Высший орган по гражданским и уголовным делам. Верховный суд РФ - высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудный судам общей юрисдикции: его состав и полномочия. Признаки выборов и их принципы

Гражданский процесс реализуется в трех видах гражданского судопроизводства - исковом, производстве по делам, возникающим из администра­тивно-правовых отношений, и особом производстве. Для него в целом характерно применение принципа диспозитивности, который означает возможность лица самостоятельно, по собственному усмотре­нию располагать своими субъективными правами.

Чтобы облегчить гражданам обращение в суд за защитой, законодатель во многих случаях освобождает их от уплаты госпошлины и возмещения других судебных издержек, связанных с рассмотрением жалобы. От уплаты судебных расходов в доход государства освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы и другим требованиям, связанным с трудовой деятельностью; по искам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем и пр.

Административное судопроизводство можно рассматривать в двух аспектах: 1) как деятельно­сть суда по применению властных, принудительных мер (ад­министративных санкций) к гражданам, виновным в соверше­нии административных деликтов; 2) как деятельность суда по рассмотрению жалоб граждан на действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих их права и свободы. Это реальный судебный контроль за действиями (бездей­ствием) чиновников, причем инициированный гражданами или их представителями. В настоящее время в Казахстане созданы специализированные административные суды, рассматривающие подобные категории дел.

Вуголовном судопроизводстве домини­рует прин­циппубличности, требующий от органов уго­ловного преследования возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения при­знаков преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению ви­новных и их наказанию.

Однако дела частного и частно-публичного обвинения мо­гут быть возбуждены только при поступлении жалобы гражданина. В делах частного обвинения важнейшая задача суда - примирить потерпевшего с обвиняемым, прекратить производ­ство и тем самым сделать излишним вмешательство государ­ственных институтов в личную жизнь граждан. Дела частно-публичного обвинения тоже возбуждают­ся лишь при наличии жалобы потерпевшего, но в дальнейшем не могут быть прекра­щены за примирением сторон. Это про­диктовано необходимостью оградить человека от неизбежной огласки совершенного над ним насилия, если начнется судебный процесс.



;т во и. разновидн

Тема 11. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ[:]

Цель лекции: Выявить институциональные механизмы защиты прав личности в зарубежных странах.

Формы защиты прав человека при осуществлении конституционного контроля

Наиболее эффективным институтом судебной защиты прав человека в современном демократическом государстве является конституционный контроль. Он возложен на специализированные конституционные суды или квазисудебные органы.

Абстрактный контроль предусматривает возможность по­дачи в конституционный суд запроса о конституционности при­нятых законов и других нормативных актов независимо от их применения в конкретных правоотношениях. Цель этого вида контроля - соблюдение законодателем по­ложений Конституции, регулирующих права и свободы человека в процессе принятия нормативно-правовых актов.

Конкретный контроль предусматривает, что вопрос о конституционности подлежаще­го применению закона рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством. Общие суды могут только ставить этот вопрос перед конституционным судом в виде зап­роса в связи с рассмотрением конкретного судебного дела.

Конституционный контроль осуществляется и в форме рас­смотрения индивидуальной (коллективной) жалобы. Основными условиями и требованиями подачи и приема индивидуальных жалоб к рассмотрению в большинстве стран считаются следующие: 1) должны быть исчерпаны все доступные сред­ства правовой защиты; 2) затронутый в жалобе вопрос должен иметь принципи­ально важное конституционно-правовое значение; 3) жалоба должна быть убедительно обоснованной; 4) жалоба не может быть заведомо бесперспективной.

Институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсмана)

Среди механизмов защиты прав и законных интересов граж­дан особое место занимает институт омбудсмана. Популярность и авторитет данного инсти­тута объясняются его демократическими чертами: независимым положением в системе государ­ственных органов; несменяемостью в течение срока пол­номочий; правом законо­дательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; отсут­ствием формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений; бесплатностью оказания гражданам помощи и т. д.

Иногда омбудсман действует лишь в определенных сферах общественной жизни (по вопросам оборо­ны, национальным языкам, информации, вопросам социального обеспечения, трудовых отношений, равноправия женщин и мужчин и т.д.

Омбудсман рас­сматривает жалобы граждан на нарушения их конституционных прав, а также проводит расследования по соб­ственной инициативе. Он вправе: предпринимать действия для исправления причиненного вреда, включая организацию перегово­ров между сторонами; обращаться с докладами к вы­шестоящим должностным лицам, к органам уго­ловного обвинения; начать процесс в суде; при помощи органов обвинения расследовать факты коррупции и присвоения публичных денежных средств; выступать с инициативой о пересмотре устаревших законов; вызывать необходимых лиц, вести допрос любого лица, требовать отлюбых лиц сотрудничества и использования их знаний при рас­следовании; запрашивать и получать информацию из любых источников.

