Понятие, система, основные принципы международного права. Основные принципы международного права: понятие, правовая основа и классификация Понятие и характеристика международных принципов права


По степени важности, значимости защищаемых принципами отношений можно выстроить систему, во главе которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности, названные системообразующими факторами нашей цивилизации, уничтожение которых приведет к уничтожению самой цивилизации, - такие, как уважение прав и основных свобод человека, сотрудничество государств по охране окружающей среды. Во второй группе должны следовать принципы, более связанные именно с интересами государств, - такие, как невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др.

Вообще классификация основных принципов имеет скорее доктринальный, чем прикладной, характер, однако она является важнейшим методом их исследования, установления периодов развития, соотношения друг с другом, выявления нормативной базы, ее достаточности.

Принципы различаются по форме их закрепления:

Писаные (принципы территориальной целостности, нерушимости границ государств и т.д.);

Обычные (принципы разоружения, защиты окружающей среды и т.д.),

что не влияет на их юридическую силу.

По историческому признаку выделяют:

Доуставные (возникшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталистического способа производства);

Уставные (пришедшие в систему международного права после второй мировой войны);

Послеуставные (новейшие - принципы международного права, такие, как принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды).

По степени важности защищаемых отношений можно говорить о:

Принципах, обеспечивающих общечеловеческие ценности;

Принципах, связанных с интересами государств.

По объекту сотрудничества выделяются:

Принципы, обеспечивающие защиту мира и безопасности;

Принципы мирного сотрудничества государств;

Принципы защиты прав человека, наций и народов.

Указанное деление можно рассмотреть в Приложении 1.

Коснемся отдельных принципов.

3.1 Принцип неприменения силы.

Принцип неприменения силы касается центральной проблемы любой правовой системы - соотношения силы и права. Ввиду отсутствия в международной системе надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. Такое положение придает особое значение установлению правовых рамок применения силы.

На протяжении всей истории суверенным правом государства считалось право на войну (jus ad bellum). Подобное положение дорого обошлось человечеству - в непрерывных войнах погибло более 3,5 миллиардов человек.

Началом изменения ситуации стал Парижский пакт об отказе от войны как орудия национальной политики. Акт явился важным шагом в становлении принципа неприменения силы в качестве обычной нормы общего международного права. Окончательно утвердился он с принятием устава ООН. Главной целью данного документа было избавить грядущие поколения от бедствий войны. - Вооруженные силы могут применяться не иначе, как в общих интересах. Запрещено применение не только вооруженной силы, но и силы вообще. Более того, запрещена угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН. Возможно применение силы или угрозы силой, в соответствии с главой VII Устава ООН в двух случаях:

По разрешению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии;

В порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.

Понятие силы включает прежде всего агрессивную войну, которая квалифицируется как преступление против мира, причем настолько опасное, что запрещена и пропаганда агрессивной войны.

Агрессия - применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности и политической независимости другого государства.

Принятое Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г. определение агрессии содержит перечень действий, представляющих собой акты агрессии, не зависимо от того, имело ли место формальное объявление войны:

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;

e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;

f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Иные действия так же могут быть признаны актами агрессии, но сделать это может только Совет Безопасности ООН.

Из сказанного следует, что как субъектом, так и объектом агрессии может быть только государство - субъект международного права. И никакие соображения любого характера, политические, экономические, военные или иные, не могут служить оправданием агрессии.

Право на самооборону Устав ООН определяет как неотъемлемое право государства. Оно должно использоваться лишь в случае необходимости, и предпринимаемые меры должны быть пропорциональными, не должны выходить за рамки того, что требуется для отражения агрессии. Уставом ООН предусмотрено право не только на индивидуальную, но и на коллективную самооборону.

Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, поскольку поддержание международного мира и безопасности требует, что бы все государства, а не только члены ООН придерживались друг с другом указанного принципа.

3.2 Принцип мирного разрешения споров.

Принцип мирного разрешения споров закреплен в п.3 ст.2 Устава ООН и всеми международными актами, излагающими принципы международного права.

Прежнее международное право лишь побуждало государства обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало следовать их этой процедуре.

Принцип обязывает государства решать любые международные споры мирными средствами, но он не распространяется на споры по делам, относящимся, по существу, к внутренней компетенции любого государства.

В новых условиях интересы обеспечения мира требуют не только решения существующих споров, предотвращения их возникновения. Приобретает особое значение профилактика конфликтов.

Важным элементом рассматриваемого принципа является принцип свободного выбора средств мирного разрешения споров, что не раз подчеркивалось и Международным Судом ООН.3 Практика обсуждения этого вопроса на международных конференциях показывает, что многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

Непосредственные переговоры наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть использованы для разрешения, как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяет не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать международному миру и безопасности.

Но развитие международных отношений в последнее время отмечено стремлением государств выйти за пределы дипломатических переговоров и создать иные приемлемые средства разрешения споров, которые основывались бы на обращении к третьим сторонам или международным органам.

Так устав ООН выделяет категорию споров юридического характера, которые должны передаваться на рассмотрение Международному Суду ООН.

3.3 Принцип уважения человека.

В соответствии с Уставом под эгидой ООН был принят целый ряд универсальных конвенций по правам человека. С наибольшей полнотой и универсальностью конкретизировано нормативное содержание этого принципа во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятых в 1966 г. В результате образовалась особая отрасль международного права - "Международное право прав человека", в основе которого лежит принцип уважения прав человека.

В качестве самостоятельного принципа международного права принцип уважения прав человека был сформулирован в главе VII Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном в г. Хельсинки 01.08.1975: "государства - участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии".

Принцип уважения прав человека занимает центральное положение в праве государств.

Он представляет собой главный общий принцип права демократических государств и обладает абсолютной императивной силой. Таким образом, ни один закон не может ему противоречить. Так в Конституции Российской Федерации в ч.ч.2-3 ст.17 закреплено, что: в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; а ч.2 ст.55 Конституции РФ гласит: в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Тенденция о признании прав человека высшей общественной ценностью социально оправдана. В соответствии с ч.1 ст.5 Международного Пакта "О гражданских и политических правах" ни какое-либо государство, ни какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в Международном Пакте.

При осуществлении своих прав человек обязан уважать права государства и иных социальных образований. Между правами государства, народа, человека существует определенное единство - все они должны осуществляться в соответствии с целями и принципами ООН.

Как правило, международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Каждое государство обладает суверенной властью принимать нормы, определяющие права и обязанности лиц, находящихся под его юрисдикцией, таким образом, непосредственная регламентация и защита прав и свобод человек по-прежнему остаются внутренним делом каждого государства.

3.4 Принцип суверенного равенства.

При определении принципов, лежащих в основе ООН, ее Устав в ст.2 первым указывает принцип суверенного равенства государств. Этот принцип лежит и в основе всего международного права, характерные черты которого определяются прежде всего тем, что его субъектами являются равно суверенные государства.

Государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность других государств; каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила;

Все государства обладают равными основными правами и обязанностями;

Они обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом;

Каждое государство в праве участвовать в международных организациях и договорах;

Государства должны добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву.

Указание на связь между принципом суверенного равенства и уважением прав, присущих суверенитету, одновременно конкретизирует и расширяет содержание данного принципа, который лежит в основе международного сотрудничества. Отмеченная связь особенно отчетливо проявляется в области международных экономических отношений, где более остро стоит проблема защиты суверенных прав развивающихся государств.

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников.

Принцип состоит из двух элементов - суверенитета и равноправия, между которыми существует неразрывная связь.

Суверенитет государства - эта исходящая от народа верховная власть государства, независимо осуществляемая в соответствии с национальным и международным правом.

Равенство правового статуса государств означает, что все нормы международного права применяются к ним одинаково, обладают равной обязательной силой.

3.5 Принцип невмешательства.

Основное содержание определено в п.7 ст.2 Устава ООН. Устав не дает Организации права на вмешательства, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от государств-членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава ООН. Делается лишь одно исключение - применение мер в порядке главы VII Устава ООН. Это значит, что принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру или нарушения мира. Но так же Устав, в соответствии со ст.55 предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу вопросов внутреннего характера:

а) Повышение уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

b) Разрешение международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международного сотрудничества в области культуры и образования;

с) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

А в соответствии с ст.56 Устава ООН все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения указанных целей. Этим подтверждается не противоречие сотрудничества принципу невмешательства при решении вопросов, относящихся к внутренней компетенции государств.

Для раскрытия содержания принципа невмешательства необходимо определить понятие дел, входящих во внутреннюю компетенцию. Понятия "внутренние дела государства" или "дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства", не являются территориальными понятиями. Не все, что происходит на территории данного государства, относится к его внутренним делам, например, нападение на иностранное посольство, статус которого определяется международным правом. В то же время многие отношения, выходящие за территориальные пределы государства, в сущности, составляют его внутреннюю компетенцию. Так, договор, заключенный между двумя государствами, если он не затрагивает прав и интересов третьих государств, относится к внутренним делам договаривающихся сторон, в которые третье государство, в принципе, не имеет права вмешиваться.

Международное право в принципе не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международного права вешать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию. Престают быть исключительно внутренним делом такие коренные вопросы жизни государства, как права человека, демократия, верховенство права.

Подчеркивая значение принципа невмешательства, необходимо отметить, что он не может служить щитом для правительств, нарушающих обязательства по международному праву действиями, совершаемыми в пределах своей территории.

3.6 Принцип территориальной целостности.

Территория служит материальной основой государства. Поэтому государства уделяют особое внимание ее целостности. Заключительный акт СБСЕ 1975 г. выделил самостоятельный принцип территориальной целостности. Значение этого принципа весьма велика с точки зрения стабильности в международных отношениях. Его назначение - защита территории государства от любых посягательств.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение ч.4 ст.2 Устава ООН, или объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Такого рода приобретения признаются незаконными. Это положение не относится к договорам по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т.е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории недолжно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

3.7 Принцип нерушимости границ.

Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государств. Он дополняет принцип территориальной целостности.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами от 24 октября 1970 г. его содержание излагается в принципе неприменения силы. "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ".

В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. При этом его содержание выходит за рамки принципа неприменения силы.

Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

Отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

Отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ тесно соприкасается с традиционным принципом международного права - неприкосновенности государственных границ. Содержание последнего включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил. Он включает так же право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границ людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия, и первый много шире.

С принципом нерушимости границ связано правило uti possidetis, применяемое при определении границ вновь образованных государств. Согласно правилу, ранее существовавшие административные границы с образованием в их пределах независимых государств становятся государственными.

3.8 Принцип равноправия и самоопределения народов.

Безусловное уважение прав каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. Это право отражено в принципе равноправия и самоопределения народов.

Особенность принципа самоопределения состоит в том, что он, как и принцип уважения прав человека, посвящен правам не государства, а иных образований - народа, нации.

Современный мировой порядок мыслим лишь как система организованных в государства народов. Так, правом на самоопределение обладает народ, нация, т.е. достаточно крупная целостная общность, а этнические, религиозные и языковые меньшинства обладают правом на культурную автономию, на уважение их интересов в рамках демократического государства.

Принцип самоопределения народов - право народов, но не обязанность, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическом единству суверенных государств.1 Право народов на самоопределение теснейшим образом связано со свободой политического выбора. - Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным и т.п. традициям и представлениям.

3.9 Принцип сотрудничества.

Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе различных сферах в различных сферах международных отношений в целях поддержания мира и безопасности является основным положением в системе норм, содержащихся с Уставе ООН. В качестве принципа она была сформулирована в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.:

Государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;

Сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо от различий их политических, экономических и социальных систем;

Государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.1

Юридически обязать государство к конкретному виду сотрудничества с другим государством столь сложно, как и обязать его к дружбе. Этот принцип носит характер идеи, пронизывающей остальные принципы и все принципы и нормы должны применяться в соответствии с принципом сотрудничества.

3.10 Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Этот принцип возник одновременно с международным правом и был известен как принцип "договоры должны соблюдаться" (pakta sut servanda). Без него международное право было бы невозможно, поскольку в нем заключен источник юридической силы этого права.

В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву закреплен в Уставе ООН, в преамбуле которого указано создание условий, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права; и в п.2 ст.2, что все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации.

Развитие международного права подтверждает универсальный характер данного принципа. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву общее соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права.

Рассматриваемый принцип тесно связан с принципом добросовестности, который регулирует процессы создания и осуществления норм. В различных правовых и социально-культурных системах существует свое понимание добросовестности, что непосредственным образом отражается на соблюдении государствами принятых обязательств. Так, принцип добросовестного выполнения обязательств в российском законодательстве закреплен в

Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995 - Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия.

3.11 Принцип мирного сосуществования.

Как уже говорилось ранее, принцип мирного сосуществования не указан в качестве самостоятельного принципа, но сыграл важную роль в становлении основных принципов международного права, что дает право выделить его как самостоятельный.

Термин мирного сосуществования вошел в международную практику благодаря Советскому Союзу, отстаивавшему свое право на мир и равноправное сотрудничество. Проблема мирного сосуществования государств с различным социальным строем, с различными религиями всегда была центральной в международной жизни.

Поддерживать международный мири безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира;

Обеспечить, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах;

Улаживать споры и ситуации, которые могут привести к нарушению мира, мирными средствами;

Проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи;

Развивать дружественные отношения;

Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;

Создать условия, при которых будут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из международного права.

4. Заключение.

Основные принципы современного международного права в совокупности возглавляют всю систему международного права.

Эти принципы регулируют наиболее важные для данной ступени цивилизации межгосударственные отношения; специфика круга субъектов связана с тем, что основные принципы обязательны для всех субъектов международно-правовой системы, независимо от их участия в создании и признании этих принципов; особенности нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются в универсальных договорах или обычаях.

