Какая форма правления принята в швеции. Тип и форма государственного устройства швеции. Форма правления в швеции

Швеция -- конституционная монархия с парламентской формой правления. Действует Конституция, вступившая в силу 1 января 1975. Административное деление -- 21 лэн: Блекинге, Вэрмланд, Вэстерботтен, Вэстерноррланд, Вэстманланд, Вэстра Гёталанд, Готланд, Даларна, Евлеборг, Емтланд, Йончёпинг, Кальмар, Крунуберг, Норрботтен, Сёдерманланд, Сконе, Стокгольм, Уппсала, Халланд, Эребру, Эстерйетланд.

Наиболее крупные города (тыс. чел.): Стокгольм (1700 с пригородами), Гётеборг (800), Мальмё (500). Шведская Конституция состоит из 4 отдельных документов: Акта о форме правления, принятого в 1974, Акта о престолонаследии, действующего с 1810, Акта о свободе печати 1949 (ведущего начало с 1766) и Акта о свободе выражения взглядов, вступившего в силу в 1991. Кроме того, Акт о риксдаге 1974 занимает промежуточное положение между Основным законом и обычным статутным правом.

Высший орган законодательной власти -- риксдаг.

Высший орган исполнительной власти -- правительство.

Глава государства -- король Карл XVI Густав (с 19 сентября 1973) наделён чисто представительскими или церемониальными функциями и является символом Шведского государства и нации.

С 1971 риксдаг Швеции однопалатный, состоит из 349 депутатов, избираемых путём всеобщего, прямого и тайного голосования 1 раз в 4 года. Избирательным правом жители страны пользуются с 18 лет. Места в риксдаге распределяются на пропорциональной основе между партиями, получившими на выборах не менее 4% голосов. Большую часть периода с 1932 у власти в Швеции находилась Социал-демократическая рабочая партия. Лишь в 1976--82 и 1991--94 страной правили буржуазные правительства. По итогам последних выборов, состоявшихся 15 сентября 2002, в риксдаге представлены Социал-демократическая рабочая партия Швеции -- 144 мандата, 39,8% общего числа голосов избирателей; Умеренная коалиционная партия -- соответственно 55 и 15,2%; Народная партия -- либералы -- 48 и 13,3%, Христианские демократы -- 33 и 9,1%; Левая партия -- 30 и 8,3%; Партия центра -- 22 и 6,1%; Партия охраны окружающей среды -- «зелёные» -- 17 и 4,6%. Премьер-министра назначает теперь не король, а председатель риксдага.

Самым известным в мире шведским политическим деятелем был Улоф Пальме (1927--86). В 1969--76 и 1982--86 он был премьер-министром страны, а с 1969 и до дня своей смерти возглавлял Социал-демократическую рабочую партию. Был убит 28 февраля 1986 в центре Стокгольма. Убийство Пальме до сих пор не раскрыто.

Даг Хаммаршельд (1905--61) был Генеральным секретарём ООН с 1953 и до дня своей смерти. Выполняя свои обязанности, погиб в авиакатастрофе над территорией Замбии. Он стремился к тому, чтобы ООН играла самую активную роль в решении международных кризисов. Для шведской административной системы характерно разделение задач между министерствами и центральными административными органами. Центральное правительство состоит из 13 небольших министерств (их штат не превышает 100 чел.), занятых в основном подготовкой законопроектов для правительства. Совет министров для утверждения решений собирается 1 раз в неделю и несёт коллективную ответственность за все принимаемые решения. Проведение законов в жизнь возложено на 100 относительно независимых центральных учреждений и правления лэнов.

До 1971 Швеция была разделена на 850 коммун, каждая из которых имела своё выборное собрание уполномоченных. Число коммун сейчас сокращено до 288. В права и обязанности коммун входит строительство различных сооружений и обеспечение широкого круга услуг: жилищное и дорожное строительство, канализация и водоснабжение, начальное и среднее образование, социальная помощь, уход за престарелыми, забота о детях и т.п. Коммуны имеют право взимать подоходный налог.

Между государственным и коммунальным уровнями существует региональный уровень управления. На этом уровне страна поделена на лэны. Государственную власть представляют в каждом лэне губернатор и правление лэна. Губернаторы лэнов назначаются правительством на срок 6 лет и возглавляют правление лэна. Члены правления лэна назначаются ландстингом, который избирается и отвечает за здравоохранение и некоторые виды образования. Ландстинги взимают подоходный налог.

Политические партии хорошо организованы в риксдаге и вне его. Социал-демократическая рабочая партия Швеции основана в 1889, является правящей, крупнейшей в стране, тесно связана с движением рабочих профсоюзов, представляет идеи шведской модели демократического социализма. Консервативная Умеренная коалиционная партия основана в 1904 (до 1969 -- Правая партия), выражает интересы крупных компаний и высших чиновников. Партия центра основана в 1910 (до 1957 -- Крестьянский союз), выражает интересы средних и мелких землевладельцев, а также части средней и мелкой городской буржуазии. Народная партия -- либералы -- основана в 1895 (до 1990 -- Народная партия), представляет интересы крупной, средней и части мелкой буржуазии, чиновников. Левая партия основана в 1917 на базе левого крыла Социал-демократической партии (до 1921 -- Социал-демократическая левая партия, в 1921 переименована в Коммунистическую партию, в 1967 -- в Левую партию -- коммунисты, с 1990 носит нынешнее название). Партия охраны окружающей среды -- «зелёные» -- основана в 1981, выражает идеи охраны окружающей среды. Клерикальная буржуазная партия Христианские демократы основана в 1964 (до 1987 -- Христианско-демократический союз). С 1966 государство субсидирует политические партии, которые имеют место в риксдаге.

Крупнейшая организация, представляющая деловые круги, -- Объединение предпринимателей Швеции, созданное в 1902.

Важную роль в жизни Швеции играет профсоюзное движение, которое объединяет в своих рядах ок. 80% всего экономически активного населения страны. Однако в стране нет единого профсоюзного центра. Центральное объединение профсоюзов Швеции -- крупнейшее в стране, основано в 1898, объединяет ок. 1,2 млн. чел., занятых в ведущих отраслях промышленности, коммунальном секторе и сфере обслуживания. Центральное объединение профсоюзов служащих образовано в 1944, объединяет служащих частного и государственного секторов. Центральная организация лиц с высшим образованием создана в 1947, объединяет преподавателей, инженеров, врачей и т.п.

В течение обеих мировых войн Швеция соблюдала нейтралитет. Благодаря этому, а также в силу других обстоятельств она сумела остаться в стороне от военных действий. После 2-й мировой войны Швеция продолжила свою традиционную политику свободы от союзов в мирное время и нейтралитета во время войны и основывала свою безопасность на сильной системе национальной обороны. Поэтому в политическом плане вовлечённость Швеции в европейские дела не шла далее участия в Совете Европы.

В 1960 -- 70-х гг. внешняя политика Швеции была сосредоточена на помощи развивающимся странам и глобальных экологических проблемах, а также на поддержке усилий по разоружению в рамках ООН и мер по созданию доверия в Европе. Одним из основополагающих элементов шведской внешней политики остаётся поддержка ООН и её Устава. Швеция выделяет ок. 1% своего ВВП на помощь развивающимся странам.

В 1980-х гг. центральным элементом внешней политики Швеции стала доктрина всеобщей безопасности, направленная на сокращение вооружений в Европе и поддержку идеи всеобщего и полного разоружения во всём мире.

В течение долгого времени политика нейтралитета не позволяла Швеции добиваться вступления в ЕС. Швеция довольствовалась членством в менее жёстко организованной ЕАСТ. Однако перемены в Европе и окончание «холодной войны» позволили пересмотреть эту позицию. В июле 1991 Швеция подала заявление о приёме в ЕС, в ноябре 1994 шведский народ на референдуме одобрил вступление в ЕС, и с января 1995 Швеция стала полноправным членом ЕС.

Швеция объявила, что она разделяет долгосрочные цели ЕС и поддерживает его меры по созданию экономического и политического союза. В рамках ЕС Швеция уделяет основное внимание процессу расширения ЕС, увеличению занятости, большей гласности в процессе принятия решений, равенству мужчин и женщин и более жёсткой экологической политике.

Шведская политика неучастия в военных союзах остаётся неизменной. Эта политика способствует поддержанию стабильности в Северной Европе. Швеция также вносит значительный вклад в укрепление безопасности во всей Европе, активно участвуя в ОБСЕ и Совете Европы. Швеция является наблюдателем в ЗЕС. Развивается и традиционное северное сотрудничество в рамках Северного Совета и Совета министров северных стран.

Швеция традиционно проводит политику свободной торговли и является сторонником открытой многосторонней торговой системы, основанной на принципах ГАТТ и осуществляемой в рамках ВТО.

