Прокурорский надзор за исполнением законов в местах лишения свободы. Надзор прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание Поднадзорные прокурорам органы и учреждения

    Учебное пособие: Российское уголовное право

  • Экономика наркобизнеса как элемент мирового хозяйства
  • Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части
  • Контрольная работа: Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части

  • Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • Контрольная работа: Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

    Дипломная работа: Значение мотива и цели преступления в уголовном праве

    Реферат: Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

    Контрольная работа: Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах

Прокурорский надзор за деятельностью администрации исправительных учреждений

Посещать в любое время органы и учреждения пенитенциарной системы, изоляторы временного содержания и следственные изоляторы;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осуждённых;

знакомиться с документами, а также с оперативными материалами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные с нарушением закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержавшегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание.

Закон о прокуратуре подчеркивает, что прокурор может посещать, а значит, и проверять учреждения и органы, исполняющие наказание, ИВС и СИЗО в любое время, т.е. он определяет время посещения и характер проверки по своему усмотрению. Никакими формальными поводами для производства проверки прокурор не ограничен.

Органы прокуратуры проводят общие проверки как законности и обоснованности содержания, так и условий содержания лиц в данных учреждениях и организациях, исполняющих наказание. Общие проверки охватывают состояние законности в этих учреждениях по всему комплексу вопросов, которые входят в предмет надзора.

В то же время в практике прокурорского надзора проверки, как правило касаются отдельных сторон деятельности поднадзорных учреждений (обоснованности жалоб осужденных, законности применения специальных средств, оружия и др.).

По результатам проверки составляется справка, в которой отражаются все нарушения законности, порождающие их причины, способствующие им условия, конкретные предложения по их усмотрению, устанавливаются сроки выполнения. Меры по реализации итогов проверки определяются прокурором в зависимости от характера выявленных нарушений законности и их распространённости. При последующих проверках прокурор осуществляет систематический контроль за исполнением администрацией внесённых им ранее предложений.

Изучая приговоры, определения, постановления, прокурор проверяет законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, уголовно-исполнительных учреждениях.

Если прокурор приходит к выводу о незаконности и необоснованности приговора (непричастность осужденного к совершённому преступлению, неправильная квалификация его деяния и др.), он ставит вопрос перед соответствующим прокурором о пересмотре приговора в порядке надзора.

Прокурор наделён полномочиями проверять соответствие закону правовых актов, относящихся, по существу, ко всей деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера. При этом прежде всего необходимо обращать внимание на соответствие законам приказов, распоряжений и постановлений администрации, в которых регламентируется порядок и условия содержания осужденных, задержанных, а также на исполнение требований закона о привлечении осужденных к труду, об охране труда и технике безопасности, о проведении с осужденными воспитательной работы, их общем образовании и профессиональном обучении, применении к осужденным мер поощрения и взысканий.

Важным средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, является санкционирование прокурором некоторых действий администрации. Санкционирование прокурора требуется только тогда, когда это предусмотрено законом. В таких случаях санкция является дополнительной гарантией законности действия администрации, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных. Так, получение санкции предусмотрено: на оставление в следственном изоляторе или тюрьме осужденного к лишению свободы для производства следственных действий по делу о преступлении, совершённым другим лицом; на перевод осужденного из уголовно-исполнительного учреждения в следственный изолятор в связи с производством следственных действий и другие.

В соответствие с ч. 2 ст. 32 Закона о содержании под стражей размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. При этом закон оговаривает случаи, когда не требуется санкция прокурора.

Наряду с перечисленными полномочиями закон наделяет прокурора правом требовать объяснения от должностных лиц. Объяснения могут быть даны как устно, так и в письменной форме. Они могут касаться, в частности, обстановки, мотивов издания противозаконного приказа, распоряжения, а также других обстоятельств, связанных, с нарушением закона в деятельности администрации.

Выяснение причин и условий, способствовавших нарушениям законности, имеет значение для принятия прокурором эффективных мер по устранению допущенного нарушения и правильной правовой оценки действий представителей администраций, допустивших нарушение закона.

Требования прокурора могут быть направлены на немедленное устранение выявленных нарушений закона, на восстановление прав и законных интересов осужденных, на пресечение незаконных действий администрации.

Прокуроры должны остро реагировать на факты превышения служебных полномочий со стороны представителей администрации мест лишения свободы, попустительства в отношении злостных преступников, плохой организации труда, бытовой неустроенности осужденных, отсутствия надлежащего медико-санитарного обеспечения, низкого уровня индивидуально-воспитательной работы и т.д.

Если на выполнение требований прокурора об устранении выявленных нарушений необходимо определённое время, прокурор устанавливает срок их исполнения.

В случае несогласия с тебованиями прокурора администрация мест исполнения наказания может обжаловать их вышестоящему прокурору чкрез свои вышестоящие органы. Такое обжалование не приостанавливает исполнение требований прокурора. При этом обязательному исполнению подлежат только те требования, которые касаются правил отбывания наказания, установленных уголовно- исполнительным законодательством.

Законом не установлена форма требований прокурора. Они могут быть выражены как в устной, так и в письменной форме. Требования и предложения прокурора могут содержаться в акте, составленном по итогам общей или проверки учреждения или органа, исполняющего наказания, в постановлении, служебной записке или письме. Правовая сила этих документов такова, что их невыполнение влечёт те же последствия, что и невыполнение требований, содержащихся в протесте или представлении прокурора.

Установив незаконное и необоснованное наложение дисциплинарного взыскания, прокурор отменяет его постановлением, в связи с чем оно теряет силу и не имеет никаких правовых последствий для лица, подвергнутого этой мере воздействия. В случае незаконного содержания заключённых под стражей, осужденных в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, карцере, одиночной камере, дисциплинарном изоляторе прокурор на месте выносит постановление об их освобождении из этих помещений, которое подлежит немедленному исполнению администрацией следственного изолятора, исправительной или воспитательной колонии.

