Чем отличается патронат от приемной семьи. Тимирязевский муниципальный округ

Семьи бывают самых разных форм и размеров. Некоторые счастливые дети живут с обоими родителями и воспитываются в любви и гармонии. Другие живут либо просто с мамой, либо с папой. Некоторые имеют возможность воспитываться бабушкой и дедушкой. Но есть такие дети, которые оказались в сложном положении, у них нет мамы и папы, бабушки и дедушки, им не читают сказку на ночь и все о чем они мечтают — это далеко не iPad…была бы только мама рядом!

В первую очередь дети нуждаются в ком-то, кто мог бы заботиться о них. Детям нужен дом, место для сна, пища, одежда и игрушки. Но самое главное, им нужен человек, который заботится о них.

Если мама малыша или папа не могут обеспечить надлежащий уход или приносят вред ребенку своим образом жизни, государство должно вмешаться и поместить ребенка в другой дом. К счастью, в наше время появились патронатные семьи. И такую форму воспитания можно назвать просто — устройство ребенка в полноценную семью! Патронат (Проект Федерального закона N 217944-6 «О патронате в РФ») — это не усыновление. Здесь строго разграничиваются права и обязанности между службой опеки и патронатным родителем. Патронатное воспитание — это не только родительская забота и полноценная семья, но еще и работа (гл. 49 ТК РФ). В п. 1 ст. 123СК РФ (1, с. 273) содержится перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса РФ устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

Но не стоит забывать, что ребенок, воспитывающийся в патронатной семье, прежде всего, расценивает её, как настоящую и полноценную семью. При этом имеется государственная служба, которая оказывает помощь такой семье.

Чем отличается патронат от других форм устройства детей в семью?

После того, как вы стали патронатным родителем вас можно поздравить не только с появлением нового члена семьи, но и профессией! Теперь вы, воспитатель, вы официально становитесь сотрудником уполномоченной организации (детского дома). Вам идет трудовой стаж, выплачивается заработная плата (4 000 рублей) и пособие на ребенка. Вам будет предоставлен официальный, оплачиваемый отпуск. В общем, законное трудоустройство. Если в семье возникают проблемы, вам окажут квалифицированную помощь. В уполномоченной организации, есть:

  • психологи;
  • врачи;
  • воспитатели;
  • юристы;
  • педагоги.

Эти люди ответственные и, так же как и вы, должны помогать ребенку. Законным представителем ребенка остается детский дом. При такой форме воспитания за ребенком, взятым на патронатное попечительство, сохраняются все льготы, которые положены воспитанникам детского дома:

  • бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатное посещение кружков и секций;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • поступление в ВУЗ без испытаний.


Что это дает ребенку и родителям?

Для того чтобы взять ребенка на патронатное воспитание вы должны пройти следующие процедуры:

  • специальные занятия для подготовки;
  • вам расскажут, как воспитывать ребенка, который не родился в вашей семье;
  • специалисты поделятся с вами всеми необходимыми для этого навыками;
  • вы сможете сначала взвесить все За и Против, оценив свои возможности;
  • у вас будет возможность узнать и понять для какого ребенка подойдет именно ваша семья.

Для ребенка, оставшегося без семьи это:

  • возможность расти в любящей семье;
  • иметь социальные гарантии;
  • возможность получать квалифицированную помощь специалистов;
  • шанс вернуться в свою семью.


Куда обращаться?

Службы патронатного воспитания в основном создаются на базе детских домов. Наиболее полную информацию вы можете получить в отделе опеки при администрации города, в котором вы живете.

Связь с семьей

Если вы берете на патронатное воспитание ребенка, он не всегда круглый сирота. Чаще всего у него есть кровные родственники. И приоритет такой формы воспитания в том, что ребенок может общаться со своими родными. А еще у него есть возможность вернутся в родную семью, если его родители будут для этого делать все возможное. Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. Итак, можно заключить, что есть два вида патронатного воспитания детей:

Долгосрочное пребывание ребенка у вас. Если надежды на возвращение в семью нет. Вы берете ребенка и строите настоящие семейные отношения. Теперь вы для него родитель. Ребенок будет устроен в вашу семью до совершеннолетия и возвращение в родную семью маловероятно. Так же под этот пункт подходит ребенок, который в последующем будет усыновлен вами.

Краткосрочное устройство, это когда вы лишь помогаете ребенку на какое-то время, пока его семья исправляет ситуацию.

Кто может стать патронатным родителем

Люди, которые могут стать патронатными родителями должны обязательно пройти медицинское освидетельствование, аналогичное для опекунов и усыновителей. Но главную роль здесь играет заключение службы по устройству детей на воспитание в семью. Все зависит от того, какой результат они предоставят в итоге. После обследования вашей семьи.


Вы можете взять ребенка на потранатное воспитание если вы:

  • любите профессионально воспитывать детей;
  • у вас нет детей или близких и вы бы хотели семью;
  • вы хотели бы помочь ребенку обрести семью;
  • ваши дети выросли и покинули дом;
  • если вы хотите работать в этой сфере.

Кому нельзя работать патронатным воспитателем:

  • людям с соматическими заболеваниями;
  • алкоголикам или наркоманам;
  • психически не здоровым;
  • людям с криминальным прошлым и настоящим;
  • если у вас нет гражданства РФ;
  • вам не позволяет жилплощадь;
  • если кто-то из вашей семьи против;
  • не готовность сотрудничать с работниками патронатной службы.

Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Деятельность патронатной семьи характеризуется:

1. профессиональная деятельность (по договору) приемных родителей

или патронатных воспитателей (начисляется заработная плата, трудовой стаж;

патронатные воспитатели проходят специальное обучение);

2. профессиональное сопровождение семей структурами,

заключающими с ними договор (органы опеки и попечительства или

учреждение, организующее патронатное воспитание) и осуществляющими

консультирование (психологическое, педагогическое, юридическое,

медицинское и др.) и контроль над их деятельностью.

Патронатное воспитание - форма воспитания, при которой ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя. Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора, заключенного с учреждением по патронату и органом опеки и попечительства.

На патронатное воспитание передаются дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их местонахождение не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

При передаче ребенка на патронат защита его прав и законных интересов осуществляется в соответствии с установленным в договоре о патронатном воспитании разграничением прав и обязанностей по защите его прав и законных интересов между патронатным воспитателем и уполномоченным учреждением. Методическое руководство деятельностью по патронату возлагается на управление образования области. Контроль за деятельностью учреждения по патронату осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В обеспечении патронатного воспитания участвуют три стороны - патронатные воспитатели, детский дом и органы опеки. Патронатные воспитатели входят в штат детского дома, у них идет трудовой стаж, есть зарплата и пособие на содержание ребенка. Законным представителем ребенка в этом случае остается детский дом. Ответственность по защите прав и законных интересов ребенка в патронатной семье возлагается на его законного представителя (учреждение образования, здравоохранения или социальной защиты населения), на патронатного воспитателя и на орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, между которыми заключается трехсторонний договор. (Не более 3 детей передаются в семью на патронат).


Перечень документов для создания патронатной семьи:

1.копия трудовой книжки;

2.справка об отсутствии судимости;

3.справка с места работы; копия свидетельства о заключении брака (в случае, если лицо состоит в браке);

4.медицинская справка установленного образца;

5.справка от районного терапевта об отсутствии у совместно проживающий членов семьи инфекционных заболеваний;

6.документ, подтверждающий наличие жилья;

7.письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с заявителем;

8. паспорт или документ, его заменяющий, предъявляется лично.

Патронатная семья сегодня имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Одно из важных преимуществ – общегуманитарная ценность семьи как таковой.

Статус патронатной семьи

Патронатная семья как новая форма предоставляет участникам дополнительные возможности:

расширяет выбор условий участия

допускает плавный переход из одной формы в другую (патронатная семья как этап к усыновлению)

допускает отказ от ребенка без длительных процедур

Мотивы патронатных воспитателей образуют более широкий спектр, по сравнению с усыновителями, опекунами и попечителями, следствием чего является вовлечение большего числа социальных групп.

Возможные мотивы, предполагаемый социальный портрет патронатного воспитателя и плюсы и минусы этой социальной группы приведены в таблице.

8-800-200-181, 8-800-700-88-05 - консультации по вопросам семейного устройства детей-сирот (звонок из любого региона России бесплатный)

Что такое патронат

О патронатном воспитании

Патронатное воспитание как одна из наиболее перспективных форм семейного устройства детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.

Задачи патронатного воспитания

Патронатное воспитание - это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем (Статья 1 Закона города Москвы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» № 16 от 04.06.1997 года в редакции Законов города Москвы от 27.06.2001 № 33, от 29.09.2004 № 59).

Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании между Уполномоченной службой и патронатным воспитателем.

Уполномоченная служба действует на основании договора с муниципалитетом , как органом опеки и попечительства, который возлагает на нее работу по передаче воспитанников в патронатные семьи.

Патронатный воспитатель действует на основании договора с уполномоченной службой , является законным представителем ребенка в объеме, предусмотренном договором о патронатном воспитании, получает на ребенка пособие на питание, одежду и мягкий инвентарь по нормам предусмотренным для воспитанников школы-интерната и заработную плату в размере 3,5 минимальных размеров оплаты труда в расчете на одного ребенка.

Патронат над ребенком может устанавливаться:
- краткосрочно - на срок от 1 дня до 6 месяцев;
- долгосрочно - от шести месяцев и более (до совершеннолетия).

На патронатное воспитание могут быть переданы дети, не имеющие юридического статуса - расширяется круг детей , которые могут жить в семье, а не в учреждении, пока решается вопрос с их кровной семьей.

Для кандидатов в патронатные воспитатели нет жестких возрастных ограничений, ограничений по размерам жилой площади, по размеру дохода патронатного воспитателя, поскольку средства на питание ребенка выделяются. Существует только требование какого-либо еще источника дохода семьи, помимо зарплаты патронатного воспитателя. Таким образом, круг семей, которые могут принять ребенка, расширяется.

Отличие патронатного воспитания от опеки и усыновления прежде всего в том, что эта форма позволяет осуществлять отбор семей, профессиональную подготовку и сопровождение семьи после принятия ребенка.

Отбор семей происходит не только по некоторым формальным критериям (как это происходит при опеке и усыновлении), но по психологической готовности всей семьи, прежде всего самих патронатных воспитателей к принятию ребенка. Изучается мотивация принятия ребенка в семью, структура семьи, ее ресурсы, наличие в ней функциональных нарушений, психологическое здоровье и эмоциональная зрелость потенциальных патронатных воспитателей, способность их к принятию на себя ответственности за дальнейшие отношения с ребенком. Уполномоченная служба имеет возможность отказа кандидату, несмотря на то, что кандидат может удовлетворять формальным требованиям. Решение об отказе принимается коллегиально и обязательно аргументируется.

