Виды помощи семьям в трудной жизненной ситуации. "социально-педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Семья является основным ядром общества. В нем человек рождается, растет и развивается. В идеале, в этой естественной среде его члены поддерживают устойчивые межличностные отношения, разделяя и удовлетворяя их основные потребности. Эти межличностные отношения должны быть интимными, ласковыми, уважительными, когда условия жизни позволяют своим членам одновременно развиваться как автономные и социальные.

Семья может быть определена по-разному, в зависимости от подхода и контекста, в котором она анализируется, будь то социальная, антропологическая, психологическая, юридическая и т.д. например, для социального аналитика или социолога, семья будет основной формой организации, на которой структурируется общество, и семья будет пониматься как поддержка социальной динамики. В то время как для антрополога семья будет общим социальным фактом, то есть микромиром нынешней социальной структуры, где основной функцией будет функционирование экономического сотрудничества, социализации, образования, размножения и сексуальных отношений.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Размещено на http://www.allbest.ru/
    • Введение
    • Постановка проблемы:
    • Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими факторами, конкретными реалиями и возможностями государства. Радикальные изменения семьи невозможны без кардинальных сдвигов в социально-экономической жизни, которые тесно связаны с научной разработкой проблем семьи, формированием стратегии национальной семейной политики.
    • Социальная поддержка - залог успешного функционирования любой социальной группы. Особенно это касается семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому важной составляющей социальной поддержки таких семей является организация профессиональной помощи им путем как мобилизации их собственных возможностей, так и привлечения к оказанию помощи: их окружения (чаще всего родных, близких, членов других семей, оказавшихся в схожем положении); квалифицированных специалистов социальной работы; государственных и негосударственных структур социальной помощи населению. Выделяемые ресурсы должны быть направлены на включение механизмов социальной реабилитации, мобилизацию собственного потенциала семьи для самостоятельного решения сложившихся трудных ситуаций.
    • Актуальность выбранной темы:
    • В последние годы число социальных сирот постоянно увеличивается. Заботу о них на себя берет государство. Среди воспитанников государственных учреждений лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители отказались или были лишены родительских прав. По официальным данным, сейчас в России около полумиллиона таких детей Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе/М.А. Гулина//Спб.: Питер., 2008. - 400 с. .
    • В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Социальная поддержка государства направлена именно на то, чтобы дети воспитывались в семье, т.к. именно семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности.
    • Степень научной разработанности проблемы:
    • Данная тема подробно прописана в нормативных документах. Ей занимаются такие ученые, как Григорьев С.И., Сафонова Л.В., П.Д.Павленок, С.И.Григорьев и др. Также этой проблемой занимается Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
    • Цель курсовой работы:
    • Рассмотреть содержание и способы социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
    • Задачи, которые нужно решить в связи с поставленной целью:
    • - рассмотреть понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация семьи»;
    • - изучить нормативно-правовую базу работы с семьей в современной России;
    • - определить содержание социальной поддержки семьи.
    • Объект исследования - семья в трудной жизненной ситуации.
    • Предмет исследования - социальная поддержка семей в трудной жизненной ситуации.
    • Структура курсовой работы включает в себя введение, 4 главы, заключение, список использованной литературы.

1. Поняти е «семья , находящаяся в трудной жизненной ситуации»

Для настоящего исследования и последующей интерпретации мы будем придерживаться психосоциальной точки зрения, заключая и рассматривая семью как основную ячейку и включающую ее аспекты функционирования семьи. Первое относится к процессам, благодаря которым все люди ежедневно пополняют свое существование и способность работать. Воспроизводственное воспроизводство включает в себя такие процессы, как рождение, социализация и образование, благодаря которым общества пополняют свое население. С этой функцией очевидна цикличность организации, которая подчеркивает ее центральную роль в замене поколений.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью Григорьев, С.И. Социология: основы модернизации социального знания/ С.И.Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2006. - 235 с. . В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Появляется отряд и новое ядро. Семья важна, потому что это самая элементарная и примитивная форма сообщества или человеческой группы, понимаемая как «Социальная ячейка». Строго говоря, семья - это социальная группа, образованная родителями и детьми, и понимает те отношения, которые существуют между ними. Его основой является любовь как чувство, которое возвышается над взаимным притяжением сексуального характера, тем самым укрепляя союз супругов на прочных основаниях.

Формирование и условия развития потомства зависят от многих факторов, применения соответствующих методов обучения и более важных результатов в организации самой семьи, ее структуры; поскольку он является одним из основных учреждений социализации ребенка.

Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи в трудной жизненной ситуации.

В социальной работе как отдельную категорию населения выделяют семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы/ Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. - 224 с. . семья неблагополучие социальный поддержка

Эта ядерная единица, называемая «семья», является передающей организацией неформального образования и оказывает непосредственное влияние на ребенка, будучи в состоянии быть этой формирующей или деформирующей. Ребенок формирует свою личность и ценности в соответствии с моделями и нормами жизни, которые он получает от семейного ядра, в частности от родителей семьи или от пожилого человека, который заботится о ребенке.

Динамика семьи основана на взаимодействии ее членов. Бвила, например, идентифицирует три формы динамики семьи в соответствии с ролями, которые указаны в ней. Патриарший дом - авторитарный или деспотический дом - эгалитарный дом или компаньон. Патриарший дом. Отец принимает решения и устанавливает дисциплину, мать распределяет физическую любовь, а дети подчиняются фигуре отца.

К семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г., относятся следующие семьи:

1. опекунские семьи с детьми-сиротами или с детьми, оставшимися без попечения родителей;

Хогар Деспутико. Отец принимает решения и устанавливает дисциплину в семье, требуя абсолютного подчинения, в то время как мать распределяет любовь и физическое внимание, дети подчиняются отцу и любят мать. Как социальный институт, семья эволюционировала исторически на разных этапах, в которых положение мужчины и женщины изменилось, а также взаимоотношения между родителями и детьми.

Семья моделирует ребенка в соответствии с той культурной группой, к которой он принадлежит, ребенок крестьянской семьи будет учиться вести себя иначе, чем дети, рожденные в городе. Поскольку Перу является городской, сельской и маргинальной страной; Кастильо Раос утверждает, что в настоящее время неправильно говорить о «перуанской семье», но о семьях разных социальных классов, будь то городские, сельские, бедные или богатые, буржуазные или пролетарские. Различные социальные классы имеют разные формы жизни, поведения, ценности, отношения, разные цели и ожидания.

2. семьи с детьми - инвалидами, с детьми с физическими недостатками, семьи с тяжело больными людьми;

3. семьи, в которых родители являются безработными;

4. многодетные семьи (3 и более детей);

5. неполные семьи (семьи, где родители разведены или один из родителей умер);

6. матери - одиночки.

В современных российских условиях именно государство определяет социальные возможности улучшения качества жизни семьи в целом. Социальная система в настоящее время может оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждении пока не в состоянии.

Семья очень важна для развития детей, которые их составляют. Таким образом, человеческая пара соответствовала, создавая, а затем защищая свое потомство, передавая жизненно важные возможности для их адекватного развития. Эриксона о стадиях жизненного цикла, в котором понятие идентичности воспринимается как ось понимания. Эриксон, Е. выделяет восемь этапов, в течение которых идентичность формируется эпигенетически по отношению к жизненным переживаниям индивида и обеспечивает, в свою очередь, основу для новых событий личности.

Основное доверие. Это способность людей доверять себе и, в конечном итоге, другим. Когда эта способность недостаточна, человек пессимистичен, зависим, подозрителен, подавлен и т.д. основное доверие связано с принятием матери, поскольку для этого важно вербализация, которая выдается с момента рождения ребенка.

Таким образом, семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Когда семья игнорирует, а порой полностью отказывается по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизируется образ семьи, возникает угроза её распада. Родители могут быть лишены родительских прав, а дети отправлены в интернатное учреждение.

Автономность. - Высокая степень импульсного контроля. Он возникает в детстве, благодаря наличию хороших отношений между родителем и ребенком, автономия будет хорошо развита, и ребенок будет твердым, самодостаточным, ласковым и уважительным к другим. Когда есть недостаток в автономии, человек зависит.

