Конституционно правовой институт правовое понятие. Основные институты конституционного права: их понятие и соотношение. Основной формат работы правительства
Институт права - это совокупность норм права, которые регулируют определенный круг однородное, однопорядковое общественное отношения и образовывают однородную группу. Это в полной мере касается и конституционно-правового института, нормы которого отмечаются определенной автономией, объединяются на основе определенных принципов и методов, отличаются относительной самостоятельностью правового регулирования. Различают отраслевые и межотраслевые правовые институты. Так, отраслевыми конституционными институтами есть: институт прав и свобод человека и гражданина, органов государственной власти, институт гражданства, институт территориального устройства, институт местного самоуправления и т.п.. Примером межотраслевого института может быть институт собственности.
Конституционные институты различаются по смыслу, структурой, методами и задачами правового регулирования. Среди них есть надинституты, которые охватывают значительный круг общественного отношения и включают в своего состава ряд других институтов (подинститутов), которые, в свою очередь, могут иметь более мелкие структурные подразделы. Такими надиститутами можно считать институты власти народа, государственного суверенитета, государственной власти и т.п..
Таким образом, конституционно-правовой институт - это функционально отделенная, внутренне стабильная подсистема взаимосвязанных правовых норм. Это - главный подраздел конституционной области права, что является системой институтов права и охватывает не один, а несколько різ-новидів правоотношения, однородное по своему смыслу и методами правового влияния.
Конституционные институты в своей совокупности образовывают стройную систему, которая является основой Конституции Украины. Институты расположены в определенном порядке, надлежащим образом включенные в текста Конституции. Общее представление о системе этих институтов дает ее (Конституции) содержание. Это - институт общих основ конституционного порядка, институт прав и свобод человека и гражданина, институт прямого народовластия, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт территориального устройства, институт местного самоуправления, институт, который определяет порядок изменений и дополнений Конституции.
Можно предложить и другую классификацию конституционных институтов в зависимости от отношений, которые они за-кріплюють в источниках конституционного права.
I. Институт народовластия, который включает:
1) непосредственное народовластие (прямая демократия);
2) представительное народовластие (осуществляется через
избранных представителей народа);
3) местное самоуправление.
II. Институт конституционного оформления народо
1) конституционный порядок;
2) юридическая конституция;
4) конституционная законность;
5) конституционные обычаи, традиции.
III. Институт правового статуса человека и гражданина:
1) гражданство (постоянная связь лица и государства);
2) система основных прав и свобод человека и грома
3) гарантии основных прав и свобод.
IV. Институт государственного строительства:
1) форма государства;
2) территориальная организация Украины;
3) механизм государства.
Под конституционно-правовым институтом понимается совокупность норм конституционного права, регулирующих определенную часть системы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.
Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих институтов ˸
· политическая система, государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства;
· государственное устройство (в федеративном государстве регламентировано более подробно);
· избирательное право и избирательная система;
· законодательная власть и статус депутатов;
· исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства;
· судебная власть и статус судей;
· местное управление и самоуправление.
5. Конституционно-правовые отношения и их субъекты .
Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между ᴇᴦο сторонами в основном в результате наступления юридических фактов). Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя) и судоустройства, избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным [[отрасль права|отраслям права
К числу субъектов конституционного права относят˸
физические лица (прежде всего граждане , но также иностранцы , лица с двойным гражданством и лица без гражданства );
государство (посредством государственных органов );
субъекты федерации (в федеративном государстве ) и административно-территориальные образования ;
социальные и этнические общности (народ , нации и другие этнические группы , классы - в социалистических государствах и др.);
общественные объединения граждан (партии , общественные организации и пр.), например, в процессе избирательной кампании ).
6. Источники конституционного права Российской Федерации.
Источник права - это субстанция, содержащая норму отрасли права. Источники могут быть письменные и устные.
Источники конституционного права отличаются большим многообразием, однако ведущую роль в их системе занимает Конституция РФ.
Среди источников конституционного права выделяют следующие.