Преимущество патроната в обязательности подготовки семьи к принятию ребенка. Патронатный воспитатель не может отказаться от прохождения подготовки, тренинга, так как это является основанием для отказа от сотрудничества с ним Уполномоченной службы. Подготовка заключается в том, чтобы кандидаты в патронатные воспитатели заранее осознали возможные трудности и проблемы, с которыми им придется столкнуться после принятия ребенка в семью, и более реально оценили собственные возможности, ресурсы и ограничения. Необходимо также проработать страхи, мифы, стереотипы, ожидания семьи, которые зачастую совершенно не соответствуют реальности.

Подбор семьи и ребенка происходит с участием психолога. При этом учитывается психологическая совместимость ребенка и семьи, особенности травматического и негативного опыта ребенка. Возможен достаточно длительный период первоначального знакомства, гостевого посещения семьи. Это снижает риск возврата ребенка по сравнению с усыновлением, где подбор ребенка происходит по формальным признакам (возраст, цвет волос и т.д.). Основной принцип в патронатном воспитании: подбор семьи ребенку, а не ребенка семье. То есть прежде всего учитываются интересы ребенка, изучаются его особенности, психолог дает рекомендации, какая семья нужна данному ребенку.

Основной принцип патроната - сотрудничество семьи и уполномоченной службы в процессе воспитания, постоянная поддержка семьи службой.

Уполномоченная служба осуществляет контроль за выполнением патронатными воспитателями условий договора, индивидуального плана развития ребенка. Принятие жизненно важных решений относительно здоровья, воспитания и обучения ребенка происходит совместно Уполномоченной службой и патронатным воспитателем. Патронатный воспитатель по договору обязан выполнять рекомендации специалистов, предусмотренные индивидуальным планом развития ребенка. Контроль осуществляется через регулярные посещения семьи: 1 раз в месяц в течение первых 3-х месяцев жизни в патронатной семье, затем раз в 3 месяца, затем 1 раз в полгода. Ежегодно Уполномоченная служба должна осуществлять плановое обследование ребенка, помещенного в семью специалистами: врачом, психологом, педагогом, логопедом, дефектологом.

Патронат необходим и как промежуточная форма перед опекой и усыновлением, поскольку семья, усыновившая ребенка или взявшая под опеку, во-первых, не получает необходимой подготовки и, во-вторых, остается одна со своими трудностями и проблемами, из-за чего, как известно, нередки отмены усыновления и опеки.

В случае возврата ребенка из семьи по каким-либо непреодолимым обстоятельствам ребенок возвращается в то же учреждение, в уже знакомую обстановку, у Уполномоченной службы есть возможность подготовить его, оказать психологическую помощь, смягчить травмирующую ситуацию.

Еще одним преимуществом патронатного воспитания является возможность заключения патронатных договоров выходного дня для старших воспитанников. Не все подростки, прожившие несколько лет или всю жизнь в учреждениях готовы постоянно жить в семьею. Помимо этого существует большое количество семей, которые по тем или иным причинам не могут принять ребенка в семью на постоянное проживание, но готовы оказывать помощь и готовить ребят к самостоятельной жизни приглашая их в семью на выходные, праздничные дни и каникулы. В этом случае семья получает только продукты на питание в каникулы, зарплата не выплачивается. Значение этой формы патроната очень велико, так как у детей появляются значимые взрослые люди, способные оказать помощь выпускнику в самостоятельной взрослой жизни, поддержать его, направить.

Целью патронатного воспитания является обеспечение права к а ж д о г о ребенка жить и воспитываться в семье.

Задачи патронатного воспитания:
- подготовка ребенка к самостоятельной жизни;
- помощь в реабилитации кровной семьи и возможность сохранения родственных связей (в идеальном случае возвращение в кровную семью);
- формирование у ребенка новой привязанности, как основы дальнейшего благополучного развития личности в случае невозможности возвращения в кровную семью;
- преодоления депривационных нарушений личности ребенка, вызванных неблагополучной средой или жизнью вне семьи;
- усвоение ребенком семейных правил, норм поведения в семье и в обществе, образцов поведения отца и матери в семье с целью возможности создания собственной семьи;
- обогащение положительным социальным опытом, необходимым для дальнейшей социализации ребенка.

Психологами, изучающими проблемы детей, воспитывающихся вне семьи, доказана невозможность нормального развития ребенка вне постоянных, доверительных отношений с близким и значимым взрослым. Отношения привязанности ребенка к взрослому и характер этой привязанности определяют развитие всех сфер личности, прежде всего эмоциональной, познавательной, социальной. В нашем обществе существует миф о преимуществе коллективного, общественного воспитания перед семейным, хотя статистика говорит сама за себя: только 10% выпускников сиротских учреждений может нормально адаптироваться в жизни. Из-за этого мифа дети растут в сиротских учреждениях, имея вполне благополучных родственников, оставивших их на попечение государства.

В последнее время в нашей стране определенное развитие получают инновационные формы семейного устройства детей: приемные и патронатные семьи, семейные воспитательные группы, детские деревни SOS и др. В этой совокупности социальных технологий соединились интересы самих детей, общества и государства. Домашнее попечение и воспитание предотвращает социальную дезадаптацию несовершеннолетних и восстанавливает утраченные ими социальные качества и навыки; дети получают возможность жить и развиваться в теплой, эмоционально защищающей домашней среде. Для органов государственного управления и муниципального самоуправления выплата средств на содержание детей и заработной платы приемным родителям и воспитателям обеспечивает серьезную экономию ресурсов по сравнению с расходами на стационарные детские учреждения.

