Материальные и процессуальные нормы принуждения. Нарушение норм материального права. Процессуальные нормы и процессуальное право

Признаки нарушения норм материального права

Нормы материального права признаются нарушенными или неправильным образом примененными, в случае если:

  • суд не применял закон, который подлежит применению;
  • суд применял закон, который не подлежит применению;
  • суд неправильно толковал закон, согласно 363 статьи ГПК РФ.

Неприменение закона как нарушение норм материального права

Неприменение закона, который подлежит применению, проявляется в тех случаях, когда суд решает дело без принятия к учету нормы права, которая регулирует рассматриваемое правовое отношение: к примеру, отказ гражданину в иске по взыскании с юридического лица неустойки за превышение сроков строительства жилого дома, предназначаемого для удовлетворения нужд в жилье истца, по этому мотиву, что договором меж истцом и подрядчиком штрафные санкции не предусматриваются, хоть в этом случае образовавшиеся отношения урегулированы Законом РФ "О защите прав потребителей", и в силу его 28 статьи, ошибочно не примененной судом, в нарушение установленных сроков исполнения работы исполнитель выплачивает потребителю неустойку в определяемом данной статьей размере.

Если суд не отметил в собственном решении закон, который он брал за руководство, но вынес решение дела на основании надлежащей нормы, нельзя делать вывод о том, что не был использован закон, который подлежит применению. Этот недостаток в судебном решения устраним судом кассационной инстанции, указывающей на закон, на основании которого дело было разрешено.

Замечание 1

Вывод о незаконности судебного решения можно сделать только в случае, если дело было разрешено в противоречии с законодательством, которое регулирует спорное правовое отношение.

Применение закона, не подлежащего применению как нарушение норм материального права

Применение закона, который не подлежит применению, обуславливается обычно неверной юридической квалификацией образовавшихся отношений.

К примеру, по иску таможенного органа об истребовании автомобиля, который не прошел таможенное оформление, суд применил к отношениям, которые регулируются таможенным законодательством, нормы гражданского права. Такое нарушение будет происходить в тех случаях, когда суд использует закон, который был введен в действие после момента возникновения спорного правового отношения и не обладающий обратной силы, или закон, который был признан утратившим силу.

Неправильное истолкование закона как нарушение норм материального права

Неправильное истолкование закона выражено в том, что суд, используя закон, который подлежит применению, неверно понял его содержание и смысл, в связи с этим делает неправильный вывод об обязанностях и правах сторон.

К примеру, используя исковую давность при заявлении третьего лица, которое не заявляет самостоятельных требований по отношению к предмету спора, и отказав в иске по такому основанию, суд неверно толкует 2 пункт 199 статьи ГК РФ, в силу которого исковая давность используется судом лишь по заявлению стороны в споре. Третьи лица могут использовать процессуальные права, исполняют процессуальные обязанности сторон по делу, но не обладают правом стороны в материальном споре, не имеют права распоряжения предметом спора, согласно 43 статьи ГПК РФ, в этой связи не обладают правом обращения с заявлением по применению исковой давности по отношению к предмету спора.

Последствия нарушения норм материального права

Неправильное применение или нарушение норм материального права представляется основанием для отмены судебного решения лишь в том случае, если оно могло привести или привело к неверному разрешению дела. Вопрос о том, как отражается допущенное судом материальное нарушение на верности судебного решения, а, следовательно, об отсутствии или наличии оснований его отмены, кассационная инстанция принимает решение для каждого конкретного случая, отталкиваясь от:

  • характера материального нарушения;
  • степени его воздействия на обязанности и права принимающих участие в деле лиц;
  • иных обстоятельств, которые имеют значение для оценки законности судебного решения суда.

Замечание 2

В 2 части 362 статьи ГПК РФ делается важная оговорка о том, что правильное судебное решение по существу не может отменяться по одним лишь формальным основаниям. Данная норма исключила возможности отмены решения только с целью устранения нарушений, которые не влияют на конечный исход дела.

Совместно с этим во 2 части 364 статьи ГПК РФ существует перечень процессуальных нарушений, являющихся абсолютным основанием для отмены судебного решения суда.

