Декларация соответствия участника требованиям образец. Как подать декларацию в электронной форме

При составлении второй части заявки на участие в государственной закупке, в основном такой как электронный аукцион, Заказчик требует декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ. Достаточно просто переписать пункты статьи 31 Федерального закона №44 и согласиться с требованиями. Что то в этом роде:

Декларация соответствия 3 — 9 части 1 статьи 31

Настоящим Общество с ограниченной ответственностью «Фирма» (далее Участник закупки) декларирует, что соответствует следующим обязательным требованиям:
1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2. непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3. неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4. отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной и которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5. отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица -участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6. обладание участниками закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
7. отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
8. участник закупки не является офшорной компанией.
9. отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике аукциона, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника аукциона — юридического лица.

Декларация о соответствии единым требованиям - это один из тех документов, которые поставщик прикладывает к заявке на участие в госзакупке. С недавнего времени действуют новые правила оформления.

Зачем нужна декларация

В документации о закупке госзаказчик может устанавливать требования к исполнителю. Участники должны подтвердить, что соответствуют им, иначе их не допустят к торгам. В качестве подтверждения используется декларация о соответствии участника аукциона п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ или дополнительным условиям организатора. Правило относится к закупкам не только по Закону о контрактной системе, но и по 223-ФЗ, так как в обоих случаях действуют единые требования к участникам.

Обрабатывая заявки, организатор проверяет документы поставщика, в том числе и декларацию. Если окажется, что информация в ней не соответствует действительности, то участника отстранят. Такое условие содержится в части 9 статьи 31 44-ФЗ. Поэтому приукрашать действительность ради участия не имеет смысла.

Какими бывают декларации

В Законе о контрактной системе можно найти два вида декларирования:

  1. Соответствие участника единым требованиям.
  2. Принадлежность к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО).

Первым документом поставщик подтверждает, что соответствует обязательным требованиям ко всем участникам госзакупки. Они изложены в пп. 3-11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Чтобы подтвердить соответствие по каждому подпункту, не нужен отдельный документ. Всю информацию, основную и дополнительную, можно включить в один. Поэтому отдельная декларация об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ, например, не потребуется.

Вторым документом поставщик подтверждает, что относится к СМП или СОНКО. Это нужно в торгах, для участия в которых допускают только такие организации. Параметры, по которым организация будет считаться субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной, изложены в ФЗ № 209. В 2018 году в этот закон внесли поправки. Теперь, чтобы быть субъектами малого предпринимательства, нужно:

  1. Соответствовать требованиям по численности, обороту и др.
  2. Быть в реестре субъектов малого предпринимательства.

Это значит, что в качестве декларации о принадлежности к СМП можно использовать выписку из этого реестра.

Что изменилось с 2018 года

В июле 2018 года вступили в силу масштабные изменения в 44-ФЗ. Затронули они и декларирование. Часть 1 статьи 31 44-ФЗ дополнили еще одним пунктом 11, и теперь для участия нужен образец новой декларации соответствия участника требованиям 44-ФЗ. Добавилось условие, что у поставщика нет ограничений на участие в госзакупках.

Другое значимое изменение в декларации соответствия 2020 связано с тем, что с 01.07.2018 не обязательно составлять документ на бумаге. Задекларировать соответствие можно автоматически в момент подачи заявки на торговой площадке. Для этого нужно поставить дополнительную галку.

Когда составлять и подавать

В бумажной форме готовьте образец декларации соответствия 44-ФЗ 2020 года одновременно с другой документацией для участия в закупке и подавайте в составе заявки. Если планируете декларировать соответствие электронно, то готовить ничего не нужно. Главное - поставить галочку в форме подачи заявки на торговой площадке.

Образец декларации о соответствии требованиям ст. 31 44-ФЗ (2020 год) понадобится для участия в открытом конкурсе, который проводится в бумажной форме. В статье 51 44-ФЗ говорится, что участнику понадобится задекларировать соответствие пунктам 3-9 статьи 31. Не забудьте про новый 11 пункт.

