По принципу разделения властей. Принцип разделения властей в российской федерации. Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

Введение

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Принцип разделения властей представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение государственной власти по "ветвям" не лишает ее основного качества - целостности и единства.

Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов.

Цели такой системы построения власти:

1) создать гарантии от ее произвола, сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов;

2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти;

3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов, предотвращая узурпацию власти, ее монополизацию.

Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточно четким правовым обеспечением взаимодействия ветвей государственной власти.

Цель работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.

В данной работе были поставлены следующие задачи: рассмотреть содержание принципа разделения властей, его конституционное закрепление;

выявить особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России.

Структура курсовой работы следующая: введение, две главы и заключение.

При выполнении данной работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как "Конституционное право" под редакцией С. Баламезова, Баглая М.В. и др., а также статьи таких журналов как "Государство и право", "Политические исследования".

1. Содержание принципа разделения властей

1.1 Сущность принципа разделения властей

Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Конституционный принцип разделения властей выступает в качестве правовой структуризации государственной власти в Российской Федерации и включает в себя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что не лишает государственную власть ее основного качества - целостности и единства. В свою очередь, полномочия разделенной власти представляют собой формы структуризации государственной власти согласно рассматриваемому принципу разделения властей.

В юридической науке термин "разделение" применительно к государственной власти употребляется в двух значениях: согласно одному из них, наиболее распространенному, он используется для обозначения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, второе значение термин употребляется в отношении разделения государственной власти между федеративным государством и его составляющими государственными образованиями, то есть в теории федерализма - как "разделение власти".

По отношению к данному принципу в классическом понимании, где идет речь о трех ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум различным концепциям демократии: президентской и парламентской. Под "разграничением властей" понимается строгое, абсолютное отделение трех ветвей власти; ни одна власть не может взять на себя функции другой, поэтому в таких системах, запрещается совмещение должностей в органах, относящихся к различным ветвям власти.

Сущность "разделения властей" состоит в том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга. Диссертант отмечает, что закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации государственной власти является важным показателем признания Россией общедемократических ценностей.

Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль. В настоящее время Конституция РФ располагает механизмами взаимоконтроля ветвей власти. Однако нельзя утверждать, что подобный контроль является равнозначным и равносильным.

Законодательная, исполнительная деятельность и отправление правосудия органически взаимосвязаны, они выполняют определенные государственные функции в более общей системе. Одним из требований нашего времени является устранение институционального несоответствия, отражающего смешение и переплетение функций различных ветвей власти.

Анализ разделения властей предполагает изучение этого феномена в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, то есть речь идет о разделении власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о разделении власти между федеральным центром и регионами. Оба направления сегодня являются определяющими в сфере строительства российского правового государства.

Разделение властных функций проходит по несущим конструкциям государственного управления: законодательный представительный орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество; исполнительный в лице Президента и Правительства - на практическую реализацию законов; судебный орган - на улаживание споров и конфликтов. Силовое вторжение одной из ветвей власти в область деятельности другой может привести к смешению функций и в результате - к ослаблению авторитета власти в целом.

Существуют и другие подходы к оценке способов разграничения функций властей. Болгарский исследователь С. Баламезов считает, что власти необязательно уравнивать между собой, лучше подчинить деятельность исполнительных и судебных органов закону . Тем самым обеспечивается превращение принципа разделения властей в важнейший элемент правового государства. Такой подход в современной России едва ли возможен. И не столько из за политических соображений, сколько по причине медленного развертывания законотворческого процесса.

Российские специалисты также по-разному оценивают значение каждой ветви власти. Одни подчеркивают приоритет законодательной власти, другие отмечают особую роль власти субъектов Российской Федерации, третьи считают "центром притяжения" всей государственной машины исполнительную власть.

Российская Федерация представляет собой наиболее сложный вариант государства, построенного на принципе разделения властей. Институт президентства вносит дополнительные осложнения в реальную политику разделения властей, поскольку де-факто значительная часть полномочий ветвей власти соединяется в руках Президента как главы государства. В результате создается почва для дисбаланса сил, что ведет не к их взаимодействию на основе взаимодополнения, а к выяснению сфер влияния.

Большинство российских ученых склоняется к мнению, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Вместе с тем существуют различные точки зрения на место и природу президентской власти в России.

Так, О.Е. Кутафин полагает, что сегодня разделение властей в России "характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской, стоящей над всеми другими властями" . Близкую по смыслу позицию, которую разделяем и мы, занимает Ю.И. Скуратов, утверждающий, что "институт президентства в России сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики". Крайнюю позицию в этом вопросе занимает М.А. Краснов, который утверждает, что "мы являемся свидетелями оформления еще одной ветви власти - президентской". Однако эта позиция, на наш взгляд, не совсем верна, поскольку наличие терминов "глава государства", "президент" вовсе не означает появление четвертой ветви власти .

