Решение уполномоченного по правам человека. Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека в рф

Уполномоченный по правам человека России - это назначаемый (выборным) представителем Федеральной власти, лицо, обеспечивающее гарантии государственной защиты прав и свобод человека их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в соответствии с Международными нормами, Конституцией и законами Российской Федерации.

Помощнику помогает секретариат, которого назначает директор. Должностные лица и агенты секретаря Омбудсмена подчиняются положениям и положениям, применимым к должностным лицам и другим служащим Европейских сообществ. Их число фиксируется каждый год в контексте бюджетной процедуры.

Должностные лица Европейских сообществ и государств-членов, назначенные для участия в секретариате Посредника, управляются в интересах службы, обеспечивающей автоматическое восстановление в учреждении происхождения. По вопросам, касающимся персонала в его / ее зависимостях, омбудсмен рассматривается как учреждение по смыслу статьи 1 Положения о персонале должностных лиц европейских сообществ.

Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - это комплексная правовая категория, содержание которой определяется через системную совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности, адресованных ему Конституцией Российской Федерации, международными правовыми актами, федеральными конституционными и федеральными законами Российской Федерации, а также надлежаще обеспеченных соответствующими гарантиями Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 4.

Местом омбудсмена является место в Европейском парламенте. Первый посредник, назначенный после вступления в силу Договора о Европейском союзе, назначается на оставшийся период до конца законодательного собрания. Настоящее Решение публикуется в Официальном Журнале Европейских Сообществ и вступает в силу со дня его опубликования.

Омбудсмен по природе - посланник, посредник, лицо, к которому обращаются жалобы и петиции. Учреждение омбудсмена выражает волю государства разрешить независимый контроль над государственными органами и учреждениями из другого государственного учреждения за пределами системы власти. Это механизм самоконтроля и самоанализа власти и управления. Омбудсмен является независимым учреждением, учрежденным в соответствии с Конституцией или специальным законом, задачей которого является защита прав и свобод граждан и их организаций от неправомерного управления государственной властью и администрацией.

Основные элементы Конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации это:

* политико-правовая природа статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его возникновения, прекращения и срок действия;

* основные формы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

Функции и особенности Омбудсмен не является судьей - его решения не имеют юридической силы. Это влияет на силу его высокой государственной власти, справедливое и принципиальное гражданское положение, высокий профессионализм и нравственность. Омбудсмен не является институтом гражданских связей. Это учреждение, созданное правительством для оказания помощи гражданскому обществу. Омбудсмен абсолютно независим и автономен. Он избирается Национальным Собранием на два срока и несменен. Его деятельность финансируется непосредственно государственным бюджетом, государственные услуги, которые он выполняет, бесплатно для юридических и юридических лиц.

* компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

* гарантии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

* ответственность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (ст. 10 Федерального конституционного закона Российской Федерации «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации).

Вне сферы деятельности Омбудсмена находятся только непосредственно избранные власти - президент, парламент и органы местного самоуправления. Среди основных функций Омбудсмена: Помогать и защищать граждан от незаконных действий администрации. Контролировать деятельность Государственного управления. Проводить независимые расследования и публично критиковать. Предложить пряность в законодательстве.

По территории - национальной, региональной, местной В соответствии с полномочиями - с общей и специализированной компетенцией. Основные функции и назначение Омбудсмена в странах ЕС. Контролировать административную деятельность в государстве. Будьте сдерживающим фактором против злоупотребления властью, против коррупции и произвола, которые нарушают права человека. Помогает восстановить поврежденные права. Создать атмосферу уважения прав человека и автономии общества.

Несомненно, что присяга имеет важное юридическое значение, поскольку означает вступление его в должность.

