Муниципальное право как отрасль науки и учебная дисциплина. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина Источники науки муниципальное право

Диспозитивный метод характеризуется тем, что предоставляет субъекту правоотношения право выбора поведения по своему усмотрению или выбора между возможными вариантами поведения, указанными в соответствующем нормативно-правовом акте.

Например; “Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств”, “муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности”.

В процессе правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления должно быть найдено разумное сочетание этих методов. Только в этом случае будут достигнуты цели регулирования, и оно будет эффективным.

7. Муниципальное право РФ как наука и учебная дисциплина

Различают муниципальное право РФ как отрасль права, науку и учебную дисциплину.

В основе этого деления – качественное различие между этими явлениями. Они различаются по форме выражения, источникам, целям и функциям.

Отрасль права – это организационно обособленная группа правовых институтов, направленная на регулирование совокупности однородных общественных отношений.

Наука – это система взглядов и представлений относительно какого-либо явления.

Муниципальное право относится к общественным наукам, предметом которых выступает какое-либо общественное явление. Муниципальное право – юридическая наука.

Наука муниципального права изучает общественные отношения в сфере местного самоуправления, законодательства о местном самоуправлении в РФ.

Наука изучает отрасль права, ее институты, их закрепление, взаимодействие.

Система науки муниципального права включает:

– предмет и метод муниципального права;

– систему муниципального права;

– принципы территориальной организации местного самоуправления;

– вопросы местного значения;

– наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

– формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления;

– органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

– муниципальные правовые акты;

– экономическую основу местного самоуправления;

– межмуниципальное сотрудничество;

– ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью;

– историю муниципального права РФ;

– муниципальное право зарубежных стран.

Система науки муниципального права строится на основе системы отрасли муниципального права, но значительно отличается от нее и содержит оригинальные элементы, касающиеся истории муниципального права как России, так и зарубежных стран, теоретических аспектов муниципального права.

Наука муниципального права в последнее время активно развивается.

Положения науки выражаются в монографиях, статьях, учебниках по муниципальному праву ученых-правоведов. Наука муниципального права взаимодействует с отраслью муниципального права и учебной дисциплиной.

Достижения науки муниципального права используются в законотворческом процессе.

Одним из крупнейших ученых, отдавших дань муниципальному праву, является Ю. А. Тихомиров.

В соответствии с системой науки муниципального права строится курс учебной дисциплины муниципального права. В настоящее время эта дисциплина входит в программу высших и средних специальных учебных заведений, обучающихся по юридической специальности, по специальности “государственное и муниципальное управление” и др.

Целью отрасли муниципального права является правовое регулирование соответствующих общественных отношений.

Целью науки муниципального права является изучение муниципального права и определение его основных категорий, системы, места в системе российского права, разработки, способствующие совершенствованию законодательства по вопросам местного самоуправления в РФ, анализ с этой целью норм закона, выявление общих закономерностей развития муниципального права, прогнозирование и т. д.

Наука носит теоретический характер , результаты научной деятельности опробуются уже на уровне отрасли права.

Научная деятельность носит творческий характер .

Учебная дисциплина не предполагает в отличие от науки муниципального права фундаментальных научных разработок. Целью учебной дисциплины муниципального права является обучение студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами.

8. Муниципально-правовые нормы

Отрасль права – это не что иное, как совокупность правовых норм. Нормы права данной отрасли группируются в более крупные образования – институты. Правовые институты – это образования внутри отрасли, включающие только однородные нормы права. В некоторых случаях они могут быть межотраслевыми, например институт гарантий при проведении выборов характерен для муниципального права и избирательного права РФ, институт муниципальной собственности характерен как для муниципального права, так и для гражданского права РФ, институт должностных лиц характерен как для муниципального, так и для административного права РФ и т. д.

Наличие межотраслевых институтов свойственно всем отраслям права, но особое значение они имеют в структуре комплексных отраслей права.

Норма права – юридически закрепленное общеобязательное и формально определенное правило поведения.

Норма права является исходной единицей правового регулирования.

Признаки нормы права:

1) закрепление в нормативно-правовом акте означает, что норма права записана в тексте нормативно-правового акта либо является юридическим обычаем и соответствующим образом выражена;

2) общеобязательность правовой нормы означает обязательное для всех предписание по соблюдению нормы права под угрозой неблагоприятных последствий для нарушителя, в случае нарушения правовой нормы в действие вступает аппарат государственного принуждения;

3) формальная определенность правовой нормы означает ее конкретное выражение, соответствие этого выражения требованиям, предъявленным к ее форме;

4) норма является правилом поведения, т. е. предусматривает возможность влиять на поведение субъекта правоотношения, устанавливает образец такого поведения.

Муниципальное право содержит материальные и процедурные нормы .

Материальные нормы устанавливают правовые основы муниципального права, его общие принципы, в основу которых положен материальный критерий: “Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации”.

Процедурные нормы устанавливают порядок, процедуру осуществления каких-либо действий: “Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования.

Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования”.

Процедурные нормы столь же важны, как материальные.

Их нарушение сводит на нет материальные нормы и влечет нарушение принципов муниципального права.

Нормы муниципального права содержатся в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, подзаконных актах федерального уровня, конституциях, уставах субъектов РФ, законах субъектов РФ, прочих нормативно-правовых актах органов государственной власти субъектов РФ, уставах муниципальных образований, других нормативно-правовых актах муниципальных образований.

Нормы муниципального права содержатся также в международных договорах РФ и других международных документах.

