1 международное право понятие особенности. Понятие и основные особенности международного права. Классическое межд право

Вопрос 1. Понятие, предмет и основные черты современного международного права.

Международное право это особая правовая система, представляющая собой совокупность общепризнанных принципов и норм МП, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

Международные отношения это политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами МП.

Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира; двух, нескольких или большинства международных межправительственных организаций (далее ММПО), а также интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности. Международные отношения могут охватывать одновременно все стороны отношений между субъектами МП или только некоторые из них (например, отношения в области защиты прав и свобод человека, отношения в области защиты и сохранения окружающей среды и т.д.); международные отношения могут осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер. Таким образом, предметом МП являются следующие отношения:

1. отношения между государствами;

2. между государствами и ММПО;

3. между государствами и государствоподобными образованиями;

4. между международными межправительственными организациями.

Особенности Международного права..

Международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности.

1. Особый предмет правового регулирования. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.

Международное право как особая система права не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает нормы внутригосударственного права. В то же время МП оказывает существенное влияние на формирование и изменение внутригосударственных правовых норм, обязывая государства приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они являются. Примеры для России – введение моратория на смертную казнь в связи с вступлением в Совет Европы и подписанием Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека; внедрение в Трудовой кодекс норм ряда основополагающих конвенций Международной Организацией Труда.

2. Особые субъекты МП. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и другие организации. Субъектами МП выступают главным образом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государствоподобные образования.

3. Особые объекты МП. Объектами МП является все то, по поводу чего субъекты МП могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой-то определенный объект запрещен международным правом (например, не могут быть объектом продажи женщины и дети).

4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства. В международном сообществе отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

Нормы МП создаются непосредственно самими субъектами МП. Разрабатывая нормы МП, договаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе согласовывают свои позиции, принимают такие формулировки, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам МП. Таким образом, нормы МП носят общедемократический характер и в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира.

5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. Если принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляется органами государства, то принуждение субъектов МП осуществляется самими субъектами МП на основе и в рамках соответствующих международных договоров. К государству-нарушителю могут быть применены международно-правовые санкции вплоть до полной экономической блокады и подавления агрессора силой на основании ст. 41 и 42 Устава ООН.

6. Особые источники МП. Источниками внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, которые принимаются в каждом государстве. Основными же источниками МП являются международные договоры и международные обычаи.

Поговорим о том, каковы особенности международного права. Попробуем выявить основные моменты, связанные с данным вопросом.

Специфика международного права

Каковы особенности современного международного права? Под ним принято понимать систему норм и принципов, которые регулируют взаимоотношения властного уровня между государствами и иными субъектами международного общения. Среди его отличительных характеристик можно упомянуть специфические отношения, регулируемые специальной системой юридических норм и принципов.

Особенности международного права в использовании особого круга субъектов, участвующих в международном общении.

Виды взаимоотношений

К таким взаимоотношениям, которые связаны с международным правом, относят:

  • межгосударственные;
  • межправительственные;
  • межреспубликанские отношения.

Именно они и представляют предмет этого права.

Нормы сотрудничества

Особенности норм международного права в выполнении общеобязательных правил деятельности и отношений субъектов. Они определяют правила поведения всех участников отношений.

Классификация

Какова сущность, особенности международного права? В настоящее время пользуются следующей классификацией:

  • по видам закрепленных и незакрепленных документов;
  • по территориальности (локальные и универсальные);
  • по функциональному предназначению;
  • по виду обязанностей и субъективных прав (запрещающие, обязывающие).

В систему субъектов международного права входит государство, народы, нации, международные организации, которые борются за свободу и независимость.

Специфические черты международного права

Например, в российской Конституции, есть статья, согласно которой международные договоры считаются составной частью всей правовой системы.

В законодательской базе многих стран устанавливается, что при расхождении международными обязательствами и положениями закона преимущественной силой наделены международные обязательства.

В дуалистической концепции частное внутригосударственное и международное право имеют как общие, так и самостоятельные точки прикосновения.