Эти нарушения ни при каком условии не могут признаваться формальными. При их наличии невозможно считать судебное разбирательство справедливым, обеспечивающим право любого быть выслушанным беспристрастным судом, который создан на основании закона. Это затронуло основные свободы и права человека, которые защищаются не лишь национальным законодательством, но и международно-правовыми нормами, которые являются в силу 15 статьи, 4 части, Конституции РФ составным элементом системы права Российской Федерации.

Кассационное определение должно содержать:

  • выводы по всем значимым юридически доводам кассационной жалобы,
  • возражения и представления на них,
  • мотивы, по которым суд приходит к собственным выводам,
  • законы, которыми суд руководствуется, а в случае отмены решения -основания, по которым оно признается необоснованным или незаконным,
  • также действия, которые суд должен совершить при новом рассмотрении дела.

Указания суда, излагаемые в определении, которым отменяется судебное решение, дело передается на новое рассмотрение, являются обязательными для суда, который вновь рассматривает данное дело в части, которая касается необходимости свершения материальных действий. Вопросы о недостоверности либо достоверности какого-либо доказательства, о преимуществе каких-либо доказательств перед иными, а также о том, какое судебное решение должно приниматься в случае нового рассмотрения дела, в таком определении не могут быть предрешенными.

Норма материального права - Это норма, выступает первоначальным регулятором общественных отношений: содержит правило поведения (права, обязанности, запреты), на основании которого возможно конкретное решение юридического дела. Такая норма общеобязательная, формально определена и в установленном порядке принимается, изменяется и обеспечивается государством, имеет четко определенную структуру - гипотезу, диспозицию и санкцию; по содержанию является мерой свободы и справедливости.

Норма процессуального права - Это норма, которая устанавливает оптимальный порядок реализации и защиты норм материального права.

Нормы процессуального права отличаются от норм материального права рядом особенностей:

1. Своеобразием предписаний. Это обусловлено, прежде всего, характером функций процессуальных норм, их назначению:

Если функция норм материального права заключается в непосредственном регулировании поведения, то назначение процессуальных норм состоит в регулировании общественных отношений, складывающихся в процессе применения норм материального права, содействии достижению результата, предусмотренного нормой материального права;

Все предписания процессуальных норм имеют процедурный характер, т.е. определяют наиболее целесообразный порядок осуществления правотворческой правоприменительной, учредительной и контрольной деятельности;

Много процессуальных норм определяют порядок организации органов государства и осуществление ими своей компетенции.

2. Особенностями адресатов:

Как правило, нормы процессуального права адресуются субъектам, которые наделены властными полномочиями для применения норм материального права;

Предписания этих норм выступают всегда как категорическое повеление относительно субъектов, уполномоченных организовывать правоприменительный процесс, и могут содержать диспозитивные основы по заинтересованных участников правотворческого процесса.

3. Специфической структурой. Они, как и нормы материального права, имеют трехэлементную структуру, но:

Диспозиция процессуальной нормы является формой реализации норм материального права;

В гипотезе процессуальной нормы условия, обстоятельства определяются содержанием нормы материального права, применяется, то есть в гипотезе процессуальной нормы будто имеется норма материального права;

Производная природа процессуальной нормы определяет специфику и ее санкции, прежде всего выражается в таком последствии, как отмена правоприменительного акта, принятый с нарушением этой нормы.

4. Особенностями процессуальных норм является и то, что они тесно связаны с различными приемами и способами, которые используются государственными органами при осуществлении своих полномочий.

Значение процессуально-правовых норм как в правотворчестве, так и в правоприменении заключается в совершенствовании деятельности различных органов, участвующих в управлении обществом. Процессуальное урегулирования этой деятельности обеспечивает повышение ответственности, дисциплины и укрепления законности.

Все правовые нормы нужны для урегулирования общественных отношений.

Рассмотрим в статье понятие и нормы материального права.

Материальное право

В любой правовой системе есть процессуальное право и материальное право. Право процессуальное, как правило, обеспечивает закрепление определенных общественных отношений и придает конкретный юридический характер.

Материальное право всегда направлено на реализацию определенных положений. Устанавливая положения, государство может вместе с этим определить и порядок для выполнения их.

Можно сказать, что материальное право - это такой комплекс, который включает уголовные акты, конституционные, административные и гражданские акты. Такая система может обеспечивать воздействие на отношения в обществе правительственной власти при помощи прямого регулирования.

Нормы материального права

Нормы и порядок реализации их закреплены в процессуальных положениях. Положения обеспечивают условия для защиты их. Система разделяется на различные дисциплины и на институты.