Особый источник норм муниципального права – общепризнанные международные принципы, являющиеся частью системы российского права.

Нормы муниципального права бывают императивные и диспозитивные .

Императивные нормы носят обязательный характер, содержат безапелляционное требование совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.

Диспозитивные позволяют выбрать модель поведения.

9. Место муниципального права в системе российского права

Место муниципального права в системе российского права определяется, во-первых, публичностью данной отрасли и, во-вторых, его комплексным характером.

Муниципальное право – публичная отрасль права.

В соответствии с общепринятой классификацией все право можно разделить на публичное и частное. Это деление в значительной степени условно.

Публичное право регулирует общественные отношения, представляющие первостепенное значение для государства . Для отраслей этой группы характерно в большей степени императивное регулирование.

Частное право регулирует вопросы, представляющие интерес главным образом для граждан.

Муниципальное право в силу целого ряда особенностей соотносится как с публичными, так и с частными отраслями права.

Наиболее тесно взаимодействие муниципального и конституционного права РФ . Конституционное право РФ служит отправной точкой для муниципального права, закладывает правовые основы институтов муниципального права, определяет его цели и принципы. Конституционное право наделяет граждан правом на местное самоуправление, закрепляет прочие права граждан, без которых осуществление местного самоуправления было бы невозможным.

Конституционное право определяет основы статуса муниципальных образований и органов местного самоуправления.

Подотрасль конституционного права – избирательное право РФ – также весьма тесно связана с муниципальным правом в части регулирования местных выборов и референдума. Избирательные права граждан, установленные избирательным правом, всецело распространяются на граждан при реализации ими избирательных прав в области местного самоуправления.

Муниципальное право тесно связано с такими отраслями российского права, как финансовое, налоговое, бюджетное право .

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” регулирует местные финансы, в том числе режим местных налогов и сборов наряду с Налоговым кодексом РФ. При этом он не должен противоречить Налоговому кодексу РФ.

Этот же Закон регулирует бюджетный процесс на местном уровне как самостоятельное направление деятельности органов местного самоуправления.

В настоящее время также действует Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”.

Муниципальное право связано также с административным правом РФ по целому ряду вопросов. К этим вопросам относятся вопросы муниципальной службы, административной ответственности муниципальных служащих, а также вопросы культуры, образования и др.

Смежные нормы содержатся в таких актах, как Основы законодательства о культуре, Федеральный закон “Об образовании” и др.

Международное публичное право является частью системы российского права. Ряд принципов муниципального права закреплен на международном уровне.

Природно-ресурсное право предусматривает режим пользования природными ресурсами, вопросы приобретения права собственности на них как на объекты, ограниченные в гражданском обороте, что, естественно, не может миновать сферы заинтересованности соответствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделены компетенцией в сфере экологического права .

Соотносятся в вопросах регулирования муниципальной собственности, регулирования деятельности муниципальных предприятий муниципальное и гражданское право .

По вопросам внешнеэкономической деятельности к муниципальным органам применяются нормы международного частного права .

Муниципальное и уголовное право РФ взаимодействуют, например, при уголовной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления.

10. Субъекты муниципального права РФ

Круг субъектов муниципального права очень широк, в связи с тем что весьма широк круг общественных отношений, находящихся в пределах правового поля муниципального права РФ.

Субъект права – это лицо или группа лиц, способная вступать в общественные отношения определенного вида, наделенная совокупностью прав и обязанностей. Субъектами муниципального права являются физические лица и организации. Физические лица – это граждане, иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям относятся государство, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Классифицировать субъекты муниципального права можно по следующим основаниям:

1) государственные и негосударственные образования;

2) индивидуальные и коллективные субъекты.

К государственным (публичным) субъектам относятся Российская Федерация, ее субъекты, органы государственной власти РФ и др. К негосударственным субъектам относятся общественные объединения, политические партии, религиозные группы и т. д.

К субъектам муниципального права относятся:

1) Российская Федерация (Россия) – суверенное государство, проводящее в пределах своей территории, а также в отношении своих граждан определенную политику. Россия обладает собственной правовой системой, определенной компетенцией в отношении населения РФ, субъектов РФ, монополией на издание законов и т. д.;

2) субъекты РФ;

3) Президент РФ;

4) Правительство РФ;

5) Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

6) Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

7) суды представлены судами самого различного уровня и наделены различной компетенцией;

10) органы местного самоуправления;

11) муниципальные образования;

12) население муниципального образования;

13) общественные объединения;

14) муниципальные должностные лица;

15) иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории муниципального образования;

16) советы муниципальных образований и другие объединения.

Степень участия и плотность взаимодействия между субъектами муниципального права различны.

Каждый субъект муниципального права наделен соответствующими его статусу полномочиями.

Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Член выборного органа местного самоуправления – выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

11. Система муниципального права в РФ

Необходимым свойством любой отрасли права является его целостность. Система права – это его внутреннее строение, организация норм муниципального права в соответствии с их иерархией.

Целостность муниципального права – следствие его самостоятельности как отрасли права.

Нормы муниципального права не рассыпаются на множество автономных элементов, несмотря на то что они регулируют порой довольно далеко отстоящие друг от друга правоотношения. Это связано с тем, что их объединяют общие предмет, метод, функции, цели.

Муниципальное право – это не аморфная масса правовых предписаний, а единая система муниципальных норм. Муниципальное право внутренне организовано, нормы муниципального права взаимосвязаны и взаимозависимы.

В жизни права система играет особую роль, поскольку отражает одно из насущных его свойств – формализированность.

