Правила оказания государственной социальной помощи. Кому полагается социальная помощь? Государственная социальная помощь. Адресная социальная помощь Перечень социальной помощи в рф

1. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

1.1. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Федерации.

Примером регионального нормотворчества в данной сфере может являться Закон Тамбовской области от 03.04.2008 года №167-З «Об адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории Тамбовской области». Это системообразующий документ, призванный регулировать все процессы и взаимоотношения в данной сфере: основные принципы оказания адресной социальной помощи, ее размеры, источники финансирования, порядок назначения и контроль за целевым использованием денежных средств.

В соответствии с данным законом предусматривается оказание социальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, попавшим в экстремальные жизненные ситуации. В 2008 году из областного бюджета на эти цели было выделено 46 млн. рублей.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, на основании заявления в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, а также заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания.

Таким образом, получение малоимущими семьями и малоимущими одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Государство предоставляет возможность всем малоимущим слоям населения осуществить право на получение данной помощи, однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет добровольный характер. Для получения социальной помощи указанным слоям населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые действия. А именно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.

Сбор необходимых сведений о доходах не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства потому, что своё бедственное положение люди всегда подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным образом урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых сведений.

В заявлении заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно., Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Так, например, если человек умышленно занизит свои доходы или количество имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то ему должно быть отказано в оказании помощи государства. Данное положение очень важно, так как одной из целей государственной помощи, как рассматривалось выше, является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей привело бы к тому, что денежные средства в бюджетах использовались бы не рационально, кроме того, это может также привести к тому, социальная помощь оказывалась бы не только малоимущим слоям населения, но и другим лицам, что прямо противоречило бы закону. Данный факт также мог привести к тому, что при перерасходовании бюджетных средств и как результат этого нехватка денежных средств государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи должно быть направлено заявителю в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» урегулировано предоставление государственной социальной помощи в связи с состоявшейся в 2005 году монетизацией льгот миллионам граждан России.

Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 г. №294.

Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным в одном или нескольких федеральных законах, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты, как указывалось выше, может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с законом «О государственной социальной помощи».

Граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган ПФР по месту жительства. Граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР, по месту выплатного дела. Там же им выдаются справки, подтверждающие их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В справке указывается категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги (социальная услуга), на которые гражданин имеет право.

Граждане могут обратиться за данной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, предусмотрен Приложением №3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ. Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг. В Тамбовской области, по состоянию на 2008 год, численность граждан имеющих право на получение набора социальных услуг составила почти 177,6 тысяч человек.

По состоянию на апрель 2009 года на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 615 рублей в месяц. Из них 547 рублей отводится на дополнительную медицинскую помощь, а 68 рублей – на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Например, житель г. Тамбова имеющий 3 степень ограничения трудоспособности (инвалид 1 группы) имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 1484 руб.

Но если такой инвалид не отказался от получения набора социальных услуг, он получит «на руки» сумму за вычетом стоимости набора социальных услуг: 1484 – 615 = 869 руб. – если он получает весь набор социальных услуг. Или за вычетом одной социальной услуги: 1484 – 68 = 1416 руб. – если он отказался от права на бесплатный проезд, но сохранил натуральное предоставление бесплатных лекарств и путевки.

Таким образом, можно сделать вывод, что для получения государственной социальной помощи малоимущие граждане должны самостоятельно, с письменным заявлением, обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг должны подать письменное заявление территориальный орган Пенсионного Фонда России по месту жительства.

Заключение

в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам

В настоящее время в Российской Федерации острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, достаточно велико, в стране наблюдается последовательное усиление расслоения населения по доходам и материальному обеспечению.

Современное социально-экономическое положение характеризуется тем, что подавляющее большинство населения попало в зону риска, т.е. бедными могут стать любой человек, любая семья. Речь идет не только о дороговизне жизнеопределяющих продовольственных товаров, но и о других показателях.

Следовательно, в основу социального развития государства на ближайшие годы должны быть заложены имеющиеся у государства ресурсы, предназначенные для поддержания государственных минимальных стандартов жизни населения (по потреблению продовольствия и лекарств, тепловой и электроэнергии, транспортного и коммунального обслуживания и т.д.)

