по- является необходимость использовать их официальный текст, а так- же определять момент вступления их в силу. Следует иметь в виду, что официальная публикация законов Союза ССР и актов, имеющих си- лу закона, проводилась в «Ведомостях Верховного Совета СССР» (или

«Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР»), а также в газете «Известия»; постановлений Совета Мини- стров СССР - в «Собрании постановлений Правительства СССР» (СП СССР); актов министерств и ведомств СССР - в «Бюллетене нор- мативных актов министерств и ведомств СССР».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни- тельной власти подлежат не только официальному опубликованию, но во многих случаях и государственной регистрации в Министерст- ве юстиции РФ. Затем в срок не позднее 10 дней после дня регистра- ции они должны быть опубликованы в «Российской газете» либо так- же в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполни- тельной власти». Официальному опубликованию не подлежат только те ведомственные акты или их отдельные положения, которые содер- жат сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер. По истечении 10 дней после дня офи- циального опубликования они вступают в силу. Таким образом, воз- можность применения неопубликованных или противоречащих зако- ну ведомственных нормативных актов исключается.

Акты гражданского законодательства обычно прекращают свое действие и теряют юридическую силу либо в результате их непосредственной отмены вновь принятыми актами, либо при наступлении прямо указанного в них обстоятельства (как правило, принятия но- вого акта, причем более высокого уровня, что характерно для подза- конных нормативных актов).

Для многих законов последнего времени, к сожалению, характер- ным стало отсутствие правил об отмене или изменении ранее действовавших норм. В этом случае следует исходить из того, что вновь принятый нормативный акт по общему правилу погашает полно- стью или в соответствующей части действие ранее принятого по это- му же поводу акта такой же или более низкой юридической силы (например, правила нового закона парализуют действие соответст вующих правил ранее принятых по этому вопросу законов и подза- конных актов).

Законом, однако, может быть установлено и иное положение. В частности, правило о необходимости соответствия ГК гражданско- правовых норм, содержащихся в других законах (п. 2 ст. 3 ГК), ука- зывает на необходимость руководствоваться нормами Кодекса даже при их коллизии нормам новых федеральных законов (если, разуме- ется, в Кодекс при этом не было внесено изменений, устраняющих такие коллизии).

2. Действие гражданского законодательства во времени

Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Фе- дерации. При этом по общему правилу они не имеют обратной си- лы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).

Это традиционное для всякого развитого правопорядка положение знает, однако, и ряд необходимых исключений. Прежде всего сам гра- жданский закон может предусмотреть распространение своего действия и на отношения, возникшие до вступления его в силу. Так, Закон о введении в действие части второй ГК (ст. 12) распространил действие новых правил о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждани- на (в том числе повышающих объем возмещения), на случаи причинения такого вреда, происшедшие за три года до вступления в силу соответст- вующих правил Кодекса (если указанный вред остался невозмещенным). Этот же Закон (ст. 11) распространил действие новых правил об охране прав и интересов вкладчиков на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, также возникшие до принятия части вто- рой ГК (и сохранившиеся на момент введения его в действие).

Едва ли, однако, можно согласиться с распространением данного положения на действие подзаконных актов. Представляется, что по- следние в принципе не должны содержать указаний о придании им обратной силы, если только такая возможность не основана на пря- мом указании закона.

Другая ситуация связана с длящимся характером многих гражданских правоотношений. Если, например, закон изменил продолжительность давностного срока по какому-либо требованию, возникшему до введения его в действие, но предъявленному в суд после этого момента, то какой срок - старый или новый - должен применяться в этом случае (разуме ется, при отсутствии специальных прямых указаний закона на этот счет)? В соответствии с общим правилом п. 2 ст. 4 ГК новый закон применяется к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в действие, но на основе существовавших до этого момента правоот- ношений. Следовательно, требование, предъявленное в суд после введе- ния в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его основой и служит ранее возникшее правоотношение1.

Особые правила предусмотрены для договоров, заключенных до вве- дения в действие нового закона (устанавливающего в этом отношении обязательные, императивные предписания), но исполняемых после этого момента. С тем чтобы обеспечить точное, надлежащее исполнение взятых на себя сторонами договора обязательств, отражающее важнейший принцип договорного права, закон сохраняет здесь силу за условиями ранее заключенного договора (п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 422 ГК), несмотря на их противоречие новым императивным правилам. Тем самым в сущности как бы продлевается действие старого, ранее действовавшего законода- тельства, на котором основывались условия заключенных договоров.