Срок полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации составляет пять лет, хотя Государственная Дума избиралась ранее сроком на четыре года Шишкова А. Институт омбудсмана // Адвокат. - 2007. - № 12. - С. 18.. С 2008 года действия полномочий Государственной Думы и Уполномоченного по правам человека совпадают. Это стало возможным благодаря внесению поправок в Конституцию РФ Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной думы» // Российская газета от 31 декабря 2008 года.. В мировой практике сроки избрания варьируются и определяются условиями построения и функционирования высших органов государственной власти. Как правило, ни в одной стране мира не практикуется назначение на должность омбудсмана пожизненно, кроме Великобритании в Северной Ирландии, где срок не ограничен. Омбудсманы назначаются на определенный срок (от двух лет Австралия до десяти лет Нью-Брансуик Канада) и в большинстве государств могут быть переизбраны См.: Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института Омбудсмана. Материалы конференции «Петербургский Омбудсман» от 21-22 октября 2007 года. - СПб., 2007. - С. 42-43.. Как и в зарубежных странах в российском законодательстве срок полномочий ограничивается двумя сроками подряд, что призвано обеспечить независимость и беспристрастность службы.

Омбудсмен Европейского союза. Европейский омбудсмен расследует и сообщает о случаях неправомерного администрирования в учреждениях и органах Европейского сообщества, таких как Европейская комиссия, Совет Европейского союза и Европейский парламент. Только Европейский суд и Суд первой инстанции при осуществлении своих судебных функций выходят за рамки компетенции Омбудсмена. Омбудсмен обычно проводит расследование, основанное на жалобах, но может также инициировать запрос по собственной инициативе.

Любой гражданин Союза или любое физическое или юридическое лицо, проживающее в государстве-члене ЕС, может подать жалобу в Омбудсмен письмом. Омбудсмен обладает обширными полномочиями по расследованию. Органы и органы Сообщества обязаны предоставлять ему требуемую информацию и предоставлять ему доступ к материалам расследования. Государствам-членам также следует предоставить информацию, которая могла бы помочь прояснить случаи неправомерного администрирования со стороны учреждений и органов Сообщества.

Одним из способов упрочения позиции Уполномоченного по правам человека в России в политической системе является привлечение политических партий к процессу отбора и назначения Уполномоченного по правам человека.

Проблематична и деполитизация статуса Уполномоченного, так как на практике он все равно будет сталкиваться с политическими вопросами. Тем не менее, институт омбудсмана, как и конституционные суды, должны быть более отстраненными, менее задействованными в общественных вопросах, чем иные власти См.: Барри Д. Конституционный суд России глазами американского юриста // Государство и право. - 2008. - № 12. - С. 86-87.

Если дело не будет удовлетворительно разрешено в ходе расследования, Омбудсмен может попытаться найти благими намерениями исправить случай неправильного администрирования и быть удовлетворительным для заявителя. Если попытка сверки не удастся, Омбудсмен может внести предложения по разрешению дела. Если соответствующее учреждение не принимает своих рекомендаций, Омбудсмен может отчитываться перед Европейским парламентом. Большая часть жалоб, поданных Европейскому омбудсмену, касается административных задержек, отсутствия прозрачности или отказа в предоставлении доступа к информации.

Гарантии неприкосновенности, установленные для Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, равны по своему объему и значению гарантиям неприкосновенности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации (ст. 19 Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1994. - № 2. - Ст. 74..

Некоторые из них касаются трудовых отношений между учреждениями и их сотрудниками. Другие жалобы касаются договорных отношений между учреждениями и частными компаниями. Учреждение омбудсмена в сравнительном плане. В Англии омбудсмен назначается королевой по предложению правительства после консультации со специальным комитетом по расследованию. Его срок полномочий может быть прекращен, когда две палаты парламента голосуют за предложение парламентского комиссара, заставляя корону освободить его от должности либо по инициативе королевы.

Анализируя элементы конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека, автор пришел к выводу, что в Федеральном конституционном законе Российской Федерации от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» не прописана процедура отстранения от должности в случае неспособности Уполномоченного осуществлять свои обязанности по состоянию здоровья.

Омбудсмен является независимым в выполнении своей деятельности и не является государственным служащим. Он имеет право назначать своих сотрудников, число и условия работы которых утверждаются Министерством финансов. Швеция Шведское учреждение омбудсмена конституционно конституировано, и его деятельность регулируется подробно в Законе о законах и правительстве о парламентских омбудсменах. Омбудсмен избирается парламентом сроком на четыре года и может быть переизбран. Одним из требований к выбору омбудсмена является наличие юридических знаний, хотя юридическое образование не требуется.