Подводя итоги можно сказать, что полномочия прокурора по указанному направлению прокурорской деятельности носят властно-распорядительный характер, их реализация прокурорами позволяет реально обеспечить права и свободы лиц, отбывающих наказание.

Глава III. Ответственность администраций учреждений и органов, исполняющих наказание за невыполнение требований прокурора

Правовые гарантии выполнения требований прокурора администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания нашли закрепление в ст. 34 Закона о прокуратуре. Данная статья гласит: «Постановления и требования прокурора относительно неисполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы».

В ст. 22 УИК РФ говорится, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором и подчинёнными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре.

Согласно ч.2 ст. 51 Закона о содержании под стражей администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающегося порядка содержания под стражей.

Закрепление в законе обязанности исполнения постановлений, требований прокурора является важным условием действенности прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, обеспечивает прокурору возможность эффективность и предупреждать нарушения закона, прав и законных интересов, арестованных, осужденных.

Прокуроры наделены особыми властно-распорядительными полномочиями: их постановления и требования подлежат исполнению органами и должностными лицами, которым они адресованы, независимо от того, были они обжалованы или нет. Однако эти требования распространяются только на прокурорские акты, по содержанию относящиеся к такому элементу предмета прокурорского надзора, который касается исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных. Закон определил также учреждения и органы, которые обязаны исполнять указанные акты прокурора: администрации мест содержания задержанных, следственных изоляторов, исправительных колоний, тюрем, воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений; органы, исполняющие приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Администрации учреждений и органов, исполняющих наказания и другие меры принудительного характера, могут обжаловать посановления и требования надзирающего прокурора вышестоящему прокурору. Однако это не приостанавливает исполнение постановлений и требований прокурора, поскольку они касаются исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных.

Прокурор правомочен также в случае, если компетентные органы и должностные лица не исполняют требования прокурора, после выяснения причин такого неисполнения вносить представление вышестоящему прокурору о принятии мер по отношению к конкретным должностным лицам через вышестоящий орган ФСИН России.

Неисполнение требований пркурора, вытекающих из его полномочий, является нарушением законности и в силу ст. 6 Закона о прокуратуре влечёт установленную законом ответственность. Неисполнение должностным лицом требований закона об устранении выявленных нарушений, их причин и условий, способствующих им, если это привело к существенному нарушению прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества и государства, рассматривается как преступная халатность, либо злоупотребление должностным положением, либо превышение должностных полномочий. В тех случаях, когда в действиях (бездействии) должностного лица отсутствуют признаки преступления, прокурор может возбудить против данного лица административное производство за невыполнение законных требований прокурора (ст.17,7 КоАП РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, поднадзорна органам прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т. д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью этих учреждений и органов, согласно ст. 21 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, осуществляется органами прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания в этих учреждениях и органах.

Распространяется прокурорский надзор и на деятельность учреждений и органов по исполнению наказания.

Согласно ст. 32 Закона “О прокуратуре Российской Федерации” предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:

    законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание;

    соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;

    законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Все эти вопросы непосредственно связаны с оценкой деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, рассмотрение законности нахождения лица в исправительном учреждении фактически означает проверку с помощью средств прокурорского надзора действии его администрации. Аналогичное положение имеет место и тогда, когда средствами прокурорского надзора выявляются, предупреждаются и пресекаются действия должностных лиц учреждении и органов, исполняющих наказания, ущемляющие общегражданские права и законные интересы осужденных, устанавливающие дополнительные обязанности для осужденных, не обусловленные установленными законом порядком и условиями отбывания наказания.

Осуществляя надзор, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнением наказания.

Одним из полномочий прокурора является проверка порядка и условий исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания (ч.1 ст. 24 УИК).

В процессе личных посещении прокурор непосредственно знакомится с деятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д.

Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов, распоряжении и постановлении персонала учреждении и органов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлении должностных лиц о наложении дисциплинарных взыскании. В случае выявления акта, противоречащего закону, прокурор вправе потребовать личных объяснении от должностных лиц по поводу принятия незаконного решения с последующим его опротестованием.

Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат (ч. 4. ст. 15 и ч. 2 ст. 91 УИК). Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, например, на личном приеме осужденных прокурором или при опросе осужденных, проводимом во время прокурорской проверки. Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала, берутся прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим.

Одной из основных форм предупреждения нарушении законности в деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания является санкционирование прокурором некоторых действии его должностных лиц. Получение санкции требуется, когда речь идет о действиях этих лиц, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных, как правило, к лишению свободы: задержание осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК), на введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК) и т.д.

Важной формой устранения нарушений законности являются предложения прокурора относительно соблюдения установленных законом Правил отбывания наказания. Согласно действующему законодательству такие предложения прокурора обязательны к исполнению.

Другим средством устранения нарушений законности являются постановления прокурора, в их числе предусмотренные ст. 33 Закона “О прокуратуре” права по освобождению каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания, отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение закона на осужденных, по немедленному освобождению их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Следующей формой реагирования прокурора на нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Оно вносится прокурором, как правило, по фактам систематически встречающихся нарушении законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Должностные лица этих учреждений и органов либо вышестоящего органа, куда внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении. Не позднее месячного срока ими должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

Самостоятельным средством реагирования прокурора на, нарушение законности является принесение протеста в отношении должностных лиц, из-" давших противоречащие закону приказ, распоряжение или постановление. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Дополнительной гарантией оперативного устранения незаконных действий персонала является то, что согласно ч. 1 ст. 33 Закона “О прокуратуре” до рассмотрения протеста должностные лица персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны приостановить действие опротестованного акта.

