Основные правила предвыборной агитации. Порядок агитации Окончание предвыборной агитации

Агитационный период

Период проведения предвыборной агитации по общему правилу начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается за сутки до дня голосования. Таким образом, данная стадия начинается одновременно со стадией выдвижения кандидатов и заканчивается за 24 часа до начала последней стадии (голосования и определения его итогов, результатов выборов и их опубликования).

Однако такие отклонения не являются существенными и не могут поставить под сомнение обоснованность и целесообразность выделения предвыборной агитации в качестве самостоятельной стадии избирательного процесса, поскольку она имеет свою специфическую цель, особый круг субъектов, предусматривает своеобразные избирательные действия и процедуры.

Предвыборная агитация как правовой институт

Нормы, регулирующие правила проведения предвыборной агитации, имеют общий предмет (агитационная деятельность субъектов избирательного процесса) и тесно связаны между собой, на основании чего ученые традиционно выделяют институт предвыборной агитации. При этом необходимо отметить, что институт предвыборной агитации, наряду с информированием, является составляющей частью института информационного обеспечения избирательного процесса.

Общие условия проведения предвыборной агитации

Общими условиями проведения предвыборной агитации в любой форме являются установленные законодательством требования к субъектам предвыборной агитации и к срокам ее проведения.

Субъектов предвыборной агитации можно разделить на две группы – субъекты, наделенные общим агитационным правовым статусом, и субъекты, наделенные специальным агитационным правовым статусом.

Общим агитационным правовым статусом наделены те участники избирательного процесса, которые реализуют активное избирательное право, – граждане и общественные объединения.

Пункт 1 ст. 48 Закона о гарантиях избирательных прав устанавливает, что граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. В соответствии с подп, "е" п. 7 данной статьи этим правом наделены также и иностранные граждане, обладающие в соответствии с международными договорами и избирательным законодательством РФ правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Однако необходимо подчеркнуть, что самостоятельно граждане и общественные объединения в соответствии с избирательным законодательством имеют возможность проводить предвыборную агитацию только теми методами, которые не требуют финансовых затрат (собрания, диспуты, дискуссии, демонстрации, шествия, пикетирования, беседы, выступления, призывы, доклады, лекции и т.д.), поскольку в соответствии с Законом о гарантиях избирательных прав любая предвыборная агитация должна быть оплачена из избирательного фонда, а правом создавать избирательные фонды в настоящее время обладают только кандидаты и избирательные объединения.

Некоторые вопросы общего агитационного правового статуса были рассмотрены в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации". В частности, Конституционный Суд РФ указал, что по смыслу ст. 29 (ч. 4) и 32 (ч. 2) Конституции РФ граждане Российской Федерации, будучи носителями активного избирательного права и одновременно выступая субъектами права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, не могут рассматриваться лишь как объект информационного обеспечения выборов, – в процессе выборов они вправе осуществлять деятельность, направленную на активное отстаивание своей предвыборной позиции.

Специальным агитационным правовым статусом обладают те субъекты избирательного процесса, которые в ходе избирательной кампании реализуют пассивное избирательное право – кандидаты и избирательные объединения.

В соответствии с п. 4 ст. 48 Закона о гарантиях избирательных прав кандидаты и избирательные объединения самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Однако, как было указано выше, все расходы на предвыборную агитацию должны осуществляться исключительно за счет средств избирательных фондов.

Кроме того, зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения, зарегистрировавшие списки кандидатов, обладают правом на получение бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, на получение на безвозмездной основе помещений для проведения агитационных мероприятий. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям содействие.

Рассматривая вопрос о субъектах предвыборной агитации, необходимо подчеркнуть, что Закон о гарантиях избирательных прав устанавливает закрытый перечень лиц, которые не имеют права проводить предвыборную агитацию, а также не имеют права выпускать и распространять любые агитационные материалы. К ним относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, воинские части, военные учреждения и организации, благотворительные и религиозные организации, учрежденные ими организации и др. (п. 7 ст. 48).