Принципы международного права выполняют важные функции. Они определяют основы взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и обязанности государств. Принципы международного права выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной основой функционирования и развития международного права. Принципы исторически обусловлены и отражают коренные интересы государств и международного сообщества в целом.

В рамках международного права существуют различные виды принципов международного права, но важнейшие закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.1975. Это такие принципы, как: принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип уважения человека, принцип суверенного равенства, принцип невмешательства, принцип территориальной целостности, принцип нерушимости границ, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества и принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву, а также можно говорить принципе мирного сосуществования.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что принципы международного права - это фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик.

5. Список использованных источников литературы:

Нормативные акты:

5. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. //http://www.un.org/ru/

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

7. Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - N 12.

9. Определение агрессии, утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года // www.un.org/ru/

10. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 2009. - 21 января.

11. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. № 29. Ст.2757; - 2007. № 49. Ст.6079.

Литература:

12. Международное право: Учебник / Отв.ред. Г.В.Игнатюк и О.И.Тиунов.- М.: Норма, 2008. – 104 с.

14. Международное право: Учебник / Отв. ред.В.И. Кузнецов. - М.: Юристъ, 2001. - 672 с.

15. Организация объединенных наций. Основные факты. Справочник. Перевод с англ. М.: Издательство "Весь мир", 2000. - 424 с.

Интернет ресурсы:

16. Международный суд ООН. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.icj-cij.org/homepage/ru/files/sum_1997-2002.pdf (дата обращения 22.09.2014)

17.

Приложение 1.


Международное право: Учебник / Отв.ред. Г.В.Игнатюк и О.И.Тиунов.- М.: Норма, 2008. – 104 с.

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. - Изд.3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 432 с.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // www.un.org/ru/

Устав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945 (с изм. и доп. от 31.12.1978) / Действующее международное право. Т.1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С.7 - 33.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // www.un.org/ru/

Устав Организации Объединенных Наци от 26.06.1945 (с изм. и доп. от 31.12.1978) / Действующее международное право. Т.1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С.7 - 33.

Определение агрессии, утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года // www.un.org/ru/

Международный суд ООН. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.icj-cij.org/homepage/ru/files/sum_1997-2002.pdf (дата обращения 22.09.2014)

Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. //http://www.un.org/ru/

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. // http://www.un.org/ru/

Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 2009. - 21 января.

Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - N 12.

Устав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945 (с изм. и доп. от 31.12.1978) / Действующее международное право. Т.1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С.7 - 33.

Устав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945 (с изм. и доп. от 31.12.1978) / Действующее международное право. Т.1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С.7 - 33.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. - М., 1977. С.544 - 589.

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. - Изд.3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 432 с

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // www.un.org/ru/

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. - М., 1977. С.544 - 589.

Википедия, свободная энциклопедия. Принципы международного права. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki / (дата обращения: 20.09.2014)

Международное право: Учебник / Отв. ред.В.И. Кузнецов. - М.: Юристъ, 2001. - 672 с.

Устав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945 (с изм. и доп. от 31.12.1978) / Действующее международное право. Т.1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С.7 - 33.

Устав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945 (с изм. и доп. от 31.12.1978) / Действующее международное право. Т.1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С.7 - 33.

Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. № 29. Ст.2757; - 2007. № 49. Ст.6079.

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. - Изд.3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 432 с.

Основные принципы международного права – это логическая, целостная и взаимосвязанная система основополагающих, общеобязательных для всех субъектов международных отношений и общепризнанных всем международным сообществом международно-правовых норм, служащих важнейшим средством эффективного функционирования международной межгосударственной системы и разрешения международных споров и конфликтов.

Иными словами, основные принципы международного права – это ядро всех систем современного международного права. Это основные источники международного права, регламентированные в следующих основополагающих международно-правовых документах: в Уставе ООН 1945 г., Декларации "О принципах международного права" 1970 г., в Акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., и других источниках международного права.

К числу основных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООП и Декларации "О принципах международного права" относятся следующие принципы:

  • – неприменения силы или угрозы силы;
  • – невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;
  • – мирного разрешения международных споров;
  • – обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН;
  • – равноправия и самоопределения народов;
  • – суверенного равенства государств;
  • – добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.

В дальнейшем система основных принципов международного права пополнилась другими основными принципами, нашедшими свое юридическое закрепление в Акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., например, принципом нерушимости границ, территориальной целостности государств, уважения прав человека и основных его свобод и др.

Таким образом, по мере развития международных отношений, создаются общепризнанные, основополагающие и общеобязательные нормы международного права.

Так, например, к числу новейших принципов международного права относится принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, нашедший свое юридическое закрепление в ряде международно-правовых документов: в Уставе ООН, Московском договоре "О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой" 1963 г., а также в договорах 1968, 1971, 1972, 1977, 1980, 1993 гг. о нераспространении ядерного оружия на дне морей и океанов за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств, об уничтожении и запрещении применения бактериологического оружия, о запрещении обычного оружия неизбирательного действия, о запрещении химического оружия, "погодного" оружия и других договорах, направленных на демилитаризацию или нейтрализацию отдельных территорий планеты Земля (например, Вашингтонский договор "Об Антарктике" 1959 г., Договор "О космосе" 1967 г. и др.).

В отличие от других международно-правовых норм, основным принципам международного права присущи следующие особенности:

  • – они имеют приоритет над другими нормами международного права, т.е. последние не могут им противоречить и должны приниматься лишь в соответствии с ними;
  • – носят общеобязательный характер для всех без исключения субъектов международного права;
  • во времени имеют обратную силу, что позволяет им воздействовать на любую международно-правовую норму, возникшую раньше, чем сформировался сам принцип;
  • – в своей совокупности основные принципы образуют целостную и взаимосвязанную, логическую систему,
  • – при отсутствии той или иной международно-правовой нормы принципы международного права могут служить правовой основой для регулирования международных межгосударственных отношений;
  • – любое деяние, нарушающее основные принципы международного права может квалифицироваться как международное преступление, и, соответственно, повлечь за собой применение санкций, юридические неблагоприятные последствия для нарушителя в форме международно-правовой ответственности, включая применение силы.

Классификация принципов международного права весьма условна, поскольку нет единой точки зрения по данному вопросу. Наиболее правильной является следующая точка зрения: классифицировать основные принципы международного права можно по форме их закрепления.

  • 1. На писаные и неписаные (обычные).
  • 2. По историческому признаку, связанному с этапами появления принципов международного права в системе международных отношений на:
    • доуставные принципы, формировавшиеся в период рабовладельческой, феодальной, капиталистической формаций;
    • уставные, сформировавшиеся в системе международного права после Второй мировой войны, т.е. после принятия Устава ООН с 1945 г.;
    • послеуставные (новейшие), например, принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды и др.
  • 3. На функциональные и специальные (отраслевые). К функциональным относятся те принципы международного права, которые тесным образом переплетаются с каждым международным правоотношением, например, принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, принцип мирного разрешения международных споров. Специальные (отраслевые ) воздействуют не на все сферы международного сотрудничества, систему международных отношений в целом, а лишь на отдельные сферы, например, принцип уважения прав человека и основных его свобод, всеобщего и полного разоружения, сотрудничества государств по охране окружающей среды и др.

