Концепции развития гражданского законодательства статья в журнале. Концепция развития гражданского законодательства российской федерации. Возникновение гражданских прав и обязанностей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

На тему: « Концепция развития гражданского законодательства »

1. Состояние гражданского законодательства

В связи с введением в действие нового Гражданского кодекса РФ, часть первая (1994) и часть вторая (1996), принятию которых предшествовали широкие научные обсуждения и многолетняя подготовительная работа с привлечением зарубежных специалистов - консультантов, имеются все основания считать, что система гражданского законодательства на современном этапе становления российского права сложилась и после принятия подготавливаемой части третьей ГК ее можно считать выработанной не только на переходный к рынку период, но и на более длительную перспективу.

Новый ГК РФ содержит развернутую регламентацию всех важнейших отношений и институтов гражданского права, характерных для рыночной экономики, и называет в своих статьях около 30 основных федеральных законов в области гражданского права, которые подлежат разработке и изданию. Ряд таких законов уже принят: это Федеральные законы "Об акционерных обществах" (1995), "Об актах гражданского состояния" (1997), "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (1997), "Об обществах с ограниченной ответственностью" (1998), "О несостоятельности (банкротстве)" (1998), "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (1998), Воздушный кодекс (1997), Транспортный устав железных дорог (1998).

В настоящее время достигнута известная полнота регулирования деятельности некоммерческих организаций с принятием Федеральных законов "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", "О товариществах собственников жилья", "О свободе совести и религиозных объединениях".

Представленная в ГК система институтов и норм частного права отражает также и специфику регулирования предпринимательских отношений и применения к ним общегражданских институтов и норм. В ГК названы основные законы в области предпринимательской деятельности, подлежащие принятию, некоторые из которых уже изданы. Это исключает необходимость в разработке специального Хозяйственного (Торгового) кодекса, что предлагалось некоторыми юристами и экономистами.

Часть третья ГК, которая включает институты интеллектуальной собственности (патентное право, товарные знаки, авторское и смежные права), наследственное право и основные нормы международного частного права, в складывающуюся законодательную систему гражданского права Российской Федерации существенных коррективов не внесет и лишь завершит ее создание.

В целом создаваемая в России система гражданского законодательства традиционна (ГК имеются в большинстве современных государств), учитывает исторический опыт России и является понятной и простой. В ст. 3 ГК закреплен принцип иерархии гражданского законодательства, что должно обеспечивать единство и согласованность норм ГК, издаваемых на его основе и в его развитие законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ. Существенно менять эту систему, во всяком случае в ближайшие годы, нет никаких оснований.

Необходимо обратить внимание на проблему соответствия российской национальной системы гражданского законодательства национальному гражданскому законодательству других государств СНГ. Правда, на сближение национальных систем гражданского законодательства оказывает влияние фактор разновременного принятия гражданских кодексов в государствах, что со временем утратит свое значение.

Общим недочетом складывающейся системы гражданского законодательства являются все более частые случаи отступлений в принимаемых новых законах от норм ГК, что наглядно видно на примере новых транспортных кодексов (воздушного и железнодорожного транспорта), Федерального закона "О товариществах собственников жилья". Это нарушает иерархию гражданских законов и усложняет их применение.

Внесение изменений в ранее принятые правовые акты либо их отмена в соответствии с вступившими в силу первой и второй частями ГК РФ не стали самостоятельной задачей правотворческих органов, которые занялись исключительно разработкой и изданием новых актов, предусмотренных новым ГК РФ. Преимущества такого направления в развитии системы актов гражданского права были бы очевидны, если бы "расчистка" прошлого законодательства велась одновременно или опережая процесс нового правотворчества. Изменение ранее изданных нормативных правовых актов стало неотложной необходимостью. Их сохранение - дезориентирующий фактор ГК, законности в гражданских и смежных с ними правоотношениях.

Так, таможенное и налоговое законодательство в той части, в какой остались несогласованными с новым ГК, разрушают принцип свободы договора участников гражданских правоотношений. Это и другие основные начала ГК (ст. 1) нарушены оставшимся без изменений Жилищным кодексом РСФСР (1983), в который не были внесены изменения, вытекающие из Конституции.

Требования гражданского законодательства плохо выполняются государством, призванным выступать в роли регулятора гражданского оборота и контролера осуществления гражданских правоотношений. Так, в значительной степени именно исполнительная власть несет ответственность за возникновение теневого рынка производства и продажи аудио - и видеокассет, программ ЭВМ, ставшего высокоприбыльным рынком для организованной преступности в видеобизнесе, кинопрокате, тиражировании аудиокассет, издательском деле. Этого могло и не быть, либо такого рода рынок не достиг бы огромных масштабов, если бы органы исполнительной власти на основе Федерального закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 года приняли меры к формированию механизма осуществления выплат вознаграждений изготовителям и импортерам аудио - и видеооборудования, аудио - и видеокассет, авторам, исполнителям.

Особую актуальность приобретает вопрос о введении в действие главы 17 ГК "Право собственности и другие вещные права на землю". Согласно ст. 13 Закона "О введении в действие части первой ГК" эта глава вводится в действие одновременно с введением в действие Земельного кодекса РФ. Поскольку в настоящее время сложилась ситуация, в которой новое земельное законодательство создается на уровне субъектов Федерации и вступает в действие в отдельных субъектах в разное время (о правомерности этого сказано в разделе 4 настоящей концепции), встает вопрос о пересмотре ст. 13 этого Закона и о введении в действие главы 17 ГК в отдельных регионах по мере принятия ими соответствующих актов земельного законодательства, которые неизбежно включают и нормы об ипотеке земли и, конечно, должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, включая ГК.