Основная функция шведской оборонной политики -- сохранение мира при поддержании такой степени готовности и военной силы, чтобы потери и жертвы возможного агрессора в результате попытки захватить страну заметно превышали возможные завоевания. Вооружённые силы Швеции включают Сухопутные силы, ВМС, ВВС. Ежегодно новобранцы в возрасте 18 лет призываются на основную подготовку сроком от 5 до 15 мес. Затем они призываются на переподготовку каждые 4 года. В случае войны Вооружённые силы могут мобилизовать до 850 тыс. чел. Полки Сухопутных войск в мирное время существуют только для подготовки. Швеция не имеет постоянной армии, а воздушное пространство и территориальные воды находятся под постоянным контролем ВВС, ВМС и береговой охраны. Военные расходы составляют 2,1% ВВП. Вооружённые силы, строящиеся на всеобщей воинской обязанности мужчин в возрасте от 18 до 47 лет, сокращаются. Принятое в 2000 решение риксдага означает сокращение числа военных подразделений и одновременный рост их боеготовности и мобильности. Большое значение придаётся военной авиации. Шведские подразделения находятся в постоянной готовности к участию в международных акциях по урегулированию конфликтов. Более 60 тыс. шведских военнослужащих проходили службу в подразделениях ООН в различных частях мира. Швеция активно участвует в программе НАТО «Партнёрство во имя мира» и в миротворческих силах в бывшей Югославии.

Швеция имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР в 1924

Швеция - унитарное государство, состоящее из 24 округов (ленов). В ленах действуют органы местного самоуправления - ландстинги, избираемые населением на 3 года. Деятельность ландстингов контролируется губернаторами, которые представляют в ленах центральную власть. Губернаторы стоят во главе специальных административных бюро.

Государственный строй Швеции определен Конституцией 1974 г., которая состоит из 3 основных законов - о форме правления, о престолонаследии, о свободе печати.

По форме правления Швеция - конституционная парламентская монархия. Политический режим - демократический.

Главой государства Конституция провозглашает наследного Короля (_ 1 гл.5), однако полномочия его носят, по существу, формальный характер. За Королем сохранились в основном церемониальные обязанности (к примеру, официальное открытие сессии парламента). Функции его как главы исполнительной власти принадлежат правительству и конституционно за ним закреплены. Решения, принятые правительством, не требуют подписи Короля, Король не присутствует на его заседаниях, наконец, он не обладает правом назначать и увольнять членов правительства, судей и высших чиновников.

Высшим органом государственной власти является парламент Риксдаг, однопалатный представительный орган из 349 депутатов, избираемых на 3 года путем всеобщих выборов на основе пропорционального представительства. Конституция закрепляет за Риксдагом значительный объем прав. Право законодательствовать составляет исключительную прерогативу Риксдага, так как Конституция не предоставляет королю права вето. Правда, 7 гл.III Закона о форме правления предусматривает возможность передачи Риксдагом правительству права на издание постановлений по ряду вопросов, касающихся промышленности, торговли, транспорта, охраны жизни и здоровья людей, поддержания общественного порядка.

Право законодательной инициативы принадлежит правительству и членам парламента. Представленный для рассмотрения законопроект выносится на заседание Риксдага, где сначала оглашается его название и фамилия его автора. После этого законопроект отсылается в соответствующую комиссию. Комиссия, изучив законопроект, делает по нему доклад на пленарном заседании Риксдага, который вправе отклонить законопроект или внести в него поправки. После доклада комиссии законопроект или принимается к рассмотрению, или вновь передается в комиссию. Если он принят к рассмотрению, начинаются прения, затем проводится голосование; при этом достаточно простого большинства депутатов.



К числу наиболее важных функций парламента относится определение финансовой политики государства. За ним закреплены широкие права в сфере налогообложения, он рассматривает и принимает бюджет, решает вопросы, касающиеся заключения займов и распоряжения государственной собственностью. Парламент вправе объявлять войну и заключать мир. Под его контролем находятся деятельность правительства, административный, судебный аппараты, органы местного самоуправления. Парламентский контроль осуществляется путем интерпелляций, обсуждения на сессиях сообщений правительства об основных направлениях его внутренней и внешней политики. Работу правительства контролирует Конституционная комиссия парламента. Обнаружив нарушение законов со стороны какого-либо министра, она вправе обратиться к Риксдагу с просьбой возбудить преследование.

Исполнительная власть в стране возложена на правительство Кабинет министров, - формируемое при непосредственном участии Риксдага и ответственное перед ним. Правительство назначается в соответствии с расстановкой сил в парламенте, оно должно пользоваться доверием Риксдага. Порядок образования Кабинета закреплен в Конституции: на сессии парламента по предложению тальмана (председателя Риксдага) проводятся выборы Премьер-министра. Кандидатура считается одобренной, если за нее проголосовало не менее половины депутатов. Если кандидат не наберет нужного числа голосов, назначается повторное голосование. Премьер-министр сам определяет состав своего Кабинета, члены которого затем утверждаются Риксдагом. Риксдаг обладает правом роспуска правительства. Для этого он должен принять специальную резолюцию порицания.

Полномочия правительства в настоящее время достаточно обширны, и прежде всего потому, что большинство прав, принадлежавших ранее Королю, теперь осуществляет правительство. Основные вопросы экономической, социальной и политической жизни решаются Кабинетом, который, согласно _ 1 главы V Закона о форме правления, должен лишь ставить Короля в известность о принятых мерах. Правительству переданы и такие функции Короля, как назначение высших чиновников, судей, образование некоторых ведомств, определение внешней политики, руководство вооруженными силами. Правительство обладает правом роспуска Риксдага, однако это право ограничено определенными условиями (к примеру, вновь избранный парламент не может быть распущен раньше, чем через 3 месяца после начала первой сессии).

Правовая система

Общая характеристика

Швеция принадлежит к самостоятельной скандинавской ("северной") правовой семье, занимающей по ряду своих черт промежуточное место между романо-германской и англо-американской системами.

Основы современной правовой системы Швеции были заложены Законом Шведского государства (королевства) 1734 г. До этого основными источниками права в стране служили сначала нормы обычного права, а затем и отдельные законодательные акты и собрания законов. Территория страны никогда не находилась под иностранным господством, поэтому развитие шведского права определялось внутренними потребностями страны и лишь отчасти - влиянием иных правовых систем, например (в период Средневековья) римского права, и торговых обычаев городов-государств германского побережья Балтики. В XI-XII вв. в отдельных провинциях Швеции местные правовые обычаи заучивались "хранителями закона", которые время от времени торжественно оглашали их на собраниях свободных землевладельцев - "тингах". Начиная с XIII в. эти обычаи стали записываться, а в середине XIV в. на их основе, а также с учетом норм торгового и канонического права , заимствованных из иных правовых систем, были подготовлены, а затем изданы королем Магнусом Эриксоном общенациональные, но раздельные для сельских районов и городских поселков кодексы законов. Эти кодексы представляли собой собрания наиболее часто применяемых правовых положений. Они содействовали укреплению единства шведского государства и на протяжении почти 4 веков были основными источниками права: развитие законодательства осуществлялось, главным образом, путем внесения в них изменений и дополнений либо публикации их пересмотренных изданий.

С конца XVII в. велась подготовка реформы всей системы шведского законодательства, для чего была создана королевская комиссия из ведущих юристов. Ее работа завершилась принятием Риксдагом в 1734 г. Закона Шведского государства. Этот важнейший для истории законодательства скандинавских стран документ явился результатом развития прежде всего шведского и отчасти финского права (Финляндия в то время была одной из провинций Швеции, и финские юристы входили в состав комиссии). В некоторых его положениях, особенно цивилистических, сказалось влияние римского права. По существу, это был свод законов, охватывающий основные отрасли права и включающий 9 разделов. 7 из них были посвящены вопросам материального права (брак, наследование, недвижимость, строительство, торговля, противозаконные действия и наказания). 2 раздела регулировали процессуальные вопросы - процедуру судебного разбирательства гражданских и уголовных дел, а также исполнение судебных решений.

С точки зрения юридической техники Закон 1734 г. был, как отмечают шведские исследователи, далек от совершенства: он отличался казуистичностью формулировок, отсутствием необходимых общих определений, не был строго систематизирован, содержал немало пробелов даже применительно к потребностям того времени, когда он был составлен. Однако, будучи достаточно широкой кодификацией (в этом смысле Швеция опередила многие другие европейские государства), Закон 1734 г. стал основой развития шведского (как и финского) права на последующие столетия. И поныне он формально признается центральным действующим актом шведского законодательства.

