Постановление о возбуждении уголовного дела: правовой аспект. Постановление о возбуждении уголовного дела — образец и бланк Кому направляется постановление о возбуждении уголовного дела

Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству

По поводу возбуждения дела или при принятии решения об отказе выносится постановление. Однако если вам отказали в совершении данного действия, всегда можно выполнить обжалование этого решения и написать жалобу. Заявитель не должен бросать возможность бороться за свои нарушенные права, тем более, что причины отказа иногда бывают достаточно формальными, а иногда и вовсе необоснованными.

Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству – и

Если начинается судебное производство по делу, то сразу составляется постановление о его возбуждении. Существует специальный образец бланка, который следователю нужно заполнить и отправить прокурору. Следом прокурором дело с заполненным бланком будет направлено в суд. Образец бланка должен содержать следующие составляющие:

  • должность следователя, отвечающего за производство, и его ФИО;
  • откуда документация поступила в распоряжение следователя;
  • текст решения;
  • подпись.

Постановление о возбуждении уголовного дела - это первый процессуальный документ, который выносится уполномоченным лицом по результатам рассмотрения заявления о преступлении. Для вынесения такого постановления необходимо, как предусмотрено ч.1 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ, наличие поводов и достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления (ст. 140 УПК РФ).

Постановление о возбуждении уголовного дела должно соответствовать ряду требований. Структурно, постановление о возбуждении уголовного дела, как и многие процессуальные документы, содержит вводную, описательную и резолютивную части.

Во-первых, постановление должно содержать ссылку на день, месяц, год, точное время с указанием часов и минут принятия решения о возбуждении уголовного дела, а также место вынесения такого постановления. Местом вынесения постановления о возбуждении уголовного дела является тот населенный пункт, в котором такое постановление вынесено. Указывать точный адрес места вынесения постановления (с указанием улицы, номера дома и кабинета) не требуется.

Во-вторых, постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать информацию о том, кем оно вынесено (с указанием должности, классного чина, места службы, а также ФИО следователя, дознавателя или руководителя следственного органа).

После этого, должностным лицом должны быть подробно указаны конкретные обстоятельства совершенного деяния с указанием повода и оснований для возбуждения дела. В постановлении о возбуждении уголовного дела, как того требует Уголовно-процессуальный кодекс РФ, должностное лицо обязано указаны все пункты, части, статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ, признаки которых усматриваются в заявлении о преступлении и материалах проверки, поскольку именно на этом основании принимается решение об определении подследственности дела.

Закон требует, чтобы сразу же после возбуждения уголовного дела, копия постановления была направлена прокурору, для своевременного реагирования в порядке надзора на принятое решение следователя, дознавателя, начальника следственного органа.

Это предполагает передачу копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору в день его вынесения. Однако на практике постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное ночью, направляется прокурору не в тот же день, а на следующее утро.

В том случае, если прокурор не дает согласия на возбуждение уголовного дела, то постановление должностного лица правоохранительного органа перестает иметь юридическое значение.

Что касается самого изложения фабулы преступления, то в постановлении о возбуждении уголовного дела следователь по своему усмотрению может изложить обстоятельства как широко, так и узко.

В резолютивной части должностным лицом закрепляется факт возбуждения уголовного дела, а также указывается пункт, часть и номер статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ.

В зависимости от того, кто будет заниматься предварительным расследованием уголовного дела, в постановлении может быть указана информация о принятии одним из следователей уголовного дела к своему производству. После возбуждения уголовного дела в случае необходимости дело может быть направлено прокурору для определения его подследственности.

Одним из главных сведений, указываемых в постановлении о возбуждении уголовного дела, являются сведения о лице, подозреваемом в совершении преступления. В случае же если в ходе предварительной проверки лицо, причастное к совершению преступления будет не установлено, то уголовное дело возбуждается по факту совершения преступления неустановленным лицом, а не в отношении кого-либо.

В случае, если дело возбуждается в отношении конкретного человека, то именно с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела виновному лицу официально присваивается процессуальный статус подозреваемого.