Введение

2. Принципы суверенного равенства прав.

3. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

4. Принцип мирного разрешения международных споров.

5. Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях.

6. Принцип невмешательства во внутренние дела государства.

7. Принцип сотрудничества государств.

8. Принцип равноправия и самоопределения народов.

9. Принцип нерушимости государственных границ.

10. Принцип территориальной целостности государств.

11. Принцип уважения прав человека и основных свобод

1. Понятие и особенности принципов международного права.

Особенностью системы современного международного является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой.

Основные принципы международного права - обобщенные общепризнанные правила поведе-ния субъектов международного права, имеющие наиболее важ-ное значение для обеспечения нормального функционирования всей системы международных отношений и решения между-народных проблем на определенном историческом этапе.

Употребление названия «основные» означает, что речь идет о принципах общего международного права, которое является ядром всей системы международного права,

Появление и существование комплекса основных принципов обусловлено закономерностями исторического развития.

По мнению Р.Л. Боброва, «основные принципы - это нормы, концетрированно выражающие самое важное в современных международных отношениях, порождено, в конечном счете, ведущими закономерностями эпохи».

Б).отдельные отрас-ли международного права имеют свои специальные принципы.

Например , принцип дипломатической неприкосновенности от-носится к разряду отраслевых принципов права внешних сно-шений.

Более подробно:

Основные принципы международного права это нормы международного права, которые в его системе занимают осо-бое место вследствие присущих им особенностей:

1) это руководящие начала (фундамент) современного между- народного правопорядка;

2) они имеют универсальную сферу действия, ориентированы на все международное сообщество. Все субъекты междуна-родного права обязаны строго соблюдать эти принципы, по-скольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международ-ных отношений;

3) они носят императивный характер норм jus cogens («не-оспоримое право»), составляют внутреннюю основу системы международного права. Вследствие этого принципы между-
народного права являются критерием законности всей системы, критерием правомерности любой иной международно-правовой нормы и в силу этого защищаются наиболее
жесткими мерами принуждения;


4) принципы принимаются и признаются в таком качестве международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств, обеспечивающим пред-ставительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира;

5) принципы в исключение из правил действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, позволяющую им распространять свое действие на любую норму, возникающую ранее самого принципа, вплоть до объявления такой нормы недействительной и непризнания связанных с ней последствий;

6) все основные принципы взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принци-пов.

Императивных нормнаходятся на верхней ступени и занимают центральное положение в системе международного права! Их задача — определить основные права и обязанности государств, т.е. правовой статус членов международного сообщества и основных субъектов международного права.

Важно отметить:

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН (преамбула, ст. 1, ст. 2 с Уставом ООН 1970 г следую-щие основные принципы, международного права:

Суверенное равенство государств;

Добросовестное выполнение международных обязательств;

Мирное урегулирование международных споров;

Неприменение силы и угрозы силой в международных отно-шениях;

Невмешательство во внутренние дела государств;

Сотрудничество государств;

Равноправие и самоопределение народов.

В случае если обязательства государств по Уставу ООН придут в противоречие с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103).

Хотя принципы и отличаются стабильностью, их содержание эволюционирует:

Современные трактовки даются сегодня резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Так, кроме перечис-ленных в Уставе ООН, получили закрепление еще три новых принципа и раскрыто содержание каждого из них:

Территориальная целостность государств;

Нерушимость государственных границ;

Уважение прав человека и его основных свобод;

Итоговый документ Копенгагенского совещания госу-дарств - членов СБСЕ 1990 г. сформулировал принцип справедливости, который находится сейчас в стадии признания на универсальном уров-не. Этот принцип основан на признании государством высшей ценностью человеческой личности и ее гарантий. Данный прин-цип является неотъемлемым атрибутом демократического пра-вового государства;

Основные принципы сегодня перечисляются практически во всех важных универсальных, региональных и двусторонних договорах.

Однако, закрепление основных принципов в международно-правовых документах не означает их трансфор-мацию в договорную норму международного права, они носят обычно-правовой характер.

Вывод:

1. Приведенный перечень основных принципов не является раз и навсегда определенным, неизменным. Возрастание роли международно-правового регулирования, появление глобальных проблем неизбежно ведут к увеличению их числа.

2. В этой свя-зи необходимо обратить внимание на процесс формирования в настоящее время ряда новых основных принципов, таких, на-пример, как принцип защиты и охраны окружающей среды.

Всеобщее и полное разоружение; общее наследие человечества; охрана окружающей среды.

3. Определенный вклад в развитие устоявшихся принципов международного права вносит Устав Содружества Не-зависимых Государств.

В этом документе к числу принципов, закрепленных в универсальных актах, добавлены:

— верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

Учет интересов членов СНГ и самой Организации;

Объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств - членов СНГ;

Обеспечение их политического, экономического и социаль-ного прогресса;

Духовное единение народов, которое основано на уважении их самобытности;

Тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Принцип суверенного равенства государств.

Принцип суверенного равенства государств включает в себя две составные части : уважение суверенитета всех госу-дарств и их равноправие в международных отношениях.

Эти составляющие объединены в одно целое в п. 1 ст. 2 Устава ООН, которая гласит: «Организация основана на принципе су-веренного равенства всех ее членов».

Неразрывная связь двух элементов этого принципа обусловлена также тем, что сувере-нитет может существовать только в условиях равноправия.

Позднее указанный принцип получил свое толкование и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международ-ного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 г., а также Итоговом документе Венской встречи СБСЕ 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Основное назначение указанного принципа - обеспечение равного участия всех государств в международных отношени-ях, независимо от различий экономического, социального, по-литического или иного характера.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равен-ства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

д) каждое государство имеет право свободно избирать и раз-вивать свои политические, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добро-совестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Государства - участники СБСЕ 1975 г., заявили о своем намерении «ува-жать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость». Они согласились также уважать право друг друга свободно выбирать и разви-вать свои политические, социальные, экономические и куль-турные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».

И, так:

1. В рамках международного права все государства-участни-ки имеют равные права и обязанности.

2. Они должны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмот-рению их отношения с другими государствами согласно между-народному праву.

3. К числу элементов принципа суверенного ра-венства относится право государств принадлежать или не при-надлежать к международным организациям, быть или не быть участником, двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Данный принцип зародился достаточно давно в форме меж-дународного обычая и долгое время действовал как принцип pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»).

В со-временный период он превратился в договорную норму и на-шел свое отражение в Уставе ООН (п. 2 ст. 2), Венских конвен-циях о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г., а также Декларации о принципах международного права 1970 г.