Логически полная и связанная система норм муниципального права возникает, в силу того что нормы муниципального права объединены в субинституты, институты.

Нормы муниципального права не одинаковы по своей юридической силе: они иерархизованы в зависимости от уровня, на котором они приняты, и компетенции органа, их издавшего, отношений, которые они регулируют. Как и в любой другой отрасли права, в муниципальном праве принята так называемая субординация норм.

Система муниципального права упрощает пользование законодательством, помогает осмыслить роль и правовую природу норм муниципального права.

Следует различать систему муниципального права как отрасли российского права и систему муниципального права РФ как науки. В отличие от системы отрасли система науки включает такие разделы, как история муниципального права России, зарубежное муниципальное право, предмет и метод муниципального права РФ и др.

Муниципальное право РФ имеет следующую систему.

1. Общие положения (раздел включает общие понятия и термины, характерные для всей отрасли муниципального права, такое включение в систему права основных категорий является юридической традицией и способствует более системному восприятию).

2. Принципы территориальной организации местного самоуправления.

3. Вопросы местного значения.

4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

7. Муниципальные правовые акты.

8. Экономическая основа местного самоуправления.

9. Межмуниципальное сотрудничество.

10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью.

11. Особенности организации местного самоуправления.

Эта система строится по аналогии с наиболее крупными группами муниципальных норм – институтами муниципального права.

Система муниципального права строится в соответствии с положениями Закона “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”. Подобные законы как рамочные имеют особую важность в плане организации системы права.

Система муниципального права РФ состоит из двух основных частей:

общая часть муниципального права РФ (нормы этой части затрагивают муниципальные отношения в целом, например нормы-принципы);

особенная часть муниципального права РФ (нормы этой части затрагивают отдельные вопросы правового регулирования, например, ответственность органов местного самоуправления).

Систему муниципального права составляют международные и внутренние нормы муниципального права.

Среди муниципальных норм большое значение имеют нормы-принципы.

Вся система муниципального права строится в соответствии с этими принципами.

12. Основные теории местного самоуправления

Политическая и правовая мысль издревле интересовалась вопросами организации власти на местах.

В отношении этих вопросов зачастую складывались совершенно противоположные мнения. Например, относительно того, как соотносятся между собой муниципальная и государственная власти (а значит, и органы государственного управления и муниципальные органы), существуют следующие точки зрения:

1) местное самоуправление – самостоятельная деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач местного значения, в которую государственные органы вмешиваться не вправе, а муниципальная власть отделена от государственной власти;

2) местное самоуправление осуществляется государством в лице государственных органов на местах, которые подотчетны и подконтрольны центральным органам государственной власти, муниципальная власть как самостоятельная власть органов местного самоуправления не существует, а является формой государственной власти.

Эти теории главным образом дифференцированы в зависимости от того, что признается источником власти в муниципальном образовании , кем наделяются властью в решении вопросов местного значения органы местного самоуправления. В первом случае эту власть они получают непосредственно от местных жителей, в решении вопросов местного значения они представляют их и ответственны именно перед ними. Эта модель местного самоуправления наиболее полно соответствует идеалам демократии и современным представлениям о теории местного самоуправления.

Во втором случае свою власть и все полномочия по решению вопросов местного значения местные органы получают сверху. Они представляют государственную власть на местном уровне. За результаты своей деятельности они ответственны перед вышестоящими государственными органами, подотчетны и подконтрольны им. Данная модель организации местной власти характерна для государств с авторитарным или тоталитарным режимом правления. Местная власть лишь профанирует идею местного самоуправления, никакой реальной самостоятельности по отношению к центру у местных органов нет.

Понятие «муниципальное право» используется не только для наименования отрасли российского права, но и для обозначения соответствующей научной дисциплины, а также соответствующей учебной дисциплины.

1. Муниципальное право как научная дисциплина является самостоятельной отраслью юридической науки.

«Научная дисциплина муниципального права – это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования», утверждает проф. В.И. Фадеев.

Несколько иное определение даёт проф. С.А. Авакьян: наука муниципального права - это система научных знаний, идей, концепций, в основе которых находятся исторические, международные и современные отечественные представления о закономерностях становления и развития местного самоуправления, а также самого муниципального права.

Последнее определение расширяет границы муниципального права как сугубо правовой научной дисциплины: идеи и теории местного самоуправления зачастую находятся за пределами права как отрасли теоретического знания. Они лежат в сфере философии, социологии, других наук, занимающихся проблемами общественного развития. Тем самым муниципальное право смыкается с достаточно широким кругом иных гуманитарных научных дисциплин.

Предметом науки муниципального права является новая, находящаяся в стадии развития комплексная отрасль российского права – муниципальное право, а также исторический опыт развития местного самоуправления и его правовых основ.

Муниципальное право как наука обязана ответить на вопрос о происхождении и природе муниципального (местного) самоуправления, истории развития муниципального права. Мировая наука сформулировала на сей счёт ряд теорий, среди которых общепризнанными являются:

Теория свободной общины (естественных прав общины);

Общественная (хозяйственная) теория самоуправления;

Государственная теория самоуправления;

Теория дуализма муниципального управления;

Теория муниципального социализма.

Желающих ознакомиться с основами этих теорий отсылаем к учебнику «Муниципальное право России» под редакцией профессора С.А. Авакьяна.

Задача науки муниципального права состоит в выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового обеспечения местного самоуправления с учётом его нынешнего состояния и перспектив развития. Для этого наука муниципального права должна активно взаимодействовать с другими научными направлениями – социологией местного самоуправления, политологией, футурологией и др.