Нуждается в пересмотре и вопрос о содержании главы 17 ГК. Предмет регулирования этой главы должен быть расширен. Он должен охватывать все виды природных ресурсов, поскольку они также являются недвижимым имуществом, в отношении которого действующее законодательство допускает существование вещных прав, и законодательство о них, как и земельное законодательство, отнесено Конституцией к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Целесообразно внести в главу 17 ГК соответствующие дополнения и изменить ее название.

2. Законы, которые необходимо принять в ближайшей перспективе

В первую очередь необходимо разработать и принять законы, издание которых прямо предусмотрено ГК. В их числе законы об иммунитете государства и его собственности (ст. 127), о государственной регистрации юридических лиц (ст. 51), новый закон о подрядах для государственных нужд (ст. 768), уставы (кодексы) внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта, торгового мореплавания (ст. 784), законы о специальных видах страхования (ст. 970) и закон о взаимном страховании (ст. 968), законы или иные правовые акты об особенностях отдельных видов договора комиссии (ст. 990), закон о порядке возмещения вреда, причиненного действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070), и ряд других.

Необходимо также разработать и принять отсутствующие в настоящее время законы, к которым имеются отсылки в других актах действующего законодательства. Имеются в виду, в частности, предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах" федеральные законы об особенностях создания и правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности, а также акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных колхозов и совхозов, на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий, обслуживающих сельскохозяйственных производителей. Эту задачу целесообразно решить не путем издания новых специальных законов, а посредством дополнения действующих. Следует разработать предусмотренный ст. 38 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" федеральный закон о федеральном фонде обязательного страхования вкладов граждан. Необходим общий закон о фондах.

Нормативные акты, принятые в условиях планово - распределительной экономики, неспособны обеспечить соответствующее современным экономическим и социальным отношениям регулирование. В Жилищном кодексе они плохо сочетаются с нормами Конституции РФ и вступившими в силу положениями действующего ГК РФ, что создает существенные трудности в правоприменительной практике.

В настоящее время система управления объектами государственной собственности и государственным имуществом в целом с необходимой четкостью не определена, твердого порядка и стабильности в этой работе нет, компетенция различных органов государственной власти неясна, на уровне закона решение этих вопросов отсутствует, что порождает дублирование и безответственность.

Необходимо издание федерального закона об управлении государственной собственностью. Закон должен исчерпывающим образом урегулировать управление федеральной собственностью, включая находящиеся в федеральной собственности ценные бумаги (п. "д" ст. 71 Конституции), и компетенцию соответствующих органов государственного управления. Этот закон должен содержать правила о разграничении федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и собственности муниципальных образований, правила о порядке отнесения государственного имущества к каждому из перечисленных видов (п. "г" ст. 72 Конституции и п. 5 ст. 214 ГК), а также общие начала (правила) управления собственностью субъектов Федерации и муниципальных образований и, может быть, специальные правила о передаче права собственности одним из указанных субъектов права другим.

При разработке закона об управлении государственной собственностью следует обсудить вопрос о целесообразности принятия специального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, что предусмотрено ст. 113 ГК. Дело в том, что утвержденной Правительством РФ Концепцией реформирования предприятий и иных коммерческих организаций предусмотрено скорейшее преобразование государственных унитарных предприятий в хозяйственные общества с государственным капиталом. Тем не менее в настоящее время на данном этапе развития экономики такой закон нужен.

Своевременное и исчерпывающее восполнение пробелов в федеральном законодательстве важно не только само по себе, но еще и потому, что оно предотвращает попытки восполнить эти пробелы на региональном уровне законами и иными нормативными актами субъектов Федерации по вопросам, которые, согласно Конституции России, не относятся к их компетенции.

Особым вопросом развития гражданского законодательства является организация работы по внесению в новый ГК необходимых поправок, дополнений и усовершенствований. Практика применения ГК и доктринальный анализ его текстов обнаруживают как пробелы и противоречия, так и неудачные решения, что, впрочем, неизбежно в таком сложном и объемном акте, подготовленном в столь короткие сроки. В то же время уже имеется печальный опыт внесения в ГК недостаточно продуманных, скороспелых поправок. Необходимо организовать тщательный мониторинг, анализ как практики применения норм ГК судебными и иными органами, так и критических замечаний, высказываемых в литературе и публичных обсуждениях. Собранные материалы должны подвергаться тщательному профессиональному обсуждению, прежде чем будут приниматься решения о внесении изменений. Зачастую изменения по одному частному, казалось бы, небольшому вопросу оказываются связанными с другим, регулируемым иным институтом. Должна учитываться внутренняя системная взаимосвязанность норм и институтов гражданского законодательства, которая не всегда лежит на поверхности и не всегда и не для всех очевидна.

3. Упрощение системы гражданского законодательства

Общепризнанными требованиями к законодательной системе в целом и отдельным крупным ее звеньям являются, во-первых, желательность уменьшения числа принимаемых законодательных актов посредством их укрупнения и, во-вторых, унификация правового режима при регулировании однородных отношений. Эти общие начала законотворчества, имеющие особое значение для обширного гражданского законодательства, создают экономию при проведении законопроектных работ и существенно повышают эффективность правоприменительной деятельности.

Обширность сферы гражданского права и стремление министерств и ведомств, а также отдельных представленных в органах государственной власти социальных групп иметь собственные и удобные для них законы приводят к тому, что число законодательных актов в области гражданского права в России заметно возрастает. Это ведет к усложнению и излишней дифференциации законодательства и одновременно усложняет изучение и применение правовых норм как гражданами и юридическими лицами, так и судебными органами.

Примером является законодательство о поставках для государственных нужд. В этой области изданы четыре Закона: "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (1994), "О государственном материальном резерве" (1994), "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (1994), "О государственном оборонном заказе" (1995). Два закона изданы в 1995 г. о связи: Федеральные законы "О связи общего характера" и "О почтовой связи". Названные Законы могут быть объединены с выделением в них специальных разделов.