Предоставление каких-либо видов социального обеспечения, например: пособий, социальных услуг, медицинской помощи и лечения, должно осуществляться согласно принципам, установленном в законодательстве о социальном обеспечении. К таким принципам относятся:

· всеобщность социального обеспечения;

· предоставление социального обеспечения трудящемуся и членам его семьи;

· установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека;

· многообразие видов социального обеспечения и т.д.

К сожалению, в настоящее время не все вышеуказанные принципы реализуются в полной мере.

Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели – предоставления человеку минимума средств к существованию – к более высоким целям – избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

В заключение хотелось бы отметить, что для России на современном этапе ее развития ключевым звеном в области социального обеспечения является реальное и строгое проведение в жизнь действующего законодательства.

Государственная социальная помощь предполагает выделение финансовых средств гражданам (выплат, пособий, субсидий), входящим в состав какого-либо незащищенного слоя.

Законодательное регулирование вопроса

Самым главным документом, гарантирующим государственную помощь населению, является Конституция РФ.

Именно здесь говорится о социальной основе страны, о создании условий для достойного существования и свободного развития личности.

Информация о правовых и организационных основах оказания финансовой поддержки семьям и одиноким гражданам, уровень дохода которых не достигает , содержится в Федеральном законе № 178, принятом Думой в 1999 г.

В одноименном законе «О государственной социальной помощи» закреплены сведения об источниках, видах, размерах, о порядке назначения пособий и прочих важных вопросах.

Не менее важным является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ», датированный 1997 г.

Понятие и цели предоставления

Государственная поддержка выражается в предоставлении определенных выплат (компенсаций, субсидий, пособий), а также в выделении товаров жизненного значения гражданам, относящимся к .

Важнейший принцип поддержки состоит в ее программ (денежных выплат).

Подобный подход позволяет максимально верно идентифицировать нуждающегося посредством следующих методов :

В условиях современной экономики социальная политика занимает весьма важное место, т.к. направлена на решение следующих целей:

  • улучшение уровня жизни населения;
  • повышение таких важных показателей, как качество и конкурентоспособность рабочей силы;
  • доход от выполнения должностных обязанностей должен быть основным источником финансовых средств граждан, а также стимулом для развития различного рода производств;
  • эффективное контролирование реального уровня дохода, например, посредством сверки декларируемого дохода с фактически произведенными расходами;
  • обеспечение взвешенности в занятости граждан (недопущение большого числа и высвобождение излишней рабочей силы);
  • усиление адресности социальной поддержки посредством усиленного контроля уровня дохода в семьях и оказания помощи на основе поданных заявлений.

Виды господдержки

Статья 12 федерального закона «О государственной социальной помощи» предусматривает предоставление :

Социальные пособия можно охарактеризовать при помощи следующих признаков:

  1. Безвозмездность, т.е. гражданин, получивший выплату, не обязан ее возвращать.
  2. Фиксированный размер. Закон не содержит сведений об определенной сумме, но устанавливает предельное значение. Обычно государственная помощь напрямую зависит от уровня дохода обратившегося за ней гражданина и членов его семьи. Оба значения в сумме не могут быть выше, чем прожиточный минимум.
  3. Материальная помощь. Современная ситуация в стране такова, что уровень дохода многих граждан пребывает в очень плачевном состоянии, т.е. средств не хватает даже на первостепенные потребности: еда, одежда, лекарства.
  4. Выплату производит соответствующий бюджет. Материальная помощь может оказываться гражданам из бюджета любого уровня.
  5. Целевое назначение, т.е. выплаченные средства гражданин может потратить только в направлениях, описанных в законе.

Государство может также осуществлять компенсационные выплаты, например, возмещать ранее оплаченные квитанции по коммунальным расходам.

На поддержку в натуральном выражении может рассчитывать:

  • пенсионер, проживающий в одиночестве;
  • семья, воспитывающая ребенка, не достигшего совершеннолетия, при условии, что на обоих или единственного родителя распространяется пенсионная выплата в соответствии с достижением предельного возраста или инвалидностью 1 или 2 группы;
  • семья, занимающаяся воспитанием 3-х и более детей;
  • семья, в которой проживает несовершеннолетний ребенок с низкой массой тела или туберкулезом.

Состав продуктового набора определяет местная администрация. Зачастую в него включают: муку, крупы, макароны, сливочное и растительное масло, колбасу и т.д. Цена такого комплекта составляет 480 руб.

