Криминология. Причины индивидуального преступного поведения Причины преступного поведения в криминологии

Совершение преступления свидетельствует о внешне выраженном акте человеческого поведения, который причинил ущерб объекту посягательства или поставил его под угрозу причинения вреда. Однако криминологов, изучающих причины преступности, интересует не только указанный акт сам по себе, но в большей степени предшествующие ему обстоятельства, приведшие к возникновению мотивов преступления, постановки целей, выбору средств, принятию решений и т.д. Эти обстоятельства в процессе их формирования не образуют состава преступления как завершённого акта, но их можно рассматривать как основные составляющие механизма преступного поведения.

Под этим термином следует понимать определенную последовательность развития преступных действий: возникновение преступных намерений, принятие решения совершить преступление, планирование своих поступков. В нем участвуют психические компоненты и состояния личности (интеллект, воля, предвидение, эмоции и т.д.).

Механизм умышленного преступления обычно включает три основных звена: мотивацию преступления; планирование преступных действий; их реализацию. Преступления, совершенные в состоянии аффекта, обычно не содержат стадии планирования. В неосторожных преступлениях нередко отсутствует стадия мотивации.

Механизм преступного поведения тесно связан с личностью преступника. Он не может существовать в отрыве от личности, потому, что все психические процессы, из которых складывается этот механизм, являются процессами, происходящими в самой личности, организме, мозге человека. Личность не только осуществляет мотивацию, планирование и исполнение задуманного, но также предвидит возможный результат своих действий. Исходя из этого, можно сказать, что под причинами преступного поведения следует понимать определенные процессы и явления (психофизиологические и психологические), проходившие в сознании человека и породившие его антиобщественные взгляды и настроения.

Вместе с тем механизм преступного поведения тесно связан с окружающей внешней средой. Мотивы его поступка рождаются на основе внутренних и внешних влияний, во взаимодействии интересов человека с особенностями переживаемой им жизненной ситуации. А исполнение преступления затрагивает эту среду самым непосредственным образом. Следовательно, в данном случае речь идет об условиях преступного поведения , под которыми следует понимать обстоятельства, находящиеся:

- В среде, формирующей дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентаций конкретной личности, которые становятся основой криминогенной мотивации;

- В ситуациях, в которых находится личность в процессе формирования, жизнедеятельности и непосредственно в процессе совершения преступления и которые способствуют возникновению и реализации криминогенной мотивации.



Механизм предумышленного преступления как наиболее полный включает три основных звена: 1) мотивацию преступного поведения; 2) планирование преступных действий; 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий.

Мотивация - ключевой элемент (звено) в механизме преступного поведения. Некоторые авторы, например, В.Д. Филимонов, считает, что мотивация "это процесс определения личностью характера и направленности поведения, процесс формирования его мотива. Мотив же является результатом этого процесса" .

Мотивация формируется под воздействием внешних и внутренних побудительных стимулов, которые вызывают необходимость совершения того или иного поступка. Стимулами могут быть такие психические элементы человеческой личности, как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.

Главную роль, с точки зрения В.Н. Кудрявцева, в формировании мотивов преступного поведения играют потребности. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чём-либо. В большинстве случаев источником мотивации преступного поведения являются потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальные потребности. При этом надо заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность. Например, в материальных потребностях различают четыре разновидности:

1. Потребности жизненно необходимые, без удовлетворения которых человек может погибнуть (пища, одежда, безопасность, продолжение рода, жилище и т.п.);



2. Потребности нормальной интенсивности, характерные для данного общества или его преобладающей части, удовлетворение которых полезно и приятно, но отказ в их удовлетворении, как правило, может быть перенесен без трагических последствий (социальное общение, знания и др.);

3. Гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворение которых для всех граждан общество пока не обеспечивает;

4. Извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.).

Формирование материальных потребностей тесно связано с условиями жизни людей и социально-экономической природой общественного строя. Как только рамки легальных возможностей для удовлетворения жизненно необходимых потребностей и потребностей нормальной интенсификации сужаются, мы наблюдаем высокий уровень преступности. При этом резко увеличивается доля краж, грабежей, мошенничества и других «общедоступных» для большинства людей преступлений.

Однако корыстные мотивы порождаются и гипертрофированными (завышенными) и извращенными потребностями. Стремление к сверхдоходам ведет к крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению таможенного, налогового законодательства, к убийствам по найму. Пьянство, употребление наркотиков порождает не только агрессивную, но и корыстную мотивацию.

Человеческая потребность, для того, чтобы породить мотив поведения, в том числе и преступного, должна актуализироваться, т.е. превратиться из скрытой, пассивной формы в активную. Стремление немедленно или быстро удовлетворить эту потребность возникает, как правило, под воздействием каких-либо внешних обстоятельств.

Потребности в социальном общении (самоутверждение, сохранение или повышение престижа или статуса, превосходство над окружающими) нередко ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, месть, обида, ревность и др.). Потребность в самоутверждении становится более острой при её ущемлении.

В структуре механизма большую роль играет эмоциональное состояние личности: влечения, чувства и эмоции , под которыми следует понимать трудно регулируемые личностные проявления (стремления), в основном органического (биологического) характера.

Известно, что многие преступления совершаются под воздействием острых эмоциональных состояний, например, страха, злобы, негодования, тщеславия, честолюбия, любви, мести, трусости, гнева и т.д. Начальные звенья механизма преступного поведения, совершаемого под влиянием влечений и эмоций, свертываются, исчезают, и переход к действию следует нередко сразу же после появления образа желаемого объекта. Неслучайно влечения и эмоции порождают агрессивное поведение в бытовых ссорах и конфликтах.

Потребности субъекта определяют его интересы , а впоследствии и мотивы деятельности.Поэтому интересы близки к потребностям и отличаются от них только тем, что включают осознание, как самой потребности, так и того пути, на котором их можно удовлетворить. Например, потребность властвовать над людьми может породить карьеристские интересы на работе или интересы доминирования (лидерства) в семье.

Важную роль в формировании мотива преступления играет система ценностных ориентаций , на которую при определении линии своего поведения опирается человек. В ней одни ценности располагаются выше других, им отдаётся предпочтение. Это, в свою очередь, влияет на мотивацию поступка, выбор целей и средств их достижения. Ценности при этом играют троякую роль.

Во-первых, они могут стимулировать складывающийся мотив поведения и укреплять антиобщественные намерения субъекта. Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях тормозят антиобщественные проявления и блокируют формирование мотива преступления. В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным источником мотива преступления.

В качестве составных элементов ценностных ориентаций выступают нравственное и правовое сознание личности. У преступников они ослаблены и деформированы. Поэтому для лиц с антиобщественной ориентацией характерны проявления правового нигилизма, неприятие правовых требований и запретов, хотя они достаточно хорошо понимают их необходимость. У них устойчива привычка действовать под влиянием сиюминутных побуждений, не задумываясь о праве и о грозящем наказании.

Планирование преступления осуществляется тогда, когда потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации сформировали мотив (мотивы) преступления. На этом этапе оформляется замысел субъекта, и преступление из абстрактного намерения превращается в ощутимую реальность.

Планирование преступления, как и любого другого поступка, подчиняется общим закономерностям планирования операций. Нужно знать обстановку, в которой лицо предполагает действовать; определить цель действий и их объект; применяемые средства и способы достижения цели; время и место действия; затраты (ресурсы); пути реализации достигнутых результатов. При этом субъект должен представлять себе возможности, которыми он располагает, прогнозировать ожидаемые трудности и вероятностные последствия своих действий, т.е. создать модель будущего поведения.

Планирование как звено механизма преступного поведения наполняется различным содержанием в зависимости от вида преступления, личности преступника и текущей обстановки. Но в самом общем виде оно включает три элемента: определение цели, выбор объекта посягательства и выбор средств достижения цели.

Под целью совершения преступления обычно понимается тот результат, к которому стремится преступник. Принято выделять основную (при убийстве - лишение жизни); промежуточную (подобрать соучастников, выяснить образ жизни жертвы); конечную цели (получить квартиру). Достижение основной и конечной цели обычно, но не всегда, является одновременно и удовлетворением мотива преступления.

После и наряду с определением цели осуществляется выбор объекта посягательства (потерпевший или материальный предмет, на который направлены действия преступника). Характер объекта зависит главным образом (но не исключительно) от мотива преступления и основной цели преступника. Эта зависимость не является жесткой. При выборе объекта преступником учитывается: полезность (выгодность) для достижения поставленной цели; доступность объекта для данного лица; безопасность посягательства на этот объект.