Правительством РФ были приняты за последние годы более 10 правил оказания отдельных видов услуг, которые во многом дублируют друг друга. Вместе с тем Постановлением Правительства от 19 января 1998 г. N 55 были утверждены новые Правила продажи отдельных видов товаров, которые носят унифицированный характер и отменяют некоторые ранее изданные правила продажи, которые так же, как и правила об оказании услуг, дублировали друг друга. Такую практику унификации нормативных актов следует одобрить и желательно распространить на другие сферы, где имеются схожие или близкие по предмету регулирования законодательные и иные правовые акты.

Наряду с объединением и укрупнением законодательных актов внимания заслуживает также проблема унификации их содержания. Особое значение этот аспект имеет для транспортного законодательства ввиду краткости норм ГК о перевозках (гл. 40) и наличия системы транспортных законов об отдельных видах транспорта, которые в настоящее время обновляются. Принятые недавно новые Воздушный кодекс 1997 г. и Транспортный устав железных дорог 1998 г. содержат различные решения в отношении аналогичных и практически важных условий договора перевозки грузов и пассажиров (пределы ответственности перевозчика, исчисление претензионных и давностных сроков и некоторые другие). Такого рода дифференциация законодательства не должна допускаться.

4. О законодательной компетенции Федерации и ее субъектов в области гражданского права

Согласно п. "о" ст. 71 российской Конституции гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации, и эта формула повторена в п. 1 ст. 3 нового ГК РФ. Такое решение, как правило, каких-либо сомнений не вызывает и рассматривается как способствующее единству гражданско - правового регулирования в России, однако Конституция допускает некоторые исключения.

Дело в том, что согласно п. "к" ст. 72 Конституции семейное, жилищное, земельное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (так называемое экологическое законодательство) отнесены к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Но эти отрасли законодательства являются комплексными, поскольку решение поставленных перед ними задач необходимо требует использования и применения институтов гражданского права. Так, содержание земельного законодательства не может быть ограничено включением в него только административных правил, регулирующих порядок владения, пользования или распоряжения землей. Оно неизбежно должно содержать нормы об ограничении земельного оборота и, следовательно, специальные правила о сделках с землей и особенностях вытекающих из этих сделок правоотношений, о лицах, могущих совершать такие сделки, о специфике применяемых гражданско - правовых договоров и иных сделок, о поземельных сервитутах и т.д.

Из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции следует, что нормы, по своей сущности и содержанию являющиеся нормами гражданского права, но вследствие специфики объекта регулируемых ими гражданских правоотношений входящие в комплексные по характеру отрасли законодательства - земельную, водную, жилищную, о недрах и т.д., могут приниматься (издаваться) как на федеральном, так и на региональном уровнях.

При этом в силу ч. 2 ст. 76 Конституции любые такие нормы, принимаемые на уровне субъекта Федерации, должны соответствовать федеральному законодательству, и прежде всего ГК РФ, которому должны соответствовать нормы гражданского права, содержащиеся в любых других российских законах и иных правовых актах (п. 2 ст. 4 ГК). Как разъяснил Конституционный Суд в своем Постановлении по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ (1998), по смыслу ст. 72 и 76 Конституции до издания федерального закона по тому или иному предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принять собственный закон и иные нормативные акты, но после издания федерального закона такие акты должны быть приведены в соответствие с федеральным законом.

Нормы гражданского права, не относящиеся к комплексным отраслям законодательства, перечисленным в ст. 72 Конституции, на уровне субъектов Федерации приняты быть не могут.

Вместе с тем есть и другая позиция - о возможности развития субъектами Федерации гражданского законодательства по предметам совместного ведения. Они могут принимать нормы в этих сферах законодательства только в пределах поручений Федерации. Субъект не компетентен принимать по собственной инициативе нормативные решения в области гражданского права, эта область остается прерогативой Российской Федерации.

5. Соотношение гражданского законодательства и смежных отраслей законодательства

Этот вопрос имеет и иной аспект, помимо затронутого выше в разделе 4. Многие федеральные законы и кодексы затрагивают вопросы гражданского права.

Семейный кодекс РФ 1995 г. предусматривает как общие нормы (ст. 4 и 5), так и некоторые специальные правила (ст. 9) о применении к семейным отношениям гражданского законодательства.

В природоохранительных законах аналогичных норм нет, и обсуждаемая проблема решается менее ясно. Водный кодекс 1995 г. содержит разрозненные указания о применении к водным отношениям норм гражданского законодательства (ст. 5, 31, 45). Аналогичной является позиция Лесного кодекса 1997 г. (ст. 5, 12, 21, 22, 31, 44). Закон "О недрах" в редакции 1995 г. вообще не содержит отсылок к гражданскому законодательству, хотя в нем используются понятия гражданского права (право собственности, сделка, возмещение вреда). Очевидно, что в природоохранительные законы, по примеру Семейного кодекса, должны быть включены достаточно полные правила о применении норм гражданского законодательства; желательно включение подобной нормы и в трудовое право.

Особо актуальной и сложной является рассматриваемая проблема применительно к актам финансового права. Это обусловлено наличием ряда федеральных законов о финансовой и банковской деятельности (Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" 1996 г., Закон "О валютном регулировании" 1992 г., Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" 1996 г., Федеральный закон "О переводном и простом векселе" (1997 г.) и большого массива инструкций и писем Центрального банка, регулирующих финансовые (денежные) правоотношения и затрагивающих денежные отношения, регламентируемые ГК.

