Основы конституционного строя рф 6 основных положений. Понятие конституционного строя Российской Федерации и его основы. Единство государственной власти

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.


Конституционный строй – это определенная форма организации государства, закрепленная в его конституции и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Основы конституционного строя принято подразделять: политические, экономические, социальные и духовные.
Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.
Основами конституиирнного строя согласно Конституции РФ являются:
признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
демократический характер государства;
правовой характер государства;
социальный характер государства;
федеративная форма государственного устройства;
республиканская форма правления;
признание частной собственности, равенство всех форм собственности;
суверенитет;
единое экономическое пространство.
Все нормы Конституции, иное законодательство связаны основами конституционного строя. Это значит, что нельзя принять поправку к Конституции, иной нормативно-правовой акт, которые не соответствуют основам конституционного строя. Например, нельзя включить в Конституцию норму об унитарном характере государства, пока одной из основ конституционного строя является федерализм.
Политические и духовные основы конституционного строя.
Ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Демократия – это такая форма организации государства, при которой единственным источником власти является народ.
Демократический характер государства выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании защиты прав и свобод гражданина, в разделении властей, в гарантии местного самоуправления, политическом многообразии, многопартийности, в свободе экономической деятельности, в многообразии форм собственности.
Признаки демократического и правового государства во многом пересекаются. Для правового государства характерно: верховенство права, верховенство закона, разделение властей, соблюдение и защита прав человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.
Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправие и самоопределение народа.
Главным признаком республиканской формой правления является выборность и сменяемость главы государства.
Форму правления РФ можно определить как смешанную (президентско – парламентская республика), сочетающую признаки президентской и парламентской республики.
Духовные основы конституционного строя РФ характеризуются светским характером государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Экономические и социальные основы конституционного строя РФ. Экономическими основами являются единство экономического пространства РФ, свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности.
Социальные основы. Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и иных пособий государственной защиты.

Еще по теме 5.3. Основы конституционного строя:

  1. РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. §1. Экономическая основа конституционного строя Российской Федерации
  3. РАЗДЕЛ II.ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ИСВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. §2. Основы конституционного строя Российской Федерации
  5. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993)? (Извлечение) Раздел I. 5.1.1.9.1 Глава 1. Основы конституционного строя

В результате изучения главы студент должен:

  • знать определение понятия основ конституционного строя; виды основ конституционного строя; концепции правового статуса личности; сущность термина "высшая ценность";
  • уметь сравнивать термины "конституционный строй", "общественный строй", "государственный строй"; показать взаимосвязь основ конституционного строя России с общечеловеческими ценностями, выработанными мировой цивилизацией;
  • владеть навыками анализа влияния основ конституционного строя на другие конституционно-правовые институты, выделения основных проблем в регулировании основ конституционного строя, моделирования путей и способов их разрешения.

Основы и структура конституционного строя

Раздел первый Конституции РФ открывается гл. 1 "Основы конституционного строя". Понятие основ конституционного строя является новым как для Конституции РФ, так и для науки конституционного права.

В конституциях советского периода использовались понятия общественного строя (общественного устройства, его основ) и государственного строя.

Понятие "общественный строй" включало экономическую и политическую систему общества, его социальные основы.

Под экономической системой общества понималась совокупность общественных отношений, выражающих главные устои производства, распределения и обмена в сфере экономической жизни общества.

Под политической системой общества понимался механизм народовластия, имеющий целью обеспечить управление государственными и общественными делами в соответствии с волей народа. Политическая система состояла из государства, общественных объединений и политических партий. По Конституции РСФСР 1978 г. в состав политической системы входили трудовые коллективы, которые были наделены рядом полномочий по участию в политической жизни страны, в частности по участию в выборах представительных органов государственной власти.

Социальную основу общества составляли отношения между социальными группами и слоями общества.

Понятие государственного строя обозначало основные характеристики государства, его территориальную организацию, системы государственных органов, порядок их образования и взаимодействия как между собой, так и с гражданами и их объединениями.

Понятие "конституционный строй " является более широким. Оно включает в себя характеристику как общественного, так и государственного строя. Конституционный строй возможен только в правовом конституционном государстве. Основным отличительным признаком правового (конституционного) государства является подчинение государства праву. Оно в своей деятельности, в осуществлении всех форм власти ограничено и связано правом.

Конституционный строй РФ – закрепленное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличительным признаком которого является подчинение государства и общества праву.

