Принципы участия граждан в выборах. Гарантии избирательных прав. Принципы избирательного права российской федерации Один из принципов современного избирательного права

Принципы избирательной системы - это основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Элементы избирательного права. В Российской Федерации выборы организуются на основе следующих принципов:
- всеобщего избирательного права;
- равного избирательного права;
- прямого избирательного права;
- свободы выборов и добровольного участия в них избирателей;
- сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на выборах;
- состязательности на выборах;
- организации и проведения выборов избирательными комиссиями.

Принцип всеобщего избирательного права означает право российского гражданина, достигшего необходимого возраста, избирать и быть избранным, а также право на участие во всех избирательных действиях, мероприятиях и процедурах.

Принцип равного избирательного права означает следующее:
все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют никаких преимуществ друг перед другом;
существует также равенство голосов избирателей по принципу «один бюллетень – один голос»;
наконец, равное избирательное право предполагает равенство возможностей избирателей по участию в избирательных действиях.

Принцип прямого избирательного права, который означает, что избиратель голосует на выборах в РФ «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Принцип тайного голосования, что никто, кроме самого избирателя (участника референдума) не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя (участника референдума). Тайное голосование обеспечивается наличием на каждом избирательном участке специальных кабин или комнат, в которых избиратели самостоятельно заполняют избирательные бюллетени, после чего опускают их в избирательные ящики.

Принцип свободы выборов и добровольного участия в них избирателей.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

Принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на выборах. Избирательные системы подразделяются на мажоритарную и пропорциональную, которые в свою очередь имеют ряд разновидностей. Мажоритарными системами называются такие, в которых в основу определения результатов голосования положен принцип большинства. Мажоритарные системы бывают абсолютного (50% + 1 голос) и относительного большинства (при которой избранным считается тот кандидат из списка кандидатов, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если это большинство и меньше половины). Пропорциональная система и ее разновидности строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. После голосования определяется избирательный метр или квота, то, есть наименьшее количество голосов необходимое для избрания одного депутата. В соответствии с тем сколько раз укладывается избирательный метр в количество голосов завоеванное списком кандидатов, который выдвинула партия, такое количество мест в парламенте и завоевывает эта партия.

Принцип состязательности - выборы проводятся на альтернативной основе, то есть избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г.
Принцип организации и проведения выборов избирательными комиссиями означает, что за организацию и проведение выборов отвечают формируемые и действующие на основе участия общественности избирательные комиссии – Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, муниципальные, территориальные и участковые избирательные комиссии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы правового регулирования, система, роль и место в системе российского права

В науке конституционного права сложилась методолгия определения.. Прежде всего нормы кп регулируют основы конституционного строя см главу Конституции Исключительно в предмет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История развития конституционного права России
Конституция РСФСР 1918 г. Первыми конституциями были Конституция США 1787г, конституция Франции 1791г. Конституции появляются в период буржуазных революций. В монархической России конститу

Разработка, порядок принятия и основные черты конституции РФ 1993 года
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. На 1 Съ

Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок
Конституция РФ впервые включает главу, посвященную порядку принятия и изменения действующей Конституции. В отличие от предшествующей Конституции РСФСР 1978 г., которая допускала возможность внесени

Гуманистические основы конституционного строя РФ
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам – иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в п

Демократия как основа конституционного строя РФ
«Основы нституционного строя» раздел 1 Конституции РФ. Демократия, как основа образа жизни в России и ее политического (гос) режима - это такая черта конституционного строя, которая проявляется в п

Местное самоуправление в РФ
Местное самоуправление в РФ - самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения; это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорг

Экономические и социальные основы конституционного строя РФ
Экономические основы конституционного строя. В соответствии со ст. 8 Конституции в РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,

Светский характер российского государства
Согласно ст. 14 Конституции РФ: РФ - светское государство. Официально дистанцирует себя от религиозных объединений. Оно не дает никакой религии ранга государственной. Гос-ва дает гражданам