К институтам относятся:

  • Пенсионное право.
  • Избирательное право.
  • Право собственности.
  • Другие направления.

Такая система дает отражение уже существующих экономических отношений в государстве. Материальное право также обеспечивает, так называемое, обслуживание структур, развиваясь и изменяясь с ними.

Предмет материального права - общественные отношения. Они обычно связаны с условиями жизни общества. Нормы процессуального права могут регулировать общественные отношения, а отношения формируются еще в ходе реализации материальных прав.

Можно сказать, что процессуальная отрасль - это форма реализации, а форму определяет непосредственно государство. Материальное право, в свою очередь, имеет большее воздействие в отношении обеспечении законности в стране, чем процессуальное.

Правопорядок и законность в любой стране обеспечивается непосредственно процессуальными актами, а нормативные акты права материального уже обеспечивают регулирование гражданских и общественных отношений, которые уже существуют.

Без законодательства и процессуальных положений правоотношение не может появиться. Эти нормы другими словами являются определенной формой существования положений материальных, обеспечивая все процессы реализации.

Нормы материального и процессуального права очень тесно взаимосвязаны. От их взаимодействий всегда будет зависеть непосредственно состояние правопорядка в стране и законность. Разделение всех правовых норм на материальные либо процессуальное можно ясно понять в силу законодательной сущности определенной отрасли.

Нарушение норм материального права в гражданском процессе может являться одной из причин для изменения судебного акта или даже его отмены. Рассмотрим, что именно считается таким нарушением и какова должна быть степень его серьезности.

Разница между материальным и процессуальным правом

Материальное право - нормы, которые непосредственно регулируют общественные отношения. Они собраны в кодексах, законах, актах правительства и органов центральной власти, имеющих соответствующие полномочия по их изданию. Например, гражданский кодекс, закон «О защите прав потребителей». Постановления Правительства, иные следующие за ними акты также относятся к материальному праву. Не всегда понятно, какой акт применять, ведь они часто не согласованы между собой.

С процессуальным правом все проще. Оно включено в процессуальные кодексы. Иногда нормы, регулирующие процесс, изложены и в актах материального права, и тому пример закон о правах потребителей.

Нормативное регламентирование

Порядок применения законодательства регулируется нормами ГПК. Значительное влияние на практическое применение норм оказывается разъяснениями ВС РФ и судов уровня субъектов. Несмотря на применение понятия "нарушение норм материального права", критерии все же отличаются, если говорить обо всех стадиях рассмотрения дела.

Поводы для отмены решений

В процессуальных кодексах в качестве причины изменения или отмены судебных актов перечисляются разные поводы:

  • нарушения норм материального права;
  • нарушения процедуры рассмотрения дела в суде.

В качестве причины достаточно одного из поводов. При этом они считаются серьезными, если оказали влияние на результаты по делу или могли оказать его.

Подходы к оценке серьезности

Апелляционная стадия предусматривает выявление нарушений норм материального права как таковых. Кассационная стадия требует указать в жалобе нарушения, являющиеся существенными. Что именно понимать под таковыми, в данном случае не указывается. В разъясняющих документах Верховного суда на этот счет ничего также не отмечается, и по аналогии применяются положения об апелляционном пересмотре. Правда, там говорится о нарушениях как таковых.

Картина становится яснее, если изучить судебную практику кассационных инстанций по тем или иным делам, в частности главного суда страны. Другое дело, что судьи, указывая на правильные, по их мнению, подходы, сами не всегда их придерживаются. Таким образом, что определяется как существенные нарушения норм материального и процессуального права, до конца не выяснено.

Серьезные нарушения процесса

Если рассматривать нарушения норм материального и процессуального права в целом, то по первой категории в законе сказано немногое, конкретики мало. В случае с процедурными нормами сделано несколько иначе. Есть ошибки, которые может счесть достаточно серьезными суд, разбирающий дело.

Есть же нарушения, считающиеся серьезными в силу указания закона, без дополнительных условий:

  • незаконный состав суда;
  • отсутствие сведений об извещении заинтересованной стороны по делу о заседании;
  • нарушение правил о языке (например, не привлечен переводчик);
  • судебный акт затронул права и интересы лиц, которые не привлекались к процессу;
  • судебный акт не подписан судьей или судьями или подписан, но не теми, кто принимал его;
  • судья не выполнил правила о совещательной комнате;
  • отсутствие протокола заседания.