Механизм, заложенный в Конституции РФ для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент обладает очень широким арсеналом средств воздействия на законодательную и исполнительную власти. Президент не просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением правил политической игры ее участниками. Он сам участвует в этой политической игре, что не может не сказаться на функционировании властей.

В России, как и в большинстве стран мира, не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англо­американской практикой, называют импичментом.

Таким образом, несмотря на сложности современного политического развития, принцип разделения властей в современной России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов.

1.2 Отражение принципа разделения властей в Конституции РФ

Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя. Принцип, закрепленный в статье 10, гласит:

"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."

Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляется народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст.3). Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ .

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной

властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд .

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров,

принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек.

Прежде всего, Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить

палату. Следовательно, остается только один выход - отставка Правительства.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент - арбитр в споре между властями - может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на

законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, Полномочия Президента. Президент Российской Федерации высшее командование Вооруженных сил.

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования

предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает

противоправный характер, вступает в действие специальный механизм

ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. По Конституции РФ 1993 г. отрешение от должности Президента становится практически невозможным .

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Законодательную власть в Российской Федерации согласно Конституции (ст.94 Конституции РФ) осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11).

Важная гарантия, закрепленная в "Основах конституционного строя", состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношения к другим органам государственной власти.

Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, это гарантирует законодательной власти право принимать или не принимать любые законы без чьих-либо указаний.

Собрание не подчиняется какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти, оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. В своей деятельности Федеральное Собрание руководствуется только требованиями Конституции РФ.

Вместе с тем парламентская независимость не является абсолютной. Она

ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой Финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его "сдержками и противовесами". При этом они не

умаляют независимого положения Федерального

“Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации”, - гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных

министров .

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в

российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, оказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.

Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полу-года свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого)

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст.126).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых

нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также

Конституционный Суд решает споры между федеральными органами

государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция

Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России .

2. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России

Конституционное закрепление принципа разделения властей, впервые осуществленное в Конституции России 1993 г., послужило основой не только правового, но и политического понимания особенностей взаимодействия различных ветвей государственной власти. Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия. В правовом демократическом государстве власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между ветвями единой неделимой государственной власти.

Разделение властей на практике позволяет эффективно выполнить важные государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или государственного органа, что ведет к злоупотреблениям, коррупции. Отсюда очевидна исходная основа взаимоотношений между ветвями государственной власти в России - правовое закрепление принципа разделения властей.

Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество и т.п. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной .

В президентской республике России при "жестком" разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов явно не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к конфронтации. Кроме того, в России нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом. Казалось бы, в данных сложных, кризисных условиях при наличии очевидного отсутствия конкретных полномочий, прописанных законодательно, ветви власти должны сплотиться для поиска механизмов решения общих проблем. Но в России каждая из них старается стать автономной, независимой, что может привести к неуправляемости страной.

В российском поле взаимодействия ветвей власти речь идет, как правило, о законодательной (представительной) и исполнительной. О судебной власти как одной из ветвей государственной власти, ее месте и роли в системе властей говорят и пишут мало.

Эта российская особенность отражает традиционный взгляд на судебную власть как на силу, полностью подконтрольную партийно-государственной номенклатуре. В то же время заметно стремление ряда авторов описать власть средств массовой информации и криминалитета в качестве нарождающихся, реальных "четвертой" и "пятой" ветвей государственной власти. Судебная власть призвана поддерживать систему правового регулирования в обществе, защищать права и свободы человека. Она обладает такими средствами для реализации данных задач, что способна стать мощным фактором взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти .

Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей. Если каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости от других ветвей власти, то она попадает в поле отчуждения от единства, целостности государственной власти. Нарушается не столько индивидуальный порядок функционирования конкретной ветви власти, сколько единство, суверенитет, целостность государственной власти. Подобное характерно для взаимодействия ветвей государственной власти России .

Отсутствие опыта демократизации управления и руководства при постановке цели либерализации демократического процесса привело к децентрализации власти, усилению региональных властей и "приватизации" государства административным аппаратом. Реформы сверху были очень слабо поддержаны народом. Поэтому социальная база реформ, в отличие от многих постсоциалистических обществ, была не просто размытой, но индифферентной по отношению к кардинальным преобразованиям. Ветви государственной власти объективно получили шанс экспериментирования без опаски контроля со стороны народа.

В отличие от стран Восточной Европы, в России не оказалось в наличии политических институтов, способных мобилизовать социальную базу поддержки реформаторского курса верхов. При наличии объективных условий и субъективной поддержки реформ страны Восточной Европы сделали довольно значительный шаг в сторону единства ветвей государственной власти, эффективности каждой из них. В этих странах действенно заработал общественный договор между властью и народом, чего в России не случилось.