С учётом указанных обстоятельств, профилактическая работа должна строиться так, чтобы затруднить доступ к возможным объектам преступных посягательств, повысить степень их защиты.

Завершающим элементом планирования является определение способов совершения преступления (средств достижения цели). К основным средствам достижения цели можно отнести:

Действия вопреки существующим в обществе социальным институтам (различные виды насилия, хищения чужого имущества);

Действия в обход социальных институтов (обман, разные формы уклонений от обязанностей и ответственности);

Использование социальных институтов в своих целях (должностные преступления, коррупция).

Выбор преступником определенного средства достижения цели (способа совершения преступления) зависит от следующих обстоятельств: эффективности данного средства достижения цели; относительной безопасности для преступника; умения (навыков) преступника; привычных стереотипов поведения.

Задача правоохранительных органов - повысить неопределённость и риск для правонарушителя, сделать ситуацию для него как можно менее предсказуемой.

Совершение преступления - последнее звено механизма преступного поведения. Тем не менее, и на этом этапе есть возможность пресечения преступления. Преступление нередко можно прервать, прекратить его совершение, задержать преступника и тем самым спасти жертву или сохранить имущество. Пресечение эффективно при продолжающемся и длящемся преступлении.

В этой связи необходимо указать несколько обстоятельств.

Во-первых, непосредственно перед совершением и в ходе совершения преступления преступник контролирует совпадение места, времени, обстоятельств совершения преступления, свои действия и действия соучастников, если таковые есть, обстоятельства внешней среды и т.д. Не соответствие или изменение вышеуказанных положений может не позволить преступнику достичь преступной цели или изменить направленность преступных действий.

Во-вторых, криминологическое значение имеет изучение особенностей межличностного взаимодействия преступника перед и во время совершения преступления. Межличностное взаимодействие характеризуется несколькими разновидностями, каждая из которых имеет профилактический аспект:

1. Взаимодействие преступника с соучастниками (групповая о организованная преступность). При такой форме возможности исполнителя существенно повышаются, осуществление намеченного плана становится более надёжным, а опасность для жертвы многократно возрастает;

2. Использование человека «в тёмную», т.е. без посвящения его в преступные планы (привлечение посторонних случайных лиц для перевозки наркотиков, совершения незаконных банковских операций и т.д.);

3. Взаимодействие преступника со своим ближайшим окружением. В зависимости от установок, системы ценностей, субкультуры этих людей такая деятельность одобряется, порицается или воспринимается нейтрально. Это важно для проведения профилактической работы и разоблачения преступника.

4. Помощь преступнику со стороны окружения. Она выражается в укрывательстве преступника, сокрытии похищенного имущества, даче ложных показаний на предварительном следствии и в суде и т.д.

5. Взаимодействие преступника с другими людьми во время совершения преступления, например, с жертвой.

Действия преступника и результат преступления часто зависят не только от личностных особенностей, наклонностей и стремлений преступника, но и от поведения жертвы, которая своими неосторожными, антиобщественными и аморальными поступками может создать провоцирующую, благоприятную для преступника обстановку, облегчающую наступление преступного результата.

Знания о жертвах, их анализ и обобщение наряду с изучением личности преступника может помочь лучше определить направление профилактических мероприятий, выделить группы людей наиболее часто подвергающихся преступным посягательствам.

Жертвы преступлений являются предметом криминологической виктимологии. В виктимологии используются понятия виктимность и виктимизация. Виктимность означает, во-первых, предрасположенность отдельных людей стать жертвой преступления. Во-вторых - неспособность общества и государства защитить своих граждан. Виктимизация означает наращивание опасности для людей стать жертвой преступления.

Как и будущий преступник, будущая жертва оценивает сложившуюся конкретную жизненную ситуацию и часто поступает в зависимости от результатов оценки, а также в силу своих взглядов и наклонностей, психологических и иных возможностей, она взаимодействует не только с будущим преступником, но и с другими элементами ситуации.

Действуя как активный элемент ситуации, жертва своим поведением может привести преступника в состояние сильнейшего аффекта, страха, ненависти, ярости с сильными психомоторными реакциями, которые внезапны, а иногда и нежелательны для преступника. Жертва может быть и совершенно невиновной в возникновении криминогенной ситуации или виновной также, как преступник и даже больше. В связи с этим Уголовный кодекс РФ содержит несколько указаний на то, что безнравственное поведение потерпевшего может служить обстоятельством, смягчающих наказание, или основанием квалификации преступления как менее тяжкого (ст. ст. 61, 107, 113 УК РФ).

Исходя из поведения жертвы, можно выделить следующие ситуации предшествующие преступлению:

Толчкового характера с негативным поведением жертвы, в которых действия жертвы носят провоцирующий характер, содержат в себе повод к совершению преступления;

Толчкового характера с позитивным поведением жертвы, в которых действия жертвы являются правомерными, но вызывают противоправное поведение преступника;

Когда поведение жертвы создает объективную возможность совершения преступления, хотя и не имеет толчкового характера (неосторожное или не критичное поведение жертвы);

Когда действия жертвы направлены на причинение вреда самой себе, без непосредственного вмешательства другого лица (замкнутые);

Когда поведение жертвы нейтрально с точки зрения влияния на поведение преступника и причинение вреда.

Индивидуальная виктимность может зависеть, во-первых, от психологических и поведенческих особенностей личности. Психологическая предрасположенность стать жертвой преступления предполагает наличие таких качеств, как излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная вспыльчивость и раздражительность, агрессивность, а в поведении - склонность к авантюрным, наглым, несдержанным поступкам. Во-вторых, ролевой специфики и групповой принадлежности. Это относится к поведению лиц, которые становятся жертвами преступлений в силу своей профессиональной деятельности (профессиональная виктимность). Это и те, кто принадлежит к разным национальным, религиозным и иным социальным группам и может стать жертвой во время межнациональных, межрелигиозных (межконфессиональных) и других конфликтов.

Неспособность общества и государства защитить своих граждан - массовая виктимность или виктимность населения проявляется во многих количественных показателях преступности (коэффициент, погибшие в результате преступлений) и психологическом состоянии общества.

Виктимологическая профилактика - одно из важных направлений борьбы с преступностью, когда предупредительные усилия ориентированы не на преступника, а на жертву. Она может проводиться, как в отношении общества в целом или отдельных социальных групп, так и в отношении конкретных людей. Это деятельность правоохранительных органов, общественных организаций, социальных институтов по выявлению и устранению обстоятельств, формирующих виктимное поведение жертвы; установление лиц, составляющих группу криминального риска и проведение в отношении них предупредительных мер.

По мнению А.И.Алексеева мероприятия виктимологической профилактики могут быть сведены к двум основным группам. К первой относятся меры, направленные на устранение ситуаций, в которых существует или может возникнуть возможность причинения вреда: распространение специальных памяток, извещение граждан о типичных действиях преступников, о необходимых мерах личной безопасности, помощь в защите жилища и имущества, проведение разъяснительных бесед, обеспечение порядка в общественных местах и т.д. Вторую группу составляют меры воздействия на потенциальную жертву с тем, чтобы восстановить или активизировать в ней внутренние защитные возможности: беседы, обучение приёмам самообороны, оповещение о предстоящих ситуациях, контроль за поведением потенциальной жертвы, ориентирование на поддержание постоянной связи с правоохранительными органами и др.

В механизме преступного поведения важную роль выполняет конкретная жизненная ситуация, под которой понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. Ситуация обычно предшествует преступлению, но может и сопровождать его совершение.

Обстоятельства жизни человека, из которых складывается конкретная жизненная ситуация разнообразны. Это может быть:

Сравнительно длительное состояние (тяжёлая обстановка в семье);

Кратковременное событие (конфликт с хулиганом на улице);

Различные поступки других людей или положение, сложившееся в обществе (правовой нигилизм).

Ситуация может охватывать большие территории или ограничиваться квартирой. Продолжительность ситуации также различна: от нескольких секунд (дорожно-транспортное происшествие) до нескольких лет (конфликты на почве ревности).

В составе конкретной жизненной ситуации некоторые авторы выделяют предкриминальную ситуацию, под которой понимается совокупность внешних для субъекта обстоятельств, непосредственно предшествовавших преступлению и взаимодействующих с личными качествами субъекта, совершившего преступление. Предкриминальные ситуации разделяют на криминогенные - содержащие объективные предпосылки преступления; не криминогенные; нейтральные; препятствующие совершению преступления.