Монистическая теория считает, что такие правовые отрасли - это составные части общего правового порядка.

У частного и публичного международного права, несмотря на сходство, используются различные предметы регулирования. Для частного вида выделяют четкие взаимоотношения и правила поведения, которые обязательны для всех участников взаимоотношений негосударственного характера.

Такие правила есть не только во внутригосударственном праве, которое осуществляет контроль над юридическими и физическими лицами, они касаются международных обычаев и договоров.

Частное международное право в виде совокупности правовых норм осуществляет регулировку взаимоотношений правового и гражданского характера. Но в процессе регулировки подобных отношений не должны нарушаться основные нормы установленного международного права.

В настоящее время частное и общее международное право характеризуется взаимосвязью и сближением.

Правосубъектность

Субъектом международного права считается участник отношений, регулируемых правовыми международными нормами, обладающий определенными обязанностями и нормами. Выделяют две категории субъектов: производные и первичные.

К первым причисляют народы, нации, государства, которые ведут активную борьбу за независимость.

Вторые субъекты образуются первичным видом права, основывающимся на учредительном договоре.

Под международной правосубъектностью понимают сумму обязанностей и прав всех субъектов. Одним из них выступает государство, характеризующееся тремя признаками: суверенитетом, населением, территорией.

В настоящее время выделяют внутренний и международный аспект суверенитета. Второй вид свидетельствует о том, что все действия должностных лиц и государственных органов представляют собой единое целое.

Среди основных государственных прав:

  • на самоопределение;
  • суверенное равенство;
  • создание стандартов международного права;
  • участие в организациях.

Основной обязанностью любого государства является уважительное отношение к суверенитету иных государств.

Народы и нации, которые ведут активную борьбу за независимость, имеют право на международную защиту.

В качестве учредительного документа, устанавливающего определенную структуру, выступает устав. Именно в общем правовом уставе указаны задачи, цели деятельности, перечислены основные права всех членов организации.

Заключение

Признание в международном праве является юридическим односторонним актом государства либо иного субъекта международного права. С его с помощью подтверждается определенный юридически важный факт в международном обществе, его законность и правомерность.

Протестом называют акт, который противоположен признанию. В нем выражается несогласие государства с определенными действиями. Признание появляется в том случае, если новое независимое государство появилось в результате войны, революции, разделения, объединения государств.

Существуют и определенные критерии, по которым выполняется признание независимости. В теории международного права выделяют две концепции, используемые для признания новых государств: конститутивную, декларативную.

Формами признания государств могут быть:

  • де-юре, связанное с установлением дипломатических отношений;
  • де-факто, состоящее в неполном признании;
  • специфическим вариантом является ad hoc.

В качестве основных критериев, которые необходимы для международного права, считают независимость, соблюдение свобод и прав населения, эффективность общественных организаций.

Особенности:

Международная уголовная ответственность физических лиц.

Физические лица (граждане государств и лица без гражданства), совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера и другие международные правонарушения (международные деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения, а также национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают. За совершение отдельных преступлений, например за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна. К физическим лицам применимы положения Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений (например, за угон воздушного судна), конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам. Главный принцип, которого придерживаются практически все государства, состоит в неотвратимости наказания за совершенное международное правонарушение, особенно за международные преступления, затрагивающие жизненно важные интересы большинства государств или всего международного сообщества.

В середине 90-х годов в целях привлечения физических лиц к уголовной ответственности созданы Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права.Эти трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование физических лиц, ответственных за убийство, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и другие бесчеловечные акты.

Международная конференция 17 июля 1998 г. в Риме приняла Устав Международного уголовного суда. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии со ст. 5 Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:

а) преступление геноцида.

б) преступления против человечности;

в) военные преступления;

г) преступление агрессии.

Договор о запрещении ядерных испытаний в 3 средах 1963

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (также известен как Московский договор) был подписан 5 августа 1963 года в Москве. Сторонами договора являлись СССР, США и Великобритания. Договор вступил в силу 10 октября 1963 года и был открыт для подписания другими странами с 8 августа 1963 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Депозитариями Договора являются СССР (Российская Федерация), США и Великобритания. В настоящее время участниками Договора является 131 государство.

