Создание основ советского права. Тема: Создание основ советского права. Что будем делать с полученным материалом

Истоѵшки советского грава. Советское право возникло одно­временно с советским госудірством и так же. как и оно. в ходе слома старого права

Следует отметить три основные группы источников советского права, которьіе действовали в изучаемый период:

1) новое законодательство, новые нормативные акты;

2) старое законодательство (в особенности те его нормы, кото­рые носили обшечеловеческий характер),

3) революционное правосознание трудящихся

Что касается слома старого права и использования в качестве источника нового советского права дореволюционного законода­тельства, необходимо привести общее принципиальное положение Декрета о суде № I от 22 ноября 1917 г. о том, что местные суды и другие органы «руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку та­ковые не отменены революцией н не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».

Особенностью законодательства данного периода является мно­жественность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической сияы могли творить Всероссийские съезды Советов, BLlMK и CHK Это было закреплено и Конституцией 1918 г.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законо­дательные, но и другие органы советского государства, в том числе наркоматы н местные советы. Б условнях нехватки нормативного матернала акты народных комиссариатов иногда выполняли функ­ции законов. Большое значение, особенно в области регулирования трудовых отношений имели акты профсоюзных органов.

Соаетское право возникло как общероссийское. Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государственных образований Местные советы в своем нормотвор­честве иногда также вторгались в общегосударственные сферы.

Для первого периода истории советского права характерно из­дание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизиро­ванных актов. B целом можно констатировать, что в изучаемый пе­риод были заложены лишь основы советского права

Первой, простейшей формой систематизации явнлось издание Собрания узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского прави­тельства (СУРСФСР)

Гражданское право. B области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социа­листической собственности.

B основе ее формирования находились: ликвидация частной собстаенности на землю, леса, недра и воды; национализация заво­дов, шахт, транспорта, банков, средств связи и т.д Национализация явилась новым способом возникновения собственности - государ­ственной социалистической Объекты государственной собственно­сти изымались из гражданского оборота.

Государственная социалистическая собственность формирова­лась также путем правопреемства на дореволюционную государст­венную собственность.

Частнокапиталистический оборот и регулирование хозяйствен­ной жизни происходили в этот период под алиянием администра­тивно-правового регулирования имущественных отношений Сдел­ки с недвижимостью запрещались, - сначала в городе, а затем в деревне.

Государством регулировались отношения купли-продажи также путем установления твердых цен на хлеб и другие важнейшие про­дукты. Создавались специальные комитеты, регулировавшие цены и осущесталявшие контроль над ними.

Устанааливался новый порядок наследования. Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918 г наследование капиталистической собственно­сти по закону и завещанию отменялось. Наряду с этим отменялось дарение частной собственности

Земальное право.

Законодательное закрепление Декретом о зем­ле государственной социалистической собственности на землю оз­начало, что асе прежние категории юмлевлаления упразднялись. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а сосредоточивалось в руках самого государ­ства, выделявшего землю различным организациям и отдельным лииам на праве пользования

Закон о социализации земли, олубликованныи 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важней­ших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии.

Ерачнотоемейное право. 18 декабря 1917 г был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и о введения книг актов граждан­ского состояния» Церковный брак как обязательная форма отме­нялся и устанааливался гражданский брак, регистрируемый в соот­ветствующих государственных органах. Супруги признавались рав­ноправными Дсти рожденные в браке н вне брака также уравнива­лись в правах.

19 декабря 1917 г. был принят Декрет «О расторжении брака», который отменял уСтаноаленные ранее к этому препятствия.

Деятельность по проведению названных декретов в жизнь регу­лировалась Инструкнисй Наркомюста *06 организаннн отделений записи браков и рождений» от 4 января 1918 г.

Трудовое право. Первым Советским декретом о труде был декрет CHK от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». Со­гласно нему продолжительность рабочей недели не должна была превышать 48 часов. Сверхурочные работы разрешались только в исключительных случаях соответствующими рабочими организа­циями Дети до 14 лет к работе не допускались вовсе. Для несовер­шеннолетних устанааливался шестичасовой рабочий день. Женши- ны и несовершеннолетние не допускались к сверхурочным и тяже­лым работам

B июне 1918 г. впервые в мире для рабочих и служащих были устаноалены отпуска с сохранением заработной платы. Профсоюзы взяли на себя инициативу по регулированию заработной платы. Разработанные ими ставки заработной платы утверждались Нарко­матом труда. При этом были приняты мерьі по уравниванию опла­ты труда мужчин и женщин.

1 ноября 1917 г. было опубликовано правительственное сооб- шение «О сопиальном страховании» Таковое стало распространять­ся на всех рабочих и служащих. Принятые в декабре 1917 г. декре­ты об отдельных вндах социального страховании охватывали случаи потери трудоспособности, а также безработицы. Страховые фонды формировались за счет средств, поступавших от предприятий

Посреднические конторы по найму рабочей силы упразднялись и создавались биржи труда, которые вели точный учет рабочей си­лы и обеспечивали ее планомерное распределение. Для превраще­ния всех граждан в работников социалистического общества была введена всеобщая трудовая повинность. Свое законодательное за­крепление она нашла в Декларации прав трудящегося н эксплуати­руемого народа

Для обеспечения на производстве порядка, учета и контроля были приняты мерьі по налаживанию трудовой дисциплины. B мае 1918 г. старая фабричная инспекция была заменена новой инспек­цией труда, которая находилась в ведении Наркомтруда и его мест­ных органов.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законода­тельства наметили лишь обшие н главные напрааления политики Советского государства в области борьбы с преступностью.

B первую очередь закреплялись нормы уголовного права, na- прааленные на сопротиаления свергнутых классов, укрепление дик- татурьі пролетариата. Особое внимание при этом уделялось борьбе с контрреволюционными и воинскими преступлениями

B частности, в изучаемый период получили регламентацию та­кие составы таких наиболее опасных контрреволюционных престу­плений, как восстание, мятеж, заговор, попытка узурпировать госу­дарственную власть контрреволюционной организацией, террори­стический акт, шпионаж, диверсия, вредительство, саботаж, контр­революционная агитация и пропаганда Некоторые политические партии были обьяалены организациями врагов народа. Так, в нояб­ре 1917 г. согласно Декрету «Об аресте вождей гражданской войны против революции», партией врагов народа были объяаленьі каде­ты, которым CHK вменялось объединение всех контрреволюцион­ных сил страны и руководство развязывание гражданской войны. Калетские руководители подлежали аресту и суду ревтрибунала, а рядовые чденьі должны были состоять под надзором местных Сове­тов Таким образом, большевиками был взят курс на вооруженное силовое подавление своих политических противников. При этом уголовной репрессии подлежали все члены оппозиционных полити­ческих партий, причем не за конкретные и доказанные преступле­ния, а лишь за зам факт членства в них.