Агитационный период – период избирательной кампании, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию. По общему правилу он начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Помимо общего агитационного периода Закон о гарантиях избирательных прав предусматривает также и специальный период. В соответствии с п. 2 ст. 49 предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования. Этот срок распространяется на проведение агитации с использованием как государственных, так и негосударственных СМИ. Телевидение и радио – наиболее мощные средства распространения любой, в том числе и агитационной, информации. Ограничение временного периода, в течение которого разрешается использовать данный метод предвыборной агитации, необходимо, прежде всего, для того, чтобы исключить чрезмерное воздействие на сознание избирателей и тем самым создать условия для свободного осуществления ими своего выбора. В то же время период между регистрацией всех кандидатов и датой, когда можно начинать вести предвыборную борьбу на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях, необходим для проведения ряда мероприятий, например жеребьевки, по распределению платных и бесплатных эфирного времени и печатных площадей.

Окончанием срока проведения агитации на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях является общий срок окончания агитационного периода: ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

В целом целесообразность запрещения предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день не подлежит сомнению. Избирателю предоставляются сутки для того, чтобы он мог определиться со своими предпочтениями без какого-либо воздействия со стороны заинтересованных лиц и совершить свободный, осознанный выбор.

Статья 49 Закона о гарантиях избирательных прав предусматривает еще одно исключение из общего правила: согласно п. 4 данной статьи агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Текст статьи 5.10 КоАП РФ в новой редакции.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовой объект данного правонарушения - отношения по поводу проведения агитации в ходе избирательной или референдумной кампании. Непосредственный объект - установленные законом правила, касающиеся времени и места агитации, в частности, запрещающие проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) вне агитационного периода и в местах, где ее проведение законодательно запрещено.

Гражданам и общественным объединениям (в том числе, политическим партиям) избирательное законодательство гарантирует право свободного проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) в допускаемых законом формах и законными методами. В порядок предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), установленный Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (гл. VII, ст. ст. 48 - 56), включены нормативные требования и ограничения, касающиеся времени и места агитации.

В частности, законом установлены сроки проведения агитации при проведении выборов и референдумов (в том числе сокращенные для агитации в средствах массовой информации). Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов (регистрации инициативной группы по проведению референдума) и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических платных изданиях начинается за 28 дней до голосования и прекращается также в ноль часов за сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день проведение агитации запрещается (п. п. 1 - 3 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Законодательство о выборах и референдумах не содержит перечня мест (имеется в виду - зданий, помещений, площадок), где запрещено проведение агитации, проводимой посредством публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами). Однако логично предположить, что такими местами являются здания и помещения, занимаемые на правовых основаниях органами, учреждениями и организациями, которым закон запрещает проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума). В соответствии с п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ к таким отнесены:

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления;

Воинские части, военные учреждения и организации;

Благотворительные и религиозные организации, учрежденные ими организации;

Избирательные комиссии (комиссии референдума);

Иностранные юридические лица;

Международные организации и международные общественные движения.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ запрещает вывешивание (расклеивание, размещение) печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 10 ст. 54). Но нарушение данных запретов не влечет ответственность по комментируемой статье. Состав подобного административного правонарушения предусмотрен ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ.

Что касается порядка, условий, времени и мест проведения публичных мероприятий вне зданий и помещений - на улицах и площадях (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований), то это регламентируется не избирательным (п. 2 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), а иным специальным законодательством (см. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, нарушения при проведении публичных мероприятий влекут административную ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ, под действие комментируемой статьи они не подпадают (даже если эти мероприятия проводятся в период избирательной кампании (кампании референдума).

2. Объективная сторона правонарушения заключается в агитационных мероприятиях и действиях, осуществляемых с нарушением вышеуказанных запретов и ограничений относительно времени или мест их проведения (но в рамках общего периода избирательной кампании - см. п. п. 19, 34 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Если агитация проводится после окончания выборов (референдума), то такая деятельность не охватывается объективной стороной состава данного правонарушения.

3. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане (например, кандидаты, доверенные лица кандидатов, осуществляющие незаконную агитационную деятельность), так и должностные лица (например, разрешившие проведение предвыборного агитационного собрания в помещении, где его проведение по закону недопустимо). Ответственность по комментируемой статье могут нести и юридические лица (см. ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 КоАП РФ), например благотворительные или религиозные организации, осуществившие или допустившие незаконную агитацию в своем помещении).

4. Субъективная сторона правонарушения выражается в умышленной форме вины, так как агитация совершается осознанно и целенаправленно. Невозможно представить агитацию, проводимую по неосторожности (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Следующий комментарий к статье 5.10 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.10 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторного голосования - со дня опубликования решения ЦИК Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Запрещается предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них).

Законодательство разделяет понятия «информирование избирателей» и «предвыборная агитация».

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления и избирательные комиссии. Они предоставляют полную информацию о предстоящих выборах – о процедуре, всех кандидатах и т.д.

Если кратко, то цель агитации – склонить избирателя в определенную сторону, а информирования – предоставить избирателю объективную информацию.

В случае выборов в коллегиальный орган власти форма, методы и сроки предвыборной агитации регулируется законами:

  • № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  • № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

В случае выборов президента РФ форма, методы и сроки предвыборной агитации регулируется законом № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Каждый кандидат, участвующий в выборах, имеет право на предвыборную агитацию. Кандидат или избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы предвыборной агитации.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов. Запрещена предвыборная агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.

Агитационный период для кандидата или избирательного объединения начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов.

Формы и методы предвыборной агитации

Проведение предвыборной агитации в РФ должно проходить в допускаемых законом формах и законными методами.

  • на каналах организаций телерадиовещания и в СМИ
  • посредством проведения массовых мероприятий: митингов, демонстраций, шествий, собраний, публичных дебатов и дискуссий
  • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов
  • иными не запрещенными законом методами предвыборной агитации
  • призывать голосовать за или против кандидата или списка кандидатов;
  • выражать предпочтение кандидату или списку кандидатов любым законным способом;
  • рассказывать о возможных последствиях в случае, если кандидат будет или не будет избран, если список кандидатов будет допущен или не допущен к распределению мандатов;
  • распространять информацию о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными или негативными комментариями;
  • распространять информацию о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных обязанностей;
  • любая законная деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения к кандидату.

Нарушения в предвыборной агитации

Нарушениями предвыборной агитации являются:

  • привлечение к предвыборной агитации несовершеннолетних граждан;
  • использование изображения и/или высказывания несовершеннолетних граждан в агитационных материалах;
  • предвыборная агитация лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, за исключением, если они зарегистрированы в качестве кандидатов на проходящих выборах;
  • использование кандидатом преимуществ должностного или служебного положения.

Законом также запрещается проводить предвыборную агитацию:

  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
  • воинским частям, военным учреждениям и организациям;
  • благотворительным и религиозным организациям и учрежденным ими организациям;
  • членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
  • избирательным комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
  • иностранным гражданам;
  • международным организациям и международным общественным движениям;
  • представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, связанных с запретом экстремистской деятельности.

Запрещено нарушать сроки предвыборной агитации и агитировать за день до голосования, в так называемый «день тишины» и в день голосования.

Предвыборная агитация в СМИ

Предвыборная агитация в СМИ имеет ряд дополнительных условий и ограничений.

Одно из главных ограничений – предвыборная агитация в СМИ может начаться за 28 дней до голосования.

Не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов СМИ обязаны опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади. Эти условия должны быть одинаковы для всех кандидатов. Данные сведения должны быть предоставлены в избирательную комиссию, организующую выборы.

Запрещено размещать агитационные материалы в СМИ, зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании. За исключением СМИ, учрежденных кандидатами или избирательными объединениями.

Государственные и/или муниципальные СМИ обязаны предоставить кандидатам и избирательным объединениям бесплатное эфирное время или бесплатную печатную площадь, равное по времени и/или месту. Это не распространяется на специализированные государственные и/или муниципальные СМИ - культурно-просветительские, детские, технические, научные и др., а также на СМИ, выходящие реже одного раза в неделю.

Агитационные материалы не могут сопровождаться редакционными комментариями в любой форме – заголовок, иллюстрация и т.д. На телевидении запрещается перекрывать передачу агитационных материалов трансляцией иных программ или иных агитационных материалов.

Граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата.

Государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация может проводиться:

1)через средства массовой информации;

2)путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);

3)путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.

Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе:

1) передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное;

2) при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ;

3) cо дня регистрации до подведения общих итогов голосования проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.

4) принимать участие в программах государственных и муниципальных телевизионных и радиовещательных компаний в ином порядке, чем определенном настоящим Положением.

Избирательные комиссии, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны:

1) оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями..

Предвыборные митинги организуются и проводятся в установленном порядке.

Агитация в помещениях избирательных комиссий запрещается.

Государственные органы, органы местного самоуправления, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять находящиеся в их собственности или распоряжении необходимые помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. См. статьи (26-29)

62.Права и обязанности кандидатов и избирательных объединений.

Все кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их представители обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных законом. Во-первых, они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации по трудовому или гражданско-правовому договору (т.е. в частных фирмах), на время участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Соответствующая избирательная комиссия выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Каждый кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение (блок) должны идти на выборы с программой своей будущей деятельности.

Программа кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) не должна провозглашать идеи расовой, национальной, религиозной, социальной, в том числе классовой исключительности либо вражды, содержать призывы к насильственному изменению существующего конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики, прав и свобод человека, совершению иных действий, противоречащих Конституции и законам Российской Федерации.

При нарушении указанных требований соответствующая избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации, а в случае выдвижения такой программы после регистрации - отменить ее.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку кандидата (кандидатов).

Избирательные объединения (блоки), выдвинувшие списки кандидатов, обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей (в том числе по финансовым вопросам) соответствующими избирательными комиссиями.

Каждый кандидат, зарегистрированный кандидат обязан не позднее чем через 30 дней после окончания выборов представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах, источниках и о расходовании своего избирательного фонда.

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам предоставляется равное право проводить встречи со своими избирателями на предвыборных собраниях и в другой удобной для избирателей форме.

Собрания и встречи кандидатов с избирателями проводятся в нерабочее время.

Государственные органы и органы местного самоуправления должны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Однако предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России, запрещается.

Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Они имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки) вправе выпускать агитационные печатные материалы. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (список кандидатов).

Распространение анонимных печатных материалов запрещается.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), выдвинувшие списки кандидатов, вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

Зарегистрированный кандидат должен вести предвыборную агитацию, соблюдая правила, установленные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации о выборах.

2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 настоящего Федерального закона);

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;

4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата;

1.1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов), а действия, указанные в подпунктах 2 - 6 пункта 1 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

2. Предвыборная агитация может проводиться:

1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) иными не запрещенными законом методами.

3. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате и в иных не запрещенных законом формах. Кандидат, политическая партия вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к ее проведению иных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимся на государственной или муниципальной службе, либо являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;

3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям;

6.1) международным организациям и международным общественным движениям;

7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;

8) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

5. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях, за исключением случаев, когда указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов, уполномоченных представителей политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов.

6. Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших возраста 18 лет на день голосования, в том числе использование изображений и высказываний таких лиц в агитационных материалах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ статья 49 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1

6.1. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" права проводить предвыборную агитацию, о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, не допускается.

7. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в пункте 6.1 настоящей статьи, о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами предвыборных агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:

1) на использование политической партией высказываний выдвинутого ею кандидата о данной политической партии;

2) на использование обнародованных высказываний о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

3) на цитирование высказываний о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, обнародованных на соответствующих выборах иными кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими кандидатов, в своих предвыборных агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ статья 49 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.1

7.1. Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в случаях использования политической партией изображений выдвинутого ею кандидата, в том числе среди неопределенного круга лиц, либо использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц. При этом получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.

8. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются только за счет средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов, за исключением случаев предоставления зарегистрированным кандидатам, политическим партиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в порядке, установленном статьями 51 - 53 настоящего Федерального закона. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, запрещается.

9. Политическая партия в случае выдвижения ею кандидата и его последующей регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети "Интернет" и в течение указанного срока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Такая публикация должна быть осуществлена в рамках предоставленной кандидату, политической партии бесплатной печатной площади либо оплачена из избирательного фонда кандидата.