Общая характеристика ст 275 ук рф. Государственная измена (ст.275 УК РФ). Кто может совершить изменнические действия

Статья 275 УК РФ «Государственная измена» является наследницей ст.64 УК РСФСР (редакция 1960 г.). Вторая восходит, в свою очередь, к еще более ранней уголовно-правовой норме - 58-1а, которая была посвящена контрреволюционным преступлениям, принимающим форму измены Родине.

Назначение нормы и состав

В настоящее время за госизмену (ст. 275 УК РФ) можно получить внушительный срок - лишение свободы от 12 до 20 лет. Кроме того, возможно отягощение наказания штрафом (до полумиллиона рублей) и последующим ограничением для виновного лица свободы (лишение определенных гражданских прав) сроком до двух лет.

В соответствии с действующей редакцией уголовного закона, государственная измена может найти выражение в трех формах:

На каждой из них более подробно мы остановимся далее в статье.

Общая характеристика состава

Объективная сторона данного преступного деяния, как уже было сказано, находит выражение в трех формах: выдача гос. тайны, шпионаж и оказание помощи иностранному государству в какой-либо деятельности, направленной против безопасности нашей страны.

Объектом является внешняя безопасность РФ. Предмет преступления по анализируемой норме - это сведения, информация, которые представляют собой государственную тайну. По смыслу ст. 275 УК РФ состав определяется как формальный, т. е. он не предполагает наступления последствий общественно опасного характера. Преступление расценивается как оконченное с момента оказания помощи.

Субъективная сторона определяется законодателем как вина, имеющая форму прямого умысла. Лицо в полной мере осознает характер своих действий (общественно опасный), но при этом желает их осуществить. Ответственность по данной статье наступает с 16 лет. Субъектом может быть только то лицо, которое является гражданином РФ.

Шпионаж

С данной формой государственной измены все достаточно просто и ясно. Подробную его характеристику дает к ст. 275 УК РФ комментарий. Шпионаж определяется как четко умышленный акт. Он выражается в намеренном сборе, хранении или хищении информации, которая содержит государственную тайну. Причем делается это не просто, так сказать, для коллекционирования. Основная цель шпионажа - это именно передача полученной информации представителям другой страны, иностранной или международной организации.

Кроме того, под данным преступным деянием понимается сбор любой другой информации (несекретной). Однако только в тех случаях, когда это делается по заданию органов разведки иностранного государства для последующего ее использования против безопасности РФ.

В этом случае возникает вполне логичный вопрос: каким образом пересекаются статьи 275, 276 УК РФ, ведь мы видим ссылку на шпионаж в обеих нормах? По какой из них будут наказывать преступника? Дело в том, что 276-я норма применяется только в отношении граждан иностранного государства либо лиц, не имеющих гражданства, которые виновны в совершении одного из древнейших преступлений. Шпионаж, совершенный россиянином, будет квалифицироваться как государственная измена по анализируемой уголовно-правовой норме.

Государственная тайна: выдача

Госизмена, выражающаяся в выдаче государственной тайны, тоже достаточно проста для восприятия. В соответствии со смыслом статьи 275 УК РФ она подразумевает передачу иностранной разведке гражданином России сведений, которые характеризуются соответствующим грифом секретности.

Процесс должен осуществляться с умышленной целью. Его отличие от шпионажа заключается в том, что в данном случае исключается этап сбора или хищения информации. По смыслу статьи все секретные сведения уже находятся у виновного лица. Данную точку зрения подтверждают комментарии к ст. 275 УК РФ. В них обычно указывается, что это происходит в случаях, когда лицо располагает секретами ввиду особенностей своей службы, например, является военным, работником предприятия оборонной сферы или сотрудником, имеющим доступ к материалам, которые составляют государственную тайну. Таким образом, секреты обвиняемому лицу стали известны легальным путем, на основании допуска, предоставленного ему государством.

В качестве еще одного канала получения секретной информации часто указывается формулировка «иным путем». Под ней следует понимать передачу сведений, полученных без разрешения государства, но при отсутствии признаков шпионажа, т. е. лицо не выполняло задания по их намеренному сбору.

