Заключение прокурора о прекращении уголовного дела. Надзор за законностью окончания предварительного расследования. Порядок прекращения уголовного дела

Комментарий к статье 1. Предусмотренная гл. 31 УПК система действий прокурора в связи с поступлением уголовного дела с обвинительным заключением - это автономный этап досудебного производства по уголовному делу. Он не является частью предварительного расследования, так как последнее включает период от возбуждения уголовного дела до его направления прокурору с обвинительным заключением.
2. Представив в ч. 1 комментируемой статьи варианты возможных решений, закон отвел для принятия решения прокурору всего 5 суток. За это время он обязан изучить материалы уголовного дела, объективно их оценить и принять решение. Для того чтобы принять законное и обоснованное решение, прокурор в ходе изучения материалов дела должен во всяком случае уяснить:
1) имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;
2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение дела либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично;
3) произведено ли предварительное следствие всесторонне, полно и объективно;
4) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами;
5) предъявлено ли обвинение по всем установленным предварительным следствием преступным деяниям обвиняемого;
6) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступления;
7) надлежащими статьями УК квалифицировано преступление;
8) правильно ли избрана мера пресечения;
9) приняты ли меры обесценения гражданского иска;
10) обеспечены ли процессуальные права участникам уголовного судопроизводства;
11) выявлены ли обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;
12) нет ли по данному делу обстоятельств, исключающих уголовное преследование или влекущих прекращение уголовного дела;
13) составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями УПК;
14) соблюдены ли органами предварительного следствия все иные требования УПК.
3. Приказом Генерального прокурора РФ от 05.07.2002 N 39 прокурорам предписано при утверждении обвинительного заключения (обвинительного акта) с особой тщательностью изучать соответствие выводов органов предварительного расследования фактическим обстоятельствам дела, соблюдение уголовно-процессуальных норм при выполнении следственных действий, соответствие составленных в ходе расследования документов требованиям УПК.
4. Только убедившись в том, что все вопросы, перечисленные в п. 2 и 3 коммент. к этой статье, получили надлежащее разрешение в процессе расследования, а обвинительное заключение составлено в соответствии с требованиями ст. 220 УПК, прокурор своей резолюцией утверждает обвинительное заключение.
5. Решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования прокурор принимает при наличии оснований, указанных в ст. 24, 25, 28, 427 УПК (см. коммент. к ст. 24, 25, 28, 212, 213, 427). Дело или уголовное преследование может быть прекращено полностью либо частично в отношении всех обвиняемых или отдельных лиц.
6. Необходимость решения вопроса о возвращении следователю дела для производства дополнительного следствия возникает, когда прокурор, изучив материалы дела, приходит к выводу, что: а) в процессе расследования установлены не включенные в постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого факты преступной деятельности; б) следователем дана неправильная юридическая оценка (квалификация) установленных фактов преступной деятельности; в) материалами дела установлено совершение другого преступления, по которому обвинение не предъявлено; г) при совершении преступления группой лиц не дифференцировано обвинение, предъявленное каждому из соучастников; д) одному или нескольким обвиняемым вменены действия, не доказанные материалами, либо не указаны в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого доказанные преступные деяния; е) за деяния, предусмотренные гл. 23 УК, привлечение к уголовной ответственности осуществлено вопреки правилам ст. 23 УПК - при отсутствии соответствующего заявления и при невыяснении согласия руководителя коммерческой или иной организации; ж) в обвинительном заключении указаны преступные действия, обвинение в которых обвиняемому не предъявлено.
Уголовное дело возвращается следователю для дополнительного расследования также и в случаях, если в результате изучения материалов дела выявлены: неполнота или односторонность расследования; неправильное соединение или выделение уголовных дел; наличие оснований для изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся от ранее предъявленного; нарушение права обвиняемого на защиту и другие существенные нарушения уголовно-процессуального закона.
Кроме того, оно может быть возвращено для пересоставления обвинительного заключения.
7. Возвращая дело для дополнительного расследования, прокурор обязан указать в письменной форме: в чем состоят допущенные при расследовании дела нарушения; каким образом их необходимо устранить; какие дополнительные обстоятельства должны быть установлены при доследовании; какие следственные действия требуется произвести и какие при этом выяснить обстоятельства. При повторном ознакомлении с делом после доследования прокурор должен проверить, выполнены ли его указания, и, если они окажутся невыполненными, вновь вернуть дело для дополнительного следствия.
8. Принимая решение о том, кто будет производить дополнительное расследование, прокурор руководствуется интересами обеспечения наиболее полного и объективного расследования. Дело, поступившее с обвинительным заключением от следователя, прокурор, как правило, возвращает для доследования тому же следователю. Передавая дело другому следователю, необходимо соблюдать правила подследственности (ст. 151). Кроме того, в решении должны быть указаны основания такой передачи дела (см. п. 8 и 9 ч. 2 ст. 37).
9. Любое дело, поступившее с обвинительным заключением и подлежащее, по мнению прокурора, дополнительному расследованию, он вправе принять к своему производству.
