Нормативно правовое регулирование адвокатской деятельности. Правовое регулирование, задачи и формы деятельности российской адвокатуры. Нормативно-правовое регулирование деятельности адвокатуры в Российской Федерации

§ 3. Характеристика основных источников правового регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации.
Основные положения о роли адвокатов.
Основные положения о роли адвокатов были приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений , проходившим в августе 1990 г. в Нью-Йорке. В Преамбуле этого важнейшего для регулирования вопросов адвокатуры документа перечисляются основные международно-правовые акты, положения, которых в той или иной мере охватывают вопросы защиты гражданами своих прав, свобод и законных интересов, в том числе посредством своевременного получения профессиональной квалифицированной юридической помощи. В их числе: Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщая декларация о правах человека, Международной пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Свод принципов для защиты всех лиц, задержанных или находящихся в условиях Тюремного заключения, Стандартные минимальные правила содержания заключенных, Гарантии, обеспечивающие защиту лиц, которым угрожает смертная казнь, Декларация об основных принципах юстиции для жертв преступления и превышения власти.

Кроме того, в Преамбуле подчеркивается, что права и основные свободы человека обеспечиваются в экономической, социальной, культурной, гражданской и политической жизни. Для этого необходимо, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой представителями независимой юридической профессии.

Профессиональные ассоциации адвокатов играют существенную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса.

Основные положения предусматривают, что любой человек вправе обратиться за помощью к адвокату по своему выбору для подтверждения своих прав и защиты на всех стадиях уголовной процедуры. Правительства должны гарантировать равный доступ к адвокатам всех лиц, подпадающих под его юрисдикцию, независимо от расы, цвета кожи, этнического происхождения, иола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального и социального происхождения, экономического и иного статуса. Правительства должны обеспечить необходимое финансирование для оказания юридической помощи бедным, несостоятельным людям, а профессиональные ассоциации адвокатов - создавать условия для предоставления такой помощи.

Основные положения предусматривают гарантии для подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, возлагая на правительство обязанность, обеспечить каждому из них информированность о его праве получить помощь адвоката, по его выбору при аресте, задержании, помещении в тюрьму или обвинении в уголовном преступлении. Любому указанному лицу, которое не имеет защитника, должна быть предоставлена помощь адвоката соответствующей квалификации без оплаты со стороны данного лица, если у него пет необходимых на то средств. Причем допуск к адвокату должен состояться не позднее чем через 48 часов с момента задержания или ареста. При этом задержанный, арестованный или помещенный в тюрьму должен быть обеспечен необходимыми условиями, временем и средствами для встречи или связи по средствам связи с адвокатом без препятствий и цензуры. Консультации с защитником могут быть в иоле зрения, но за пределами слышимости уполномоченных должностных лиц.

В документе уделяется внимание и 11равилам получения статуса адвоката, его квалификации и подготовке.

Устанавливается обязанность правительств, профессиональных ассоциаций адвокатов и учебных институтов обеспечить отсутствие дискриминации при допуске лиц к адвокатской практике или к продолжению практики. В странах, где существуют группы, общины или регионы, чьи потребности в юридической помощи не удовлетворены, особенно если такие группы имеют отличия в культуре, традициях, языке или были жертвами дискриминации в прошлом, правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны принять специальные меры по созданию благоприятных условий для лиц и групп, желающих заниматься юридической практикой , и обеспечить им подготовку, достаточную для удовлетворения нужд этих групп.

В Основных положениях вникание уделяется не только правам, но и обязанностям адвокатов.

Они должны постоянно поддерживать честь своей профессии, соблюдать этические нормы отправления правосудия.

По отношению к доверителю адвокаты обязаны:


  • консультировать его по вопросам прав и обязанностей, разъяснять принципы работы правовой системы;

  • оказывать помощь любым законным способом и совершать правовые действия для защиты его интересов;

  • оказывать помощь в судах; трибуналах и административных органах.
Адвокаты при осуществлении правосудия должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным нравом, всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными и этическими нормами. Адвокат всегда должен быть лояльным к интересам своего доверителя.

В Основных положениях указано, что правительства должны обеспечить адвокатам:


  • возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

  • возможность свободно консультировать доверителя в своей стране и за границей;

  • недопустимость наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами.
Там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением ими профессиональной обязанности, они должны быть адекватно защищены властями. Адвокаты не должны идентифицироваться с их доверителями и делами доверителей в связи с исполнением своих профессиональных функций. Суд или административный орган не вправе отказать адвокату, имеющему допуск к практике, в представлении интересов, своего доверителя, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения и настоящими Основными положениями.

Обязанность компетентных властей - обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с нужной информацией, документами и материалами дела, в уголовном процессе - не позднее окончания расследования, до досудебного рассмотрения.

Адвокаты, как и другие граждане, имеют право на свободу высказываний, вероисповедания, объединения в ассоциации и организации, в том числе международные, могут формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства. Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ к юридической помощи.

Содержит рассматриваемый документ и раздел о дисциплинарном производстве в отношении адвокатов. Кодексы их профессионального поведения должны приниматься через профессиональные органы или в соответствии с законодательством, отвечающим положениям национального права и обычаям и признаваемым международными стандартами и нормами. При обвинении или возбуждении против адвоката в связи с его профессиональной деятельностью дела он должен иметь право на справедливое разбирательство, на помощь адвоката по его выбору. Дисциплинарное производство против адвокатов должно осуществляться беспристрастными дисциплинарными комиссиями, определяемыми самой адвокатурой, с возможностью обжалования их решения в суд. Дисциплинарное производство должно осуществляться в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и этическими нормами.

Таким образом, Основные положения о роли адвокатов призваны помочь государствам-участникам обеспечить надлежащую роль адвокатов в деле защиты нрав и законных интересов граждан. Принципы, провозглашенные в документе, должны уважаться и гарантироваться правительствами при разработке национального законодательства и его применении, приниматься во внимание, как адвокатами, так и судьями, прокурорами, законодательной и исполнительной, властью и обществом в целом. Эти принципы должны также применяться к лицам, исполняющим адвокатские функции без получения формального статуса адвоката.
Конституция Российской Федерации
Вся правовая система Российской Федерации основывается на нормах Конституции, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция РФ является базовым законом, который определяет форму правления, основы государственного устройства, характеристику политического режима России, права и свободы человека и гражданина, закрепляет основные принципы организации и деятельности государственного аппарата, регулирует иные важнейшие аспекты государственной и общественной жизни страны. Именно на положениях Конституции строятся нормы иных законодательных актов России. Все иные нормативные правовые акты в Российской Федерации, в том числе регулирующие вопросы организации адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности , не должны противоречить Конституции, они могут только детализировать и развивать ее нормы. Применительно к регулированию института адвокатуры и адвокатской деятельности все конституционные нормы можно условно разделить на две группы:


  1. нормы общего характера, не затрагивающие непосредственно вопросы адвокатуры;

  2. специальные нормы, регулирующие организацию адвокатуры и осуществление адвокатской, деятельности.
Конституционные нормы первой группы определяют, в частности, основные нрава и свободы человека и гражданина. К институту адвокатуры эти нормы относятся постольку, поскольку ими устанавливаются условия, в которых данный институт действует.