Поправки в статью

В 2012 г. в УК РФ были внесены поправки, касающиеся анализируемой статьи. В новой редакции ст. 275 УК РФ (государственная измена) расширилась. Помимо выдачи сведений, составляющих государственную тайну, и шпионажа, она обзавелась еще одной формой. Выражаться государственная измена может и в оказании иностранному государству либо международной организации, а также их представителям материальной, финансовой, консультационной, материально-технической и другой помощи в деятельности, которая направлена против безопасности России.

Анализ изменений

Ранее данная часть нормы звучала гораздо скромнее и более скупо. В качестве государственной измены расценивалось оказание помощи иностранной компании или государству, а также их представителям в проведении деятельности, оказывающей ущерб безопасности (внешней) РФ.

Достаточно обратиться к комментариям к ст. 275 УК РФ, чтобы заметить существенную разницу старой и новой редакции. Интерес представляет не только расширение перечня так называемых врагов государства (в частности, включение организаций международного уровня), но и смещение фокуса внимания от «ущерба безопасности», т. е. обороноспособности, к безопасности в общем смысле, в т. ч. и внутренней.

Происходит замена четкой формулировки на более расплывчатую. Было «осуществляемая в ущерб внешней безопасности враждебная деятельность», а стало - «деятельность против безопасности». Фактически законодатель перешел от частного к общему, что многие правозащитники считают недопустимым.

Что означает иная помощь?

Статья 275 УК РФ содержит формулировку «иная помощь». Ранее под ней, как правило, понимались осознанные действия гражданина РФ, направленные на содействие работе разведывательных служб иностранных государств. Это могло, например, выражаться в предоставлении им убежища и помощь в поиске конспиративных квартир, предоставлении документов и каких-либо ресурсов, помощь в устройстве на работу, вербовке местных жителей и пр.

Деяния отличаются наименьшей формальной определенностью, а следовательно, потенциально подвержены расширительному толкованию. Именно этот факт со стороны правозащитников и вызывает наибольшее возмущение. А с введением последних поправок в Уголовный кодекс степень расплывчатости усилилась.

После подмены формулировок, по мнению многих правоведов, может произойти серьезное снижение требований к доказательной базе о наличии у действий обвиняемого реального и ощутимого ущерба, а также злого умысла.

Заметим, что в 2012 г. в Думу вносился законопроект и с более фантастической формулировкой. Он предлагал понимать под деятельностью против государственной безопасности и покушение на конституционный строй, государственную целостность и суверенитет. По сути, это могло запретить все публичные акции, выражающие несогласие с действиями власти.

Получение сведений «для себя»

В 2012 году законодатель конкретизировал в УК РФ ответственность за деяние, описанное выше. Это выразилось во введении новой статьи 238.1. Она устанавливает санкцию за незаконное получение составляющих гостайну сведений. Преступнику за совершение данного уголовно наказуемого деяния грозит до восьми лет лишения свободы.

В отличие от ст. 275 УК РФ, данная норма предусматривает ответственность за получение (без служебной надобности и оформления соответствующего допуска) и хранение секретных сведений, что называется «для себя». В статье 238.1 отдельно оговаривается тот момент, что действия, предусмотренные ст. 275, 276 УК под нее не попадают.

Если же происходит намеренная передача полученной «случайно» информации, то это квалифицируется уже по ч. 3 ст. 275 УК РФ о государственной измене. В данном случае идет речь об оказании иностранному государству помощи.

Главное - признать вину вовремя

Как и все уголовно-правовые нормы 29-й главы УК РФ, по мнению правоведов, 275-я при ближайшем рассмотрении выглядит нескладно. Однако есть в ней особая приписка, которая позволяет избежать установленных за государственную измену 12-20 лет лишения свободы.

В примечании указано, что лицо, совершившее предусмотренные этой статьей преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно своевременным и добровольным сообщением органам власти предотвратит дальнейший ущерб интересам страны, если в его действиях не содержится состава иного преступления.