Целью уголовно-исполнительной политики государства является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Исправление осужденных - это основная функция федерального законодательства об исполнении уголовных наказаний . Она определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными и ее осуществление является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания .

Задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ заключаются в регулировании порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определении средств исправления осужденных, охране их прав , свобод и законных интересов, оказании осужденным помощи в социальной адаптации.

В последние годы в системе органов, осуществляющих исполнение наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом , произошли существенные изменения. Согласно принятым законодательным документам учреждения уголовно-исполнительной системы были переданы в ведение Министерства юстиции РФ.

В целом уголовно-исполнительное законодательство РФ приведено в соответствие с международными требованиями, ориентированными на уважение и соблюдение прав и свобод личности , исключение обращений, унижающих человеческое достоинство, соответствующее медико-санитарное обслуживание.

Несмотря на произошедшие в уголовно-исполнительной системе преобразования, и по сей день существует множество негативных проявлений в учреждениях пенитенциарной системы РФ. В связи с этим на органы прокуратуры ложится важная задача, нацеленная на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы . Прокурорский надзор является в данном случае одной из важнейших правовых гарантий.

Среди общих задач прокурорского надзора в рассматриваемой отрасли следует выделить борьбу с преступностью и охрану общества от преступных посягательств. К специальным задачам следует отнести не только надзор за исполнением срока наказания, но и наблюдение за тем, чтобы приговор был реализован в точном соответствии с назначенным наказанием, требованиями законов . Не следует допускать незаконного разрешения вопросов, возникающих в процессе исправительной практики, в ущерб закону и основным принципам и нормам международного законодательства. Необходимо бороться с преступными проявлениями в исправительных учреждениях, предупреждать преступления и иные правонарушения , выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, обеспечивать охрану прав и законных интересов осужденных.

Предметом надзора за законностью исполнения наказания и иных мер принуждения, назначаемых судом, являются:

  1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
  2. соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
  3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы;
  4. законность приказов, распоряжений администрации, а также их действий и решений.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуроры не должны вмешиваться в организационно-распорядительную и хозяйственную деятельность администрации поднадзорных объектов, к которым относятся исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, арестные дома, воспитательные колонии, колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения, дисциплинарные воинские части, гауптвахты для осужденных военнослужащих ; уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры (ст. 16 УИК).

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и иные назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений прокурор вправе:

  • посещать в любое время эти органы и учреждения;
  • опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, и оперативными материалами;
  • требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях . До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается;
  • отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо подвергнутого в нарушение закона задержанию , предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы

Прокурор знакомится также с материалами медицинской службы, касающимися физического состояния осужденных, наличия заболеваний, смертности, проверяет санитарно-гигиенический комплекс (бани, прачечные, столовые и т. д.).

Проверка личных дел осужденных должна быть направлена на выяснение вопросов законности и обоснованности их содержания; назначения его режима; применения мер взыскания. Все назначенные администрацией исправительного учреждения взыскания должны быть мотивированы.

После этого прокурор приступает к проверке штрафных и следственных изоляторов. Здесь он проверяет законность и обоснованность водворения осужденных в изолятор, а также правильность оформления документов, послуживших основанием для данного действия. В личных делах лиц, помещенных в штрафные изоляторы, должны содержаться постановление администрации о водворении, акт совершенного проступка, объяснение осужденного, заключение врача о возможности содержания осужденного в штрафном изоляторе.

Осуществляя обход жилых зон и помещений, прокурор опрашивает осужденных об имеющихся жалобах, условиях содержания, труда. Осужденным заранее должно быть объявлено о личном приеме прокурором. Последний проверяет законность и обоснованность приказов и распоряжений администрации исправительного учреждения.

Важным средством предотвращения нарушений закона является своевременное рассмотрение и разрешение жалоб осужденных администрацией исправительного учреждения. В этом отношении прокурор должен также выяснить, имеют ли осужденные возможность подавать жалобы, надлежащим ли образом администрация реагирует на них и т. д.

Среди правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения правил содержания осужденных необходимо выделить следующие: а) постановления прокурора, отменяющие незаконные распоряжения администрации исправительного учреждения; б) представления об устранении нарушений законности, а также причин и условий, способствующих нарушению закона; в) приостановление и опротестование незаконных приказов и распоряжений администрации; г) привлечение к уголовной и дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений » надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры согласно Закону о прокуратуре .

Администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающиеся установленного законом порядка содержания указанных лиц.

Федеральным законодательством определены следующие места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности РФ , изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых соответственно органов Министерства внутренних дел РФ и Пограничных войск РФ.

Основаниями для помещения подозреваемого или обвиняемого в следственный изолятор или изолятор временного содержания являются:

  • судебное решение (приговор , определение, постановление суда) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК, либо надлежаще оформленная из него выписка. В тех случаях, когда в следственный изолятор представляется выписка из приговора (определения, постановления) суда об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, в ней должны быть указаны полные установочные данные лица, в отношении которого применяется эта мера пресечения. Выписка заверяется подписью должностного лица и скрепляется гербовой печатью;
  • протокол о задержании подозреваемого в совершении преступления, составленный по основаниям, указанным в ст. 91 УПК, и по правилам ст. 92 УПК.

Осуществляя проверку, прокурор должен контролировать надлежащую организацию администрацией приема, регистрации и размещения лиц, поступающих в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.