Развитие шведского права после издания Закона 1734 г. шло по пути последовательного пересмотра и обновления соответствующих его разделов путем издания актов, по-другому или заново регулирующих тот или иной правовой институт либо целую отрасль права. Некоторые из этих актов настолько не соответствовали систематизации правовых норм в Законе 1734 г., что остались не включенными ни в один из его разделов.

Попытки создания нового свода законов, который заменил бы собой Закон 1734 г., предпринимались лишь в начале XIX в. после конституционных изменений 1809 г., но ни к чему не привели и долгое время не возобновлялись. Ныне ставится вопрос о постепенной замене отдельных его частей (всех без исключения) кодексами вместо создания нового свода законов.

К настоящему времени большинство первоначально изданных норм Закона 1734 г. заменено более поздними законодательными положениями, а все важнейшие отрасли права регулируются либо кодексами, либо крупными актами, изданными в XX в.

Конституционный акт, изданный в 1974 г. под названием "Форма правления", предусматривает издание наряду с конституционными и обычными законами подзаконных актов, принимаемых правительством в порядке делегированного законодательства (их число ныне существенно превышает число актов, принимаемых Риксдагом). Широкими полномочиями на издание подзаконных актов общеобязательного характера пользуются также отдельные министерства и ведомства (в соответствующих сферах управления).

Большую роль в толковании норм действующего шведского законодательства играют материалы подготовки новых кодексов и других крупных законодательных актов: доклады комиссий, готовивших законопроекты, заключения Законодательного совета, состоящего из членов Верховного суда (3) и Верховного административного суда (1), заключения постоянных комиссий Риксдага и др.

Одним из источников права в Швеции служит обычай, прежде всего в сфере торгового права (иногда ссылки на обычай включаются в тексты соответствующих договоров). Судебные прецеденты (прежде всего решения верховных судебных органов) также нередко используются в качестве источников права, хотя в шведском законодательстве отсутствуют нормы, придающие каким-либо судебным решениям безоговорочную силу обязательного прецедента.

Большое влияние на развитие шведского законодательства оказывает процесс сближения правовых систем скандинавских государств, начавшегося в 1870-х гг. и особенно усилившегося после создания в 1952 г. Северного совета, куда наряду со Швецией входят Дания, Исландия, Норвегия и Финляндия. В рамках этого процесса комиссии экспертов готовят законопроекты, многие из которых в Швеции уже стали законами, идентичными или весьма близкими законам других скандинавских государств, прежде всего в сфере брачно-семейного, договорного, деликтного права, законодательства о компаниях, где сближение правовой регламентации представляется особенно важным.

Исследования в области права ведутся в Швеции, главным образом, на юридических факультетах университетов в Стокгольме, Гетеборге и Упсале, где в 1620 г. была основана первая в Европе кафедра национального права.

ШВЕЦИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА

К статье ШВЕЦИЯ

Государственный строй. С 17 в. Швеция - конституционная монархия. С 1917 усилились позиции парламента. Государственное устройство Швеции базируется на четырех основных конституционных законах: Законе о форме государственного правления, Положении о Риксдаге, Законе о престолонаследии и Законе о свободе печати. Первые два закона были пересмотрены в 1974 и введены в действие в 1975. Фактически это новая конституция, заменившая конституцию 1809. В ней определен характер исполнительной, законодательной и судебной власти. Закон о престолонаследии, принятый в 1810, был дополнен в 1979 положением, которое позволяет женщине управлять страной. Закон о свободе печати 1949 запрещает любую форму цензуры. Эти четыре закона могут быть изменены только при одобрении на двух последовательных сессиях законодательного органа, между которыми должны пройти всеобщие выборы.

Начало нынешней шведской королевской династии было положено в 1810 одним из генералов Наполеона - Жаном Батистом Бернадотом, правившим под именем Карла XIV Юхана. Право наследования престола принадлежит представителям этой династии независимо от пола. Формально король является номинальным главой правительства, а также главой государства. Практически с 1918 король не оказывает решающего влияния на политику страны, и исполнительная власть осуществляется премьер-министром и другими министрами, которые несут ответственность перед парламентом. По конституции 1975, право назначать премьер-министра имеет спикер парламента - Риксдага. До 1971 парламент состоял из двух палат, наделенных равными правами. Первая палата, насчитывавшая 150 депутатов, избиралась губернскими собраниями и собраниями уполномоченных шести крупнейших городов. Вторая палата избиралась путем прямых выборов и состояла из 233 депутатов. С 1971 Риксдаг имеет только одну палату. Его 349 депутатов избираются сроком на четыре года путем прямых выборов на основе пропорционального представительства. Все шведские граждане, достигшие 18 лет, имеют право голоса и могут быть избраны в парламент. Труд депутатов Риксдага хорошо оплачивается, а сессия обычно длится с начала октября до июня. Риксдаг должен одобрять все законопроекты и единолично осуществлять контроль за налогообложением. Он оказывает значительное влияние на политику через 15 постоянных комитетов, в которых представлены все основные партии страны. Риксдаг также назначает руководителей Банка Швеции. Руководство различными отраслями управления проводится 13 департаментами (министерствами), возглавляемыми министрами правительства. Штат департаментов невелик, и они занимаются в основном планированием и бюджетом, тогда как текущие дела решаются 50 ведомствами, которыми руководят генеральные директоры.

Местное управление. В Швеции традиционно сложилась влиятельная система местного управления. Страна разделена на 24 лена, а те в свою очередь - на 286 общин. Город Стокгольм объединяет функции лена и общины. На обоих уровнях управление осуществляется советом, который избирается сроком на четыре года (до 1994 на три года), причем повседневные дела выполняются исполнительным комитетом. Губернаторы ленов назначаются центральным правительством, но их власть имеет условный характер. Почти 75% бюджета ленов расходуются на здравоохранение; муниципалитеты примерно половину средств тратят на образование и социальные нужды. Около 1,1 млн. человек (95% всех государственных служащих) заняты в органах местного управления, бюджеты которых составляют 25% ВВП. Эти средства поступают за счет подоходных налогов, взимаемых в ленах и общинах, а также за счет перечислений от центрального правительства.

Политические партии. Основанная в 1889 Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) с 1914 на прямых выборах в Риксдаг постоянно получала больше мест, чем любая другая партия страны. С 1932 по 1976 она единолично или во главе коалиций почти постоянно находилась у власти. С 1946 по 1969 председателем партии и премьер-министром был Таге Фритьоф Эрландер, которого называли архитектором государства социального благополучия. После отставки в 1969 Эрландера на обоих постах сменил Улоф Пальме, который был премьер-министром до 1976 и снова возглавлял правительство социал-демократического меньшинства с 1982 до своей гибели в 1986. Затем партию и правительство возглавлял Ингвар Карлссон до поражения на выборах в 1991. Он снова возглавил правительство меньшинства в 1994. Социал-демократы имеют прочные связи с рабочим движением (ок. 90% всех трудящихся страны объединены в профсоюзы) и благодаря своей прагматической политике получают поддержку со стороны других партий. В 1991 они набрали лишь 38% голосов на парламентских выборах, но в 1994 вновь получили 45%. На выборах 1998 социал-демократы потеряли часть своего электората, набрав всего 36,5% голосов, но удержались у власти благодаря коалиции с крайне левыми партиями.

Умеренная коалиционная партия (УКП), основанная в 1904 путем объединения разных консервативных групп, стоит за приватизацию некоторых государственных предприятий. Она традиционно опиралась на представителей крупного бизнеса, но в начале 1990-х годов ее электорат расширился. С 1976 по 1981 УКП участвовала в несоциалистических коалиционных правительствах, а ее председатель Карл Бильдт был премьер-министром Швеции в 1991-1994. Он стал первым представителем УКП, занявшим этот пост после 1930. В период 1979-1994 эта партия получала на выборах от 18 до 24% голосов. На выборах в 1998 за нее проголосовало 23% избирателей, и она укрепила свои позиции в качестве основной партии, оппозиционной социал-демократам.

Партия центра (ПЦ), созданная в 1913 (до 1957 - Крестьянский союз), представляет интересы сельского населения. Она была переименована для того, чтобы подчеркнуть свою ориентацию на более широкие слои избирателей среднего класса. ПЦ выступает за необходимость децентрализации экономической и политической власти в стране. В отдельные периоды ПЦ возглавляла в Швеции движение против ядерных вооружений. Председатель партии Турбьёрн Фельдин в 1976-1978 и 1979-1982 занимал пост премьер-министра в несоциалистических коалиционных правительствах. После 1979, когда на парламентских выборах ПЦ получила 18% голосов избирателей, ее рейтинг неуклонно снижался (9% в 1991, 8% в 1994, 6% в 1998). ПЦ еще была представлена в составе правительства, сформированного в 1991, однако весной 1995 ей пришлось пойти на объединение с СДРПШ.