В Преамбуле Устава ООН подчеркивается решимость чле-нов ООН «создать условия, при которых могут соблюдатьсясправедливость и уважение к обязательствам, вытекающих из договоров и других источников международного права. В п. 2 ст. 2 Устава закреплена обязанность членов ООН добросовест-но выполнять принятые на себя по Уставу обязательства.

Важным шагом в договорном закреплении этого принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В преамбуле Конвенции отмечается, что «принцип сво-бодного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание». А в ст. 26 Конвенции установ-лено: «Каждый действующий договор обязателен для его уча-стников и должен ими добросовестно выполняться». Более того, участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора (п. 1 ст. 27).

В соответствии с Декларацией 1970 г. сущность принципа добросовестного выполнения международных обязательств сво-дится к следующему.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обя-зательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, а также вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. Кроме того, государства обязаны доб-росовестно выполнять свои договорные обязательств.

Существенными признаками принципа добросовестного вы-полнения международных обязательств является недопусти-мость одностороннего отказа от принятых на себя обяза-тельств, принятия новых обязательств, противоречащих уже действующим обязательствам с третьими государствами, а также международно-правовая ответственность за их нару-шение.

Принцип мирного разрешения международных споров

Этот принцип по своему содержанию тесно связан с прин-ципом неприменения силы и угрозы силой.

Их становление происходило практически одновременно. На I и II Гаагских конференциях мира в 1899 г. и 1907 г. были приняты Кон-венции о мирном разрешении международных столкновений и учреждена Постоянная палата третейского суда.

Статут Лиги Наций содержал правило об обязательном обращении государств к мирным средствам разрешения спо-ров. И лишь в случае, если такое обращение не принесло поло-жительного результата, государства могли прибегать к войне.

В Парижском договоре об отказе от войны 1928 г. в ст. 2 пре-дусматривалось, что урегулирование всех разногласий или конф-ликтов должно осуществляться только мирными средствами.

В качестве одного из основных принцип мирного разреше-ния международных споров был сформулирован в Уставе ООН: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвер-гать угрозе международный мир и безопасность и справедли-вость» (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскрыва-ется в Декларации

Согласно ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в лю-бом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддер-жанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор мирными средствами.

Государства обязались добросовестно и в духе сотрудниче-ства прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.

В случае, если стороны не достигнут разрешения спора пу-тем одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать искать взаимно согласованные пути мирного уре-гулирования спора.

Государства, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства, должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степе-ни, что будет поставлено под угрозу поддержание международ-ного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегу-лирование спора более трудным.

Международное право сохраняет за государствами свободу выбора средств для разрешения конкретного спора.

Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях

В течение XX в. международное сообщество проделало боль-шой путь в деле запрещения применения силы для достиже-ния политических целей и разрешения межгосударственных споров. Если до Первой мировой войны война считалась законным методом осуществления власти государства, то после нее были предприняты попытки ограничить право на войну.

Статут Лиги Наций запретил членам Лиги обращаться к вой-не в течение трехмесячного срока после провала переговоров по нахождению мирного решения спора. Статут предусматривал также возможность применения санкций в отношении тех чле-нов Лиги, которые вступили бы в войну в нарушение его поста-новлений. Так, в 1939 г. Советский Союз был исключен из Лиги Наций за необоснованное применение вооруженной силы против Финляндии.

Начальный этап становления указанного принципа обыч-но связывают с принятием на Гаагских конференциях мира Конвенции о мирном решении международных столкновений (1907 г.) и Конвенции об ограничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам (1907 г.).

Особое значение в процессе формирования принципа непри-менения силы имел Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана — Кел-лога) 1928 г. В нем осуждалось обращение к войне для урегу-лирования всех разногласий. Участники Договора отказыва-лись от таковой в своих взаимных отношениях в качестве инструмента национальной политики (ст. 1). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональ-ной политики, т.е. в общих интересах государств. Но эффек-тивность Парижского договора была поставлена под сомнение событиями, приведшими ко Второй мировой войне.

Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 г., уста-новил новые положения, которые выходили за пределы запре-тов, установленных Пактом Бриана - Келлога. Пункт 4 ст. 2 Устава ООН предусматривает: «Все члены Организации Объе-диненных Наций воздерживаются в их международных отно-шениях от угрозы силой или ее применения как против терри-ториальной неприкосновенности или политической независи-мости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций». Использование в Уставе термина «сила» значительно шире, чем «война». То есть запрещается не только применение вооружённой силы, но и невооружённое насилие

Декларация о принципах международного права 1970 г. выявляет следующие конкретные действия, которые запреще-ны в соответствии с п. 2 ст. 4 Устава ООН:

1. Агрессивные войны.

2. Угроза силой или применение силы с целью нарушения су-ществующих международных границ другого государства (включая демаркационные линии) или в качестве средства
разрешения международных споров, в том числе территори-альных.

3. Репрессалии с использованием силы.

4. Использование силы с целью лишить народы их права на самоопределение и независимость.

5. Организация, поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

6. Организация, подстрекательство, помощь или участие во внутреннем конфликте или террористических актах на тер-ритории другого государства.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН подтверждает следующий, не являющийся исчерпывающим, перечень запрещенных дей-ствий:

1. Вторжение или нападение на территорию другого государ-ства или любая военная оккупация, даже временная, явля-ющаяся результатом такого вторжения или нападения или любая аннексия с применением силы против территории другого государства или части ее.

2. Бомбардировка вооруженными силами государства террито-рии другого государства или применение любого оружия го-сударством против территории другого государства.

3. Блокада портов или берегов государства вооруженными си-лами другого государства.

4. Нападение вооруженных сил государства на сухопутные, мор-ские или военно-воздушные силы другого государства.

5. Применение вооруженных сил одного государства, находя-щихся на территории другого государства по соглашению с последним, в нарушение условий, предусмотренных в согла-шении об их пребывании, или любое продолжение их пре-бывания на территории этого государства после прекраще-ния действия соглашения.

6. Предоставление государством своей территории в распоря-жение другого государства для совершения акта агрессии против третьего государства.

7. Засылка государством или от его имени вооруженных банд, групп и иррегулярных сил или наемников, которые совер-шают акты применения силы против другого государства,
имеющие столь серьезный характер, что их можно прирав-нять к актам агрессии.

Из семи перечисленных в ст. 3 резолюции Генеральной Ас-самблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г. действий, первые пять относятся к прямой аг-рессии, седьмой - к косвенной. В п. i ст. 3 речь идет о соучас-тии в агрессии.

В дополнение к перечисленным запрещенным актам при-менения силы СБ ООН может определить, что другие акты пред-ставляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН (ст. 4 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.

Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отноше-ниях 1987 г. в большинстве своем повторяет положения других резолюций Генеральной Ассамблеи, однако некоторые ее пункты расширяют сферу общего запрета приме-нения силы.