Понятие и принципы конституционного статуса личности в РФ
Приоритет человека является одним из начал конституционного строя РФ.Отсюда вытекают и принципиаьные черты статуса личности. Нашим конституционным законодательством воспринято словосочетание «челов

Основы правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в РФ
Под иностранными гражданами понимаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к ее гражданам и обладающими документами, доказывающими наличие у них гражданства иностранного государств

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранные государств, являвшихся в прошл

Экономические права и свободы человека и гражданина РФ
Экономические права и свободы разделяются на: трудовые права и свободы; право на экономическую деятельность; право частной собственности. Трудовые права и свободы: свобода

Социальные права и свободы человека и гражданина РФ
Социальные права и свободы разделяются на: Защита материнства, право на социальное обеспечение и жилье; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, образование.

Культурные права человека и гражданина по Конституции РФ
Конституция Российской Федерации гарантировала право каждого на участие в культурной жизни, что предполагает возможность осуществления деятельности по сохранению, созданию, распространению и о

Конституционные обязанности личности в РФ
Конституционно-правовой статус граждан РФ складывается не только из прав и свобод, но и их обязанностей перед РФ. Различаются обязанности перед РФ человека и гражданина. Так, только обязанности гра

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина
Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина. Гарантии конституционного статуса личности условно можно подразделить на две основные группы – общие и специальные. Общие гарантии могут быть как

Конституционные принципы федеративного устройства
Государственное (федеративное) устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, в том числе входящих в основы конституционного строя. Так, в ст. 5 Конституции РФ установлено, что фед

Конституционное разграничение компетенции между РФ и ее субъектами
Круг конкретно закрепленных компетенций, которые органы государственной власти РФ и ее субъектов правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, обр

Система органов государственной власти в РФ
Система государственного управления складывается из институциональной, нормативно-правовой, функционально-структурной, кадровой, коммуникативной и профессионально- культурной подсистем. Основу инст

Понятие избирательного права и избирательной системы. Их соотношение
Под избирательной системой принято понимать совокупность установленных законом правил, принципов, критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Р

Избирательный процесс в РФ
Выборы как институт политической системы Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выбо­ров. Благодаря ему реализуются политические права граж

Конституционно правовой статус президента РФ
Институт президента (от лат. praesidens – «сидящий впереди») учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены измен

Законодательный процесс
Законодательный процесс -процедура разработки и принятия законов Федеральным Собранием РФ, состо­ящая из совокупности последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадии бывают основные и факультат

Политическая ответственность
Правительство РФ несёт политическую ответственность преимущественно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ по заявлен

Полномочия
Полномочия Правительства РФ установлены статьёй 114 Конституции РФ, главой 3 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ" (1997) и подразделяются на: об

Порядок деятельности
Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ", а также Регламентом Правительства РФ. Основные вопросы, круг которых определён

Суды общей юрисдикции
Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикц

Районные суды
Районный суд - это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции и в апелляционном порядке. Он является непосред

Мировые судьи
Гражданские дела, подсудные мировому судье.(ст.23 ГПК РФ.) До назначения (избрания) мировых судей в субъектах Российской Федерации дела, рассматривались районными судами (Федеральный закон

Военные суды
Военные (флотские) окружные суды - это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами.

Арбитражные апелляционные суды
Арбитражный апелляционный суд действует в составе: - президиума арбитражного апелляционного суда; - судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и

Порядок работы президиума арбитражного апелляционного суда
Президиум арбитражного апелляционного суда созывается председателем этого суда по мере необходимости. Президиум арбитражного апелляционного суда правомочен решать вопросы при наличии большинства чл

Конституционные принципы правосудия в РФ
Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие

Принципы осуществления конституционного судопроизводства
1. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного

Организация работы Конституционного Суда РФ
1. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей.Судьи Конституционного Суда РФ избираются Советом Федерации большинством голосов от общего числа его членов по представлению Президент

Избирательное право - институт конституционного права, регулирующий общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением права граждан избирать и быть избранным в органы госвласти и органы местного самоуправления РФ, а также осуществлять свою непосредственную власть через референдум.

