Причины травматизма при эксплуатации мостовых кранов. Причина аварий автомобильных кранов. Что называется защитным заземлением

Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М., Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.

Введение .
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
1.1. Понятие о производственной опасности .
1.2. Опасные зоны на строительной площадке .
1.3. Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников .

2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
2.1. Общее условие обеспечения безопасности труда.
2.2. Нормативные основы обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
2.3. Основные задачи обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
3.1. Подбор кранов и их безопасная привязка.
3.1.1. Подбор крана.
3.1.2. Поперечная привязка кранов.
3.1.3. Продольная привязка башенных кранов.
3.2. Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников.
3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.
3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.
3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.
3.3.3. Защитное заземление подкрановых путей.
3.3.4. Обеспечение безопасности при совместной работе кранов.
3.3.5. Обеспечение безопасности при использовании подъемников.
3.4. Мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.4.1. Общие положения.
3.4.2. Принудительное ограничение зоны работы крана.
3.4.3. Специальные мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.5. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи линий электропередачи.
3.6. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи выемок.
3.7. Обеспечение безопасности при складировании материалов, конструкций, изделий и оборудования.
3.8. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
4. РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС и др.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
4.1.Общие положения.
4.2. Стройгенплан.
4.3. Технологические схемы.

1.4. Основные причины аварий и несчастных случаев при использовании кранов и подъемников.


Приведенные выше примеры и статистика характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников свидетельствуют о том, что основными причинами этих чрезвычайных ситуаций являются:
  • неправильный подбор и привязка кранов и подъемников;
  • неправильное определение границ опасных зон работы кранов и подъемников;
  • недостаточное обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников;
  • отсутствие или недостаточная разработка мероприятий по ограничению, при необходимости, опасной зоны работы крана;
  • нарушение правил установки кранов вблизи линий электропередачи и вблизи выемок;
  • нарушение правил складирования материалов, конструкций, изделий и оборудования на строительной площадке;
  • нарушение правил проведения погрузо-разгрузочных работ.
Таким образом, использование кранов и подъемников относится к процессам повышенной опасности, при проведении которых имеют место опасные производственные факторы, а зона работы этих механизмов относится к опасным зонам на строительной площадке.
В связи с этим, методически неверно говорить о безопасной установке и работе кранов и подъемников, т.к. эти производственные процессы изначально, в силу своей специфики, являются опасными.
Методически правильной является постановка и формулировка задачи о необходимости обеспечения безопасности труда при проведении производственных процессов повышенной опасности, связанной с использованием кранов и подъемников.
Для работодателей, специалистов, руководителей и рабочих возникает проблема обеспечения безопасных условий труда в условиях производственных процессов, характеризуемых повышенной опасностью.
Решение этой проблемы обеспечивается с помощью системы специальных мер по предупреждению и защите от опасных и вредных факторов, имеющих место при установке и работе кранов и подъемников.
Об этой системе мер по обеспечению безопасности труда при проведении рассматриваемых опасных производственных процессов и пойдет речь в следующих разделах данной работы.

Машина грузоподъемная- Техн-ое устр-во цикличного действия для подъема и перемещения груза.

ТИПЫ КРАНОВ:

Кран грузоподъемный- Грузоподъемная машина, оснащенная стационарно установленными грузоподъемными механизмами.

Классификация грузоподъемных кранов по конструкции:

Кран мостового типа(кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или крану стрелового типа, перемещающимся по мосту)

кран стрелового типа(кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле)

Классификация кранов по виду грузозахватного органа:

кран крюковой, кран грейферный, кран магнитный, кран штыревой, кран литейный, кран посадочный, кран ковочный, кран для раздевания слитков (стрипперный), кран колодцевый, кран с траверсой.

Причины аварий и травматизма при эксплуатации грузоподъемных машин.

На уровень аварийности и смертельного травматизма при эксплуатации подъемных сооружений существенное влияние оказывает количество находящихся в эксплуатации подъемных сооруженийДве трети аварий подъемных сооружений произошло по техническим причинам, в основном из-за неисправности технических устройств или неисправности (отсутствия) приборов безопасности, такое же число аварий - из-за неэффективности производственного контроля. Среди основных организационных причин возникновения аварий - нарушение технологической и трудовой дисциплины, неправильные или несогласованные действия обслуживающего персонала и неправильная организация производства работ.