С началом реформ в России возникла проблема разделения и перераспределения власти. Причем ее надо было решать параллельно с другими задачами демократических преобразований, что не могло не сказаться на характере и механизме преобразовательного процесса. Впервые закрепленный в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позднее в Конституции принцип разделения властей не мог заработать в силу отсутствия правовой базы .

Особенностью российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Институт президентства для России новый и он не может сложиться быстро. Для его успешного функционирования необходимо четкое разделение власти, сложившаяся исполнительная вертикаль, легитимность, опора на влиятельную организацию и парламентскую фракцию. Ни одно из этих условий в России не выполняется. В результате Президент вынужден порой поступаться принципами, подменять указами правотворческую деятельность парламента, вступать в конфронтацию с ним. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд.

В условиях федеративного государства очень важно не нарушать основополагающих принципов взаимодействия всех ветвей власти, не допускать появления органов, которые по статусу были бы выше конституционно закрепленных. В России президентская администрация, Совет Безопасности не являются конституционно закрепленными органами федеральной государственной власти. Но они занимают важное место в нынешней системе государственных органов, оказывают заметное влияние на ветви государственной власти, что может порождать появление корпоративных структур, вносящих неразбериху в механизмы властного взаимодействия.

Взаимодействие ветвей российской государственной власти, как правило, ограничивается взаимовлиянием законодательной и исполнительной федеральных властей, а также взаимодействием федеральных органов государственной власти с региональными (органами государственной власти субъектов Федерации). Механизмы этого взаимодействия, однако, не отрегулированы, правовое обеспечение не отлажено. Отсюда - низкая эффективность властей.

Представляется, что в современных условиях, сложившихся в российском обществе, принцип разделения властей нуждается в некоторой модификации. Государственную власть следует разделить не на три, как ныне, а на четыре ветви: законодательную, исполнительную, судебную и надзорную.

С этой целью законодательная власть должна остаться такой, какая она есть в настоящее время.

Исполнительная и судебная, в принципе, тоже должны оставаться с функциями, выполняемыми ими ныне.

Надзорная власть должна быть образована следующим образом:

Во-первых, следует существующий ныне Конституционный Суд Российской Федерации преобразовать в Федеральный Комитет конституционного надзора с наделением его правом рассматривать дела о конституционности любых нормативно-правовых и правоприменительных актах как по запросам уполномоченных на то субъектов, так и по собственной инициативе, и тем самым повысить его роль в охране Конституции Российской Федерации.

Во-вторых, вывести Прокуратуру из системы судебной власти, куда она, в силу своей основной функции - надзора за законностью - не совсем хорошо вписывается, и отнести ее к надзорной ветви власти. Но при этом ее надо одновременно вывести из того нелепого положения, в котором она находится: освободить от двух функций: следствие и поддержание обвинения в суде.

В-третьих, создать, наконец, Федеральный следственный комитет, в ведение которого сосредоточить следствие по всем видам преступлений. На его же органы следовало бы возложить утверждения обвинительных заключений и поддержания обвинения в суде при рассмотрении дел о преступлениях.

Эти меры, несомненно, сделают пристрастными органы Федерального следственного комитета, но зато освободят от ведомственных пристрастий органы Прокуратуры, повысят ее потенциальные возможности в осуществлении надзора за законностью, освободив ее от надзора за самой собой.

В-четвертых, создать Федеральную контрольно-ревизионную службу (или иной федеральный орган), переподчинив ей ведомственные контрольно-ревизионные службы с одновременным предоставлением ей права назначать должностных лиц этих служб и осуществлять их финансирование из своего фонда.

Представляется целесообразным, при выделении надзорной власти, назначение руководителей Федерального следственного комитета и федеральной контрольно-ревизионной службы отнести к компетенции Совета Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Осуществление перечисленных мер, как представляется, способствовало бы повышению эффективности разделения властей, ответственности органов всех ветвей государственной власти и укреплению законности в деятельности всех субъектов права .

Заключение

Принцип разделения властей в его современном прочтении содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.

При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается: а) различными источниками формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью защиты одной власти от другой.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.

Особенностью российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей.

В настоящее время процесс взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти в России слабо отлажен еще и потому, что фактически не разработана концепция развития национальной государственной политики, в которой были бы представлены общие, стратегические направления функционирования становящегося российского государства и общества, на базе которой можно было бы конкретизировать отдельные направления деятельности институтов, органов государства. В этой концепции следовало бы предусмотреть вертикальное и горизонтальное разделение власти, взаимодействие и специфику взаимовлияния и т.п.

Глоссарий

№ п/п Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Власть право и возможность распоряжаться чем-либо (кем-либо) по своей воле.
2

Законодательная власть

- в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия.