Наука российского муниципального права ещё моложе, чем само муниципальное право, ибо наука следует за своим предметом после его появления на свет. Однако свойство науки таково, что она не удовлетворяется созерцанием своего предмета; исследуя предмет, динамику и тенденции его развития, наука выискивает в нём изъяны и пороки, пытается прописать «лекарства» – способы устранения изъянов и пороков, прогнозирует, а порой и предлагает пути его совершенствования.



Эти способы устранения изъянов и пороков отечественная наука пытается либо найти в опыте соответствующего правового регулирования иных стран, успевших ранее и дальше нас продвинуться в этой области – и тогда этот опыт становится составной частью предмета отечественной науки муниципального права, либо изобретает их сама – и тогда это наши «ноу-хау».

Справедливости ради следует отметить, что отечественная наука муниципального права дала стране и миру немало интересных находок. Эти находки связаны с именами учёных и видных деятелей дореволюционной России В.Н. Лешкова, А.И. Васильчикова, В.П. Безобразова, Б.Б. Веселовского, А.Д. Градовского, Н.И. Лазаревского, Н.М. Коркунова, М.И. Свешникова, а также наших современников – видных исследователей муниципального права современной России С.А. Авакьяна, Г.В. Барабашева, Д.Н. Бахраха, А.А. Безуглова, Н.С. Бондаря, В.И. Васильева, И.В. Выдрина, Е.В. .Гриценко, М.А. Краснова, Е.М. Ковешникова, А.Н. Кокотова, А.Н. Костюкова, В.А. Крекова, О.Е. Кутафина, В.А. Пертцика, Н.В. Постового, В.В. Пылина, А.Я. Сливы, Ю.А. Тихомирова, В.И. Фадеева, К.Ф. Шеремета, Е.С. Шугриной и других.

Основаниями для таких открытий являются:

Огромное географическое, природно-климатическое, этническое, культурное и религиозное и иное многообразие территорий Российской Федерации, требующее выработки соответствующих подходов к организации местного самоуправления, недопущения малейшей его дискриминации по любому признаку;

Связанная с этим многообразием необходимость его учёта в нормах муниципального права на федеральном, региональном и местном уровне;

Огромный простор для нормотворчества на местном уровне, предоставляемый Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Федерации.

Анализ научной литературы показывает, что если в первые годы возрождения местного самоуправления в России предметом интереса исследователей были нормы федерального и регионального законодательства, взаимодействие федеральных и региональных властей в решении проблем местного самоуправления, то в последние годы интерес исследователей всё более смещается в сферу изучения, сопоставления и обобщения опыта конкретных муниципальных образований, их достижений и ошибок. Именно это дало основание Е.С. Шугриной определить в качестве предмета научной дисциплины «муниципальное право» организацию и функционирование местного самоуправления, проблемы правового регулирования местного самоуправления.

Наконец, напомним: муниципальное право не существует изолированно, само по себе, оно энергично взаимодействует с конституционным правом, другими смежными отраслями права (см. схему 2).

Муниципальное право как наука не может обойти своим вниманием и эту особенность муниципального права как отрасли права. И сама наука муниципального права не существует изолированно от других, смежных научно-правовых дисциплин. Как отмечает Д.А. Керимов, «взаимодействие наук вообще является необходимой и актуальной потребностью развития самой науки, повышения качества, эффективности и результативности научных исследований».

Современная практика местного самоуправления ставит перед юридической наукой в целом такие комплексные задачи, которые не в состоянии решать порознь ни конституционное право, ни административное право, ни другая отраслевая наука. Взаимодействуя с науками конституционного права, гражданского, административного, финансового, земельного, экологического права, других отраслей, муниципальное право интегрирует теоретические знания этих наук в целостную систему научных знаний о его предмете.

Для муниципального права как научной дисциплины характерно использование общепринятых методов исследования общенаучных (исторический, диалектический, системный, социологический) и специальных (сравнительно-правовой, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический).

Муниципальное право как наука констатирует: в настоящее время Россия реализует в своих нормах все основные установки Европейской хартии местного самоуправления:

Основополагающие общепризнанные принципы организации местного самоуправления включены в Конституцию Российской Федерации и подробно развиты в федеральном и региональном законодательстве;

Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив;

В процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно касающихся органов местного самоуправления, с ними проводятся консультации;

Местные органы власти имеют возможность сами определять свои внутренние административные структуры;

Сформирована системы муниципальной службы, способная обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров;

Административный контроль за органами местного самоуправления осуществляется только в порядке и в случаях, предусмотренных законом.

Россия пошла дальше: её законодательство предусматривает более широкий спектр форм реализации народовластия, чем это предусмотрено законодательством большинства европейских стран. Полномасштабная реализация этих форм способствует утверждению демократии в нашей стране как одной из основ её конституционного строя.

Одним из индикаторов «живучести» любой научной дисциплины является количество научных публикаций по соответствующей проблематике – в них проявляется интерес к ней (дисциплине и её проблематике) со стороны учёных-исследователей. Следует отметить растущий интерес к отечественному муниципальному праву не только российских, но и зарубежных исследователей. Ежегодный выпуск научных статей, обзоров, монографий по данной тематике насчитывает сотни наименований. В России издаются специальные журналы: «Местное право», «Муниципальный мир», «Городское управление», «Земский вестник», «Местное право - Всероссийский журнал местного самоуправления», «Малые города: Деловой вестник местного самоуправления», «Конституционное и муниципальное право», «Государственная власть и местное самоуправление», издаётся серия «Библиотека местного самоуправления» и др. В Белгородской области по инициативе мэра г. Белгорода С.А. Боженова выходят журналы «Государственное и муниципальное управление: теория и практика», «Управление городом: теория и практика».