В прессе такое «состояние» законодательства, регулирующего ответственность за государственную измену, сравнивают с антибиотиком широкого спектра действия. На практике оно может использоваться как против любых подозрительных форм самоорганизации граждан, так и против реальных угроз. В современном правовом государстве такое расширительное толкование норм права недопустимо.

  • 59. Понятие и виды вреда здоровью. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 ук рф). Его отграничение от покушения на убийство и причинения смерти по неосторожности (ст. 109 ук рф).
  • 62. Заражение венерической болезнью (ст. 121 ук рф). Заражение вич-инфекцией (ст. 122 ук рф).
  • 63. Оставление в опасности (ст. 125 ук рф). Отграничение от убийства.
  • 65. Торговля людьми (ст. 1271 ук рф).
  • 67. Изнасилование (ст. 131 ук рф). Соотношение с насильственными действиями сексуального характера (ст. 132 ук рф).
  • 69. Нарушение правил охраны труда (ст. 143 ук рф). Соотношение с нарушением требований пожарной безопасности (ст. 219 ук рф).
  • 71. Понятие и признаки хищения чужого имущества. Формы и виды хищений.
  • 72. Кража (ст. 158 ук рф). Отграничение кражи от грабежа (ст. 161 ук рф), мошенничества (ст. 159 ук рф), присвоения и растраты (ст. 160 ук рф).
  • 75. Грабеж (ст. 161 ук рф). Отграничение грабежа от кражи (ст. 158 ук рф), разбоя (ст. 162 ук рф), вымогательства (ст. 163 ук рф).
  • 76. Разбой (ст. 162 ук рф). Отграничение разбоя от грабежа (ст. 161 ук рф) и вымогательства (ст. 163 ук рф).
  • 77. Вымогательство (ст. 163 ук рф). Отграничение вымогательства от принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 ук рф).
  • 78. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 ук рф). Отграничение от хищения.
  • 80. Незаконное предпринимательство (ст. 171 ук рф). Незаконная банковская деятельность (ст. 172 ук рф). Незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 1712 ук рф).
  • 85. Террористический акт (ст. 205 ук рф). Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 ук рф).
  • 87. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 ук рф).
  • 88. Массовые беспорядки (ст. 212 ук рф).
  • 90. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 ук рф).
  • 66. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 ук рф).
  • 93. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 ук рф). Соотношение с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 ук рф).
  • 94. Государственная измена (ст. 275 ук рф). Соотношение со шпионажем (ст. 276 ук рф) и разглашением государственной тайны (ст. 283 ук рф).
  • 61. Нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 ук рф).
  • 95. Нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 ук рф).
  • 83. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 ук рф).
  • 94. Государственная измена (ст. 275 ук рф). Соотношение со шпионажем (ст. 276 ук рф) и разглашением государственной тайны (ст. 283 ук рф).

    Статья 275. Государственная измена Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -

    Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Статья 276. Шпионаж

    Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

    (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 190-ФЗ)

    (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 190-ФЗ

    Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, -

    Статья 275. Государственная измена

    Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации

    Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства

    Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства

    Статья 283. Разглашение государственной тайны

    Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены

    статья 283. Разглашение государственной тайны

    Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса

    Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

    Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса)

    2. То же деяние, если оно:

    а) совершено группой лиц;

    б) совершено с применением насилия;

    в) повлекло наступление тяжких последствий;

    г) совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

    д) сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации

    Формы государственной измены (ст. 275 УК РФ) – это

    1. выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

      оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

    Шпионаж как форма государственной измены (ст. 275 УК РФ)Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям "сведений", составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации,

    Субъект всех форм государственной измены (ст. 275 УК РФ) – это только гражданин РФ.

    Шпионаж как самостоятельное преступление (ст. 276 УК РФ) – Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям "сведений", составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства

    Статья 283. Разглашение государственной тайны

    1. Разглашение сведений, составляющих "государственную тайну", лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных "статьями 275" и "276" настоящего Кодекса

    Таким образом, Объектом государственной измены является внешняя безопасность Российской Федерации, которая обеспечивается посредством сохранения конституционного строя, суверенитета страны, неприкосновенности ее территории и обороноспособности от внешних угроз.