Наиболее опасными обшеуголовными преступлениями призна­вались баидитизм, хищение, спекуляция и взяточничество.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением Одним из первых актов, наиболее полно перечис­лявших виды наказаний, бьша Инструкция Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале. B качестве нака­заний она предусматривала штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов России, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискацию имущества, обязательные обще­ственные рабош 16 июня 1918 г. НКЮ принял спешвльное no- станоаление, согласно которому ревтрибуналам предостаалялось применять за контрреволюционные преступления расстрел

Местные суды применяли также новые, не урегулированные за­конодательством виды наказаний, являвшиеся формой воспитания: обьяаление общественное порицания в присутствии суда, лишение обшественного доверия, запрещение выступать на собраниях

Как мера наказание в изучаемый период начинает оформляться условное осуждение. Необходимо отметить, что при выборе меры наказания применялся классовый подход, предполагавший его смягчение для представителей трудяшихся.

Суд н процесс. Создание новых - советских - судебных орга­нов сопровождалось учреждением нового демократического поряд­ка рассмотрения лед Советское судопроизводство отличалось обви­нительно-состязательным характером, устностью, гласностью и не­посредственностью Суд не был стсснен ннкакнмн формальностями в отношении докалтельств и ероков исковой давности. Доказатель­ства оненивались по внутреннему убеждению судей

B изучаемый период допускалось судопроизводство на основа­нии Уставов гражданского и уголовного судопроизводства 1864 г. в части, не отмененной советской аластью и не противоречащей со­циалистическому правосознанию.

Ha смену присяге, применявшейся до революции в качестве доказательства, было введено предупреждение за дачу ложных по­казаний

Рассмотрение особо важньіх дел в ревтрибунале при BUMK проводилось без участия народных заседателей. Решения трибунала могди обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ, которому предоставлялось право обращаться для окончательного разрешения вопроса во BUMK.

Советская правовая система начала создаваться одновременно с возникновением Советского государства. Формирование нового права происходило в первую очередь путем издания новых нормативных актов. Основными формами нормативных правовых актов стали декреты, постановления и декларации. Акты высшей юридической силы (законы) могли издавать Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК. В силу невозможности единовременного урегулирования всех правоотношений при помощи нового законодательства власти первоначально разрешали использовать дореволюционные законы. Судьи также могли руководствоваться революционным правосознанием, т.е. принимать решения, исходя из своих представлений об интересах революции и трудящихся.

Советская власть отменила ограничение гражданских прав по половому, религиозному, национальному признаку, упразднила деление общества на сословия, но это, однако, не привело к полному равенству и равноправию граждан нового государства. Объем правоспособности зависел от классовой принадлежности. Население делилось па полноправных «трудящихся» и ограниченных в политических и гражданских правах «нетрудящихся», среди которых наибольшим гонениям подвергались «бывшие эксплуататоры». Появилась новая правовая категория - «лишенцы», обозначавшая людей, лишенных избирательных и иных прав.

Нормотворчество в сфере гражданского права было тесно связано с политикой «военного коммунизма». Ее основу составляли продовольственная разверстка, монополия государства на торговлю хлебом и другими важнейшими товарами, постепенный переход к прямому (безденежному) продуктообмену, полная национализация промышленности. Возникает институт социалистической собственности. В декабре 1917 г. декретом ВЦИК о национализации банков была введена государственная монополия на банковское дело. Весной-летом 1918 г. осуществлена национализация целых отраслей промышленности: горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, нефтяной и др. Во второй половине 1918 г. была проведена всеобщая национализация крупных промышленных предприятий, а затем перешли к национализации средних и мелких предприятий. К концу 1920 г. в частной собственности остались только те предприятия, на которых при наличии двигателя работали не свыше пяти рабочих (а при отсутствии двигателя - не более десяти). Объектами права частной собственности также могли быть предметы потребления, маломерные жилые строения. Объекты, находившиеся в государственной собственности, изымались из частного оборота и передавались только путем административных распоряжений. Вследствие этого уничтожались договорные связи как основа хозяйственных отношений.

В апреле 1918 г. ВЦИК отменил Наследование по закону и по завещанию. После смерти собственника имущество на сумму не свыше 10 тысяч рублей оставалось родственникам умершего в качестве «меры социального обеспечения», а остальная наследственная масса переходила в собственность государства. В мае 1918 г. декретом ВЦИК «О дарениях» запрещалось дарить имущество на сумму свыше 10 тысяч рублей.
Значительно изменилось законодательство в сфере брачно-семейных отношений. Семейное право стало формироваться как отдельная отрасль права, в то время как в дореволюционной России соответствующие институты относились к гражданскому праву. Источниками семейного права являлись декреты ВЦИК и СНК и принятый в сентябре 1918 г. «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» - первый кодифицированный акт в истории советского права. Отменялась церковная форма брака. Для вступления в брак не требовалось согласия родителей, начальства, не имели значения социальное положение и вероисповедание. Устанавливалось полное равноправие супругов. Брак не создавал общности имущества супругов. Супруги могли вступать между собой в любые разрешенные законом договорные отношения имущественного характера. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей. Запрещалось усыновление, которое рассматривалось пролетарским государством как скрытая форма эксплуатации. Внебрачные дети по своим правам приравнивались к детям, рожденным в браке. Разрешалось свободное расторжение брака (развод) по обоюдному согласию Супругов или по желанию одного из них. Развод осуществлялся на основании судебного решения, но при взаимном согласии развод можно было оформить в органах регистрации актов гражданского состояния.

Советское государство, выступавшее, от имени трудящихся, уделяло большое внимание регулированию трудовых отношений. Были установлены 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая педеля, 2-недсльные оплачиваемые отпуска, пособия для беременных женщин (в течение 8-ми недель до родов и 8-ми недель после родов), страхование рабочих на случай безработицы или болезни. В мае 1918 образована новая выборная инспекция труда. В дальнейшем на развитие трудового права сильное влияние оказывала политика «военного коммунизма». Вводилась всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 58 лет, проводятся трудовые мобилизации, создаются трудовые армии. Принципы «военного коммунизма» были закреплены в принятом в декабре 1918 г. Кодексе законов о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму в государственном, кооперативном и частном секторах хозяйства.