По теоретическим и прикладным проблемам местного самоуправления проводятся слушания и «круглые столы» в Федеральном Собрании Российской Федерации, научные конференции во многих вузах России.

2. Муниципальное право как учебная дисциплина синтезирует в себе муниципальное право как отрасль современного российской права и муниципальное право как науку .

Мы должны знать соответствующее законодательство, хорошо в нём ориентироваться для того чтобы извлекать из этого знания практическую пользу в тех или иных жизненных ситуациях. Однако мы обязаны уметь возвыситься до анализа и обобщения норм права, воспринимать их как систему, то есть отрасль права, знать и понимать её структуру (состав институтов), характер взаимодействия данной отрасли со смежными отраслями, иметь представление об истории формирования муниципального права в нашей стране и за рубежом, видеть особенности нашего, отечественного пути становления и развития местного самоуправления.

Всему этому нас учит муниципальное право как учебная дисциплина.

В качестве отдельной задачи курса «Муниципальное право», изучаемого в образовательных учреждениях МВД России, мы видим увязку представлений о функционировании местного самоуправления и связанных с этим задачах полиции в современной России. Мы убеждены: понимание этой связи необходимо офицеру полиции для более глубокого осознания своей роли и своей ответственности в отношении тех муниципальных образований и проживающих в них граждан, на которые распространяется зона действия соответствующего подразделения органов внутренних дел России.

Синтез муниципального права (отрасли) и научных представлений о муниципальном праве определяет выделение в учебном курсе общей и особенной части.

Общая часть курса охватывает важнейшие направления деятельности российского государства по установлению принципов и организационно-правовых основ деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления, разграничению их компетенции, осуществлению экономической, финансовой, кадровой политики на местах, обеспечению гарантий местного самоуправления, установлению ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством и населением. В общей части рассматриваются различные концепции, модели местного самоуправления, учтён опыт функционирования муниципальных органов зарубежных стран.

Особенная часть курса предусматривает изучение деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в основных сферах жизнедеятельности муниципальных образований – всего того, что 131-й закон объединяет понятием «вопросы местного значения».

Метод муниципального права как учебной дисциплины – дидактика. Дидактика – это раздел педагогической науки, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений. Дидактика лежит в основе преподавания любых дисциплин, в равной степени она приложима и к дисциплине «Муниципальное право России».

Помимо усвоения знаний, умений и навыков задача курса состоит также в формировании у курсантов убеждения в профессиональной полезности и необходимости для них этого курса. Это связано с тем, что, хотя органы полиции и относятся к федеральным органам исполнительной власти, работают-то они в муниципальной среде, на территории муниципальных образований и дело имеют с гражданами, составляющими население муниципальных образований, а также плотно взаимодействуют с органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Ключевым вопросом при этом становится то, что пока ещё не урегулировано законом, да и вряд ли вообще может быть им урегулировано. Речь идёт о качестве взаимодействия органов государственной власти, включая правоохранительные органы, органов местного самоуправления и населения, жителей соответствующей территории. О степени взаимного доверия и желании объединить усилия в решении общих проблем.

Белгородская область, осознавая эту проблему одной из первых в России, ставит перед собой задачу формирования солидарного общества как формы активизации участия граждан в созидательном процессе в интересах области. Это будет, безусловно, новое слово в развитии демократии в нашей стране.

Задачи, которые ставит перед собой область в сфере совершенствования общественных отношений, предопределяют необходимость адекватного отношения к их реализации и со стороны органов внутренних дел, каждого полицейского и офицера полиции. Дух этих отношений, их высокая нравственность должны стать нормой во взаимоотношениях полиции и граждан – естественно, при скрупулёзном соблюдении законности. Это в полной мере соответствует требованиям Федерального закона «О полиции».

Муниципальное право как учебная дисциплина столь же молода, как и современное местное самоуправление. Только в последние годы в стране стали появляться учебники и учебные пособия по муниципальному праву. Их авторами являются видные учёные и педагоги: академик РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации О.Е. Кутафин, доктора юридических наук, профессора А.С. Авакьян, В.В. Бородин, И.В. Выдрин, В.В. Еремян, М.С. Матейкович, В.И. Фадеев, Г.Н. Чеботарёв и др. Это обеспечивает высокий теоретический уровень и надлежащую глубину изложения учебного материала, и, в свою очередь, создаёт необходимые предпосылки и условия для надлежащего усвоения теоретического материала студентами.

Заключение

Мы получили начальные представления о муниципальном праве как самостоятельной отрасли современного российского права: определили предмет и метод муниципального права, разобрались с его системой и источниками, выявили различия между муниципальным правом как отраслью, наукой и учебной дисциплиной.

Выполненный анализ позволяет сделать общий вывод о том, что сформировавшаяся к настоящему времени система муниципального права уже в достаточной степени способна обеспечить нормальное функционирование местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем исследователи отмечают разрыв, «ножницы» между писаным (формальным) и фактическим муниципальным правом: в жизни, в практике права местного самоуправления и граждан нередко ущемляются, а их оговоренная законом защита является недостаточной.