    Объективную сторону преступления образуют следующие деяния: 1) шпионаж, 2) выдача государственной тайны или 3) иное оказание помощи.

    Первой формой государственной измены является шпионаж. Его объективные признаки совпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 276 УК РФ).

    В зависимости от предмета различают два вида шпионажа: шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, и шпионаж, предметом которого являются иные сведения, но при условии, если они собирались по заданию.

    Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в процессе проведения враждебной деятельности против Российской Федерации заключается в таких действиях, которые не охватываются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны. Это могут быть: вербовка гражданина России в качестве агента иностранного государства, предоставление убежища агентам иностранной разведки, снабжение их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения.

    Субъектом государственной измены является только гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

    С субъективной стороны государственная измена может быть только умышленной. При этом все формы такой измены могут быть совершены только с прямым умыслом. Мотивы данного преступления могут быть различными и не влияют на квалификацию содеянного.

    Непосредственным объектом шпионажа выступает внешняя безопасность государства.

    Предмет преступления образуют: 1) сведения, составляющие государственную тайну; 2) иные сведения, не образующие государственной тайны. К последним может быть отнесена любая информация, которую лицо собирает по заданию: данные о местонахождении оборонных предприятий, воинских частей, снимки и схемы железнодорожных узлов, участков путей сообщений, транспортных развязок, портов и аэропортов, информация, характеризующая ученых и специалистов, данные о документах, удостоверяющих личность, порядке их получения и замены, условия оформления разрешений, пропусков въезда в особые зоны и районы и т.д.

    По объективной стороне самостоятельный состав шпионажа идентичен со шпионажем как формой государственной измены.

    Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.

    Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом.

    Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ). В качестве непосредственного объекта рассматриваемого преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок сохранности государственной тайны, нарушение которого может причинить ущерб экономической безопасности и обороноспособности страны.

    Предметом данного преступления являются сведения, составляющие государственную тайну

    Объективная сторона преступления заключается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка (правил) этих сведений, в результате чего они стали известны другим лицам.

    Преступление окончено с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу; причинения вреда интересам государства не требуется.

    Постороннее лицо - это лицо, которому соответствующие сведения не были доверены и не стали известны по службе или работе. Это могут быть лица как не имеющие допуска или доступа к государственной тайне, так и имеющие такой допуск или доступ, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.

    Субъект преступления специальный. Ответственность за разглашение несет только лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Таковыми следует считать лиц, имеющих допуск или доступ к государственной тайне.

    Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну той или иной степени секретности.

    Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.

    Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Лицо осознает, что разглашает сведения, составляющие государственную тайну, предвидит как возможность, так и неизбежность того, что они станут достоянием других лиц, и желает либо сознательно допускает это, или относится к этому безразлично.

    Каждое суверенное государство заботится о защите своих рубежей. Поэтому в уголовное законодательство вводится норма об ответственности за посягательство на безопасность страны. Так, 275 ст. Уголовного кодекса (УК РФ) описывает преступное нарушение верности государству – измену. Выражается таковое в передаче иностранным агентам защищенных сведений.

    В силу специфики допуска к подобным данным подпадают под действие 275 ст. только спецсубъекты. Для граждан, не связанных присягой, в УК РФ есть другая норма. Это ст. 276. Она также описывает шпионаж, но осуществляемый не специальными субъектами. Таким образом, в УК РФ введено две отдельных нормы, рассматривающих один вид правонарушения.

    Что такое шпионаж

    Государственная система обладает исключительным правом на определенные виды информации. Передача таковой агентам иной страны представляет собой серьезную опасность. Данные могут быть использованы для причинения вреда стране в целом, ее населению, экономике, вооруженным силам и тому подобным факторам безопасности.

    275 ст. включена в УК РФ не только с целью защиты охраняемой информации. Суть ее глубже. Она расшифровывает конституционную норму, гарантирующую людям жизнь в суверенном (независимом) государстве. Тот же принцип использован для включения в кодекс ст. 276. Обе нормы гарантируют сохранение независимости страны от посягательств внешних акторов. УК РФ способствует выявлению противоправной деятельности недобросовестных граждан:

    • наделенных специальными полномочиями;
    • не имеющих таковых.