Инициатива. - Способность направлять личную энергию, делать продуктивные, новые вещи. Это намерение действовать конструктивно. Он возникает на этапе свободной игры, он формируется путем игры. Трудолюбие. Идеальным является то, что человек заканчивает то, что он инициирует, делая это хорошо. Это также предполагает заботу о собственном здоровье, продвижение работы, адекватную коммуникацию, распределение энергии во времени. Связано с успешным опытом семейного воспитания. Дефицит будет наблюдаться у невыполненных и ненадежных людей.

2. Наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ребенка

Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Доступ через: http://www.fond-detyam.ru/ :

Идентичность. Это способность быть собой. Он возникает в первые годы детства и консолидируется в подростковом возрасте. На эту идентичность влияют некогерентные факты семейных моделей, например, лицемерие. Обязательство. Оно формируется в жизни, организует жизнь, чтобы отдавать другим, будучи образцом. Постоянно выполняя то, что было обещано. Его недостаток ведет к безответственному отношению, непоследовательности между тем, что он делает и что говорит.

Генеративность. Это фундаментальный элемент перемен и состоит в усвоении знаний, организации своей жизни и проецировании себя в будущем. Это признак для взрослых. Его недостаток проявляется в эгоистических отношениях. Его сила проявляется в альтруизме. Способность дать, понять.

1. Плохие материальные условия жизни семьи

Семьи с детьми в России на протяжении длительного времени оказываются наиболее депривированными по причине высокой иждивенческой нагрузки на трудоспособных, вынужденной исключенности из рынка труда одного из родителей по причине ухода за детьми, а также более низких заработков молодых специалистов. Значимыми показателями материальных условий жизни семьи являются уровень доходов домохозяйств и жилищная обеспеченность. Важно отметить, что плохие показатели материальной обеспеченности концентрируются в одних и тех же домашних хозяйствах. Каждое десятое домохозяйство испытывает финансовые затруднения и имеет проблемы с жильем. В крайней бедности по обоим признакам находятся 0,4 % семей. Семьи, проживающие в плохих жилищных условиях и не располагающие достаточным количеством денежных средств, имеют низкие шансы выбраться из бедности, поэтому на них должно быть обращено особое внимание специалистов служб по профилактике семейного неблагополучия и сиротства.

Трансцендентность. Это способность преодолевать препятствия, стремиться и бороться за жизненные цели. Могут быть два варианта: избегать или смотреть на него, быть идеальным, чтобы противостоять ему. Не все препятствия можно преодолеть. Его недостаток дает регрессивное, незрелое поведение.

Восемь мощностей неразрывно связаны. Начало сожительства пары: пара выполняет важную задачу отделения от семьи происхождения, необходимо, чтобы они выполняли или разрабатывали свои собственные супружеские отношения. Несмотря на эту разработку, каждый член пары приходит к сосуществованию с их соответствующими ожиданиями, ролями, правилами, нормами, ценностями, убеждениями и т.д. Собранными из собственной семьи происхождения.

2. Потеря связи с рынком труда

Семьи с детьми показывают высокую степень экономической активности и занятости, но из-за повышенной иждивенческой нагрузки чаще оказываются в числе бедных/крайне бедных. Повышенный риск бедности и, как следствие, семейного неблагополучия во всех остальных ракурсах испытывают полные семьи с детьми, в которых мужчина экономически неактивен; семьи, которых коснулась длительная безработица; а также неполные семьи с детьми, в которых родитель не имеет работы. В неполных семьях женщины с экономической точки зрения выполняют ту функцию, которая характерна для мужчин в полных семьях. Безработица затрагивает 5 % полных семей с детьми, а доля семей с детьми, в которых оба взрослых не работают, невелика - 3,9 %. При этом длительная безработица встречается крайне редко: только 1,8 % полных семей с детьми столкнулись с этой проблемой. Поэтому семьи с детьми, в которых есть безработные, хотя и попадают в бедность, но имеют высокий шанс выхода из нее в результате успешного поиска работы, в отличие от семей, в которых мужчина экономически неактивен.

Рождение первого ребенка: рождение первого ребенка, представляет собой переход от индивидуальной жизни к опыту обмена с приходом нового члена в семью. Пара столкнутся с адаптацией ребенка в школе и собственной адаптацией к этому событию, реорганизацией в домашних задачах, контролем за воспитанием сына, управлением экономикой и т.д.

Отрочество детей: стадия подросткового возраста знаменует собой начало разделения детей ядерной семьи и периода индивидуализации-независимого? Как родители сталкиваются с этим конкретным периодом члена семьи? Каковы трудности в отношениях между родителями и детьми?

3. Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье

Ошибочно предполагать, что все семьи, в которых случаются разногласия, являются группой риска, а детей, проживающих в них, относить к категории находящихся в трудной жизненной ситуации. В критическом положении - в обстановке жестких конфликтов, имеющих под собой множество оснований, - проживают дети из 8,2 % домохозяйств. Эти дети, безусловно, нуждаются в помощи, и их семьи непременно должны попасть в целевую группу программ по профилактике социального сиротства.

Отъезд детей: Когда дети уходят, как происходит адаптация семьи? Он будет определять основные семейные механизмы адаптации к изменениям и навыки его членов для принятия решений с независимостью и самообеспеченностью. Пустое гнездо: пара, укрепить ссылки или возобновить свои процессы отношений. Риски, которые пара переживает на этом этапе, - это разделение, если оно посвящено одиночеству? родители.

Старость: Как семья сталкивается с этой стадией? Смерть: Как и любой жизненный цикл, она заканчивается смертью. Как семья сталкивается с этой стадией? Перуанская семья представляет несколько характеристик. Вообще мы ценим, когда пытаемся найти уникальную характеристику, что это очень сложно, так как знакомая реальность многообразна. Широкий диапазон можно увидеть, начиная от семей с супружеской базой и заканчивая семьями дружелюбного типа. Существуют также семьи, которые являются результатом временных отношений и множественных союзов, матерей-одиночек, неполных семей из-за семейных расстройств, вдовства и т.д. это зависит от географического региона, культуры, экономики и социальных факторов, которые взаимосвязаны, порождая конкретные и конкретные проблемы.

Более детальный анализ показал, что большинство этих семей либо исключены из сетей семейной взаимопомощи, либо имеют ограниченный доступ к институциональным услугам. В целом 35,4 % семей с детьми не пользуются институциональными услугами по уходу за детьми, хотя нуждаются в них.

Есть все основания говорить о том, что социально-экономическое устройство общества масштабно продуцирует не только материальные, но и социальные факторы семейного неблагополучия. Совмещение экономической активности и обязанностей по уходу и воспитанию детей требует развитой системы социальных услуг. В России услуг по уходу и воспитанию детей явно недостаточно.

Здесь мы проанализировали такие показатели, как рождаемость, смертность и миграция. В семьях мы обнаруживаем, что уровни рождаемости связаны с культурным, социологическим и технологическим уровнем. В привилегированных семьях с высоким социально-экономическим и культурным уровнем среднее число детей колеблется примерно один или два.

В семьях средних секторов есть явное предпочтение иметь от одного или двух детей, достигая в среднем 2, 6 ребенка на семью. Согласно Саре-Лафоссе, в популярном секторе семьи в основном многочисленны: около 4, 3 детей на семью. Цифры, указанные выше, высоки из-за «мачо» поведения, неадекватного образования, отсутствия планирования семьи и других.

4. Неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми

В российском обществе существует устойчивое мнение по вопросу, кто должен нести ответственность за воспитание детей. С мнением о том, что в большей степени семья должна заботиться о своем ребенке-дошкольнике, согласны 66,5 % респондентов; 31,2 % считают, что ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста семья и общество должны разделить между собой.

Уровень заболеваемости и смертности также связан с социально-экономическим уровнем. Высокие темпы Морби-Смертности наблюдаются в самых депрессивных слоях общества. В Национальной программе планирования семьи Министерства здравоохранения; Проблема здоровья Перу выражается не только высоким уровнем заболеваемости и смертности, но и большими различиями между различными социальными группами. Более высокая концентрация депрессивного населения в некоторых географических районах делает региональные индикаторы здоровья подчеркивают контрасты и несправедливые внутренние различия, существующие между департаментами, сельскими и городскими районами и социальными группами.

Несмотря на то, что большинство респондентов считают, что забота о малолетнем ребенке должна ложиться на плечи семьи или, по крайней мере, должна быть разделена между семьей и обществом, существуют родители (2,3 %), которые перекладывают ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста с семьи на общество.

Доля респондентов, возлагающих на общество ответственность за ребенка более старшего возраста (школьника), значительно больше (11 %). Также возрастает доля тех, кто считает, что ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста должны разделить между собой семья и общество (33 %).