Не всякое денежное правоотношение (отношение по поводу денег) является финансовым правоотношением. "Денежное" и "финансовое", с точки зрения системы права, т.е. в юридическом смысле, не синонимы. Далеко не все нормы, регулирующие денежные отношения, относятся к финансовому праву как отрасли законодательства. Значительная, если не большая их часть является непосредственно частью гражданского права, составляет прямые его институты, входящие в Гражданский кодекс. Одновременно согласно п. 3 ст. 3 ГК допускается применение к отношениям финансового права (денежным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой и не являющимся правоотношениями гражданского права) норм гражданского законодательства, если это предусмотрено законом.

Доктрина российского финансового права традиционно включает в предмет финансового права как особой отрасли права некоторые вопросы кредитования, расчетов и страхования <*>. Между тем названные институты состоят из норм, по своему существу гражданских, являются предметом детальной регламентации в ГК РФ, подчиняются его Общей части и общей части обязательственного права и в силу этого должны считаться отношениями гражданского (а не финансового) права, подпадающими под действие норм ГК.

Сферу финансового права следует ограничить отношениями публично - правового характера (налоги и иные обязательные платежи, формирование бюджетов, бюджетные процедуры, бюджетное финансирование, организация и регулирование государственных финансов, государственный финансовый контроль и некоторые другие). Финансовые законы не должны претендовать на регулирование денежных отношений рынка. Только при таком подходе может быть обеспечено ясное и практически оправданное разграничение сферы действия гражданского и финансового законодательства - норм частного и публичного права. Только так может быть обеспечено нормальное функционирование рыночного хозяйства и его государственное регулирование в условиях правового государства, а не бюрократического администрирования.

В тех случаях, когда в акты смежных с гражданским отраслей законодательства оказывается необходимым включить нормы гражданского права или нормы, в той или иной степени затрагивающие гражданские правоотношения, необходимо их строгое согласование с другими так или иначе связанными нормами гражданского права, которое составляет единую логическую систему, все части которой взаимозависимы. Если при этом возникает необходимость отступить от правил ГК (а это значит - внести в него соответствующие изменения), необходимо тщательно взвесить все возможные последствия этого.

Существенно важно разграничение гражданско - правового и трудового договоров. Если по заключенному им договору физическое лицо принимает на себя выполнение определенной работы или оказание услуг в условиях подчинения своей деятельности установленным работодателем - заказчиком режиму рабочего времени и трудовой дисциплины, системе охраны труда и т.п., такой договор должен быть признан трудовым, и к нему должен применяться весь корпус трудового законодательства. Такой договор не может быть квалифицирован как гражданско - правовой, даже если он так назван самими сторонами или в каком-либо нормативном акте. Нормы гражданского права могут быть применены к такому договору лишь в той мере, в какой трудовое право вообще допускает их применение к трудовым правоотношениям. Следовало бы включить в Трудовой кодекс общую норму о допустимости субсидиарного применения к трудовым правоотношениям норм гражданского права в тех случаях, когда в трудовом законодательстве соответствующей нормы нет, а применение нормы гражданского законодательства не противоречит существу (природе) трудового правоотношения.

Подобные документы

    Становление традиции гражданского права в Украине. Первые попытки кодификаций гражданского законодательства. Концепция первой кодификации гражданского законодательства в СССР. Процесс трансформации концепции гражданского права в независимой Украине.

    реферат , добавлен 07.10.2010

    Понятие, применение, толкование и способы систематизации гражданского законодательства. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основная характеристика ГК РФ. Современные тенденции развития гражданского права.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2016

    Понятие гражданского законодательства, его действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Применение и толкование гражданского законодательства. Основные способы систематизации гражданского законодательства и его развитие на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2014

    Анализ проблем соотношения гражданского и трудового законодательства с точки зрения его правоприменения. Особенности трудового и гражданского договоров и их взаимного влияния. Различия в правилах исчисления налогов и взносов с выплат по таким договорам.

    реферат , добавлен 13.07.2010

    Правовые акты и обычаи как источники гражданского права. Рассмотрение их действия в условиях современной России. Особое значение Гражданского Кодекса РФ в системе законодательства. Современные проблемы источников гражданско-правового регулирования.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2011

    Современное состояние правовой системы Республики Беларусь. Проблема единства гражданского права, научные основания его отграничения от иных отраслей. Основные этапы деятельности по поиску критериев определения границ гражданско-правового регулирования.

    реферат , добавлен 28.08.2012

    Гражданский Кодекс Российской Федерации. Правовое положение участников гражданского оборота. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Определение автономного учреждения. Особенности правового положения казенных учреждений.

    доклад , добавлен 19.10.2012

    Источники гражданского права. Действие гражданского законодательства во времени и по кругу лиц. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права. Понятие гражданского законодательства и его система. Разграничение частного и публичного права.

    реферат , добавлен 27.12.2009

    Исследование гражданско-правовых норм, закрепленных в различных нормативных правовых актах. Исследование системы источников гражданского права, их иерархии и взаимосвязи с другими источниками права. Дальнейшие пути развития гражданского законодательства.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

    Признаки семейного и гражданского права. Особенности возникающих между членами семьи имущественных отношений. Соотношение систем гражданского и семейного законодательства. Юридическая сущность семейно-правовых актов. Личные неимущественные отношения.


В.Ф.Яковлев
Председатель Совета
при Президенте Российской Федерации
по кодификации и совершенствованию
гражданского законодательства,
член-корреспондент РАН, профессор

О Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации


Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации * подготовлена Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Содержание Концепции предопределено целями ее разработки, которые были определены Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" .

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Они состоят в следующем:

- дальнейшем развитии основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений;

- отражении в Гражданском кодексе Российской Федерации опыта его применения и толкования судом;

- сближении положений Гражданского кодекса Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза;

- использовании в гражданском законодательстве Российской Федерации новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран;

- поддержании единообразного регулирования гражданских отношений в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;

- обеспечении стабильности гражданского законодательства Российской Федерации.