Во время участия в электронных процедурах декларировать удобнее электронно с помощью функционала ЭТП (ст. 54.4). Но можно по старинке приложить скан бумажного документа. Оба способа законны.

В запросе котировок, как электронном, так и бумажном, потребуется задекларировать соответствие п. 1 ч. 1 ст. 31. Это условие распространяется и на электронные котировки. Для этого тоже можно использовать образец декларации участника закупки 2020 года.

Особо внимательным нужно быть, участвуя в запросе предложений. 44-ФЗ требует, чтобы в документации к такой процедуре было указано, что участник полностью соответствует статье 31. То есть всем условиям, включая новый пункт 11. Поэтому обязательно проверьте, что используете обновленный образец.

Как составить в бумажном виде

Каких-либо требований к документу не установлено. Можно оформить его в свободной форме, лучше на официальном бланке. Обязательно проверьте, что текст содержит все условия, перечисленные в статье 31 44-ФЗ:

  • не проводится ликвидация;
  • не приостановлена деятельность;
  • нет долгов по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет;
  • руководство и главбух организации не имеют судимости по статьям 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса РФ;
  • в течение последних двух лет организация не привлекалась к ответственности по статье 19.28 КоАП;
  • между участником и организатором закупки нет конфликта интересов;
  • нет ограничений для участия в госзакупках.

Дополнительно можно добавить, что участник не включен в РНП.

Вот так выглядит новый образец с учетом изменений от 01.07.2018 и с дополнительным пунктов про РНП:

Особенности декларирования по 223-ФЗ

223-ФЗ не устанавливает требований к участникам. Заказчик, который закупает по этому закону, сам определяет требования и закрепляет их в Положении о закупках. Как правило, они не отличаются от тех, что указаны в п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Но не стоит для участия в закупке по 223-ФЗ использовать в качестве образца стандартную декларацию о соответствии требованиям, даже если они полностью совпадают. Заказчик сможет отклонить участника и будет прав. Это подтверждает решение УФАС Забайкальского края № 04-20-984/2018 от 23.03.2018.

Можно взять за основу декларацию по 44-ФЗ, но обязательно удалите из нее все упоминания о Законе о контрактной системе и убедитесь, что она совпадает с теми требованиями, которые предъявляет заказчик. Вот универсальный образец декларации по 223-ФЗ.

Работать с государственными или муниципальными заказами хотели бы многие коммерческие организации. Ведь заключив контракт с заказчиком, финансируемым из бюджета, и своевременно выполнив свои обязательства, фирма гарантированно получит оплату за свою работу, поскольку такие контракты заключаются только при наличии на это средств.

Однако, зачастую предприниматели опасаются участвовать в торгах, считая эту сферу насквозь коррумпированной, а сами процедуры торгов - слишком запутанными.

В большинстве случаев и первое и второе мнение неверны: участие в закупках для государственных нужд не слишком трудная процедура. Правда, чтобы участвовать в торгах, организации или предпринимателю необходимо соответствовать ряду требований.

О чем гласит ФЗ-44

Основополагающим нормативным актом, регулирующим закупки в бюджетной сфере, является Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятый в 2013 году, и начавший свое действие с 1 января 2014 года. Более часто и привычно этот закон именуют Законом о контрактной системе, или просто ФЗ-44.

Несмотря на довольно большой объем и сухость формулировок, большое количество отсылок от статьи к статье, данный нормативный акт подробно и четко регламентирует весь процесс закупок для бюджетников (как финансируемых из бюджета РФ, бюджетов регионального и муниципального уровней).

Он устанавливает :

  • Принципы и цели таких закупок;
  • Требования к участникам процедур торгов;
  • Требования к составлению заказчиками документации для закупок (с подробным описанием необходимого заказчику товара/работы/услуги, ценой, которую он готов заплатить и проектом контракта, который будет заключен с победителем торгов);
  • Порядок проведения различных видов закупок (аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений);
  • Возможности закупок без торгов (у единственного поставщика/подрядчика/исполнителя);
  • Особенности проведения закупок через электронные торговые площадки (ЭТП), регистрацию на них участников торгов;
  • Точный порядок заключения контракта с победителем в закупке, порядок его исполнения и изменения (допускается только в определенных случаях);
  • Ответственность за нарушения, допускаемые как со стороны заказчика, так и поставщика.

