Правосознание и правовая культура. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры Правовая культура понятие функции

И ответственности. Л.И.Спиридонов отмечает, что «общественное правосознание - отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания. Оно представляет собой психологическое отношение к праву, закону , правонарушению , приговору , преступнику, выраженное в понятиях, идеях, взглядах, эмоциях и т.п.».

Правосознание - сложное структурное образование, в котором выделяют как минимум два компонента: правовую идеологию (рациональный) и правовую психологию (эмоциональный). Кроме того, в структуре правосознания принято выделять и другие элементы: правовую онтологию (знание того, что есть право), аксиологию (оценку права), праксиологию (волевой элемент, связанный с выбором варианта поведения).

Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

Правовая идеология формируется как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса. Она обосновывает и оценивает существующие и возникающие правовые отношения, законность и правопорядок . В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывая конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества, уровень общественного сознания, социальную психологию, общественные интересы. Теоретический уровень правосознания предстает в виде идеологии.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Кроме того, научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.

Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых явлений, существующих в обществе.

Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нацию, различных групп и слоев населения. Через правовую психологию реализуются присущие правовой культуре обычаи и традиции, самооценка личности , т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения права. От уровня подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, что говорит о связи правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания. «Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп».

Как элемент правовой культуры, правовое сознание представляет собой механизм, влияющий на право и правовое поведение.

Согласно теоретической концепции, основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная. Познавательная функция правосознания предполагает определенную сумму юридических знаний, являющихся результатом мыслительной деятельности (правовая подготовка). Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к явлениям правовой жизни на основе юридического опыта. Это отношение выражается в определении значимости полученных знаний с точки зрения индивида или общества. В содержание правосознания входят следующие основные виды оценочных отношений: к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности, к правоохранительным органам , к своему правовому поведению (самооценка).

В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли человека , возникает новое образование - эмоционально-интелектуально-волевое, именуемое правовой установкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направление поведения личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Правовая ориентация выступает как совокупность правовых установок индивида или определенной коллективной общности, формирующих их программы деятельности в юридически значимых ситуациях.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.

Виды правосознания

По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное:

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Она не только результат, но и способ деятельности (нормы и стандарты поведения). Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законности деятельности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Социально-правовую активность необходимо отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат.

Правовая активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности. Доктринальный уровень опирается на знание всего механизма правового регулирования , а не отдельных его направлений и вырабатывается коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический .

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Правовое воспитание: понятие, формы и методы

Правовое воспитание включает в себя следующие составные части: субъекты воспитания, объекты воспитания, содержание воспитания, методы воспитания, формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина , положений основных действующих законов . Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.

Значение правовой культуры в формировании профессионального правосознания

Правовая культура , в целом, зависит от уровня развития правового сознания населения (глубины освоения правовых ценностей, правовая информированность). Уровень развития правосознания проявляется в правоотношениях различного рода, в различных сферах правовой деятельности (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной). Существенную роль на развитие правовой культуры общества, немаловажна и технико-юридическая составляющая законодательства (уровень правовой техники, совершенство формы нормативно-правового акта, информативность и непротиворечивость законодательства, совершенство правореализационного механизма). Все это свидетельствует о качественной стороне правовой культуры.

В целом структура правовой культуры может быть представлена как системное трехуровневое образование: уровень правосознания, уровень правовой деятельности, уровень развития системы законодательства. Хотя единства в этом вопросе среди специалистов нет. Некоторые авторы считают, что элементами правовой культуры являются все общезначимые компоненты правовой действительности: право , правосознание, правоотношения, законность , правопорядок и др. Другие считают, что элементами правовой культуры являются такие уровневые состояния, как правосознание, субъекты правовой культуры, правовые тексты, правовая деятельность. Существует точка зрения, что в состав правовой культуры входят следующие культурные комплексы - право, правотворческая деятельность, правовая наука, правоотношения, правовые учреждения, правовое поведение.