Одного из перечисленных пунктов достаточно, чтобы решение отменили и на нарушения судом норм материального права не обратили внимания.

Теперь о материальном праве

ГПК описывает нарушения в области материального права следующим образом:

  • неприменение закона, который должен был быть применен;
  • применение не того закона;
  • неправильное толкование норм закона.

Несмотря на то что говорится о законе, данное правило вполне применимо к иным нормативно-правовым актам материального права. В таком случае работает положение о применении процессуального закона по аналогии.

Неправильный выбор закона для решения дела

Здесь подразумевается две ситуации:

Первый вариант не редкость из-за путаницы в соотношении законов и иных актов. Подобное происходит в сфере регулирования деятельности юридических лиц. Их статус регламентируется и ГК и специальными законами, совместить их бывает совсем не просто. Приходится выбирать между несколькими подходами. Отметим, что периодически меняется и позиция высших судов относительно того, который из них правильный. Имеет место разница в понимании закона между Верховным и Конституционным судами.

Некоторые дела весьма специфичны, например, споры в сфере ЖКХ. Там действует целый пласт нормативных документов, значительно ограничивающих в реальности непосредственное действие кодексов.

Российское законодательство трудно назвать стабильным. Регулярно в нормативные акты вносят изменения. Задача судьи правильно определить, какая редакция действовала на момент возникновения спора между сторонами. Иногда сталкиваются с необходимостью изучить документ, который уже отменен. Путаница возникает из-за многоступенчатого порядка вступления актов в силу. Проходит немало времени между подписанием и опубликованием, из-за чего не всегда ясно, в каких временных рамках он действует. Это две основные причины нарушения норм материального права в гражданском процессе.

Вопросы толкования

Задача практикующего юриста - понять смысл закона или подзаконного нормативного акта. Они не всегда написаны так, чтобы было легко понять их смысл. Встречается несогласованность даже в рамках одной статьи закона, не говоря о его положениях, размещенных в разных частях документа. Даже вполне ясная норма может вызывать двоякое толкование.

При составлении текста нормативного документа применяется принцип: от общего к частному. Нельзя сказать, что он успешно применяется. Периодически изложение исключений из общего правила делается так, что до конца непонятно, на какие именно ситуации они распространяются.

Спасением в некоторой степени являются позиции Высших судов, однако они даются не всегда или не дают ответы на все вопросы, появляющиеся у судей.

В заключение

Нарушение судом норм материального и процессуального права - причина отмены ранее принятых судебных актов, упоминающаяся в постановлениях апелляционного и кассационного уровня. Первая касается неправильного выбора акта, который регулирует спорные отношения (не так редакция, применен документ, имеющий меньшую юридическую силу, и т. д.).

Процессуальные нарушения - невыполнение порядка рассмотрения дела. Одного из них достаточно, чтобы судебный акт отменили. Эти нарушения имеют больше влияния на карьеру судьи, чем ошибки в применении материального права.

В зависимости от содержания норм международного права и их функций их можно разделить на материальные нормы и процессуальные.

1.) В материальных нормах воплощается содержание между­народного соглашения, они устанавливают права и обязанности субъектов и входят в основную часть международного договора.

Классификация материальных норм.

В зависимости от организационно-целевой направленности материальных норм их можно разделить на:

запретительные; обязывающие;

определительные;

программные;

оперативные.

Запретительные нормы содержаться, например, в принципах неприменения силы и угрозы силой и невмешательства во внутренние дела других государств («Декларация о принципах международного права». Сила…никогда не должна применяться в качестве средств урегулирования международных споров..»).

Обязывающий характер носят принципы добросовестного выполнения обязательств и мирного разрешения международных споров.

Определительные нормы устанавливают цели и направления международного сотрудничества. Наприме, Декларация тысячелетия ООН 200г.

Программные нормы регламентируют способ реа­лизации определительных норм.

Более сложную структуру имеют оперативные нормы, ко­торые включают все виды материальных норм.

Их особеннос­тью является то, что они действуют только в отношении конк­ретных субъектов и регулируют определенную сферу сотрудни­чества и рассчитаны на систематическое применение.