Семьи и одинокие граждане с низким уровнем дохода могут обращаться за предоставлением :

  • бесплатного горячего питания;
  • банных услуг;
  • твердого топлива.

Кому положена

Государство оказывает помощь :

Для получения государственной поддержки социального характера нужно подать письменное заявление и бумаги, подтверждающие состав семьи, в отделение социальной защиты в соответствии с местом постоянного проживания.

Если причина обращения за помощью таится в трудных жизненных обстоятельствах, то следует позаботиться о сборе бумаг, подтверждающих факт наступления того или иного события.

Социальная защита обычно проводит дополнительную проверку представленных заявителем сведений.

Если гражданин сообщил недостоверную информацию или умолчал о чем-то, то из управления социальной защиты может прийти отрицательный ответ.

В нижеперечисленных ситуациях помощь может быть не назначена или прекращена :

  • доход увеличился до размера, превышающего прожиточный минимум;
  • получателю назначили наказание в виде лишения свободы;
  • гражданин начал получать полное государственное обеспечение;
  • предоставленные сведения не являются достоверными;
  • смерть лица, обратившегося за помощью.

Порядок и сроки предоставления

Назначить государственную поддержку может социальная защита, отвечающая за территорию, на которой проживает или пребывает одиноко живущий гражданин или ячейка общества с низким уровнем дохода. Все необходимые действия осуществляются только в том случае, если человек направил письменное заявление с соответствующей просьбой в МФЦ или орган, отвечающий за предоставление помощи.

У отделения социальной защиты имеется 10 дней на рассмотрение заявления, направленного гражданином и составление ответа с положительным решением или с обоснованным отказом. Если же требуется осуществление дополнительного контроля, например, в отношении представленных сведений о получаемом доходе, то социальная защита может ограничиться направлением предварительного ответа, оповещающего о проведении проверки. Тогда и срок вынесения окончательного вердикта меняется на 30 дней с момента сдачи заявления.

Основания для отказа и прекращения предоставления

В соответствии с действующим законодательством отказать в государственной поддержке могут на следующих основаниях : наличие неполноты или неточности в предоставляемой информации о численном составе семьи, об уровне дохода и об имеющемся в собственности имуществе.

Если гражданин не согласен с отказом, то он имеет право обратиться с соответствующим заявлением в управление социальной защиты или в суд.

На каждого получателя государственной поддержки возлагается обязанность по информированию об изменениях, касающихся состава семьи, дохода и имущества в течение 14 дней со дня, ознаменовавшегося изменениями.

Т.е., если случилось долгожданное повышение уровня заработной платы главы семейства, ввиду чего величина среднедушевого дохода превысила прожиточный минимум, то данная семья перестает быть малоимущей и, соответственно, не нуждается в материальной поддержке государства. Прекращение выплат производится с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошли изменения.

О реализации Федерального закона №178 смотрите в следующем видеосюжете:


Государственная социальная помощь в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 г. N 532-ст - это "социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе".

Государственная социальная помощь предназначена прежде всего для малоимущих граждан, малоимущих одиноко проживающих граждан и иных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" .

Вот некоторые виды социальной материальной помощи, установленные законодательно в настоящее время на федеральном уровне:

  • Материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством гражданам, работавшим до призыва на военную службу и принятым в течение года на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службы
    • Не менее 500 руб.
    Основание для назначения:
    • Пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 1394
  • Социальный контракт
    • Договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей (гражданином) и органами социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, заключаемый в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
    Основание:
    • Статья 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"

Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

На региональном уровне социальная материальная помощь носит адресный характер и является важной составляющей господдержки малоимущих семей и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Так, в соответствии с Законом Московской области от 16.05.2002 № 39/2002-ОЗ "О размере государственной социальной помощи в Московской области" социальная материальная помощь оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области.

При этом размер государственной социальной помощи для малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина не может быть менее 300 руб., не более 1000 руб. в месяц или 6 000 руб. за календарный год.

Материальная помощь за счет средств областного бюджета оказывается гражданам, имеющим место жительства в Московской области и находящимся в трудной жизненной ситуации, в следующих размерах:

  • малоимущим одиноко проживающим гражданам - до 10,0 тыс. руб.;
  • малоимущим семьям - до 7,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

В случае имущественных и других потерь:

  • одиноко проживающим гражданам - до 50,0 тыс. рублей;
  • семьям - до 30,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

В целом же, материальная помощь гражданам, которые имеют статус малоимущих, конечно, мала - от 500 рублей до 3 тысяч рублей в год. Поддерживать материальное положение целый год на такие деньги совершенно нереально.