Акты и решения омбудсмана не обладают обязательной юридической силой и основываются, главным образом, на его авторитете, сложившихся традициях. Вместе с тем омбудсман обязан ежегодно представ­лять доклады парламенту, последний вправе принять соответ­ствующие меры к нарушителям закона. Во многих странах он обладает правом законодатель­ной инициативы, наделен правом подавать жалобы в конституционный суд.

Право на петицию

Термин "петиция" охватывает такие ее раз­новидности, как обращение, заявление, ходатайство, требование (жалоба). Все они обеспечивают определенную деятельность государственных органов в области защиты прав и свобод человека и гражданина, информируют пуб­личную власть о сложившемся понимании какой-либо обще­ственно значимой проблемы или интереса. В большинстве стран петиции к публичным властям трактуются как форма реализации участия граждан в делах общества и государства, влияния отдельных лиц или коллекти­вов на процесс принятия политических и правовых решений.

Петиции направляются в парламент, любой государственный орган, омбудсману и т.д. Они могут быть индивидуальными и коллективными. Право петиции служит своеобразным средством контроля над государством со стороны граждан и способом защиты их прав и свобод от неза­конного вмешательства и посягательства со стороны государ­ства, его органов и должностных лиц. Данное право не ограничено законом ни по содер­жанию, ни по срокам подачи и может использоваться одновременно с другими средствами защиты прав и свобод.

11.4 Процедура "хабеас корпус"

Защита основных прав и свобод человека может осуществляться с помощью специальных процессуальных правил и процедур, одной из которых является "хабеас корпус". Она была введена в Англии Зако­ном 1679 г. - Habeas Соrриs Асt. Согласно Закону каждый задержанный или арестованный, а также и тот, кому было отка­зано в освобождении под залог, имеет право обратиться в суд с просьбой осуществить производство на основе "хабеас корпус". В соответствии с заявлением судья адресует требование уч­реждению, в котором находится задержанный, доставить его в течение 24 часов в суд с тем, чтобы проверить законность задер­жания или ареста. Если суд принимает ре­шение о необоснованности задержания, ареста или заключения, лицо, подвергшееся этим санкциям, должно быть немедленно освобождено. Лицо, выпущенное на свободу в порядке произ­водства на основе "хабеас корпус", не может быть вторично задержано, арестовано или подвергнуто заключению по тем же основаниям.

Процедура «ампаро»

В испаноязычных государствах специальным средством защиты прав граждан органами кон­ституционной юстиции является процедура «ампаро», введенная в мексиканское право Конституцией 1875 г. Она используется не только для возмещения ущерба, причиненного конституционным правам, но и для оспаривания незаконных действий органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих другие права лич­ности.

К условиям применения данной процедуры отнесены требования об исчерпании других средств пра­вовой защиты, возлагаемое на истца бремя доказывания факта «прямого и непосредственного ущерба» его личности, наносимого последствиями решения того или иного государствен­ного органа или должностного лица. Признанное не­конституционным решение или же нормативное положение, реали­зуемое через механизм этого решения, считаются ничтожными только с момента признания их таковыми в судебном порядке, а судебное постановление о возмещении ущерба, нанесенного пра­вам индивида, распространяется только на стороны в конкретной судебной тяжбе.

Административная юстиция

Административная юстиция - самостоятельная систе­ма специальных органов судебной власти, осуществляющих контроль в сфере государственного управления, а также за­щиту субъективных прав граждан в случае их нарушения не­законными действиями (бездействием) или решениями администрации. Основной целью административной юс­тиции является урегулирование конфликтов между граждана­ми и органами государственного управления.

Исторически в западных странах сложились две основные системы (модели) административной юстиции: континен­тальная (немецко-французская) и англо-американская (англо­саксонская). Особенностью первой модели является наличие специали­зированных судов, которые отделены от общей судебной систе­мы. Здесь существует правило об универсальной подведомственности: в орган административной юстиции пода­ется любая жалоба, связанная с незаконной деятельностью ор­ганов управления, независимо от сферы общественных отноше­ний, к которой она относится. Для второй характерно отсутствие специальных органов административной юстиции, а также наделение судов общей юрисдикции широкой компетенцией по разрешению админист­ративно-правовых споров. Административные три­буналы, создаваемые в США и Великобритании в конкретных сферах, имеют достаточно узкую специализацию (например, разрешение конфликтов, связанных с проблемами здравоохра­нения, занятости, деятельности полицейских органов и др.).