Конечно, в новом законе может быть прямо предусмотрено распро- странение его действия и на отношения, вытекающие из ранее заклю- ченных договоров. Например, Закон о введении в действие части вто- рой ГК РФ в ч. 1 ст. 8 распространил действие правил Кодекса об основаниях, последствиях и порядке расторжения договоров отдельных видов на все действующие договоры независимо от даты их заключе- ния. В этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК не применяется.

3. Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц

Как уже отмечалось, федеральный характер гражданского законо- дательства предопределяет его действие на всей территории Россий- ской Федерации. Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться лишь феде- ральным законом и только в случаях, когда это необходимо для обес- печения безопасности государства, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (абз. 2 п. 3 ст. 1 ГК).

Правила гражданского законодательства распространяются на со- ответствующие отношения российских субъектов гражданского права:

граждан, юридических лиц и публично-правовых образований. Вместе с тем они применяются также к гражданским правоотношениям с учас- тием иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК). В частности, при определенных условиях они могут применяться к до- говорам российских субъектов права с иностранными контрагентами. Условия и порядок такого применения регулируются нормами меж- дународного частного права (см. разд. VI ГК).

Федеральный закон сам может установить ограничения сферы своего применения определенным кругом лиц. Так, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»1 (далее - Закон об акционерных обществах) до определенного им момента не распространяет действие ряда своих правил на акционерные общест- ва, созданные в результате приватизации государственных и муници- пальных предприятий (абз. 2 п. 5 ст. 1).

Изложенные положения в целом применимы и к действию подзаконных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права.

4. Применение гражданского законодательства по аналогии

Широта и сложность регулируемых гражданским правом отно- шений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК). Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применя- ются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Она допустима при наличии определенных условий:

Во-первых, существование пробела в законодательстве, не воспол- няемого с помощью предусмотренных законом средств, включая обычаи имущественного оборота;

Во-вторых, наличие законодательного регулирования сходных отношений. Так, «трастовые операции» банков до принятия специальных правил о договоре доверительного управления имуществом факти- чески регулировались нормами о сходных договорах - поручения и комиссии, которые и применялись к «трастовым договорам» при отсутствии в них каких-либо необходимых условий;

В-третьих, применение аналогичного закона к регулируемым отно- шениям не должно противоречить их существу. Нельзя, например,применять общие положения о сделках к большинству личных не- имущественных отношений.

Не является аналогией закона отсылка к регламентации сход- ных отношений, установленная законодательным порядком, напри- мер, распространение правил о статусе обществ с ограниченной от- ветственностью на общества с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 95 ГК). Ведь здесь речь идет не о пробеле в законе, а об особом юри- дико-техническом приеме, способе регулирования.

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК). Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла граждан- ского законодательства, а также требований добросовестности, разумно- сти и справедливости. Под общими началами гражданского законодатель- ства следует понимать основные принципы гражданско-правового регу- лирования, а под его смыслом - отраслевые особенности, определяемые спецификой предмета и метода гражданского (частного) права. Критерии добросовестности, разумности и справедливости обычно применяются в негативном смысле: имея в виду, что решение, соответствующее началам и смыслу гражданского законодательства, не должно быть вместе с тем «недобросовестным», «неразумным» или «несправедливым».

Таким образом, аналогия права допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью аналогии закона (т.е. при отсут- ствии нормы, регулирующей сходные отношения), а также с соблю- дением названных выше критериев. При этом реальное применение аналогии права в судебной практике является достаточно редким, ис- ключительным случаем.

Следует подчеркнуть, что правила об аналогии закона и аналогии пра- ва используются в гражданском праве только при применении законода- тельства в строгом смысле слова, т.е. федеральных законов. Они не могут распространяться на действие подзаконных нормативных актов, а имею- щиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.

5. Толкование гражданско-правовых норм

При применении конкретной нормы гражданского права необхо- димо четко уяснить ее смысл и содержание. Этому служат различные приемы (способы) толкования ее текста, помогающие устранить возникшие неясности в его понимании. К их числу относятся граммати- ческое, логическое, систематическое и историческое толкование. Дан- ные способы толкования являются общими для норм любой отрас- левой принадлежности, а потому подробно изучаются в курсе теории государства и права. При применении норм гражданского права к ним приходится прибегать наиболее часто в силу обширности и сложности содержания самого гражданского законодательства.