Ограниченный режим запрещения испытаний ядерного оружия, введённый данным Договором, был расширен до безусловных рамок Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года, который, однако, не подписали или не ратифицировали некоторые ядерные державы и другие страны.

Соотношение международного и внутригосударственного права.

Сущность МП раскрывается в его сопоставлении с внутригосударственного правом.

Обе правовые системы имеют много общих черт и отличий.

Сходство:

1) Представляют собой совокупность юр. норм и принципов, обязательных для субъектов МП

2) Обладают сходной структурой (принципы, отрасли)

3) Используют одни и те же юр. конструкции и определения

Различия:

1. Две правовые системы различаются по объекту регулирования:

МП – общественные отношения, исключительно с участием публичного иностранного элемента.

Внутригосударственное право – регулирует с участием международных аспектов только в том числе.

2. Субъектами МП – государства, нации и народы, борющиеся за государственную независимость, международные организации, государственно-подобные образования

Внутригосударственного права - физ. и юр. лица

3. По доминирующим источникам:

МП – обычай, договоры

Внутригосударственное право – НПА в виде закона

4. По способу создания правовых норм.

Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное на­правление правового регулирования - «вертикальное», «сверху - вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.

Нормы международного права, напротив, создаются «горизон­тально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участ­ников международного общения.

5. По способу обеспечения исполнения норм.

Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принудительной силой государства.

В международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения междуна­родно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

Конвенция о запрещении разработки, производства, накоплении и применения химического оружия и его уничтожения 1993 г.

Главным обязательством конвенции, налагаемым на её участников, является запрет на производство и применение химического оружия, а также уничтожение всех его запасов. Конвенция также предполагает систематический контроль за военно-химическими производственными объектами, а также расследования по заявлениям о производстве и применении химического оружия. К августу 2010 года 188 государств являются участниками этой конвенции и ещё 2 страны подписали, но пока не ратифицировали её

Ключевые пункты Конвенции

· Запрещение производства и применения химического оружия

· Ликвидация (или использование в других целях) мощностей по производству химического оружия

· Уничтожение всех запасов химического оружия (включая запасы, находящиеся за пределами территории государства)

· Взаимопомощь между государствами и взаимодействие с ОЗХО в случае применения химического оружия

· Инспекции ОЗХО с целью контроля над производством химикатов, из которых может быть изготовлено химическое оружие

· Международное сотрудничество в мирном использовании химикатов в соответствующих областях

Субъекты современного международного права. Содержание и их правосубъектности.

Субъекты МП – участники международных отношений, установленных нормой права, обладающие международными правами и обязанностями.

Субъекты МП:

a) Государства

b) Нации и народы, ведущие международную вооруженную борьбу в порядке на самоопределение и осуществляющие полномочия

c) Международные межправительственные организации

d) Государственно-подобные образования

Они характеризуются признаками атрибутивного характера:

1. Международной правосубъектностью (международная правоспособность и международная дееспособность)

международная правоспособность – это способность субъекта МП иметь субъективные права, и нести юридические обязанности. Все субъекты МП обладают договорной правоспособностью.

международная дееспособность – осуществление субъектом МП самостоятельно своих прав и обязанностей.

Правосубъектность:

1) Общая – способность участников быть субъектом МП в целом

2) Отраслевая – способность быть стороной международного правоотношения в определенной области межгосударственных отношений

3) Специальная – способность быть участниками определенного круга правоотношений в рамках определенной отрасли международного права

Международная правосубъектность государства не зависит от волеизъявления других участников международных отношений. Сам факт появления государства порождает его международную правосубъектность. В отличие от других субъектов МП государства обладают универсальной правоспособностью, то есть способность иметь права, нести обязанности во всех сферах международной жизни.

2. Суверенностью

Под суверенностью субъекта МП понимают его определенную независимость от других субъектов МП в принятии и реализации того или иного решения по вопросам международной жизни.