Правовая культура является отражением интересов и отношений различных социальных групп и личностей . Она способствует формированию определенных стандартов правомерного поведения , предполагает определенный уровень правового мышления и специфических способов правовой деятельности. Правосознание (знание права, отношение к праву, навыки правового поведения) и правовая культура выступают средствами обеспечения правового воздействия. Правовая культура является результатом всей юридической деятельности.

Профессионально-правовую культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную и как содержательную категории. Профессионально-правовая культура предполагает глубокие, формализованные знания законодательства, понимание механизма правового регулирования и наличие качественных навыков предметно-практической деятельности. Профессионализм юриста проявляется во взаимодействии с другими сферами культуры. В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой культуры и культуры нравственной, религиозной, политической и др. Основными составляющими профессионально-юридической культуры являются в целом и профессионально-правовая, и профессионально-нравственная сферы культурной деятельности.

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, степени свободы ее поведения и взаимной ответственности личности и государства.

Высокий уровень правовой культуры характерен

для правового государства и гражданского общества.

Структурными элементами правовой культуры являются:

1. право как система норм: нормы права не должны противоречить другу, должны сочетаться с другими социальными нормами (нормами морали, корпоративными нормами), но при господстве правовых норм. Нормативно-правовые акты не должны содержать взаимоисключающих и устаревших норм, не должно быть пробелов в праве;

2. правоотношения: общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны быть урегулированы нормами права. К ним относятся такие отношения, которые имеют три признака - типичность, подконтрольность и наличие противоположных интересов. (Например, продавец заинтересован продать просроченный товар, а покупатель рассчитывает купить свежий). Иные отношения не должны регулироваться нормами права (например, не может быть закона «О любви и дружбе»);

3. правосознание: у населения должен быть высокий уровень правовых знаний (сформированная правовая идеология) и уважение к праву (правовая психология). Деформации правосознания должны быть преодолены путем правового образования и правового воспитания;

4. правовые учреждения: эффективная деятельность системы правоохранительных органов (судов, прокуратуры, милиции, нотариата и т.д.), а также развитая система юридических служб на предприятиях, адвокатуры, наличие специализированных средств массовой информации (журналы «Государство и право», «Российская юстиция», передача «Человек и закон» и т.п.);

5. правовая активность граждан;

6. правовая деятельность: все участники правовых отношений всегда и везде должны соблюдать все правовые предписания, адресованные им.

Виды правовой культуры выделяются в зависимости от ее носителей: 1 .индивидуальная (культура отдельного человека); 1.групповая (правовая культура студентов, пешеходов и т.п.); 3. общественная (российская, американская);

4. профессиональная правовая культура юриста - основывается на специальной теоретической и практической юридической подготовке и адекватном правосознании.

Показатели правовой культуры: знание, понимание, уважение права, правовая активность.

функции правовой культуры:

1. Функция производства и воспроизводства элементов правовой культуры в сменяющихся поколениях людей: усвоение правовых знаний, формирование уважения к праву и признание его ценности.

2. Интегративная функция: правовая культура обеспечивает единство и взаимодействие правовых институтов и организаций, дает обществу единую систему правовых ценностей, а не их отдельные элементы.

3. Оценочная функция: правовая культура является связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, социальных групп, которые отражаются в нормах права, и их поведением.

Таким образом, правовая культура - это сложное общественное явления, которое имеет определенную структуру, виды и функции.

Правовая культурачасть общей культуры общества или отдельного человека, которая тесно связана с его политической, нравственной, духовной, поведенческой и другими видами культур, адаптированностью к порядку, самодисциплине, организованности, уважение к законам и правовым процедурам. Под правовой культурой следует понимать качественное состояние правовой организации жизни людей, которое состоит в достигнутом уровне развития правовой деятельности, в качестве нормативно – правовых актов, в уровне правосознания, а также в степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности .

Понятие правовая культура и правовое сознание близки по своему содержанию, однако они не тождественны. Если первое раскрывает процессы отражения в сознании людей различных государственно – правовых явлений, что проявляется в теориях, оценках, знаниях, то правовая культура личности показывает как феномены нашего правосознания реализуется и закрепляется в образцах и нормах правовой деятельности. Здесь проявляется обыденный, поведенческий элемент.