При поступлении подозреваемого и обвиняемого дежурный должен проверить наличие документов, являющихся основанием для помещения подозреваемых и обвиняемых в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.

Если в следственный изолятор поступает женщина с ребенком в возрасте до трех лет, прокурор должен проверить наличие свидетельства о рождении ребенка или другие документы, подтверждающие его принадлежность. При отсутствии таких документов должно иметься письменное указание лица, производящего дознание, следователя , прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело, о помещении женщины с ребенком в следственный изолятор.

Все документы, являющиеся основанием для приема в следственный изолятор, должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.

Прокурор проверяет, насколько правильно и полно организовано первичное медицинское освидетельствование поступающих лиц. Задержанные и арестованные в день их поступления должны пройти первичное медицинское освидетельствование дежурным врачом (фельдшером) и санитарную обработку. Результаты медицинского освидетельствования обязательно вносятся в медицинскую амбулаторную карту.

При наличии телесных повреждений врачом составляется соответствующий акт, который подписывается дежурным помощником, медицинским работником и начальником караула, доставившим арестованных.

В случае обнаружения прокурором этого акта или соответствующей записи в амбулаторной карте необходимо выяснить, была ли проведена оперативным отделом проверка обстоятельств получения телесных повреждений. При обнаружении признаков состава преступления материалы этой проверки должны быть направлены территориальному прокурору для принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Прокурор должен проверить, насколько правильно и в соответствии с законом администрацией следственного изолятора и изолятора временного содержания обеспечивается изоляция обвиняемых и подозреваемых и ведется соответствующая работа по предотвращению совершения правонарушений в местах содержания под стражей.

В приказе от 05.08.2003 № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» Генеральный прокурор РФ обязывает надзирающих прокуроров при проверках состояния законности в следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

Надзирающие прокуроры должны реагировать на факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры, организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности.

Уполномоченные прокуроры обязаны усилить надзор за соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также органами внутренних дел, в подчинении у которых находятся эти учреждения. Работу с поступающими жалобами надзирающие прокуроры должны рассматривать как важнейшую составляющую деятельности по укреплению законности при исполнении уголовных наказаний, защите прав осужденных и заключенных. Добиваться по каждому обоснованному обращению принятия исчерпывающих мер. Жалобы о наиболее серьезных нарушениях проверять с выездом на место.

Важным условием соблюдения режима законности, а также получения прокурором информации о ее нарушении со стороны администрации мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений является правильная организация работы с письмами и заявлениями, жалобами граждан.

Представители администрации должны ежедневно обходить камеры и принимать от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал и докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации следственного изолятора, регистрируются в журнале, а затем о них докладывается начальнику, который принимает меры по их разрешению. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в прокуратуру, суды или иные органы государственной власти , которые имеют право контроля за СИЗО, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем их подачи рабочего дня направляются адресату в запечатанном виде. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, просмотру не подлежат и направляются ему в течение 24 часов.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти , общественные организации (объединения), а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией следственного изолятора и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.

Кроме того, администрацией мест содержания подозреваемых и обвиняемых организуется ежедневный их личный прием начальником следственного изолятора или уполномоченными им лицами в течение рабочего времени . График личного приема подозреваемых и обвиняемых должен быть доведен до их сведения.

Запись подозреваемых и обвиняемых на личный прием осуществляется ежедневно во время обхода камер сотрудниками следственного изолятора. Заявления о приеме подаются письменно на имя начальника или делаются устно и регистрируются в порядке очередности их подачи в журнале личного приема с указанием должностного лица, к которому подозреваемый или обвиняемый хотел бы попасть на прием. Последний ведется в порядке очередности подачи заявлений и их порядкового номера в журнале личного приема. После окончания приема в журнале фиксируются его результаты, а на заявлении о личном приеме делается об этом отметка. Оно подшивается в личное дело подозреваемого или обвиняемого.

В ходе осуществления прокурорской проверки надзирающий прокурор также должен обращать внимание на правильность и законность организации администрацией труда подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Труд подозреваемых и обвиняемых организуется только на территории следственного изолятора: в камерах, на производственных площадях, в мастерских и на ремонтно-строительных участках. При этом обеспечивается выполнение установленных требований изоляции и правил раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, а также норм гражданского и трудового законодательства, правил техники безопасности при производстве работ, норм санитарии и гигиены.

Подозреваемые и обвиняемые не допускаются к работе в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной технике.

Генеральный прокурор РФ обязывает всех нижестоящих прокуроров ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах. Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего. Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления

Глава I. Общая характеристика полномочий прокурора для осуществления прокурорского надзора

В пенитенциарных учреждениях РФ исполняются уголовные наказания и обеспечиваются назначенные судом меры принудительного характера, в специальных учреждениях содержатся под стражей лица, привлечённые к уголовной ответственности. Эта деятельность напрямую связанна с соблюдениями прав человека, общепризнанных принципов и правовых норм, закреплённых во Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ. Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не должны влечь неуважение к человеческому достоинству; нельзя допускать произвола и грубости со стороны сотрудников уголовно-исполнительных учреждений; следственных изоляторов, изоляторов временного содержания по отношению к осужденным и заключённым.

Поэтому не случайно надзор за исполнением органов и учреждений, исполняющих наказание в ст. 1 Закона о прокуратуре выделен в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры. Тем самым подчёркнута его значимость для охраны прав и свобод граждан, защиты интересов общества и государства, повышения эффективности борьбы с преступностью.

Правовую основу анализируемого направления деятельности прокуратуры составляют гл.2 Конституции РФ, Закон о прокуратуре, Уголовный кодекс РФ, УПК РФ, УИК РФ, федеральный закон от 21.01.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 22.08.2004 г.) и другие законы РФ, регулирующие исполнение наказаний, связанных с обращением к исполнению приговоров и иных судебных актов по уголовным делам.