Тема 12. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА[:]

Цель лекции: Рассмотреть основные международные документы в области прав человека и международные механизмы их защиты

контрольная работа

Вопрос 2. Верховный суд РФ - высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудный судам общей юрисдикции: его состав и полномочия

В соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Административный спор

Суды общей юрисдикции имеют право рассматривать уголовные, гражданские и административные дела (ст. 126 Конституции). К компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение экономических споров и иных дел (ст. 127 Конституции)...

Верховный суд Российской Федерации

Место Верховного суда Российской Федерации в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства

В настоящий момент судебная система Российской Федерации включает три самостоятельные подсистемы: судов общей юрисдикции, судов арбитражной юрисдикции и конституционной юрисдикции...

Общая характеристика участников уголовного процесса

В уголовном процессе на суд возложена не только обязанность вершить правосудие непосредственно в судебной стадии...

Особенность построения судебной системы Российской Федерации

Заданием оперативно-розыскной деятельности является поиск и фиксация фактических данных о противоправных действиях особ или отдельных групп, ответственность за которые установлены Уголовным кодексом Украины...

Роль милиции в борьбе с преступностью

Милиция является органом осуществляющим дознание. На органы дознания возлагается функция применения необходимых оперативно-розыскных мер с целью выявления признаков преступления и лиц, которые его совершили...

Система судов общей юрисдикции

Только судам общей юрисдикции предоставлено право осуществлять правосудие по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Помимо того они уполномочены на осуществление правосудия по подсудным им гражданским делам...

Состав законодательства о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции

В силу свойственной праву системности его источники образуют взаимосвязанную совокупность, именуемую системой законодательства...

Судебная система в Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, посудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью...

Судебная система Российской Федерации

"Верховный Суд Российской Федерации, -- говорится в ст. 126 Конституции РФ,-- является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции...

Судопроизводство в Российской Федерации

2.1 Распределение обязанностей между судьями и аппаратом судов первого, второго звена. Планирование работы...

Участники уголовного судопроизводства

Выделение судов (судей) в самостоятельную группу участников уголовного судопроизводства предопределено особенностями той главной уголовно-процессуальной функции, которая возложена на них...

Формирование судебной власти в России

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя...

Юридическая ответственность в трудовом праве

В трудовом праве, при рассмотрении юридической ответственности, чаще всего рассматривают только дисциплинарную и материальную. Однако правонарушения, совершенные сторонами трудового договора, очень часто касаются не только трудовых прав...

Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

I. ВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

К судам общей юрисдикции наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются:

1. Районные суды – являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации.

3. Военные суды в Российской Федерации это – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба

II. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) - высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Юрист по административным правонарушениям может понадобиться в случае, если вам инициируют административное дело, обвиняют в хулиганских действиях, вы стали участником ДПТ, или возникли спорные ситуации с налоговой инспекцией. При обращении за юридической помощью в наш центр вы сможете избежать большинства трудностей и в решении административных споров. Наши опытные юристы профессионально выстроит линию защиты ваших прав и интересов.

Административный спор. Что это и как его разрешить?

Практически у каждого физического или юридического лица могут возникать конфликтные ситуации с органами исполнительной власти, которые относятся к административным правонарушениям, такие споры, как правило, носят публично-правовой характер.

К таким делам относят не только споры касающиеся нарушений правил дорожного движения, общественного порядка, но дела, которые рассматриваются в связи с несоблюдением правил пересечения государственной границы, оформления грузоперевозок за рубеж и многого другого. Область применения законодательства об административной ответственности очень обширна, поэтому для достижения положительного результата в разрешении административного спора необходимо обратиться к специалисту.

Юрист по административным правонарушениям – это специалист во всех областях, затрагиваемых административным законодательством, досконально изучивший все тонкости и нюансы законодательства. Все юристы нашего центра являются высококвалифицированными специалистами по данному правовому направлению, имеют большой практический опыт, поэтому мы можем гарантировать успешное разрешение спора.

Когда нужна помощь юриста по уголовному делу?

К уголовному судопроизводству относят сложную категорию дел, карающихся уголовным кодексом Российской Федерации, это дела о следующем:

  • причинении вреда здоровью;
  • мошенничестве;
  • разбое;
  • хулиганстве;
  • наркотиках (перевозка, сбыт, хранение);
  • должностных и экономических преступлениях.