Например, Декларация 1987 г. определяет, что:

1. Никакие соображения не могут быть приведены в оправда-ние

2. Государства, выполняя свои обязательства по международному праву, будут воздерживаться от организации, подстре-кательства, помощи или участия в полувоенных, террористических или иных подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах, либо попустительство-вать совершению подобных действий на территории других государств.

3. Государства должны воздерживаться от вооруженной ин-тервенции и от всех других форм вмешательства, а также от угроз применения силы против других государств или
против их политических, экономических и культурных струк-тур.

В Уставе ООН установлены средства законного применения силы. Эти меры согласно ст. 41 Устава ООН могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздуш-ных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сооб-щения, а также разрыв дипломатических отношений.

Что касается правомерного применения вооруженной силы, то Устав ООН предусматривает лишь два случая: по решению СБ ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрес-сии (ст. 42); в порядке осуществления права на индивидуаль-ную или коллективную самооборону (ст. 51).

Причем в последнем случае применение вооруженной силы правомерно только в случае вооруженного нападения на госу-дарство и до тех пор, пока СБ ООН не примет необходимых мер.

Дискуссионными в международном праве по-прежнему ос-таются проблемы применения силы в случаях гуманитарной интервенции, интервенции против незаконных режимов.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств

Принцип невмешательства тесно связан с принципом суве-ренного равенства государств, параллельно с которым он и раз-вивался.

Согласно п. 8 ст. 15 Статута Лиги Наций, «если одна из сторон заявляет, и это будет установлено Советом, что спор между сторонами относится к вопросам, которые согласно меж-дународному праву относятся исключительно к внутренней ком-петенции этой стороны, Совет должен установить этот факт и воздержаться от вынесения рекомендации по урегулированию данного спора».

Как следует из содержания указанной статьи, государства стремились оградить свой суверенитет от любых посягательств со стороны самой организации - Лиги Наций, а не отдельных стран.

С принятием Устава ООН запрет на вмешательство стал одним из основных принципов международного права. Как следует из формулировки п. 7 ст. 2 Устава, ООН не имеет права на «вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН предоставлять такие дела на разрешение в поряд-ке настоящего Устава».

Современное понимание принципа невмешательства конк-ретизировано в таких международных документах, как Декла-рация о недопустимости вмешательства во внутренние дела го-сударств, Декларация о принципах между-народного права 1970 г.

Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт СБСЕ 1975 г. запрещают государствам вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела, входящие во внутрен-нюю компетенцию другого государства.

Вооруженное вмеша-тельство и все другие формы вмешательства или всякие угро-зы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических основ, являются на-рушением международного права.

Ни одно государство не мо-жет применять либо поощрять применение экономических, по-литических или иных мер с целью добиться подчинения себе цругого государства в осуществлении им прав, присущих его зуверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества тюбого рода.

Принцип невмешательства включает в себя также.еотъемлемое право каждого государства выбирать свою по-итическую, экономическую, социальную и культурную сис-гему без вмешательства в какой бы то ни было форме со тороны другого государства.

С развитием международных отношений кроме ранее извест-ых запрещенных форм вмешательства (военного, политичес-ого, экономического) стали известны и такие, как информационное вмешательство,стал актуален запрет на пропоганду войны и агрессии. А в эпоху глобализации международное сообщество столкнулось и с такой формой вмешатель-ва, как электронное вмешательство. с использованием формационных технологий.

Вследствие изменений, произошед-ших в мире на пороге XXI в., иногда обосновывается право-мерность вмешательства под предлогом борьбы с международ-ным терроризмом в отношении государств, правительства ко-торых оказывают содействие террористам (как это имело мес-то в отношении Афганистана после событий 11 сентября 2001 г., как это было провозглашено в качестве официальной позиции России после Беслана в сентябре 2004 г. и др.), а также для предотвращения распространения оружия массового уничтожения (как это имело место в отношении Ирака) или для свержения режима, не соответствующего определенным стандартам демократии.

В процессе развития международ-ного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые постепенно перестают относиться исключительно ко внутрен-ней компетенции и подпадают под международно-правовое ре-гулирование. Государства на добровольной основе ограничива-ют свою компетенцию в вопросах обороны (ограничение воору-жений), экономического развития, прав человека с расширени-ем полномочий международных контрольных органов в этих и других областях. Поэтому зачастую решение проблемы о де-лах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике вызывает споры.

Принцип сотрудничества государств.

Сотрудничество государств в качестве принципа междуна-родного права впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат взаимодействия держав антигитле-ровской коалиции во время Второй мировой войны. Он пред-ставляет собой не столько право, сколько обязанность госу-дарств сотрудничать друг с другом. В соответствии со ст. 1 Устава ООН все государства должны «осуществлять между-народное сотрудничество в разрешении международных про-блем экономического, социального, культурного и гуманитар-ного характера», а также обязаны «поддерживать междуна-родныймир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры.

Так, например, Глава IX Уста-ва ООН посвящена международному экономическому и соци-альному сотрудничеству.

После принятия Устава ООН этот принцип был подтверж-ден в уставах многих международных организаций, в междуна-родных договорах, резолюциях и декларациях.

а) государства сотрудничают с другими государствами в под-держании международного мира и безопасности;

б) государства сотрудничают в установлении всеобщего уваже-ния и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм расовой нетерпимости;

в) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенно-го равенства и невмешательства.

Декларация ориентирует государства на сотрудничество не только друг с другом, но и с Организацией Объединенных На-ций.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. конкретизирует содер-жание.

Государства взяли на себя обязательство предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятству-ющим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы раз-вивающихся стран во всем мире.

Принцип равноправия и самоопределения народов.

Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло благодаря Уставу ООН, в п. 2 ст. 1 которого исполь-зуется формулировка «принцип равноправия и самоопределе-ния народов».

На регио-нальном уровне он получил отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

Исходя из содержания указанных документов, можно сформу-лировать основные положения, являющиеся элементами права на самоопределение:

а) каждый народ имеет право на самоопределение, которое дол-жно уважаться всеми государствами;

б) оно должно осуществляться путем свободного волеизъявле-ния, без какого бы то ни было вмешательства извне;

в) оно означает возможность выбора между внутренним само-определением (в рамках данного государства, например по-лучением статуса субъекта федерации, автономного образо-вания и т.д.), отделением данного народа с созданием соб-ственного государства или вхождением его на тех или иных условиях в другое государство, т.е. возможность выбора по-литического статуса, включая и выбор формы государства (формы правления, государственного устройства, политичес-кого режима);

г) оно означает выбор пути экономического, социального и куль-турного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбо-ра социально-экономического строя.

Эти элементы взаимосвязаны, и один выбор может предоп-ределять другой.

Понятие «народ» в ст. 1 Устава ООН, является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию.

На-род, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней прожи-вающих, а как минимум определенная экономическая и куль-турно-историческая целостность, осознающая свое единство.