Среди предкриминальных ситуаций криминогенного характера выделяют ситуации:

Создаваемые специально самими преступниками с целью облегчить совершение преступления;

Создаваемые преступником, но не специально для совершения преступления, но детерминирующие его;

Возникшие в результате действий других лиц;

Возникшие в результате стечения случайных обстоятельств;

Вызванные стихийными явлениями.

Важно отметить, что человек часто поступает в соответствии не с ситуацией в её объективном смысле, а в соответствии со своим представлением о ней. Поэтому ситуация часто служит для него поводом к совершению преступления, хотя на самом деле она не содержала никаких провоцирующих моментов.

Реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии с особенностями своего характера, взглядов, ценностных ориентаций. При этом некоторые авторы считают, что в подобных ситуациях человек волен поступать и поступает избирательно, руководствуясь нравственно-психологическими свойствами своего характера.

Этот факт говорит о том, что в механизме индивидуального поведения окончательную роль играют личностные свойства и качества. Поэтому, чем выше уровень нравственно-психологической деформации личности, тем меньше требуется давления конкретной ситуации.

Конкретная жизненная ситуация может располагаться в различных звеньях механизма преступного поведения и играть разную роль. Во-первых, ситуация может быть источником мотивации преступного поведения. Это встречается тогда, когда перед субъектом возникает трудная проблема, которую он может решить как законным, так и незаконным путём (проблемная ситуация). Разновидностью проблемной ситуации является конфликтная, приводящая чаще всего к насильственным преступлениям (ссора в семье, хулиганство, убийство из мести или на почве ревности и т.д.). Во-вторых, ситуация может означать создание возможностей для удовлетворения мотива поведения и достижения тех или иных целей. Например, человек, испытывающий трудности в удовлетворении нормальных материальных потребностей, может выбрать различные пути для решения этой проблемы. При этом ситуация может быть как благоприятной для него, так и не благоприятной. Законные возможности могут быть недоступны человеку в связи с объективными (экономическое положение в стране или в отрасли хозяйства) и субъективными обстоятельствами (недостаток образования, безынициативность, сложное семейное положение и др.). Законных возможностей может вообще не быть, например, потому, что субъект ставит перед собой цели, запрещённые законом. Такие возможности тоже могут быть доступными, ограниченными или вовсе недоступными. В-третьих, конкретная ситуация может быть поводом для совершения преступления. В этом случае роль ситуации проявляется в ситуационных, предумышленных преступлениях, например, когда ссора уже происходит и мотив (месть, ревность) имеется, но не хватает последней капли для достижения цели (произнесенное неудачное слово, случайное оскорбление, косой взгляд). Эта последняя капля может расцениваться субъектом как повод для дальнейших действий. В-четвёртых, конкретная ситуация может способствовать или препятствовать достижению преступного результата.

Таким образом, в механизме противоправного поведения значительное место принадлежит конкретной жизненной ситуации. Вместе с тем в этом взаимодействии первое место отводится личности, поскольку чаще всего она имеет возможность выбора законного пути решения своих проблем.

Анализ причин и условий конкретного преступления, индивидуального преступного поведения подчинен непосредственно практическим задачам предупреждения и выявления преступности. Причины и условия конкретного преступления, индивидуальные обстоятельства его совершения могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее, поэтому научно-практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.

Социально-психологические явления – взгляды, традиции, привычки – часто называют субъективными детерминантами преступности, а все то, что находится вне индивида и влияет на его психологию, – объективными ее детерминантами. Это криминологическая классификация. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные имеет и иную, философскую, интерпретацию.

С этой точки зрения субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности. Объективные детерминанты преступности связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.).

Мотивации преступного поведения. Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению появившегося дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий, и на основе этого формируется целенаправленное действие. Таким образом, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.



Мотивация – это обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула обусловлена не только его объективными качествами, но и мотивационным состоянием организма (утолив голод, организм не станет реагировать даже на самую вкусную пищу).

Обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы, или программы, поведения могут быть либо врожденными, инстинктивными, либо основанными на индивидуальном опыте, либо заново созданными из элементов опыта.

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности, включая его в фонд полезных действий. Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим поисковой деятельности. Таким образом, мотивация – это индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно-опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего – потребность проявить удаль в схватке, отличиться и т. д. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности.

Виды мотивационных состояний. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом, возникающая на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается. Различаются следующие виды установок.

1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвоночника к движению головы).

2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона).

3. Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности).

4. Когнитивно-познавательная установка (например, предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план).

Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес – избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не является прямолинейной, а иногда она и не осознается вовсе.

В соответствии с потребностями интересы подразделяются по следующим основаниям:

По широте (ограниченные и разносторонние);

По устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара).

Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.

Желание – это мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но ситуация удовлетворения может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением . Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением .

Разновидностью стремления является страсть – стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.

Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями , а при навязчивом тяготении к определенной группе объектов – влечениями .

Как таковых преступных мотивов не бывает. Человек несет ответственность за общественно опасное противоправное деяние, а не за смысл данного действия для данной личности. Таким образом, мотивация преступного поведения в целом не отличается от мотивации поведения вообще. И в том и в другом случае действуют те же установки, интересы, желания, стремления и влечения. Единственное отличие заключается в реализации мотивов.

С точки зрения нравственно-психологической свобода воли преступника определяется степенью отклонения социальных установок личности от положительных стереотипов. Чем более лицо заражено антиобщественными взглядами и привычками, тем выше его способность избрать общественно опасный вариант поведения и тем выше свобода его «преступной» воли. Так, авторы одного из учебников по уголовному праву рекомендуют суду выяснять степень нравственной испорченности субъекта для установления того, явилось ли рассматриваемое преступление логическим завершением антиобщественной ориентации личности, либо оказалось случайным явлением на его жизненном пути.

Нравственный и психологический моменты свободы воли характеризуют единое свойство личности преступника, поэтому и оценка конкретной степени свободы воли зависит от одновременного учета ее формальной и содержательной сторон. Так, наличие большого преступного опыта у лица позволяет сделать вывод не только о его нравственной испорченности, но и о возросшей способности действовать со знанием «преступного дела».

Сильная или слабая воля может относиться как к морально воспитанному, так и к аморальному лицу. Поэтому субъект с «безнравственной», но сильной волей в случае совершения преступления действует при прочих равных условиях «свободнее», чем слабовольный субъект. Таким образом, степень произвола, свободы воли преступника в совершенном деянии тем выше, чем выше его способность действовать со знанием «преступного дела», руководить своими действиями, и тем более морально испорченным он является.

В заключение необходимо отметить, что лица, совершившие преступление, не обладают подлинной внутренней свободой (так называемой свободой воли).

Этот комплекс представляется зависимостью причин от поведения преступника до общих причин преступления так как в итоге преступления совершаются конкретными представителя общества которые носят его устои и условия жизнедеятельности в реальном проявлении во всем своём многообразии. В самом общем виде причины преступления – это некая противоправна мотивация личности которая базируется на антиобщественной установке складывающаяся постепенно у лиц под влиянием неких условий всего их два: Первая причины формирующие потребности ценности...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


1) Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения.

Одна из составных частей причинного комплекса преступлений – это условия и причины преступного поведения.

Этот комплекс представляется зависимостью причин от поведения преступника до общих причин преступления, так как в итоге, преступления совершаются конкретными представителя общества, которые носят его устои и условия жизнедеятельности в реальном проявлении во всем своём многообразии.

В самом общем виде, причины преступления – это некая противоправна мотивация личности, которая базируется на антиобщественной установке, складывающаяся постепенно у лиц, под влиянием неких условий, всего их два:

  • Первая (причины, формирующие потребности, ценности и интересы личности)
  • Вторая (причины, относящиеся к процессу совершения преступления непосредственно, они и порождают ситуацию криминогенного характера)

Таким образом, процесс совершения преступления это результат взаимодействующих между собой негативных условий, внешних обстоятельств, психологической и нравственной характеристики личности.

Проанализируем структуру преступного поведения, точнее цепочки причин, которые вследствие которых происходит противоправное деяние, нарушение закона.

Всему этому предшествует предвидение результат и постановка цели деяния.

Это возникает в сознании, базируясь на уже существующих элементах (на опыте, психологической характеристики личности, на взглядах и интересах).

При рассмотрении причинности совершенного преступления, важно рассмотреть результат взаимодействия внешней ситуации и самой личности.

Из этого следует, что взрослый человек, все значимые воздействия внешней среды пропускает через своё сознание и особенности личности, между средой и человеком есть многогранная и сложная следственно-причинная зависимость. 1

Особенность причинной связи заключается в образовании внутреннего содержания детерминации, выражая при этом её сущность.