Исполнительная власть

в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.
4

Представительная власть

совокупность полномочий, делегированных народом (его частью) своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти.
5 Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США).
6

Президент РФ

согласно ст.80 Конституции РФ глава российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Пост избираемого всенародно Президента введен в 1991 г. Нынешний статус П. РФ установлен Конституцией РФ. Конституция исходит из его ведущего положения в системе государственных органов. Глава государства в РФ - не часть системы разделения властей, он поставлен над другими ветвями власти.
7

Разделение властей

один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (наряду с которыми иногда выделяют также учредительную, избирательную и контрольную) власти.
8

Конституция РФ

основной закон государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.
9

Правительство

высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением.

Основная задача правительства - проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом).

10

Федерация

форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями от 30.12.2008 // Российская газета, 2009. № 7.

Научная литература:

1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., Инфра, 2002. - 351 с.

2. Баламезов С. Конституционное право. Учебник для вузов. - М., 2000. - 432 с.

3. Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделение властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.

4. Керимов А.А. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Отв. Ред. Л.А. Окуньков. - М., 1996. - 523 с.

6. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 1999. - 376 с.

7. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под. Ред. Акад. Б.Н. Топорнина. - 470 с.

8. Кутафин О.Е. Источники конституционного права. - М., 2002. - 432 с.

9. Михайлева Н.А. Конституционное право России. М., 2006. - 325 с.

10. Немова С.В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. - 1998. - №4. - с.51-54.

11. Политология. Энциклопедический словарь - М., 1999. - 542 с.

12. Радченко В.И. Президент в Конституционном строе Российской Федерации. М. 2000. - 345 с.

13. Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной власти // Политические исследования. 1996. № 1.

14. Тарасова О.Е. Принцип разделения властей и гражданское общество. Диалектика взаимосвязи (социально-философский аспект). - Красноярск: Красноярский государственный технический университет, 2004. - 452 с.

15. Чиркин. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996. - 432 с.

16. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2003. - 342 с.

В отечественной и зарубежной литературе принцип разделения вла­стей зачастую называют теорией и рассматривают как систему научных знаний, идей и взглядов, касающихся распределения властных полномочий между «уравновешивающими» друг друга государственными органами.

Теория (принцип) разделения властей в том виде, как она восприни­мается ныне применительно к современному государству, появилась бо­лее трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины либера­лизма Джоя Локк (1632-1704) и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755).

Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в главном его труде «Два трактата о государст­венном правлении» (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и дру­гие его общественно-политические воззрения - в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и па­дения римлян» и основном его произведении - «О духе законов» (1748).


Подобно другим научным идеям и концепциям теория разделения властей возникла не на пустом месте. Она была подготовлена всем пред­шествующим социально-политическим развитием и накоплением истори­ческого опыта в организации государственно-правовой жизни и поддер­жании стабильности в обществе и государстве.

Теория разделения властей возникает и начинает материализовывать-ся лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев об­щества в социально-политической жизни и в политических процессах страны торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеоло­гический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет уси­ленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и сво­бод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со сто­роны отдельных органов государства.

Именно в такой период в конце XVII в., в период так называемой «Славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нараста­ния революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей».

При рассмотрении процесса формирования теории разделения вла­стей в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание того мировоззренческого фона, обстановки, в которой стало возможным появление концепции разделения властей, оформление со­ставляющих ее элементов. Во-вторых, это разработка собственно концеп­ции, оформление ее отдельных частей и гармоничное соединение их во­едино. И в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории разделения властей в жизнь.

Длительность этих фаз, по мнению ученых, далеко не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вто­рая (основная фаза) - со второй половины XVII в. до середины XVHI в. И третья, завершающая, фаза охватывает период с середины XVIII в. и до конца первой половины XIX в.

С точки зрения социально-экономического и государственно-право­вого развития это были во многом весьма разнородные периоды. Однако с точки зрения становления концепции разделения властей все эти про­цессы могут быть объединены «в рамках процесса развития одной миро­вой цивилизации». А именно - той, которая заняла господствующее по­ложение в Центральной и Западной Европе, а затем распространилась и на Северную Америку. Политическая культура, составной частью кото­рой стала концепция разделения властей, была порождением именно этой цивилизации.

Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения тео­рии разделения властей в Англии - в интерпретации Дж. Локка и во


Франции - в представлении Ш. Монтескье, необходимо исходить из ана­лиза не только объективных факторов, но и принимать во внимание субъ­ективные воззрения ее основателей.

В частности, для глубокого понимания истоков, роли и назначения данной концепции в Англии весьма важным является не только конста­тировать такие объективно существовавшие факторы, которые самым не­посредственным образом сказались на содержании теории разделения властей, как установление более «удобной» для набиравшего в тот период силу нового класса буржуазии конституционной монархии, получившей затем законодательное закрепление в Билле о правах (1689 г.) и Акте об устроении (1701г.), как достижение социально-политического компро­мисса между земельной и денежной аристократией, между фактически господствовавшей в стране буржуазией и официально правящим дворян­ством и др.