Причины аварии: подъем и перемещение груза двумя кранами в отсутствии проекта или технологической карты, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также должны содержаться указания по безопасному перемещению груза, в том числе в части распределения допустимых нагрузок, приходящихся на каждый кран, участвующий в процессе подъема, и скорости перемещения груза в течении всего процесса подъема; эксплуатация неисправного крана СТ 2-2-40, (зав. № 32), выразившаяся в принудительном отключении (блокировке) его ограничителя грузоподъемности, вследствие чего был допущен перегруз крана; нарушение производственной дисциплины машинистом крана СТ 2-2-40 (зав. № 32).

Следует отметить, что 10 % аварий (3 из 30 аварий) произошли в условиях воздействия природных факторов (ураган, шквалистый ветер, обильный снегопад.

Причинами группового несчастного случая стали нарушения технологического процесса (перемещение труб без применения роликовых опор и электрических лебедок, как указано в ППРк, нарушение схем строповки крупногабаритных и длинномерных грузов, осуществление работ по монтажу трубопровода на участке, где не завершены работы по закреплению основных балок); неудовлетворительная организация производства работ (отсутствие лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, на месте производства работ повышенной опасности, на которые не разработаны схемы строповки, допуск к строповке не обученных и не аттестованных работников, осуществление работ по монтажу трубопровода с использованием дополнения к ППРк, не прошедшего экспертизу промышленной безопасности, нарушение должностных и производственных инструкций).

Почти 90 % несчастных случаев со смертельным исходом произошло по организационным причинам, в основном, из-за неэффективности осуществления производственного контроля и неправильной организации производства работ. Основной технической причиной смертельного травматизма на подъемных сооружениях является неудовлетворительное состояние технических устройств, приборов и устройств безопасности.

Статистика показывает, что в основном гибнут работники, непосредственно не связанные с работой грузоподъемных кранов - ремонтный персонал, бетонщики, плотники, каменщики, сварщики и т.п.

Также анализ причин травматизма на подъемных сооружениях показал, что 2 работника, погибших при эксплуатации подъемных сооружений (4 % от общего числа погибших), находились в состоянии алкогольного опьянения.

Билет № 2. Требования безопасности к устройству грузоподъемных кранов: приборы безопасности; установка; конструкции и материалы.

Грузоподъемная машина – подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа.

ППР- проектом производства работ

ПС- подъемные сооружения

Требования настоящих ФНП ПРИКАЗ от 12 ноября 2013 года N 533 Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО грузоподъемных кранов всех типов;

Техническое оснащение:

Специализированная организация должна располагать необходимыми материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, оборудованием, обеспечивающими возможность выполнения заявленных видов работ.

Для обеспечения технологических процессов выполнения работ по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции и модернизации в процессе эксплуатации, установленных с учетом руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, эксплуатационных документов входящего в его состав оборудования (при наличии этих документов), специализированная организация в зависимости от осуществляемых видов деятельности должна иметь:

а) комплекты необходимого оборудования для выполнения работ по контролю технического состояния ПС до и после выполнения работ. б) комплект необходимого оборудования для выполнения работ по резке, правке и сварке металла, а также необходимые сварочные материалы. Используемые технологии сварки должны быть аттестованы в установленном порядке;

в) контрольно-измерительные приборы, позволяющие выполнять наладочные работы, оценивать работоспособность, выполнять ремонт либо регулировку ограничителей, указателей, регистраторов, а также систем управления ПС;

г) контрольно-измерительные приборы, позволяющие оценивать работоспособность и регулировку оборудования ПС;

д) оборудование, позволяющее выполнять планово-высотную съемку и рихтовку рельсовых путей (для ПС, передвигающимся по рельсам);

е) комплекты рабочих чертежей и документации на технологии ремонта металлоконструкций монтируемых (ремонтируемых, реконструируемых или модернизируемых) ПС;

ж) программы-методики испытания, проведения технических освидетельствований монтируемых (ремонтируемых, реконструируемых или модернизируемых) ПС и организовывать проведение их испытаний по завершении выполненных работ;

з) необходимое оборудование для выполнения монтажных (демонтажных) работ (такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, домкраты, стропы);

и) вспомогательное оборудование (подмости, ограждения), которое может быть использовано при проведении работ;

к) документацию на ПС, монтаж (демонтаж), наладка, ремонт, реконструкция или модернизация которого осуществляются.

Средства измерений (измерительные приборы, стандартные образцы), используемые в процессе испытания ПС, должны быть поверены в установленном порядке.