Но надо иметь ввиду, что порядок выплаты социальной материальной помощи и ее размер в последнее время претерпел серьезные изменения.

С 2011 года в нашей стране проводится эксперимент в 17 регионах по заключению с государством социальных контрактов. Социальный контракт - это трехсторонний договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей, органами социальной защиты населения и администрацией муниципального образования. Его цель - предоставление адресной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи.

Подробнее познакомиться с правилами назначения, категориями получателей и размерами социальной материальной помощи в своем регионе проживания можно в разделе "Социальная поддержка в регионах ".

Многие однажды оказываются в ситуации, когда уровень жизни опускается ниже среднего. На помощь может прийти государство. Малоимущим семьям и одиноким лицам, которые по различным причинам не имеют возможности получать доход, назначается социальная помощь. Для того чтобы воспользоваться такой возможностью, стоит лишь обратиться в соответствующий орган и написать заявление.

Кому назначается социальная помощь?

Государство готово оказать финансовую поддержку тем, кто в этом действительно нуждается. В зависимости от целей, выделяют различные виды социальной помощи. Это могут быть денежные пособия, программы продовольственной поддержки, помощь с жильем и т. д. На поддержку социальной службы могут рассчитывать граждане, которые имеют доход, не отвечающий прожиточному минимуму, а также люди, утратившие трудоспособность.

Социальная помощь может быть предоставлена по месту жительства только лишь после подачи соответствующего заявления с прикреплением необходимых документов. Служба соц. защиты населения по факту обращения гражданина отправляет запрос в медицинское учреждение по месту прописки, а также в службу занятости. Если человек действительно нуждается в помощи, она будет предоставлена в течение календарного месяца.

Могут ли отказать в предоставлении социальной помощи?

Основание для назначения денежного пособия или другого вида соцпомощи считается заявление с предоставлением полного перечня бумаг. Если документы предоставлены не все или же оформлены неправильно, служба социальной защиты может отказать в предоставлении помощи.

Некоторые виды социальной помощи выдаются не только лишь на основании заявления. К примеру, если человек претендует на получения пособия в связи с низким уровнем жизни, специалисты из центра соцзащиты имеют право посетить заявителя по месту жительства. Решение о предоставлении денежного пособия принимается на основании условий жизни человека, обратившегося за помощью. Если в представлении денежного пособия отказано, заявитель имеет право подать иск в суд или же написать заявление в вышестоящий орган социальной защиты.

Основанием для прекращения оказания денежной помощи является извещение заявителя об увеличении дохода. То есть, если ежемесячная прибыль увеличилась и составляет сумму, выше прожиточного минимума, выплата пособия приостанавливается. А если заявитель не предоставит информации об улучшении его финансового состояния, ему грозит штраф.

Помощь малоимущим семьям

Адресная социальная помощь может быть предоставлена в том случае, если в семье имеются дети до трех лет, инвалиды или родственники, утратившие трудоспособность. Обратиться в орган соц. защиты населения можно, если среднедушевой доход семьи ниже суммы прожиточного минимума. Денежное пособие будет составлять 50 % от разницы среднедушевого дохода семьи и прожиточного минимума. Если заявление подается пенсионером, пособие составит 100 % от такой разницы.

К заявлению о назначении денежного пособия гражданин должен предоставить паспорт, документ, подтверждающий регистрацию, справки, подтверждающие доходы, копию трудовой книжки (для работающих граждан). Кроме того, понадобятся бумаги, подтверждающие степень родства, а также выписка из домовой книги. Если в семье присутствует инвалид, необходимо будет предоставить медицинское подтверждение его статуса. Дополнительно заявитель приносит справку о присвоении ему сберегательного счета. Сюда будут перечисляться денежные выплаты.

Адресная социальная помощь может назначаться по решению комиссии на основании заявления и предоставленных гражданином документов. О решении человек может узнать по прошествии 10 рабочих дней. В случае отказа заявителя извещают в письменном виде.