Родители, считающие, что забота о детях должна быть делегирована обществу, не хотят брать на себя ответственность за воспитание детей, а значит, не в полной мере выполняют свои родительские обязанности. Среди семей с детьми 2,3 % ментально имели низкую степень родительской ответственности по отношению к своим малолетним детям-дошкольникам и 11 % - к школьникам. По пересекающейся совокупности этих факторов можно считать 1,1 % респондентов потенциально безответственными родителями.

5. Жестокое обращение с детьми

В крайней стадии семейное неблагополучие выливается в жестокое обращение с детьми. По данным российской статистики, от 2 тыс. до 2,5 тыс. детей ежегодно погибают от домашнего насилия, более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, 25 тыс. из них находятся в розыске, около 2 тыс. ежегодно сводят счеты с жизнью, более 50 % преступлений в быту совершается в присутствии детей, 30-40 % всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье. В целом в стране в 2006 году почти 200 тыс. детей подвергалось преступным посягательствам, что составило 0,7 % от численности детей в возрасте до 18 лет. Далее наблюдается тенденция сокращения числа таких детей, но и в 2008 году она продолжала сохраняться на высоком уровне: 126,5 тыс. человек.

Данные выборочного обследования, проведенного Центром оперативных и прикладных исследований Института социологии РАН в апреле - мае 2009 года по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подтверждают, что физическое наказание детей достаточно часто практикуется в современных семьях: 51,8 % современных родителей прибегали к физическому наказанию в воспитательных целях; 1,8 % утверждает, что делали это часто, 17,8 % - иногда, а 31,4 % - редко. Парадоксальным фактом можно считать то, что женщины прибегали к физическому наказанию детей чаще, чем мужчины. При этом данные и качественных, и количественных исследований подтверждают, что в более образованных и более обеспеченных семьях, то есть в семьях, обладающих более высоким уровнем экономического и человеческого капитала, случаи жестокого обращения с детьми имеют место гораздо реже. Большой проблемой в работе по выявлению и профилактике семей, где практикуется жестокое обращение с детьми, является то, что сами семьи (как родители, так и дети) скрывают этот факт: родители - потому что боятся наказания и осуждения, дети - потому что стыдятся своего положения, испытывают страх и т.д.

6. Алкоголизм, наркомания

Алкоголизм и наркомания - те проблемы, которые, если не являются причинами семейного неблагополучия, то зачастую ему сопутствуют. Ребенок, попадая в среду зависимых от алкоголя или наркотиков родителей, как правило, имеет физические, психологические и социальные проблемы развития. Помимо этого, большинство детей наследуют эту зависимость и составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений. Ребенок зачастую спасается от родителей, страдающих зависимостью, на улице, но там его также ожидает неблагополучная среда и влияние сверстников-беспризорников. Такие семьи концентрируют в себе и все остальные проблемы, так как теряют связь с рынком труда, не имеют стабильного дохода и т.д.

Есть основания предполагать, что самыми болезненными проблемами для домохозяйства являются экстремально плохие жилищные условия и острый дефицит дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом - все остальные виды неблагополучия.

В большинстве случаев критическое положение сопряжено с комбинацией проявлений неблагополучия. Разумным решением становится фокусировка внимания на группах семей, которые можно назвать кризисными сразу по нескольким признакам. Причем проявление проблем должно быть весьма острым. Все эти семьи явно нуждаются в социальном сопровождении, а признаки их неблагополучия таковы, что легко идентифицируются действующими социальными институтами (системой образования, здравоохранения, социальной защиты, жилищно-коммунального обслуживания, институтом участковых милиционеров). Количество таких семей составляет 8-10 % всех семей с детьми возрасте до 14 лет. Это означает, что речь должна идти о мониторинге и сопровождении 1,7 млн семей.

Семья как естественная среда существования и воспитания ребенка является определяющим фактором его благополучия или неблагополучия. Социально-экономические риски оказывают опосредованное влияние на ребенка, преломляясь через семейную ситуацию. Изменения в сфере семейно-брачных отношений (рост числа неполных семей, различные виды неформальных супружеских сожительств, увеличение числа неблагополучных семей, асоциальный образ жизни родителей, невыполнение ими обязанностей по воспитанию детей) представляются основными угрозами благополучию детей. Для снижения уровня социальной уязвимости семей необходимы упреждающие меры, распространяемые на всех ее членов. Упреждающие меры позволяют нейтрализовать факторы риска или снизить степень их воздействия, смягчить будущие последствия от потерь, связанных с материализацией риска.

3. С оциальная поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Социальная поддержка - в самом общем смысле - это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы/ Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. - 224 с. . Социальная поддержка определяется как обмен ресурсами между людьми.

Социальная поддержка населения - система мер, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемыми законами и иными нормативно правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения Аверин, А.Н. Социальная политика в муниципальных образованиях/ А. Н. Аверин [и др.]; под общ. ред. Н. А. Волгина.-- М.: Альфа-Пресс, 2006 .-- 567 с. . Социальная поддержка семьи рассматривается также и как помощь в денежной и натуральной форме, которая предоставляется с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению Там же. .

Существуют следующие виды социальной поддержки семьи Там же. :

1.эмоциональная, интимная - забота о другом, доверие и сопереживание ему;

2. инструментальная (материальная) - помощь финансовая, обеспечение ресурсами;

3. информационная - содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;

4. обратная связь или поддержка в форме оценки - оценка исполнения после разрешения проблемы.

Социальная поддержка семьи представляет собой сложный процесс, который включает в себя три звена:

1. поиск социальной поддержки (способность семьи находить людей, готовых оказать помощь);

2. наличие сети социальной поддержки (структур, способных оказать поддержку);

3. восприятие социальной поддержки (способность семьи принимать помощь от окружающих).

Российская семья нуждается в поддержки государства и общества, но такая поддержка государства и общества не может быть сведена только к материальной, экономической (денежной или натуральной) помощи, она должна включать содействие в организации и других возможных потребностей семьи, в разрешении любых проблем и кризисных ситуаций любой природы, а не только экономической. Как отмечает П.Д. Павленок, наиболее перспективным является сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи Основы социальной работы / под ред. П. Д. Павленок.-- М.: ИНФРА-М, 2007. -- 559 с. .

Семья - полноправный институт социального воспитания. В целях сохранения и развития социальных функций семьи государство разрабатывает и реализует семейную политику, которая включает в себя две основные задачи: с одной стороны, она направлена на стабилизацию положения семьи, создание реальных предпосылок положительной динамики процессов её жизнеобеспечения, а с другой - на формирование эффективной системы социальной защиты социально-уязвимых семей.

Социальная поддержка семьи представляет собой комплекс мер по оказанию помощи некоторым группам семей, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении путем предоставления им информации, финансовых средств, кредитов, обучения и переобучения и других льгот. Отличительными признаками социальной поддержки являются временный или частичный характер; активное участие нуждающегося в решении проблемы; использование принципа возвратности выделяемых финансовых средств. Составным элементом социальной поддержки семьи является социальная помощь. Согласно российскому законодательству, «государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам … социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации» Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ. - Режим доступа: http: // www. garant.ru .

К настоящему времени сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей Там же. :

Денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия, субсидии);

Трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;

Социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.

Также российским законодательством определены меры социальной поддержки, на которые имеет право семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию:

1. Единовременная адресная материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

2. Ежемесячная денежная выплата семьям, состоящим исключительно из неработающих инвалидов с детства.

3. Обеспечение детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания.

4. Обеспечение питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, без взимания платы.

5. Единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения.

В настоящее время невозможно идти по пути ликвидации малообеспеченности с помощью доплат из бюджета всем семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума. Социальная помощь в современных условиях может быть только конкретной и оказываться в индивидуальной форме как адресная. Только в этом случае весьма ограниченные средства на социальную защиту могут быть использованы оптимально.

Органы социальной защиты охватывают все категории семей: малообеспеченные, неполные, многодетные, неблагополучные и семьи группы риска.

Основными направлениями по социальной защите семьи и детей являются:

1) профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства с внедрением современных технологий;

2) комплексная материальная поддержка семьи и детей, в том числе малообеспеченных и многодетных семей;

3) организация работы по отдыху и оздоровлению детей.