10. Отсутствие нового обвинительного заключения после дополнительного расследования, а равно направление дела после расследования (даже если оно заключалось в выполнении одного процессуального действия) в суд, минуя прокурора, рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона (БВС РСФСР. 1973. N 7. С. 13).
11. Если содержащиеся в обвинительном заключении положения противоречат материалам дела или недостаточно точно сформулировано каждое обвинение, а также неполно представлены сведения по другим вопросам, перечисленным в ч. 1 и 2 комментируемой статьи, прокурор возвращает дело органу расследования и предлагает следователю вновь составить обвинительное заключение.
12. Разновидностью решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, является направление уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду. Такая практика существовала и прежде, но она не регулировалась федеральным законом.
13. Прокурор, утверждая обвинительное заключение, вправе своим постановлением исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, а также изменить квалификацию преступления, применив закон о менее тяжком преступлении. При этом в случае необходимости составляется новое обвинительное заключение. Если же требуется изменить обвинение на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от ранее предъявленного обвинения, прокурор возвращает дело следователю для предъявления нового обвинения.
14. Постановление об изменении обвинения прокурор выносит, когда: а) исключается часть обвинения без изменения квалификации или с изменением квалификации на более мягкую; б) деяния квалифицируются новым законом, не более тяжким по своим правовым последствиям, а фактический состав обвинения остается неизменным; в) при неизменности фактического состава обвинения и его юридической оценки (квалификации) исключаются указания на отдельные квалифицирующие обстоятельства и при этом не нарушается композиция обвинительного заключения, не исключается мотивировка сделанных в нем выводов. Однако в каждом из этих случаев прокурор вправе составить новое обвинительное заключение.
15. Принимая решение об изменении обвинения, прокурор не вправе ухудшать положение обвиняемого. В связи с этим следует четко представлять, когда имеет место изменение обвинения на более тяжкое.
16. Изменением обвинения на более тяжкое в любой ситуации следует считать случаи, когда: а) применяется другая норма уголовного закона (статья, часть статьи или пункт), санкция которой предусматривает более строгое наказание; б) в обвинение включаются дополнительные, не вмененные обвиняемому действия, влекущие изменение квалификации преступления на закон, предусматривающий более строгое наказание, либо увеличивающие объем обвинения, хотя и не изменяющие юридической оценки содеянного (Сб. пост. Пленумов. Спарк. С. 465).
При определении большей или меньшей тяжести преступления следует оценивать не только вид и размер уголовного наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК, но и иные обстоятельства, имеющие уголовно-правовое значение (количество эпизодов обвинения, размер причиненного ущерба и т.п.).
17. Существенно отличающимся по фактическим обстоятельствам от первоначального (и потому влекущим возвращение дела для производства дополнительного следствия) является: а) всякое более тяжкое обвинение, если оно сопряжено с изменением состава преступления; б) обвинение, в котором вместо одних деяний (ранее вмененных) вменяются в вину другие, хотя бы по объему обвинения не превышающие первые; в) обвинение, содержащее любые ранее не предъявленные обвиняемому факты преступной деятельности; г) обвинение, в котором те же данные получают дополнительную квалификацию по закону об аналогичном по тяжести или менее тяжком преступлении; д) обвинение, переквалифицированное на статью закона о менее тяжком преступлении, которое, однако, относится к другому роду преступлений.
18. Прокурор вправе сам предъявить новое обвинение. Однако, как правило, он этого не делает, так как при изменении обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального требуется дополнительное расследование.
19. Вывод о необоснованности части обвинения прокурор может сделать, оценив собранные доказательства. Вынося в таком случае постановление о частичном прекращении дела либо уголовного преследования, прокурор тем самым фактически изменяет обвинение на менее тяжкое.
20. Несоблюдение порядка изменения обвинения приводит к нарушению законности и ущемлению права обвиняемого на защиту. Изменение обвинения путем учинения прокурором на обвинительном заключении соответствующей резолюции нельзя признать правильным, поскольку закон требует вынесения в таких случаях постановления (см. ч. 4 комментируемой статьи).
21. При изучении дела, поступившего с обвинительным заключением, прокурор обязан проверить: а) имелись ли основания для избрания меры пресечения; б) в достаточной ли мере учтены тяжесть содеянного и личность обвиняемого; в) не отпали ли основания избрания меры пресечения к моменту окончания расследования.
Прокурор должен отменить меру пресечения, избранную им самим или следователем, если дело прекращено производством (по любому основанию).
22. Прокурор вправе изменить меру пресечения не только на более мягкую, но и на более строгую. Основанием к этому могут быть: нарушение обвиняемым избранной ему меры пресечения, совершение им действий, препятствующих установлению истины, и т.п. (см. коммент. к ст. 97, 108, 110).
23. Решая вопрос об изменении списка лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, прокурор руководствуется ст. 73 УПК.
24. Предусматривая возможность рассмотрения судом первой инстанции уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях в отсутствие подсудимого (см. коммент. к ст. 247), закон вполне обоснованно предоставил возможность прокурору как обвинителю, проявляя инициативу, ходатайствовать об этом перед судом.