Являясь одним из видов закономерной связи, в тоже время причинности свойственны уникальные черты, такие как непрерывность (временная и пространственная), необратимость, всеобщность и объективность. Причинная связь, по своей природе, генетична, так как вызывает за собой необратимое следствие.

Преступного поведения не существует, так же как его причины, если присутствуют лица с конкретной системой потребностей, установок и ценностных ориентаций, которые могут с подвигнуть его на совершение преступления, даже если такие люди находятся в среде, в которой поощряется нарушение норм закона, при этом, реализация намерений преступника невозможна.

Такие лица могут находиться под определённым контролем (например, в местах отбытия наказания, или данные объекты находятся под охраной. 2

2) Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.

При анализе причин совершенного преступления, в криминологии нельзя забывать о роли в поведении личности социально-психологического механизма.

Под данным механизмом следует понимать совокупность психологических и социальных предпосылок в поведении личности, которые в свою очередь обуславливают продуманность и последовательность в выборе вариантов действия, выбирая из представленных наиболее предпочтительный.

Главным звеном в причинной последовательности является внутренне побуждение, т.е. мотив. В качестве первооснов, в процессе формирования потребности, выступают потребности, а по мере осознания потребностей, они переходят в интересы, а интерес уже перерастает в стремление.

Стремления, интересы и потребности в совокупности представляют собой ядро мотива, получая при этом некую эмоциональную окраску в форме раздражения, огорчения или радости (чувственные проявления).

Одним из главнейших элементов механизма выступает воля, под которой понимается регулирование человеком своих действий, в сознательном состоянии, которые требует преодоления внешних и внутренних препятствий.

Причинная цепочка заканчивается понятием реализации и принятия поведенческого решения, направленного на совершение преступления (противоправного деяния).

Стоит обратить внимание на то, что каждое из звеньев цепочки представляют собой некие возможности профилактического характера. 3

Прежде всего, это касается надлежащего нравственного формирования личности, выработка интересов и потребностей, оправданных социально, а так же оказание воздействия на определённое лицо, для целей формирования у него знаний по регулированию своих действий в полезном для социума направлении, и стараться согласовать свои интересы и интересы общественности.

Ситуация криминогенного характера, которая не является конкретной причиной совершения правонарушения, занимает в свою очередь место между преступлением, средой и личностью преступника. Предшествую преступлению. Преступление не совершается, если для его осуществления не существует подходящих условий.

Помимо постановки цели и определения мотивации, в поведение человека входит эмоциональная сфера, творчество и воля.

Для индивидуализации специфики реакции и поведения, важное значение отдаётся особенностям биологии человека — процессам, связанным с проявлением элементарных реакций и поведения. 4

3) Понятие ситуации совершения преступления. Криминогенные ситуации и их разновидности.

Преступность – это правовое и социальное явление, изучаемое разными науками, каждая из которых изучает отдельные стороны. Но только криминология способная охватить преступность как проблему целиком.

Криминология изучает преступность с точки зрения негативного явления, существующего в обществе, которое непосредственно связанно с другими явлениями со своими закономерностями, которые требуют специфических методов и форм борьбы.

Поэтому понятие преступности является исходным для криминологии положением.

Будучи основным элементом криминологии, термин преступности определял границы и объем научного поиска в сложном криминологическом комплексе много образных явлений и процессов социальной жизни.

Преступность — понятие собирательное, представляющее собой явление, которое включает в себя совокупность актов поведения (индивидуального) преступника.

Для преступника свойственно преодоление индивидуальных черт и наличие общих для всех преступных деяний признаков, совокупность которых и определяет ее понятие.

Преступность в криминологии – это изменчивое (исторически) системное и массовое явление, которое проявляется как совокупность опасных и наказуемых деяний в обществе, а так же лиц, совершивших правонарушения, на конкретной территории и на конкретный момент времени.

Совокупность представляет собой структурно-системное образование, с наличием многообразных взаимосвязей преступников и преступлений, а так же видов преступлений и самой преступности. 5

Ситуация – это то, что влияет на поведение человека в конкретный момент времени, это некий комплекс обстоятельств, которые могут как препятствовать, так и способствовать совершению преступления, либо быть нейтральными.

Роль ситуации определенно зависит от группы факторов, определяющих «лицо» превалирующих в данной ситуации. В этой связи можно выделить две основные группы ситуаций, это криминогенные и не криминогенные.

Криминогенные – это ситуации, положительно влияющие на процесс складывания преступного замысла и цели правонарушения, а так же благоприятны для того, чтобы достичь результат преступного деяния.

Подобные ситуации содержат в себе моменты провокации.

Криминогенные ситуации можно разделить на:

· Непосредственно связанные с личностью и деятельностью субъекта

·Непосредственно связанные с предметом преступления

· Смешанные.

Ситуации в данной группе, часто бывают следствием целенаправленности поступков субъекта, которые являются наиболее благоприятными для того, чтобы осуществить задуманные преступные намерения. Они могут создаваться действиями, первоначально направленными на другое преступление или достижение иной цели, включая аморальное и антиобщественное поведение, исключая преступное.

Ситуация вот второй группе, чаще возникает вследствие недостатков и упущений в процессе функционирования органов государственной власти, а так же общественных и хозяйственных организаций. Ситуации криминогенного характера не существуют в чистом виде, а состоят из криминогенных факторов.

В каждой из них в том или ином виде, в разных формах и долях действуют и антикриминогенные факторы. 6

4) Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.

То, как действует преступник, нередко зависит от действий самого потерпевшего. Который своим поведением, поступками, может подтолкнуть человека на совершение преступления.

Цели изучение поведения потерпевших:

Понимание причины совершенного преступление, понимание того, что предшествовало этому

Определение ущерба, нанесенного преступлением

Профилактика преступлений

Криминологии потерпевший интересен в первую очередь, как субъект, или по-другому жертва преступления, которому был причинен вред. Уже потом как элемент поведения преступника, как часть ситуации, которая могла повлиять на поведение лица, совершившего преступление.

У потерпевшего всегда есть роль в преступлении, которая может быть:

Нейтральная (которая не способствует совершению противоправного действия)

Криминогенная (та, которая сама по себе способствует совершению правонарушения)

Некриминогенная (которая препятствует совершению правонарушения)

Такое явление как подверженность риску стать жертвой преступления, носит название Виктимность . Такая способность (стать жертвой) обуславливается одним из следующих факторов:

Криминогенная обстановка на территории проживания индивида (чем выше уровень преступности, тем сильнее страх стать жертвой преступления)

Особенности личности потерпевшего

Возраст (т.к. например жертвами насильников, чаще становятся дети)

Род занятий (например, таксисты)

Пол

Манера поведения потерпевшего

С позиции Виктимности, поведение потерпевшего может носить один из следующих характеров:

Нейтральный (манера поведения не способствует совершению преступления)

Положительный (манера потерпевшего противодействует преступлению)

Неосторожный (непринятие мер предосторожности, с цель избежать преступления, относится с легкомысленностью к криминогенной ситуации)

Провоцирующий (непринятие определенных мер по предотвращению преступления, относится с легкомысленностью к криминогенной ситуации)

В гражданском праве есть понятие вины потерпевшего, и оно имеет немаловажное значение, является правовой категорией.

Поведение потерпевшего может быть не только неправильным, но и безнравственным. Для криминологических выводов это чрезвычайно важно, ибо, например, не может быть однозначной оценка потерпевших в приведенном выше примере грабежей в районе Золотого кольца и потерпевшей от изнасилования, всем своим предшествующим поведением звавшей к определенным действиям. Безнравственность потерпевшего есть ключ и к проблеме причин преступности (конкретного преступления), и к уяснению механизма преступного поведения.

В свете сказанного очевидно, какое большое значение в качестве составной части предмета криминологии имеет учение о жертве преступления и как важен виктимологический анализ понятия преступности. 7

Большую практическую помощь в познании личности жертв преступлений оказывает разработанная в криминальной виктимологии классификация потерпевших в зависимости от характера преступлений, причинивших вред. В основу этой классификации, как правило, положены составы преступлений, объединенные общим объектом (например, потерпевшие от преступлений против собственности). С учетом психофизических особенностей выделяются несовершеннолетние, женщины, лица пожилого возраста; нравственно-психологические особенности позволяют выделить жертв с отрицательной либо положительной нравственной направленностью; социально-ролевые признаки лежат в основе отнесения к жертвам лиц определенной специальности и рода занятий, а также потерпевших от ранее совершенных преступлений, свидетелей этих преступлений.