Подъемные сооружения (грузоподъемные краны, подъемники, вышки, краны-манипуляторы, краны-трубоукладчики, лифты), находящиеся в эксплуатации на опасных производственных объектах, подконтрольны Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору).

При эксплуатации подъемных сооружений должны соблюдаться требования:

  • Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 № 1540;
  • Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263;
  • правил безопасности и других нормативных документов, утвержденных Ростехнадзором.

Несоблюдение требований вышеуказанных законодательных и иных нормативных правовых актов при эксплуатации грузоподъемных сооружений приводит к авариям, травматизму со смертельным исходом на производстве, в том числе и групповому травматизму со смертельным исходом.

Это подтверждает анализ аварийности и травматизма при эксплуатации подъемных сооружений на опасных производственных объектах. В 2008 г. при эксплуатации подъемных сооружений произошло 83 несчастных случая, в результате которых смертельно травмированы 83 чел., что на 6 чел. больше, чем в 2007 г.

Наибольшее число несчастных случаев произошло при эксплуатации грузоподъемных кранов (75 из 83), что составляет 90,4%; 1 (1,2%) – при эксплуатации подъемников (вышек); 7 (8,4%) – при эксплуатации лифтов).

Надзорно-контрольными мероприятиями органов Ростехнадзора выявлено, что наиболее высокий уровень травматизма остается при эксплуатации мостовых кранов – 29,3%; автомобильных кранов – 29,3%; башенныхкранов – 18,7 и гусеничных кранов – 13,3% от общего числа несчастных случаев со смертельным исходом.

В 2008 г. возрос по сравнению с 2007 г. уровень травматизма со смертельным исходом: при эксплуатации мостовых кранов – с 15 до 22 случаев, при эксплуатации автомобильных кранов – с 17 до 22, при эксплуатации гусеничных кранов – с 6 до 10, при эксплуатации пневмоколесных кранов – с 1 до 2.

В то же время на 26% снизился травматизм со смертельным исходом при эксплуатации башенных кранов – с 19 случаев в 2007 г. до 14 в 2008 г. На прежнем уровне остается травматизм со смертельным исходом при эксплуатации портальных кранов.

Уменьшилось количество несчастных случаев со смертельным исходом при эксплуатации козловых кранов – с 3 в 2007 г. до 1 в 2008 г., кранов-манипуляторов – с 2 до 1. В 2008 г. при эксплуатации железнодорожных кранов несчастных случаев со смертельным исходом не зарегистрировано (в 2007 г. – 1).

В 2008 г. произошло увеличение по сравнению с 2007 г. групповых несчастных случаев на производстве как по числу самих случаев, так и по количеству пострадавших в них работников, но снизилось число травм со смертельным исходом.

В 2008 г. при эксплуатации грузоподъемных сооружений произошло 14 групповых несчастных случаев (из них 5 – в результате аварий на грузоподъемных сооружениях), в которых получили травмы 32 чел., в т. ч. 10 чел. со смертельным исходом. В 2007 г. произошло 11 групповых несчастных случаев (из них 5 в результате аварий на грузоподъемных сооружениях), в которых были травмированы 24 чел., в т. ч. 14 чел. со смертельным исходом.

Причины несчастных случаев со смертельным исходом при использовании подъемных сооружений приведены в табл. 1.

Таблица 1

Причины несчастных случаев со смертельным исходом при использовании подъемных сооружений

Причины несчастных случаев Количество погибших, чел Рост, снижение
2007 г. 2008 г.
Падение груза в результате:

Применения неисправных или несоответствующих массе и характеру груза грузозахватных приспособлений, нарушение схем строповки;

Нарушение схем складирования грузов

2 2 -
Падение крана (стрелы с грузом) в результате:

Неправильной его установки;

Перегруза, неисправности приборов безопасности

6 1 -5
Разрушение:

Кранов или их механизмов из-за содержания технического устройства в неисправном состоянии

6 8 +2
Травмирование в результате:

Поражения электрическим током из-за нарушения требований безопасности при работе вблизи ЛЭП;

Воздействия механизмов работающих кранов при выходе людей на крановые пути;

Воздействия груза, механизмов технических устройств при нахождении людей в опасной зоне работы кранов

7 7 -
Травмирование механизмами или конструкциями лифтов в результате:

Неисправности лифта или блокировочных устройств;