Окончание предварительного расследования — это завершающий этап стадии предварительного расследования.
На этом этапе совершается ряд процессуальных действий, направленных на оценку всех собранных по делу доказательств, осуществляются восполнение пробелов проведенного расследования, оформление материалов уголовного дела, формулирование и обоснование окончательных выводов.
При окончании предварительного расследования следователь или дознаватель анализируют и оценивают все материалы уголовного дела, проверяют полноту, всесторонность и объективность исследования обстоятельств совершенного преступления. Придя к убеждению, что в процессе расследования использованы все предусмотренные законом возможности для установления истины по делу, доказаны все необходимые обстоятельства, они прекращают производство следственных действий и сбор доказательств, систематизируют материалы дела и принимают решение о дальнейшем его направлении.
Закон предусматривает три формы окончания предварительного следствия:
1) составление обвинительного заключения и направление дела прокурору;
2) прекращение уголовного дела;
3) составление постановления о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
Дознание заканчивается:
1) составлением обвинительного акта и направлением дела прокурору;
2) прекращением уголовного дела.
Поскольку дознание не производится по делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим заболеванием после совершения преступления, оно не может закончиться направлением дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

16.2. Окончание предварительного расследования составлением обвинительного заключения и обвинительного акта

Предварительное расследование заканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, когда полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства совершенного преступления, полностью доказана виновность обвиняемого и отсутствуют основания для прекращения уголовного дела.
Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя. О факте уведомления и разъяснения указанного права составляется протокол.
Об окончании следственных действий следователь также уведомляет защитника и законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном деле. Одновременно следователь должен сообщить о месте, дате и времени ознакомления с материалами уголовного дела.
Кроме того, правом на ознакомление с материалами дела обладают потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Следователь обязан сообщить им об окончании предварительного следствия и выяснить, желают ли они ознакомиться с материалами уголовного дела.
Если от кого-либо из этих лиц поступит устное или письменное ходатайство об этом, следователь знакомит вначале потерпевшего и его представителя со всеми материалами дела, а гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей — с материалами дела, относящимися к заявленному иску.
Если представитель потерпевшего гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то следователь откладывает ознакомление, но не более чем на 5 суток.
После ознакомления названных выше участников процесса с материалами уголовного дела следователь обязан ознакомить с ними обвиняемого и его защитника. Они могут знакомиться с делом как вместе, так и раздельно.
Если по делу привлечено несколько обвиняемых, каждому из них материалы дела для ознакомления предъявляются отдельно.
В случае, если защитник, законный представитель обвиняемого по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то предъявление материалов дела может быть отложено на срок не более 5 суток. При невозможности явки избранного обвиняемым защитника следователь по истечении 5 суток вправе предложить ему избрать другого защитника или, при наличии ходатайства обвиняемого, принимает меры для явки другого защитника. Если обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то следователь предъявляет ему материалы уголовного дела для ознакомления без участия защитника, за исключением случаев, когда участие защитника в уголовном деле является обязательным.
Если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является для ознакомления с материалами уголовного дела без уважительных причин, то следователь по истечении 5 суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников производства составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.
Правила ознакомления с материалами уголовного дела одинаковы для всех участников процесса.
Материалы дела представляются для ознакомления в подшитом и пронумерованном виде. По ходатайству заинтересованных лиц им предъявляются также вещественные доказательства, фотографии, аудио-, видеозаписи и иные приложения к протоколам следственных действий. Однако могут не предъявляться материалы, касающиеся анкетных данных, биографических и иных сведений об участниках процесса, если это необходимо для обеспечения их безопасности, а также безопасности их близких. Если невозможно предъявить вещественные доказательства (в силу их громоздкости, нахождения на хранении у потерпевшего или других лиц и т.п.), следователь должен вынести об этом постановление.
При ознакомлении с материалами дела участники процесса вправе выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. При этом они не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления со всеми материалами дела. Вместе с тем, если содержащийся под стражей обвиняемый и его защитник явно затягивают ознакомление с материалами дела, то судья по ходатайству следователя может установить для этого определенный срок. Если же и в этот срок они не ознакомятся с материалами дела без уважительных причин, следователь вправе своим постановлением прекратить ознакомление, о чем делается отметка в протоколе.
По окончании ознакомления участников процесса следователь выясняет, имеются у них ходатайства или иные заявления.
Обвиняемому следователь обязан разъяснить право ходатайствовать при наличии на то оснований: о рассмотрении его дела коллегией из трех федеральных судей; судом присяжных; о применении особого порядка судебного разбирательства; о проведении предварительных слушаний.
Если заявленное кем-либо из участников процесса ходатайство обосновано, следователь обязан его удовлетворить. В этом случае он вправе произвести дополнительные следственные действия, после чего предоставить участникам процесса возможность ознакомиться с дополнительными материалами уголовного дела.
В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства следователь выносит об этом мотивированное постановление, которое объявляется лицу, заявившему ходатайство, и разъясняется порядок его обжалования.
Кроме того, по окончании ознакомления с материалами дела следователь обязан выяснить, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для подтверждения позиции стороны обвинения или защиты.
Об ознакомлении с материалами дела составляется протокол, в котором отмечается: где, когда и в течение какого времени происходило ознакомление с материалами дела (даты начала и окончания ознакомления); какие именно материалы (количество томов и листов) были предъявлены для ознакомления; ходатайства и иные заявления.
По окончании дознания с обвинительным актом и материалами уголовного дела в том же порядке знакомятся, при наличии ходатайства, потерпевший или его представитель и в любом случае — обвиняемый и его защитник.
Обвинительное заключение — это итоговый процессуальный документ, в котором на основе анализа всех собранных доказательств подтверждается формулировка предъявленного обвинения и делается вывод о необходимости направления дела прокурору для передачи его в суд.
Значение обвинительного заключения состоит в том, что оно определяет пределы последующего судебного разбирательства, которое проводится лишь в рамках обвинения, сформулированного в обвинительном заключении и только в отношении обвиняемых, указанных в нем. Суд не может признать подсудимого виновным в совершении тех преступлений, которые не нашли отражения в обвинительном заключении.
Копия обвинительного заключения вручается прокурором обвиняемому не менее чем за 7 суток до рассмотрения дела в судебном заседании, что дает ему возможность подготовиться к своей защите в суде.
С изложения обвинительного заключения государственным обвинителем начинается судебное следствие, что позволяет присутствующим в зале сразу узнать о сущности дела, квалификации преступления и личности подсудимого.
В обвинительном заключении указываются сведения о каждом обвиняемом (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, гражданство, образование, семейное положение, место работы, наличие судимости и т.п.); излагается сущность дела: место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие обстоятельства; формулировка предъявленного каждому из обвиняемых обвинения; перечень доказательств обвинения и защиты; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; сведения о потерпевшем; о характере и размере причиненного ему вреда; сведения о гражданском истце и гражданском ответчике.
В конце обвинительного заключения указывается, где и когда оно составлено, а также какому прокурору направляется .
Обвинительное заключение подписывается следователем, составившим его.
К обвинительному заключению прилагаются:
1) список лиц, подлежащих, по мнению следователя, вызову в суд. Указываются процессуальное положение, фамилия, имя, отчество и адрес этих лиц;
2) справка, в которой указываются сведения: а) о сроках следствия; б) об избранных мерах пресечения; в) о вещественных доказательствах; г) о гражданском иске; д) о принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества; е) о процессуальных издержках; ж) о принятых мерах по обеспечению прав иждивенцев обвиняемого и потерпевшего; з) об ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела; и) об ознакомлении с материалами уголовного дела потерпевшего; к) о дате направления уголовного дела прокурору.
Обвинительное заключение должно быть размножено в нескольких экземплярах: один — в , второй — надзирающему прокурору и по одному — для каждого обвиняемого. Копии обвинительного заключения с приложениями вручаются также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом.
По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; формулировка обвинения; перечень доказательств обвинения защиты; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда. К обвинительному акту прилагаются список лиц, подлежащих вызову в суд, а также может быть составлена справка, аналогичная справке, прилагаемой к обвинительному заключению.
Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору.
Значение обвинительного акта такое же, как и обвинительного заключения.
Прокурор рассматривает поступившее к нему с обвинительным заключением в течение 5 суток, с обвинительным актом — в течение 2 суток и может принять решение об утверждении обвинительного акта, обвинительного заключения и направлении дела в суд; о направлении дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду; о прекращении уголовного дела или уголовного преследования; о возвращении уголовного дела для дополнительного расследования; о возвращении дела для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта; о направлении дела для производства предварительного следствия после проведенного дознания.