Например, ст. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Из этой статьи вытекает несколько принципиальных для адвокатуры и адвокатской деятельности выводов.

Во-первых, Российская Федерация провозглашается правовым государством. Правовой характер государства означает, что деятельность всех государственных органов и должностных лиц основывается на верховенстве права, в том числе над государством. Властные полномочия государства реализуются исключительно в рамках закона, и только теми субъектами, которые уполномочены на это в установленном законом порядке, в пределах предметов ведения и полномочий. Власть существует лишь для того, чтобы максимально эффективно обеспечивать конституционные права граждан. Принцип верховенства права является препятствием на пути возможного злоупотребления со стороны государства своими властными полномочиями и обеспечивает институту адвокатуры гарантии от необоснованного, незаконного вмешательства в его деятельность.

Подлинно правовое государство основывается на признании естественных, неотчуждаемых прав человека. В полном соответствии с данным постулатом ст. 2 Конституции РФ закрепляет, что человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и Свобод человека и гражданина - обязанность государства. Таким образом, на государство возлагается обязанность не только формально провозгласить, но и соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать их реализацию на практике, создать механизм защиты субъективных прав граждан. Элементом такого механизма и является адвокатура, призванная осуществлять защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц и обеспечивать их доступ к правосудию.

Правовое государство признает существование гражданского общества. Гражданское общество и правовое государство не поглощаются друг другом, существуют относительно независимо, находясь в постоянном взаимодействии, основанном на принципе невмешательства одного в дела другого и недопустимости необоснованного властного принуждения со стороны государственных структур в отношении институтов гражданского общества. Правовое государство обеспечивает условия для существования и развития гражданского общества. Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к адвокатуре, поскольку она представляет собой институт гражданского общества, действует на принципах независимости и самоуправления, а государство гарантирует ее независимость - важнейшее условие существования этого института, эффективности осуществляемой им деятельности.

Взаимоотношения правового государства и гражданского общества строятся на принципе взаимной ответственности: не только государство несет ответственность перед гражданами и гражданским обществом, но и индивиды и институты гражданского общества несут ответственность перед властью, перед государством. Механизм такого взаимодействия применительно к адвокатуре базируется на обязанности адвокатов, адвокатских образований и органов адвокатского сообщества строго соблюдать принцип законности, выполнять иные обязательства перед государством, в частности по уплате налогов, оказанию в установленных законом случаях бесплатной юридической помощи.

Кроме того, сосуществование правового государства и гражданского общества предполагает не только возможность» но и обязательность контроля со стороны государства за соблюдением институтом адвокатуры возложенных на нее обязанностей по выполнению публичной функции государства - защиты субъективных прав. Правовой характер государства и природа адвокатуры как института гражданского общества определяют пределы и способы осуществления такого контроля. Гипертрофированный, всеобъемлющий контроль государства за всеми институтами гражданского общества основан на идее не связанности государства законами, господства власти над правом. Исходя из этой идеи, государство может, как ограничить себя действующим законодательством, так и снять эти самоограничения в любой момент, приняв любой закон, в том числе о структуре государственной власти, о нравах человека, о механизме защиты этих нрав. Провозглашение правового характера государства диктует установление таких пределов, способов и методов контроля, которые не ограничивали бы свободу деятельности адвокатуры в выполнении ее задач и функций, но в то же время гарантировали соблюдение адвокатами, адвокатскими образованиями, органами адвокатского самоуправления принципа законности.

Таким образом, построение в Российской Федерации правового государства есть условие существования института адвокатуры и его свободного развития на принципах независимости и самоуправления. Именно такая адвокатура станет , в свою очередь, краеугольным камнем в здании российского правового государства.

Статья 1 Конституции провозглашает Россию федеративным государством. В соответствии с п. 3 ст. 5 Конституции федеративное устройство России основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Адвокатура, в соответствии с п. «л» ст. 72 Конституции, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты, содержащие правила об организации адвокатуры и осуществлении адвокатской деятельности, принимаются государственными органами на уровне, как Федерации, так и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Значимую норму содержит ст. 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющая социальный характер Российского государства. Политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Институт адвокатуры решает важнейшую задачу по защите прав и законных интересов граждан, его деятельность затрагивает интересы человека и гражданина, следовательно, вопросы организации и адвокатской деятельности имеют социальный характер, И их решение в интересах человека и общества является инструментом создания в России социального государства.

Статья 10 Конституции предусматривает осуществление государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Другие статьи определяют состав органов, составляющих эти три ветви власти. Правила, устанавливающие структуру государственной власти, имеют значение для определения места института адвокатуры в правовой системе России, ее положения в системе государственных и негосударственных публичных институтов. Адвокатура не принадлежит ни к одной из ветвей власти и выполняет свои функции как самостоятельный публичный институт. Специфика полномочий адвокатуры позволяет отнести ее к блоку правоохранительных органов, но при этом она не утрачивает своего характера негосударственного независимого института.

Российская адвокатура взаимодействует со всеми тремя ветвями государственной власти.

Законодательная ветвь власти путем принятия и совершенствования законодательных актов создает правовую основу организации адвокатуры и ее деятельности. В свою очередь адвокатура в пределах своих полномочий содействует эффективности законодательного процесса, например, посредством участия совета Федеральной палаты в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатуре. Ряд организационных и контрольных полномочий в отношении адвокатуры и адвокатов возложен на исполнительную ветвь власти в лице Министерства юстиции Российской Федерации. Органы, составляющие судебную ветвь власти, осуществляют судебный контроль за законностью деятельности адвокатов, обобщают правоприменительную практику, занимаются толкованием законов, в том числе в сфере адвокатской деятельности. Взаимодействие адвокатуры с органами всех ветвей государственной власти должно происходить на основе признания адвокатуры независимым институтом гражданского общества и строго в рамках, очерченных законом.

Ряд статей гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закрепляет положения, непосредственно касающиеся прав и свобод человека, в частности, нрава на участие в управлении государство, на гражданство, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, В главе устанавливаются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, закреплены признание и равная защита всех форм собственности идеологическое многообразие и светский характер государства. Нормы гл. 2 Конституции определяют, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Кроме того, гл. 2 содержит нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина на жизнь, на охрану государством достоинства личности, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу совести, вероисповедания, мысли и слова, па свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, право на жилище, образование, охрану здоровья и т.д.