Если у вас возникли проблемы, то вам поможет

В соответствии со статьей 146 УПК РФ, уголовное дело возбуждается, если на то есть законный повод и веское основание. В пределах своей компетенции возбудить уголовное дело может дознаватель или следователь.

Свое решение они обязаны выразить в определенной форме — постановлении о возбуждении уголовного дела. По такому порядку возбуждаются уголовные дела публичного и частно-публичного обвинения.

Порядок возбуждения уголовных дел частного обвинения характеризуется определенными особенностями, которые установлены в статье 318 УПК РФ.

Если по факту существует повод и основания для заведения уголовного дела решение о возбуждении может быть принято, если отсутствуют сведения о каких-либо обстоятельствах, которые исключали бы производство по уголовному делу.

Следователь, прокурор или орган дознания обязаны принять сообщения о любом уже совершенном преступлении или о том, которое готовиться. Но возбуждать уголовные дела они могут только в пределах своей компетенции, установленной правилами подследственности.

В статье 448 УПК РФ установлены определенные ограничения относительно возбуждения уголовного дела в отношении определенных категорий граждан.

Рассматривая вопрос, что такое постановление о возбуждении уголовного дела, следует выяснить, какое содержание должно быть у документа.

Как и большинство процессуальных документов, постановление о возбуждении уголовного дела имеет три части:

  • вводной;
  • описательной;
  • резолютивной.

В первой, вводной части, должны быть указаны день, месяц и год, а также место его вынесения . Закон требует указывать даже время вынесения постановления об уголовной ответственности, часы и минуты.

Сюда вносится сведения о должностном лице: должность, звание и фамилия ответственного лица, автора этого документа. Кроме того, указывается факт рассмотрения им сообщения о преступлении, когда и от кого это сообщение было получено.

Описательно мотивированная часть содержит повод, а также основания к возбуждению уголовного дела . Именно в описательной части составляется обоснование решения, которое было изложено в завершающей резолютивной части постановления.

Стоит учитывать, что квалификация преступления в постановлении может быть только предположительной. Поскольку, чтобы уголовное дело было возбуждено, достаточно даже вероятного вывода о наличии преступления.

Например, если обнаружен труп с признаками насильственной смерти, то можно с точностью предположить, что смерть наступила в результате убийства или доведения до самоубийства. Кроме того, это может быть причинение смерти по неосторожности либо терроризм.

В резолютивной части пишется, что принимаются во внимание все данные, достаточные для указания на признаки преступления, предусмотренного статьей УК РФ . В ней так же содержится решение о возбуждении уголовного дела.

В решении о возбуждении уголовного дела возможны такие варианты:

  1. Возбуждение уголовного дела по признакам какого-то преступления, по факту, с указанием пункта, части статьи УК РФ.
  2. Возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица. При этом указывается его имя, фамилия, отчество, пункт статьи УК РФ и ее часть, где предусмотрено преступление, признаки которого усматриваются в деянии.

После того, как уголовное дело будет возбуждено в отношении конкретного лица в соответствии с 46 статьей УПК РФ, данное лицо приобретает процессуальный статус подозреваемого.

Копия постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно передается прокурору, подобное предусмотрено статьей 146 УПК РФ.

После получения документа прокурор в рамках своих полномочий проверяет документ, законность и обоснованность соответствующего процессуального решения.

В случае, когда постановление будет признано незаконным или необоснованным, прокурор может в течение 24 часов с момента получения материалов, своим мотивированным постановлением отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

Аналогичными полномочиями прокурор наделен и в тех случаях, когда уголовные дела возбуждаются такими лицами:

  1. Капитанами морских или речных судов, что пребывают в дальнем плавании.
  2. Руководителями геологоразведочных партий или зимовок, которые находятся довольно далеко от мест расположения органов дознания.
  3. Главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ.

О принятом решении следователь или дознаватель обязаны сообщить заявителю, а также лицу, в отношении которого было возбуждено уголовное дело.