Объективные факторы - реально существующие условия и предпо­сылки, несомненно, являются той базой, основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и сама теория разделения вла­стей. Они, безусловно, имеют важнейшее значение для процесса возник­новения и развития рассматриваемой концепции и играют при этом до­минирующую роль.

Однако далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют и субъективные факторы, в частности политико-правовые и фило­софские воззрения самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка.

Будучи сторонником теории естественного права, общественного до­говора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, нако­нец - идеологом социального компромисса и защитником идеи либера­лизма, Дж. Локк не без оснований рассматривал разрабатываемый им принцип или теорию разделения властей как один из способов достиже­ния сложившихся в его миропонимании целей и решения ряда социально-политических задач.

Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создав­ших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними, Дж. Локк считал, что только такой, а не какой бы то ни было иной институт, как государство - носитель публичной (политической) вла­сти, - способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и вели­кой цели» - сохранения собственности, ради которой люди объединяют­ся в политическое сообщество.

Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства непременно требует, согласно воззрени­ям знаменитого философа, четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соот-


ветственно наделения ими различных, «сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.

В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать за­коны (законодательная ветвь власти) возлагаются на парламент, а полно­мочия осуществлять их (исполнительная власть) - на монарха и прави­тельство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархиче­ском порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

Отстаивая данный способ организации власти и распределения ее ме­жду различными государственными органами, Дж. Локк активно высту­пал против концепции абсолютизации и неограниченности власти. Абсо­лютная монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые счита­ют «единственной формой правления в мире», на самом деле «несовмес­тима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления» 1 .

Дело в том, пояснял ученый, что поскольку она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.

Аналогичные идеи о разделении властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш. Монтескье. В каждом государстве, писал он, «есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведаю­щая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведаю­щая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение создает законы, вре­менные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие зако­ны. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашест­вия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкно­вения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вто­рую - просто исполнительной властью государства» 2 .

Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей граждан­ской свободы и выступая за строгое соблюдение законов, регулирующих отношения между гражданами и государством, Монтескье усматривал, так же как и Локк, в четком разделении и взаимном сдерживании, вла­стей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защи­ту от государственного произвола и беззакония.

Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие меха­низма их взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведет, по

1 ЛоккДж. Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 312.

Монтескье Ш. Избр. произв. М., 1955. С. 290.


мнению мыслителя, к сосредоточению власти в руках одного лица, госу­дарственного органа или небольшой группы людей, а также к злоупот­реблению государственной властью и произволу.

Теория разделения властей имела и имеет в настоящее время не только научное, академическое, но и практическое значение. Идеи разделения вла­стей были широко представлены, например, в таких фундаментальных актах* как Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в которой ак­центировалось особое внимание не только на индивидуальных правах и свободах, но и на важнейшем для установления конституционного по­рядка разделении властей (ст. 16); Конституция Франции 1791 г., где за­креплялось принципиально важное положение о том, что «во Франции нет власти, стоящей над законом» и что «король царствует лишь в силу закона, и лишь именем закона он может требовать повиновения» (гл. И, отд. 1, ст. 3), и др.

Следует обратить особое внимание на то, что в Конституции 1791 г. наряду с сохранявшейся, хотя и ограниченной законом, монархией в раз­деле «О государственных властях» выделялось положение о том, что «су­веренитет принадлежит всей нации»; что он «един, неделим, неотчужда­ем и неотъемлем».

Весьма важной в плане разделения властей была конституционная норма, согласно которой «ни одна часть народа, никакое лицо не может себе присвоить его осуществление».

В соответствии с этим установлением «законодательная власть вверя­ется Национальному Собранию, в состав которого входят представители, свободно избранные народом на определенный срок». Исполнительная власть «вверена королю и осуществляется под его главенством министра­ми и прочими ответственными органами». Судебная же власть «вверена судьям, избираемым народом на определенный срок» (ст. 1-5 разд. III).

По мере своего становления и развития теория разделения властей нашла довольно широкий отклик в академических и политических кру­гах не только Англии и Франции, но и ряда других стран.

Причем, если, например, в Америке она с самого начала пользова­лась большим успехом и местными учеными, и политическими деятеля­ми бралась на вооружение, то в Германии среди значительной части ин­теллектуальной элиты ряд ее положений подвергался сомнению.

Так, в фундаментальной работе «Общее учение о государстве» Г. Ел-линек - известный немецкий юрист начала XX в. - высказывает свое яв­но скептическое отношение по поводу возможности в реальной жизни добиться такого положения, когда законодательная власть в лице парла­мента сможет фактически сдерживать исполнительную власть, находя­щуюся в руках монарха, когда между ними сможет быть достигнуто рав­новесие.