Неквалифицированных действий обслуживающего персонала;

Нарушения правил пользования лифтами;

Проникновения подростков в шахту недозволенным образом

2 2 -
Прочие 10 10 -
Всего 77 83 +6

В 2008 г. в три раза возросло количество несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в результате нахождения пострадавших в опасной зоне работы крана. Анализ актов расследования несчастных случаев показал, что аттестационные комиссии предприятий формально подходят к вопросам обучения и допуска к работе персонала, эксплуатирующего и обслуживающего технические устройства на опасных производственных объектах, что является грубейшим нарушением требований главы 5 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. ПБ 03-517-02 утв. постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 № 61-А (далее – ПБ 03-517-02).

В то же время этот анализ позволил сделать вывод, что в территориальных органах Ростехнадзора надзор и контроль за функционированием служб производственного контроля предприятий осуществляется формально, что также является нарушением требований главы 9 ПБ 03-517-02.

При этом следует отметить, что сложившаяся практика подготовки персонала в учебных комбинатах и специализированных организациях по подготовке рабочих основных специальностей, и в особенности специалистов (ИТР), требует пересмотра с точки зрения практического применения полученных знаний и порядка приема экзаменов с обязательным участием представителей органов Ростехнадзора.

Анализ причин травматизма со смертельным исходом при эксплуатации лифтов показал, что основными из них являются неудовлетворительная организация работ при обслуживании и ремонте лифтов, нарушение обслуживающим персоналом производственных инструкций, низкая квалификация персонала, а также причины технического характера – неисправность электрических блокировок и автоматических замков дверей шахты.

В 2008 г. отмечено снижение аварийности подъемных сооружений по сравнению с 2007 г. (табл. 2).

В 2008 г. на предприятиях, где эксплуатируются подъемные сооружения, в 17 авариях было травмировано 24 чел. (из них 15 чел. – со смертельным исходом); при 5 авариях произошли групповые несчастные случаи.

Опасные факторы и число аварий на подъемных сооружениях

Наибольшее количество аварий произошло при эксплуатации автомобильных кранов – 39,5% от общего количества аварий на грузоподъемных кранах, башенных кранов – 31,6% и гусеничных кранов – 18,4%. Уровень аварийности на башенных кранах по сравнению с 2007 г. остался на прежнем уровне, а число аварий на автомобильных кранах увеличилось более чем в 1,5 раза (с 9 в 2007 г. до 15 в 2008 г.).

Число аварий при эксплуатации гусеничных кранов снизилось в 1,5 раза – с 11 в 2007 г. до 7 в 2008 г., автоподъемников (вышек) – с 2 до 0 в 2008 г.; козловых кранов – с 2 до 1 и портальных кранов – с 3 до 2. В 2008 г. зарегистрировано по 1 аварии на мостовых кранах и кранах-трубоукладчиках.

Аннотация

Е.В. Федина, С.Л. Пушенко

В статье приведена результаты анализа травматизма и аварийности при эксплуатации башенных кранов. Приведены мероприятия по их предотвращению.

Ключевые слова: риск, управление рисками, охрана труда, башенный кран, безопасность, травматизм

Строительная отрасль характеризуется повышенной опасностью для работающих. В строительстве и промышленности строительных материалов на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда занято около трети списочного состава работающих. В структуре травматизма по видам экономической деятельности доля стройиндустрии достаточно велика и имеет тенденцию к опережающему росту по сравнению с другими отраслями. При этом статистическими наблюдениями охвачено только около 1/3 работников, занятых в строительстве . В России в строительной отрасли занято от 9-12%, а в некоторых регионах до 20% населения.

В современном строительстве используются различное технологическое оборудование и механизмы. Практически во всех случаях осуществление строительной деятельности не обходится без грузоподъемных механизмов, в том числе различных типов кранов.

Анализ статистических данных несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших при эксплуатации грузоподъемных кранов, позволяет сделать вывод о том, что досттаточно высокий уровень травматизма наблюдается при эксплуатации мостовых кранов (29,3%). При этом за последние годы на 26% уменьшилось количество несчастных случаев со смертельным исходом при эксплуатации башенных кранов. По данным Ростехнадзора, больше половины аварий при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло по техническим причинам и в основном из-за нарушения технологии производства работ и неудовлетворительного состояния технических устройств.