Вопрос о представлении заключения государственной медицинской комиссии, назначенной Государственной Думой в целях оценки состояния здоровья Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации также не регламентирован.

Аппарат Уполномоченного по правам человека создается для юридического, организационного, научно-аналитического и иного обеспечения деятельности Уполномоченного.

В Швеции есть четыре омбудсмена, один из которых является главным и ответственным за административную работу всего учреждения, но не может вмешиваться в расследование своих коллег. Каждый омбудсмен несет прямую ответственность перед парламентом. Народный защитник избирается Генеральным Кортесом сроком на пять лет. Конгресс и Сенат транслируют совместную комиссию в парламент, которая поддерживает связь с Народным защитником и, когда это необходимо, сообщает пленарным заседаниям двух палат.

В Видине нет общественного защитника, поэтому жалобы подаются в Муниципальный информационный центр. Одной из основных задач местного омбудсмена является обеспечение участия граждан в местном самоуправлении, его деятельность по контролю над администрацией, предложения об изменениях и решение проблем граждан. В нескольких областях омбудсмен обладает полномочиями. Среди них - предложения по совершенствованию правовой базы на местном уровне, принятие коррупционных сигналов и уведомление соответствующим государственным органам, защита интересов населения путем посредничества в спорах между физическими и юридическими лицами и в целом предложения по улучшению условий жизни в конкретном муниципалитете.

Статус Уполномоченного по правам человека и его рабочего аппарата как государственного органа с правом юридического лица, имеющего расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации, закреплен в Федеральном Конституционном законе Российской Федерации от 26 февраля 1997 №1-ФКЗ

Местный омбудсмен избирается городским советом или назначается мэром. В муниципалитете Видина нет омбудсмена, поэтому муниципальная администрация обвиняется в действиях, которые он будет выполнять. Жалобы граждан и компаний представляются в письменной форме в Информационный центр муниципалитета, - пояснил младший эксперт «Общие записи», в муниципалитет Видина Теодору Вальчеву, в разговоре с Анжелой Каменовой.

В муниципалитете Мездры также нет «муниципального омбудсмена». Наш помощник Петко Котлярский беседовал с секретарем муниципалитета Ниной Данколовой. Причина, по которой у нас нет муниципального омбудсмена, в основном финансовая, у нас есть процедура, чтобы предоставить гражданам жалобы и жалобы от них, возможно, на следующий мэры, проблема с этой позицией действительно будет решена, - сказала Нина Данколова.

«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Средства на деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и его аппарата прописываются в федеральном бюджете отдельной строкой. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации разрабатывает и исполняет смету своих расходов самостоятельно. Порядок его финансовой отчетности устанавливается законодательством Российской Федерации.

Наш спутник из Козлодуи Ниа Паскалевой попросил граждан дунайского города обратиться за помощью к муниципалитету в случае возникновения проблемы. В Белоградчике нет муниципального омбудсмена, но наш спутник Иванка Петрова беседует с мэром муниципалитета Борисом Николовым о проблемах, которые жители просят об урегулировании.

В Куле люди обычно решают свои проблемы мэру и секретарю муниципалитета. Наш помощник, Христела Александрова, беседует с секретарем местного правительства Иванкой Вельковой. Они ищут нас из разных уголков страны и даже из-за границы, и их проблемы чаще всего связаны с воспроизведением актов гражданского состояния болгарских граждан, которые живут на чужой территории. Болгарское гражданство с указом президента Наиболее распространенные проблемы связаны с услугой «личного помощника» и получением теплого обеда взрослыми и людьми, живущими вживую, - сказала Иванка Велькова.

Независимость Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации проявляется в самостоятельной регламентации им вопросов своей внутренней деятельности. Ему предоставлены широкие права в отношении подбора персонала и организации деятельности аппарата. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации руководит работой своего аппарата, составляет проект бюджета и несет ответственность за его исполнение, он может принимать процедурные правила получения и расследования жалоб, составления докладов. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации издает распоряжения См.: Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». - М.: Норма, 2008. - С. 91..

Вы можете услышать больше об этом в звуковом файле. Как МПБ Майя Манолова проходит долгий путь от Кюстендила до офиса омбудсмена. Так называемое «дело» обратилось к создателям и подрядчикам их плана, подчеркнув конкретные зависимости и долгосрочные цели.