    Под шпионажем законодатель понимает активные действия, направленные на передачу охраняемых законом сведений. Причем государственная измена выделены в самостоятельную норму. Она описывает шпионаж, совершенный субъектом специальных правоотношений. В рамках полномочий некоторые лица получают допуск к тайне того или иного уровня. Их противоправная деятельность считается госизменой.

    Те же действия, совершенные обычными людьми, подпадают под определение шпионажа. Отличие состоит в уровне взятых на себя обязательств. Например, государственный служащий принимает присягу. Этот акт налагает на него обязанность по защите системы. Неисполнение обязательства – это государственная измена.

    Фактически таковые действия по виду и форме есть шпионаж. То есть передача важных сведений представителям иной страны. Но спецсубъект при этом нарушает клятву, а обычный человек только нарушает гражданские обязанности. Кроме того, преступление подразумевает намеренность. Обычно таковая состоит в получении вознаграждения за неправомерное деяние.

    Однако ст. 276 и 275 УК РФ не содержат описания мотива преступника. Любая деятельность, направленная против безопасности страны, признается преступной. Фактически гражданин может выболтать тайну случайно. Его деяние также подпадет под описание уголовного правонарушения. Кроме того, в тексте указано оказание помощи иностранному государству либо международной организации. Если таковое деяние угрожает безопасности страны, то преследуется по закону.

    Законодатель описывает шпионаж как передачу тайных сведений определенному субъекту. Таковой характеризуется следующим:

    • не имеет законного (в российской юрисдикции) права на обладание информацией;
    • представляет объект, отличный от Российского государства;
    • имеет возможность использовать данные против безопасности РФ.

    Под приведенное описание, по мнению законодателя, подпадают не только другие государственные системы. Стороной противоправного деяния может быть международная организация, наднациональная структура, корпорация. Предоставление в их распоряжение тайных сведений – это шпионаж. Именно так деяние описывает и одна, и другая статья.

    Совершается преступление различными способами. Конкретно таковые статья не описывает. За шпионаж привлекаются граждане, осуществляющие неправомерную передачу защищенных сведений другой стороне. А именно путем:

    • личного контакта;
    • привлечения посредника;
    • с использованием современных технологий.

    Само преступление подразумевает цепь событий. Шпионаж не может быть осуществлен человеком, не обладающим тайными сведениями. Следовательно, этапы таковы:

    • поиск возможности получить защищенную информацию;
    • осуществление контакта с заинтересованным лицом;
    • передача сведений.

    Как правило, преступник рассчитывает на награду. Таковая может носить различный характер:

    • деньги и другие материальные ценности;
    • выгоды разного рода, в том числе помощь в карьерном продвижении на Родине;
    • получение необходимых услуг;
    • иное.

    В частности, противоправные деяния зачастую совершаются людьми, под давлением шантажа. Агенты спецслужб иных стран втягивают неосторожных граждан в обстоятельства, порочащие их честь. для давления на гражданина. Таковые обстоятельства статья не учитывает. За шпионаж преступнику придется отвечать в любом случае.

    Характеристика государственной измены

    Состав преступления описывается в юриспруденции определенными характерными чертами. Шпионаж квалифицируется по таким признакам:

    1. Объект – суверенитет Российской Федерации, безопасность государства.
    2. Субъект – человек с 16 лет.
    3. Предмет разделен на две составляющий. Это информация. Она включает государственную тайну, а также иные сведения, способные нанести вред стране.
    4. Объективная сторона состоит в завладении правонарушителем защищаемой информацией. Выделены три общих для данного правонарушения этапа работы со сведениями. Это сбор данных. Таковой осуществляется разнообразными методами: кража, наблюдение, подслушивание, подсматривание и тому подобного. Уголовная ответственность полагается также за сохранение защищенных данных. То есть осудить за шпионаж могут человека, который еще не успел передать сведения, а только получил их и удерживает. Третий этап – это передача данных.
    5. Уголовное деяние считается завершенным в любой из описанных моментов. Однако есть некоторые отличия. Так как статья 275 УК РФ подразумевает право субъекта на владение информацией, государственная измена не может быть признана в момент получения сведений. Уголовный проступок признается завершенным в момент передачи данных или создания условий для таковой.