Одной из перспективных форм профессиональной замещающей семьи является приемная семья. Данная форма воспитания осиротевших детей впервые была предложена общесоюзным Детским Фондом имени В.И. Ленина. Правовым основанием такого рода устройства несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения, стало постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. «О создании детских домов семейного типа». Предполагалось, что создание подобных домов усилит государственную помощь детям и обеспечит более полное сочетание общественных и семейных форм воспитания. Разработанное годом позже положение о детских домах семейного типа предложило еще одну форму установления попечительства - «приемную семью», или «семейный детский дом». Статус приемной семьи был впервые законодательно закреплен в Семейном Кодексе Российской Федерации.

Приемная семья - это форма устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемая на профессиональной основе, в которой может воспитываться от 1 до 8 несовершеннолетних, включая родных детей. Приемные дети находятся на полном государственном обеспечении, а лицам, взявшим их на воспитание, выплачивается заработная плата.

Согласно Семейному Кодексу Российской Федерации приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями.

Для того чтобы яснее представить, каковы особенности и специфика приемной семьи, имеет смысл сравнить ее с такими формами семейного устройства, как усыновление, опека и попечительство, патронатная семья, семейная воспитательная группа.

Несомненно, что усыновление - это наиболее предпочтительная форма семейного устройства ребенка из всех имеющихся. Но многие из тех, кто хотел бы усыновить сироту, не могут решиться на такой шаг по весьма прозаической причине: им просто не хватает средств, чтобы обеспечить новому члену семьи достойные условия жизни. Приемная семья предполагает разрешение этой коллизии: приемные родители получают средства для содержания ребенка и заработную плату за его воспитание. Сохранение правовой связи воспитанника приемной семьи с кровными родителями - одна из характеристик приемной семьи, которая отличает ее от усыновления. Приемный ребенок сохраняет статус сироты или оставшегося без попечения родителей, родители-воспитатели не имеют права менять своему воспитаннику фамилию, имя, отчество. При усыновлении ребенок теряет статус сироты, следовательно, и все льготы, полагающиеся детям, лишенным родительского попечения. Помимо этого, в России действует тайна усыновления, поэтому усыновленным детям, как правило, меняют фамилию, имя и отчество. Усыновление можно отменить только в судебном порядке, деятельность же приемной семьи может быть прекращена органом опеки и попечительства.

Опека по своим признакам ближе к приемной семье. Ребенок в семье опекуна, так же как и воспитанник приемной семьи, имеет право получать все причитающиеся ему пособия и пользоваться соответствующими льготами. Опекуны (попечители), как и приемные родители, наделяются родительскими правами на определенное время, чаще всего - до совершеннолетия воспитанника. Опекун (попечитель) получает от государства средства на содержание подопечного, однако, ему не начисляется заработная плата и трудовой стаж. Кроме этого, опека (попечительство) зачастую основывается на родственных связях между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным).

Приемная семья - это профессиональная семья, т.е. грамотно воспитывающая гражданина по поручению государства. Предполагается наличие определенной квалификации приемных родителей и опыт работы, или же приемные родители должны пройти соответствующую подготовку и обучение, прежде чем взять ребенка на воспитание. Это одна из основных особенностей, которая отличает приемную семью от усыновления и опеки (попечительства) и в то же время сближает ее с семейной воспитательной группой и патронатной семьей.

Семейная воспитательная группа отличается от приемной семьи тем, что воспитанники этой формы жизнеустройства детей необязательно должны иметь статус сироты или оставшегося без попечения родителей. Формально опекуном ребенка является специализированное учреждение в системе органов социальной защиты, а один из родителей наделяется статусом воспитателя семейной воспитательной группы и зачисляется в штат учреждения. На родителя-воспитателя возлагается ответственность за жизнь, здоровье и воспитание ребенка, учреждение же обеспечивает ребенка питанием (в денежном выражении), медикаментами, одеждой, обувью. Воспитателю семейной - воспитательной группы засчитывается трудовой стаж и выплачивается заработная плата. Как правило, в семейно-воспитательную группу дети устраиваются временно, до присвоения им статуса и определения их дальнейшего жизнеустройства .

По своим сущностным характеристикам приемная семья во многом схожа с патронатной семьей. Сходство заключается в том, что, во-первых, обе эти формы жизнеустройства детей-сирот относятся к профессиональным замещающим семьям, во-вторых, существует договорной порядок образования семей, в-третьих, и приемные, и патронатные родители получают за свой труд заработную плату, в-четвертых, ребенок, помещаемый в приемную или патронатную семью, должен иметь статус сироты или оставшегося без попечения родителей. Главное отличие состоит в том, что при образовании приемной семьи договор заключается между кандидатами в приемные родители и органами опеки и попечительства, при создании же патронатной семьи договор заключается между кандидатами в патронатные родители и интернатным учреждением, в котором находится ребенок. При этом, как и в случае с семейно-воспитательной группой, четко разграничены права и обязанности обеих сторон: патронатные родители создают условия для нормального развития и воспитания ребенка, детский дом или школа-интернат обеспечивают воспитанников патронатных семей всем необходимым (одежда, обувь, медикаменты и пр.) и организуют реабилитационные мероприятия.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, а именно: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание. Важно отметить, что в приемную семью могут помещаться как здоровые дети, так и дети, имеющие отклонения в физическом или психическом развитии.