Главные нормативные акты, регулирующие основные принципы указанных отношений, - Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, законы субъектов РФ, иные нормативные акты.

ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Принципы избирательного права России – основополагающие начала российского законодательства о порядке избрания высших органов власти РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.

Принципы: 1) всеобщность; 2) равность; 3) прямота; 4) тайность.

Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

Ограничение в избирательных правах граждан не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, граждане, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).

Избирательные права граждан РФ: 1) право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов; 2) участвовать в предвыборной агитации; 3) участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; 4) принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Реализацию принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан участвовать в управлении делами государства. Благодаря этому праву граждане РФ могут влиять на принятие и исполнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представителей, лиц, в обязанности которых входит защита интересов избирателей.

Граждане РФ осуществляют свое право участвовать в управлении делами государства непосредственно, так как волеизъявление избирателей на выборах, референдумах является прямым, кроме того, граждане РФ могут лично участвовать в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).

Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.

Выборы в РФ тайные, т. е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно – избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

Этот принцип обеспечивает свободное выражение воли граждан РФ и исключает возможность давления со стороны других лиц путем угроз.

Принципы избирательного права -- это условия, соблюдение которых придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными. Принципы избирательного права могут быть поделены на две большие группы. Всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свободное и добровольное участие гражданина в избирательной кампании относятся к группе принципов, характеризующих участие граждан в выборах. Обязательность, периодичность, альтернативность, состязательность и гласность следует отнести к другой группе принципов -- отражающих организацию и проведение выборов. Такая классификация принципов избирательного права в различных вариантах встречается в литературе. Без сомнения, всеобщее, равное и прямое избирательное право, тайность голосования занимают в иерархии принципов главенствующее положение. Они являются основными, универсальными принципами. Таким статусом их наделяют международно-правовые документы, национальные конституции многих государств. Согласно п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека воля народа должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Аналогичная норма содержится в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее -- СБСЕ) 1990 г. заключает в себе положения, согласно которым государства-участники: гарантируют взрослым гражданам всеобщее и равное избирательное право; обеспечивают, чтобы голосование проводилось тайно или применялась равноценная процедура свободного голосования и чтобы подсчет голосов и сообщения о нем были честными, а официальные результаты были опубликованы.

Всеобщее избирательное право означает участие в выборах всех граждан РФ при минимуме ограничительных цензов, не подлежащих расширительному толкованию. Данным критериям будут соответствовать дееспособные граждане РФ, достигшие определенного возраста, установленного законом для реализации активного и пассивного избирательного права Иностранные граждане, лица без гражданства по общему правилу исключены из выборного процесса. Они не являются субъектами избирательного права. Вместе с тем со времени принятия Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имели право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Появление такой нормы в российском законодательстве отнюдь не случайно. Она не является эксклюзивной, а продиктована правилами Европейского Сообщества. Согласно Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне, подписанной в Страсбурге 5 февраля 1992 г., каждому жителю-иностранцу предоставляется право избирать и быть избранным на местных выборах, если он подпадает под те же условия, которые применяются к гражданам государства. Маастрихтский договор, заключенный государствами -- членами Европейского Союза в 1992 г., учредил так называемое европейское гражданство. Это позволяет любому европейцу, в какой бы стране -- участнице Европейского Сообщества он ни находился, иметь возможность участвовать в выборах органов местного самоуправления.

Идея всеобщего избирательного права, воспринимаемая в настоящее время как обыденность, на самом деле с большим трудом пробивала себе дорогу. Доказывать ее необходимость приходилось не только в тиши кабинетов политиков, но порой и на баррикадах. Признание ее в международных правовых документах сделало всеобщее избирательное право фундаментальным принципом политической жизни.

