Непосредственная демократия в современном государстве. Прямая демократия. Конституционное право. Университетский курс Непосредственная демократия и ее формы

Наиболее распространенной формой непосредственной демократии являются выборы.

Под выборами в конституционном праве обычно понимают участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления функций по осуществлению власти.

С помощью выборов формируются различные органы государственной власти - парламенты, президенты, главы администраций, судебные органы, а также органы местного самоуправления.

Конституции, как правило, закрепляют главные принципы избирательного права, определяют круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения избирательного права. Причем объем конституционного регулирования довольно различен. Одни конституции ограничиваются отдельными разрозненными статьями, а другие вводят специальные главы или разделы о выборах.

Конституционные положения детально развиваются в избирательных законах, регламентах палат законодательных (представительных) органов власти и иных нормативных актах.

Избирательное право и выборы являются важнейшим элементом политической жизни любой страны также потому, что с их помощью происходит легитимация власти Избирательное право в Европе и Росcии / Водовозов В.В. - М.: Тип. АО `Брокгауз-Ефрон`, 1906. - 116 с..

Референдум

Важнейшей формой прямого народовластия является референдум.

Референдум - это всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане государства, имеющие избирательные права. Он проводится по особо важным вопросам государственной либо общественной жизни.

В конституционном праве различают несколько видов референдума:

  • а) императивный и консультативный;
  • б) конституционный и законодательный;
  • в) обязательный и факультативный;
  • г) общегосударственный и местный.

При императивном референдуме волеизъявление народа выражается в принятии решения, имеющего важную юридическую силу и действующего на всей территории страны.

Консультативный референдум имеет целью выявление общественного мнения, которое учитывается органами государственной власти в процессе принятия какого-либо закона или иного важного решения.

Разделение референдума на конституционный и законодательный основано на правовом характере принимаемых актов: конституции или закона.

Обязательным референдум считается тогда, когда орган, его назначающий, обязан при наличии определенных конституцией условий назначить его проведение. При факультативном референдуме, наоборот, компетентный государственный орган по своему усмотрению решает вопрос о назначении референдума Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова -- М.: Издательская группа ИНФРА * М--НОРМА, 1997 - Теория государства и права.

Референдумы могут проводиться либо по инициативе высших законодательных органов (например, Швейцария, Норвегия, Дания, Болгария), либо по инициативе президента (Франция, Греция).

Отношение к референдуму также различное. Например, в США нет федерального законодательства о референдуме, а на уровне отдельных штатов они носят в основном консультативный, совещательный, а не обязательный характер. Это связывают с тем, что американцы считают проведение референдумов нецелесообразным, поскольку в этих случаях, по их мнению, происходит подмена представительных органов, а значит и снимается с них ответственность за принимаемое решение. Кроме того, имеется опасение некомпетентного решения вопросов на референдумах и подмены профессионализма популизмом. Кроме того, американцы против проведения референдумов из-за их дороговизны.

В соответствии с п. 6 ст. 29 Основного закона в ФРГ предусматривается возможность проведения референдума, народного опроса и народной инициативы. Подробности их проведения регулирует Федеральный закон о процедуре референдума, народной инициативы и народного опроса от 30 июля 1979 г. В соответствии с этим законом, раздел первый которого посвящен референдуму, установлено, что предметом референдума является закон о новом территориальном делении. Здесь определяется порядок проведения референдума и порядок образования новой земли или земли в новых границах.

Второй раздел закона посвящен народной инициативе и устанавливает, что на ограниченной территории с взаимосвязанными населенными пунктами и экономикой, если ее отдельные части находятся в нескольких землях, а население составляет не менее одного миллиона человек, может быть осуществлена процедура народной инициативы. При этом народная инициатива направлена на то, чтобы территория нового районирования приобрела единую земельную принадлежность.

Предметом народного опроса в соответствии с разделом третьим Федерального закона является принятие закона, по которому предлагается изменение принадлежности территорий к той или иной земле. Опрашиваемый должен ответить, согласен ли он с предлагаемым изменением территории к той или иной земле или желал бы сохранения ее прежнего статуса.

