Лицензия для осуществления автомобильной деятельности. Виды деятельности в сфере автотранспорта, подлежащие лицензированию и лицензионные требования. Варианты системы питания


Оглавление
    Введение 3
    Задачи регулирования транспортной деятельности 4
    Лицензирование как метод регулирования рынка транспортных
    услуг 5
    Формирование системы государственного регулирования
    транспортной деятельности в РФ 7
    Заключение 14
    Список литературы 15

Введение

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Транспорт стимулирует повышение уровня активности экономики. Он позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.
Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный. Он более мобилен и менее зависит от внешних факторов.
В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров.
Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. В связи с этим резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т.д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к сложившимся условиям. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией.
В процессе приватизации и демонополизации транспортного производства образовалось большое количество частных перевозчиков и малых АТП, которые возглавили не подготовленные для этих целей руководители.
Вместе с тем, опыт зарубежных стран показывает, что рыночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.
Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ). На органы РТИ были возложены обязанности проводить лицензирование транспортной деятельности и сервисных услуг, контроль выполнения законодательных актов и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять целый ряд иных функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг.
Формирование органов РТИ и их функционирование дали свой положительный эффект, который заключался, в частности, в снижении количества дорожно-транспортных происшествий.
Регулирование рынка транспортных услуг предполагает сочетание экономических и административных методов воздействия на работу транспорта, осуществления регулирования как в долгосрочной перспективе, так и в режиме оперативных воздействий.

    ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существует много причин, по которым общество должно осуществлять контроль над транспортом.

1. Основные операции транспорта необходимо регулировать в интересах общественной безопасности (дорожного движения и экологической).

2. Во многих случаях транспорт является естественной монополией, что представляет собой сдерживающий фактор его развития.

3. Чаще всего транспорт сильно подвержен конкурентной борьбе. Это ведет к снижению заработной платы работающих в отрасли.

4. Социальные затраты транспорта очень велики, в связи с этим их необходимо учитывать и перераспределять. Автомобильный транспорт не может существовать без таких элементов, как автомобильные дороги, стоянки и т.п. Это обусловливает дополнительное финансирование.

5. Транспорт часто требует международного взаимодействия, что предопределяет необходимость государственных соглашений.

6. Транспорт вместе с системой материально-технического снабжения и связью является частью инфраструктуры национальной экономики и одновременно стимулятором ее развития.

7. Транспорт, в связи с высоким коэффициентом перевозимости производимых товаров, является отраслью, прогрессивно стимулирующей инфляционные процессы. В связи с этим, в условиях нестабильной экономической обстановки необходим контроль за уровнем тарифов.

8. Транспорт является центральным звеном при ликвидации чрезвычайных ситуаций и играет важную роль в обеспечении обороноспособности страны.

Методы регулирования транспортной деятельности укрупненно можно подразделить на: нормативно-правовые; экономические; комплексные.
Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие безопасность и регулирующие рынок транспортных услуг.
В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т.д.
К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнести: лицензирование; квоты и разрешения (например, для международных перевозок); ограничения (числа компаний, размеров парка и др.).
Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные. Комплексные методы предполагают изменение системы производственных отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные ме­тоды экономического регулирования транспортной деятельности осуществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и т.д.
Синтетические методы регулирования автотранспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые сложно разделить и обособить. Так, например, в Финляндии при лицензировании перевозок туристов автобусами, перед автотран­спортными фирмами ставится обязательство отработки определенного времени на городских маршрутах.

    ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Основополагающая цель лицензирования объединяет две, по своей сути разные задачи:
1. Регулирование рынка транспортных услуг.
2. Обеспечение безопасности транспортной деятельности. Так, в положении 1984 г. о грузовом транспорте (Великобритании) "Условия выдачи и оплаты лицензий на эксплуатацию" отмечается, что лицензирование эксплуатирующих организаций и лиц является средством регулирования (упорядочения) коммерческой эксплуатации грузовых транспортных средств. Оно представляет собой систему контроля качества, обеспечивающую следующие гарантии: транспортные средства эксплуатируются на законном основании, они содержатся в исправном состоянии, и эксплуатируемый транспорт базируется в пунктах, где он причиняет наименьшие неудобства и беспокойство для окружающей зоны.
Двойственность задач лицензирования и их характер предопределяют неоднородный характер объектов (субъектов) лицензирования.
Лицензированию подлежит определенный вид деятельности. Автотранспортная деятельность многопланова. Она включает в себя: автомобильные перевозки; техническое обслуживание и ремонт автомобилей (обеспечение хранения и заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и т.д.).
Обеспечение безопасности автотранспортной деятельности предъявляет определенные требования к лицам, занимающимся такой деятельностью, а также к используемым техническим средствам. Таким образом, объект (субъект) подлежащий лицензированию, имеет несколько эклектичный характер.
В настоящее время в различных странах не существует единого подхода при определении объекта лицензирования по такому фактору, как принадлежность перевозок. Так, в ряде стран (Бельгия, США и др.) лицензированию подлежат только перевозки для "третьей" стороны, и не требуется лицензия при перевозке для собственных нужд. То же самое можно отнести к Германии.
Однако там лицензированию подлежат перевозки на расстояние более 75 км. В других же странах (например, Великобритании) таких ограничений нет. Так, в Великобритании обладателем лицензии должно быть лицо или организация, эксплуатирующая любые грузовые транспортные средства, использование которых связано с профессиональной или коммерческой деятельностью. Сюда не входят транспортные средства, используемые для личной надобности (в частном порядке), однако формулировка "профессиональная или коммерческая деятельность" охватывает все виды коммерческой деятельности, профессии, деятельность ассоциаций, местных органов власти, легально существующих предприятий, предпринимателей, фермеров и вообще всякие виды деятельности, направленные на получение дохода.
Транспортная лицензия выдается, как правило, на каждое транспортное средство. Однако существуют определенные ограничения.
Например, в Бельгии наличие транспортной лицензии не требуется для осуществления перевозок для собственных нужд; перевозок за пределами общественных автомагистралей; перевозок транспортных средств. имеющих повреждения или подлежащих ремонту и др. - всего 16 наименований.
В Великобритании к числу не подлежащих лицензированию транспортных средств относятся малые грузовые транспортные средства, транспортные средства полиции и пр. - всего 25 наименований.
В настоящее время практически во всех странах существует сложная дифференциация лицензий по различным признакам.
Так, в странах Бенилюкса существуют следующие виды лицензий:
"Р" - ограниченные перевозки (перевозки в радиусе 75 км); "V" - общая лицензия на перевозки внутри страны; "LТВ" - лицензия на перевозки в странах Бенилюкса; "LТS" -лицензия на перевозки в странах ЕС.
Для перевозок за пределами ЕС к лицензии "LТС", будет добавлена двусторонняя лицензия.
В Великобритании выдаются следующие типы лицензий:
ограниченная лицензия. Позволяет перевозить грузы только по своей надобности (на свой счет), будь то пределах Соединенного Королевства или за границей;
стандартная международная лицензия. Дает право на перевозки грузов, будь то на свой счет, по найму или за вознаграждение в Соединенном Королевстве, а также на рейсы "за свой счет" по обе стороны границы.
С целью регулирования отдельных, специфических видов перевозок иногда вводятся специальные лицензии. Например, в Бельгии для осуществления прибрежных перевозок требуется специальная лицензия.

    ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности на территории республик в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ). Затем была сформирована структура Ространснадзор. В ней было создано подразделение Госавтодорнадзор, призванное осуществлять государственное регулирование на автомобильном транспорте. Задачей Гасавтодорнадзора стало - лицензирование транспортных и сервисных предприятий, входящих в транспортно-дорожный комплекс, контроль за выполнением транспортного законодательства и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществление ряда других функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг.
Основная задача Госавтодорнадзора была - лицензирование транспортной деятельности. Но при этом добавились следующие функции:

      ограничение либо стимулирование притока транспорта в те или иные сектора регионального рынка транспортных услуг;
      определение дополнительных льгот и формирование особых условий для предприятий и предпринимателей, осуществляющих социально значимые перевозки;
      применение к транспортным предприятиям санкций при нарушении требования лицензирования и др.
При этом важнейшими функциями стали следующие:

1. Разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка. В мировой практике подобные правила сводятся иногда лишь к простой регистрации. Однако чаще всего при подаче заявки на лицензии существует принципиальная возможность отказа, связанная с двумя основными причинами.
Первой причиной является существование таких секторов транспортного рынка, где предложение и так уже превышает спрос. Поэтому появление там таких новых конкурирующих предприятий является нецелесообразным, и органы государственного регулирования должны ограничивать появление новых предприятий в данном секторе рынка. Подобная ситуация для отечественного автотранспортного рынка пока в целом нехарактерна, хотя отдельные виды перевозок с высокой конкуренцией уже существуют.
Другим возможным мотивом отказа предприятию или предпринимателю в выдаче лицензии может быть его несоответствие определенным требованиям (платежеспособность, репутация предпринимателя, его профессиональная пригодность, наличие необходимой технической базы и т.д.). Эти требования направлены, в конечном счете, на достижение главной цели регулирования транспортной деятельности: клиентура должна получать достаточное и квалифицированное транспортное обслуживание.

2. Непосредственное осуществление деятельности по допуску новых предприятий на различные сектора транспортного рынка или расширение прав действующих предприятий (лицензирование транспортной деятельности).
В настоящее время основным содержанием деятельности региональных отделений РТИ является именно непосредственное лицензирование автовладельцев, и большинство практических вопросов, возникающих у сотрудников инспекций, касается техники лицензирования.

3. Контроль выполнения транспортными предприятиями требований, налагаемых на них выданной лицензией, и применение предусмотренных законодательством санкций в случае нарушения этих требований. В данном случае должно проверяться, прежде всего, соответствие деятельности предприятия тем требованиям, которые определены выданной ему лицензией.

На органы Госавтодорнадзора также возложены определенные контрольные функции, причем задача эта является чрезвычайно важной и непростой. По-видимому, как и в большинстве развитых стран, контрольная деятельность Госавтодорнадзора должна осуществляться по трем основным направлениям:

Контроль на линии. В основном, это проверка наличия на автомобиле лицензионной карточки и соответствия вида лицензии выполняемой в данный момент перевозке. Этот метод контроля невозможен без содействия органов ГАИ, что и предусмотрено положением о транспортной инспекции;

Контроль на предприятиях. Это могут быть как плановые, так и разовые проверки предприятий-автовладельцев, цель которых - уточнить, или подтвердить соответствие предприятия требованиям, налагаемым на него выданной лицензией. Данный контроль ни в коем случае не должен дублировать контроль финансовых, санитарных и других контрольных органов, однако может осуществляться комплексно во взаимодействии с этими органами;

Проверка жалоб клиентуры или конкурирующих предприятий. Зарубежный опыт показывает, что этот канал получения информации о нарушениях правил транспортного обслуживания является наиболее эффективным.

4. Контроль ценообразования и применения тарифов. Данная функция является одной из важнейших. К сожалению, нынешняя кризисная ситуация характеризуется общим ослаблением контроля за финансовой дисциплиной, отсутствием четких инструкций по применению тарифов и вынужденным (вследствие роста цен на все ресурсы) повсеместным освобождением транспортных тарифов. Результатом является практически бесконтрольное ценообразование на транспорте, причем в ряде случаев увеличение цен на транспортные услуги значительно превышает необходимую величину.

5. Налоговое регулирование транспортной деятельности. Налоги, в отличие от тарифов, уровень которых важен и для клиентуры, и для транспортных предприятий, являются рычагом " однонаправленного" воздействия и применяются для стимулирования выполнения определенных видов деятельности или же, напротив, для "ограждения" тех секторов рынка, где уровень конкуренции излишне высок.

6. Контроль и анализ транспортного обслуживания в различных секторах рынка. Эта задача является в настоящее время чрезвычайно важной для всей системы регулирования транспортной деятельности в Российской Федерации, а может быть и первоочередной. Дело в том, что отечественная транспортная статистика никогда не была ориентирована на анализ соотношения спроса и предложения на транспортном рынке и информировали. В основном, об объемных показателях работы транспорта. Между тем, для подготовки целенаправленных решений в области регулирования транспортной деятельности совершенно необходима достоверная информация о потребностях в транспортных услугах и степени их удовлетворения.

7. Финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное значение, а также оказание государственной помощи различным предприятиям в обеспечении такого финансирования.
Практика развитых стран показывает, что финансовые ресурсы, необходимые для обустройства транспортных систем (дорог, терминалов, автовокзалов и т.д.) не всегда оказываются доступными даже для крупных транспортных предприятий.

8. Разработка и контроль выполнения экологических стандартов. Данная функция государственного регулирования приобрела особую актуальность в последние годы, когда общепризнанной стала значительная роль транспорта в загрязнении окружающей среды (считается, что на его долю приходится более трети всех загрязнений).

9. Разработка и контроль выполнения норм безопасности труда на транспорте и технических стандартов безопасности.
Участие региональных отделений Госавтодорнадзора при реализации данной функции заключается в организации совместно с органами ГАИ системы контроля за соблюдением установленных норм и стандартов.

11. Разработка и применение административно-экономических мер по экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрезвычайных ситуациях. Государство должно иметь "механизмы" для оперативного привлечения провозных возможностей различных видов транспорта для ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, обеспечения уборки урожая, завоза грузов на Север, а также для проведения подготовительных мероприятий в "особом периоде".
В период административно-командного управления транспортом проблема привлечения транспорта в экстренных ситуациях решалась административными предписаниями транспортным предприятиям. В настоящее время еще предстоит выбрать механизмы нового типа, сочетающие административно-правовые рычаги со средствами экономического стимулирования и полной компенсацией дополнительных издержек транспорта. Региональные транспортные инспекции, взаимодействуя с местными властями, должны помогать в поиске и отработке таких механизмов с учетом конкретных особенностей транспортной системы своего региона.
Для реализации возложенных на Госавтодорнадзор функций предполагается, что отделения транспортной инспекции предоставляют:

Автотранспортным предприятиям:

      защиту от появления конкурентов, не имеющих лицензий;
      защиту от недобросовестной конкуренции, т.е. пресечение попыток конкурентов получить преимущество на рынке за счет нарушения установленных правил обслуживания;
      рассмотрение в качестве арбитражной инстанции конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях между транспортниками и клиентурой, а также между различными транспортными предприятиями;
      информацию транспортным предприятиям о наличии групп клиентуры или секторов рынка, где могли бы быть реализованы избыточные провозные возможности данного предприятия;
      возможность получения официального разрешения на применение повышенных тарифов в тех случаях, когда это объективно соответствует условиям выполнения перевозок и предусмотрено действующими правилами;
      обоснование, подготовку и проведение (совместно с органами власти и вышестоящими органами управления транспортом) мер по экономической, материально-технической и социальной поддержке транспортных предприятий, выполняющих важные социально-экономические функции в данном регионе.
Клиентам АТП:
      гарантии достаточной квалификации транспортников;
      обеспечение (совместно с другими органами технического и административного контроля) безопасности и экологической чистоты транспортного процесса;
      подготовку и реализацию мер для привлечения транспортных предприятий в те сектора рынка, где транспортное обслуживание недостаточно;
      контроль тарифной дисциплины. Запрет применения предприятиями неоправданно высоких тарифов или использования прейскурантов, не разрешенных для данного транспорта или региона;
    Местным органам власти:
      оперативные сведения о решениях Министерства транспорта Российской Федерации, касающихся формирования транспортной политики на местах;
      объективную информацию о состоянии транспортного обслуживания на территории региона и в отдельных секторах транспортного рынка;
      конкретные предложения по изменению условий работы транспортных предприятий и рациональному использованию местного бюджета для улучшения транспортного обслуживания;
      подготовку и совместное обоснование ходатайств в федеральные органы власти о материально-техническом обеспечении решения острых проблем транспортного обслуживания региона;
      прямое управление работой транспортных предприятий (за счет применения дополнительных лицензионных требований) в целях обеспечения обслуживания "невыгодных" для транспортников секторов рынка и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
      контроль состояния экологической чистоты и безопасности транспортной системы региона.
      Министерству транспорта Российской Федерации:
      возможность непосредственного проведения транспортной политики в регионах республики, а также контроля и анализа эффективности предпринимаемых мер в области регулирования работы транспорта;
      получение опережающей информации о неблагополучии в отдельных секторах рынка и необходимости принятия, конкретных мер;
      сведения о практическом опыте транспортного регулирования на местах и о наиболее эффективных методах, применяемых, найденных в отдельных регионах - конкретные предложения по совершенствованию действующего лицензирования предприятий, тарифной системы, разделения транспортного рынка на сектора;
      информацию об актуальности и "работоспособности" действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области транспорта и предложения по их совершенствованию.
      Необходим определенный период становления, накопления опыта, а также подкрепления всех перечисленных функций РТИ соответствующими административными и правовыми актами, что происходит в настоящее время.

Заключение

Переход к рыночным отношениям потребовал принципиально новых форм государственного регулирования деятельности транспортного комплекса и более развитого законодательного обеспечения этой сферы. В условиях рыночной экономики соотношение в развитии автомобильного транспорта общего пользования, ведомственного, кооперативного, частных владельцев определяется их способностью обеспечить клиенту качественное транспортное обслуживание при минимальных издержках. Однако свобода предпринимательской деятельности в сфере транспорта без соответствующих рычагов регулирования может привести к переизбытку предложений в одних видах перевозок и недостатку предложений, следовательно, монополизму в других.
и т.д.................

Введение

Одной из составляющих лицензирования является метод государственного регулирования или эффективная мера власти всех уровней по осуществлению упорядочения предпринимательской деятельности, не допуская избыточной конкуренции и монополизма, не вмешиваясь в хозяйственную часть этой деятельности.

Необходимость введения лицензирования автотранспортной деятельности была вызвана складывающейся обстановкой в транспортном комплексе Российской Федерации.

Начиная с 1992 года для обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг, защиты интересов потребителей, реализации требований антимонопольного законодательства, обеспечения безопасности движения и соблюдения экологических норм на автомобильном транспорте Российской Федерации была введена в действие система лицензирования.