Медико-социальная помощь населению

Граждане, утратившие по различным причинам трудоспособность, могут рассчитывать на помощь от государства. Чаще всего услуги такого рода предоставляются пенсионерам и инвалидам. Все функции социальных работников можно разделить на три подгруппы: социально ориентированные, медико-ориентированные и смешанные. К первой группе относятся информирование граждан о возможных льготах, помощь в оформлении опекунства и поручительства, содействие в решении различных бытовых проблем. Медико-ориентированная функция предусматривает оказание гражданину помощи в охране здоровья. Человека сопровождают в медицинское учреждение или же оказывают ему помощь на дому.

Медико-социальная помощь - это также и психологическая поддержка граждан. Ведь в социальную службу чаще всего обращаются лица, которые не имеют возможности общаться с родными и близкими. Целью такой организации является ориентирование человека на здоровый образ жизни, а также помощь в реабилитации тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию.

Патронаж – вид медико-социальной помощи, который проводится на дому. Основной целью такой деятельности является оценка условий жизни граждан, выявление медицинских проблем, установление связи гражданина с медицинским учреждением. Пожилым людям, а также инвалидам предоставляется социальная помощь в решении бытовых проблем. Сотрудник службы ежедневно приходит к своему подопечному в определенное время, помогает в уборке, стирке, делает необходимые покупки.

Для того чтобы неработоспособному гражданину была оказана государственная социальная помощь, ему необходимо составить соответствующее заявление. По просьбе социальный работник может явиться на дом. В первую очередь медико-социальная помощь предоставляется одиноким гражданам старше 80 лет, участникам ВОВ, инвалидам боевых действий, лицам, неспособным проживать самостоятельно и ухаживать за собой.

Пособие по безработице

Уровень жизни граждан в первую очередь зависит от величины дохода. Но попасть на хорошо оплачиваемое место удается не всем. Некоторые по ряду причин вообще остаются без работы. Государственная социальная помощь назначается гражданам, которые признаются безработными службой занятости населения. Независимо от того, по каким причинам гражданин остался нетрудоустроенным, размер денежного пособия будет определяться в процентном отношении к среднему заработку за последние полгода. Если заявитель ранее не работал, размер пособия будет минимальным, т. е. не превысит 3000 рублей.

Социальная помощь гражданам оказывается не только в финансовой форме. Сотрудники службы занятости помогают человеку найти занятие, соответствующее его образованию и навыкам. От предлагаемого места работы человек имеет право отказаться. После третьего отказа гражданина снимают с учета службы занятости, а социальная помощь больше не предоставляется. Первые три месяца гражданину выплачивают пособие в размере 75 % от средней заработной платы за последние шесть месяцев. Последующие четыре месяца выплачивается лишь 60 %, а далее – 45 %. Помощь безработным оказывается не дольше 12 месяцев.

Пособие по уходу за ребенком

Каждая женщина после родов может оформить пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Такое право имеют лишь граждане, находящиеся в декретном отпуске. Социальная помощь детям сохраняется, если мать работает на условиях неполного дня или же продолжает обучение. Невозможно одновременно получать пособие по безработице и по уходу за ребенком. Женщине предстоит выбрать лишь один вариант.

Пособие по уходу за ребенком может быть предоставлено лишь одному из родителей. Если оба опекуна не работают, и уровень дохода на одного члена семьи - ниже сумы прожиточного минимума, есть возможность обратиться в центр социальной помощи. Малоимущая семья сможет получать дополнительные выплаты.

Сумма пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 40 % от среднего заработка. Если гражданин, рассчитывающий на выплаты, ранее не работал, ему будет назначено пособие в минимальном размере. На первого ребенка эта сумма составляет 2718 рублей, на второго и последующего – 5436 рублей. Социальная помощь семье с маленьким ребенком не должна превышать 19882 рублей.

Пособие по уходу за инвалидом

Неработающие, но трудоспособные лица, которые осуществляют уход за инвалидом, имеют право на социальную помощь от государства. Чтобы получать выплаты, необходимо обратиться в центр социальной защиты населения по месту прописки и подать соответствующее заявление. Дополнительно необходимо предоставить паспорт гражданина РФ, заявление от лица, над которым будет совершаться уход, трудовую книжку, справку о том, что гражданин не состоит в службе занятости, а также медико-социальную экспертизу.

Социальная помощь прекращается, если лицо, совершающее уход за инвалидом, выходит на работу или же ему назначается другой вид выплат. Если истек срок, на который была установлена группа инвалидности, выплаты человеку, осуществляющему уход, также прекращаются.