Перечисленные в Конституции права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное отношение к адвокатской деятельности, поскольку определяют ее содержание. Именно эти права (а также иные, поскольку указание в Конституции на конкретные основные права и свободы не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина) должны защищаться адвокатами в процессе их профессиональной деятельности.

Введение

Глава 1. Генезис правового регулирования адвокатуры в Российской Федерации

1.1. Эволюция становления и развития адвокатуры в России 12

1.2. Генезис понятия «адвокатская деятельность» в российском законодательстве 43

1.3. Институт бесплатной юридической помощи при осуществлении адвокатской деятельности 61

Глава 2. Проблемы правового регулирования адвокатской деятельности в Российской Федерации

2.1. Принципы деятельности адвокатуры 71

2.2. Формы адвокатских образований 87

2.3. Перспективы развития института адвокатуры на современном этапе 111

Заключение 142

Список использованной литературы 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Настоящая диссертация посвящена исследованию правового регулирования адвокатуры в Российской Федерации. За последние годы роль и место адвокатуры в Российской Федерации, а также круг её задач по осуществлению защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц существенным образом изменились. Принятие новых кодексов, прежде всего, УПК РФ 2002 г., существенно изменило статус адвоката, расширило его процессуальные права. Однако до последнего времени отсутствие должного правового регулирования влекло за собой значительные недостатки в деятельности адвокатуры. Появились даже так называемые «параллельные» коллегии, которые в отличие от традиционных коллегий, вообще не осуществляли бесплатную юридическую помощь, ставили цели извлечения прибыли.

Принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» 2002 г. (далее - ФЗ «Об адвокатуре») юридически оформило принадлежность адвокатуры к институтам гражданского общества и возложило на неё отдельные публично-правовые функции. С принятием ФЗ «Об адвокатуре» появился главный субъект реализации конституционного права на получение квалифицированной

юридической помощи- адвокатура, что представляет,

помимо практического, научный интерес, делая настоящее исследование актуальным.

Произошедшие коренные преобразования в политической и экономической системе страны повлекли за собой глобальные изменения во всех сферах жизни государства и общества, а, следовательно, создалась принципиально новая правовая ситуация, требующая коренного пересмотра организационных принципов и законодательных основ деятельности адвокатуры как одного из основных механизмов защиты прав человека, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является адвокатура как институт гражданского общества в Российской Федерации.

Предмет исследования составляет институт адвокатуры в Российской Федерации, генезис его развития и становления, система правовых норм, регулирующих адвокатскую деятельность до принятия ФЗ «Об адвокатуре» 2002 г., и система правовых норм действующего законодательства.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является анализ правового регулирования адвокатуры как института гражданского общества, изучение динамики развития института адвокатуры на этапе становления демократического государства в Российской Федерации, исследование принципов деятельности адвокатуры в России и определение перспектив дальнейшего развития адвокатуры.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Исследована эволюция развития адвокатуры в России;

    Определены признаки, квалифицирующие деятельность адвокатов как адвокатскую деятельность;

    Проанализирован институт бесплатной юридической помощи при осуществлении адвокатской деятельности;

4. Рассмотрены принципы деятельности адвокатуры в
Российской Федерации;

5. Изучено правовое регулирование форм адвокатских образований по
российскому законодательству;

6. Определены перспективы развития адвокатуры в Российской
Федерации.

Нормативную основу исследования составили

внутригосударственные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность адвокатуры в РФ, а также международные документы.

В числе внутригосударственных актов использованы Конституция Российской Федерации 1993 г., Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 13.06.1996 №864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации», Закон г. Москвы от 23.10.2002 № 52 «О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при адвокатской палате города Москвы».

Среди международных документов использованы следующие: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт «О гражданских и политических правах» 1966 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Основные положения о роли адвокатов, принятые 8-м Конгрессом ООН

свободе осуществления профессии адвоката 2000 г. и др.

В ходе диссертационного исследования, помимо действующих нормативно-правовых актов, включающих законодательство Российской Федерации, использовался широкий круг документов и нормативно-правовых актов СССР и РСФСР, а также в историческом аспекте проанализировано развитие законодательства в данной сфере.

Теоретической основой исследования института адвокатуры в России
послужили, прежде всего, работы отечественных ученых: В.М. Ануфриева,
Б.Т. Безлепкина, А.Д. Бойкова, СВ. Бровченко, А.А. Власова, А.В. Воробьева,
С.Н. Гаврилова, АЛ. Галоганова, А.В. Гриненко, Л.Ю. Грудцыной,
Л.А. Демидовой, В.А. Еронина, А.В. Иванова, Р.А. Каменецкого,
Н.И. Капинус, О.В. Качаловой, В.И. Качалова, Н.Н. Клена, Д.Н. Козака,
Э.Е. Колоколовой, Ю.А. Костанова, В.В. Кукель, М.М. Курманова,
А.Г. Кучерены, А.В. Лохвицкого, Ю.Ф. Лубшева, Н.А. Лукичева, В.В.
Мельника, С.А. Невского, Н.П. Никифоровой, В.Л. Павловского,
А.В. Полякова, В.И. Радченко, А.С. Савича, В.И. Сергеева, Г.А. Смагина,
Е.М. Смирновой, М.Б. Смоленского, П.В. Сотова, Л.А. Стешенко,
И.Ю. Сухарева, Е.Г. Тарло, Ю.В. Тихонравова, И.Л. Трунова,

М.С. Усмановой, Л.Б. Хвана, Т.М. Шамбы, С.Ф. Ширинского и других авторов, исследующих институт адвокатуры в России.

Важную роль при исследовании эволюции развития адвокатуры в
России сыграли труды следующих ученых: К.К. Арсеньева, У.И. Баженовой,
Е.В. Васьковского, М.Ф. Владимирского-Буданова, И.В. Гессен,

Н.В.Давыдова, М.В.Ивановой, М.Г. Коротких, Ю.И Стецовского, И.Я. Фойницкого, Ю. Хаски, Н.В. Черкасовой, М.П. Шаламова и другие.

Значительная часть диссертационной работы посвящена вопросам, связанным с определением понятийного аппарата (исследованию содержания

7
понятий «адвокат», «адвокатура», «адвокатская деятельность»).

Исследование этой проблематики осуществлялось с использованием трудов В.Н. Буробина, Г.А. Воскресенского, СВ. Дедикова, А.Я. Курбатова, Р. Куссмауля, ПБ. Мирзоева, Н.А. Подольного, Г.М. Резника, А.Х. Саидова.

Методология и методика исследования. В процессе исследования темы были использованы общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: сравнительно-правовой, системно-структурный, технико-юридический. Особое значение придавалось формально-логическому и историческому методам исследования. При разработке конкретных предложений по совершенствованию российского законодательства, регламентирующего адвокатскую деятельность в Российской Федерации, использовался метод теоретического моделирования.

Эмпирическую базу исследования составили материалы выборочных исследований; статистические данные и обобщение материалов адвокатских конференций по вопросу обсуждения законопроекта «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

В период с 2001 по 2006 год в Москве и Московской области при помощи разработанного автором инструментария были проведены следующие социологические исследования:

1) Анкетирование 300 адвокатов на предмет исследования основных
положений, которые, по их мнению, должны быть дополнены в закон,
посвященный адвокатуре.

2) Анкетирование 20 заведующих юридическими консультациями
Московской области с целью выяснения их позиций по поводу желаемых
изменений в отношениях между адвокатской палатой и юридическими
консультациями.

исследования в адвокатской среде тех же регионов на предмет выявления оценки ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»,

В 2006 году производилось выборочное анкетирование адвокатов Московской областной коллегии адвокатов (в анкетировании приняли участие 100 человек) на предмет определения дальнейших перспектив развития института бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

Научная новизна исследования. Настоящая диссертация является новаторской в части комплексного исследования правового регулирования адвокатуры в России; в ней с учетом новых реалий показано качественное изменение содержания понятий «адвокатура», «адвокатская деятельность», «адвокат», происходящее в связи с определенными историческими и политическими событиями, происходящими в России; дано определение адвокатской деятельности, в основе которого лежит комплексное нормативное содержание исследуемой дефиниции; предложено закрепление нового принципа адвокатской деятельности - принципа профессионализма адвоката.

Научная новизна исследования проявляется также в положениях, выносимых па защиту:

1, Предлагается рассматривать эволюцию становления и развития адвокатуры в России в виде четырех периодов, каждый из которых обусловлен соответствующими политическими и экономическими событиями, происходящими в России: период становления и развития адвокатуры в России с XV в. до 1917 года; советский период развития адвокатуры с 1917 года до начала 90-х гг. XX в.; постсоветский период развития адвокатуры с начало 90-х гг. XX в. по 31 мая 2002 г. и современный

период развития, датируемый принятием ФЗ «Об адвокатуре» и

продолжающийся в настоящее время.

2. Уточнено определение адвокатской деятельности как
квалифицированной юридической помощи, которая оказывается на
профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката и
действующими индивидуально или в рамках коллективного адвокатского
образования, физическим и юридическим лицам.

3. Предлагается законодательно закрепить положение о том, что к
адвокатской деятельности дополнительно следует относить
квалифицированную юридическую помощь, оказываемую адвокатами
органам государственной власти и местного самоуправления в целях защиты
их прав, а также обеспечения доступа к правосудию.

4. На основе анализа понятия «адвокатура», закрепленного в
российском законодательстве, уточняется, что данное понятие раскрывается в
правовой системе Российской Федерации в двух значениях: в качестве
профессионального сообщества адвокатов и как действующий на
определенных принципах общественный институт, обеспечивающий право на
квалифицированную юридическую помощь.

5. Предлагается рассматривать институт адвокатуры в современной
правовой системе Российской Федерации как институт гражданского
общества, обеспечивающий полноценную защиту физическими и
юридическими лицами своих прав.

Адвокатуру должен дополнять институт бесплатной юридической помощи, который отражает неотъемлемую часть адвокатской деятельности в Российской Федерации.

6. Выдвинуто предложение включить в состав принципов деятельности
адвокатуры в Российской Федерации, помимо принципов, закрепленных в ФЗ
«Об адвокатуре» 2002 г., принцип профессионализма адвоката, выраженный в

оказании адвокатом квалифицированной юридической

помощи, профессиональный уровень оказания которой может быть обеспечен установлением профессиональных рангов адвокатов.

7. Сформулировано правило о том, что правовое регулирование адвокатуры в Российской Федерации следует осуществлять комплексно, включая имплементацию международно-правовых стандартов, касающихся оказания юридической помощи, в российскую правовую систему; дальнейшее реформирование процессуального законодательства, направленное на совершенствование независимости адвокатов, обеспечение равноправия сторон в судебном процессе на стадии предварительного следствия; разработку российского законодательства, регулирующего деятельность российских адвокатов за рубежом и иностранных адвокатов на территории Российской Федерации; создание нормативной базы по материально-финансовому обеспечению обязательной профессиональной подготовки и переподготовки российских адвокатов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные выводы и предложения, сделанные в процессе исследования, вносят существенный вклад в развитие теории об адвокатуре как о самостоятельной учебной дисциплине и науке правоведения. Материалы диссертации могут быть исследованы в ходе дальнейшей разработки и углубления анализа института адвокатуры в Российской Федерации, в поисках новых подходов к исследованию особенностей, а также различных аспектов проблем организации деятельности адвокатуры в Российской Федерации. Кроме того, результаты работы могут быть использованы при практическом решении как актуальных проблем, стоящих перед правовым регулированием отечественной адвокатуры, так и проблем оптимизации в этом контексте общественных отношений в целом.

В ходе исследования выводы развивают и дополняют

понятийный материал, освещают и переосмысливают важные аспекты законодательного регулирования деятельности адвокатуры в России. Работа в целом способствует формированию концепции понимания научного содержания категорий «адвокатура», «адвокатская деятельность», «адвокат», дополняет существующую базу для развития законодательства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения по осуществлению законодательной деятельности способствуют утверждению научно-обоснованного подхода при разработке нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность адвокатуры в Российской Федерации.

Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейших научных исследований в этой области, для преподавания в юридических вузах спецкурса «Организация и деятельность адвокатуры в Российской Федерации», на курсах по подготовке стажеров-адвокатов.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования обсуждены на заседании кафедры адвокатуры и нотариата в Российской Академии адвокатуры. По теме исследования были опубликованы 3 статьи в ведущих научно-периодических изданиях, в том числе в изданиях, рецензируемых ВАК, в которых нашли отражение основные выводы и положения диссертационного исследования.

12
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,

двух глав, объединяющих шесть парафафов, заключения и списка литературы, использованной при написании работы.

Эволюция становления и развития адвокатуры в России

Адвокатура известна российскому праву уже более века. Её история показывает, что на протяжении долгого времени значение адвокатуры принижалось, и долгое время адвокатура не могла найти должного законодательного регулирования. Чтобы разобраться в сложных процессах, происходящих в сегодняшней адвокатуре, и познать её внутренние закономерности, нужно свободно ориентироваться в социально-политической ситуации, изменениях в экономике, государстве и праве. Делать серьезные выводы по вопросам и проблемам адвокатуры на основе анализа только сегодняшних реалий в корне неправильно. Более точно и четко понять состояние современной адвокатуры можно путем изучения её становления и развития.

По мнению 10. Ф. Лубшева, исторический взгляд на становление и развитие адвокатуры в России позволяет видеть её не только в статике, но и в динамике. Прошлое адвокатуры раскрывает многие важные свойства её современного положения. Используя метод конкретно-исторического подхода к социальному явлению, можно объективно разобраться в сути адвокатуры, во всей её полноте и сложности. Поэтому знание истории является надежным способом понимания современной адвокатуры1.

