Понятие, предмет и методы конституционного права зарубежных стран. Предмет конституционного права зарубежных стран Предмет методы отрасли конституционного права зарубежных стран

1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран

как отрасль права;

как наука;

как учебная дисциплина.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве - составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Основными критериями для уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования.

Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, - предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):

      народовластие;

      государственный суверенитет;

      разделение властей;

      форма правления;

      форма государственного устройства;

      субъекты государственной власти;

      способы реализации государственной власти;

      Избирательное право и избирательная система.

б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):

      принципы правового статуса личности;

      основные права, свободы и обязанности;

      гарантии прав и свобод;

      гражданство (подданство).

Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, общества и государства.

Методы конституционного права - совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.

Методы:

    управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);

    обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);

    дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);

    запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).

Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права.

Конституционное право - есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

2. Конституционно-правовые нормы и институты

Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах.

Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.

Признаки:

    регулируют особую сферу общественных отношений;

    носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);

    специфические источники, их содержащие (конституции и др.);

    учредительный характер предписаний;

    регулируют поведение широкого круга субъектов;

    своеобразие их вида;

    особенности их структуры.

Классификация:

1. по степени определенности предписаний :

диспозитивные (возможность выбора поведения субъекта);

императивные (строго определенное поведение субъекта).

2. по назначению в механизме правового регулирования :

материальные (предусматривают содержание действия);

процессуальные (определяют формы реализации действия).

3. по юридической силе :

конституции;

подзаконные акты.

4. по территориальным пределам :

действующие на всей территории страны

действующие на территории отдельных регионов;

действующие на территории муниципальных образований.

5. по времени действия :

постоянные (не имеют определенного срока действия);

временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).

Конституционно-правовые институты - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.).

Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:

народное представительство (на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание);

права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).

В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен).

Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.

Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.

В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.

1.1. Предмет, метод и система государственного права зарубежных стран.

1.2. Объекты и субъекты государственно-правовых отношений. Источники государственного права зарубежных стран.

1.3. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина.

Предмет, метод и система государственного права зарубежных стран

Конституционное (государственное) право можно определить как систему правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призваны обеспечить легитимность этой власти, если она существует и действует в интересах человека, в рамках и на основе права.

Нормы государственного права зачастую являются абстрактными и, чтобы быть реализованными, нуждаются в конкретизации текущим законодательством, актами исполнительной власти. Среди норм этой отрасли права распространены нормы-принципы и нормы-цели.

В каждой стране действует собственное конституционное или государственное право, с определенными особенностями, присущими каждой отдельно взятой стране.

Изучая первую тему, студенты должны осознать:

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран;

Что такое государственное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина;

Предмет науки и метод конституционного (государственного) права зарубежных стран.

Тщательно должен изучаться система государственного права зарубежных стран, а именно те элементы, из которых она состоит. Необходимо также осознать объекты и субъекты конституционно (государственно-) правовых отношений.

В изучении источников конституционного (государственного) права необходимо на опыте ряда стран осознать различия между конституционными, органическими и обычными законами, а также различие законов, принятых парламентом, от одобренных народом на референдуме. Нужно понять специфику источников в странах с частично писаными или "смешанными" конституциями, например, как в Великобритании, Новой Зеландии.

Большую роль в регулировании общественных отношений играет государственно-правовой обычай, или обеспечивает конкретный способ реализации государственно-правовых норм, или заполняет пробелы в правовом регулировании, или конкретизирует и развивает его, а порой противоречит ему. Изучая истоки этой отрасли права, следует также обратить внимание на их специфические виды - судебные прецеденты.

Следует подробно изучить вопрос о месте и роли конституционного (государственного) права. Необходимо понять, почему конституционное (государственное) право является ведущей отраслью права любого государства.

Наука государственного права имеет как юридический, так и в значительной степени политический характер, так как имеет дело с организацией и функционированием власти. Она наряду с типичными методами юридической науки (формально-логического анализа) широко использует общенаучные методы (системного анализа, сравнительный).

Наконец, учебная дисциплина государственного права зарубежных стран призвана ознакомить студентов с мировым опытом демократического устройства политической власти, конституционного регулирования общественных отношений, обеспечения прав человека. Это необходимый элемент юридической культуры, без которой нет современного специалиста-правоведа высшей квалификации.

Понятие государственного права зарубежных стран.

Государственное право в правоведении рассматривается в трех аспектах:

1) как отрасль права конкретных государств;

2) как юридическая наука;

3) как учебная дисциплина.

Как отрасль права это система внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основ устройства общества и государства, правового положения лица).

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран. Поэтому отрасли права, которая называлась "Государственное право зарубежных стран", не существует. В рамках этой дисциплины рассматривается конституционное право той или иной страны, а в каждой из них - свое (французское, индийское, конголезское и т.д.). Изучить конституционное право всех стран мира в рамках вузовского курса достаточно трудно, ведь в современном мире около 200 государств. Поэтому данное руководство освещает государственно-правовое регулирование в странах всего влияют на правовую культуру человечества. Внимание также уделяется так называемым новейшим конституциям, поскольку в них оказываются главные тенденции развития конституционализма.

Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе.

Термины "конституционное право" и "государственное право" чаще всего считаются синонимами. На самом деле, формально нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где используется тот или иной из указанных сроков, примерно одинаковое. Выбор термина, как правило, диктуется национальной традицией словоупотребления.

Так, англосаксонские и романская правовые системы традиционно пользуются термином "конституционное право", тогда как для немецкой системы характерно употребление термина "государственное право".

Более подробно рассматривая вопрос, можно, однако, заметить, что несовпадение терминологий отражает (не всегда, но довольно часто) различие между соответствующими понятиями.

Так, в Великобритании, США, Франции в начале XIX в. утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло значительно позже. Показательно, что в настоящее время и в Германии начал употребляться термин "конституционное право".

По так называемым социалистических стран, то по советскому примеру в них используется термин "государственное право", за исключением, например, Кубы.

Однако сегодня в мире есть группа стран, в которых, несмотря на традиционное употребление термина "конституционное право", движение к конституционному строю даже не начался (Кот-д"Ивуар, Малави и др.), Тогда как, скажем, в Швейцарии, хотя в ее подавляющем немецкоязычной части используется термин "государственное право", конституционный строй существует уже давно.

В литературе, впрочем, можно встретить другое, чем изложенное выше, понимание различий между конституционным и государственным правом. В частности, немецкий конституционалист К. Хессе считает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственного жизни (брак, собственность и т.д.), постольку "конституционное" право более вместительное, чем "государственное" право, по смыслу и смыслу означает лишь право государства. С другой стороны, "конституционное" право ограничено по сравнению с "государственным" в том плане, что "государственное" включает, например, административное и процессуальное право. Подобное мнение высказывалось и в отечественной литературе.

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран или, другими словами, национальные государственно-правовые системы, исследуемые как в аналитическом, так и в синтетическом аспектах.

Есть и другие определения предмета науки конституционного (государственного) права зарубежных стран. Например, комплексное и сравнительное изучение конституционного права многих стран мира, в том числе тех институтов, которые входят в данной отрасли права.

Конституционное (государственное) право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и любая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю или политических элит, или определенных социальных групп общества. Конституционное право закрепляет основные принципы народного суверенитета, верховенства парламента, равенства всех перед законом, господстве права и тому подобное. Эта отрасль закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления. Конституционное право закрепляет государственную организацию власти, максимально соответствует конкретным историческим условиям развития этой страны, определяет основы других ее отраслей - административного, финансового, уголовного, гражданского и тому подобное.

Итак, конституционное (государственное) право является основной отраслью права любой страны, что составляет совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, организации, способ и процедуру формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, избирательное право и избирательную систему.

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран, как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль дейст­вующего права, наука, учебная дисциплина.

Как наука - это совокупность теорий, учений, взглядов по вопросам конституционного права, изучает процесс фор­мирования, эволюции и реального функционирования институтов и норм конституционного права. В рамках науки происходит обобщение практи­ки, прогнозируется развитие конституционно-правовых институтов, фор­мируются основные концепции, которые кладутся затем в основу реали­зации прав и свобод человека, построения и функционирования механиз­ма конституционного судопроизводства.

Под объектом конституционного права понимается та сфера общест­венной жизни, правовое существование и регулирование которой находят отражение в нормах конституционного права. К важнейшим институтам конституционного права принято относить принципы конституционного строя, основные права и свободы человека, построение государства и публичной власти.

Возможен и другой подход к определению конституционного права. Специфика конституционного права заключается в том, что оно регули­рует отношения между человеком, обществом и государством, нормы конституционного права призваны обеспечить взаимодействие этих трех слагаемых, определяя те ценности и приоритеты, которые предопределя­ют реальную конституционно-правовую практику.

Особенность конституционного права состоит в том, что оно призва­но регулировать общественно-политические отношения, что и является предметом конституционного права.

Предмет и методы конституционного права зарубежных стран как отрасли права.

Самостоятель­ность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирова­ния .

Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулиро­вания , то есть совокупность приемов и способов правового воздей­ствия на общественные отношения. Бывает императивный - способ обязывания; способ запрета; и диспозитивный - основан на дозволениях.

В целом конституционно-правовой метод регулирования общест­венных отношений основывается на властно-императивных началах. С одной стороны - это властеотношения, но с другой - в демократическом го­сударстве нормы конституционного права устанавливают содержание и гарантии прав человека, что является ограничением для государст­венной власти.

Конституционное право зарубежных стран - это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов самоуправления.

3. Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, особенности, виды.

Конституционно-правовые нормы - общеобязательные правила поведения, установленные госу­дарством в целях охраны и регулирования определенных общест­венных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

особен­ности:

1) регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения;

2) устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализа­ции, конкретизации;

3) правила и принципы, отдельные из которых носят декларативный характер;

4) являются основополагающими для норм других отраслей права;

5) имеют особый механизм реализации - через конкретные нормы других отраслей права;

6) регулируют поведение специфических субъектов (народ, государство, избирательные объединения и др.)

Система конституционного права содержит большое число норм. Их можно классифицировать:

(I)По функциональной направленности.

(II)По способу воздействия на субъекты права.

(III)По характеру регулируемых общественных отношений.

(IV)По действию во времени: нормы (1)постоянные, (2)временные и (3)ис­ключительные.

Конституционно-правовые институты - система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения. К их числу относятся (1)правовой статус человека и гражданина, (2)основы общественного строя, (3)форма правления, (4)избирательное право, (5)на­родное представительство, (6)конституционный контроль. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более част­ных.

4. Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты, объекты, виды.

Конституционно-правовое отношение - это общественное отноше­ние, которое урегулировано нормой конституционного права и содер­жанием которого является юридическая связь между субъектами в фор­ме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, которым правовыми нормами отрасли конституционного права предоставлены права и на которых возложены определенные обя­занности. Подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся (1)граждане, (2)иностранцы, (3)группы граждан, (4)избиратели и (5)депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы.

Ко второй группе субъектов принадлежат (1) государство в целом, (2) его органы, (4) территориальные единицы, (5) учреждения и органы самоуправления, (6) полити­ческие партии.

В некоторых государствах субъектом конституционного права выступает церковь.

Объектами - предме­ты или явления, с которыми нормы конституционного права связывают поведение участников конституционно-правовых отношений.

Объектами являются: государственная территория; государственная власть; местное самоуправление; имущественные и неимущественные блага; поведение людей, действия органов государства, органов местно­го самоуправления и общественных объединений.

По целевому назначению конституционно-правовые отношения под­разделяются на учредительные, правоустановительные и правоохрани­тельные.

По времени действия конституционно-правовые отношения делятся на временные (срочные) и постоянные (бессрочные).


Похожая информация.


  • 12. Права, свободы и обязанности граждан в зарубежных странах: понятие, классификация, содержание.
  • 13. Основание и порядок приобретения и прекращения гражданства в зарубежных странах.
  • 14. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах: понятие, правовое регулирование, принципы.
  • 15. Гражданство (подданство) в зарубежных странах: понятие, принципы, конституционно-правовое закрепление.
  • 16. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в зарубежных странах. Многогражданство.
  • 17. Внутригосударственные и международные механизмы защиты основных прав и свобод в зарубежных странах.
  • 18. Понятие и разновидности конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 19. Американская и европейская модели конституционного контроля их характеристика.
  • 20. Понятие, структура и принципы общественного строя зарубежных стран.
  • 21. Значение конституционных характеристик государства как социального, правового, светского и демократического.
  • 22. Конституционные основы политической системы в зарубежных странах.
  • 24. Конституционно-правовое регулирование социальной системы в зарубежных странах. Конституционные принципы социальной политики государства и их реализация.
  • 25. Принцип единства государственной власти в социалистических странах, особенности его закрепления.
  • 26. Принцип разделения властей в государственном механизме зарубежных стран, особенности его закрепления.
  • 27. Партийные системы в зарубежных странах: понятие, разновидности, общая характеристика.
  • 28. Политические партии в зарубежных странах: понятие, функции, классификация. Особенности в конституционном законодательстве о политических партиях.
  • 29. Общественные объединения в зарубежных странах: понятие, виды, правовое регулирование.
  • 30. Избирательная система в зарубежных странах: понятие, виды, общая характеристика.
  • 33. Основные модели разграничения компетенции между союзом (центром) и субъектами федерации в зарубежных странах.
  • 34. Общая характеристика смешанных форм правления (на примере, Франции, Малайзии, оаэ).
  • 35. Конституционно-правовой статус субъектов федераций (на примере, сша, Германии, Индии).
  • 36. Особенности федеративного устройства современных зарубежных государств: понятие, разновидности, статус субъектов федерации.
  • 37. Унитарная модель территориального устройства в зарубежных странах: понятие, признаки, разновидности. Конституционно-правовой статус административно-территориальных единиц.
  • 38. Регионализированные унитарные государства: понятие, характеристика.
  • 39. Конституционно-правовой статус автономных образований: понятие, основные разновидности, их характеристика.
  • 40. Понятие политического режима, его виды и характеристика.
  • 41. Порядок формирования, состав и структура парламента в зарубежных странах.
  • 42. Внутренняя организация зарубежных парламентов.
  • 43. Компетенция парламента в зарубежных странах.
  • 44. Порядок работы парламентов зарубежных стран.
  • 45. Стадии законодательного процесса, особенности их содержания в различных странах.
  • 46. Конституционно-правовой статус депутата парламента в зарубежных странах.
  • 47. Формы парламентского контроля, за деятельностью правительства в зарубежных странах.
  • 49. Порядок избрания и досрочного прекращения полномочий Президента в зарубежных странах, его ответственность.
  • 50. Компетенция главы государства в зависимости от формы правления.
  • 51. Государственно-правовой статус монарха (системы престолонаследия, полномочия).
  • 52. Коллегиальный орган управления государством в социалистических странах: понятие, порядок формирования, полномочия.
  • 53. Место и роль правительства в механизме разделения властей зарубежных стран. Виды правительств.
  • 54. Конституционно-правовой статус правительства в зарубежных Странах: порядок формирования, состав и структура.
  • 55. Компетенция правительства в зарубежных странах, взаимоотношения с парламентом и главой государства.
  • 2. Порядок формирования и структура правительства
  • 3. Полномочия правительства
  • 4. Глава правительства
  • 57. Основные системы (модели) местного управления и местного самоуправления в зарубежных странах, их характеристика.
  • 58. Компетенция органов местного самоуправления в зарубежных странах.
  • 59. Государственный контроль за органами местного управления и самоуправления в зарубежных странах.
  • 1. Система и компетенция органов местного управления
  • 2. Понятие, виды и полномочия местного самоуправления
  • 60. Порядок формирования, полномочия и ответственность местных органов государственной власти в социалистических странах.
  • 61. Особенности Конституции сша 1787 г.: структура, порядок принятия и изменения, поправки к Конституции.
  • 62. Конституционно-правовой статус Президента сша: порядок избрания, полномочия, ответственность.
  • 63. Порядок формирования и полномочия Верховного Суда сша.
  • 65. Особенности федеративного устройства сша.
  • 66. Структура и содержание Конституции Франции 1958 г. Особенности конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина во Франции.
  • Раздел 1 «о суверенитете».
  • 67. Конституционно-правовой статус парламента Франции. Особенности законодательного процесса.
  • 68. Порядок формирования и полномочия Конституционного совета Франции.
  • 69. Организация и деятельность местных органов во Франции.
  • 70. Общая характеристика Конституции кнр 1982 г.
  • 72. Государственный Совет кнр: порядок избрания, полномочия, акты, ответственность.
  • 74. Особенности Конституции Великобритании.
  • 75. Правовой статус Правительства и кабинета Великобритании, порядок формирования, структура, ответственность. Правовое положение и роль премьер-министра.
  • 76. Правой статус монарха Великобритании: порядок престолонаследия, личные и политические прерогативы.
  • 77. Порядок формирования и полномочия местных органов в Великобритании. Правительственный контроль за деятельностью местных органов.
  • 78. Общая характеристика Конституции Индии 1950 г.
  • 79. Особенности федеративного устройства Индии.
  • 80. Конституционно-правой статус Президента Индии: порядок избрания, полномочия и взаимоотношения с парламентом и правительством.
  • 81. Организация и деятельность местных органов в Индии.
  • 82. Общая характеристика Основного закона фрг 1949 г.
  • 2. Местное управление в Германии
  • 3. Конституционный суд фрг
  • 4. Парламент фрг: полномочия и внутренняя организация
  • 5. Правовой статус правительства фрг
  • 6. Характерные черты германского федерализма
  • 88. Общая характеристика Конституции Японии 1947 г.
  • Глава I «Император» включает статьи о роли и значении императора как «символа государства и единства народа».
  • 90. Организация местных органов публичной власти в Японии.
  • 1. Понятие и предмет конституционного права зарубежных стран.

    Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.

    Как наука это совокупность различных взглядов, теорий, учений, гипотез по вопросам конституционного права зарубежных стран, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

    Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах и указах президента и регулирующих определенную группу общественных отношений, - это прежде всего основы государственного и общественного устройства и правовое положение личности.

    Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Одновременно понятие «конституционное право зарубеж­ных стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует конституционное право только конкретной какой-либо страны, например, конституционное право США, Великобритании или Франции.

    Таким образом, при употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран, а также об учеб­ной дисциплине.

    Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах конституций зарубежных стран и определяют их структуру.

    2. Предмет, система, методология, тенденции развития науки конституционного права зарубежных стран.

    Предметом правового регулирования конституционного права за­рубежных стран являются определенные группы обществен­ных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.

    Будучи урегулированы нормами конституционного права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.

    Конституционно-правовые отношения представляют собой та­кую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые ре­гулируются нормами государственного права.

    Субъектами конституционно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы го­сударственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отноше­ний могут быть центральные и местные партийные органы. В обще­стве существует множество видов конституционно-правовых отно­шений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

    Предметом конституционного права как отрасли права являются четыре группы общественных отношений:

    а) основы конституционного строя;

    б) основы взаимоотношений государства и личности;

    в) политико-территориальное устройство;

    г) основы организации и деятельности органов государственной власти.

    Все эти четыре группы находят свое отражение в текстах консти­туций зарубежных стран и определяют их структуру.

    Методы правового регулирования конституционного права:

    а) метод властных отношений (предполагает наличие у одной сторо­ны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за высшими органами власти, что и определено в Конституции);

    б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей;

    в) совокупность классических принципов воздействия на участни­ков общественных отношений: дозволение (передача прав), за­прет, возложение обязанностей.

    Наука о конституционном праве как развивающееся знание представлена большим количеством статей, докладов, трактатов и книг почти на всех языках мира. Она изучает действие конституци­онного права, повседневную реализацию его норм, открывает зако­номерности его развития, а также дает практические советы, на­правленные на совершенствование конституционных норм.

    Изучение конституционного права зарубежных стран - это ис­следование определенных сторон мирового опыта. Оно помогает применить на практике те модели конституционного регулирова­ния, которые оказались более эффективными в сходных условиях, а заодно и отказаться от институтов, оказавшихся не соответствую­щими общечеловеческим ценностям.

    Источниками КПЗС являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (кроме некоторых мусульманских государств) является конституция. К другим источникам относятся: законы конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее),органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой – либо институт КП в целом),обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента),чрезвычайные (могут отступать от положений конституции, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок);внутригосударственные публично-правовые договоры (например: соглашение о разделе Чехословакии с 1 января 1993г, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995г.;регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);акты глав государств и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств);акты органов конституционного контроля (конституционных судов) проверяют соответствие тех или иных законов конституции;судебные прецеденты – решение судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;конституционный обычай – сложившееся в практики органов государственной власти правило, имеющее устный характер, опирающийся на согласие участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. (распространены в Великобритании, Новой Зеландии;религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;международно – правовые акты, например Европейская конвенцияо правах человека 1950г., Маастрихтский договор1992г. оЕвропейскомсоюзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948г., принятую ООН.

    Основные тенденции развития конституционного права.

    Социализация - это тенденция, означающая, что конституционно-правовые нормы все шире регулируют основы устройства не только государства (как это делали первые конституции), но и общества в це­лом, включая его экономическую, политическую, 1 социальную и куль­турную системы. Действие этой тенденции связано с тем, что государ­ство перестало ограничиваться ролью «ночного сторожа», все более активно проводя политику предотвращения и урегулирования соци­альных конфликтов, установления разумного баланса различных ин­тересов. Данная тенденция проявляется в пополнении перечня кон­ституционных прав, свобод и обязанностей правами и обязанностями социально-экономическими и культурными, в регулировании отно­шений между трудом и капиталом, в установлении социального пред­назначения собственности и т.д.

    Демократизация - это тенденция, проявляющаяся в расширении у человека возможностей влиять на публичную власть и отстаивать свои интересы в конфликтах с ней. Она выражается в разрастании избирательного корпуса, в появлении административной юстиции, ак­тивизации институтов непосредственной демократии и т.п.

    Интернационализация - это тенденция, проявляющаяся в боль­шем или меньшем сближении отраслей национального конституцион­ного права друг с другом и с международным публичным правом.

    Существование отмеченных тенденций не означает, что конституционно-правовое развитие каждой страны осуществляется в точ­ном соответствии с ними. В отдельных странах встречаются перерывы в их действии и даже попятное движение. Однако обзор именно генеральной совокупности конституций стран мира позволяет сделать вывод о неодолимости указанных тенденций, ибо они обусловлены социальным прогрессом - таким имманентным раз­витием общественного строя, которое открывает человеку все боль­шие и все лучшие возможности для самореализации.

    Проходя длительный путь развития, наука конституционного права всегда была тесно связана с философией, политологией, тео­логией и социологией. Ее формирование как самостоятельной от­расли знаний произошло значительно позже таких юридических наук, как гражданское и уголовное право.

    Сами же идеи конституционного значения - об устройстве обще­ства и государства высказывались уже в сочинениях таких древне­греческих мыслителей, как Платон и Аристотель, а также в сочине­ниях известных мыслителей Рима - Цицерона и Гая.

    В более поздний период, относящийся уже к средним векам, бы­ли опубликованы работы Фомы Аквинского, содержащие отдельные рассуждения, связанные с проблемами конституционного права. Зарождение науки связано со становлением основных идей консти­туционного права, с периодом крушения феодального абсолютизма и деятельностью известных всему миру просветителей, таких как Н. Радищев, Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо и других. Именно они в свое время сформулировали многие положения, которые лег­ли в основу современного конституционного права - о разделении властей; народном суверенитете, парламентаризме, естественных и неотчуждаемых правах человека, ответственном правительстве и др. Перечисленные идеи нашли свое закрепление уже в первых консти­туционных документах: Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражда­нина Франции 1789 г., в Конституции Польши 1791 г.

    На развитие науки конституционного права в XIX веке большое влияние оказали труды А. Дайси в Великобритании, У. Уиллоуби в США, Ж.П. Эсмена во Франции.

    В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции - М. Дювер-же; в Великобритании - Д. Макинтош, Д. Маршалл; в Италии -Д. Верготти; в Германии - Штайн; в США - Л. Трайб и др.

    Тщательному исследованию конституционное право зарубежных стран подвергли и российские ученые - М.А. Крутоголов, Б.С. Кры­лов, В.В. Макланов, А.А. Мишин, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.

    В настоящее время в науке о конституционном праве зарубежных стран существует два основных направления: радикалистское и ли­беральное.

    Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран, включая современные постсоциалистические го­сударства. Эти ученые стали разработчиками новых конституций, включив в них нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества. Они считают, что конституция, как и конституцион­ное право, не являются орудием диктатуры, а являются своего рода отражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который во­площает в себе общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную справедливость, социальную солидар­ность и пр.). Представители этого направления выступают за демо­кратическое, правовое и социальное государство, разделение вла­стей, за ответственность всех должностных лиц и органов государст­ва перед народом, признание местного самоуправления, за подлин­но народный характер государственной власти (а не классовый).

    Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов, отстаивающих социалистическую ориентацию и изучающих конституционное право с позиций классовой борьбы и с позиций диктатуры определенного класса.

    Ученые леворадикалистского направления полагают, что слу­жебная роль конституционного права заключается в создании усло­вий для строительства социализма и коммунизма. На деле, выступая за авторитарные системы управления, они рассуждают о так назы­ваемой социалистической демократии, против разделения властей и местного самоуправления, за ликвидацию частной собственности и установление правления одной «коммунистической» партии.

    Оба этих направления отражают лишь полярные взгляды в науке о конституционном праве зарубежных стран.

    Наряду с этими направлениями, а точнее в их рамках, существу­ют и крупные научные школы, имеющие международный характер, объединяющих авторов разных стран. Это три основные школы: юридическая, политологическая и теологическая.

    Юридическая школа имела главенствующее влияние до 20-х го­дов XX в. Сторонники этой школы ориентировались в основном на изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций. Одновременно они признавали социальный характер го­сударства и призывали юристов изучать это государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений. Эта школа в на­стоящее время практически утратила свое значение, но ее методы исследования используются в науке конституционного права и по­ныне.

    Политологическая школа свою окончательную победу одержала в середине XX в. Сторонники этой школы призывают изучать не столько нормы конституционного права, сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. В этой связи в целом ряде франкоязычных стран предмет препода­вания теперь называется «Конституционное право и политические институты».

    Теологическая школа занимает особое место в юридической мыс­ли. Ее особенность - в пестроте взглядов приверженцев. Так, ее пра­вое крыло не имеет ничего общего с либерализмом. Оно смыкается своей религиозной интерпретацией с радикалистским направлени­ем. И представлена она главным образом исследованиями мусуль­манских юристов. Труды ее сторонников отличались идеями Хали­фата - справедливого правления, которое существовало при проро­ке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. Та­ковы различные направления и школы в науке конституционного права зарубежных стран.

    Термин «конституционное право» имеет троякое значение: отрасль действующего в той или иной стране права , то есть система юридических норм, правил, содержащихся в законах и иных нормативных актах и регулирующих определенную сферу общественных отношений; наука - совокупность знаний о действующем конституционном праве, материально представленная книгами, брошюрами, статьями; учебный курс, основы знаний о действующем конституционном праве и состоянии науки, предмет преподавания в высших учебных заведениях.

    Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права. Речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права более чем 200 существующих в мире государств, так как в каждом из них существует свое конституционное право.

    Конституционное право как отрасль праваконкретного государства - это совокупность правовых (юридических) норм, которые закрепляют определенные основы экономической и политической организации общества, определяют основы взаимоотношений государства и личности, устанавливают порядок формирования, организации и функционирования основных звеньев государственного механизма, территориальную организацию государства.

    В отличие от других отраслей права, каждая из которых регулирует определенные однородные общественные отношения (трудовые отношения - в трудовом праве, преступления и наказания - в уголовном), нормы конституционного права регулируют основы всех наиболее важных общественных отношений: основы жизни личности, коллектива, общества, государства.

    В обобщенном понимании, предмет конституционного права зарубежных стран - общественно-политические отношения, закрепленные в основных источниках права национальных правовых систем, возникающие между личностью, обществом и государством . Иными словами, это: основы общественного строя; основы государственного строя; конституционно-правовой статус человека и гражданина.

    В разных странах существуют неодинаковые доктринальные подходы ученых по вопросу о предмете конституционного права, даже в одной и той же стране нередко существуют разные школы и направления.

    Большинство ученых Великобритании видят суть последнего в регулировании управления государством, отношений граждан и основных органов государства, их главных функций. Административное право при этом понимается как аспект конституционного права.

    В США считается, что конституционное право в самом общем виде (оставляя детали административному праву) регулирует управление государством, отношения граждан и правительства. В обобщенном виде сущностью конституционного права в США является гарантия обеспечения в обществе «фундаментальной свободы», что предполагает разграничение сфер свободы индивида и пределов действия государственной власти.


    То есть по отношению к Великобритании и США можно говорить об определенном единстве в подходах, хотя существуют и отличия, обусловленные, прежде всего, тем, что в Великобритании нет института конституционного контроля. Англо-американский подход воспринят японскими учеными, а также в науке англоязычных стран, бывших британских колоний.

    Иные взгляды по вопросу о сути конституционного права существуют во Франции. Французская доктрина на одно из первых мест в конституционном праве выдвигает политическую власть и политический режим. Французские авторы нередко заявляют, что важнейшей тенденцией общественного развития является процесс институционализации, то есть создание группировками людей различных общественных институтов, которые приобретают юридическое оформление: государства, политических партий, профсоюзов и т.п. Французская доктрина, с определенными изменениями, воспринята юристами бывших французских колоний.

    В Италии одни авторы считают, что предметом конституционного права являются власть и права человека. Они также видят специфику данной отрасли права в регулировании политического поведения. Другие склоняются к более широкой трактовке, относя к предмету конституционного права политические партии, государство, свободу личности и «социальные образования».

    Аналогичные взгляды распространены в Испании, хотя и в несколько ином плане. Конституционное право здесь считают нормативным элементом конституционной системы, который фиксирует, устанавливает, регулирует основные институты, относящиеся к общественной жизни. В целом здесь придерживаются широкой трактовки в отношении предмета конституционного права.

    Такой же расширительный подход воспринят подавляющим большинством исследователей конституционного права России и Украины.

    Немецкая наука в настоящее время оперирует двумя терминами: конституционное и государственное право, причем второе исторически предшествует первому. Немецкие ученые считают, что в узком смысле содержание конституционного права и государственного права совпадает, но все же они отличаются друг от друга: с одной стороны, конституционное право шире государственного права, так как конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает основы устройства негосударственной жизни (собственность, семья, охрана природы и др.). С другой стороны, государственное право это не только право государства. Оно включает в себя нормы, регулирующие вопросы государственного управления, административного, финансового, процессуального права.

    Различия в терминах конституционное право и государственное право обусловлены различными подходами в политико-правовой теории 17-19 вв. и, отчасти, национальной традицией словоупотребления. Термин конституционное право чаще встречается в странах с англосаксонской и романской правовыми системами, где раньше сформировался конституционный строй (Франция, США). Впервые название «конституционное право и политические институты» появилось во французской литературе в середине ХХ века. Понятие «государственное право» отражает германскую правовую традицию. Она была воспринята в царской России, а затем в СССР и бывших социалистических странах.

    В настоящее время в подавляющем большинстве стран употребляется термин «конституционное право». В Великобритании и некоторых других странах учебный курс называется «конституционное и административное право».

    В мусульманских странах в учебных пособиях, издаваемых по вопросам конституционного права, особое внимание уделяется изучению Корана, религиозных норм, комментированию конституции. В современных исследованиях говорится, что отрасль «властных норм» изучает вопросы халифата, публичные власти, организацию государственного управления, армии, вопросы налогообложения, то есть вопросы, которые в других государствах регулируются в основном конституционным, административным, финансовым правом.

    Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования регулирования - совокупность способов и приемов влияния на общественные отношения.

    Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания - предусматривает необходимость исполнить требования нормы права. В такой форме закрепляется большинство конституционно-правовых отношений (Ст. 94 Конституции Итальянской Республики 1947 г.: «Правительство должно получить доверие палат»).

    Конституционному праву известен также метод запрещения - предусматривает необходимость воздерживаться от совершения действий, не дозволенных нормой права. Ст. 19 Конституции Японии 1946 г.: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» и метод дозволения - предусматривает возможность использовать, в случае необходимости, необходимую норму права. НП: ст. 77 Конституции Румынии 1991 г. «До промульгации Президент может один раз требовать пересмотра закона Парламентом».

    Преобладание в конституционно-правовом регулировании властно-императивных начал обусловлено природой общественных отношений, составляющих содержание данной отрасли права.