В уголовном праве изменяется система преступлений, вводится понятие контрреволюционных преступлений. В декабре 1918 г. в инструкции Наркомата юстиции впервые давался перечень наказаний, включавший денежные штрафы, заключение, удаление из столицы, из отдельных местностей или пределов Российской республики, объявление врагом народа, конфискация имущества, лишение всех или некоторых политических прав, принудительные общественные работы. Смертная казнь (на основании судебных приговоров) первоначально была полностью запрещена, и ее применение возобновилось только летом 1918 г.

Карательная политика в сфере определения наказаний имела ряд особенностей. Большинство уголовно-правовых норм не содержали точно определенных санкций. Суды могли назначать наказания, не предусмотренные законом. В декабре 1919 г. Наркомат юстиции принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, из текста которых вообще исключались нормы особенной части уголовного права. Предполагалось, что суды будут рассматривать дела па основе норм общей части уголовного права и руководствоваться при этом «социалистическим правосознанием» и принципом целесообразности. Недостаточное внимание к формам вины и в целом к субъективной стороне преступления делало возможным применение объективного вменения. На меру наказания влияла классовая принадлежность преступника. Так, наказание смягчалось, если преступник принадлежал к числу «неимущих».

1. Гражданское право 2. Семейное право

3. Земельное право 4. Трудовое право 5. Уголовное право

1. Советское гражданское право формировалось в ходе национализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Национализация охватила и сферу жилья.

Государство признавало и защищало такую частную собственность граждан, которая была основана на личном труде. Сокращались договорные отношения, так как отношения на национализированных предприятиях регулировались административно-правовыми методами.

27 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «Об отмене наследования», по которому отменялись наследование и по закону, и по завещанию. После смерти владельца принадлежавшее ему движимое и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., поступало родственникам умершего в виде меры социального

обеспечения.

Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. руб.

Произошло сокращение торгового оборота. Денежные отношения вытеснялись натуральным продуктообменом.

2. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: согласие родителей, начальства, различное вероисповедание и др. Вводился следующий брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Устанавливалась свобода развода. Внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях с брачными.

16 сентября 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе получили развитие принципиальные положения декабрьских декретов. Отменялся принцип общности имущества супругов и вводился принцип раздельности имущества супругов, родителей и детей. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, и, если они не выполняли данную обязанность, суду предоставлялись полномочия лишить их родительских прав. Запрещалось усыновление.

3. В феврале 1919 г. ВЦИК было принято Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Согласно этому акту земля определялась в качестве единого государственного фонда, который находился в непосредственном ведении и распоряжении соответствующих наркоматов.

Все формы единоличного землепользования рассматривались как отживающие. Для совместной обработки земли стали создаваться совхозы, коммуны и общества.

В развитие Положения о.совхозах был принят декрет, в соответствии с которым объединениям государственных предприятий, городским Советам, профсоюзам и кооперативам было предоставлено право получать земельные участки для организации на них совхозов.

4. Трудовое право стало формироваться как самостоятельная отрасль системы права. Ранее трудовые отношения регламентировались гражданским законодательством.

29 октября 1917г. было принято постановление правительства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов.

В декабре 1917г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни. Создавались биржи труда. ,

В декабре 1918г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Кодекс содержал 137 статей, сведенных в девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предоставления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении производительности труда, об охране труда.

Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму как на государственных, так и на частных предприятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для лиц в возрасте от 16 до 50 лет. В кодексе устанавливались нормы труда и отдыха, вводились льготы для подростков и женщин. Большая роль в регулировании оплаты труда, найма, увольнения и отдыха отводилась профсоюзам.

5. 12 декабря 1919 г. Наркомюст утвердил Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.

Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

Под преступлением понималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.

Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общественных отношений от преступников.

Система наказаний включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.

При определении меры наказания суд учитывал: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также другие обстоятельства.

Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.

Создание Советского государства сопровождается формированием основ советского права. Этот процесс идет одновременно с ломкой старого государства и права. В переходный период существовало 3 группы источников права:

1-я группа – новые нормативные акты, круг которых постепенно расширяется.

2-я группа – старое законодательство, на которое Декрет ВЦИК о суде № 1 допускал ссылки, если оно не противоречило декретам Советской власти.

3-я группа – революционное правосознание трудящихся масс, появление которого связано с отсутствием многих норм, призванных регулировать те или иные правоотношения.

Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, Совет Народных Комиссаров. Принцип множественности законодательных органов был закреплен в Конституции и сохранился на весь переходный период от капитализма к социализму.

Правотворческой деятельностью занимались не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. Иногда акты наркоматов выполняли функции законов, если таковые отсутствовали. Кроме того, большое количество нормативных, хотя и не правовых актов издавали профсоюзы и трудовые коллективы, особенно в области регулирования трудовых отношений.

Сам законодательный процесс был регламентирован постановлением СНК «О редактировании и печатании законодательных актов» принятом в январе 1918 г.

Акты центральных органов власти имели в равной мере силу на территории всей Советской Республики. Однако, с возникновением автономных республик их органы власти, признавая действие общероссийских актов, принимали и свои собственные правовые акты.

Нормотворчество местных Советов носило подзаконный характер, но иногда они вторгались в компетенцию общегосударственных органов, издавая, например, акты уголовно-правового или процессуального характера.

По форме законодательные акты были различными: обращения, декреты, постановления, декларации, но среди них отсутствовали систематизированные акты.

Единственным кодифицированным актом была Конституция РСФСР. Вместе с тем, потребность систематизации законодательства вскоре вызвала первую наиболее простейшую форму систематизации – Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР). В дальнейшем работа по кодификации советского права продолжилась.

Становление и развитие советского права привело к коренным изменениям права Российской империи.

Избирательное право . Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до Октября. Они материализовались в ходе формирования Советов. Советы рабочих депутатов создавались по классовому принципу – рабочими из рабочих. В выборах в солдатские Советы могли иногда участвовать и офицеры. В выборах крестьянских Советов могли принимать участие представители сельской буржуазии.

Принцип представительства различных социальных групп трудящихся в Советах также реализовывался по-разному. Самым большим представительством обладали рабочие, затем шли крестьяне и самую незначительную часть составляли служащие. Поэтому принцип равных выборов не соблюдался. Выборы не были прямыми, поскольку этот принцип действовал лишь при формировании низовых Советов, а губернские и всероссийские Советы избирались путем многостепенных выборов.

Принцип всеобщего избирательного права, закрепленный в Конституции, понимался с классовой позиции, так как Основной Закон определял категории граждан, которые обладали избирательными правами: рабочие и служащие всех категорий, крестьяне, не использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Одновременно в ст. 65 перечислялись категории граждан, не имевших избирательных прав: нетрудовые элементы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. К ним добавлялись «неблагонадежные»: бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки, члены царской фамилии, а также категории умалишенных и преступников.