Подчинение государства и общества праву должно быть обеспечено гарантиями, которые являются одновременно основами конституционного строя. Основы конституционного строя представляют собой общечеловеческие ценности, выработанные мировой цивилизацией, возникшие в период буржуазных революций и воспринятые конституциями современных демократических государств, в том числе Конституцией РФ. Они имеют универсальный характер для мировой цивилизации, определяют взаимоотношения между личностью, обществом и государством. Закрепленные гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя представляют собой нормы-принципы, развиваемые нормами других глав Конституции РФ. Их особая юридическая природа, верховенство обеспечиваются особым порядком их пересмотра, предусмотренного ст. 135 Конституции РФ. Определим конкретные виды основ конституционного строя Российской Федерации .

Важнейшим субъектом конституционно-правовых отношений является народ. В конституционном государстве должно быть закреплено и обеспечено участие граждан в осуществлении власти как непосредственно, так и через представителей. С. А. Котляревский писал, что "в конституционном государстве всякий полноправный гражданин через своих представителей является участником в создании того акта государственной воли, который именуется законом; он не получает этого веления со стороны, как чего-то чуждого ему" . Конституционное государство предполагает наличие непосредственной и представительной демократии. Оно сближает представителей и представляемых и стремится создать из тех и других единое гражданское общество.

Гражданское общество является следствием длительного развития самого общества, социального прогресса, культуры, цивилизации. Оно представляет собой особый стиль жизни, мышления и общения, особый экономический уклад. Гражданское общество – открытое, демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. В гражданском обществе интеграция личности и государства происходит через независимые социальные институты, такие как церковь, политические партии, общественные объединения. Задача гражданского общества в лице таких социальных институтов состоит в обеспечении автономии человека от государства, в защите сто основных прав, свобод и законных интересов от злоупотреблений со стороны государственного аппарата, его должностных лиц.

Следовательно, народовластие является важнейшим признаком конституционного государства и в то же время основой конституционного строя.

Составной частью российского народа являются граждане Российской Федерации. Непременным условием народовластия является соблюдение и охрана прав и свобод человека. Закрепление человека, его прав и свобод высшей ценностью является важнейшей гарантией подчинения государства праву и непременным условием признания государства конституционным. Признание человека высшей ценностью, а обязанностью государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – составная часть народовластия как основы конституционного строя РФ.

Важнейшим субъектом конституционно-правовых отношений является Российское государство как государственная организация российского многонационального народа. Характеристике Российского государства посвящен ряд статей гл. 1 Конституции РФ, которые в совокупности характеризуют его как основу конституционного строя.

Государство, в котором обеспечено подчинение государственного аппарата, всех должностных лиц, граждан праву, называется правовым . Не случайно в дореволюционной науке конституционного права термины "конституционное" и "правовое" государство использовались как тождественные по своему содержанию. По мнению В. М. Гессена, "только конституционное государство может быть государством правовым; отождествление понятий правового и конституционного государства является общим местом современной германской доктрины государственного права" . Поэтому правовой характер конституционного государства является признаком российского государства как основы конституционного строя Российской Федерации.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, господство права в государственной и общественной жизни страны предполагает и требует последовательного и строгого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Источником власти остается народ. Однако полномочия по осуществлению власти распределяются между тремя ветвями власти, которые независимы друг от друга по своему составу и положению, сдерживают друг друга. Суть разделения властей – в обеспечении защиты свободы граждан путем создания системы сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной властями, нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом.

Таким образом, следующий признак Российского государства как основы конституционного строя – разделение властей.

Поскольку основной обязанностью конституционного государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, то оно должно создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Следовательно, конституционное государство должно быть социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальный характер конституционного государства – признак Российского государства как конституционной основы.

Для того чтобы гарантировать основные права и свободы человека и гражданина, обеспечить народовластие, государство должно быть суверенным, т.е. обладать качествами верховенства, самостоятельности и независимости в осуществлении государственной власти как внутри страны, так и на международной арене. Не может быть конституционным государство, которое нс обладает качествами верховенства, самостоятельности и независимости, руководители которого получают денежное содержание от иностранного государства.

Суверенный характер Российского государства составляет основу конституционного строя Российской Федерации.

Значительную роль в функционировании государственной власти, определении характера взаимоотношений, распределении компетенции между центральными органами государственной власти и органами власти составных частей государства имеет его форма государственного устройства. Российское государство по форме государственного устройства является федеративным, что составляет следующий признак российского государства как основы конституционного строя.