За 10 лет количество грузоподъемных кранов в России уменьшилось на 60 тысяч единиц. Средний коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом на 1000 кранов по России составил 0,218. Данные о травматизме по регионам приведены в таблице 1.

Данные о травматизме при эксплуатации грузоподъемных кранов

Таблица 1

Регион Количество грузоподъемных кранов, ед. Несчастных случаев со смертельным исходом Коэффициент травматизма со смертельным исходом
всего на кранах
1 2 3 4 5
Центральный федеральный округ 52 986 12 10 0,189
Центральное управление 11 713 3 3 0,256
Верхне-Донское управление 14 322 3 3 0,209
Верхне-Волжское управление 6320 1 1 0,158
Приокское управление 10 000 3 3 0,300
Северо-Западный федеральный округ 23 750 6 4 0,168
Северо-Западное управление 11 450 5 3 0,262
Северное управление 6287 1 1 0,159
Южный федеральный округ* 23 882 3 2 0,084

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5
Северо-Кавказское управление 5955 1 1 0,168
Средне-Кавказское управление 5211 1 1 0,192
Приволжский федеральный округ 48 295 15 10 0,207
Западно-Уральское управление 10 258 3 2 0,195
Приуральское управление 10 646 4 3 0,282
Приволжское управление 7470 4 2 0,268
Волжско-Окское управление 7473 4 3 0,401
Уральский федеральный округ 41 471 9 7 0,169
Северо-Уральское управление 17 054 2 2 0,117
Уральское управление 24 417 7 5 0,205
Сибирский федеральный округ 34 717 13 13 0,375
Южно-Сибирское управление 8924 4 4 0,448
Забайкальское управление 2262 1 1 0,442
Енисейское управление 8236 3 3 0,364
Западно-Сибирское управление 10 316 1 1 0,097
Прибайкальское управление 4979 4 4 0,803
Дальневосточный федеральный округ 12 822 6 6 0,466
Дальневосточное управление 6956 5 5 0,719
Сахалинское управление 2230 1 1 0,448

Проведенный анализ позволил также выявить наиболее характерные причины аварий при работе башенных кранов:

Подъем груза массой, превышающей грузоподъемность крана;

Неисправность приборов безопасности;

Нарушение проектов производства кранами;

Некачественное изготовление кранов;

Неудолетворительный ремонт кранового оборудования;

Угон крана ветром;

Допуск к обслуживанию кранов необученных рабочих;

Эксплуатация кранов, отработавших нормативный срок службы;

Отсутствие технического надзора за безопасной эксплуатацией кранов в организациях;

Причины большего числа аварий башенных кранов по сравнению другими типами кранами связаны с частой перебазировкой башенных кранов с объекта на объект, сопровождающейся частичной или полной разборкой крана на узлы, а также удаленностью этих объектов от баз обслуживания, что усложняет контроль за качеством монтажа, состоянием, своевременным обслуживанием и качеством ремонта крана.

Аварии, обусловленные несоответствием состояния конструкций кранов требованиям безопасности вызваны недостатками (в том числе изготовления) узлов кранов или нарушениями при обслуживании и ремонте. Конструкции кранов обычно разрушаются в наиболее нагруженных узлах, в которых при эксплуатации образуются трещины. При этом трещины могут развиваться медленно (до нескольких лет) или практически мгновенно (при хрупком разрушении). Последнее представляет наибольшую опасность для конструкций, так как происходит без заметной деформации или образования видимых трещин, поэтому трудно диагностируется.

Результаты многолетней эксплуатации кранов различных типов показали, что наименее надежным узлом башенного крана является кольцевая неповоротная рама -сложная сварная конструкция с местами повышенной концентрации напряжений, для которых расчет напряженного состояния затруднен. Разрушение рам - наиболее частая причина аварий кранов. Обычно разрушаются сварные швы, соединяющие элементы нижнего листа с проушинами и боковыми вертикальными листами. Так в ходе расследования одного несчастного случая установлено, что при работе крана верхний лист рамы оторвался от обечаек и внутренних ребер жесткости, и это привело к падению крана. Рама разрушилась из-за нарушения технологии приварки внутренних ребер жесткости, в результате чего не была обеспечена ее необходимая несущая способность: в местах концентрации напряжений в зоне приварки подкладного кольца под опорно-поворотное устройство к верхнему листу возникли усталостные трещины, которые активно развивались при работе крана .