16.3. Основания прекращения уголовного дела

Прекращение уголовного дела — это окончание предварительного расследования при наличии обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по делу либо оснований для освобождения лица от уголовной ответственности.
В новый УПК РФ введено также понятие «прекращение уголовного преследования», означающее прекращение уголовного дела только в отношении конкретного лица. При этом расследование уголовного дела в целом может быть продолжено.
В соответствии со ст. 212 УПК РФ основаниями прекращения уголовного дела и уголовного преследования являются обстоятельства, предусмотренные в ст. 24-28 УПК РФ.
Основания, предусмотренные ст. 24 и 27 УПК РФ, были рассмотрены в главе «Возбуждение уголовного дела», поскольку при наличии хотя бы одного из них уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению.
Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования. А в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых прекращению подлежит также и уголовное дело, за исключением тех случаев, когда установлена их непричастность, а преступление осталось нераскрытым.
Статьи 25, 26, 28 УПК РФ предусматривают следующие основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
1. Примирение сторон.
Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласил прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении обвиняемого или подозреваемого, если:
2) примирился с потерпевшим и загладил причиненный вред;
3) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести.
В данном случае речь идет о прекращении дел публичного и частно-публичного обвинения.
Если же примирение обвиняемого с потерпевшим состоялось по делу частного обвинения, то основанием для его прекращения является ч. 2 ст. 20 УПК РФ.
2. Изменение обстановки.
Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении обвиняемого или подозреваемого, если:
1) он впервые совершил преступление;
3) вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное
им деяние перестали быть общественно опасными;
4) данное лицо не возражает против прекращения уголовного дела по этому основанию.
К числу существенных изменений обстановки относятся перемены объективного характера, вследствие которых ранее совершенное преступление утрачивает общественную опасность. Например, в период так называемой «перестройки» (начало 90-х годов прошлого века) еще существовала уголовная ответственность за спекуляцию и коммерческое посредничество, однако в результате изменений в экономическом укладе страны данные деяния потеряли общественную опасность и, как правило, такие не возбуждались или прекращались в связи с изменением обстановки. Кроме того, само лицо может потерять общественную опасность, например, в связи с призывом его в армию, тяжелым заболеванием и т.д.
3. Деятельное раскаяние.
Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении обвиняемого или подозреваемого, если:
1) он впервые совершил преступление;
2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести;
3) лицо деятельно раскаивается в содеянном;
4) данное лицо не возражает против прекращения уголовного преследования по этому основанию.
О деятельном раскаянии свидетельствуют:
а) добровольная явка с повинной;
б) способствование раскрытию преступления; в) возмещение и заглаживание вреда, причиненного преступлением.
Статья 427 УПК РФ предусматривает еще одно основание прекращения уголовного преследования — применение в отношении несовершеннолетнего принудительной меры воспитательного воздействия.
Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, если:
1) он впервые совершил преступление;
2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести;
3) его исправление может быть достигнуто без применения наказания;
4) несовершеннолетний и его законный представитель не возражают против прекращения уголовного преследования по этому основанию.
Прекратив уголовное преследование по данному основанию, прокурор, следователь или дознаватель возбуждает перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия, после чего материалы уголовного дела направляются в суд.
Принудительные меры, которые могут быть назначены несовершеннолетнему, перечислены в ст. 90 УК РФ: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Контроль за исполнением назначенной принудительной меры воспитательного воздействия возлагается на специализированный государственный орган. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной меры воздействия она может быть отменена судом по представлению указанного государственного органа. В этом случае производство по уголовному делу возобновляется в общем порядке.
До прекращения уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным в ст. 25, 26, 28, 427 УПК РФ обвиняемому или подозреваемому должны быть разъяснены основание прекращения и право возражать против прекращения по этому основанию.
Все основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования можно подразделить на две группы:
1) реабилитирующие и 2) нереабилитирующие.
К первой группе относятся обстоятельства, свидетельствующие о невиновности лица:
а) отсутствие события преступления;
б) отсутствие состава преступления;
в) непричастность обвиняемого (подозреваемого) к совершению преступления.
При установлении этих обстоятельств уголовное дело (преследование) подлежит обязательному прекращению и, кроме того, в соответствии с гл. 18 УПК РФ должны быть приняты меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного в результате уголовного преследования.
Все остальные основания относятся ко второй группе. Они не свидетельствуют о невиновности лица, т.е. не реабилитируют его. Установление большинства из этих оснований не влечет автоматического прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Такое решение может быть принято следователем с учетом всех обстоятельств дела при соблюдении условий прекращения, отсутствии возражений со стороны обвиняемого (подозреваемого), а в некоторых случаях — с согласия других лиц (родственников умершего обвиняемого, потерпевшего, прокурора, Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда, квалификационной коллегии судей и т.д.).