Наряду с законодательством РФ в сфере исполнения уголовных наказаний и мер принудительного характера, а также содержания задержанных и заключённых под стражу действует целый ряд норм международного права.

К ним прежде всего следует относить Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных иных унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергшихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.

После того как Россия вступила в Совет Европы, она взяла на себя обязательство соблюдения таких международных пактов, как: Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Европейские пенитенциарные правила, которые также являются законодательством, надзор, за исполнением которого обеспечивается органами прокуратуры.

К поднадзорным органам и учреждениям данной отрасли прокурорского надзора относятся:

исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (далее УИС);

следственные изоляторы УИС Министерства юстиции;

следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности РФ;

уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск федеральной службы безопасности РФ.

Задачи осуществления прокурорского надзора конкретизированы в приказе Генерального прокурора РФ от 5.08.2003г. № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержаний подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах».

Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным прокурорам, прокурорам по надзору за законностью в исправительных учреждениях предписывается организовывать действенный надзор за соблюдением требований вышеуказанных законов и нормативных актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания. Прокурорский надзор нацелен на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Существенным обстоятельством для уяснения вопроса раскрываемой темы является то, что при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание необходимо обращать на предупреждение фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осуждённым и заключённым со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих международным стандартным правилам обращения с заключёнными. Прокуроры обязаны организовывать жёсткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности.

Прокуроры не должны оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов требований прокуратуры.

В обязанность прокуроров входит постоянный анализ практики прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, материалов расследования уголовных дел о преступлениях, совершённых в исправительных и воспитательных колониях. Результаты этих обобщений должны использоваться для совершенствования организации и повышения эффективности прокурорского надзора.

В целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей прокуроры обязаны проверять следственные изоляторы не реже одного раза в месяц. Проверки должны проводиться во взаимодействии с отраслевыми управлениями и отделами, а по их результатам должны приниматься меры к восстановлению нарушенных прав, немедленному освобождению незаконно содержащихся по стражей.

Осуществляя надзор за законностью выполнения оперативно розыскной деятельности (далее ОРД) в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, прокуроры обязаны руководствоваться требованиями Законов об ОРД, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Особое внимание они должны уделять законности проводимых мероприятий по своевременному выявлению и предотвращению преступных проявлений, раскрытию совершённых преступлений, пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно исправительных служб с осужденными и заключёнными.

В практике изучаемой отрасли прокурорского надзора прокуроры в целях предупреждения массовых беспорядков, захвата заложников, умышленных убийств и иных преступных проявлений в местах лишения свободы активно применяют уголовно-правовые методы борьбы с нарушителями режима содержания.

К основным организационным формам рассматриваемой деятельности прокуроров относится:

постоянное осуществление надзора за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрациями исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления УИС, и незамедлительное опротестование в случае несоответствия закону;

осуществление регулярных проверок законности досрочного освобождения от отбывания наказания;

обеспечение чёткого взаимодействия в работе прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с территориальными прокуратурами, особенно в вопросах борьбы с преступностью;

обеспечение прокурорского надзора за исполнением наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (ст. 47 УК РФ), а также в виде обязательных работ (ст. 49 УК РФ), исправительных работ (ст. 50 УК РФ) путём требования от уголовно исполнительных инспекций принятия мер к повышению эффективности этих видов наказания;

обеспечение действенного надзора за соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан администрациями исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также органами ФСИН России, в подчинении у которой находятся эти учреждения. Работа с поступающими жалобами должна рассматриваться как важнейшая составная часть деятельности по укреплению законности по исполнению уголовных наказаний, защите прав осужденных и заключённых. Прокуроры должны добиваться по каждому обоснованному обращению принятия исчерпывающих мер, решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты; жалобы о наиболее серьёзных нарушениях проверять с выездом на место.

Таким образом, суть данного направления прокурорской деятельности состоит в осуществлении надзора за законностью деятельности администраций пенитенциарных и других учреждений и органов, связанной с исполнением наказаний или назначенных судом мер принудительного характера, а также администраций мест содержания задержанных и заключенных под стражу по исполнению соответствующих решений органов, ведущих уголовное преследование лиц, совершивших преступные деяния. Предмет прокурорского надзора определён в ст. 32 Закона о прокуратуре. Из её содержания можно определить три направления прокурорского надзора:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в уголовно- исполнительных и других учреждениях, исполняющих наказание;

соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Понятием законности нахождения лиц в указанных местах охватывается:

Законность водворения и содержания;

Соблюдение сроков содержания;

Законность освобождения из них.

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона о содержании под стражей основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, является протокол задержания, составленный в соответствии с требованиями ст. 92 УПК РФ.

Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в силу (ст. 7 УИК РФ).

Правовое положение осужденных определено в ст. 12 УИК РФ. Это права на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания; на вежливое обращение со стороны персонала учреждения (осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению); осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье; на обращение с предложениями и заявлениями, жалобами к администрации или органу, исполняющему наказание; на охрану здоровья и т.д.

Предметом прокурорского надзора является также исполнение обязанностей осужденными. Основные обязанности осужденных предусмотрены ст. 11 УИК РФ. Так, осужденные должны исполнять установленные законодательством РФ обязанности граждан РФ; соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены; соблюдать требования законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания; выполнять законные требования администраций учреждений и органов, исполняющих наказания.