За этим следствием последовала сокращенная процедура, и она осталась без ответа с вопросом о том, какие печатные бюллетени были предназначены для. Манолова выиграла тайное голосование за нового омбудсмена с гораздо большим количеством голосов, чем его соперник Константин Пенчев - за ее избрание она проголосовала 129, а за своего соперника - 82 депутата. Результаты были объявлены незадолго до полудня на пленарном заседании парламента. 12 депутатов подали недействительные бюллетени. Новый омбудсмен должен вступить в должность 20 октября, когда истекает срок пожилого человека.

Статус сотрудников рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а именно: их права, обязанности, ответственность, гарантии, льготы, условия прохождения государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством РФ о труде.

До этого Манолова должна покинуть партию, в которой он является членом, а также парламент. Сегодня она не указала, когда именно это произойдет. По неофициальной информации, по меньшей мере 25 депутатов от ГЕРБ должны были поддержать кандидатуру Маноловой. Это происходит, хотя ранее сегодня председатель парламентского бюджетного комитета, Менда Стоянова, категорически заметила, что самая большая партия в правящей коалиции не может забыть дело Костинброда. Во время выборов в этот парламент, а именно Майя Манолова передала сигнал обвинению в день размышления о том, что ГЕРБ готовится распечатать дополнительные бюллетени для фальсификации голосования.

При Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области защиты прав и свобод человека и гражданина, в нем более 180 человек. В рамках экспертного совета имеются секции по различным отраслям права и направлениям работы.

В аппарате у Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации имеется также отделы уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права и отдел конституционного и административного права, помимо этого отдела создана рабочая группа по отслеживанию хода избирательной кампании. Уполномоченному приходится самому формировать стиль своей работы. В процессе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации действуют четыре вида избирательных комиссий, жалобы рассматривают суды, прокуратура. Где место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе органов государственной власти? На этот вопрос трудно ответить, потому что нет публикаций на данную тематику или ученых специально обходят этот вопрос. На наш взгляд, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, сам должен отстаивает свое место в общественно значимых процессах и законодательно закрепить.

В любом обществе забота о самых обездоленных, о тех, кто не в состоянии обеспечить себя сам, всегда ложится на плечи государства. Защита прав лиц, принадлежащих к социально уязвимым группам населения, должна стать одним из приоритетов в социальной политике Российской Федерации в области прав человека Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 16 июня 1999 г. «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» // Российская газета. - М., 2000. - 288 с..

В соответствии с ФКЗ об Уполномоченном по правам человека Уполномоченным может быть назначен только гражданин России не моложе 35 лет.

В ряде стран, например, в Новой Зеландии тип профессиональной квалификации не является обязательным требованием к кандидату на должность омбудсмена. В Великобритании первые три уполномоченных были назначены из гражданских служащих, не имеющих юридического образования и только в 1978 г. эту должность занял юрист. Вместе с тем, шведский закон предписывает, что омбудсменом могут быть лица с юридическим образованием и достойной репутацией. Российский закон не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности.

Закон определяет круг органов, должностных лиц, которые наделены правом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Список является исчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе. В мировой практике есть и другой подход к решению этого вопроса, так в Великобритании Парламентский Уполномоченный назначается Королевой по рекомендации премьер-министра. Избрание шведского омбудсмена готовится делегацией по делам парламентских омбудсменов после ее консультации с депутатами, назначенными от партийных групп в Конференцию при председателе парламента.

Закон устанавливает определенный срок, в течение которого предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу. Эта процедура должна быть произведена в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Кандидат на должность Уполномоченного выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против. Если кандидатура на должность Уполномоченного отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления.

Назначение на должность Уполномоченного и освобождение от нее осуществляется Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

В большинстве стран омбудсмен выбирается парламентом, например, датский омбудсмен выбирается прямыми выборами, в Португалии - избирается 2/3 парламента.