16.4. Процессуальный порядок прекращения уголовного дела

О прекращении уголовного дела (уголовного преследования) следователь выносит мотивированное постановление.
В постановлении указывается: когда, где и кем оно вынесено; обстоятельства, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; квалификация преступления, по признакам которого было возбуждено уголовное дело; результаты предварительного расследования; применявшиеся меры пресечения; основание прекращения уголовного дела или уголовного преследования; решение об отмене меры пресечения, наложения ареста на имущество, почтово-телеграфные отправления, контроля и записи переговоров, временного отстранения от должности; решение о вещественных доказательствах; порядок обжалования данного постановления.
Если прекращение уголовного дела допускается только при согласии обвиняемого или потерпевшего, в постановлении должно быть отражено получение такого согласия.
Если по делу привлечено несколько обвиняемых (подозреваемых), а основания прекращения относятся не ко всем из них, следователь прекращает уголовное преследование в отношении конкретного лица (лиц), а производство по уголовному делу продолжается.
Копию постановления о прекращении дела следователь направляет прокурору.
Кроме того, следователь должен вручить либо направить копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, а также потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. При этом потерпевшему и гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск в гражданском порядке.
Если уголовное дело прекращено незаконно или необоснованно, прокурор вправе своим постановлением отменить постановление следователя о прекращении и возобновить производство по делу. Решение о незаконности или необоснованности прекращения уголовного дела может вынести и суд при рассмотрении жалобы. В этом случае решение суда подлежит направлению для исполнения прокурору.
Возобновление производства по прекращенному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств может иметь место лишь в случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает три самостоятельных формы прокурорского надзора за законностью прекращения уголовного преследования:

Дача прокурором согласия на прекращение уголовного преследования в случаях, предусмотренных ст. 25, 26, 28 УПК РФ. Эта форма надзора обеспечивает устранение прокурором нарушений закона в ходе прекращения уголовного преследования еще до вынесения решения об этом. Отказывая в даче согласия на прекращение уголовного преследования, прокурор должен дать письменное указание следователю о проведении дополнительных следственных действий, устранении допущенных нарушений уголовно-процессуального закона.

В законе не определен момент получения согласия прокурора на прекращение уголовного преследования. На практике возникает вопрос о том, должно ли согласие подозреваемого, обвиняемого быть получено ранее согласия прокурора. Как было указанно выше, согласие обвиняемого следователь, дознаватель получают в процессе расследования уголовного дела. Согласие прокурора - это окончательное решение об освобождении от уголовной ответственности конкретного лица или прекращения производства по уголовному делу в целом.

«Сплошная» проверка прокурором законности решения следователя о прекращении уголовного преследования во всех остальных случаях. Согласно ч. 1 ст. 213 УПК РФ при прекращении уголовного дела следователь направляет прокурору копию постановления о прекращении уголовного дела. В этой связи прокурор, не ограничиваясь проверкой законности и обоснованности по существу принятого решения, должен обращать внимание и на соблюдение формы постановления о прекращении дела. Если такое постановление содержит существенные нарушения или не соблюдена процессуальная форма, то прокурор должен возвратить постановление следователю для пересоставления, указав на имеющиеся ошибки. В случае установления незаконности принятого следователем решения, он своим постановлением отменяет постановление о прекращении уголовного дела и возобновляет по нему производство (ст. 213 УПК РФ). При этом постановление, составленное прокурором, должно быть мотивированным, т. е. прокурор должен объективно оценить собранные по делу доказательства и указать какие ошибки привели следователя к неверному решению и какими доказательствами опровергаются его выводы.