Для обеспечения потребностей предупреждения преступлений большое значение имеют уровни виктимизации. Выделяются два таких уровня: первый — складывается из данных о непосредственных потерпевших от преступления (в основном — потерпевшие, фигурирующие в уголовном деле или выявленные в ходе социологического исследования); второй — из данных о членах семей потерпевших, фактически также пострадавших от преступных посягательств. 8

Список литературы

1. Криминология/ С.А. Степанчикова. – М.:МИЭМП, 2010. –190 с.

2. Криминология /В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

4. Криминология / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

5. Криминология/ С.А. Степанчикова. - М.:МИЭМП, 2010.-190 с.

6. Криминология. Учебник для вузов / А. И. Долгова. – М.: НОРМА, 2001. – 784 с.

1 Криминология: Учебник для вузов / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

2 Криминология. Учебник для вузов / А. И. Долгова. – М.: НОРМА, 2001. – 784 с.

3 Криминология /В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

4 Криминология/ С.А. Степанчикова. - М.:МИЭМП, 2010.-190 с.

5 Криминология / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

6 http://www.pslog.net/study-34-5.html

7 Криминология /В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

8 Криминология/ С.А. Степанчикова. – М.:МИЭМП, 2010. –190 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14378. Роль жертвы в механизме преступного поведения 30.31 KB
Основной целью данной работы является выявление особенностей жертвы которые провоцируют предполагаемого преступника на совершение преступления. Определить вину жертвы в механизме преступления. Для повышения эффективности борьбы с преступностью в частности предупреждения преступлений наряду с изучением личности преступника причин и условий способствующих совершению преступлений необходимо также и детальное исследование личности потерпевшего жертвы преступления и всех тех обстоятельств в силу которых эта личность стала таковой. В...
14372. Жертва и ее роль в механизме преступного поведения 31.38 KB
Основной целью данной работы является выявление особенностей жертвы которые провоцируют предполагаемого преступника на совершение преступления. Определить вину жертвы в механизме преступления.1 Для повышения эффективности борьбы с преступностью в частности предупреждения преступлений наряду с изучением личности преступника причин и условий способствующих совершению преступлений необходимо также и детальное исследование личности потерпевшего жертвы преступления и всех тех обстоятельств в силу которых эта личность стала таковой. В...
16747. Влияние индивидуального поведения на соблюдение правил размещения государственных заказов 10.48 KB
Закупки продукции для государственных и муниципальных нужд становятся при этом инструментом стимулирующим развитие отечественных предприятий путем создания конкурентного механизма их доступа к общественным финансам что в свою очередь обеспечивает повышение производительности создание рабочих мест и расширение налоговой базы. Структурировать издержки трансакций таким образом чтобы выделить их поведенческую группу влияющих на осуществление социальных и хозяйственных связей. Мы будем исходить из того что издержки при осуществлении сделок...
4283. Решения (decision) – модели причин изменения поведения воздействий 12.9 KB
Отметим что если в какой-то производной сигнала появится возмущение в виде дельта-функции то в производной степени на единицу ниже появится ступенчатое слагаемое в то время как в производной степени на единицу выше появится возмущение в виде производной дельта-функции. Идеальная дельтаф-ункция это бесконечно короткий импульс бесконечной амплитуды созданный в нулевой момент времени и такой что площадь его равна единице...
20760. Понятие, цели и значение индивидуального (персонифицированного) учета 18.47 KB
Органом осуществляющим индивидуальныйперсонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования является Пенсионный Фонд Российской Федерации который на каждое застрахованное лицо открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером в котором содержаться определенные сведения. Изучить права и обязанности застрахованного лица и страхователя а также права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации связанные с осуществлением индивидуального персонифицированного учета. Наряду с функцией...
3341. Создание и государственная регистрация туристской организации и индивидуального предпринимателя. Ликвидация юридического лица и индивидуального предпринимателя 14.94 KB
Хозяйственные общества могут создаваться в форме обществ с ограниченной или с дополнительной ответственностью и в форме акционерного общества которое может быть открытым или закрытым. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков связанных с деятельностью общества в пределах стоимости...
18453. Правомерное поведение: понятие, социальная природа. Мотивы правомерного поведения 81.37 KB
Значимость проблемы правового поведения обусловлена ​​прежде всего тем что это достигается конечная цель правового регулирования - воплощение правовых норм в жизни. Особую актуальность этого вопроса является период социальной трансформации охватившей наше общество когда целью является уничтожение многих институциональных и нормативных моделей целей изменения поведения ценностей приемлемых средств осуществления социальных потребностей в обществе создать новый правила правового сотрудничества. Границы разделяющие все правовые и...
6041. Классификация условий эксплуатации. Влияние условий эксплуатации на срок службы электродвигателей 161.8 KB
Классификация условий эксплуатации. Влияние условий эксплуатации на срок службы электродвигателей. Непрерывное диагностирование электрических машин. Классификация методов непрерывного диагностирования электрических машин.
19691. Профилактика преступного оборота наркотиков 95.22 KB
Отслеживается рост преступности в сфере нелегального цикла наркотиков; снижение возраста лиц употребляющих наркотические средства либо психотропные вещества; увеличение доли жестких наркотиков в всеобщем объеме наркотических средств и психотропных веществ находящихся в нелегальном цикле. Появляется иной вопрос с кем бороться в первую очередь с наркоманами либо наркоторговцами и изготовителями. Обстоятельный обзор составов правонарушений влекущих уголовную ответственность за нелегальные получение хранение перевозку пересылку...
15096. Уголовно-правовая характеристика преступного сообщества 34.66 KB
Более полное развитие этот институт получил в Уставе благочиния или Полицейском уставе... Устава Управа Благочиния в городе законом неутвержденное общество товарищество братство и иное подобное собрание под каким бы названием ни состояло не признает за действительное буде у таковых окажутся обязательства правила положения или постановления то ни во что не вменять: буде же такое общество товарищество братство или иное подобное собрание общему добру вред ущерб или убыток наносит либо бесполезно то подлежит уничтожению и...

Конкретное преступное поведение – является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуацией совершения преступления.

Причина конкретного преступления – взаимодействие негативных нравственных психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида с внешними объективными обстоятельствами (в конкретных ситуациях), порождающими намерения и решимость совершить данное преступление либо способствующими этому.

2 уровня взаимодействия между личностью и внешними обстоятельствами:

1) Наличие у индивида негативных нравственно-психологических свойств и качеств, приобретенных под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования.

2) Наличие конкретных ситуаций в виде совокупности некоторых внешних объективных обстоятельств

Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из 2-х групп обстоятельств:

1 группа – жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих причину преступного поведения (антиобщественные свойства личности). К данной группе относят причины преступности в целом, которые негативно влияют на социализацию личности.

2 группа – те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Это объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и сливающие в конкретную ситуацию.

Влияние конкретных жизненных ситуаций на преступное поведение:

1. Она объективно ставит личность перед необходимостью выбора, определенного варианта поведения (правомерного-неправомерного). Обуславливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывает степень (уровень) готовности человека действовать определенным образом.

Условие – явление, кот. формирует причину или создает ее возможность действия.

Ситуация: ночь. Подворотня. Нападение группой.

Причина – внутренние установки

Условие – безлюдность, темная подворотня, явное преимущество

Повод – отказ дать закурить

Вопрос № 3. Понятие ситуации совершения преступления. Разновидность таких ситуаций.

Криминогенная ситуация - совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обуславливающих его намерение и решимость совершить уголовно-наказуемые (умышленные\неосторожные) деяния.

Классификация ситуаций:

по источникам возникновения:

· Заранее создаваемые самим преступником

· Создаваемые им же, но не преднамеренно (пример - путем приведения себя в состояние опьянения)

· Возникшее в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц

· Создаваемые потерпевшими от преступлений

· Вызванные стихийными силами природы

· Возникшие по стечению случайных обстоятельств

По времени возникновения:

· Кратковременные (возникающие в момент совершения преступления)

· Длительные (возникают задолго до преступлений)

По пространственной распространенности:

· Общие - Распространяющиеся на обширную территорию

· Локальные - концентрирующиеся на ограниченной территории

· Проблемные

· Конфликтные

· Экстремальные

По характеру воздействия на виновного:

· Провоцирующие

· Сопутствующие

· Соблазняющие

· Разрезающие

· Затрудняющие

По уровню действия:

· Затрагивающие только данное лицо

· Касающиеся многих лиц

Вопрос № 4.Мотивация преступного поведения.