Такое состояние является, по мнению мэтра, «политически наименее вероятным, так как соотношение социальных сил, составляющих основу 212


политического могущества, крайне редко и уже во всяком случае только временно складывается так, чтобы было возможно полное равновесие двух постоянных политических факторов».

В России теория разделения властей, так же как и в других странах, привлекала к себе определенное внимание. Особенно заметно это прояв­лялось в дореволюционный (1917 г.) период, а позднее - в конце совет­ского периода (с начала «перестройки») и в постсоветский, «демократиче­ский» период.

С принятием Конституции России 1993 г. принцип разделения вла­стей нашел свое конституционное выражение.

Конституция не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

Согласно Конституции России законодательным и представитель­ным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государст­венной Думы (ст. 94, 95).

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Рос­сийской Федерации (ст. 110).

Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие.

Конституционный Суд Российской Федерации, выступающий как су­дебный орган конституционного контроля, «самостоятельно и независи­мо осуществляющий судебную власть посредством конституционного су­допроизводства» ] .

Верховный Суд Российской Федерации, являющийся «высшим судеб­ным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции» (ст. 126 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, выступающий как высший судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст. 127 Конститу­ции РФ).

В системе высших властных структур современного Российского го­сударства особое место занимает институт президентства.

Согласно Конституции РФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции, а также «прав и свобод человека и гражданина». В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и го­сударственной целостности; определяет основные направления внутрен­ней и внешней политики государства; обеспечивает «согласованное функ-

См.: Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Ст. 1.


ционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ст. 80 Конституции РФ).

Кроме того, согласно Конституции Президент выполняет также ряд других полномочий и функций. По своей природе и характеру они явля­ются в основном исполнительно-распорядительными полномочиями и функциями. Являясь главой государства, Президент одновременно фактически выполняет и некоторые функции главы Правительства. Это особенно ярко проявляется в отношении так называемых «силовых» ми­нистерств, которые непосредственно подчиняются Президенту.

Сказанное не означает, однако, что в формально-юридическом, кон­ституционном смысле Президент России как глава государства стоит по своему статусу не только над исполнительно-распорядительными, но и над законодательными и судебными органами.

Конституция РФ в связи с этим особо оговаривает, например, что в своей деятельности при определении основных направлений внутрен­ней и внешней политики государства Президент руководствуется Консти­туцией и федеральными законами. В Основном Законе страны особо подчеркивается, что «указы и распоряжения Президента Российской Фе­дерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» 1 .

Аналогичные по своему характеру положения содержатся также и в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ особо указы­вается на то, что «в случае противоречия указа Президента Российской Федерации настоящему кодексу или иному закону применяется настоя­щий кодекс или соответствующий закон» 2 .

Из сказанного следует, что если указы Президента как главы государ­ства, согласно Конституции, уступают по своей юридической силе зако­нам, т. е. актам, принимаемым высшим законодательным органом стра­ны - парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом.

Аналогично обстоит дело не только с законодательной властью и осу­ществляющими ее высшими органами, но и с судебной властью и реали­зующими ее органами. В Конституции РФ прямо говорится о том, что «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом» и что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Россий­ской Федерации и федеральному закону» (п. 3 ст. 118; п. 1 ст. 120).

В формально-юридическом плане это означает, что судебная и зако­нодательная власти являются относительно самостоятельными ветвями власти по отношению к исполнительной власти и по отношению друг

Конституция РФ. П. 3 ст. 80; п. 3 ст. 90.

Гражданский кодекс РФ. Часть первая. П. 5 ст. 3. 214


к другу, что они оказывают сдерживающее влияние в отношениях между собой и уравновешивают друг друга.

Однако, как показывает практический опыт функционирования вла­стей после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.

В особенности это касается законодательной и исполнитель­но-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями и разновидностями властей, фактиче­ски доминирует президентская, а точнее - исполнительная власть.

11. Что такое политическая культура и каково ее содержание?

Политическая культура - явление сложное, многогранное. Ее невоз­можно понять и определить в отрыве от представления и понятия о куль­туре человеческого общества в целом.

В энциклопедических словарях понятие культуры (от лат. cultura - возделывание, образование, развитие) рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, а вместе с ним - творческих сил (интеллекта) и способностей человека, выраженных в определенных фор­мах и способах организации жизни и деятельности людей, а также в созда­ваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие культуры употребляется в самых различных смыслах и зна­чениях, а именно: а) для характеристики определенной исторической эпохи (например, современная культура, античная культура); б) для ха­рактеристики уровня развития конкретных обществ, народностей или на­ций (например, культура инков, майя); в) для характеристики специфи­ческих видов деятельности, быта (например, культура быта, культура оп­ределенного труда); г) для характеристики уровня развития различных сфер жизни общества и интеллектуальных возможностей всего общества (например, правовая культура, политическая культура) и др.