Проверяя законность и обоснованность прекращения уголовного дела, прокурор должен особое внимание уделять новым сведениям, которые не были оценены в ходе предварительного расследования. Как правило, такие сведения могут содержаться в жалобах и ходатайствах заинтересованных в исходе дела лиц. Подчас такие сведения, после их тщательной проверки, могут изменить принятое по делу решение.

Получив жалобу на незаконное прекращение уголовного преследования, прокурор рассматривает её в течение трех суток. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы, либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Представляется, что в случае необходимости прокурор с целью проверки доводов жалобы вправе вызывать её заявителя либо следователя, прекратившего уголовное преследование по делу.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в её удовлетворении. Признав постановление следователя о прекращении уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Согласно ч. 3 ст. 214 УПК РФ возобновление уголовного преследования возможно, только если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, что также должно учитываться прокурором при вынесении решения по жалобе.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает три самостоятельных формы прокурорского надзора за законностью прекращения уголовного преследования:

Дача прокурором согласия на прекращение уголовного преследования в случаях, предусмотренных ст. 25, 26, 28 УПК РФ. Эта форма надзора обеспечивает устранение прокурором нарушений закона в ходе прекращения уголовного преследования еще до вынесения решения об этом. Отказывая в даче согласия на прекращение уголовного преследования, прокурор должен дать письменное указание следователю о проведении дополнительных следственных действий, устранении допущенных нарушений уголовно-процессуального закона.

В законе не определен момент получения согласия прокурора на прекращение уголовного преследования. На практике возникает вопрос о том, должно ли согласие подозреваемого, обвиняемого быть получено ранее согласия прокурора. Как было указанно выше, согласие обвиняемого следователь, дознаватель получают в процессе расследования уголовного дела. Согласие прокурора - это окончательное решение об освобождении от уголовной ответственности конкретного лица или прекращения производства по уголовному делу в целом.

«Сплошная» проверка прокурором законности решения следователя о прекращении уголовного преследования во всех остальных случаях. Согласно ч. 1 ст. 213 УПК РФ при прекращении уголовного дела следователь направляет прокурору копию постановления о прекращении уголовного дела. В этой связи прокурор, не ограничиваясь проверкой законности и обоснованности по существу принятого решения, должен обращать внимание и на соблюдение формы постановления о прекращении дела. Если такое постановление содержит существенные нарушения или не соблюдена процессуальная форма, то прокурор должен возвратить постановление следователю для пересоставления, указав на имеющиеся ошибки. В случае установления незаконности принятого следователем решения, он своим постановлением отменяет постановление о прекращении уголовного дела и возобновляет по нему производство (ст. 213 УПК РФ). При этом постановление, составленное прокурором, должно быть мотивированным, т. е. прокурор должен объективно оценить собранные по делу доказательства и указать какие ошибки привели следователя к неверному решению и какими доказательствами опровергаются его выводы.

Проверяя законность и обоснованность прекращения уголовного дела, прокурор должен особое внимание уделять новым сведениям, которые не были оценены в ходе предварительного расследования. Как правило, такие сведения могут содержаться в жалобах и ходатайствах заинтересованных в исходе дела лиц. Подчас такие сведения, после их тщательной проверки, могут изменить принятое по делу решение.

Получив жалобу на незаконное прекращение уголовного преследования, прокурор рассматривает её в течение трех суток. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы, либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Представляется, что в случае необходимости прокурор с целью проверки доводов жалобы вправе вызывать её заявителя либо следователя, прекратившего уголовное преследование по делу.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в её удовлетворении. Признав постановление следователя о прекращении уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Согласно ч. 3 ст. 214 УПК РФ возобновление уголовного преследования возможно, только если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, что также должно учитываться прокурором при вынесении решения по жалобе.

Согласно ч. 3 ст. 124 УПК РФ заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе и дальнейшем порядке его обжалования. Необходимо отметить, что решение прокурора об отказе в удовлетворении жалобы может быть обжаловано заявителем вышестоящему прокурору.

Второй вариант 27 (Надзор за законностью прекращения уголовных дел.

(УПК, Приказ Генпрокуратуры РФ № 136 от 06.09.2007г.) Прокурор обязан:

контролировать поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ. В течение месяца после получения этих процессуальных документов проверять законность и обоснованность принятых решений с изучением материалов уголовных дел.

В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя. Учитывать, что решение о прекращении уголовного дела в соответствии с требованиями ст. 25 и 28 УПК РФ, принятое с согласия заместителя руководителя следственного органа, может быть отменено руководителем этого следственного органа. В том случае, если постановление о прекращении уголовного дела утверждал руководитель следственного органа, материалы о его отмене направлять вышестоящему прокурору для решения вопроса о направлении постановления руководителю вышестоящего следственного органа. Обеспечивать обязательное участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. В целях объективного рассмотрения жалоб обеспечивать получение от руководителей следственных органов необходимых материалов для выработки правовой позиции. При участии в судебном заседании давать заключения по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся в прокуратуре материалов. В случае удовлетворения судом жалобы рассматривать вопрос о необходимости внесения в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" представления и постановки вопроса перед руководителями следственных органов об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.)

Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования установлены ст.ст. 24-28.1 УПК РФ. Порядок регламентируется Главой 29 УПК РФ (ст.ст. 212-214.1). Дело и преследование могут быть прекращены как в ходе расследования уголовного дела, так и в рамках судебного разбирательства, в том числе, в ряде случаев, на стадии обжалования ранее принятых судебных решений.