Родоначальник теории человеческой мотивации - англо-американский ученый Вильям-Мак-Даугол, Первый систематизировал систему человеческих потребностей, являющейся той силой, которая побуждает человека к активной деятельности. Эти внутренние силы он называл «склонностями», «влечениями», «желаниями». Первым кто назвал эти внутренние побуждения потребностями был американский психолог Генри Мюррей.

Большой вклад в анализ и иерархию потребностей внес Абрахам Маслоу, считая, что потребности – являются основой мотивации человеческого поведения, он все потребности делит на 5 видов, которые в своей совокупности образуют своеобразную иерархию.


1.физиологические потребности – поддержание жизни человека. Удовлетворение потребности в пище, еде, кислороде, физиологической активности – являются решающим в понимании поведения человека.

2.потребности безопасности и защиты – потребности в стабильности жизни, законе и порядке. Эти потребности отражают заинтересованность человека в долговременном выживании.

3.потребности любви, групповой солидарности – групповая принадлежность – является доминирующей в поведении человека.

4.потребности в уважении со стороны других – это уважение проявляется в таких понятиях как престиж, признание, репутация, статус, оценка.

5.потребности в само актуализации или потребности личного самосовершенствования – выражают желание человека стать всем, чем он способен стать, стремление полностью реализовать свои потенциальные возможности.

Маслоу считал, что жизнь человека определяется тем, что люди постоянно к чему то стремятся, чего-то хотят. Он формулировал своеобразный закон: если одна потребность удовлетворена (низшая), то на поверхность выходит другая. Высшая потребность – это потребность в само актуализации.

Мотивационный процесс представляет собой блок побудительных сил, имеющий разный уровень различных функций. Этот блок в совокупности своих элементов является тем как бы объединяющим внутренним импульсом, который побуждает человека на целеустремленные действия и конкретные поступки.

Модель преступной мотивации состоит из следующих компонентов:

1.потребности – это первичная побудительная сила, 1 уровень мотивации, основа, база формирования определенной направленности поведения человека, побуждаемой к какой либо врожденной или социально-сформированной нуждой (Биологические, социальные, материальные, духовные)

2.интересы – это непосредственное выражение потребностей. Они связаны с конкретными целями и направлены на конкретные предметы, объекты. Интерес возникает на почве осознания своей потребности и выражается в виде предметных устремлений и конкретных запросов.

3.социальные ценности жизненной ориентации - это те объекты социальной жизни реальной действительности, которые являются наиболее престижными, привлекательными. Ценностные ориентации выявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности и формируется, структуируются при усвоении человеком социального опыта. В процессе социализации, формирования личности у каждого вырабатываются свои собственные ориентации на основные стороны жизни человека (труд, учеба, досуг), вырабатываются к смыслу и целям в жизни, к нравственным нормам, к социальному статусу, к материальным и духовным ценностям.

Ценности имеют свою иерархию: материальные, социальные, нравственные – они активизируют внутренний потенциал человека, который стремиться к тому, что представляет для него ценность.

4.цель – как элемент мотивации – цель это лишь тот результат, к которому стремится преступник.

2 т.з. - Цель выполняет результативную и мотивационные функции. Цель как мысленный предмет желаний и устремлений преступника обладает мотивационным побудительным свойством. Цель выступает как образ своего желания и устремления, на который индивид направляет свои силы, волю, для достижения конкретного результата.

Вопрос № 5.Механизм преступного поведения (генезис преступлений)

Потребности

2.чувство - Желание должно быть конкретизировано.

3.установка – самое тайное чувство

4.мотивировка – оправдывает, например изнасиловал – сама хотела.

Выбор цели

6.планироввание –

*тригерная точка, точка баланса. Можно сделать поворот назад.

7.реализация плана -

8.посткриминогенное поведение (осознание того, что совершилось, сокрытие следов, участия либо раскаяния)…… опять возникают желания в потребностях (явка с повинной-безопасность своя-скрываемость)

Это Сложный комплекс взаимодействия внешних и внутренних факторов, обуславливающий возникновение и развитие преступного деяния.

При изучении данной главы обучающийся должен:

  • знать внутренние и внешние причины и условия преступного поведения, формирования криминогенной мотивации и образования криминогенной ситуации;
  • уметь отличать механизм преступного поведения от его причинного механизма и применять теорию причинного механизма преступного поведения к его типам;
  • владеть социально-психологическим причинным механизмом преступного поведения.

Д. Абрахамсен

Важность этой лекции определяется тем, что практически вся особенная часть криминологии строится вокруг проблемы причинного механизма преступного поведения, поскольку большей частью представлена его типами, наполняя ее каждый раз новой, особенной спецификой и путями воздействия на них (на причины и условия типов преступного поведения). Иначе говоря, не разобравшись с общими проблемами, будешь всегда натыкаться на них, анализируя частные .

Причинный механизм преступного поведения

Под механизмом (др.-греч, μηχανική – искусство построения машин) преступного поведения в криминологической литературе традиционно понимается "связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих исполнение этого решения" . В него включают три звена: "1) мотивацию преступления; 2) планирование преступных действий; 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий" , т.е. фактически под механизмом преступления понимается психологический процесс принятия и осуществления решения.

Против подобного представления механизма преступного поведения могут свидетельствовать следующие аргументы:

  • 1) акцентуация на внутренних, психических процессах, свойствах и состояниях преступника, несмотря на присутствие в определении указания на взаимодействие внешних и внутренних факторов, приводит как бы к перекашиванию, однобокости механизма;
  • 2) судя по раскрытым звеньям механизма, внешними факторами являются лишь внешние условия, т.е. особенности микросреды, причем только такие, которые содействуют исполнению преступлений и наступлению последствий (сюда не включена микросреда формирования криминогенной мотивации и образования криминогенной ситуации);
  • 3) подобное представление механизма преступного поведения практически исключает неосторожные, все непредумышленные, а также полностью или частично не осознаваемые умышленные преступления.

Механизм – это движение, динамика, изменение, а движение появляется там и тогда, где есть противоположные стороны. Это означает, что говоря о механизме преступного поведения мы должны всякий раз находить противостоящие причинам и условиям преступного поведения противоположные им по направленности причины и условия нормативного поведения, во всяком случае, непреступного. Взаимодействие между ними происходит фактически всегда, при совершении каждого преступления, даже если его исполняет и самый особо опасный, и профессиональный преступник.

Словосочетание "причинный механизм", введенное нами в научный оборот, отвечает на вопросы не только почему, но и как, каким образом осуществляется движение преступного поведения к его логическому результату – преступлению, ибо под преступным поведением, как говорилось выше, нами понимается личностно-микросредовая, отклоняющаяся, как правило, вредоносная деятельность лица, направленная к преступлению и им завершающаяся, если безуспешна профилактика.

Следует напомнить, что в криминологической литературе выделяется, по меньшей мере, два уровня причин и условий преступлений – общесоциальный и личностно-микросредовый, а также пять их видов:

  • 1) общесоциальные причины и условия преступности в целом;
  • 2) особенные общесоциальные причины и условия типов преступности, например, экономической, наказательной, бытовой и т.д.;
  • 3) личностно-микросредовые причины и условия преступного поведения в целом;
  • 4) особенные личностно-микросредовые причины и условия типов преступного поведения, например, массового, насильственного и т.п.;
  • 5) индивидуально-значимые личностно-микросредовые причины и условия конкретного преступления.

Рассмотрим вопрос о наиболее общих закономерностях причинного механизма преступного поведения.

В традиционной криминологической литературе существует деление причин и условий преступления на непосредственные и опосредованные, объективные и субъективные, полную причину и специфическую, внутренние и внешние и т.п.

Под непосредственной или субъективной, или внутренней причиной преступления понимались в разное время:

  • 1) антисоциальная и асоциальная установка (А. Б. Сахаров);
  • 2) дефекты правосознания (А. Р. Ратинов, И. И. Карпец) или нормативного сознания (А. Р. Ратинов);
  • 3) криминальная мотивация (В. В. Лунеев, Η. Ф. Кузнецова и др.).

Конкретную жизненную ситуацию называли или опосредованной причиной, или объективным условием, или поводом (А. Б. Сахаров).

При этом выделялись еще объективные условия, которые непосредственно способствуют совершению преступления и наступлению общественно-опасных последствий.