Необходимо отметить, что законодательство о закупках базируется также на положениях Бюджетного кодекса, Гражданского кодекса, Закона о конкуренции, других законах, но именно ФЗ-44 устанавливает специальные нормы к участникам торгов.

Вебинар, посвященный проведению госзакупок согласно ФЗ-44, представлен в следующем видеоматериале:

Что такое декларация соответствия и зачем она нужна

Как известно, торги бывают электронными (это аукционы, проводимые на ЭТП), и обычными , для участия в которых не надо аккредитовываться на торговой площадке (конкурсы, запросы котировок, предложений).

Несмотря на различие в процедуре проведения видов закупок и в документации, которую составляет для этого заказчик, в любом случае, или , желающие участвовать в торгах, должны правильно и аккуратно заполнить заявку на участие.

Кроме собственно предложения товара/работы/услуги, необходимых заказчику, согласия исполнить условия контракта, прилагаемого к документации о закупке, участник должен представить некоторые определенные сведения о себе, как потенциальном поставщике/исполнителе/подрядчике по госконтракту, декларируя свое соответствие установленным условиям .

Необходимость представлять такого рода сведения, установлена в ст. 31 ФЗ-44. Данная статья регламентирует единые требования к участникам, независимо от вида и стоимости закупки, организационно-правовой формы лица, претендующего на заключение контракта.

Итак, для того, чтобы участвовать в торгах, необходимо отвечать следующим требованиям :

  • Не находиться в стадии / /конкурсного производства;
  • Деятельность претендента не должна быть приостановлена по решению административных органов (на день подачи заявки);
  • Не должна иметься недоимка или задолженность по различным платежам, налогам и т.д., превышающая ¼ стоимости активов участника по данным учета за предыдущий отчетный период. К этому требованию имеется важное уточнение - кроме случаев, когда предоставлены в законном порядке отсрочка/рассрочка уплаты данных платежей, или данные платежи уже исполнены, или решение об их взыскании участником обжалуется в арбитражном суде);
  • Отсутствие у руководства фирмы или у участника-физлица, наказания в виде лишения права заниматься какой-либо деятельностью, связанной с предметом закупки, или занимать определенную должность;
  • Если закупка связана с интеллектуальными правами, участник должен иметь такие права;
  • Отсутствие конфликта интересов заказчика и участника закупки. Под этим обычно понимается либо родственная связь, брачные отношения, либо участие сторон закупки в одних и тех же организациях на праве членства (например, руководитель организации заказчика является одновременно и соучредителем фирмы, претендующей на заключение контракта).

Указанные требования должны дать гарантию того, что организация или предприниматель являются устойчивыми, и способны исполнит взятые на себя обязательства по контракту. Именно поэтому заказчик предъявляет их согласно ФЗ-44 к любому участнику любой закупки, проводимой согласно Закону о контрактной системе (за исключением мелких закупок стоимостью до 100 тысяч рублей, которые можно заключать в упрощенном порядке, по ст. 93 ФЗ-44).

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Что должен декларировать участник закупки

ФЗ-44 в ст. 31 устанавливает , что к претендентам на заключение контракта для госнужд могут предъявляться и другие требования: о принадлежности к малому предпринимательству, к некоммерческим (то есть созданным не для получения прибыли) организациям, другие дополнительные требования (в частности, их может установить специальным постановлением правительство РФ).

Также ФЗ-44 дает заказчикам право (а заказчик этим правом пользуется на 100%) не допускать к торгам те организации/предпринимателей, которые занесены в специальный реестр недобросовестных поставщиков. Этот реестр общедоступен на сайте госзакупок (с недавних пор - ЕИС), и даже если такая организация подаст свою заявку на торги, и предложит наилучшие условия исполнения контракта - она будет отклонена от участия в торгах.