В Конституции был закреплен и принцип отзыва депутатов Советов по инициативе избирателей.

Гражданское право . Коренные изменения в гражданском праве были обусловлены уничтожением частной собственности и установлением новых производственных отношений на базе социалистической собственности.

Социалистическая национализация представляла собой принудительное безвозмездное изъятие капиталистической частной собственности, проведенное поэтапно, но в сжатые сроки. Результатом национализации стало появление нового типа собственности – государственной, социалистической. Она полностью изымалась из гражданского оборота: ее нельзя было продавать, покупать, арендовать, дарить, закладывать.

Государственному регулированию подлежали и имущественные отношения. Здесь решающую роль сыграло установление государственной монополии на куплю-продажу хлеба, нефти, сельскохозяйственных машин, торговых и торгово-промышленных предприятий, сырья табака и махорки, изделий из золота, тканей, аптекарских товаров, других предметов, подлежавших государственному распределению.

Был установлен новый порядок наследования. Наследование капиталистической собственности по закону и по завещанию отменялось. Наследовать можно было только трудовую собственность, не превышающую по стоимости 10 тыс. рублей.

Семейное право полностью базировалось на новых, советских принципах. В декабре 1917 г. были приняты декреты о гражданском браке и о расторжении брака.

В связи с отделением церкви от государства декретом отменялся церковный брак как обязательная форма брака и вводился гражданский (светский) брак, регистрируемый в государственных органах записи актов гражданского состояния (Загсах). Устанавливалось равноправие вступающих в брак. Внебрачные дети уравнивались в правах с рожденными в браке. В спорных случаях отец внебрачного ребенка мог быть установлен в судебном порядке.

Расторжение брака также изымалось из ведения церкви. Развод при обоюдном согласии супругов оформлялся на основе их заявления органами Загса. А при несогласии на развод одного из супругов дело решалось в суде.

Трудовое право было направлено на вытеснение из производственной сферы капиталистических элементов. Устанавливался 8-часовой рабочий день, а для несовершеннолетних и на вредных работах рабочий день сокращался. Работать по найму могли лишь лица, достигшие 14-летнего возраста. В июне 1918 г. для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы.

На более справедливой основе были урегулированы вопросы оплаты труда и социального страхования. Решением этих вопросов занимались профсоюзы.

Земельное право . Декретом о земле закреплялся принцип ее неотчуждаемости. Право распоряжения землей предоставлялось исключительно государству. Все граждане, их объединения и организации становились пользователями земли, которая передавалась и изымалась административными актами органов государственного управления, а не на основании каких-либо договорных отношений.

Недра, руда, нефть, уголь, а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, стали исключительной собственностью государства. Мелкие реки, озера, леса переходили в пользование общин.

Городские земли также перешли в собственность государства и передавались бывшим владельцам недвижимости в пользование в размере, определяемом законом.

Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства имели четко выраженный классовый характер. Они были направлены не только на борьбу с преступностью, но и на подавление сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Классовый подход был и к понятию преступления, которое определялось как действие или бездействие, опасное для интересов рабочего класса и всех трудящихся, Советской власти и завоеваний революции.

Появился новый состав – контрреволюционные преступления, к которым были отнесены: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти; антисоветские выступления в печати; присвоение преступными организациями функций государственной власти для свержения власти Советов; измена Родине – вступление в контрреволюционные войска местной или иностранной буржуазии или продажа оружия для вооружения контрреволюционной буржуазии; шпионаж; диверсия; вредительство; террористические акты; контрреволюционный саботаж мероприятий Советской власти со стороны бывших государственных служащих.

Особо опасными преступлениями признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Среди должностных преступлений отмечались взяточничество и волокита.

Наиболее тяжкими из воинских преступлений признавались использование военным специалистом своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательство, сообщничество с внутренними и внешними врагами, а также хищения военного имущества, мародерство, грабежи и насилия над населением.

Весной 1918 г. была установлена ответственность за дезертирство и неявку по призыву в тыловое ополчение.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения и убеждения. Принуждение применялось в отношении враждебных классов, а убеждение – в отношении мелкобуржуазных элементов и неустойчивой части трудящихся.

Видами наказаний, согласно Инструкции Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. были: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской республики, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, конфискация имущества (полная или частичная), обязательные общественные работы.

Процессуальное право. Порядок рассмотрения дел в советских судах принципиально отличался от старого.

Местные суды рассматривали гражданские дела на сумму иска до 3 тыс. рублей и уголовные, предусматривающие наказания, не свыше двух лет лишения свободы. Предварительное следствие по уголовным делам проводилось местным судьей единолично.

Обвиняемый имел право на защиту как в стадии предварительного следствия, так и в суде. Защитниками и обвинителями могли выступать все неопороченные граждане, неограниченные в правах. Предварительное следствие велось либо лично судьей по подсудным ему делам, либо следственными комиссиями, осуществлявшими все процессуальные действия, в том числе и предание суду.

Суд не был стеснен никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности.

Приговоры местных судов могли быть обжалованы, но не в апелляционном, как раньше, а только в кассационном порядке.

Декрет о суде № 2 предусматривал расширение компетенции местного суда, включая в нее дела о наследовании и исполнении завещаний, семейные и некоторые другие споры. Этим же декретом были расширены права народных заседателей на отвод председателя суда в любой момент процесса, на решение вопроса о мере наказания и ее уменьшении, на освобождение подсудимого.

Декрет также устанавливал судоговорение на языке большинства местного населения, устный и гласный характер процесса. Допускалось обжалование приговоров и их пересмотр по мотивам несправедливости.

В революционных трибуналах рассматривались дела о преступлениях против основ социалистического общественного и государственного строя. Дела проходили две стадии: предварительное следствие, проводившееся особыми следственными комиссиями местных Советов и судебное рассмотрение. Заседания были гласными, с допущением защиты и обвинения.

4 мая 1918 г. Декретом СНК подсудность трибуналов была расширена за счет отнесения к их ведению большинства дел о тяжких преступлениях.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проходило без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в Наркомате юстиции и ВЦИКе.

Таким образом, социалистической революцией в России были заложены основы советского права – права нового типа, имеющего ярко выраженный классовый характер.


Декрет о земле национализировал землю, т. е. установил, что вся земля переходит в монопольную собственность государства. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Форма № I

Титульный лист

МВД России

Санкт-Петербургский университет

Лекция

Тема № 10 «Образование Советского государства и создание

основ советского права (октябрь 1917 – 1918 гг.)»