Такое положение требует продолжения работы по совершенствованию муниципального законодательства и практики его применения. Для решения этой задачи требуется объединение усилий государства и самих муниципальных образований. Немалую роль здесь может сыграть общественность: региональные и общероссийские объединения муниципальных образований, учёные, практики-юристы.

Возникает вопрос: а зачем нужна эта дисциплина курсантам высших учебных заведений МВД России? – Ответ на этот вопрос даёт статья Федерального закона «О полиции»: Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Из этого следует, что офицер полиции должен знать не только конституционное право России, устанавливающее правовой статус личности, но и российское муниципальное право, в котором прописан правовой статус граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления – чтобы в нужный момент всем им прийти на помощь в защите их прав.

Как решать подобные задачи? – Ответ на этот вопрос лежит за пределами курса «Муниципальное право». Но каждый офицер полиции должен знать ответ на этот вопрос, чтобы применять это знание в своей практической повседневной профессиональной деятельности.

Тем самым наша полиция сможет внести свой вклад в упрочение позиций местного самоуправления как одной из основ конституционного строя нашей страны.

Контрольные вопросы

  • Понятие и признаки местного самоуправления
    • Основные теории местного самоуправления
    • Муниципальная власть как одно из проявлений публичной власти
    • Конституционно-правовое закрепление местного самоуправления
  • Понятие муниципального права
    • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
    • Муниципальное право как отрасль права
    • Предмет муниципального права
    • Метод муниципального права
    • Система муниципального права
    • Муниципальные правоотношения
  • Источники муниципального права
    • Нормы муниципального права
    • Система источников муниципального права
  • История местного самоуправления в России
    • Управление на местах до 1864 г.
    • Реформы самоуправления земств и городов
    • Местное самоуправление в России после 1917 года
    • Реформы местной власти конца XX- начала XXI вв.
  • Основы местного самоуправления в Российской Федерации
    • Законодательное определение местного самоуправления
    • Основы местного самоуправления
    • Местное самоуправление как основа конституционного строя
    • Децентрализация местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления
    • Территориальная организация местного самоуправления
    • Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований
    • Установление и изменение границ муниципальных образований
    • Компетенция муниципальных образований
  • Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
    • Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
    • Местный референдум
    • Сход граждан
    • Территориальное общественное самоуправление
    • Опрос жителей
    • Собрания, конференции жителей
    • Обращения граждан в органы местного самоуправления
    • Правотворческая инициатива граждан
    • Публичные слушания
    • Общественные объединения
  • Муниципальное избирательное право. Организация муниципальных выборов
    • Понятие муниципальных (местных) выборов
    • Муниципальное (местное) избирательное право
    • Муниципальная (местная) избирательная система
    • Стадии избирательного процесса и их правовое регулирование
    • Гарантии реализации избирательных прав граждан
    • Назначение выборов
    • Образование избирательных округов и избирательных участков
    • Образование и организация деятельности избирательных комиссий
    • Выдвижение кандидатов и их регистрация
    • Информационное обеспечение выборов
    • Финансирование выборов
    • Организация голосования, установление результатов голосования, выборов и их опубликование
  • Органы местного самоуправления
    • Общая характеристика органов местного самоуправления
    • Основные модели организации муниципальной власти
    • Органы местного самоуправления как юридические лица
    • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  • Представительный орган муниципального образования
    • Общая характеристика представительного органа муниципального образования
    • Структура и организация работы представительного органа муниципального образования
    • Депутат представительного органа, член выборного органа местного самоуправления
    • Контрольный орган муниципального образования
  • Глава муниципального образования, местная администрация
    • Глава муниципального образования
    • Местная администрация
  • Муниципальные правовые акты
    • Система муниципальных правовых актов
    • Устав муниципального образования
    • Акты выборных органов, должностных лиц местного самоуправления
    • Муниципальное правотворчество
  • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления
    • Общая характеристика правонарушения и ответственности в муниципальном праве
    • Ответственность органов, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением. Отзыв должностных лиц
    • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед государством
    • Удаление главы муниципального образования в отставку
    • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
    • Контроль и надзор за деятельностью органов, должностных лиц местного самоуправления
  • Муниципальная служба
    • Правовая природа муниципальной службы
    • Права и обязанности муниципальных служащих
    • Прием на муниципальную службу, основания ее прекращения
  • Экономическая основа местного самоуправления
    • Муниципальная собственность
    • Местный бюджет
    • Бюджетный процесс в муниципальных образованиях

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Муниципальное право как наука представляет собой совокупность знаний о различных проявлениях местного самоуправления и муниципального права как отрасли права. Как отрасль научного познания она относится к семье правоведческих дисциплин и имеет предмет, содержание, форму, методологию и ценностные основания.

Предмет науки - это то, на что направлен научный поиск (институты, процессы, явления и др.). Содержание - это само знание (взгляды, идеи, теории, представления, концепции). Оно выражается в понятиях, категориях, моделях, формулах, других познавательных образованиях и закрепляется на бумажных, электронных, иных материальных носителях. Понятийно-категориальный аппарат - это внутренняя форма научного знания. Материальные носители научного знания: книги, брошюры, рукописи, электронные тексты и т.и., составляют внешнюю форму научного знания и обычно именуются источниками науки.

Методология науки - это совокупность приемов, способов исследования ее предмета, выражения и закрепления научного знания. Ценностные основания исследований (или аксиология науки) - побудительные мотивы научных поисков, заставляющие ученых выбирать то или иное направление, тот или иной способ исследований. Аксиологический (ценностный) подход выступает также в качестве метода исследований.