    Существует еще один нюанс, усложняющий квалификацию уголовного проступка. Законодатель учел современные условия трудовой деятельности граждан. Глобализация приводит к тому, что люди получили возможность строить карьеру не только на отечественных предприятиях. Но правовые отношения, обусловленные контрактом, не освобождают от гражданских обязанностей.

    Так, в обеих статьях приведено описание правонарушения, связанное с выполнением обязательств в рамках контракта с иностранной или наднациональной структурой. Проступок может заключаться не только в прямой передаче сведений, но и в технической помощи заинтересованной стороне, консультации. Кроме того, преступник может совершить действие в интересах контрагента, вредящее РФ.

    Уголовная ответственность за шпионаж и государственную измену

    Бесплатная консультация юриста по телефону

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

    Данный вид правонарушения . Уголовная ответственность за него предусмотрена в виде лишения свободы. За шпионаж осужденный получает от десяти до двадцати лет. А государственная измена наказывается строже. Преступнику назначается кара на срок от двенадцати до двадцати лет. Кроме того, с учетом ущерба судья получил возможность назначить правонарушителю штраф. Размер такового ограничен высшей планкой в полмиллиона рублей.

    Кроме того, в кодекс включен комментарий. Он учитывает поведение подозреваемого, его личное отношение к проступку. Так, избежать ответственности позволено лицам, добровольно сообщившим о правонарушении. Здесь законодатель учел ситуации, когда нормы кодекса нарушаются не по доброй воле, а под давлением шантажиста.

    Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

    наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

    Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Комментарий к Ст. 275 УК РФ

    1. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. ч. 1 и 3 ст. 4). Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции).

    Гарантированные в ст. 29 Конституции России свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом . Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК.

    Повышенная степень общественной опасности государственной измены обусловлена в первую очередь участием в совершении преступления наряду со специальным субъектом (гражданином России, в том числе бипатридом) иностранного государства или международной либо иностранной организации, которые всеми доступными им средствами способствуют нанесению ущерба безопасности России. Совершение данного преступления гражданином Российской Федерации совместно с зарубежными представителями затрудняет противодействие такой деятельности, поскольку от государства требуется затрата большего количества ресурсов. В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом.

    По общему правилу в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК преступление относится к категории особо тяжких преступлений, а также тяжких преступлений в том случае, если судом применены правила ч. 6 ст. 15 УК и назначенное осужденному наказание не превысило семи лет лишения свободы.

    3. Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности Российской Федерации по обеспечению своей безопасности, характеризующейся охраной конституционного строя, суверенитета, территориальной целостностью государства.

    Суверенитет Российской Федерации по смыслу ст. ст. 3 , , , и 79 Конституции РФ представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.
    ———————————
    Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

    Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

    Обороноспособность Российской Федерации является ключевым фактором военной безопасности страны, предполагает наличие всех необходимых средств и механизмов для эффективного отражения реальных угроз и противодействия потенциальным.

    4. Субъект государственной измены специальный, им является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены или стали известны по службе (работе), учебе или в иных случаях и на котором лежит обязанность по их неразглашению, либо лицо, оказывающее финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

    При этом иностранные граждане или лица без гражданства не являются субъектами данного преступления и не могут привлекаться к уголовной ответственности как исполнители, при этом уголовная ответственность по данной статье может наступить в случае наличия в их действиях одного из видов соучастия (ст. 33 УК). За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.

    5. С объективной стороны состав государственной измены сконструирован как формальный, что не предполагает наступление каких-либо общественно опасных последствий и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

    Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение. Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб безопасности РФ.
    ———————————
    Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005.

    В УК РСФСР ранее были предусмотрены семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти. Такие формы государственной измены в настоящее время с учетом правовых позиций КС РФ, высказанных им в своих решениях, признаны противоречащими Конституции.
    ———————————
    Об этом см., например: Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // Российская газета. 1996. 18 января.

    Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности РФ.

    Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или иных представителей в материалах и технических ресурсах. Она может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, транспортными средствами, дорожными и строительными машинами, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности РФ.