Правила оформления

Постановление о возбуждении уголовного дела должно быть оформлено следующим образом:

  1. Число, месяц, год, время и место его вынесения.
  2. Каким органом оно вынесено.
  3. Что спровоцировало возбуждения уголовного дела.
  4. Пункт, часть и статья УК РФ, на основании которой заводится уголовное дело.

В случае, когда уголовное дело передается прокурору, чтобы определить подследственность, об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела ставится соответствующая отметка.

Необходимо в обязательном порядке проверить, все ли графы и разделы в документах заполнены или подчеркнуты . Документы нужно заверить синей печатью и подписать.

Если есть исправления или дополнения справок из компетентных органов, то напротив исправления либо дополнения должна стоять печать «исправленному верить» и подпись.

При рассмотрении данной темы, актуальным является вопрос, как обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела.

Сделать это можно в рамках уголовного процесса для подозреваемого, который предусматривает право обвиняемого на обжалование постановления о возбуждении уголовного дела. Оно является ключевым.

Но самостоятельно реализовать такое право, человек без юридического образования и опыта работы с правоохранительными органами вряд ли сможет.

Действия и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда, могут быть обжалованы участниками уголовного производства в установленном законом порядке.

При нарушении определенных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, участники судопроизводства и другие лица, интересы которых были затронуты, могут обратиться к прокурору или руководителю следственного органа с жалобой. Подобное обращение должно быть рассмотрено в течение 3 суток со дня ее получения.

Исключением являются случаи, когда для проверки жалобы необходимо собрать дополнительные материалы или принять другие процессуальные действия.

Допускается рассмотрение жалобы до 10 суток, об этом обязательно извещается заявитель. В постановлении должны быть указаны, профессиональные действия, которые осуществляются, чтобы ускорить процесс рассмотрения дела и сроки их выполнения.

Заявителя следует незамедлительно уведомить о решении, которое было принято по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

На основании результатов рассмотрения жалобы прокурор или руководитель следственного органа, выносит решение о полном или частичном удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении.

Рассматривая вопрос, можно ли обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела, стоит учитывать, что внесудебный порядок применяется адвокатом для защиты прав доверителя по ситуации, но более эффективным является судебный порядок обжалования.

Постановление дознавателя, следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела, которые могут причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, может быть обжаловано в районный суд по месту производства предварительного расследования.

Жалоба может быть подана заявителем или его защитником. Судья проверяет насколько были законны и обоснованы действия и решения дознавателя или другого органа, который занимается данным вопросом, не позже, чем через пять суток с момента поступления жалобы в судебные органы.

Если лица, своевременно извещенные о времени рассмотрения жалобы не явились на заседание и не настаивали на рассмотрении дела с их участием, то это не препятствует рассмотрению жалобы судом.

После рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих решений:

  1. О признании действия должностного лица или его решения незаконным, и о его обязанности устранить допущенное нарушение.
  2. Об отказе в рассмотрении.

По правилам, копии постановления судьи передаются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

Жалобу в прокуратуру на постановление о заведении уголовного дела могут подать лица, чьи интересы были затронуты при обжаловании действия.

К процессу составления жалобы стоит отнестись очень ответственно, поскольку от этого зависит будущее подозреваемого.

Составляя жалобу нужно придерживаться такой структуры:

Таким образом, при наличии реальных оснований в соответствии со статьей 146 УПК РФ может быть возбуждено уголовное дело. Уполномоченные лица свое решение выражают в форме соответствующего постановления.

Если человек считает, что его конституционные права и свободы были нарушены, он может пожаловаться в прокуратуру на постановление о возбуждении уголовного дела.

Законодатель не устанавливает срок обжалования постановления, но лучше попытаться решить эту проблему незамедлительно.

Постановление о возбуждении уголовного дела является отправной точкой всего дела. Именно от скорости стартовой процессуальной процедуры уголовного производства может напрямую зависеть скорость дальнейшего продвижения расследования, а значит, и вероятность его раскрытия.