Кафедра истории государства и права

Санкт-Петербург

2010 г.

Учебные вопросы:

  1. Второй Всероссийский съезд Советов и его важнейшие постановления.
  2. Первая Конституция РСФСР.
  3. Создание основ Советского права.


Введение

Актуальность данной темы заключается в раскрытии динамики исторических процессов развития государства и права России в период Октябрьской революции 1917 года и создания Советского государства.

В ходе лекции будут рассмотрены причины и предпосылки Октябрьской революции 1917 г., а также преобразования в общественном и государственном строе России произошедшие после революции. Также будут рассмотрены вопросы создания основ советского права и изучены основные нормативно правовые акты принятые в октябре 1917 – 1918 годах.

Материал лекции неразрывно связан с ранее изученными историко-правовыми аспектами развития государства и права России и непосредственно связан с темой № 9 «Государство и право России в период Первой мировой войны, политического кризиса и падения самодержавия (1914 – октябрь 1917 гг.)» в ходе изучения которой вы познакомились с изменением в государственном и общественном строе произошедшими в нашей стране в указанный исторический период.

Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит вам подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе развитие Советского государства и права в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1921 гг.).

1. Второй Всероссийский съезд Советов и его важнейшие постановления.

25 октября (7 ноября) 1917 г. вошел в историю человечества как день победы Великой Октябрьской социалистической революции. В этот день победило вооруженное восстание рабочих и солдат под руководством большевиков в Петрограде. Так завершился период буржуазной монархии в России и началось ее продвижение по советскому, социалистическому пути, пути наполненному и великими свершениями и трагическими ошибками.

Законодательно переход власти в руки Советов был закреплен II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, работавшим в дни вооруженного восстания в Петрограде. Съезд принял обращение к "Рабочим, солдатам и крестьянам", написанное В. И. Лениным, в котором говорилось: "Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 11).

В съезде приняли участие представители более 400 местных Советов в т. ч. из крупнейших промышленных центров России - Петрограда, Москвы, Киева, Одессы, Ревеля, присутствовали делегаты Украины, Прибалтики, Закавказья, Северного Кавказа, Средней Азии, Бесарабии. Из 649 делегатов съезда большевиков было -390, эсеров - 160, меньшевиков 72. Такая расстановка сил на съезде и предопределила его решения.

В обращении "Рабочим, солдатам и крестьянам!" не только закреплялся переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, но и намечалась программа первоочередных мероприятий Советской власти: установление мира для всех народов, безвозмездная передача земли крестьянам, демократизация армии, рабочий контроль на производством и т. д. Эта программа воплотилась в первых законодательных актах Советского государства, принятых на втором заседании съезда.

Декрет о мире , будучи декларацией, обращенной ко всем народам мира, одновременно провозглашал основы внешней политики Советского государства: немедленное прекращение войны; отказ от тайной дипломатии; отказ от аннексий и контрибуций и др.

Не получив от союзников ответа на свое обращение, Советское правительство 2 декабря 1917 года подписало договор о перемирии с Германией и ее союзниками.

Декрет о земле национализировал землю, т. е. установил, что вся земля переходит в монопольную собственность государства. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Крестьяне получали более 150 млн. гектаров земли, освобождались от многомиллионной арендной платы, расходов на покупку новых земель, от долгов Крестьянскому поземельному банку (около 3 млрд. руб.). Стоимость помещичьего инвентаря, переданного крестьянам, оценивалась в 300 млн. руб.

Итак, все граждане России, желавшие обрабатывать землю своим трудом, по этому декрету получали ее на праве пользования по принципу уравнительного землепользования.

Декрет о земле также предусматривал различные формы землепользования, выбор которых оставался за крестьянами: подворная, хуторская, артельная, товарищеская обработка земли и др. Крупные земельные участки с высококультурными хозяйствами (садами, питомниками и т. п.) разделу не подлежали и обращались в исключительное пользование государства или общин. Это же относилось к крупным животноводческим и птицеводческим и другим специализированным хозяйствам (конезаводы, племенные хозяйства и т. п.).

Съезд создал первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК) и органы отраслевого управления - народные комиссариаты (комиссии): по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, почт и телеграфов, продовольствия, по делам национальностей и др.

Съезд избрал новый состав Центрального исполнительного Комитета, в который вошли первоначально большевики и левые эсеры, а представители от других партий вводились уже после съезда. Причем весь состав ЦИКа фактически был кооптирован.

Таким образом, II Всероссийский съезд Советов юридически оформил свержение власти буржуазии и помещиков и установление диктатуры пролетариата. Его решения положили начало слому старой государственной машины и коренным изменениям в общественном и политическом строе страны. Эта задача была решена уже в первые месяцы после Октября, когда был не только создан новый государственный механизм Российской республики, но и сложилась новая, Федеративная форма ее государственного единства.

2. Первая Конституция РСФСР.

Конституционным закреплением первых итогов и опыта деятельности Советского государства явилось принятие в июле 1918 г. Основного Закона РСФСР. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г.

Одним из первых конституционных актов, принятых Советской властью была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа , написанная В. И. Лениным и принятая III Всероссийским съездом Советов.

В декларации решались основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, национализацию банков, всеобщую обязанность трудиться, уничтожение эксплуатации человека человеком. Декларация закрепляла основы государственного строя: "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Совета". Декларация лишала политической власти эксплуататоров: "...теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти". Конечно, толкование категории "эксплуататоры" было весьма туманным и расширительным. Поэтому, в этот порочный круг можно было загнать любого человека, не занимающегося физическим трудом.

Декларация закрепляла новую форму государственного единства Советской России, как федерацию Советских национальных республик, однако не устанавливала конкретных форм этой федерации.

Она также определяла основные принципы советской внешней политики.

Таким образом, Декларация играла роль временной Конституции Советского государства.

1 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК была образована комиссия по подготовке проекта Конституции РСФСР и уже 19 апреля она закончила обсуждение ее основных положений и приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. комиссия одну за другой принимала подготовленные главы. Одновременно работу над своим проектом Конституции вели в Наркомате юстиции.

3 июля 1918 г. проект Конституции с поправками В. И. Ленина был опубликован в "Известиях ВЦИК". После обсуждения в ЦК РКП(б) был принят проект, подготовленный конституционной комиссией ВЦИК. 10 июля 1918 г. с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят на V Всероссийском съезде Советов. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и ввести ее в действие. Конституция РСФСР была опубликована в "Известиях ВЦИК" 19 июля и с этого момента вступила в силу.