Народная партия - либералы (НПЛ), основанная в 1900, ориентируется преимущественно на средний класс. Она традиционно связана с умеренными движениями и мелкими религиозными объединениями. НПЛ издает значительную часть общего тиража периодической печати страны. Ее девиз - "социальная ответственность без социализма". Электорат НПЛ в значительной степени зависит от популярности более крупных партий. В 1982, 1985 и 1991 либералы, получившие на парламентских выборах соответственно 6%, 14% и 9% голосов, входили в состав правительства. В 1994 за них проголосовали 7%, а в 1998 - 5% избирателей.

Левая партия - коммунисты (ЛПК) выросла из Левой социал-демократической партии, основанной в 1917. Эта марксистская группа в 1921 превратилась в Коммунистическую партию, а после раскола последней в 1967 - в ЛПК. Современное название было принято в 1990. Партия получает поддержку некоторых рабочих в крупнейших городах страны и беднейших слоев сельского населения в северных ленах. Поддержка ЛПК часто имела решающее значение для формирования социал-демократических правительств. ЛПК имеет довольно постоянный электорат - ок. 6% в 1980-х годах, несколько меньше в 1991 и вновь 6% в 1994. На парламентских выборах 1998 ЛПК набрала 12% голосов и вошла вместе с социал-демократами в правящую коалицию.

По мере обострения социальных разногласий в Швеции были созданы предпосылки для образования новых партий. Христианско-демократический союз (ХДС), основанный в 1964, не был представлен в Риксдаге до 1985, а в 1991 получил 7% голосов и 26 мест и впервые принял участие в формировании правительства. Однако в 1994 ХДС утратил значительную часть своего электората и получил всего 15 мест. В 1998 он успешно провел избирательную кампанию и получил 42 места в Риксдаге. Партия охраны окружающей среды - "зеленые" (ПООС) была создана в 1981, чтобы отстаивать экологические интересы. В 1988, пока другие партии не включились в движение за охрану окружающей среды, она получила в Риксдаге 20 мест (6% голосов). В 1991 эта партия лишилась представительства в Риксдаге, но в 1994 вновь обрела 18 мест. В 1998 "зеленым" удалось получить 4,5% голосов и 16 мест, что позволило им вступить в правящую коалицию вместе с СДРПШ и ЛПК. Новая демократия, самая правая популистская группа, образованная в 1991, набрала 7% голосов (25 мест), но не вошла в состав центристского правого правительства. В 1994 за нее проголосовало лишь чуть более 1% избирателей.

Чтобы получить места в Риксдаге, партия должна набрать 4% от общего числа голосов по стране, или 12% в одном избирательном округе. По закону, вступившему в силу в 1966, все политические партии Швеции, имеющие по крайней мере одно место в Риксдаге и 2% голосов на самых последних выборах, получают государственные субсидии.

Система правосудия. Шведское право основано на национальном кодексе законов, принятом в 1734, но бльшая часть его положений впоследствии была обновлена. Вся система судопроизводства сходна с английской или американской, за исключением того, что институт присяжных используется только при рассмотрении дел, связанных с клеветой в печати, и уголовных дел в судах низшей инстанции. В этих случаях судьям помогают от двух до пяти присяжных заседателей, избираемых городскими или сельскими советами сроком на три года. Они могут отклонить приговор суда и высказать особое мнение при вынесении приговора. В стране насчитывается 97 окружных судов, 6 апелляционных судов и верховный суд. Имеются также специальные суды, которые рассматривают тяжбы о недвижимости и аренде, а также административные дела. Судебный поверенный по гражданским делам и трое других поверенных назначаются Риксдагом для рассмотрения претензий, предъявляемых к судьям и гражданским чиновниками, для контроля деятельности судов и для защиты прав военнослужащих. Министр юстиции решает дела от имени правительства. Смертная казнь была отменена в 1921, исключение составляют некоторые преступления, совершенные во время войны.

Внешняя политика Швеции основана на строгом нейтралитете и неприсоединении к любым военным блокам. Швеция играла важную роль в деятельности многих международных организаций, особенно ООН. Шведские войска принимали участие в проводившихся под эгидой ООН операциях в Африке, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии. Швеция поддерживает самые тесные связи с другими скандинавскими странами по линии Северного совета. Швеция - член Организации экономического сотрудничества и развития и Совета Европы. Она с самого начала вошла в состав Европейской ассоциации свободной торговли. После одобрения на национальном референдуме 1994 Швеция в 1995 вступила в ЕС. Долгое время Швеция уделяла большое внимание связям с новыми государствами Африки и Азии, ежегодно выделяя на их развитие 1% национального дохода. С 1991 размеры этой помощи были сокращены. Шведское правительство выражало готовность отказаться от политики нейтралитета в связи с планами интеграции Европы.

Вооруженные силы. Политика строгого нейтралитета предопределила высокий уровень боевой готовности Швеции, но в связи с прекращением холодной войны в 1990-х годах вооруженные силы этой страны были сокращены. В 1997 насчитывалось немногим более 53 тыс. военнослужащих и ок. 570 тыс. воинов запаса. Согласно закону о воинской повинности, призывной возраст составляет 18 лет, срок действительной военной службы зависит от рода войск, но длится не менее 7,5 месяцев. Все мужчины в возрасте до 47 лет должны каждые четыре года участвовать в военных сборах. Ежегодный призыв составляет ок. 35 тыс. человек, большей частью в сухопутные войска. Профессиональные кадры насчитывают 8,7 тыс. офицеров и рядовых (менее половины состава в период холодной войны). Военно-морской флот состоит из небольших маневренных судов, включая подводные лодки, ракетоносцы, торпедные катера и минные тральщики. Военно-воздушный флот насчитывает ок. 400 боевых единиц. Военный бюджет страны в 1995 составлял 2,5% ВВП.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШВЕЦИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОЛИТИКА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-26 Time: 09:26:58 * Кто стоит высоко и у всех на виду, не должен себе позволять порывистых движений. (…
  • ШВЕЦИЯ в Справочнике Координат Посольств и консульств в Москве:
    119590, ул. Мосфильмовская, 60 тел. 956-1200 факс: …
  • ШВЕЦИЯ в Справочнике Стран мира:
    КОРОЛЕВСТВО ШВЕЦИЯ Государство на севере Европы, расположенное на Скандинавском полуострове. На севере и западе граничит с Норвегией, на северо-востоке - …
  • СТРОЙ
    ОБЩЕСТВЕННЫЙ - см ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ …
  • СТРОЙ в Словаре экономических терминов:
    КОНСТИТУЦИОННЫЙ - см КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ …
  • СТРОЙ в Словаре экономических терминов:
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - см ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - см ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ЦЕН И ДОХОДОВ - проводимая правительством страны антиинфляционная политика, основным инструментом которой является ограничение доходов с целью уменьшения денежной …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ФИСКАЛЬНАЯ СДЕРЖИВАЮЩАЯ - см. СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ФИСКАЛЬНАЯ РЕСТРИКЦИОННАЯ - см. РЕСТРИКЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ФИСКАЛЬНАЯ см. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ФИНАНСОВАЯ - см. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    УГОЛОВНАЯ - см. УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ТОВАРНАЯ - см. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ТАМОЖЕННАЯ - см ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    СТРУКТУРНАЯ - см СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    РЕФЛЯЦИОННАЯ - см РЕФЛЯЦИОН -НАЯ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    РЕСТРИКЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ - см. РЕСТРИКЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ПРЕДПРИЯТИЯ УЧЕТНАЯ - см. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    НЕДИСКРЕЦИОННАЯ - см. НЕДИС -КРЕЦИОННАЯ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    НАЛОГОВАЯ - см. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ - см МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ - см. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ИНВЕСТИЦИОННАЯ -см ИНВЕСТИЦИОННАЯ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ЗОНТИКА - политика монополистического регулирования объема производства с целью поддержания цен, установленных фирмой-лидером. Проводится при содействии фирм, поддерживающих …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ЯЗЫК (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК) - основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.д. В конституциях стран …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ФЛАГ - один из основных символов государства, его официальный отличительный знак, эмблема. Может отражать общественно-политический и государственный строй данного государства. …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГТК РФ -центральный орган федеральной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ. …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СУД - 1) официальное название верховного суда Эстонии; 2) название специального судебного органа для рассмотрения дел о преступлениях и проступках …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СУВЕРЕНИТЕТ РФ - самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СУВЕРЕНИТЕТ (фр. souverainete - верховная власть) - вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СТРОЙ - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права. Понятие Гс- несколько шире, чем …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СТРАХОВОЙ НАДЗОР - специальный государственный орган по контролю за страховой деятельностью. Органы Г.с.н. заменили действовавшую до 1992 г систему органов …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СТАНДАРТ (ГОСТ) - одна из основных категорий стандартов в Российской …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СОВЕТ - 1) высшее законосовещательное учреждение Российской Империи в 1810-1906 гг. В 1906 г. в связи с созданием Государственной Думы …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СЕКРЕТАРЬ - 1) в ряде государств Европы и Америки - название высших государственный чиновников. В США Г.с. является руководителем Государственного …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ПЕРЕВОРОТ - в науке конституционного права - насильственное и совершенное в нарушение конституции свержение или изменение конституционного (государственного) строя либо …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ОРГАН - составная часть (элемент) государственного аппарата, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, определенные властные полномочия по управлению конкретной …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ДОЛГ ЧИСТЫЙ - см чистый ГОСУДАРСТВЕННЫЙ …