Толкование гражданско-правовых норм может быть обязатель- ным в случаях, когда его дает государственный орган, который либо сам принял соответствующий акт, либо имеет компетенцию по разъ- яснению содержания такого акта или актов (легальное толкование). Так, пленумы высших судебных органов вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, содержащие обязательное для су- дов толкование действующего законодательства. Поскольку легальное толкование обязательно, оно по сути создает новую норму пра- ва, причем действующую с обратной силой. Толкование закона, ко- торое дает любой суд по конкретному делу, является обязательным лишь для данной ситуации и не имеет общеобязательного характера (ибо прецедент в отечественном правопорядке не является источником права).

Толкование законодательства, которое содержится в учебной и научной литературе, в том числе в специальных комментариях к зако-нам, является научным (доктринальным) и не имеет обязательной си- лы. Однако его авторитетность, основанная на проведенном научном анализе и знаниях авторов, может оказывать известное влияние на правотворческую и правоприменительную практику.

Нередко различают также буквальное (называемое иногда аутентическим), ограничительное и расширительное толкование норм в за- висимости от соотношения смысла и текста соответствующего правила. Подлинный смысл нормы в принципе должен совпадать с ее текстом, а при их расхождении предпочтение придется отдать тексту, а не намерениям законодателя. Уяснение смысла нормы путем «огра- ничительного» или «расширительного» толкования в действительности всегда сводится либо к логическому, либо к систематическому или иным известным способам толкования (или к их сочетанию). В связи с этим выделение названных выше способов толкования представля- ется не вполне обоснованным и даже опасным, ибо способно исказить прямую волю законодателя, выраженную в тексте закона. Поэтому «расширительное» толкование нормы закона во всяком случае не допускается, если она содержит либо исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых соответствующее правило получает приме- нение, либо исключение из общего правила.

Понятие гражданского законодательства, заложенное в ГК РФ, включает в себя сам Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы (ст.3 ГК РФ.

Указы Президента РФ представляют собой акты единоличного и оперативного правотворчества главы государства , они обладают наибольшей юридической силой среди иных правовых актов и могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (ст.3 ГК РФ).

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы) могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК). Такие нормативные акты (их принято именовать ведомственными) направлены в первую очередь на реализацию предписаний ГК и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и регламентируют преимущественно предпринимательскую деятельность в отдельных отраслях народного хозяйства. Несмотря на усиление роли закона, в некоторых хозяйственных сферах, например расчеты, обращение ценных бумаг , перевозки, ведомственные нормативные акты остаются важным правовым регулятором имущественных отношений рынка .

Нормы гражданского права могут также содержаться в законах иных отраслей и в так называемых комплексных законодательных актах, которые имеют своим предметом не только гражданско-правовые, но и отношения других отраслей. Это, прежде всего, законы о земле и природных ресурсах, где имеются нормы об их обороте (сделках купли-продажи, аренде , ). Нормы гражданского права содержатся в Семейном кодексе (собственность супругов), в Градостроительном кодексе и ряде других актах комплексного характера.

Единство и согласованность действующего в Российской Федерации обширного гражданского законодательства обеспечиваются проведением во всех его актах и нормах правовых начал, закрепленных в Конституции РФ, и соблюдением принципа иерархии законодательных актов. В силу этого принципа нормативный акт нижестоящего государственного органа не может противоречить закону и актам вышестоящего органа. Созданию единства гражданского законодательства способствует также его кодификация, важнейшей формой которой является ГК, закрепляющий принципы, систему актов и единую терминологию российского гражданского права.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранными государствами либо международной организацией в письменной форме, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации). Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными.

Подписанные Российской Федерацией международные договоры публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации" (если они требуют ратификации) и в ежемесячном "Бюллетене международных договоров". Издаются также тематические сборники международных договоров.

В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях , патентном и авторском праве и др.). Кроме того, наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.

Международные договоры РФ имеют своим предметом прежде всего отношения отечественных предпринимателей и граждан с иностранными юридическими лицами и гражданами. Однако они применяются и к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Российской Федерации. Кроме того, многие положения международных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства.