Конституция закрепила основополагающие принципы советской демократии и провозглашала РСФСР свободным социалистическим обществом всех трудящихся России, вся власть в которой принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.

Она допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются во вред трудящимся. Предусматривались и два конкретных случая лишения эксплуататоров прав: ст. 65 лишала избирательных прав лиц, использующих наемный труд, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников и прочие нетрудовые элементы. Статья 19 ограничивала нетрудовые элементы в праве военной службы, возлагая на них отправление иных военных обязанностей.

Конституция провозглашала равенство наций и не допускала дискриминации или привилегий по национальному признаку, а также какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.

Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам , преследуемым за политические и религиозные убеждения, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов права Российского гражданства.

Было установлено равноправие мужчины и женщины во всех областях общественной и семейной жизни. Впервые женщины наделялись равным с мужчинами избирательным правом.

Конституция предоставила гражданам широкий круг демократических свобод : свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения в союзы (ст. 16). При этом допускались только классовые ограничения.

Одновременно Конституция указывает и на важнейшие обязанности советских граждан: всеобщая обязанность трудиться (ст. 18) и всеобщая воинская обязанность (ст. 19).

В Конституцию целиком вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и, следовательно, она содержала нормы о федерации, имевшиеся в этом акте. Кроме того, новеллы, отражающие федеративное устройство, содержались в других частях Основного Закона. Это в первую очередь относится к возможности объединения в национальные областные автономии, входящие в РСФСР на началах федерации. Таким образом, Конституция уже четко определила форму федерации для России - государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Кроме них в федерацию могут входить и неавтономные областные объединения.

Компетенция верховных органов власти (ст. 49) также определялась из принципов федерализма. Это касается в первую очередь их взаимоотношений с автономными областными союзами.

Важнейшим принципом советской Федерации являлся принцип добровольности объединения , вытекающий из права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Это проявилось в период начального формирования РСФСР, когда шел процесс образования первых автономных республик, провозглашаемых снизу, по непосредственному волеизъявлению трудящихся масс, руководимых партией и Советами.

В Конституции был закреплен национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации, который означал, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной той или иной национальностью.

Конституция закрепила уже сложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются, согласно Основному Закону, Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и совнарком. В тексте упоминается также Президиум ВЦИК, но его статус полно не характеризуется. Органами отраслевого управления являются народные комиссариаты, которых теперь стало 18.

Фиксируется в Конституции и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех уровней были выборными. Конституция закрепила основные принципы советской избирательной системы.

Таким образом, первая Конституция Российской Федерации закрепила победу нового общественного строя, создание Советского социалистического государства. По своему характеру это была, если учесть ее классовую направленность, одна из самых демократических конституций, существовавших в то время в мире. Ее появление безусловно оказало мощное воздействие на мировой конституционный процесс.

3. Создание основ советского права.

Одновременно с создание Советского государства возникает и советское право. Этот процесс идет одновременно с ломкой старого государства и старого права. Поэтому он занимает какой-то определенный переходный период. Ему соответствуют и 3 группы источников права того периода.

1-я группа - новое законодательство, новые нормативные акты. Круг этих актов, вначале немногочисленных, постепенно расширяется.

2-я группа - старое законодательство. Необходимость в его использовании в этот период, когда еще не до конца сломлена старая государственная машина и понятна и целесообразна. Так советский Декрет о суде № 1 допустил ссылки о применении старого права в судах, но очевидно, что имелись в виду и другие органы.

Использовать старое право можно и потому, что некоторые его нормы лишены классового содержания и носят общечеловеческий характер. Так, скажем и в феодальном, и в буржуазном праве устанавливается ответственность за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, хотя и делается это с классовых позиций.

Разумеется, использование старого права в социалистическом государстве могло быть лишь временным, и в Декрете о суде № 7 (в июле 1918 г.) никаких ссылок на эту возможность уже нет, хотя нет и прямого запрета на применение старых законов.

И, наконец, 3-я группа источников права - революционное правосознание трудящихся масс . Появление этой специфической группы связано с определенным правовым вакуумом и отсутствием многих норм, призванных регулировать те или иные правоотношения. Поэтому допускалась возможность действовать так, "как подсказывала революционная совесть, как полезно для революции".

Особенностью советского законодательства этого периода было расширение круга законодательных органов . Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, Совет Народных Комиссаров. Принцип множественности законодательных органов был закреплен в Конституции и сохранился на весь переходный период от капитализма к социализму.

Правотворческой деятельностью занимались не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. Иногда анты наркоматов выполняли функции законов, если таковые отсутствовали. Кроме того, большое количество нормативных, хотя и не правовых актов издавали профсоюзы и сами трудовые коллективы (особенно в области регулирования трудовых отношений).

Сам законодательный процесс был регламентирован, в частности, постановлением СНК "О редактировании и печатании законодательных актов" принятом в январе 1918 г.

С самого начала советское право возникло как общероссийское право. Акты центральных органов власти имели в равной мере силу на территории всей Советской Республики. Однако возникновение союзных республик привело к созданию права последних. Органы власти союзных республик, признавая действие общесоюзных актов, принимали и свои собственные правовые акты.

Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государств. В принципе нормотворчество местных Советов носило подзаконный характер, но иногда они вторгались в компетенцию общегосударственных органов, в частности, издавая акты уголовно- правового и процессуального характера.

По форме законодательные акты были различными: обращения, декреты, постановления, декларации, но наиболее распространенными были декреты.

Еще одной характерной особенностью советского права было отсутствие систематизированных актов , т. к. законы издавались по отдельным проблемам. Единственным кодифицированным актом была Конституция РСФСР. Вместе с тем, потребность систематизации законодательства вскоре вызвала первую, пусть простейшую, форму систематизации - Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР). Однако работа по кодификации советского права на этом не остановилась.

Становление и развитие советского права привело к коренным изменениям всех его отраслей.

Избирательное право . Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до Октября. Они материализовались в ходе формирования Советов. Советы рабочих депутатов были классовыми органами и формировались по классовому принципу - рабочими из рабочих. В выборах в солдатские Советы могли иногда участвовать (активно и пассивно) и офицеры. Что касается крестьянских Советов, то здесь в первое время классовый принцип в целом не выдерживался. В них могли принимать участие представители сельской буржуазии, кулачества.

Принцип представительства различных социальных групп трудящихся в Советах также реализовывался по-разному. Большим представительством, безусловно, обладали рабочие, а затем уже крестьяне и самую незначительную часть составляли служащие. Поэтому принцип равных выборов не соблюдался. Нельзя было назвать выборы и прямыми , ибо этот принцип действовал в основном лишь при формировании низовых Советов, а губернские и всероссийские Советы избирались по многостепенным выборам.