2.)Процессуальные нормы, хотя и относятся к нормам вто­ричного порядка, играют первостепенную роль в обеспечении и функционировании материальных норм, регламентируя меха­низм разработки материальных норм, их временную и про­странственную сферы действия, порядок их изменения и пре-кращения и механизм обеспечения их выполнения взаимодей­ствующими субъектами.

Классификация процессуальных норм

В рамках процессуальных норм выделяются:

1.) согласитель­ные нормы:

Они наиболее значимыми и сложными по составу. Они предназначены регулировать механизм применения мирных средств разрешения международных споров.

К которым, согласно Уставу ООН, относятся переговоры, обследова­ние, посредничество, примирение, арбитраж, судебные разбира­тельства, обращение к региональным органам или соглашени­ям или иное мирное средство по выбору конфликтующих сто­рон (ст. 33).

Свое название «согласительные» такие нормы получили потому, что их целью является с помощью перечисленных мир­ных средств достижение согласования позиций (компромисса), связанных с толкованием или применением международных договоров по спорному вопросу.


Среди согласительных процессуальных норм выделяются также организационные и процедурные нормы:

К организаци­онным относятся нормы, регулирующие процедуру открытия международной конференции, дату и место ее проведения, круг участников, виды и порядок принятия актов конференции либо процедуру проведения консультаций и переговоров либо сес­сий органов международных организаций.

Процедурные нормы - это разновидность согласительных норм.

Процедурные нормы регулируют порядок формирования органов международных конференций и международных орга­низаций, процедуру их работы, порядок принятия решений и других актов.

2.) принудительные процессуальные нормы. Они применяются только в исключительных случаях, если государство-нарушитель отказывается прекратить международное правонарушение либо выполнить обязательство. Например, принудительные меры военного характера…

2.7. Классификация норм международного права в зависимости от способа их осуществления

По способу осуществления нормы международного права делятся на самоисполнимые и несамоисполнимые.

1. самоисполнимые нормы международного права:

К самоисполнимым нормам международного права от­носятся те, которые не требуют для их реализации (имплементации) на национальном уровне со стороны соответствующих государственных органов действий, направленных на реформи­рование национального законодательства в целях приведения его в соответствие с нормативными предписаниями.

Так, в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О между­народных договорах Республики Беларусь» 1 указывается, что «нормы права, содержащиеся в международных договорах Рес­публики Беларусь, вступивших в силу... подлежат непосред­ственному применению, кроме случаев, когда из международно­го договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта» (ст. 33).

2. несамоисполнимые нормы международного права:

Несамоисполнимыми являются абсолютное большинство норм международного права. Причем несамоисполнимость до­говорных норм может определяться в самом тексте междуна­родного договора.

Так, в ст. 2 Международного пакта о граж­данских и политических правах 1966 г. устанавливается, что каждое государство - участник Пакта «обязуется принять все необходимые меры в соответствии со своими конституционны­ми процедурами и положениями Пакта для принятия таких законодательных мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, призываемых... в Пакте».

Выводы по 2-му вопросу:

Таким образом, из анализа классификационных критериев следует, что международное право включает огромный массив разнообразных норм.

§ 3. Системность международного права.

Международное право - это не просто совокупность раз­нообразных норм, но, как и национальное право, система норм, взаимодействующих и соподчиненных друг другу.

Система международного права, имея схожие свойства с национальной правовой системой, достаточно специфична.

В отличие от национальной правовой системы она характери­зуется двумя типами соотношения норм:

- отношения соподчинения, называемые иерархией норм, у-­
танавливающие связь по вертикали;

Отношения взаимодействия, обеспечивают связь по горизон­
тали.

Иерархическая зависимость норм международного права означает существование норм высшего и низшего порядка и проявляется в различных видах иерархических связей.

Выделяется общая, генеральная иерархия, согласно кото­рой высший иерархический ранг принадлежит нормам jus cogens (императивным нормам), включающим, в первую оче­редь, основные принципы международного права. «Дого­вор является ничтожным, если в момент заключения он проти­воречит императивной норме общего международного права» (ст. 53).

Кроме того, имеется договорная иерархия норм.

Например, устанавливаемая в соответствии со ст. 103 Устава ООН, со­гласно которой, если международные обязательства государств - членов ООН «окажутся в противоречии с международными обязательствами по какому-либо другому международному со­глашению, преимущественную силу имеют обязательства по... Уставу».