Таким образом, все три предусмотренные законом ФРГ непосредственные формы народовластия: референдум, народная инициатива и народный опрос связаны с территориальным делением страны. При этом не допускается проведение референдума в отношении законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров Федеративная Республика Германии. Конституция и законодательные акты. М., 1991. С. 149--167..

Статья 132 Конституции Италии предусматривает возможность проведения референдума о территориальном изменении областей: слияние существующих областей, создание новых, а также может быть разрешено провинциям и общинам по их желанию отделиться от одной области и присоединиться к другой. Кроме того, ч. 2 ст. 71 Конституции Италии предусматривает и такую форму непосредственной демократии, как законодательная инициатива народа: «Народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее чем пятидесяти тысяч избирателей законопроекта, составленного в форме статей закона».

По конституционному законодательству Италии и Франции референдумы проводятся при необходимости внесения изменений в Конституцию. Так, итальянская конституция устанавливает, что законы, изменяющие Конституцию, сначала принимаются каждой из палат парламента после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев, а затем одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при повтором голосовании.

В Италии такие законы выносятся на референдум, если в течение трех месяцев по их опубликовании этого потребует пятая часть членов одной из палат, или пятьсот тысяч избирателей, или пять областных советов. При этом ст. 138 Конституции Италии устанавливает, что закон, вынесенный на референдум, не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительными голосов. Если же в каждой из палат закон, изменяющий Конституцию, принят большинством двух третей их членов, то референдум не проводится Италия: Конституция и законодательные акты. М., 1988. С. 179.

Во Франции инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту Республики, действующему по предложению Премьер-министра, а также членам Парламента. Требуется, чтобы проект или предложение пересмотра Конституции были приняты двумя палатами в идентичной редакции. Пересмотр Конституции является окончательным после одобрения его референдумом. Однако проект пересмотра не передается на референдум, гласит ст. 89 Конституции Франции, когда Президент Республики решает представить его на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса. В этом случае, также как и в Италии, требуется голосование квалифицированным большинством голосов. Проект пересмотра Конституции Франции считается одобренным только тогда, когда он получает большинство в три пятых общего числа поданных голосов.

Кроме того, французская конституция устанавливает два случая, когда никакая процедура пересмотра конституции не может быть начата или продолжена: это, во-первых, при посягательстве на целостность территории, и, во-вторых, не может быть предметом пересмотра республиканская форма правления Избирательное право в Европе и Росcии / Водовозов В.В. - М.: Тип. АО `Брокгауз-Ефрон`, 1906. - 116 с..

Итальянская конституция в ст. 75 предусматривает возможность проведения референдума для отмены, полностью или частично, любого закона или акта Республики, имеющего силу закона, за исключением законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров. Вынесенное на референдуме предложение считается принятым, если в голосовании участвовали большинство имеющих на это право и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными. Более подробно порядок проведения референдума и законодательной инициативы в Италии регулируется Законом № 352 от 25 мая 1970 г., утвердившим Положения о референдумах, предусмотренных Конституцией, и законодательной инициативе народа Италия: Конституция и законодательные акты. М., 1988. С. 179

Федеральный закон различает формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (референдум, выборы, голосование, отзыв, сходы), при которых население самостоятельно или через своих представителей решает соответствующие вопросы, и формы участия населения в решении вопросов местного значения (собрания, конференции, опросы, публичные слушания, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление и др.), когда население вправе высказать свое мнение, но последнее слово остается за органами местного самоуправления.