Политическая культура является неотъемлемой составной частью об­щей культуры общества. Характерной ее особенностью является прежде всего то, что она рассматривается как определенный уровень развития не всего общества, а вместе с тем и всех других атрибутов его развития, на­шедших отражение в понятии и содержании общей культуры, а лишь части его, ограничивающейся политической сферой жизни общества.

Составными элементами политической культуры являются сформиро­вавшиеся в течение многих десятилетий, а нередко и столетий политиче­ские идеи, традиции, концепции, мифы, обычаи, стереотипы, нормы, представления и убеждения относительно существующих в обществе по­литического порядка, уклада политической жизни, политических отноше­ний, институтов и учреждений.

Неотъемлемыми составными частями политической культуры явля­ются также определенные политические ориентации и установки людей,


их сложившиеся мнения и отношение к возникающей на базе того или иного общества и функционирующей политической системе, к ее отдель­ным структурным элементам, к существующим в обществе правилам по­литической игры, нормам политического поведения и принципам взаи­моотношения каждого отдельного человека с обществом и государством.

В политической литературе вполне справедливо отмечалось, что по­добно тому, как общая культура «определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения» в различных сферах жизни и жизненных обстоятельствах, политическая культура определяет и предписывает нор­мы поведения и «правила игры» в политической сфере. Политическая культура дает отдельному человеку руководящие принципы политическо­го поведения, а коллективу - «систематическую структуру ценностей и рациональных доводов».

Она представляет собой «руководящие принципы политического поведе­ния, политические нормы и идеалы, обеспечивающие единство и взаимодей­ствие институтов и организаций, придавая целостность и интегрирован-ность политической сфере, подобно тому, как общенациональная куль­тура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом» 1 .

Цементирующим звеном любой политической культуры является по­литическое мировоззрение. Оно выступает как часть общего мировоззре­ния людей.

Политическое мировоззрение можно определить как систему обоб­щенных политических взглядов людей на объективно существующий по­литический мир (политическую жизнь, политическую систему и т. п.) и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их полити­ческой действительности и самим себе. Политическое мировоззрение «включает» в себя обусловленные этими политическими взглядами убеж­дения людей и их политические идеалы, а также принципы их познания политического мира и их политической деятельности.

Политическая культура находится в неразрывной связи и взаимодей­ствии с политическими институтами - политической системой, государ­ством, политическими партиями и другими политическими объединения­ми. Выступая в качестве результата воздействия политической культуры на окружающий мир, ее творения, политические институты, в свою оче­редь, оказывают обратное влияние на ее дальнейшее развитие и совер­шенствование.

Для эффективного развития и функционирования общества и страны в целом государству необходим современный структурированный механизм управления. Таким механизмом для стран считается принцип разделения властей.

Понятие принципа кратко

Принцип разделения властей – это рассредоточение государственной власти на отдельные, не зависимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти и имеется своя система сдержек и противовесов.

История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.

В настоящее время данный принцип подразумевает разделение государственной власти на следующие институты: законодательный орган (создание, корректировка законопроектов), исполнительный орган («приведение в жизнь» принятого закона), судебная система (контроль за исполнением принятых законов).

Однако в некоторых странах (в основном с посттоталитарным и поставторитарым политическими режимами, например как, в России), существует четвертый институт власти. В Конституции РФ прописано, что «государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», то есть президент находится вне общего деления, имеет некоторые права и обязанности в каждой сфере власти и является посредником между ее субъектами, координируя деятельность государства в целом.

Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь .

Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Преимущества

В чем преимущество такого устройства?

Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь.

Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой.

Рзделение властей служит своеобразным «турникетом в дверях политической деятельности государственного аппарата» и тем самым позволяет действиям и решениям органов власти (по принятию законов, их воплощению в жизнь и контролю за исполнением) проходить намного быстрее. Таким образом принцип разделения властей увеличивает скорость преобразований в различных сферах общества страны.

Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе. Так, например, на уровне введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено.

К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон).

Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране. Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс. человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году).

Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.

С уважением, Андрей Пучков

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная и исполнительная власти, действуют как две силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему "импичмента, т.е. об отстранении от должности. "Возбуждает" же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.
В современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.
В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России . Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."


К органам и законодательной власти
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;

Органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:

Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;

Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;

Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;

Районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

6. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений

Юридический факт - это закрепленное в гипотезах норм права конкретное жизненное обстоятельство, наступление которого влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Юридическими являются не все жизненные факты, а лишь предусмотренные нормативно. Юридические факты закрепляются и описываются в гипотезах правовых норм как определенные, потенциально возможные ситуации. В случае возникновения такой ситуации в реальной жизни наступают предусмотренные нормой правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Классификация юридических фактов.