Любое государство обязано уважать право народа на само-определение. Необходимо учитывать, что на первом этапе раз-вития этого принципа акцент делался на статус колониальных народов, и в практике ООН его обычно связывали с народами, находящимися под колониальным господством.

Сегодня про-цесс деколонизации практически завершен, но принцип само-определения народов не перестал из-за этого существовать

Вопрос о праве на самоопределение приоб-рел свою актуальность после распада СССР, Чехословакии, Югославии.

Реализация этого права на практике в отдельных случаях привела к негативным последствиям — вооруженным конфликтам на территориях этих государств. Но в самой трак-товке права на самоопределение этих негативных последствий не заложено.

Современное международное право не санкционирует и не поощряет какие-либо действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства государств, соблюдающих принцип рав-ноправия и самоопределения народов. Отделение не является обязательным элементом реализации права на самоопределе-ние. Оно не должно осуществляться вне рамок права на само-определение.

Декларацию о принципах между-народного права 1970 г. и Венская декларация 1993 г., отделение допускается в следующих случаях:

а) если оно относится к народам территорий, подлежащих де-колонизации (в настоящее время это положение утратило прежнее значение в связи с тем, что процесс деколонизации практически завершен);

б) если оно предусмотрено в конституции (или ином законе) соответствующего государства. Например, право на выход имеют члены федераций, если в их конституциях закрепле-но это право;

в) если территория, на которой проживает определенный на-род, была оккупирована или подвергалась аннексии после 1945 г.;

г) если какие-либо народы проживают на территории государ-ства, не соблюдающего в отношении этих народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечиваю-щего представительство всех слоев населения без какой бы то ни было дискриминации в органах государственной вла-сти. Поскольку основа принципа самоопределения видится в праве населения на участие в управлении государством.

Таким образом, только в этих случаях народы, ведущие вооруженную борьбу за отделение, вправе при наступлении ука-занных выше условий претендовать на признание их субъек-тами международного права, опираясь на принцип самоопреде-ления.

Государство, созданное в нарушение принципа равнопра-вия и самоопределения народов (народом, не имеющим права на отделение, или какой-либо частью населения государства, которая не может рассматриваться как народ), не должно считаться юридически существующим субъектом международ-ного права

Следует признать, что складывается обычная норма между-народного права, согласно которой вооруженная поддержка со стороны третьих государств движения за отделение воору-женным путем недопустима.

Далеко не всегда можно устано-вить, имеет ли тот или иной народ право на отделение, поэтому иностранная вооруженная поддержка вооруженной борьбы про-тив правительственных сил может вылиться в нарушение прин-ципа территориальной целостности и неприкосновенности госу-дарств. Вооруженная поддержка народа в таких ситуациях до-пустима лишь на основании решения Совета Безопасности ООН.

В принципе государство имеет право подавлять вооружен-ные антиправительственные выступления (с учетом необходи-мости соблюдать обязательства в области прав человека), за-щищая свой суверенитет, территориальную целостность и политическое единство.

Существует проблема самоопределения так называемых разделенных народов, т.е. народов, оказавшихся в силу исто-рического развития на территории нескольких государств.

Наи-более характерный пример такого народа - курды. Термин «раз-деленный народ» не является правовым. Трудно иногда уста-новить, действительно ли данный народ разделен или же в одном государстве он образует титульную нацию или одну из наций, напоминающих по фактическому влиянию титульную (например, в Швейцарии), а в других государствах лица, имею-щие соответствующую национальность, образуют лишь нацио-нальное меньшинство. Скорее всего, разделенным следует при-знать народ, проживающий на прилегающих друг к другу час-тях территории различных государств, в каждом из которых он образует компактно проживающее на данной чясти нацио-нальное меньшинство.

Принцип нерушимости государственных границ.

Принцип нерушимости государственных границ тесно свя-зан с принципом неприменения силы и угрозы силой в между-народных отношениях и с принципом суверенного равенства государств.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. он рассматривается как составляющая принципа не-применения силы или угрозы силой: «Каждое государство обя-зано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ дру-гого государства или в качестве средства разрешения междуна-родных споров, в том числе территориальных споров и вопро-сов, касающихся государственных границ».

Государства - участники ОБСЕ признали и подтвердили существующие границы европейских государств, что имело важное значение, поскольку побежденные государ-ства не полностью признавали границы, установленные после Второй мировой войны. В этой связи существует мнение, что данный принцип не получил универсального признания, и по-этому носит региональный характер (только в отношениях государств - участников ОБСЕ), т.е. сфера его действия сужена.

Однако поскольку ни одно государство не выступило про-тив этого принципа, можно предположить, что молчаливое со-гласие способствует тому, что принцип нерушимости государ-ственных границ преобразуется в общепризнанный.

Исходя из содержания международных до-кументов, основное содержание принципа нерушимости госу-дарственных границ сводится к трем элементам:

а) признание государствами юридически установленных в со-ответствии в международным правом границ;

б) отказ от каких-либо территориальных притязаний на дан-ный момент или в будущем;

в) отказ от любых иных посягательств на эти границы, в том числе путем угрозы силой или ее применения.

Принцип территориальной целостности государств.

Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение про-тив территориальной целостности (неприкосновенности) и по-литической независимости государств.

В Заклю-чительный акт СБСЕ 1975 г. содержит наиболее полную фор-мулировку принципа территориальной целостности госу- дарств:

«Государства-участники будут уважать территориаль-ную целостность каждого из государств-участников. В соответ-ствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представ-ляющих собой применение силы или угрозу силой. Государ-ства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приоб-ретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, одна-ко косвенные подтверждения его действия находятся в двусто-ронних договорах политического характера, в региональных документах.

Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Эволюция данного принципа происходила уже после Вто-рой мировой войны и носила более длительный характер.

Большинство государств — членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права че-ловека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области.

Однако при всей абстрактнос-ти уставных положений, касающихся прав человека, нельзя не отметить важнейшую роль Устава ООН в создании правовой базы для последующего формирования одного из основных прин-ципов международного права.

В Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. В преамбуле Устава ООН провозглашалось: «Мы, народы Объединенных Наций, преис-полненные решимости... вновь утвердить веру в основные пра-ва человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и ма-лых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна пу-тем координации «международного сотрудничества в поощре-нии и развитии уважения к правам человека и основным сво-бодам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Нормативное содержание данного принципа разрабатыва-лось путем принятия специальных документов, к числу кото-рых относится провозглашенная в 1948 г. Всеобщая деклара-ция прав человека, и принятые в 1966 г. Международные пак-ты о правах человека, а также ряд других деклараций и кон-венций.

В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., в п. VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу совести, мысли и религии».

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой. В соответствии с принципом государства берут на себя обязательства не применять друг против друга первыми вооруженные силы в нарушение Устава ООН, независимо от того, выражается ли это во вторжении на территорию государства, или ее оккупации, или бомбардировке, или нападении вооруженными силами на военные сухопутные, морские или воздушные силы вне пределов государства, в формировании и засылке вооруженных банд и др. Все члены сообщества обязаны участвовать в санкциях против агрессора по решению компетентных международных органов или в силу договора, а также не оказывать материальной и моральной поддержки агрессору.