Особая иерархическая связь присуща нормам, закрепля­емым в актах международной организации.

Во-первых, на вершине иерархической пирамиды находится устав междуна­родной организации. Все документы, принимаемые междуна­родной организацией, не могут противоречить уставным поло­жениям.

Во-вторых, иерархия актов международной организа­ции зависит от уровня органа, принимающего их, в структуре международной организации. Например, решения Исполнитель­ного совета ЮНЕСКО (исполнительного органа) не могут про­тиворечить резолюциям Генеральной конференции (высшего органа ЮНЕСКО).

Системность обеспечивается и иными систе­мообразующими элементами. К ним относится ряд юридических предписаний - постулатов, максим, используемых как в международно-правовой, так и в национальных правовых системах, а именно: непротиворечи­вость; неретроактивность норм; изменение или отмена преды­дущей нормы последующей; приоритет специальной нормы по отношению к генеральной.

И так, вывод по3-му вопросу

§ 4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права

Кодификация является обязательной стадией правотвор­чества в любой правовой систему способствуя ее совершен­ствованию и прогрессивному разв^ию.

Под кодификацией в международном праве понимается сложный правотворческий процесс, включающий несколько стадий:

1) выявление действующих обычных и договорных норм по
вопросу, подлежащему кодификации;

2) ревизия и пересмотр устаревших норм;

3) разработка новых норм и принципов с учетом реалий и
потребностей международных отношений;

4) закрепление всего комплекса норм и принципов в согласо-
ванном государствами международно-правовом документе:
договоре (конвенции) либо в декларации, общем акте, руко­-
водстве по практике.

Попытки кодификации международного права предприни­мались отдельными юристами уже в XVIII в. Английский юрист и философ И. Бентам подготовил «План Уложения междуна­родного». Рекомендованный им кодекс зафиксировал действу­ющие в то время преимущественно обычные нормы классичес­кого международного права.

В XIX в. уже ряд юристов подго­товили свои кодексы. Среди них Блюнчли (Швейцария), Фильд (США), Манчини и Фиоре (Италия), Каченовский (Россия), Либер (Колумбия).

Общим, что объединяло все указанные кодифика­ции, было то, что они носили частный характер, были подго­товлены на неофициальном уровне и являлись лишь система­тизацией, регистрацией действующих норм классического меж­дународного права.

Первые шаги в официальной кодификации международно­го права были сделаны в начале XIX в. созывом в 1815 г. Венского конгресса, принявшего Регламент о рамках диплома­тических агентов. В доктрине международного права этот ко­дификационный документ оценивают как свидетельство ново­го понимания кодификационного процесса. Регламент не толь­ко закреплял действующие ранги дипломатических агентов, но и вводил в международную практику новые.

Аналогичное, более широкое понимание кодификационного процесса, не ограничивающееся систематизацией норм между­народного права, но и содействующее его развитию, проявилось в ходе работы международных конференций, происходивших в

60-80-х гг. XIX в. (Женевская 1864 г., Петербургская 1868 г., Парижская 1884 г., Гаагская 1889 г.) и начале XX в. (Гааг­ские конференции 1906 г. и 1907 г.), занимавшихся кодифи­кацией норм относительно законов и обычаев морской и су­хопутной войны и мирного разрешения международных спо­ров. Принятые конференциями декларации и конвенции не толь­ко обобщали обычную и договорную практику государств, но и внесли значительный вклад в формирование и развитие меж­дународного права в области регулирования вооруженных кон­фликтов.

Новых тенденций в кодификационном процессе придержи­вались и первые международные межправительственные орга­низации Лига Наций и Международная организация труда, созданные в 1919 г. и осуществлявшие кодификационную дея­тельность. Так, в принятой Ассамблеей Лиги Наций Резолю­ции в 1927 г., касающейся созыва I конференции по кодифи­кации, подчеркивалось, что «Конференция должна руководство­ваться таким пониманием кодификации, которое не будет ог­раничиваться простой регистрацией существующих правил, а должно состоять в их максимально возможной адаптации к современным условиям международной жизни» 1 .