3. Международными субъективными правами и юридическими обязанностями

Основные права и обязанности можно разделить на две группы: основные общесубъектные права, присущие всем категориям субъектов, и основные субъектно-видовые права, свойственные определенной категории субъектов.

Субъекты международного права, в зависимости от своей пра­вовой природы и происхождения, подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверен­ными и не суверенными.

42. Преступления, влекущие выдачу преступников. Правовые основания (правила) выдачи преступников (экстрадиция).

В международном праве выделяют две разновидности выдачи преступника: выдача для осуществления уголовного преследования и выдача для исполнения наказания.

Под выдачей преступников (экстрадицией) понимается передача лиц, совершивших преступления (преступников), одним государством (запрашиваемым), на территории которого они находятся, другому государству (запрашивающему), на территории которого было совершено преступление либо гражданином которого является преступник. Нормативным основанием для выдачи преступников служат:

1) многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений. В таких случаях Договаривающиеся Стороны обязуются осуществлять выдачу в соответствии со своим законодательством и действующими договорами»;

2) многосторонние конвенции об оказании правовой помощи по уголовным делам. «Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение»;

3) двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам либо о выдаче преступников.

4) национальное законодательство.

Юридическим основанием для выдачи преступника служит факт совершения им преступления. Международные договоры (как многосторонние, так и двусторонние) четко определяют категории преступлений, влекущих выдачу преступников.

Выдача для исполнения наказания имеет те же нормативные основания, что и выдача преступников для осуществления уголовного преследования. В частности, таковыми являются Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств - членов СНГ, а также Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 г., подписанная бывшими социалистическими государствами, в том числе СССР.

Юридическим основанием для выдачи служит приговор, вынесенный судом запрашиваемого государства в отношении гражданина запрашивающего государства. Причем выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые, во-первых, в соответствии с законодательством обоих государств являются наказуемыми и, во-вторых, за совершение которых лицо было приговорено к лишению свободы.

Передача осужденного для отбывания наказания может иметь место только после вступления приговора в законную силу. Наказание отбывается на основании приговора иностранного суда. Причем в отношении лица, переданного для отбывания наказания в государство, гражданином которого оно является, наступают те же правовые последствия осуждения, что и для всех других лиц, осужденных в данном государстве за совершение такого деяния.

Правопреемство и его виды.

Правопреемство - переход прав и обязанностей от одного субъекта правоотношений к другому. При этом правопреемник становится на место своего предшественника во всех правоотношениях, к которым применяется правопреемство Различают универсальное (общее) и сингулярное (частное) правопреемство.

В случае универсального правопреемства правопреемник занимает место своего предшественника во всех правоотношениях, за исключением тех, в которых правопреемство не допускается законом. Типичными примерами универсального правопреемства являются наследование (право) и правопреемство при реорганизации юридических лиц.

Например, при присоединении одного юридического лица к другому, присоединяемое лицо считается реорганизованным (статья 57 Гражданского кодекса РФ), а все его права и обязанности в полном объёме переходят к лицу, к которому оно присоединено.

При принятии наследства к наследнику (наследникам) в полном объёме переходят права и обязанности наследодателя. Наследство не может быть принято частично.

В случае сингулярного правопреемства правопреемник встает на место правопредшественника лишь в части тех правоотношений, на которые распространяется правопреемство. Например, в случае уступки права (требования), права и обязанности кредитора вытекающие из соответствующего обязательства, переходят к другому лицу.

Примерами сингулярного правопреемства являются, также, перевод долга, завещательный отказ и др.

Понятие международного права как правовой системы и его особенности.

МП - особая правовая система, регулирующая международные отношения посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливого выражения (обычай) согласия между ними и обеспечиваемых принуждением, форма, характер и пределы, которого определяются в международных соглашениях.

МП – особая правовая система, совокупность договорных и обычных норм, применяемых субъектами международного права для международного общения.

Особенности:

Главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между государствами.

Международное право действует только в отношениях между государствами как таковыми. Здесь задействован древнеримский постулат - par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет).