Понятно, что адвокатура не могла возникнуть сразу и, тем более, в организованном виде. Ее появление и юридическое закрепление обусловлено постепенно усиливающимися объективными потребностями в ней. Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению истории российской адвокатуры, следует выделить основные периоды её развития: - период становления и развития адвокатуры в России: с XV в. по 1917 год: период развития адвокатуры до Судебной реформы 1864 года: с XV в. до 1864 года; период развития адвокатуры после Судебной реформы 1864 года: с 1864 года по 1917 год; - советский период развития адвокатуры: с 1917 года до начала 90-х годов XX века: переходный период развития советской адвокатуры: с ноября 1917 года по май 1922 года; период ужесточения контроля со стороны государства за адвокатурой: 20-е - 50-е годы XX века; период либерализации адвокатской деятельности: 50-е - 80-е годы XX века; период стагнации в области адвокатской деятельности: с 1980 г. до начала 90-х годов XX века. - постсоветский период развития адвокатуры: с начала 90-х годов по 31 мая 2002 года; современный период развития адвокатуры: с 31 мая 2002 года по настоящее время.

Следует заметить, что, по мнению М. Винавера, появление адвокатуры в европейских государствах совпадает с возникновением борьбы между средневековым укладом жизни и новой централистической государственной идеей. При этом адвокаты являлись неким наследием римских юристов и появились при становлении правовых систем западноевропейских государств под влиянием рецепции римского права.

В России же, в отличие от стран Европы, где правозаступничество и судебное представительство развивались как два самостоятельных института, правозаступничество возникло не как самостоятельный институт, а в связи с судебным представительством.

Вплоть до XV века в России существовал так называемый «принцип личной явки». По Псковской судной грамоте приглашать поверенных могли только женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие.

Затем в обществе в качестве защиты появляется родственное представительство. Вскоре появился институт наемных поверенных. Функции их могли осуществлять все дееспособные лица. Поверенных называли ходатаями по делам, стряпчими. Только в XIX веке из обычного правового института судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих, которые вносились в особые списки, существовавшие при судах.

Необходимо отметить, что существует ошибочное, но укоренившееся мнение о том, что по сравнению с рядом западных стран, такими, как Англия, Франция, некоторыми другими, адвокатура в России возникла относительно недавно - в период осуществления Судебной реформы 1864 года.

В действительности же Судебная реформа 1864 года заложила основы присяжной адвокатуры - компетентной и самоуправляемой организации адвокатов. Таким образом, была оформлена профессия, обладавшая как западными, так и традиционно русскими чертами.

Здесь следует согласиться с мнением Д. В. Ануфриева, который считает, что изучение истории адвокатуры необходимо начинать не с момента законодательного закрепления в нормативно-правовых актах «адвокатуры», а с периода, когда лишь зарождались основные функции адвокатуры, облеченной в форму правозаступничества

Генезис понятия «адвокатская деятельность» в российском законодательстве

Адвокатская деятельность в соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ «Об адвокатуре» 2002 г. определена как квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.66

В Положении об адвокатуре 1980 г. понятие «адвокатская деятельность», как и «адвокатура», прямо не давались. Их сущность законодатель пытался определить через обозначение задач адвокатуры.67 Кроме того, понятие адвокатуры выводилось из определения «коллегий адвокатов» как добровольных объединений лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В этой связи в литературе справедливо отмечается, что фактически в советский период термин «адвокатура» обозначал юристов-профессионалов, объединенных в коллегии для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам, так как коллегии адвокатов являлись практически единственной формой объединения лиц, оказывающих юридическую помощь на профессиональной основе.

Как уже было отмечено, современное законодательство связывает понятие адвокатуры, прежде всего, с адвокатской деятельностью. ФЗ «Об адвокатуре» определяет особенности адвокатской деятельности в ее содержании, субъектах, организации и целях.

По своему характеру адвокатская деятельность заключается в оказании юридической помощи. ФЗ «Об адвокатуре» указывает примерный перечень видов юридической помощи, оказываемой в рамках адвокатской деятельности. Этот перечень серьезно расширен по сравнению с кругом вопросов, которыми в соответствии с Положением об адвокатуре мог заниматься советский адвокат.70 Помимо таких традиционных видов юридической помощи, как консультирование по правовым вопросам, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представительство в гражданском и административном судопроизводстве, участие в качестве защитника в уголовном судопроизводстве, в ФЗ «Об адвокатуре» указываются представительство в налоговых правоотношениях, представительство интересов в общественных объединениях и иных организациях.

Следует ещё раз подчеркнуть, что перечень видов юридической помощи, которая может оказываться адвокатами, не является исчерпывающим, что правильно с точки зрения законодательной техники, так как конкретный список может ограничивать права граждан на получение юридической помощи. Некоторые из видов юридической помощи, не названные в п. 2 ст. 2 ФЗ «Об адвокатуре», указываются в специальных законодательных актах: например, согласно п. 6 ч. 4 ст. 56 и ч. 5 ст. 189 УПК РФ, адвокат может присутствовать при допросе свидетеля.

Юридическая помощь, по общему правилу, может оказываться адвокатами гражданам и юридическим лицам. Вместе с тем, не исключается возможность осуществления адвокатской деятельности также в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ «Об адвокатуре» представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать адвокаты, если иное не установлено федеральным законом. А в соответствии с п. 5.1 ст. 59 АПК РФ, развивающим указанную общую норму, представителями органов государственной власти или органов местного самоуправления могут выступать в арбитражном суде лица, состоящие в штате указанных органов или в штате организаций, представляющих в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по поручению указанных органов их интересы, либо адвокаты. Ранее действующее Положение об адвокатуре и другие законодательные акты советского периода возможность осуществления адвокатской деятельности в интересах органов власти не предусматривали, ограничивая оказание юридической помощи только гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам.71

В то же время следует отметить отсутствие прямого указания на органы государственной власти как возможных заказчиков адвокатских услуг в нормативном определении адвокатской деятельности, данной в ФЗ «Об адвокатуре». Это, при одновременном допущении законодательством возможности адвокатского представительства органов государственной власти и местного самоуправления в судопроизводстве, порождает определенные трудности. В частности, возникает вопрос, допустимо ли оказание адвокатами органам власти иных видов юридической помощи помимо судебного представительства.

Представляется, что органы власти наравне с гражданами и организациями должны иметь право обращения к адвокатам за любым видом юридической помощи. Кроме того, само оказание юридической помощи в рамках судебного представительства органов власти, допускаемое законом, всегда носит. комплексный характер и включает в себя не только само представительство, но и иные виды юридической помощи (консультации, подготовку судебных документов).

В этой связи в целях исключения правовых противоречий п. 1 ст. 1 ФЗ «Об адвокатуре» после слов «физическим и юридическим лицам» предлагается дополнить словами «органов государственной власти и местного самоуправления».