В материалах обследования различных башенных кранов экспертами часто отмечаются факты нарушения требований правил, в том числе отсутствие проекта и технических условий на ремонт, данных о примененных металлах и сварочных материалах, сведений о проверке качества сварки и квалификации сварщиков. В паспортах кранов, как правило, ремонт конструкций не фиксируется. Указанные нарушения, конечно же, приводят к снижению несущей способности конструкций в местах их ремонта.

Часто возникают аварийные ситуации при монтаже (демонтаже) башенных кранов, связанные с отклонением технологии работ от установленных требований, что является следствием неполноты или неточности изложения требований к монтажу в эксплуатационных документах заводов-изготовителей. На кранах с подъемными стрелами аварии чаще всего возникают при опускании стрелы, в том числе из-за неисправности тормоза стреловой лебедки, ниже горизонтального уровня или при ее подъеме в рабочее положение .

Результаты анализа причин несчастных случаев при эксплуатации башенных кранов свидетельствуют, что основной их причиной является человеческий фактор. Эксперты считают, что от 50 до 90% аварий случаются по вине самих работающих , в том числе из-за недостаточной квалификации, нарушении установленных требований управления краном, халатного отношения персонала к технике безопасности, нарушения технологических режимов эксплуатации кранов и требований инструкций, отключения или неисправности приборов безопасности, нарушения режима труда и отдыха и т.п.

Использование кранов относится к процессам повышенной опасности, при проведении которых имеют место опасные производственные факторы, а зона работы этих механизмов относится к опасным зонам на строительной площадке. Для работодателей, специалистов, руководителей и рабочих возникает проблема обеспечения безопасных условий труда в условиях производственных процессов. Решением этой проблемы может служить правильный выбор грузоподъемного крана для строительства объекта, который осуществляется по трем основным параметрам: грузоподъемности, вылету стрелы и высоте подъема груза .

Требуемая грузоподъемность крана на строительстве конкретного объекта и соответствующем вылете стрелы определяется, как известно, по массе наиболее тяжелого груза. В массе груза учитываются: масса съемных грузозахватных приспособлений (траверс, строп, электромагниты), масса навесных монтажных приспособлений, закрепленных на монтируемой конструкции до её подъёма и конструкций увеличении жесткости груза в процессе монтажа .

Фактическая грузоподъемность крана Q ф должна быть больше или равна допустимой Qдоп и определяется из выражения:

Q ф = P гр + P зах.пр + P нав.пр + P ус.пр ≥ Q доп (1)

где: P гр - масса поднимаемого груза;

P зах.пр - масса грузозахватного приспособления;

P нав.пр - масса навесных монтажных приспособлений;

P ус.пр - масса усиления поднимаемого элемента в процессе монтажа.

Вылет стрелы и необходимая высота подъема груза, устанавливается в зависимости от массы наиболее тяжелой и наиболее удаленной конструкции, с учетом ширины и высоты здания. Требуемая высота подъема груза H гр определяется от отметки установки крана путем сложения следующих показателей по вертикали :

Расстояние между отметкой стоянки крана и нулевой отметкой здания (±h ст.кр);

Высота задания от нулевой отметки до верхнего монтажного горизонта h зд;

Запас высоты, равного 2,3 м, из условий безопасного производства работ на верхнем монтажном горизонте (h без = 2,3м);

Максимальная высота перемещаемого груза с учетом закрепленных на нем приспособлений - h гр;

Высота грузозахватного приспособления h зах.пр

H гр = (h зд ± h ст.кр) + h без + h гр + h зах.пр, (м) (2)

Кроме того, для обеспечения безопасности работ в этих условиях необходимо, чтобы расстояние от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут, находятся люди, было не менее 2м .

При выборе крана с подъемной стрелой необходимо, чтобы от габарита стрелы до выступающих частей зданий соблюдалось расстояние не менее 0,5м, а до покрытия (перекрытия) здания и других площадок, на которых могут, находится люди, не менее 2м по вертикали. При наличии у стрелы крана предохранительного каната, указанные расстояния принимаются от каната.

Поскольку статистические данные по аварийности башенных кранов и травматизма при их эксплуатации носят статистический характер, то для нализа их причин целесообразно использовать методологию риск-менеджмента, когда по каждому из факторов можно рассчитать регрессиионные уравнения, выявить наиболее значимые причины и разработать комплекс мероприятий по их предотвращению.

Литература:

1. С.Л. Пушенко. Модель оптимизации решений по снижению риска охраны труда // Инженерный вестник Дона. - 2012. - №1. - www.сайт.