Государство в Северной Европе на Скандинавском полуострове.
Территория - 450 тыс. кв.км. Столица - г. Стокгольм.
Население - 8,5 млн. чел. (1997 г.).
Официальный язык - шведский.
Религия - 86% населения - протестанты-лютеране.
Централизованное шведское феодальное государство - королевство свеев возникло в X в. В 1397-1523 гг. действовала Кальмарская уния - союз Дании, Норвегии и Швеции при господстве Дании. В 1523 г. Швеция восстановила государственную независимость. В 1527 г. проведена лютеранская реформация. В 1809 г. Швеция теряет Финляндию, но в 1814 г. получает Норвегию. В 1809 г. совершена верхушечная буржуазная революция, принята Конституция. В 1865-1866 гг. учрежден бессословный цензовый двухпалатный парламент (Риксдаг). В 1905 г. расторгнут союз между Швецией и Норвегией. С 1995 г. Швеция - член ЕС.

Государственное устройство

Швеция - унитарное государство, состоящее из 24 округов (ленов). В ленах действуют органы местного самоуправления - ландстинги, избираемые населением на 3 года. Деятельность ландстингов контролируется губернаторами, которые представляют в ленах центральную власть. Губернаторы стоят во главе специальных административных бюро.
Государственный строй Швеции определен Конституцией 1974 г., которая состоит из 3 основных законов - о форме правления, о престолонаследии, о свободе печати.
По форме правления Швеция - конституционная парламентская монархия. Политический режим - демократический.
Главой государства Конституция провозглашает наследного Короля (§ 1 гл.5), однако полномочия его носят, по существу, формальный характер. За Королем сохранились в основном церемониальные обязанности (к примеру, официальное открытие сессии парламента). Функции его как главы исполнительной власти принадлежат правительству и конституционно за ним закреплены. Решения, принятые правительством, не требуют подписи Короля, Король не присутствует на его заседаниях, наконец, он не обладает правом назначать и увольнять членов правительства, судей и высших чиновников.
Высшим органом государственной власти является парламент Риксдаг, однопалатный представительный орган из 349 депутатов, избираемых на 3 года путем всеобщих выборов на основе пропорционального представительства. Конституция закрепляет за Риксдагом значительный объем прав. Право законодательствовать составляет исключительную прерогативу Риксдага, так как Конституция не предоставляет королю права вето. Правда, 7 гл.III Закона о форме правления предусматривает возможность передачи Риксдагом правительству права на издание постановлений по ряду вопросов, касающихся промышленности, торговли, транспорта, охраны жизни и здоровья людей, поддержания общественного порядка.
Право законодательной инициативы принадлежит правительству и членам парламента. Представленный для рассмотрения законопроект выносится на заседание Риксдага, где сначала оглашается его название и фамилия его автора. После этого законопроект отсылается в соответствующую комиссию. Комиссия, изучив законопроект, делает по нему доклад на пленарном заседании Риксдага, который вправе отклонить законопроект или внести в него поправки. После доклада комиссии законопроект или принимается к рассмотрению, или вновь передается в комиссию. Если он принят к рассмотрению, начинаются прения, затем проводится голосование; при этом достаточно простого большинства депутатов.
К числу наиболее важных функций парламента относится определение финансовой политики государства. За ним закреплены широкие права в сфере налогообложения, он рассматривает и принимает бюджет, решает вопросы, касающиеся заключения займов и распоряжения государственной собственностью. Парламент вправе объявлять войну и заключать мир. Под его контролем находятся деятельность правительства, административный, судебный аппараты, органы местного самоуправления. Парламентский контроль осуществляется путем интерпелляций, обсуждения на сессиях сообщений правительства об основных направлениях его внутренней и внешней политики. Работу правительства контролирует Конституционная комиссия парламента. Обнаружив нарушение законов со стороны какого-либо министра, она вправе обратиться к Риксдагу с просьбой возбудить преследование.
Исполнительная власть в стране возложена на правительство Кабинет министров, - формируемое при непосредственном участии Риксдага и ответственное перед ним. Правительство назначается в соответствии с расстановкой сил в парламенте, оно должно пользоваться доверием Риксдага. Порядок образования Кабинета закреплен в Конституции: на сессии парламента по предложению тальмана (председателя Риксдага) проводятся выборы Премьер-министра. Кандидатура считается одобренной, если за нее проголосовало не менее половины депутатов. Если кандидат не наберет нужного числа голосов, назначается повторное голосование. Премьер-министр сам определяет состав своего Кабинета, члены которого затем утверждаются Риксдагом. Риксдаг обладает правом роспуска правительства. Для этого он должен принять специальную резолюцию порицания.
Полномочия правительства в настоящее время достаточно обширны, и прежде всего потому, что большинство прав, принадлежавших ранее Королю, теперь осуществляет правительство. Основные вопросы экономической, социальной и политической жизни решаются Кабинетом, который, согласно § 1 главы V Закона о форме правления, должен лишь ставить Короля в известность о принятых мерах. Правительству переданы и такие функции Короля, как назначение высших чиновников, судей, образование некоторых ведомств, определение внешней политики, руководство вооруженными силами. Правительство обладает правом роспуска Риксдага, однако это право ограничено определенными условиями (к примеру, вновь избранный парламент не может быть распущен раньше, чем через 3 месяца после начала первой сессии).