Нормативную основу лицензирования перевозок автомобильным транспортом образуют федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.12.2010) (принят ГД ФС РФ 22.04.2011), "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.07.2010) (принят ГД ФС РФ от 15.11.1995), подзаконные акты в области лицензирования.

· обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

· установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

· установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

· установление лицензионных требований и условий

· лицензировании конкретных видов деятельности;

· гласность и открытость лицензирования;

· соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта.

Министерство транспорта РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (Управления государственного автодорожного надзора, (далее Управление) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Одним из полномочий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом возложено на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, образованную в составе Минтранса России.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности" ст. 17, п. 62 определен вид деятельности, на осуществление которой требуется лицензия:

перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемые юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.


Глава 1 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

1.1 Лицензирование на автотранспорте: основные понятия, цели и принципы

Некоторыми видами деятельности юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут заниматься только на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

Процесс лицензирования на автомобильном транспорте является регулятором к допуску физических и юридических лиц к автотранспортной деятельности. Лицензирование регулируется нормативными актами федерального, регионального и местного уровня управления. Это эффективная мера защиты государства и региона от возможных негативных последствий коммерческой деятельности предпринимателей. Лицензирование на автотранспорте – один из видов воздействия на хозяйственные субъекты для соблюдения требований безопасности эксплуатации автотранспортных средств. Также оно служит для поддержания соблюдения экологических норм. Кроме того, это - инструмент государственного регулирования деятельности на транспорте, регулирования рынка транспортных услуг. Все положения о лицензировании также отмечают следующие цели: защита интересов потребителей услуг, реализация требований безопасности дорожного движения.

В целях исполнения нормативов в сфере лицензирования применяются следующие понятия:

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при соблюдении требований и условий, выданное юридическому лицу или предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением, регулированием, приостановлением и аннулированием лицензий и контролем за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании отдельных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.

Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с федеральным законом.

Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который имеет лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

Защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

Утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

Гласность и открытость лицензирования;

Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.


Виды деятельности в сфере автотранспорта, подлежащие лицензированию и лицензионные требования

Перечень лицензируемых видов деятельности на автотранспорте изменялся многократно. Сегодня в перечне лицензируемых видов деятельности в сфере автотранспорта остались:

Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом. (выдаче разрешений согласно ФЗ №69-ФЗ от 21.04.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»)

Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Место осуществления лицензируемого вида деятельности - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

1.3 Лицензирующие органы . Управление государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзор)

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

Лицензирование на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу Федерального закона иными федеральными законами;

Надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

Приостановление действия лицензий;

Возобновление действия лицензий;

Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

Формирование и ведение реестра лицензий.

Федеральные органы государственной власти, осуществляющие лицензирование, определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями, а также федеральными законами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование, определяются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации и соответствующем основам конституционного строя Российской Федерации и установленным федеративным законом общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Федеральные органы государственной власти, осуществляющие лицензирование, вправе передавать их органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления только в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

«УГАДН» Управление государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) вследствие административной реформы, проводимой в нашей стране, организовано в январе 2005 года на базе Саха (Якутского) республиканского отделения Российской транспортной инспекции, которое с 1991 года осуществляло государственный контроль (надзор) на всех видах транспорта в Республике. Согласно Положения, утвержденного приказом Федеральной службой по надзору в сфере транспорта от 22 декабря 2005 года № АН-341фс, Управление госавтодорнадзора осуществляет в установленном порядке контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и федеральных автомобильных дорог на территории Республики Саха (Якутия), в том числе:

Государственный контроль и надзор за исполнением органом государственной исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте; контроль и надзор за соблюдением требований нормативных документов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании федеральных автомобильных дорог, а также за деятельностью организаций по выполнению законодательства Российской Федерации и нормативных документов в данной сфере деятельности; контроль и надзор за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на стационарных и передвижных пунктах весового контроля; контроль за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основными задачами Российской транспортной инспекции являются:

1) Осуществление Государственного контроля за соблюдением нормативно правовых актов, регламентирующих работу транспортного комплекса.

2) Осуществление Государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами транспортного комплекса.

3) Лицензирование отдельных видов деятельности в транспортном комплексе в пределах ее компетенции.

4) Осуществление транспортного контроля за выполнением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через границу РФ.

Российская транспортная инспекция осуществляет следующие функции:

Руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью отделений Российской транспортной инспекции. Обеспечивает организационное и методическое руководство отделениями Российской транспортной инспекции при выполнении ими специальных разрешительных, контрольных, надзорных, а также других возложенных на них функций.

1) Определяет основные направления совершенствования деятельности Российской транспортной инспекции. 9 Анализирует практику применения в транспортном комплексе нормативно правовых актов в транспортном комплексе.

2) Готовит к изданию аналитические материалы о состоянии и динамике развития транспортного комплекса.

3) Содействует реализации в транспортном комплексе Государственной политики в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

4) Вносит предложения о проведении научно-исследовательских, проектных работ, организует проведение совещаний, семинаров по вопросам совершенствования деятельности Российской транспортной инспекции.

Отделения Российской транспортной инспекции осуществляют следующие функции:

1) Ведут реестр лицензий, выданных в транспортном комплексе, формируют перечень субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и другую связанную с обеспечением транспортного процесса деятельность, с учетом места их регистрации.

2) Оказывают содействие правоохранительным органам в выявлении субъектов транспортного комплекса, осуществляющих без лицензии, деятельность, подлежащую лицензированию, либо противоправную деятельность, проводят профилактику административных правонарушений в этой области.

3) Осуществляют контроль за исполнением субъектами транспортного комплекса нормативно-правовых актов РФ, а также лицензионных требований и условий.

4) Осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Российской транспортной инспекции.

5) Участвуют в разработке и контроле за реализацией субъектами транс-

портного комплекса мер по повышению безопасности движения, снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, по поддержанию транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в технически исправном состоянии.

6) Содействуют созданию условий для функционирования рынка транспортных услуг, а также защите прав потребителей и законных интересов производителей этих услуг.

7) Обеспечивают взаимодействие Минтранса РФ с полномочными представителями Президента в Федеральных округах.