Естественно, что при разработке Концепции были использованы материалы национальных проектов и стратегии экономического развития страны, а также учтены уроки финансово-экономического кризиса и потребности обеспечения национальных интересов в условиях растущей глобализации.

Первый вариант Концепции, включающий в себя в общей сложности 660 страниц текста, был по мере разработки опубликован частями на сайте Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, а также в ряде журнальных изданий, в том числе в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", и подвергся широкому обсуждению в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, в ряде вузов, научных учреждений, министерств и ведомств, в высших судах страны. Замечания и предложения, в том числе поступившие от Государственно-правового и Экспертного управления Президента России и Правительства Российской Федерации, были тщательно проработаны и в значительной степени учтены при доработке Концепции. Доработанный и существенно сокращенный вариант Концепции был представлен Президенту Российской Федерации в срок, установленный Указом Президента РФ от 18 июля 2008 года .

На заседании Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, которое состоялось 7 октября 2009 года под председательством Президента Российской Федерации, Концепция была одобрена. В этом виде она и публикуется в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Президент Российской Федерации поручил Совету в порядке реализации Концепции разработать и представить проект законодательного акта о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс России в 2010 году. Законопроект также будет подвергнут широкому обсуждению.

На заседании Совета было поддержано предложение о совместной работе специалистов стран Содружества Независимых Государств по совершенствованию гражданского законодательства с целью сохранения гармонизации этого законодательства в странах СНГ.

———————————

<*> Вестник Ереванского университета. Правоведение. 2010.

Проведенная в России в 1994 — 2006 гг. кодификация гражданского законодательства с самого начала основывалась на концептуальных подходах, подготовленных учеными-цивилистами в рамках созданного в 1991 г. по инициативе профессора С.С. Алексеева Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации. В 1999 г. Указом Президента Российской Федерации был образован также Совет при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, перед которым поставлена задача дальнейшего совершенствования гражданского законодательства, а также проведения экспертизы законопроектов по гражданскому праву. При этом Исследовательскому центру поручено обеспечение деятельности Совета, состоящего из ведущих цивилистов, ученых и практиков.

Поэтому новый этап совершенствования гражданского права, начало которому положил Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. «О совершенствовании гражданского законодательства», также начался с подготовки Концепции дальнейшего развития гражданского права.

Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» в части подготовки Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Российской Федерации выполнен и по целям, определенным в Указе, и по организации публичного обсуждения Концепции, и по сроку представления Президенту Российской Федерации Концепции, доработанной по результатам публичного обсуждения, к 1 июня 2009 г. Опубликован 1-й вариант — 660 страниц, 2-й, переработанный, краткий — 140 страниц. Концепция, подготовленная в течение года, соответствует задачам, поставленным Указом по всем параметрам.

Во-первых, Концепция вобрала в себя судебную практику по четырнадцатилетнему применению ГК.

Особое внимание уделено постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации, а также постановлениям Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов России.

В-третьих, в ходе подготовки Концепции были использованы материалы совершенствования национального гражданского законодательства ряда стран Европы (Германии, Франции, Нидерландов) и развития экономического права Европейского Союза.

В-четвертых, при разработке Концепции учтены программные материалы по национальным проектам и Стратегии экономического развития страны.

Проведенная в 1994 — 2006 г. кодификация гражданского законодательства возродила частное право в качестве правовой основы современной экономики России и создала единую систему гражданского законодательства. Концепция должна обеспечить приведение гражданского законодательства в соответствие с приобретенным опытом регулирования рыночной экономики, в том числе с учетом уроков финансово-экономического кризиса, а также потребностей обеспечения национальных интересов в условиях растущей глобализации.

Исходя из этого и учитывая, что Гражданский кодекс является координирующим центром всей системы частного права, на что прямо указано в ст. 3 ГК, Концепция предусматривает следующее.

Первое. Обеспечение, с одной стороны, стабильности гражданского законодательства, а с другой, необходимого развития в целях поддержания и усиления его эффективности. Концепция не предусматривает ни новой кодификации, ни даже новой редакции Кодекса. Следует отметить, что ГК оказался в сравнении с другими Кодексами довольно стабильным актом. За 15 лет изменения внесены в 190 статей из 1551 статей, из них 98 статей — в части первой. Многие попытки внести в него изменения, разрушающие системность гражданского права, были отбиты, в том числе с помощью Совета по кодификации.

Второе. Концепция предусматривает обновление главным образом части первой Кодекса, принятой 15 лет назад на первом этапе перехода к рыночной экономике. Предусматривается дальнейшее развитие основных положений, в том числе таких, как предмет и принципы гражданского права. В составе предмета гражданского права выделяются корпоративные отношения, что позволит развить в Гражданском кодексе общие положения корпоративного права. Возрастание роли гражданского права в регулировании отношений по поводу земли и других природных ресурсов объективно обусловливает развитие института вещных прав на недвижимость, в том числе общих положений о вещных правах.

Круг принципов гражданского права дополняется требованием добросовестности поведения ко всем участникам гражданских правоотношений, что позволит пресечь неправомерные попытки совершить сделки в обход закона или во вред интересам контрагентов, третьих лиц или публичных интересов.

Происходит существенное развитие таких начал гражданско-правового регулирования, как правонаделение, а следовательно, и прав граждан, и диспозитивности как способа обеспечения свободы и инициативы участников гражданского оборота.

Особенно расширяется арсенал гражданских прав в вещном праве, а диспозитивность — в общих положениях обязательственного, договорного права.

Третье. На основе отечественной судебной практики, а также зарубежного и международного опыта разработаны предложения по совершенствованию механизма гражданско-правового регулирования, устранению незавершенности и повышению эффективности многих институтов, таких как недействительность сделок, их последствий, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, особенно институтов ценных бумаг и финансовых сделок.