Правовая система

Общая характеристика

Швеция принадлежит к самостоятельной скандинавской ("северной") правовой семье, занимающей по ряду своих черт промежуточное место между романо-германской и англо-американской системами.
Основы современной правовой системы Швеции были заложены Законом Шведского государства (королевства) 1734 г. До этого основными источниками права в стране служили сначала нормы обычного права, а затем и отдельные законодательные акты и собрания законов. Территория страны никогда не находилась под иностранным господством, поэтому развитие шведского права определялось внутренними потребностями страны и лишь отчасти - влиянием иных правовых систем, например (в период Средневековья) римского права, и торговых обычаев городов-государств германского побережья Балтики. В XI-XII вв. в отдельных провинциях Швеции местные правовые обычаи заучивались "хранителями закона", которые время от времени торжественно оглашали их на собраниях свободных землевладельцев - "тингах". Начиная с XIII в. эти обычаи стали записываться, а в середине XIV в. на их основе, а также с учетом норм торгового и канонического права, заимствованных из иных правовых систем, были подготовлены, а затем изданы королем Магнусом Эриксоном общенациональные, но раздельные для сельских районов и городских поселков кодексы законов. Эти кодексы представляли собой собрания наиболее часто применяемых правовых положений. Они содействовали укреплению единства шведского государства и на протяжении почти 4 веков были основными источниками права: развитие законодательства осуществлялось, главным образом, путем внесения в них изменений и дополнений либо публикации их пересмотренных изданий.
С конца XVII в. велась подготовка реформы всей системы шведского законодательства, для чего была создана королевская комиссия из ведущих юристов. Ее работа завершилась принятием Риксдагом в 1734 г. Закона Шведского государства. Этот важнейший для истории законодательства скандинавских стран документ явился результатом развития прежде всего шведского и отчасти финского права (Финляндия в то время была одной из провинций Швеции, и финские юристы входили в состав комиссии). В некоторых его положениях, особенно цивилистических, сказалось влияние римского права. По существу, это был свод законов, охватывающий основные отрасли права и включающий 9 разделов. 7 из них были посвящены вопросам материального права (брак, наследование, недвижимость, строительство, торговля, противозаконные действия и наказания). 2 раздела регулировали процессуальные вопросы - процедуру судебного разбирательства гражданских и уголовных дел, а также исполнение судебных решений.
С точки зрения юридической техники Закон 1734 г. был, как отмечают шведские исследователи, далек от совершенства: он отличался казуистичностью формулировок, отсутствием необходимых общих определений, не был строго систематизирован, содержал немало пробелов даже применительно к потребностям того времени, когда он был составлен. Однако, будучи достаточно широкой кодификацией (в этом смысле Швеция опередила многие другие европейские государства), Закон 1734 г. стал основой развития шведского (как и финского) права на последующие столетия. И поныне он формально признается центральным действующим актом шведского законодательства.
Развитие шведского права после издания Закона 1734 г. шло по пути последовательного пересмотра и обновления соответствующих его разделов путем издания актов, по-другому или заново регулирующих тот или иной правовой институт либо целую отрасль права. Некоторые из этих актов настолько не соответствовали систематизации правовых норм в Законе 1734 г., что остались не включенными ни в один из его разделов.
Попытки создания нового свода законов, который заменил бы собой Закон 1734 г., предпринимались лишь в начале XIX в. после конституционных изменений 1809 г., но ни к чему не привели и долгое время не возобновлялись. Ныне ставится вопрос о постепенной замене отдельных его частей (всех без исключения) кодексами вместо создания нового свода законов.
К настоящему времени большинство первоначально изданных норм Закона 1734 г. заменено более поздними законодательными положениями, а все важнейшие отрасли права регулируются либо кодексами, либо крупными актами, изданными в XX в.
Конституционный акт, изданный в 1974 г. под названием "Форма правления", предусматривает издание наряду с конституционными и обычными законами подзаконных актов, принимаемых правительством в порядке делегированного законодательства (их число ныне существенно превышает число актов, принимаемых Риксдагом). Широкими полномочиями на издание подзаконных актов общеобязательного характера пользуются также отдельные министерства и ведомства (в соответствующих сферах управления).
Большую роль в толковании норм действующего шведского законодательства играют материалы подготовки новых кодексов и других крупных законодательных актов: доклады комиссий, готовивших законопроекты, заключения Законодательного совета, состоящего из членов Верховного суда (3) и Верховного административного суда (1), заключения постоянных комиссий Риксдага и др.
Одним из источников права в Швеции служит обычай, прежде всего в сфере торгового права (иногда ссылки на обычай включаются в тексты соответствующих договоров). Судебные прецеденты (прежде всего решения верховных судебных органов) также нередко используются в качестве источников права, хотя в шведском законодательстве отсутствуют нормы, придающие каким-либо судебным решениям безоговорочную силу обязательного прецедента.
Большое влияние на развитие шведского законодательства оказывает процесс сближения правовых систем скандинавских государств, начавшегося в 1870-х гг. и особенно усилившегося после создания в 1952 г. Северного совета, куда наряду со Швецией входят Дания, Исландия, Норвегия и Финляндия. В рамках этого процесса комиссии экспертов готовят законопроекты, многие из которых в Швеции уже стали законами, идентичными или весьма близкими законам других скандинавских государств, прежде всего в сфере брачно-семейного, договорного, деликтного права, законодательства о компаниях, где сближение правовой регламентации представляется особенно важным.
Исследования в области права ведутся в Швеции, главным образом, на юридических факультетах университетов в Стокгольме, Гетеборге и Упсале, где в 1620 г. была основана первая в Европе кафедра национального права.

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

В системе шведского законодательства никогда не было единого гражданского кодекса, а нормы одного из разделов Закона 1734 г., посвященного вопросам торгового права, ныне почти полностью утратили силу. В сфере гражданского и торгового права важную роль играют Закон о продаже товаров 1905 г., почти совпадающий с аналогичным датским и норвежским законодательством, и Закон о договорах и иных юридических сделках 1915 г. Они регулируют как вопросы заключения договоров (форма, представительство сторон и др.), так и последствия их невыполнения. Серьезным дополнением к ним служат законы, принятые в 1971 г., - о запрещении договоров с ненадлежащими условиями и о продаже товаров потребителям. Оба они направлены на то, чтобы оградить рядовых граждан от произвола крупных корпораций.
Отношения земельной собственности регулируются в действующем шведском праве Законом о недвижимом имуществе 1970 г., допускающим известные ограничения прав собственников в интересах охраны природы, а также территориального (в особенности городского) планирования. Меры по охране окружающей среды, в том числе связанные с добычей полезных ископаемых, изменением гидрологических условий, использованием пестицидов и других химических и биологических веществ, стали в Швеции самостоятельной и весьма значимой отраслью законодательства. Не менее важны законы об акционерных обществах 1975 г. и о торговых компаниях и партнерстве 1980 г.
Основные акты в сфере брачно-семейных отношений - Закон о браке 1920 г. и Закон о родителях и детях 1949 г., в которые были внесены значительные изменения, большей частью в результате деятельности Комиссии по реформе семейного права, созданной в 1969 г. Шведское право признает равенство юридических последствий брака, заключенного в гражданской и в религиозной форме. Имущественные права супругов с 1978 г. регулируются таким образом, чтобы обеспечить их относительную самостоятельность, а при необходимости - возможность получить после развода содержание со стороны более обеспеченного супруга. Процедура развода после проведенной в 1973 г. реформы существенно упрощена (как правило, развод предоставляется через 6месяцев после обращения в суд). В результате изменений 1976 г. в Законе о родителях и детях практически устранены различия в правовом статусе детей, рожденных вне брака, и законнорожденных, в том числе на получение наследства. Согласно Закону о наследовании 1958 г. (с последующими изменениями) завещание наследодателя не должно ухудшать положение его детей по сравнению с правилами наследования по закону. Закон о семейной собственности 1986 г. предусматривает, что лица, находившиеся в супружеских отношениях без их оформления, имеют право на совместное имущество при расторжении фактических супружеских отношений и в случае смерти другого супруга. Начиная с 20-х гг. XX в. в результате борьбы трудящихся за свои права, с одной стороны, и стремления правящих кругов к политике компромисса в социальных вопросах - с другой, большое развитие получило законодательство, регулирующее трудовые отношения и вопросы социального обеспечения и страхования. В Законе о совместном регулировании трудовых отношений 1976 г. закреплена сложившаяся в Швеции система по существу принудительного мирного разрешения трудовых конфликтов путем переговоров нанимателей и работников. В коллективных договорах, заключаемых между профессиональными объединениями рабочих и соответствующими ассоциациями предпринимателей на 1-3 года, устанавливаются условия труда и ставки заработной платы. Шведское законодательство, провозглашающее право работников на забастовку, предусматривает, однако, возможность ее запрета по решению Риксдага, если она наносит значительный ущерб интересам граждан и общества. Согласно поправкам, внесенным в Закон о защите наемного труда в 1982 г., увольнение работника возможно лишь по "объективно оправданной" причине. Закон о всеобщем страховании 1962 г. и другие акты предусматривают выплату пенсий по старости (так называемые "народные пенсии"), дополнительных пенсий, исчисляемых с учетом предыдущих заработков, пособий при производственных травмах, по болезни, по беременности, пособий на детей, "вдовьей пенсии" и др.
За последние десятилетия большое развитие получило законодательство в области охраны окружающей среды. Закон о рациональном использовании сельскохозяйственных угодий 1979 г. с дополнениями 1984 г. преследует цель связать интересы охраны природы с практикой сельского хозяйства. Закон об охране лесов 1979 г. был дополнен Законом о запрете применения пестицидов на лесных угодьях 1983 г. и Законом об охране лиственных лесов 1984 г. Продолжают действовать Охотничий кодекс 1938 г. и Закон об охоте 1938 г. Правила добычи рыбы определяются Декретом о рыболовстве 1982 г. и другими актами. Контроль за природными зонами, нуждающимися в особой защите, меры по защите животных и растений определяются нормами законов об охране природы 1967 и 1969 гг. Имеется также Закон о водных ресурсах 1983 г. Наиболее важную роль в этой области ныне призван играть Закон о возмещении ущерба окружающей среде 1986 г., определяющий различные категории этого ущерба и санкции за них.