8) Осуществляют мониторинг деятельности субъектов транспортного комплекса на рынке транспортных услуг.

9) Осуществляют контроль за соблюдением правил международных перевозок пассажиров и грузов как российскими, так и иностранными перевозчиками.

10) Оказывают содействие в организации перевозки сил, средств и материальных ресурсов при ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий.

11) Осуществляют контроль за соблюдением требований об аттестации специалистов по обеспечению безопасности движения, организуют и проводят такую аттестацию.

12) Выполняют также такие функции, как статистическое наблюдение, информационное обеспечение, производство по делам об административных нарушениях и пр.

Российская транспортная инспекция, осуществляя свои функции, имеет право:

1) Проводить проверки субъектов транспортного комплекса. 10

3) Выдавать руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса, предписания об устранении выявленных нарушений.

4) Составлять протоколы об административных правонарушениях. Приглашать руководителей организаций и граждан для рассмотрения дел об административных правонарушениях, получать от них необходимые объяснения, справки, документы.

Первоначально полномочия по лицензированию услуг на автотранспорте были возложены на МИНТРАНС РФ, согласно Постановлению правительства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности от 24.12.94 №1418. МИНТРАНСОМ РФ в целях исполнения этой задачи была создана Российская Транспортная Инспекция (РТИ) (Постановление правительства РФ от 25.09.90 №378). РТИ имело департамент и 83 отделения. Но позже указом президента РФ “O системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 09.03.04 №314 вместо департамента РТИ при МИНТРАНСЕ РФ была создана Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) - федеральный орган исполнительной власти России. Осуществляет функции по контролю и надзору в сфере воздушного (гражданской авиации), морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морских рыбных портах), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами.

В состав Ространснадзора входят несколько служб:

Госжелдорнадзор

Госморречнадзор

Госавианадзор

Транспортная безопасность

Госавтодорнадзор

Последняя служба создана для непосредственного управления автомобильным транспортом.

Управление государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзор) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и осуществляет руководство деятельностью территориальных органов государственного автодорожного надзора.

Деятельность Госавтодорнадзора регламентируется приказом Ространснадзора от 05.02.2007 г. № ГК-73 фс (изменен 19 декабря 2007).

Не будем рассматривать все функции подразделения, так как нас интересует лицензирование.

В сфере лицензирования, на Госавтодорнадзор возложены следующие функции:

1. лицензирование видов деятельности:

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

Перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3.5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.

Надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» от 04.05.2011 № 99-ФЗ предприятие может заниматься только на основании лицензии. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка. Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. В целях настоящего Федерального закона под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию. Основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.

Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии.

Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей.

Порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.

В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности:

эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

перевозки морским транспортом грузов;

перевозки внутренним водным транспортом грузов;

перевозки воздушным транспортом грузов;

перевозки железнодорожным транспортом грузов;

перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;

транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В постановлении Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. N 208 «Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии» приводится форма документа, подтверждающего наличие лицензии. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности и относятся к защищенной полиграфической продукции. С 1 июля 2006 г. оформление предоставляемых (переоформляемых) лицензий осуществляется по указанной форме, за исключением тех видов деятельности, лицензирование которых прекращается с 1 января 2007 г.

Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. Порядок осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами, устанавливается законодательством Российской Федерации и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

За осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии по законодательству РФ предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

Уголовная ответственность определена в ст. 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство» для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц организаций. Наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Административная ответственность влечет наложение на граждан и должностных лиц штрафных санкций. Согласно п. 2 и п. 3 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации:

осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.


Похожая информация.


В рыночной экономике предприятия и предприниматели самостоятельно определяют профиль своей деятельности. Задача государства - обеспечение безопасной, квалифицированной и надежной (с точки зрения защиты интересов потребителей) деятельности транспортных операторов в выбранном ими сегменте.

Решение этой задачи начинается с допуска организаций и предпринимателей к осуществлению автотранспортной деятельности, основой которого во всем мире является система лицензирования.

Лицензией называется выданное уполномоченным государственным органом разрешение на осуществление определенного вида деятельности.

Лицензирование неразрывно связано с описанной в параграфе 6.1 системой структуризации транспортной деятельности и направлено, прежде всего, на четкую идентификацию положения транспортного оператора на рынке.

Вид выдаваемой лицензии зависит от экономических и технологических особенностей сегмента, в котором намерен осуществлять свою деятельность оператор. Набор требований к соискателю лицензии может изменяться от простейшей заявительной регистрации до необходимости доказать свою профессиональную пригодность, финансовую состоятельность, хорошую репутацию, наличие необходимого персонала, транспортных средств и оборудования и т.д. Это зависит от характера деятельности в соответствующем сегменте, от уровня потенциальных рисков, с которыми она сопряжена, а также от задач, которые ставит государство в отношении того или иного сегмента рынка. Так, для стимулирования притока операторов в определенный сегмент планка лицензионных требований может быть снижена; для повышения уровня безопасности перевозок могут быть ужесточены соответствующие требования к транспортным средствам и подготовке персонала, и т.п.

В зависимости от перечисленных факторов лицензирование может быть:

  • - разрешительным. В этом случае для получения лицензии необходимо предоставление определенных документов, иногда - сдача экзаменов. В выдаче лицензии может быть отказано из-за несоответствия соискателя лицензионным требованиям;
  • - заявительным (уведомительным). В этом случае для получения лицензии достаточно направить в уполномоченный орган определенную информацию о соответствующем бизнесе. Оператор, уведомивший государство о начале своей деятельности, вносится в соответствующий реестр и с этого момента его деятельность считается легитимной, что, однако, не освобождает его от проверки соответствия установленным лицензионным требованиям.

Некоторые виды транспортной деятельности могут осуществляться без лицензии. Обычно это услуги, предоставление которых сопровождается минимальными коммерческими или физическими рисками, и (или) услуги, неразрывно сопряженные с другими, лицензируемыми видами деятельности. Так, в некоторых странах экспедиторы не должны получать лицензию и могут свободно выполнять целый ряд услуг по оформлению документов, планированию перевозки, временному хранению грузов и т.д. (см. врезку 7.1). Однако если в набор услуг экспедитора входит перевозка, то он обязан либо иметь соответствующую лицензию (если выполняет перевозку сам), либо привлекать к выполнению перевозки только лицензированного оператора.