В ГК неоднократно встречаются указания на то, что права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства (ст. 311, 312, 315, 316 и др.). Действующие отечественные обычаи изучаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сборников. В Российской Федерации были опубликованы обычаи важнейших морских портов.

Но в ст. 5 ГК не говорится о возможности обращения к обычаям, сложившимся в иных, некоммерческих сферах, что надо считать пробелом его общих норм. Однако в ряде последующих статей ГК содержатся отсылки к обычаям национальным (ст. 19) и местным (ст. 221). Поэтому надлежит считать, что ГК допускает применение обычая также в некоммерческих сферах, и юрисдикционные органы, обосновывая свои решения, на такие обычаи вправе ссылаться.

Для такого вывода имеются основания в современных условиях, когда в России идет становление рынка и не исключена возможность того, что в отдельных случаях обновляемое гражданское законодательство не в полной мере учитывает особенности рыночных отношений и имеет пробелы. В таких случаях разъяснения Пленумов высших судебных и арбитражных органов по применению законодательства могут приобретать и фактически приобретают характер дополнительного источника гражданского

Предмет,метод и функции ГП.

Предмет отрасли права - это круг общественных отношений, которые она регулирует.

Предметом гражданского права являются имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения.

В предмет гражданского права входят:

§ имущественные отношения;

§ личные неимущественные отношения, связанные с имущественными;

§ личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.

Имущественные отношения включают в себя:

§ вещ-ные;

§ обязательственные.

Личные неимущественные права, связанные с имущественными - это отношения, которые возникают по поводу использования объектов интеллектуальной собственности. Указанные объекты носят нематериальный характер и в результате их создания у автора возникают прежде всего неимущественные права на использования объекта определенным способом, право получения вознаграждения.

Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными - это отношения, которые возникают по поводу нематериальных благ - неотчуждаемых прав и свобод человека (жизнь, здоровье, честь, достоинство - ст. 150 ГК РФ). Такие объекты не могут быть предметом сделок, не могут передаваться от одного лица другому.

Метод гражданского права – способ регулирования общественных отношений этой отраслью права: представляет собой систему специфических приемов, с помощью которых устанавливаются правила поведения участников общественных отношений. Метод гражданского права предполагает: равенство участников гражданско-правовых отношений, автономию их воли и имущественную самостоятельность этих участников; носящую восстановительный характер защиту гражданских правоотношений; носящую компенсационный характер гражданско-правовую ответственность.

Функции ГП - задачи, которые оно выполняет в обществе.регулятивная, направленная на создание нормальных условии для функционирования и развития экономики; охранительная функция, направленная на защиту гр.прав от нарушений. Охранительная ф-ция гражданского права носит преимущественно компенсационный (восстановительный) хар-ер.

Источники ГП.ГК РФ.

Источники ГП – это объективна выраженная форма в которой содержится гражданско-правовые нормы.

1.Конституция РФ.

2.Гражданское заканадательство,которое включает:

Гражданский кодекс.

Принятые в соответствии с ним ФЗ.

3.Инные нормативные акты содержащие нормы ГП:

Указы президента.

Постановление правительства.

Нормативные акты министерства и иных федеральных органов исполнительной власти.

4.Обычии делового оборота.(ст.ГК 5)

5.Нормы международного права и международные договоры РФ.(ст. 7)

Гражданский Кодекс РФ. Кодекс состоит из 4 частей:

1.введена в действие 01.01.95.г.Она состоит из 3 разделов:

1)Содержит общие положение (1-209 ст)

2)Содержит нормы о вещных обязательствах.

3)Содержит нормы об обязательствах и договорах.

2.Она состоит из отдельных видов договоров (454-1109 ст)

3.Введена 1 марта 2002г.Она состоит из наследственного права(1110-1185 ст)и международные части права (1110-1221 ст)

К источникам гражданского права относятся Конституция РФ, международные договоры, заключенные Россией, гражданское законодательство и обычаи делового оборота.

Гражданское законодательство (как и другие отрасли) основывается прежде всего на Конституции РФ.

В ней содержатся главные нормы о правах и свободах граждан, о собственности, о защите прав и интересов граждан и др. (например, ст. 4 и 15). Естественно, что гражданское законодательство не должно противоречить Конституции РФ.