Уголовное право

Нормы уголовного права, содержавшиеся в Законе 1734 г., действовали в Швеции до 1864 г., когда был издан новый Уголовный кодекс. Он составлен под известным влиянием уголовных кодексов австрийского 1803 г., баварского 1813 г. и прусского 1851 г. и в целом отразил идеи классической школы уголовного права. УК 1864 г. содержал достаточно четкие признаки отдельных преступлений и предусматривал весьма узкие пределы судейского усмотрения при назначении наказаний. Кодекс действовал ровно столетие - с 1 января 1865 г. по 1 января 1965 г., когда вступил в силу нынешний Уголовный кодекс 1962 г. В нем нашли отражение идеи "новой социальной защиты"буржуазно-либерального движения в уголовной политике, охватившего многие западноевропейские страны после Второй мировой войны, а также реформаторские подходы и концепции шведских социал-демократов, по большей части находившихся у власти в период подготовки проекта кодекса (1932-1962 гг.).
Кодекс является оригинальным правовым документом с нестандартным расположением материала. После кратких Общих положений следует раздел "О преступлениях", где описаны составы отдельных посягательств, затем там же - вопросы ответственности за покушение, приготовление и соучастие, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, и, наконец, в заключительном разделе - санкции и принципы их назначения. УК 1962 г. предусматривает относительно небольшие санкции за большинство преступлений; кроме того, он требует прибегать к лишению свободы несовершеннолетних и молодых людей лишь в исключительных случаях. Согласно Кодексу тяжесть преступления должна учитываться только при назначении собственно наказания, т.е. лишения свободы и штрафа, все же иные меры воздействия (в частности, условное осуждение в различных формах) следует применять с учетом прежде всего особенностей личности правонарушителя. Штрафы должны назначаться либо в денежных суммах, либо в так называемых дневных ставках с учетом имущественного положения осужденного. УК 1962 г. предусмотрел интернирование опасных рецидивистов в специальные учреждения, откуда они могут быть выпущены по решению надзорной комиссии. С момента вступления в силу УК 1962 г. много раз изменялся и дополнялся (нормами об условном осуждении и др.).
Содержание УК 1962 г. охватывает лишь основные категории преступлений. Ответственность за автотранспортные преступления, контрабанду, распространение наркотиков, нарушения налогового законодательства и меры по борьбе с иностранными террористическими группами предусмотрены в дополнительных уголовных законах либо в актах общего характера (например, в Законе об иностранцах 1980 г.). Важными дополнениями к УК 1962 г. служат также законы об отбывании наказания в местах лишения свободы и об исполнении штрафов, изданные в 1964 г. (с последующими изменениями).
Смертная казнь за преступления, совершаемые в мирное время, была отменена в 1921 г., а окончательно как вид наказания - в 1972 г. Последний смертный приговор приведен в исполнение в 1910 г.
Вопросы уголовного и гражданского процесса в шведском праве традиционно (как это было и в соответствующем разделе Закона 1734 г.) объединены в одном источнике и нередко регулируются одними и теми же нормами (о составе суда, о процессуальных сроках, о вызове в суд, о средствах доказывания и др.). В 1942 г. принят действующий ныне Закон о судебной процедуре (вступил в силу с 1 января 1948 г.). По своему содержанию это закон о судоустройстве и процессуальный кодекс, в котором особенности уголовного и гражданского процессов отмечаются после изложения общих норм, действующих в каждой судебной инстанции. В Законе 1942 г. провозглашены принципы состязательности, публичности, устности, непосредственности судебного разбирательства и допустимости всех видов доказательств со свободной оценкой их судом. Большое число последующих изменений и дополнений к нему внес Закон об исполнении судебных решений по гражданским делам 1981 г.

Судебная система. Органы контроля

Систему общих судов в Швеции с 1789 г. возглавляет Верховный суд. Он состоит из не менее чем 22 членов (советников юстиции), 1 из которых правительство назначает председателем. В Верховном суде действуют 3 отделения, где дела рассматриваются в составе 5-7 членов суда.
Основная его функция - рассмотрение жалоб на приговоры и решения апелляционных судов (так называемый пересмотр судебных решений). Верховный суд может принять жалобы и по вопросам права, и в связи с неправильной оценкой фактических обстоятельств дела, в том числе доказательств. Однако само право на обжалование в Верховный суд весьма ограничено: вопрос о принятии той или иной жалобы к разбирательству решается коллегией из 3 судей (иногда - 1 судьей) по их усмотрению, а те отбирают лишь дела, значение которых существенно для судебной практики в целом. В качестве суда первой инстанции Верховный суд рассматривает дела об ответственности за должностные преступления министров и других высших должностных лиц. В случаях, когда речь идет о правовых принципах или толковании закона, дела по представлению отделений рассматривает пленарное заседание Верховного суда. Его решения определяющим образом влияют на правоприменительную деятельность судов и официальных учреждений.
6 апелляционных судов (соответственно числу округов, охватывающих в совокупности всю территорию страны) имеют по 2 или более отделений и включают каждый: председателя, одного или нескольких лагманов (председательствующих в составах суда) и родманов (членов суда). В составе 4-5 судей эти суды слушают апелляционные жалобы на приговоры и решения, вынесенные нижестоящими судами по уголовным и гражданским делам, предпринимая, по существу, новое судебное разбирательство с привлечением при необходимости даже новых доказательств (в Швеции обжалуется обычно не более 5% приговоров и решений нижестоящих судов). Они же в качестве суда первой инстанции рассматривают некоторые категории уголовных дел. Если при этом обвиняемому грозит наказание более строгое, чем штраф, то суд заседает в составе 3-4 штатных судей и 2-3 заседателей (асессоров). Предварительная подготовка дела, подлежащего рассмотрению в апелляционном суде, может быть поручена штатному судье или служащему суда.
Окружные суды (их в стране около 100), часто называемые сессионными, пришли на смену существовавшим до 1971 г. сельским и городским судам, весьма различавшимся по составу и полномочиям. Это низовое звено судебной системы. Они состоят из лагмана и различного числа родманов (в некоторых судах по 1, в окружном суде Стокгольма их более 100) и рассматривают по первой инстанции подавляющее большинство всех гражданских и уголовных дел. В разбирательстве уголовных и брачно-семейных дел участвуют 1 штатный судья и 5 заседателей, в гражданских - 3 штатных судьи. Единоличный судья вправе рассматривать дела о малозначительных уголовных преступлениях, наказуемых только штрафом, и проводить подготовительное разбирательство по гражданским делам, что бывает довольно часто. Заседатели, избираемые собраниями коммунальных уполномоченных сроком на 6 лет, участвуют совместно с судьей в разбирательстве дела, и принятое ими даже вопреки мнению судьи решение, если за него высказались 4 из 5 заседателей, считается окончательным приговором по уголовному делу (в противном случае оглашается приговор, предложенный судьей). Аналогичные правила действуют и при рассмотрении брачно-семейных дел. Жюри присяжных заседателей, выносящих лишь вердикт о виновности или невиновности, создается только для разбирательства дел о преступлениях против Закона о печати 1974 г. Для рассмотрения гражданских дел с относительно небольшой суммой иска существует упрощенная процедура судебного разбирательства единоличным судьей и, как правило, без участия адвокатов (Закон о рассмотрении мелких исков 1974 г.). Шведское законодательство допускает также рассмотрение гражданских споров арбитрами. Согласно Закону об арбитрах 1929 г. каждая из сторон назначает своего арбитра, а те выбирают третьего. Решение арбитров окончательно, но по некоторым формальным основаниям может быть обжаловано в общие суды.
На судей окружных судов возложена также регистрация сделок по продаже и закладу земельных участков, регистрация завещаний, надзор за опекой и управлением имущества несовершеннолетних.
В Швеции имеется развитая система учреждений административной юстиции, рассматривающих жалобы на действия государственных и муниципальных учреждений (однако споры по договорам, заключенным властями с частными лицами или компаниями, а также иски из причинения вреда, предъявленные властям, подлежат разбирательству в общих судах). Их деятельность регулируется Административно-процессуальным кодексом 1971 г. Возглавляет эту систему Верховный административный суд (в Стокгольме, основан в 1909 г.), состоящий из 21 судьи и по своим функциям, структуре и организации деятельности аналогичный Верховному суду Швеции. Он занят главным образом рассмотрением жалоб на решения, вынесенные нижестоящими апелляционными административными судами, но только в тех случаях, когда соответствующая коллегия сочтет такое рассмотрение целесообразным. Некоторые категории жалоб, обращенных в органы административной юстиции, рассматриваются Верховным административным судом по первой инстанции.
Апелляционные административные суды (их 4) также напоминают общие апелляционные суды. Они рассматривают жалобы на решения нижестоящих административных судов, а также слушают по первой инстанции жалобы на решения административных органов по вопросам заработной платы служащих, социального обеспечения и др. Конкретные дела слушаются составом из 3-4 штатных судей, а в некоторых случаях - 3 судей и 2 заседателей. Имеется также Налоговый апелляционный суд.
Низшее звено этой системы - административный суд лена (лентрадиционная административно-территориальная единица). Дела в нем слушает 1 штатный судья с участием 3 заседателей. В компетенцию этого суда входит разбирательство споров по налоговому обложению, о лишении водительских прав, о наложении ареста на имущество, о принудительной передаче детей от одного из родителей другому и т.д. Административный суд лена может рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних, о принятии мер к алкоголикам и наркоманам.
Наряду с названными общими и административными судами имеется довольно большое число специальных судов - по жилищным вопросам, по делам о земельной собственности, по делам социального страхования, коммерческий и др. Среди них наиболее важную роль играет Суд по трудовым конфликтам (основан в 1928 г.). Согласно Закону о судопроизводстве по трудовым спорам 1974 г. он в качестве первой и окончательной инстанции рассматривает конфликты, возникающие в связи с толкованием и применением коллективных договоров, а также жалобы на решения окружных судов по иным спорам между предпринимателями и работниками.
Судьи назначаются на свои должности правительством из числа шведских граждан, имеющих высшее юридическое образование (ученую степень) и сдавших установленные законом квалификационные экзамены. Свою карьеру все шведские судьи, как и многие другие юристы, начинают со стажировки в качестве клерков при судах.
Особое место в системе государственных учреждений и судебных органов принадлежит Канцлеру юстиции и омбудсманам. Канцлер в отличие от министра юстиции не входит в правительство, но подчиняется ему (некогда он подчинялся непосредственно Королю). Он возбуждает дела по обвинению в должностных преступлениях членов высших судебных органов, ведет контроль за осуществлением законодательства о свободе печати и выполняет некоторые другие надзорные функции, в частности в отношении адвокатов. Со времени конституционных реформ 1809 г. существует и должность Омбудсмана юстиции - уполномоченного Риксдага, надзирающего за отправлением правосудия и соблюдением законов должностными лицами и государственными учреждениями. В 1970-1990 гг. в Швеции учреждены должности 5 омбудсманов в ряде специальных областей общественной жизни - по этническому равноправию (с 1986 г.), по равноправию полов (с 1980 г.), по правам потребителей (с 1971 г.), детей (с 1993 г.) и инвалидов (с 1994 г.). Они назначаются сроком на 4 года из числа опытных юристов. Будучи призваны защищать интересы граждан, омбудсманы принимают жалобы на нарушения их прав, но могут лишь ходатайствовать об отмене незаконных решений и распоряжений властей. Ежегодно они представляют отчеты парламенту.
Расследование подавляющего числа дел об уголовных преступлениях ведет полиция, наиболее серьезных дел - прокуратура. Поддерживает обвинение в суде государственный обвинитель (прокурор). Он вправе отказаться от судебного преследования, даже если речь идет о серьезном преступлении, либо вместо передачи дела в суд предложить обвиняемому уплатить предусмотренный законом штраф, чем признать себя виновным. Правами на прекращение уголовного дела, в том числе с уплатой штрафа, обладает и полиция. Поддерживают обвинение по уголовным делам в судах низшей инстанции, как правило, окружные прокуроры, в апелляционных судах - прокуроры ленов, в Верховном суде - генеральный прокурор (он состоит при Верховном суде, но осуществляет общий контроль за деятельностью прокуроров всех рангов и их помощников).
Интересы сторон в гражданском процессе, обвиняемого и потерпевшего в уголовном процессе могут (но не обязательно) представлять адвокаты. Выступать в суде в этом качестве вправе только члены Шведской ассоциации адвокатов, принятые в нее после 5 лет практической юридической работы и сдачи соответствующих экзаменов. Значительное число жителей Швеции имеет право на бесплатную либо частично оплачиваемую юридическую помощь, в том числе со стороны государственного защитника по уголовному делу. Кроме того, многие из них застрахованы на случай расходов по судебным делам.