Принцип территориальной целостности государств , защищающий право государства на целостность и неприкосновенность его территории, является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Устав ООН запрещает применение силы против территориальной целостности государств виде вторжения, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории, если это не связано с применением международных санкций.

Принцип нерушимости государственных границ определяет сотрудничество государств по установлению границ, их охране, решению спорных вопросов в связи с границами. Права государства, определяемые императивами принципа, заключаются в требовании абсолютной неприкосновенности установленных границ, незаконности их изменения без согласования и под каким-либо давлением, с применением силы или угрозы силой. Государства обязаны не нарушать установленные внутренними и международными нормами правила о режиме границ.

Принцип мирного разрешения международных споров . Он представляет собой совершенный метод, систему способов и механизмов, обеспечивающих мирное сотрудничество субъектов системы во всех областях. Государства имеют право: выбирать средства и способы разрешения конфликта; требовать, чтобы стороны, участвующие в конфликте, не уклонялись от поисков способов мирного разрешения противоречий; требовать выполнения принятых решений; прибегать к помощи международных организаций.

Принцип суверенного равенства государств . Субъекты международного права равны независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения, от чьего-то признания или непризнания. Права государства заключаются в равном допуске ко всем видам сотрудничества и на равных со всеми основаниях, в равной защите через международно-правовые механизмы. Они свободно, по своему желанию, без давления из вне вступают в дипломатические или консульские отношения, обмениваются посольствами или миссиями, поручают выполнение своих функций третьему государству; они сами решают проблему признания новых государств и правительств, вступления в международные организации и выхода из них.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств . Государство имеет право самостоятельно устанавливать свою политическую и экономическую системы, распоряжаться естественными ресурсами, вводить тот или иной режим пребывания иностранных граждан на своей территории, вводить налоги и сборы, таможенные правила, т.е. суверенно, без вмешательства извне и какого-либо давления разрешать проблемы внутренней жизни физических лиц на своей территории. Обязанности государства состоят в невмешательстве во внутренние дела другого государства, а также воздержание от действий, которые могут рассматриваться как неправомерное давление на государство с целью получения особых прав и преимуществ.

Принцип сотрудничества государств . Государства имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, на отказ от сотрудничества, если это совместимо с международным правом, а также если этого требуют интересы безопасности. Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедских отношений и международного мира.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Обязанности государств заключаются во взаимном уважении правосубъектности друг друга в области международного нормотворчества; в признании приоритета обязательств по международному праву по отношению к национальным нормам, а также в приведении национального законодательства в соответствие со взятыми на себя международными обязательствами; в разрешении споров, возникающих в процессе создания и применения договоров и обычаев, только мирными средствами.

Принцип равноправия и самоопределения народов и наций . Права народа и нации состоят в самостоятельном принятии ими решения о самоопределении, в праве на самостоятельный политический статус, праве на свободное экономическое развитие, национальную и культурную самобытность; они свободны в распоряжении своими естественными ресурсами. Они имеют право требовать, чтобы их права осуществлялись мирно и без незаконного противодействия, в соответствии с международным правом, по воле большинства народа. Сообщество государств, отдельные государства обязаны оказывать моральную, политическую, материальную помощь самоопределяющемуся субъекту.

Принцип уважения прав и основных свобод человека. Поскольку принцип обращен к государствам – субъектам международного права, речь должна идти именно об их правах и обязанностях. Они имеют право требовать, чтобы все государства соблюдали свои международные обязательства и не нарушали права человека на своей территории; имеют право обратиться с иском о нарушении прав человека в органы ООН – Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Международный Суд, региональные органы. Государства имеют право требовать наказания лиц, виновных в грубых нарушениях прав человека – международных преступлениях против человечности, и наказывать их, если они оказались на их территории, в пределах их юрисдикции. Обязанности государств состоят в неукоснительном соблюдении требований принципа, кат-то: в приведении в соответствие с международными обязательствами национального законодательства по правам человека, в наказании лиц, виновных в нарушении прав человека, в разрешении споров, связанных с нарушением прав человека, только мирными средствами.

Принципы международного права – наиболее общие фундаментальные основополагающие нормы международного права, которые являются одним из его главных источников.

Особенности принципов международного права

  • Это наиболее важные нормы международного права , являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы;
  • Принципы международного права являются наиболее общими нормами;
  • Принципы являются общепризнанными нормами , обязательными для всех государств и иных субъектов международного права;
  • Принципы международного права имеют комплексный характер .

Функции принципов международного права

  • Стабилизирующая функция – определяет основы взаимодействия субъектов МП;
  • Развивающая функция – способствует дальнейшему развитию международных отношений.

Система принципов МП

Система принципов МП составляют следующие принципы:

  • Принцип неприменения силы;
  • Принцип мирного разрешения споров;
  • Принцип уважения прав человека;
  • Принцип суверенного равенства;
  • Принцип невмешательства;
  • Принцип территориальной целостности;
  • Принцип нерушимости границ;
  • Принцип равноправия и самоопределения народов;
  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  • Принцип мирного сосуществования
    и др.

Принцип неприменения силы или угрозы силы – принцип, согласно которому государства должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Применение силы или угроза силой является нарушением международного права , они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных споров. Международные споры должны быть урегулированы только мирными методами.

При обстоятельствах, когда одно государство применяет силу в отношении второго, второе сохраняет свое право на индивидуальную или коллективную оборону.

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств

Ни одно государство или группа государств не имеет право прямо или косвенно во внутренние дела другого государства . Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Также ни одно государство не должно организовывать, разжигать, финансировать или поощрять вмешательство другого государства в дела третьего государства.

Принцип равноправия и самоопределения народов

Точно также, как в правовом государстве установлено право физических лиц на свободу слова, собраний, выбора места жительства, так и в международном праве народы имеют право на равноправие и самоопределение. Разница лишь в субъектном составе носителей права.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство обязано уважать это право.

Также каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных мер, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.

Принцип суверенного равенства государств – означает, что все государства являются равноправными субъектами международных отношений, пользуются суверенным равенством, имеют одинаковые права и обязанности независимо от экономического, социального, политического и иного характера

Принцип суверенного равенства государств заключается в следующем:

  • Государства юридически равны;
  • Каждое государство пользуются правами, присущими его суверенитету;
  • Каждое государство должно уважать правосубъектность других государств;
  • Территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенна;
  • Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Международное право и созданный на его основе международный правопорядок действует в режиме добросовестного выполнения международных обязательств.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств означает, что все субъекты международных отношений выполняют принятые на себя обязательства только добросовестным образом.

Приоритет обязательств по уставу ООН над другими международными обязательствами – общепризнанное правило. Если обязательства государства члена ООН по уставу ООН окажутся в противоречии с обязательством по какому-либо договору, преимущество имеют их обязательства по Уставу.