Принцип всеобщего избирательного права , закрепленный в Конституции понимался как избирательное для трудящихся, причем, в ней содержался четкий перечень граждан, которые обладают избирательными правами: рабочие и служащие всех категорий, крестьяне, не использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Одновременно в ст. 65 перечисляются граждане, не имеющие избирательных прав: нетрудовые элементы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. К ним добавлялись и "неблагонадежные" - бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки, члены царской фамилии. И, наконец, обычные для всех государств категории - умалишенные и преступники.

В конституции был закреплен и принцип отзыва депутатов Советов по инициативе избирателей.

Указанные принципы сохранились до принятия в 1936 г. третьей Конституции, Конституции СССР.

Гражданское право . Коренные изменения в гражданском праве были обусловлены, в первую очередь, уничтожением частной собственности и установление новых производственных отношений на базе социалистической собственности.

Социалистическая национализация представляла собой принудительное безвозмездное изъятие капиталистической частной собственности, проведенное хотя и поэтапно, но в очень сжатые сроки. Результатом национализации и стало появление нового типа собственности - государственной, социалистической. Она полностью изымалась из гражданского оборота, т. е. ее нельзя было продавать, покупать, арендовать, дарить, закладывать и т. п.

Государственному регулированию подлежали и имущественные отношения. Здесь решающую роль сыграло установление государственной монополии на куплю-продажу хлеба, нефти, сельхозмашин, торговых и торгово-промышленных предприятий, сырья-табака и сырья-махорки, изделий из золота, тканей, аптекарских товаров, других предметов, подлежащих государственному распределению. Это отвечало принципам политики военного коммунизма, проводившейся в то время государством.

Был установлен новый порядок наследования . Наследование капиталистической собственности по закону и по завещанию отменялось. Наследовать можно было только трудовую собственность, не превышающую по стоимости 10 тыс. рублей.

Семейное право полностью базировалось на новых, советских принципах. В декабре 1917 г. были приняты декреты о гражданском браке и о расторжении брака.

В связи с отделением церкви от государства декретом отменялся церковный брак как обязательная форма брака и устанавливался гражданский (светский) брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах (Загсах). Устанавливалось равноправие вступающих в брак. Внебрачные дети уравнивались в правах с рожденными в браке. В спорных случаях отец внебрачного ребенка мог быть установлен в судебном порядке.

Расторжение брака также изымалось из ведения церкви. Развод при обоюдном согласии супругов оформлялся на основе их заявления органами Загса. А при несогласии на развод одного из супругов дело решалось в суде.

Трудовое право было направлено на вытеснение капиталистических элементов. Устанавливался 8-ми часовой рабочий день, а для несовершеннолетних и на вредных работах рабочий день сокращался. Работать по найму могли лишь лица, достигшие 14-летнего возраста. В июне 1918 г. для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы.

На более справедливой основе были урегулированы вопросы оплаты труда и социального страхования. Ведение этими вопросами было отнесено к профсоюзам.

Предпринимались шаги по борьбе с безработицей на основе всеобщей трудовой повинности и укреплению трудовой дисциплины.

Таким образом, уже в первый период существования Советской власти возникла определенная система правовых норм, регулирующих трудовые отношения в интересах всех трудящихся.

Земельное право . Первым законодательным актом земельного права был Декрет о земле, закрепивший землю в государственную, социалистическую собственность. Все прежние категории землевладения полностью упразднялись. Отсюда вытекал и принцип неотчуждаемости земли. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а исключительно государству. Все остальные становились пользователями земли, которая передавалась и изымалась у них в силу административного акта органов государственного управления, а не на основании каких-либо договорных отношений.

Недра, руда, нефть, уголь и т. п. , а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, также стали исключительной собственностью государства. Мелкие реки, озера, леса переходили в пользование общин.

Городские земли также перешли в собственность государства и передавались бывшим владельцам недвижимости в пользование в размере, определяемом законом.

Закон о социализации земли, опубликованный 19 февраля 1918 г., возлагал на земельные органы в качестве одной из важнейших задач развитие коллективных хозяйств в земледелии, закладывая основы развития колхозного движения.

Уголовное право . Первые акты советского уголовного законодательства имели четко выраженный классовый характер и были направлены не только на борьбу с уголовной преступностью, но и на подавление сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Отсюда и классовые подход к понятию преступления. как действия или бездействия, опасного для интересов рабочего класса и всех трудящихся, Советской власти и завоеваний революции.

Появился и новый состав преступлений - контрреволюционные, к которым были отнесены: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти; антисоветские выступления в печати; присвоение преступными организациями функций государственной власти для свержения власти Советов; измена Родине - вступление в контрреволюционные войска местной или иностранной буржуазии или продажа оружия для вооружения контрреволюционной буржуазии; шпионаж; диверсия; вредительство; террористические акты; контрреволюционный саботаж мероприятий Советской власти со стороны бывших государственных служащих.

Особо опасными преступлениями , часто сливавшимися с контрреволюционными, признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Законодательно регулировалось наказание должностных преступлений - взяточничества, волокиты и др.

Воинские преступления . Наиболее тяжкое - использование военным специалистом своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательства, сообщничества с внутренними и внешними врагами. Преступлениями признавались также хищения военного имущества, мародерство, грабежи и насилия над населением.

Весной 1918 г. была установлена ответственность за дезертирство (самовольное оставление рядов Красной Армии) и неявку по призыву в Тыловое ополчение.

Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Принуждение в отношении враждебных классов, убеждение мелкобуржуазных элементов и неустойчивой части трудящихся.

Видами наказаний была посвящена Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале, его составе, подлежащих его ведению делах и т. д. Предусматривались следующие виды наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, конфискация имущества (полная или частичная), обязательные общественные работы.

Лишение свободы предусматривалось на разные сроки. Вначале они были короткими (от 7 дней до 1 года) и лишь по наиболее тяжким преступлениям устанавливался предел "не ниже". Так, за растрату хлебных запасов на самого полагалось не менее 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества и общественно-принудительными работами. Тюремное заключение не применялось к несовершеннолетним правонарушителям. Применялось и условное осуждение за малозначительные преступление.

Процессуальное право . Порядок рассмотрения дел в советских судах принципиально отличался от старого.

Местные суды рассматривали гражданские дела на сумму иска до 3 тыс. рублей и уголовные, предусматривающие наказания, не свыше двух лет лишения свободы. Предварительное следствие по уголовным делам проводилось местным судьей единолично.

Обвиняемый имел право на защиту как в стадии предварительного следствия, так и на суде. Защитниками и обвинителями могли выступать все неопороченные граждане. неограниченные в правах. Предварительное следствие велось либо самолично судьей по подсудным ему делам, либо следственными комиссиями, осуществлявшими все процессуальные действия, в т. ч. и предание суду, коллегиально.

Суд не был стеснен никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности.

Приговоры местных судов (по искам свыше 100 рублей) могли быть обжалованы, но не в апелляционном, как раньше, а только в кассационном порядке.

Декрет о суде № 2 предусматривал расширение компетенции местного суда: дула о наследовании и исполнении завещаний, семейные и некоторые другие споры. Этим же декретом были расширены права народных заседателей: отвод председателя суда в любой момент процесса, решение вопроса о мере наказания и его уменьшение до условного и даже освобождения подсудимого.

Декрет также устанавливал судоговорения на языке большинства местного населения, устный и гласный характер процесса. Допускалось обжалование приговоров и их пересмотр по мотивам несправедливости.

В ревтрибуналах рассматривались дела о преступлениях против основ социалистического общественного, государственного строя. Первоначально дела также проходили две стадии: предварительное следствие, проводившееся особыми следственными комиссиями местных Советов и судебное рассмотрение. Заседания были гласными, с допущением защиты и обвинения.

4 мая 1918 г. Декретом СНК подсудность трибуналов была расширена за счет отнесения к их ведению большинства дел о тяжких преступлениях.

Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проходило без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ и ВЦИКе.

Заключение

Подводя итог лекции, необходимо отметить, что Октябрьская революция привела к созданию Советского государства, что предопределило историю развития нашего государства на десятилетия вперед и до сих пор события октября 1917 г. оказывают влияние как на общественную так и на политическую жизнь современной России.

Таким образом, с Октября 1917 г. в России были заложены основы советского права - права нового типа, имеющего ярко выраженный классовый характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История государства и права России: Учебник для вузов. С.Л.Захаров. М.: ЗАО «Юстициформ», 2007.

История государства и права России и зарубежных стран. Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2006.

История государства и права. Конспект лекций. / Под ред. С.Д.Смолина.- М.: Юрайт - Издат, 2007.

История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник / Под ред. Рогова В.А. Изд.: МГИУ, 2006.

История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. Р.С. Мулукаева. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

История отечественного государства и права. Учебник в 2 ч. Ч. 1. . Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. Изд.: Юрист, 2008.

История отечественного государства и права. IX - начало XXI в. Таблицы и схемы. Учебное пособие. Курицын В.М., Мамонтов А.Г., Недобежкин С.В. М.: Изд. Юнити, 2008.

Большой юридический словарь. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. М.: Инфра-М, 2005.

История государственного управления в России. Учебник / Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007.

Сырых В.М. История государства и права России. М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. / Титов Ю.П. М.: Проспект, 2008.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18732. Политическое и социально-экономическое развитие советского государства в послевоенные годы (1946 – 1953 гг.) 23.65 KB
План работы Введение Восстановление и развитие народного хозяйства во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Восстановление и развитие народного хозяйства во второй половине 40-х – начале 50-х гг. С первых дней изгнания фашистских оккупантов с советской территории начались работы по восстановлению хозяйства освобожденных районов. â€œО неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах освобожденных от немецкой оккупации†наметило программу восстановительных работ определило средства для их осуществления.
9. Становление системы советского кинематографа 11.53 KB
Становление системы советского кинематографа. Поскольку специальных инструкций для кинематографа не существовало новоявленные киноцензоры должны были руководствоваться личными впечатлениями от увиденного на экране. Кроме того впервые прозвучала мысль об административном регулировании кинематографа на столь высоком законодательном уровне. В 1916 году в указе Святейшего Синода высказывалось предложение о государственной монополизации кинематографа прежде всего для влияния на его репертуар.
5759. Развитие таможенного законодательства и таможенной политики в период существования Советского Союза после Российской Федерации 35.61 KB
В своей курсовой работе мне бы хотелось показать развитие таможенного законодательства и таможенной политики в период существования Советского Союза после Российской Федерации. В послереволюционной России и в дальнейшем – в Союзе ССР – процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Декретом СНК от 29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля которое переходило в подчинение Наркома торговли и...
19410. Государство и право России в период Первой мировой войны, Политического кризиса и падения самодержавия (1914 – октябрь 1917 г.) 45.34 KB
Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит курсантам и слушателям подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе раскрывающего причины политического кризиса, в нашей стране приведшие к падению самодержавия.
2846. Образование СССР (1917-1941 гг.) 15.81 KB
СССР. Новый союз ССРЕА Союз Советских Республик Европы и Азии. Утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР и повестку дня и срок открытия Всесоюзного съезда Советов.
5971. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 783.86 KB
Первые светские скульптурные памятники в России воздвигнуты лишь в XVIII в. Пушкин справедливо писал: России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы. Петр I подчеркивая право России на Балтийское побережье в новой столице на месте битвы основал АлександроНевский монастырь.
3860. Образование древнерусского государства. Норманнская и антинорманская теории 22.46 KB
Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии
5550. Правление Ивана III. Образование единого русского государства 51.65 KB
Причины возвышения московского княжества Одна из традиционных тем в отечественной историографии объяснение усилившейся роли Москвы долгое время не имевшей своего князя. в Москве появился свой князь Михаил Ярославич по прозвищу Хоробрит сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Участвуя в междоусобиях своих братьев Даниил хитростью взял в плен рязанского князя Константина. Требуя от великого князя рабской покорности хан невольно поднимал его значение как главного представителя ханской власти на Руси.
16554. Реализация права на образование: пределы законодательного обеспечения 10.88 KB
ru Реализация права на образование: пределы законодательного обеспечения Задача законодательства состоит в том числе в том чтобы нормативно обеспечить реализацию гарантированного гражданам Основным законом страны права на образование не допускать или по крайней мере минимизировать возможности его нарушения. Однако складывается ситуация что нередко в противовес сказанному законодательство испытывая на себе влияние обстоятельств экономического политического организационного и иного характера исходит не из приоритета права на...
19419. Образование и развитие московского централизованного государства. Государство и право России в период сословно – представительской монархии (XIV – XVII вв.) 32.91 KB
Характерным с этой точки зрения является процесс объединения раздробленных русских земель и образования на этой основе Русского централизованного государства. Предпосылки и необходимость образования централизованного государства.