Четвертое. Намечено повышение действенности гражданско-правовой защиты субъективных гражданских прав, в том числе путем расширения применения компенсационных мер, включая возможность возмещения так называемых абстрактных убытков, а также ущерба, причиненного правомерными действиями государственных и муниципальных органов. Расширяются возможности привлечения к ответственности органов корпоративного управления.

Вводятся новые нормы и институты о публичных акционерных обществах, о возможности и последствиях оспаривания незаконной реорганизации юридических лиц, о бездокументарных ценных бумагах, о залоге прав по договору банковского счета и вклада, о договоре счета и вклада драгоценных металлов и др. Эти меры призваны обеспечить стабильность собственности и торгового оборота, пресечение недобросовестности и злоупотреблений с использованием институтов гражданского права.

Пятое. Поскольку ГК служит координирующим центром обширного гражданского законодательства, Концепция исходит из необходимости дальнейшего развития в ГК общих положений по подотраслям и основным институтам гражданского права, таким как юридические лица, вещное право, обязательственное право, договор, государственная регистрация гражданских прав, ценные бумаги и т.п. С учетом этого предлагается утвердить двухуровневую систему гражданских законов — ГК и специальных законов, исключив появление третьего, промежуточного звена законов, содержащих общие положения (например, о реорганизации юридических лиц), зачастую противоречащих ГК и, таким образом, разрушающих систему гражданского права.

Шестое. Концепция исходит из необходимости четкого разграничения публично-правового и частноправового регулирования экономических отношений и на этой основе совершенствования системы законодательства, ее осовременивания. Особенно это актуально в сфере регулирования отношений по природным объектам. Необходимо развитие всего комплекса вещных прав на недвижимость именно в гражданском законодательстве. В то же время не менее актуально совершенствование и публично-правового регулирования, обеспечивающего сбережение и рациональное использование природных ресурсов, их охрану природоресурсным и природоохранным законодательством.

При этом Концепция исходит из необходимости взаимодействия и взаимодополнения частноправового и публично-правового регулирования в сферах пересечения частных и публичных интересов.

Вследствие отмеченного в Концепции предлагаются некоторые меры по либерализации норм гражданского права, например, о некотором изменении соотношения ничтожных и оспоримых сделок в пользу последних, а также замене в ряде случаев односторонней реституции двухсторонней.

Вместе с тем в целях обеспечения не только частных, но и публичных интересов в рамках гражданско-правового регулирования усиливаются некоторые элементы публично-правового воздействия. Например, предлагаются меры по обеспечению достоверности государственной регистрации юридических лиц, ужесточаются требования к размеру и видам вкладов в уставный капитал и др.

Задача гармонизации частных и публичных интересов в экономике, в том числе и в целях предупреждения кризисных потрясений, требует существенного дополнения частноправового регулирования мерами административно-правового и уголовно-правового воздействия. В связи с этим было бы целесообразно провести концептуальную проработку совершенствования также и публично-правового регулирования экономических отношений, особенно в сфере природопользования, ценообразования, антимонопольного, банковского регулирования, защиты прав потребителей и инвесторов.

Седьмое. С тем, чтобы при реализации Концепции для участников гражданского оборота не создавались неоправданные риски и препятствия, предусматривается разработка переходных положений и переходных периодов для плавного внедрения в жизнь новых правовых установлений.

К работе по подготовке Концепции были привлечены специалисты всех ведущих научных и вузовских центров страны, а также судьи и специалисты высших судов. Только в составе рабочих групп постоянно участвовало более пятидесяти ведущих цивилистов страны. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, в ряде вузов и научных учреждений, министерств и ведомств проведено 11 обсуждений Концепции. От ученых и практиков поступило огромное количество замечаний и предложений. Все они обработаны и проанализированы. Наиболее концептуальные учтены в процессе подготовки Концепции. В частности, учтены почти все (за небольшим исключением) замечания по Концепции, подготовленные Государственно-правовым управлением и Экспертным управлением Президента Российской Федерации, а также основная часть замечаний Правительства Российской Федерации. Многие другие замечания будут также проанализированы и учтены в дальнейшей работе по подготовке законопроектов о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Подготовка проектов законов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации должна быть завершена в 2010 г. В 2011 — 2012 гг. соответствующие изменения должны быть внесены в другие гражданские законы.

И последнее. С учетом имеющихся обращений и предложений от наших коллег — специалистов стран Содружества Независимых Государств было бы целесообразно принять меры по модернизации ранее принятой модели Гражданского кодекса для стран СНГ, послужившей основой для гармонизации современного гражданского законодательства этих стран.

На официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ появилась информация о завершении подготовки отдельных частей проекта Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. Любители сенсаций поспешили объявить чуть ли не о грядущей революции в этой сфере. О чем же на самом деле идет речь? Попробуем разобраться.

  • Думать о России с оглядкой на Запад

Первые две части Гражданского кодекса РФ принимались в сложный период перехода России к рыночной экономике. Как отмечают разработчики Кодекса, при отсутствии долгосрочных прогнозов работать приходилось «на ощупь», вспоминая дореволюционный опыт и изучая законодательство развитых стран. Особое влияние на него оказало германское гражданское законодательство, относящееся к так называемой системе континентального права. Несмотря на последующие упреки практиков и теоретиков, следует признать, что Гражданский кодекс РФ в основном выдержал испытание временем. Между тем правоприменительный опыт выявил проблемы, которые уже невозможно решать незначительными поправками, периодически вносимыми в него и другие правовые акты гражданского законодательства.