    Под консультационной помощью следует понимать предоставление советов, подсказок, разработку финансовых схем, разработку планов и другие действия, осуществляемые в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей.

    6. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности РФ.
    ———————————
    Понятие предмета государственной измены дается исходя из высказанной правовой позиции КС РФ в Постановлении от 27.03.1996 N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1, 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768.

    В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции .
    ———————————
    Определение КС РФ от 27.05.2004 N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

    Реализация требований Конституции обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 08.11.2011) , в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне (включая ее военные аспекты).
    ———————————
    РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49. Ст. 6055, 6079; 2009. N 29. Ст. 3617; 2010. N 47. Ст. 6033; РГ. 2011. N 159, 160, 254.

    7. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям специальным субъектом — гражданином Российской Федерации, которому эти сведения были доверены по службе, работе, учебе или в иных случаях.

    Государственная тайна — это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 указанного Закона). Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и в Российской Федерации имеют три уровня защиты: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно» . Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
    ———————————
    См.: Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011) // СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892; 2007. N 53. Ст. 6550; 2008. N 15. Ст. 1525; N 18. Ст. 2007; N 31. Ст. 3702; N 37. Ст. 4182; 2009. N 21. Ст. 2517; N 24. Ст. 2919; N 40 (ч. 2). Ст. 4684; 2010. N 50. Ст. 6655; 2011. N 15. Ст. 2083; N 24. Ст. 3414; N 39. Ст. 5456.

    Выдача тайны считается оконченной (независимо от способа выдачи) с момента, когда рассматриваемые сведения (как предмет преступления) становятся достоянием иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, независимо от их принадлежности к иностранной разведке.

    В отличие от шпионажа государственную измену в форме выдачи образует выдача только той информации, которая входит в число сведений о государственной тайне.

    Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст. 283 УК.

    Государственная измена окончена с момента передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной или международной разведывательной службы (подробнее см. комментарий к ст. 276).

    Собирание иных сведений без задания иностранной или международной разведывательной службы не образует государственной измены. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи указанным адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности РФ.

    9. Шпионаж и выдача представляют собой конкретизацию способов оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Именно последняя форма составляет содержание и направленность государственной измены.

    Общим для всех способов государственной измены является адресат, проводящий враждебную деятельность, и наличие гражданина Российской Федерации, который оказывает помощь в деятельности в ущерб безопасности РФ.

    Иное оказание помощи названным адресатам может осуществляться по заданию или по собственной инициативе. Оно может проявляться в вербовке гражданина России в качестве агента иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, в создании различных организаций, направленных в вовлечение России в вооруженные конфликты, в действиях, направленных на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами в целях их ухудшения или разрыва.

    Рассматриваемая форма государственной измены окончена с момента фактического оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в указанных в норме целях.

    10. Действия, предусмотренные комментируемой статьей, должны быть направлены исключительно против безопасности РФ. При этом необходимо иметь в виду, что разглашение государственной тайны дружественным международным организациям (их представителям), в которых Российская Федерация имеет членство (ООН, ОДКБ, СНГ, ШОС и т.д.), также образует состав данного преступления.

    11. Государственная измена может быть совершена только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. При этом, исходя из принципа субъективного вменения (см. ст. 5 УК), лицо должно осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении деятельности, проводимой иностранным государством, международной либо иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности РФ. Корыстные либо иные мотивы действий субъекта преступления влияния на целеполучение и квалификацию не оказывают.

    12. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава преступления и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии к тому объективных и субъективных оснований (см. ст. ст. 5, 8, 17 УК).

    13. В примечании к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности (поощрительная норма) за некоторые преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

    Лицо, совершившее государственную измену, а также шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, освобождается от ответственности, если оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной государственной измене либо иным образом. Закон не ограничивает формы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ был направлен на предотвращение ущерба интересам РФ. Разрешение указанного оценочного вопроса принадлежит правоприменителю, в том числе суду.

    К данным преступлениям относятся деяния, предусмотренные ст.ст.275 – 284 УК РФ.