Принцип равного избирательного права указывает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, реализуя принадлежащие им права избирать и быть избранными. Иначе говоря, он имеет непосредственное отношение к осуществлению как активного, так и пассивного избирательного права. Все избиратели имеют равное число голосов по отношению друг к другу, и это число совпадает с числом распределяемых мандатов. Применительно к выборам в одномандатных округах принцип равенства находит воплощение в формуле «один избиратель -- один голос». В многомандатных округах с разным числом мандатов каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. В полной мере принцип равного избирательного права касается кандидатов в депутаты, на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. По общему правилу они участвуют в выборах на равных основаниях, обладая равными правами и неся равные обязанности.

Конституционный Суд в связи с этим отметил, что равное избирательное право заключается прежде всего в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях. Подчеркнуто, что это обеспечивается включением избирателя не более чем в один список избирателей, образованием в принципе равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдением установленных норм представительства, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а также иными правовыми, организационными, информационными способами, гарантирующими действительное представительство народа в выборных органах публичной власти. избирательный право голосование российский

Принцип равенства избирательных прав многолик. Он находит проявление во множестве эпизодов, на разных этапах избирательного процесса. Конституционный Суд РФ отметил, что изменение правил подсчета голосов при повторном голосовании в процессе уже начатых выборов нарушает принцип равного избирательного права, а подобное отступление ставит под сомнение легитимность решений законодательного органа.

Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), за или против кандидата (в ред. Федерального закона от 12 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), против всех кандидатов (списков кандидатов)») (ст. 6 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается (п. 4 ст. 64). Посредством прямого волеизъявления в Российской Федерации избираются Президент, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания, главы муниципальных образований, депутаты региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Тайное голосование как принцип избирательного права исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Тайное голосование обеспечивается особой процедурой волеизъявления избирателей, которая во всех нюансах регулируется избирательным законодательством. Один из ключевых моментов этой процедуры -- заполнение избирательного бюллетеня в специально предназначенной для такой цели кабине или отдельном помещении для голосования. Заполнение бюллетеня без захода в кабину для голосования не является нарушением закона, поскольку тайное голосование для гражданина есть право, а не обязанность. М. В. Баглай называет его абсолютной привилегией избирателей. Нарушением избирательного законодательства будет ситуация, исключающая возможность голосования в кабинах или же в специальных помещениях. Международная общественность всегда предъявляет повышенные требования к соблюдению данного принципа. Вот как эти требования раскрываются в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Государства-участники призваны обеспечить, чтобы закон и государственная политика допускали проведение политических кампаний в атмосфере свободы и честности, в которой никакие административные действия, насилие или запугивание не мешали бы избирателям голосовать свободно, не опасаясь наказания. На обеспечение такого права как раз и нацелена процедура тайного голосования.

Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах -- еще один принцип избирательного права. Законодательство о выборах раскрывает его содержание следующим образом: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Это право проистекает из соответствующих положений международных правовых документов: Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, ратифицированных или поддержанных Российской Федерацией в разные годы. Ряд европейских государств (Бельгия, Люксембург, Италия, Греция и др.) рассматривают право избирать в качестве обязанности своих граждан. Крайне любопытно решается этот вопрос в Италии. Согласно ст. 18 итальянской Конституции голосование является личным и равным, свободным и тайным. Правда, тут же делается оговорка: его осуществление является гражданским долгом. Европейские официальные структуры нашли оправдание тому несоответствию, которое сложилось между декларированным в международных правовых документах принципом свободных выборов и сформулированной в национальном законодательстве ряда государств юридической обязанностью избирателей участвовать в голосовании. По их мнению, свободные выборы -- это не выборы, участие в которых носит добровольный характер, а выборы, при которых (обязательный) акт голосования дает возможность свободного выбора.