К предмету прокурорского надзора закон также относит соблюдения порядка и условий содержания в следственных изоляторах (далее – СИЗО) осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Должностные лица этих учреждений и органов несут ответственность за обеспечение законности в их деятельности. Одинаково недопустимы как не предусмотренные законом ограничения прав осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, так и предоставление им не основанных на законе льгот. Произвольное ужесточение или ослабление установленного законом порядка и условий содержания является превышением полномочий со стороны администрации мест предварительного заключения, влечёт протест осужденных, заключённых и нередко приводит к осложнениям обстановки в этих учреждениях.

Наряду с законностью водворения и содержания, соблюдением сроков содержания в предмет законности нахождения лиц в учреждениях исполнения наказания, изолятор временного содержания (далее - ИВС) и СИЗО входит также законность их освобождения из указанных учреждений.

Прокурор обязан незамедлительно освободить постановлением каждого, кто содержится в этих учреждениях без законных оснований.

Закон о прокуратуре выделил в качестве самостоятельной части предмета прокурорского надзора соблюдение прав и обязанностей осуждёнными, подозреваемыми и обвиняемыми. Этим закон подчёркивает правозащитную функцию прокуратуры, нацеливает её на всемерную охрану прав и законных интересов осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, обязывает вскрывать и своевременно устранять допущенные в отношении их нарушения закона. Это требование к прокурорскому надзору вытекает из положений Конституции РФ и международно-правовых актов о защите прав и свобод человека и гражданина. Оно полностью относиться к осужденным, которые являются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями с определёнными ограничениями, предусмотренными законодательством и приговором, а также условиями режима их содержания.

Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определён в ст. 6 Закона о содержании под стражей. Подозреваемые и обвиняемые считаются невиновными пока их виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан РФ с ограничениями, предусмотренными вышеназванными законами и иными нормативными актами.

На территории РФ постоянно находится большое количество иностранных граждан, не обладающих дипломатическим иммунитетом, и лиц без гражданства, которые отбывают наказания по приговору суда за совершение преступления или содержаться в ИВС или СИЗО в связи с задержанием или заключением под стражу. Прокурор должен обеспечивать надзор за исполнением законов с тем, чтобы права и законные интересы и этой категории лиц строго соблюдались.

Прокурор должен помнить и обеспечивать безусловное исполнение закона, не допускающего дискриминацию подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, место положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

Глава II. Полномочия прокурора для реагирования на нарушения закона, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание

Для выполнения задач по обеспечению законности при исполнении уголовного наказания, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых органы прокуратуры наделены необходимыми полномочиями, которые конкретизированы в ст. 33 закона о прокуратуре. Прокурор вправе:

Посещать в любое время органы и учреждения пенитенциарной системы, изоляторы временного содержания и следственные изоляторы;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осуждённых;

знакомиться с документами, а также с оперативными материалами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные с нарушением закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержавшегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание.

Закон о прокуратуре подчеркивает, что прокурор может посещать, а значит, и проверять учреждения и органы, исполняющие наказание, ИВС и СИЗО в любое время, т.е. он определяет время посещения и характер проверки по своему усмотрению. Никакими формальными поводами для производства проверки прокурор не ограничен.

Органы прокуратуры проводят общие проверки как законности и обоснованности содержания, так и условий содержания лиц в данных учреждениях и организациях, исполняющих наказание. Общие проверки охватывают состояние законности в этих учреждениях по всему комплексу вопросов, которые входят в предмет надзора.

В то же время в практике прокурорского надзора проверки, как правило касаются отдельных сторон деятельности поднадзорных учреждений (обоснованности жалоб осужденных, законности применения специальных средств, оружия и др.).

По результатам проверки составляется справка, в которой отражаются все нарушения законности, порождающие их причины, способствующие им условия, конкретные предложения по их усмотрению, устанавливаются сроки выполнения. Меры по реализации итогов проверки определяются прокурором в зависимости от характера выявленных нарушений законности и их распространённости. При последующих проверках прокурор осуществляет систематический контроль за исполнением администрацией внесённых им ранее предложений.

Изучая приговоры, определения, постановления, прокурор проверяет законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, уголовно-исполнительных учреждениях.

Если прокурор приходит к выводу о незаконности и необоснованности приговора (непричастность осужденного к совершённому преступлению, неправильная квалификация его деяния и др.), он ставит вопрос перед соответствующим прокурором о пересмотре приговора в порядке надзора.

Прокурор наделён полномочиями проверять соответствие закону правовых актов, относящихся, по существу, ко всей деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера. При этом прежде всего необходимо обращать внимание на соответствие законам приказов, распоряжений и постановлений администрации, в которых регламентируется порядок и условия содержания осужденных, задержанных, а также на исполнение требований закона о привлечении осужденных к труду, об охране труда и технике безопасности, о проведении с осужденными воспитательной работы, их общем образовании и профессиональном обучении, применении к осужденным мер поощрения и взысканий.

Важным средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, является санкционирование прокурором некоторых действий администрации. Санкционирование прокурора требуется только тогда, когда это предусмотрено законом. В таких случаях санкция является дополнительной гарантией законности действия администрации, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных. Так, получение санкции предусмотрено: на оставление в следственном изоляторе или тюрьме осужденного к лишению свободы для производства следственных действий по делу о преступлении, совершённым другим лицом; на перевод осужденного из уголовно-исполнительного учреждения в следственный изолятор в связи с производством следственных действий и другие.

В соответствие с ч. 2 ст. 32 Закона о содержании под стражей размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. При этом закон оговаривает случаи, когда не требуется санкция прокурора.

Наряду с перечисленными полномочиями закон наделяет прокурора правом требовать объяснения от должностных лиц. Объяснения могут быть даны как устно, так и в письменной форме. Они могут касаться, в частности, обстановки, мотивов издания противозаконного приказа, распоряжения, а также других обстоятельств, связанных, с нарушением закона в деятельности администрации.