По вопросу о назначении на должность Уполномоченного Государственная Дума принимает постановление. Время его принятия ограничено - не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Порядок назначения Уполномоченного носит сложный характер. Ввиду того, что претендентов на эту должность может быть достаточно много, закон устанавливает специальную процедуру включения кандидатур на пост Уполномоченного в список для тайного голосования. Для этого претендент должен набрать 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В большинстве стран мира при вступлении в должность омбудсмены приносят присягу. Соответствующий текст присяги Российского Уполномоченного сформулирован в ст. 9 Закона, которая регулирует акт присяги. Этот акт - не формальная процедура. Он имеет важное юридическое значение: с одной стороны, присяга - это обязывающая клятва перед Государственной Думой, с другой стороны, с момента произнесения присяги Уполномоченный вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия. Присяга приносится в торжественной обстановке в зале заседаний Государственной Думы сразу же после назначения Уполномоченного на должность.

Деятельность Уполномоченного ограничена определенным сроком, считая с момента принесения присяги. В других странах этот срок колеблется от двух лет в Австралии до пяти лет в Новой Зеландии. В Швеции, Великобритании, Португалии и т.д. омбудсмен работает в течение четырех лет. Во Франции медиатор назначается на шестилетний срок. Деятельность Уполномоченного прекращается с момента принесения присяги новым Уполномоченным, назначенным Государственной Думой.

Мировой опыт свидетельствует, что одно и то же лицо может быть назначено на должность омбудсмена повторно. Соответствующее положение нашло отражение и в российском законе, что дает возможность Уполномоченному, успешно справляющемуся со своими обязанностями находиться на своем посту десять лет.

В ст. 11 Закона сформулированы определенные ограничения правосубъектности Уполномоченного, связанные с выполнением его полномочий.

Так, находясь на своем посту, он не может быть депутатом не только Государственной Думы, но и законодательного (представительного) органа субъекта федерации, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, а также заниматься политической и иной деятельностью, например, коммерческой.

Закон делает исключение, позволяя Уполномоченному заниматься преподавательской, научной либо иной творческой деятельностью. В то же время Уполномоченный, находясь на своем посту, не может быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Он должен быть далек от политики, и заниматься исключительно вопросами, входящими в его компетенцию, что соответствует мировой практике.

Не позднее 14 дней со дня вступления Уполномоченного в должность он обязан полностью прекратить деятельность, которая несовместима с его постом и указана в ч.ч. 1, 2 ст. 11 Закона. Если он не исполнит эти требования, то его полномочия будут прекращены, т.е. он может быть досрочно освобожден от должности на основании ст. 13 Закона, а Государственная Дума приступает к назначению нового Уполномоченного.

Подобное правило, касающееся недопустимости совмещения поста омбудсмена и других публичных должностей, существует в большинстве стран, имеющих институт омбудсмена.

Важным элементом статуса Уполномоченного является наличие у него иммунитета, т.е. Уполномоченный пользуется неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий Хаманева Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. 2009. N 6.. Это выражается в том, что без согласия Государственной Думы Уполномоченного нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Кроме того, он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Его нельзя подвергать личному досмотру, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. При этом личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного и того же пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

К уполномоченным лицам, которые вправе применить эту меру относятся должностные лица органов внутренних дел, гражданской авиации, таможенных учреждений и т. д.

Следует отметить, что законодатель распространяет неприкосновенность Уполномоченного на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортное средства, корреспонденцию, средства связи, принадлежащие уполномоченному документы Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института Омбудсмана. Материалы конференции «Петербургский Омбудсман» от 21-22 октября 2007 года. - СПб., 2007. - С. 42-43..

Аналогичные положения содержатся и в зарубежном законодательстве. Так, например, французский медиатор пользуется неприкосновенностью, поэтому не может подвергаться преследованию, розыску, задержанию. аресту или преданию суду за высказанные мнения или за совершение действий при выполнении им своих обязанностей. Указанные положения служат своего рода гарантией его независимости. Польскому Уполномоченному принадлежит иммунитет от привлечения к уголовной ответственности, ареста либо задержания, аналогичный иммунитету депутата Сейма.

Уполномоченный может быть задержан на месте преступления. В этом случае должностное лицо, производившее задержание обязано незамедлительно уведомить об этом Государственную Думу. На основании поступившей информации Государственная Дума, если сочтет это необходимым, принимает соответствующее решение, в котором выражает свое согласие на дальнейшее применение этой процессуальной меры. Если согласие не получено в течение 24 часов Уполномоченный должен быть освобожден.