Необходимо выявлять проблемную, неблагополучную семью на раннем этапе, когда вмешательство может быть особенно эффективным, активизировать с такими семьями работу, развивать семейно-воспитательные группы в приютах и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

Главная цель социальной поддержки семьи - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Конкретное содержание социальной поддержки семьи в каждом отдельном случае обусловлено её индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.

4. Основные формы работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Можно выделить следующие основные формы работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Доступ через: http://www.fond-detyam.ru/ :

1. Службы поддержки и формирования ответственного родительства

Задачей таких служб является усиление роли родителей в воспитании детей, оказание информационно-просветительской, правовой, социально-психологической помощи семьям, формирование в обществе в целом и в каждой отдельной семье семейных ценностей. В качестве примера можно привести Вологодскую область, где функционируют школы воспитания здорового ребенка. Деятельность данных школ направлена на сохранение и укрепление физического, нравственного, психического и социального здоровья детей через формирование установок ответственного родительства. В рамках школ проводятся групповые и индивидуальные занятия, психологические тренинги по подготовке к материнству и родам, ведется индивидуальное консультирование по проблемам, связанным с развитием детей раннего возраста, осуществляется медико-психологическое сопровождение молодых семей с новорожденными детьми. В этом же регионе в городах Вологда и Череповец реализуется проект «Родительская академия», где проводятся занятия детско-родительских групп, индивидуальное сопровождение родителей и детей в реализации их личных и семейных проектов, встречи-лектории для родителей. Через данный проект распространяются информационные материалы, направленные на формирование позитивного образа семьи.

2. Отделения дневного пребывания для детей и матерей

Достаточно часто в регионах уделяется внимание совершенствованию деятельности отделений дневного пребывания детей. Деятельность дневных отделений направлена на реабилитацию несовершеннолетних и их семей, находящихся на ранних стадиях дезадаптации и разрушения. Причинами помещения детей на дневное отделение учреждения может быть не только опасная ситуация в семье, но и любая иная трудная жизненная ситуация, в том числе материальные затруднения, бытовая неустроенность, сложный режим работы единственного родителя и др. Дневные отделения учреждений оказывают значительную помощь таким родителям: детям создаются все необходимые условия - комфортное проживание, питание, медицинская и психологическая помощь, опека воспитателей. Поэтому деятельность данных отделений популярна среди населения и весьма эффективна с точки зрения предотвращения развития кризисных явлений в семье.

3. Службы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье

Несмотря на то, что необходимость раннего выявления семейного неблагополучия все чаще находит отражение в региональных программах, стоит отметить, что технологии такого выявления пока разработаны и реализуются в слабой степени. Именно поэтому актуальность служб экстренного реагирования по-прежнему высока. Данные службы призваны максимально быстро и четко действовать в ответ на обострившуюся ситуацию в семье.

а) социальная скорая помощь, мобильные бригады

В целях создания системы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье формируются службы социальной скорой помощи. Например, в Вологодской области они созданы на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей. Работу служб обеспечивают специалисты по социальной работе, социальные педагоги, психологи. Бригада социальной скорой помощи, в которую включены психолог и специалист по социальной работе, оперативно выезжает на сигнал о ситуации, требующей экстренного вмешательства. Специалисты выясняют ситуацию на месте, выявляют внутренние и внешние ресурсы клиента и его ближайшего социального окружения, формируют стратегию разрешения кризисной ситуации, принимают меры по обеспечению психологической и физической безопасности ребенка, в том числе оказывают экстренную психологическую помощь и другие социальные услуги в целях разрешения проблем семьи, привлекают специалистов других ведомств.

В некоторых регионах формируются мобильные бригады для совершения рейдов в семьи, находящиеся в социально опасном положении, из которых поступили экстренные сигналы о необходимости оказания помощи. Мобильные бригады формируются из различных специалистов, призванных работать с семьями из «группы риска». В Ямало-Ненецком АО, например, такие бригады состоят из четырех специалистов: медицинского работника, психолога, социального педагога, спе-циалиста по социальной работе. Зачастую работа мобильных бригад проходит в круглосуточном режиме (например, в Тюменской области). В Краснодарском крае программой предусмотрено проведение акции «Семейный консультационный автобус» - «В помощь семье!», включающий выезды специалистов (психологов, юристов, врачей) в семьи в целях оказания консультативной и практической помощи.

б) телефон доверия, интернет-службы

Достаточно распространена практика оказания экстренной психологической и социальной помощи семье через телефонное или интернет-консультирование со специалистами. Телефон доверия является важным звеном в системе профилактики социального неблагополучия семей, так как в силу своей доступности и анонимности дает возможность получения экстренной психологической и ресурсной помощи любой категории населения. Особенно в ней нуждаются дети и подростки, которые порой не знают, куда и к кому обратиться за помощью в сложной для них ситуации. Работа телефонов доверия для населения организована практически во всех территориях.

В Тюменской области создана служба оказания экстренной психологической помощи через Интернет. Данная технология ориентирована в первую очередь на несовершеннолетних, имеющих проблемы во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями и т.д. Как показывает практика, такая интернет-служба достаточно востребована (в Тюменской области за 2009 год количество посетивших сайт составило около 37 тыс. человек, из них более 31 тыс. несовершеннолетних). Аналогичным образом в Курганской области реализуется проект «Оказание консультативной помощи через Интернет», основная целевая группа которого - дети школьного возраста и молодежь (от 14 до 30 лет). Консультативные услуги в данном случае предоставляют психолог, юрисконсульт и специалист по социальной работе в режиме реального времени. Данная услуга предоставляется на основе принципов конфиденциальности, доступности, анонимности, безопасности, компетентности.

4. Службы сопровождения/кураторы /участковые социальные службы/социальный патронаж

Функция сопровождения семей является крайне важной для профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, для выполнения которой в регионах создаются специальные службы. Такие службы сопровождения существуют, например, в Рязанской области. Содержание социальной работы этих служб определяется в каждом конкретном случае индивидуальной программой социальной реабилитации семьи, которая является комплексной и формируется во взаимодействии с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений и учитывает особенности семьи (структуру, материальное положение, характер внутрисемейных отношений, специфику неблагополучия). Приоритетом являются психологическое и педагогическое воздействие.

Для лучшей работы службы сопровождения вводится институт кураторов. В Алтайском крае, например, кураторам семьи отводится особая роль в системе межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семейного неблагополучия, а в Томской области при реформировании специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации, была введена новая должность «специалист-куратор случая». Механизм работы кураторов можно представить следующим образом. За каждой семьей, из которой в комиссию по делам несовершеннолетних поступили сигналы о детском неблагополучии, закрепляется куратор, задачами которого является установление доверительного контакта с семьей, диагностика проблемных зон, совместное с семьей составление плана реабилитационной работы, мотивирование членов семьи на изменение, координирование выполнения реабилитационных мероприятий.

Аналогом служб сопровождения и кураторов являются социальные участковые службы. Они призваны выявлять, ставить на учет и сопровождать семьи, в которых не обеспечиваются необходимые условия для воспитания и содержания детей, а также оказывать им комплексную социальную помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. Как и в случае работы куратора, для каждой семьи разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, направленная на сохранение внутрисемейных отношений, устранение факторов риска, причин конфликтов и разрывов внутрисемейных связей. Социальные участковые службы функционируют, например, в Ямало-Ненецком автономном округе и Астраханской области. Отдельные категории семей требуют особых подходов и квалификации со стороны работников сопровождающих служб, организация социального патронажа в таком случае должна учитывать эти особенности. Например, в Новосибирской области организована отдельная служба патронажа семей, воспитывающих детей-инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Такой патронаж предполагает помимо выездных консультаций обучение специалистов территориальных центров социального обслуживания населения и муниципальных образований, а также актива родителей по вопросам организации помощи детям-инвалидам по месту жительства.

5. Службы реабилитации и досуга (социальные гостиные, низкопороговые клубы, игровые автобусы и т.д.)

Для детей и подростков, воспитывающихся в семьях «группы риска», как правило, характерен низкий уровень социальной адаптации к самостоятельной жизни, нарушение норм общественного порядка. Для организации реабилитации и досуга таких детей в регионах организуются специальные мероприятия. Одна из форм такой организации - социальные гостиные, которые существуют в Алтайском крае.

Посещение ребенком социальной гостиной позволяет ему находиться в школе полный день, получать необходимую педагогическую, психологическую и социальную помощь, что существенно сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых, повышает уровень школьной адаптации, содействует возвращению учащихся, не посещающих школу, в образовательное учреждение.