Выяснение причин и условий, способствовавших нарушениям законности, имеет значение для принятия прокурором эффективных мер по устранению допущенного нарушения и правильной правовой оценки действий представителей администраций, допустивших нарушение закона.

Требования прокурора могут быть направлены на немедленное устранение выявленных нарушений закона, на восстановление прав и законных интересов осужденных, на пресечение незаконных действий администрации.

Прокуроры должны остро реагировать на факты превышения служебных полномочий со стороны представителей администрации мест лишения свободы, попустительства в отношении злостных преступников, плохой организации труда, бытовой неустроенности осужденных, отсутствия надлежащего медико-санитарного обеспечения, низкого уровня индивидуально-воспитательной работы и т.д.

Если на выполнение требований прокурора об устранении выявленных нарушений необходимо определённое время, прокурор устанавливает срок их исполнения.

В случае несогласия с тебованиями прокурора администрация мест исполнения наказания может обжаловать их вышестоящему прокурору чкрез свои вышестоящие органы. Такое обжалование не приостанавливает исполнение требований прокурора. При этом обязательному исполнению подлежат только те требования, которые касаются правил отбывания наказания, установленных уголовно- исполнительным законодательством.

Законом не установлена форма требований прокурора. Они могут быть выражены как в устной, так и в письменной форме. Требования и предложения прокурора могут содержаться в акте, составленном по итогам общей или проверки учреждения или органа, исполняющего наказания, в постановлении, служебной записке или письме. Правовая сила этих документов такова, что их невыполнение влечёт те же последствия, что и невыполнение требований, содержащихся в протесте или представлении прокурора.

Установив незаконное и необоснованное наложение дисциплинарного взыскания, прокурор отменяет его постановлением, в связи с чем оно теряет силу и не имеет никаких правовых последствий для лица, подвергнутого этой мере воздействия. В случае незаконного содержания заключённых под стражей, осужденных в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, карцере, одиночной камере, дисциплинарном изоляторе прокурор на месте выносит постановление об их освобождении из этих помещений, которое подлежит немедленному исполнению администрацией следственного изолятора, исправительной или воспитательной колонии.

Подводя итоги можно сказать, что полномочия прокурора по указанному направлению прокурорской деятельности носят властно-распорядительный характер, их реализация прокурорами позволяет реально обеспечить права и свободы лиц, отбывающих наказание.

Глава III. Ответственность администраций учреждений и органов, исполняющих наказание за невыполнение требований прокурора

Правовые гарантии выполнения требований прокурора администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания нашли закрепление в ст. 34 Закона о прокуратуре. Данная статья гласит: «Постановления и требования прокурора относительно неисполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы».

В ст. 22 УИК РФ говорится, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором и подчинёнными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре.

Согласно ч.2 ст. 51 Закона о содержании под стражей администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающегося порядка содержания под стражей.

Закрепление в законе обязанности исполнения постановлений, требований прокурора является важным условием действенности прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, обеспечивает прокурору возможность эффективность и предупреждать нарушения закона, прав и законных интересов, арестованных, осужденных.

Прокуроры наделены особыми властно-распорядительными полномочиями: их постановления и требования подлежат исполнению органами и должностными лицами, которым они адресованы, независимо от того, были они обжалованы или нет. Однако эти требования распространяются только на прокурорские акты, по содержанию относящиеся к такому элементу предмета прокурорского надзора, который касается исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных. Закон определил также учреждения и органы, которые обязаны исполнять указанные акты прокурора: администрации мест содержания задержанных, следственных изоляторов, исправительных колоний, тюрем, воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений; органы, исполняющие приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Администрации учреждений и органов, исполняющих наказания и другие меры принудительного характера, могут обжаловать посановления и требования надзирающего прокурора вышестоящему прокурору. Однако это не приостанавливает исполнение постановлений и требований прокурора, поскольку они касаются исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных.

Прокурор правомочен также в случае, если компетентные органы и должностные лица не исполняют требования прокурора, после выяснения причин такого неисполнения вносить представление вышестоящему прокурору о принятии мер по отношению к конкретным должностным лицам через вышестоящий орган ФСИН России.

Неисполнение требований пркурора, вытекающих из его полномочий, является нарушением законности и в силу ст. 6 Закона о прокуратуре влечёт установленную законом ответственность. Неисполнение должностным лицом требований закона об устранении выявленных нарушений, их причин и условий, способствующих им, если это привело к существенному нарушению прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества и государства, рассматривается как преступная халатность, либо злоупотребление должностным положением, либо превышение должностных полномочий. В тех случаях, когда в действиях (бездействии) должностного лица отсутствуют признаки преступления, прокурор может возбудить против данного лица административное производство за невыполнение законных требований прокурора (ст.17,7 КоАП РФ).

В настоящее время российская уголовно-исполнительная система претерпевает существенные изменения, которые связаны с ориентацией на обеспечение прав осужденных, исключение фактов унижения человеческого достоинства, снятие излишних ограничений, максимальное приближение порядка и условий отбывания наказания к международным стандартам, с движением к отказу от традиции карательной функции режима исполнения наказания в виде лишения свободы через внедрение новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных. В Европейских пенитенциарных правилах (ст. 64) отмечается, что заключение самом по себе является наказанием, и поэтому режим для заключенных не должен усугублять страдания, связанные с заключением . Этот процесс сопровождается существенным пересмотром правовой базы, регламентирующей порядок организации исполнения наказания с учетом требований государства и современного общественного развития, а также приведения к международным стандартам. В такой ситуации необходимым инструментом соблюдения законности в исправительных учреждениях является прокурорский надзор. В соответствии с законом «О прокуратуре РФ» надзор за соблюдением законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется Генеральной прокуратурой РФ и подчиненными ей прокуратурами . Наряду с территориальными органами прокуратуры, функционируют специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Выделение прокурорского надзора за соблюдением законов администрациями исправительных учреждений в отдельное направление связано со спецификой предмета надзора и задачами указанного направления деятельности. Значение данного вида прокурорской деятельности определяется тем, что в исправительных учреждениях находятся граждане, которые ограничены в возможности применять, предусмотренные законом и доступные иным лицам, средства для защиты своих конституционных прав и интересов, в связи с чем, органы прокуратуры, осуществляя надзорную деятельность, являются гарантом охраны прав и законных интересов указанных субъектов . Прокурор, прежде всего, должен проверять законность пребывания граждан в местах лишения свободы, требовать от администраций исправительных учреждений создания надлежащих условий содержания осужденных, которые четко регламентируются действующим законодательством, и отступление от которых должно строго наказываться. Сложность задач, поставленных перед прокурором, обусловила наделение его специальными полномочиями, каких нет на других участках надзора: отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, освобождать своим постановлением каждого, кто содержится без законных оснований в исправительных учреждениях. При этом никакими формальными поводами для производства проверки прокурор не ограничен, он может в любое время посещать, а значит, и проверять учреждения и органы, исполняющие наказания. Его постановления и требования подлежат обязательному исполнению администрациями мест лишения свободы. Для осуществления эффективной надзорной деятельности за исполнением законов администрациями исправительных учреждений необходима грамотная организация работы прокуратуры. Прокурору, осуществляющему надзор в рассматриваемой сфере, следует систематически анализировать статистические данные и другие материалы, оценивать состояние законности в каждом исправительном учреждении и в зависимости от результатов планировать проведение проверок. Ведь, именно такая форма осуществления надзора, как проверка соблюдения законности администрациями исправительных учреждений позволяет выявить и устранить нарушения, то есть сделать надзор эффективным. Неотъемлемой частью прокурорского надзора и одним из важнейших источников информации о состоянии материально-бытового, медико-санитарного обеспечения осужденных, законности привлечения к труду, наложении на последних взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и других условий режима исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы является рассмотрение обращений осужденных. Формой реагирования на обращения осужденных также могут быть проверки. Проверки по широкому кругу вопросов каждого учреждения проводятся не реже одного раза в месяц. Это предписано Приказом Генерального прокурора РФ от 16 января 2014 г. N 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Проверки могут быть организованы с привлечением специалистов разных профилей из других государственных учреждений. Например, проведение качественной проверки с привлечением специалистов МЧС, на соответствие противопожарному законодательству всех производственных и жилых объектов. Специфика организации прокурорской проверки состоит в многообразии объектов надзора, так как на территории одного исправительного учреждения располагаются различные хозяйственные постройки, производственные объекты: банно-прачечный комбинат, магазин и другие. Порядок, алгоритм и тактика проводимых проверок каждый раз может меняться что, несомненно, в большинстве случаев, приводит к эффективным результатам по выявлению нарушений закона. Следует отметить, что во всех исправительных учреждениях подвергнутых плановым проверкам проводятся контрольные проверки, с целью фактического устранения ранее выявленных нарушений. В целях устранения нарушений законов администрациями исправительных учреждений, прокурор принимает исчерпывающие меры, как правило, непосредственно на месте, в ходе проверки. В иных случаях, когда для устранения нарушения требуется время, финансовые затраты, прокурором вносятся акты прокурорского реагирования. Согласно Закону «О прокуратуре РФ» , предусмотрен месячный срок со дня поступления представления для принятия конкретных мер по устранению правонарушения, его причин и способствовавших его совершению условий. В этот же срок прокурор должен быть уведомлен в письменном виде о принятых мерах. Как показывает практика, наиболее результативно рассматриваются представления в присутствии прокурорских работников. В каждом случае проводится фактически оперативное совещание, на котором делает доклад каждый сотрудник, имеющий отношение к выявленным нарушениям, обсуждаются меры по противодействию совершению подобных нарушений закона в будущем. В конечном итоге, специализированным прокурорам необходимо рассчитывать, прежде всего, на обеспечение состояния законности, а не на количество выявленных нарушений. Нельзя обойти вниманием деятельность исправительных учреждений по применению мер взыскания к осужденным, которые нарушают установленный порядок отбывания наказания. Данное полномочие требует высоких профессиональных навыков со стороны сотрудников исправительного учреждения в оценке тяжести совершенного осужденным нарушения, его опасности для окружающих, обстоятельств, условий и мотивов его совершения. Даже в условиях очевидности нарушения требуется тщательный анализ ситуации, составление соответствующих документов, отобрание объяснений и т. п., которые подтверждали бы виновность привлекаемого к дисциплинарной ответственности . Прокурорский надзор здесь заключается в том, чтобы наложенное взыскание в отношении осужденного было объективным и соответствовало проступку. Поэтому прокуроры уделяют большое внимание наличию оснований для применения тех или иных мер взыскания. Например, если поступил осужденный отрицательной направленности, негативно влияющий на оперативную обстановку в учреждении, то прокурору необходимо оценить эффективность работы оперативных подразделений, своевременность обмена информацией с воспитательными и режимными подразделениями. Также, со стороны отделов безопасности подразделений исправительных учреждений ФСИН в максимально сжатые сроки должна поступать информация в воспитательный и оперативный отделы об отрицательных изменениях в поведении того или иного осужденного. Прокуратура своей деятельностью должна упреждать нарушения закона и возможное развитие негативных процессов в соблюдении осужденными установленного порядка отбывания наказания.