    Родовой объект – нормальное функционирование государственной власти

    Видовой объект – основы конституционного строя и безопасности государства

    Основы конституционного строя определены в главе 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества. Основы закрепляют форму государственной власти в РФ (ст.1 Конституции РФ) признают человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2), определяют народ как носитель суверенитета и институты государственной власти (ст.3). Содержание этих и других ценностей, охраняемых статьями главы 1 Конституции РФ и представляют основы конституционного строя как неотъемлемую часть видового объекта.

    Безопасность государства – состояние защищенности жизненно –важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ФЗ «О безопасности РФ» от 5.03.1992 года.

    Безопасность государства – состояние защищенности её конституционного строя, суверенитета, обороноспособности и её территориальной целостности.

    Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и её независимости во внешнеполитической сфере.

    Обороноспособность – состояние экономического, военного, социально – нравственного потенциала, обеспечивающего надежную защиту суверенитета государства и его территорий от нападений извне.

    Неприкосновенность - нерушимость государственных границ: сухопутных, водных, воздушных.

    По непосредственному объекту преступления подразделяются на две группы:

    1. Внешняя безопасность РФ: ст.275,276,283,284 УК РФ

    2. Внутренняя безопасность РФ: ст.277 – 282 2 УК РФ

    По объективной стороне составы:

    - материальные – ст.283,284 УК РФ

    - формальные – ст.275,276,279 - 282 2

    - усеченные – ст.277,278 УК РФ

    S – физическое вменяемое лицо с 16 лет. Специальный S – ст.275,276,283,284 УК РФ.

    Субъективная сторона – прямой умысел. Исключение: ст.283 – умышленная и неосторожная форма вины; ст.284 – неосторожное преступление.

    Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ – состояние защищенности жизненно важных интересов государства, то есть конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности РФ от внешней угрозы, а также неприкосновенность государственного и общественного строя, военной мощи, экономических, политических, национальных, социальных ценностей.

    В первых двух формах выполнения объективной стороны обязательным признаком является предмет. При шпионаже как форме выполнения объективной стороны государственной измены предмет имеет два вида:


    Сведения, содержащие государственную тайну – «Сведения в области военной, внешней, политической, экономической, разведывательной и оперативно – розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ» (ФЗ «О государственной тайне РФ» от 21.07.1993 года). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждает по представлению Правительства РФ Президент РФ.

    Сведения, не содержащие государственную тайну – любая информация, которой интересуются разведывательные органы других государств, если она собирается или передается по заданию этих государств.

    При выдаче государственной тайны как формы выполнения объективной стороны государственной измены предметом являются только сведения, содержащие государственную тайну.

    Объективная сторона – формальный состав.

    1. Шпионаж. Преступление окончено со времени совершения любого указанного в законе деяния. Если сведения не содержат государственной тайны, то состав выполнен только в случае, если указанное деяние совершено по заданию иностранной разведки.

    2. Выдача государственной тайны – заключается в разглашении иностранному государству сведений, содержащих государственную тайну, которой S располагает по службе или работе. Способ выдачи государственной тайны (устно, письменно, предоставление документов, фотографий, чертежей) значения не имеет.

    Выдача может произойти по инициативе как S, так и иностранного государства. Поэтому в случае ошибки (передача сведений лицу, не являющемуся представителем иностранного государства) содеянное квалифицируется как покушение.

    3. Иное оказание помощи иностранному государству (организации) представителям заключается в действиях, не охватываемых шпионажем или выдачей государственной тайны вне зависимости от того, кто является инициатором этого.

    Это может выражаться в предоставлении убежища агентам иностранных разведок, снабжение их документами, продуктами питания, средствами передвижения, публикации их в печати, передачи по радио и телевидению различных фальшивок.

    Преступление окончено со времени фактического оказания помощи иностранному государству или организации.

    S – специальный – гражданин РФ.

    Субъективная сторона – Прямой умысел. Обязательный признак – цель – причинение ущерба внешней безопасности РФ.

    Мотив – корыстный, идеологический не имеют значения. При деятельном раскаянии S освобождается от ответственности (примечание к ст.275 УК РФ).