1. Конституция РФ. Является Основным Законом РФ, обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые должны в свою очередь соответствовать положениям Конституции РФ. Конституция РФ имеет прямое действие. Это означает, что при правоприменении она должна быть использована непосредственно, т. е. на её нормы можно сослаться в правоприменительном документе, жалобе, исковом заявлении и так далее при условии, что норма не требует дополнительной законодательной регламентации. Конституция является как бы почвой для принятия других законов, поскольку устанавливает основы конституционного строя, федеративное устройство РФ, полномочия ряда важнейших государственных органов, их компетенцию, а также порядок замещения федеральных должностей (таких, например, как судьи, Президент, депутаты и т. д.). Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования механизма государства, задает систему ʼʼсдержек и противовесовʼʼ.
Институты конституционного права РФ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Институты конституционного права РФ" 2015, 2017-2018.
Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков. Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.
Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.
Отрасль права - не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.
Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.
Конституционное право, как и другие отрасли права, выстраивается в систему институтов. Институты - это правовые образования-подсистемы отрасли права, структурирующие правовые нормы в группы или комплексы, регулирующие определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.
Большинство государствоведов склонны представлять систему институтов, основываясь на структуре Конституции России. Такой подход не лишен оснований, так как на самом деле Основной закон Российского государства структурируется в разделы и главы, регулируя в них определенные, взаимосвязанные конкретными признаками общественные отношения.
Основные институты, определенные Конституцией РФ следующие:
2. основы правового статуса человека и гражданина;
4. система государственной власти;
5. система местного самоуправления.
Особенность представленных институтов заключается в том, что они носят комплексный, интегрированный характер, и их единство обусловлено общностью правовых норм, на основе которой они объединяются.
В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы или подинституты. Ряд ученых, например, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов , предлагают называть институты, определяемые Конституцией РФ, комплексными или генеральными, которые в свою включают несколько более узких конституционно-правовых институтов. Представляется, однако, что для удобства оперирования терминологией целесообразнее использовать схему: институты и подинституты .
Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти. Некоторые государствоведы последний из названных институтов стремятся дифференцировать при решении научной задачи структурирования отрасли конституционного права на институты. Например, по мнению М.В. Баглая , система российского конституционного права включает в себя следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
1. основы конституционного строя;
2. основные права и свободы человека и гражданина;
3. федеративное устройство государства;
4. избирательная система (избирательное право);
5. президентская власть;
6. законодательная власть;
7. исполнительная власть;
8. судебная власть и прокуратура;
9. местное самоуправление;
10. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
В приведенной классификации лишь институт системы государственной власти подразделяется на подсистемы, остальные, структурированные Конституцией РФ, представлены без градации. М.В. Баглаем особо выделяется также порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ, который по степени значимости может быть вполне отнесен к основам конституционного строя и в рамках данного института интегрироваться с основами государственного строя.
Основы конституционного строя можно подразделить на: 1) основы общественного строя и 2) основы государственного строя, либо представить в виде четырех элементов как:
систему основ политической; экономической; социальной; духовно-культурной жизни общества.
Институт основы правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты как:
· гражданство;
· основные личные права и свободы человека и гражданина;
· основные политические права и свободы человека и гражданина;
· основные экономические права и свободы человека и гражданина;
· основные социальные права и свободы человека и гражданина;
· основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина;
· основные обязанности человека и гражданина.
Названные подинституты можно в свою очередь дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей на две группы: 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане, и 2) те из них, которыми обладает любой человек, включая иностранцев и лиц без гражданства.
Возможны и другие градации. Например, как замечают АА. Безуглов и С.А.Солдатов , основные права свободы и обязанности человека можно рассматривать как комплексный правовой институт, включающий в себя:
а) институт основных прав;
б) институт основных свобод;
в) институт основных обязанностей.
Система государственной власти может быть дифференцирована на следующие подинституты:
· глава государства;
· парламент;
· правительство;
· судебная система и прокуратура.
Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как:
· правовые принципы федеративных отношений;
· правовой статус Федерации;
· правовой статус субъектов Федерации;
· правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.