Формы осуществления населением власти. Основной формой непосредственного решения населением вопросов местного значения признается референдум, который может проводиться на всей территории муниципального образования в целях решения вопросов местного значения (некоторые вопросы местного значения не могут быть предметом референдума). Более подробно вопросы организации в том числе местного референдума регулируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Местный референдум может быть инициирован гражданами, избирательным объединением, иными общественными объединениями, а также совместно представительным органом и главой местной администрации. Граждане в поддержку своей инициативы сначала должны образовать инициативную группу, потом собрать подписи (не более 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования). При инициировании любым субъектом референдума он назначается представительным органом в течение 30 дней со дня поступления документов в этот орган или судом. Организацию референдума обеспечивают комиссия референдума или избирательные комиссии. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Другой не менее значимой формой прямой демократии выступают муниципальные выборы. Эти выборы, как и все иные, проводятся на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права, при тайном голосовании. При наличии общих принципов организации выборов имеются и различия. В частности, в муниципальных выборах в отличие от иных могут участвовать иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, на основе международного договора. Не участвуют в муниципальных выборах военнослужащие, призванные на военную службу не с территории данного муниципального образования. Выборы, как и референдум, назначаются представительным органом. Нововведением является установление для представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов требования не менее половины депутатских мандатов распределять между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Достаточно новой и самостоятельной формой прямой демократии является голосование. Законом предусмотрено два вида голосования, осуществляемого в порядке, установленном федеральными и региональными законами для проведения местного референдума, с определенными особенностями. Во-первых, это голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Основанием для отзыва может служить только конкретное противоправное решение или действие (бездействие) лица в случае его подтверждения в судебном порядке. При этом лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Во-вторых, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится еще один вид голосования на всей территории муниципального образования или на части его территории - по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Данное мероприятие считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Еще одной формой прямой демократии является сход граждан, который осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования (в том числе отнесенные к исключительной компетенции). Такая форма применяется в маленьких муниципальных образованиях, где численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом, а решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Как при любой форме прямой демократии, решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Формы участия населения в осуществлении власти. В их числе закон называет:

сход граждан по вопросам упразднения поселения, выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления, об образовании представительного органа поселения, его численности и сроке полномочий

правотворческую инициативу как право инициативной группы граждан внести проект муниципального правового акта в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления;

территориальное общественное самоуправление как вид самоорганизации граждан по месту жительства (подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления, которые избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории;

публичные слушания , проводимые по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Различают обязательные публичные слушания, например по вопросам обсуждения проектов устава, бюджета, планов и программ развития соответствующей территории, а также не обязательные, по вопросам местного значения;

собрания (конференции) граждан, которые организуются для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления. Проводятся эти мероприятия по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. В результате граждане могут принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;

опрос граждан , проводимый на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. В законе называются два варианта организации опроса граждан: во-первых, по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения, во- вторых, по инициативе органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения;

обращения граждан (индивидуальные и коллективные) в органы местного самоуправления и иные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

Понятие и характеристика прямой демократии

В современном мире и политике демократия выступает одним из наиболее часто употребляемых понятий, что, в том числе, объясняется сложностью и многоаспектностью соответствующей категории. При этом необходимо отметить, что одним из наиболее древних типов (форм) демократии по праву признается ее прямая (или непосредственная) разновидность.

В общем виде, понятие прямой демократии может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Прямая (непосредственная) демократия – форма политической организации и общественного устройства, сущностной характеристикой которой выступает то, что наиболее важные для развития и жизнедеятельности общества решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами.

Иными словами, прямая демократия характеризуется непосредственным осуществлением процедуры принятия решений самим населением, в том числе, в результате нормотворчества в соответствующей сфере.

При этом в современной литературе отмечается, что определенная универсальность непосредственной демократии, на протяжении исторического развития позволяла ей как выступать в качестве отдельной целостной системы (например, в древнегреческих государствах-полисах), так и в виде элемента более крупной социально-политической организации современных государств.

Признаки прямой демократии

Сущностные признаки прямой (непосредственной) демократии, в том числе те их них, которые могут быть сформулированы исходя из содержания приведенного выше определения рассматриваемой категории, оказывают непосредственное влияние на те формы, в которых она может воплощаться в общественной жизни. В этой связи, представляется целесообразным подробнее остановиться на выделяемых в специальной литературе признаках прямой (непосредственной) демократии. В частности, в числе таковых принято называть:

  • Основной – это народ, на который возлагается не только сам процесс разработки, принятия и реализации политически значимых решений, но и ответственность за соответствующую деятельность;
  • В рамках прямой демократии обнаруживаются различные варианты и направления для инициирования подлежащих решению вопросов, в том числе – от отдельных граждан, социальных групп, общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий, и т.д.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что наряду с положительными сторонами прямой демократии, к которым, безусловно, можно отнести оперативность постановки и принятия конкретных решений на уровне относительно небольших социальных групп, рассматриваемая форма отличается наличием определенных недостатков.