Предметом науки муниципального права является местное самоуправление как общественный и политико-правовой институт в его статике и динамике, отношениях с иными институтами общества и государством. Составной частью предмета науки является муниципальное право как отрасль права, то есть совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения местного самоуправления.

Методология - это относительно самостоятельная отрасль научного знания. Она основана на общеметодологических подходах, наиболее значимый из которых - диалектический. Он требует рассматривать местное самоуправление, его отдельные институты в контексте таких фундаментальных закономерностей, как единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. В рамках этих закономерностей полезно рассмотреть последовательную смену российского земского самоуправления советской системой местной власти, а ее - современной моделью местного самоуправления.

В числе методов муниципально-правовой науки, раскрывающих диалектический подход, исторический, генетический, аксиологический и движения от абстрактного к конкретному и наоборот.

Исторический метод ориентирует на исследование фактов прошлого. Аксиологический (ценностный) метод настраивает на рассмотрение муниципальной практики с точки зрения тех или иных социальных ценностей, заставляет обратить внимание и на цивилизационно-исторический контекст местного самоуправления в стране.

Метод движения от абстрактного к конкретному, и наоборот, помогает общее разделять на частности, а частности соединять в общие правила, установки, институты, модели. Это, например, движение от «муниципального образования вообще» к отдельным видам муниципальных образований, а от них - к конкретным муниципальным образованиям. Пример обратного движения - соединение территориальных, организационных, материально-финансовых, правовых составляющих жизни местных сообществ жителей в родовой конструкции местного самоуправления.

Научные исследования опираются также на такие приемы, как: формально-логический, системно-структурный, функциональный, нормативно-интерпретационный, сравнительного правоведения и др.

В числе источников науки муниципального права нормативные, судебные, теоретические источники, социологические исследования, муниципальная практика. К теоретическим источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, так или иначе связанные с осмыслением проблем местного самоуправления.

В системе муниципального права как науки выделяются ряд блоков. О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев выделяют, например, введение в муниципальное право; местное самоуправление в системе народовластия; основы местного самоуправления; предметы ведения и полномочия местного самоуправления; гарантии местного самоуправления; ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Можно выделить крупные блоки исследования науки муниципального права:

а) история местного самоуправления;

б) местное самоуправление в зарубежных странах;

в) местное самоуправление в обществе, системе социального управления, в том числе системе народовластия;

г) территориальные и компетенционные основы местного самоуправления;

д) общественно-публичное самоуправление граждан, включая муниципальные выборы, референдумы;

е) статус, организация деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления;

ж) муниципальное правотворчество;

з) муниципальная служба;

и) финансово-экономические основы местного самоуправления;

к) гарантии местного самоуправления.

Муниципальное право как учебная дисциплина . В этом качестве муниципальное право представляет собой определенную совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до сведения обучаемых. Если наука муниципального права охватывает всю совокупность муниципально-правовых знаний, то учебная дисциплина содержит лишь ту их часть, которая необходима для подготовки специалистов в области права, государственного и муниципального управления. Система муниципального права как учебной дисциплины совпадает с системой теоретико-практических исследований местного самоуправления 1 См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М.. 1975. С. 52-54; 161-184; Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 190-193

Лекция 2 Муниципальное право – наука и учебная дисциплина

2.1. Понятие, предмет, методология и источники науки муниципального права

Наука муниципального права является большей по объему, чем одноименные отрасль права и учебная дисциплина, поскольку включает все знания об общественных отношениях, составляющих предмет муниципального права, в том числе и правовые нормы, образующие в своей совокупности данную отрасль права, и учебный материал, составляющий содержание указанной учебной дисциплины в рамках вузовских учебных программ, тематических планов и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

В отличие от отрасли муниципального права, призванной с помощью правовых норм регулировать общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, одноименная наука своей главной целью имеет выявление, раскрытие, познание, исследование основополагающих процессов, определяющих сущность местного самоуправления, его основных муниципально-правовых институтов, а также выявление основных тенденций и закономерностей их развития.

На основе изучения практики реализации муниципально-правовых норм, исторического и зарубежного опыта правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе организации местного самоуправления, наука муниципального права призвана осуществлять теоретическое прогнозирование и обоснование рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной деятельности.

Наряду с различиями между наукой и отраслью муниципального права у них есть много общего, и прежде всего в единстве муниципально-правовых институтов и отношений, являющихся или предметом правового регулирования, или предметом научных поисков. Такой подход к предмету науки муниципального права позволяет выделить в ее составе следующие разделы:

1) исследование базового понятийного аппарата, определение понятий муниципального права как отрасли права, науки и учебной дисциплины;

2) изучение теоретических основ и общих принципов местного самоуправления, истории становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации, теорий и системы местного самоуправления в зарубежных странах;

3) системный анализ норм, закрепляющих территориальные, финансово-экономические и правовые основы местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления;

4) изучение проблем правового регулирования общественных отношений, связанных с правовой регламентацией деятельности граждан по осуществлению местного самоуправления в различных организационно-правовых формах, определяемых в законодательстве;

5) исследование вопросов, связанных с принципами и порядком прохождения муниципальной службы, основами правового статуса муниципального служащего;

6) комплексный анализ правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с правовым закреплением и регулированием соответствующих предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядка осуществления контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и их ответственности.

Наука муниципального права является составной частью российской юридической науки и самым тесным образом связана с рядом юридических и общественных наук.