Подобные инициативы набирают силу и в Российской Федерации.

Принципы избирательного права, регулирующие участие граждан России в выборах, закрепляются Конституцией РФ только применительно к выборам Президента РФ.

В отношении иных выборных органов власти эти принципы находят выражение в специальном избирательном законодательстве. Тем не менее это не снижает их высокой ценности.

Ко второй группе принципов российского избирательного права, которыми следует руководствоваться при организации и проведении выборов, отнесены обязательность и периодичность выборов, их альтернативность, состязательность и гласность.

Обязательность и периодичность выборов в качестве принципов их организации закреплены в ст. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Источником этих принципов служат также международные документы. К примеру, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принимая во внимание различную продолжительность сроков полномочий выборных органов, осторожно говорит о необходимости разумной периодичности выборов. Их отражение в законе вполне обоснованно, ибо выборы являются единственным демократическим способом формирования властных органов. Кроме того, появление указанных положений в нашем законодательстве стало реакцией на неоднократно имевшие место случаи уклонения от проведения выборов.

Альтернативность и состязательность выборов обеспечивают избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. По мнению Конституционного Суда РФ, альтернативность как необходимое условие свободных выборов относится к самому существу избирательного права. Вот почему без проведения голосования по нескольким кандидатурам это право теряет реальное содержание. При том, что общие выборы всегда должны быть альтернативными, возможно проведение повторного голосования по одной кандидатуре. Эта норма разрешена Федеральным законом от 12 июня 2002 г., получила одобрение Конституционного Суда РФ.

Состязательность выборов предполагает конкуренцию, соперничество кандидатов, избирательных объединений, что обеспечивается многими нормами избирательного законодательства.

Гласность выборов -- неотъемлемая черта российских избирательных кампаний последних лет. Режим гласности поддерживается многими законодательными нормами. Чтобы не перечислять их, сошлемся на новшества Федерального закона от 12 июня 2002 г. Он содержит несколько новых статей об информационном обеспечении выборов, информировании избирателей, опросах общественного мнения, совокупность которых призвана способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