Что касается доктрины международного права, то под вли­янием новой практики кодификационного процесса, в ней по­явилось два подхода: большинство, особенно западноевропейс­кие юристы, придерживались старого узкого понимания коди­фикации, меньшинство - латиноамериканские юристы - были сторонниками широкой трактовки кодификации, указывая на то, что «кодификация должна быть обобщением международ­ных законов, но обобщением прогрессивным, открытым для реформ» 2 . Следует отметить, что широкая трактовка кодифи­кационного процесса получила полное признание в современ­ной доктрине.

Кодификация международного права в современном пони­мании этого процесса стала осуществляться после Второй ми­ровой войны в рамках международных межправительственных организаций - универсальных и региональных, созданных в

этот период. Это привело к использованию в международной практике двух форм кодификационной деятельности: офици­альной и неофициальной.

Официальная кодификация в настоящее время осуществ­ляется в рамках международных межправительственных кон­ференций и организаций, обладающих нормотворческой функ­цией (например, ООН, ИКАО, МОТ, ИМО, ЮНЕСКО, СЕ, СНГ, Африканский союз, ОАГ и др.).

Неофициальная кодификация проводится в рамках непра­вительственных организаций и научных учреждений (напри­мер, Институт международного права, Ассоциация междуна­родного права), неправительственными правозащитными орга­низациями.

Однако статус таких форм кодификации не одинаков. Пред­ставляется справедливой позиция А.П. Мовчана, согласно ко­торой «кодификация международного права - это вид межго­сударственной деятельности, имеющий в силу этого только официальный характер» 1 . Проекты конвенций, подготовлен­ные научными учреждениями или неправительственными орга­низациями, могут использоваться как вспомогательный мате­риал при проведении кодификации в рамках международных межправительственных организаций, так как любой неофици­альный проект не может рассматриваться как кодифицирую­щий нормативный акт, если он не получил одобрение со сто­роны государств.

Среди международных межправительственных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью, первостепен­ная роль в кодификации норм общего международного права принадлежит Организации Объединенных Наций, в силу уни­версальности ее нормотворческой функции, регулирующей со­трудничество государств во всех областях. Уставом ООН Гене­ральной Ассамблее (далее - ГА ООН) (один из главных органов ООН) предоставлены полномочия по организации исследова­ний и даче рекомендаций в целях содействия и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодифи­кации (ст. 13). Такая регламентация компетенции ГА ООН вызывала оживленные дискуссии в доктрине относительно того, что означают выражения «прогрессивное развитие междуна-

родного права» и «кодификация международного права» и счи­тать ли прогрессивное развитие международного права и коди­фикацию автономными или взаимосвязанными элементами еди­ного кодификационного процесса.

Спор в дальнейшем был разрешен трактовкой указанных терминов в Положении о Комиссии международного права ООН (далее - КМП ООН) 1947 г. - главном кодифицирующим органе ООН. В Положении указывалось, что выражение «прогрессив­ное развитие международного права» означает подготовку про­ектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются международным правом либо не имеют достаточной практики государств; выражение «кодификация» употребляется в смыс­ле более точного формулирования и систематизации междуна­родного права в тех областях, где имеется обширная государ­ственная практика, доктрина и прецеденты (ст. 15). Очевидно, что при такой трактовке кодификация и прогрессивное разви­тие международного права выступают как обязательные эле­менты кодификационного процесса, тесно взаимосвязанные друг с другом, что было подтверждено работой самой КМП ООН и других кодификационных органов.

Структурно кодификационный механизм ООН включает:

Главные органы ООН: ГА ООН, Экономический и Социальный Совет ООН (далее - ЭКОСОС);

Специальные кодификационные органы, действующие на по­
стоянной основе: КМП ООН, Комиссия по правам челове­
ка, Комитет по мирному использованию атомной энергии;

Временные кодификационные органы ad hoc, учрежденные
для разработки проекта конкретной конвенции (например,
Специальный комитет по разработке Конвенции против
транснациональной организованной преступности).

Центральное место среди перечисленных органов занимает КМП ООН, вспомогательный орган ГА ООН, учрежденный ею в 1947 г. для разработки проектов универсальных конвенций или иных кодификационных документов с целью кодификации и прогрессивного развития международного права. КМП ООН состоит из 34 членов, избираемых ГА ООН из числа кандида­тов, представленных государствами - членами ООН, сроком на пять лет. Основное требование к кандидатам - быть признан­ным авторитетом в области международного права. В составе КМП ООН не может быть двух граждан одного государства. Члены КМП ООН не являются представителями государств, а выступают ь своем личном качестве.

При формировании КМП ООН соблюдается критерий «обес­печения представительства всех главнейших форм цивилиза­ции и основных правовых систем мира» (ст. 8). Выполнение данного условия приводит к постепенному расширению соста­ва КМП ООН: от 15 членов в первые годы деятельности до 34 членов в настоящее время.

Универсальность состава КМП ООН, представляющего все регионы земного шара, можно проиллюстрировать на примере ее состава на 2002 г. Европейский регион представлен 9 юрис­тами (Англия, Испания, Германия, Франция, Финляндия, Польша, Словакия, Российская Федерация, Португалия); аме­риканский регион - 7 (США, Венесуэла, Мексика, Коста-Рика, Уругвай, Аргентина); африканский регион - 7 (Южная Афри­ка, Гана, Камерун, Уганда, Мозамбик, Танзания); арабский ре­гион - 4 (Сирия, Катар, Тунис, Бахрейн); азиатский регион - 5 (Китай, Япония, Иран, Корея, Индия).

Темы для кодификации после проведения определенных ис­следований предлагаются Комиссией международного права ООН и окончательно утверждаются резолюцией Генеральной Ассам­блеей ООН. На 2003-2006 гг. в программу кодификационной работы КМП ООН включены следующие темы: оговорки к меж­дународным договорам, дипломатическая защита, односторон­ние акты государств, ответственность международных органи­заций, международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, фрагмента­ция международного права, общие природные ресурсы.

При определении тем, подлежащих кодификации, КМП ООН и ГА ООН (Шестой комитет) руководствуются следующими критериями:

а) актуальность для международного сотрудничества;

б) наличие обширной практики государств, судебных преце­
дентов и доктрины международного права;

в) имеющиеся доктринальные разногласия.

обязательства в соответствии с этим принципом».

Кодификационный процесс начинается с назначения Спе­циального докладчика и формирования рабочей группы из чле­нов КМП ООН для оказания помощи Специальному докладчи­ку в подготовке первоначального текста Проекта статей по кодифицируемой теме. КМП ООН разрабатывается вопросник, рассылаемый через Секретариат ООН государствам-членам с целью выяснения, какова законодательная, судебная и дого­ворная практика по вопросу, являющемуся объектом кодифи­кации. Получив такие материалы, Специальный докладчик с учетом доктринальных подходов готовит первоначальный Про­ект статей и представляет его на обсуждение членов КМП ООН.

Ежегодно КМП ООН представляет доклад о своей работе ГА ООН, включающий подготовленные проекты статей с ком­ментариями, содержащими:

б) выводы относительно степени согласия по каждому аспекту
доктрины и практики государств, возникших при обсужде­
нии «разногласий, а также аргументов в пользу того или
иного решения (ст. 20).

Подготовленные КМП ООН проекты отсылаются Секрета­риатом для замечаний Шестому комитету ГА ООН и государ­ствам. Спецдокладчик и рабочая группа учитывают их при даль­нейшей работе над подготовкой Проекта статей и представ­ляют вновь на рассмотрение КМП ООН. Кроме того, отдельные государства, международные межправительственные и непра­вительственные организации по своей инициативе могут зани­маться разработкой проектов статей, которые через Секретари­ат ООН представляются КМП ООН, решающей по своему ус­мотрению вопрос о возможности их использования в каче­стве вспомогательного материала.

Обширность материала, который приходится рассматривать и обобщать Спецдокладчику и членам КМП ООН, несходство позиций государств свидетельствует о сложности процесса ко­дификации международного права и обусловливает его затяж­ной, длительный характер. Так, процесс разработки Проекта статей об ответственности государств длился 45 лет с 1956 г. по 2001 г., при этом сменилось 12 специальных докладчиков, что во многом объяснялось доктринальными разногласиями и обширной разнообразной практикой государств.

Итогом работы КМП ООН является подготовка оконча­тельного Проекта статей, который затем предлагается ГА ООН для вынесения резолюции об одобрении и рекомендации государствам-членам «с целью заключения конвенции» (на­пример, Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 56/ 589 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению Проект статей об ответственности государств за международно-противоправ­ные деяния, а затем предложила их государствам в качестве проекта для заключения будущей конвенции либо, сознай кон ференцию, для доработки заключения конвенции (ст. 25).