В России никакая религия нс может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Сказанное определяет светский характер российского государства и составляет один из его конституционных признаков.

Важное значение для определения системы органов государственной власти, порядка их формирования и взаимодействия имеет форма правления государства. Статьей 1 Конституции РФ в качестве неотъемлемого признака, характеризующего Российское государство, закреплена республиканская форма правления.

Конституционный строй невозможен без наличия не только юридического, но и реального идеологического и политического многообразия. В конституционном государстве никакая идеология не получает статус официальной государственной или обязательной. Разнообразные политические идеи относительно путей развития России могут вырабатываться, развиваться и пропагандироваться многообразными и равными перед законом политическими партиями. Для выражения и защиты интересов различных групп граждан перед государством создаются общественные объединения. Политические партии и общественные объединения, представляющие различные мнения в качестве идеологических течений, необходимое условие наличия гражданского общества. Итак, идеологический и политический плюрализм основа конституционного строя РФ.

Народовластие, высшая ценность человека, его основных прав и свобод, правовой и социальный характер государства, разделение властей предполагают необходимость местного самоуправления, которое можно считать обязательным условием конституционного характера государства. Местное самоуправление как одна из форм публичной власти народа обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Оно осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Итак, местное самоуправление следующая основа конституционного строя РФ.

Важнейшими гарантиями конституционного характера государства являются: признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, которые составляют экономическую основу конституционного строя РФ.

Не все из перечисленных основ конституционного строя являются обязательными для признания строя определенного государства конституционным. Народовластие, высшая ценность человека, его прав и свобод, демократический, правовой, социальный характер Российского государства, разделение властей, местное самоуправление, идеологический и политический плюрализм являются обязательными признаками конституционного государства, характеризуют основы конституционного строя России.

Вместе с тем Конституция РФ в гл. 1 называет такие признаки Российского государства, как республиканская форма правления , федеративное устройство, светский характер. Включение их в первую главу можно объяснить стремлением законодателя дать наиболее полную характеристику Российского государства. Однако перечисленные признаки

Российского государства нельзя признать обязательными для признания конституционного строя любого государства. Так, некоторые государства имеют монархическую форму правления (Великобритания, Дания, Швеция), унитарное государственное устройство (Испания, Норвегия, Финляндия, Швеция), тем не менее они признаются конституционными государствами, имеющими конституционный строй.

Кроме того, отдельные государства хотя и закрепляют равенство религиозных конфессий, но одна из религий признается наиболее традиционной, пользуется определенными привилегиями и оказывает большое влияние на жизнь этих стран (Италия, Япония, Англия).

Основы конституционного строя России можно классифицировать на основы конституционного государства и основы конституционного общества.

К основам конституционного государства относятся: народовластие, республиканская форма правления, разделение властей, правовое государство, социальное государство, федеративное государство, суверенное государство, светское государство.

К основам конституционного общества относятся: идеологический и политический плюрализм; экономическая основа общества, местное самоуправление.

Главным принципом конституционного строя, пронизывающим содержание как основ конституционного государства, так и основ конституционного строя общества, является сформулированный в ст. 2 Конституции РФ принцип: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

  • Котляревский С. А. Конституционное государство. СПб., 1907. С. 9.
  • Гессен В. М. Основы конституционного нрава. 2-с изд. Петроград, 1918. С. 6.

Конституция (от лат. constitutio - устанавливаю) - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.

Первой конституцией в подлинном ее понимании была Конституция США 1787 г. В XIX веке конституции были приняты в большинстве европейских стран.

В истории Российской Федерации насчитывалось пять Конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности Конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, утверждение прежних концепций или развитие новых.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в Российской газете. Она кардинально отличается от ранее действовавших советских Конституций. Закрепляемый ей общественный и государственный строй получил последовательное правовое оформление. Конституция содержит четко проработанные нормы о разделении властей, определив компетенцию каждой из ветвей власти. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное Собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами федерации. Она обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок внесения поправок.