Мы полагаем, что деление на объективные и субъективные причины на личностно-микросредовом уровне несколько некорректно и приводит к необозначенным авторами парадоксам. Например, мотивация преступления – субъективная причина, но подчиняется ли она объективным закономерностям, устанавливаемым криминальной психологией? Да, именно законы, независимые от сознания человека, устанавливает любая наука. И таким образом получается, что мотивация – и субъективная, и объективная причина, т.е. субъективно-объективная. А если проанализировать ситуацию в ее традиционном определении, как объективное стечение жизненных обстоятельств, субъективно воспринимаемых и оцениваемых? То получится, что жизненная ситуация – и объективная, и субъективная причина, т.е. объективно-субъективная и т.д.

По нашему мнению, причины и условия преступного поведения (рис. 6.1) следует делить на внутренние, т.е. действующие внутри преступника, и внешние, т.е. функционирующие вне его и на него направленные. В чем недостаток этого деления? А он есть и довольно серьезный. Дело в том, что внутренние условия как бы включают в себя внутренние причины, внешние причины – как бы содержат в себе внутренние условия и причины, а внеш-

Рис. 6.1.

ние условия охватывают собой все – и внешние причины, и внутренние условия, и внутренние причины, хотя в действительности механизм их взаимодействия довольно сложен.

Рассмотрим их по порядку.

1. Внутренней причиной преступного поведения является криминогенная мотивация (лат. moveo – двигаю) "преступника", сущность которой заключается в побудительных элементах к совершению преступления. В содержание криминогенной мотивации входят: потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, эмоции, мотивы и цели, непосредственно побуждающие лицо совершить преступление. Поэтому функциональная роль внутренней причины состоит в том, что она непосредственно порождает преступление, постоянно ведет к преступлению в процессе преступного поведения. Таковы сущность и содержание первого элемента причинной структуры преступного поведения.

В чем же суть первого элемента причинного механизма преступного поведения?

Криминогенной мотивации внутри того же "преступника", где она действует, противостоит его же антикриминогенная, сущность которой – в побудительных элементах нормативного поведения, во всяком случае не преступного. Иначе... извращенным потребностям и интересам "преступника" противостоят его же нормальные потребности и интересы, негативным ценностям в его ценностной ориентации – позитивные, отрицательным эмоциям – положительные и т.п.

Процесс столкновения разнонаправленных побудительных сил "преступника" – это мотивационная борьба, являющаяся первым элементом причинного механизма преступного поведения.

Рассмотрим отдельные элементы криминогенной мотивации.

Потребности – это недостаток, лишение, нужда, испытываемые "преступником" и побуждающие его к деятельности.

Интерес (лат. interest – писали в счетных книгах напротив ожидаемых доходов) – это актуализированная потребность, т.е. оцененная "преступником" как существенная и подлежащая удовлетворению (А. Б. Сахаров). Потребности и интересы чаще всего, но далеко не всегда, извращенные, лежат в основе, в начале процесса криминогенной мотивации "преступника". Например, в условиях ограничения и лишения свободы у преступника действует естественная физиологическая потребность в половом общении, но поскольку ее удовлетворение ограничено (предоставлением определенного количества длительных свиданий, изоляцией, однополовым составом и т.д.), то на базе примитивизма (сведение всего многообразия отношений между полами к половому акту), цинизма (пренебрежительное отношение к лицам противоположного пола), половой распущенности (вступление в частые и нерегулярные половые контакты с разными лицами), безнравственности – эта потребность может стать извращенной и породить половые эксцессы не только в условиях лишения и ограничения свободы, но и на свободе.

Ценностная ориентация (лат. oriens (orientis ) – восток) – это сознательное или бессознательное расположение "преступником" имеющихся у него ценностей в определенной шкале предпочтения с внутренней готовностью следовать им в своем поведении. Ценностная ориентация играет роль центрального звена мотивации и в некоторых криминологических работах то и дело называется главной, непосредственной, субъективной причиной преступления – и эта позиция не лишена оснований. Как будет видно дальше, именно ценностная ориентация очень тесно связана с концетрирующими объектами криминогенной ситуации, которые на практике дознаватели, следователи часто называют причиной преступления.

Установка – это относительно бессознательная готовность следовать определенным образом. Есть установка антиобщественная, или антисоциальная, т.е. готовность к совершению серии антисоциальных деяний, в том числе преступлений, и асоциальная – человек более не удерживается угрозой наказания.

Эмоции (лат. emoveo – потрясаю, волную) – это субъективные переживания лицом отношений в окружающей его среде и процессов, происходящих в его организме и психике. Эмоции бывают положительные (удовольствие, любовь и др.) и отрицательные (гнев, ярость, страх и др.), а также нейтральные (амбивалентные). Кроме того, эмоции имеют характер относительно длительного, затяжного действия (ненависть, любовь, неприязнь, равнодушие и т.п.) – они чаще всего осознаются лицом или временные, преходящие, весьма сильные (гнев, ярость, озлобленность и т.д.) – эти чаще всего действуют кратковременно и или полностью либо частично исключают осознание лицом совершаемых деяний, чаще всего называются аффектом. Эмоциональное отношение к "потерпевшему" (и наоборот) определяет поведение "преступника" по отношению к нему как к той или иной ценности и играет решающую роль при совершении насильственных преступлений в отношении лиц, с которыми он постоянно соприкасается; и есть возможность аккумуляции отрицательных эмоций от неудовольствия к равнодушию, а от него – к неприязни, ненависти, гневу, в порыве которых совершается большинство насильственных преступлений.

Мотивы как внутренние побуждения и цели (идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта) как финальный результат, к которому стремится "преступник", завершают процесс мотивации.

  • 2. Внутренние условия преступного поведения – это внутри- личностная анатомическая, психофизиологическая и психическая среда протекания криминогенной мотивации "преступника". Их содержание составляют:
    • а) относительно устойчивые элементы: рост, физическая сила, половая потенция, темперамент, возрастные и половые особенности "преступника", нейротизм (греч. neuron – жила, нерв или эмоциональная неустойчивость) либо эмоциональная стабильность, лидерство или ведомость, конформизм (приспособленчество) или нонконформизм (лат. поп – не, нет + conformis – подобный, сообразный), иные их психические свойства, психические аномалии и невротические заболевания и т.д.;
    • б) изменяющиеся (преходящие), варьирующие состояния лица: психические состояния (аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть, бурное и кратковременное протекание), стресс (англ. stress – напряжение), фрустрация (лат.frustratio – обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение), состояния опьянения алкогольного, наркотического, токсического и др.

Иначе говоря, одни действуют на протяжении длительного периода времени, другие – кратковременны.

Основная функциональная роль внутренних условий заключается в их воздействии на:

  • 1) темп и ритм протекания физиологических и психологических процессов, а через них – на скорость мотивации;
  • 2) адекватность (точность) восприятия как своих возможностей, так и особенностей ситуации;
  • 3) равноценность, соответствие отреагирования на ситуацию, реализацию мотивации, т.е. они играют роль своеобразного катализатора (греч. κατάλυσις

Взаимодействие между негативными условиями, способствующими преступлению, и позитивными, препятствующими ему в процессе совершения преступления, образует второй элемент причинного механизма преступного поведения.

Процесс взаимодействия внутренних условий можно проиллюстрировать следующим примером. Сравним поведение холерика и флегматика, при сформировавшейся у обоих агрессивной криминогенной мотивации, т.е. насильственного стереотипа отреагирования практически на любую ситуацию. Например, между двумя лицами произошло несколько конфликтов, возникла конфликтная ситуация, которая с каждой их встречей обострялась, т.е. криминализировалась, превратилась в криминогенную. Лицо с холерическим типом темперамента проходит мимо группы людей, где находится лицо, с которым он состоит в конфликтных отношениях. Вдруг из группы раздается громкая фраза оскорбительного содержания. Несмотря на то что эту фразу мог произнести любой другой человек, холерик бросается на того человека, с которым состоял в конфликтных отношениях (его как бы "ведет" именно к нему, к тому, с кем он состоял в обостряющихся напряженных отношениях) и подручными средствами причиняет ему тяжкий вред здоровью, повлекший смерть. В той же ситуации флегматик отреагирует иначе. Он пройдет мимо группы людей, будто бы не обратив внимания. А где-то через неделю-месяц с его обидчиком произойдет как бы несчастный случай, например, свалится кирпич на голову с пятого этажа, т.е. тщательно подготовленное убийство. В той же ситуации – холерик в сильной степени алкогольного опьянения не сможет просто отреагировать на эту ситуацию насилием, хотя и хотел бы. В последующем же он чаще всего забывает случившееся.

3. Внешней причиной преступного поведения является криминогенная ситуация (лат. situs – положение), понимаемая нами как относительно длительное состояние отношений, по меньшей мере, между двумя сторонами, направленное на причинение все возрастающего вреда общественным отношениям (собственности, человеку и др.).