Суть этого этапа уголовного делопроизводства состоит в определении фактов, которых будет довольно для установления наличия состава правонарушения, определения его подследственности и в издании постановления о возбуждении и о принятии уголовного дела к производству.

Организация проведения процессуальных процедур являются комплексным вопросом, регулируются несколькими блоками правовых норм. Основные вопросы порядка возбуждения дела урегулированы главой 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ и разделён на порядок публичного обвинения (статья 146), частного, частно-публичного обвинения (статья 147).

Публичное обвинение инициируется постановлением уполномоченного должностного лица, подтверждённого позицией прокурора, изданного при наличии достаточного повода и основания. Дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются на основании личного заявления потерпевшего либо его законного представителя.

Основной целью этапа является проведение мероприятий, которые помогут оценке поступившей информации на предмет наличия признаков действий, нарушающих закон. Проведённая оценка и проверка информации даёт основу для решения о возбуждении или отказе в возбуждении дела. Для постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству необходимы повод и основание.

Закон устанавливает закрытый перечень из трёх общих источников информации:

  • явка с повинной — добровольное сообщение лица о совершённом им преступлении в письменной или устной форме;
  • сообщение о совершённом или готовящемся преступлении (личное, в форме заявления, или полученное из иных источников);
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Помимо этого, часть 2 статья 140 УПК РФ для случаев фальсификации финансовых документов учёта и отчётности финансовой организации предусматривает особый повод – материалы, которые направлены Центральным банком РФ в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении дела.

При этом информация, полученная от анонимного источника, пример, когда постановление о возбуждении дела не подлежит изданию, поскольку это не повод. Но, данная информация нуждается в рассмотрении и оценке.

Стоит отметить, что ввиду особой значимость уголовного производства все процессуальные действия сторон-участниц регламентированы законодателем. Так, повод к возбуждению уголовного дела должен быть оформлен соответствующим образом, независимо от способа получения. Информация, сообщённая устно, оформляется протоколом, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление, а полученная письменно требует наличия обязательных реквизитов.

Сообщение о преступлении становится поводом для возбуждения дела после регистрации, проведённой в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утверждённой совместным Приказом Министерства внутренних дел РФ № 776, Министерства обороны РФ № 703, Федеральной службы безопасности РФ № 509, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков № 507, Федеральной таможенной службы России № 1820, Службы внешней разведки РФ № 42, Федеральной службы исполнения наказаний № 535, Федеральной службы охраны РФ № 398, Следственного комитета РФ России № 68 от 27 сентября 2013 года.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

В законодательстве отсутствует закреплённый перечень данных, наличие которых станет исчерпывающим для возбуждения дела. Для каждого дела объем информации определяется индивидуально.

, 147 определяет сотрудников государственных органов, уполномоченных возбуждать дела:
  1. В отношении деяний небольшой, средней тяжести: органы дознания или дознаватели (представлены уполномоченными лицами Военной полиции Вооружённых Сил РФ, Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (при нанесении вреда посредством пожаров), Министерства внутренних дел РФ, Пограничной службы ФСБ России, Следственного комитета РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы России).
  2. В отношении противоправных деяний публичного, частно-публичного и частного преследования (в том числе убийств, грабежей, разбоя, краж), распределённых статьёй 151 УПК РФ по подследственности: руководители следственного органа и следователи (представлены должностными лицами Министерства внутренних дел РФ, Следственного комитета РФ, Федеральной службы безопасности).

Это общий перечень уполномоченных лиц, выполняющих функциональную нагрузку на доследственном этапе уголовного преследования.

Помимо этого, функции возбуждения дела в соответствии со статьёй 146 УПК могут передаваться:

  • капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
  • руководителям геологоразведочных партий и зимовок, начальникам российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удалённых от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
  • главам дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, если преступление совершено в пределах территории такого представительства или учреждения.