    • Понятия «избирательная система» и «избирательное право»
    • Предмет и метод избирательного права
    • Особенности метода избирательного права
  • Принципы проведения выборов в Российской Федерации
    • Дискуссии о природе принципов избирательного права
    • Понятие принципов избирательного права и их законодательное закрепление
    • Классификация принципов избирательного права
  • Источники электорального права и система избирательного законодательства Российской Федерации
    • Понятие «источники избирательного права» и основные разновидности избирательных нормативных актов
    • Правовые обычаи в избирательном праве
    • Судебная практика как источник избирательного права
  • Нормы избирательного права
    • Понятие и классификация норм избирательного права
    • Виды норм избирательного права
  • Избирательные правоотношения
    • Понятие избирательных правоотношений
    • Содержание избирательных правоотношений
    • Объекты и субъекты избирательных правоотношений
    • Классификация избирательных правоотношений
  • Современные избирательные системы
    • Критерии классификации избирательных систем
    • Мажоритарные избирательные системы
      • Мажоритарные системы относительного большинства
      • Мажоритарные системы квалифицированного голосования
      • Мажоритарные системы абсолютного большинства
    • Непропорциональные (полумажоритарные) системы выборов
    • Пропорциональные системы выборов
    • Смешанные и особые системы выборов
  • Система избирательной власти в России
    • Становление института избирательных комиссий в Российской Федерации
    • Правовой статус, полномочия, формирование и функции избирательных комиссий
    • Правовой статус и полномочия членов избирательных комиссий
    • Деятельность и решения избирательных комиссий
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного процесса
    • Субъекты избирательного процесса
    • Регистрация (учет) избирателей и составление списков избирателей
    • Выдвижение кандидатов в депутаты
    • Федеральный список кандидатов
    • Регистрация кандидатов в депутаты
    • Правовой статус кандидатов в депутаты
  • Информационное обеспечение выборов и предвыборной агитации
    • Информационное обеспечение выборов и информирование избирателей
    • Предвыборная агитация
      • Правовое регулирование обнародования опросов общественного мнения, связанных с выборами, и прогнозов результатов выборов
      • Условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях
      • Правовое регулирование проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий
      • Правовое регулирование условий выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
      • Ограничения при проведении предвыборной агитации
  • Финансирование выборов
    • Становления института финансирования выборов
    • Законодательные изменения в сфере финансирования выборов
  • Порядок нарезки округов
    • Исторический экскурс
    • Нарезка округов по методике 1993 г.
    • Методики разработки и утверждения схемы одномандатных избирательных округов в 1995-2003 гг.
    • Федеральный избирательный округ
  • Методики подсчета голосов и определения результатов выборов
    • Правовое регулирование порядка голосования
    • Особенности методики пропорционального распределения депутатских мандатов по современному избирательному законодательству Российской Федерации
  • Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»
    • Становление ГАС «Выборы»
    • Общая характеристика порядка функционирования ГАС «Выборы»
    • Информационные ресурсы и обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы»
      • Безопасность информации в ГАС «Выборы»
  • Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства
    • Юридическая ответственность как разновидность социальной ответственности
    • Теоретические представления о сущности юридической ответственности в избирательном праве
  • Основы избирательного права Российской Федерации
  • Общие вопросы избирательного права
    • Понятие, система и источники избирательного права
    • Принципы избирательного права
    • Избирательная система
      • Методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы
  • Субъекты избирательного права
    • Избиратели, участники референдума. Гарантии их прав
      • Регистрация (учет) избирателен, участников референдума
      • Составление списков избирателей, участников референдума
      • Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума
      • Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах
    • Политическая партия (основы правового статуса)
    • Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
      • Гарантии деятельности кандидатов
    • Кандидат на пост Президента Российской Федерации
    • Статус кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления
  • Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права
    • Избирательные комиссии, комиссии референдума
      • Организация деятельности комиссий
      • Статус членов комиссий
      • Расформирование комиссии
    • Система избирательных комиссий
      • Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
      • Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований
      • Порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий
      • Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий
      • Порядок формирования и полномочия участковых комиссий
      • Использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы «Выборы»
    • Наблюдатели
    • Уполномоченные представители и доверенные лица
      • Доверенные лица политических партий
      • Доверенные лица кандидатов в президенты
    • Средства массовой информации как субъекты избирательного права
  • Стадии избирательного процесса
    • Назначение выборов
    • Инициатива проведения и назначение референдума
    • Образование (определение) избирательных округов, округа референдума
    • Выдвижение кандидатов
      • Выдвижение федерального списка кандидатов
      • Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента Российской Федерации
    • Агитация
    • Голосование
    • Подсчет голосов и установление результатов голосования
  • Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права

Принципы избирательного права

Принципы права согласно общетеоретической характеристике данной категории представляют собой исходные начала правового регулирования общественных отношений. При этом выделяют общие принципы права, характерные для регулирования отношений, независимо от их отраслевой принадлежности, а также принципы отраслей и институтов, выражающие основные начала регулирования, обусловленные его предметом и спецификой субъектного состава.

При теоретическом анализе принципов права и его внутрисистемных образований (отраслей и институтов) их вербальное обозначение и содержание выводится обычно из текстов законодательства, даже если последние не содержат прямого указания, что то или иное положение выступает в качестве принципа. Определение заключенного в тексте правовой нормы установления как принципа обусловлено его значимостью для функционирования соответствующей юридической конструкции и ее подчиненностью требованиям такого установления. Однако то обстоятельство, что не каждый принцип обозначен в качестве такового законодателем, создает определенную вариативность в подходах к их теоретическому анализу и не исключает определенные расхождения в формулировках.