Сумма денежной компенсации по уходу за инвалидом первой группы составляет 1200 рублей и выплачивается ежемесячно. На эти выплаты могут рассчитывать также работоспособные граждане, которые ухаживают за больными, нуждающимися в постоянном уходе, или лицами старше 80 лет. Дополнительно может быть назначена социальная помощь инвалидам или пенсионные выплаты пожилым людям. Если доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, будет назначено пособие как малообеспеченным.

Социальная помощь переселенцам

Люди, которые, в связи с военными действиями или природными катаклизмами, попали в сложную ситуацию и вынуждены были покинуть родной дом, имеют право на помощь от государства. Переселенцы могут быть освобождены от уплаты налогов, им может быть предоставлена бесплатная медицинская помощь. Государство обязуется помочь семьям, попавшим в трудную ситуацию, найти место проживания, устроить детей в детский сад или школу, а взрослых работоспособных граждан - на работу. Дополнительно может быть предоставлена социальная помощь населению в виде денежного пособия.

Государство беспокоится не только о своих гражданах, но также и о переселенцах из других стран. Люди могут получить разрешение на временное проживание вне квот. В дальнейшем им будет оказана помощь в оформлении гражданства РФ в упрощенном порядке. Чтобы получить статус переселенца, необходимо обратиться в службу социальной защиты населения по месту фактического проживания и написать соответствующее заявление. Дополнительно придется предоставить паспорт или другой документ, подтверждающий личность.

Военные действия и природные катаклизмы чаще всего застают людей врасплох. Многим не удается собрать даже необходимые вещи. О документах же и вовсе вспоминать не приходится. Если при переезде на новое место был утерян паспорт, переселенец должен обратиться в территориальное подразделение Государственной миграционной службы по месту фактического пребывания. Здесь будет выдана временная справка, подтверждающая личность. Этот документ является основанием для предоставления адресной помощи переселенцам. Сумма выплат зависит от того, к какой категории относится пострадавший. Для нетрудоспособного человека такая помощь будет равняться сумме прожиточного минимума.

Натуральная социальная помощь

Лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, государство может помогать не только материально. Распространенной является также натуральная социальная помощь. Малообеспеченным семьям, а также гражданам, утратившим трудоспособность, на бесплатной основе предоставляются продукты питания, одежда, другие вещи первой необходимости. Кроме того, люди, которые стоят на учете в центре социальной защиты населения, имеют право на санаторно-курортное лечение. Такая натуральная помощь чаще всего предоставляется инвалидам, а также детям из многодетных семей.

Для того чтобы получить возможность бесплатного оздоровительного отдыха в санаторно-курортной зоне, гражданину необходимо написать соответствующее заявление в центре социальной защиты населения. Дополнительно прилагаются такие документы, как паспорт заявителя, пенсионное удостоверение, льготное удостоверение, а также справка от врача. Путевки гражданам раздаются в порядке очереди, которая формируется в центре социальной защиты.

Льготы многодетным семьям

Государство заинтересовано в решении демографической проблемы. За последние 50 лет рождаемость в нашей стране существенно снизилась. Поэтому семьи, которые решились на рождение или же усыновление трех и более детей, имеют право на определенные скидки. В каждом регионе местное самоуправление самостоятельно решает, какие могут быть предоставлены льготы многодетной семье в соответствии с законом «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В большинстве случаев родители имеют право бесплатно получать лекарства, выписываемые по рецепту, детям младше шести лет. Кроме того, предоставляется скидка в размере 30 % на оплату коммунальных услуг. В учебных учреждениях родители освобождаются от уплаты взносов.

Оказание социальной помощи многодетным семьям происходит также и в натуральной форме. Детям полагается оздоровительный отдых в санитарно-курортных зонах. По решению местного органа самоуправления, многодетным семьям могут быть бесплатно предоставлены билеты в цирк или зоопарк. Кроме того, семья с несовершеннолетними детьми имеет право получить от государства земельный участок безвозмездно. Его можно использовать для сельскохозяйственных нужд или же под строительство дома.

Многодетным матерям полагаются также пенсионные льготы. Женщина, которая имеет страховой стаж, может выйти на заслуженный отдых в 50 лет вместо 55. Кроме того, будет отличаться размер пенсионных выплат. Окончательная сумма будет зависеть от места работы женщины, а также количества воспитанных в семье детей.