2. В.М. Ройман, Н.П. Умняков, О.И. Чернышева. Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников:учеб.пособие.- М.: Издательство АСВ, 2007.-176 с.

3. МДС 12-19.2004. «Механизация строительства. эксплуатация башенных кранов в стесненных условиях»; Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической помощи строительству.-М.,2004.

4. РД 22-28-37-02. Требования к организации и проведению работ по монтажу (демонтажу) грузоподъемных кранов / Утвержден ФГУП «СКТБ БК» 03.03.02 г.

5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. - www.safeprom.ru.

При производстве работ грузоподъемными кранами периодически происходят аварии и несчастные случаи, основными причинами которых являются:

1) неправильная (ненадежная) строповка груза;

2) применение для подъема груза непригодных съемных грузозахватных приспособлений или тары;

3) нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;

4) нарушение схем строповки грузов;

5) нарушение технологических карт погрузочно-разгрузочных работ;

6) нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, трюме судна, траншее, котловане, колодце при подъеме или опускании груза;

7) несоблюдение схем и габаритов складирования грузов;

8) нахождение людей между поворотной и неповоротной частями крана;

9) допуск необученных рабочих к обслуживанию крана в качестве стропальщиков;

10) несоблюдение требований безопасности при установке стрелового самоходного крана на опоры или при строповке грузов вблизи линии электропередачи;

11) нахождение людей в кабине автомашины при ее разгрузке или погрузке;

12) перегруз крана во время подъема примерзшего, засыпанного землей, закрепленного болтами, защемленного или залитого бетоном груза;

13) нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во время подъема или опускания груза;

14) неисправность кранового пути и тупиковых упоров;

15) неправильная установка стреловых самоходных кранов или крановманипуляторов вблизи траншеи, котлована или на свеженасыпанном грунте;

16) подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;

17) нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов;

18) обрыв грузовых и стреловых канатов.

Обязанности машиниста крана по окончании работы

После окончания работы крана крановщик обязан:

Освободить крюк от груза;

Поставить кран на место стоянки;

Поднять крюк в верхнее положение;

Отключить автоматический выключатель;

Осмотреть кран и очистить все его оборудование от грязи;

Поставить кран на противоугонные захваты;

Передать ключ - марку в соответствии с порядком, установленным владельцем крана.

При работе крана в несколько смен крановщик обязан после окончания своего рабочего времени передать кран сменщику или ответственному лицу.

После работы крановщик должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана, наблюдавшихся за истекшую смену, и сделать соответствующую запись в вахтенном журнале.

При установке на крановых путях одного крана и его работе в одну или две смены крановщик после окончания работ обязан отключить вводный рубильник и закрыть на замок вводное устройство питания крана.

Билет №6

Требования Правил к грузозахватным приспособлениям.

Ответ:
Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами. В случае применения сварки в проектной документации должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.
Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии - изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) - на предприятии, на котором они ремонтировались.Стропы ремонту не подлежат.
Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъемность.
Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в Журнал учета грузозахватных приспособлений, в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления.
Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано:
- вести учет съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых весов;
- выдавать разрешение на эксплуатацию вновь вводимых съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых весов с записью в журнале учета и осмотра;
- контролировать и обеспечивать процесс навешивания бирок на прошедшие осмотр, неисправные и не допущенные к эксплуатации съемные грузозахватные приспособления;
- перед применением новых изготовленных или приобретенных у других предприятий грузозахватных приспособлений другой конструкции, знакомить стропальщиков с устройством и принципом работы, с порядком и методом осмотров, браковочными показателями;
- производить осмотр грузозахватных приспособлений: траверс, клещей, крановых весов, подвесок и тары – один раз в месяц , а стропов (за исключением редко используемых) каждые 10 дней , с записью результатов в журнале осмотров;
- редко используемые съемные грузозахватные приспособления должны осматриваться перед выдачей их в работу с росписью в том же журнале;
- не допускать нахождения на участке и использование съемных грузозахватных приспособлений и тары, имеющих дефекты, не имеющих маркировки и не записанных в журнале учета и осмотра;
- при обнаружении неисправных съемных грузозахватных приспособлений и тары, убрать их с места производства работ, передать на ремонт ответственным за организацию ремонтов съемных грузозахватных приспособлений и тары по подразделению, с записью в журнале осмотра.