Другая возможность решения адаптационных проблем детей из неблагополучных семей - низкопороговые клубы. Низкопороговый клуб - это место свободного доступа, предлагающее подросткам возможность проведения неструктурированного досуга, свободного общения, то есть имеющее низкий порог требований для своей доступности. В Алтайском крае, к примеру, подобные клубы были оборудованы и открыты на базе территориальных центров социальной помощи семье и детям.

Неразвитость социальной инфраструктуры в отдаленных сельских поселениях существенно препятствует доступности реабилитационного досуга проживающим в них детям. С целью организации детского досуга в отдаленных поселениях регионы иногда проявляют изобретательность. Например, в Алтайском крае оснастили «игровой автобус». В комплектацию такого автобуса входит большое количество игр, мягких игровых модулей, видео- и аудиотехника, спортивный инвентарь. Также в автобусе предусмотрено место для проведения индивидуальных консультаций специалистов (психолог, юрист), чьи услуги для жителей отдаленных сел недоступны.

Помимо указанных форм досуг детей из неблагополучных семей организуется в рамках специальных мероприятий: праздники, конкурсы, фестивали, экскурсии и т.д. Зачастую создаются секции, кружки, центры досуга. Например, в г. Томске функционирует центр раннего развития «Хобби-центр».

Достаточно эффективными оказываются индивидуальные (консультирование) и групповые занятия (группы взаимоподдержки) семей и детей из «группы риска» в реабилитационных центрах. Например, в Вологодской области на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей организована социальная работа по поддержке детей, имеющих проблемных родителей, - проект «Парус». Основной целью проекта является профилактика негативного воздействия алкоголизма родителей на формирование личности ребенка. Разработан цикл занятий, направленных на формирование здорового образа жизни, активной жизненной позиции, развитие социальных навыков у несовершеннолетних, а также снятие или смягчение угрозы дальнейшего развития социальной и психологической дезадаптации. Встречи в группе взаимоподдержки проводятся в форме тренингов. Основными методами работы психологов являются: коммуникативные и ролевые игры, арттерапевтические приемы, проигрывание ситуаций, игры.

Таким образом можно сделать вывод, что в Российской Федерации наряду с уже давно существующими формами работы с семьей происходит внедрение новых современных социальных технологий, программ и т.д., направленных на сохранение семьи.

Заключение

· Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов.

· Наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ребенка: плохие материальные условия жизни семьи; потеря связи с рынком труда; внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье; неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми; жестокое обращение с детьми; алкоголизм, наркомания.

· Социальная поддержка семьи - комплекс мер по оказанию помощи некоторым группам семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путем предоставления им информации, финансовых средств, кредитов, обучения и переобучения и других льгот.

· Конкретное содержание социальной поддержки семьи в каждом отдельном случае обусловлено её индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты аспектом неблагополучия.

· Существуют следующие формы работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: 1) Службы поддержки и формирования ответственного материнства; 2) Отделения дневного пребывания для детей и матерей; 3) Службы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье; 4) Службы сопровождения/ кураторы/ участковые социальные службы/ социальный патронаж; 5) Службы реабилитации и досуга (социальные гостиные, низкопороговые клубы, игровые автобусы и т.д.)

Список использованной литературы

1. Официальные документы

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Доступ через http: // www. garant.ru

2. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1. - Режим доступа: http: // www. garant.ru

3. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ. - Режим доступа: http: // www. garant.ru

4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» от 10.12.1995г. №195-ФЗ. - Режим доступа: http: // www. garant.ru

5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ. - Режим доступа: http: // www. garant.ru

6. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ. - Режим доступа: http: // www. garant.ru

7. Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ. - Режим доступа: http: // www. garant.ru

2. Научные монографии, брошюры

1. Аверин, А.Н. Социальная политика в муниципальных образованиях/ А. Н. Аверин [и др.]; под общ. ред. Н. А. Волгина.-- М.: Альфа-Пресс, 2006 .-- 567 с.

2. Григорьев, С.И. Социология: основы модернизации социального знания/ С.И.Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2006. - 235 с.

3. Павленок, П.Д. Введение в профессию "Социальная работа" / П.Д. Павленок.-- М.: ИНФРА-М, 1998 .-- 174 с.

4. Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы/ Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. - 224 с.

5. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе/М.А. Гулина//Спб.: Питер., 2008. - 400 с.

3. Электронные ресурсы

1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Социальное обслуживание семей с детьми. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru›

2. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Доступ через: http://www.fond-detyam.ru/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Семья как основная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, ее значение в обществе. Социализирующие функции семьи, основные факторы, влияющие на ее эффективность.

    реферат , добавлен 14.10.2011

    Семья как многогранная система социального функционирования. Понятия "семья" и "трудная жизненная ситуация семьи". Социальная поддержка семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2015

    Сущность понятия "семья". Категории и функции многодетной семьи. Анализ основных направлений деятельности Департамента социальной защиты населения Вологодской области. Основные предложения по совершенствованию социальной защиты многодетных семей.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2017

    Сущность гармоничной социализации в процессе развития личности. Взаимосвязь статуса ребенка в детском коллективе со стилем детско-родительских отношений. Семья как основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная взаимной ответственностью.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2011

    Дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как объект социальной защиты. Сущность и содержание социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2015

    Социализация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Основные симптомы неблагополучия ребенка. Современный подход к решению проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Направления и формы социальной помощи несовершеннолетним.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2016

    Основные симптомы неблагополучия ребенка. Система международного сотрудничества в области социально-правовой защиты детей и подростков. Современные правовые проблемы принятия эффективного решения выхода из трудной жизненной ситуации детей и подростков.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2013

    Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Сущность и содержание социально-правовой защиты детей. Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства. Социальное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2008

    Основные задачи семьи в обществе, влияние социальной ситуации в государстве на качественность семей. Виды и причины возникновения неполных семей, проблемы детей из них. Организация социальной поддержки детей из неполных семей и ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2009

    Семья как первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве. Социология семьи. Понятие, диспозиция и виды семейного поведения. Брачное, репродуктивное, социализационное, самосохранительное (экзистенциальное) поведение.

Много сейчас настаивают ознакомиться на сайтах. Обозреватели необычно смотрят на ситуацию, поэтому их подход приводят. Недавно новостные газеты обмолвились о том что Семьи попавшие в трудную жизненную ситуацию получат дополнительные социальные гарантии. Какое это означает значение для обывателей. Попытаемся искать простые обобщения. Возможно, что аналитики воспроизвели информацию без искажений.

Мосгордума вынесла положительное решение в отношении законопроекта, целью которого является введение государственной помощи на базе социального контракта семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

По официальным сообщениям пресс-службы Мосгордумы, данный законопроект предусматривает оказание государственной помощи в натуральном виде каждой семье, попавшей в тяжелую жизненную ситуацию. То есть, будут предоставляться возможности для профобучения и трудоустройства родителей, оказываться помощь в устройстве детей в дошкольные и образовательные учреждения, медицинская помощь, а также осуществляться помощь в закупке домашних животных для ведения имеющегося подсобного хозяйства.

Особенности реализации социальных прав детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в т.ч. лишенных родительского попечения.

Читайте также:

Особенности регулирования социальных прав семей с детьми на уровне субъектов РФ (на примере Санкт-Петербурга).

Закон СПб 24.11.04. №587-70 «О социальной поддержке семей, имеющих детей в СПб» + Постановление Правительства СПб о мерах по реализации этого Закона 2007 г. Закон СПб дает определение понятий:

Малообеспеченная семья;

Неполная семья;

Многодетная семья (семья, имеющая от 3 и более несовершеннолетних детей).

Закон предусматривает ежемесячные пособия на ребенка – 3 вида:

1- от рождения ребенка до 1 года;

2- от года до 7 лет;

3- с 7 лет до 16 лет (до окончания образовательного учреждения, но не старше 18 лет).

Право на пособие имеет 1 из родителей (адресная соц поддержка).

Пособие назначается на каждого ребенка. Размер: от рождения до 1 года – 1550р (1-й ребенок), 2000 (2-й и следующие дети). Ребенок – инвалид – 2325 (первый) и 3235 (второй ребенок инвалид – если в семье уже есть ребенок, кот м и не быть инвалидом). От 1 года до 7 лет – 485р. 700р (для неполных семей), 970р (ребенок инвалид, или родители инвалиды). Это ежемесячное пособие.

Кроме ежемесячных пособий есть и специальные дополнительные меры – единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка (это все в СПб). Эта выплата дается всем (но женщина должна встать на учет до 20 недель включительно). То же самое и для усыновления детей до 6 месяцев рождения: 15000 р (1 ребенок), 20000р (2 ребенок), 25000 (3 и последующие).

Существует компенсационная выплата на детей из многодетных семей – 1 из родителей имеет право без учета социального пособия семьи 1 раз в учебный год на каждого обучающегося ребенка – 2000р.

ФЗ «об образовании» 1992 г. устанавливает размер родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении, в дошкольных учреждениях образования (плата за дет сад), это гос и муницип образовательные учреждения. Размер не должен превышать 20% затрат на содержание ребенка в соответствующем учреждении (учреждение само определяет такие затраты). Если семья многодетная – до 10% указанных затрат. Статья 52.2. – правила компенсации фактически вносимой родителями платы: на 1 ребенка – 20%от вносимой родителями плат, на 2 – 50%. на 3 и последующего – 70%. Это расходные обязательства субъекта СПб Закон СПб от 01.06.2007. № 247-38 «О плате за сод-е ребенка в образовательных учреждениях…» повторяет положения Федерального законодательства. Размер родительской платы ежегодно устанавливается Правительством СПб. Устан-ся перечень категорий детей, родительская плата за содержание кот-х в яслях и садах не взимается вообще (в том числе работники садов м там бесплатно содержать своих детей). Устанавливается размер компенсации за счет бюджета СПб. Отдельные категории граждан имеют определенные льготы (например, дети в/сх освобождается от платы за дет сады, в системе органов ФСБ выплачивается выплаты на содержание детей в размере вносимой на содержание детей платы, но не ≥1500р).

Права детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в т.ч. лишенных родительского попечения предусм-ны ФЗ №124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Устанавливаются только основные гарантии для всех детей:

Защита прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания;

Обеспечение прав детей на охрану здоровья;

Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости;

Защита прав детей на отдых и оздоровление;

Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей;

Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию;

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

ФЗ вводит понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» - дети – инвалиды, дети без попечения родителей, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети из малоимущих семей и т.д. т.е. дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, а те, кто содержаться и обучаются в федеральных государственных образовательных учреждениях, - федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичную деятельность могут осуществлять и общественные объединения, некоммерческие организации, российские отделения международных организация. При этом государство гарантирует судебную защиту прав таких детей.Указом Президента РФ от 26 марта 2008 г. N 404 создается Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

ФЗ от 21.12.96г «О доп гарантиях по социальном поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (это часть детей, попавших в трудную ситуацию). Дети-сироты – один или оба родителя умерли; дети, оставшиеся без попечения родителей – род-ли живы. Лица из числа детей-сирот или ДОБПР – это лица уже после 18 лет (до 23 лет). Основные гарантии:

1) дополнительные гарантии право на образование (право на обучение на подготовительных курсах без взимания платы, лица из числа детей сирот и без попечения имеют право на получение 1 и 2 среднего или начального проф образования).

2) Дополнительные гарантии права на мед обсл-ие (бесплатные осмотры, предоставление путевок).

3) Дополнительные гарантии прав на имущество и жил помещений – за такими детьми сохраняются права на жилое помещение. Если его нет, после окончания пребывания в образовательном учреждении за гос счет – лица д обесп-ся жилой площадью без очереди. Это расход обязательства субъектов РФ.

4) Дополнительные гарантии права на труд.

Формы устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

СК предусматривает понятие приемной семьи. Постановление Правительства РФ от 17.07.96г. «о приемной семье». Приемная семья – это форма устройства детей, остается без попечения родителей. Ее образуют граждане, кот желают взять в семью ребенка. Права и обязанности прав родителей аналогичны: П и О опекуна/попечителя. Огр-ся общее кол-во прав детей в семье (8 человек). Приемная семья строится на договорных началах. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью (м/у органами опеки и родителями, приемным родителям выдается удостоверение). Не возникает алиментных и наследственных отношений. Приемные родители д б совершеннолетними, дееспособными, не д б лишены родительских прав. Мнение ребенка учитывается при передачи его в приемную семью (с 10 лет – только по согласию ребенка). Дети из приёмных семей сохраняют все права как дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Материальное обеспечение права семьи – ежемесячно выплачивается сумма на питание, одежду. Ребенок м находится в семье до 18 лет, по общему правилу. Труд приемных родителей оплачивается – это устанавливается Закон субъектов РФ (Закон СПб № 424-56 2001г «о размере оплаты труда приемных родителей»).

Др форма устройства детей – детский дом семейного типа. Постановление Правительства от 19.03.01. «О детском доме семейного типа» (ДДСТ). ДДСТ это организационно правовая форма. ДДСТ орг-ся на базе отдельного помещения. Все права за детьми сохраняются. Обучение в образовательных учреждениях на общих основаниях. Супруги именуются здесь воспитателями. Их труд в соответствии с ТЗ, все льготы и особенности – как для работников образовательных учреждений. Дети находящиеся в спец учреждениях должны обеспечиваться государством. Постановление Правительства РФ № 659 от 07.11.2005г. – нормы материального обеспечения соответствующих детей.

Есть еще дети с отклонениями в поведении: ФЗ от 24.06.1999г №120-ФЗ «об основах системы проверки безнадзорности и преступлений несовершеннолетних». Вводится понятие безнадзорных, беспризорных детей. Устанавливается система органов и учреждений профилактики, указываются лица, с которыми должна проводиться соответствующая работа. При этом за ними закрепляются определенные права, например, обеспечение бесплатной юр помощью. Постановление правительства РФ от 14.02.2000 – дети-сироты и без попечения родителей в возрасте от 14 до 16 лет (д.б. гражданами РФ) могут помещаться и в воинские части в качестве воспитанников (по поручению гор/рай комиссии – но только лица мужского пола).

Постановление Правительства РФ от 05.03.08. №148 «об обеспечении отдыха и оздоровления детей и их…» в 2008-2010гг. Здесь предусматриваются социальные меры– ФСС для детей застрахованных граждан должны полностью или частично оплачивать путевки. Постановление Главного Санитарного врача 01.04. 2008. №23 – об обеспечении отдыха и оздоровлении детей.

Есть и по ведомствам линия по обеспечению отдыхом детей сотрудников, например, в прокуратуре РФ.

Постановление правительства РФ от 21.03.07. – утверждено ФЦП «дети России» на 2007-2010гг.

Помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Комментариев: 0

Введение нового для Крыма вида социальной помощи - социального контракта предусматривает принятый сегодня парламентом республики в окончательном чтении закон "О государственной социальной помощи".

Семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будет предлагаться заключить социальный контракт. Условия контракта предусматривают выплату государством ежемесячных пособий семье в размере 7,5 тысяч рублей (90 тысяч рублей в год). Однако члены семьи, в свою очередь, обязаны приложить все усилия, чтобы выбраться из бедственного положения.

Таким образом, орган социальной защиты установит для каждой семьи свою программу адаптации, в рамках которой членов семьи будут либо трудоустраивать, либо дадут возможность переквалифицироваться, либо приобретут домашний скот для ведения хозяйства и др. Основная цель такой социальной помощи заключается в том, чтобы семья в течение года вышла из сложной жизненной ситуации.

Социальные контракты начнут заключать с 1 января 2015 года, первоначально примерно с 200 семьями.

Новый закон также установил одним из видов государственной социальной помощи в Крыму выплату пособий. Право на его получение имеют малоимущие семьи, одинокие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума. Размер пособия составит порядка трех тысяч рублей в месяц.

Этот вид социальной помощи был в Крыму и раньше, однако размеры выплат с присоединением Крыма к России увеличиваются примерно в два раза.

На сегодняшний день в Крыму более 46 тысяч человек пользуются государственной социальной помощью в виде ежемесячных пособий.

Семья в трудной жизненной ситуации

Финаева Анастасия Геннадьевна 2012

УДК 316.472:343.81 СЕМЬЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Финаева А.Г.

Цель: провести анализ особенностей семьи заключенного как семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; выявить стратегии семьи в отношении заключенных и основания выявленных стратегий.

Метод проведения исследования: качественное исследование методом полуструктурированного интервью.

Результаты: выделены семейные стратегии в отношении заключенных: стратегия стабильной связи и стратегия дистанцирования; выделены основания данных стратегий; представлена интерпретация трудностей, с которыми сталкивается семья заключенного в осуществлении стратегии стабильной связи: социальные, психологические и экономические; показана роль данных стратегий в структуре ресоциализации заключенных.

Область применения результатов: разработка социально-

коррекционных программ с семьей заключенного, практическая деятельность социальных работников, работников пенитенциарной системы и органов внутренних дел.

Ключевые слова: семья, трудная жизненная ситуация, семейные стратегии, заключенный.

FAMILY APPEREAD IN A COMPLICATED REALITY SITUATION

Purpose research is to analyze the characteristics of a prisoner’s family like a family caught up in complicated reality situation, to identify families’ strategies concerning to prisoners and to determine reasons of identified strategies.

Methodology of research is semi-structured interview within qualitative study.

Results of research. Family strategies concerning to prisoners such as a strategy for a stable connection and a strategy of distancing are identified. The bases of these strategies are detected. Interpretation of social difficulties, psychological difficulties and economic difficulties faced by the family of a prisoner in a stable implementation of the strategy for a stable connection is presented. The role of these strategies within the structure of prisoners’ resocialization is shown.

Practical implications are suggested the development of the social and rehabilitative programs for the prisoner’s family, the practical activities of social workers and workers of prison system and law enforcement agencies.

Keywords: family, complicated reality situation, family strategies, prisoner.

Социологическое исследование семьи заключенного становится актуальным как в научно-теоретическом плане, так и в социальнопрактическом, так как ее можно рассматривать как семью, попавшую в трудную жизненную ситуацию. Согласно статистике , в России в последние годы наблюдается рост числа заключенных, а как следствие и семей, которых эта проблема касается, поэтому возникает необходимость в государственной социальной поддержке таких семей, усовершенствовании механизма взаимодействия государственных структур с семьями заключенных.

Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «трудная жизненная ситуация -ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно» . Трудные жизненные ситуации - это ситуации, преодоление которых требует значительных усилий, трудовых затрат и чрезмерного напряжения . Следовательно, семья, находящаяся в

трудной жизненной ситуации - это семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов ее семьи, превышающую ее обычный адаптивный потенциал и требующую для ее преодоления значительных психологических и материальных ресурсов.

Рассмотрим основные критерии, которые позволяют нам характеризовать ситуацию, в которой оказалась семья заключенного как трудную. Семья заключенного сталкивается с трудностями в экономическом, социальном и психологическом плане. Почти на каждого заключенного всегда приходится еще несколько человек (супруги, родители, дети), которые сталкиваются с трудностями различного характера: разлука; поездки на свидания; восприятие семьи со стороны ближайшего окружения; неясные перспективы сохранения семейных отношений; трудности, связанные с новым распределением ролей в семье (забота о детях, добыча материальных ресурсов для выживания самой семьи и обеспечения жизни заключенного в ИУ).

Семья заключенного в силу выпадения из ее состава одного из членов семьи может относиться к неполным семьям. Снижается эффективность реализации семьей ее важнейшей функции - социализации, воспитания детей, так как встает проблема экономического выживания семьи, в связи с чем проблема воспитания отодвигается на второй план. Все проблемы в семье родитель решает в одиночку.

Многие семьи заключенных являются неблагополучными либо изначально, так как неблагополучие семьи может являться фактором социализационной деформации и криминализации личности , либо сам факт попадания члена семьи в исправительное учреждение способствует попаданию семьи в разряд неблагополучных (в общественном сознании или в силу недостатка денежных средств и попадания этой семьи в группу неполных семей). Также могут иметь место такие негативные явления как алкоголизм и наркомания. Очень часто алкоголизм одного из членов семьи становится

причиной делинквентного поведения, что может повлечь за собой заключение в исправительное учреждение.

Также трудной ситуацией для семьи заключенного является период посттюремной адаптации, так как именно членам семьи приходится справляться с длящимися последствиями заключения. Бывшие заключенные очень часто имеют пристрастие к алкоголю, могут иметь склонность к причинению физического или психологического вреда кому-либо из членов семьи. Семья заключенного оказывается в тяжелом материальном положении, так как из состава семьи выпадает человек, который мог бы содержать семью, семья поддерживает заключенного, приезжая на свидания и собирая передачи, что также сказывается на материальном положении семьи, а после освобождения бывшему заключенному часто очень трудно найти работу.

Для исследования семейных стратегий в структуре ресоциализации заключенных нами было предпринято качественное исследование методом полуструктурированного интервью. В качестве респондентов (N=29) выступили сотрудники исправительных колоний, уголовно-исполнительных инспекций, районных отделов внутренних дел города Саратова и области, члены семей заключенных и сами заключенные. Интервью имели различную длительность (20-60 минут) и содержание (для разных типов респондентов были составлены 4 гида интервью).

В ходе исследования нами выделены стратегии семьи в отношении заключенных - стратегия стабильной связи и стратегия дистанцирования. Рассмотрим свойства этих стратегий и основания, на основе которых семья выбирает ту или иную стратегию. Независимо от того, какую стратегию семья выбирает в отношении своего родственника, попавшего в ИУ (поддержка или отказ), семья оказывается в трудной ситуации выбора, а затем выполнения выбранной стратегии.

Остановимся на стратегии стабильной связи. Можно выделить следующие индикаторы, характеризующие взаимодействие семей с

заключенными: формы взаимодействия (свидания, переписка, отправление денежных переводов, телефонные разговоры, посылки, передачи и бандероли, выезды осужденных за пределы исправительных учреждений) и их частота. Количество свиданий, предоставляемых заключенным, а также количество посылок и передач (от неограниченного количества при условии отбывания наказания в колонии-поселении и до строго лимитированного количества в колониях строго режима и тюрьмах) зависит от режима исполнения наказания и предусмотрено уголовно-исполнительным кодексом РФ .

Семьи, которые поддерживают непрерывные связи с заключенным, оказывают ему моральную и материальную поддержку. Уровень фактического общения осужденных с внешним миром обусловлен не только лимитом предоставляемых свиданий, но и социально-экономическим положением заключенных и их семей. Есть семьи, которые хотят помочь своим членам семьи, оказавшимся в ИУ, но не могут это сделать в силу отсутствия достаточного материального обеспечения, а также удаленности мест лишения свободы от места жительства их родственников.

«Из-за отдаленного места отбывания наказания моим мужем, я не могу реализовать права (это и моё право) посещения его хотя бы столько раз, сколько установлено законом. Я вынуждена выбирать, куда потратить свои деньги: на билет или на посылку с едой» (жена заключенного, январь, 2010). На сбор передачи необходимо затратить немало денежных средств. Кроме того, здесь возникает не только проблема стоимости билета до места отбывания наказания, но и транспортировки передачи.

Положительное отношение членов семей к заключенным зависит от отношений в семье до попадания в исправительное учреждение, от степени тяжести преступления, от веры семьи в то, что человек может исправиться, если семья изначально оправдывает преступление и верит в то, что человек его не совершал или совершил по неосторожности. Помощь заключенным их родственниками основывается на морально-нравственных регуляторах

поведения, моральном долге, которые восходят к христианской морали, основанной на Заповедях Христа. Так из толкования пятой Заповеди Закона Божьего «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» следует, что недопустимо оставление родителей без помощи в несчастье, болезни и старости. Этот закон распространяется не только на родителей, но и других родственников, а также друзей: недопустимо оставление своих ближних без помощи, когда последние в ней нуждаются .

«Сначала мы были в недоумении. А потом узнали, что его довели до этого преступления. Это наш отец, мы были с ним до конца» (дочь бывшего заключенного, январь, 2010).

В частности эксперты выделяют группу преступников, которым семьи помогают и в процессе отбывания наказания и затем после освобождения. Это экономические преступления, которые рассматриваются как преступления, совершенные ради семьи, с целью улучшения благосостояния.

«Экономические преступления - ну, ты сумел наворовать и молодец. Здесь конечно ни разу ни от кого не отказались. Могу так сказать. И помощь на зону, то есть постоянные передачки, денежные переводы и свидания» (инспектор районного отдела внутренних дел, июнь, 2010).

Опыт поддержания связи с заключенным родственником сказывается на жизни семьи, так как структурирует жизнь членов семьи вокруг свиданий, писем, сбора передач и посылок. В период посттюремной адаптации членам семьи бывшего заключенного приходится справляться с последствиями заключения, так как вышедший из мест заключения человек сталкивается с массой трудностей: отсутствие средств к существованию, документов, имеют место трудности с устройством на работу, подорванное физическое здоровье, различные психологические проблемы.

Существуют семьи, которые смиряются с отрицательным поведением бывшего заключенного в силу невозможности проживания отдельно или из-за

того, что считают, что должны помочь своему родственнику. Такая помощь и невозможность отказа может основываться на механизме созависимости. В психологии термин «созависимость» означает вид деструктивных взаимоотношений между двумя и более созависимыми взрослыми людьми, которые пытаются установить контроль друг над другом. Изучение созависимости своими корнями уходит в исследование алкоголизма. Так как наряду с конфликтным поведением бывшего заключенного очень часто присоединяется проблема алкоголизма и наркомании, поведение родственников бывшего заключенного может оцениваться как созависимое. Семья не может отказаться от заботы о члене семьи, так как оптика жизни этих людей смещена на этого человека, имеет место смысловая встроенность установок в отношении этого человека в повседневные практики семьи. Этот человек, его асоциальный образ жизни определяет жизненные стратегии его родственников. Забота о нем становится смыслообразующим элементом в жизни этих людей.

«Мы не можем его бросить, отец есть отец. Мы готовим, стираем, убираемся, носим ему воду» (дочь бывшего заключенного, январь, 2010).

«Вот как жить с таким человеком?» (племянница бывшего заключенного, июнь, 2010).

И. Ваша мама не хочет уже с ним жить?

Р. Она не то, что не хочет, она избавиться не может от него (родственница бывшего заключенного, июнь, 2010).

Рассматривая отрицательную форму взаимодействия семей с заключенными родственниками - стратегию дистанцирования, на наш взгляд очень важно выявить причины, по которым родственники не поддерживают связи с заключенными. Среди причин, обусловливающих неприятие семьей своих членов, отбывших наказание в исправительном учреждении, можно выделить следующие.

Степень тяжести преступления и отношение к нему членов семьи.

«Экономические преступления и вот уголовные (кража, грабежи, убийства, изнасилования) - это небо и земля. Экономические преступления -ну, ты сумел наворовать и молодец. Здесь конечно ни разу ни от кого не отказались» (инспектор районного отдела внутренних дел, июнь, 2010).

Классификация преступлений по степени тяжести предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации, согласно которому все преступления делятся на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие в зависимости от степени общественной опасности, формы вины (умышленная и неосторожная) и от размера наказания, предусмотренного за совершение преступления. (Ст. 15 УК РФ) .

Отношение членов семьи преступлению как таковому естественно не может быть положительным. При оценке преступления родственниками осужденного большое значение играет форма вины (умышленно ли совершено или по неосторожности), обстоятельства, при которых совершено преступление. Экономические преступления, как было указано выше, принимаются членами семьи не столь отрицательно, как преступления против жизни и здоровья человека и половой неприкосновенности. Оценка такого преступления как кража может зависеть от того, у кого было украдено имущество, что именно было украдено, какая мотивация была при этом у осужденного.

Длительность срока заключения, неоднократность попадания в ИУ.

«Полно случаев, когда муж находится в местах лишения свободы, а жена подает на развод, выходит замуж» (инспектор Федеральной службы исполнения наказаний, март 2011).

Такие случаи происходят, когда жена не видит перспективы в том, чтобы дожидаться своего мужа из мест лишения свободы и у нее есть возможность создать новую семью. Еще более подталкивает к этому негативное поведение осужденного до совершения преступления, конфликтные взаимоотношения в семье.

Конфликты в семье из-за неприемлемого поведения до и после отбывания наказания.

Конфликтные взаимоотношения в таких семьях возникают в основном из-за того, что освободившийся не желает менять своей отрицательной направленности, злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики, не желает утраиваться на работу, демонстрирует агрессивное поведение в отношении своих близких.

«Он всю жизнь издевался на моих глазах над моим ребенком, надо мной (родственница заключенного, июнь 2010).

«Семьи, которые не принимают, их достали подсудимые. Многие из них неоднократно сидели уже, на игле сидят, то есть наркоманы, не хотят работать. Конфликт в семье» (инспектор районного отдела внутренних дел, июнь 2010).

«Он всю жизнь из тюрьмы в тюрьму. Он устанавливает здесь свои тюремные порядки» (родственница заключенного, июнь 2010).

Действительно, долгое пребывание в местах лишения свободы накладывает отпечаток на психику человека. В исправительном учреждении человек сталкивается со стрессовой ситуацией, так как оказывается вырванным из привычной социальной среды и попадает под влияние тюремной субкультуры с четкой иерархической организацией, со своими ценностями, нормами, языком, традициями . Образ жизни в исправительном учреждении резко отличается от образа жизни на свободе: замкнутое пространство, строгая дисциплина и распорядок дня, организация жизненного пространства исключает существование сферы частной жизни . Процесс адаптации к условиям жизни в местах лишения свободы очень сложен и негативно влияет на личность заключенного. Освободившись из ИУ, бывший заключенный приносит элементы тюремной субкультуры в семью, с которой они не совместимы.

Таким образом, результаты эмпирического исследования позволили выделить основания семейных стратегий в отношении заключенных -стратегии стабильной связи и стратегии дистанцирования. Представлена интерпретация трудностей, с которыми сталкивается семья заключенного в осуществлении стратегии стабильной связи. В качестве таковых мы выделяем: социальные (новое распределение ролей в семье, последствия отбывания наказания: отсутствие документов, трудности с устройством на работу); психологические (разлука, восприятие семьи со стороны ближайшего окружения); экономические (добыча материальных ресурсов для выживания самой семьи и обеспечения жизни заключенного в исправительном учреждении).

Полученные выводы могут иметь значимость в социальнопрактическом плане, так как доказывают необходимость социальной помощи семье заключенного как попавшей в трудную жизненную ситуацию, поэтому могут быть использованы в работе социальных работников, социальных педагогов, при разработке социально-коррекционных программ работы с семьей заключенного. Результаты исследования также могут быть интересны для сотрудников пенитенциарной системы и органов внутренних дел с целью повышения ресоциализирующей роли семей заключенных.

Список литературы

1. Канкин В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России: Дис. канд. социол. наук. Краснодар. 2005. 137 с.

2. Лысак И.В. Черкасова Ю.Ю. Тюремная субкультура в России. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. 112 с.

Www.jourssa.ru/1998/2/8musdyb.html (дата обращения:

4. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной

жизни до государственной власти. М. ИНФРА-М, 2001. 418 с.

5. Российский статистический ежегодник. М. Росстат, 2009. 795 с.

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Официальное издание. М. Юрид. лит. 2010. 320 с.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальное издание. М. Юрид. лит. 2009. 168 с.

8. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Российская газета. № 158. 25.07.2008.

10zapovedei.ru/index.php (дата обращения:

1. Kankin V.G. Neblagopoluchnaja semja v social"nom kontekste sovremennoj Rossii . Krasnodar, 2005. 137 p.

2. Lysak I.V. Cherkasova Ju.Ju. Tjuremnaja subkul"tura v Rossii . Taganrog: Izd-vo TRTU, 2006. 112 p.

Www.jourssa.ru/1998/2/8musdyb.html (accessed August 23, 2011).

4. Olejnik A.N. Tjuremnaja subkul"tura v Rossii: ot povsednevnoj zhizni do gosudarstvennoj vlasti . Moscow: INFRA-M, 2001. 418 p.

5. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik . Moscow: Rosstat, 2009. 795 p.

6. Ugolovno-ispolnitel"nyj kodeks Rossijskoj Federacii. Oficial"noe izdanie . Moscow: Jurid. lit. 2010. 320 p.

7. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii. Oficial"noe izdanie . Moscow: Jurid. lit. 2009. 168 p.

8. Rossijskaja gazeta, no. 158 (2008).

10zapovedei.ru/index.php (accessed September 11, 2011).

Финаева Анастасия Г еннадьевна, аспирантка кафедры «Социология, социальная антропология и социальная работа»

Саратовский государственный технический университет имени Ю.А.Гагарина ул. Политехническая, д.77, г. Саратов, Саратовская область, 410054, Россия e-mail: ag_finaeva@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Finaeva Anastasiya Gennadievna, post-graduate student, «Sociology, social anthropology and social work» specialty