Основания прекращения уголовного дела и преследования

В соответствии со ст.ст. 24-28.1 УПК РФ, уголовное дело и (или) преследование прекращаются в следующих ситуациях:

  1. Нет события преступления - нет преступного действия (бездействия), обязательных последствий для определения действий (бездействия) как преступного или причинно-следственной связи между действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
  2. В действиях (бездействии) нет состава преступления. Состав преступления - совокупность 4 элементов:
  • субъект преступления - лицо, которое может быть привлечено к уголовной ответственности (достигло установленного возраста, вменяемое, обладает нужными характеристиками специального субъекта для некоторых видов преступлений, например, должностных);
  • субъективная сторона - необходимая форма вины (прямой/косвенный умысел) или неосторожность;
  • объективная сторона - конкретные действия (бездействия) и последствия, которые подпадают под конкретную норму УК РФ;
  • объект - охраняемые уголовным законом отношения, на которые направлено преступление.
  1. Истекли сроки давности уголовного преследования (установлены ст. 78 УК РФ), если их можно применить, учитывая сроки приостановления производства и статьи УК РФ, к которым сроки давности неприменимы:
  • 2 года - для преступлений небольшой тяжести (максимальное наказание - до 3 лет лишения свободы);
  • 6 лет - для преступлений средней тяжести (максимальное наказание - до 5 лет лишения свободы);
  • 10 лет - для тяжких преступлений (максимальное наказание - до 10 лет лишения свободы);
  • 15 лет - для особо тяжких преступлений (все остальные).
  1. Подозреваемый (обвиняемый) умер, и нет необходимости в его реабилитации.
  2. Не получено согласие на привлечение спецсубъекта (депутат, судья и др.) в качестве обвиняемого.
  3. Преступление декриминализировано до вступления приговора в законную силу (применяется основание - отсутствие состава преступления).
  4. Потерпевшая сторона примирилась с виновным лицом (лицами), и соблюдены условия, предусмотренные ст. 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ: преступление совершено впервые, относится к небольшой или средней тяжести, вред заглажен, есть заявление потерпевшего.
  5. Решено применить вместо осуждения (приговора) судебный штраф, и соблюдены условия, предусмотренные ст. 25.1 УПК РФ и ст. 76.2 УК РФ: преступление совершено впервые, относится к небольшой или средней тяжести, вред заглажен.
  6. Преступление относится к составам, перечисленным в ч. 2 ст. 76.1 УК РФ (например, налоговое преступление), совершено впервые, и ущерб перед бюджетом полностью погашен.
  7. Подозреваемый (обвиняемый) непричастен к преступлению.
  8. Принят акт амнистии, и подозреваемый (обвиняемый) подпадает под его действие.
  9. Подозреваемый (обвиняемый) уже был осужден за то же самое преступление или в его отношении по тому же самому преступлению вынесено решение о прекращении дела или об отказе в его возбуждении, которое не отменено.

Поскольку некоторые основания касаются только прекращения уголовного преследования, необходимо отметить:

  • если преступление совершено одним лицом и в его отношении есть основание для прекращения уголовного преследования, одновременно может быть прекращено уголовное дело;
  • если уголовное преследование прекращается в отношении всех подозреваемых (обвиняемых), это влечет прекращение и уголовного дела;
  • лицо, принимающее решение о прекращении уголовного преследования, вправе или обязано не прекращать уголовное дело, если соответственно есть основания для продолжения расследования или нет оснований для прекращения уголовного дела;
  • если прекращается уголовное дело, это автоматически означает и прекращение уголовного преследования, если по делу имелись подозреваемые (обвиняемые).

Все основания прекращения уголовного дела и преследования можно разделить на две группы:

  1. Нереабилитирующие основания прекращения уголовного дела. Сюда относятся, в частности, примирение сторон, истечение сроков уголовного преследования, возмещение ущерба перед бюджетом и другие. Прекращение дела (преследования) по нереабилитирующим основаниям возможно только при наличии согласия (отсутствии возражений) подозреваемого или обвиняемого. Последствия - лицо будет считаться привлеченным к ответственности и освобожденным от нее, при этом будет проходить по базе данных ГИЦ МВД именно в таком статусе.
  2. Реабилитирующие основания прекращения уголовного дела. Сюда относится, например, отсутствие события или состава преступления - самые распространенные варианты. Применение таких реабилитирующих оснований для прекращения уголовного преследования означает, что лицо невиновно или непричастно к преступлению, преступления не было и т.п. Факт привлечения в качестве подозреваемого (обвиняемого) останется только в материалах уголовного дела, но не в базе данных ГИЦ. Кроме того, лицо, которое незаконно (необоснованно) привлекалось к ответственности, было задержано (арестовано), может претендовать на защиту своего честного имени и компенсацию от государства.

Порядок прекращения уголовного дела

Порядок прекращения уголовного дела отличается в зависимости от применяемого основания и стадии принятия решения.

Стадия расследования уголовного дела:

  • Решение принимается лицом, ведущим расследование (следователь или дознаватель), о чем выносится соответствующее постановление. Требования к постановлению - ст. 213 УПК РФ.
  • В случае прекращения дела за примирением сторон (ст. 25 УПК РФ) решение следователя или дознавателя должно быть согласовано соответственно с руководителем следственного органа или прокурором (постановление визируется «Согласен»).
  • В случае прекращения дела в связи с применением судебного штрафа (ст. 25.1 УПК РФ) для получения решения об этом следователь или дознаватель соответственно с согласия руководителя СО или прокурора возбуждает ходатайство перед судом. То есть, окончательное решение по этому поводу принимается исключительно судом.
  • Если применяемое основание (нереабилитирующие основания) требует получения согласия подозреваемого (обвиняемого), оно должно быть получено. Как правило, по этому поводу берется письменное заявление.
  • Одновременно с принятием решения о прекращении производства должны быть разрешены вопросы (при их наличии) о вещественных доказательствах, мере пресечения, мерах госзащиты, аресте имущества.
  • Копия постановления о прекращении дела направляется прокурору и участникам процесса (какие есть - потерпевший, гражданский истец/ответчик, подозреваемый/обвиняемый). Всем участникам процесса должно быть разъяснено право на обжалование принятого решения.
  • По налоговым и смежным преступлениям (ст.ст. 198 - 199.4 УК РФ) копия постановления о прекращении уголовного дела направляется в соответствующий налоговый орган или фонд.

В рамках судебного разбирательства:

  1. Суд по своей инициативе или по ходатайству (заявлению) сторон рассматривает вопрос о прекращении уголовного дела по тому или иному основанию.
  2. Суд проверяет соблюдение условий для прекращения преследования (уголовного дела), установленные УПК РФ и УК РФ для применяемого основания, если такие условия есть (примирение сторон, судебный штраф, погашение ущерба).
  3. К моменту принятия судом решения по делу должны быть установлены все обстоятельства (как правило, это уже сделано в рамках расследования).
  4. Есть только наличие оснований для прекращения уголовного преследования, но не уголовного дела, выносится решение о прекращении преследования, а разбирательство продолжается. Если нет возможности продолжить разбирательство, дело подлежит возвращению прокурору.
  5. Решение о назначении судебного штрафа и освобождении от уголовной ответственности с прекращением уголовного дела может быть принято исключительно судом. Для этого проводится специальное судебное заседание при участии следователя (дознавателя), прокурора и сторон. Решение может быть принято и по уголовному делу, направленному в суд с обвинительным заключением. В этом случае все вопросы, связанные с прекращением производства и уголовного дела, разрешаются судом самостоятельно.

В настоящее время сложилась практика, когда большинство дел, по которым должны быть применены нереабилитирующие основания прекращения, прекращаются не в ходе расследования, а в суде. То есть, даже если стороны примирились в ходе следствия или дознания, высока вероятность, что дело все равно уйдет в суд и уже там будет разрешено окончательно. Иной подход к прекращению дел по реабилитирующим основаниям. Такие дела просто опасно направлять в суд - прекращение статистически приравнивается к оправдательному приговору, что крайне нежелательно для следствия (дознания) и прокуратуры. С другой стороны, такие уголовные дела нечасто и возбуждаются. Ведь оценить, есть или нет событие или состав преступления, как правило, бывает возможным уже в самом начале. Если же по такому делу будет привлечен подозреваемый или обвиняемый, достаточно будет просто прекратить уголовное преследование, что само по себе не влечет автоматическое прекращение уголовного дела без оснований именно для этого.

Любое решение о прекращении уголовного дела, кроме судебного, контролируется прокуратурой. Должно контролироваться, даже если не требуется согласия на постановление. Прокуратура сразу же или в ходе периодического надзора проверяет законность и обоснованность принятого решения, одновременно проверяя и материалы расследования. Если установлены нарушения процедуры, отсутствие оснований для прекращения дела, необоснованность решения, постановление следователя (дознавателя) отменяется и дело направляется для дополнительного расследования.

По решениям о прекращении уголовного дела, принятым судом, прокуратура вправе начать процедуру обжалования, подготовив представление и направив его в вышестоящую судебную инстанцию. В данном случае действует общая процедура обжалования судебных актов.

Подать жалобу на решение следователя (дознавателя) или суда вправе участники процесса, а также другие лица, чьи права и интересы нарушены постановлением о прекращении уголовного дела. Они могут обратиться:

  • К начальнику следственного органа - с жалобой на решение следователя.
  • К прокурору - с жалобой на решение дознавателя, следователя или начальника СО.
  • В вышестоящий следственный орган или в вышестоящую прокуратуру, если на местном уровне добиться отмены постановления не удалось.
  • В суд - если начальник следствия и (или) прокурор жалобу отклонили.

В большинстве случаев решение о прекращении дела оспаривается потерпевшей стороной . Не всегда она удовлетворена даже прекращением по нереабилитирующим основаниям. Порой потерпевшие вдруг решают передумать, что нередко связано с невыполнением виновным лицом данных обещаний или банальным желанием нажиться на подозреваемом (обвиняемом). Дабы пресечь возможные злоупотребления, УПК устанавливает важное правило. Отмена прекращения дела (преследования) по истечении 1 года со дня его вынесения допускается только в судебном порядке. Если дело (преследование) прекращалось неоднократно, срок считается со дня вынесения первого решения о прекращении.

Прекращение уголовного преследования (дела) не сказывается на судьбе гражданско-правовых требований. При наличии оснований для этого потерпевшая сторона вправе обратиться в суд с гражданским иском, в частности, о взыскании материального и (или) морального ущерба. Однако решение по такому иску будет зависеть от того, к каким выводам пришло расследование уголовного дела или судебное разбирательство. Принятые решения могут быть использованы в качестве доказательств в рамках гражданского процесса.