Поводом для разработки вышеупомянутой Концепции послужил Указ Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», определивший, в частности, такие цели, как:

* дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства России, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений;
* отражение в Гражданском кодексе РФ опыта его применения и толкования судом;
* сближение положений ГК РФ с правилами регулирования соответствующих отношений в праве ЕС;
* использование новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран.

Как видим, ни о какой «революции» речь не идет. Такой же вывод следует из анализа проектов разделов Концепции. В данном случае уместно говорить именно о модернизации российского гражданского законодательства. Обсудим некоторые предлагаемые новеллы, обращая внимание на существующие проблемы.

  • Свободе договора – добрую совесть

Гражданский кодекс РФ упоминает о добросовестности. Однако в ст. 1 Кодекса, определяющей основные начала гражданского законодательства, это понятие отсутствует. И зря, полагают разработчики Концепции. Они отмечают, что развитие рынка невозможно без укрепления начал автономии воли сторон и свободы договора участников оборота. Однако неограниченная свобода в достижении эгоистических интересов таит в себе способность дестабилизации, на которую не рассчитывает добропорядочное большинство. Поэтому принцип добросовестности должен быть сформулирован в качестве общего начала российского гражданского права таким образом, чтобы его действие пронизывало все элементы правовой системы. Это позволит судам более эффективно защищать интересы лиц, контрагенты которых лишь формально следуют закону. Именно по такому пути пошло международное частное право. С этим трудно не согласиться. Главное, чтобы суды не стали искать подвохи там, где их нет.

  • Восстановить первенство

Авторы Концепции обращают внимание на утрату Гражданским кодексом РФ позиции базового документа в отношении определения статуса юридических лиц. Речь идет, в частности, о некоммерческих организациях, правовое положение и особенности которых регулируются множеством отдельных законов, в том числе низкого уровня разработки. В качестве примера приводится Федеральный закон от 15.04.98 № 66‑ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Предлагается полностью урегулировать в Гражданском кодексе РФ статус некоммерческих организаций как юридических лиц, сохранив в отдельных законах лишь отсылки к нормам данного Кодекса. При этом Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» должен утратить силу.

Существует и иная проблема: большинство вышеуказанных организаций являются некоммерческими только номинально, поскольку активно занимаются предпринимательской деятельностью.

  • Земельные казусы

В настоящее время невозможно определить правовой режим находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, в период с момента регистрации права собственности на помещения в таких зданиях и до оформления прав на участок, занятого недвижимостью. Это приводит к многочисленным злоупотреблениям со стороны официальных органов, которые распоряжаются участками по своему усмотрению, в том числе допуская так называемую точечную застройку. В данном случае необходимо определить гражданско-правовые способы защиты собственников помещений от подобных действий.

Следует также отметить проблему неоправданного «разброса» положений о земле как объекте недвижимости по другим кодексам – Земельному, Водному и Лесному. Все, что связано с оборотом земельных участков, должно быть сосредоточено в Гражданском кодексе РФ.

  • В поле зрения – ценные бумаги

Говоря о разделе проекта Концепции, касающегося ценных бумаг, отметим указание на необходимость провести ревизию соответствующих норм, содержащихся в различных разделах Гражданского кодекса РФ. Речь идет об изъятии дублирующих положений и устранении противоречий. Подлежат также переработке нормы главы 7 данного Кодекса, определяющие общие правила оборота ценных бумаг. Такая же работа должна быть проведена и в отношении норм о ценных бумагах, закрепленных в иных законах.

Теперь о так называемой секьюритизации. Имеются в виду сделки, которые позволяют финансировать или рефинансировать активы юридических лиц, приносящих доход, и связанные с ними риски посредством их преобразования в торгуемую форму путем выпуска или выдачи ценных бумаг. В России без существенных рисков возможна только секьюритизация прав требований по ипотечным кредитам.

Чрезмерное увлечение такими рисковыми сделками в США и стало одной из причин мирового кризиса. Тем не менее не предполагается, что они будут запрещены. Авторы Концепции отмечают, что при совершенствовании гражданского законодательства в этой сфере необходимо предоставить юридическую возможность секьюритизации, которая обеспечивается правами требования. Вместе с тем следует вводить специальные положения, которые снижали бы риски эмитента и участников рынка, приобретающих ценные бумаги. Можно, в частности, установить четкие критерии оценки качества прав требований.

Обсуждаемая Концепция должна быть разработана до 1 июня 2009 г. А проекты федеральных законов планируется подготовить в 2009–2010 гг.

Вышеупомянутый Указ возлагает обязанность по разработке Концепции на Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательский центр частного права при Президенте РФ. При этом предусматривается публичное обсуждение готовящихся изменений.

Задачи. как сказано во введении Конц-и разв граж-го закон-ва

5. К настоящему времени назрела необходимость внесения в ГК двух принципиальных изменений системного характера .

1) В круг отношений, регулируемых гражданским законодательством и определяющих его предмет (статья 2 ГК), следует включить корпоративные отношения (что и было сделано внесением изм-й в 2012 ).

2) В не меньшей степени необходимо создание в ГК комплекса взаимосвязанных институтов вещного права , имеющих своей основой право собственности и объединенных развернутой системой общих норм вещного права. В отличие от большинства развитых западных правопорядков в российском законодательстве не создана система стабильных вещных прав на землю и другие природные ресурсы . Реализация Концепции должна привести к ее созданию, что повлечет перераспределение соответствующего нормативного материала между ГК и комплексными законами природоресурсного законодательства .

Вещные права. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации предусматривает принципиально новую систему построения законодательства о вещных правах, в котором предполагается выделение общей и особеннойчастей .

В настоящий момент раздел Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующий вещные права, называется "Право собственности и другие вещные права".

(Раздел II. Право собственности и другие вещные права (8 гл.)