Что касается приемных родителей, то ими могут стать как супружеские пары, так и одинокие граждане, что существенно расширяет круг возможных достойных претендентов. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, взять в приемную семью» граждане не могут воспитывать приемного ребенка, если у них имеются следующие заболевания: туберкулез; заболевание внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания; наркомания, токсикомания, алкоголизм; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограничено дееспособными». Также приемными родителям не могут быть инвалиды первой и второй группы.

Для создания приемной семьи предпочтение отдается семьям или одиноким гражданам, имеющим опыт в воспитании детей, являющимися усыновителями или опекунами, добросовестно выполняющими свои обязанности.

Обязанности приемных родителей:

воспитывать приемного ребенка (детей) на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь;

создавать необходимые условия для получения им (ими) образования, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

осуществлять защиту прав и интересов ребенка (детей).

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора органами опеки и попечительства ребенка (детей), оставшихся без попечения родителей, с целью передачи их в приемную семью.

Отношения между органами опеки и приемными родителями оформляются договором о передаче ребенка в семью, который определяет:

Порядок передачи ребенка и длительность его пребывания в семье;

Права и обязанности приемных родителей;

Оплата труда приемных родителей (размер заработной платы приемных родителей);

Обязанности отдела опеки по отношению к приемной семье;

Основания и последствия прекращения договора и другие вопросы, предусматривающие защиту прав и интересов ребенка и приемной семьи.

Договорная основа это не единственный признак приемной семьи. Их несколько. И все они по-разному соотносятся между собой, образуя все-таки семью. Не менее существенным признаком приемной семьи является материальное обеспечение приемных детей и родителей-воспитателей. Первые находятся на полном государственном обеспечении, вторые получают плату за свой труд.

Приемная семья возмещает ребенку, лишившемуся родительского попечения, отсутствие дома и семейного воспитания. Обстановка семьи обеспечивает большую включенность в повседневную жизнь. Нахождение в семейных условиях дает возможность более быстрого и легкого по сравнению с детским домом освоения навыков и умений, необходимых в самостоятельной жизни. Приемная семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его успешной социализации.

Ребенок, попавший в приемную семью, становится активным участником воспроизводства социального опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями различных поколений, приемными родителями, их детьми и родственниками. Неформальные отношения, родительский контроль, в отличие от контроля институционального, позволяют оградить ребенка от отрицательных влияний внешнего мира. Результативность воспитания детей в приемной семье, где созданы условия, обеспечивающие полноценное развитие и воспитание детей, трудно переоценить.

Зарубежное и российское законодательство провозгласило семейное устройство детей, нуждающихся в государственной поддержке, приоритетным, таким образом, сегодня наиболее актуальны:

Устройство ребенка не в учреждение, а в замещающую семью;

Профессиональная работа и помощь семье, чтобы появилась возможность оставления ребенка с родителями.

Такой новой, гибкой формой устройства ребенка в семью и работы с проблемной семьей является патронатное воспитание, которое помогает решению основной задачи - сохранить ребенка для семьи и семью для ребенка.

Патронатное воспитание - это форма устройства детей, основанная на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между родителями (если они имеются или лишены прав), уполномоченной службой опеки и патронатным воспитателем. Эта самая «гибкая» форма устройства, на которую можно поместить ребенка любого возраста, вне зависимости от юридического статуса и на любой срок. Патронатная семья - новая форма семейного устройства, пригодна для детей с установленным статусом и без него, с возможностью устройства на любое время.

Патронатная семья для России - новая форма семейного устройства детей. Региональные законы о патронатном воспитании вводят понятие «дети, нуждающиеся в помощи государства», что дает возможность органам опеки и попечительства оказать своевременную помощь детям в неблагополучных семьях, что существенно снижает риск, а в ряде случаев предотвращает попадание детей в категорию оставшихся без попечения родителей. С этой целью вводится система социального патроната над детьми (семьями), нуждающимися в государственной защите.

В Семейном кодексе «патронатное воспитание» рассматривается как форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, и ребенка, признанного находящимся в трудной жизненной ситуации, в семью патронатного воспитателя при обязательном разграничении в договоре о патронатном воспитании, прав и обязанностей по воспитанию, защите прав и интересов этого ребенка между органами опеки и попечительства, родителями и патронатным воспитателем. Следует отметить, что существуют определенные противоречия в трактовании такой формы семейного жизнеустройства несовершеннолетних как патронат. На федеральном уровне патронат реализуется в соответствии со ст.123 Семейного Кодекса РФ, где оговариваются «иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей». В ряде субъектов патронат не признается семейной формой устройства сирот, т.к. действует только до 18 лет и на это время «родители» поступают на службу в учреждение. Регионы, считают, что это форма воспитания ребенка в семье. Патронат не считается устройством с точки зрения законодательства, так как опекуном ребенка остается руководитель учреждения, а не патронатный воспитатель, а сам ребенок числится в контингенте детского дома. Сегодня многие специалисты рассматривают патронат как промежуточную форму, которая позволяет воспитателям укрепиться в своем решении взять ребенка на усыновление, под опеку. Поэтому в ряде регионов срок пребывания ребенка в семье ограничен. В большинстве же субъектах РФ патронат является долгосрочной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Законы о патронатном воспитании приняты в 42 регионах Российской Федерации. В 32 регионах патронатное воспитание определяется как форма устройства ребенка в семью, в 10 - как форма воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Семейном кодексе используется термин «форма воспитания», а не «форма устройства». «Воспитание» - слово емкое, вмещающее и кров, и уход, и моральные устои, и духовную близость, и многое другое. Главное в воспитании - любить ребенка, уважать его, быть настроенным на него, перекраивать под него свою жизнь, быть рядом, и через постоянное общение помогать расти, набираться опыта и - делать свой выбор. Статья 154 настоящего Кодекса предусматривает особые права ребенка, переданного в семью патронатного воспитателя.