Наличие у транспортных операторов лицензий позволяет:

  • - государству - обеспечивать безопасное и качественное транспортное обслуживание, оценивать и регулировать соотношение спроса и предложения на различных сегментах, управлять внутривидовой и межвидовой конкуренцией;
  • - лицензированным операторам - рассчитывать на защиту государства от недобросовестной конкуренции со стороны организаций, не имеющих соответствующей лицензии;
  • - клиентам - рассчитывать на получение услуг от надежных квалифицированных операторов, а также ориентироваться на рынке, получая четкую информацию о количестве операторов, действующих в различных сегментах рынка, об услугах, которые они, в соответствии со своими лицензиями, могут или обязаны предоставлять, об их ответственности и т.д.

Врезка 7 .1. Нужно ли лицензировать грузовые перевозки?

На начальном этапе рыночных преобразовании в Российской Федерации на транспорте была создана система лицензирования, которая охватывала практически все виды перевозочной деятельности и была построена на основе общепринятых в мире подходов. Однако на определенном этапе реформ в контексте необходимости либерализации рыночной деятельности и ликвидации административных барьеров в экономике начался демонтаж этой системы.

В настоящее время1 в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 9Э-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"> в секторе перевозок грузов лицензированию подлежат только перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, когда перевозки осуществляются для обеспечения собственных нужд), а также перевозки и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте.

Очевидно, этот перечень далеко не охватывает всех видов грузовых перевозок. В частности, полностью отсутствует лицензирование на грузовом автомобильном транспорте - наиболее массовом виде транспорта, где обеспечение безопасности и защита рынка от недобросовестных предпринимателей представляются особенно важными. Не подлежат лицензированию даже автомобильные перевозки опасных грузов.

Решения о ликвидации системы лицензирования нередко обосновываются ссылками на опыт развитых стран, где либерализация экономики якобы сопровождается отменой лицензирования и государственной системы допуска в бизнес вообще. Существует мнение, что государственное лицензирование операторов может быть заменено страхованием, добровольной сертификацией либо аттестацией, проводимой саморегулируемыми организациями. Однако предметный анализ опыта развитых стран опровергает эту точку зрения.

В международной практике процедура допуска не всегда буквально именуется "лицензированием", но в любом случае основана на жесткой системе требований, которым должен отвечать претендент на работу в том пли ином сегменте рынка транспортных услуг.

Ниже описаны действующие в ЕС и в США требования по допуску операторов на рынок грузовых автомобильных перевозок.

В Евросоюзе в соответствии с директивой Совета ЕС 96/26/ЕС предприятия, намеренные выполнять автомобильные перевозки грузов, должны иметь хорошую репутацию, иметь надежное финансовое положение и удовлетворять требованиям профессиональной компетентности.

Для подтверждения хорошей репутации проверкой устанавливается, что лицо или компания не подвергались судебному преследованию, в частности, коммерческого свойства, а также не были признаны в установленном порядке неспособными к осуществлению бизнеса в секторе грузовых перевозок.

При проверке надежности финансового положения компетентный орган должен проанализировать годовой отчет компании (если таковой имеется), а также финансовое обеспечение, включая банковские активы, кредитное состояние и историю, материальные активы, которые могут рассматриваться как финансовое обеспечение бизнеса, издержки (включая затраты на приобретение транспортных средств) и собственные оборотные средства. Бизнес должен иметь капитал и резервы в размере не менее 9 тыс. евро при наличии одного грузового автомобиля и по 5 тыс. евро на каждый дополнительный автомобиль.

Профессиональная компетентность подтверждается наличием у соискателя специальных знаний, состав которых определен директивой. Уровень компетентности проверяется на основе обязательного письменного экзамена, который может быть дополнен собеседованием. К перевозчикам опасных грузов предъявляются дополнительные требования, установленные специальной директивой Совета ЕС 94/55/ЕС.

В США компании, выполняющие междуштатные перевозки грузов, должны получить регистрацию в Федеральной администрации по безопасности автомобильных перевозчиков (Federal Motor Corner Safety Administration - FMCSA) и, кроме того, получить в министерстве транспорта США (Department о/ Transportation) регистрационный номер, который является уникальным идентификатором данного оператора для статистического наблюдения, аудита, рассмотрения претензий и исков, анализа. Все компании, впервые пол) чающие peгистрацию, должны пройти специальный аудит по безопасности и в течение 18 месяцев работать без происшествий для того, чтобы получить постоянную регистрацию.

Кроме того, компании, работающие по найму и подпадающие под юрисдикцию Бюро наземного транспорта (Surfасе Transportation Board) министерства транспорта США, должны получить специальное разрешение на работу в междуштатном сообщении. Разрешение определяет вид перевозок, разрешенные маршруты и вид перевозимого груза, а также условия выполнения перевозки (в частности, уровень ответственности и размер страхового покрытия). Поэтому компании, работающей па различных маршрутах, может понадобиться несколько подобных разрешений.

Наконец, компании, намеренные выполнять перевозку опасных грузов, должны получить специальное разрешение министерства транспорта (Hazardous Materials Safety Permit).

Таким образом, в развитых странах развитая система лицензирования грузовых автомобильных перевозчиков применяется не только для обеспечения необходимою уровня безопасности транспортной деятельности, но и для защиты всех субъектов рынка от деятельности ненадежных и неквалифицированных операторов.

Следствием ликвидации лицензионной системы на грузовом автотранспорте в России стало существенное снижение квалификации многих транспортных операторов, недобросовестная конкуренция, демпинг, падение уровня качества обслуживания. Следует ожидать, что по мере развития рыночных отношений в России будут реализованы все общепринятые в мире принципы допуска к транспортной деятельности.

Транспортная деятельность — это важная сфера обслуживания, заключающаяся в перевозке грузов и пассажиров. Подобный род занятий, тесно связанный с , а также влияющий на экологию и на , требует в соответствующих госорганах. Осуществлять транспортную деятельность можно только после обучения сотрудников, прохождения специфических проверок и получения разрешения.

В каких случаях требуется лицензирование транспортной деятельности

Для начала давайте узнаем, какие виды перевозок подлежат лицензированию. Перечень видов деятельности в транспортной сфере, на которые требуется лицензирование, постоянно изменяется и пополняется новыми пунктами. На сегодняшний день обязательно получить разрешение (пройти лицензирование) потребуется, если организация планирует заниматься:

  • Перевозкой автомобильным транспортом более 8 пассажиров (кроме служебных нужд и );
  • перевозкой пассажиров и грузов железнодорожным, морским и речным транспортом;
  • коммерческой перевозкой пассажиров на легковом транспорте;
  • перевозкой грузов свыше 3,5 тонн (кроме служебных нужд ИП и юрлиц);
  • погрузкой и разгрузкой опасных грузов в портах и на железной дороге;
  • воздушной перевозкой грузов и пассажиров;
  • буксировкой на водном транспорте.

И хотя лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом (автотранспортных), автобусных, морских и железнодорожных — важная тема для обсуждения, но мы рассмотрим порядок лицензирования видов деятельности, которые связаны с автомобильными транспортными услугами в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

О понятии и особенностях лицензирования пассажирских перевозок расскажет специалист в видео ниже:

Как происходит выдача лицензий

Чтобы получить необходимую лицензию, организации следует пройти несколько шагов и обеспечить соблюдение важных условий, которые выдвигаются государством к юридическим лицам, планирующим заниматься транспортной деятельностью.

Ответственные органы

Лицензированием транспортной деятельности занимается Ространснадзор. Именно в эту государственную структуру организации следует подавать документы, если вы планируете осуществлять коммерческую перевозку пассажиров и грузов.

Помимо согласования и выдачи лицензий Ространснадзор занимается и контролем за деятельностью тех организаций, которым она была разрешена. , транспорта организации приведут к проверке инспекторами данной госструктуры и — возможно — аннулированию лицензии.

Условия лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и грузов описаны ниже.

Условия

Лицензия на транспортную деятельность выдается организациям, только если ими будут соблюдены определенные условия. Подобная строгость в контроле юрлиц обусловлена важностью их работы.

Итак, вы можете подать заявление на лицензирование, если:

  • У вас есть собственные или арендованные помещения, в которых будет производиться обслуживание и ремонт транспортных средств, или же у вас заключен договор с организацией, которая будет этим заниматься;
  • у вас в штате числятся аттестованные квалифицированные опытные водители, прошедшие ;
  • у вас в штате числится лицензированный медработник, который будет проводить пред- и послерейсовую проверку водителей (или заключен договор со специализированной организацией);
  • у вас есть необходимый автотранспорт и технические средства, прошедшие и допущенные к и пассажирским перевозкам;
  • на автотранспорте установлены средства по контролю режима движения, труда и отдыха;
  • автотранспорт оснащен сертифицированной аппаратурой спутниковой навигации;
  • автотранспорт .

О лицензировании детских перевозок речь пойдет в этом видеоролике:

Необходимые документы

Чтобы запустить процедуру возможности предоставления вашей организации лицензии, вам следует собрать для Ространснадзора пакет документов.

  1. Заявление по установленной форме.
  2. Копии свидетельств ИНН, постановке на налоговый учет и о внесении организации в . Для ИП вместо последнего документа потребуется .
  3. Копии квалификационных и аттестационных удостоверений штатных водителей.
  4. Копии последних медосмотров штатных водителей.
  5. Сведения о ТС ( , и ).
  6. Свидетельство собственности на указанные ТС или .
  7. Свидетельство собственности или договор аренды на помещения, в которых будет осуществляться техобслуживание и ремонт ТС.
  8. Диплом об образовании и лицензия медработника или договор с организацией, которая будет проводить пред- и послерейсовые осмотры штатных водителей.
  9. Уведомление о включении ТС организации в Реестр категорированной транспортной инфраструктуры.
  10. Квитанция на 7500 рублей.

Заявление

Бланк заявления на получение лицензии вы можете найти на госуслугах в разделе, посвященном деятельности Ространснадзора. Там же можно сверить и список необходимых для подачи заявки документов.

В заявлении указывается наименование организации или ИП, а также прочие реквизиты, важные для сверки и заполнения документации. На каждый род услуг, которые планирует осуществлять организация, требуется заполнить свой бланк заявления, собрать пакет копий документов, а также оплатить госпошлину.

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки вы можете скачать .

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 1

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 2

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 3

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 4

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 5

Бланк заявления на получение лицензии на перевозки — 6

Этапы оформления разрешения

Для оформления лицензии на транспортную деятельность вам нужно собрать указанный пакет документов и отнести его в управление Ространснадзора по своему городу.

  1. Поданный пакет просматривается инспектором и принимается.
  2. В течение двух недель Ространснадзор должен ответить вам на ваше заявление. Если вашей организацией не были соблюдены условия лицензирования, или в документах содержатся ошибки, вам в письменном виде откажут в выдаче разрешения. В ином случае процедура получения пойдет дальше.
  3. В течение трех дней после принятия положительного решения Ространснадзор должен предоставить в адрес организации соответствующее уведомление.
  4. При необходимости будет назначена экспертиза соответствия вашей организации условиям лицензирования. Вы либо привезете оригиналы документов в управление Ространснадзора, либо комиссия приедет непосредственно к вам для осмотра и бесед с руководством, медработником и водителями.

Готовая лицензия на транспортную деятельность выдается Ространснадзором не позднее 45-ого рабочего дня с момента подачи пакета документов.

Чем чреваты перевозки без лицензии, расскажет это видео:

от 23.04.94 N 372, от 31.07.98 N 866)

1. Лицензирование перевозочной, транспортно - экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте, производится с целью государственного регулирования этих видов деятельности, обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителей этих услуг, реализации требований антимонопольного законодательства, безопасности движения и соблюдения экологических норм при эксплуатации автомобильного транспорта.

2. Лицензированию подлежит деятельность предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также предпринимателей, осуществляющих:

а) городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные перевозки грузов и пассажиров, за исключением перевозок, указанных в пункте 3 настоящего Положения;

б) транспортно - экспедиционное обслуживание юридических лиц и граждан;

в) ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств на коммерческой основе.

В дополнение пункта 3 Постановлением Правительства РФ от 12.02.1993 N 121 установлено, что перевозки грузов и пассажиров автотранспортными средствами предприятий, организаций и учреждений системы Государственного комитета Российской Федерации по статистике (за исключением перевозок, выполняемых автотранспортными средствами указанных предприятий, организаций и учреждений на коммерческой основе) не подлежат лицензированию.

3. Лицензированию не подлежат:

а) технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки, осуществляемые автотранспортными средствами без выхода на дороги общего пользования;

б) внутрихозяйственные, внутрирайонные, внутриобластные, внутрикраевые, внутриреспубликанские (республик в составе Российской Федерации) перевозки, осуществляемые автотранспортом колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса для нужд сельского хозяйства, межобластные, межкраевые, межреспубликанские (в пределах территории Российской Федерации) перевозки сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки, минеральных удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, оборудования и запасных частей, а также ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий;

в) перевозки грузов и пассажиров, осуществляемые по специальным постановлениям Правительства Российской Федерации;

г) перевозки грузов и пассажиров, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий;

д) перевозки, осуществляемые специальными и учебными автомобилями;

е) перевозки грузов и пассажиров автотранспортными средствами, принадлежащими учреждениям здравоохранения Российской Федерации и Министерству связи Российской Федерации (за исключением перевозок, выполняемых автотранспортными средствами указанных организаций на коммерческой основе), вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел.

4. Устанавливаются следующие виды лицензий:

на перевозки грузов - "Г";

на перевозки пассажиров - "П";

на транспортно - экспедиционное обслуживание - "Т";

на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств - "С";

на перевозки опасных грузов - "ОГ".

В лицензии на перевозку опасных грузов обязательно указывается вид опасного груза, на перевозку которого выдана лицензия.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 N 372)

К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее 3 лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 N 372)

5. На каждое транспортное средство одновременно с лицензией выдается лицензионная карточка, цвет которой соответствует зоне его деятельности:

голубой - городские и пригородные перевозки;

желтый - внутриреспубликанские (республик в составе Российской Федерации), внутрикраевые, внутриобластные междугородные перевозки;

красный - межреспубликанские (в пределах Российской Федерации), межкраевые, межобластные междугородные перевозки;

зеленый - международные перевозки.

Формы лицензии и лицензионной карточки утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

6. Все виды лицензий выдаются на определенный срок (3 месяца, 1 год или 5 лет) региональными отделениями Российской транспортной инспекции и ее филиалами, за исключением лицензий на международные перевозки и связанные с ними транспортно - экспедиционные услуги, которые выдаются Министерством транспорта Российской Федерации или в устанавливаемом им порядке.

7. Для получения лицензий предприятия, организации, учреждения и предприниматели представляют:

а) заявление по форме, устанавливаемой Министерством транспорта Российской Федерации, с указанием вида и зоны деятельности, а также срока действия лицензии;

б) копию документа, удостоверяющего государственную регистрацию предприятия или предпринимателя, а для организации или учреждения - копию утвержденного в установленном порядке устава или положения;

в) данные о количестве имеющихся:

автотранспортных средств - для получения лицензии на перевозки;

постов для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств - для получения лицензии на осуществление технического обслуживания и ремонта;

г) данные о других основных фондах, обеспечивающих выполнение указанной в заявлении деятельности;

д) копию документа, подтверждающего профессиональную пригодность руководителя предприятия, организации, учреждения, предпринимателя или лиц, уполномоченных ими для руководства лицензируемой деятельностью (диплома об окончании специального учебного заведения или документа, подтверждающего стаж работы по специальности не менее 5 лет);

е) документы, свидетельствующие о технической возможности транспортных средств осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов, - для получения лицензии на перевозку опасного груза.

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 N 372)

При отсутствии указанных документов руководитель, предприниматель или лица, ими уполномоченные для руководства лицензируемой деятельностью, должны сдать экзамен на профессиональную пригодность.

Порядок сдачи экзаменов и объем необходимых знаний устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

8. Предприятия, организации, учреждения и предприниматели могут иметь одновременно несколько видов лицензий.

9. Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга могут устанавливать дополнительные условия для выдачи лицензий, обеспечивающие защиту интересов потребителей транспортных услуг.

10. Отказ в выдаче лицензий производится в случаях, когда:

а) профессиональная подготовка руководителя предприятия, организации, учреждения, предпринимателя или лиц, уполномоченных ими для руководства лицензируемой деятельностью, не соответствует установленным требованиям;

б) в представленных документах указаны неверные сведения;

в) подвижной состав не пригоден для перевозок, указанных в заявлении для получения лицензии;

г) производственная база заявителя не отвечает экологическим требованиям или не обеспечивает поддержания транспортных средств в исправном состоянии;

д) не выполняются иные условия, необходимые для осуществления деятельности, указанной в заявлении.

11. Выдача лицензий (уведомления об отказе в ее выдаче) осуществляется в 30-дневный срок со дня подачи заявления.

12. Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при выдаче лицензии, решениями соответствующих органов исполнительной власти могут создаваться при отделениях Российской транспортной инспекции комиссии по лицензированию.

В состав комиссий включаются работники Российской транспортной инспекции, специалисты по эксплуатации автомобильного транспорта, представители соответствующего органа исполнительной власти.

13. Владелец лицензии не имеет права передавать ее другому юридическому или физическому лицу.

14. Владелец лицензии обязан:

а) обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии;

б) иметь на лобовом стекле каждого автотранспортного средства лицензионную карточку;

в) представлять органам, выдавшим лицензию, по их требованию сведения о лицензируемой деятельности.

15. В случае увеличения количества автотранспортных средств (без изменения вида деятельности) владелец лицензии должен получить в установленном порядке дополнительные лицензионные карточки.

16. Предприятия, организации, учреждения и предприниматели приобретают лицензии в отделениях Российской транспортной инспекции за плату, размеры которой устанавливаются:

на межреспубликанские (в пределах Российской Федерации), межкраевые, межобластные, международные перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом и транспортно - экспедиционную деятельность, связанную с этими перевозками, - Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации;