Теория всего. Теория всего Право ограниченного пользования объектом недвижимого имущества

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Комментарий к статье 274 Гражданского Кодекса РФ

Сервитут является ограниченным вещным правом, представляет собой юридически гарантированную возможность пользования чужим имуществом в определенных целях (при этом ограниченность относится к объему вытекающих из сервитута прав, но не затрагивает его характеристику как абсолютного, связанную с его вещно-правовой природой). Возникновение и развитие сервитута, восходящее к эпохе римского права, обусловлено необходимостью устранения возможных противоречий между интересами собственников (классическим примером является право прохода к своему участку через территорию чужого участка).

Основы регулирования отношений, связанных с обременением чужого имущества сервитутом, определяются статьей 274 ГК РФ, согласно которой собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться, в частности, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. При этом обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

По общему правилу сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим данного обременения, и собственником соседнего участка, в случае недостижения такого соглашения спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

В интересах собственника, чей участок обременен сервитутом, ему предоставлено право (если иное не предусмотрено законом) требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Сервитут, установленный в порядке статьи 274 ГК РФ, является частным.

В то же время законодательство допускает возможность установления публичных сервитутов. Исходя из части 2 статьи 23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. При этом установление публичного сервитута должно осуществляться с учетом результатов общественных слушаний.

Согласно части 3 указанной статьи публичные сервитуты устанавливаются для:
- прохода или проезда через земельный участок;
- использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
- размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
- проведения дренажных работ на земельном участке;
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
- прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
- сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
- использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
- временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
- свободного доступа к прибрежной полосе.

Публичный сервитут, как и частный, может устанавливаться бессрочно либо на определенный период времени (соответственно, постоянный и срочный сервитуты).

Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

В случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Кроме того, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Сервитут, как частный, так и публичный, подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Соответственно, право пользования земельным участком у лица, в пользу которого установлен сервитут, возникает с момента его государственной регистрации.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и и настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

Сервитут - (от лат. servitus, служащий) установленное законом, обычаем или договором ограниченное право пользования чужой вещью.

Земельное право различает следующие виды сервитутов:

    1. частный и публичный;
    2. срочный и постоянный.

Сервитут может устанавливаться для обеспечения:

    1. прохода и проезда через соседний земельный участок,
    2. прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов,
    3. водоснабжения и мелиорации,

а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке , установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Таким образом, законодательство рассматривает сервитут не только в качестве вторичного вещного права, но и в качестве обременения земельного участка :

    • с точки зрения собственника земельного участка, который соседи используют для прохода к водоему, сервитут является ограничением его права (обременением);
    • с точки зрения соседей, сервитут - это право пользования чужим земельным участком.

Можно говорить о нескольких условиях, при наличии которых собственник недвижимости вправе требовать от соседа установления сервитута:

    1. Наличие двух недвижимых вещей, принадлежащих разным лицам на праве собственности (пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования).
    2. Наличие общей границы между недвижимостями.
    3. Более выгодное положение одного участка по отношению к другому, вследствие чего служащий участок может удовлетворять потребности соседа (в обеспечении водоснабжения, прохода или проезда, опоры для здания и др.).

Отличие сервитута от ограничения прав на землю

От сервитута как ограниченного вещного права следует отличать ограничения прав на землю.

Под ограничениями прав на землю в земельном законодательстве понимаются запреты на осуществление определенных видов деятельности и требования о воздержании от совершения определенных действий, связанных с использованием земли, которые предусмотрены законодательством.

Данные запреты различаются по своей природе в зависимости от местоположения земельных участков, в связи с чем они не применяются в отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое назначение (например, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут устанавливаться охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков).

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом , вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков . Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний .

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

После установления сервитута он считается неотъемлемой принадлежностью земельного участка и не может быть отчужден отдельно от участка.

4.5

Статья 23 . Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством , а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

Основным среди государственных природных ресурсов является земля, которая выступает базисом для возведения жилых и производственных помещений, почвенный слой используется для выполнения сельскохозяйственных работ, а также территории необходимы для осуществления различных задач государственной важности.

Ключевым фактором, который классифицирует все земли страны, является форма собственности. Соответственно, участки могут принадлежать частным лицам, государственным или муниципальным структурам, фермерским коллективам и др.

Существует ряд территорий, которые независимо от формы собственности, использует не только законный владелец, но и жители определенных населенных пунктов и сообществ. Такое явление предусматривает составление специального документа, который законодательством регламентируется как земельный сервитут.

Понятие права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута). Объекты и субъекты сервитутов

Земельное законодательство предусматривает земельный сервитут как ограниченное право гражданина, которое предоставляется для пользования определенным имуществом - объектом сервитута. Данный документ заключается для удовлетворения потребностей граждан, которые используют данный земельный участок.

Факт перехода права собственности на участок к другому владельцу не является основанием для прекращения действия публичного сервитута.

Данный режим использования территорий выступает определенным обременением для собственника, поэтому перед заключением любых сделок в отношении конкретного участка субъекты процесса должны быть осведомлены об установке сервитута в отношении недвижимого имущества, в частности, земли.

Каждый сервитут имеет свою юридическую структуру, которая состоит из следующих элементов:

  • Объектом земельного сервитута может быть земельный участок, а также все природные объекты, недвижимость и коммуникации. Условием для установления права ограниченного использования земель для граждан является возможность полноценной эксплуатации недвижимости и любых объектов без использования земель;
  • Субъект земельного сервитута - это законный собственник земли, а также все лица, которым участок предоставляется в пользование на пожизненный срок на основании получения наследства, а также те особы, которые приобретают права бессрочного использования земель на постоянной основе.

Законодательством также предусматриваются случаи, когда сервитут устанавливается для иных лиц по их требованию и для обеспечения их интересов.

Основания возникновения сервитута

Каждый территориальный сервитут устанавливается при обязательном условии наличия законных оснований. Основным поводом для заключения данного документа является наличие потребности в обеспечении и удовлетворении интересов государственной важности, потребностей муниципальных органов местного самоуправления, а также нужд отдельных граждан.

Конкретными основаниями для установления режима сервитута в отношении территорий являются:

  • потребность свободного пешего прохода или проезда через земельный участок с помощью транспортного средства;
  • необходимость в размещении в пределах территории геодезических, административных и межевых знаков, а также организация подъездов к данным объектам;
  • использование водных ресурсов из расположенных на территории водных объектов и сельскохозяйственных водопоев;
  • нужда осуществления кошения сена, выпаса сельскохозяйственного скота в строго ограниченном порядке, а также при условии соблюдения всех сроков;
  • проведение изыскательных, археологических, исследовательских и научных работ;
  • эксплуатация территорий для осуществления ремонта любых коммунальных, электрических коммуникаций, а также реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;
  • необходимость осуществления дренажных манипуляций;
  • потребность прохождения сельскохозяйственных пород животных по территории участка;
  • использование территории для охоты, рыболовства, а также времяпровождения в пределах прибрежной полосы.

Виды и формы земельных сервитутов

Земельное законодательство предлагает гражданам заключить любой сервитут. В зависимости от субъектов данного договора сервитуты могут быть:

  • Частные сервитуты свидетельствуют о предоставлении права ограниченного использования земельного участка, который расположен непосредственно рядом с границей территории. Обеспечение интересов граждан может осуществляться без заключения частного сервитута, при условии согласия законного собственника территории;
  • Публичные сервитуты принято заключать в целях удовлетворения публичных потребностей, которые включают обеспечение государственных интересов, нужд органов местного самоуправления и местного населения федеральных субъектов.

Порядок и срок установления сервитута. Договор об установлении сервитута

Сервитут устанавливается в любом порядке: в соответствии с добровольным договором, по закону, в соответствии с завещанием, а также по решению суда. Срок действия данного режима устанавливается субъектами договора, но законодательством предусматривается и бессрочный сервитут.

Договор об установлении территориального сервитута должен включать в себя следующие данные:

  • данные о целях использования и месте расположения земель;
  • кадастровые данные участка;
  • срок действия договора;
  • сумма платы за использование территории;
  • ответственность сторон пользователя и собственника.

Оценка и расчет стоимости сервитута земельного участка. Государственная регистрация сервитута земельного участка

Земельный сервитут предусматривает внесение платы всеми пользователями территорий, в интересах которых был установлен соответствующий режим. Величина стоимости использования чужих земель рассчитывается с учетом суммы убытков, которые были нанесены собственнику в связи с ограничением его прав на собственный участок.

Размер всех убытков собственника земли рассчитывается исходя из следующих показателей:

  • размер ущерба, который был действительно нанесен собственнику;
  • сумма упущенной выгоды;
  • убытки, причиненные владельцу земли в результате прекращения действия сервитута.

Каждый земельный сервитут, независимо от его разновидности, регистрируется в государственном реестре, который фиксирует права на земельные территории. Оформление сервитута возможно при наличии заявления от имени собственника земли или особы, в интересах которой будет устанавливаться сервитут.

В данное регистрационное учреждение могут обратиться граждане, которые владеют землями на правах постоянного пользования или пожизненной эксплуатации после прохождения процедуры получения наследства. Сервитут будет иметь законную силу после момента его регистрации в соответствующем реестре.

Заявление в суд об установлении сервитута

Частный или публичный сервитут на земельный участок может устанавливаться после подачи искового заявления в судебные органы. Для вынесения положительного решения, важно правильно составить заявление. Данный документ включает в себя следующие данные:

  • ФИО, фактическое место проживания истца и ответчика;
  • точные кадастровые и административные данные земельной территории, которая является объектом установления сервитута;
  • требования истца и основания для установления сервитута;
  • точный срок действия договора и размер платы за его использование;
  • факт ознакомления ответчика с требованиями;
  • предоставление необходимых приложений.

Прекращение сервитута земельного участка

Публичный сервитут на земельный участок в законном порядке подлежит прекращению, при условии наличия определенных оснований, среди которых:

  • отказ от установления режима сервитута лица, для удовлетворения потребностей которого предусматривалось заключение сервитута;
  • истечение срока действия земельного обременения;
  • нарушение участником договора условий использования территорий, которые устанавливаются документацией;
  • тот, кто является собственником участка и для удовлетворения интересов которого заключается договор, - одно лицо;
  • наличие судебного решения о прекращении сервитута;
  • неиспользование сервитута более трех лет.

Прекращение действия земельного сервитута может осуществляться в судебном порядке по инициативе любой из сторон.

Сервитут означает ограниченное использование чужой недвижимостью. Он может быть установлен для прохода или проезда на нужный участок, для прокладки линий передач, водоснабжения, а также иных нужд собственника земли. Кроме того, сервитут необходимо зарегистрировать в установленном законом порядке. Гражданин, который имеет в собственности обремененный участок, может просить за это определенную плату.

Определение

Собственник земли вправе требовать от другого гражданина, в интересах которого установлено обременение участка, определенное вознаграждение, если другое не предусмотрено законом, так гласит ст. 274 ГК РФ. Сервитут осуществляется только на основании соглашения сторон и требует государственной регистрации. В том случае, если двум собственникам соседних участков не удалось договориться и решить вопрос между собой, то данный спор должен решаться в суде.

Частный

Ограниченное право пользования чужой недвижимостью должно быть установлено только для определенных целей. Например, для прохода или проезда к дому или участку, а также для строительства объектов, так гласит ст. 274 ГК РФ. Сервитут не запрещает гражданам владеть, распоряжаться и пользоваться землей даже в том случае, когда на ней установлено данное ограничение.

При этом между лицами должно быть заключено соглашение. В противном случае споры по этому вопросу решаются только в суде, так гласит статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) должно быть обязательно зарегистрировано в компетентных органах, иначе такая сделка будет недействительной.

Соглашение составляется гражданами только в письменной форме. В нем можно предусмотреть пункты, которые предусматривают оплату сервитута его пользователем. После чего данное право регистрируется в том же порядке, что и недвижимость.

Обязательными данными в таком соглашении будут служить кадастровый номер участка и его адрес. Если же сервитут устанавливается только на определенной территории земли, значит, необходимо отметить его границы на общем плане. Данным вопросом занимаются В случае если собственник земли отказывается предоставить участок для обременения, то спор разрешается в судебной инстанции, что указано в ст. 274 ГК РФ. Сервитут при этом регистрируется на основании данного решения.

Публичный

Основная функция данного сервитута точно такая же, как и частного. Только публичное, ограниченное право использования чужой недвижимости затрагивает интересы государства и общества. Поэтому данный сервитут устанавливается только на основании нормативных актов. При этом на него распространяются все те же требования ст. 274 ГК РФ. Сервитут, который является публичным, также может оплачиваться при его использовании, если этого требует собственник земли и это не запрещено законом.

Он устанавливается для следующих целей:

Перехода через участок земли, если другим способом граждане не могут добраться до определенной территории или здания;

Для ремонта инженерных и коммуникационных сетей, объектов инфраструктуры;

Проведения дренажных работ;

Временного использования для различных геодезических и изыскательных мероприятий;

Сенокошения, переправы животных на другую территорию.

Заявление о регистрации публичного сервитута подается органом власти, который его установил. До этого момента он будет недействительным. Кроме того, установленное ограничение может быть возмездным, но только в том случае, если существенно затрудняет использование участка. Плату может требовать собственник земли, где установлен сервитут. ГК РФ ст. 274 также гласит о том, что лицо не лишается права распоряжения, пользования и владения землей.

Комментарий

Сервитут означает ограниченное использование чужой вещи, которое необходимо другому гражданину для достижения определенных целей. Статья 274 ГК РФ с комментариями гласит о том, что объектами в данном случае могут быть только участки земли и здания, сооружения. При этом вещь, которая обременяется сервитутом, называется служащей.

Субъектом здесь может быть не только собственник, а также лицо, которому земля была передана на правах бессрочного пользования, так гласит ст. 274 ГК РФ с комментариями. указывает на то, что публичный сервитут устанавливается органами власти в том случае, если это необходимо для обеспечения государственных интересов и общества.

Кроме того, основания для его установления являются исчерпывающими и прописаны в самом законе. Статья 274 Гражданского кодекса РФ и комментарий гласят о том, что сервитут необходим для проезда или прохода, а также проведения связи, водоснабжения, но только в том случае, если без данного права это сделать невозможно.

Судебная практика

Статья 274 указывает на то, что для установления ограниченного права использования чужой вещи необходимо заключить определенное соглашение с ее собственником. Как правило, договориться мирным путем не всегда бывает возможно, а в основном потому, что многие граждане хотят это осуществить на безвозмездной основе и не платить ничего владельцу земельного участка. В то время как сервитут является серьезным обременением и причиняет немало неудобств собственнику недвижимости.

Судебная практика по статье 274 ГК РФ достаточно распространенная и имеет немало примеров, вот один из них.

Гражданин обратился к своему соседу с просьбой о том, чтобы заключить соглашение об ограниченном использовании части его земельного участка, потому что только через него он сможет попасть к себе на дачу. Последний отказался, мотивируя это тем, что не желает терпеть неудобства. Гражданину пришлось обратиться в суд.

Из материалов дела следует, что человеку было предложено заключить соглашение об установлении сервитута на его участке в добровольном порядке, потому что другим образом его сосед не может пройти и проехать к своей даче. Но тот отказался, мотивируя тем, что ему данное ограничение будет причинять большие неудобства. При этом Гражданский кодекс гласит о том, что спорный вопрос об установлении сервитута решается только в судебном заседании. Стороны в процессе пришли к мировому соглашению и договорились о том, что обременение участка земли будет платным. Тем самым они разрешили свой конфликт со взаимной выгодой.

Регистрация

Для того чтобы надлежащим образом осуществить установление обременения на участке, необходимо обратиться в компетентные органы с полным пакетом документов. Для этого понадобится:

Два заявления - от собственника земли и лица, претендующего на сервитут, при этом последний должен иметь при себе соглашение или решение суда;

Кадастровый план, где будет отмечена та часть территории, которая подлежит обременению;

Квитанция об оплате госпошлины за данную процедуру;

Паспорта обоих лиц.

После того как все действия будут закончены, данное право использования чужой вещи будет считаться оформленным должным образом.

Прекращение

В том случае, если установленный сервитут уже не является необходимым, то он может быть отменен по решению суда. Также его действие может быть прекращено по тем основаниям, которые указаны в соглашении. При этом данный факт необходимо также зафиксировать в регистрационной палате.

Отмена

В том случае, если участок земли, который обременен сервитутом, стал непригодным для использования по его прямому назначению, то собственник вправе требовать, чтобы органы власти его выкупили. Кроме того, он может обратиться в суд с просьбой об его отмене. Кроме того, собственник может требовать замены непригодного земельного участка на другой.

Публичный сервитут, установленный органами власти для общественных и государственных нужд, должен быть прекращен в том случае, если в этом больше нет особой необходимости. Данное действие подтверждается составленным актом.