Пример 1

Так, например, слабой стороной непосредственной демократии признается то, что исходя из содержания ее сущности, применение прямых демократических механизмов достаточно сложно на больших территориях, в том числе, в связи со сложностью формирования вопросов подлежащих разрешению, затягиванием соответствующих процессов, трудностью согласования несовпадающих (а нередко – и прямо противоположных) интересов больших социальных групп, и т.д.

Таким образом, рассмотрев приведенное понятие, признаки и сущностные особенности прямой (непосредственной) демократии, перейдем к рассмотрению тех форм, посредством которых возможно реализация соответствующих механизмов.

Формы непосредственной демократии

В наиболее общем виде определение форм прямой демократии может быть представлено следующим образом:

Определение 2

Формы прямой демократии – совокупность конкретных мероприятий и мер, посредством осуществления которых становится возможным реализация механизмов непосредственной демократии.

При этом, исходя из сложности демократии как политического режима в целом, и многоаспектности прямой демократии в частности, могут выделяться самые разнообразные формы ее непосредственного осуществления, наиболее распространенными из которых принято называть:

  • Народное голосование (референдум) – принятие общеобязательных нормативных актов в результате прямого голосования граждан, обладающих соответствующим правом. Как правило, круг вопросов по которым на референдуме могут применяться обязательные распоряжения, достаточно широк, и представлен вопросами, непосредственно затрагивающими стороны жизнедеятельности и направления развития общества. Однако, в настоящее время, в том числе в Российской Федерации наблюдается тенденция ограничения круга соответствующих вопросов. Так, например, в РФ граждане не могут в результате народного голосования принимать или отклонять бюджет, решать вопрос о введении или отмене общеобязательных налогов и сборов, и т.д.;
  • Народное обсуждение – форма прямой демократии, предполагающая право группы избирателей инициировать внесение предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов, разделов или глав уже принятых и действующих в государстве нормативных правовых актов;
  • Народная инициатива – процедура внесения группой граждан проектов нормативных актов при наличии обязанности законодательного органа его рассмотреть и принять решение либо о принятии (в том числе после изменения отдельных положений первоначального проекта), либо об отказе в принятии;
  • Императивный мандат – право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них.

Страны мира в той или иной степени создают или стремятся создать демократическое общество. Это довольно сложная система управления. Давайте рассмотрим, что такое непосредственная демократия, чем она отличается от представительской, какие преимущества дает простым людям. Основные тезисы современных политиков так или иначе связаны с «волей народа». То есть, никто не отрицает важности мнения населения в выборе стратегии развития страны, принятии менее важных решений. Для легитимации народных взглядов придумана непосредственная демократия. Но не все понимают, что она из себя представляет на практике. Мы постараемся разобраться.

Определение терминов и понятий

Любое общество в идеале стремится удовлетворить потребности всех своих членов. Кому-то приходится соглашаться с большинством, однако политические инструменты и институты развиваются в направлении учета взглядов каждой группы или прослойки, не исключая и маргинальных. Непосредственная демократия представляет собой совокупность инструментов и правовых норм, позволяющих организовать волеизъявление народа, учесть его в государственной политике. Принципы ее записаны в основном законе страны – конституции. Следует учитывать, что формы демократии на сегодняшний день различны. В научной литературе выделяют представительную и непосредственную. Обе они связаны с основной идеей – волеизъявлением населения, но имеют различные методы его реализации. Добавим для тех, кто забыл, демократия – это такой режим, где решения принимаются коллективно, как правило, большинством. При этом реализацией одобренного плана занимаются также все члены коллектива. То есть, демократия – это такой строй, где существует солидарная (читай «общая») ответственность. Граждане не просто выполняют то, что им диктует государство. Они наделены правом советовать ему, выражать собственное мнение, участвовать в управлении страной как на стадии планирования, так и в процессе воплощения идей и проектов.