Особо хотелось бы отметить взаимосвязь данной науки с наукой конституционного права, предметом которой в том числе являются правовые основы деятельности населения по решению вопросов местного значения, определение роли местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, основы разграничения предметов ведения и полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления в данной области и т. д.

В науке конституционного права наряду с теорией государства и права разработаны и используются такие юридические понятия и категории, которые составляют основу для научного познания в области муниципального права, в частности система народовластия, местное самоуправление, органы местного самоуправления, вопросы местного значения, конституционные принципы организации местного самоуправления, муниципальная служба, конституционное право на осуществление местного самоуправления, формы представительной и непосредственной демократии.

Комплексный характер муниципального права обязывает проводить научные исследования в данной области знаний лишь при условии сотрудничества и взаимодействия самых разных отраслевых юридических наук. Речь идет о знаниях в области гражданского, административного, финансового, земельного и других отраслей права, касающихся, в частности, вопросов муниципальной собственности, муниципальной службы, местного бюджета, муниципальных земель, которые наряду с другими знаниями в своей совокупности образуют целостную систему знаний о муниципальном праве.

Муниципальное право основывается и развивается на данных исторической науки и философии, которые носят методологический характер. Несомненна самая тесная связь науки муниципального права с историей государства и права России, наукой, изучающей процесс исторического становления, развития, а в ряде случаев и возрождения в России важнейших муниципально-правовых институтов.

Правовую основу взаимосвязанности науки муниципального права с науками международного права и конституционного права зарубежных стран составляют принципиально новые для отечественного государства и права положения Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы Российской Федерации и имеют приоритет над нормами ее внутреннего законодательства.

Наука муниципального права комплексно, системно исследует местное самоуправление и его институты, иные перечисленные науки изучают местное самоуправление применительно к своему предмету.

Таким образом, можно дать определение науки муниципального права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина Наука банковского права – это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний,

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

Глава 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ

Из книги Жилищное право: конспект лекций автора Пименова Елена Николаевна

§ 2. Гражданское право как учебная дисциплина Понятие учебной дисциплины гражданского права. Если гражданское право как отрасль права регулирует соответствующие общественные отношения, а наука 1ражданского права изучает гражданско-правовые явления, то гражданское

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина Корпоративное право РФ как наука, учебная дисциплина и подотрасль права теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука корпоративного права РФ изучает те общественные отношения, которые отрасль права

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина «Конституционное право» - термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным

Из книги Уголовно-процессуальное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина Гражданский процесс в юридическом вузе наряду с гражданским правом является одной из основных дисциплин учебного курса, без которой невозможно подготовить специалиста высшей квалификации в сфере

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. В отличие от уголовно-процессуального права наука

Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

19. Муниципальное право как наука Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

Лекция 1 Муниципальное право как комплексная отрасль права 1.1. Понятие и особенности муниципального права как комплексной отрасли права Конституция РФ впервые не только закрепила на высшем юридическом уровне местное самоуправление в качестве одной из основ

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

§ 6. Инвестиционное право как учебная дисциплина Инвестиционное право является не только отраслью права и научной дисциплиной, но также и учебной дисциплиной, призванной быть предметом специального аудиторного изучения для студентов, обучающихся в высших учебных

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная

Из книги автора

Тема I. Экологическое право как учебная дисциплина Социальная обусловленность экологического права. - Предмет экологического права. - Метод экологического

Предметом муниципального права является круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления .

При определении предмета муниципального права и особенностей его метода необходимо учитывать целый ряд обстоятельств. Прежде всего это комплексный характер отрасли права. Местное самоуправление не изолировано от иных общественных отношений, на муниципальный уровень влияют нормы иных отраслей права. Например, реализация прав и свобод человека и гражданина , осуществление основных обязанностей граждан защищены конституционным правом ; при осуществлении бюджетных прав муниципальные образования используют нормы бюджетного законодательства; при совершении сделок гражданско-правового характера органы местного самоуправления руководствуются нормами гражданского права и т.д.

Таким образом, предмет муниципального права включает часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами муниципального права.

Кроме того, нормы муниципального права регулируют сложную систему отношений как публично-правового, так и частноправового характера. К первым можно отнести отношения, возникающие между государственными и муниципальными органами, а также муниципалитетами. Ко вторым - предпринимательскую деятельность муниципальных предприятий , гражданско-правовые отношения органов местного самоуправления с иными юридическими и физическими лицами .

Таким образом, муниципальное право России рассматривается как совокупность правовых институтов, регулирующих разнородные общественные отношения, что и определяет его комплексный характер.

При определении предмета и метода муниципального права необходимо также учитывать, что муниципальное право России - это совокупность институтов права и норм, являющихся результатом правотворчества на уровнях муниципального образования, субъектов Федерации и Российской Федерации в целом. Соответственно, муниципальное право отражает интересы, которые формируются и регулируются на каждом из этих уровней публичной власти , а также взаимодействие таких уровней и соотношение их интересов.

В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

  • отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия ;
  • отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;
  • отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;
  • отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы и муниципальных служащих;
  • отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;
  • отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти ;
  • отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

Система муниципального права

Муниципально-правовые отношения - это те урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления.

В муниципально-правовых отношениях:

  • участвует определенный круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие соответствующих муниципально-правовых норм;
  • регламентируется конкретное поведение участников этих отношений;
  • и отдельные местного самоуправления , формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия . Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

    Для муниципального права характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства , с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений , а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

    Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов , образование внебюджетных фондов основаны на нормах финансового права ; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации , осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права ; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом ; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к