Как сложное, многоплановое социальное явление структура правовой культуры состоит из трех основных элементов, которые образуют систему: 1) познавательного (правовые воззрения, масштаб и глубина юридического образования и профессиональной подготовки, объем и качество знаний, принципов и норм права, элементы правовой психологии); 2) ценностно–ориентационный элемент (правовые ценности, установки, ориентации носителя правовой культуры); 3) деятельностный компонент культуры (практическое отношение субъектов к праву и правовым явлениям, которые проявляются в их правовой активности и интенсивности деятельности в правовой сфере).

В юридической литературе в качестве структурных элементов правовой культуры выделяют цивилизованное право, высокое правосознание, законность, правопорядок и эталонное поведение субъекта. Вместе с тем с т р у к т у р а п р а в о в о й к у л ь т у р ы может быть представлена как системное образование, которое включает в себя культуру правового сознания, правового поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения характеризуется наличием пра­вовых ориентаций и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.


Правовую культуру личности можно классифицировать по различным основаниям:

1. В зависимости от уровней выделяют три вида правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правовая культура имеет поверхностный и неглубокий характер. Такой уровень культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоох­ранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качествен­но овладевают правовыми навыками и умеют действовать профес­сионально.

Доктринальный уровень правовой культуры опирается на зна­ние всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является не­обходимым условием (средством) совершенствования законода­тельства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Правовая культура выполняет несколько функций : познава­тельную, регулятивную, правовой социализации, оценочную, коммуника­тивную и прогностическую.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освое­нии правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обес­печение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка.

Функция правовой социализации состоит в способности правовой культуры обеспечивать передачу накопленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жизни от одного поколения к другому, «по вертикали» и между субъектами «по горизонтали».

Оценочная функция правовой культуры состоит в "измерении" индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует со­гласованию общественных, групповых и личных интересов, обес­печивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образова­ния, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает тен­денции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности на­селения и другие изменения правовой системы.

Основные положения о правовой культуре

Определение 1

Правовая культура выступает в качестве определенного состояние правовой жизни общества, которая выражается и в определённом достигнутом уровне совершенства законодательной базы, правоприменительной практики, правосознания общества и личности, степени реализации конституционных прав и свобод в рамках государства.

Для правового государства характерны такие признаки правовой культуры, как высокий уровень правовой культуры в рамках государства и общества.

Структурные элементы правовой культуры

В качестве структурных элементов правовой культуры можно выделить следующие признаки:

  1. Право в качестве системы норм - нормы права не должны противоречить друг другу, при этом сочетаясь с иными социальными нормами, например, с нормами морали, религии и так далее. Однако господствовать должны именно правовые нормы. Нормативно-правовые акты должны содержать правовые нормы, соответствующие действующим правоотношениям в обществе, не должно быть устаревших норм, пробелов в праве.
  2. Правоотношения - общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании нормами права. Данные правоотношения характеризуются типичностью, подконтрольностью, наличием противоположных интересов. Например, у продавца может быть интерес продать просроченный товар, покупатель же нуждается в свежем товаре. Иные отношения не могут регулироваться нормами права, например, не может существовать закона о любви и дружбе.
  3. Правосознание - население должно иметь высокий уровень правовых знаний, то есть сформированную правовую идеологию, и уважение к праву, а именно правовую психологию. Правосознание может подвергаться деформации, однако оно может быть преодолено путем правового образования, а также правового воспитания личности и общества.
  4. Правовые учреждения - обеспечение эффективной деятельности системы правоохранительных органов, например, судов, полиции, прокуратуры, адвокатуры и других. Также, необходима развитая система юридических служб в организациях, на предприятиях, наличие специализированных СМИ, которые бы доносили правовую информацию до населения, например, "Российская газета".
  5. Правовая деятельность - все участники правоотношений должны соблюдать нормы права, в том числе и адресованные им персонально. Это накладывает некоторые обязательства на человека и гражданина в силу его правового статуса.