Глава 13. Общие положения

Глава 14. Приобретение права собственности

Глава 15. Прекращение права собственности

Глава 16. Общая собственность

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

Глава 20. Защита права собственности и других вещных прав)

В соответствии с предлагаемыми изменениями, разделу II ГК РФ сочли дать новое название - "Вещное право ".

В разделе II ГК "Вещное право" выделено четыре подраздела , включающих в себя несколько глав:

подраздел 1 "Владение ",

подраздел 2 "Общие положения о вещных правах ",

подраздел 3 "Право собственности ",

подраздел 4 "Отдельные виды вещных прав ".

Отношения собственности сегодня достаточно не стабильны, в связи с чем принимаются все меры для того, чтобы обеспечить стабильность и вещных прав в целом, и отношений собственности в частности. Все это возможно и планируется сделать с помощью совершенного гражданского правового регулирования .

В настоящее время назрела необходимость создания в ГК комплекса взаимосвязанных институтов вещного права .



Обновление предполагают к содержанию субъективного права собственности в виде триады правомочий (владение, пользование, распоряжение), добавлен новый основной признак: наиболее полное господство лица над вещью .

Перечень вещных прав по нашему гражданскому законодательству очень скуден . В частности, вещными правами наряду с правом собственности в соответствии со статьей 216 ГК РФ, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и

право оперативного управления имуществом (статья 296).

Основной упор в Концепции сделан на совершенствование , а в большинстве случаев - создание правового регулирования различных новых видов ограниченных вещных прав .

Согласно концепции в ГК следует закрепить следующий исчерпывающий перечень вещных прав :

- право пожизненного наследуемого владения ;

- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, относящимся к государственной или муниципальной собственности ;

- земельным участком (эмфитевзис );

- право застройки земельного участка (суперфиций );

- сервитут ;

- право личного пользовладения (узуфрукт );

- ипотека и иное зарегистрированное (учтенное) залоговое право ;

- право приобретения чужой недвижимой вещи ;

- право вещных выдач ;



- право оперативного управления имуществом , относящимся к государственной или муниципальной собственности .

Таким образом, планируется развитие набора вещных прав, и не только права собственности, но и права законного владения, пользования чужим имуществом .

Согласно концепции следует расширить круг ограниченных вещных прав на земельные участки , не ограничиваясь только правом собственности и правом аренды .

Вещные права на иные природные объекты (участки недр, водные объекты) должны быть принципиально едиными с вещными правами на земельные участки .

Публично-правовые ограничения, касающиеся этих прав, могут быть установлены кодексами и законами об отдельных видах природных объектов.

6.2. Должны быть закреплены две базовые модели вещных прав на земельные участки:

1) право застройки (суперфиций ), предполагающее изменение правообладателем свойств и качеств земельного участка, прежде всего возведение на нем различных сооружений ;

2) право постоянного владения и пользования (эмфитевзис ), предполагающее широкие возможности использования свойств природного объекта с сохранением его субстанции .

Обе модели данных прав предоставляют их обладателям правомочия владения и пользования земельным участком.

Особенно интересен в этом смысле такой институт как владение , не «право владения», а именно «владение».

Действующее законодательство не содержит норм о владении и владельческой защите, что следует признать одним из серьезных недостатков ГК.

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации предусматривает введение понятия "владение", под которым понимается "фактическое господство лица над вещью ". Предусмотрено, что поскольку владение не является правом, оно не подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Владельческая защита является институтом, известным многим правовым системам. Существовала она и в российском дореволюционном праве, была предусмотрена и проектом Гражданского уложения.

Юридическое значение владения как фактического состояния заключается в том, что оно подлежит судебной и административной защите независимо от того, имеется у владельца какое-либо право на вещь .

Владелец в рамках владельческой защиты не обязан доказывать свое право на вещь .

Владельческая защита направлена на оперативную защиту интересов владельца лишь от самоуправного лишения владения.

Назначение владельческой защиты - это борьба с насильственными, самоуправными действиями . При весьма высокой степени самоуправства в современной российской действительности нужда в оперативных средствах защиты от него очевидна. Введение владельческой защиты существенно укрепит надежность оборота и создаст эффективные юридические средства против захвата чужого имущества .

7.1. Действующее законодательство не знает такого понятия, как узуфрукт , и, соответственно, не содержит его определения. Между тем в законе установлены отдельные права, близкие по своему содержанию к узуфрукту, например, права членов семьи собственника, права отказополучателя. Однако их содержание не раскрыто, вид вещного права не определен.

Право личного пользовладения (узуфрукт ) - ограниченное вещное право личного характера, в силу которого лицо владеет и пользуется вещью в соответствии с ее назначением. Принципиальным отличием узуфрукта от права застройки является сохранение экономической сущности вещи и невозможность, по общему правилу, ее изменения узуфруктуарием.

Это право устанавливается исключительно для некоммерческих целей и должно принадлежать, как правило, гражданам.

Следует выделить в ГК две разновидности права личного пользовладения: обычное и социальное (семейное ).

7.2. Объектом права личного пользовладения могут быть как недвижимые, так и движимые вещи. Установление узуфрукта на здание возможно только при одновременном установлении узуфрукта на земельный участок.

Если движимая вещь является объектом пользовладения, то соответствующее право должно быть зарегистрировано в публичном реестре .

Узуфрукт в отношении недвижимых вещей возникает и прекращается исключительно в момент государственной регистрации в ЕГРП.

10.1. Право вещных выдач - право на получение из стоимости недвижимой вещи периодических платежей или иных имущественных предоставлений .

От обязательства право вещных выдач отличается тем, что оно создает обременение , лежащее на собственнике вещи, и следует за вещью .

Само по себе такое право позволяет вовлечь в оборот ценность вещи помимо ее отчуждения, что расширяет экономические возможности оборота.