Самым компактным по структуре является институт системы местного самоуправления , но и его можно структурировать на подинституты, выделив, в частности:
· основы местного самоуправления;
· самоуправление населения;
· статус муниципальных образований;
· система органов местного самоуправления.
Вышеприведенный структурный анализ обнаруживает тот факт, что использование лишь структуры российской Конституции не позволяет охватить все институты конституционного права в их целостном виде. Наряду с рассмотренными выше, в системе российского конституционного права сформировались, по меньшей мере, еще и такие элементы как институт прямой демократии , подинститутами которого являются референдум, выборы, народное обсуждение важных вопросов и др., и институт системы общественной власти (система органов, статус и порядок деятельности общественных объединений).
Исходя из изложенного, уместно расширить систему институтов, структурируемых Конституцией РФ, и представить институты конституционного права России, по меньшей мере в следующем виде :
1) основы конституционного строя Российской Федерации;
2) основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации;
4) прямая демократия в Российской Федерации;
5) система общественной власти в Российской Федерации;
6) федеративное устройство Российской Федерации;
7) система государственной власти Российской Федерации;
8) система местного самоуправления в Российской Федерации.
По мнению Конюховой И.А ., такая система институтов позволяет более емко и комплексно охватить все содержание конституционного права России.
Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.
Институт основ конституционного строя Российской Федерации отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими институтами. Его нормы носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как закрепляют концептуальные идеи, основополагающие для данного общества и государства. Содержание данного института полностью определено Конституцией России.
Сущностное содержание правового воздействия основ конституционного строя влияет на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности. Нормы данного института являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют конституционно-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.
Никакие другие положения Конституции России не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Российского государства (ст.ст. 16 и 135 Конституции РФ). Таким образом, правовые положения, объединяемые данным институтом, обладают особой, наиболее высокой юридической силой по сравнению с положениями, объединяемыми другими институтами. Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.
В целом, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты . Нормы этого института:
1. воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;
2. как правило, не порождают конкретных правоотношений;
3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;
4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;
5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;
6. устанавливаются преимущественно в конституционной форме;
7. являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;
8. предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей «включение» всех отраслей права;
9. призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.
Общерегулятивный характер имеют нормы, объединенные в институт основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации . Эти нормы реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений. Одной из сторон правоотношений выступает личность- человек и гражданин. В отношении этих норм также действует особый режим охраны. Положения, составляющие основы правового статуса личности не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конституции России (ст.ст. 64, 135 Конституции РФ.). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществляется путем применения норм других отраслей права (трудовое, гражданское, семейное и другие отрасли права).
Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:
1. воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
2. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;
3. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
4. включают в качестве субъекта права человека (гражданина), как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;
5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;
6. предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).
Федеративное устройство Российской Федерации - институт, который объединяет нормы, регулирующие государственное устройство. Для данного института присущ специфический круг субъектов, их особая правоспособность. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами. Некоторые особенности присущи соотношению федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ по юридической силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях последние имеют приоритет перед федеральными законами (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Для норм данного института предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.
Институты прямой демократии в Российской Федерации, системы общественной власти в Российской Федерации, системы государственной власти Российской Федерации и системы местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы данных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирующего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реализации прямой демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления.
Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:
1. это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;
2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
3. преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;
4. для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.
Между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание . Иногда одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представляют собой норму, входящую одновременно в два института: институт главы государства и институт прямой демократии.
Нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают верхнее место в иерархии институтов конституционного права. В них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.
Следующее верхнее положение занимает институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его основные права, свободы и обязанности. Такое положение этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур и основной обязанностью государства.
Институт федеративного устройства создает предпосылки для организационного построения системы государственных органов. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации государственно-территориальные образования, разграничивают власть между Федерацией и ее субъектами, исходя из чего, строится система органов государства.
Для лучшего понимания системы отрасли конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с отраслью конституционного законодательства. Эти два правовых явления связаны между собой, но не совпадают полностью. Для системы отрасли конституционного права характерен более высокий, чем для системы конституционного законодательства уровень обобщения правовых норм. По структуре отрасль конституционного права шире одноименной отрасли законодательства. Источником права помимо законодательства являются правовые обычаи, решения судебной власти Отрасль конституционного права образуется не только на формально-юридическом уровне, но и как система фактических конституционно-правовых отношений. Вместе с тем именно признание наличия одноименной отрасли законодательства служит в качестве одного из определяющих оснований для констатации факта существования полноценной отрасли конституционного права.
Конституционно-правовые институты отличаются друг от друга по следующим основаниям:
1. по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;
2. по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
3. по характеру направленности конституционно-правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
4. по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
5. по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязан-ных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
6. по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
7. по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;
8. по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционно-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;
9. по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
10. по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
11. по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.
Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.
В системе конституционного права принято также выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:
1. основы конституционного строя;
2. основы правового статуса человека и гражданина;
3. федеративное устройство государства;
4. систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
По мнению, Козловой Е.И. и Кутафина О.Е. , такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.
Т.е. группы норм, регу-лирующие относительно самостоятельные сферы конституцион-но-правовых отношений.
Под конституционно-правовым институтом понимается определён-ная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.
Для конституционного института характерны два признака:
- наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституцион-ных норм;
- внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регу-лирования.
Система конституционного права объективно обусловлена са-мим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между института-ми — напротив, создает принципы их взаимодействия между со-бой, чем обеспечивается единство конституционно-правового ре-гулирования. Фундаментом высту-пают единые принципы конституционного права :
- на-рода;
- естественное право;
- приоритет охраны прав и свобод;
- разде-ление властей;
- независимое правосудие;
- правовое государство.
Первичное и самое общее деление на институ-ты устанавливает Конституция. Ее разделы — это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуют-ся подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конститу-ционного права полностью не совпадают , система конституцион-ного права при определенных условиях может сложиться и раз-виваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.
Система российского конституционного права включает сле-дующие основные правовые институты с их основными внутрен-ними подразделениями (подсистемами):
- основы конституционного строя;
- права и свободы человека и ;
- федеративное устройство;
- избирательная система (избирательное право);
- президентская власть;
- законодательная власть;
- исполнительная власть;
- судебная власть;
- государственная власть в субъектах РФ;
- местное самоуправление;
- порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.
Виды конституционных институтов
В конституционном праве выделяются три разновидности консти-туционных институтов:
- головные;
- сложные;
- одноэлементные (простые).
Головные конституционные институты
Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт , институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др. Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксировать-ся как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, феде-ральных законах и т.д.). Например, не все институты и нормы, объеди-нённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ. Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.
Сложные конституционные институты
Сложные конституционные институты могут входить в состав го-ловных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институ-тов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам отно-сятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.
Как отмечалось, определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Вот почему важно установить принадлежность соответствующей нормы к этой совокупности. Такие совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права. Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.
Высказываются суждения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы конституционного права. Только такие комплексы и можно именовать конституционно-правовыми гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.
В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.
В качестве примера можно сослаться на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик, в федеральных законах и законах республик в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.
Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.
2. Виды конституционно-правовых институтов
Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.
В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.
М.В. Баглай считает, что система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их внутренними подразделениями (подсистемами):
- основы конституционного строя;
- основные права и свободы человека и гражданина;
- федеративное устройство;
- избирательная система (избирательное право);
- президентская власть;
- законодательная власть; исполнительная власть;
- государственная власть субъектов;
- судебная власть и прокуратура;
- местное самоуправление;
- порядок внесения поправок и пересмотр конституции 4 .
Система конституционно-правовых институтов представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.
Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:
1)круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;
2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;
3) круг источников, содержащих нормы правового института 5 .
В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права. Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений - объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:
1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на подинституты:
1) основные принципы отношений человека и государства:
2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.
Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности.
Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.
2. Институт нрав и свобод человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:
1) гражданство;
2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;
3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;
4) гарантии реализации прав и свобод.
3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.
4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления. Структура института включает следующие части:
1) Президент РФ;
2) Федеральное Собрание Российской Федерации;
3) Правительство РФ:
4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;
5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.
6. Институт местного самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).
7. Институт Конституции. Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.