Важным условием является обязательное планирование попечения над ребенком. Действия по планированию поступления информации о неблагополучии ребенка и решений специалиста органа опеки и попечительства. Результатом этих решений является составление плана по защите прав ребенка - акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их исполнения, четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка.

В системе патроната создаются уполномоченные службы, которым передаются полномочия по опеке и попечительству. Такими уполномоченными службами могут являться учреждения образования, социальной защиты, здравоохранения и др., которые перепрофилируются в учреждения, предоставляющие патронатное воспитание. Это учреждение становится своеобразным Центром, представляющим патронатное воспитание. В нем осуществляется коррекционно-реабилитационная работа с детьми, помещенными в данное учреждение, их воспитание и подготовка к помещению в семью, дальнейшее сопровождение детей в семьях патронатных воспитателей, а также поиск, отбор и обучение граждан, желающих стать патронатными воспитателями.

В отличие от всех известных форм семейного устройства, патронатное воспитание является самой гибкой формой. Патронатное воспитание пригодно для детей и с установленным статусом, и без него; передаются дети на тот срок, который нужен для ребенка; четко разграничена ответственность по защите прав ребенка и определены обязанности сторон. Патронат дает возможность обрести семью детям подросткового возраста, детям с проблемами в развитии (кого не берут на усыновление и в приемную семью).

Патронатное воспитание предусматривает обязательное постоянное сопровождение специалистов семьи и ребенка в ней: от момента поступления его в проект до изменения формы устройства или выпуска в самостоятельную жизнь (т.е. выхода из проекта) .

Главные элементы патронатного воспитания заключаются в следующем:

Во-первых, расширяется круг детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства. Наряду с категорией детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сюда также входят и родительские дети, дети, имеющие законного представителя, но нуждающиеся в государственной защите. Это дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания им помощи со стороны органов местного самоуправления.

Во-вторых, введение системы социального патроната над детьми, нуждающимися в государственной защите. К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите, «прикрепляется» патронатный воспитатель, оказывающий помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи. Работа по социальному патронату может осуществляться учреждением, предоставляющим патронатное воспитание. Это либо вновь созданное учреждение, либо перепрофилированное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом, приют или интернат).

В настоящее время правовым основанием для введения системы социального патроната над детьми является ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой «родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя по защите прав и интересов детей». Условия и порядок назначения такого представителя СК РФ не определяет. Однако, как следует из текста данной статьи, такой представитель не заменяет сохраняющего свои родительские права родителя. Он выполняет функцию надзора за соблюдением в семье прав ребенка и в зависимости от ситуации осуществляет (при взаимном согласии сторон) необходимые виды и формы помощи по защите прав и интересов ребенка.

В-третьих, составление плана по защите прав ребенка - акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка. После составления и утверждения плана Комиссией по охране прав детей (куда входят представители различных органов и организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих необходимой информацией о нем) осуществляется регулярный контроль за его выполнением.

Четвертым элементом является создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание. Это учреждение для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью, а также для работы по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми, признанными нуждающимися в государственной защите, но находящимися в кровных семьях, а также переданными в семьи патронатных воспитателей.

Директор, в пределах фонда оплаты труда, выводит усредненную ставку персонала по воспитанию и уходу за детьми в расчете на одного воспитанника. Это дает возможность принять на работу воспитателя для каждого из детей учреждения на основании трудового договора.

Воспитатель принимает ребенка на воспитание в семью, отвечает за жизнь и здоровье ребенка, подчиняется Уставу детского дома, решением его медико-психолого-педагогического совета, воспитывает ребенка под руководством специалистов учреждения контролируется его социальной службой.

Для решения стоящих перед учреждением вышеперечисленных задач в нем создается специализированная служба (в виде сектора, группы социальных работников, психологов, педагогов).

Пятым элементом является разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка - это распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем.

Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка является постановление главы органа местного самоуправления о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные правовые акты, устанавливающие правовой статус ребенка как оставшегося без попечения родителей.

Разграничение прав и обязанностей позволяет четко определить обязанности каждой из сторон по отношению к ребенку, а также следить за их своевременным выполнением.

Шестой элемент - это комиссия по защите прав ребенка, которая возглавляется специалистом по охране детства. Ее основная задача - принятие плана по защите прав ребенка, внесение необходимых изменений и дополнений в него на основании результатов проверок уполномоченной службой условий жизни, воспитания и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

Седьмой элемент - контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите. Под этим понимается проверка плана по защите прав ребенка, которая включает оценку состояния здоровья ребенка, его умственного развития, самосознания, отношений в семье, внешнего вида и гигиены ребенка, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания.

Для понимания новой модели семейного воспитания надо различать следующие понятия:

Патронат - воспитание и оказание необходимой помощи детям, нуждающимся в государственной защите, осуществляемые в формах патронатного воспитания, либо социального патроната.