В соответствии с ФЗ «Об адвокатуре» адвокатской деятельностью является только такая юридическая помощь, которая оказывается специальным субъектом - адвокатом. В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «Об адвокатуре» адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Сразу стоит отметить не совсем удачную законодательную конструкцию этой дефиниции. Законодатель разделяет понятия «статус адвоката» и «право заниматься адвокатской деятельностью». Однако далее в ФЗ «Об адвокатуре» говорится лишь о порядке приобретения статуса адвоката и не предусматривается приобретение права на осуществление адвокатской деятельности. Ведь получение статуса адвоката и означает право лица осуществлять адвокатскую деятельность. В свою очередь, какая-либо деятельность, осуществляемая лицом, не наделенным адвокатским статусом, по смыслу закона, адвокатской не является.

Принципы деятельности адвокатуры

При осуществлении адвокатской деятельности важную роль играет институт бесплатной юридической помощи. Это связано с тем, что адвокатуру можно рассматривать как партнера государства, которое взяло на себя обязательство обеспечить право граждан на квалифицированную юридическую помощь. Наиболее ярко публичный характер адвокатской деятельности проявляется при участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда в соответствии со ст. 50 УПК РФ, а также при оказании бесплатной юридической помощи.

По сравнению с Положением об адвокатуре 1980 г. перечень случаев, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно, серьезно сокращен. Право на бесплатную адвокатскую помощь имеют только граждане РФ-физические лица, причем те из них, среднедушевой доход которых не превышает размера прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации и только если они относятся к указанным в ФЗ «Об адвокатуре» льготным категориям (ветераны Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие от политических репрессий, безнадзорные дети) либо обратились по указанной в ФЗ «Об адвокатуре» категории дел (взыскание алиментов; возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; назначение пенсий и пособий; вопросы, связанные с реабилитацией и др.).

Согласно ФЗ «Об адвокатуре» расходы по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам взяло на себя государство. В соответствии с п. 9 ст. 25 ФЗ «Об адвокатуре» размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Однако реально оказание такой помощи осуществляется за счет адвокатских образований. Дело в том, что установленный Правительством РФ размер оплаты услуг защитника по назначению носит в большей мере символический характер (по общему правилу, от 25 до 100 рублей за один день работы) и не соответствует реальной стоимости адвокатских услуг.93 А порядок выплаты адвокату компенсации за оказание юридической помощи бесплатно вообще на настоящий момент не установлен вовсе. Адвокаты самостоятельно находят способы организации бесплатной юридической помощи нуждающимся. Например, в г. Москве адвокаты некоторых адвокатский образований образуют специальные фонды, из которых осуществляются выплаты адвокатам, участвующим бесплатно в ведении дел.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации объем бесплатной помощи и помощи по назначению, предоставляемой населению адвокатами, составляет примерно 36% от общего количества выполняемых ими поручений. В этих условиях практически полное переложение государством расходов на оказание бесплатной юридической помощи на адвокатов не может являться правильным. Качество юридической помощи, оказываемой бесплатно на основании ст. 26 ФЗ «Об адвокатуре», оставляет желать лучшего. Далеко не все адвокатские образования имеют поступления от платных клиентов, достаточные для покрытия расходов на бесплатную юридическую помощь. Некоторые категории дел требуют долгой и кропотливой работы, которая может отнять несколько дней, а представительство в суде первой инстанции по данным делам может растянуться на месяцы. На практике в данных случаях адвокаты ограничиваются простейшими консультациями и составлением исковых заявлений. В регионах практически все клиенты, обращающиеся за помощью к юристу, относятся к категории малоимущих. Это значит, что юристы должны работать бесплатно, и их работа не будет оплачиваться ни из бюджетных фондов, ни из средств юридической консультации. Очевидно, что ни о какой качественной помощи в таких случаях говорить не приходится.95 В любом случае, необходимо принятие специального Постановления Правительства РФ о порядке компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно.

Кроме того, узкий перечень дел, по которым малоимущие граждане имеют возможность обратиться за бесплатной юридической помощью, сводит на нет их право на получение юридической помощи и право на доступ к правосудию по другим не менее значимым вопросам, а вслед за этим и многие другие права, гарантированные Конституцией РФ. Например, достаточно трудно обжаловать в суд без помощи юриста решение и действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Таким образом, требуется серьезная реформа института бесплатной юридической помощи, в том числе в части, касающейся защиты по назначению. Одним из способов реформирования этого института можно рассматривать создание за счет государства специальных адвокатских образований, которые будут специализироваться исключительно на оказании бесплатной правовой помощи по типу офисов публичных защитников а Западной Европе и США

В США такие ведомства создаются местными органами власти: городским советом, муниципалитетом, мэрией, которые курируют деятельность ведомства, не вмешиваясь в его повседневную работу. Финансируемые из бюджета штата и/или муниципалитета публичные защитники могут получать и благотворительные пожертвования. Несмотря на государственное финансирование, такие корпорации от властей независимы. Сотрудники ведомств публичных защитников получают заработную плату, набираются в обычном порядке из числа допущенных к практике адвокатов, пожелавших работать в таком ведомстве и прошедших проверку квалификационных комиссий, создаваемых учредившим ведомство органом власти.

Формы адвокатских образований

С принятием ФЗ «Об адвокатуре» организация адвокатуры коренным образом преобразована. В первую очередь это касается форм организационной деятельности адвокатуры. В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об адвокатуре», формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет; коллегия адвокатов; адвокатское бюро; юридическая консультация. ФЗ «Об адвокатуре» предусматривает, что адвокат вправе самостоятельно избирать не только место осуществления адвокатской деятельности, но и форму адвокатского образования.

Проводя сравнение между ранее действовавшим Положением об адвокатуре 1980 г. , отметим, что в соответствии с указанным Положением адвокатская деятельность могла осуществляться только в рамках юридических консультаций, являвшихся структурными подразделениями адвокатских коллегий.

При анализе предпосылок возникновения многообразия форм организационной деятельности адвокатуры в РФ определенный интерес представляет совместное письмо Минюста России от 13 августа 1999 г. № 6495-СЮ и Генпрокуратуры РФ от 18 августа 1999 г. № 22-5/100-96 «О статусе коллегий адвокатов». В нем указано, что органы прокуратуры в своей

практике сталкиваются с различной трактовкой статуса

объединений, члены которых правомочны осуществлять адвокатскую деятельность. Встречаются случаи, когда под видом коллегий адвокатов пытаются утвердиться организации, созданные в рамках Федерального закона «Об общественных объединениях». Это создает угрозу проникновения в уголовное судопроизводство лиц, не отвечающих профессиональным требованиям и не являющихся адвокатами с точки зрения действующего законодательства.