Определение непосредственной демократии

Решить, как и куда идти огромной стране, не так просто. Граждан множество, у каждого есть свое мнение по этому поводу. Но прямая демократия, то есть участие народа в инициировании и планировании развития, касается не только глобальных, в рамках одной страны, но и более конкретных вопросов. К примеру, людям не нравится состояние дорог в поселке. Они имеют полное право обратиться к местной администрации с предложением за счет денег общины провести ремонт. Это и есть конкретный пример демократии. Люди сами видят, что следует сделать для их поселка, города, страны. Они могут инициировать проекты лично (граждане) или в рамках общественного движения, как правило, политической партии. На практике оргкомитет проводит исследование мнения, чтобы выяснить, что народ волнует. Эти вопросы включаются в программу партии, которую она воплощает в реалиях. То есть, непосредственная демократия – это право на участие в руководстве страной, организации общественной жизни, распределении и контролировании бюджета, подтвержденное законодательно.

Формы демократии

Если представить себе, что каждый гражданин будет принимать непосредственное участие в решении любого важного вопроса, страна перестанет развиваться. Технически организовать голосование, подсчет и анализ мнений довольно непросто и дорого. Поэтому, кроме непосредственной, существует представительная демократия. Это система выборных органов, формируемая гражданами в результате волеизъявления. Группы людей делегируют свое право участвовать в развитии страны конкретным лицам или партиям. Те, в свою очередь, выступают от их имени, выражая заявленные взгляды. То есть, граждане заключают договор со своим представителем – депутатом, поручая ему заботиться о своих интересах. Это и есть представительная демократия. Причем она невозможна без прямой, то же верно и в обратном случае. Две формы демократии взаимозависимы и не могут существовать друг без друга.

Методы и формы непосредственной демократии

Деятельность государства – дело сложное. Приходится решать множество важных вопросов. Часть из них касается отдельных групп населения, другие – всех граждан. Население участвует во власти не хаотично, а строго определенными, законодательно закрепленными способами. Среди них следует выделить:

  • императивные;
  • консультативные.

Формы непосредственной демократии отличаются по уровню обязательности для властных органов. Императивные не требуют последующего утверждения и являются окончательными. Консультативные предназначены для того, чтобы государственные органы учитывали мнение народа при выработке решений, организации их исполнения.

Выборы

Современная демократия основана на учете взглядов большинства населения. Для организации представительства граждан проводятся выборы в местные советы и парламент страны. В некоторых государствах эта процедура проводится в отношении судей (в РФ их назначает президент). Выборы относятся к императивным методам демократии. Их результаты являются окончательными и не требуют последующего подтверждения. Когда люди проголосовали за определенного депутата или партию, они получают часть мест в парламенте или совете. Оспорить это решение можно только в суде, имея для этого серьезные основания.

Референдум

Этот демократический метод первоначально относился также к императивным, то есть окончательным. Граждане путем голосования принимают обязательное для исполнения решение. В последнее время в некоторых странах стали организовывать совещательные референдумы, относящиеся к консультативным методам. Это форма выявления мнения большинства, используемая для выработки консенсуса в обществе, иногда для пропаганды. Например, референдум в Нидерландах о ратификации соглашения с Украиной о евроассоциации носил рекомендательный характер. Есть страны, где путем прямого волеизъявления может быть распущен парламент, отозван президент (в РФ нет такого положения). На определенных территориях представительные органы отсутствуют. Условия демократии в этих регионах создаются путем организации общего обсуждения важных вопросов населением. Они решаются прямым голосованием.

Народное обсуждение и инициатива

Представительные органы не всегда принимают популярные решения. Демократия предполагает инициативу снизу. То есть возможность вносить предложения парламенту изменить пункты или часть постановлений. Этот метод именуется народным обсуждением. В настоящее время оно не имеет закрепления в конституциях государств, в том числе и в РФ. Народной инициативой считают право граждан предлагать представительному органу обязательные решения. Парламент обязан их обсудить и отреагировать. Иногда инициатива приводит к роспуску представительного органа. Императивный мандат – это возможность давать наказы своим депутатам. В ходе его реализации люди имеют право поручать избранным представителям определенные задачи, требовать отчета или отзывать их. Считается, что прямая демократия наиболее развита в Швеции, Италии, Лихтенштейне и некоторых других странах. В них чаще, чем в иных, проводятся референдумы. Европейские государства прибегают к этой форме общения с народом в сложных ситуациях, чтобы обеспечить консенсус в обществе.