Принципы российского конституционного права :

Демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

Высшая ценность - права и свободы человека

Источник власти - многонациональный народ

Разделение властей и самостоятельность органов ветвей власти

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории

Конституция России :

Определяет основы конституционного строя

Определяет государственное устройство

Регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов

Устанавливает избирательную систему

Фиксирует права, свободы и обязанности граждан

Устанавливает символы государства

Определяет компетенцию высших гос. органов

Определяет основы правосудия

Недостатки Конституции России :

По Конституции, в России установлена так называемая французская, «смешанная» (президентско-парламентская) модель организации власти, которую считают не очень удачной, т.к. слабыми полномочиями обладает представительная власть, которая в демократическом обществе является главным противовесом авторитаризма и тоталитаризма

Неурегулированность отношений между центром и регионами

Чрезмерно сложная процедура принятия поправок

Слишком широк перечень причин, по которым прав и свободы могут быть отменены «в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Высказываются опасения о том, что у властей остается возможность наступления на права граждан, т.к. среди прав, которые могут быть «отменены в случае введения чрезвычайного положения», оказались такие, как равенство всех перед законом, право на свободу и личную неприкосновенность, свобода мысли и слова, свобода массовой информации, гарантии государственной защиты прав и свобод

Самые значительные, практически неконтролируемые полномочия сосредоточены в руках президента, т.к. ему придаются не только права исполнительной, но и элементы полномочий других ветвей власти.

К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).

      принципы - основы организации государственной власти;

      принципы организации и функционирования гражданского общества;

      принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека;

      принципы, определяющие место Российской Федерации в мировом сообществе.

Конституционный строй РФ


Лекция:

Конституция РФ


Конституция РФ – это основной закон нашего государства, обладающий высшей юридической силой, принятый всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя и государственного устройства РФ, гарантирует права и свободы человека и гражданина. Это документ особой важности, каждый гражданин должен познакомиться с его содержанием для того, чтобы:

    знать свои права и обязанности;

    иметь представление об органах государственной власти (Президенте, Федеральном Собрании, Правительстве) и органах МСУ (местного самоуправления), их полномочиях;

    знать, как устроено наше государство, какое оно по форме правления, форме государственного устройства и политическому режиму.

Конституция состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав:

  1. Основы конституционного строя
  2. Права и свободы человека и гражданина
  3. Федеральное устройство
  4. Президент
  5. Федеральное собрание
  6. Правительство
  7. Судебная власть
  8. Местное самоуправление
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Всего в Конституции 137 статей. Их знание пригодится вам как в жизни, так и для сдачи ЕГЭ по обществознанию, особенно для решения задания 16.

Основы конституционного строя РФ


Основы конституционного строя РФ составляют первичную нормативную базу для всех правовых актов. К основным принципам конституционного строя РФ относятся:

  • Народовластие (прямая и представительная демократия)
  • Приоритет прав и свобод человека и гражданина
  • Верховенство закона
  • Федерализм
  • Суверенитет государства
  • Социальный характер государства
  • Светский характер государства
  • Республиканская форма правления
  • Политический плюрализм
  • Многообразие форм собственности

Основы конституционного строя изложены в главе I Конституции РФ и конкретизируются в других её главах. Коротко охарактеризуем статьи главы I Конституции РФ:

    Статья 1 провозглашает нашу Родину демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Из данной информации мы можем извлечь то, что политический режим в РФ – демократический, форма государственного устройства – федерация, форма правления – республика. Чтобы вспомнить характеристику этих форм обратитесь к теме

  • Статья 2 посвящена человеку и гражданину, она закрепляет обязанность государства соблюдать и защищать наши права и свободы.
  • Статья 3 провозглашает многонациональный народ России суверенным и единственным источником власти. Это означает то, что органы власти формируется народом. Как? Путём выборов. Кроме того, человек может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, воздействовать на принимаемые ими политические решения в целях защиты своих интересов.
  • Статья 4 закрепляет суверенитет территории РФ. Вспомните, это один из признаков любого государства, означающий независимость в решении внутренних и внешних вопросов. Данная статья объявляет верховенство Конституции и Федеральных законов для обеспечения целостности территории РФ.
  • Статья 5 конкретизирует федеративное устройство России и объявляет республики, края, области, города федерального значения и другие субъекты равноправными.
  • Статья 6 закрепляет основы гражданства, приобретаемое и прекращаемое на законных основаниях.
  • Статья 7 характеризует Россию как социальное государство. Это означает то, что политика должна быть направлена на благоустройство граждан, обеспечение их достойной жизни.
  • Статья 8 закрепляет основы рыночной экономики: свободу предпринимательства, конкуренции, разнообразие форм собственности и т.д.
  • Статья 9 посвящена охране земли и природных богатств.

  • Статья 10 закрепляет ещё один важный признак демократического государства – разделение властей на три самостоятельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную).
  • Статья 11 регламентирует то, что государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, судами РФ и соответствующими органами, образуемыми в субъектах. Данная статья закрепляет принцип федерализма – двухуровневую систему государственных органов. Вспомните, первый уровень – федеральные органы, второй уровень – органы субъектов РФ.
  • Статья 12 признает и гарантирует местное самоуправление (МСУ). Органы МСУ обладают самостоятельностью в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти. Статья 133 Конституции закрепляет гарантии обеспечения деятельности органов МСУ. Во - первых, это право на судебную защиту , к примеру, граждане, проживающие на территории муниципалитета или сами органы МСУ могут обращаться в суд с требованием признания акта государственного органа власти недействительным, если последний ущемляет законные интересы граждан муниципалитета. Во - вторых, право на компенсацию дополнительных расходов , возникших в результате исполнения решений, возложенных органами государственной власти. Несмотря на свою самостоятельность органы МСУ должны выполнять решения органов государственной власти (например, постановление Правительства об установке счётчиков на воду). Поэтому, затраты органов МСУ, связанные с исполнением этих решений компенсируются за счёт федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. В - третьих, запрет на ограничение прав местного самоуправления , установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это означает то, что органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесённые к ведению органов МСУ (владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью - жилищным и нежилым фондом; утверждение и исполнение местного бюджета; содержание инфраструктуры - газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и прочие вопросы).
  • Статья 13 провозглашает идеологическое многообразие, поэтому в РФ не может устанавливаться единая идеология.
  • Статья 14 характеризует нашу страну как светское государство. В РФ как не может быть единой идеологии, так и религии единой быть не может. Закрепляется свобода совести и вероисповедания. Религиозные объединения отделены от государства. То есть государство не вмешивается в религиозную сферу само и не привлекает религиозные объединения к реализации государственных функций. Но это не значит, что два важных социальных института: государство и религия, не взаимодействуют. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, оказывает им финансовую помощь, обеспечивает преподавание дисциплин религиозного характера. А религиозные учреждения помогают государству в решении общественных задач, к примеру, воспитание молодого поколения в духе толерантности, борьба с терроризмом и т.д.

  • Статья 15 провозглашает высшую юридическую силу Конституции на территории РФ, её прямое действие.
  • Статья 16 закрепляет неизменность основ конституционного строя, кроме как в случаях, предусмотренных самой Конституцией в главе 9.

Правовой статус человека и гражданина


Конституция РФ в статье 2 закрепила статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И в ней же закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Глава II Конституции РФ закрепляет права и свободы человека и гражданина, принадлежащие ему от рождения.
Рассмотрим классификацию прав и свобод , которые составляют правовой статус человека и гражданина РФ:

    Личные (гражданские) права и свободы являются прирожденными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной или религиозной принадлежности, социального положения. К ним относятся: право на жизнь, право на имя, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища, запрет принудительного труда, тайна переписки, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания.

    Политические права и свободы тесно связаны с принадлежностью лица к данному государству, то есть с гражданством и определяют участие граждан в общественной и политической жизни страны. К ним относятся: равенство всех перед законом, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода союзов, право обращаться в органы государственной власти и МСУ с предложениями, жалобами, заявлениями.

    Социально – экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. К ним относятся: право на труд, право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.

    Культурные права и свободы обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся: право на образование, свобода творчества, свобода преподавания, право получения образования на родном языке и др.

    Экологические права и свободы: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Конституционными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются:

    Государственная защита прав и свобод. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина РФ. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан о нарушении прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ и принимает меры по их восстановлению.

    Право на самозащиту. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Данное право граждане могут реализовать, обратившись в суд с иском либо заявлением и жалобой в компетентный орган или должностному лицу, либо самостоятельно своими действиями.

    Судебная защита прав и свобод.

    Право на международную защиту. Согласно статье 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека) в том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    Квалифицированная юридическая помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.

    Возмещение государством вреда , причинённого незаконными деяниями органов государственной власти или должностными лицами.

Правовой статус человека и гражданина состоит не только из прав и свобод, но и обязанностей. Обязанности – это действия, возложенные на человека и гражданина, требующие безусловного выполнения.
Конституционными обязанностями являются:

    Соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15)

    Уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17)

    Обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ)

    Обязанность каждого гражданина получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ)

    Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ)

    Платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)

    Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)

    Защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).