Другой особенностью системы международного права является отсутствие в ней какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний. Отдельные исключения из этого правила возникают лишь в XX веке (например, в форме санкций по решениям Совета Безопасности ООН).

Международное право имеет согласительную природу - в системе международного права нормативные предписания поведения государств не могут возникнуть иначе как в результате добровольного согласия между самими субъектами международных отношений (согласительный характер).

С древнейших времен народы стремились найти язык взаимопонимания – язык не диктата, но мира и согласия. Изломы цивилизации в конечном счете привели к появлению особого языка международного общения – международного права. Овеществленный в юридических нормах, он стал неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. На нем говорит мировое сообщество наций. Этот язык становится все более доступным для всех, а не только для посвященных в него дипломатов. Особенность современного понимания международного публичного права состоит в том, что оно рассматривается как массив правовых норм, применяемых, во-первых, к отношениям между государствами, во-вторых, к отношениям между государством и человеком (физическим лицом), в-третьих, к отношениям людей (физических и юридических лиц) между собой.

Международное право – это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности сверх пределов действия национального законодательства. Предмет нашего учебного курса – международное публичное право. Оно регламентирует политические, социальные и экономические отношения государств, запечатленные в международной жизни принципы, нормы и обычаи, которые возникают как результат согласования государственных воль, как синтез общих представлений человечества о справедливом и мирном сосуществовании наций. В отличие от курса международного частного права, здесь мы не касаемся подробностей материальных (вещных) отношений физических и юридических лиц в их международном общении.

Международное право – юридический феномен, который не может быть истолкован только в традиционном понимании. Ведь не существует общеобязательного свода международных законов. Нет карательного аппарата, принуждающего государства соблюдать эти законы. И все же международное право является особым видом правового бытия государств, обществ и людей, которые расценивают его как сверхзакон, обладающий особыми свойствами, например свойством интертемпоральной (межвременной) законности – обратной силы действия юридических норм. Будучи международно-законными в прошлом, они подлежат применению и в будущем.

В отличие от внутригосударственного права, всегда подразумевающего кару за нарушение законов или властное принуждение, международное право имеет иную природу. В международном праве нет верховной власти, которая была бы способна диктовать государствам свою волю. Однако сильные державы, подчас не считаясь с международным правом, склонны применять такие санкции, как блокады, военные акции. И это вызывает немало упреков в слабости и малозначительности международного права. Однако нарушение права не отрицает его ценности и лишь подчеркивает одну из его особенностей – международное право фиксирует состояние геостратегического противоборства общественных систем.

Международное право предусматривает и механизмы коллективного принуждения. В состоянии мира любая санкция, применение силы, включая действия коллективных сил по поддержанию мира, любое решение международного суда или арбитража действительны и правомерны в случае согласия с этим решением государства-ответчика. Исключение составляет только состояние войны, акт агрессии, когда возмездие достигается за счет военных средств. Международное право держится на добросовестном исполнении государствами принятых обязательств. В этом его главная особенность.

Международное право сформировалось независимо от желания отдельного человека или социальной группы, вследствие объективных общественных процессов, вызванных необходимостью налаживания международного общения. Даже на самых ранних этапах развития человечества народы поддерживали между собой отношения, которые регулировались обычаями и традициями, ставшими прообразом международного права. Особенность международного права состоит в том, что его нормы создаются в результате соглашения между независимыми и равными субъектами международного права – суверенными государствами. Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также формируются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права.

В международном праве многое держится на добросовестности, чести и слове, предопределено обычаями международной учтивости. В наши дни практика любезных отношений между нациями, предоставления друг другу привилегий (например, для дипломатов) рассматривается не как форма доброжелательности, но как существующее правовое положение.

Резюмируя сказанное, выделим основные юридические свойства международного права:

¦ предмет регулирования – международные отношения суверенных и независимых государств в области сохранения мира и всестороннего сотрудничества;

¦ субъекты международного права – суверенные государства, борющиеся за свою независимость нации, международные организации;

¦ объекты международного права – материальные и нематериальные блага (интересы), социальные, политические, экономические и иные действия или воздержания от действий;

¦ особенность нормообразования – создание норм путем согласования воль субъектов международного права, добровольно принимающих на себя международные обязательства;

¦ особенность реализации норм – выполнение их добровольно и свободно в единстве с международной ответственностью, включающей применение индивидуальных и коллективных принудительных мер к нарушителям международной законности.