Заключение

Значение непосредственной демократии для современных стран трудно переоценить. На ее основе формируются законодательные органы, отвечающие за развитие общества. Важнейшие для людей вопросы решаются путем проведения референдумов. Каждому гражданину предоставляется возможность принять участие в судьбоносном событии, как это было в Крыму в 2014 году. Это позволяет сохранить спокойствие в обществе, предотвратить революционные взрывы. Кроме того, институты прямой демократии нацелены на поднятие общего интеллектуального уровня населения. Без понимания сути происходящих процессов невозможно участие людей в принятии решений. Следовательно, необходима просветительская работа, основанная на интересе населения к темам референдумов и плебисцитов.

Считается наиболее приемлемым способом управления страной. Говорить о том, что же он собой представляет, и дискутировать о его преимуществах и недостатках, не стоит. Главное определить, что существует две формы: представительная и непосредственная демократия. Именно последней посвящена данная статья.

Понятие и формы непосредственной демократии

Как известно, в большинстве стран сегодняшнего мира по основному закону власть принадлежит населению государства. Данное утверждение проистекает не только из заложенных в законодательстве положений, но и из самой сущности демократии (в переводе с греч. «власть народа»). Но в то же время ситуация, при которой власть принадлежит всем и, следовательно, всеми осуществляется, не может способствовать эффективному развитию. Поэтому саму демократию разделили на два типа - непосредственную и представительную. Представительная подразумевает собой передачу части полномочий по оперированию государственными делами определенному лицу или группе.

Непосредственная демократия (она же прямая), в свою очередь, является самым ярким выражением сущности власти населения. Фактически, при таком любой гражданин страны имеет право высказываться и принимать решение по конкретной проблеме функционирования государства. В эту группу могут быть включены: решения о пути развития страны, формировании институтов представительной демократии, а также иные вопросы, признанные значимыми. И на основании данных прав могут быть выведены формы непосредственной демократии.

Первой и основной формой является институт выборов , или формирования демократии. Как правило, они проводится один раз в строго отведенный промежуток времени. Но существуют множество оговорок, предусматривающих изменения как на общегосударственном, так и на местном уровнях.

Второй формой может служить референдум , на котором обсуждается возможность кардинального изменения одного из общенациональных аспектов. Референдум может быть проведен как на уровне всей страны, так и в отдельной её части. Большинство теоретиков политологии и правоведения относят к данному институту также плебисцит, опрос и обсуждение.

Третьей формой предстает народная законодательная инициатива . В данном случае от населения органам представительной демократии направляется документ, содержащий тезисы о регулировании определенного важного отношения в обществе.

Четвертой, и основной последней, является право на собрания . Таким образом, население страны может выразить свое недовольство тем, как принимаются решения на основании представительной демократии.

Непосредственная для развития государства

Казалось бы, если существует такая форма, как зачем необходима и непосредственная? На самом деле значение последней велико. Основывается данное утверждение на том, что непосредственная демократия фактически и формирует всю власть в стране. На её базе могут функционировать государственные учреждения, создаваться законодательные акты, осуществляться правоохранительные функции.

Однако существуют и риски. Институты непосредственной демократии при их прямом использовании могут привести к тому, что нарушится главный принцип данного политического режима, а именно: учета мнения меньшинства. Какую бы форму не принимала результатом её применения всегда является позиция большинства. В такой ситуации в государстве должны действовать механизмы сдерживания и защиты несогласной части общества. В противном случае институты непосредственной демократии могут перерасти в Следовательно, существование только вышеуказанного вида не достаточно.

Другим риском, который может возникнуть, является недопонимание и незнание процессов управления страной. Общий образовательный и интеллектуальный уровень всего населения не позволяет эффективно внедрять и проводить определенную политику. А потому при имплементации любой формы прямой демократии народ страны задает лишь общее направление, а избранные им органы разрабатывают необходимую тактику.

В заключении отметим, что непосредственная демократия по своей сути является как фактором формирования представительной, так и фактором сдерживания последней. А потому говорить о сепаратном существовании данных форм демократии не представляется возможным.