Не может оно противоречить и международным правовым актам (договорам, конвенциям), подписанным нашим государством. Каждый договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться - таков принцип соблюдения международных договоров. Особое значение в регулировании внешнеэкономических и других гражданских отношений с организациями и гражданами других стран имеют коллизионные нормы. В них указывается, по закону какой страны регулируются гражданские отношения и разрешаются споры, если возможно применение законов обеих стран.

Гражданское законодательство относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Это значит, что законы о гражданском праве могут быть только федеральными, а субъекты Федерации не имеют полномочий принимать акты гражданского законодательства.

Основным законодательным актом гражданского права является ГК РФ. К настоящему времени приняты три его части. В первой части три раздела: первый содержит нормы общего характера (общей части гражданского права), второй - нормы о праве собственности, а третий - общие положения об обязательствах. Вторая часть содержит только один раздел - об отдельных видах обязательств. Третья часть посвящена наследственному праву и международному частному праву (коллизионные нормы).

Гражданский кодекс не исчерпывает гражданского законодательства. Нормы гражданского права содержатся и в других законах, указах Президента РФ (например, законы о приватизации государственного имущества или указ о трасте, то есть доверительной собственности). Да и сам Кодекс во многих случаях отсылает к законам, которые должны дополнять и развивать его нормы, например к Федеральному закону «Об акционерных обществах». Все нормативные акты официально публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» (СЗ РФ). Сборник выходит один раз в неделю.

Сфера гражданских отношений многообразна, она не может быть охвачена существующими нормами права. Важную роль в ее регулировании играют обычаи делового оборота, не зафиксированные в каких-либо нормативных актах. В США, например, таким обычаем является заключение договора по телефону. В нашей стране к подобным обычаям можно отнести правила погрузки и разгрузки судов в различных морских портах: каждый из них имеет свои правила.

В случае спора суды могут руководствоваться этими обычаями как юридическими нормами, но при условии, что они не противоречат законам.

В некоторых случаях судьи вынуждены прибегать к аналогии закона. Это случается, когда спор идет о каком-то новом правоотношении, не урегулированном ни законом, ни обычаем. Тогда судья для решения спора применяет норму, которая регулирует сходное правоотношение. В практике 60-х годов XX в. возник новый вид договора: на проектные и конструкторские работы. Законодательство о нем появилось много позже, а до тех пор споры по этим договорам разрешались на основе норм о договоре подряда. Действительно, они сходны: и в том, и в другом договоре речь идет о заказе на определенную работу. Только вот результаты работы по договору на проектные и конструкторские работы не укладываются в нормы договора подряда. Поэтому нормы договора подряда применялись по аналогии.

Наконец, если к какому-либо вновь возникшему отношению или спорному случаю невозможно применить аналогию закона, суд может воспользоваться аналогией права. Это значит, что судья для вынесения решения применяет общие принципы гражданского права (например, принцип свободы договора) и руководствуется здравым смыслом, то есть господствующим в обществе, устоявшимся представлением о разумном поведении.

Таким образом, источники права - формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

Виды источников гражданского права:

1. Конституция РФ (обладает наивысшей юридической силой).

2. Гражданский кодекс РФ (имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить).

3. Федеральные законы («Об акционерных обществах»; «Об обществах с ограниченной ответственностью»; «О несостоятельности (банкротстве)»; «О залоге» и др.).

4. Законы Союза ССР и законы РСФСР (действуют на территории Российской Федерации в части, не отмененной и не противоречащей действующему законодательству РФ, принятому после 12 июня 1990 г.).

5. Подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ).

6. Международно-правовой договор.

7. Обычаи делового оборота (сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности, не закрепленные законодательством правила поведения).

8. Юридический прецедент официально не признается источником гражданского права, но судебная практика играет большую роль в применении гражданского законодательства.

Сила действия источников гражданского права:

1.Конституция РФ

3.Федеральные законы

4.Указы Президента

5.Административные акты

6.Судебная практика

Контрольные вопросы:

1. Почему гражданское право относится к сфере частного права?

2. Каков главный метод гражданско-правового регулирования?

3. Что такое обычай делового оборота?

4. Как вы понимаете понятие аналогия закона?

5. Что такое аналогия права?

6. Чем аналогия закона отличается от аналогии права?

7. Какие диспозитивные нормы права вы знаете?

8. Какие императивные нормы права вы можете назвать?