Виды правовой культуры

Правовая культура имеет виды, которые выделяются в зависимости от ее носителей:

  • Индивидуальная культура, под которой понимается культура отдельного человека;
  • Групповая культура, например, в качестве неё рассматриваются правовая культура студентов, водителей, пешеходов и других лиц;
  • Общественная культура, например, российская, французская, американская и так далее;
  • Профессиональная культура, под которой понимается правовая культура юридических работников. Она основывается на специальной теоретической и практической юридической деятельности, подготовки кадров юридической сфере и адекватном правовом сознании.

Правовая культура личности и общества

Правовая культура личности характеризуется специфическими особенностями, так как характеризуют правовую культуру именно конкретного человека со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, а именно личностными характеристиками.

Человек как личность формируется на протяжении длительного времени, начиная с рождения. На него оказывают влияние различные сферы общественной жизни. В первую очередь, его культуру формирует родители, закладывая основы воспитания, отношение к людям и к ситуациям.

Вторую позицию составляют детские сады и школы, где ребёнок формируется как личность, определяются его индивидуальные характеристики и наклонности, формируется характер и темперамент. Здесь очень важно не только правильно донести информацию, но и отметить те личностные качества, которые способствуют росту уровня культуры у человека. В дальнейшем на личность оказывают влияние различные институты общества, например, университеты, армия, работодатели и иные субъекты.

В целом, можно выделить следующие элементы правовой культуры личности:

  • Личность должна не только знать, но и понимать нормы права. С этой целью необходимо предоставление соответствующего качественного образования в данной сфере. Например, школьникам преподают обществознание, где разъясняют основные элементы правовой системы государства, нормы действующей Конституции РФ и иную важную правовую информацию.
  • Отношение личности к праву, выраженную в привычках, которые проявляются в законопослушном и правомерном поведении человека.
  • Уровень правового поведения, который рассматривается в качестве юридически значимого поведения. Оно может проявляться в различных формах у человека, который использует право в качестве объективного средства осуществления своих субъективных прав и свобод для того, чтобы достигнуть какие-то личные цели.
  • Правовая психология, позволяющие раскрыть мышление личности, особенности характера, темперамента и иные важные обстоятельства.
  • Правовая идеология, то есть представление личности об идеальном правовом государстве.

Рисунок 1. Структура правовой культуры личности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Элементы правовой культуры общества совпадает с элементами правовой культуры личности, однако применяются в отношении более широкого круга лиц. Те мероприятия, которые применимы к отдельной личности, применимые к всему обществу. Например, правовая лекция об основах конституционного строя Российской Федерации окажет влияние как на правосознание личности, так и на правосознание той аудитории, которая прослушала данную лекцию.

Подобный подход позволяет сформировать действенный инструментарий для правового образования общества и отдельно взятой личности. На сегодняшний день члены общества должны знать и почитать действующее законодательство, соблюдать законность, не нарушать нормы права, умело использовать предоставленную им правовую информацию при разрешении правовых споров или иных социально значимых вопросов, быстро применять полученные знания, составлять необходимые правовые документы и так далее.

Правовая культура - это одна из форм общественной куль­туры (от лат. cultura – возделывание, воспитание), существующая наряду с политической, нравственной, религиозной и другими формами культуры.

Научные взгляды о культуре в юридической литературе являются неоднозначными и обычно сводятся к трем подходам: 1) антропологическому, 2) социологическому, 3) философскому. При антропологическом подходе культура понимается как совокупность всех материальных и нематериальных благ, созданных человеком и не являющихся результатом природных процессов. Социологический подход трактует ее в виде совокупности духовных ценностей, созданных в обществом и культура выступает как компонент общественной жизни. И наконец, при философском взгляде культура рассматривается как объективно существующее явление среди социальных и природных явлений, выделяемых аналитически и обычно не связанных с общественным развитием.

Среди ученых-правоведов наибольшую популярность приобрел антропологический и социологический подходы, когда культура определяется как совокупность материальных и духовных ценнос­тей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих уровень развития общества.

Правовая культура, являясь одной из разновидностей общественной культуры, также исследуется с учетом антропологического и социологического подходов.

В юридической науке принято рассматривать правовую культуру в щироком и узком смыслах .

В широ­ком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты; законодательство, юридические уч­реждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание и др. В этом смысле правовая культура очень близка к понятию «правовая система».

В узком смысле правовая культура рассматривается учеными как совокуп­ность материализованных идей, чувств, представлений как осоз­нанной необходимости и внутренней потребности поведения лич­ности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Отсутствие единообразного понимания правовой культуры привело к созданию в научной и учебной литературе по теории государства и права множества дефиниций этого правового явления.

Например, В. М. Баранов, Р. К. Русинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко считают, что «Под правовой культурой понимается обусловленное всем соци­альным, духовным, политическим и экономическим строем качес­твенное состояние правовой жизни общества, выражающееся в до­стигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъек­та (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека» .

В свою очередь, Г. Т. Чернобель указывает, что «Правовая культура - это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение».

По мнению Н. Я. Соколова: «Правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей куль­туры, представляющую собой меру освоения и использования на­копленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению».

Однако большинство ученых придерживаются мнения, что правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества .

По мнению автора, правовую культуру можно определить как со­вокупность всех правовых ценностей, созданных человеком в различных сферах общественных отношений, которые отражают уровень и характер правового развития общества и личности.

В числе наиболее существенных признаков правовой культуры можно выделить:

1. Правовая культура носит аксиологический характер, т.к. включает в себя ценностную оценку правовых явлений, институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества, т.е. характеризует правовые ценности общества, прогрессивные до­стижения в сфере права.

2. Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества, поэтому для каждого общества характерен свой уровень и характер правовой культуры.

3. Правовая культура является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представ­ляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев).

4. Правовая культура – это разновидность общественной культуры. Вместе с тем она обладает самостоятельностью и обособленностью в культуре общества, т.к. характеризует правовое развитие общества, что отличает ее от политической, нравственной, религиозной и других видов общественной культуры.

5. Правовая культура тесно связана с нравственной культурой, т.к. во многом зависит от состояния нравственности общества, царящих в нем духовных ценностей и нравственных качеств людей, осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность;

6. Правовая культура служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом (проф. Л.А. Морозова).

Среди ученых-правоведов юристов нет и однозначного мнения относительно структуры правовой культуры.

Например, проф. В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерную деятельность субъектов.

Проф. В.И Власов в качестве эле­ментов структуры правовой культуры рассматривает культуру правового сознания, правомерного поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов (последняя неизбежно означает рассмотрение материального аспекта правовой культуры).

Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической - правотворческой и правореализующей; 3) уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Таким образом, с учетом существующих мнений структуру правовой культуры можно условно разделить на три части (блока):

1) познавательный (гносеологический, информационный);

2) ценностно-ориентационный;

3) деятельностный (поведенческий).

Познавательный (гносеологический, информационный) «блок» включает правовую информи­рованность общества, юридическую образованность людей, знание ими законодательства. Не менее важную роль здесь играют эмоции, чувства и стереотипы поведения людей и их социальных групп, формирующих их правосознание.

Ценностно-ориентационный (аксиологический) «блок», который составляют правовые ценности, правовые установки индивида, правовые ценностные ориентации, определяющие содержание поведения, направ­ленность правовых действий, готовность позитивно вос­принимать правовую информацию, оценивать ее и действо­вать на основе сформировавшегося правосознания.

Деятельностный (поведенческий) «блок» содержит устойчивые формы пра­вомерного поведения, направленные на соблюдение, испол­нение, использование субъективных прав и юридических обя­занностей.

В правовой культуре принято выделять три уровня ее развития: обыденный, профессиональный и научный (доктринальный).

Обыденный уровень правовой культуры характеризует­ся отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта у индивидов. Обыденная правая культура имеет стихийный, поверхностный и эмоционально окрашенный характер.