Без юридического сопровождения решение в таких делах доказать невиновность практически невозможно. Наш юридический центр предлагает своим клиентам квалифицированную помощь адвокатов в любом вопросе, который касается законодательства России. Для нас непринципиально, необходима вам только консультация юриста по уголовным делам или полное сопровождение уголовного дела, мы изучим все аспекты вопроса и обеспечим вам грамотную правовую защиту.

Мы оказываем следующие услуги:

  • разработка индивидуальной линий защиты (с учетом всех нюансов);
  • оценка имеющихся и сбор дополнительных доказательств;
  • сопровождение подследственного адвокатом при проведении следственных мероприятий;
  • участие в судебном процессе;
  • обжалование приговора.

Любой человек может совершить необдуманный поступок, который повлечет за собой уголовно-правовые последствия: необходимая самооборона, ДТП с наличием пострадавших лиц и т. д. Если вы попали в сложную юридическую ситуацию и вам нужен юрист по уголовным делам в Москве, вам необходимо связаться нами по телефонам указанным на сайте, и мы найдем решение ваших проблем!

Правовая защита в гражданских делах

Практически каждому второму жителю России хотя бы раз в жизни требовалась помощь юриста, специализируется на гражданских делах. Такая юридическая поддержка может требоваться при обстоятельствах, которые относятся к трудовому, жилищному, семейному праву (бракоразводные процессы, наследство, защита прав на собственность, в том числе и интеллектуальную, нарушения трудового договора и т. д.).

Решение правовых вопросов в гражданских делах требует четкого знания всех нюансов законодательства, что невозможно для простого обывателя. Получение положительного итога гражданского дела возможно только при высококвалифицированной правовой поддержке. Квалифицированные услуги юриста по гражданским делам, цена которых зависит от сложности дела, вы можете получить, обратившись в наш правовой центр. Очень часто для разрешения спорной ситуации достаточно только получить консультацию юриста по гражданским делам.

К самым сложным гражданским делам относят бракоразводные процессы с разделом имущества, а так же жилищные вопросы, в которые законодательство является сложным и запутанным из-за регулярно вносимых поправок. Огромный круг вопросов, которые охватывает жилищный кодекс Российской Федерации, часто вызывает возникновение правовых вопросов и неясностей. Правильным и быстрым их решением является обращение в центр по оказанию юридических услуг.

Перечень услуг в сфере гражданского права, предоставляемых нами содержит следующие пункты:

  • письменные и устные консультации;
  • урегулирование конфликтных ситуаций в досудебном порядке;
  • оформление искового заявления;
  • юридическое сопровождение и составление договоров.

Стоимость услуг юриста по гражданским делам полностью зависит от сложности гражданского дела, непосредственного участия адвоката в досудебном и судебном разбирательстве.

Вам нужно грамотно и профессионально урегулировать правовой спор? Необходима консультация юриста по административным правонарушениям? Мы ждем вас!

Статья 128

Статья 127

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Российская государственная символика относится к числу тех проблем, которые еще не так давно казались малозначащими и не вызывали особого интереса у историков. Теперь же, с официальным восстановлением национальных символов России, новые поколения профессионалов и просто любознательных людей все чаще обращаются к истории давно забытых, низвергнутых эмблем и символов. Большой интерес к национальной символике проявляют и представители самых широких слоев общества.

Изучение причин и условий возникновения этих памятников прошлого, их эволюции помогает не только всесторонне представить ход исторического процесса, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, вплотную подойти к изучению социальной психологии русского общества, его менталитета - вопросам недостаточно изученным и актуальным. Обращение к этой теме, безусловно, имеет также громадное воспитательное значение.

Для любого современного государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Подобное триединство сложилось в мировой практике и законодательно оформилось в XIX веке (однако это не означает, что государственных гербов или флагов ранее не существовало). Данная работа рассматривает государственные символы России (герб, флаг, гимн), их становление, изменение, связь с аналогичными символами других государств.



В России период утверждения государственной символики был весьма длительным. При великом князе Иване III средневековая Русь обрела свою главную государственную эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла. Петр Великий закрепил за Россией трехцветный флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая I. Все эти символы российской государственности выражали основные идеи и устремления не только самодержцев и высшего сословия, но и широких слоев российского общества.

Выдающийся русский философ А.Ф. Лосев писал, что символ есть "концентрированное зримое выражение основной идеи явления или понятия, основанное на структурном сходстве символа и этого явления или понятия". Эмблема - это тот же символ, но специального значения, точно фиксированный знак, условно принятый, но общепризнанный. К эмблемам Лосев относит и государственную символику.