Социальный патронат - оказание уполномоченной службой (организацией) необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в установленном порядке, нуждающимся в государственной защите.

Патронатное воспитание - воспитание ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семье патронатного воспитателя.

Таким образом, современное определение патронатного воспитания можно сформулировать так:

патронатное воспитание - осуществление необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, оставленного в кровной семье, форма семейного устройства ребенка при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), уполномоченной службой (организацией) или учреждением, предоставляющим патронатное воспитание.

Основной смысл патронатного воспитания - наличие договора, партнерских отношений и тесная связь патронатного воспитателя и ребенка со службой, осуществившей передачу на патронатное воспитание. Родительские права не передаются полностью патронатному воспитателю, часть прав исполняет устроившая ребенка служба или учреждение.

Целью патронатного воспитания является обеспечение семейного воспитания детей, нуждающихся в государственной защите.

Исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, с учетом срока устройства детей на патронатное воспитание, можно выделить следующие виды организации патронатного воспитания: экстренное устройство, на срок от одного дня до одного месяца, устройство на короткий период на срок от одного месяца до шести месяцев, устройство на длительное время, на короткий срок от шести месяцев и более, периодическое устройство, на несколько дней, на выходные дни, на каникулы.

Учитывая задачи патронатного воспитания как формы семейного устройства, можно выделить следующие его виды:

1. экстренная помощь для маленьких детей как альтернатива домам ребенка;

2. устройство в семью патронатного воспитателя с перспективой усыновления;

3. устройство в семью патронатного воспитателя детей-инвалидов;

4. устройство в семью детей, у которых нет родных (нет опекунов), детей школьного возраста, детей с проблемами в развитии и поведении, т.е. тех детей, для которых патронатное воспитание - это единственный путь обрести семью;

5. устройство подростков в целях постинтернатной адаптации, подготовки к самостоятельной жизни.

Преобладающей формой патронатного воспитания является устройство детей на длительный срок или с перспективой усыновления. Это связано, главным образом, с тем, что пока не существует структур, занимающихся выявлением неблагополучных семей на ранних этапах их неблагополучия, а также служб, занимающихся реабилитацией этих семей.

В механизме формирования патронатного воспитания можно указать основные причины, по которым граждане желают стать патронатными воспитателями: религиозные, сверстник для собственных детей, замена умершему ребенку, замена взрослым детям, финансовые причины, сделать семью больше, одна из форм реализации профессии педагога, воспитателя, чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите, чувство одиночества.

Патронатное воспитание предоставляет уникальную возможность для семьи принять в своем доме ребенка, которому необходимо находиться в семейной обстановке. Патронатное воспитание может быть предоставлено любому ребенку от рождения до 18 лет или возраста окончания средней школы, которому необходимо пожить отдельно от своей родной семьи. Кандидаты должны удовлетворять таким требованиям, как способность к налаживанию близких отношений, необходимых для проживания в семейной обстановке, и способность к сотрудничеству с членами патронатной семьи. Решение о передаче ребенка в патронатную семью основано только на необходимости и не связано с расой, этнической принадлежностью, религиозными и политическими взглядами или экономическим статусом ребенка. В патронатную семью не могут быть помещены дети, которые нуждаются в помещении в психиатрическую клинику, представляют угрозу для себя и окружающих, нуждаются в постоянном уходе сиделки, зависимы от психоактивных веществ.

Основным фактором, определяющим выбор патронатной семьи, являются потребности ребенка. На основании информации о ребенке выбирается семья, которая в наибольшей степени соответствует его потребностям. По возможности надо селить детей из одной семьи вместе, но если по каким-то причинам это невозможно, то обеспечивать их взаимоотношения друг с другом. Для ребенка будет лучше, если патронатная семья живет недалеко от биологических родителей, не лишенных родительских прав. Не рекомендуется селить в семье двух детей, требующих терапевтического ухода.

Для обеспечении помощи в патронатном воспитании детей составляется индивидуальный план помощи или план работы с каждым ребенком, который включает в себя следующие разделы: физическое здоровье и развитие, семейные отношения, образование, социальное развитие, эмоциональное, психологическое и духовное развитие, поведение, навыки самостоятельной жизни для детей соответствующего возраста, развлечения. В случае возникающих проблем между патронатными родителями и детьми необходим дополнительный контакт со специалистом по социальной работе. Он должен выступать в роли связующего звена.

В любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют две основные его функции: родительская и профессиональная. С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения его в семье. Как родитель он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу. С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом, т.к. использует специальные навыки, является членом производственного коллектива и выполняет поставленные перед ним задачи. Так, при долгосрочном устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, например, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция.

Во время жизни в патронатной семье у ребенка может возникнуть желание видеться со своими родными. Задачей патронатного воспитателя будет являться обеспечение физической и психологической безопасности этих контактов. Также общение с родственниками позволяет получить дополнительную информацию о ребенке и его истории. В числе близких может оказаться тот, кто способен взять этого ребенка под опеку, при невозможности возврата ребенка к родителям .