Сущность международного права состоит в том, что оно отражает характер геостратегического партнерства на международной арене и юридически фиксирует уровень развития сотрудничества в деле обеспечения безопасности, а также в экономической, политической, гуманитарной, научно-технической, культурной и других областях.

Международное право является мощным инструментом воздействия на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося в условиях возникновения новых и сохранения прежних угроз безопасности государств и всего мирового сообщества. Поэтому использование арсенала средств, имеющихся в распоряжении международно-правовой мысли, в высшей степени важно для поддержания международного мира, законности и безопасности.

Формирование условий добрососедства, неприкосновенности Российской границы, содействие устранению имеющихся и предотвращению потенциальных очагов напряженности и конфликтов немыслимы без международно-правовых знаний. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, обеспечивающих гармоническое сопряжение национальных интересов государств, достигаются путем формирования и развития международно-правовой культуры. Будучи наиболее фундаментальным и стабильным правовым явлением, чем текущее законодательство, эта культура вбирает в себя громадный исторический опыт, познание которого дает ключ к пониманию сущности многих норм, принципов и институтов современного международного права.

Наука международного права имеет в России богатые исторические традиции и развивается в соответствии с государственными концептуальными документами по внешнеполитическим вопросам, принятыми как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Научные труды юристов-международников используются в дипломатической практике, при разработке проектов международно-правовых актов и в процессе их толкования и применения.

В нашей стране фундаментальные международно-правовые исследования проводятся под эгидой Российской академии наук. Систематически издаются научные работы, учебники и учебные пособия по международному праву. Значительную работу по координации научных исследований проводит Российская ассоциация международного права, которая издает «Российский ежегодник международного права». Статьи международно-правового характера публикуются в журналах «Международная жизнь», «Государство и право», «Правоведение», «Дипломат», «Вестник МИД», в сборниках, выпускаемых научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями.

Основными задачами международно-правового образования в России являются:

¦ удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения международно-правовых знаний, навыков и умений;

¦ реализация потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим юридическим образованием и кадрах высшей международно-правовой квалификации;

¦ организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам международного права;

¦ подготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников с целью их внешнеполитической деятельности;

¦ накопление, сохранение и приумножение международно-правовых, культурных и научных ценностей российского общества и государства;

¦ повышение уровня международно-правовых знаний многонационального народа России.

Понятие современного международного права и его особенности

Построение справедливого международного правопорядка на основе верховенства права возможно посредством установления в системе межгосударственных отношений высокого уровня доверия. Поддержание доверия на таком высоком уровне может быть обеспечено тогда, когда юридическая безопасность каждого государства, т.е. совокупность признанных за ним субъективных прав, надежно гарантирована и любые ее преднамеренные нарушения будут заранее исключены. Обеспечиваемая таким образом безопасность отдельного государства содействует поддержанию безопасности всего мирового сообщества в целом, что и является предпосылкой для построения справедливого миропорядка. Действенным механизмом реализации такой цели в целом является соблюдение на должном уровне основополагающих положений современного международного права.

Международное право - это самостоятельная, специфическая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм по регулированию сотрудничества между государствами и международными организациями как субъектами международного права. {Международным частным правом регулируются отношения с участием физических и юридических лиц через включение сюда иностранного фактора.)

Соблюдение норм международного права обеспечивается в случае необходимости принуждением, осуществляемым государствами, а также межгосударственными организациями.

Можно выделить следующие особенности международного права, отличающие его от внутригосударственного права.

Предмет регулирования

Предметом регулирования международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов. Внутригосударственное право регулирует отношения между субъектами внутри отдельного государства, как правило, в пределах государственной территории и в рамках внутренней компетенции.

Субъекты права

(Лица, поведение которых регламентировано нормами права). Субъектами международного права являются государства, нации и народы, борющиеся за свою независимость, а также международные организации. 11еобходимо отметить, что понятием "субъекты международного права" охватываются все организации, действующие в рамках межгосударственной системы (например, объединение государств, не составляющих межгосударственную организацию), а также международные комиссии, суды и т.д. Однако в своей деятельности они руководствуются нормами международного права.

Постановочно теоретическая конструкция субъектного состава современного международного права у российских ученых единообразна и в целом вписывается в круг обозначенных фигурантов. В фундаментальном труде В. М. Шуршалова "Международные правоотношения" (1971 г.) субъектами международного права признаются государства, борющиеся за свое освобождение нации и международные организации (с. 44-58). Г. И. Тункин в рамках своего академического исследования "Теория международного права" (1970 г.), констатируя правосубъектность государств как правосубъектность erga ounies (ввиду отсутствия необходимости ее признания другими государствами), справедливо отмечал, что международные организации (правосубъектность которых базируется на их уставе) не обладают ipso facto качеством правосубъектности erga omnes, поскольку здесь требуется признание со стороны государств (с. 407-412). Отечественные ученые И. И. Лукашук , С. В. Чсрниченко , авторские коллективы в своих трудах в качестве основных субъектов международного права называют государства, а в качестве производных - международные организации. Международное право осуществляет непосредственное регулятивное воздействие по линии суверенных образований - государств, а уже через них - в отношении международных организаций. В целом концептуальная позиция российских ученых по субъектному составу международного права согласуется с общемировым пониманием проблемы. И это вполне логично и понятно: российская наука международной юриспруденции определяет себя в качестве существенной части общемировой науки современного международного права.

Правовым параметром поведения субъектов международного права являются общепризнанные стандарты должного поведения, устанавливаемые международным правом. Соответственно, само международное право выполняет роль модулятора согласия государства по поводу юридически значимого правомерного поведения государств . Субъектами внутригосударственного права являются государство, государственные органы и должностные лица, граждане и другие физические лица, находящиеся на его территории, а также организации.

Основные черты современного международного права

Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло слож­ный и противоречивый путь развития. Его история воплощает те же закономерности и проблемы, которые присущи истории государства и права, и сохраняет те же специфические черты, свойственные именно межгосударственному правовому регули­рованию (см. гл. 2).

Существенным фактором совершенствования международ­ного права явились прогрессивные перемены в состоянии граж­данского общества, в межгосударственных взаимосвязях. Те коренные сдвиги в сфере внешней политики, которые породили Французская буржуазная революция в конце XVIII в. и Ок­тябрьская социалистическая революция в первой половине XX в., повлекли становление новых принципов и норм между­народного права, прежде всего таких начал, как уважение су­веренитета государств и признание их равноправия, невмеша­тельство в их внутренние дела, а позднее - отказ от войны как орудия национальной политики, неприменение силы или угро­зы силой, самоопределение народов и наций, уважение прав и свобод человека и др.

Современное международное право функционирует в слож­ной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-по­литическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами "из­бавить грядущие поколения от бедствий войны", обеспечить поддержание международного мира и безопасности, "содейст­вовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе" (формулировки преамбулы Устава ООН), раз­вивать дружественные отношения между государствами "неза­висимо от политических, экономических и

* Доклад Комиссии международного права о работе ее 48-й сессии. 6 мая - 26 июля 1996 г. ООН. Нью-Йорк, 1996. С. 29-32.

социальных систем и от уровня их развития" (формулировка Декларации о прин­ципах международного права, касающихся дружественных от­ношений и сотрудничества между государствами в соответст­вии с Уставом ООН).

Современное международное право постепенно преодоле­ло былой дискриминационный характер, рассталось с концеп­цией "международного права цивилизованных народов", исклю­чавшей из равноправного общения так называемые слабораз­витые страны. Сегодня можно констатировать достижение уни­версальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международ­ных договорах могут участвовать все заинтересованные госу­дарства.

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности чело­вечества. Устав ООН выразил решимость государств "прояв­лять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как доб­рые соседи".

Современное международное право выработало достаточ­но действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимопри­емлемые процедуры решения межгосударственных споров мир­ными средствами.

Современное международное право имеет сложную нор­мативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет "привязку" к каждому отдельному государству в том смысле, что на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою меж­дународно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.

Отмеченное обстоятельство не дает повода для утвержде­ния, будто каждое государство имеет "свое" международное право. Но у каждого государства как субъекта общего, универ­сального международного права есть и свои собственные меж­дународно-правовые компоненты. Для Российской Федерации основными источниками международного права, как и для всех других государств, являются такие универсальные междуна­родно-правовые акты, как Устав Организации Объединенных Наций, Венская конвенция о праве международных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Международные пакты о правах человека, Конвенция ООН по морскому праву, Договор о принципах деятельности государств по исследова­нию и использованию космического пространства, включая Лу­ну и другие небесные тела, и подобные им по охвату государств общие многосторонние договоры, а также общепризнанные обы­чаи.

Вместе с тем только для Российской Федерации и для взаи­модействующих с ней в конкретных вопросах правового регу­лирования государств источниками международного права яв­ляются (назовем лишь отдельные примеры): Устав Содружест­ва Независимых Государств и другие соглашения в рамках Со­дружества, Договор по открытому небу и другие договорные акты в рамках СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе), Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана, заключенная Россий­ской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией, Соглашение о сохранении белых медведей, подпи­санное от имени правительств Союза Советских Социалистиче­ских Республик, Соединенных Штатов Америки, Канады, Нор­вегии и Дании, а также десятки других локальных актов с не­сколькими участниками и тысячи двусторонних договоров (со­глашений, конвенций, протоколов) различного характера - о режиме государственной границы, о разграничении континен­тального шельфа и исключительной экономической зоны, о пра­вовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семей­ным и уголовным делам, об эквивалентности дипломов об обра­зовании, ученых степеней и званий, об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и т. д.

В условиях Российской Федерации оценка этой концепции сопряжена с учётом особого обстоятельства - участия в право­вом регулировании не только российского законодательства и заключенных Россией международных договоров, но также от­дельных законов и иных правовых актов СССР, поскольку они касаются не урегулированных пока российским законодатель­ством вопросов, и многих международных договоров СССР.

Следует отметить, что вопрос о применимости законов СССР решается самими новыми государствами как в их законодатель­стве, так и в их взаимных договоренностях. Так, в Соглашении о принципах сближения хозяйственного законодательства го­сударств - участников Содружества от 9 октября 1992 г. ска­зано: "По вопросам, не урегулированным хозяйственным зако­нодательством, Стороны согласились временно применять нор­мы законодательства бывшего Союза ССР в части, в которой они не противоречат конституциям и национальному законода­тельству Сторон".

Прекращение существования в декабре 1991 г. Союза ССР как государственного образования и как субъекта международ­ного права не означало прекращения действия заключенных в предшествующие годы от имени Союза ССР международных договоров и принятых им других международных юридических актов, а также признанных им международных обычаев. Его правомочия и обязательства, составившие содержание указан­ных источников права, в порядке международного правопреем­ства переходят к Российской Федерации (в различной степени и к другим новым независимым государствам, ранее входив­шим в состав СССР в качестве союзных республик). Соответст­венно употребляемые ныне в официальных документах форму­лировки - "международные договоры Российской Федерации", "действующие международные договоры", "международные договоры с участием Российской Федерации" и т. п. - охваты­вают как международные договоры, заключенные от имени Рос­сийской Федерации, так и сохраняющие юридическую силу международные договоры Союза ССР.

Современное международное право является основой ме­ждународного правопорядка, обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств. При этом в рамках коллективных действий складывается более или менее стабильный санкционный механизм, представленный прежде всего, Советом Безопасности ООН, а также соответствующими региональными органами. Этот международный механизм взаи­модействует с внутригосударственным механизмом.

Сегодня имеются достаточные основания для вывода об эффективности международного права и о его дальнейшем про­грессе.