Принципы избирательного права в основном закреплены законодательно и обозначены в статье 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» как принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума. По своему содержанию они соответствуют положениям Конституции и международным стандартам непосредственной демократии.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а в референдуме - на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права и права на участия в референдуме конкретизирован в статье 1 указанного Федерального закона, согласно которой гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

  • осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Так, гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Принцип равного избирательного права заключается в установлении для граждан равных оснований участия в выборах и референдуме. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, что отражает содержание принципа тайного голосования .

Выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, депутатов этих органов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. В данном положении статьи 9 указанного Федерального закона отражено содержание принципов обязательности и периодичности выборов .

Статья 3 указанного Федерального закона закрепляет принцип независимости органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум . Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Кроме того, статья 3 закрепляет принцип открытости и гласности в осуществлении комиссиями деятельности по подготовке и проведению выборов, референдума, подсчете голосов, установлению итогов голосования, определению результатов выборов и референдума.

Принципы избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.

Ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" определяет, что гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным.

Таким образом, к принципам участия граждан в выборах можно отнести:

    1. всеобщее избирательное право;
    2. равное избирательное право (равные избирательные права и обязанности);
    3. прямое избирательное право (избиратели голосуют непосредственно, без посредников);
    4. тайное голосование;
    5. свободное и добровольное избирательное право.

Всеобщее избирательное право

Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов:

    • возрастной ценз;
    • ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

В РФ активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть избран в органы государственной власти и местного самоуправления. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, не позволяющие занимать выборную должность более установленного количества сроков подряд. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления. Иностранцы могут избирать и быть избранными только в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане РФ, проживающие за ее пределами.

Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах , чем достигается добровольность участия граждан в выборах.

Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов . Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов РФ, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий. Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Не допускается избрание в два и более выборных органа, замещение должности гражданской службы.

Равное избирательное право трактуется в федеральном законе как участие граждан в выборах «на равных основаниях». Эта скупая формула означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

Принцип равенства имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д., т. е. на всех стадиях . Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как «один человек - один голос»). Все голоса должны иметь «равный вес», т. е. одинаково влиять на результат выборов.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

Замечание

Ранее в России фактические непрямые выборы были предусмотрены в отношении губернаторов (президентов) субъектов РФ, которые наделялись полномочиями законодательными собраниями по представлению Президента РФ (п.1 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") .

В настоящее время высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Тайное голосование - обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.

Гарантии избирательных прав

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 32 Конституции РФ).

Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то этовправе сделать соответствующая избирательная комиссия.

Российское федеральное законодательство о выборах не предусматривает никакого образовательного, языкового, полового, имущественного ценза.

Ценз предыдущего избрания означает, что не может быть избрано лицо на определенную должность, если это лицо перед выборами занимало эту должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, в ч.3 ст. 81 Конституции РФ сказано, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Рассмотренные цензы представляют собой определенные ограничения активного и пассивного избирательного права. К последнему относятся и такие специфические ограничения, как неизбираемость и несовместимость.

Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (государственные служащие определенных рангов, губернаторы, судьи, прокуроры, офицеры и генералы и др.). Законодательство РФ не предусматривает институт неизбираемости.

Что же касается несовместимости, то она означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность. Несовместимость не исключает возможности избрания лица, занимающего государственную должность, в представительное учреждение, но в случае избрания это лицо должно решить, сохраняет ли оно за собой государственную должность или отказывается от депутатства.

Несовместимость нашла свое законодательное отражение и в законодательстве РФ. Так, в ч. 3 ст. 97 Конституции РФ записано: "Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности". Кроме того, в законе предусмотрено, что депутатами представительных органов любого уровня не могут быть лица, продолжающие работать в правоохранительных органах, судьями и т.п. Занимая должность в этих органах, граждане могут осуществлять свое пассивное избирательное право - быть избранными депутатами, но после избрания они могут стать депутатами только при условии, если освободят занимаемую ими должность.