Итак, приемная семья и патронатное семейное воспитание в настоящее время, и ближайшие десятилетия можно рассматривать как важнейшие инструменты в решении проблемы социального сиротства. Приемная семья возмещает ребенку, лишившемуся родительского попечения, отсутствие дома и семейного воспитания. Обстановка семьи обеспечивает большую включенность в повседневную жизнь. В приемной семье создаются условия, обеспечивающие полноценное развитие и воспитание детей. Патронатное же воспитание направлено на профилактику социального сиротства, это очень узкая сфера, которая позволяет помочь и семье не лишиться ребенка, и детям остаться с родителями. После патронатного воспитания ребенок может вернуться в кровную семью, либо взят под опеку или в приемную семью.

Таким образом, проблема социального сиротства решается государством и обществом. При этом государство оказывает социальную профилактику через органы опеки, органы социальной защиты и медицинские учреждения. Общество решает проблему социального сиротства через приемные семьи и патронатные семьи. При этом ребенок в приемной семье обладает всеми правами, что и родные дети и лишается статуса «социальный сирота». Однако, предусматривается вариант, когда ребенок, находясь в семье, не лишается прав и льгот социального сироты. Следует сказать, что разграничение в решении проблемы социального сиротства между обществом и государством не столь жесткое. Это больше представлено как работа на макроуровне - государство и микроуровне - патронатные и приемные семьи.


Дети, переданные из государственных учреждений в семьи, становятся более успешными, так как чувствуют себя нужными, любимыми и защищенными.


Далеко не всегда счастливая семья уготована человеку с рождения. Часто нам приходится слышать два слова, не сочетаемые друг с другом – горькое детство. Очень трудно представить, что это такое, тем людям, которые воспитывались в семьях.

Детей, воспитывающихся в детских домах, чаще принято называть сиротами. Но это не всегда так. Очень много детей, чьи родители были лишены своих родительских прав за свое асоциальное поведение. Алкоголизм, наркомания – основные причины, по которым государство принимает решение о лишении данных граждан их родительских прав. Дети оказываются в детских домах. Но каким бы комфортным ни был детский дом, ничто не заменит ребенку семейного тепла и ласки. Брошенным детям нужна не столько правовая, связанная с изоляцией помощь, сколько гуманная, анонимная и щадящая чувство собственного достоинства поддержка. Главное - оставить за ребенком свободу выбора и передвижения, а обществу - возможность контроля за опекой и воспитанием.
По такому, практикуемому многими странами пути, реализуется программа \"Чужой ребенок в семье\". Это действующая уже много лет независимая сеть общественной опеки, где дети воспитываются в семейных группах с целью возвращения их в родню, где это еще возможно. Сотни детей уже преодолели трагедию прежнего воспитания, многие из них вернулись в отчий дом либо \"приросли\" к приемным родителям. Приемная или патронажная семья - вот альтернатива детдому, не готовящего ребенка к встрече со сложным миром.
Русские люди не очерствели душой и готовы помогать - даже когда многие вынуждены отказывать в необходимом собственным детям. И таким подвижникам нужна материальная поддержка. На государственно основе данная система пока не работает. Единственное средство, которое аккумулирует пожертвования – благотворительные фонды. Средства идут на развитие и поддержку людей, в чьих семьях воспитываются приемные дети.
Решившаяся взять на воспитание брошенного ребенка семья заключает с детским учреждением трудовое соглашение, по которому берет на себя выполнение обязанностей \"руководителя семейно-воспитательной группы\". Обязательными являются наличие приемлемых жилищных условий, рекомендаций с прежних мест работ, а также отзывов соседей по дому и отсутствие серьезных проблем со здоровьем.
Патронажные родители получают статус воспитателей - им платится зарплата, а их подопечному выделяются средства на питание, предоставляются учебные принадлежности, медицинское обслуживание, моющие средства, обувь, одежда. Помимо семей-воспитателей этими детьми занимаются социальные работники и психологи, они учатся в обычных школах.
Семейное воспитание позволяет разорвать порочный круг \"врожденного сиротства\". Привычка жить без семьи передается по наследству, из поколения в поколение. Как проказа. В каждом старом детдоме припомнят целые династии людей-кукушек, расскажут однотипные истории: \"В 50-е годы воспитывали Аню (Ваню и др.), в 70-е к нам попали их дети, теперь - очередь внуков\". Кроме того, развитие системы \"платных\" родителей способствует решению проблемы занятости. Наконец, материальная поддержка патронажных семей не только дешевле строительства и содержания казенных детских учреждений, но, и это главное, - обеспечивает брошенным детям то, что для них важнее всего на свете и то, без чего они не вырастут нормальными людьми - семейные тепло и ласку.

Патронажные семьи на сегодняшний день не новость, но и не распространенное явление. Так, например: 11 ноября в Перми прошел четвертый конкурс приемных и патронатных семей. В нем участвовали 7 патронатных воспитателей со своими воспитанниками и 1 приемная семья. Семьи были как из Перми, так и из области. По словам главы Перми Аркадия Каменева, четвертый городской конкурс приемных и патронатных семей проводится с целью привлечения внимания общественности к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. \"Главной целью этого конкурса является создание позитивного общественного мнения о патронатном воспитании, привлечение внимания к воспитанию детей, а также популяризация семейного воспитания\", - прокомментировал глава Перми.

Чтобы помочь детям найти свой дом, семейное тепло и заботу, необходимо активно пропагандировать и развивать семейные формы устройства детей, находящихся в государственных учреждениях. Опыт показывает, что дети, переданные из государственных учреждений в семьи, становятся более успешными, так как чувствуют себя нужными, любимыми и защищенными. В результате они получают социальный опыт формирования межличностных отношений, отказываются от вредных привычек, формируют позитивный взгляд на мир.