Литература

Введение в шведское право / Под ред. проф. Б. С. Крылова. М., 1986.
Швеция. Конституция и законодательные акты. М., 1983.
Уголовный кодекс Швеции / Пер. С.С.Беляева и А. С. Михлина. М., 2000.
An Introduction to Swedish Law // Ed. Stromholm S. Stockholm, 1991.

Государственное устройство
Правовая система
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Уголовное право и процесс
Судебная система. Органы контроля
Литература

Государство в Северной Европе на Скандинавском полуострове.
Территория - 450 тыс. кв.км. Столица - г. Стокгольм.
Население - 8,5 млн. чел. (1997 г.).
Официальный язык - шведский.
Религия - 86% населения - протестанты-лютеране.
Централизованное шведское феодальное государство - королевство свеев возникло в X в. В 1397-1523 гг. действовала Кальмарская уния - союз Дании, Норвегии и Швеции при господстве Дании. В 1523 г. Швеция восстановила государственную независимость. В 1527 г. проведена лютеранская реформация. В 1809 г. Швеция теряет Финляндию, но в 1814 г. получает Норвегию. В 1809 г. совершена верхушечная буржуазная революция, принята Конституция. В 1865-1866 гг. учрежден бессословный цензовый двухпалатный парламент (Риксдаг). В 1905 г. расторгнут союз между Швецией и Норвегией. С 1995 г. Швеция - член ЕС.
Государственное устройство

Швеция - унитарное государство, состоящее из 24 округов (ленов). В ленах действуют органы местного самоуправления - ландстинги, избираемые населением на 3 года. Деятельность ландстингов контролируется губернаторами, которые представляют в ленах центральную власть. Губернаторы стоят во главе специальных административных бюро.
Государственный строй Швеции определен Конституцией 1974 г., которая состоит из 3 основных законов - о форме правления, о престолонаследии, о свободе печати.
По форме правления Швеция - конституционная парламентская монархия. Политический режим - демократический.
Главой государства Конституция провозглашает наследного Короля (§ 1 гл.5), однако полномочия его носят, по существу, формальный характер. За Королем сохранились в основном церемониальные обязанности (к примеру, официальное открытие сессии парламента). Функции его как главы исполнительной власти принадлежат правительству и конституционно за ним закреплены. Решения, принятые правительством, не требуют подписи Короля, Король не присутствует на его заседаниях, наконец, он не обладает правом назначать и увольнять членов правительства, судей и высших чиновников.
Высшим органом государственной власти является парламент Риксдаг, однопалатный представительный орган из 349 депутатов, избираемых на 3 года путем всеобщих выборов на основе пропорционального представительства. Конституция закрепляет за Риксдагом значительный объем прав. Право законодательствовать составляет исключительную прерогативу Риксдага, так как Конституция не предоставляет королю права вето. Правда, 7 гл.III Закона о форме правления предусматривает возможность передачи Риксдагом правительству права на издание постановлений по ряду вопросов, касающихся промышленности, торговли, транспорта, охраны жизни и здоровья людей, поддержания общественного порядка.
Право законодательной инициативы принадлежит правительству и членам парламента. Представленный для рассмотрения законопроект выносится на заседание Риксдага, где сначала оглашается его название и фамилия его автора. После этого законопроект отсылается в соответствующую комиссию. Комиссия, изучив законопроект, делает по нему доклад на пленарном заседании Риксдага, который вправе отклонить законопроект или внести в него поправки. После доклада комиссии законопроект или принимается к рассмотрению, или вновь передается в комиссию. Если он принят к рассмотрению, начинаются прения, затем проводится голосование; при этом достаточно простого большинства депутатов.
К числу наиболее важных функций парламента относится определение финансовой политики государства. За ним закреплены широкие права в сфере налогообложения, он рассматривает и принимает бюджет, решает вопросы, касающиеся заключения займов и распоряжения государственной собственностью. Парламент вправе объявлять войну и заключать мир. Под его контролем находятся деятельность правительства, административный, судебный аппараты, органы местного самоуправления. Парламентский контроль осуществляется путем интерпелляций, обсуждения на сессиях сообщений правительства об основных направлениях его внутренней и внешней политики. Работу правительства контролирует Конституционная комиссия парламента. Обнаружив нарушение законов со стороны какого-либо министра, она вправе обратиться к Риксдагу с просьбой возбудить преследование.
Исполнительная власть в стране возложена на правительство Кабинет министров, - формируемое при непосредственном участии Риксдага и ответственное перед ним. Правительство назначается в соответствии с расстановкой сил в парламенте, оно должно пользоваться доверием Риксдага. Порядок образования Кабинета закреплен в Конституции: на сессии парламента по предложению тальмана (председателя Риксдага) проводятся выборы Премьер-министра. Кандидатура считается одобренной, если за нее проголосовало не менее половины депутатов. Если кандидат не наберет нужного числа голосов, назначается повторное голосование. Премьер-министр сам определяет состав своего Кабинета, члены которого затем утверждаются Риксдагом. Риксдаг обладает правом роспуска правительства. Для этого он должен принять специальную резолюцию порицания.
Полномочия правительства в настоящее время достаточно обширны, и прежде всего потому, что большинство прав, принадлежавших ранее Королю, теперь осуществляет правительство. Основные вопросы экономической, социальной и политической жизни решаются Кабинетом, который, согласно § 1 главы V Закона о форме правления, должен лишь ставить Короля в известность о принятых мерах. Правительству переданы и такие функции Короля, как назначение высших чиновников, судей, образование некоторых ведомств, определение внешней политики, руководство вооруженными силами. Правительство обладает правом роспуска Риксдага, однако это право ограничено определенными условиями (к примеру, вновь избранный парламент не может быть распущен раньше, чем через 3 месяца после начала первой сессии).