В ситуации, когда подозреваемыми (обвиняемыми) по делу предположительно являются представители правоохранительной системы или обладатели особых правовых статусов, право инициации уголовной процедуры в соответствии со статьёй 448 УПК передаётся специальным субъектам, и может сопровождаться дополнительными процедурами:

Должностное лицо, возбуждающее уголовное дело Специальный субъект Орган, проводящий согласительную процедуру — основание (при наличии)
Судья Конституционного Суда РФ Согласие Конституционного Суда РФ
Судья Верховного Суда РФ, верховного суда субъекта РФ, федерального арбитражного суда, военного суда Высшая квалификационная коллегия судей РФ
Иные судьи Соответствующая квалификационная коллегия судей
Представитель Федерального Собрания Генеральный прокурор РФ направляет представление соответственно в Совет Федерации или Государственную Думу
Генеральный прокурор РФ Президент РФ направляет представление коллегии, состоящей из трёх судей Верховного Суда РФ
Исполняющий обязанности Председателя Следственного комитета РФ Председатель Следственного комитета РФ
Председатель Следственного комитета РФ Председатель Счётной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счётной палаты РФ Не требуется
Уполномоченный по правам человека в РФ Не требуется
Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ Не требуется
Член Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ Не требуется
Руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Не требуется
Прокурор района, города, приравненных к ним прокуроров, руководитель и следователь следственного органа по району, городу, а также адвокат Не требуется
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления Не требуется
Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса Не требуется

Сведения о совершённом или готовящемся правонарушении, поступившие в уполномоченный орган или должностному лицу, подлежат принятию, а также проведению проверочных и оценочных мероприятий.

В рамках этих действий ответственный сотрудник вправе запрашивать объяснения, образцы для сравнительного исследования, изымать в установленном порядке документы и предметы, назначать судебную экспертизу, производить осмотр или освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований, привлекать специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

По общему правилу в ходе проверки сообщения о преступлении не допускается производство процессуальных (следственных) действий, за исключением указанных в части 1 статьи 144 УПК РФ (осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, назначение и производство судебной экспертизы).

Уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие порядки рассмотрения сообщений о преступлении:

  1. Общий порядок – не более 3 суток. Продление не более 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя. При необходимости проведения проверочных, оценочных, розыскных либо экспертных мероприятий с привлечением сторонних специалистов — продление не более 30 суток руководителем следственного органа по ходатайству следователя, либо прокурором по ходатайству дознавателя.
  2. Составы, предусмотренные ст. 198 — УК РФ рассматриваются следующим образом. Не позднее 3 суток с момента поступления сообщения о предполагаемом преступлении, в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, к которому отнесён налогоплательщик, направляется копия сообщения о преступлении и предварительный расчёт предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Данный налоговый орган рассматривает документы и направляет следователю не позднее 15 суток со дня их получения заключение о нарушении законодательства и правильности предварительного расчёта суммы предполагаемой недоимки; или об отсутствии сведений о нарушении законодательства; или о проведении в отношении субъекта налоговой проверки, по результатам которой решение ещё не принято или не вступило в законную силу. Следователь, получив заключение, не позднее 30 суток принимает решение о возбуждении дела или отказе в возбуждении. При наличии повода и достаточных данных уголовное дело может быть возбуждено до получения из налогового органа заключения.
  3. Проверку сообщения о преступлении, полученного из СМИ, проводит дознаватель только по поручению прокурора и следователь по поручению руководителя следственного органа. Представители средства массовой информации, распространившего информацию, обязаны предоставить всю имеющуюся у них информацию о преступлении, и данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении втайне источника информации.

Проанализировав положения закона, можно сказать, что независимо от применяемого порядка проверочных мероприятий, срок рассмотрения информации не может превышать один месяц.

Стадия возбуждения уголовного дела завершается одним из следующих решений:

  • постановление о возбуждении уголовного дела и принятии дела к производству;
  • вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ) — в суд.

Постановление о возбуждении уголовного дела пример документа срочного реагирования: копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела одним из специальных уполномоченных лиц, обладающих этим правом ввиду удалённости, прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании, при этом копия постановления о возбуждении уголовного дела передаётся незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Постановление об отказе в возбуждении дела вправе выносить дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа.

В постановлении об отказе в возбуждении дела должна содержаться информация о вынесшем решение органе и о конкретном должностным лице, дате издания документа, исчерпывающее пояснение принятого решения. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Основания отказа в возбуждении дела делятся на реабилитирующие, то есть предполагающие возможность последующего восстановления прав и свобод лица, которое незаконно или необоснованно было подвергнутого уголовному преследованию и возмещение причинённого ему вреда (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; наличие обстоятельств, исключающих преступность общественно опасного деяния) и нереабилитирующие (истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого; отсутствие заявления потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3 — 5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

Действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, материалы и процессуальные сроки при наличии к тому оснований могут обжаловаться заинтересованной стороной в любой срок и на любом этапе производства, до вынесения окончательного не обжалуемого решения.

Право на обжалование действий соответствующих уполномоченных должностных лиц закреплено статьёй 123 УПК РФ, а процедура рассмотрения жалобы закреплена статьёй 124 того же кодекса.

Основу позиции протестующей стороны составляет заявление об ознакомлении с материалами дела, заполнить которое допустимо в свободной форме, но с соблюдением обязательных реквизитов:

  • адресат – полное или официальное сокращённое наименование органа, осуществляющего расследование.
  • адресант – фамилия, имя, отчество, адрес почтовый и электронной почты, телефон лица, составившего заявление.
  • текст заявления должен содержать полную и исчерпывающую информацию о процессуальном статусе заявителя и реквизитах документа-основания для возбуждения дела, причине и нормативных правовых основания обращения.
  • просьбу о применении в целях ознакомления с материалами технических средств, снятии копий.

Все официальные документы обязательно должны иметь дату написания и заверяющую личную подпись заявителя.

После официального ознакомления с материалами дела становится возможным их обжалование. Жалоба также состоит из ряда обязательных для указания реквизитов, среди которых адресат и адресант, дата написания и подпись лица. Помимо этого, в жалобе кратко излагается суть дела и подробно – обстоятельства, подлежащие обжалованию со ссылками на положения законодательства, нарушаемые обжалуемыми обстоятельствами дела. Образец бланка можно скачать здесь.

Так как обжалование представляет собой так называемый административный (внесудебный) порядок урегулирования спора, то при выборе адресата направления жалобы следует соблюдать принципы субординации и подведомственности: должностное лицо, действия которого обжалуются в обращении, должно быть подведомственно получателю жалобы. В противном случае, вместо ответа по существу в отведённый законом срок от 3 до 10 календарных дней, будет получена информация о перенаправлении вопроса по компетенции, либо о неотнесённости предмета жалобы к компетенции должностного лица — адресата.

Государственный орган, получивший подобную жалобу, выдаёт заявителю талон-уведомление о принятии документа к рассмотрению, с обязательным заполнением данных о времени и дате регистрации обращения.

Помимо этого, обжалования досудебных действий в уголовном производстве имеет интересную особенность для субъектов-иностранных граждан. В случае их незнания государственного языка. Согласно статье 18 УПК правило государственного языка распространяется только на судебное производство, в то время, как все процессуальные действия, совершаемые до направления материалов в суд, могут осуществляться без обязательного перевода подозреваемому (обвиняемому) лицу.

Несмотря на урегулированность процессуальных вопросов поведения и действий сторон-участниц первой стадии уголовного расследования, практическое их применение всегда вызывает вопросы. Поэтому практику применения соответствующих разделов уголовного и уголовно-процессуального кодексов можно отследить по самым громким и резонансным делам последних лет: обвинённого в пропаганде терроризма блогера Виктора Корба; деле о мошенничестве чиновников Роскомнадзора Вадима Ампелонского, Бориса Едидина и Александра Весельчакова; деле о мошенничестве (отмывании денежных средств) Александра Винника: деле блогера Руслана Соколовского, признанного виновным в возбуждении вражды, оскорблении чувств верующих, а также в незаконном обороте специальных технических средств; дело бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева о получении взятки.