По правовым последствиям:

· правообразующие юридические факты;

· правоизменяющие юридические факты;

· правопрекращающие юридические факты.

По волевому критерию.

Юридические факты-события и порождаемые ими последствия, которые не зависят от воли людей. Наиболее распространёнными юридическими фактами-событиями являются рождение или смерть человека, достижение определенного возраста, наступление установленной даты, истечение срока, стихийное бедствие и т.д.

Юридические факты-деяния, выражаемые в виде действия или бездействия, которые являются обстоятельствами, наступление которых определяется сознанием и волей людей. Деяния можно разделить на:

· правомерные действия - действия соответствующие праву: договоры, сделки, правомерные поступки;

· неправомерные действия - деликты или правонарушения.

Виды правомерных деяний:

Юридические поступки - это поступки, которые вызывают юридические последствия независимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение. Например, создание автором изобретения.

Юридические акты - это действия, непосредственно направленные на достижение юридических результатов.

Состояние - это длительно существующее юридическое свойство, выраженное в длящимся правоотношении. Например, гражданство, брак, судимость и т.д. Таким образом, некоторые правоотношения сами по себе способны выступать в виде юридических фактов.

Фактический состав правоотношения - это совокупность нескольких юридических фактов, порождающих определенное правоотношение. Для возникновения трудового правоотношения между работником и работодателем требуется достигнуть возраста трудовой правоспособности, написать заявление о приёме на работу, заключить трудовой договор, издать приказ о зачислении лица на работу.

6. Юридические факты как основание возникновения правоотношений

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня на нашем блоге пойдет речь о разделении властей. В начале, приобрела форму теоретико-правовой концепции, которую впервые разработал английский философ Д. Локк, в последующем, многие ученые правоведы рассматривали данную теорию представления формирования политической власти в этом ключе. Целью являлось разработка идеальной модели, которая исключала бы такие негативные явления как: узурпацию, бюрократию и монополизацию власти.Сегодня многие современные правовые государства реализуют на практике разделение властей, и как правило, существует три основных ветви: законодательная, исполнительная и судебная. При этом каждая из них независима и самостоятельна, но это относительные категории. Их относительность проявляется в существующей между ними взаимосвязи и взаимодействии. Суть разделения властей в том, что между органами власти распределена и разграничена компетенция, таким образом их самостоятельность проявляется во взаимном контроле.

Для того чтобы сформировать представление о разделении властей в Российской Федерации, необходимо рассмотреть таблицу представленную ниже. Данная таблица подготовлена в соответствии с Конституцией РФ. Дадим краткую характеристику каждой ветви власти.
Законодательная власть - принимает законы, бюджеты, осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью. В РФ законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, верхняя палата- Совет Федерации (входят: по два представителя от каждого субъекта РФ (один от законодательного органа власти субъекта РФ и один от исполнительного органа власти субъекта РФ); нижняя палата — Государственная Дума (входит: 450 депутатов, избранных на выборах).
Исполнительная власть — организовывает исполнение законов, а так же осуществляет управление сферами жизни общества и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ является высшим исполнительным органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории России. Во главе Правительства РФ стоит Председатель Правительства РФ, кандидатуру которого предлагает Президент РФ и вносит на рассмотрение в Государственную Думу для получения согласия. После утверждения Председатель Правительства РФ формирует кадровый состав Правительства РФ и представляет Президенту РФ.
Судебная власть — обусловленная разделением властей вид государственной власти, который осуществляет правосудие по средствам уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства. Правосудие в РФ осуществляется только судом на основе законодательства регламентирующего организацию и порядок деятельности судов. Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ иных НПА, а также разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ и т.д. (см. ст.125 Конституции РФ). Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иных делам подсудным судам в соответствии с законодательством, а так же дает разъяснения по вопросам судебной практики.
!Правосудие - это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.!

Основа разделения властей естественное разделение функций, таких как законотворчество, государственное управление и правосудие. Говоря о какой-либо из ветвей следует отметить что каждая осуществляет государственный контроль. Необходимо понимать и то что помимо фактического разделения следует говорить и о разделении полномочий между органами государственной власти и муниципальными органами.
Российская Федерации является федеративным государством, которое предусматривает трёхуровневую систему, и представляется она следующим образом: федеральные органы власти; органы власти субъектов; органы муниципальной власти.

Подводя итог, нужно сделать несколько выводов, во-первых, принцип разделения властей направлен на то чтобы властные полномочия не были сосредоточены в компетенции одного органа государственной власти, а перераспределены и сбалансированы между различными органами власти; во-вторых, «система сдержек и противовесов» поддерживает независимость каждой ветви власти, хотя каждая в свою очередь может сдерживать, уравновешивать и контролировать другую, что в последующем не допускает нарушение Конституции и иных законов. Таким образом, разделение властей играет большую роль в работе государственного аппарата современного правового государства.

© Мария Растворова 2015