Рассмотрим подробно существующие на сегодняшний день формы организационной деятельности адвокатуры.

Одной из форм организационной деятельности адвокатуры на территории РФ является адвокатский кабинет, определению основ правового статуса которого посвящена ст. 21 ФЗ «Об адвокатуре».

В отличие от коллегии адвокатов и адвокатского бюро, данная форма позволяет реализовать закрепленные в ст. 2 и в п. 2 ст. 3 ФЗ «Об адвокатуре» принципы правового статуса адвоката и адвокатуры не только в коллективных, но и в единоличной формах. Иными словами, сегодня адвокаты обладают значительно большей свободой выбора осуществлять свою профессиональную деятельность самостоятельно.

Согласно п. 6 ст. 15 ФЗ «Об адвокатуре» адвокат со дня получения статуса адвоката или внесения сведений о нем в региональный реестр либо со дня возобновления статуса адвоката обязан в течение полугода выбрать форму организации адвокатской деятельности и уведомить о своем выборе совет адвокатской палаты. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность единолично, учреждает адвокатский кабинет.

Уведомление об учреждении адвокатского кабинета в соответствии с п. 2 ст. 21 ФЗ «Об адвокатуре» должно быть осуществлено определенным образом: заказным письмом, в котором адвокат сообщает сведения, во первых, позволяющие идентифицировать его в качестве адвоката; во-вторых, сведения о месте нахождения адвокатского кабинета; в-третьих, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом и, в-четвертых, наименование кабинета, поскольку согласно нормам п. 4 ст. 21 ФЗ «Об адвокатуре» печать, штампы и бланки должны содержать наименование адвокатского кабинета.

Таким образом, адвокатский кабинет учреждается в уведомительном порядке, что, безусловно, свидетельствует о реальном стремлении законодателя к дальнейшему развитию демократических принципов в организации и деятельности адвокатуры: обеспечение необходимых контрольных элементов осуществляется не за счет воспроизведения административного, разрешительного характера управления, а благодаря формированию жестких механизмов отбора кандидатов, претендующих на статус адвоката, с одной стороны, и корпоративного самоуправления- с другой.

Пункты 3 и 4 ст. 21 ФЗ «Об адвокатуре» содержат основы правового статуса адвокатского кабинета. Согласно положению п. 3 ФЗ «Об адвокатуре» адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, а также штампы и бланки с указанием адреса и наименования, как уже было сказано выше, содержащего название соответствующего субъекта РФ.

Имея в виду единоличный характер деятельности адвоката в соответствии со ст. 21 ФЗ «Об адвокатуре», законодатель вполне логично, наряду с общими для всех соглашениями об оказании юридической помощи требованиями, охарактеризовал субъектный состав данного договора и обязательность регистрации в документации адвокатского кабинета.

Вопрос 11. Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности.

Следует выделить две основные группы правовых источников, содержащих международные стандарты в области адвокатуры.

Первая группа – это различные международные договоры общего характера, регулирующие адвокатскую деятельность в основном косвенно. Закрепляя гарантии права на защиту, на получение квалифицированной юридической помощи, устанавливая основы справедливого судебного разбирательства, эти соглашения определяют тем самым и базовые принципы организации и деятельности адвокатуры. К этой группе можно отнести Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах, Всеобщую декларацию прав человека, а также документы, закрепляющие международные стандарты задержания, заключения под стражу и содержания под стражей (Свод принципов для защиты всех лиц, задержанных или находящихся в условиях тюремного заключения (9 декабря 1988 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (30 августа 1955 г.).

Так, согласно п. «с» ч. 3 ст. 6 Конвенции и п. «d» ч. 3 ст. 14 Пакта каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет право защищать себя через посредство выбранного им самим защитника, а при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника – пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно. Часть 1 ст. 11 Декларации требует обеспечения «всех возможностей для защиты» лицам, обвиняемым в совершении преступлений. Часть 1 п. 17 Свода принципов закрепляет право каждого задержанного лица на получение юридической помощи со стороны адвоката.

Вторую группу составляют конкретные международные стандарты квалификации адвокатов, организации деятельности адвокатуры, международные нормы о правах, обязанностях и ответственности адвокатов. Нормы такого характера содержатся в Основных положениях о роли адвокатов, принятых Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступлений (27 августа – 7сентября 1990 г.), в Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского Сообщества, принятом Советом ассоциаций юристов и юридических обществ Европы (САЮЮОЕ) 28 октября 1988 г., в Хартии ключевых принципов Европейского юридического сообщества, принятой САЮЮОЕ 24 ноября 2006 г.

Хартия носит рекомендательный характер, но наглядно отражает самые основные международные стандарты в области адвокатуры. Это принципы свободы и независимости адвоката, адвокатская тайна, избежание конфликта интересов, поддержание профессиональной чести и достоинства адвоката, защита интересов клиента, компетентность, уважение коллег, принцип законности, корпоративное самоуправление. Эти же принципы закреплены и в Кодексе (п. 2.1-2.3, 2.7, 3.2, 4.1, 5.1), и в Основных положениях ООН (п. 9,12,14, 15, 24).

Основные положения ООН закрепляют, кроме того, основы взаимодействия адвокатуры и государства и в первую очередь независимость адвокатуры. Устанавливается обязанность государств предоставить гарантии такой независимости – корпоративноесамоуправление, адвокатский иммунитет (п. 16-23, 28). Кроме того, подчеркивается публичная функция адвокатуры и обязанность государства в связи с этим обеспечить ее реализацию – доступграждан к квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно (п. 2, 3,5-8).

Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского Сообщества устанавливает также ряд правил профессиональной этики для адвокатов. Помимо названных в Хартии, это прежде всего основные принципы взаимоотношений адвоката с клиентом:обеспечение доверительных отношений с клиентом, вопросы рекламы, гонорарной политики (в том числе запрет вознаграждения «по результату» – pactumdequotalitis , вопросы предоплаты и раздела гонорара с иными лицами), профессионального страхования, совмещения адвокатской и иной деятельности. Также Кодекс закрепляет основы взаимоотношений адвокатов между собой и правила поведения адвоката при участии в судопроизводстве. Его нормы в значительной мере имплементированы в действующий в Российской Федерации Кодекс профессиональной этики адвоката, а согласно ст. 1 последнего адвокаты вправе руководствоваться нормами Общего кодекса постольку, поскольку это не противоречит законодательству РФ.