Профессиональный уровень правовой культуры – это более высокий уровень развития правовой культуры, который склады­вается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотруд­ников правоохранительных органов. Юристы обладают высоким уровнем правовых знаний в сфере сво­ей деятельности, качественно владеют правовыми навы­ками и умеют эффективно использовать право, для достижения в обществе законности и правопорядка. Правовая культура юристов основывается на осознании ценности и практической значимости права и связанных с ним правовых явлений, процессов, институтов в жизни общества (на профессиональном правосознании).

Научный (доктринальный, теоретический) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретичес­кого уровня вырабатывается коллективными усилиями уче­ных, философов, социологов, политологов, юристов и пред­ставляет собой идейно-теоретический источник права. Научный уровень правовой культуры представляет высший уровень ее развития, т.к. не ограничен знаниями юридической практики и рамками отдельных отраслей права, а основывается на всестороннем знании и исследовании всех процессов и явлений правовой действительности общества.

В литературе по теории государства и права выделяют также формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют индивидуальную правовую культуру (правовую культуру личности), групповую правовую культуру и общественную (социальную) правовую культуру.

Индивидуальная правовая культура характеризуется уважительным отношением индивида к праву, достаточным уровнем правовой информированности, его правомерным поведением.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным социаль­ным группам (молодежи, юристам, врачам, пенсионерам и др.) напрямую зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влия­ние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей.

Общественная правовая культура представляет совокупность созданных обществом правовых ценностей и охватывает все виды поведения и действий субъектов права, связанных с вступлением их в правоотношения, а также и ис­пользованием нормативных и индивидуальных правовых средств регулирования общественных от­ношений. Она зависит от уровня общественного правосознания, культурного и образовательного уровня населения, состояния и характера законодательства, качества правотворчества, эффективности реализации права, деятельности правоохранительных органов и устойчивости существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической и иными видами культуры населения.

Правовая культура выполняет несколько функций: по­знавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, правосоциализаторскую, ком­муникативную и прогностическую.

Познавательная (познавательно-преобразовательная) функция правовой культуры заключается в осмыслении имеющихся правовых ценностей и знаний, достиже­ний отечественного и зарубежного права. Эта функция тес­но связана с формированием правового государства и разви­тием гражданского общества, т.к. призвана оптимально согласовать общественные, групповые и личные интересы; создать предпосылки для достойной жизни и развития человека; обеспечить ему социальную справедливость, гуманизм, политическую и экономическую свободу.

Регулятивная (праворегулятивная) функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элемен­тов правовой системы и создание устойчивого правопоряд­ка. Регулятивная функция осуществля­ется посредством реализации правовых и других социальных норм. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает следо­вание правовым предписаниям и тем самым вносит упоря­доченность в общественные отношения.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры со­стоит в формировании поведения субъектов права, законнос­ти, правопорядка и законодательства через общепризнанные правовые ценности, путем их оценки с образцами и стандартами поведения, основанными на идеалах демократии, справедливости, гуманизма, гарантированности прав и свобод личности ориентирами которо­го являются нормы позитивного права и нормативные уста­новки естественного права. В результате нормативно-ценностной функции одни явления и процессы правовой действительности по­лучают одобрение, другие подвергаются критике, что приводит к их изменению или отмене обществом.

Правосоциализаторская функция правовой культуры направлена на формирование правовых качеств личности посредством правового воспитания, правового просвещения, оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания. Формирования у человека индивидуальной правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция правовой культуры способ­ствует общению индивидов в правовой сфере, согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает преемственность правовых знаний между поколениями. Ком­муникативная функция реализуется в правоотношениях, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации и телекоммуникации, науку, искусство.

Прогностическая функция правовой культуры охватыва­ет тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой систе­мы. Помогает выбрать оптимальные приемы, способы, средства для достижения правовых целей, нахождение новых правовых ценностей, качеств и свойств.

Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. С.436.

Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2001. С.307.

Теория государства и права / под общ. ред. А.С. Пиголкина. – М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. С.220.

Теория государства и права / под ред М.М. Рассолова. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004. С.517.

Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2010. С.468.

Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. С.631.

Власов В.И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.С.371.

Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2009. С.214-215.