В зависимости от закупки могут потребоваться декларации :

  • Соответствия единым требованиям, предьявляемым к участникам;
  • Принадлежности к малому предпринимательству/некоммерческой организации.

В любом случае соответствие подтверждается в декларативной форме, не требующей подкрепления какими-либо дополнительными документами или сведениями.

Правила оформления декларации соответствия

Интересно, что ФЗ-44 не устанавливает особой формы к декларации соответствия, и другими нормативными актами она не утверждена. Это просто документ, в декларативной, заявительной форме объявляющий о том , что участник закупки соответствует всем установленным законом и документацией о закупке требованиям.

Способы оформления декларации:

  • Подготовить документ в произвольной форме, но повторяющий требования, перечисленные в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
  • Скопировать часть конкурсной/аукционной документации заказчика о требованиях к участнику, заменив слова «должен соответствовать» на «соответствует».

Называть составленный документ декларацией, или не называть – не является принципиальным моментом, главное – наличие самого документа в составе заявки на участие.

Важно знать, что законом заказчику запрещено требовать от участника не предусмотренных ст. 31 сведений о соответствии. В противном случае, это грозит заказчику административным наказанием, признанием закупки несоответствующей закону и ее отменой. Поэтому, если даже в документацию включены излишние требования, их можно не декларировать, а саму закупку обжаловать в орган контроля (как правило, это территориальное управление Федеральной антимонопольной службы РФ).

Какие документы необходимы к декларации

Часто участники закупки, желая подтвердить декларацию о соответствии, включают в состав своей заявки дополнительные документы (например, за прошедший период, налоговые декларации (и прочие документы). Делать этого не следует, так как документы, не предусмотренные заказчиком в документации о закупке, не рассматриваются.

Следует знать, что отсутствие самой декларации является причиной для отклонения заявки участника в целом. Возможности дополнительно представить декларацию после отклонения заявки, законом не предусмотрено. Поэтому важно правильно оформить такой несложный документ как декларация о соответствии еще на этапе подготовки заявки, и помнить, что за предоставление недостоверных сведений о соответствии (если они вскроются) заказчик обязан отказаться от заключения контракта с участником, подавшим недостоверную декларацию, даже если тот признан победителем в процедуре закупки.

Об особенностях проведения процедуры госзакупки у единственного поставщика согласно 44-ФЗ рассказано в следующем видеосюжете:

Государственные закупки - это федеральная система размещения заказов для муниципальных или государственных нужд. Здесь заявлены большие объёмы для поставщиков товаров и исполнителей услуг, а малый бизнес пользуется в конкурсном отборе особыми привилегиями. В этой статье вы найдёте образец декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, который надо подавать при участии в торгах вместе с другими документами.

Кто относится к субъектам малого бизнеса

Декларация о принадлежности к СМП (субъекту малого предпринимательства), согласно требованиям по 44 ФЗ, подготавливается в свободной форме. Вы можете скачать наш образец, актуальный для 2020 года, или составить свой вариант, однако, с 1 августа 2016 ситуация изменилась.

В середине 2016 года Федеральная налоговая служба разработала российский . Теперь информация о соответствии критериям СМП доступна государственным заказчикам и любым заинтересованным лицам. Сведения из Реестра находятся в открытом доступе, чтобы получить их, достаточно указать в строке поиска ИНН или наименование организации (полное имя ИП).

Информация из реестра формируется в виде файла формата PDF или Excel и включает в себя такие данные:

  • наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения и ИНН;
  • категория субъекта МСП;
  • все коды деятельности по ОКВЭД.

По заявлению бизнесмена в реестр можно также добавить его полные контактные данные, информацию о производимой продукции, об участии в госзакупках и заключении контрактов.

В Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2016 г. N 719 говорится, что декларация о соответствии участника торгов субъектам малого предпринимательства уже не является обязательной. Для подтверждения этого статуса достаточно представить сведения из Единого реестра. Более того, в Постановлении прямо сказано, что заказчик не вправе требовать иного подтверждения, если данные участника торгов есть в реестре.

Однако может сложиться ситуация, что сведения о бизнесмене не внесены в реестр или они искажены. В этом случае единственный вариант подтверждения - декларация СМП в свободной форме.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Меркулова В.П.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "ПСК Авангард" о признании не действующим в части абзаца четвертого подпункта 1.3 пункта 1 письма Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы № 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15 от 28 августа 2015 г. "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"

по апелляционной жалобе Министерства экономического развития Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 г., которым административное исковое заявление ООО "ПСК Авангард" удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы К. и Ш., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ООО "ПСК Авангард" Ф. и Л., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) и Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) 28 августа 2015 г. издали совместно письмо № 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15 (далее - Письмо), в котором изложена их позиция по вопросу применения постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление от 4 февраля 2015 г. № 99).

В подпункте 1.3 пункта 1 Письма указано, что при осуществлении закупки работ строительных необходимо руководствоваться тем, что согласно примечанию к позиции 2 (ошибочно названной в Письме пунктом 2) приложения № 1 к Постановлению от 4 февраля 2015 г. № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) (абзацы первый - третий).

Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в позиции 2 приложения № 1 к Постановлению от 4 февраля 2015 г. № 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии следующих условий (абзац четвертый):

участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается (абзац пятый);

участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства (абзац шестой).

ООО "ПСК Авангард" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 Письма в части, возлагающей на участников закупки работ строительных дополнительное требование в виде наличия опыта выполнения соответствующих работ в отношении работ по текущему ремонту, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание имеет нормативный характер и не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений Постановления от 4 февраля 2015 г № 99, а также противоречит пункту 3 части 2 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) и пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Административный истец указал, что применение Постановления от 4 февраля 2015 г. № 99 в истолковании, придаваемом ему Письмом, приводит к предъявлению к лицам, выполняющим работы лишь по текущему ремонту, не предусмотренных действующим законодательством требований. Тем самым ограничивается доступ Общества к государственным и муниципальным закупкам на выполнение работ по текущему ремонту в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн рублей.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 г. административное исковое заявление Общества удовлетворено.

Не согласившись с этим решением, Минэкономразвития России подало апелляционную жалобу, в которой просит о его отмене ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Ссылается на то, что Письмо не является нормативным правовым актом, не содержит разъяснений законодательства, а носит исключительно информационный, справочный характер. Данное обстоятельство, по мнению административного ответчика, подтверждается тем, что Письмо не содержит признаков, характеризующих нормативный правовой акт, перечисленных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части". Отмечает, что в Письме не имеется положений, обязывающих кого-либо применять изложенные в нем позиции, и за его неприменение не предусмотрена ответственность. В связи с этим административный ответчик считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Письмо в оспариваемой части ориентирует соответствующих должностных лиц применять на практике требования позиции 2 приложения № 1 к Постановлению от 4 февраля 2015 г. № 99 в изложенном в нем истолковании.

В возражениях на апелляционную жалобу Общество просит в ее удовлетворении отказать, оставив решение суда первой инстанции без изменения.

Министерство юстиции Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит рассмотреть ее без участия своего представителя и оставить решение суда без изменения. Поддерживает свою позицию по данному административному делу, изложенную в письме от 16 августа 2016 г. № 01-94174/16, о том, что требование административного истца является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Особенности рассмотрения административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (далее - акты, обладающие нормативными свойствами), регламентированы статьей 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В силу пункта 1 части 5 названной статьи по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение. В этом случае такой акт признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В Письме сформулирована позиция Минэкономразвития России и ФАС России относительно применения положений Постановления от 4 февраля 2015 г. № 99 в связи с поступающими вопросами.

Указанное постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, частью 2 статьи 31 которого предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Правительством Российской Федерации устанавливается также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупок перечисленным дополнительным требованиям (часть 3 этой статьи).

Позиция 2 приложения № 1 к Постановлению от 4 февраля 2015 г. № 99 (в редакции, действовавшей на день принятия обжалуемого решения) содержит дополнительное требование к участникам закупки при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции данное требование конкретизируется, отмечается, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Из приведенных положений следует, что такое дополнительное требование, как опыт исполнения контракта (договора) на выполнение работ строительных, предъявляется к участникам закупки в случае, если объектами закупки являются работы строительные, включенные в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, относящиеся к группам работ строительных по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства и объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки), при начальной (максимальной) цене контракта (цене лота) свыше 10 млн рублей.

Проанализировав содержание абзаца четвертого подпункта 1.3 пункта 1 Письма, суд первой инстанции правильно указал, что Письмом к перечисленным работам строительным, в отношении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, отнесены и работы по текущему ремонту.

Между тем Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, Постановлением от 4 февраля 2015 г. № 99, иными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, Минэкономразвития России и ФАС России не наделены компетенцией давать разъяснения по вопросам применения названного постановления Правительства Российской Федерации, равно как и самостоятельно устанавливать дополнительные требования к участникам закупки, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Письмо издано с превышением полномочий административных ответчиков.

При этом судом было правомерно учтено, что законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт". В связи с этим нельзя признать обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что под используемым в постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 понятием "ремонт" следует понимать две его разновидности - капитальный и текущий, поскольку такое утверждение противоречит как буквальному толкованию данного постановления, так и нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере градостроительной деятельности в Российской Федерации, о чем обоснованно указано в обжалуемом решении.

С учетом того, что работы по капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и имеют различное правовое регулирование, абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 Письма, устанавливающий дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему ремонту, выходит за рамки адекватного истолкования положений Постановления от 4 февраля 2015 г. № 99.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Письмо не содержит признаков нормативного правового акта, перечисленных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", не влияет на законность обжалуемого решения. Письмо оспаривается Обществом в указанной им части как акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами, в порядке статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не подлежит оценке с точки зрения его соответствия критериям, сформулированным Верховным Судом Российской Федерации для нормативных правовых актов.

По смыслу законоположений, закрепленных в статье 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в его постановлении от 31 марта 2015 г. № 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть", акт, разъясняющий действующее законодательство, может быть предметом судебной проверки в процедуре, установленной для оспаривания нормативных правовых актов, с учетом отдельных особенностей, если данный акт: издан органом публичной власти, иным органом или организацией, наделенными государственными властными полномочиями; не носит индивидуального характера, т.е. содержащиеся в нем разъяснения не связаны с применением законодательства в отношении определенных лиц в конкретных случаях; является обязательным для подведомственных органов (организаций, учреждений) и их должностных лиц, которые в силу ведомственной субординации должны применять в своей деятельности разъясняемое нормативное положение исключительно в соответствии со смыслом, придаваемым ему их вышестоящим органом, организацией; обладает нормативными свойствами, т.е. устанавливает (изменяет, отменяет) рассчитанные на многократное применение правила, обязательные для неопределенного круга лиц - участников регулируемого разъясняемой нормой правоотношения, оказывая тем самым общерегулирующее воздействие на общественные отношения; содержит разъяснения, выходящие за рамки адекватного (совпадающего, тождественного) истолкования (интерпретации) положений законодательства и влекущие изменение правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 Письма, изданного федеральными органами исполнительной власти, закрепляет не предусмотренное разъясняемыми нормативными положениями дополнительное требование к участникам закупки на выполнение работ строительных, т.е. устанавливает правило поведения, распространяющееся на неопределенный круг лиц и рассчитанное на неоднократное применение, содержит разъяснение, выходящее за рамки адекватного (тождественного) истолкования положений постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 и влекущее изменение правового регулирования общественных отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Довод Минэкономразвития России о том, что Письмо не носит обязательного характера для нижестоящих государственных органов, опровергается материалами, исследованными судом первой инстанции, свидетельствующими, что оспариваемое положение ориентирует соответствующих должностных лиц применять на практике требования позиции 2 приложения N 1 к Постановлению от 4 февраля 2015 г. № 99 в изложенном в нем истолковании.

Таким образом, суд первой инстанции в силу пункта 1 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно признал абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 Письма не действующим в части, возлагающей на участников закупки работ строительных дополнительного требования в виде наличия опыта выполнения соответствующих работ в отношении работ по текущему ремонту.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