Российский Закон предусматривает ряд случаев досрочного освобождения Уполномоченного от должности.

Во-первых, если он нарушил требования ст.11 Закона, т.е. продолжает осуществлять деятельность, несовместимую с его статусом: является депутатом Государственной Думы или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, членом Совета Федерации, занимается другой оплачиваемой (коммерческой деятельностью) или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, либо иной творческой.

Во-вторых, когда в отношении Уполномоченного вступил в законную силу обвинительный приговор суда.

Государственная Дума может прекратить полномочия Уполномоченного, если он неспособен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности в течение не менее четырех месяцев подряд Комментарий к ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева.- М., 2009. С. 36-69..

Следует добавить, что 9 февраля 2005 г. Московская областная Дума приняла решение о внесении изменений в Закон Московской области “Об Уполномоченном по правам человека в Московской области”. В соответствии с принятой поправкой, депутаты областной Думы получили право выражать недоверие Уполномоченному по правам человека в Московской области и на этом основании досрочно прекращать его полномочия Московская областная Дума приняла закон, лишающий омбудсмена независимости // Законность. - 2008. - №12. - С. 33. .

Закон предусматривает Уполномоченному право самому подать заявление о сложении полномочий. В этом случае требуется согласие Государственной Думы, касающегося освобождения от должности.

Оформление досрочного освобождения от должности производится принятием Государственной Думой специального постановления.

В ситуации досрочного прекращения полномочий Уполномоченным Закон предписывает Государственной Думе назначить нового Уполномоченного в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего. Порядок назначения регулируется статьями 6-10 ФКЗ об Уполномоченном по правам человека в РФ.

  • 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
  • 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
  • 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
  • 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
  • 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
  • 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
  • 14. Презумпция невиновности.
  • 15. Язык судопроизводства в рф.
  • 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
  • 18. Судебная система рф (схема).
  • 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
  • 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
  • 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
  • 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
  • 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
  • 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
  • 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
  • 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
  • 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
  • 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
  • 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
  • 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
  • 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
  • 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
  • 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
  • 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
  • 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
  • 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
  • 37. Неприкосновенность судей.
  • 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
  • 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
  • 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
  • 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
  • 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
  • 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
  • 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
  • 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
  • 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
  • 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
  • 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
  • 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
  • 50. Правовой статус прокурора.
  • 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
  • 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
  • 53. Органы дознания и их компетенция.
  • 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
  • 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
  • 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
  • 57. Статус адвоката.
  • 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
  • 59. Правовой статус нотариуса.
  • 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
  • 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
  • 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
  • 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
  • 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
  • 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
  • 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты
  • 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,

    компетенция.

    Конституции РФ, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека»

    Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

    Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

    На должность Уполномоченного может быть назначено лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты.

    Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

    Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет, считая с момента принесения присяги.

    Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

    Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

    На Уполномоченного по правам человека налагается ряд ограничений, он не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности; не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

    Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

    Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий, например, не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

    Уполномоченный может быть досрочно освобожден от должности в случаях, предусмотренных законом.

    К компетенции Уполномоченного по нравам человека относится: рассмотрение жадоб граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) Государственных органов (за исключением палат Федерального Собрания и законодательных органов власти субъектов РФ), органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

    Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

    Получив жалобу, Уполномоченный вправе:

    1) принять жалобу к рассмотрению;

    2)разъяснить заявителю средства, которые тог вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

    3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы но существу;

    4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

    О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя.

    При проведении проверки Уполномоченный, в частности, имеет право:

    Беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения;

    Запрашивать необходимые сведения, документы и материалы;

    Получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (кроме судей);

    Проводить самостоятельно или с компетентными государственными органами или должностными лицами проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

    О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

    Уполномоченный обязан направить соответствующему государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод граждан.

    По результатам рассмотрении жалобы Уполномоченный вправе:

    1 обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать к процессе в установленных законом формах;

    2 обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которою усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

    3 обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

    4 присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

    5 обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

    По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ и Генеральному прокурору РФ.