Далеко не любая ситуация, складывающаяся до совершения преступления, является криминогенной, которая содержит в себе угрозу совершения преступления, опасность разрешиться в любой момент в виде преступления.

Криминогенная ситуация образуется:

  • 1) взаимодействием, по меньшей мере, двух сторон;
  • 2) складывается довольно длительное время;
  • 3) обретает специфические закономерности, толкающие к преступлению, максимально ограничивая свободу выбора;
  • 4) наблюдается возрастание причинения вреда каким-либо общественным отношениям (личности, собственности и др., например, от посягательств на честь и достоинство до покушений на физическую неприкосновенность человека);
  • 5) ситуация реализуется в преступлении внутренней причиной, складывающейся внутри той или иной стороны взаимодействия.

Функциональная роль криминогенной ситуации состоит в том, что она, существуя самостоятельно, как бы запускает в действие, вызывает к активности криминогенную мотивацию преступника.

С точки зрения структуры любая криминогенная ситуация имеет: субъекты, объекты, содержание, методы, стадии.

Субъекты (лат. subjectum – подлежащее) криминогенной ситуации – это отдельные лица или группы, отношения между которыми существенно определяют возникновение предкриминогенных ситуаций, их перерастание в криминогенные и исход в преступлении.

Объекты (лат. objectum – предмет) криминогенной ситуации – это те или иные ценности, которые бывают трех видов:

  • а) общие или одноразовые – это ценности, из-за которых вообще возникают жизненные, предкриминогенные ситуации;
  • б) концентрирующие (нов.-лат. concentration con – с + centrum – центр, средоточие) – это ценности, вокруг которых аккумулируется (лат. accumulatio – собирание в кучу, накопление), сосредоточивается криминогенная ситуация;
  • в) предельные – это ценности, из-за которых в конце концов совершаются преступления. Предельные объекты могут быть и концентрирующими, а могут быть и общими, преходящими, на первый взгляд крайне малозначительными, как капля переполняет чашу и вызывает поток жидкости.

На практике объекты чаще всего и называют причинами, хотя это лишь внешне видимые причины, выполняющие функцию повода. По существу же порождает преступление, ведет к нему (как показано в предшествующем примере) криминогенная ситуация.

Содержание криминогенной ситуации – это 1) характер, т.е. какие отношения складываются между субъектами (например, напряженные, управленческие, безнадзорные) и 2) тенденции, т.е. в какую сторону они между ними развиваются (циклически или резко обостряющиеся либо смягчающиеся, снимающие напряженность; или концентрирующиеся, консолидирующиеся вокруг какой-то группы либо, наоборот, разобщающие, разлучающие; или все более отклоняющиеся либо нормализующиеся, т.е. либо криминализирующиеся или декриминализирующиеся). Содержание ситуации, таким образом, складывается из двух моментов и в конечном счете определяет ее сущность и чаще всего название.

Методы ситуаций – это способы, при помощи которых субъекты управляют друг другом, воздействуют друг на друга. При этом эти приемы, средства воздействия могут как осознаваться субъектами, так и не осознаваться ими.

С точки зрения влияния на ход отношений в ситуации, на ее криминализацию или декриминализацию они могут быть:

  • 1) активно-негативные, например, насилие, шантаж, взятка, непрофессионализм, непоследовательность, эпизодичность воздействия со стороны органов уголовной юстиции, а со стороны "преступников" – различные приемы и уловки с целью избежать контроля – это и обман, и взятка, и насилие и др.;
  • 2) активно-позитивные, в частности, переговоры, борьба с агрессией, обращение за помощью, концентрация усилий в правоохранительной структуре, консолидация сил и др.;
  • 3) пассивные – это непринятие никаких мер обычно в развитии ситуации, поэтому, как правило, играющие роль негативную, например, халатность, безынициативность и т.д.

Стадии (др.-греч, στάδιον – период, определенная ступень в развитии чего-либо, фаза развития) ситуаций – это периоды, этапы развития отношений между субъектами.

По субъективному основанию можно выделить:

  • 1) определение, восприятие ситуации, как криминогенной, т.е. опасной, угрожающей преступлением;
  • 2) "выбор стратегии" поведения, метода, определяющего дальнейший ход развития отношений;
  • 3) выбор деяния в рамках общей "стратегии" взаимодействия .

По объективным основаниям также выделяются три стадии:

  • 1) образование жизненной ситуации или предкриминогенной, определяемой в литературе как объективное стечение жизненных обстоятельств для лица, субъективно воспринимаемых и оцениваемых . Жизненная ситуация бывает следующих типов:
    • а) проблемная (др.-греч, πρόβλημα – задача, задание) – когда жизнь ставит перед человеком особо важный вопрос, задачу и требует скорейшего принятия решения. Подобного типа ситуации возникают всегда при окончании школы; чаще – лицея, колледжа, вуза; как правило, перед впервые осужденными;
    • б) стрессовая (англ. stress – напряжение) – как совокупность факторов, внутренних и внешних, воздействующих на лицо и вызывающих у него состояние внутреннего нервного психического напряжения, стресса, требующего снятия, разрешения. Стрессовых ситуаций у каждого человека ежедневно возникает множество. Главное здесь – помочь найти адекватную и законноприемлемую разрядку;
    • в) фрустрационная (лат. frustratio – обман, неудача, крушение надежд) – возникающая в результате воздействия препятствия, субъективно-воспринимаемого как непреодолимое, для достижения жизненно важных целей, приводящая чаще всего к дезорганизации его сознания и деятельности. В качестве фрустраторов могут выступать: смерть близкого человека; тяжкое оскорбление осужденного, на которое в соответствии с преступной субкультурой "нужно" ответить "кровью", т.е. причинением тяжкого вреда здоровью, смерти обидчику; развод и др.;
    • г) конфликтная (лат. conflictus – столкновение) – это относительно длительное, напряженное состояние взаимодействия, по меньшей мере, двух сторон, образуемое неоднократными конфликтами, столкновениями;
    • д) стихийные (др.-греч, στοιχείον – элемент, первоначало, основание) бедствия, в качестве каковых могут быть и землетрясения, и наводнения, и оползни, и вихри, и цунами, и сели, и др.;
  • 2) перерастание жизненной или предкриминогенной ситуации в криминогенную вследствие образования такого типа отношений, которые угрожают в любой момент разрешиться преступлением, возникает опасность преступления, например, в результате усложнения проблемы, концентрации стрессоров, утяжеления фрустратора, обострения напряженности отношений, отягощения последствий стихийного бедствия и т.п.;
  • 3) исход криминогенной ситуации в совершении преступления.

Таким образом, элементом причинного механизма является взаимодействие субъектов криминогенной ситуации в процессе ее развития по стадиям.

Познание механизма развития криминогенных ситуаций поможет сотруднику практически любого звена правоохранительного органа или негосударственной структуры, например, службы безопасности банка, детективного агентства войти в криминогенную ситуацию разных типов, стать значимым субъектом и разрешить ее законно-приемлемым способом. Для этих целей и разрабатываются в науке методы воздействия людей друг на друга.

4. Внешние условия – это социальная микросреда , т.е. непосредственное окружение "преступника" или "преступной группы", субъектов ситуации. Их основная функциональная роль заключается в воздействии на скорость протекания социально-психологических процессов, на характер межличностных или межгрупповых отношений. Они также могут или способствовать, или препятствовать совершению преступлений и наступлению общественноопасных последствий, т.е. играют роль своеобразного катализатора внутренней и внешней причин, стимулируя их развитие.

  • 1) технические (др.-греч, τεχνικός – искусный, знающий
  • 2) организационно-правовые, т.е. недостатки в реализации права, заключающиеся в следующих звеньях:
    • а) в доведении норм права до адресата со стороны законодателя;
    • б) в обучении, как в первоначальном, так и с точки зрения повышения квалификации профессионалов, а также в начальном правовом образовании граждан;
    • в) в раскрытии и профилактике преступлений;
  • 3) организационно-управленческие недостатки в деятельности субъектов профилактики (социальная, финансовая, материальная незащищенность сотрудников органов уголовной юстиции; промахи в организации профессионального труда, в частности, уголовного розыска, следствия, надзора, судебного рассмотрения дел и др.);
  • 4) материально-вещная среда, т.е. жилищное, бытовое, материальное окружение "преступников", определяющее степень удовлетворения их потребностей.
  • См.: Орлова Э. А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 321.
  • См., например: Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. М., 1968; Антонян Ю. М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973; и др.