Из книги Адвокатура и нотариат автора Шалагина Марина Александровна

2. Основные принципы деятельности адвокатуры Свои задачи перед гражданским обществом адвокатура реализует путем выполнения принципов своей деятельности, определенных в ч. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре. К ним относятся принципы:1) законности;2) независимости;3)

Из книги Трудовое право России: Учебник автора Орловский Юрий Петрович

5. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации Организация адвокатской деятельности – это правовая и организационная форма объединения адвокатов в соответствующую структуру для эффективного осуществления своих задач. С помощью

Из книги Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" автора России Законодательство

ГЛАВА XVII. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА (МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРУДА) § 1. Понятие международно-правового регулирования трудаМеждународно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств

Из книги Экзамен на адвоката автора

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЫ Статья 20. Формы адвокатских образований 1. Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.2. Адвокат вправе в соответствии с

Из книги Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) автора Коллектив авторов

Вопрос 2. Формирование российской адвокатской школы в 6 0-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры. К 1886 г. присяжных поверенных в России насчитывалось немногим более 1600 человек, и группировались они в основном в трех судебных округах: Петербургском, Московском и

Из книги автора

Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры. Основной функцией адвокатуры в пореформенный период стало правозаступничество. С 1890 г. развивается коллективная форма адвокатуры в виде

Из книги автора

Вопрос 4. Упразднение традиционной российской адвокатуры Декретом о суде N 1 от 22 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г. Смена политической власти в России привела к изменению направления развития адвокатуры. Марксистская теория

Из книги автора

Вопрос 5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (193 9-1980 гг.). Важнейшим этапом в развитии советской адвокатуры стало Положение об адвокатуре СССР, утвержденное постановлением СНК СССР от 16.08.1939 № 1219, вернувшее в оборот понятие «адвокат».Согласно Положению в

Из книги автора

Вопрос 6. Становление современной российской адвокатуры (198 9-2002 гг.). В конце 80-х – начале90-х гг. XX в. в очередной раз произошли коренные изменения во всех сферах жизни общества, Россия стала на путь демократических реформ. На тот момент действовало Положение об адвокатуре

Из книги автора

Вопрос 7. Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Закон об адвокатуре провозгласил адвокатуру профессиональным сообществом

Из книги автора

Вопрос 8. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре. Согласно п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ адвокатура отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Конкретизируя

Из книги автора

Вопрос 10. Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России. Корпоративное самоуправление в адвокатуре. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры. Справедливое правосудие в

Из книги автора

Вопрос 13. Полномочия и обязанности адвоката в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом профессиональной этики адвоката и соответствующими процессуальными законами. Полномочия адвоката,

Из книги автора

Из книги автора

Глава IV Юридическая помощь как гарантия доступа к правосудию: международные стандарты и российская практика СинопсисОсновные гарантии доступа к правосудиюЮридическая помощь как одна из гарантий доступа к правосудию Нормы международных договоров о праве на

Из книги автора

2. Внутрикорпоративная зависимость в российской судебной системе и международные стандарты Повторим еще раз, что основными критериями, по которым определяют, насколько судьи могут действовать независимо и беспристрастно в рамках своих полномочий, являются вопросы

В соответствии с п. л ст. 72 Конституции РФ правовое регулирование адвокатской деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает право Федерации издавать федеральные законы об адвокатуре, обязательные для ее субъектов, а последние могут принимать свои нормативные акты, регулирующие адвокатскую деятельность, на основании федерального закона и не противоречащие ему.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” от 31 мая 2002 года № 63-Ф3, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы . Международно-правовые акты, ратифицированные государством и посвященные правозащитной деятельности, являются источниками правового регулирования адвокатской деятельности в Российской Федерации.

Еще по теме Правовое регулирование адвокатской деятельности:

  1. Принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности.
  2. Лекция 3. Понятие, признаки и правовое регулирование адвокатской деятельности в Российской Федерации

1. Становление и развитие организации и деятельности адвокатуры в России.

2. Понятие, правовая природа, функции, задачи и принципы организации адвокатуры в России.

3. Принципы адвокатской деятельности в России.

4. Независимость адвокатуры от государства как основное условие равенства сторон в судебном процессе.

5. Государственное регулирование обеспечения прав и свобод граждан и доступности профессиональной юридической помощи в России.

6. Конституционная гарантия прав российских граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

7. Независимость адвокатуры и государственное регулирование.

8. Роль международных актов о правах человека и адвокатской деятельности в России.

9. Правовой режим адвокатской деятельности.

10. Законодательство об адвокатской деятельности.

11. Правовое регулирование адвокатской деятельности.

12. Формы адвокатских образований.

13. Юридические лица в системе адвокатских образований.

14. Создание адвокатских образований.

15. Филиалы адвокатских образований.

16. Учредительные документы адвокатских образований.

17. Гражданско-правовой режим имущества объединений адвокатов и адвокатских образований.

18. Соглашение об оказании юридической помощи.

19. Гражданско-правовое регулирование отношений адвоката и доверителя.

20. Виды договоров, заключаемых с адвокатом на оказание юридической помощи.

21. Договор поручения на оказание юридической помощи адвокатом.

22. Договор о возмездном оказании юридических услуг адвокатом.

23. Правовое регулирование оказания адвокатом юридической помощи российским гражданам бесплатно.

24. Гражданско-правовой статус адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

25. Гражданско-правовой статус Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

26. Правовое основание участия адвоката в качестве представителя в конституционном (гражданском, уголовном, административном) судопроизводстве, а также по представительству интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в отношениях с физическими лицами.

27. Участие адвоката по гражданским делам в судах общей юрисдикции.

28. Участие адвоката в рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции (апелляционном, кассационном и надзорном рассмотрении гражданского дела).

29. Участие адвоката по гражданским делам в арбитражных судах.

30. Участие адвоката в рассмотрении гражданских дел в арбитражном суде первой инстанции (апелляционном, кассационном и надзорном рассмотрении гражданского дела).



31. Роль и место адвоката и адвокатуры в процессе третейского рассмотрения хозяйственных споров.

32. Правовые формы участия адвокатов и адвокатуры в оказании юридической помощи организациям.

33. Участие адвоката в формировании договорных связей субъектов предпринимательства.

34. Участие адвоката и адвокатуры в юридическом обслуживании предпринимательских структур.

35. Участие адвоката и адвокатуры в разрешении международных частных дел.

  1. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный в результате ненадлежащего исполнения адвокатом своих функций.
  2. Страхование гражданской ответственности адвоката.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

1. Становление и развитие российского исполнительного производства.

2. Исполнительное производство в странах СНГ

3. Основные мировые системы принудительного исполнения актов судебных и иных юрисдикционных органов.

4. Гражданское исполнительное право: понятие, юридическая природа, принципы и система.

5. Принципы исполнительного производства.

6. Законодательство об исполнительном производстве: теоретические и практические проблемы.

7. Источники гражданского исполнительного права.

8. Органы принудительного исполнения решений судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

9. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды в исполнительном производстве.

Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ: правовые основы, финансовое и материально-техническое обеспечение ее деятельности.

Система и организация деятельности территориального органа Федеральной службы судебных приставов: задачи и полномочия.

Полномочия по организации деятельности службы судебных приставов Минюста России, главного судебного пристава России, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава.